Три Спаса в августе: Медовый, Яблочный, Ореховый. Православный календарь: Медовый Спас, Яблочный Спас, Ореховый Спас

В августе проходит сразу три народных праздника, во время которых соблюдаются как заветы предков, так и церковные обычаи.

Три праздничных дня в народе были приурочены ко времени сбора урожая и завершению сезона полевых работ, а после принятия на Руси христианства к традициям добавились церковные заветы. Каждый из Спасов по церковным канонам сопровождается службами, славящими Высшие Силы, и соответствует православным праздникам. Традиции наших предков сплелись с церковным обычаями, поэтому каждый из Спасов - Медовый, Яблочный и Ореховый - время для соблюдения христианских и народных обычаев.

Медовый Спас в 2018 году

Дата Медового Спаса выпадает на 14 августа, и в этот день начинают сбор меда из ульев. По церковной традиции 14 числа совершают крестный ход с выносом креста. Эта традиция имеет красочную историю, которая послужила началом празднования честного древа Животворящего Креста. В прежние времена частые эпидемии уносили жизни множества людей, и после очередного поветрия из константинопольской сокровищницы была вынесена реликвия, представляющая собой частицу креста, на котором был распят Иисус. Множество паломников коснулось святыни, вознося молитвы Высшим Силам, и эпидемия отступила. В этот день также начинается Успенский пост, во время которого верующие просят прощения за свои неблаговидные поступки, скромно питаются и ежедневно воспитывают в себе лучшие черты характера.

В праздничный день пасечники спешат собрать мед из сот, чтобы отнести его в церковь на освящение. По поверьям этот ценный продукт в день Спаса обладает сильными свойствами исцеления и способен побороть любые недуги. В этот день в старину готовили множество угощений, используя мед. Ими потчевали близких и знакомых, а также несли их в церкви и храмы, чтобы священнослужители раздали лакомства бедным и малоимущим. 14 числа собирают мак, поэтому Спас имеет второе название - Маковый. Маковеем его назвали с наступлением православной религии; название созвучно памяти святых Маккавеев, погибших смертью мучеников.

Вам также понравится — Звездопады в августе 2018 года

Яблочный Спас в 2018 году

Второй Спас приурочен к 19 августа. В этот день в церквях и храмах проходят службы, посвященные Преображению Господню. Именно в этот день Иисус Христос показал своим ученикам силу и величие Господа, преобразившись после вознесения ими молитв. Ученикам он предстал в белых сияющих одеждах и повелел никому не рассказывать о случившимся. Ученики Христа уверовали в истинную силу Всевышнего, когда услышали глас, возвещавший, что Иисус является сыном Господа.

Во время праздника в народе начинают готовиться к осени, прощаясь с теплыми летними деньками. В это время собирают первый урожай яблок, которые также несут в церковь на освещение. Яблоки обладают силой исцеления и омоложения, поэтому первые освещенные фрукты подносят больным. Их кушают женщины, мечтающие оставаться красивыми и произвести на свет здоровое потомство. Во время поста готовили множество блюд, содержащих яблоки, делали заготовки на зиму и проводили ритуалы на привлечение любви, используя эти фрукты.

Ореховый Спас в 2018 году

Во время третьего Спаса, который проходит 29 августа, происходит окончательная смена времен года, и наступает осень. Этот праздник следует за Успением Богородицы, который отмечается накануне, и в этот день верующие возносят молитвы Высшим Силам, прося благословения на сбор урожая и благополучия в семьях.

Ореховый спас открывает сезон сбора орехов, а также является завершением сбора зерновых культур. С этого дня в прежние времена начинали засеивать свободные от урожая поля, чтобы к весне получить первые всходы. Второе название праздника - Хлебный Спас. Именно в этот день выпекали первый хлеб из нового зерна, кормили им домочадцев, а также домашних животных. Такой обряд совершали для плодовитости скота, чтобы в зиму и к весне получить от них хороший приплод. Лошадей кормили выпечкой для того, чтобы они набрались сил к пахоте и не подвели хозяев при посадке хлебов.

В августе отмечается множество народных праздников, каждый из которых приурочен не только к сбору урожая, но и помогает узнать, какой будет погода осенью и зимой. Кроме того, в этом месяце будет много церковных праздников, во время которых каждый может помолиться Небесам, чтобы обрести удачу и противостоять злу.

Post Views: 56

Три Спаса – Медовый, Яблочный и Ореховый – отмечают украинцы во второй половине последнего летнего месяца. Три Спаса не только напоминают нам о почитании религиозных обычаев, но и намекают, что осень со своими щедрыми дарами уже на пороге.

Три августовских Спаса должны одновременно религиозное и языческое начала. Относительно первого корня, то связан он со Спасителем Иисусом Христом, который верил в то, что каждый человек сильная, чтобы не соблазниться на грех и быть спасенной или спасен. Грань вторая касается народных верований, когда древние украинцы вкладывали труд в свою землю, за что она вознаграждала их богатым урожаем.

Как праздновать Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы и какие приметы связаны с этими праздниками – далее в материале.

Медовый Спас (Маковея) – 14 августа

Первый Спас еще называют Медовым, Спасом на воде и Мокрым. В этот день верующие вспоминают семь братьев Маккавеев, их мать Соломонию и учителя Елеазара, которые в далеком 166 году до нашей эры поплатились жизнью, потому что исповедовали веру в Истинного Бога.

Сегодня дань уважения мученикам христиане отдают в церквях. На службу в этот день они приносят букеты – маковейчики или маковейки , чтобы их освятили. В композиции такого обязательно должны быть несколько головок спелого мака, к которым прилагают летние цветы. Зелье дополняют калиной, символизирующей девичье счастье, овсом, который олицетворяет достаток и богатый урожай, подсолнечником, что дарит солнце и тепло, и даже полынью – защитником от нечисти, а также традиционными осенними цветами – астрами, георгинами, гвоздиками.

Выбрасывать маковейки нельзя. Наоборот, их нужно хранить в доме, желательно возле икон, как оберег. Даже сегодня священным маком осыпали дом и скот, чтобы зло обходило хозяйство десятой дорогой.

Медовый Спас – традиции праздников

Интересно, что в такой букет, к примеру, на Житомирщине, кладут еще морковь, початки кукурузы, горох, фасоль и укроп. Жители Черкасщины в храмы с маковейками не ходят, они святят венок из цветов и колосьев со свечой. На Подолье же верующие приносят в церковь снопы из трав и овощей, с которыми после службы обходят дома, дворы и огороды.

Еще в этот день освящают мед, полезной вкуснятиной от пчел щедро угощаются, а для гостей готовят пироги, вареники, пряники, а также шулики – печеные коржи, которые ломают и заливают медом и растертым маком.

Спас 14 августа еще называют Водным. Все потому, что в этот день целебные свойства приписывают и воде. В колодцы и реки бросают немножко зелья, которое перед тем посвятили в церкви.

Яблочный Спас – 19 августа

Именно этот праздник знаменует окончание лета. Поэтому в древности в этот день люди выходили посмотреть на закат, и, наблюдая за тем, как небесное светило уходит на покой, пели песни, а затем прощались с теплом, приговаривая: "В Яблочный Спас – ушло лето от нас".

Зато встречали осень: не только чувствовали ее ранние холодные вздохи, а и принимали первые дары. Поэтому, когда люди шли в церковь, то клали в свои корзинки груши, сливы, виноград, персики, овощи, иногда даже пучок колосьев пшеницы. Главным же атрибутом праздничной корзины были яблоки, которые, как считали, нельзя было есть до 19 августа, однако в этот день, а также потом эти фрукты употребляли в неограниченном количестве. Еще на Спаса советовали собирать урожай, ведь поговаривали: оставленные после Яблочного праздника фрукты, овощи или зерновые пользы не принесут.

В этот день люди наблюдали и за тем, как ведет себя природа. Считалось, если погода будет сухой и жаркой, такой следует ожидать осень, и, наоборот, если задождит, то золотая пора будет богатой на дожди. Морозную зиму на Второго Спаса пророчит небо без единого облачка.


Яблочный Спас – традиции празднования

Верующие же 19 августа празднуют Преображение Господне. Согласно Библии, произошло оно на галилейской горе Фавор. Тогда Христос поднялся на нее, чтобы там помолиться со своими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном. Во время таинства трое наследников Христа увидели своего Учителя преобразованным, преображенным – во всей Божественной, вечной славе. Еще перед Христом явились пророки Моисей и Илия, которые, как пишет апостол Лука, разговаривали с Ним о будущем распятии на кресте. После этого появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из него раздался голос Бога: "Это сын мой возлюбленный, слушайте Его". После такого чудотворного события Христос запретил своим ученикам рассказывать кому-то об увиденном.

Ореховый Спас – 29 августа

На Третий Спас в народе говорят еще Хлебный и Полотняный.

Когда уже немало людей узнали о том, что Христос умеет исцелять людей, слава о таких умениях дошла и до обладателя турецкого города Эдессы Авгара. Он болел проказой, поэтому послал к Иисусу живописца Анания. Тот рассказал о горе и попросил нарисовать портрет Спасителя. Однако краски на холсте расплывались и изобразить лицо Иисуса не удалось. Тогда Сын Божий взял полотенце, вытер им свое лицо и отдал гонцу. Он увидел на нем лик Христа, поехал с тканью к царю, которая его и вылечила.

Три Спаса приходят к православным в августе. Все три праздника идут один за другим: Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. Значение каждого праздника различно и уникально, но все они имеют отношение к Иисусу Христу, Спасителю, потому и названы в честь Господа — Спасами.

14 августа празднуют Первый Спас - Медовый. По древним преданиям, в этот день пчелы перестают носить мед, а пчеловоды начинают выламывать соты.

И именно в этот день, предварительно освятив в церкви, начинали есть мёд. Все дети собирались возле церкви или на пасеке, чтобы полакомиться медком. Отказывать в этот день было нельзя, поэтому щедро наливали мёд в чашки или в закрученные листья. Поэтому можно услышать и такую поговорку: «Первый Спас - лакомка». Яблочный спас, который отмечается 19 августа, по церковным канонам называется Преображение Господне, а последний, третий Спас, который называют нерукотворным, отмечается Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Яблочный Спас – название праздника Преображения Господня в украинской народной традиции. Когда-то наши предки ждали до Второго Спаса, и только в этот день ранним утром начинали собирать яблоки или покупали их. Потом святили их в церкви, после чего устраивали ”пир горой”. Помимо яблок, 19 августа освящают груши, сливы и виноград, а также подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде. На праздник готовят постные блюда – яблочные пироги, компоты, варенья и, конечно же, яблоки, запеченные с медом и пряностями, груши в сиропе и т.п. Допускается и рыба.

Третий Спас – Ореховый, Хлебный – Перенесение Нерукотворного образа Господня. Церковь установила этот праздник в честь перенесения в Константинополь из Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.

Что означает слово «Спас» в названии праздника?

Спас - сокращенная форма от слова Спаситель - Иисус Христос. Словом Спас народ называет три летних праздника, посвящённых Иисусу Христу (Спасителю): Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас (перенесение Нерукотворного Образа из Эдессы в Константинополь).

Ореховый спас, история праздника, традиции, обычаи

К 29 августа окончательно поспевали лесные орехи, которые существовали еще и до христианизации Руси. Наши предки собирали орехи и устраивали гуляния с особенными ритуалами – такими, как загадывания желаний, гадания. Они старались собрать как можно больше орехов – считалось, что от их количества зависит количество радости в семье. Православная церковь 29 августа празднует перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Спасителя — куска ткани, на котором, по евангельскому рассказу, отпечатался лик Иисуса Христа (это произошло в 944 году). Сегодня эта ткань известна как Священная плащаница. В деревенском же быту этот праздник отмечался торгом полотнами, холстами. «Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают».

Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.

Традиции и обычаи

В этот день по традиции заканчивали уборку хлебов и пекли первый каравай из муки нового урожая. Хлеб освящали в церкви и затем ели всей семьей, поэтому Третий Спас называли еще и Хлебным.

В старину ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош Третий Спас, будет зимой квас».

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах до наших дней. Люди считали, что таким образом приманивали в дом благополучие и оберегали семейство от голода.

Во многих городах и селах на Хлебный или Ореховый Спас устраивали ярмарки - считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной.

На ярмарках можно было встретить изобилие различных тканей, за которыми охотно приходили селяне, так как в народе бытовало мнение, что в этот день нужно что-то приобрести из тканей.

Хлебный (Ореховый) Спас не принято было отмечать каким-то особым образом, так как в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

Тем не менее кое-какие праздничные обычаи все же соблюдались - пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Праздничный стол должен был быть богатым и разнообразным -Успенский пост завершался в преддверии праздника, поэтому можно было подавать рыбные и мясные блюда. По традиции, нужно было попробовать все кушанья, для того, чтобы следующий год был радостным и тучным.

В этот день было принято дарить символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам - орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

Хозяйки в этот день также занимались заготовкой лечебной ореховой настойки. Для этого использовали перепонки грецких орехов, которые заливали коньяком или водкой и настаивали в темном месте.

Такая ореховая настойка в холодную зиму была первоочередным средством лечения простуды - ее добавляли в горячий чай.

Хлебный Спас называют и Ореховым

С этого дня можно заготавливать лещину в лесах. Замечено, что к этому дню орехи уже созревают. Если орехов много, хлеба мало. И наоборот: в хлебородный год в лесах мало орехов. Крестьяне говорят, что и то, и другое в один год вместе не рождается. И два года подряд не бывает урожая на орехи.

С этого дня лето считается завершенным. Третий Спас не празднуют широко: некогда. Это рубеж, у которого нужно закончить полевые работы до того, как придут дожди.

По народному выражению - "на воде"; второй - , "на горе"; третий - , "на полотне".

Праздник первого Спаса

Установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил - над арабами в 1164 году.

Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень . Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.

Первый Спас еще называют Медовым Спасом . Этот день - праздник пчеловодов , когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты, "На первый Спас и нищий медку покушает" , говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Неизвестно откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. Действительно с выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича (XII век).

Праздник второго Спаса

Второй Спас в день - Спас "на горе" . Раньше до второго Спаса фрукты есть было не положено. их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется "Яблочным Спасом" . По освящении часть принесенного выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.

В.Селиванов в своей книге "Год русского земледельца" писал:

"В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и разводят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается".

Праздник Третьего Спаса

Третий Спас, то есть Спасителя, - - Спас "на полотне", назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание , что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя , князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя , сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны - никак не мог он уловить черты лица Господня . Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: "Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга" .

Князь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это было совершено ( н.ст.).

13 августа 2018, 09:58

В августе православные празднуют сразу три важных и любимых , которые символизируют окончание работ по сбору урожая и тесно связаны с христианской верой. Это — Медовый, Яблочный и Ореховый Спасы

Появлением этих праздничных дат мы обязаны Вышгородскому князю Андрею Боголюбскому, который 950 лет назад основал эти светлые дни. Любой из трех Спасов — праздник особенный, ведь они названы в честь Иисуса Христа, который своей смертью даровал спасение человечеству. Символами этой жертвы и стали мед, спелые яблоки и орехи.

В христианской вере праздник Медового Спаса — это день Животворящего Креста Господня. Именно в это время много лет назад часть креста, на котором распяли Иисуса, пронесли по улицам Константинополя, спасая таким образом жителей города от страшной болезни и смерти.

Второе название праздника «Маковей» появилась из-за того, что 14 августа отмечают день памяти семи мучеников Маккавеев. В народе этот праздник из-за сходства названий связали с маком, который созревает в эту пору. Поэтому на первый Спас к традиционным медовых сладостям добавляются еще и маковые.

Яблочный Спас — это своеобразные проводы лета. Ночи становятся холоднее, наступает время собирать первый урожай яблок. Существовала традиция, по которой до Спаса нельзя было есть яблок. Только с приходом праздника ароматные фрукты несли в церковь, освящали и только потом ели.

Последний Спас называется Ореховым или Хлебным потому, что именно в это время созревали лесные орехи и заканчивались работы по сбору урожая зерновых. Поэтому на столе было много хлеба и другой выпечки. Орехи 29 августа несли в церковь, чтобы освятить, только потом употребляли их в пищу. Еще одно название этого дня — Спас на полотне, ведь именно 29 августа было принято покупать и продавать ткани для зимнего рукоделия. Также на этот день приходится большой православный праздник — Успение Пресвятой Богородицы.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх