Сравнительный анализ Конституции России и США. Сравнение конституции ссср и рф Сравнение конституций ссср и рф таблица

При виде исправной амуниции

Как презренны все конституции

(Козьма Прутков. Военныe афоризмы)

Право на труд

Из конституции 1936 года.

Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

Из конституции 1977 года

Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

Из конституции 1993 года

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Как можно видеть, в сталинской конституции труд был гарантирован, хотя есть упоминание о безработице, с которой обещают бороться. В брежневской конституции уже нет слов о безработице, и гарантируется не только труд, но и труд по той специальности, которая есть у человека. А в ельцинской конституции много красивых слов про труд, но он не гарантируется. Разрешены забастовки, но их потом запретили для ряда профессий отдельными законами.

Право на получение медицинской помощи.

Конституция 1977 года

Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

Конституция 1993 года

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Как видим, статья о медицинской помощи в целом хуже не стала, хотя акценты расставлены разные. Так исчезли слова о бесплатной квалифицированной медицинской помощи, о научных исследованиях, зато появились угрозы для должностных лиц, что-то скрывающих от общественности.

Право на образование.

Конституция 1936 года.

Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

Конституция 1977 года.

Статья 45. Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

Конституция 1993 года.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Как можно видеть бесплатность высшего образования не гарантирована. Сказано только о праве на него.

Право на жилище

Конституция 1977 года.

Статья 44. Граждане СССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

Конституция 1993 года

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Бесплатное жилье – тю-тю! Но хоть оставили то, что нельзя его лишать, хотя слово «произвольно» дает возможность лишать жилья по суду.

Право на отдых и на обеспечение в старости .

Конституция 1936 года.

Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых.

Право на отдых обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.

Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также - в случае болезни и потери трудоспособности.

Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.

Конституция 1977 года

Статья 41. Граждане СССР имеют право на отдых.

Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени. Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.

Статья 43. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.

Конституция 1993 года.

Ст.37. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Если в конституции 1936 года сказано Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, но не было слов о пенсиях, но были слова о курортах, то в конституции 1977 года право на отдых расписано гораздо подробнее и есть статья о пенсиях по старости и инвалидности. Конституция 1993 года не гарантирует даже 8 часовой рабочий день – главное достижение начала 20 века, а говорит о законе. Про курорты, спорт и туризм там не слова. Но пенсия по старости, инвалидности и потери кормильца гарантируется. Ни в одной из конституций не было сказано, что пенсия даст людям возможность не только выжить, но и жить не хуже среднего работающего человека, что, на мой взгляд, было бы не лишним.

Итак можно видеть, что из трех конституций самая социальная – 1977 года .

Хотя ее надо было улучшать в ряде статей, например, про пенсии. Но вместо этого допустили новую конституцию, в целом ухудшающую социальные права. Хорошо бы удержать хоть то, что оставили. А то оставят только право на жизнь, гордо сформулированное в новой конституции:

1. Каждый имеет право на жизнь.

То есть, не убиваем вас – и скажите спасибо. Хотя и то неверно, потому что пункт №1 нужен только для пункта №2

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Фактически право на жизнь гарантировано только преступникам, сидящим в тюрьме, А остальным придется заработать его самим.

Всем вам хорошо известно, в том числе, и из выступлений депутата Государственной Думы Российской Федерации Фёдорова Евгения Алексеевича ( , ), что всё законодательство Российской Федерации после расчленения Союза Советских Социалистических Республик было написано под руководством американских инструкторов при попустительстве пьяницы Ельцина Б.Н., что с 1991 г. Российская Федерация живёт в режиме оккупации, что Россия проиграла в холодной войне и выплачивает по сей день контрибуцию США и Западной Европе, что пришла пора освободиться от этой зависимости и обрести суверенитет.

Но, что плохого заложено американскими советниками в НАШ основной закон, мало кто может сформулировать сходу, ведь даже юрист Д.А. Медведев в своём выступлении, посвящённом 15-летию Конституции, говорил ():

"Конституция явилась результатом общественного договора – по сути, настоящего общественного договора о путях долгосрочного развития страны, несмотря на то, что она принималась в очень сложной ситуации и её принятие сопровождалось весьма непростыми политическими процессами. Тем не менее она стала ценностной платформой на десятилетия вперёд, и принесла новую прочность и государству, и тем самым создала пространство для свободного развития каждого человека и общества в целом . И в этом, кстати сказать, её кардинальное отличие от конституций предыдущего периода ."

Посмотрим так ли этона самом деле. Величко Михаил Викторович проанализировал действующую Конституцию РФ (), сравнивая её со Сталинской Конституцией (), а результат доложил на семинаре 5 декабря 2012 ().

США всё ещё живут по конституции, принятой в 1787, и по Биллю о правах 1792 г, в России же принятие конституции 1905 г. привело к краху Российской Империи, затем была Конституция Российской Федерации 1918 г., конституция СССР 1924 г., Сталинская конституция 1936 г, Брежневская Конституция 1977 г. и ныне действующая 1993 г. с поправками 2008 г. В чём причина такой разницы? В США изрядная доля населения борется за соблюдение Конституции. В России - жизнь идёт сама по себе, а законодательство является юридическим обоснованием произвола тех, кто обладает тем или иным властным статусом: закон что дышло, куда повернул, туда и вышло.Причины такого отношения к законодательству в целом разные в разные эпохи и проистекают из проблем, которые носят неюридический характер.

Бенджамин Франклин (англ. BenjaminFranklin ; 17 января1706 - 17 апреля 1790) - политический деятель, дипломат, учёный, изобретатель, журналист, издатель, масон) говорил: те, кто готов отдать свободу, чтобы приобрести недолговечную защиту от опасности, не заслуживают ни свободы, ни безопасности. Если посмотреть на страны: царя-батюшку не гневи, батюшку барина не гневи, с начальством в большинстве случаев не спорь. То есть, изрядная доля населения вписывается в то, что сказал Франклин. "Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идёт на бой" – И.В. Гёте ("Фауст").

Когда социалистический эксперимент ещё не начался, Ключевский Василий Осипович характеризовал перспективы фразой: "Общество праведного общежития, составленное из негодяев".

Но праведное общество не может быть составлено из негодяев. Если негодяйская составляющая обладает большой значимостью, то не будут соблюдаться ни самые хорошие правила конституции, ни законы. Жизнь будет течь иначе вопреки самому праведному законодательству.

Откуда проистекает законодательство? Если стоять на позиции Достаточно Общей Теории Управления, анализировать, как Полная Функция Управления реализуется в жизни общества, то законодательство проистекает из концепции управления . В 2008 г. Барак Обама в книге "Дерзость надежды" вспоминает сенатора Роберта Карлайла Берта (1918-2010) , который родился в простой семье, жил в рабочем посёлке в Вирджинии, работал и учился, как бы мы сейчас сказали, без отрыва от производства, в войну проработал сварщиком, с 1952 г. – в Конгрессе, а с 1958 г. в Сенате США, политическую деятельность начал в Ку-Клукс-Клане. Как-то Берт сказал, что Конституцию сейчас почти никто не знает, а я всегда говорил, что мне нужна только эта книга и ещё Библия. На связь законодательства сконцепцией Берт указал прямо. О том же говорит сам Обама, давая характеристику законодательству США, он заявляет: наше законодательство по определению является кодификацией моральных норм, и многое в нём основано на иудейско-христианской традиции. Что же говорят наши юристы? Ничего. Для многих юристов, которые не понимают, что такое Достаточно Общая Теория Управления, кто не знает, что такое Полная Функция Управления, как она реализуется в жизни общества, откровением является утверждение о том, что назначение законодательства – это описание стандартной алгоритмики управления по избранной концепции, кроме того, разрешение частных конфликтов в пределах этой концепции, защита управления по этой концепции от попыток реализации в том же обществе альтернативных концепций, положения которых не совместимы с господствующей концепцией .

В связи с этим часто вспоминают ст.58 УК СССР, по которой многие стали жертвами "сталинских" репрессий, но мало кто вспоминает, что в ФРГ также существовали запреты на профессии согласно которым носители определенных убеждений не могли служить в армии, быть на государственной службе.

Кроме этого, во всяком законодательстве есть то, что можно назвать юридическими шумами. Юридические шумы – это законы неоднозначно связанные с жизнью, законы внутренне противоречивые, правоприменительная практика которых основана на том, что авторитетные юристы знают, как их применять. Юридические шумы являются своего рода манной небесной для многих и многих юристов.

Конец преамбулы.

Если говорить о конституции, надо читать статьи конституции. Если возвратиться к роли Конституции в системе законодательства, то в системе законодательства Конституция – это своего рода ядро операционной системы. На него впоследствии навешиваются другие законы, которые обслуживают работу этого ядра. Конституция либо явно, либо по умолчанию, а также вся юридическая система в целом ориентированы на достижение каких-то целей, вполне определённых в той концепции, которую она обслуживает. Конституция 1993 г. начинается с преамбулы. В Конституции 1936 г. преамбулы нет. Если говорить о преамбуле Конституции 1993 г., то это в чистом виде демагогия и декларация о благих намерениях. А дальше начинается сама Конституция, которая декларирует права граждан, принципы государственного устройства, воспроизводства государства и его функционирования. Конституция 1936 г.:

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

Статья 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата .

(Обратите внимание – трудящихся )
Статья 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся .

Конституция Российской Федерации 1993 г:

Статья 1
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Статья 4
1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Статья 13
1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.
4. Общественные объединения равны перед законом.
5. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни .

Конституция 1936 г:

Статья 4. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком .

(Обратите внимание: речь идёт о социалистической собственности на орудия и средства производства )

Конституция 1993 г., ст.8:

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В экономическую деятельность входит и деятельность по организации системы эксплуатации одних людей другими . Другими словами, Конституция Российской Федерации 1993 г. это гарантирует .

Конституция 1936 г:

Статья 5. Социалистическая собственность в СССР имеет либо форму государственной собственности (всенародное достояние), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов, собственность кооперативных объединений) .
Речь опять идёт о средствах производства и орудиях труда)

Статья 6. Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.

Статья 7. Общественные предприятия в колхозах и кооперативных организациях с их живым и мертвым инвентарем, производимая колхозами и кооперативными организациями продукция, равно как их общественные постройки составляют общественную, социалистическую собственность колхозов и кооперативных организаций.

Каждый колхозный двор, кроме основного дохода от общественного колхозного хозяйства, имеет в личном пользовании небольшой приусадебный участок земли и в личной собственности подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, продуктивный скот, птицу и мелкий сельскохозяйственный инвентарь - согласно уставу сельскохозяйственной артели.

Статья 8. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бесплатное и бессрочное пользование, то есть навечно .

Нынешняя Конституция предусматривает право частной собственности и соответствующее право продажи. Право частной собственности сохраняется законом. Обратите внимание : не делается различия между собственностью на средства производства и собственностью вообще, а как известно, собственность на средства производства – это один фактор, который создаёт предпосылки к эксплуатации человека человеком.

Как Конституция 1936 г. трактовала права собственности? Кроме того, что была социалистическая собственность, ещё была

Статья 9. Наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда .

То есть, если ты один не справляешься, то с коллегами можешь организовать артель и на основе этой артели работать.Если посмотреть на историю кооперативного и артельного движения, то в 30-ые годы первая советская радиола, серийно выпускаемая, была изготовлена артелью. Первый советский телевизор, серийно выпускаемый, тоже был изготовлен артелью. В годы войны производственные артели снабжали фронт, в том числе, и артиллерийскими боеприпасами. То есть это было довольно развитое производство, которое существовало на основе передовых для своего времени технологии и организации. Всё это похоронил Никита Сергеевич Хрущёв.

В СССР охранялось законом право личной собственности:

Статья 10. Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан - охраняются законом .

Разделение собственности на средства производства и на то, что в пределах собственности семьи необходимо ей для ведения быта, было чётко и однозначно прописано. Не надо думать, что творцы нынешней Конституции не понимали различия терминов той Конституции и этой. Зато ст.37 Конституции 1993 г. гласит:

Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

ВЫВОДЫ. Конституция СССР 1936 позволяла реализовать государственное управление в соответствии с объективно необходимой цикликой постановки и решения задач общественного развития в гармонии с природой и обеспечить военно-экономическую безопасность государства, то есть объективно необходимую для развития общества алгоритмику государственного управления. Конституция 1936 г. прямо провозглашала плановое ведение хозяйства и компетенцию Верховного Совета и Правительства в вопросах организации этого планового хозяйства. Причём в ней нет прямого запрета рынка. И.В.Сталин пишет о том, что товар и денежные отношения сохраняются. Более того, они полезны, поскольку закон стоимости является стимулом к совершенствованию организации производства и технологии.

Конституция 1993 г. и законодательство, развитое на её основе в 90-ые годы, с этой цикликой не может быть соотнесено. Причина в том, что Конституция и всё законодательство о финансовой и хозяйственной деятельности написано под либерально-рыночную модель , которая в идеале предполагает полное отсутствие государственного сектора экономики и сведение к минимуму регулирующей роли государства в вопросах экономики. Но либерально-рыночная модель там, где она реально реализована, где она существует на протяжении подчас многих столетий, обеспечивает лишь одно – воспроизводство массовой нищеты и безкультурья в преемственности поколений , на фоне которых правящая "элита" бесится с жиру и сетует на озлобленность и дикость народа и не желание его работать. Причины – в алгоритмике ценообразования рынка. Во-первых, деятельность множества субъектов рынка подчинена максимизации их доходов и сокращению издержек из них любыми путями, в том числе, и за счёт остального общества и природы. Если частному предпринимателю позволить тратить деньги так, как он хочет, то не будет ни охраны труда, ни охраны природной среды, ничего. Будет только погоня за прибылью. Но кроме этого, множество регулируемых рынком частных интересов не эквивалентно интересам общественного в целом уровня значимости и во многом антагонистично. Вопрос о том, как регулируются эти интересы, и Конституция 1993 г., и законодательство о финансово-хозяйственной деятельности внятно не объясняют. Кроме того, рынок – это определённая система саморегуляции производства и распределения, живущая по своим законам. Она не обладает способностью к целеполаганию. Именно к целеполаганию общественного развития. Кроме того, рынок как таковой не содержит в себе механизмов самонастройки на какие-либо цели, которые провозглашают политики , ставит государство. Рынок не регулируемый к этому не способен. Но кроме этого, не секрет ни для кого, что в обществе существуют виды деятельности, которые при действующем законе стоимости, действующем прейскуранте цен не способны к самоокупаемости либо вообще, либо не способны к самоокупаемости, если объёмы производства этих видов деятельности такие, что охватывают широкие слои населения. И когда цены падают, рентабельность соответственных видов деятельности падает. Кроме того, есть сферы деятельности, которые в принципе никогда не будут способны к самоокупаемости, например, фундаментальная наука. Это одни расходы. Проекты рассчитаны подчас на десятилетия, а окупаемость осуществляется только опосредованно, когда достижения фундаментальной науки входят в систему образования и в менталитет тех людей, которые занимаются реальной деятельностью в реальном сектор экономики. Тогда через какую-то продукцию возникает то, что называется самоокупаемостью.

Утверждение о том, что государства-лидеры научно-технического прогресса живут по законам рыночного либерализма, тоже не соответствует действительности. Поскольку все развитые страны: США, Канада, Западная Европа, - имеют систему государственного планирования и регулирования рынков. Но надо понимать, что все эти системы построены на принципах того, что называется ползучим эмпиризмом. Другими словами, сталкиваясь с проблемой вне каких-либо теорий на основе здравого смысла, как они его понимали, они предпринимали какие-то меры законодательного и правоприменительного характера. Если меры оказывались эффективными, они оставлялись в системе. Если оказывались неэффективными, то система их отторгала. Но всё это не описано ни в теории государства и права, ни в экономических теориях.

Если говорить об экономических теориях, то советник Рузвельта, а потом Кеннеди по вопросам экономики Джон Кеннет Гэлбрейт (John Kenneth Galbraith ) написал две занимательные книжки. В книге "Экономические теории и цели общества", вышедшейв 1973, он показывает, что реальная экономика США не соответствует той ахинеи, которая под видом экономических теорий преподаётся в ВУЗах США, что в США есть серьёзные системные проблемы, обусловленные именно отсутствием государственного планирования и регулирования экономики в целом. К этим проблемам относится экология, качество образования, доступного массе населения, медицинское обслуживание.Интересно, чтоГэлбрейт отнёс к отрасли реального сектора искусство, живопись, скульптуру - всё то, что создаёт эстетику среды, в которой мы живём. С точки зрения Гэлбрейта, это - часть реального сектора экономики. Он отметил, что чем дольше общество будет отказываться от того, чтобы ввести этот новый безъидейный социализм (потому что он обусловлен не идеологическими пристрастиями, а проблемами, с которыми сталкивается общество, и объективными путями, которые позволяют решить эти проблемы), тем большую цену обществу придётся заплатить за своё нежелание думать и действовать.

В последней книге "Экономика невинного обмана", Гэлбрейт ещё раз возвращается к мысли о том, что экономические теории, которые преподаются в ВУЗах, ничего общего не имеют с реальной экономикой, сами являются продуктом заблуждений тех, кто писал тексты и вводят в заблуждения тех, кто изучает эти теории в ВУЗах, а потом на основе этих теорий пытается вести практическую деятельность в финансовом или реальном секторе экономики.

Таково соотношение Конституции 1936 г. и Конституции 1993 г. в аспекте экономического обеспечения жизни общества. Причём, конституции СССР обусловливали плановость ведения хозяйства следующими причинами:

1. Ликвидацией экономических кризисов при сбоях рынков;
2. Необходимостью обеспечения культурных и материальных потребностей всего населения, а не только каких-то его социальных групп за счёт остального общества;
3. Обеспечением обороноспособности и научно-экономической независимости страны от окружающего мира.

В последние годы культивируется миф о том, что нет принципиальной разницы между сталинизмом и гитлеризмом и что СССР особенно в Сталинскую эпоху был тоталитарным государством, в котором права человека подавлялись. Разницу между гитлеризмом и социализмом ещё в те годы довольно кратко объяснил Лио́н Фейхтва́нгер (нем. Lion Feuchtwanger, 7 июля1884, Мюнхен - 21 декабря1958, Лос-Анджелес - немецкий писатель еврейского происхождения. Один из наиболее читаемых в мире немецкоязычных авторов. Работал в жанре исторического романа). С его точки зрения, фашизм запрещает доказывать и убеждать людей в том что 2x2=4, а социализм в СССР запрещает доказывать и убеждать людей что дважды два равно пять. Это действительно принципиальная разница. Тем не менее, миф этот существует, и если СССР, как считается, был тоталитарным государством, то возникает вопрос, а в конституции эпохи развитого тоталитаризма эти самые проблемы отражены или нет?

В Конституции 1936 г. гл.10 Основные права и обязанности граждан . Обратите на различие формулировок – ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ. В Конституции 1993 г., в гл.2 "Права и свободы человека и гражданина" об обязанностях ни слова. Причём, свобода в данном случае понимается в смысле либерализма, хотя в русском языке грамматика и морфология слова "свобода" такова, что СВОБОДА – это аббревиатура: Совестью Водительство Богом Данное. То есть это диктатура совести, которая в большинстве случаев, если ей начать следовать, – диктатура покруче и пожестче любой диктатуры в любом тоталитарном государстве. Потому что, если совесть есть, её не обманешь, а если кто-то достиг того, что усыпил её, – тогда всякое может быть.

Ст. 118 Конституции 1936 г.:
Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.
Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы
Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых.
Право на отдых обеспечивается установлением для рабочих и служащих семичасового рабочего дня и сокращением рабочего дня до шести часов для ряда профессий с тяжелыми условиями работы и до четырех часов - в цехах с особо тяжелыми условиями работы; установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы; предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.

Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также - в случае болезни и потери трудоспособности.
Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.

Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.
Это право обеспечивается всеобще-обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

Статья 122. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.
Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, оплату труда, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным и одиноким матерям, предоставлением женщине при беременности отпусков с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

Статья 123. Равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.
Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или, наоборот, установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их расовой и национальной принадлежности, равно как всякая проповедь расовой или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения - караются законом.

Статья 124. В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.

Статья 125. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом:
а) свобода слова;
б) свобода печати;
в) свобода собраний и митингов;
г) свобода уличных шествий и демонстраций.
Эти права граждан обеспечиваются предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий, необходимых для их осуществления.

Если обратиться к тексту Конституции 1936 г., то все свободы, которые провозглашает нынешняя Конституция 1993 г, так Конституция провозглашает, может быть, в несколько других формулировках. Отличие в том, что либерально-рыночная экономическая модель соблюдение всех этих прав не гарантирует , а плановое ведение хозяйства на основе научно состоятельной методологии планирования, согласованное с законами биосферы, социальными, социокультурными закономерностями, с экономическими закономерностями, способно гарантировать претворение всех этих прав и свобод в жизнь.

Не секрет, когда текст Конституции 1936 г. был вынесен на всенародное обсуждение и опубликован, то многие деятели культуры, общественно-политические деятели зарубежом характеризовали её как самую демократическую Конституцию. Если обратиться к её тексту, тозлоупотребление властью 1937 г. и все последующие злоупотребления властью не находят основы в тексте экой Конституции. То есть правоприменительная практика реально происходит не из текста Конституции, а из менталитета, нравственности и этики народа. И если у нас в стране на протяжении нескольких столетий психология подавляющего большинства населения формировалась порядками крепостного права, то в течение нескольких десятилетий существования Советской власти это измениться не могло. Кроме того, в Конституции не отражены многие конспирологические аспекты истории и политики и, соответственно, реальная политическая практика. Реальность такова, что И.В. Сталин вынужден был защищаться от интернацизма марксизма-ленинизма и его носителей, опираясь на бюрократию. На широкую народную поддержку он опереться не мог, потому что психология большинства людей в ту эпоху была либо резко отрицательной по отношению и к Сталину, и к социалистическому строительству, либо эмоционально-восторженная: Сталин - Великий Вождь и Учитель, и он за нас думает. Агде вашаинициатива? Аинициативы либо не было, либо, когда она проявлялась, бюрократия её довольно часто подавляла. Опять же, если обратиться к документам той эпохи, то выяснится, что проект бюллетеня для избрания депутатов всех уровней первоначально содержал несколько граф. То есть выборы предполагались на альтернативной основе. Но бюрократии это было не выгодно, потому что её власть подрывалась. И в общем-то перед выборами она произвела террористические компании, в результате чего многие погибли, либо оказались контингентом Гулага на более-менее длительные сроки. Причём, если анализировать источник репрессий, то источником репрессий была троцкистско-ленинская гвардия в спецслужбах СССР, а жертвами -наиболее квалифицированные профессионалы с уровня: лучший пчеловод района, лучший слесарь завода, кончая действительно выдающимися деятелями науки и техники. Для чего это было нужно? Это было нужно для реализации троцкистского проекта поражения СССР в предстоящей войне и с целью обескровить в кадровом аспекте сталинский режим.

Теперь возникает ещё тема: Гражданин и государственная власть.

Конституция 1993 г. не определяет права выдвижения кандидатов в депутаты, не обязывает их к ответственности перед избирателями, не предусматривает право отзыва депутата. Всё это остаётся остаётся в умолчаниях и именно эти особенности Конституции открывают юридические возможности к тому, чтобы государственная власть в Российской Федерации вопреки декларации Конституции о том, что сувереном является народ, реально была кланово-мафиозной и автократичной, не зависимой от общества и подавляющей его.

В чём отличие Конституции 1936 г.? Принципиальное отличие носит тот характер, что правом выдвижения кандидатов в депутаты всех уровней обладают трудовые коллективы, общественные организации: к числу общественных организаций мимоходом относилась и правящая Всесоюзная Коммунистическая Партия большевиков.

Вторая особенность была в том, что избранные депутаты продолжали в своём большинстве работать в тех коллективах, которые их выдвигали или от которых они были избраны. Они получали нормальную зарплату, как и все в соответствии со своими профессиями и жили тою жизнью, которой жили их избиратели. Сессии Верховного Совета Союза и Верховного Совета Союзных республик созывались в течение года два раза. Какие льготы были у депутатов? Главным образом, льготы были связаны с исполнением их депутатских обязанностей: внеочередное получение билетов, преимущественное право пользования гостиницами и комнатами отдыха на вокзалах и в аэропортах, если депутат ехал в отпуск или ехал по служебной надобности по делам. Всё было подчинено целесообразности общественного управления. Кроме того, Конституция прямо предусматривала регулярную отчётность депутатов перед избирателями и предусматривала право отзыва в любое время депутатов всех уровней. В перерывах между сессиями советская власть была представлена на местах исполнительными комитетами, горисполкомом, облисполкомом, а на республиканском уровне - президиумами и советами соответствующих уровней и правительством, которое было отчётно перед советами. Причём, высшие органы государственной власти были представлены двумя советами, Советом Национальностей и Советом Республики или Советом Союза соответственно. Любой закон принимался на принципах равноправия советов. Если одна из палат не принимала закон, предполагалась организация согласительной комиссии. Если закон не принимался при повторном голосовании на следующей сессии, то следовал роспуск Верховного Совета Союза или Республики и внеочередные выборы. Если анализировать права депутатов, компетенцию советов разных уровней, права граждан по избранию и выдвижению депутатов, то получается, что Конституция 1936 г. была ориентирована на обеспечение реального народовластия. Это гарантировалось прямым выдвижением кандидата трудовыми коллективами, работой депутатов в период между сессиями. Кроме этого, были системы наказов депутатам. То есть, если есть проблема, то граждане могут оформить это как наказ депутату. Это должно было быть зарегистрировано в соответствующем совете. Это должно было стать пунктом повестки дня очередной сессии совета, и решение должно было быть так или иначе доведено до граждан.

Если эти принципы в жизни не реализовывались, а реальность была такова, что номенклатура партии и советской власти руководила и манипулировала всем процессом выдвижения и избранием кандидатов, то в этом виновата не Конституция, а менталитет общества, каким он был в ту эпоху.

Ныне действующая Конституция ничего из того, что гарантировала, к чему обязывала Конституция 1936 г., не обеспечивает и не гарантирует. Политическая практика на её основе такова, что выборы депутатов ныне осуществляются по партийным спискам, которые формируют сами партии. То есть, если в СССР партия была одна и её партийная номенклатура манипулировала всем процессом воспроизводства кадрового корпуса государства, то теперь этим манипулируют много партий и средств массовой информации, которые находятся на содержании у тех или иных группировок крупной буржуазии, как и сами партии.
Далее, ещё одна интересная вещь. Ныне действующая Конституция предусматривает следующий порядок её изменения, ст. 134:

Статья 134
Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

То есть общественные организации не обладают правом законодательной инициативы в аспекте обсуждения Конституции. А всё законодательство, созданное на её основе, поддерживает независимость чиновническо-депутатского корпуса от общества и, тем самым, нынешняя Конституция и построенная на её основе юридическая система не обеспечивают предусмотренных законодательством схем и процедур изменения действующего законодательства по инициативе каких-либо общественных организаций или иных юридически не оформленных общественных инициатив. Тем самым, действующая Конституция провоцирует революционную ситуацию в случае, если разрыв между интересами власти и интересами народа будет продолжать нарастать.

Кроме того, если Конституция 1936 г. прямо провозглашала, что деятельность министерства финансов, правительства подчинена плану социально-экономического развития страны, то нынешняя Конституция и Законодательство о деятельности Центрального Банка построены таким образом, что список иностранных агентов должен возглавлять Центральный Банк Российской Федерации. То обстоятельство, что его руководство назначается не Уолл-стритом, а кандидатуру вносит Президент, а Дума утверждает, принципиальной роли не играет, потому что Центральный Банк руководствуется коммерческими интересами в соответствии с Законодательством о его функционировании, а коммерческие интересы формируют транснациональные глобальные корпорации ростовщиков, которые на протяжении нескольких сот лет узурпируют банковское дело.

Банковское дело экономически необходимо. Всё-таки счетоводство макроуровня и бухгалтерский учёт макроуровня должны вестись в экономике. Но ростовщичество это одно, а счетоводство, перечисление платежей – это другое.

Конституция СССР ничего не говорит о ростовщичестве, но, тем не менее, ставки ссудного процента в основном были на том уровне, что обеспечивали самоокупаемость банковской системы и, отчасти, заинтересовывали граждан в том, чтобы хранить сбережения не под матрасом, а в сберкассах. Но экономика была под диктатом плана, и если бы планы и методологи планирования были на должном уровне, то темпы экономического развития и уровень благосостояния и развития культуры СССР были бы гораздо выше, чем он был реально. Надо было менять и систему плановых показателей, и принципы макроэкономического управления к середине 50-х годов, исходя из того, что И.В. Сталин писал в работе "Экономические проблемы социализма в СССР", которая в принципе ориентировала на построение более эффективной системы макроэкономического управления чем та, что была в Советском Союзе и в Сталинские времена и тем более в Хрущёвско-Брежневские.

В общем, Конституцию 1936 г. можно характеризовать словами: что имеем не храним, потерявши плачем. Объективные закономерности биосферы в целом, объективные закономерности жизни биологического вида Человек Разумный, социокультурные закономерности, экономические закономерности таковы, что если мы хотим решить проблему общества и общественного развития, то Конституцию 1936 г. придётся вернуть под давлением обстоятельств, и те идеи, которые в ней заключены развивать, но уже с учётом того, что есть Достаточно Общая Теория Управления, есть представления о Полной Функции Управления и о том, как она реализуется в экономике на макро- и микроуровнях. И если опять же давать общую характеристику Конституции 1936 г., соотносясь с тем уровнем культуры, который был, то она была логически не противоречива и она не содержала в себе скрытых умолчаний, которые отрицали бы то, что она провозглашает.

Конституция 1993 г. логически противоречива и, кроме того, содержит скрытые умолчания, которые неотъемлемо сопутствуют провозглашенным в ней принципам, типа того, что каждому гарантирована свобода экономической деятельности без каких-либо оговорок об организации эксплуатации. В общем, она не позволяет обществу развиваться в культурном и экономическом отношении. Это тоталитарная Конституция финансового рабовладения.

Тут возникает ещё один вопрос. Вот была Конституция 1977 г, так называемая Конституция развитого социализма. Если не вдаваться в анализ её текстов, а обратить внимание только на ключевые эпизоды, то, по сути, она была тестом общества на готовность интеллектуальную и нравственно-этическую к отказу от достижений периода строительства социализма и коммунизма в СССР. Это нашло своё выражение в двух моментах:

На этом анализ Конституции можно завершить. Если переходить к существу вопроса, то нынешняя Конституция представляет реальную опасность для будущего народа и страны . Кроме этого, в силу ориентации на обслуживание либерально-рыночной экономической модели она несёт в себе скрытую угрозу экономического геноцида (вспомните высказывание Тэтчер: на территории СССР экономически оправдано существование 15-20 миллионов человек), а кроме того, опять же в силу ориентации на обслуживание либерально-экономической модели, она несёт в себе скрытую угрозу расчленения страны на производственные холдинги, территориальные границы, деятельности которых станут государственными границами постсоветских государств. Один из кандидатов в президенты, не прошедший на выборах, после выборов огласил тезисы, что административные границы в пределах Российской Федерации должны быть изменены так, чтобы они соответствовали территориальному разграничению производств разных крупных компаний. Фактически Прохоров огласил первый этап проекта для дальнейшего расчленения страны на основе ныне действующей Конституции.

История показала, что тексты - сами по себе, а жизнь общества и правоприменительная практика сама по себе. Еслис мотреть с позиций Достаточно Общей Теории Управления, система законодательства и её ядро, Конституция, – это система безструктурного управления жизнью общества. Кто осуществляет управление? Заинтересованные слои общества. Отношение к власти всех заинтересованных слоёв всегда автократично, то есть: "я хочу властвовать". Другое дело, как эта способность властвования в этом обществе реализуется, кто открывает пути и как. Как относится остальное общество к этому? Если в остальном обществе есть то, что называется правосознанием, сознанием своих прав и сознанием своих обязанностей по отношению к обществу и государству, то интересы носителей правосознания в государстве выражает законодательство , а если правосознания нет, то бандерлогам Конституция и юридическая системы в целом не нужна, какими бы эти системы ни были, будь это Конституция Царствия Божьего на Земле, либо Конституция идеального рабовладения, реализующая принцип "дурака работа любит, и дурак работе рад". Угрозу правопорядку на основе нынешней действующей Конституции представляет отказ от бандерложества основной массы населения страны потому, что есть объективный закон управления – соответствие системы управления объекту управления. В чём он выражается? Например, есть два похожих самолёта, Боинг 747 и ИЛ96-300. Если мы алгоритмику управления Боингом загрузим в автопилот ИЛ96, то ИЛ96 разобьётся, и наоборот. Это универсальный закон, а не какой-то волюнтаризм тех, кто писал Достаточно Общую Теорию Управления. Это реальная практика жизни во всех сферах деятельности.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Таблица, в которой приводится сравнительный анализ Конституции Российской Федерации 1993 г. с Конституциями СССР 1977 года и 1936 года. В общем, смотрите сами и ответьте в очередной раз на вопрос: "Сколько власти у Президента в нынешней России?" Очевидно, что её почти нет. Президент отстранён от принятия серьёзных решений пунктами Конституции.

Бред! - скажете вы. Как это может быть?! Президент же первое лицо в стране!

Быть может очень просто - Россия не обладает суверенитетом, чтобы самостоятельно принимать важные стратегические решения. Мы потеряли независимость после распада Советского Союза и уже более 20-ти лет находимся под оккупацией США. Обо всём этом очень подробно рассказывает депутат Государственной Думы координатор Национально-освободительного движения Евгений Фёдоров .

Когда рассказываешь людям о том, что Президент - должность с ограниченными возможностями, то никто не верит, считая его всемогущим царём или, на крайний случай, генсеком. Теперь, опираясь на данную информацию, можно добавлять в просветительские рассказы немного конкретики.

Основные различия конституций, не связанные с содержанием отдельных статей:
1. Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.
2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.
3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента, в России эта должность упразднена.
4. Конституция России предусматривает прямые всеобщие выборы Президента, референдумы по Конституции и др. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.
5. Конституция России гарантирует право на местное самоуправление.
6. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости. Конституция России ограничивает только кандидатов на должность Президента, а также устанавливает образовательный ценз для представителей судебной власти.
7. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок. Конституция России допускает принятие Федеральных Конституционных Законов, действующих наравне с Конституцией, причем порядок их принятия существенно проще.
8. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Основные статьи (гл. 1, 2, 9) Конституции России изменению не подлежат, в случае необходимости выполняется пересмотр и принятие новой Конституции. Конституция США не содержит такого механизма.
9. В целом конституция России испытывает существенное влияние Конституции США.
Многие основные положения в части государственного устройства и республиканской формы правления очень близки. Однако конституция России выполнена на уровне современной юридической науки и является более тщательно проработанным документом.

Россия

США

Законодательная власть

Федеральное собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

Дума - 450 депутатов, сроком на 4 года. Может быть избран любой гражданин старше 21 года.

Совет Федерации - два представителя от каждого субъекта.

Председатели палат - выборные.

Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей.

Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер - выборная должность.

Сенат - два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года. Председательствует вице-президент, без права голоса.

Законодательный процесс

Законопроект вносится в Думу, принимается большинством голосов, передается на утверждение Совета Федерации. Отклонение Советом Федерации может быть преодолено двумя третями голосов Думы. Вето президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат.

Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса.

Компетенция парламента

Совет федерации:

Изменения границ

Чрезвычайное и военное положение

Использование вооруженных сил за пределами России

Назначение судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Генерального прокурора.

Государственная дума:

Назначение председателя Центробанка

Объявление амнистии

Государственные займы

регулирование внешней торговли

эмиссия денег

стандартизация

формирование судебных органов, кроме Верховного суда

борьба с нарушениями закона

объявление войны и заключение мира

формирование и содержание армии и флота

разработка законопроектов

разрешение конфликтов между штатами

принятие новых штатов в состав США

Исполнительная власть

Президент избирается сроком на 4 года всеобщим прямым тайным голосованием.

Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Не более двух сроков подряд.

В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом или отставки, обязанности исполняет Председатель Правительства.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Думы.

Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата.

Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет.

Не более двух сроков.

В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса.

Полномочия Президента и его обязанности

Глава государства

Верховный главнокомандующий

Охрана суверенитета России

Определение основных направлений политики

Представление интересов страны в международных отношениях

Назначение Председателя Правительства, высшего военного командования, послов.

Отставка правительства

Формирование Совета Безопасности

Роспуск Думы

Глава государства.

Главнокомандующий вооруженными силами.

Заключение договоров с иностранными государствами

Назначение послов, министров, членов Верховного суда

Судебная власть

Конституционный Суд - 19 судей: соответствие законов Конституции, споры о компетенции между государственными органами.

Верховный Суд - гражданские, уголовные, административные дела, подсудные судам общей юрисдикции.

Высший Арбитражный Суд - экономические споры

Верховный суд, суды штатов

Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции.

Решения выносит жюри присяжных.

Права субъектов федерации

Субъекты имеют свое законодательство в рамках Конституции и представительные органы, а также органы местного самоуправления.

Не имеют права

ограничивать действие Конституции и власти Президента

устанавливать таможенные границы, пошлины, сборы

эмиссии денег

В совместном ведении с Российской Федерацией

разграничение собственности

соответствие законодательных актов

природопользование

принципы налогообложения

координация международных и внешнеэкономических связей.

Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата

Не имеют права

заключения договоров и союзов

эмиссии денег

выпуска займов

отмены законов

присвоения титулов

Не имеют права без согласия Конгресса

облагать налогами импорт и экспорт

Взаимоотношения субъектов федерации

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Граждане любых штатов равны в правах

Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого.

Изменения конституции

Федеральные конституционные законы выдвигаются Думой и принимаются тремя четвертями голосов Совета Федерации и двумя третями голосов Думы.

По основным статьям - созыв Конституционного Собрания, разработка проекта новой Конституции, принятие всенародным голосованием.

Поправки выдвигаются Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов.

Права граждан

Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная собственность

Свобода мысли, слова, массовой информации

Свобода вероисповедания

Свобода собраний

Труд свободен. Принудительный труд запрещен.

Все равны перед законом и судом

Личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни и жилища

Свобода передвижения

Равенство прав гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений

Избирательные права

Право на жилище

Право на медицинское обслуживание

Право на образование

Свобода творчества, охрана интеллектуальной собственности

(I поправка)Свобода вероисповедания, слова, печати, собраний.

(IV поправка) Неприкосновенность личности и жилища.

(V поправка) Защита частной собственности.

(XIII поправка) Запрет рабства и принудительного труда

(XIV поправка) Равенство граждан перед законом

(XV поправка) Равные избирательные права независимо от расовой и национальной принадлежности

(XIX поправка) Равные избирательные права независимо от пола

(XXVI поправка) Равные избирательные права независимо от возраста, старше 18 лет

Поддержка науки и искусства путем охраны авторских прав

Обязанности граждан

Уплата налогов

Защита Отечества (военная или альтернативная служба)

Охрана окружающей среды

    Ст.14 и 40 в Основном законе 1977г. наконец-то определили гарантированный труд граждан СССР свободным от эксплуатации. Ст.17 теперь допускает в некоторых сферах индивидуальную трудовую деятельность в соответствии с законам.

    понятие частной собственности определено так же как и в К-1936. граждане получает право на личное пользование землей согласно ст.13. В эту же статью вносится оговорка, что "имущество, находящееся в личной собственности или в пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества." Социалистическая (общественная) собственность представлена в К-1977 так же как и в К-1936 с небольшой разницей; в понятие социалистической собственности включено так же имущество профсоюзов и других общественных организаций. Земля, недра, воды и леса определены в понятие исключительной собственности государства. Согласно ст.10 теперь государство охраняет свою собственность. Лица, посягающие на социалистическую собственность теперь наказываются по закону.

    ст. 52 откровенно двусмысленна, с одной стороны она провозглашает свободу вероисповедания, но не разрешает вести религиозную пропаганду, только "…отправлять религиозные культы…", заметим при этом, что атеистическая пропаганда правомерна. Тем не менее, духовенство по К-1977 получило защиту Государства в плане запрещения вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями. Вся атеистическая деятельность организовывалась и направлялась правящей коммунистической партией, которая отрицала любую религию. Даже не смотря на положения Конституций, официально отказ от государственного атеизма зафиксирован в законе от 25 октября 1990 года "О свободе совести и религиозных организациях".

    Ст. 35 закрепила равные права женщин и мужчин, а так же предоставление женщинам равных с мужчиной возможностей. Это гарантировало не только равенство в правах, но и равенство фактическое. Теперь мужчины и женщины имели равные права без изъятий. В ст.53 впервые был затронут институт брака и семьи, вопрос о равноправии мужчин и женщин в семейных отношениях.

    Ст. 56 определила понятие личной жизни и охрану ее законом, а ст.57 вменила в обязанность всех государственных органов и должностных лиц уважение личности, охрану прав и свобод.

Кроме того, в К-1977 предусмотрено право граждан осуществлять ответные правовые действия за ущемление своих прав.

Право человека на свободный выбор места жительства принадлежит к числу основных и должно быть признано естественным правом. Это право зафиксировано в статье 13 п.1 Всеобщей декларации прав человека и в статье 12 п.1 Международного пакта о гражданских и политических правах, который с 1976 года вступил в силу и, следовательно, имел на территории Советского Союза статус закона. Тщетно было бы, однако, искать какой-либо советский законодательный акт, который бы если не гарантировал, то хотя бы декларировал это право. Не было права свободного выбора места жительства и в последней Конституции СССР от 7 октября 1977 года, где не забыто даже "право на пользование достижениями культуры", хотя эта Конституция была принята уже после вступления в силу упомянутого Пакта и должна была быть с ним согласована. Тем более отсутствовало упоминание об этом праве в предыдущих советских конституциях.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх