Система оповещения. Что такое локальные системы оповещения? Система оповещения гражданской защиты
Системы централизованного оповещения (далее - СЦО), создаваемые во всех звеньях управления ГО, предназначены для осуществления своевременного оповещения органов управления, должностных лиц, сил ГО и населения Российской Федерации. Они создаются заблаговременно на всех уровнях управления и представляют собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления гражданской обороной.
Оповещение органов управления, должностных лиц и сил ГО включает в себя доведение до них распоряжений на проведение комплекса мероприятий по ликвидации ЧС и перевода на военное время.
Оповещение населения включает в себя доведение до него заранее установленного условного сигнала тревоги («Внимание всем!») и поясняющей речевой информации о характере возникшей угрозы и порядке поведения в создавшихся условиях.
Решение на задействование СЦО для оповещения населения принимает соответствующий руководитель гражданской обороны.
Системы оповещения любого уровня должны обеспечивать как циркулярную, так и выборочную передачу команд управления и речевой информации и включение средств оповещения, входящих в состав СЦО данного уровня.
Во всех СЦО должны предусматриваться организационные и технические меры по повышению их помехозащищенности, чтобы исключить или максимально снизить вероятность несанкционированного (ложного) их срабатывания.
Задачами СЦО федерального уровня являются доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров, органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и частей войск ГО центрального подчинения, а также до взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти.
Задачами СЦО регионального уровня являются доведение сигналов и информации оповещения от пунктов управления РЦ МЧС России до подчиненных органов управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, соединений и частей войск ГО.
Задачами систем оповещения территориального уровня являются оповещение должностных лиц и сил данного уровня, органов управления местного и объектового уровней, а также населения, проживающего на территории, охватываемой СЦО данного территориального уровня.
Передача сигналов и речевой информации в СЦО территориального уровня осуществляется по действующим (занятым) каналам связи и сетям вещания путем их кратковременного перехвата на время передачи сигналов и речевой информации.
Управление СЦО территориального уровня осуществляется с рабочих мест оперативно-дежурной службы управления МЧС России по данному субъекту Российской Федерации по месту их постоянного размещения и в загородной зоне.
Оконечные компоненты аппаратуры оповещения СЦО устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной, органов местного самоуправления (в городах и районах). В городах и районах, где круглосуточное дежурство в органах управления не установлено, оконечные компоненты аппаратуры оповещения могут размещаться в дежурных частях городских (районных) отделов внутренних дел МВД России.
Для оповещения и информирования населения в СЦО задействуются местные радиотрансляционная сеть, радиовещательные и телевизионные станции независимо от форм собственности.
СЦО объектового уровня должна обеспечивать оповещение и информирование руководящего состава и персонала объекта при возникновении ЧС на объекте или вне его, если последствия ЧС могут создавать угрозу жизни или здоровью персонала объекта.
Для оповещения и информирования в объектовых СЦО используются радиотрансляционная сеть объекта, наружные и цеховые электрические сирены, объектовая телефонная сеть связи. Управление СЦО осуществляет диспетчерская служба объекта. На рабочем месте диспетчера устанавливаются командные компоненты аппаратуры оповещения, а также оконечные компоненты аппаратуры оповещения СЦО местного или территориального уровней.
Локальные системы оповещения (далее - ЛСО) создаются в районах размещения потенциально опасных объектов и предназначены для доведения информации о возникновении ЧС в результате аварии на потенциально опасном объекте до персонала этого объекта, персонала других объектов, предприятий и учреждений, до населения, находящегося в пределах зоны действия ЛСО, а также органов, осуществляющих управление гражданской обороной субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, на территории которых размещен потенциально опасный объект. Зона действия ЛСО конкретного потенциально опасного объекта определяется при проектировании.
ЛСО является составной частью СЦО территориального или местного уровней и сопрягается с ними организационно и технически.
Управление ЛСО организуется от диспетчерских (дежурных) служб потенциально опасного объекта по месту их расположения. Для атомных станций предусматривается также организация управления ЛСО из запасного района вне самой станции.
В целях сокращения сроков передачи сигналов и информации о ЧС между диспетчерской службой потенциально опасного объекта и соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, устанавливается прямая телефонная связь.
Создание и поддержание в постоянной готовности ЛСО возлагается на министерства, ведомства и коммерческие организации, в ведении которых находится потенциально опасный объект.
В последние годы создание и развитие систем оповещения осуществлялось по следующим основным направлениям:
завершение реконструкции и опытная эксплуатация федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения;
реконструкция региональных и территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения (далее ТАСЦО);
создание в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения.
В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003г. № 1544-р и выполнения плана мероприятий «Программы реконструкции систем оповещения гражданской обороны Российской Федерации», утвержденной приказом МЧС России от 10.10.2000г. № 508:
проводилась опытная эксплуатация на базе комплекса технических средств П-166 федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения и региональных автоматизированных систем централизованного оповещения в Северо-Западном и Южном региональных;
разработан рабочий проект реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Центрального регионального центра;
завершены монтажные и пуско-наладочные работы комплекса технических средств П-166 региональных автоматизированных систем централизованного оповещения в Сибирском и Дальневосточном региональных центрах;
организовано проведение работ по реконструкции территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения в 28 субъектах Российской Федерации (в том числе в г. Москве, Краснодарском крае, Ханты-Мансийском АО, Еврейском АО, Ростовской области и т.д.), а также локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов (Ленинградской, Волгодонской, Калининской, Курской, Белоярской атомных электростанций и Цемлянского водохранилища);
В целом, действующие системы оповещения обеспечивают оперативное доведение сигналов (распоряжений) оповещения и информации до органов управления по делам ГОЧС разных уровней и населения Российской Федерации.
Основными проблемами системы оповещения на данном этапе являются:
- 1. Более 68% территориальных систем оповещения населения выработали установленный ресурс и нуждаются в реконструкции. Наиболее остро данная проблема стоит в субъектах Российской Федерации Центрального, Приволжского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов, где уже сегодня 100% территориальных систем оповещения требуют реконструкции.
- 2. Происходит дальнейшее сокращение сетей проводного вещания. Их замена сетями УКВ-ЧМ вещания идет низкими темпами. В результате уровень охвата средствами оповещения населения, особенно в сельской местности снижается. Поэтому одной из важнейших задач остается обеспечение поэтапного перевода сетей проводного вещания на эфирное радиовещание.
- 3. Крайне медленно идет создание локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов. По состоянию на 01.01.2005 г. таких систем создано 23,8% (973 системы) от потребности.
Информация о состоянии территориальных систем оповещения и о положении, сложившемся с созданием локальных систем оповещения населения, МЧС России направлена в адрес полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для дальнейшего развития и совершенствования систем оповещения необходимо:
разработать и утвердить в установленном порядке положение о системах оповещения гражданской обороны и положение по эксплуатационно-техническому обслуживанию технических средств территориальных систем оповещения;
завершить опытную эксплуатацию на базе комплекса технических средств оповещения нового поколения П-166 федеральной автоматизированной системы централизованного оповещения и региональных автоматизированных систем централизованного оповещения Северо-Западного, Южного, Сибирского и Дальневосточного региональных центров;
провести реконструкцию на базе комплекса технических средств оповещения нового поколения П-166 региональных автоматизированных систем централизованного оповещения Центрального и Приволжско-Уральского региональных центров;
организовать контроль за выполнением мероприятий по реконструкции территориальных автоматизированных систем централизованного оповещения субъектов Российской Федерации;
разработать рабочий проект на базе комплекса технических средств оповещения нового поколения П-166 реконструкции региональной автоматизированной системы централизованного оповещения Приволжско-Уральского регионального центра;
завершить разработку и проведение государственных испытаний комплекса технических средств оповещения органов управления гражданской обороны по сетям подачи программ теле- и радиовещания и комплекса технических средств управления оконечными средствами оповещения населения по радиоканалам;
организовать контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов, законодательно закрепить ответственность руководителей предприятий и организаций, эксплуатирующих ПОО за игнорирование создания и поддержание в соответствующем всем нормативно-методическим документам состоянии ЛСО на ПОО.
Как известить жителей страны о масштабном стихийном бедствии, техногенной аварии, военной угрозе или другой чрезвычайной ситуации (ЧС). Для этого существуют специальные системы оповещения гражданской обороны (ГО). К ним относят целый комплекс организационных сил, технических средств, сетевых каналов как общего пользования, так и ведомственных.
Сигналы, информирующие о ЧС, должны быть доведены до следующих субъектов:
В настоящее время к одной из острых проблем современности относятся проблемы недопущения и ликвидации чрезвычайных ситуаций естественного и техногенного происхождения.
- население;
- должностные лица;
- органы управления;
- силы ГО.
Основным способом оповещения остается распространение речевой информации посредством местных линий – радио и телевидения. Однако, возможно использование и других устройств:
- сирены;
- громкоговорители;
- репродукторы;
- телефоны;
- подвижные средства.
Для определенных ситуаций уже заготовлены варианты текстовых сообщений, за что отвечает управление МЧС России по ГО и ЧС совместно с местными органами исполнительной власти.
Структуризация систем оповещения ГО и ЧС
Устанавливаются системы оповещения ГО и ЧС не везде, а только на крупных объектах, которые попадают в категорию опасных, либо на тех, где одновременно пребывает большое количество людей.
Поскольку оповестить необходимо разные категории граждан, на разных уровнях государственного устройства, то, соответственно, и системы оповещения будут отличаться масштабом действия. В РФ на сегодняшний день действуют системы:
- Централизованного оповещения (СЦО):
- региональная автоматизированная (РАСЦО);
- территориальная автоматизированная (ТАСЦО).
- Локальные (ЛСО).
- Объектовые (ОСО).
- Управляющие оповещением и эвакуацией людей (СУОЭ).
Основной принцип размещения устройств оповещения граждан – установка оборудования вблизи крупных промышленных объектов, например, гидросооружений, химических производств и других. То, какой именно вариант оповещения населения будет применен, зависит от вида угрозы, ее мощности и опасности.
Как работают системы оповещения регионального и территориального уровней
Оповещение самого высокого уровня осуществляется централизованно, автоматически запускаясь в случае ЧС. Все сигналы, поступающие от пунктов МЧС, передаются в регионы, органы и соединения, подчиняющиеся федеральному центру.
В свою очередь РАСЦО обязаны передать сигнал далее к управлениям ГО и ЧС. Должны быть оповещены:
- руководители организаций, отвечающих за ГО;
- диспетчера служб оперативного реагирования, которые находятся на опасных и крупных производственных объектах;
- население регионов;
- органы управления ГО.
Техническая база всех систем оповещения РФ – комплекс П-160.
Местные системы оповещения населения ГО и ЧС
Следующая ступень передачи сигнала о ЧС – это объекты местного уровня:
- дежурные диспетчера на потенциально опасных объектах и крупных предприятиях с экономической ценностью;
- городское и сельское руководство ГО;
- население.
Оповещение для жителей и должностных лиц осуществляется раздельно. Функционирование системы обеспечивает комплекс технических устройств (КТС) П-164 или П-166, либо автоматизированные системы оповещения (АСО). Обе системы работают по каналам тональной частоты, что позволяет выбирать конкретную зону для оповещения, не задействуя остальную территорию.
Особенности организации локального оповещения населения
ЛСО создаются в тех районах, где работают или строятся потенциально опасные объекты. За их технической исправностью и готовностью к задействованию в случае возникновения ЧС следит начальник ГО. Он же и занимается оповещением населения, руководителей и сотрудников предприятий о непредвиденных угрозах:
- техногенных авариях;
- вторжении противника;
- природных катастрофах.
Такая многоуровневая система оповещения, слаженно и продуктивно исполняющая свои задачи, является наиболее эффективной в плане массового оповещения людей о грозящей опасности и ее предотвращения.
Объектовые системы оповещения – обеспечение безопасности предприятий
ОСО запускается в тех случаях, когда возникшая опасность ограничивается пределами территории одного объекта. Цель ее – довести информацию о ЧС руководящим лицам, персоналу, службам, ответственным за ГО на объекте.
Система работает в основном на базе КТС П-164, однако, на сегодня активно рассматриваются различные варианты ее усовершенствования.
Как пример – системы СГС-22М, которые позволяют оповещать открытые зоны и закрытые помещения на объекте, передавать предупреждающие сигналы, речевые сообщения, а в одностороннем порядке использоваться в местных каналах вещания. При этом с их помощью возможна организация и городского, и локального оповещения. Управление системой может осуществляться удаленно. Еще один плюс – возможность передачи специальных сообщений на телефоны, записанные в базе.
Внедрение также технологий и систем мировых стандартов:
- АТМ (B-ISDN);
- сотовая радиосвязь;
- GSM;
- спутниковые персональной связи;
- цифровые (ISDN);
- пейджинговые;
- мобильная связь –
позволяет силам ГО работать еще качественнее и эффективнее, снабжая эти и другие службы РФ бесперебойной и высокоскоростной связью.
25. Системы оповещения ГО создаются заблаговременно в мирное время.
26. Федеральная и региональные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию МЧС России под руководством начальника гражданской обороны Российской Федерации, первого заместителя начальника гражданской обороны Российской Федерации - Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при участии федеральных органов исполнительной власти, служб оповещения и связи гражданской обороны, ВГТРК и её дочерних федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов.
Региональные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с федеральной системой оповещения гражданской обороны.
27. Территориальные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, с участием служб оповещения и связи гражданской обороны, дочерних ВГТРК федеральных государственных унитарных предприятий и филиалов.
Территориальные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с соответствующими региональными системами оповещения гражданской обороны.
28. Федеральная, региональные и территориальные системы оповещения ГО должны организационно, технически и программно сопрягаться с системами оповещения Минобороны России соответствующего уровня управления и других федеральных органов исполнительной власти и организаций, призванных решать задачи в области гражданской обороны.
Технические параметры (характеристики) сопряжения систем оповещения ГО с системами оповещения других федеральных органов исполнительной власти и организаций должны соответствовать техническим параметрам (характеристикам) сетей связи общего пользования.
29. Местные системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории города, городского или сельского района, с участием служб оповещения и связи гражданской обороны.
30. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и объектовые системы оповещения ГО создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к задействованию под руководством соответствующего начальника гражданской обороны органами, осуществляющими управление гражданской обороной объекта, с привлечением служб оповещения и связи гражданской обороны.
Зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов определяются Правительством Российской Федерации.
31. Местные, локальные и объектовые системы оповещения гражданской обороны являются составной частью территориальных систем оповещения гражданской обороны и должны организационно, технически и программно сопрягаться с ними.
32. Федеральная, региональная, территориальные и локальные системы оповещения должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное (по направлениям оповещения) доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения.
Местные и объектовые системы оповещения ГО должны обеспечивать циркулярное доведение сигналов и информации оповещения.
33. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, службы оповещения связи гражданской обороны, ВГТРК и её дочерние федеральные государственные унитарные предприятия и филиалы проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения ГО.
34. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения ГО при их создании предусматривается:
доведение сигналов (распоряжений) и информации оповещения с нескольких территориально разнесенных защищенных пунктов управления;
комплексное использование нескольких территориально разнесенных систем (каналов, линий) связи на одном направлении оповещения;
размещение используемых в интересах оповещения средств связи и оповещения на защищенных пунктах управления;
создание и использование запасов мобильных средств оповещения.
35. Для оповещения и информирования населения органами, осуществляющими управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, совместно с дочерними ВГТРК федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами используются заблаговременно создаваемые в мирное время запасные центры вещания государственных телевизионных и радиовещательных компаний.
36. Запасы мобильных (возимых и переносных) средств оповещения создаются и поддерживаются в готовности к задействованию на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях управления гражданской обороной в соответствии с решением соответствующего начальника гражданской обороны.
Номенклатура, объем, места размещения, а также порядок накопления, хранения и использования запасов мобильных средств оповещения определяются создающим их органом по согласованию с МЧС России или органом, осуществляющим управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации.
37. В целях поддержания в готовности систем оповещения ГО проводятся проверки их работоспособности и организуется эксплуатационно-техническое обслуживание.
38. Органы, осуществляющие управление гражданской обороной, планируют и проводят проверки систем оповещения ГО своего и подчиненных уровней управления на основании решения соответствующего начальника гражданской обороны и утвержденных планов проверок.
Проведение всех видов проверок с задействованием сетей вещания согласовывается с руководством ВГТРК или её дочерними федеральными государственными унитарными предприятиями и филиалами, при этом проведение проверок с перерывом вещательных программ при передаче правительственных сообщений запрещается.
39. Эксплуатационно-техническое обслуживание средств оповещения организуется органами, осуществляющими управление гражданской обороной, и проводится предприятиями связи на договорных условиях.
Система оповещения населения о ЧС призвана предупредить людей о возникшей или вероятной опасности. Для этого используются звуковые, световые сигналы, тревожные сообщения также передаются посредством радио и телевидения. Системы оповещения РСЧС имеются в каждом крупном городе, однако далеко не все из них способны выполнять свои задачи в полном объеме.
Система оповещения ГО и ЧС
Обычно система оповещения ГО и ЧС состоит из множества элементов, соединенных в одну систему. Это могут быть лампы, громкоговорители, телевизионные экраны и т.д. Размещают их там, где они смогут наиболее эффективно выполнять свои функции. Элементы системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях обязаны содержаться в исправности.
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях
Особого внимания требуют системы оповещения при ЧС на предприятии, они отвечают за безопасность большого количества людей. Подобные системы неразрывно связаны с убежищами, которые находятся на территории предприятий, ведь главная их задача – организация эвакуации персонала.