Традиционные субъекты международного права. Субъекты международного права: понятие, элементы международной правосубъектности, виды. Правопреемство в отношении государственной собственности

Круг субъектов и их правовой статус обусловлены характе-ром системы международных отношений и уровнем развития международного права .

Субъекты международного права, в зависимости от своей пра-вовой природы и происхождения, подразделяются на две категории:

- основные (первичные) — государства, нации и на-родности, борющиеся за свое национальное освобожде-ние и создание собственного национального государства.

В силу присущего им государственного или национального су-веренитета они признаются носителями международ-ных прав и обязанностей. Именно суверенитет делает этих субъек-тов независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможностьих самостоятель-ного участия в международных отношениях.

Первичные субъекты международного права — это самостоятель-ные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipso facto), становятся но-сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возмож-ным создание международного правопорядка и существование само-го международного права.

Основными субъектами международного права являются государства, что определяется их местом в системе междуна-родных отношений. Право же закрепляет то, что сложилось в жизни и необходимо для функционирования системы.

Госу-дарства — наиболее могущественные и организованные субъек-ты, сосредоточившие в своих руках основные средства воздей-ствия на международную жизнь;

Государства — главные субъ-екты управленческой деятельности на мировой арене. Они опосредуют и контролируют деятельность иных участников меж-дународных связей — административных единиц государства, общественных организаций, фирм, индивидов;

Государство — необходимый субъект в социально-политической сфере, пос-кольку ни одно общество не может существовать вне государ-ства, которое необходимо для организации внутренней и меж-дународной жизни.

Под влиянием национально-освободительного движения в международном праве нашла отражение концепция международно-правовой субъектности народа, нации, борющихся за создание независимого государ-ства. По существу, в таких случаях речь идет о правосубъектности государства, находящегося в процессе формирования.

Правосубъектность в этом случае отлична от правосубъектности государства: она носит временный, переходный харак-тер. Ее задача — определить правовой статус борющейся на-ции, движения, поставить их под покровительство междуна-родного права. В общих международных организациях и созывае-мых ими конференциях национально-освободительные движе-ния имеют статус наблюдателя.


- производные (вторичные) — к этой относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения пер-вичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и между некоторыми производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права — это в основном межправительственные организации, реже — другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности.

Все они действуют в международных отношени-ях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами — уставами или другими правовыми актами. Международная правосубъектность межгосударственных организаций закреплена сегодня многими международными актами. Ее характерные черты отмечались Международным Судом ООН . Он, в частности, определил, что, будучи субъектом международного права, организация связана обязательствами, вытекающими для нее из норм международного права. Это значит, что для организации обязательны и такие нормы общего международного права, которые созданы государствами без ее участия.

Суд определил, что ничто в характере международных организаций не дает оснований рассматривать их как некую форму «сверхгосударства». Организация — орган сотрудничества госу-дарств, а не надгосударственная власть. Субъектность организации проистекает из полномочий, которыми ее наделили государст-ва. Компетенция организации ограничена теми задачами, во имя которых она создана. Поэтому правосубъектность органи-заций является производной от правосубъектности государств и специальной, т, е. ограниченной целями и полномочиями, как они определены уставом.

К нетипичным субъектам относятся государствоподобные образования, такие как вольный город и Ватикан. Вольный город самоуправляющееся политическое образование, кото-рому на основании договора предоставлен международно-пра-вовой статус, позволяющий ему участвовать в экономических, культурных и в определенной степени в политических между-народно-правовых отношениях. Образование вольного города определяется факторами международного порядка. Поэтому высшим юридическим актом для него является международ-но-правовой договор, которым определяется и особая между-народно-правовая субъектность вольного города.

В литературе ставится вопрос о существовании и таких субъ-ектов, как транснациональная корпорация, юридическое лицо, индивид.

Многие межгосударственные договоры посвящены урегулиро-ванию правоотношений между правительствами государств и их фи-зическими и юридическими лицами, в частности, в области обеспе-чения прав и основных свобод человека. Это объективно наделяет индивида некоторыми правами на основе международного права. Но во всех случаях эти права имеют исключительно вторичный характер, поскольку являются следствием соглашения участников соответствующих межгосударственных договоров.

Сторонники концепции международно-правовой субъектнос-ти индивида ссылаются прежде всего на то, что международное право непосредственно создает для него права и обязанности. Действительно, такие экстраординарные случаи имеют место. Известен ряд преступлений по международному праву: пират-ство, геноцид, апартеид. Все это особые случаи, когда при помо-щи только национального права задача не может быть решена.

Следует отметить, что правосубъектность физических лиц признана в целом ряде международных докумен-тов: во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (статья 6); в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (статья 2 и далее); в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 года (статья 8 и далее) и др. Это дает основание некоторым ученым говорить о тoм, что индивиды становятся участниками международных отношений, урегулированных нормами права, т.е. в определенном смысле, субъектами между-народного права. Это же относится и к МНПО, причем международная правосубъектность как индивидов, так и МНПО, ограничивается лишь правоприменительной сферой, в то время как функцией международного правотворчества на международной арене обладают толь-ко общепризнанные субъекты международного права.

С этой концепцией нельзя согласится. Физические лица (индивиды) не являются субъектами международного публичного права. Они находятся под исключительной юрисдикцией государств, внутренним законодательством которых определяется их правовой статус. Индивид сам по себе не имеет правовой возможности участвовать в международных отношениях, а также в создании норм международ-ного права. Соответственно, следует считать, что физические и юри-дические лица субъектами международного права не являются.

Транснациональные корпорации, компании (ТНК), средства которых нередко превосходят бюджеты некоторых государств. Такие компании действительно нуждаются в особом междуна-родном режиме, который, по возможности, освобождал бы их от власти государства. Поэтому утверждают, что корпорации являются субъектами международного права, что они явля-ются активными участниками развития публичного междуна-родного права.

Вопрос о правосубъектности транснациональных корпораций методологически схож с проблемой международной правосубъ-ектности индивидов. ТНК представляют собой качественно новый уровень международного разделения труда. Их организационная структура предусматривает строго централизованное управление фи-нансово-технологическими связями между входящими в ТНК филиа-лами и предприятиями, расположенными в различных государствах. ТНК от своего имени уже сейчас заключают соглашения как с от-дельными странами, так и с международными финансово-эконо-мическими организациями. Значительна роль ТНК в поддержании международных взаимоотношений производственного, научно-тех-нического, валютно-финансового характера, а также в области энер-гетики, связи, транспорта, новых технологий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Понятие и виды субъектов международного права

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общепризнанными нормами международного права либо положениями международно-правовых актов. Это также лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое вступает или может вступать в международные публичные (междувластные) правоотношения.

Субъекты международного права могут быть постоянными и временными. Постоянными субъектами являются государства. Нация, борющаяся за свое освобождение, выступает как временный субъект лишь на период борьбы и создания независимого государства. Некоторые международные организации созданы для достижения определенных целей. В XX в. был ликвидирован ряд государственно-подобных образований (например, Данциг, Западный Берлин).

Для понятия "субъект международного права" характерны следующие основные признаки.

Во-первых, субъекты международного права - это лица, участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых относятся: а) известная внешняя обособленность; б) персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица); в) способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю; г) участвовать в принятии норм международного права.

Во-вторых, все субъекты международного права - это такие лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права.

Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Правоспособность - это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Этой способностью обладают государства в момент образования; нации, борющиеся за независимость, - с момента признания; межправительственные организации - с момента вступления учредительных документов в силу; физические лица - при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.

Дееспособность означает осуществление субъектами международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Например, в соответствии с Соглашением о сотрудничесте в борьбе с преступлениями в сфере экономики 1996 г. стороны будут стремиться к приведению законодательства своих государств в соответствие с нормами международного права. Стороны определяют перечень своих уполномоченных ведомств, ответственных за выполнение этого соглашения. Каждое государство имеет право направить другой стороне запросы об оказании содействия по сбору сведений и материалов о деяниях, связанных с легализацией средств, полученных в результате преступной деятельности. Запрашивающая сторона обязана предоставить банковские, кредитно-финансовые и другие документы.

В отличие от субъектов внутреннего права субъекты международного права обладают деликтоспособностью, т.е. способностью нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. Так, согласно ст. 31 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государство флага несет ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений Конвенции, или других норм международного права. В соответствии со ст. V Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью. По справедливому мнению С.С. Алексеева, «категории "субъект права" и "правосубъектность" по своему основному содержанию совпадают». Правосубъектность, считает он, включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность), во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Правосубъектность является общественно-юридическим свойством лица, которое по своей природе неотъемлемо от лица.

Субъект международного права отличается от понятия "субъект правоотношения". Субъект международного права - это актор, обладающий правосубъектностью, т.е. лицо, потенциально способное быть участником международных правоотношений. А субъект правоотношения - это реальный участник данных правовых отношений. Как справедливо подчеркивает P.O. Халфина, понятие участника правоотношения уже понятия субъекта права.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса. Основными элементами последнего являются права и обязанности акторов международного права в реальных правоотношениях, основанием возникновения которых служат основные императивные принципы международного права и соответствующий юридический факт. Так, согласно ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. каждое государство обладает правоспособностью заключать договор. Эта правоспособность государств базируется на таких общепризнанных принципах международного права, как принципы уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств, а также принцип сотрудничества государств. В случае вооруженного нападения (агрессии) каждое государство имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН).

В соответствии со ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. любая межправительственная организация обладает правоспособностью заключать международные договоры.

Согласно Европейской конвенции по правам человека 1950 г. любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права, гарантированные этой Конвенцией, может подать жалобу в Европейский суд по правам человека, если он исчерпал все возможности защиты своих прав в своей собственной стране - участнице Конвенции 1950 г. С 1950 г. на рассмотрение в Совет Европы передано около 30 тыс. жалоб. Основу этих жалоб составляет юридический факт, т.е. нарушение прав и свобод человека.

Субъекты международного права обладают общей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность - это способность акторов быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права. Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.

Отраслевая правосубъектность - это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Международная морская организация (ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающих международное торговое судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности мореплавания, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) участвует в международно-правовом регулировании проблем, касающихся образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола или религии.

Другими проблемами, помимо уставных, межправительственные организации заниматься не могут и поэтому правосубъектность их ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой (например, разоружение, борьба с голодом, охрана природной среды Антарктики).

Специальная правосубъектность - это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица. Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся - мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).

Таким образом, субъекты международного права должны обладать способностью самостоятельно участвовать в урегулированных международным правом международных отношениях, непосредственно вступать в юридическое взаимодействие с другими управомоченными или обязанными международным правом лицами.

В зависимости от своей правовой природы и происхождения субъекты международного права подразделяются на две категории: первичные и производные (вторичные). Иногда их называют суверенными и несуверенными.

Первичные субъекты международного права -- это государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, которые самостоятельно участвуют в международных отношениях и эволюционируют в направлении обретения в той или иной форме собственной государственности.

Первичные субъекты международного права - это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые с самого начала, уже самим фактом своего существования (ipsb facto), становятся но¬сителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не зависит от чьей-либо внешней воли и по своей сущности носит объективный характер. Вступая во взаимоотношения между собой, первичные субъекты международного права делают возможным создание международного правопорядка и существование самого международного права.

К категории производных (вторичных) субъектов международного права относятся образования, источником правосубъектности которых являются соглашения или любые другие договоренности первичных субъектов международного права, прежде всего государств, а в ряде случаев и договоренности между уже конституированными производными субъектами международного права.

Производные (вторичные) субъекты международного права - это в основном межправительственные организации, реже - другие самостоятельные политические единицы, наделенные элементами государственности. Все они действуют в международных отношениях в пределах компетенции, предусмотренной соответствующими учредительными документами -- уставами или другими правовыми актами.

Такие документы определяют в каждом конкретном случае объем и содержание правосубъектности производных субъектов международного права.

В этом смысле их правосубъектность имеет конститутивный характер, и она может прекратиться (либо видоизмениться) одновременно с прекращением или изменением учредительного документа.

2. Международная защита прав ребенка

В современный период вопросы защиты прав и интересов детей в рамках мирового сообщества приобретают важное политическое, социальное и юридическое значение.

Охрана прав детей - это самостоятельный предмет международного сотрудничества, входящий в единый институт международной защиты прав человека. Международно-правовые нормы о правах детей и о защите прав детей уже давно признаются составной частью общих норм о правах человека.

Все международные органы по правам человека, но и участвующие в защите прав ребенка, действуют на универсальном уровне (т.е. в рамках ООН) и на региональном уровне (т.е. в пределах конкретного региона).

Универсальные органы в зависимости от их юридической природы подразделяются, в свою очередь, на внедоговорные контрольные механизмы, созданные на основе Устава ООН, и договорные (конвенционные) контрольные органы, создание которых предусмотрено международными соглашениями по правам человека. С другой стороны, универсальные органы могут быть общей и специальной компетенции.

Внедоговорные механизмы - это органы ООН. Ее Устав 1945 г. как документ не относится, строго говоря, к категории инструментов, напрямую посвященных правам человека. Тем не менее, выполняя роль "Конституции ООН", он лежит в основе международного правопорядка. Так, согласно ст. 55 (с) Устава ООН призвана содействовать "всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии".

В целях реализации этой задачи ст. 57 Устава предусматривает создание различных вспомогательных специализированных учреждений ООН. Среди таких учреждений, которые занимаются и правами детей, можно назвать: а) Международную организацию труда (МОТ); б) Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ); в) Организацию ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); г) Международный Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ); д) Фонд ООН по народонаселению; е) Программу Развития ООН; ж) Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ).

Из внедоговорных органов ООН прямое отношение к вопросу о контроле за соблюдением прав ребенка имеют Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС), Комиссия ООН по правам человека.

Генеральная Ассамблея ООН выполняет ряд функций в отношении прав человека. В частности, она организует исследования, дает рекомендации в целях содействия осуществлению прав человека, принимает по вопросам прав человека резолюции (декларации) и утверждает договоры. Так, в отношении прав ребенка она приняла Декларацию прав ребенка и Конвенцию о правах ребенка. Кроме того, Генеральная Ассамблея создает различные вспомогательные органы (например, ЮНИСЕФ), назначает специальных докладчиков в сфере защиты прав ребенка (в частности Специального докладчика по изучению прав ребенка в период вооруженных конфликтов).

Деятельность Совета Безопасности ООН имеет большое значение для защиты детей в период вооруженных конфликтов, так как он уполномочен предпринимать действия по поддержанию международного мира и безопасности.

ЭКОСОС по вопросам, входящим в его компетенцию, может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты резолюций и конвенций, созывать международные конференции по правам человека.

Комиссия ООН по правам человека полномочна принимать сообщения от любых лиц и изучать ситуации нарушений прав человека. Однако крайне политизированная природа этого органа и некоторые иные факторы не позволяют Комиссии осуществлять высокоэффективную защиту прав человека в целом и прав ребенка в частности.

Действующая в настоящее время система договорных (конвенционных) органов, т.е. органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека ради обеспечения выполнения именно их положений, состоит из шести комитетов.

Это Комитет по правам человека, который создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. с целью имплементации его норм; Комитет по ликвидации расовой дискриминации - Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.; Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин - Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.; Комитет против пыток - Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.; Комитет по экономическим, социальным и культурным правам - Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Комитет по правам ребенка - Конвенцией о правах ребенка 1989 г.

Исследование деятельности Комитета ООН по правам человека, созданного с целью помочь осуществлению требований Международного пакта о гражданских и политических правах, дает достаточно полную картину международного контроля в области прав человека на универсальном уровне. Комитет, состоящий из 18 экспертов, выступающих в личном качестве, а не как представители государств, является одним из наиболее авторитетных международных органов в области прав человека. За свою деятельность начиная с 1977 г. он накопил значительный опыт, изучение которого представляет не только большой теоретический, но и практический интерес.

Согласно Факультативному протоколу к Пакту о гражданских и политических правах, вступившему в действие в 1976 г., Комитет правомочен рассматривать жалобы отдельных лиц на нарушения их прав, закрепленных Всеобщей декларацией прав человека, при условии, что государство-нарушитель является участником Пакта и ратифицировало Протокол или присоединилось к нему. В Пакте содержатся и статьи, закрепляющие права ребенка.

По итогам рассмотрения докладов Комитетами формулируются замечания.

Определенную роль в правозащитной деятельности играют и другие договорные органы.

Однако названные комитеты являются квазисудебными органами, имеющими компетенцию рассматривать жалобы, представленные индивидами, в которых государство - участник соответствующих международно-правовых документов обвиняется в нарушении их прав. Теоретически заявители могут быть любого возраста, и, кроме того, дети могут быть представлены их родителями или иными законными представителями. По настоящий момент эти органы получили совсем небольшое количество сообщений, касающихся прав ребенка.

Причин тому несколько: это в числе прочего и чрезмерная длительность процедуры рассмотрения, и необязательность принимаемых решений. Однако само по себе право обращения в эти органы является очень неплохим достижением, которое следует развивать.

Особый интерес представляет Комитет ООН по правам ребенка, поскольку именно этот орган напрямую занимается защитой прав ребенка. Остальные же пять комитетов могут осуществлять защиту прав ребенка лишь косвенно - посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов, которые включают всех лиц или определенную группу лиц, которые, в свою очередь, могут включать или не включать в свое число детей.

Комитет по правам ребенка учрежден в 1989 г. Конвенцией о правах ребенка. В соответствии со ст. 43 Конвенции Комитет состоит из десяти экспертов из числа граждан государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства - участники Конвенции могут выдвигать кандидатов. Комитет заседает три раза в год (в январе, мае-июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает прогресс, достигнутый государствами-участниками в исполнении обязательств, установленных Конвенцией 1989 г.

Каждые два года Комитет представляет Генеральной Ассамблее доклад о своей деятельности.

Государства-участники должны подавать в Комитет через Генерального секретаря доклады о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав; первый доклад должен быть представлен не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции соответствующим государством-участником, и далее каждые пять лет.

В докладах должны указываться факторы и трудности, влияющие на выполнение обязательств по Конвенции, а также содержаться сведения, достаточные для всестороннего понимания Комитетом, как Конвенция выполняется соответствующей страной. Статья 44 закрепляет, что государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в своих собственных странах.

В периодических докладах об осуществлении Конвенции должна содержаться информация за охватываемый период, включая меры, принятые государством-участником, в том числе заключение двусторонних и многосторонних соглашений в области прав ребенка и присоединение к ним, а также изменения в законодательстве и практике на национальном, региональном и местном уровнях, такие, как:

1) создание механизмов и структур для координации и контролирования усилий по осуществлению Конвенции;

2) разработка общей или секторальной политики, программ и контролирования усилий по осуществлению Конвенции;

3) прогресс, достигнутый в осуществлении прав ребенка;

4) факторы и трудности на пути полного осуществления прав, изложенных в Конвенции, и меры по их преодолению;

5) планы, намечаемые в целях дальнейшего совершенствования реализации прав ребенка.

Периодические доклады должны включать информацию о рассмотрении заключительных замечаний Комитета по предыдущему докладу. К докладам должны прилагаться упоминавшиеся в них тексты основных законов и судебных решений, подробная статистическая информация и показатели, а также соответствующие исследования. Это, на наш взгляд, позволяет Комитету не ограничиваться чисто верификационными функциями, а выйти на уровень поиска и активной постановки проблем, требующих внимания как на национальном, так и на международном уровне, согласования усилий по их решению. Следовательно, всеобъемлющий пересмотр всего внутреннего законодательства и соответствующих административных инструкций по обеспечению соблюдения в полной мере Конвенции представляет собой обязательство государств.

При обсуждении доклада Комитет обсуждает и анализирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для обеспечения прав ребенка, а также меры, необходимые для преодоления трудностей в отдельных аспектах прав ребенка.

В 1992 г. Россия представила в этот Комитет свой первый Государственный периодический доклад.

Комитет по правам ребенка, кроме официального доклада, собирает сведения от неправительственных и межправительственных организаций, которые могут представлять свои собственные доклады независимо от правительства. Для этого в его работе согласно ст. 45 принимают участие ЮНИСЕФ и специализированные учреждения, которые по просьбе Комитета: а) представляют доклады и оценки относительно осуществления Конвенции в областях, входящих в сферу их деятельности; б) рассматривают передаваемые им комитетом доклады государств, содержащие просьбы о технической консультации. Кроме того, Комитет предлагает Генеральному секретарю ООН проводить исследования по определенным вопросам, касающимся прав ребенка. Все компетентные организации могут быть приглашены к участию в дискуссиях Комитета, представлять свои взгляды и консультироваться.

Третий, последний по счету, периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка в 1998 - 2002 гг. был представлен в Комитет ООН по правам ребенка в 2003 г.

Комитет предлагает государству-участнику представить его следующий периодический доклад до даты, установленной в соответствии с Конвенцией для представления пятого периодического доклада, т.е. до 14 сентября 2012 г. Этот доклад будет представлять собой объединенные четвертый и пятый периодические доклады.

Таким образом, защита прав ребенка на международном уровне может осуществляться в различных формах, посредством различных механизмов и различных органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц. Тем не менее нарастающее внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности является той движущей силой, которая способна повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.

Одним из самых важных достижений международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом того факта, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения, но и признание детей самостоятельными субъектами права.

Итак, подводя итоги, хотелось бы отметить, что женщины и дети относятся к наиболее уязвимым жертвам вооруженных конфликтов и их последствий. В последние годы заметно возрос интерес к защите женщин и детей. В значительной мере это явилось результатом освещения событий, происходящих в нашей стране и за рубежом, что вызывает серьезную озабоченность международного сообщества. Но, замечу, что мы не преуспеем в улучшении этой ситуации, ограничиваясь лишь принятием новых правил. Прежде всего нужно следить за тем, чтобы соблюдались уже действующие нормы. Это относится в первую очередь и в наибольшей мере к государствам, подписавшим Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. и обязавшимся соблюдать и обеспечивать эти нормы.

По нашему мнению, наиболее перспективным в функционировании механизмов обеспечения защиты прав человека, является не замыкание прав человека на национальном уровне, а разработка более эффективных мер по оптимизации взаимодействия международных, региональных и национальных усилий в деле поощрения и развития уважения к ним. Многоуровневое обеспечение и развитие прав человека будет содействовать их утверждению в качестве реального стержня современного миропорядка.

международный право защита ребенок

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/589 от 12 декабря 2001 г. "Ответственность государств за международно-противоправные деяния" (извлечение) // Международное право. - 2004. - № 3 (47)

2. Венская Конвенция о праве международных договоров (Вена, 23 мая 1969 г.) // Специальное приложение к Вестнику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999. - № 3

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) от 4 ноября 1950 г. // СЗ РФ. - 2001. - № 2. - Ст. 163.

Специальная литература

4. Абрамов В.И. Международная защита прав ребенка // Международное публичное и частное право. - 2011. - № 3. - С. 25-28.

5. Гарина Н.В. Деятельность Комитета по правам ребенка // Международное публичное и частное право. - 2010. - № 2. - С. 22-25.

6. Баттогтох Ж. Международно-правовая защита прав детей: Международно-правовые аспекты: Дис.канд.юрид. наук (12.00.10). - М.: Юрайт, 2009. - С. 80-82.

7. Лукашук И.И. Право международной ответственности. - М.: Волтерс Клувер, 2010

8. Международное право. / Под ред. Ю.М. Колосова - М.: Международные отношения, 2009.

9. Международное публичное право. / Под ред. К. А. Бекяшева. - М.: Проспект, 2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и характерные черты государства в структуре международного права на современном этапе. Суверенитет как основание прав и обязанностей государства. Содержание общепризнанных прав и обязанностей государств как субъектов международного права.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2013

    Характерные признаки государства как субъекта международного права. Международно-правовые акты, касающиеся прав и обязанностей государств. Роль прав и обязанностей в обеспечении эффективной деятельности государства в сфере международных правоотношений.

    дипломная работа , добавлен 22.11.2015

    Исследование видов государств как объектов международного права. Изучение проблемы признания новых субъектов и правопреемства в международном праве. Анализ прав и обязанностей, международно-правовой ответственности участников международных отношений.

    презентация , добавлен 10.10.2012

    Изучение истории возникновения, развития международного гуманитарного права, его понятия, сферы действия, основных источников. Сфера применения международного гуманитарного права в соотношении со сферой применения международного права прав человека.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2010

    Исследование общественных отношений, возникающих в сфере субъектов авторских прав. Комплексное рассмотрение авторов, соавторов и наследников как субъектов авторского права. Рассмотрение особенностей имущественных и личных неимущественных прав авторов.

    курсовая работа , добавлен 24.01.2018

    Ознакомление с основами современных семейных отношений. Рассмотрение особенностей прав несовершеннолетних детей. Основные способы защиты интересов ребенка. Понятие прав и обязанностей родителей. Изучение порядка и последствий лишения родительских прав.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Понятие и виды международных договоров. Стадии заключения, действие и прекращение действия международных договоров. Определение взаимных прав и обязанностей сторон договора. Соглашения, устанавливающие правила поведения субъектов международного права.

    контрольная работа , добавлен 01.11.2014

    курсовая работа , добавлен 21.02.2011

    Понятие международного права по правам человека, история его формирования и современное состояние. Механизмы и средства защиты прав человека в международном праве, законодательная основа. Отражение прав человека в законодательстве Кыргызской Республики.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2010

    Концепция примата международного права. Украинское законодательство о взаимодействии международного и внутригосударственного права. Приоритет общепризнанных норм международного права (общечеловеческих ценностей) перед нормами внутригосударственного права.

Понятие субъекта международного права тесно связано с понятием предмета международно-правового регулирования. Только в процессе международных (межгосударственных) отношений в широком смысле создаются нормы поведения для участников этих отношений. Таким образом, только участникам этих отношений предоставлялся статус международной правосубъектности.

Субъекты международного права - это стороны, наделенные юридическими правами и обязанностями в общественных отношениях, урегулированных международным правом. Если максимально упростить это определение, то получится следующее: субъектом международного права является тот, кто имеет права и несет обязанности в соответствии с нормами международного права.

Несколько иначе формулируют понятие субъекта международного права Г. В. Игнатенко и Д. И. Фельдман, которые указывают, что "субъекты международного права могут быть определены как образование, независимы друг от друга, не подчинены в сфере международных отношений любой какой политической власти, которые имеют юридическую способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей, установленных международным правом ".

Способность участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, является предпосылкой, но главной чертой субъекта. Основное свойство субъекта - юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей установленных этими нормами.

Общепризнанными субъектами современного международного права являются:

Государства;

Народы (нации), борющихся за независимость;

Международные (межправительственные) организации;

Державоподибни образования;

Юридические и физические лица.

Всех субъектов международного права принято делить на две категории: первичные (основные) и производные (вторичные).

К первичным субъектам относятся государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретают на основании своего возникновения (образования) международной правосубъектности. Некоторые ученые сюда также относят и нации "борющихся за свое самоопределение. В общем нации и народы, борющиеся против колониализма, иностранного господства за создание собственного государства на основе национального суверенитета, характеризуются особым положением среди субъектов международного права. Примером этого является Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 3236 1974 г.. по Палестины.

К производным субъектов международного права принадлежат международные организации и державоподибни образования, юридические и физические лица. Основное их отличие заключается в том, что они создаются первичными субъектами в процессе международного общения.

В теории международного права рассматривается вопрос о статусе и виды некоторых нетрадиционных субъектов международного права. Можно назвать несколько таких субъектов. Это международные неправительственные организации, международные хозяйственные объединения. С учетом полномочий, предусмотренных конституциями некоторых, прежде всего федеральных, государств, определенных международно-правовым статусом, характеризуются и субъекты федераций (Российская Федерация, Германия).

Государства - основные субъекты международного права. Правосубъектность других участников международного общения.

Государства являются единственными суверенными субъектами международного права потому, что международная правосубъектность присуща им в силу самого факта их существования.

Государства играют основную роль на международной арене не только потому, что они имеют территорию, население, аппарат власти и управления (публичная власть), но и потому, что имеют суверенитет, который делает их юридически равными между собой при взаимоотношениях на международной арене.

Государственный суверенитет означает полную самостоятельность и независимость государства при решении вопросов внутренней и внешней жизни. К элементам суверенитета государства относятся:

а) территориальная целостность, которая означает, что никто не вправе изменить территорию государства без согласия на то ее высших органов государственной власти или ее народа;

б) территориальное верховенство, что означает, что на территории государства действуют законы только того государства;

в) нераздельность государственной власти, включая признание всеми ветвями власти верховенства законодательной власти, формирует систему органов государства и определяет их полномочия;

г) независимость государственной власти как внутри страны от любых физических и юридических лиц, так и снаружи, на международной арене от других государств и международных организаций.

Субъектами международного права выступают государства, разные по своему устройству: унитарные и сложные.

Основные права и обязанности государств как субъектов международного права находятся в неразрывном единстве и выходят из важнейших принципов современного международного права. Среди важнейших прав выделяют право на самоопределение; право на политическую и экономическую независимость; право на неприкосновенность своей территории и свободное использование в национальных интересах своих природных богатств и ресурсов; право на равенство с другими субъектами международного права и др. им соответствуют обязанности: проявлять терпимость и жить в мире друг с другом; уважать статус, системы и формы правления, избранные другими народами, отказ от навязывания любом народу определенной формы организации или управления и тому подобное.

Субъект международного права – это образование, способное выступать участником правоотношений, регулируемых международно-правовыми нормами, которое обладает необходимыми для этого правами и обязанностями.

Субъект международного права: а) может вместе с другими субъектами создавать нормы международного права путем заключения международных договоров и участия в них; б) в состоянии добровольно и добросовестно выполнять принятые на себя обязательства – нормы международного права, и добиваться от других субъектов их выполнения, распоряжаясь средствами международного принуждения; в) обладает самостоятельностью и независимостью в международных правоотношениях.

Субъекты международного права также являются коллективным образованием. Каждый такой субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; борющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно действующие органы и так далее. При осуществлении властных полномочий субъекты международного права относительно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в международных правоотношениях от своего собственного имени.

Это юридическое свойство того или иного образования, придающее ему статус субъекта международного права.

Содержание международной правосубъектности включает такие элементы, как способность обладать правами и обязанностями, нести ответственность в случае нарушения международно-правовых норм. Международная правосубъектность в отличие от правосубъектности во внутреннем праве включает право участвовать в процессе образования норм международного права. Поскольку отсутствуют какие-либо международные органы, предназначенные создавать международно-правовые нормы, только субъекты международного права участвуют в процессе создания этих норм.

Виды субъектов международного права .

К субъектам международного права, как правило, относят:

Государство,

Международные межправительственные организации,

Нации и народы, борющиеся за независимость,

Государствоподобные образования.

Традиционно выделяют две основные категории субъектов международного права: первичные и производные.

Первичные субъекты международного права – это государства и нации и народы, борющиеся за независимость. Они являются таковыми в силу факта своего существования.

Производный субъект международного права – это субъект международного права, который образовывается первичным субъектом международного права, основой его правосубъектности является учредительный договор.

Ими могут быть международные межправительственные организации или государственно подобные образования. Например, Ватикан является производным субъектом международного права, поскольку его авторитетный международный статус установлен Италией по конкордату от 18 февраля 1984 года. Ватикан вправе заключать международные договоры, вступать в дипломатические отношения с государствами. Он представлен постоянным наблюдателем в ООН. Западный Берлин с 1971 по 1990 города. имел статус производного субъекта международного права, определенного по соглашению между СССР, США, Великобританией и Францией. К этой категории субъектов следует отнести и ушедшие в историю «вольные города» – Краков (1815–1846), Данциг (1920-19З9), Свободную территорию Триест (1947–1954) и другие. К государствоподобным образованием относится Мальтийский орден (рыцарский религиозный орден римско-католической церкви), который поддерживает дипломатические отношения с государствами, имеет статус наблюдателя в некоторых международных организациях.

Государство как основной субъект международного права обладает тремя основными признаками, такими как территория, население, суверенитет (подробнее в ответе на вопрос 10).

Наций и народы, борющиеся за самоопределение обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения(подробнее в ответе на вопрос 15).

Международные межправительственные организации - производные субъекты международного права, которые приобретают правосубъектность в объеме, делегированном им государствами-учредителями, предусмотренном их учредительными актами. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями(подробнее в ответе на вопрос 14).

Спорные субъекты международного права .

К ним относятся: физические и юридические лица транснациональные корпорации и международные неправительственные организации.

Международная правосубъектность транснациональных корпораций широко обсуждается в отечественной юридической литературе. Транснациональные корпорации вступают в отношения между собой и создают для урегулирования своих отношений правила взаимного общения. Наиболее мощные из корпораций активно вторгаются в международную политику, экономику и другие области. Учредители наделяют корпорации правом выступать в межгосударственных отношениях от собственного имени. Однако их правоспособность ограничена и определяется международными договорами, заключенными с участием государств, и в конечном счете является производной. Примеры ТНК: Тойота, Кока-Кола, Найк.

Международная правосубъектность физических лиц не признается российской доктриной международного права по следующим основаниям: действительно, в международном праве имеется ряд соглашений, которые непосредственно распространяются на физических лиц (царствующих особ, дипломатов, военнопленных, международных военных преступников, лиц, ищущих убежища, и др.). Однако эти соглашения предоставляют права индивидам исключительно посредством установления прав и обязанностей для государств. Любой индивид проявляет себя в пределах юрисдикции определенного государства постольку, поскольку это государство предоставило ему такую возможность, исходя из национального законодательства. Международное право производно от воли государств, а не от желаний индивидов.

Тот факт, что физические лица предстают как участники судебных процессов и привлекаются к ответственности за нарушение норм международного права (о геноциде, апартеиде, работорговле и др.), не делает их субъектами международного права, так как ответственность физических лиц наступает только потому, что на это согласились государства, заключив соответствующие международные договоры.

Устав ООН непосредственно обязывает только государства и никоим образом не порождает персональной правосубъектности физических лиц, имея в виду необходимость уважать права человека и основные свободы для всех, без различия расы, пола, языка и религии (статья 1, пункт З). Кроме того, признание международной правосубъектности физических лиц опасно тем, что оно открывает безграничные возможности для произвольного и непредсказуемого вмешательства индивидов во внутренние дела государств по мотивам правоспособности субъекта международного права.

Неправительственные организации представляют собой общественные организации создаваемые на основе прежде всего внутригосударственного права. Многие из них вступают в отношения с международными организациями и правительствами различных государств. Примеры таких организаций: Красный крест, Врачи без границ, Гринпис.

Международные юридические лица (Межгосударственная телерадиокомпания «Мир», EUROFIMA). С одной стороны - это юридические лица, но с другой стороны они учреждены государствами.

Следует учитывать, что рассмотренные выше образования и лица относятся к спорным субъектам международного права, поскольку они не обладают элементами международной правосубъектности.


Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами. Соответственно носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, характеризуются как субъекты права.

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов; или лицо (в собиратель­ном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и ко­торое может вступать в международные публичные правоотношения. Субъект международного права должен подчиняться непосредственно международному регулированию и обладать международным публичным статусом.

Необходимым признаком субъекта международного права служит не сам факт участия или возможность участия в отношениях, регу­лируемых международно-правовыми нормами, а точно определенный характер (статус) этого участия.

Для понятия «субъект международного права» характерны еще ряд признаков , а именно:

1) - это лица (в собирательном смысле), участники международных отношений, которые могут быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого они должны обладать определенными свойствами, к числу которых можно отнести

Известная внешняя обособленность;

Персонификация (выступление в международных отношениях в виде единого лица;

Способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

Участвовать в принятии норм международного права;

2) - это лица, которые приобрели свойства субъекта в силу норм международного права, что является основой деятельности акторов, как субъектов международного права.

Международное право выделяет несколько категорий субъектов: государства, нации, борющиеся за государственную независимость и международные (межгосударственные) организации. Субъекты между­народного права должны иметь юридическую способность самостоя­тельно участвовать в урегулированных международным правом отно­шениях, осуществлять свои права и обязанности, установленные международным правом (заключать международные договоры, быть членами международных организаций, иметь свои официальные предс­тавительства в других странах, участвовать в работе международных конференций), непосредственно вступать во взаимодействие с дру­гими субъектами международного права, защищать свою правоспо­собность. Иными словами, они должны обладать всеми элементами международной правосубъектности (право- и дееспособностью).

Кроме уже перечисленных основных субъектов, существуют и иные субъекты международного права. В соответствии с межгосударственными договорами в прошлом устанавли­вался и ныне предусмотрен специальный международно-правовой статус неко­торых политико-территориальных образований – государственно-подобных образо­ваний. В соответствии с такими международными договорами эти образования наделяются определенными правами и обязанностями и тем самым становятся субъектами международно-правового регулирования. Они способны самостоя­тельно эти права и обязанности реализовывать, однако их правоспособность определена исключительно межгосударственным соглашением.

В настоящее время государственно-подобными образованиями являются Ватикан и Мальтийский ор­ден. Ватикан – это город-государство, резиденция папы римского в особом районе Рима. В качестве города-государства и субъекта международного права признан с 1929 г. (на основе Договора с Италией). В силу глобального характера католи­ческой религии папскому престолу приходится поддерживать широкие междуна­родные контакты, в том числе - участвовать в процессе международно-правового сотрудничества. Ватикан поддерживает дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в то числе и с Российской Федерацией). В ООН Ватикан имеет статус наблюдателя, является членом многих специализированных учреждений ООН (МАГАТЭ, МОТ, ВПС, ФАО, ЮНЕСКО). Внешне Ватикан обладает почти всеми атрибутами государства - небольшой территорией, органами власти и управления. О населении Ватикана можно говорить лишь условно: это соответствующие должностные лица, зани­мающиеся делами католической церкви. Вместе с тем Ватикан - не государство в социальном смысле слова. Скорее он может рассматриваться как администра­тивный центр католической церкви.

Тем не менее, Ватикан имеет дипломатические отношения с рядом госу­дарств, которые его признают субъектом международного права.

Мальтийский орден в Риме является действующим государственно-подобным образованием в современном мире. Это официальное историко-религиозное формирование с международно-признанными благотворительными функциями. Мальтийский орден был признан субъектом международного права и сувереном на международных конгрессах в Аахене в 1818 г., в Вероне в 1822 г., на переговорах с Грецией в 1823-1828 гг. и с Италией в 1912-1922 гг. Официальная цель Мальтийского ордена – благотворительная и историко-архивная деятельность. Имеет дипломатические отношения более чем с 80 государствами мира (в том числе с Россией). В 2004 г. состоялось подписание договора между правительством республики Мальта и Суверенным Мальтийским орденом о предоставлении Ордену одной из крепостей на территории Мальты в качестве экстерриториальной штаб- квартиры. Получив свою собственную территорию, Мальтийский орден стал самым маленьким в мире городом-государством (после Ватикана).

Государственно-подобные образования не являются типичными субъектами международного права, поскольку их число не стабильно и часто имеют место ситуации, когда такие образования отсутствуют на международной арене.

Любой субъект международного права обладает правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью.

Правоспособность – это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности.

Правоспособностью обладают субъекты:

а) государства - с момента образования;

б) нации, борющиеся за независимость - с момента признания;

в) международные организации - с момента вступления учредительных документов в силу;

г) физические лица – при наступлении ситуаций, определенных в соответствующих международных договорах.

Дееспособность - означает осуществление субъектом международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей. Например, оккупированные в период второй мировой войны Германией государства сохраняли свою правоспособность, потеряв дееспособ­ность.

Деликтоспособность - означает способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей и это свойство называется правосубъектностью.

Понятие правосубъектности призвано отразить соединение в юридическом статусе лица право и дееспособности. Поскольку меж­дународному праву не известна категория недееспособных госу­дарств, понятие международной правосубъектности характеризует органическое слияние в статусе субъекта международного права и дееспособности.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса.

Международная правосубъектность - способность участвовать в международных отношениях, обладать международными правами и обя­занностями и осуществлять их в рамках и на основе международного права, т.е. международная правосубъектность воплощается в сово­купности международных прав и обязанностей. Однако права и обя­занности, т.е. права и обязанности, которые характеризуют между­народный статус их носителя как субъекта, образуют основу и предпосылку его международно-правовых отношений. Термин «международная правосубъектность» широко используется в различных международных правовых актах - например, в Декларации принципов международного права 1970 г. и в Конвенции по морскому праву 1982 г.

Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Согласно этому делению существуют поэтому две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (не суверенные).

1) первичные - государства, обладающие международной правосубъектностью в силу своего возникновения, не обусловленной чьей-либо внешней волей и имеющей всеобъемлющий характер, а также народы и нации, борющиеся за свое самоопределение.

Первичные субъекты международного права не создаются никем в качестве таковых. Их по­явление - объективная реальность, результат исторического процесса. Это, прежде всего государства и, в некоторых случаях, нации и народы. По причине присущего первым государственного, а вторым - национального суверенитета, они ipso facto (лишь в результате факта своего существования) признаются в ка­честве носителей международных прав и обязанностей. В международном праве не существуют нормы, наделявших бы первичные субъекты правосубъектностью; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, правосубъектность первичных субъектов не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

В отношении всех народов и наций применим принцип свободного само­определения. Однако не каждый народ является субъектом международно-пра­вовых отношений. Большинство народов организовано в национальные госу­дарства, которые выступают в качестве формы представительства интересов данного народа на внешней арене и выполняют роль субъекта международного права. Субъектом международного прав может быть только тот народ (или более узкое понятие - нация), который борется за свое освобождение и, соответственно, - новую форму государственной организации. Именно поэтому важное значение имеет также факт наличия у данного борющегося народа определенных властных структур, объединенных общим центром, способным выступать от имени нации и народа в межгосударственных отношениях. Практически такими структурами обычно яв­ляются вооруженные отряды, но не разрозненные, а имеющие единое командо­вание, которое одновременно выступает и как политическое руководство.

В то же время существует и другая точка зрения, согласно которой основ­ным носителем суверенитета является народ, который соответственно выступает в качестве субъекта международного права. Из этого выводится утверждение о том, что «все народы и нации могут быть... субъектами международных право­отношений самоопределения». Однако такое утверждение способно обладать не только стабилизирующим, но и дестабилизирующим влиянием на международный правопорядок, что противоречит в своей сути целям и принципам международного права.

2) производные - международные межправительственные организации, специфика юридической природы которых выражается в том, что они как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте. К производным субъектам международного права также относятся государ­ственно-подобные образования.

Производные субъектымеждународного права создаются первичными, а юридическими источниками для их учреждения является международный договор и, как разновидность его - учредительные документы в форме уставов. Производные субъектов имеют ограниченную правосубъектность, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первичных субъектов. Кроме того, объем их международной правосубъектности зависит от намерения и желания их создателей.

Международная организация как субъект международного права обладает рядом особенностей:

§ вторичность - создаются государствами и действуют на основе учредительных актов;

§ отсутствие суверенитета и территории;

§ вступают лишь в те правоотношения и заключают международные договоры, которые соответствуют их функциям и учредительным актам;

§ постоянные представительства при международных организациях носят односторонний характер;

§ они ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров;

§ любая международная организация волеизъявлением государств-членов может прекратить существование.

Субъект международного права является коллективным образованием. Каждый субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управления; бо­рющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная организация - постоянно дей­ствующие нормы и т.д. Каждый из них имеет самостоятельный правовой статус, выступает на внешней арене от собственного имени. Некоторые ученые счи­тают, что только наличие трех элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-правовых норм; существование в виде коллек­тивного образования; непосредственное участие в создании международно-пра­вовых норм) дает основания «считать то или иное образование полноценным субъектом международного права».

Только субъекты международного права участвуют в становлении и поддержании международного правопорядка; в их исключительную компетенцию входят создание и реализация норм международного права, а также осуществление мер по принуждению к их исполнению через различные формы международно-правовой ответственности. В международных отношениях от имени субъектов международного права выступают представляющие их органы или специально уполномоченные должностные лица.

Международные неправительственные организации, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды могут обладать отдельными составляющими международной правосубъектности, но субъектами международного права не являются.

Основным субъектом международного права является государство. Международная правосубъектность государств имеет всеобъемлющий и исключительный характер. Особенность международного права – оно создается, прежде всего, самими государствами и преимущественно регулирует именно межгосударственные отношения. Государства – это главные создатели международного права и гаранты соблюдения его норм. В международно-право­вой литературе издавна используется понятие государства, включающее в себя три основных компонента - суверенную власть, население, определенную терри­торию. Если абстрагироваться от остальных функций и характеристик госу­дарства и сосредоточиться только исключительно на его международной право­субъектности, может получиться следующее определение: «Государство - необ­ходимая организация населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов. Государство сосредоточивает под своим контролем основную массу связей между иными участниками международ­ных отношений, национальными образованиями, физическими и юридическими лицами».

Возникает вопрос, почему именно государство ставится на первое место в системе субъектов международного права? Для этого есть ряд существенных причин:

1) государство на сегодняшний день единственный способ политической организации человеческого общества;

2) только государства выступают как в качестве создателя норм международного права, так и в качестве основного механизма претворения этих норм в жизнь на своей территории.

3) основное же качество, отличающее государство от других субъектов, - это обладание суверенитетом.

Основополагающей чертой государства является его суверенитет - верхо­венство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного государственного суверенитета не су­ществует, поскольку все государства взаимозависимы и как, правило, государство как бы уступает часть своего суверенитета для развития взаимовыгодных отно­шений на внешней арене. Это проявляется в ограничении свободы действия го­сударства в международных делах. Все государства, несмотря на различную экономическую мощь, различный вес на политической арене, являются, как но­сители суверенитета, юридически равными. Это составляет суть одного из основных принципов международного права - принципа суверенного равенства.

Государства, участвующие в международных отношениях, могут быть простыми, или унитарными, и сложными, состоящими из двух или более государств. В унитарных государствах имеется единая система высших органов власти (законодательной, исполнительной и судебной), которой полностью подчинены органы власти на местах. В унитарном государстве действует одна конституция на всей его территории, оно имеет единое гражданство, единую систему права. Территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью, хотя могут иногда пользоваться административной автономией. Здесь только государство в целом выступает как субъект международного права. К унитарным государствам относятся Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, большинство стран Африки и Латинской Америки, Таиланд, Япония и ряд других.

К сложным государствам относятся конфедерации и федерации . Конфедерация - это союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения ряда общих задач (взаимной обороны, внешних сношений, государственной безопасности, финансирования и др.). Но каждый член конфедерации имеет своего главу государства. Органы конфедерации состоят из представителей входящих в нее государств, а их решения по наиболее важным вопросам требуют обычно ратификации (утверждения) государствами - членами. Члены конфедерации остаются субъектами международного права. Кроме того, субъектом международного права может быть и конфедерация в целом, если при ее создании государства - члены возложили на нее ответственность за осуществление определенных международных дел, заключение договоров и т. п. Примером конфедерации в прошлом были США (1776-1787 гг.), Швейцария (1815-1848 гг.) и Германия (1815-1866 гг.).

Федерация - это наиболее сложное государственное образование. Федерация - уже не просто союз государств, а союзное государство. То есть федерация является формой государственного устройства, как и унитарное государство. В отличие от конфедерации в федерации федеральная власть непосредственно распространяется и на ее граждан. Акты центральных федеральных властей (законы, постановления правительства и др.) обязательны на территории всей федерации. В то же время члены федерации (штаты, земли, провинции, кантоны, республики и др.) обладают определенной самостоятельностью. Кроме общесоюзного гражданства здесь иногда имеются гражданство члена федерации, конституция субъекта федерации, которая не может противоречить федеральной, сохраняются свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые существуют наряду с аналогичными органами федерации. Все же самостоятельность членов федерации не доходит до того, чтобы они были субъектами международного права, поскольку они, как правило, не обладают внешней стороной государственного суверенитета, не могут осуществлять свою собственную внешнюю политику. Федеративными государствами в настоящее время являются: Россия, США, Канада, Бразилия, Мексика, Аргентина, Австрия, Бельгия, Швейцария, Индия, Пакистан, Малайзия, Нигерия, Австралия, Германия и др. Во всех этих странах федерация в целом, а не ее члены, является субъектом международного права. Предусмотренное в конституциях ряда федераций (США, ФРГ, Австрия) право их членов заключать международные соглашения по некоторым вопросам может осуществляться только с согласия самой федерации. То же применяется и к тем федерациям, где нет конституционных положений о договорной правоспособности их членов (например, Австралия и Канада). Среди государств как субъектов международного права иногда выделяют государства, имеющие статус постоянного нейтралитета (Австрия, Камбоджа, Мальта, Швейцария). Однако этот статус не затрагивает их суверенитета. Все они являются полноправными суверенными государствами.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждается, что «каждое государс­тво пользуется правами, присущими полному суверенитету». Кроме того, в 1974 г. ГА ООН приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств.

Особое значение имеют следующие основные права государств:

1) право вступать в сношения с другими государствами;

2) право устанавливать и поддерживать дипломатические и консульские отношения с другими государствами;

3) право заключать международные договоры или участвовать в создании международно-правовых норм иными способами;

4) право быть членом международных организаций и участво­вать в международных конференциях;

5) право защищать свою правосубъектность, включая право на индивидуальную или коллективную самооборону, а также применять санкции к нарушителям международно-правовых норм

К основным обязанностям государств относятся:

1) воздерживаться от угрозы силой или ее применения против других государств и наций.

2) разрешать международные споры мирными средствами.

3) не вмешиваться во внутренние дела других государств.

4) сотрудничать с другими государствами в различных облас­тях.

5) уважать право народов на самоопределение.

6) добросовестно выполнять обязательства.

Основные права и обязанности государств определяются основ­ными принципами международного права.

Все государства имеют одинаковые основные права и обязан­ности, являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политичес­кого или иностранного характера.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх