Спасская башня – парадные ворота кремля. Спасская

Москвичи уже привыкли к нынешнему облику Спасской башни Кремля и далеко не все помнят, что несколько лет назад он был иным. В августе 2010 православные вновь обрели надвратную икону Спаса Смоленского, десятилетия скрывавшуюся за толстым слоем штукатурки. Ее спасение и возрождение были делами поистине чудесными.

26-27 апреля 2010 года после проведения контрольного вскрытия штукатурного слоя и дистанционных исследований в киотах Спасской и Никольской башен Московского Кремля под слоем забетонированной металлической сетки, отстоящей от иконы на 4-5 сантиметров, были обнаружены хорошо сохранившиеся иконописные изображения Спаса Смоленского и святого Николая Чудотворца, или, как его издревле называют на Руси - Николай Можайский "с градом".

Главная башня

В 1462-1464 годах, незадолго до полной перестройки стен и башен Московского Кремля при великом князе Иване III, русский строитель и скульптор В.Д. Ермолин реконструировал обветшавшие части белокаменных стен на участке от Свибловой башни до Боровицких ворот. Он обновил и Фроловские (ныне - Спасские) ворота, надстроив над церковью Святого Афанасия и украсив каменными, богато оформленными рельефами, изображавшими покровителей московских князей - святых Георгия Победоносца и Димитрия Солунского. Эти рельефы являются уникальными, редчайшими памятниками древнерусской скульптуры и отличаются, судя по фрагменту, хранящемуся в Третьяковской галерее, удивительной гармоничностью изображения.

В современном оформлении Спасской башни преобладают стилизованные готические образы с ажурными декоративными кружевами из белого камня, характерными для московской архитектурной традиции. Они появились в XVII веке, когда были надстроены верхние ярусы башни. Но башня с древних времен была украшена декоративными белокаменными пирамидками, каменными скульптурами людей, получивших у москвичей прозвище "болваны", и стилизованными фигурками зверей. Здесь же находились белокаменные рельефы Георгия Победоносца и памятные "закладные" доски с надписью на русском и латинском языках.

Во время строительства новой кирпичной Спасской башни архитектор Пьетро Антонио Солари богато декорировал ее старинными скульптурами. Скульптуры находились на ее фасадах вплоть до надстройки, проходившей в 1624-1625 годах при первом царе из династии Романовых Михаиле Федоровиче. Тогда при создании нового художественного архитектурного образа башни, возведении ее верхних ярусов и шпиля с фасадов исчезли белокаменные рельефы работы Ермолина. Скульптурное изображение святого Георгия Победоносца, демонтированное с башни, было передано в церковь Святого Георгия в Вознесенском монастыре, находившуюся до своего упразднения на месте вновь построенной церкви Святой Екатерины. А с начала XIX века рельеф стал киотной иконой церкви Святого Михаила Малеина той же женской обители. Так на многие века святые образы со Спасской башни стали частью святынь кремлевского Вознесенского монастыря.

Над воротами Спасской башни в 1491 году были установлены белокаменные доски, на которых латынью и славянской вязью начертано: "В лето 6999 июля Божиею милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Петр Антоний Солярио от града Медиолана" (так в старину в Москве называли Милан). Надпись свидетельствует не только об особом статусе этой кремлевской башни, но и о высочайшем уважении князя к приглашенному архитектору. Появление подобного памятного знака само по себе является редкостью для древних московских построек.

Спасские ворота столетиями считались главным церемониальным въездом в Московский Кремль. Через них в Кремль въезжали российские самодержцы для священного обряда венчания на царство, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая Николаем II. Через них шли кремлевские крестные ходы, выносили святые иконы и мощи к храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву во время больших церковных праздников.

Здесь же в прежние века проходила церемония "шествия на осляти" с участием русского государя и Патриарха. Оно начиналось в Успенском соборе на Соборной площади Московского Кремля и завершалось в Покровском соборе, что на Рву, после чего Святейший Патриарх поднимался на гульбище Спасской башни, освящал воду и кропил ею кремлевские стены.

Через Красную площадь и Спасские ворота доставляли в Кремль особо почитаемые святыни: образ Богоматери из Владимира, иконы Спаса Нерукотворного из Вятки и Благовещения Богородицы из Великого Устюга.

Много веков Московский Кремль оставался для русского народа православной монастырской святыней. Входить в Спасские ворота можно было лишь пешком и с непокрытой головой. А тех, кто, проходя ворота, не снимал шапки, народ заставлял класть 50 поклонов перед надвратной иконой Спаса Смоленского, установленной над проездной частью Спасской башни со стороны Красной площади.

В 1648 году обычай обнажать голову в Спасских воротах был закреплен законодательно указом царя Алексея Михайловича Тишайшего. Практика эта распространялась на все сословия вне зависимости от родовитости и чинов. "Ломал шапку", то есть обнажал голову перед образами Спасской башни, и сам государь всея Руси.

Справа и слева от Спасской башни с наружной ее стороны располагались две небольшие часовни - Великого Совета Откровение и Великого Совета Ангел при Спасских воротах. Обе часовни принадлежали Покровскому собору и были известны в народе копиями наиболее популярных и почитаемых икон из Кремлевских соборов и церквей - Смоленской Богоматери из главного Успенского собора и образа Спасителя с фигурами Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. В середине 20-х годов прошлого века часовни были разобраны, а судьба священных образов и до нынешнего времени остается неизвестной.

Первоначальное название - Фроловская - башня получила по имени находившейся неподалеку церкви Святых Фрола и Лавра. Ворота же звались в народе Иерусалимскими, так как через них традиционно совершалось патриаршее шествие в Московский Иерусалим - храм Покрова Богородицы, что на Рву, именуемый в народе собором Василия Блаженного. Причем символической Голгофой на Красной площади стало Лобное место, которое не только символизировало собой священную гору, но и было местом обращения к народу русских царей и оглашения важнейших государственных документов.

Привычное нам название главной башни Кремля происходит, скорее всего, от иконы Всемилостивого Спаса Смоленского, водруженной на ее фасаде со стороны Красной площади в память о присоединении Смоленска к Московскому княжеству. Впрочем, возможно, что башня получила имя от иконы образа Спаса Нерукотворного, помещенной в 1658 году в верхней части белокаменного киота над проездными воротами с внутренней стороны Кремля.

В том же году был принят царский указ о переименовании кремлевских башен. Например, современная Оружейная башня именовалась Колымажной, а современная Петровская - Угрешской, Троицкая - Знаменской, Угловая Арсенальная носила название Собакина башня, по имени бояр Собакиных, имевших рядом с ней подворье. С этого момента башня стала официально называться Спасской.

Как и другие башни, Спасская была частью системы обороны Московского Кремля. Но в случае проникновения неприятеля на стены тяжелые железные двери закрывались - и башня становилась небольшой самостоятельной крепостью, способной выдержать самый серьезный приступ. Жители древней Москвы, величавшие башню Спасской, вкладывали в это название еще один смысл. Дело в том, что в случае угрозы вражеского нашествия именно через эти ворота в Кремль могли уйти жители Китай-города, сохранив если не свои дома (как правило, при осаде Посад поджигался неприятелем), то как минимум главные материальные ценности и собственную жизнь. Так что уникальные оборонительные возможности Спасской цитадели зачастую гарантировали спасение москвичам в случае неожиданного нападения врага.

Святыни Спасской башни

На Спасской башне располагается икона, на которой изображен образ Иисуса Христа с припадающими к нему святыми - преподобным Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Время написания фрески точно неизвестно, но она создана не ранее середины - второй половины XVII века. Эта икона, возможно, дала название башне, которая ранее именовалась Фроловской.

О времени первоначального написания икон Всемилостивого Спаса и Печорской Божией Матери точных указаний не сохранилось. Как ранее говорила генеральный директор музеев Московского Кремля Елена Гагарина, первое упоминание об их существовании относится к XVI веку.

"Существует такой памятник, как "Книга избрания на царство", которая была создана во времена царя Алексея Михайловича. И там есть изображение Спасской башни с иконой на ее стене. Отсюда мы и ведем отсчет", - рассказала Гагарина.

В 1521 году во время осады Москвы войском Магмет-Гирея одна инокиня увидела видение: крестный ход через Фроловские ворота со святителями Московским Петром, Алексеем и Ионой и ростовским Леонтием несут икону Владимирской Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам стали умолять святителей, чтобы они просили Богородицу заступиться за людей перед богом. Видение стало известно в народе. И, действительно, вскоре Магмет-Гирей отступил от Москвы.

В память этого события и были написаны иконы: Спасителя с припавшим к Его ногам преподобными Сергием и Варлаамом на восточной (внешней) стене Спасских ворот и Богоматери (иконы Печерской Божией Матери) с предстоящими Ей святителями московскими Петром и Алексием на западной (внутренней) стене башни. Пока судьба этой иконы неизвестна.

В 1673 году царь Алексей Михайлович указал "в связи с порухами" образ Спаса Нерукотворного и преподобной Богородицы писать вновь. В 1737 году во время пожара образ Спасителя сильно опалился, но на следующий год был возобновлен.

Киот иконы Спасителя был выполнен из белого камня, имел деревянный резной окад со специальной стеклянной рамой, которая защищала образ от пыли и сырости.

В 1812 году киоты над иконами, которые значительно пострадали от взрывов в Кремле, организованных отступающими из города наполеоновскими войсками, были повреждены и возобновлены в 1813 году. В 1851 и 1866 году подновлялась и частично записывалась икона Спасителя и рама вокруг нее.

Последнее подновление иконы Спасителя (проведена промывка письма, чистка и реставрация ризы, была заново позолочена рама и фонарь и окрашен навес над иконою) было произведено в 1896 году к церемонии коронации императора Николая II.

К 1918 году икона Спасителя Смоленского выглядела следующим образом: написана на стене, по штукатурке масляными красками. Спаситель изображен стоящим во весь рост, десница Его с благословляющими перстами опущена вниз, а в левой руке он держит Евангелие, раскрытое на словах: "рече Господь ко пришедшим к Нему иудеом: Аз есмь дверь: Мною, аще кто войдет, спасется". К стопам Спасителя припадали преподобные Сергий (с левой стороны) и Варлаам (с правой). Изображение Спасителя было покрыто ризой. В верхних углах иконы - два летящих ангела: у ангела с правой стороны в руке крест, ангел, находящийся на левой стороне, держит копье. Выше над иконою - треугольник с сиянием, в середине его надпись "Бог". Фон иконы золотой. Вокруг иконы был деревянный резной золоченый киот со стеклом.

Последнее упоминание об иконе относится к 30-м годам XX века, тогда принимается решение о закрытии и, как сейчас выяснилось, консервации - а фактически сокрытии образа под оштукатуренной сеткой. Одновременно была сокрыта и икона Святителя Николая (Николая Можайского) на Никольской башне.

Специалистов насторожил тот факт, что не было документальных подтверждений об уничтожении икон. В 30-е годы ХХ века советские реставраторы, решив не уничтожать древние иконы, закрыли их металлической сеткой, покрыли сетку штукатуркой и уже сверху расписали красной краской. Никаких упоминаний об этом в документах не было, хотя реставраторы вели ежедневные и очень подробные записи в дневниках.

"Именно потому, что реставраторы хотели иконы сохранить, они и не оставили никаких упоминаний о том, что здесь были какие-то иконы. Иконы были не уничтожены, не были срублены, а были просто закрыты", - сказала Гагарина.

Соответственно, осталось не известно, кто именно спрятал иконы.

Поэтому в конце апреля 2010 года были сделаны зондажи в киотах Спасской и Никольской башен, которые подтвердили сохранность иконописных изображений под слоем штукатурки. При пробной фрагментарной расчистке штукатурного слоя в киотах Спасской и Никольской башен 26-27 апреля 2010 года были обнаружены древние списки икон в удовлетворительной сохранности. Слой штукатурки и монтажная сетка находятся в 40 миллиметрах от поверхности фресок, между ними - воздушная прослойка. Сохранность икон оказалась очень хорошей, чему способствовала грамотная консервация, проведенная неизвестными мастерами в сталинские времена.

Это позволило достаточно быстро провести мероприятия по реставрации и консервации древнего образа Спаса Смоленского на Спасской башне, и 28 августа 2010 года вновь обретенная икона начала новую жизнь, как одна из главных православных святынь Кремля. Реставрационные работы производило Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ).

"Живопись аккуратно и профессионально закрыта - это говорит о том, что закрывали ее профессиональные реставраторы" , - отмечал главный реставратор - директор МНРХУ Сергей Филатов.

Икона на Никольской башне

Эта икона святителя Николая датирована концом XV - началом XVI века. Во время боев в октябре 1917 года надвратный образ был сильно поврежден в районе правой руки святителя. Реставрационные работы на вновь обретенной иконе на Никольской башне также завершились в 2010 году.

На Никольской башне в Кремле многие века существовала фреска, изображающая Николая Чудотворца. Этот образ Николая Можайского относится, скорее всего, к концу ХV или к началу ХVI века. Икона расположена над проездными воротами и обращена к Красной площади и Никольской улице Китай-города. Она может служить примером изумительного качества и крепости древних фресок. В 1812 году во время отступления французов из Москвы башня была подорвана. Весь ее верх рухнул, но, несмотря на страшное сотрясение от взрыва, фреска практически полностью уцелела и не развалилась.

В октябре-ноябре 1917 года во время штурма Кремля эта фреска была повреждена пулями и осколками, которые, к счастью, не испортили фигуры святого, изображенного на ней. Реставрация фрески, произведенная в 1918 году, обнаружила, что она была вся записана в ХVII веке и вторично - в XIX веке масляными красками, которые и были удалены реставраторами.

Икона на Никольской башне страдала и в дни праздников, когда по традиции ежегодно, зимой, в праздник Николая Чудотворца здесь служились многолюдные молебны. Очевидцы описывали, как в 1918 году богомольцев разогнали, а икону завесили красным флагом. Но на следующее утро во время молитвы полотнище сорвалось и упало на землю. Верующих, воодушевленных таким явлением, разогнали большевики, многих убили и ранили, а по иконе стреляли из винтовок, при этом в лик святителя ни одна пуля не попала. В 1927 году известный реставратор Игорь Грабарь на одной из лекций рассказывал, что в 1918 году икону реставрировали; тогда было обнаружено, что она "вся записана в ХVIII веке и вторично в XIX веке масляными красками, которые и были удалены".

В итоге реставрации ХХI века было обнаружено, что под фреской есть другая, более древняя. При расчистке поздних наслоений открылась прекрасная, хорошо сохранившаяся фреска конца ХV или начала ХVI века, которая и была законсервирована. Воссоздать образ помогла фотография иконы, которую Патриарх Тихон тайно передал адмиралу Колчаку, возглавившему Белое движение на Урале и в Сибири. Спустя десятилетия снимок был передан в Россию русскими эмигрантами.

70-метровая Никольская башня Кремля, украшенная ажурным белокаменным орнаментом, возведена Пьетро Антонио Солари в 1491 году. Она выходит на северную часть Красной площади к Историческому музею. От нее идет улица, которая так и называется - Никольская.

Открытие иконы на Никольской башне прошло в конце 2010. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественный крестный ход из Казанского собора на Красной площади к Никольской башне и, совершив молебен, окропил образ святой водой.

Возвращение реликвии

Новому обретению надвратной иконы на Спасской башне Кремля была посвящена торжественная церемония 28 августа 2010 года, когда все православные отмечают праздник Успения Богородицы. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ранним утром совершил праздничный молебен в главной святыне Кремля - Успенском соборе, а затем прибыл для проведения обряда освящения вновь обретенной иконы Спаса Смоленского на Спасской башне Кремля.

В праздничной церемонии принял участие бывший тогда президентом России Дмитрий Медведев.

"Это, конечно, совершенно особая ситуация - действительно, чудо", - сказал про "возвращение" иконы глава государства. По его мнению, "это был подвиг тех людей, которые, рискуя собственной головой, сохранили для нас иконы". "И то, что они чудодейственно таким образом обретены, это для нашей страны, для Москвы, для Кремля - совершенно особенная ситуация", - уверен Медведев.

По его мнению, следует помнить "всех, кто способствовал и помогал восстановлению этих икон, в том числе и тех, кто в очень тяжелый для нашей страны час, в период безбожия, в период лихолетья укрыл их, рискуя не только своими должностями, но и жизнью, и сохранил это чудо до наших дней для тех, кто будет приходить в Кремль, кто будет восхищаться подвигом наших отцов и будет вдохновляться образом, который защищает Москву, защищает Кремль, защищает всех нас".

"Я уверен, с момента обретения и освящения этих икон, восстановления справедливости наша страна получает дополнительную защиту, а стало быть, все присутствующие здесь, все молящиеся и все любящие нашу страну", - заявил Медведев.

Символично, что в день церемонии на Москву после многодневной засухи пролился долгожданный дождь. В то лето от пожаров пострадали Центр России и Приволжье.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поднялся к надвратной иконе, совершил молебен и освятил вновь обретенную икону Спаса Смоленского на Спасской башне. После этого Святейший выступил с обращением к президенту и православным верующим с пастырским словом.

"Действительно, можно все это оценивать с точки зрения совпадения каких-то фактов в истории, а можно попытаться все-таки посмотреть на это каким-то другим масштабом зрения. На Спасской башне появился лик Спасителя - это, конечно, символ", - уверен Патриарх. Он назвал дождь в день церемонии "явлением благодати Божией".

Кремлевские тайны

Спустя года и века Московский Кремль продолжает преподносить сюрпризы. Несмотря на пристальное внимание к Кремлю, на его территории, в стенах и башнях вполне могут храниться многие тайны, полагают историки. И найденные иконы на Спасской и Никольской башнях - не единственное тому подтверждение.

Первое сохранившееся изображение российского герба, вероятно, старше, чем считалось до сих пор. Ему 525, а не 518 лет. К такому выводу пришли историки, изучив вмонтированное в Боровицкую башню Московского Кремля изображение двуглавого орла под единой короной.

Академики Сергей Карпов (декан исторического факультета МГУ), Валентин Янин (заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ), Николай Макаров (директор Института археологии РАН) и несколько их коллег считают, что на Боровицкой башне находится самое древнее из известных на сегодняшний день рельефное белокаменное изображение герба централизованного российского государства. Они полагают, что автор этого произведения искусства - строитель Спасской башни Кремля Пьетро Антонио Солари. На возраст герба указывает тот факт, что он на высоте 18 метров вмонтирован в Боровицкую башню, и это могло быть сделано не позже, а именно при возведении сооружения - в 1490 году.

На данный момент самый древний двуглавый орел - на золотой печати великого князя Ивана Третьего - относится к 1497 году. Если гипотеза академиков подтвердится, то изображение российского герба "постареет" на 7 лет.

Эти соображения ученые изложили в письме Евгению Мурову, директору Федеральной службы охраны, в ведении которой находится территория Кремля. Авторы письма бьют тревогу: три рельефа на Боровицкой башне (два изображают всадника с поднятым над головой мечом, льва и змея, третий - двуглавый орел) находятся в разной степени сохранности и нуждаются в реставрации и консервации. Академики считают, что требуется срочная консервация, а еще лучше - изъять древние гербы из стены башни, отреставрировать и поместить в музеи Московского Кремля, чтобы уникальные ценности больше не подвергались агрессивному воздействию московской атмосферы. На Боровицкой же башне вполне можно разместить копии.

Почему российский герб появился именно на Боровицкой башне? В Кремле с момента его постройки было несколько проездных ворот, но самыми торжественными и святыми были Спасские, через них проходили крестным ходом; митрополиты и патриархи пользовались Троицкими воротами, а Боровицкие служили для повседневного передвижения высшей светской государственной власти - вполне логично, что и герб появился над этими воротами.

За пять веков традиция пользоваться "по будням" Боровицкими воротами не изменилась. Через них в Кремль въезжает кортеж президента, автомобили высоких зарубежных гостей, высокопоставленных чиновников.

Сейчас на стенах и башнях Кремля продолжаются реставрационные работы, поэтому в скором времени очередь дойдет до Боровицкой башни. Тогда специалисты и займутся предметно гербом над воротами.

Спасская башня в Москве — выдающийся памятник архитектуры и истории конца 15 века, объект государственного и международного значения, входит в исторический ансамбль Кремля (северо-восточная стена), обращена к Красной площади — напротив памятника Минину и Пожарскому . Это самая известная башня Кремля, на ней находятся знаменитые столичные куранты, а вершину украшает пятиконечная звезда.

Историческое название башни — Фроловская, так как дорога через ее ворота вела к существовавшей в то время церкви Фрола и Лавра.

Ворота Спасской башни — действующий парадный въезд в Кремль.

История Спасской башни

Московская Спасская башня возведена в 1491 году при великом князе Иване III Васильевиче на месте стрельницы, известной как Фроловская. В это время, на рубеже 15 и 16 веков, комплексно застраивался кирпичный Московский Кремль; стены и большинство башен именно того периода формируют облик Кремля и в наши дни.

Архитектор Спасской башни (на тот момент — Фроловской) — Петр Фрязин (Пьетро Антонио Солари). Строительство Спасской башни в Москве велось в едином стиле с другими кремлевскими постройками, созданными при участии итальянских мастеров.

Деревянный мост от башни через Алевизов ров построен к 1508 году.

История икон на Спасской башне в Москве началась в 1514 году: с размещения над воротами образа Спаса Смоленского. В 1521 икону заменила фреска Спаса Смоленского, написанная на надвратной стене, обращенной к Красной площади.

В 16 веке Спасскую башню украшал деревянный двуглавый орел. В 1624-1625 годы декоративный облик башни был изменен английским архитектором Христофором Галовеем совместно с русским зодчим Баженом Огурцовым: построен многоярусный готический верх, включавший скульптуры в стиле маньеризма, распространившегося в Западной Европе. Из этого оформления в историю вошли фантастические обнаженные фигуры (обратите внимание — это не 16, а 17 век), просуществовавшие до 1628 года. В царской России наготу этих скульптур даже прикрывали сшитыми для них одеяниями, но с башни они были убраны не по национальным эстетическим соображениям, а после пожара, в котором сильно пострадали.

Официально ворота названы Спасскими значительно позднее — при царе Алексее Михайловиче, подписавшем соответствующий указ о переименовании в 1658 году. При нем же над воротами с кремлевской стороны закреплен список с иконы «Спас Нерукотворный».

В Спасской башне до 17 века располагались сохраненные исторические рельефы стрельницы, выполненные из белого камня — как и большинство предыдущих построек Кремля.

В середине 17 века на макушке Спасской башни вновь утвердился государственный символ — двуглавый орел. После аналогично были украшены другие крупные башни Кремля — Никольская, Троицкая и Боровицкая.

Исторически по обе стороны от башенных ворот располагались действующие часовни собора Василия Блаженного — Смоленская и Спасская, в камне возведены в 1802 году. В 1812 часовни оказались разрушены при отступлении наполеоновских войск. Чудом уцелела сама башня — взрыв предотвратили донские казаки, вовремя потушившие фитили. Часовни же заново построили уже по совершенно другому проекту. Они снова перестроены в 1868 году при комплексной реставрации Спасской башни. Снос часовен без восстановления состоялся в 1925 году.

В 1895 году была отреставрирована надвратная фреска Спаса Смоленского. В советские годы этот образ оказался утраченным (не сохранилось каких-либо письменных свидетельств о его судьбе), как и список с иконы «Спас Нерукотворный», и считался таковым до 2010 года. Образ был обнаружен под слоем штукатурки, сохранился примерно на 80% — очищен и восстановлен реставраторами. Надвратный киот со стороны Кремля, где ранее располагался «Спас Нерукотворный», сейчас пустует.

Масштабные восстановительные работы внутри и снаружи башни были проведены в 1999 году, последний раз — в 2014 году.

Ворота Спасской башни

Спасские ворота чтились всегда как священные, а также главные из всех ворот кремлевских башен.

Именно от этих ворот уходили из Москвы боевые полки, через ворота непременно пролегал маршрут крестных ходов из Кремля, через них на встречу с монархом входили иностранные послы. Для парадного въезда Спасские ворота используются и сейчас.

Интересно, что исторически через ворота Спасской башни не разрешалось въезжать верхом на лошади. Кроме того, вплоть до 19 века мужчинам полагалось снимать шапки перед освященным лампадой Спасом, расположенным на внешней стене башни, перед входом.

Часы на Спасской башне

Диаметр курантов равен 6,12 м, высота позолоченных римских цифр на башенном циферблате — 0,72 м. Длина минутной стрелки часов на Спасской башне равна 3,27 м, часовой стрелки — 2,97 м. На все стороны башни выходит по одному такому циферблату — куранты хорошо видно издалека и с разных ракурсов.

Не раз увековеченные в искусстве куранты на Спасской башне впервые заработали еще в 16 веке, что подтверждается историческими свидетельствами о работе кремлевских часовников. За прошедшие столетия главные часы Кремля неоднократно видоизменялись.

Так, известно, что в 1625 году часы на Спасской башне были заменены: старые приобрел Спасо-Ярославский монастырь, а новые поставлены на башне при участии Христофора Галовея. Увершенствованная и весьма оригинальная модель механических часов могла играть музыку, указывала ночное и дневное время, циферблат был вращающимся, а стрелка в виде солнца с длинным лучом — статичная. Часы располагались по двум сторонам башни: первый циферблат был обращен к Кремлю, второй — к Китай-городу. Первые необычные часы просуществовали недолго: Галовею пришлось восстанавливать их после пожара 1626 года, следующий ремонт выполнен в 1668 году.

В 1705 году Петр Первый распорядился установить на башне голландские часы с переделанным под немецкий стандарт циферблатом. Эти куранты также были музыкальными, но часто ломались, не смогли пережить пожар 1737 года.

Английские куранты из Грановитой палаты закреплены на башне к 1770 году. Работами руководил немецкий мастер Фатц, и по его воле куранты были настроены играть немецкую песенку «Ах, мой милый Августин». За всю историю кремлевских курантов это единственный период, когда они играли иностранную музыку. Часы оказались повреждены в пожаре 1812 года. Мастер Яков Лебедев сумел починить их к 1815 году.

Современные куранты Спасской башни изготовлены к марту 1852 года. К тому времени износ английских часов определялся как критический. Создание важнейшего часового механизма Кремля было доверено заводу братьев Буденопов. Работы велись с декабря 1850 года, при этом удалось использовать часть старого механизма и применить современные достижения часового мастерства. Дубовый корпус часов заменен на литой чугунный, а механические детали изготовлены из износостойких сплавов, рассчитанным на перепады температур в течение года. Перезвон курантов обеспечил игральный вал, от которого к 48 колоколам протянули канаты. Вскоре были выбраны и мелодии: это «Марш Преображенского Полка» в 6 и в 12 часов, гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и в 9. Эта музыка звучала со Спасской башни до революции 1917 года.

При штурме Кремля большевиками 2 ноября 1917 года стрелку часов сломал снаряд, и часы не работали до сентября 1918 года. Механизм был восстановлен часовщиком Н. Беренсом по указанию В. И. Ленина. С 1937 года часы подводятся с помощью трех электромоторов. До 1938 года колокола курантов исполняли революционные гимны («Интернационал», «Вы жертвою пали…»), в следующие годы звучал только перезвон по часам и четвертям.

Во время инаугурации Б. Н. Ельцина в 1996 году Спасские куранты исполнили мелодию, с этого времени в 12 и 6 часов они играли «Патриотическую песню», а в 3 и 9 часов мелодию «Славься» М. И. Глинки.

В 1999 году была проведена крупная реставрация часов — с восстановлением облика верхнего яруса, покрытием стрелок и цифр золотом. К концу года настроена мелодия государственного гимна Российской Федерации (вместо «Патриотической песни»).

Звезда на Спасской башне

До звезды башню венчал двуглавый орел: с 17 века до 1935 года. По разным причинам орла приходилось неоднократно обновлять.

Советская пятиконечная звезда с серпом и молотом по эскизу Федора Федоровских была установлена на Спасской и других башнях Кремля в августе 1935 года. Эти первые звезды были выполнены из нержавеющей стали и красной меди, изображение серпа и молота выложено из уральских самоцветов, покрыто золотом. Еще одно украшение звезды — лучи, расходившиеся от центра к вершинам.

На практике самоцветные медно-стальные звезды оказались неудачным решением: они быстро потускнели, поэтому менее чем через два года было заменить их. Однако первая Спасская звезда в отличие от многих современниц сохранилась, сейчас она венчает шпиль столичного Северного речного вокзала.

Светящаяся рубиновая звезда на Спасской башне зажглась 2 ноября 1937 года. Звезда с размахом лучей 3,75 метра — двуслойная, с оправой из нержавеющей стали: внутренний слой выполнен из стекла молочного цвета, наружный — из рубинового. Автономные лампы защищены от перегрева, заменены на современные во время комплексной реставрации 2014 года.

С распадом СССР неоднократно поднимался вопрос о возвращении на башню двуглавого орла, он и сейчас остается открытым.

Фестиваль «Спасская башня» в Москве

Международный военно-музыкальный фестиваль, названный в честь Спасской башни, проводится в Москве с 2006 года. Время проведения: конец августа — начало сентября, перед Днем города. Продолжительность фестиваля меняется каждый год. Билеты на фестиваль продаются по дням, на первый и последний стоят дороже.

В этом крупном фестивале участвуют военные оркестры, выступают подразделения почетной охраны первых лиц стран, фольклорные музыкально-танцевальные коллективы в национальных костюмах.

Главное событие фестиваля — масштабный концерт на Красной площади, перед Спасской башней. Именно на этом концерте можно увидеть лучшие выступления военно-музыкальных коллективов из России, стран СНГ, Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Как добраться до Спасской башни в Москве

Открытый для туристов вид на Спасскую башню вблизи открывается с Красной площади, так как доступ к башне не входит в стандартные экскурсии по Музею-заповеднику Кремля. Соответственно, и добираться желательно до Красной площади, а не до входа в Кремль через Троицкую башню.

Самый быстрый способ добраться до выходящей на Красную площадь Спасской башни — на метро до станций «Охотный ряд», «Театральная» или «Площадь Революции». Эти станции входят в один пересадочный узел метрополитена, поэтому стоит выбрать ближайший выход — № 7 «Охотного Ряда», от него до подножия башни — менее 500 метров пешком.

На автобусах добираться нужно до остановки «Красная площадь» по улице Варварка. Подойдут рейсы № 158, м5.

Спасская башня с часами хорошо заметна и узнаваема издалека, но все же рекомендуем свериться со схемой расположения кремлевских башен:

Удобный вариант для тех, кто хочет узнать как можно больше об истории Спасской башни и при этом не упустить из виду другие достопримечательности, — обзор Спасской башни с экскурсией по Кремлю и Красной площади. Предложения от гидов — на проекте .

Панорама «Спасская башня» на Google Maps

Видео «Спасская башня и Кремль в Новый год»

350 лет назад, 26 апреля 1658 года, Фроловская башня Московского Кремля по указу царя Алексея Михайловича стала именоваться Спасской.

Спасская (бывшая Фроловская) башня - главная башня Московского Кремля. Была возведена для укрепления северо-восточной части Кремля на том месте, где в древности находились главные ворота Кремля. Башня построена в 1491 году итальянским архитектором Пьетро Антонио Солари. Первоначально башня называлась Фроловской, так как неподалеку располагалась церковь во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, которые на Руси почитались как покровители домашнего скота. Церковь не сохранилась.

16 апреля 1658 года царь Алексей Михайлович издал указ о переименовании башен московского Кремля. Так, Тимофеевская, именовавшаяся по двору боярина Тимофея Васильевича Воронцова Вельяминова, стала Константино Еленинско, Свиблова Водовзводной, по установленной внутри нее машине, на которой поднимали воду. Фроловская башня была переименована в Спасскую в честь иконы Спаса Смоленского, помещенной над проездными воротами со стороны Красной площади, и в честь иконы Спаса Нерукотворного, находившейся над воротами со стороны Кремля.

Старые названия строго запрещались. И только Боровицкая башня, которую было велено именовать Предтеченской, несмотря ни на какие запреты до наших дней дошла как Боровицкая, то есть построенная на месте небольшого бора или сосновой рощи "боровицы".

Ворота Спасской башни были главным парадным въездом в Кремль, считались святыми и особенно почитались в народе: мужчины должны были проходить в них с непокрытой головой, а проезжать через Спасские ворота верхом запрещалось. Отсюда уходили на битву полки, здесь встречали царей и иностранных послов.

При постройке башня имела четырехгранную форму и была приблизительно вдвое ниже, чем ныне.

С 1625 года кремлевские башни начали надстраивать. Первой была надстроена главная башня Кремля Фроловская. Русский архитектор Бажен Огурцов и английский мастер Христофор Галовей возвели над башней многоярусный верх, заканчивающийся каменным шатром.

В середине XVII веке на вершине шатра водрузили герб Российской империи двуглавого орла. Позже подобные гербы были установлены на самых высоких башнях Никольской, Троицкой и Боровицкой.

Ныне Спасская башня имеет 10 этажей. Ее высота до рубиновой звезды 67,3 метра, со звездой 71 метр. Звезда на Спасской башне впервые была установлена в 1935 году, в 1937 году ее сменила новая, имеющая размах крыльев 3,75 м.

Первые часы на Спасской башне были установлены в 1491 году. В 1625 году их сменили новые часы, изготовленные англичанином Христофором Галовеем, русскими кузнецами Жданом с сыном и внуком, литейщиком Кириллом Самойловым. В 1707 году они были заменены голландскими курантами с музыкой. В 1763 году часы вновь заменили. Всем известные ныне Кремлевские куранты были смонтированы в 1851 1852 годах братьями Бутеноп.

По праву считается одним из красивейших строений всего ансамбля, и туристы со всего мира не устают любоваться ее красотой и запечатлевать на миллионах снимков.

Спасская башня, история которой начинается с конца 15-го столетия, была построена одновременно с Изначально она называлась Фроловской. Эти две твердыни понадобились на северо-западной стороне Кремля по той простой причине, что естественных барьеров там не было. Надо сказать, что прежде на этом месте находились главные врата всего ансамбля.

В прошлые столетия башня над главными воротами городского сердца поражала приезжих своими пропорциями, изяществом и стройностью, изысканными белокаменными украшениями фасадов - башенками, резными столбиками, колонками, фигурами вымышленных животных. На углах четверика размещались пирамидки, увенчанные позолоченными флюгерами.

Надо сказать, что до 17-го столетия Спасская башня Московского Кремля была украшена белокаменными рельефами, обладала двойными стенами, сложенные из уникального большемерного кирпича. Между этими стенами находилась лестница, которая соединяла все пять ярусов башни. Что касается ворот твердыни, то их защищали при помощи отводной стрельницы, соединявшейся с башней деревянным мостом, и двух боковых бастионов.

Никольскую и Фроловскую башни Кремля народ даже считал не просто важными, а почти священными. Так, к примеру, через них нельзя было проехать на лошади или ходить без головного убора. Именно через эти сооружения покидали город и входили в него цари, послы, а также полки, которые высылались в поход. Над самими вратами - изнутри и снаружи - на белом камне были сделаны надписи, излагавшие историю постройки, причем каждая надпись дублировалась еще и на латыни.

С середины 17-го столетия началась надстройка кремлевских башен. Кремль - главная - стал еще более гармоничным и внушительным. Фроловская башня особенно гармонировала с который был построен еще в середине 16-го века - в ознаменование славной победы Ивана Грозного над Казанским ханством. Со временем на шатре Фроловской башни установили имперский герб - двуглавого орла, а потом такие же гербы закрепили на Никольской, Боровицкой и

Название свое Спасская башня Московского Кремля получила в апреле 1658 года, когда был подписан царский указ, переименовывавший все кремлевские твердыни. Вот так Фроловская башня превратилась в Спасскую. Название появилось из-за иконы Спаса Смоленского, которую поместили над вратами башни, выходившими на а также закрепленную над проходом со стороны Кремля.

В верхней части башни - в его шатровой части, которую спроектировал и построил умелец Бажен Огурцов, - поместили главные часы всего государства. Позднее, уже при Петре Первом, их сменили на огромные голландские часы, снабженные музыкой и украшенные двенадцатичасовым циферблатом. Однако их испортил пожар 1737 года. Современные куранты, которыми столь знаменита сегодня Спасская башня Московского Кремля, были установлены в 1851 году братьями Бутеноп. Позднее их модернизировали и реставрировали.

Красота и уникальность Спасской башни делают ее главным украшением ансамбля всего Кремля.

Насчитывает 20 башен. Спасская башня Кремля выделяется на фоне всех остальных не только размерами, но и наличием часов-курантов. Первое, на что обращаешь внимание, попав внутрь Спасской башни, на кирпичи с личным клеймом господина Гусарева (изготавливал кирпичи в то время).

Для ее строительства привлекли итальянца, архитектора из Милана – Солари. Возведена Спасская башня в 1491г., но изначальна именовалась по-другому – Фроловская, а Спасской начали величать в 18 веке по названию икон Спаса Вседержителя Смоленского и Спаса Нерукотворного.

Архитектурный стиль Спасской башни Московского Кремля – ломбардская готика, с ажурными белокаменными кружевами на фоне темно-красного массива, с арочками, боковыми башенками – напоминает сооружения Милана, родины ее создателя.

Часы-куранты на Спасской башне Московского Кремля

Дебют часов на башне состоялся спустя год после ее возведения. Более века спустя на смену им пришли другие часы, но на этот раз уже с боем. К этому делу привлекли кузнецов Ждана, Шумалу, Алексея. Часы отличались тем, что вращался у них циферблат, а время показывал неподвижный луч солнца. Этот старый циферблат до сих пор находится под современным, сегодняшним.

Спустя два века Петр I велел поставить другие часы-куранты, на этот раз с колокольной игрой. Установили их Яким Гарнов и Никифор Яковлев. Часы-куранты на Спасской башне ознаменовали переход России к другому исчислению времени – 24-часовому.

Сегодняшние часы-куранты на Спасской башне Московского Кремля, которые радуют глаз уже не одно поколение, разместили в 1852 г. Устройство курантов заняло 3 этажа. Куранты Московского Кремля изготовлены мастером фирмы братьев Бутеноп. Весят данные часы-куранты немало – целых 25 тонн.

Длина часовой стрелки Кремлевских курантов составляет почти 3 метра. В феврале 1926г. игру часов-курантов вещали по радио. В 1935 г. решили заменить музыкальный механизм часов-курантов. Часы-куранты подвергались ремонту дважды: первый раз – 1974, второй раз – 1999.

Как же получается, что часы всегда показывают правильное время десятки лет? В советское время Кремлевские куранты подземным кабелем связали с контрольными часами астрономического института им. Штернберга.

На площадке курантов находятся 9 колоколов, которые отбивают четверти и 1 часовой. Вес часового колокола около 2 тонн, а маятника – 32 кг. До 1917 г. часы утром исполняли «Преображенский марш», а вечером «Коль славен наш Господь в Сионе». После революции в 12:00 «Интернационал», а в полночь «Вы жертвою пали».


Высота Спасской башни Московского Кремля со звездой

Высота Спасской башни Московского Кремля со звездой – 71 м, без звезды – 67.3 м. Внешний периметр у основания – 68.2 м. Толщина стен – 3.6 м. Спасская башня Кремля насчитывает 10 этажей. Рубиновая звезда на башне начала сиять в 1937 г. В 15 веке внешний фасад Спасских ворот украсили изваянием святого великомученика Георгия на коне, которое выполнили каменщики под руководством В. Ермолина. Со стороны Кремля на фасаде стрельницы была установлена скульптура святого Дмитрия Солунского.

Стройная, богато декорированная белокаменными деталями Спасская башня Московского Кремля с самого начала являлась парадной башней Кремля. Через Спасские ворота совершались торжественные выезды царей в дни празднеств, выступали войска, въезжали послы иностранных государств.

В Вербное воскресенье проход Спасских ворот застилали красным сукном, а мост украшали вербами. В память о въезде Христа в Иерусалим патриарх выезжал на осле вслед за большим вербным деревом и направлялся к Лобному месту, после чего служил литию перед вратным образом Спасителя и троекратно кропил Спасские ворота святой водой. Митрополиты и патриархи в день своего поставления объезжали Кремль верхом на осле и у Спасских ворот читали молитву.

Здесь же торжественно встречали святые иконы из Владимира, Новгорода, Вятки, Устюга, а также святые мощи. Спасские ворота иногда именовали Иерусалимскими, так как через них проходило шествие в «московский Иерусалим» – Покровский собор.

Через главные кремлевские ворота не разрешалось проходить или проезжать с надетым головным убором. В 17 веке Спасская башня Кремля была украшена фигурками медведей и львов, а в нишах аркады разместили оголенные аллегорические фигуры, которые смущали всяк люд, проходящий мимо, поэтому на них надели одежду.

В 17 веке через ров перебросили каменный мост длиной в 42 м, а шириной 10 м. На нем вплоть до 1812 г. шла оживленная торговля книгами духовного и светского содержания. В XIX в. кремлевские стены обновили и приукрасили. За наведением красоты следили дворцовые архитекторы Рихтер, Шохин и другие. Местами обновили зубцы и восстановили древние росписи.


Спасская башня Московского Кремля, удивительные находки

В мае 1988 г. находят Большой кремлевский клад. Находилось это чудо буквально под ногами, рядом с башней на глубине 5 м. Клад представляет собой сундучок с серебряными украшениями домонгольского периода. Княжескую казну спрятали в 1238 г.

В этот год произошли трагические события в Москве – войска хана Батыя разграбили и сожгли город. По количеству и разнообразию предметов этот клад по праву занимает достойное место в 10 самых интересных и значительных комплексов, найденных в древней Руси.

Возле Спасской башни и ворот нашли мнгочисленные предметы прежнех времен. В 1939 г. находят еще одни клад. На этот раз это были золотоордынские монеты. А в сентябре следующего года, в 100 м от башни, обнаружили глиняный кувшин, наполненный серебряными монетами и слитками.

В январе 1969 г. при ремонте здания у Спасских ворот откопывают другой клад – серебряных копейки в количестве 1237 штук, относящиеся к 1606 г. Еще два клада откапывают в 1607 г.

Самая удивительная находка была сделана в самом проезде Спасских ворот, на глубине 2 м. Сотни лет миллионы людей проходили через ворота, но даже не подозревали о том, по чему они проходят. Это был клад-гигант, состоящий из 34 769 серебряных монет, 23 серебряных изделий и трех жемчужин. Самые поздние монеты относятся ко времени правления царя Федора Алексеевича (1676-1682). В 1917 г. башня пострадала во время артиллерийского обстрела Кремля, но в 1918 г. была восстановлена.


Спасская башня Московского Кремля, мифы и легенды

Когда Москва была сдана французам, Наполеон въезжал в Кремль как раз через Спасские ворота. Он прекрасно знал о том, что, въезжая через Спасские ворота Московского Кремля, нужно снять головной убор, но не сделал этого. Проезжая надвратную икону ветер сорвал треуголку с его головы. Позже народ говаривал, что это проведение господня.

Данный инцидент был расценен как плохой знак для французов. Так оно и случилось. Французы нашли в Москве только смерть. Сбегая из Кремля Наполеон приказал уничтожить Спасскую башню Московского Кремля, но сделать это не удалось – казаки успели вовремя и француз был изгнан со святой русской земли.

Спасская башня Московского Кремля, фестиваль

Ежегодно на Спасской башне проходит одноименный международный военно-музыкальный фестиваль. Фестиваль «Спасская башня» приурочен ко Дню города Москвы. В нем принимают участие лучшие оркестры и фольклорные коллективы. Зрелище неописуемое. В конце представления на Красной площади будет играть оркестр из 1500 музыкантов и все это в сопровождении салюта и светового шоу.

Фестиваль будет интересен детям – для них подготовлена познавательная программа в детском городке в рамках проекта «Спасская башня детям». Также, Вас порадует выступление всадников Кремлевской школы верховой езды. Не пожалейте времени и обязательно посетите данный фестиваль и не забудьте взять детей. Масса приятных впечатлений и эмоций Вам гарантирована!




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх