События внешней политики ссср 1930 х гг


СССР на международной арене в начале 1930-х годов

С конца 20-х годов на обстановке в мире и внешней политике СССР во многом сказывалось воздействие мирового экономического кризиса, приобретшего наиболее выраженный характер в 1929-1933 гг. Это привело к значительному сокращению промышленного производства в развитых капиталистических странах: в США оно уменьшилось на 46, в Германии - 40, во Франции - 31, в Англии - 16%. Кризис был следствием усиления процессов концентрации и цикличности производства в условиях научно-технической революции, развернувшейся с конца XIX в .

Монополистические объединения, быстро развивавшиеся в годы Первой мировой войны и после нее, во многом определяли внутреннюю и внешнюю политику государств. Борьба монополий за прибыль приводила к еще большему нагнетанию противоречий в отношениях между государствами - участниками этой войны. Отношения между ними были и без того обострены неравноправной Версальской системой договоров, принятых в результате поражения в ней Германии .

Изучение особенностей внешней политики СССР в 30- е гг. нельзя рассматривать вне контекста событий, произошедших в мире в конце 20-х гг. ХХ столетия . Здесь, прежде всего, следует сказать, что в первой половине 20- х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство РСФСР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, признав их независимость и самостоятельность .

С 1921г. началось установление торговых отношений РСФСР с Англией, Германией, Австрией, Норвегией, Данией, Италией, Чехословакией. Переговорный политический процесс с Англией и Францией зашел в тупик. Используя противоречия ведущих европейских держав с Германией, советские представители в местечке Рапалло (недалеко от Генуи) заключили договор с ней. Договор возобновлял дипломатические и консульские отношения между странами и тем самым выводил Россию из дипломатической изоляции .

В 1926 г. был заключен Берлинский договор о дружбе и военном нейтралитете. Германия, таким образом, стала основным торговым и военным партнером СССР, что внесло существенные коррективы в характер международных отношений на последующие годы. К 1924 году Россию в Европе де-юре признали: Великобритания, Франция, Италия, Норвегия, Австрия, Греция, Швеция, в Азии - Япония, Китай, в Латинской Америке - Мексика и Уругвай. США оттягивали признание до 1933 года. Всего за 1921-1925 гг. Россией было заключено 40 соглашений и договоров. При этом советско-британские и советско-французские отношения носили нестабильный характер. В 1927 г. произошел разрыв в дипломатических отношений с Англией. В 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем, в 1925 г. - с Японией .

России удалось заключить серию равноправных договоров со странами Востока. В 1921 г. был заключен советско-иранский договор, советско-афганский договор и договор с Турцией. В конце 1920-х гг. с преимущественного развития советско-германских отношений усилия советской дипломатии были направлены на расширение контактов с другими странами .

Советская внешнеполитическая концепция в конце 1920-х – начале 1930-х годов строилась в соответствие с двумя противоречивыми целями: подготовка мировой пролетарской революции и установление мирных отношений с капиталистическими государствами . Была поставлена задача превратить завоеванную мирную передышку в длительный мир, вывести страну из состояния внешнеполитической и экономической изоляции, в том числе путем привлечения иностранного капитала. СССР стремился преодолеть состояние дипломатической изоляции. Однако решение этой задачи затруднялось рядом факторов таких, как неприятие советского строя и большевистского лозунга мировой революции странами Антанты; претензии к России по царским долгам и недовольство капиталистических держав монополией внешней торговли; а также курсом России на поддержку революционных организаций в Европе и Америке и национально-освободительного движения в колониальных странах .

С конца 20-х - 30-е гг. советская внешняя политика осуществлялась в сложной и быстро меняющейся обстановке. Ее определял главный внешнеполитический принцип о враждебности империалистических держав к СССР и необходимости использования их взаимных противоречий. Подобная политика баланса сил подтолкнула СССР сначала к созданию союза с Германией против британской угрозы, а затем заставила советскую дипломатию стремиться к сотрудничеству с Англией и Францией против гораздо более опасного третьего рейха .

В 1929 г. капиталистический мир был потрясен разразившимся экономическим кризисом. На Западе началось катастрофическое падение производства, заработной платы и занятости населения, общего уровня жизни. Число официально зарегистрированных безработных во всем мире превысило 30 млн. человек. В Советском Союзе многие предполагали, что "великая депрессия" откроет новый тур пролетарских революций и приведет к подъему национально-освободительного движения. В то же время деятельность советской дипломатии в годы экономического кризиса была весьма сдержанной и осторожной. На посту наркома иностранных дел все большую известность приобретал М. М. Литвинов, сменивший в 1930 г. Г. В. Чичерина.

В обстановке мирового экономического кризиса (1929-1933 гг.) для сохранения валютных поступлений правительство СССР увеличило экспорт своих товаров, снизив до минимума их цену. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 гг. годах резкий протест во многих странах, которые обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного труда в СССР и именно она привела к экономическому кризису на Западе .

В июле 1930 г. США, пораженные кризисом более других стран, стали инициатором экономической блокады СССР. Они запретили ввоз советских товаров, стали задерживать советские грузы. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбористского правительства обострять отношения с Москвой. Из крупных стран лишь Германия не присоединилась к бойкоту. Она, напротив, резко увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером .

Одновременно с этим Франция выступила с инициативой «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»), то есть создания антисоветского блока европейских государств . Поскольку Лига Наций не поддержала эту инициативу, французское правительство решило подтолкнуть Польшу, Румынию и прибалтийские государства к давлению на СССР. В эти страны увеличились поставки французского оружия. Другой причиной усиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В феврале 1930 г. римский папа Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР. В Западной Европе и США в феврале-марте 1930 г. состоялись молебствия, митинги и демонстрации против преследования религии и христиан в СССР .

В это время тревожные известия пришли и с дальневосточных рубежей СССР.

В 1929 г. Советская страна впервые после окончания Гражданской войны подверглась серьезной военной провокации . 10 июля отряды маньчжурских войск и белогвардейцев разгромили советское консульство в Харбине; захватили Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД), находившуюся с 1924-го в совместном советско-китайском управлении; арестовали советскую администрацию дороги (более 200 человек). Одновременно маньчжурские войска начали обстреливать Советские пограничные заставы и населенные пункты. Попытки советского правительства разрешить конфликт мирными средствами были сорваны. 16 августа ЦИК и СНК приняли постановление о разрыве дипломатических отношений с Китаем. Советское правительство создало Особую дальневосточную армию под командованием В. К. Блюхера (18,5 тыс. бойцов и командиров), которая в октябре-ноябре 1929-го изгнала интервентов из советских районов Приморья и Забайкалья . 22 декабря 1929 г. подписано советско-китайское соглашение, по которому на КВЖД восстанавливалось прежнее положение. Однако полномасштабное восстановление дипломатических отношений между двумя странами произошло лишь в 1932 г .

Кроме того, в это время, воспользовавшись тем, что страны Западной Европы и США, а также Советский Союз были в значительной степени заняты своими экономическими проблемами, Япония 18 сентября 1931 г. ввела свои войска на территорию Маньчжурии. Японская пропаганда объясняла агрессию необходимостью противостоять "большевистской опасности" в Китае . Перед этой угрозой СССР оказался одинок, и поэтому его политика состояла из ряда дипломатических протестов, военных контрмер (передвижений войск к границе) и одновременно примирительных акций, целью которых было лишить Японию предлога для нападения .

Советский Союз, приступивший к модернизации своей экономики в условиях враждебного окружения, фактически был вынужден вести борьбу за выживание. В наиболее отчетливой форме такая стратегия выражена И. В. Сталиным в феврале 1931 г. на Первой Всесоюзной конференции работников социалистической промышленности: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Внешняя политика на период форсированной модернизации страны имела целью обеспечить безопасность для проведения реконструкции народного хозяйства страны и создания надежных Вооруженных сил, способных оградить страну от внешней угрозы .

По Конституции страны самыми высокими полномочиями в области внешних сношений обладал Верховный Совет СССР. Общее руководство сношениями возлагалось на правительство. В действительности непосредственно руководили внешней политикой Политбюро и его глава. Повседневную внешнеполитическую деятельность осуществляли Наркомат (министерство) иностранных дел, возглавлявшийся Г. В. Чичериным (1923-1930), М. М. Литвиновым (1930-1939), В. М. Молотовым (1939-1949). Внешнеэкономическую в 1926-1930 гг. возглавляли Наркомат внешней и внутренней торговли (нарком А. И. Микоян), позднее - Наркомат внешней торговли (А. П. Розенгольц в 1930- 1937; Е. Д. Чвялевв1938;А. И. Микояне 1938-1949) .

В начале первой пятилетки внешнюю политику СССР пришлось вести в условиях усиления интервенционистских настроений в империалистических странах. Стремясь к мирному сосуществованию государств с различными социально-политическими системами, Советский Союз присоединился к подписанному в Париже девятью державами в августе 1928 г. «пакту Бриана-Келлога» (инициаторы - министр иностранных дел Франции и госсекретарь США) об отказе от войны как средства внешней политики и первым ввел его в действие .

Таким образом, на внешнюю политику СССР со странами Западной Европы, США, Японией и Китаем в начале 1930-х годов заметное влияние оказал мировой экономический кризис, причиной которого многие страны склонны были считать демпинговую политику СССР во внешней торговле. Как следствие – последовали многочисленные разрывы экономических отношений западноевропейских стран и США с Советским Союзом .

В свою очередь, начало мирового экономического кризиса поначалу расценивалось в СССР, и особенно в Коминтерне, как предвестие нового этапа долгожданной мировой пролетарской революцию. Однако капитализм в очередной раз продемонстрировал свою живучесть: кризис был преодолен. Во многом - благодаря усилению государственного вмешательства в экономическую и общественную жизнь и перекачке ресурсов из колониальных и зависимых стран.

Общим следствием такой противоречивой политики СССР и стран Запада стало обострение внешнеполитических отношений между ними. Иными словами, основным дестабилизирующим фактором в мире была непримиримость капитализма и социализма, которая обострилась в период мирового экономического кризиса. В задачу ведущих капиталистических государств входило сохранение своих господствующих позиций в мире, удовлетворение претензий «ущемленных» соперников в основном за счет Советского Союза. СССР, в свою очередь, ставил перед собой цель, используя капиталистические противоречия, как можно дольше оттянуть войну, как можно лучше к ней подготовиться.

Укрепление международного положения СССР в середине 1930-х годов. Создание системы коллективной безопасности

На рубеже 20-30-х гг. начинается пересмотр отношений между СССР и США. В Советский Союз приезжают как представительные делегации американских сенаторов, так и отдельные инженеры. С помощью последних в стране ведется крупное строительство. Так, X. Купер, принимавший участие в сооружении Днепрогэса, был награжден орденом Ленина. В США постепенно происходит признание успехов страны Советов .

К 1933 г., когда вместо президента Гувера в Белом доме разместился Ф. Рузвельт, вопрос о дипломатическом признании СССР был предрешен. Осенью Сенат большинством голосов высказался за необходимость предпринять в этом направлении соответствующие шаги. 10 октября 1933 г. президент Рузвельт обнародовал свое послание на имя М. И. Калинина с предложением возобновить дипломатические контакты. Было решено покончить с "ненормальными отношениями между 125-миллионным населением Соединенных Штатов и 160-миллионным населением России" . В ответном письме от 19 октября Калинин сообщил американскому президенту о принятии предложения советской стороной. Дипломатические отношения между СССР и США были установлены 16 ноября 1933 г. Во время визита Литвинова в Вашингтон, который мировая пресса расценила как самое важное событие за многие годы. После установления дипломатических отношений СССР и США Литвинов сделал заявление, в котором отметил, что "отсутствие отношений в течение 16 лет содействовало накоплению в Соединенных Штатах неправильных и ложных представлений о положении в СССР. Многие люди забавлялись распространением самых диких басен о Советском Союзе". Возобновление дипломатических контактов, по мнению большинства, означало, что "устранена одна из важнейших политических и экономических аномалий" .

В 1932 г. международные позиции СССР значительно окрепли. После длительных переговоров состоялось подписание договоров о ненападении с Латвией, Эстонией, Финляндией, Францией и Польшей. В том же году советская делегация выступила на Международной конференции в Женеве с предложением о всеобщем и полном разоружении .

Делегация СССР во главе с наркомом иностранных дел М. М. Литвиновым выдвинула три предложения: проект всеобщего и полного разоружения или же частичного разоружения, предусматривавшего полное уничтожение наиболее агрессивных типов вооружений; проект декларации об определении нападающей стороны (агрессора); превращение конференции по разоружению в постоянную «конференцию мира» . Ни одно из этих предложений не было поддержано женевской конференцией. Она закончила свою работу в июне 1934 г., имея в своем активе два основных решения - признание права Германии на «равноправие» в вооружениях и план «качественного разоружения» («план Макдональда»), предусматривавший предельные цифры сухопутных и воздушных вооруженных сил лишь европейских стран. В ходе конференции два будущих инициатора новой мировой войны - Япония и Германия - вышли из Лиги Наций .

В 1933 г., в условиях нарастания военной угрозы в Европе (после прихода в Германии к власти фашистов) и Азии (в связи с агрессией Японии против Китая), СССР стал участником Конвенции об определении агрессора и выступил с инициативой создания системы коллективной безопасности в Европе и Азии. Он подписал акты об определении агрессора с Польшей, Румынией, Латвией, Эстонией, Турцией, Ираном, Афганистаном, а также с Чехословакией и Югославией. В сентябре заключен договор о ненападении между СССР и Италией .

К середине 30-х годов Советский Союз установил дипломатические отношения с большинством стран мира. 18 сентября 1934-го он был принят в Лигу Наций, что свидетельствовало о растущем авторитете СССР на международной арене. Резко сокращается риторика о мировой революции и внутри страны. VII конгресс Коминтерна, работавший в Москве в июле-августе 1935 г., провозгласил курс на создание единого антифашистского народного фронта. В этих условиях Советский Союз изменил направление своей внешней политики. Полагая, что системы договоров о ненападении недостаточно, он направил усилия на создание системы коллективной безопасности от агрессии, прежде всего со стороны Германии.

Одной из инициатив было предложение советской дипломатии о заключении «Восточного пакта», в который помимо СССР вошли бы Польша, Чехословакия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва и Германия. Он предусматривал оказание военной помощи любой стране - участнице пакта, подвергшейся агрессии, кто бы ни был агрессором, и был направлен на то, чтобы создать препятствие на пути развязывания войны, в первую очередь со стороны Германии .

В сентябре 1934 г. Отвергла свое участие в пакте Германия. Ее поддержала Польша. Однако Советскому Союзу удалось заключить в мае 1935 г. пакты о взаимопомощи в случае агрессии с Францией и Чехословакией. Тогда же обе эти страны заключили договор о взаимопомощи между собой. При этом договор с Чехословакией содержал существенную оговорку, согласно которой Советский Союз мог оказать помощь союзнику лишь при одновременной помощи ей со стороны Франции. Этой оговоркой Чехословакия ограничила возможность получения советской помощи в случае нападения агрессора .

Одновременно предлагалось заключить и Тихоокеанский пакт с участием СССР, США, Англии, Голландии и Японии. Заключение пакта преследовало цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. Проект пакта, выдвинутый СССР, предусматривал сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, т.е. державы, имевшие интересы в тихоокеанском регионе. К середине 1937 г. переговоры окончательно зашли в тупик из-за отказа США поддерживать не только план, но и идею его создания. В июне 1937 г. Ф. Рузвельт заявил, что «пактам веры нет». Единственной гарантией безопасности на Тихом океане он считал сильный военно-морской флот США .

В ответ на предложения СССР о создании коллективной безопасности, западные державы проводят политику двусторонних соглашений, которые, по мнению наркома иностранных дел М. Литвинова, «не всегда служат целям мира».

В 1934 г. Германия заключает пакт о ненападении с Польшей. В 1935 г. было подписано англо-германское морское соглашение... Раскрывая агрессивные планы Польши, Германии, Японии, Финляндии, один из глашатаев польского империализма В. Студницкий в начале 1935 г. в книге «Политическая система Европы и Польша» писал, что «вместе с Германией Польша могла бы пойти на украинский эксперимент». Кроме Украины эти державы могли бы «оторвать от России Крым, Карелию, Закавказье и Туркестан». Предусматривалось также, что «Дальний Восток вплоть до озера Байкал должен отойти Японии» .

Таким образом, создание коллективной безопасности в Европе значительно сужалось. Заключение германо-польского договора о ненападении фактически исключало подписание «Восточного пакта». К тому же Франция, Чехословакия и другие страны Европы не хотели портить отношений с Германией и Польшей ради СССР. Советский Союз вынужден был изменить методы поиска союзников в борьбе с агрессором .

Мощным ударам по крушению советских инициатив стало соглашение глав четырех держав - Германии, Англии, Франции и Италии, заключенное в сентябре 1938 г. в Мюнхене, которое привело к ликвидации независимой Чехословакии и открыло путь фашистской агрессии на Восток. 20 марта 1939 г. Советский Союз заявил о непризнании включения в состав Германской империи Чехии и Словакии. Существо мюнхенского сговора, антисоветская направленность политики западных держав были раскрыты в Отчетном докладе о работе ЦК ВКП(б) XVIII съезду партии 6 марта 1939 г. В докладе ЦК были сформулированы задачи в области внешней политики СССР :

1. Проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами;

2. Соблюдать осторожность и не давать втянуть в конфликты страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками;

3. Всемерно укреплять боевую мощь нашей Красной Армии и Военно-Морского Красного Флота;

4. Крепить международные связи дружбы с трудящимися всех стран, заинтересованными в мире и дружбе между народами .

17 апреля 1939 г. Советское Правительство вручило Англии и Франции проект договора о взаимопомощи против агрессии сроком на 5-10 лет. Однако равноправного и эффективного пакта взаимопомощи достигнуть не удалось .

Не могли решить англичане и французы и другой кардинальный вопрос - о пропуске советских войск через территорию Польши. 21 августа 1939 г. советская сторона заявила: «Советская миссия считает, что СССР, не имеющий общей границы с Германией, может оказать помощь Франции, Англии, Польше и Румынии лишь при условии пропуска его войск через польскую и румынскую территории, ибо не существует других путей для того, чтобы войти в соприкосновение с войсками агрессора... Это - военная аксиома» .

Пагубность действий английских политиков выразил лидер Либеральной партии Ллойд Джордж; «Господин Невиль Чемберлен, лорд Галифакс и сэр Саймон не желают союза с Россией» .

Таким образом, явное нежелание Англии и Франции договориться с СССР о коллективной безопасности ставили его в условия полной изоляции перед агрессором.

Международная обстановка резко обострилась в 1935г. Фашистская Германия односторонним актом порвала Версальский мирный договор 1919-го, ввела в марте всеобщую воинскую повинность и объявила о создании военной авиации. В июне 1935 г. Великобритания и Германия заключили морское соглашение, разрешавшее Германии, вопреки Версальскому договору, иметь военно-морской флот до одной трети надводных и почти половину подводных судов от уровня английского флота. 3 октября 1935-го Италия напала на Абиссинию (Эфиопию) и оккупировала ее в начале мая следующего года. 9 мая 1936 г. в Риме провозглашено создание итальянской империи. Из крупных держав только СССР, не имевший дипломатических отношений с Абиссинией, решительно выступил в ее защиту. Однако западные державы блокировали советские предложения о бойкоте агрессора .

1936 год принес новое обострение международной обстановки. 7 марта гитлеровская Германия отказалась от Локарнских соглашений 1925 г., по которым обязалась соблюдать положения Версальского мирного договора относительно демилитаризации Рейнской области, ввела войска на ее территорию и вышла к границам Франции. Последняя не воспользовалась правом по Версальскому договору принудить Германию отвести свои войска. В сентябре 1936 г. в Нюрнберге прошел съезд нацистской партии, на котором объявлено о четырехлетнем плане подготовки Германии к большой войне за «жизненное пространство» для немцев. 30 января 1937 г. Гитлер заявил в рейхстаге о том, что «Германия убирает свою подпись с Версальского договора». После этой декларации новая война в Европе становилась неизбежной .

25 октября 1936 г. воодушевленные безнаказанностью агрессоры оформили Берлинским соглашением союз Германии и Италии под названием «Ось Берлин-Рим» . В нем признавался захват Италией Эфиопии, устанавливалась общая линия поведения в отношении событий в Испании, фиксировалась договоренность о разграничении сфер «экономического проникновения» на Балканах и в бассейне реки Дунай. Образованием «оси» положено начало формированию блока фашистских агрессоров, готовивших Вторую мировую войну .

Продолжением этой политики стало подписание 25 ноября 1936 г. Германией и Японией «Антикоминтерновского пакта». Участники этого соглашения обязывались информировать друг друга о деятельности революционной пролетарской организации и вести борьбу против нее. Другим государствам рекомендовалось «принять оборонительные меры» в духе соглашения или присоединиться к пакту. Пакт был нацелен против СССР, где располагалась штаб-квартира Коминтерна. В 1937 г. к нему присоединилась фашистская Италия. Ненависть, которую питали многие обыватели по всему миру к Коминтерну, объясняет, почему фашистские государства 30-х годов нередко рассматривались как «бастион против большевизма» .

Стремясь соответствовать таким представлениям, фашистская Германия вместе с Италией с 1936 г. участвовала в 8 интервенциях против республиканской Испании. В феврале 1936-го к власти в этой стране по результатам выборов пришло правительство Народного фронта, созданного по инициативе компартии. В июле того же года в стране вспыхнул военно-фашистский мятеж, возглавленный генералом Франсиско Франко, который опирался на «Испанскую фалангу» (правую политическую партию Испании, основанную в 1933) и большую часть армии (до 100 тыс. человек). Мятежники были открыто поддержаны фашистскими державами. Лига Наций отклонила требование республиканского правительства о применении коллективных действий против агрессоров. Из Германии и Италии в помощь мятежникам направлялись военная техника, вооружение, а также офицеры, военные инструкторы. Когда этого оказалось недостаточно, начали поступать регулярные войска: из Германии - более 50 тыс. (легион «Кондор»), из Италии - около 200 тыс. Правовой основой появления этих, лишь формально добровольческих, войск интервентов стало признание 18 ноября 1937 г. Германией и Италией режима Франко. В период войны в Испании и родился термин «пятая колонна», обозначавший вражескую тайную агентуру и ее пособников, используемых для ослабления тыла вооруженных сил республики .

В развернувшейся гражданской войне помощь испанским республиканцам оказывали коммунисты и социалисты многих стран. Советский Союз, откликнувшись на просьбу законного испанского правительства, поставлял республиканцам оружие и военную технику (самолеты, танки, бронеавтомобили, торпедные катера, артиллерийские орудия, пулеметы, винтовки, патроны, снаряды, авиабомбы). Около 3 тыс. советских добровольцев (военные советники, летчики, танкисты, моряки и другие специалисты) сражались против фалангистов в рядах интернациональных бригад, включавших более 50 тыс. человек из 64 стран мира. Главными военными советниками в Испанской республике были Я. К. Берзин, Г. М. Штерн, К. М. Качанов .

Англия, Франция и другие западные державы проводили политику «невмешательства» в национально-революционную войну. С сентября 1936 г. в Лондоне работал Международный комитет по невмешательству в дела Испании, состоящий из представителей 27 европейских стран. Однако, как вскоре обнаружилось, фактически он стал служить ширмой для прикрытия германо-итальянской интервенции в Испании. Советский представитель в комитете И. М. Майский вел борьбу за прекращение помощи мятежникам со стороны Германии, Италии, Португалии, оказывавшейся при пособничестве Англии, Франции и фактическом попустительстве США. В октябре 1936-го правительство СССР заявило, что, поскольку соглашение о невмешательстве «перестало фактически существовать», оно считает необходимым «вернуть правительству Испании права и возможность закупать оружие вне Испании». Благодаря усилиям Советского Союза в сентябре 1937 г. удалось заключить соглашение о мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок фашистских держав. Однако политика пособничества агрессии парализовала работу Комитета по невмешательству, что во многом предопределило падение республиканской Испании .

Укрепляя свои позиции на Дальнем Востоке, СССР в марте 1936 г. заключил договор о взаимопомощи с Монгольской Народной Республикой. Он был предупреждением для японских милитаристов. Однако, продолжая дальнейшую экспансию на Дальнем Востоке, Япония 7 июля 1937 г. напала на Китай, оккупировала его северные районы, захватила Шанхай, Пекин и другие важные центры. В этих условиях Советский Союз, подписав 21 августа 1937-го с Китаем договор о ненападении, предоставил ему крупный заем на льготных условиях, поставлял самолеты, оружие, горючее .

Таким образом, к концу 1937 г. усилия СССР по организации системы коллективной безопасности не достигли своих целей. Не удалось использовать и возможности создания широкого народного фронта для совместной борьбы против фашизма и войны .

Внешнеполитическая деятельность СССР в первой половине 1930-х годов строилась не только на основе внутренних задач, но и в зависимости от состояния и развития международных отношений .

События в мире показали, что у Советского Союза фактически нет сильных и надежных союзников как на Западе, так и на Востоке. В сложившейся ситуации наибольшей опасностью для Сталина была возможность сговора западных государств с Гитлером. Советская дипломатия стремилась, с одной стороны, реализовать план коллективной безопасности в Европе, не допустить создания широкого единого антисоветского фронта, соблюдать максимальную осторожность и не поддаваться на провокации врага, а с другой - принимать все необходимые меры по укреплению обороны страны.

При всем различии подходов к тактике во внешней политике общая тенденция международного развития в начале 30-х гг. советским руководством была определена правильно: обострение международной обстановки, нарастание сил реваншизма и войны, движение мира к новой войне. В внешней политике СССР этого периода наблюдается активная деятельность, направленная на борьбу с фашистской агрессией, создание системы коллективной безопасности в Европе, развитие международных отношений на основе политики мирного сосуществования. Реализацией этой линии внешней политики было установление в 1933-1935 гг. дипломатических отношений СССР с Испанией, Уругваем, Венгрией, Румынией, Чехословакией, Болгарией, Албанией, Бельгией, Люксембургом и Колумбией, которые в течение более 25 лет не признавали нашу страну. Особое место в международных событиях этих лет занимает установление дипломатических отношений между СССР и США в ноябре 1933 г. Все это свидетельствовало об укреплении международного авторитета СССР и создавало более благоприятные условия для активизации его внешнеполитической деятельности, которая в это время в первую очередь была направлена на создание системы коллективной безопасности с целью предотвращения мировой войны, к которой СССР еще не была готова и стремилась оттянуть ее начало на максимальный срок.



советской внешней политики

1.1. Отношения с капиталистическими государствами. Изменение внешнеполитических ориентиров. Советская внешняя политика в конце 20-х - 30-е гг. осуществлялась в сложной и быстро меняющейся обстановке. Ее определял главный политический тезис о враждебности всех империалистических держав к СССР и необходимости использования их взаимных противоречий. Подобная политика баланса сил подтолкнула СССР сначала к созданию союза с Германией против британской угрозы, а затем заставила советскую дипломатию стремиться к сотрудничеству с Англией и Францией против гораздо более опасногопротивника - третьего рейха.

Основным проиворечием советской внешней политики на протяжении всего десятилетия оставалось сочетание

Подозрительности в отношении империалистических стран, а иногда и попыток дестабилизировать систему международных отношений и

Стремления обеспечить национальную безопасность и стабильный торговый обмен с этими странами.

В 1930-1939 гг. во главе внешнеполитического органа советского государства - наркомата иностранных дел находился М.М. Литвинов , с 1939 г. - В.М. Молотов .

1.2. Развитие отношений с дальневосточными государствами занимало одно из центральных мест во внешнеполитической концепции СССР.

1.3. Поддержка международного коммунистического движения оставалась одним из важнейших направлений советской внешней политики. Первые двадцать лет Советского государства прошли под знаком мировой революции , поддержки коммунистического движения во всем мире, и прежде всего в Европе и Азии. Для реализации своих внешнеполитических замыслов СССР активно использовал Коминтерн .

2. этапы внешней политики.

1928-1932 гг.

Основным ориентиром внешней политики СССР в этот период стало положение о мировом кризисе капиталистической экономики. Перед Наркоминделом и Коминтерном ставилась задача способствовать дестабилизации международных отношений, используя межимпериалистические противоречия.

2.1. Советско-германские отношения продолжали развиваться. Они носили ровный и доброжелательный характер (доля Германии в импорте Советского Союза составляла в 1932 г. 46,5%). Немецкий экспорт способствовал восстановлению германской тяжелой промышленности. С 1922 г. по 1932 г. во взаимоотношениях СССР и Германии не произошло ни одного серьезного конфликта.

Развивалось также политическое и военное сотрудничество между двумя странами, производился обмен военными специалистами. В мае 1933 г. был подтверждены Рапалльский и Берлинский договоры.

2.2. Характер двустронних отношений с другими капиталистическими странами. На рубеже 1920-1930-х гг. отношения с Англией и Францией оставались нестабильными и напряженными. В 1929 г. удалось восстановить дипломатические отношения с Англией, после чего успешно развивались их внешнеэкономические связи. Францию Сталин назвал самой милитаристской и агрессивной страной.

В начале 1930-х с преимущественного развития советско-германских отношений усилия направлялись на расширение контактов с другими странами.

Стремясь обеспечить безопасность границ, СССР подписал серию двусторонних пактов о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Румынией, Ираном. Франко-советское соглашение о ненападении (1932г.) было дополнено договором о взаимопомощи в случае любой агрессии в Европе.

2.3. Дальневосточная политика СССР. Ситуация на Дальнем Востоке в рассматриваемый период становилась все более напряженной. В 1929 г. произошел вооруженный советско-китайский конфликт на КВЖД, в ходе которого Красная Армия разгромила китайские войска прикрытия границы на их собственной территории.

В 1931 г. произошло вторжение Японии в Маньчжурию , что привело к созданию военного плацдарма Японии на дальневосточных границах СССР. Чтобы не допустить сближения Японии с Гоминьданом и противодействовать японской агрессии, СССР восстановил в 1932 г. отношения с последним (хотя раньше его руководитель Чан Кайши рассматривался в СССР как самый коварный враг коммунизма). К середине 30-х гг. позиции СССР в Китае усилились. Китай превратился в одного из крупнейших торговых партнеров Советского Союза.

2.4. СССР и Коминтерн. В этот период Исполком Коминтерна также руководствовался тезисом о противоборстве двух общественно-политических систем и о мировом экономическом кризисе как последнем в истории империализма , за которым последуют пролетарские революции. Будущее содружество стран, где победит диктатура пролетариата, рассматривалось как союз советских социалистических республик мира.

Наибольшая критика сталинских методов звучала со стороны международной социал-демократии. В 1928 г. на VI конгрессе Коминтерна было заявлено об отказе его руководства от сотрудничества с социал-демократами. На выборах 1930 г. в одной из земель Германии - Пруссии коммунисты выступили против социал-демократов единым блоком с фашистами. Весной 1931 г. Коминтерном была принята тактика класс против класса, в соответствии с которой социал-демократия, названная социал-фашизмом, объявлялась главным врагом рабочего класса.

Одлновременно под руководством Коминтерна в европейских компартиях развернулась борьба с уклонизмом и ревизионизмом, прошли массовые партийные чистки.

Подобные установки внесли раскол в германское рабочее движение и ускорили приход к власти фашизма в этой стране.

3. 1933 - 1938 гг.

Данный период явился самым плодотворным в деятельности советской дипломатии, которую осуществляли наряду с М.М. Литвиновым Н.Н.Крестинский, Л.М. Карахан, И.М. Майский, Б.Е. Штейн и др. В эти годы противоречия советской внешней политки несколько смягчились. В изменившейся европейской и общемировой ситуации Советский Союз стал играть новую роль в международных отношениях.

3.1. Новый курс советской дипломатии. Приход к власти фашизма в Германии в 1933 г. вызвал смену ориентиров в советской внешней политике. Было прекращено военное сотрудничество с Германией. Советская дипломатия стала искать контакты с западными демократическими странами. 1933 г. стал годом признания СССР Соединенными Штатами Америки, в 1933-1935 г. - Чехословакией, Испанской республикой, Румынией и др. В 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу Наций , что означало его возвращение в мировое сообщество. К тому времени Германия и Япония вышли из Лиги Наций. Основными принципами нового курса советской дипломатии стали:

Ненападение и соблюдение нейтралитета в любом конфликте;

Политика умиротворения в отношении Германии и Японии;

Усилия по созданию системы коллективной безопасности.

Центральное место во внешнеполитической доктрине СССР занимали также вопросы разоружения.

3.2.Борьба за создание системы коллективной безопасности в Европе. На международной конференции в Женеве в 1932 г. делегация СССР выдвинула проект всеобщего и полного разоружения, предложила декларацию об определении агрессора. В результате в 1933 г. одиннадцать государств, включая СССР, подписали Конвенцию об определении агрессора. В декабре 1933 г. советская сторона выступила с предложением Франции о заключении регионального соглашения (восточноевропейского пакта)о взаимной защите от германской агрессии с участием СССР, Франции, Чехословакии, Польши, Бельгии, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии (что однако не получило своего практического воплощения).

Позитивным результатами переговоров по созданию системы коллективной безопасности в Европе можно считать заключение в 1935 г. советско-французского и советско-чехословацкого договоров о взаимной помощи (но без соглашения о военном сотрудничестве). Была достигнута договоренность о согласовании шагов на международной арене с Великобританией.

3.3 . Участие СССР в мировой политике . В 1935 г. СССР осудил нападение Италии на Эфиопию. После введения немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область СССР предложил Лиге Наций предпринять коллективные действия для пресечения нарушений международных обязательств. Однако западные страны не ответили на советскую инициативу и предпочли курс на провоцирование германской агрессии в восточном направлении. Его кульминацией стало Мюнхенское соглашение в сентябре 1938 г. (с участием Германии, Италии, Англии, Франции), по которому Германия отторгала от Чехословакии Судетскую область. В декабре того же года Франция подписала договор о ненападении с Германией.

В Европе наибольшие масштабы приняла вовлеченность Советского Союза в события, связанные с гражданской войной в Испании в 1936-1939гг . В августе 1936 г. СССР, как и другие феликие державы, объявил о политике невмешательства, хотя в октябре уже открыто заявил о поддержке Испанской республики. Советский Союз оказал республиканскому правительству значительную помощь - экономическую, политическую, военную, включая посылку трех тысячи советских военных - летчиков, танкистов и др. под видом советников-добровольцев.

3.4. Политика СССР на Дальнем Востоке.

3.4.1. Германо-японская угроза. В октябре 1936 г. Германия и Япония подписали протокол о военно-политическом сотрудничестве (ось Берлин-Токио). В ноябре Германия и Япония заключили так называемый антикоминтерновский пакт (к которому затем присоединились Италия и Испания). В этих условиях советское руководство в качестве наиболее эффективного средства недопущения агрессии рассматривало заключение многосторонних пактов с участием всех сторон, заинтресованных в делах азитско-тихоокеанского региона (в первую очередь, США, Англии, Китая, Франции, не исключая самой Японии). В 1933 и 1937 гг. была высказана идея о заключении Тихокеанского пакта о ненападении, в 1935 и 1937 гг. пакта о взаимопомощи (однако и эти инициативы не получили поддержки у ведущих держав мира).

3.4.2. Борьба с японской агрессией. В июле 1937 г. Япония начала агрессию против Китая, которая продолжалась в течение двух лет. В сложившейся обстановке советское руководство пошло на сближение с Чан Кайши и попыталось убедить китайских коммунистов в необходимости выполнения тактики единого фронта. В августе 1937 г. СССР заключил договор о ненападении, после чего стал оказывать этой стране значительную материальную помощь.

Летом 1938 г. Япония активизировала свои действия на советско-маньчжурской границе. В августе 1938 г. произошло сражение Красной Армии (командующий войсками В.К. Блюхер ) с японскими войсками в Восточной Сибири, в районе озера Хасан . В августе 1939 г. имело место столкновение на маньчжурско-монгольской границе в районе р. Халхин-Гол , где войсками Красной Армии командовал Г.К. Жуков . После подписания перемирия происходил переговорный процесс по урегулированию наиболее спорных вопросов. На этом этапе советское руководство отказалось от своего первоначального требования восстановить в районе Халхин-Гола границу в интересах МНР и отвести от нее войска. В целом, положение Красной Армии значительно укрепилось на этих рубежах. После Халкин-Гола начался новый этап в советско-японских отношениях, В апреле 1941 г. между СССР и Японией был подписан пакт о нейтралитете сроком на 4 года.

3.4. Тактика создания единого антифашистского фронта. В связи с угрозой фашистской агрессии миру, летом 1935 г. VII конгресс Коминтерна выступил с новой программой действий. Был выдвинут лозунг создания Народного фронта как широкой коалиции политических сил, выступавших против фашизма и войны, подчеркивалась связь между наступлением фашизма и подготовкой новой империалистической войны. В целях ее предотвращения коммунисты должны были организовать сотрудничество со всеми силами от социал-демократов до либералов.

В то же время противоречия предыдущего периода не были ликвидированы полностью. Советское партийное руководство и лично Сталин продолжали осуществлять свое вмешательство в международное коммунистическое движение. Так, во время гражданской войны в Испании половина советников из СССР, являлись не воеными, а политическими специалистами и прибыли для борьбы с троцкизмом, имевшим значительное влияние в этой стране.

В результате взаимного недоверия Англии, Франции, с одной стороны, и СССР, с другой, не удалось создать систему коллективной безопасности в Европе. Мюнхенское соглашение ускорило процесс изменения сил в пользу Германии. Озабоченность советского руководства вызывало и положение на Дальнем Востоке. Все это созадвало для СССР сложную и опасную ситуацию дипломатической изоляции. Главным фактором обеспечения безопасности Советского Союза считалась военная мощь.

4.1. Срыв англо-франко-советских переговоров . После Мюнхена и последовавшего вслед за ним захвата Германией всей Чехословакии Англия и Франция предприняли попытки наладить сотрудничество с СССР, используя его в качестве противовеса Германии. С апреля 1939 г. начались контакты экспертов трех стран по вопросам взаимопомощи в случае возможной германской агрессии. Одновременно в 1938-1939 гг. СССР пытался наладить советско-польское сотрудничество по противодействию германской агрессии, но безуспешно. К лету 1939 г. англо-франко-советский переговорный процесс также зашел в тупик. Советская делегация прервала переговоры 22 августа 1939г.

4.2. Контакты СССР и фашистской Германии. Пакт Молотов-Риббентроп. Весной 1939 г., одновременно с началом переговоров с Англией и Францией, СССР приступил к контактам с германской стороной по вопросу о возможном сближении двух стран. В первой половине августа бесперспективность англо-франко-советских переговоров подтолкнула советское руководство к активизации контактов с Германией, предварительные секретные переговоры с которой завершились 23 августа 1939 г. подписанием министрами иностранных дел двух стран И. Риббентропом и В.М. Молотовым Логовора о ненападении сроком на 10 лет.

Договор содержал также дополнительный секретный протокол о разграничении сфер влияния Германии и СССР в Восточной Европе. Сферой интересов СССР признавались Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия и Северная Буковина (часть Румынии), немецкой сферой - Литва. Вопрос о существовании независимого польского государства по согласию сторон должен был быть решен в будущем в порядке дружественного обоюдного согласия.

4.3. Последствия советско-германского пакта. 28 сентября 1939 г., после вступления войск вермахта и Красной Армии на территорию Польши, в Москве был подписан советско-германский договор О дружбе и границе , предусматривавший дальнейшее развитие отношений и определивший границы между двумя странами по территории Польши (рекам Буг и Нарев). По новому договору в сферу влияния СССР отходила Литва в обмен на Люблинское и часть Варшавского воеводств. Договор предоставлял СССР свободу действий по созданию сферы безопасности на западных границах.

Активизация советско-германского сотрудничества прервала дипломатические контакты СССР с Англией и Францией, за этим последовал отказ СССР от ведения антифашистской пропаганды на своей территории, что окончательно дезориентировало Коминтерн и мировое коммунистическое движение в целом. 29 сентября было опубликовано советско-германское заявление, в котором ответственность за продолжение войны перекладывалась на Англию и Францию. Были прерваны дипломатические отношения с эмигрантскими правителтьствами ряда оккупированных стран. Сталин признал дружественное Германии правительство Виши во Франции, в мае 1941 г. прогреманское правительство Ирака. Сотрудничество СССР с Германией в начальный период войны нанесло серьезный ущерб его международному авторитету и свидетельствовало об имперских амбициях обеих сторон.

4.4. СССР и Германия в 1939-1941 гг.

4.4.1. Развитие советско-германских экономических связей в 1939-1940 гг. Подписание пакта Риббентропа-Молотова и последующих соглашений привело к изменению характера отношений СССР с нацистской Германией. В стране фактически прекратилась антифашистская пропаганда, активизировалось дипломатическое и торгово-экономическое сотрудничество между двумя странами. Последнее - на основе экономического соглашения от 11 февраля 1940 г., возобновленное 11 января 1941 г. В 1940 г. на Германию приходилось 52% совокупного экспорта СССР (сельскохозяйственная продукция, нефть, минеральное сырье).Советское правительство разрешило воюющей Германии транзит стратегического сырья из Ирана, Афганистана и Дальнего Востока с использованием советских железных дорог и портов.

4.4.2. Ухудшение отношений с Германией во второй половине 1940-начале 1941 гг . Со второй половины 1940 г. советско-германие отношения заметно начали ухудшаться. Германия все больше игнорировала интересы СССР. 27 сентября 1940 г. был подписан тройственный союз между Германией, Италией и Японией. Германия предоставила внешнеполитические гарантии Румынии (после советской аннексии Бессарабии и Северной Буковины). Одновременно она направила свои войска в Финляндию. К фашистской коалиции примкнули также Венгрия и Болгария. Дальнейшему ухудшению советско-германских отношений способствовало вторжение немецких войск в Югославию весной 1941 г. (сразу после подписания советско-югославского договора о дружбе).

Продолжая экономическое сотрудничество обе стороны преследовали при этом военно-политические цели . СССР осуществлял политику умиротворения рейха в целях оттянуть войну с Германией. Гитлер использовал торговые отношения для пополнения сырьевых и продовольственных ресурсов, а уничтожение коммунизма и СССР оставалось для него главной задачей. 18 марта 1940 г. Гитлер подписал директиву N21 на развертывание боевых действий против СССР известную как план Барбаросса.

4.3. Расширение границ СССР.

4.3.1. Раздел Польши. 17 сентября 1939 г. в соответствии с секретными статьями советско-германского пакта Красная Армия перешла советско-польскую границу в целях оказания помощи украинским и белорусским братьям и фактически вступила во вторую мировую войну. В результате боевых действий к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия, захваченные Польшей в 1920 г. В сентябре-октябре 1939 г. были заключены договора о взаимопомощи с Прибалтийсикми государствами.

4.3.2. Советско-финская война . На северо-западных границах СССР стояла задча обеспечения безопасности Ленинграда. Помимо территориальных претензий к Финляндии советское руководство не исключало свержения буржуазного правительства в Хельсинки и утверждения там просоветского правительства во главе с О.Куусиненом. После ряда неудачных попыток договориться с правительством и сеймом Финляндии о территориальных уступках 30 ноября 1939 г. СССР начал войну против этой страны. Красная Армия оказалась к ней плохо подготовленной, вследствие чего понесла большие потери (74 тыс. убитыми, 17 тыс. пропавшими без вести, а также большое количество раненых и обмороженных).

12 марта 1940 г. между двумя странами был подписан мирный договор, по которому к СССР отошли Карельский перешеек и ряд островов в Финском заливе. На 30 лет СССР получил военно-морскую базу на о.Ханко. Часть присоединенных территорий была объединена с Карельской АССР, которая после преобразования ее в Карело-Финскую ССР вошла в состав СССР на правах союзной республики.

Совет Лиги Наций осудил действия Советского Союза, направленные против Финляндии и принял резолюцию об его исключении из состава организации.

4.3.3. Присоединение Прибалтики и части Румынии. В июне 1940 г. (одновременно с наступлением германских войск во Франции), после предъявления ультиматумов правительствам Литвы, Латвии и Эстонии, на территорию прибалтийских государств были введены дополнительные войска. Использование силового давления способствовало формированию здесь правительств просоветской ориентации с участием коммунистов. С августа 1940 г. прибалтийские (теперь уже советские республики) вошли в состав СССР. Вслед за этим районы Бессарабии и Северной Буковины, оккупированные Румынией в 1918 г., также были присоединены к СССР и большей частью вошли в состав образованной в 1940 г. Молдавской ССР.

5. ИТОГИ

5.1. В середине 30-х годов советские лидеры, осознав опасность фашизма, пытались наладить отношения с западными демократическими державами и создать систему коллективной безопасности в Европе. Однако дипломатические шаги каждой из сторон не дали позитивных результатов.

5.2. Это явилось следствием как противоречий советской внешней политики, так и недоверия к СССР со стороны стран Запада.

5.3. Внешнеполитические меры, предпринятые советским руководством, отодвинули, но не предотвратили войну. Заключение советско-германского пакта привело к прекращению всех дипломатических контактов между СССР, Англией и Францией. В результате нацистской дипломатии удалось не допустить создания единого антигитлеровского блока и заставить Сталина в обстановке развернувшейся мировой войны проводить политику умиротворения Германии, приняв участие в боевых действиях и выполняя все условия договора.

Внешняя политика в 1920-е годы

Основными направлениями внешней политики в этот период стали укрепление позиций Советского государства на международной арене и распространение коммунистического движения в мире.

Первые договоры, заключенные в 1920-1921 годах с пограничными странами, положили начало широкому признанию страны Советов. В 1921 году были установлены дипломатические отношения со странами Востока: Персией, Афганистаном, Турцией, Монголией.

Международные конференции

В 1922-1923 годах РСФСР приняла участие в четырех международных конференциях: Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской.

Одной из главных проблем в отношениях с европейскими странами был вопрос о долгах царского и Временного правительств. В 1921 году РСФСР предложила провести переговоры о долгах при условии предоставления ей кредитов и признании ее ведущими странами, а также при условии созыва международной конференции для рассмотрения долговых претензий. Запад, в первую очередь, Англия, был заинтересован. В январе 1922 года было решено созвать международную экономическую конференцию в Генуе.

Одной из главных задач русской делегации здесь было установление экономических и торговых отношений с капиталистическими странами. Запад же требовал признания советским правительством всех довоенных долгов, компенсации всех убытков иностранцев от национализации их собственности, а также отмены монополии на советскую внешнюю торговлю. На это советская делегация не могла пойти. Она согласилась предоставить иностранным предпринимателям концессии и признать долги при условии возмещения ущерба от интервенции во время Гражданской войны. Такое предложение не приняли уже европейские страны. Генуэзская конференция не дала практических результатов, но участие в ней РСФСР стало шагом к ее юридическому признанию. Косвенным результатом конференции стало и подписание в Раппало советско-германского договора, предусматривавший взаимный отказ от возмещения военных расходов. Германия отказывалась от национализированной собственности, дипломатические отношения между двумя странами возобновлялись, развивались торговые и правовые отношения.

Гаагская конференция прошла летом 1922 года. Здесь обсуждались все те же вопросы, которые опять не были решены.

Еще в Генуе советское правительство подняло вопрос о всеобщем разоружении. Тогда он был отвергнут. РСФСР предложила обсудить проблему сокращения вооруженных сил своим западным соседям - Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии и Польше. Данной теме была посвящена Московская конференция (декабрь 1922 года). Странам было предложено за полтора-два года сократить личный состав армий на 75%, Советское государство соглашалось свести численность РККА до 200 тыс. человек. Однако после ряда обсуждений приглашенные страны согласились подписать только договор о ненападении, на что советская стороны не пошла. Конференция стала первой, посвященной разоружению, и имела пропагандистское значение.

В конце 1922 года в швейцарской Лозанне открылась международная конференция по ближневосточным вопросам. Советская делегация была приглашена для обсуждения вопроса о черноморских проливах. Но на завершающее заседание она не была допущена, без ее участия была принята конвенция о режиме проливов, установившая беспрепятственный проход через них торговых и военных судов и демилитаризацию проливов. Таким образом была создана постоянная угроза Советам со стороны Черного моря.

Со второй половины 20-х годов Советское государство пошло на сближение с Лигой наций, образованной в 1919 году как «инструмент мира во всем мире». Так, СССР с 1927 года участвовал в работе Подготовительной комиссии к международной конференции по разоружению, которая была создана Лигой наций в 1925 году. Здесь с программой всеобщего и полного разоружения выступил заместитель наркома иностранных дел М.М. Литвинов.

Дипломатическое признание

К середине 20-х годов большинство ведущих стран мира вслед за Германией признали СССР. В 1924 году лейбористское правительство Великобритании заявило о признании его де-юре. Финансовые претензии двух сторон были на время забыты, англичане признали монополию советской внешней торговли, устанавливался режим наибольшего благоприятствования. В том же году были установлены дипломатические отношения с Италией, Францией, Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой и др. В мае 1924 года были установлены дипломатические и консульские отношения с Китаем. Советы аннулировали все договоры, заключенные царским правительством с Китаем или третьими странами в ущерб Китаю. КВЖД была объявлена совместным предприятием и должна была управляться на равных началах. 1924 год стал годом широкого дипломатического признания СССР.

В начале 1925 года были возобновлены дипломатические и консульские отношения с Японией. Она эвакуировала свои войска с Северного Сахалина, захваченного во время русско-японской войны 1904-1905 годов. На острове японцам были предоставлены концессии, в частности, на эксплуатацию 50% площади нефтяных месторождений.

За 1924-1925 годы СССР установил дипломатические отношения с 12 странами Европы, Азии и Америки. Только США отклоняли советские предложения о нормализации отношений.

Международные конфликты

СССР были причастен к трем конфликтам 20-х годов - 1923, 1927, 1929 годов.

Весной 1923 года в советских территориальных водах Белого моря были задержаны английские рыболовецкие траулеры, в связи с чем правительство Великобритании опубликовало «ультиматум Керзона», требуя в течение 10 дней отказаться от советской «антибританской» пропаганды на Востоке, отозвать советских представителей из Ирана и Афганистана, уплатить компенсацию за задержанные траулеры и за расстрел в 1920 году английского шпиона. В то же время в Белое море была отправлена канонерка для защиты английских судов с правом применять силу по мере необходимости. Правительство РСФСР пошло навстречу некоторым требованием. Одновременно рабочие ряда английских городов пригрозили всеобщей стачкой в случае начала войны против СССР. «Военная тревога 1923 года» была решена дипломатическим путем.

В мае 1927 года английская полиция совершила налет на лондонскую квартиру англо-советского кооперативного общества (АРКОС) в поисках «агентов Коминтерна». Обвинив Советы во вмешательства во внутренние дела Англии, ее правительство аннулировало экономическое соглашение 1921 года и разорвало дипломатические отношения с СССР. «Военная тревога 1927 года» затянулась до 1929 года, когда пришедшие к власти лейбористы восстановили отношения с Советским Союзом.

Третий конфликт касался Китая. После переворота и прихода к власти в стране главнокомандующего Чан Кайши, китайцы предъявили претензии на единоличное владение железной дорогой, построенной Россией в Маньчжурии. Они совершали провокации, получившие название «конфликт на КВЖД». В мае 1929 года в Харбине был совершен налет на Генеральное консульство СССР. Было арестовано 39 советских граждан. В июле был захвачен телеграф Китайско-Восточной железной дороги, закрыты советские хозяйственные учреждения на ней, арестовано более 200 граждан СССР. К осени число арестованных и посаженых в концлагеря превысило 2 тыс. человек. В августе китайские войска перешли советскую границу. Советский Союз разорвал отношения с Китаем. К ноябрю 1929 года частям Особой Дальневосточной армии под командованием В.К. Блюхера удалось очистить советскую территорию от налетчиков.

Международное коммунистическое движение

Международная деятельность СССР в 20-е годы во многом осуществлялась через сеть международных молодежных, рабочих и крестьянских организаций, которые зависели от Коммунистического интернационала. Он на своем III съезде в Москве в июле 1921 года выдвинул задачу скорейшего образования коммунистических партий, завоевания ими масс, создания массовых революционных организаций. В их число входили: Коммунистический интернационал молодежи (КИМ, 1919), Профсоюзный интернационал (Профинтерн, 1921), Крестьянский интернационал (Крестинтерн, 1921), Международная рабочая помощь (Межрабпом, 1921), Международная организация помощи борцам революции (МОПР, 1922). Во многом благодаря им СССР добился международного признания в 1920-е годы. Одновременно их деятельность вызывала настороженность правящих кругов многих стран.

Внешняя политика СССР в 1930-е годы

Основной целью внешнеполитического курса СССР в 30-е годы было укрепление своего авторитета на международной арене и расширение экономических связей. Этих целей Советский Союз достиг к середине 30-х, однако в конце десятилетия оказался фактически в международной изоляции.

Международное положение СССР

С началом мирового экономического кризиса в 1929 году Советское государство для сохранения валютных поступлений увеличили экспорт своих товаров, снизив их цену. Эта политика вызвала обвинения многими странами СССР в демпинге, то есть продаже товаров ниже их себестоимости, что, по их мнению, усиливало кризис. В июле 1930 года США стали инициатором экономической блокады Советов, запретив ввоз советских товаров и задерживая советские грузы. К ним присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, Англия. Германия в блокаде не участвовала. Наоборот, она увеличила товарообмен с СССР, став его главным торговым партнером. Тогда Франция выступила с проектом «объединения Европы» против СССР (план «пан-Европа»). Лига наций не поддержала его, тогда Франция решила подтолкнуть Польшу, Румынию и страны Прибалтики к давлению на Советское государство, сюда поставлялось французское оружие. Также усиливала враждебность к СССР проводимая в нем сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян. В 1930 году папа римский Пий XI объявил «крестовый поход» против СССР. В начале года в Европе и США проходили митинги и молебствия против преследования религии в стране Советов.

Укрепление международного положения СССР началось с корректировки внешнеторговой политики в 1932 году и прихода к власти во Франции леворадикального правительства Э. Эррио. В этом году были заключены договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. Были восстановлены дипломатические отношения с Китаем. Осенью 1933 года произошло дипломатическое признание Советского Союза Соединенными Штатами, что стало главным успехом советской внешней политики 30-х годов. В 1933-1935 годах дипломатические отношения установились с Испанией, Румынией, Чехословакией, Болгарией и др.

В 1934 году СССР поступило предложение от 30 государств-членов Лиги Наций о вступлении в организацию, что и произошло. Это свидетельствовало о возросшем авторитете Советского Союза.

В 1932-1934 годах в Женеве происходила конференция по сокращению и ограничению вооружений. На ней присутствовала советская делегация во главе с наркомом иностранных дел М.М. Литвиновым, она выдвинула свой проект разоружения, который не был принят. По итогам конференции был составлен «план Макдональда», устанавливавший предельные цифры сухопутных и воздушных вооруженных сил европейских стран. Япония и Германия именно тогда вышли из Лиги Наций.

В июле 1933 года на международной экономической конференции в Лондоне СССР подписал с 10 странами Конвенцию об определении агрессора. Им признавалось государство, которое объявит войну другому государству, вторгнется на его территорию без объявления войны, бомбардирует его территорию или установит морскую блокаду.

С захватом Японией Маньчжурии в 1931 году и приходом к власти в Германии фашистов в 1933 году создавалась новая угроза миру. СССР был заинтересован в формировании систем коллективной безопасности как в Европе, так и в Азии. В 1933 году он начал переговоры об этом с США и Францией.

В 1936-1938 годах Советский Союз оказал большую помощь оружием и добровольцами республиканскому правительству Народного фронта Испании в борьбе с мятежником генералом Франко, который опирался на поддержку Германии и Италии. После поражения республиканцев многие из них эмигрировали в СССР.

Проблема коллективной безопасности

В 1933-1935 годах Советское государство вело переговоры о Восточном пакте, который предусматривал заключение регионального соглашения ряда стран: Польши, Чехословакии, Финляндия, прибалтийских государств, о взаимной помощи против возможной агрессии Германии. Франция, стремившаяся стать гарантом пакта, настояла на том, чтобы его участником стала и Германия. Но германские и польские власти были против и переговоры зашли в тупик. Однако в 1935 году СССР смог заключить с Францией и Чехословакией договоры о взаимопомощи.

В 1933-1937 годах СССР вел переговоры с США о Тихоокеанском пакте, преследуя цель сдержать агрессию Японии. Проект пакта предусматривал сделать его участниками СССР, США, Китай и Японию, но переговоры зашли в тупик, так как США отказались поддержать этот план. Американский президент Франклин Рузвельт считал гарантией безопасности на Тихом океане только военно-морской флот США.

Борьба с японской агрессией

В июле 1937 года Япония напала на Китай, что повлекло войну. Вскоре СССР заключил с Китаем договор о ненападении и начал оказывать ему помощь военной техникой и оружием, добровольцами, прежде всего, летчиками. В 1938-1939 годах Япония дважды попыталась сорвать советскую помощь и захватить дальневосточные территории СССР. 29 июля 1938 года японцы вторглись на советскую территорию у озера Хасан. Войска Дальневосточного фронта под командованием В.К. Блюхера в начале августа отбросили противника. В мае японские силы вторглись в Монголию в районе реки Халхин-Гол. СССР в лице 1-й армейской группировки Г.К. Жукова оказал соседу военную помощь и отбросил врага в конце августа. В сентябре 1940 года в Токио был подписан военный пакт между Германией, Японией и Италией, провозглашавший создание этими странами «нового порядка» в Европе и Азии. В то же время советские дипломаты добились заключения с Японией пакта о нейтралитете в апреле 1941 года.

Международные отношения накануне войны

В 1938-1939 годах Германия начала осуществлять свой план по «расширению жизненного пространства». В марте 1938 года она оккупировала Австрию. В сентябре на Мюнхенской конференции Германия добилась от Англии и Франции согласия на присоединение к ней Судетской области, входившей в состав Чехословакии («Мюнхенский сговор»), а в марте 1939 года захватила всю Чехословакию.

В таких условиях в Москве в марте-августе 1939 года велись англо-франко-советские переговоры по заключению договора о взаимопомощи. Камнем преткновения стало требование Англии и Франции о вступлении в войну СССР при нападении на них, при этом они оговаривали свою помощь Союзу в подобной ситуации рядом условий. СССР добивался согласия этих стран на проход своих войск через территорию Польши в случае агрессии. Получив отказ, советская делегация прервала переговоры.

В мае Германия заявила о желании улучшить отношения с СССР, если тот не пойдет на соглашение с Англией и Францией. В итоге 23 августа 1939 года был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет (получил название «пакта Молотова-Риббентропа» по именам глав иностранных ведомств двух стран).

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, 3 сентября Германии объявили войну Англия и Франция. Началась Вторая мировая война. После разгрома польской армии правительство страны бежало в Лондон. 17 сентября Красная армия перешла советско-польскую границу и к концу месяца присоединила к СССР западные земли Украины и Белоруссии. 28 сентября Советский Союз и Германия подписали договор «О дружбе и границах», предусматривавший прекращение антифашистской пропаганды в СССР и антикоммунистической - в Германии, налаживание всесторонних отношений и установление общей границы, которая прошла по территории разгромленной Польши (по рекам Западный Буг и Нарев).

Расширение территории СССР

28 сентября-10 октября 1939 года СССР заключил договоры о взаимопомощи с прибалтийскими государствами. По ним на территории этих стран размещались советские гарнизоны и военно-морские базы.

В марте 1939 года СССР предлагал заключить подобный договор и Финляндии. После отказа он предложил ей передвинуть на несколько десятков километров советско-финляндскую границу на Карельском перешейке и сдать в аренду СССР участок территории у входа в Финский залив для защиты Ленинграда. Финляндия отвергла это. Тогда 30 ноября 1939 года началась советско-финская война. Лишь в феврале 1940 года Красная армия смогла прорвать систему укреплений финнов - «линию Маннергейма» - и устремиться к столице страны. Финляндское правительство предложило переговоры, 12 марта 1940 года в Москве был подписан мирный договор. По нему Финляндия отказывалась от участия в антисоветских коалициях, отодвинула границу на Карельском перешейке на 150 км (до Выборга), передала СССР ряд территорий и островов, сдала в аренду на 30 лет полуостров Ханко. Присоединенная территория была объединена с Карельской АССР, преобразованной в Карело-Финскую ССР и включенной в состав СССР как союзная республика.

В июне 1940 года, обвинив прибалтийские страны в нарушении договоров о взаимопомощи, Советы ввели туда войска. В Эстонии, Латвии и Литве были сформированы просоветские правительства, провозгласившие свои республики социалистическими. В августе Литовская, Латвийская и Эстонская ССР вошли в состав Советского Союза.

В июне 1940 года СССР направил ультиматум Румынии, требуя вывести войска из оккупированной в 1918 году Бессарабии и Северной Буковины. Не получив помощи Германии, румыны согласились на это. 30 июня Красная армия вышла на берег р. Прут. Бессарабия была присоединена к Молдавской АССР, преобразованной в Молдавскую ССР. Северная Буковина, в которой проживали преимущественно украинцы, вошла в состав Украинской ССР.

Таким образом, перед войной СССР включал в себя 16 союзных республик, что усилило обороноспособность Советского Союза на северо-западных, западных и юго-западных границах. Однако к июню 1941 года они оказались укреплены недостаточно.

Внешняя политика СССР в 1930-е годы характеризуется двумя основными тенденциями – это окончательное признание дипломатическое, включение СССР в международные отношения и отношения СССР с двумя основными очагами агрессии, которые формируются у нас в 1930-х годах.

Что касается первого, известно о том, что последней страной, которая признает Советский союз являются Соединенные штаты. До этого момента, в общем-то, основные ведущие державы мира находятся с Советским союзом в дипломатических отношениях и ряд из них в довольно интенсивных дипломатических отношениях. Советский союз был принят в Лигу Наций – это такой прообраз современной Организации Объединенных Наций, где выступал с различными инициативами. Тут конечно же стоит отметить то, что безусловно 1930-е годы характеризуются относительно мирной политикой Советского союза. Я имею в виду не конец, а именно большую часть. Потому что Советский союз выступает с огромным количеством мирных инициатив, которые были тогда очень-очень нужны.

Здесь мы переходим к главной содержательной части. Как известно два наиболее агрессивных очага – это разумеется Германия, в которой к власти приходят нацисты в начале 1930-х годов. И нацисты, во-первых, опираясь на огромное количество уже существующих фашистских режимов – это Италия, это режимы Восточной Европы, это режимы Скандинавии, они естественно имеют широкую международную поддержку, не с демократическими странами, а именно они были признаны другими фашистскими режимами. И, в общем-то, их внешняя политика, несмотря на обещание продолжать миролюбивую политику Веймарской республики, она конечно же очень агрессивна. Нацизм был нацелен на расширение жизненного пространства за счет восточных территорий. С точки зрения нацистской идеологии, население СССР в первую очередь восточнославянское считалось «Untermensche», то есть расово неполноценным и подлежало частичному уничтожению и соответственно частичному переводу на такое фактически рабское состояние. Это то, что Адольф Гитлер изложил еще в 1922 году в своем основном программном документе «Mein Kampf» — «Моя борьба».

Дело в том, что с этим очагом агрессивности были большие проблемы. Для стран европейской демократии, для Франции и для Великобритании, нацисты рассматривались, как естественный сдерживатель советской угрозы. Советская угроза воспринималась, надо сказать, гораздо жестче, потому что большевизм – это некий альтернативный способ государственного устройства и вообще общественной жизни. И не надо забывать, что большевизм в 1930-е годы рассматривался сквозь витрину – это витрина ВДНХ, это витрина индустриализация. О голоде и массовых репрессиях, учитывая фактически железный занавес, который тогда существовал, практически не было известно. Социализм был в таком романтическом ареале, пользовался широчайшей на самом деле международной поддержкой с точки зрения общественных организаций различных. Естественно это вызывало нежелание видеть большевиков, как той возможной силы, которая вмешивалась бы во внутренние дела. И нацисты воспринимались как те, которые могут сдерживать большевизм.

Несмотря на то, что проводились мирные инициативы, в частности в 1934 году французский министр иностранных дел Барту предложил создание коллективной безопасности – объединение стран Восточной Европы, Франции, Германии и Советского союза в рамках одного военного блока. Эту инициативу, как известно, поддержал очень широко известный король Югославии Александр Карагеоргиевич, но во время обсуждения этого Восточного пакта, как она называлась в 1934 году… точнее даже не во время обсуждения, а когда король Александр с Барту ехали в Марселе, он прибыл в порт, они были застрелены по всей видимости нацистскими агентами.

После этого запад переходит к политике умиротворения агрессора. Немцы вводят войска в демилитаризированную Рейнскую зону, Гитлер фактически отстраивает на глазах у Великобритании «Kriegsmarine», то есть военно-морской флот и выстраивает вооруженные силы, нарушив таким образом условия Версальского договора. Наиболее остро этот факт был выражен во время так называемого Мюнхенского соглашения 1938 года, когда Гитлер предъявил Чехословакии ультиматум о передаче Судетской области приграничной к Германии, Судетская область была населена немцами. И Англия, и Франция, которые выступали гарантами суверенитета Чехословакии в лице своих лидеров в Мюнхене подписали соглашение о том, что они поддерживают Гитлера, считая, что Гитлер после этого, после такого «дружественного», условно говоря, акта вся его агрессия будет направлена на Восток. Когда после Мюнхенской этой конференции лорд Чемберлен – английский премьер-министр, спускаясь по трапу самолета о том, что мир я вам принес на десятилетия. До начала Второй мировой оставался только один год.

Разумеется, полным абсолютно зеркальным ответом на Мюнхенское соглашение, которое у нас сразу окрестили, как Мюнхенский сговор, было подписано соглашение Молотова и Риббентропа, то есть то, которое привело фактически к разделу Восточной Европы на сферы влияния Советского союза и фашистской Германии и вроде как гарантировало мир на 10 лет. Тут надо отметить, отдать должное все-таки советским дипломатам, что они до последнего момента старались найти точки соприкосновения с французскими и английскими дипломатами. В частности, это было еще в начале 1939 года, в Москве шли переговоры. Переговоры, в общем-то, оказались безуспешными, англичане прислали даже каких-то второстепенных дипломатов. В частности, такой пример, памятник Тимирязеву у Никитских ворот, он стоит там в мантии Оксфордского профессора, он действительно был Оксфордским профессором. Почему так – потому что это был некий такой жест доброй воли, его открыли в присутствии английских представителей в 1939 году, но тем не менее, как известно, на этом же памятнике сохранился след от снаряда, ударившего в 1941 году. Что показывает, куда завели все эти переговоры.

Основные направления внешней политики СССР в 1920-х гг.

Главная задача российской, потом советской дипломатии в 1920-е гг. – добиться широкого дипломатического признания , прорвать международную изоляцию, в которой оказалась страна после октября 1917 г.

После Гражданской войны Советская Россия имела дипломатические отношения с некоторыми соседними государствами: Финляндией, Латвией, Литвой, Эстонией, Афганистаном, Турцией, Монголией и др. У РСФСР были торговые соглашения с Англией, Германией, Австрией, Данией, Италией, Норвегией, но на политическое признание и установление дипломатических отношений Запад не шел . Это объяснялось двумя причинами. Первая: в 1919 г. был создан Коминтерн , ставивший своей целью социалистические революции и строительство социализма в странах – членах Коминтерна. Вторая: советское правительство не признавало долгов своих предшественников.

Весной-летом 1922 г. вопросы о российских долгах обсуждались на конференциях в Генуе и Гааге. Россия выдвинула свои претензии к западным странам: возместить убытки, нанесенные в годы Гражданской войны интервенцией и блокадой.

Но все же постепенно на Западе поняли, что свергнуть Советскую власть вооруженным путем не удастся. Поэтому придется ее признать. В свою очередь и в советском руководстве понимали, что мировая революция отодвигается на неопределенный срок и нужно налаживать нормальные отношения с Западом.

В апреле 1922 г. в Рапалло был подписан договор с Германией . Страны отказывались от претензий друг к другу и устанавливали дипломатические отношения. Это означало по существу прорыв дипломатической блокады. В последующие несколько лет были установлены дипломатические отношения с Англией, Австрией, Грецией, Данией, Италией, Китаем, Мексикой, Швецией, Францией, Японией.

Таким образом, к концу 1920-х гг. СССР сумел добиться дипломатического признания ведущими западными странами, кроме США. Правда, в 1927 г. на время были разорваны дипломатические отношения с Англией, а в 1928 г. – с Китаем.

Борьба за систему коллективной безопасности.

В начале 1930-х гг. нависла угроза новой большой войны. В 1932 г. Япония захватила Северо-Всточный Китай и начала подготовку к войне за господство в Азии и на Тихом океане. В 1933 г. к власти в Германии пришла НСДАП во главе с Гитлером. Он не скрывал своих планов установления мирового господства.

В этих условиях СССР поддержал идею ряда европейских стран о создании системы коллективной безопасности . Нарком иностранных дел СССР Литвинов считал, что можно договориться с Великобританией, Францией, США о совместном отпоре фашистским агрессорам. В 1933 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и США. В 1934 г. СССР вступил в Лигу Наций после того как из нее вышли Германия и Япония. Лига Наций – международная организация, созданная после Первой мировой войны для политического решения международных вопросов. Усилиями сторонников коллективной безопасности удалось заключить ряд договоров о взаимопомощи с целью не допустить агрессивной войны в Европе. В 1935-1936 гг. СССР заключил такие договоры с Францией, Чехословакией и Монголией.

Военные конфликты на Дальнем Востоке.

Но международная обстановка продолжала ухудшаться. В 1936 г. Германия и Италия заключили так называемый антикоминтерновский пакт, к которому позже присоединились Япония, Венгрия, Румыния и др.

СССР постепенно втягивался в военные конфликты. В 1936 г. была оказана помощь республканской Испании, боровшейся с мятежным генералом Франко. В Испанию отправились советские добровольцы.

В 1938-1939 гг. произошли военные конфликты на Дальнем Востоке. Летом 1938 г. произошло столкновение на советско-маньчжурской границе, в районе озера Хасан . Тем не менее тогда удалось избежать крупномасштабного военного конфликта с Японией.

Весной 1939 г. японцы напали на Монголию. Выполняя условия советско-монгольского договора, Красная Армия пришла на помощь монгольской армии. Кровопролитные бои развернулись в районе реки Халхин-Гол . В конце августа 1939 г. советские войска под командованием Жукова и Штерна разгромили вторгшихся в Монголию японцев.

Англо-франко-советские переговоры 1939 г.

К концу 1930-х гг. обстановка в Европе еще больше осложнилась. В 1938 г. Германия присоединила Австрию (аншлюс Австрии ). В том же году Германия, Италия, Англия и Франция подписали Мюнхенское соглашение : Германии передавалась Судетская область Чехословакии, что означало фактически санкцию на оккупацию Чехословакии Германией. Англия и Франция проводили политику, получившую название “политика умиротворения агрессора”. Они стремились направить Германию на Восток, против СССР.

Мюнхенский сговор означал фактически крах системы коллективной безопасности. СССР оказался в изоляции. В этих условиях СССР рассматривал возможность договориться с Германией.

Западные страны боялись такого соглашения: они в этом случае становились первыми объектами экспансии Гитлера. Поэтому весной 1939 г. Англия и Франция начали переговоры с СССР о совместных действиях против агрессора в Европе. СССР добивался от Западных стран гарантий, что прибалтийские государства не будут “отданы” Гитлеру, как Чехословакия. Советская делегация на переговорах во главе с Ворошиловым заявляла о необходимости предоставить Красной Армии возможность прохода через Польшу и Румынию в случае начала войны в Европе. Но делегация союзников тянула время. Она не была облечена полномочиями заключать соглашения. Главные цели Англии и Франции на переговорах – выяснить намерения Германии и не допустить ее сближения с СССР. Поэтому англичане и французы тянули время.

СССР в свою очередь тоже вел двойную игру. Советское руководство не очень-то верило в возможность серьезных соглашений с Англией и Францией после Мюнхена. Поэтому, ведя переговоры с Англией и Францией, СССР готовил почву для договора с Германией. Так, весной 1939 г. нарком по иностранным делам Литвинов был заменен Молотовым.

Пакт Молотова-Риббентропа.

21 августа 1939 г. СССР прервал переговоры с Англией и Францией. 23 августа в Москву прибыл министр иностранных дел Германии Риббентроп . В тот же день был подписан советско-германский договор – Пакт о ненападении, или Пакт Молотова -Риббентропа – сроком на 10 лет. Он вступал в силу немедленно.

К Пакту прилагался секретный протокол о разделе сфер влияния между СССР и Германией. В зону влияния СССР попадали: Финляндия, Эстония, Латвия, восточная часть Польши, Бессарабия. В зону влияния Германии попадали: западная часть Польши, Литва.

Таким образом, западные страны, подталкивая Германию против СССР, фактически обратили ее против самих себя. СССР стремился оттянуть начало войны и добился своей цели. Гитлер не хотел войны на два фронта. Заключив договор с СССР, он развязал себе руки для действий на Западе.

Фактически Пакт Молотова-Риббентропа стал прологом Второй мировой войны.

Начало Второй мировой войны и присоединение новых территорий к СССР.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Англия и Франция, объявили войну Германии, правда, реальной помощи Польше не оказали. Спустя несколько дней СССР известил Германию о своем намерении оккупировать восточную часть Польши. 17 сентября 1939 г. Красная Армия вступила на территорию Восточной Польши. 22 сентября был подписан советско-германский договор о границе по Висле. Однако уже 28 сентября 1939 г. подписан новый договор о дружбе и границе с Германией. Граница передвигалась к востоку, по Бугу. Германия уступала часть Литвы.

В сентябре-октябре 1939 г. СССР навязал Эстонии, Латвии и Литве договоры о взаимной помощи и разместил там свои военно-морские базы. Договоры стали шагом к присоединению этих стран. В июне 1940 г. СССР обвинил прибалтийские государства в нарушении договоров и потребовал создания в них коалиционных правительств , контролируемых советскими политическими комиссарами. В Литву отправился Деканозов, в Латвию - Вышинский, в Эстонию – Жданов. После этого прошли выборы в парламенты прибалтийских государств. В них участвовали лишь кандидаты, выдвинутые местными компартиями. Новые парламенты обратились к Москве с просьбой принять их страны в СССР. В августе 1940 г. Латвия, Литва, Эстония вошли в состав СССР.

Летом 1940 г. СССР в ультимативной форме потребовал от Румынии вернуть Бессарабию и передать Северную Буковину . Румыния удовлетворила это требование СССР.

Советско-финская война 1939-1940 гг.

Граница между СССР и Финляндией проходила в 35 километрах от Ленинграда. Сразу за ней на финской территории находилась мощная линия укреплений (“линия Маннергейма” ). В конце октября СССР предложил Финляндии уничтожить укрепления “линии Маннергейма”, перенести границу на 35 километров вглубь Финляндии и ликвидировать военно-морские базы на острове Ханко и Аландских островах. В обмен СССР предлагал значительные территории в Карелии. Финляндия отказалась, но согласилась на переговоры.

В конце ноября 1939 г. СССР напал на Финляндию. За агрессию против Финляндии СССР был исключен из Лиги Наций . К концу февраля 1940 г. Красная Армия прорвала мощные укрепления «линии Маннергейма» и захватила Выборг.

12 марта 1940 г. был подписан договор с Финляндией. Финляндия уступала СССР весь Карельский перешеек с Выборгом, предоставляла на 30 лет военно-морскую базу на острове Ханко. Таким образом, граница от Ленинграда была передвинута почти на 100 километров.

Победа досталась СССР тяжелой ценой: более 100 тысяч убитыми, более 200 тысяч ранеными и обмороженными.

Политика западноевропейских держав, Германии и СССР во второй половине 1930-х гг. логично привела к войне. После успехов Германии в Европе нападение Гитлера на СССР стало неизбежно.


Похожая информация.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх