Таинство венчания в православной церкви правила. Сколько стоит венчание в православной церкви и что для этого нужно

Вам понадобится

  • - cвидетельство о браке;
  • - свечи;
  • - иконы Спасителя и Божией Матери;
  • - одежда;
  • - договоренность со священником в храме;
  • - белое полотенце или плат, рушник;
  • - деньги.

Инструкция

Подготовьтесь к венчанию с помощью поста, молитвы, причащения и покаяния. В день обряда нельзя есть, пить, курить и иметь сексуальные отношения. Запреты обусловлены обрядом причастия, предшествующего церемонии. Об этом предупреждает священник, когда вы обсуждаете предстоящий праздник.

Договоритесь со священником в храме на конкретное время венчания. Лучше всего на утро. Делать это надо не менее, чем за три дня до мероприятия. Покажите священнику свидетельство . Если вы планируете церемонию в день бракосочетания, покажите документ перед началом Таинства. Не проводят обряд в четные дни недели, во время постов, в (Святки, Рождество, Великий Пост и др.)

Приготовьте две иконы, Спасителя и Божией Матери. Приобретите две венчальные свечи, все это продают в храме. После венчания оставите у себя, их следует хранить всю жизнь. Свечи должны гореть на протяжении всего последования Таинства, поэтому они должны быть достаточно большого размера.

Купите белое полотенце или плат, рушник. На него во время венчания встают молодые. Плат после Таинства остается в храме.

Не стоит приобретать специальную одежду , важно, чтобы она была чистой, аккуратной и достаточно скромной. Свадебные наряды - всего лишь традиция. В Церкви нет на этот счет строгих указаний.

Вы не сможете пройти венчание, если являетесь атеистом, имеете близкое родство с супругой (-ом), кто-то из новобрачных не крещен, официально состоит в браке с другим лицом, ранее дали монашеский обет или приняли рукоположение в священный сан. Могут не повенчать, если между супругами большая разница в возрасте, если последний брак - четвертый и более по счету.

Установите препятствие, если оно есть, для этого обратитесь к архиепископу, с его согласия вам разрешат провести Таинство. Это относится к бракам между крестным и крестником, возрастным бракам, когда один из супругов намного старше другого, а также к бракам православных и католиков или протестантов.

Допустить некрещеных супругов к венчанию можно только после крещения. Если предыдущий брак был освящен Православной Церковью, перед повторным венчанием необходимо получить разрешение на развод и новый брак от архиепископа. При этом он не может проводить дознание о мотивах расставания с бывшим супругом (-ой).

Пригласите родственников и друзей. Священник, который проводит обряд, не может находиться под каноническим запрещением (т.е. должен быть членом Православной Церкви, иметь глубокую и твердую веру, безукоризненную нравственность, умственное и душевное здоровье. Отсутствия этих качеств являются каноническими препятствиями к священству, которые определены правилами святых Соборов). Кроме того, каноническими препятствиями являются: ранее совершенные уголовные преступления, смертные грехи (блуд, прелюбодеяние, алчность и др.), брак с разведенной женщиной, монашеские обеты. По желанию, организуйте фото- и видеосъемку. Закажите ресторан или проведите банкет на дому. Праздновать венчание не запрещено.

(25 голосов : 4.24 из 5 )

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ().

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Какой должна быть свадебная трапеза

Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, - от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.

После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.

Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.

Что может препятствовать христианскому браку

Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.

Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.

Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.

Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.

Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.

Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.

Когда не совершается венчание

Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. .

Итак, вы решили соединить свою судьбу с любимым человеком, не просто получив благословение ЗАГСа, но и повенчавшись в православной церкви. Важно, чтобы это событие оказалось не просто данью моде, а стало серьезным обдуманным шагом, и для этого важно узнать его особенности. Кому и когда можно венчаться, при каких условиях совершается священное таинство и что для этого нужно подготовить?

Редакция сайта узнала все подробности проведения этого удивительного и сильного обряда.

Кому можно и нельзя венчаться

Первое требование к венчающимся - быть крещенными в православной церкви. Если жених или невеста не воцерковлены в православной церкви или ситуация с крещением не ясна, важно хотя бы за месяц до предполагаемой даты свадьбы прийти в церковь и обсудить нюансы со священником. Иногда разрешается обвенчать молодых, даже если кто-то в паре не православный, но! - при условии, что дети, рождённые в этом браке, будут крещены в православии.

Второе требование - брачный возраст молодых: невесте должно исполниться 16 лет, жениху -18. Правда, священник наверняка сделает исключение и более юной невесте, если она ждет ребенка (или, как говорят у нас в Украине будет «при надії»). Церковь заинтересована в том, чтобы дети рождались в венчанном браке.

Любопытно, что пару обвенчают, даже если будущие супруги не получили благословения своих родителей. В таком случае все решает благословение духовного лица.

ВАЖНО. Нельзя венчаться атеистам и некрещенным, кровным и духовным родственникам (например, крестному и крестнице), а также вступающим в брак четвертый раз. Обряд венчания может проводиться только трижды. И то при условии, что человек овдовел или предыдущий венчанный брак расторгнут по церковным правилам.

Когда можно и нельзя венчаться

Важно, что венчаться можно и в день заключения брака в ЗАГСе (но это очень сложно вынести физически), и даже если вашему законному браку уже много лет.

К слову, если у кого-то из пары возникли недоразумения с документами и иные проблемы, не стоит бояться обратиться к священнику - вам обязательно пойдут в храме навстречу.

Не венчают:

Во время постов:
Рождественский — длится 28 ноября - 6 января;
Великий — семь недель до православной Пасхи;
Петров — зависит от даты Пасхи, продолжается от 8 до 42 дней;
Успенский — длится 14 - 27 августа.
Учитывайте этот нюанс, планируя свадьбу (пост предполагает воздержание как в пище, употреблении алкоголя, громких гуляниях, так и в плотской близости);

. откажут в венчании в знаковые дни:
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи;
27 сентября — Воздвижение Креста Господня;
с 7 по 19 января — Святки;
на Масленицу;
на Светлую неделю (неделя после Пасхи);

Если кто-то из пары, планирующей обвенчаться, состоит в браке с другим человеком, который не был расторгнут в установленном церковью порядке;

Венчают в церкви не каждый день, а 4 дня в неделю по воскресеньям, понедельникам, средам, пятницам. В дни четырех постов, во время них церковные браки не заключаются;

Если не дано благословение духовного лица на брак и венчание.

ВАЖНО. Есть и один пикантный момент: по церковным законам, нельзя появляться в храме в «критические дни». Что ж, есть смысл подсчитать и выбрать для обряда правильное время.

Как подготовиться к венчанию

Важно выбрать церковь и священника, который будет проводить обряд. Желательно отдать предпочтению храму, в который вы ходите с детства, или тот, в котором вам уютно, спокойно.

Договориться о дате проведения венчания нужно загодя - за несколько недель. Также важно вовремя обсудить: сколько будет длиться обряд, что принести с собой в храм, можно ли снимать обряд в храме на камеру или делать фотосессию, сколько будет стоить обряд (он платный).

ВАЖНО. Священник может предложить вам дополнительные церковные услуги: например, колокольный звон, пение церковного хора.

Как выбрать поручителей

Поручители - это свидетели на свадьбе, которые держат венцы во время обряда. Их принято выбирать из близких (друзей), крещенных, неженатых или живущих в законном браке людей (разведенных или пребывающих в гражданском браке выбирать не позволяется церковью). Поручители выполняют такие же обязанности, как и крестные: они помогают молодым в жизни советами, духовно руководят семьей.

ВАЖНО. В случае, когда не удалось договориться со свидетелями, венчание могут провести и без них.

Какой выбрать наряд для венчания

Важное правило: на молодых должны быть крестильные крестики. Невесте полагается надеть не короткое платье (ниже колен), без глубокого декольте и слишком открытых плеч (на плечи можно накинуть палантин). Фата допускается, а вот массивные головные уборы или шляпы нет, поскольку невесте будут надевать на голову церковный венец.

Жениху полагается быть в костюме, но… не в спортивном или слишком ярком, экстравагантном, а женщинам - гостям обряда желательно быть в платье или в юбке ниже колена, замужним - с покрытой головой.

ВАЖНО. Невесте не стоит являться в церковь с очень ярким макияжем, к тому же - накрашенными губами нельзя целовать крест и икону. Кстати, в народе считают, что подвенечное платье нельзя дарить либо продавать: его хранят, как крестильную рубашку, крыжму и свечи.

Что нужно подготовить для венчания


Два платка (ими оборачивают венчальные свечи).

ВАЖНО. Венчальный рушник хранится, как и венчальные свечи, которые можно зажигать, чтобы очистить дом в трудные дни или когда кто-то в семье болеет.

Как вести себя во время церемонии венчания

Священник расскажет, как будет проходить обряд. Венчание проходит у входа в церковь, невеста стоит слева от жениха, оба стоят на рушнике и до конца таинства держат зажженными свечи. Во время церемонии молодые благословляются священником - после особенной молитвы он три раза должен поменять обручальные кольца с руки молодого на руку невесты.

Далее духовник задает вопрос: «По доброй воле совершается венчание? Нет ли препятствий?». После ответа молодых и молитвы, молодые становятся перед Богом супругами. Они целуют церковные венцы и в три глотка выпивают церковное вино.

В финале обряда священник проводит супругов вокруг аналоя, затем - к Царским вратам, молодой целует икону Христа, молодая — икону Божьей Матери. После - гости могут поздравить молодых!

Обряд венчания – это очень древний обычай, который со временем не утратил своей актуальности. По сегодняшний день счастливые возлюбленные, скрепив себя брачными узами в ЗАГСе, отправляются в церковь, чтобы засвидетельствовать свой союз перед Богом. Для венчания действуют определённые правила, о том, как подготовиться к этому священному таинству, а также как оно происходит – вы узнаете из этой статьи.

К сожалению, не все люди могут быть допущены к этому обряду. Так, венчание будет для вас недоступно в таких случаях:

  1. Если вы уже обращались к данному ритуалу три раза. Но даже второе по счёту венчание будет довольно проблематичным.
  2. В случае, когда один из влюблённых или сразу оба придерживаются не христианства, не были крещены в православном храме и не имеют желания креститься до венчания.
  3. Если один из влюблённых имеет действительный церковный либо гражданский брачный союз (в первой ситуации потребуется получение разрешения от архиерея, чтобы расторгнуть союз).
  4. Запрещается венчаться людям, которые имеют близкородственную связь (до четвёртого поколения). Также не допустимо венчание в случае духовного родства (например, для кума и кумы, крестника и крёстного родителя и так далее).
  5. Запрет распространяется на психически нездоровых людей.
  6. Также священник не согласится венчать атеистов, которые прибегают к обряду не по духовным побуждениям, а по каким-то иным соображениям (по воле родителей, как дань моде и так далее).
  7. Для венчания необходимо иметь свидетельство про регистрацию брака, а также паспорта со штампами.
  8. Девушка может венчаться в церкви, если ей уже исполнилось полных шестнадцать лет, а парень – с восемнадцати лет.

Что понадобится для церемонии венчания

Если вы хотите снять ритуал на видео либо сделать фото – обязательно обсудите эти моменты предварительно. Важно, чтобы в процессе священного таинства ничто не отвлекало священнослужителя и всех собравшихся от обряда.

Для венчания важны свидетели, которые крестились в православном храме. Подумайте, кто лучше всего подойдёт на эту роль — ведь шаферам придётся на протяжении всего ритуала держать венец над головами молодожёнов. Поэтому желательно выбирать свидетелей высокого роста и достаточно выносливых.

Предварительно вам нужно будет запастись таким необходимым арсеналом:


Длительность церемонии венчания составляет порядка шестидесяти минут, поэтому обеспечьте себе также комфортную обувь.

Как подготовиться к ритуалу

Самый важный аспект – находиться в гармоничном состоянии души и искренне желать совершить данный обряд.

Кроме этого, за трое суток до венчания новобрачным потребуется поститься. Также до венчания выполняется исповедь и причастие.

Началом венчания по умолчанию считается двенадцать часов ночи, с этого времени нужно воздержаться от употребления еды, воды, спиртных напитков и не курить. Запрещены половые контакты.

По приходу в церковь новобрачным сначала нужно будет исповедоваться и причаститься, а после этого – переодеться в специальный венчальный наряд.

Каким должно быть поведение в церкви

Храм – священное место, в котором стоит придерживаться определённых правил поведения, а именно:

  • Женщины надевают головные уборы, нательные кресты и правильную одежду, прикрывают руки с ногами;
  • Краситься перед походом нужно в пределах разумного;
  • В церковь приходят за пятнадцать минут до начала церемонии, ставят свечки и прикладываются к образам;
  • В храме необходимо выключить свой сотовый телефон;
  • Запрещается переговариваться в процессе служения;
  • Когда идёт церемония, нельзя перемещаться по храму;
  • В церкви сидят только люди преклонного возраста или больные;
  • Мужская половина занимает правую сторону зала, а женская – левую;
  • Не разрешается подходить к алтарю;
  • Запрещено в церкви держать друг друга за руки;
  • Руки нельзя класть в карманы;
  • Не поворачиваются спиной к иконам;
  • Если вы не в состоянии по каким-либо причинам выстоять всю церемонию венчания, правильнее всего будет стоять у входа в церковь, но не покидать службу ранее положенного времени;
  • Православным людям следует креститься с помощью правой руки.

Важно, чтобы и сами венчающиеся, и гости, которые присутствуют на церемонии, непременно придерживались описанных правил.

Обряд венчания в православной церкви как проводится

Православное венчание выполняется по двум этапам:

  • первый – обручение;
  • а второй – само венчание.

Сама церемония проводится так:

  1. В начале дьякон выносит на специальном блюде кольца.
  2. Батюшка подходит к молодожёнам и вручает им зажжённые свечи.
  3. Потом священнослужитель держит перед молодыми блюдо, на котором лежат кольца, и предлагает им 3 раза обменяться ими. Жених и невеста сперва должны трижды передать кольца друг дружке на подносе и потом надеть своё. Это олицетворяет согласие, оказание взаимной помощи и единение в брачном союзе.
  4. После этих действий батюшка берёт венец новобрачного, и крестит его при помощи этого венка. Затем даёт жениху прикоснуться губами к образу Спасителя, закреплённому на венце. Потом венец возлагается на голову новобрачного.
  5. Аналогичный обряд проводится и для невесты. Но венец девушки украшен образом Божьей Матери, который она должна поцеловать.

Обратите внимание! Процесс возложения венчального венца на голову жениха и невесты символизирует, что отныне они – царь и царица друг для дружки.

  1. Потом приносится чаша с вином. Батюшка крестит её и даёт новобрачным, а они должны за три раза осушить чашу до дна.

Чаша символизирует собой единение судеб, а также готовность вместе пережить и радостные, и грустные моменты в жизни.

  1. Затем священнослужитель своей рукой объединяет правые руки жениха и невесты и три раза проводит их вокруг аналоя. Это действие также символично, оно знаменует собой, что отныне молодые всегда должны ходить рука об руку друг с другом.
  2. Подойдя к царским вратам, жениху следует поцеловать икону Спасителя, а невесте – Божьей Матери, потом они меняются местами.
  3. В завершение священник даёт молодым прикоснуться губами к Кресту и вручает два образа: икону Божьего Сына (жениху) и Божьей Матери (невесте). Их забирают домой и закрепляют над своей кроватью.

Описанные выше действия делают молодожёнов не просто законными супругами перед государством, но и перед лицом Господа. Расторгнуть венчание намного сложнее, чем обычный брак, для этого потребуется получить разрешение от священнослужителя.

Просмотрите, как проходит церемония венчания в следующем видео

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священ­ником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого еди­нодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

Какова цель христианского брака? Только ли рожде­ние детей?

Воплощая изначальную волю Господа о творении, благосло­венный Им супружеский союз стал средством продолжения и умно­жения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной сте­пени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Поэтому для христиан брак стал не просто средством продол­жения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством люб­ви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Христианскую семью называют «малой церковью», ибо един­ство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой се­мье», - это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолева­ют свою греховность и природную ограниченность.

Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и со­хранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжи­гаться» (1 Кор. 7:9).

Обязательно ли венчаться?

Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание се­мьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фунда­ментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудитель­ным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таин­стве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам - то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, не­обходимости и важности венчания.

Когда венчание не совершается?

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхаль­ной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 ян­варя); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со стро­гим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвиже­ния Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Таинство венчания правила и подготовка

Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Необходимо за­ранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желаю­щим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование.

Приступающие к столь важному Таинству, следуя благочести­вой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистив­шись Исповедью, Причащением и молитвой.

Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей. Более конкретно все выясняется в беседе со священником, который будет венчать.

Как записаться на венчание?

Правильнее будет не просто «записаться» на Венчание, а пре­жде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо по­говорить со священником. Если священник увидит, что желающие всту­пить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и «записаться», то есть договориться о конкретном времени совершения Таинства.

Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрас­те, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Почему жена должна подчиняться мужу?

- «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23).

Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их есте­ственного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаим­ному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12).

Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает се­мью устроенную иерархично - жена сотворена помощницей мужу: «И ска­зал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощ­ника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8-9).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейши­ми, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши бо­лее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном боль­шее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14-25). Все сказанное относится и к «малой церкви» - семье.

Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принад­лежит Богу-Отцу.

Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, напри­мер, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это едино­лично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех обла­стях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в не­которых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

Допускает ли Церковь второй брак?

Тем не менее, после подтверждения епархиальной властью ка­нонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в каче­стве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епити­мии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27-28, 39).

Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50-ти лет?

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запре­тил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разреше­ние архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх