Страдание кирика и иулитты. Иконы России: Кирик и Иулитта, мученики

В народном календаре 28 июля отмечается день Кирика и Иулитты. Можно встретить различные названия, такие как Кирик, День матушки Улиты, Кирик и Улита, День Кирика, Улиты, Красное солнышко, День Улиты и Владимира Красно Солнышко.

В названии праздника встречается Красное Солнышко, что связано с церковным праздником, который в этот день отмечают христиане, который посвящен князю Владимиру, имеющему такое необычное прозвище.

Иулитта родилась в Ликаонской Иконии, что в Малой Азии еще в III веке. Родители девушки – благочестивые христиане воспитали ее в вере и дали хорошее образование.

Выйдя замуж, Иулитта родила сына Кирика, но семейное счастье длилось не долго.Она рано овдовела и всю себя посвятила воспитанию малолетнего наследника.

Когда начались гонения христиан, женщина была вынуждена спасаться бегством. Но и это ее не спасло.

В 305 году она вместе с сыном была схвачена в селище Торс проповедниками идолопоклонической веры по приказу императора Диоклетиана и была подвержена нечеловеческим пыткам.

Кирик, оставшись без матери, плакал и просил вернуть любимую маму. Постоянный плач трехлетнего мальчишки слишком раздражал местного правителя.

И по его приказу ребенок был сброшен с огромной лестницы на каменные ступени, где мальчик и погиб.

Саму Иулитту после многочисленных пыток, не заставивших женщину отказаться от своей веры, обезглавили.

Кирики Улиты праздник: народные традиции на 28 июля

В народном календаре Кирик и Улита считаются серединой лета. Крестьяне на Полудницу, как назывался еще этот день, не работали в полях, так как боялись столкнуться с нечистой силой.

Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит.

Маньяки, мандырики, мороки – это приведения на старорусском.

Полудницы над жатвой летают, мороками день путают.

Но такой традиции есть и естественное объяснение. Обычно на Кирика и Улиту сильные дожди, которые не позволяют нормально работать в поле.

Кирики – мокродырики

Однако есть противоречивые приметы.

В православной церкви 28 июля отмечается памятная дата святого равноапостольного князя Великого Владимира.

Имя ему в народе дали Красно Солнышко.

И по народным приметам в этот день солнышко светит особенно ярко и греет сильнее обычного.

Но хоть дождь, хоть зной, в поля не выходили однозначно.

Ведь там разгуливает нечисть, а полевые духи летают над нивой и особенно свирепствует в полуденной жаре.

Люди видели призраков в виде изможденной женщины, страшной старухи или приведения.

Боялись и ночных видений, которые могли появляться после дневных работ в полях.

Обязательно ходили в церковь помолиться мученикам Кирику и Улите, которых просили о семейном благополучии и здоровье детей. А женскую покровительницу Иулитту молили о защите и помощи в печалях и горестях.

День Кирика и Улиты: приметы на 28 июля

На Кирика и Улиту примечали, какой будет погода, и делали прогнозы на ближайшие дни.

Если дул ветер с юга ожидали теплые деньки. А вот, когда южный ветер дул несколько дней к ряду, быть дождю. О плохой погоде судили и по восточному ветру.

Слышится сильный гром – ждать сильных дождей. А вот редкие перекаты не обещают плохой погоды.

Когда за дождем на небе разливается радуга, которая быстро исчезает, ждать изменений погоды в лучшую сторону.

ечерний туман по лугам однозначно предвещает дождь сутра. А стрекот кузнечиков обещает стойкую засуху.

Малышня радовалась букашкам, и пела песенки улитке:

Улитка, улитка, выпусти рога,

Дам кусочек пирога,

Каши горшок,

Библиотека “Халкидон”

___________________

Мученики Кирик и Иулитта

Память святых Мучеников Кирика и Иулитты Тарсийских празднуется Православной Церковью 15/28 июля

Иулитта была богатая и знатная женщина из ликаонского города Иконии, в Малой Азии. Она родилась в третьем веке и происходила из древних князей Ликаонии, которые хотя и были лишены власти после завоевания их области римлянами, но сохранили большое состояние и справедливое уважение посреди своих сограждан. Иулитта вступила в брак с человеком достойным ее высокого положения; она была пламенная христианка, и богатства ее служили ей средством для многочисленных добрых дел.

Господь даровал ей сына, которого она нарекла Кириком, в сокращении Киром, что значит: “Принадлежит Господу”. Но радость не продолжительна в этом мире; земля есть место изгнания, где борьбой и мужеством мы должны завоевать себе вечное и блаженное отечество на небе. Иулитта, молодая и богатая, потеряла мужа и осталась вдовой, когда сын ее был еще в колыбели.

Вскоре наступило для нее еще новое испытание. После некоторых колебаний император Диоклетиан, уступая ненависти язычников по отношению к христианам, воздвиг ужасное гонение на христиан, жертвою которого были тысячи мучеников.

Иулитта, по своему высокому положению, скорее других подвергалась опасности быть схваченною; но ее устрашала не столько возможность подвергнуться мучениям и смерти, сколько неизвестная будущность ее дитяти. Иулитта вспомнила тогда слова Спасителя: “Если вас гонят в одном городе, то вы бегите в другой”. И, ни минуты не колеблясь, она оставила все свое имущество и удалилась из Ликаонии в сопровождении только двух служанок, унося на руках свое драгоценное сокровище. Она намеревалась отыскать город, в котором ее не так бы хорошо знали, как в своем родном городе, и думала скрыться от гонения под покровом бедности. Переходя, таким образом, из города в город, она прибыла, наконец, в Тарс

родину св. апостола Павла.

До сих пор жители города Тарса пользовались некоторым спокойствием; но почти одновременно со святою Иулиттою прибыл туда правитель Александр, на которого возложено

было исполнение императорских повелений . Иулитта, уличенная в исповедании христианства, была схвачена одною из первых; солдаты взяли ее, чтобы отвести на суд, а служанки ее убежали, но скрылись в толпе, желая видеть, что будет с их госпожой.

Иулитта, подкрепляемая благодатию Божиею, без слабости предстала пред судилищем правителя. Юный сын ее был у нее на руках.

Кто ты и откуда? – спросил ее Александр.

- Я христианка, - отвечала Иулитта.

Взбешенный таким ответом, Александр приказал вырвать из рук ее сына. Вслед за тем она была привязана к доскам, и палачи, вооруженные воловьими жилами, начали без милосердия бить ее. При виде такого страшного истязания, маленький Кирик стал испускать раздирающий душу вопль. Плач прекрасного ребенка тронул правителя; он приказал принести его, посадил к себе на колени и начал ласкать. Но ребенок рвался к матери и не переставал плакать, а Иулитта, с геройским мужеством претерпевая удары, на все увещания палачей отвечала: “Я христианка и никогда не принесу жертвы демонам

”.

Кирик, услышав эти слова, стал повторять вместе с матерью: “Я христианин, я христианин”, и своими маленькими руками отталкивал от себя голову правителя и старался вырваться от него и устремиться к матери.

Такое сопротивление ребенка привело в новое бешенство правителя. Тогда, рассказывает повествователь, этот дикий

зверь схватил мальчика за ногу и со всего размаха бросил его на помост. Голова раздробилась о ступеньку седалища, и невинный агнец скончался на мостовой, облитой его чистою кровью.

При этом страшном зрелище Иулитта возвела глаза к небу и произнесла: “Благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоил венца сына моего прежде меня

”.

Правитель сам устыдился совершенного им варварского деяния; но он стал обвинять Иулитту, что она довела его до этого своим преступным упорством, и вслед за тем приказал строгать ее тело железными крючьями и лить кипящую смолу на ноги, повторяя: “Пожалей себя саму, Иулитта! Избавь себя от этих мучений

”.

- Нет, - отвечала святая мученица, - никогда не принесу я жертвы демонам; я верую в Иисуса Христа, единородного Сына Божия, чрез Которого Бог Отец все сотворил; скоро я снова увижу своего сына в Царстве Небесном.

Видя, наконец, что ничего нельзя добиться от мученицы, правитель сказал палачам: “Отнесите тело ребенка на место казней и отведите туда же мать, затем отрубите ей голову

”.

Палач отвязал святую, забили ей в уста паклю, чтобы она не могла говорить, и повлекли ее к месту казни. Здесь она знаком попросила вынуть паклю из ее уст, и когда просьба ее была исполнена, она громко, во всеуслышание язычников, произнесла свою последнюю молитву:

- Господи Иисусе, буди благословен за то, что Ты призвал сына моего прежде меня в Царство Твое; Ты взял его из сей жалкой, кратковременной жизни, дабы он насладился жизнию блаженною и вечною, посреди сонма святых Твоих мучеников: приими ныне и недостойную рабу Твою, дабы, укрепляемая божественным Духом Твоим, я предстала пред лице Отца Небесного, Его же Царствию нет конца. Аминь.

Произнеся эту молитву, Иулитта стала на колени, и палач отсек ей голову. Это было 15 июля 304 года.

В следующую за тем ночь служанки Иулитты, пользуясь ночною темнотой, взяли тело их госпожи и сына ее и погребли их в прилегавшем к городу поле.

Текст приводится по изданию: Св. Иулитта, мать св. мученика Кирика // Искра Божия. Сост. прот. Григорий Дьяченко. Полоцкое епархиальное управление, 1991. (Репринт. с изд. М., 1903 г.) С. 437-

439

Святые мощи Кирика и Иулитты были извлечены из

недр земли при императоре Константине Великом, и от них стали подаваться неоскудные исцеления. Святым мученикам Кирику и Иулитте молятся о семейном счастье и о выздоровлении больных детей .

Тропарь мученикам Кирику и Иулитте, глас 8-й:

Яко лоза благоплодная, Иулито честная, грозд зрел принесла еси Цареви всех Богу, сына твоего Кирика славнаго, мучением того богатно украсивши и твоею кровию навершивши, тем и дарова тебе Вышний возмездие в вышних, идеже ликующе, помяните нас, мученицы терпеливодушнии

.

Кондак, глас тойже

:

В объятиих носящи христомученица Иулита Кирика, на подвизе мужески веселящися, взываше: Христос есть мучеников похвала.

Молитва святым мученикам Кирику и Иулитте:

О, двоице святая, страстотерпцы Христовы, преблаженне Кириче, в трилетнем возрасте пострадавый, с богомудрою материю Иулитою! Кровьми вашими, яко багряницею, украсившиися и Небесных чертогов и вечнующия славы сподобившиися, не забудите и нас, на земле сущих, но теплым ходатайством вашим пред Богом избавите всех нас от всякия скорби и болезни. Се бо, к честней иконе вашей благоговейно припадающе и лобызающе

ю, мы, недостойнии и многогрешнии, к вам, яко к скорым помощником и теплым молитвенником нашим, прибегаем и с сокрушенным и смиренным духом вопием: не презрите моления нас, грешных, немощных, во многия беззакония впадших, но, яко благодатию Божиею венчаннии, очистите нас от недуг наших и испросите нам у Христа Бога нашего здравие душевное и телесное. Вы бо неоскудную благодать исцелений от Спаса нашего Иисуса Христа за веру вашу, мучениими запечатленную, прияли есте. Темже убо помозите всем, в лютых немощех лежащим и в человечестей помощи отчаявшимся, к вам же тепле с верою прибегающим, и исцеление тем подавайте неоскудно, всем же верным грехов оставление испросите, да славят дивнаго во святых Своих Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Текст приводится по изданию: Целебный календарь на 2003 год. М.: Благо, 2002. С. 210

Народный праздник Кирик и Улита отмечается 28 июля 2019 года (по старому стилю - 15 июля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти мучеников Кирика и Иулитты.

Название праздника «Красное Солнышко» связано с почитанием в этот день князя Владимира, который имел такое прозвище.

История

Иулитта (III - начало IV в.) жила в Малой Азии в Иконии Ликаонской. Ее родители были богатыми христианами. Они дали ей хорошее образование и вероучение. Иулитта была замужем, имела сына Кирика. Христианка недолго наслаждалась семейным счастьем, так как муж рано умер. Единственным утешением для нее стал сын.

Когда правитель империи Диоклетиан приказал истребить людей, которые проповедовали отличную от идолопоклонства веру, Иулитте с трехлетним сыном пришлось бежать и скрываться. В Торсе в 305 году их схватили. Мать подвергли жестоким пыткам.

Маленький Кирик все время просился к маме. Его плач так разозлил правителя города, что он сбросил мальчика с большой высоты на каменные ступени. К подножию лестницы Кирик скатился уже мертвым. Иулитту после многочисленных мучений обезглавили.

Традиции и обряды

Люди молятся святым мученикам Иулитте и Кирику о благополучии в семье и выздоровлении детей. Женщины обращаются с мольбой к Иулитте о помощи в горе, скорби и печали.

В этот народный праздник люди стараются воздержаться от любых земляных работ. Иначе можно встретить нечистую силу, которая разгуливает по полям в этот день. Полевые духи летают с полуденным ветром и особо зверствуют в то время, когда на землю опускается нестерпимая жара. Они предстают чаще в виде изможденной женщины, безобразной старухи или призрака.

Приметы

Южный ветер - к теплым дням.

Ветер дует с востока - погода разладится.

Несколько дней ветер дует с юга - к дождю.

Сильный гром - к сильному дождю.

Гром гремит, но редко - погода не испортится.

По завершении дождя радуга быстро растаяла - погода наладится.

Если вечером лег туман, то на следующий день будет дождь.

Кузнечики громко стрекочут - к засухе.

Солнечные лучи этого дня, хоть и жаркие, но полезные и детям, и старикам. Они щедро одаривают силой и здоровьем.

На Кирика и Улиту нельзя работать на земле, иначе замучают видения и ночные кошмары.

Праздник Кирик и Улита отмечается 28 июля (15 июля по старому стилю) каждого года. В храмах в этот день проходит почтение памяти святых мучеников Кирика и Иулитты. В русской народной традиции имя Иулитта звучало как Улита, поэтому в народе святых называли Кирик и Улита.

Название «Красное Солнышко» связано с почитанием в этот день князя Владимира, который имел такое прозвище. Православная церковь причислила Владимира к лику святых, а история назвала князя Великим за государственные дела.

Другие названия праздника: Кирик и Иулита, Кирик, День матушки Улиты, День Кирика, День Кирика и Иулиты, Улиты, Красное Солнышко, Улиты и Владимира Красно Солнышко.

Святая Иулитта жила в период III–IV веков. Она происходила из благородной Иконийской семьи. Приняв святое крещение, она обрела истинное благородство, которое дарует Святой Дух. Святая Иулитта овдовела и отказалась от второго брака, чтобы жить в благочестии и богоугодных делах вместе с трехлетним сыном Кириком (Киром).

В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе. Во время гонений на христиан в Тарсе в 305 году Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра.

Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем, сказав что он христианин, потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребёнка с каменного помоста и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым мучениям (строгали тело железными зубьями, поливали раны кипящей смолой), но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулитты ночью тайно погребли их.

Приметы на Кирик и Улита

  • Кириков день - все мокро, льет дождь.
  • Не жни на Кирика и Улиту - маньяки (видения, мороку) увидишь.
  • Южный ветер – к теплым дням.
  • Вечерний туман по лугам однозначно предвещает дождь сутра.
  • Ветер дует с востока – погода разладится.
  • Стрекот кузнечиков 28 июля обещает стойкую засуху.
  • Несколько дней ветер дует с юга – к дождю.
  • Сильный гром – к сильному дождю.
  • Гром гремит, но редко – погода не испортится.
  • По завершении дождя радуга быстро растаяла – погода наладится.
  • Солнечные лучи 28 июля, хоть и жаркие, но полезные и детям, и старикам. Они щедро одаривают силой и здоровьем.
  • Кирики-мокродырики.
  • На Кирика и Улиту нельзя работать на земле, иначе замучают видения и ночные кошмары.
  • Жать 28 июля – беду кликать.

Традиции обычаи на Кирик и Улита

Главные традиции на 28 июля — молитвы святым Кирику и Иулитте о здоровье, благополучии, помощи в горе; воздержание от работ в огороде.

— Крестьяне 28 июля не работали в полях, так как боялись столкнуться с нечистой силой. Полевые духи летают с полуденным ветром и особо зверствуют в то время, когда на землю опускается нестерпимая жара. Они предстают чаще в виде изможденной женщины, безобразной старухи или призрака.
Кто на Кирика и Улиту жнет, тот маньяки видит.
Маньяки, мандырики, мороки – это приведения на старорусском.
Полудницы над жатвой летают, мороками день путают.

— Ходили в церковь помолиться мученикам Кирику и Улите, которых просили о семейном благополучии и здоровье детей. А женскую покровительницу Иулитту почитают своей заступницей моля о защите и помощи в печалях и горестях.

Кирик и Иулитта (Улита) - раннехристианские святые мученики, пострадавшие в гонения императора Диоклетиана. Память в Православной церкви совершается 15 (28) июля.

Согласно житию, Иулитта (Улита) была молодой вдовой знатного происхождения, проживала в Иконии вместе со своим сыном Кириком. В гонения Диоклетиана, боясь мучений, она оставила все своё имущество и с трёхлетним Кириком в сопровождении двух рабынь покинула Иконию и жила как нищая странница вначале в Селевкии, а затем в Тарсе. Во время гонений на христиан в Тарсе Иулитта была узнана и приведена вместе с сыном на суд градоначальника Александра.

Перед правителем Иулитта исповедала себя христианкой. Её разлучили с сыном и подвергли бичеванию. Кирик, видя мучения матери, плакал, а затем сказав что он христианин потребовал чтобы его пустили к матери. В гневе Александр сбросил ребёнка с каменного помоста и Кирик скончался. Иулитту подвергли новым мучениям (строгали тело железными зубьями, поливали раны кипящей смолой), но она отказалась принести жертвы языческим богам. Александр приговорил святую к отсечению головы, что и было исполнено. Тела Кирика и Иулитты были оставлены палачами без погребения за городом, но рабыни Иулиты ночью тайно погребли их.

Мощи Кирика и Иулитты были обретены при императоре Константине Великом по указанию одной из рабынь, погребавших святых. Их перенесли в Константинополь, где в их честь был основан монастырь. По свидетельству паломников XII-XV веков мощи святых находились в храме Святой Софии. Их судьба после падения Константинополя неизвестна.

По другой версии мощи Кирика и Иулитты обрёл в Антиохии осерский епископ Аматор (388-418) и перенёс в Осер (Франция). Известно о нахождении частиц мощей в городах Невер (Франция) и Турне (Бельгия).

Старообрядцы почитают Кирика и Иулитту своими покровителями, считая себя такими же как они гонимыми за веру.

Икона и житие святых мучеников Кирика и Улиты присутствовали практически в каждом старообрядческом доме. Кроме жития мучеников, вошедшего в состав печатного Пролога XVII в., была известна и пространная редакция, в которой подробнейшим образом описывались благодати, дарованные Кирику и Улите. Так, в житии, вошедшем в состав старообрядческого рукописного сборника XVIII в. из собрания ИРиСК, описывается видение Кирика, в котором ему Иисус Христос за претерпленные мучения обещает даровать особую благодать. Тогда трехлетний мученик и вещает следующее: "Аще кто созиждет церковь во имя мое собрав иереев, и память мою чтет, или кто просфиру, или свещу принесет, или трапезу поставит во имя мое, сторицею примет, и воздаждь ему Господи хлеба и вина, и наполни его дом радости и веселия. Господь, аще кто почтет день моего мучения, или празднует да отпустятся ему греси, и дане внидет в дом его скорбь, и да не оскудеет в доме его хлеба и вина, и дух зол да не прикоснется к дому его... Где аки кто напишет мучение мое, поп, или дькон или чернец, или мирянин и почитати мучение мое начнет да отпустятся ему греси, или кто мучение мое послушает, подаждь ему Господи прощение грехов и в день судный шуяго стояния (стояния по левую руку) избави… Господи кто видит на море бурныи облак, и призовет имя мое раба твоего услыши его Господи и Благослови или аще кому греси умножатся, мняща яко в мори погрузится, аще придет в церковь мою и исповест вся грехи своя всем сердцем своим спокоянием и со слезами. Да отпустятся ему грехи его. Господь же пусти триста ангел святых на землю о имени твоем да стоят и отпутают им греси." (ВХ ИДК № 212 р. Л. 36об.-37об.). Таким образом, постоянное молитвенное обращение к Кирику и Улите, было особо актуально в старообрядческой среде в силу следующих обстоятельств, которые тесно взаимосвязаны между собой. Во-первых, в ожидании скоро конца света перед последователями старой веры с особой силой встал вопрос о покаянии, и, во-вторых, в толках и согласиях беспоповского направления, да и нередко в согласиях, признающих священство, стало некому исповедовать и давать отпущение грехов. Молитва перед иконой "Св. Кирика и Улиты", в силу дарованной мученикам благодати, и давало отпущение грехов.

Иконографический тип. Изображение фигур мучеников в полный рост, Улита в длинной одежде с покрытой головой, левая рука Улиты с восьмиконечным крестом поднята в благословляющем жесте. Справа от Улиты расположен Кирик, руки которого сложены на груди.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх