Система учебной дисциплины муниципального права. Муниципальное право. Основные теории местного самоуправления

Термин «муниципальное право» используется для обозначения отрасли права, науки и учебной дисциплины.

Муниципальное право как отрасль права - это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления.

Предметом муниципального права является совокупность общественных отношений, возникающих при организации и функционировании местного самоуправления.

Такие общественные отношения возникают при:

  • ? реализации населением форм непосредственной демократии; формировании органов местного самоуправления;
  • ? обеспечении органами местного самоуправления жизнедеятельности населения муниципального образования, решения других вопросов местного значения;
  • ? взаимодействии органов местного самоуправления с органами государственной власти;
  • ? судебной защите прав органов местного самоуправления и гарантий местного самоуправления как такового;
  • ? ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.

Метод муниципального права, как и любой другой отрасли права, направлен на осуществление воздействия одного субъекта права на другой. Исходя из того, что муниципальное право является комплексной отраслью права, оно заимствует методы, используемые в различных отраслях права. Так как местное самоуправление охватывает сфеpy публичного и частного права, правовое регулирование основано на сочетании императивного и диспозитивного методов.

Местное самоуправление является преимущественно публичноправовым институтом, и поэтому чаще всего в нем применяется императивный метод в сочетании с обязывающими и запрещающими способами регулирования. Так, например, к обязывающему способу относится ч. 7 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о местном самоуправлении), в которой указано, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями должно сопровождаться предоставлением им субвенций из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. К запрещающему способу можно отнести ст. 19 Закона о местном самоуправлении, в соответствии с которой запрещается производить наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями при помощи каких-либо нормативных правовых актов, кроме законов.

Диспозитивный метод правового регулирования, включающий в себя дозволяющий способ, также широко используется в муниципальном праве. Так, согласно ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. Согласно ч. 4 ст. 35 Закона о местном самоуправлении, «представительный орган муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Императивный и диспозитивный методы дополняются методом гарантий. В статье 133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.

Муниципально-правовые нормы - это правовые нормы, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. Вместе с тем нормы муниципального права характеризуются определенной спецификой, связанной с обособленностью органов местного самоуправления от органов государственной власти, а также с тем, что органы местного самоуправления и население муниципального образования наделены нормотворческими полномочиями.

Особенность норм муниципального права состоит в том, что для многих из них характерна принадлежность одновременно и к другим отраслям права. Так, например, нормы, закрепляющие финансовые основы местного самоуправления, являются нормами как муниципального, так и финансового права.

В муниципальном праве Российской Федерации применяется следующая классификация правовых норм.

По объекту правового регулирования различают:

  • ? нормы, определяющие местное самоуправление в системе народовластия (ст. 12 Конституции РФ провозглашает самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий);
  • ? нормы, закрепляющие территориальные, финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления (ч. 3 ст. 51 Закона о местном самоуправлении, гарантирующая поступление в местные бюджеты доходов от использования и приватизации муниципального имущества);
  • ? нормы, устанавливающие организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления (местный референдум, муниципальные выборы, формирование и статус органов местного самоуправления, муниципальная служба);
  • ? нормы, закрепляющие вопросы местного значения муниципальных образований (ст. 14-16 Закона о местном самоуправлении);
  • ? нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления. По территории действия выделяются нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, и нормы, действующие на территории субъекта РФ;
  • ? действующие в границах конкретного муниципального образования.

По характеру содержащихся в нормах предписаний они подразделяются:

  • ? на управомочивающие (ч. 1 ст. 26 Закона о местном самоуправлении гласит, что граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления);
  • ? обязывающие (ч. 2 ст. 26 Закона о местном самоуправлении возлагает на органы и должностных лиц обязанность дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца);
  • ? запрещающие (в силу ч. 2 ст. 10 Закона о местном самоуправлении ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления).

По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

  • ? императивные (ч. 5 ст. 15 Закона о местном самоуправлении закрепляет единственно возможный порядок принятия решений представительным органом местного самоуправления - коллегиальный);
  • ? диспозитивные (согласно ч. 4 ст. 15 Закона о местном самоуправлении, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий).

По предназначению в механизме правового регулирования выделяют следующие нормы:

  • ? материальные (закрепляют права, обязанности, полномочия субъектов муниципальных правоотношений);
  • ? процессуальные (регламентируют процедуру реализации материальных норм).

Муниципально-правовые отношения - это регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Муниципально-правовые отношения с учетом их содержания можно подразделить на три группы:

  • ? отношения, связанные с организацией местного самоуправления (образование, объединение, преобразование муниципальных образований, утверждение символики муниципальных образований, определение структуры органов местного самоуправления);
  • ? отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований (решение жителями муниципального образования непосредственно либо через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования);
  • ? отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий (процесс реализации органами местного самоуправления переданных государственных полномочий).

Субъектами муниципально-правовых отношений являются муниципальные образования; органы местного самоуправления; собрания (сходы) граждан; граждане; депутаты представительных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления; ассоциации и союзы муниципальных образований; государственные органы и должностные лица; общественные объединения; предприятия, учреждения и организации.

Муниципальное право как отрасль российского права обладает признаками системного правового образования. Это означает, что внутри этой системы происходит деление права на институты, т.е. однородные нормы, регулирующие определенные группы общественных отношений, входящих в предмет отрасли.

В теории муниципального права система рассматриваемой отрасли права определяется как «объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений». Таким образом, систему муниципального права составляют следующие институты: правовые основы местного самоуправления; территориальные основы местного самоуправления; организационные основы местного самоуправления; финансово-экономические основы местного самоуправления; компетенция органов местного самоуправления; переданные государственные полномочия органов местного самоуправления; ответственность органов местного самоуправления; особенности организации местного самоуправления.

Муниципальное право как наука - это совокупность знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления. Это более широкое понятие, чем муниципальное право как отрасль права. Наука муниципального права помимо общепризнанных норм рассматривает дискуссионные положения, выдвигает новые концепции и гипотезы. В рамках научных исследований помимо действующих в Российской Федерации в настоящее время институтов местного самоуправления ученые изучают практику правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности, а также обращаются к зарубежному опыту в этой сфере.

Теоретическими источниками муниципального права являются фундаментальные научные труды ученых-юристов и видных деятелей земского движения дореволюционной России, изучавших опыт организации земского и городского самоуправления. В первую очередь можно отметить такие работы, как «Государственное и общественное управление и самоуправление и судебная власть» В.П. Безобразова (1882), «О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений» А.И. Василь- чикова (1869-1877), «История местного самоуправления в России» А.Д. Градовского (1899), «Самоуправление» Н.И. Лазаревского (1902). Изучением проблем местного самоуправления занимались также Л.А. Велихов, Н.М. Коркунов, В.Н. Лешков, М.И. Свешников, Б.Н. Чичерин и др.

Однако в дореволюционной России не произошло выделения муниципального права в самостоятельную отрасль права или научную дисциплину. Проблемы муниципальных отношений изучались в основном в рамках государственного или административного права.

В советское время местное самоуправление было фактически ликвидировано и заменено системой местных советов, которые являлись местными органами государственной власти. Однако не следует полностью отбрасывать изучение опыта функционирования этой системы, который получил отражение в юридической науке в период советского строительства. Среди видных теоретиков можно назвать таких ученых, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Ю.М. Козлов, Е.И. Козлова, А.Я. Слива, Ю.А. Тихомиров, К.Ф. Шеремет.

В настоящее время многие из них продолжают свои исследования и являются видными представителями науки в области муниципального права. В последние годы проблемы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации активно изучают Н.С. Бондарь, И.В. Выдрин, А.И. Коваленко, М.А. Краснов, О.Е. Кутафин, А.Н. Писарев, Н.В. Постовой, В.И. Фадеев, Е.С. Шугри- на, В.С. Четвериков и др.

Наука муниципального права изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, при этом используются присущие всему правоведению общенаучные методы (диалектический, системный, конкретно-социологический), а также специальные (сравнительно-правовой, статистический, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический и др.).

Муниципальное право как учебная дисциплина. Задачи этого курса состоят в оказании помощи будущим юристам и менеджерам в изучении основ правового регулирования организации и функционирования местного самоуправления.

Учебная дисциплина муниципального права представляет собой совокупность наиболее общих знаний, теорий и идей о правовом регулировании организации и функционирования местного самоуправления.

Можно выделить следующие основные отличия учебной дисциплины муниципального права от науки:

  • ? учебная дисциплина является вторичной по отношению к науке, так как базируется на ее достижениях;
  • ? учебная дисциплина не использует теорий и гипотез, а оперирует только общепризнанными положениями;
  • ? наука всегда обладает свойством проблемности, учебная дисциплина такого свойства иметь не может;
  • ? источником науки являются научные статьи, монографии, диссертационные исследования, источником учебной дисциплины - учебники и учебные пособия.

В рамках этой учебной дисциплины изучаются как наиболее значимые нормы муниципального права, так и важнейшие теоретические положения, выработанные наукой.

Муниципальное право как наука и как учебная дисциплина связана с изучением студентами теоретических основ местного самоуправления. Обучаемым нужно обратить внимание на то обстоятельство, что целостные концепции о муниципальном управлении появились только в конце 18-го века, поэтому важно установить не только содержание традиционных (естественных прав общины, хозяйственная, общественная, государственная) и современных (дуализма, социального обслуживания, социал-реформистская) теорий, но и определить тенденции их развития, совершенствования. Основные теории и сейчас реализуются в законодательстве, имеют своих сторонников и противников, и, очевидно, студентам следует определиться в выборе наиболее приемлемых взглядов, чтобы в дальнейшем подкрепить или опровергнуть их.

Следующий аспект этой темы призван показать студентам перспективы освоения содержания учебной дисциплины «Муниципальное право России». Каждый обучаемый должен четко представлять систему учебной дисциплины, состоящей из четырнадцати тем, разбитых на вопросы, видеть ее соотношение с другими юридическими и неюридическими дисциплинами, а также познакомиться с основными понятиями, сокращениями, используемыми при ее изучении. Большое внимание отводится знакомству студентов с основными формами учебной деятельности и требованиями к ее результатам.

1. Составьте схемы:

    Место учебной дисциплины «Муниципальное право России» в системе юридических и неюридических дисциплин, преподаваемых в Российской академии правосудия;

    Развитие теоретической основы местного самоуправления.

2. Терминологическое задание:

запишите (или отметьте ранее записанные) определения понятий: «муниципальное право (как наука)», «муниципальное право (как учебная дисциплина)».

Акмалова А.А. Муниципальное право России. М., 2002.

Баранчиков В.А. Правовые проблемы становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. М., 2005.

Выдрин И.В., Кокотов А.А. Муниципальное право России. М., 2003.

Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. М., 2001.

Конституционные и законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации: Сб. статей. М., 2004.

Костюков А.Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., 2006*.

Соловьев С.Г. Муниципально-властные институты в местном самоуправлении Российской Федерации. СПб., 2003.

Шугрина Е.С. Муниципальное право. М., 2004.

Тема 3. Местное самоуправление: история, современное состояние и перспективы развития

Обращение к истории развития местного самоуправления в России необходимо для выявления общих тенденций, сложившихся в нашей стране в отношении этого уровня власти. Зарубежный опыт интересен как в плане соотношения российской муниципальной традиции с историей других стран, так и с позиции возможного заимствования иностранных моделей и систем организации местного самоуправления.

Студентам важно знать, что нет единства подходов в определении этапов развития местного самоуправления в России, поэтому следует обозначить основные «вехи»:

    догосударственный период;

    вечевое управление в Новгороде и Пскове;

    период создания Русского централизованного государства;

    реформы Ивана Грозного по замене системы «кормлений»;

    приказно-воеводское управление;

    развитие самоуправления в России в период абсолютизма в XVIII в.;

    реформы Петра I и Екатерины II в области местного самоуправления;

    учреждение земского и городского самоуправления в России.

Изучение практики местного самоуправления в советский период связано с тремя основными подходами. Одни авторы считают, что система местных советов и была формой самоуправления, другие – что самоуправление и социалистический строй несовместимы, третьи видят возможности «примирения» диаметрально противоположных взглядов, считая, что местное самоуправление официально не признавалось, но его отдельные элементы имели место.

Реформирование местного самоуправления в России в конце XX века тесно связано с принятием ряда нормативных правовых актов, в которых отражены нововведения. Как правило, нормативный путь избирается у нас для решения проблем в становлении местного самоуправления в современных условиях. Данный вывод подтверждается осуществлением очередного (четвертого) этапа реформирования местного самоуправления в современной России.

6 октября 2003 г. в результате сложной и трудоемкой законотворческой работы был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в новой редакции. Студентам надлежит установить отличия данного закона от ранее действовавшего, что позволит определить содержание реформы местного самоуправления. Принципиально важно также выявить новеллы, вносимые в названный федеральный закон. Отдельного внимания заслуживает вопрос о том как вслед за федеральным законодательством совершенствуются источники отрасли муниципального права уровня субъектов Российской Федерации и как изменяется система муниципальных правовых актов.

Совершенствование российского законодательства в современных условиях объективно связано с передовым опытом зарубежных стран. Для этого студентам предлагается изучить в самом общем виде зарубежную практику муниципального строительства на основе муниципальных систем в ряде стран. Особое внимание следует уделить соотношению англосаксонской и континентальной систем, а также характеристике особенностей местного самоуправления в странах «социалистического лагеря».

Письменные задания на самостоятельную работу:

1. Составьте схему «Основные этапы развития местного самоуправления в России с древнейших времен».

2. Заполните таблицы:

«Новеллы в Федеральном законе от 6 октября 2006 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

«Особенности муниципальных систем зарубежных стран»:

Муниципальная система

Особенности

взаимоотношений с ОГВ

компетенция ОМС

контроля

Название

Страны

Англосаксонская (классическая)

Французская (континентальная)

Смешанная

«Советская»

Уникальные

3. Терминологическое задание:

запишите (или отметьте ранее записанные) определения понятий: «муниципальные системы зарубежных стран», «модель местного самоуправления».

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации. М., 2004.

Европейская Хартия о местном самоуправлении. Вступила в силу для Российской Федерации с 1 сентября 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» // СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. 1 сентября.

Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-I «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 29.

Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 1993 г. № 1617 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 1993. 12 октября.

Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» // Российские вести. 1993. 29 октября.

Закон РСФСР от 19 июля 1968 г. «О поселковом, сельском Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1968. № 30. Ст. 1148.

Закон РСФСР от 29 июля 1971 г. «О городском, районном в городе Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 31. Ст. 654.

Закон РСФСР от 29 июля 1971 г. «О районном Совете народных депутатов РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. № 32. Ст. 785.

Учебно-методическая литература

Анимицина Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. М., 2000.

Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.

Баранова К.К. Бюджетный федерализм и местное самоуправление в Германии. – М., 2000.

Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник для вузов. М., 2000.

Бялкина Т.М. Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Воронеж, 1998.

Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. М., 1999.

Глущенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право. Учебное пособие. СПб., 2000.

Государство и управление в США / Отв. ред. Л.И. Евсеенко. М., 1985.

Григорян Л.А. Советы – органы власти и народного самоуправления. М., 1965.

Досье Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» // Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2006 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации. М.: Совет Федерации, 2007.

Евдокимов В.Б., Старцев Я.Ю. Местные органы власти зарубежных стран: правовые аспекты. М., 2001.

Замотаев А., Чекалин В. О русской редакции Европейской Хартии местного самоуправления // Муниципальная власть. – 2007. – № 1. – С. 6-20.

Институты самоуправления: Историко-правовое исследование. М., 1995.

Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право: Учебник. М., 1998.

Князев С.Д., Хрусталев Е.Н. Муниципальное право Российской Федерации. Владивосток, 1998.

Кононов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации. Саратов, 1997.

Конституции зарубежных стран о местном самоуправлении. – Н. Новгород, 2002.

Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., 2006.

Лаврентьев А.Р. Содержание реформы местного самоуправления в современной России: Учебное пособие. Н. Новгород, 2007.

Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М., 1972.

Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М., 1993.

Масловская Т.С. Муниципальное право. Уч. пособие. Сургут, 1999.

Местное самоуправление. Учебное и научно-практическое пособие / В.И. Васильев. М., 1999.

Местное самоуправление в зарубежных странах. М., 1994.

Местное самоуправление в Германии. М., 1996.

Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. М., 1994.

Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. М., 1987.

Муниципальное право: Учебник для юридических вузов / Отв. ред. А.И. Коваленко. М., 1997.

Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 1999.

Постовой Н.В. Местное самоуправление. Проблемы и перспективы. М., 2002.

Реформа местного самоуправления в схемах и таблицах. Обнинск, 2004.

Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ. М., 1982.

Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. М., 2005.

Токвиль А. О демократии в Америке. М., 1995.

Харлоф Э. Местные органы власти в Европе: Пер. с англ. М., 1992.

Шлихтер А.А. Местное самоуправление в системе федерации: зарубежная практика и проблемы России. М., 2002.

Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. М., 1998.

Понятие «муниципальное право» используется не только для наименования отрасли российского права, но и для обозначения соответствующей научной дисциплины, а также соответствующей учебной дисциплины.

1. Муниципальное право как научная дисциплина является самостоятельной отраслью юридической науки.

«Научная дисциплина муниципального права – это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования», утверждает проф. В.И. Фадеев.

Несколько иное определение даёт проф. С.А. Авакьян: наука муниципального права - это система научных знаний, идей, концепций, в основе которых находятся исторические, международные и современные отечественные представления о закономерностях становления и развития местного самоуправления, а также самого муниципального права.

Последнее определение расширяет границы муниципального права как сугубо правовой научной дисциплины: идеи и теории местного самоуправления зачастую находятся за пределами права как отрасли теоретического знания. Они лежат в сфере философии, социологии, других наук, занимающихся проблемами общественного развития. Тем самым муниципальное право смыкается с достаточно широким кругом иных гуманитарных научных дисциплин.

Предметом науки муниципального права является новая, находящаяся в стадии развития комплексная отрасль российского права – муниципальное право, а также исторический опыт развития местного самоуправления и его правовых основ.

Муниципальное право как наука обязана ответить на вопрос о происхождении и природе муниципального (местного) самоуправления, истории развития муниципального права. Мировая наука сформулировала на сей счёт ряд теорий, среди которых общепризнанными являются:

Теория свободной общины (естественных прав общины);

Общественная (хозяйственная) теория самоуправления;

Государственная теория самоуправления;

Теория дуализма муниципального управления;

Теория муниципального социализма.

Желающих ознакомиться с основами этих теорий отсылаем к учебнику «Муниципальное право России» под редакцией профессора С.А. Авакьяна.

Задача науки муниципального права состоит в выработке научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию правового обеспечения местного самоуправления с учётом его нынешнего состояния и перспектив развития. Для этого наука муниципального права должна активно взаимодействовать с другими научными направлениями – социологией местного самоуправления, политологией, футурологией и др.

Наука российского муниципального права ещё моложе, чем само муниципальное право, ибо наука следует за своим предметом после его появления на свет. Однако свойство науки таково, что она не удовлетворяется созерцанием своего предмета; исследуя предмет, динамику и тенденции его развития, наука выискивает в нём изъяны и пороки, пытается прописать «лекарства» – способы устранения изъянов и пороков, прогнозирует, а порой и предлагает пути его совершенствования.



Эти способы устранения изъянов и пороков отечественная наука пытается либо найти в опыте соответствующего правового регулирования иных стран, успевших ранее и дальше нас продвинуться в этой области – и тогда этот опыт становится составной частью предмета отечественной науки муниципального права, либо изобретает их сама – и тогда это наши «ноу-хау».

Справедливости ради следует отметить, что отечественная наука муниципального права дала стране и миру немало интересных находок. Эти находки связаны с именами учёных и видных деятелей дореволюционной России В.Н. Лешкова, А.И. Васильчикова, В.П. Безобразова, Б.Б. Веселовского, А.Д. Градовского, Н.И. Лазаревского, Н.М. Коркунова, М.И. Свешникова, а также наших современников – видных исследователей муниципального права современной России С.А. Авакьяна, Г.В. Барабашева, Д.Н. Бахраха, А.А. Безуглова, Н.С. Бондаря, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, Е.В. .Гриценко, М.А. Краснова, Е.М. Ковешникова, А.Н. Кокотова, А.Н. Костюкова, В.А. Крекова, О.Е. Кутафина, В.А. Пертцика, Н.В. Постового, В.В. Пылина, А.Я. Сливы, Ю.А. Тихомирова, В.И. Фадеева, К.Ф. Шеремета, Е.С. Шугриной и других.

Основаниями для таких открытий являются:

Огромное географическое, природно-климатическое, этническое, культурное и религиозное и иное многообразие территорий Российской Федерации, требующее выработки соответствующих подходов к организации местного самоуправления, недопущения малейшей его дискриминации по любому признаку;

Связанная с этим многообразием необходимость его учёта в нормах муниципального права на федеральном, региональном и местном уровне;

Огромный простор для нормотворчества на местном уровне, предоставляемый Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Федерации.

Анализ научной литературы показывает, что если в первые годы возрождения местного самоуправления в России предметом интереса исследователей были нормы федерального и регионального законодательства, взаимодействие федеральных и региональных властей в решении проблем местного самоуправления, то в последние годы интерес исследователей всё более смещается в сферу изучения, сопоставления и обобщения опыта конкретных муниципальных образований, их достижений и ошибок. Именно это дало основание Е.С. Шугриной определить в качестве предмета научной дисциплины «муниципальное право» организацию и функционирование местного самоуправления, проблемы правового регулирования местного самоуправления.

Наконец, напомним: муниципальное право не существует изолированно, само по себе, оно энергично взаимодействует с конституционным правом, другими смежными отраслями права (см. схему 2).

Муниципальное право как наука не может обойти своим вниманием и эту особенность муниципального права как отрасли права. И сама наука муниципального права не существует изолированно от других, смежных научно-правовых дисциплин. Как отмечает Д.А. Керимов, «взаимодействие наук вообще является необходимой и актуальной потребностью развития самой науки, повышения качества, эффективности и результативности научных исследований».

Современная практика местного самоуправления ставит перед юридической наукой в целом такие комплексные задачи, которые не в состоянии решать порознь ни конституционное право, ни административное право, ни другая отраслевая наука. Взаимодействуя с науками конституционного права, гражданского, административного, финансового, земельного, экологического права, других отраслей, муниципальное право интегрирует теоретические знания этих наук в целостную систему научных знаний о его предмете.

Для муниципального права как научной дисциплины характерно использование общепринятых методов исследования общенаучных (исторический, диалектический, системный, социологический) и специальных (сравнительно-правовой, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический).

Муниципальное право как наука констатирует: в настоящее время Россия реализует в своих нормах все основные установки Европейской хартии местного самоуправления:

Основополагающие общепризнанные принципы организации местного самоуправления включены в Конституцию Российской Федерации и подробно развиты в федеральном и региональном законодательстве;

Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив;

В процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно касающихся органов местного самоуправления, с ними проводятся консультации;

Местные органы власти имеют возможность сами определять свои внутренние административные структуры;

Сформирована системы муниципальной службы, способная обеспечивать подбор высококвалифицированных кадров;

Административный контроль за органами местного самоуправления осуществляется только в порядке и в случаях, предусмотренных законом.

Россия пошла дальше: её законодательство предусматривает более широкий спектр форм реализации народовластия, чем это предусмотрено законодательством большинства европейских стран. Полномасштабная реализация этих форм способствует утверждению демократии в нашей стране как одной из основ её конституционного строя.

Одним из индикаторов «живучести» любой научной дисциплины является количество научных публикаций по соответствующей проблематике – в них проявляется интерес к ней (дисциплине и её проблематике) со стороны учёных-исследователей. Следует отметить растущий интерес к отечественному муниципальному праву не только российских, но и зарубежных исследователей. Ежегодный выпуск научных статей, обзоров, монографий по данной тематике насчитывает сотни наименований. В России издаются специальные журналы: «Местное право», «Муниципальный мир», «Городское управление», «Земский вестник», «Местное право - Всероссийский журнал местного самоуправления», «Малые города: Деловой вестник местного самоуправления», «Конституционное и муниципальное право», «Государственная власть и местное самоуправление», издаётся серия «Библиотека местного самоуправления» и др. В Белгородской области по инициативе мэра г. Белгорода С.А. Боженова выходят журналы «Государственное и муниципальное управление: теория и практика», «Управление городом: теория и практика».

По теоретическим и прикладным проблемам местного самоуправления проводятся слушания и «круглые столы» в Федеральном Собрании Российской Федерации, научные конференции во многих вузах России.

2. Муниципальное право как учебная дисциплина синтезирует в себе муниципальное право как отрасль современного российской права и муниципальное право как науку .

Мы должны знать соответствующее законодательство, хорошо в нём ориентироваться для того чтобы извлекать из этого знания практическую пользу в тех или иных жизненных ситуациях. Однако мы обязаны уметь возвыситься до анализа и обобщения норм права, воспринимать их как систему, то есть отрасль права, знать и понимать её структуру (состав институтов), характер взаимодействия данной отрасли со смежными отраслями, иметь представление об истории формирования муниципального права в нашей стране и за рубежом, видеть особенности нашего, отечественного пути становления и развития местного самоуправления.

Всему этому нас учит муниципальное право как учебная дисциплина.

В качестве отдельной задачи курса «Муниципальное право», изучаемого в образовательных учреждениях МВД России, мы видим увязку представлений о функционировании местного самоуправления и связанных с этим задачах полиции в современной России. Мы убеждены: понимание этой связи необходимо офицеру полиции для более глубокого осознания своей роли и своей ответственности в отношении тех муниципальных образований и проживающих в них граждан, на которые распространяется зона действия соответствующего подразделения органов внутренних дел России.

Синтез муниципального права (отрасли) и научных представлений о муниципальном праве определяет выделение в учебном курсе общей и особенной части.

Общая часть курса охватывает важнейшие направления деятельности российского государства по установлению принципов и организационно-правовых основ деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления, разграничению их компетенции, осуществлению экономической, финансовой, кадровой политики на местах, обеспечению гарантий местного самоуправления, установлению ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством и населением. В общей части рассматриваются различные концепции, модели местного самоуправления, учтён опыт функционирования муниципальных органов зарубежных стран.

Особенная часть курса предусматривает изучение деятельности органов местного самоуправления по реализации полномочий в основных сферах жизнедеятельности муниципальных образований – всего того, что 131-й закон объединяет понятием «вопросы местного значения».

Метод муниципального права как учебной дисциплины – дидактика. Дидактика – это раздел педагогической науки, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений. Дидактика лежит в основе преподавания любых дисциплин, в равной степени она приложима и к дисциплине «Муниципальное право России».

Помимо усвоения знаний, умений и навыков задача курса состоит также в формировании у курсантов убеждения в профессиональной полезности и необходимости для них этого курса. Это связано с тем, что, хотя органы полиции и относятся к федеральным органам исполнительной власти, работают-то они в муниципальной среде, на территории муниципальных образований и дело имеют с гражданами, составляющими население муниципальных образований, а также плотно взаимодействуют с органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Ключевым вопросом при этом становится то, что пока ещё не урегулировано законом, да и вряд ли вообще может быть им урегулировано. Речь идёт о качестве взаимодействия органов государственной власти, включая правоохранительные органы, органов местного самоуправления и населения, жителей соответствующей территории. О степени взаимного доверия и желании объединить усилия в решении общих проблем.

Белгородская область, осознавая эту проблему одной из первых в России, ставит перед собой задачу формирования солидарного общества как формы активизации участия граждан в созидательном процессе в интересах области. Это будет, безусловно, новое слово в развитии демократии в нашей стране.

Задачи, которые ставит перед собой область в сфере совершенствования общественных отношений, предопределяют необходимость адекватного отношения к их реализации и со стороны органов внутренних дел, каждого полицейского и офицера полиции. Дух этих отношений, их высокая нравственность должны стать нормой во взаимоотношениях полиции и граждан – естественно, при скрупулёзном соблюдении законности. Это в полной мере соответствует требованиям Федерального закона «О полиции».

Муниципальное право как учебная дисциплина столь же молода, как и современное местное самоуправление. Только в последние годы в стране стали появляться учебники и учебные пособия по муниципальному праву. Их авторами являются видные учёные и педагоги: академик РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации О.Е. Кутафин, доктора юридических наук, профессора А.С. Авакьян, В.В. Бородин, И.В. Выдрин, В.В. Еремян, М.С. Матейкович, В.И. Фадеев, Г.Н. Чеботарёв и др. Это обеспечивает высокий теоретический уровень и надлежащую глубину изложения учебного материала, и, в свою очередь, создаёт необходимые предпосылки и условия для надлежащего усвоения теоретического материала студентами.

Заключение

Мы получили начальные представления о муниципальном праве как самостоятельной отрасли современного российского права: определили предмет и метод муниципального права, разобрались с его системой и источниками, выявили различия между муниципальным правом как отраслью, наукой и учебной дисциплиной.

Выполненный анализ позволяет сделать общий вывод о том, что сформировавшаяся к настоящему времени система муниципального права уже в достаточной степени способна обеспечить нормальное функционирование местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем исследователи отмечают разрыв, «ножницы» между писаным (формальным) и фактическим муниципальным правом: в жизни, в практике права местного самоуправления и граждан нередко ущемляются, а их оговоренная законом защита является недостаточной.

Такое положение требует продолжения работы по совершенствованию муниципального законодательства и практики его применения. Для решения этой задачи требуется объединение усилий государства и самих муниципальных образований. Немалую роль здесь может сыграть общественность: региональные и общероссийские объединения муниципальных образований, учёные, практики-юристы.

Возникает вопрос: а зачем нужна эта дисциплина курсантам высших учебных заведений МВД России? – Ответ на этот вопрос даёт статья Федерального закона «О полиции»: Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Из этого следует, что офицер полиции должен знать не только конституционное право России, устанавливающее правовой статус личности, но и российское муниципальное право, в котором прописан правовой статус граждан, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления – чтобы в нужный момент всем им прийти на помощь в защите их прав.

Как решать подобные задачи? – Ответ на этот вопрос лежит за пределами курса «Муниципальное право». Но каждый офицер полиции должен знать ответ на этот вопрос, чтобы применять это знание в своей практической повседневной профессиональной деятельности.

Тем самым наша полиция сможет внести свой вклад в упрочение позиций местного самоуправления как одной из основ конституционного строя нашей страны.

Контрольные вопросы

Целостный характер этой отрасли знаний определяется единством её объекта – местного самоуправления. Всё это позволяет дать определение науки муниципального права как системы научных идей и знаний об общественных отношениях связанных с организацией местного самоуправления формами и методами деятельности его органов по решению вопросов местного самоуправления реализации отдельных государственных полномочий. В методологии муниципального права важное место занимает исторический метод исследований местного самоуправления позволяющий...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Муниципальное право как отрасль науки и учебная дисциплина

Правовое положение местного самоуправления как самостоятельной формы в механизме осуществления народовластия обусловило необходимость полного охвата всех сторон его организации и деятельности единой отраслью научных знаний. Такой отраслью является муниципальное право. Она выделилась в особое направление отечественного государствоведения. Целостный характер этой отрасли знаний определяется единством её объекта – местного самоуправления.

Местное самоуправление является предметом изучения не только науки муниципального права. Оно изучается теорией государства и права, историей государства и права, конституционным правом, административным правом и другими науками. Однако для всех этих наук местное самоуправление не является единственным объектом исследования, они изучают его применительно к своему предмету. И только наука муниципального права исследует местное самоуправление и его органы в целом, рассматривает организацию, способы, формы и методы их деятельности.

Всё это позволяет дать определение науки муниципального права, как системы научных идей и знаний об общественных отношениях, связанных с организацией местного самоуправления, формами и методами деятельности его органов по решению вопросов местного самоуправления, реализации отдельных государственных полномочий.

Муниципальное право РФ как научная дисциплина является составной частью российской юридической науки. Наука муниципального права использует присущие всему отечественному государствоведению научные методы исследований.

Один из этих методов – метод системного анализа, позволяющий рассматривать местное самоуправление, как целостную систему организации власти народа в городах, сельских поселениях и на других территориях, взаимодействующую с другими элементами политической системы российского общества – с государством, общественными объединениями и др.

В методологии муниципального права важное место занимает исторический метод исследований местного самоуправления, позволяющий рассматривать его развитие исходя из опыта дореволюционного местного самоуправления (земского, городского) и научных исследований о местных органах советской власти.

В науке муниципального права широко используется и метод сравнительно-правового анализа. Большое значение для развития муниципального права в РФ имеет изучение и использование опыта местного самоуправления в наиболее развитых, демократических государствах. Основы правовых муниципальных систем большинства европейских стран, а также США и Японии были заложены в ходе муниципальных реформ в XIX веке, хотя традиции общинного, городского самоуправления уходят своими корнями в глубину веков, к первичным ячейкам общества: полисной демократии античного мира, городскими и сельскими общинами средневекового сословного государства. Кроме перечисленных наука муниципального права использует также статический, конкретно-социологический и другие методы исследований.

Теоретическими источниками науки муниципального права являются фундаментальные научные труды таких ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России, как В.Н. Лешков, А.И. Васильчиков, В.П. Безобразов, Б.Б.Веселовский, А.Д. Градовский, М.И. Свешников, Н.И. Лазаревский, И.И. Петрункевич, Ф.И. Родичев, В.А. Маклаков, Б.Н. Чичерин и др. К числу источников науки муниципального права относятся также работы отечественных авторов, в которых обобщается и анализируется современная практика местного самоуправления зарубежных стран. Источниками для формирования науки муниципального права России могут являться научные работы, посвященные проблемам местного самоуправления в советский и современный период развития нашей государственности.

Задачи науки муниципального права состоят в разработке проблем повышения эффективности деятельности местного самоуправления и его органов по решению вопросов местного значения. Наука муниципального права призвана тщательно собирать, изучать, обобщать и распространять практику применения передовых, наиболее эффективных форм и методов работы органов местного самоуправления. Она должна также прогнозировать развитие организации и деятельности местного самоуправления по мере дальнейшего развития демократических процессов в нашем обществе. Задачей науки муниципального права, является изучение условий и средств, обеспечивающих самостоятельность муниципальных образований, их органов, прежде всего от органов государственной власти в решении вопросов местного значения. В системе муниципального права принято выделять общую и особенную части, но есть авторы выделяющие еще и специальную часть 1 .

Муниципальное право России как учебная дисциплина является обязательным предметом, изучаемым во всех юридических вузах и на юридических факультетах, в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Как учебная дисциплина муниципальное право, имеет более узкое содержание, чем наука, поскольку изучается в рамках учебных планов, программ, и тематических планов учебного курса.

Задачи муниципального права как учебной дисциплины состоят в оказании помощи будущим юристам при изучении основ местного самоуправления, организационно-правовых форм и гарантий его осуществления, полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Определенное внимание в изучении муниципального права на юридических факультетах уделяется организации взаимоотношений органов местного самоуправления с правоохранительными органами.

Система учебной дисциплины «Муниципальное право России» преподаваемой на данном курсе имеет следующие основные части:

1. Муниципальное право, как комплексная отрасль права, как научная и учебная дисциплина. В этом разделе рассматриваются: предмет муниципального права как отрасли; методы правового регулирования, особенности, источники, система данной отрасли права; субъекты общественных отношений, возникающих в ходе осуществления населением местного самоуправления; источники, задачи науки муниципального права, основные методы научных исследований; задачи муниципального права, как учебной дисциплины.

2. Основы местного самоуправления. По данной тематике рассматриваются: понятие, содержание территориальных, экономических, правовых основ местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления.

3. Система местного самоуправления. Здесь рассматриваются: понятие системы местного самоуправления; формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления; структура, принципы организации и деятельности органов местного самоуправления; особенности правового положения представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования; принципиальные черты правового положения депутата, члена выборного органа местного самоуправления; отличительные признаки территориального общественного самоуправления.

4. Основные полномочия органов местного самоуправления. В рамках лекций по этой тематике рассматриваются: понятие полномочий органов местного самоуправления; содержание основных полномочий органов местного самоуправления в области социально-культурного, хозяйственного строительства, охраны общественного порядка, отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

5. Ответственность органов, должностных лиц местного самоуправления и контроль и надзор за их деятельностью. В рамках этого раздела изучается общая характеристика ответственности органов, должностных лиц местного самоуправления; их ответственность перед населением, государством, перед физическими и юридическими лицами; контроль и надзор за деятельностью органов, должностных лиц местного самоуправления.

В заключение лекции можно отметить, что одним из этапов административной реформы в России стало принятие в 2003 году нового Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», призванного заменить Закон 1995 г. Целями данного этапа являются обеспечение политической и экономической самостоятельности муниципальных органов власти в решении вопросов местного значения, повышение ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления за надлежащее исполнение полномочий в рамках их компетенции, усиление государственного контроля за законностью и соблюдением прав и свобод граждан. В этих целях предпринята попытка значительно модифицировать существующую территориальную организацию местного самоуправления, четко разграничить полномочия и предметы ведения между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями (а также распределить полномочия внутри системы местного самоуправления), создать основы правового регулирования отношений в рамках бюджетного финансирования расходных полномочий органов местного самоуправления и отдельных государственных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления. Новый Федеральный закон существенно меняет концепцию местного самоуправления и в наибольшей степени изменениям подвергаются экономические и территориальные основы местного самоуправления. Все это повышает актуальность изучения науки муниципального права и вопросов организации и деятельности местного самоуправления в России.

1 См. Муниципальное право России: Учебник / Отв. Ред. Г.Н. Чеботарев. М.: Юристъ, 2005;. Муниципальное право России в таблицах и схемах. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. М.: Эксмо, 2006; Е.С. Шугрина Муниципальное право: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2010.

PAGE 5

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

6724. Финансовое право как наука, дисциплина и отрасль права 59.39 KB
Понятие финансовой деятельности государства, ее задачи, принципы, формы и методы. Конституционные основы финансовой деятельности государства. Финансовая система. Органы, осуществляющие финансовую деятельность, их правовое положение и функции
6351. Гражданское право как наука и учебная дисциплина 9.25 KB
Особливості вивчення студентами цивільного права на базі нового Цивільного кодексу України Й. Актуалізація предмета досліджень і викладання цивільного права В. Предмет цивилистики Гражданское право рассматривается в нескольких значениях...
14511. Методика как учебная, научная и практическая дисциплина. Лингвистические, психологические и дидактические основы обучения ИЯ 14.39 KB
Лингвистические психологические и дидактические основы обучения ИЯ. Методика обучения иностранным языкам представляет собой относительно самостоятельную педагогическую науку объектом которой являются закономерности процесса обучения учащихся коммуникативной деятельности на иностранном языке а также особенности образования и воспитания всесторонне развитой личности средствами ИЯ. Объект исследования методики: реализация процессов обучения ИЯ суть которой сводится к передаче преподавателем учащимся знаний о языке и формирование у них умений...
2484. Философия: наука, мировоззрение, учебная дисциплина, форма общественного сознания, царица наук, любовь к мудрости 66.34 KB
Философия как мировоззрение: Мировоззрение целостный взгляд на мир и отношение человека к этому миру. провиденцианизм – понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. в центр внимания ставило человека воспевало его достоинство величие и могущество иронизировало над догматами Церкви; Неоплатоническое сер. развивали учение Платона пытались познать природу Космос и человека с точки зрения идеализма; Натурфилософское XVI нач.
10868. Профессиональный русский язык как учебная дисциплина: цели и задачи курса. Профессиональная речь как средство утверждения профессионального статуса специалиста 9.81 KB
Профессиональная речь – речевой этикет профессионала 1. Языковая личность есть многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей умений готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности поступков которые классифицируются с одной стороны по видам речевой деятельности имеются в виду говорение аудирование письмо и чтение а с другой – по уровням языка т. Аргументация или её отсутствие а также необходимость адекватного декодирования речевой посылки партнёра по коммуникации – это важнейший этап в том...
4726. Муниципальное право 132.64 KB
Муниципальное право - система правовых норм регулирующих вопросы местного самоуправления. Хотя основы местного самоуправления начали формироваться в России с XIV в. Они должны были с одной стороны формировать местные органы управления представлять местное население и решать вопросы местного значения а с другой защищать государственные интересы и решать общенациональные задачи. Верховным Советом СССР Законе Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР а затем...
10434. Муниципальное право России: методические указания к выполнению контрольных работ для студентов 83.2 KB
ри выполнении контрольной работы студенту, кроме рекомендуемой литературы, следует ознакомиться с юридическими журналами для использования содержащихся в них работ как дополнительного материала, таких как: Юрист, Юстиция, Закон, Законность, Государство и право, Российская федерация, Хозяйство и право, Общественные науки и современность, Вестники МГУ и Санкт-Петербургского университетов, Российский судья, Государственная власть и местное самоуправление, Государственное и муниципальное право, История государства и права, Местное право
16505. Влияние капитализации на воспроизводство науки: проблемы развития российской науки в условиях дефицита финансирования научных исследований 28.24 KB
Мировой финансовый и экономический кризис 2008-2009 гг., обновил споры о проблемах перехода на интенсивный тип экономического роста, на усиление роли научно-технологического и культурно-образовательного потенциала народного хозяйства. Ключевым пунктом этих дискуссий является вопрос о том, при каких условий российская наука станет играть роль ведущей силы экономического развития инновационного типа.
19409. Кролиководство – перспективная отрасль животноводства 292.16 KB
Мясо кролика отличается исключительно высокими питательными достоинствами. По химическим, морфобиохимическим и технологическим качествам оно превышает мясо других животных. Мясо кролика рекомендуется в качестве диетического продукта детям, людям престарелого возраста, а также страдающим заболеваниями желудка, печени, сердечно-сосудистой системы
5680. Коллекторская деятельность как отрасль экономики и объект регулирования 65.55 KB
Цель работы: изучение законодательства касающегося участия третьих лиц в отношениях по взыскания задолженности; раскрытие эффективности деятельности государственных органов по взысканию задолженности; обозначение законодательных недостатков в отношениях по взысканию задолженности; формирование научнообоснованных выводов предложений и рекомендаций по решению конкретных проблем в отношениях по взысканию задолженности; анализ собранного и обработанного теоретического материала судебной практики по вопросам взыскания задолженности; ...

Понятие «муниципальное право» часто используется и в значении науки муниципального права. Изучение отрасли муниципального права Российской Федерации происходит в рамках муниципально-правовой науки. Наука муниципального права является одной из отраслевых юридических наук, наряду с конституционным, административным, гражданским, уголовным, финансовым правом и т.д.

Исходя из современных представлений, муниципально-правовая наука - сфера исследовательской деятельности , направленная на производство новых знаний о правовой составляющей местного самоуправления и включающая в себя все условия и моменты этого производства : ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы; понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации; всю сумму наличных знаний о местном самоуправлении, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства .

Также можно сказать, что наука муниципального права - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о правовой составляющей местного самоуправления; одновременно часть культуры, которая существовала не во все времена и не у всех народов.

Как отмечают О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев, «научная дисциплина муниципального права рассматривает местное самоуправление как форму не только гражданской самостоятельности и активности, но и осуществления публичной власти, публично-властной деятельности наряду с ее государственной формой реализации».

Наука муниципального права - это сфера исследовательской деятельности и система знаний, упорядоченных определенным образом, направленная на изучение правовой составляющей местного самоуправления (муниципально-правовой действительности).

Как и любая наука, муниципальное право имеет свой предмет изучения. Несмотря на то, что предмет регулирования отрасли российского муниципального права и предмет изучения муниципально-правовой науки во многом совпадают, их следует различать. Наука муниципального права занимается в том числе изучением общественных отношений, которые регулирует отрасль муниципального права.

Тем не менее, предмет исследования науки муниципального права шире предмета регулирования отрасли муниципального права Российской Федерации. Дело в том, что муниципальное право как наука изучает не только общественные отношения в современной России, подлежащие муниципально-правовому регулированию, но и соответствующие правоотношения в прошлом, а также опыт зарубежных стран. Наука муниципального права также в определенной степени занята прогнозами, т.е. правоотношениями в сфере местного самоуправления, которые будут складываться в будущем. Научная отрасль муниципального права не оставляет без внимания и соответствующие труды ученых, а также роль местного самоуправления в правосознании общества и отдельных личностей.

Необходимо различать объект и предмет исследования науки муниципального права. Наиболее лаконично предмет науки муниципального права можно определить как отраженную в ее понятиях «совокупность объективных закономерностей», а ее объект - как «совокупность явлений и процессов объективной реальности, которую изучают науки в процессе познания своего предмета» 1 , т.е. предмет изучения науки - познаваемая часть объекта ее изучения.

Таким образом, предмет науки муниципального права - это то, на что направлено ее изучение - совокупность объективных закономерностей развития правовой составляющей местного самоуправления (муниципально-правовой действительности).

В исследовательском процессе ученые-муниципалисты применяют различные методы изучения. В муниципальном праве используются общенаучные подходы и методы (диалектический, метафизический и синергетический), общегуманитарные (системный, структурно-функциональный, исторический, социологический, логический, статистический и др.), частно-научные (юридические) - сравнительно-правовой (диахронный и синхронный), формально-юридический, юридико-технический, грамматический, юридико-герменевтический, социально-правовой эксперимент и т.д.). Среди собственных методологических подходов науки муниципального права - различные теории сущности местного самоуправления 1 .

Контрольные задания

  • 1. Дайте определение науки муниципального права Российской Федерации.
  • 2. Охарактеризуйте предмет науки муниципального права Российской Федерации.
  • 3. Охарактеризуйте объект науки муниципального права Российской Федерации.
  • 4. Охарактеризуйте методы науки муниципального права Российской Федерации.
  • Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Изд-во полит, лит., 1987. С. 303-304.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх