Статья 226 1. Уголовно-правовая характеристика контрабанды по уголовному законодательству российской федерации. I. Стратегически важные товары

Статья 226.1 УК РФ. . Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных -


наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.


2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:


а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;


б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -


наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.


3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -


наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.


Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.


2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей.


3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.


4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Название документа:
Номер документа: 923
Вид документа:
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 13 сентября 2012
Дата начала действия: 29 сентября 2012
Дата редакции: 07 июня 2019

Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей , а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, ...

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации , а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей *


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2014, N 0001201412180027);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.08.2016, N 0001201608120004) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года N 766);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.09.2018, N 0001201809050001);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.09.2018, N 0001201809210017);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.10.2018, N 0001201810240012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.04.2019, N 0001201904090013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.06.2019, N 0001201906170018).

____________________________________________________________________

________________
* Наименование в редакции, введенной в действие со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2018 года N 1107 ..

В целях реализации статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2018 года N 1107 .

2. Определить, что стратегически важными товарами и ресурсами, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей, являются подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. медведь бурый (ursus arctos), медведь гималайский, или белогрудый (selenarctos thibetanus), кабарга (moschus spp.), а также лесоматериалы, включенные в перечень, утвержденный настоящим постановлением.
(Пункт дополнительно включен со 2 октября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2018 года N 1107 ; в редакции, введенной в действие с 25 июня 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2019 года N 736 .

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 сентября 2012 года N 923

________________
* Наименование графы в редакции, введенной в действие с 13 сентября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1031 ..

I. Стратегически важные товары

Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об.% или более; этиловый спирт и прочие спиртовые настойки, денатурированные*

Драгоценные металлы*

Изделия из драгоценных металлов*

7113-7114 20 000 0

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1259)

Изделия из драгоценных камней и природного жемчуга****

(Позиция дополнительно включена с 23 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1259)

Часы наручные, карманные и прочие, предназначенные для ношения на себе или с собой, включая секундомеры, с корпусом, изготовленным из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом*

(Позиция дополнительно включена с 23 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1259)

Корпуса для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой, из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом*

(Позиция дополнительно включена с 23 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1259)

Ремешки, ленты и браслеты для часов, предназначенных для ношения на себе или с собой, и их части из драгоценного металла или металла, плакированного драгоценным металлом*

(Позиция дополнительно включена с 23 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1259)

Черные и цветные металлы, а также отходы и лом черных и цветных металлов, металлокерамики, части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава*

7204, 7302,
7401 00 000 0-8113 00

Вещества, разрушающие озоновый слой, и продукция, их содержащая**

2903, 3824, 3907, 3921, 8415, 8418, 8419, 8479

(Позиция в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 года N 1367 .

II. Стратегически важные ресурсы

Мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинина*

Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные*

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1031 .

Артемии, яйца (цисты) артемий****

(Позиция дополнительно включена с 17 апреля 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2019 года N 401)

Готовые продукты из рыбы или ракообразных, моллюсков или прочих водных беспозвоночных*

(Позиция в редакции, введенной в действие с 13 сентября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1031 .

Янтарь, янтарь агломерированный, гагат (черный янтарь)*

(Позиция в редакции, введенной в действие с 20 августа 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года N 766 , распространяется на правоотношения, возникшие с 30 мая 2014 года.

Обработанные янтарь, янтарь агломерированный, гагат (черный янтарь)

(Позиция дополнительно включена с 20 августа 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года N 766 , распространяется на правоотношения, возникшие с 30 мая 2014 года)

Уголь каменный, включая антрацит, кокс и полукокс*

Нефть сырая и нефтепродукты, содержащие
70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты*

Газ природный, газы нефтяные и углеводородные, в сжиженном и газообразном состоянии*

4301 10 00,
4301 60 00,
4301 80,
4301 90 00,
4302

Лесоматериалы*

4401, 4403, 4404, 4407, 4408

(Позиция в редакции, введенной в действие с 25 июня 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июня 2019 года N 736 .

Драгоценные и полудрагоценные камни*

Руды и концентраты драгоценных металлов*

(Позиция дополнительно включена с 23 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1259)

III. Стратегически важные ресурсы флоры и фауны

Виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 года или занесенные в Красную книгу Российской Федерации

_______________
* Для целей применения настоящего перечня товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ЕАЭС . Наименование товаров приведено только для удобства пользования.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 13 сентября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1031 .

** Для целей применения настоящего перечня продукция, содержащая вещества, разрушающие озоновый слой, приведена в списке D раздела 1.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами , утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" . Коды ТН ВЭД ЕАЭС приведены только для удобства пользования.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 26 декабря 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 года N 1367 ; в редакции, введенной в действие с 13 сентября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1031 .

*** Сноска исключена с 20 августа 2016 года - постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2016 года N 766 , распространяется на правоотношения, возникшие с 30 мая 2014 года..

**** Для целей применения настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товара.
(Сноска дополнительно включена с 23 ноября 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2018 года N 1259)


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей (с изменениями на 7 июня 2019 года)

Название документа: Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226_1 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также об определении видов стратегически важных товаров и ресурсов, для которых крупным размером признается стоимость, превышающая 100 тыс. рублей (с изменениями на 7 июня 2019 года)
Номер документа: 923
Вид документа: Постановление Правительства РФ
Принявший орган: Правительство РФ
Статус: Действующий
Опубликован: Российская газета, N 218, 21.09.2012

Собрание законодательства Российской Федерации, N 38, 17.09.2012, ст.5133

Дата принятия: 13 сентября 2012
Дата начала действия: 29 сентября 2012
Дата редакции: 07 июня 2019

Статья 226.1. (УК РФ) Уголовного кодекса РФ.
Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 150-ФЗ)

(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных) -

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 150-ФЗ, от 27.06.2018 N 157-ФЗ)

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечания. 1. Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов в настоящей статье признается их стоимость, превышающая один миллион рублей. Для отдельных видов стратегически важных товаров и ресурсов, определяемых Правительством Российской Федерации, крупным размером признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 245-ФЗ, от 27.06.2018 N 156-ФЗ)

3. Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации.

(п. 3 введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 150-ФЗ)

4. Крупным размером культурных ценностей в настоящей статье признается их стоимость, превышающая сто тысяч рублей.

Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ в уголовное законодательство были внесены серьезные изменения. Статья 188 УК РФ «Контрабанда» признана утратившей силу. Ответственность за контрабанду предметов, ограниченных к обороту, а также стратегически важных товаров, ресурсов и культурных ценностей теперь предусматривается статьей 226.1 УК РФ.

Согласно примечанию к статье 226.1 УК РФ, перечень стратегически важных товаров и ресурсов утверждается Правительством РФ; крупным размером указанных предметов и культурных ценностей признается их стоимость, превышающая 1 млн. руб.

В данный перечень включены такие стратегически важные товары и ресурсы, как рыба, ракообразные, моллюски, мясо, птица, спирт этиловый, черные и цветные металлы, лесоматериалы, пушнина, драгоценные металлы и камни.

Кроме этого, в отдельной главе перечислены дикие животные и растения, занесенные в Красную книгу РФ, список СИТЕС и подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры. А также все остальные объекты животного и растительного мира, находящиеся под угрозой исчезновения.

Тем не менее некоторые виды ценных биоресурсов, например, трепанг дальневосточный, в список не попали. Зато теперь появилась возможность уголовного преследования лиц, пытающихся незаконно перемещать через таможенную границу товары, которые включены в перечень.

Уголовная ответственность за контрабанду вышеуказанных стратегически важных товаров и ресурсов наступает при незаконном перемещении данных товаров в сумме до одного миллиона рублей.

Диспозиция ст. 226.1 УК РФ носит бланкетный характер и предполагает применение норм ТК ТС и ряда других нормативных правовых актов.

Итак, предметом преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК РФ, являются:

– сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества;

– радиационные источники;

– ядерные материалы;

– огнестрельное оружие, его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка);

– взрывные устройства;

– боеприпасы;

– оружие массового поражения, средства его доставки;

– иное вооружение;

– иная военная техника;

– материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;

– стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере.

Понятие указанных предметов раскрывается в соответствующих нормативных правовых актах, в частности в:



– ФЗ от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ в ред. от 31.12.2014 г. «Об оружии»;

– Законе РФ от 15.04.1993 г. № 4804-1 в ред. от 23.07.2013 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;

– Указе Президента РФ от 17.12.2011 г. № 1661 в ред. от 21.07.2014 г. «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;

– Постановлении Правительства РФ от 13.09.2012 г. № 923 в ред. от 16.12.2014 г. «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» и др.

Следует отметить, что размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в статье 226.1 УК РФ (за исключением стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей) не является обязательным признаком данного состава преступления.

Под сильнодействующими веществами понимаются вещества, которые не являются наркотическими, но оказывают одурманивающее воздействие на человека и способны причинить серьезный вред его здоровью.

К ядовитым веществам относятся вещества, которые при их употреблении внутрь, внутривенно, подкожно или внутримышечно оказывают тяжелое отравляющее воздействие на человека, способное причинить смерть или тяжкий вред здоровью.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных предметов к перечисленным в этой статье предметам контрабанды. При этом необходимо учитывать положения правовых актов, определяющих перечни средств, веществ, предметов, перемещение которых через таможенную границу находится под государственным контролем.

Если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами, оружием массового поражения, средствами его доставки, иным вооружением и т.д., требуются специальные познания, то по делу необходимо проведение экспертизы.



Под отравляющими веществами понимаются химические реагенты и их соединения, воздействующие на центральную нервную систему и органы дыхания и даже в незначительном количестве вызывающие их поражение, однако не относящиеся к химическому оружию.

Ядерные материалы – это материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества (например, плутоний необлученный, уран-235 необлученный, уран обогащенный, уран-233 необлученный, облученное топливо).

Радиоактивные вещества – это не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение (к примеру, радий-226, цезий-137, полоний-210 и пр.).

Радиационные источники – не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

Взрывное устройство представляет собой промышленное или самодельное изделие, функционально объединяющее взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (например, запал, взрыватель, детонатор и пр.).

Вооружение и военная техника определены в ФЗ от 19.07.1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» как «комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средств доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники)».

Оружие массового поражения – ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие; средства доставки – ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения.

О материалах и оборудовании, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ, говорится в целом ряде указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, в качестве примеров можно привести следующие:

– Указ Президента РФ от 17.12.2011 г. № 1661 в редакции от 21.07.2014 г. «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;

– Указ Президента РФ от 14.01.2003 г. № 36 в редакции от 01.09.2014 г. «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль»;

– Постановление Правительства РФ от 14.06.2001 г. № 462 в редакции от 23.10.2014 г. «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» и др.

Следует отметить, что здесь имеются в виду материалы и оборудование так называемого двойного назначения, которые в принципе имеют мирное назначение, но могут быть использованы для создания соответствующего оружия и средств его доставки. Общие принципиальные положения, регулирующие внешнеэкономическую деятельность в отношении материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, предусмотрены в Федеральном законе «Об экспортном контроле».

ФЗ «Об оружии» определяет правовое понятие оружия: устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.

Огнестрельное оружие – оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии метаемым снаряжением, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

Боеприпасы – это устройства или предметы, конструктивно предназначенные для выстрела из оружия соответствующего вида (предметы вооружения и метаемое снаряжение, содержащие разрывной, метательный или вышибной заряды либо их сочетание). К ним относятся артиллерийские снаряды и мины, военно-инженерные подрывные заряды и мины, ручные и реактивные противотанковые гранаты и т.п.

Взрывчатые вещества – химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха. К ним относятся тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т. п.

Взрывные устройства – промышленные или самодельные изделия, функционально объединяющие взрывчатое вещество и приспособление для инициирования взрыва (запал, взрыватель, детонатор и т. п.).

Под основными частями огнестрельного оружия следует понимать ствол, затвор, барабан, рамку, ствольную коробку без которых невозможно произвести выстрел.

Оборудование для изготовления или переработки сильнодействующих или ядовитых веществ означает как промышленное, так и кустарно изготовленное или приспособленное оборудование, предназначенное для производства химических реакций или управления физическими процессами для получения готовых форм сильнодействующих или ядовитых веществ.

Культурными ценностями, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, являются движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ, указанные в Законе РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации. Их перечень содержится в указанном законе.

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС является свидетельство, выданное на основании решения федерального органа, который уполномочен осуществлять государственный контроль за ввозом и вывозом (в том числе временным) культурных ценностей.

Вопрос о принадлежности товаров или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, к категории культурных ценностей должен разрешаться судом с учетом заключения экспертов и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за вывозом из РФ и ввозом на ее территорию культурных ценностей.

Суду также следует принимать во внимание, что заявленные к вывозу, временному вывозу, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе, которая должна проводиться специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иными специалистами, уполномоченными на осуществление этой деятельности в соответствии с Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 г. № 322 в ред. от 21.07.2009 г.

В целом, под преступлениями, посягающими на культурные ценности, следует понимать общественно опасные виновные посягательства, наносящие невосполнимый ущерб национальному культурному наследию РФ, а также существенно нарушающие нормальное функционирование общественных отношений, предметом которых являются культурные ценности.

При определении сущности рассматриваемых преступных посягательств, прежде всего, следует исходить из значения предмета преступления. Так, во-первых, культурные ценности – это неотъемлемые элементы национального культурного наследия России, отражающие всю материальную и духовную культуру российского общества, многовековую историю его становления и развития, обособляя российский народ как отдельную нацию и определяя его место в культуре мировой цивилизации.

Культурные ценности являются не только уникальным свидетельством прошлого, но, и концентрируя в себе человеческий опыт в его наилучшем проявлении и, выступая ориентиром деятельности человека, они играют важнейшую роль в развитии и процветании, как всего современного российского общества, так и каждого его отдельно взятого индивидуума.

Иначе говоря, ценности культуры – это высшее достояние народа, которое призвано служить в равной степени интересам всех граждан РФ как современного, так и будущего поколений.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС рассмотренных выше предметов контрабанды.

В диспозиции ст. 226.1 УК РФ указание на возможные способы совершения контрабанды отсутствует. И если этот признак исключен законодателем из описания объективной стороны соответствующего преступления, то по общему правилу речь должна идти о дополнительной криминализации общественно опасного деяния: ранее уголовная ответственность связывалась с определенным способом совершения преступления, теперь же любой способ его совершения превращал соответствующее деяние в преступление. Но это общее правило. В данном же конкретном случае при замене законодателем ч. 2 ст. 188 на ч. 1 ст. 226.1 УК РФ этого не произошло.

Как очевидно, диспозиции ст. 226.1 УК РФ является бланкетной. И для определения уголовно наказуемых способов совершения контрабанды (любой) необходимо обратиться к ст. 4 ТК ТС. В соответствии с ней незаконное перемещение предметов контрабанды как основного признака объективной стороны этого преступления означает перемещение товаров через таможенную границу:

– вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;

– с сокрытием от таможенного контроля;

– с недостоверным декларированием или недекларированием товаров;

– с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах;

– с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации;

– покушение на такое перемещение.

Таким образом, новый состав контрабанды предполагает не любые способы ее совершения, а строго определенные. Дело лишь в том, совпадают ли они или новый уголовный закон предусмотрел дополнительные способы или, наоборот, сократил их.

Некоторое различие в описании способов совершения этих преступлений имеется: в старом законе – совершение контрабанды помимо таможенного контроля; в новом с учетом бланкетности – контрабанда вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов. Однако думается, что это всего лишь стилистическое различие, не означающее различия содержательного.

Следовательно, содержание способов контрабанды в ч. 1 ст. 226.1 УК РФ не означает расширения объективной стороны этого преступления. А значит, новые нормы в этой части не устанавливают новой разновидности преступности предписывающих ими деяний.

Перемещение соответствующих предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах предполагает совершение лицом любых умышленных действий по их ввозу (вывозу) на территорию Таможенного союза либо территорию РФ вне пунктов пропуска, либо вне времени их работы через таможенную границу Таможенного союза, либо государственную границу РФ.

Под перемещением товаров через таможенную границу понимается ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Ввоз товаров – это совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, до их выпуска таможенными органами; а вывоз – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, до фактического пересечения таможенной границы.

Под сокрытием от таможенного контроля понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение предметов либо утаить их подлинные свойства или количество (к примеру, придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа).

Недостоверное декларирование представляет собой заявление в таможенной декларации или в другой установленной форме декларирования заведомо ложных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Недекларирование при контрабанде предполагает умышленное незаявление в таможенной декларации или иным способом декларирования товаров сведений, необходимых для принятия решения о выпуске товаров и подлежащих декларированию транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим, исчислении и взимании таможенных платежей.

Под использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения предмета преступления заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем, либо относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Перемещение контрабанды путем сокрытия от таможенного контроля означает, что лицо, не уклоняясь от досмотра, перемещает соответствующие предметы, камуфлируя, используя различные тайники или иным образом утаивая и скрывая их.

Контрабанда, совершаемая путем обманного использования документов или средств таможенной идентификации, предполагает перемещение соответствующих предметов через таможенную границу Таможенного союза либо государственную границу РФ, сопряженное с предоставлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей:

– поддельных документов;

– недействительных документов;

– документов, полученных незаконным путем;

– документов, содержащих недостоверные сведения;

– поддельных средств идентификации;

– подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Важным признаком объективной стороны является место совершения преступления – таможенная граница Таможенного союза либо государственная граница РФ с государствами–членами Таможенного союза.

Под таможенной границей Таможенного союза следует понимать пределы таможенной территории Таможенного союза. При этом в соответствии с ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ, а также находящиеся за пределами территорий государств–членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства–члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Понятие Государственной границы определяется в Законе РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», в соответствии с ним, государственная границей РФ – есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории суши, вод, недр и воздушного пространства РФ, т.е. есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Однако для определения места совершения преступления, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ, требуется конкретизация этого определения.

Дело в том, что ст. 226.1 УК РФ в качестве места совершения преступления указывает не на вообще Государственную границу РФ, а на «Государственную границу Российской Федерации с государствами–членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС».

На первый взгляд эта формулировка ограничивает свое действие лишь Государственной границей РФ с членами Таможенного союза, т.е. с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. Однако это вовсе не так.

Раз в соответствии со ст. 2 ТК ТС его единую таможенную территорию составляют совокупные территории трех входящих в нее государств, а пределы таможенной территории Таможенного союза являются его таможенной границей, то это означает, что таможенная граница этих государств совпадает с их государственной границей. И в этом смысле Государственная граница РФ даже с государствами не членами Таможенного союза (например, с Эстонией) совпадает с ее (РФ) таможенной границей. Это же относится к определению места совершения контрабанды на границах с государствами–членами Таможенного союза.

Например, контрабанда не была обнаружена при пересечении, допустим, Государственной (с Российской Федерацией) границы Республики Казахстан, а обнаружена при пересечении Государственной границы РФ российскими пограничниками. В этом случае конкуренция юрисдикции правоохранительных органов смежных государств отсутствует и уголовное дело возбуждается в соответствии с законодательством РФ и точно в таком же плане в аналогичной ситуации правоохранительными органами смежного государства. Однако главное заключается в том, что сформулированный по-новому признак места совершения контрабанды не расширяет пределы оснований уголовной ответственности за совершение преступления предусмотренного ст. 226.1 УК РФ.

Видовым объектом анализируемого уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст. 226.1 УК РФ являются общественная безопасность и общественный порядок. Непосредственным объектом указанного деликта является общественная безопасность в отдельных сферах.

В определенных случаях характерным является дополнительный объект – жизнь и здоровье человека (группы лиц).

Непосредственный объект преступления, предусмотренный ст. 226.1 УК РФ – отношения, обеспечивающие общественную безопасность в сфере оборота сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники.

Говоря об объекте посягательства, следует обратить внимание на то, что диспозиция ч. 1 ст. 226.1 УК РФ построена таким образом, что в качестве дополнительного непосредственного объекта данного преступления выступают отношения, характеризующие установленный порядок перемещения через таможенную границу или государственную границу предметов, обеспечивающих экономическую стабильность Российской Федерации и (или) государств–членов Таможенного союза, а равно установленный порядок перемещения стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов.

Это обусловлено тем, что в качестве предмета контрабанды в диспозиции ч. 1 ст. 226.1 УК РФ названы стратегически важные товары и культурные ценности, незаконное перемещение которых само по себе не причиняет вред состоянию защищенности жизненно важных интересов общества.

Культурные ценности находятся на третьем месте среди контрабандно провозимых предметов, уступая пальму первенства лишь наркотическим средствам и психотропным веществам, и стратегически важным сырьевым товарам, хотя некоторые специалисты утверждают, что первое место среди задержанных предметов составляют все же исторические и культурные ценности.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх