Умиление пресвятой. Икона умиление божией матери

В Православной Церкви приняты к почитанию несколько типов икон Богородицы «Умиление» (в греческой традиции — «Елеуса»). Елеуса (греч. Ελεούσα - милостивая от έλεος - сострадание, сочувствие) — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. На них Пресвятая Богородица обычно изображена по пояс и держит младенца — Спасителя — на руках и с умилением склоняется к своему Божественному Сыну.

Серафимо-Дивеевская икона «Умиление» отличается от остальных — на ней Божия Матерь изображена одна. Интересен тот факт, что иконографический тип данной иконы характерен скорее для Западного христианства, нежели Восточной традиции написания. По иконографии, она восходит к почитаемой в Литве и западной России Остробрамской иконе Божией Матери , от которой отличается отсутствием западных атрибутов - лунного серпа внизу и звезд вокруг нимба. Пресвятая Богородица изображена здесь в юном возрасте, в тот момент Ее жизни, когда Архангел Гавриил возвестил благую Весть о воплощении Сына Божия. Лик Святой Девы Марии задумчив, руки сложены на груди крестообразно, взгляд обращен вниз, глаза полузакрыты, а весь облик передает состояние глубокого смирения и любви. Над головой надпись слов из акафиста: «Радуйся, Невесто Неневестная!» Этот образ не относится к типу иконописи «Елеуса», тем не менее носит идентичное название.

Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская принадлежала преподобному Серафиму Саровскому , была его келейной иконой. История написания и автор этой иконы неизвестны, ее происхождение датируется концом XVIII века.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный помазывал больных, которые получали после помазания исцеление.

Подвижник называл икону «Умиление» — «Всех радостей Радость», и перед ней он скончался на молитве 2 января 1833 года. После смерти преподобного Серафима саровский настоятель о. Нифонт отдал святую икону «Всех радостей Радость» сестрам Дивеевской Серафимовской обители. Они перенесли её в Свято-Троицкий собор Дивеевской обители, где икона находилась до советского периода. Для этого был отстроен специальный придел, а икону поместили в особый нарядный киот. С тех времен существует традиция: всем насельницам монастыря во время богослужения стоять за киотом Богородицы.

В 1902 году святой император Николай II преподнес в дар монастырю драгоценную золоченую ризу на икону «Умиление» и серебряную украшенную лампаду. В год, когда был прославлен Серафим Саровский, с богородичной иконы было сделано несколько точных списков, которые были отправлены в разные российские монастыри.

В 1927 году Дивеевский монастырь, где находился оригинал иконы «Радость всех радостей», был закрыт, но святой образ удалось тайно вывезти Дивеевской игуменье Александре в Муром. В течение десятилетий его хранили благочестивые люди.

В 1991 году чудотворный образ был передан Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, который поместил икону в Патриаршей церкви Владимирской иконы Божией Матери рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке , где она и находится в настоящее время.

По традиции, один раз в год – в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (5-я Неделя Великого Поста (суббота Акафиста)) – Предстоятель Русской Православной Церкви приносит Серафимо-Дивеевский образ Божией Матери «Умиление» на богослужение в московский Богоявленский кафедральный собор в Елохове для чтения перед нею Акафиста. В этот день чудотворный образ выносят для поклонения — приложиться к нему можно всем желающим православным христианам.

В Дивееском монастыре сейчас находится точная копия чудотворного образа , которая считается одной из главных святынь Серафимо-Дивеевского монастыря. Монахини и насельницы женской обители считают ее своей Небесной Игуменьей.

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякий беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

В православных церквях огромное количество всевозможных икон и мощей. Не каждый верующий знает, каково значение иконы «Умиление» и в чём она помогает. В то же время эта святыня - одно из наиболее почитаемых православными христианами изображений Богоматери. Такая известность связана с его чудотворной силой, способствующей преодолению самых разнообразных недугов и хворей.

Икона, называемая «Умиление» («Милующая»), - это поясное изображение Девы Марии, отражающее тот момент, когда она уже получила благую весть от архангела Гавриила, но ещё не родила Иисуса. Образ создан с помощью красок светлых тонов, что позволяет передать радость и восторг Божьей Матери, которая словно бы молится, немного склонив голову, полуопустив глаза и скрестив ладони на груди.

Вокруг её венца начертаны слова «Радуйся, Невеста Неневестная». Эта фраза является напоминанием о том, что Мария зачала и родила ребёнка, не зная мужчины. В этом проявилось чудо Божие, а также отразилась её собственная целомудренность и чистота.

Изначально лик Пресвятой Богородицы был написан на холсте, прикреплённом к кипарисовой доске. Позднее по велению Николая II икона «Умиление» была обрамлена в драгоценную ризу.

Используя масло из лампадки, горящей вблизи образа, святой Серафим Саровский, получивший это изображение лика Богоматери в дар, исцелял верующих от самых различных хворей. Позднее он сам умер во время прочтения молитвы перед святыней.

В 1991 году изображение было передано в Москву, где его должны были поместить в патриаршую церковь, но икону ежегодно отправляют в Богоявленский собор, чтобы она была доступна прихожанам для поклонения.

У неё есть несколько дней особого почитания (по новому/по старому стилю):

  • 22.12/09.12;
  • 01.08/19.07;
  • 10.08/28.07.

Каждый из них связан с каким-либо особым событием или созданием списков (копий) образа. Самые известные из них можно найти:

  • в соборе Серафима Саровского (Голицыно);
  • в Серафимо-Дивеевском храме (Троицкий собор);
  • в Патриаршем Богоявленском Соборе (Москва).

В этот ряд можно добавить Псково-Печерский образ, но стиль его написания заметно отличается, хотя название и сюжет являются такими же, как и у прочих изображений.

Значение и помощь

Семистрельная икона «Умиление» характеризуется тем, что значение напрямую связано с образом самой Богоматери, способной миловать даже самых грешных, давая им своё покровительство. Она символизирует чистоту помыслов и доброту нрава, а также помогает девушке приобрести и сохранить эти качества.

Также образ помогает женщинам:

  • укрепить своё здоровье (как душевное, так и физическое):
  • справиться со сложностями подросткового периода;
  • выйти из депрессии;
  • излечить бесплодие;
  • облегчить роды;
  • успокоить злобу;
  • избавиться от помыслов безнравственного содержания;
  • обрести гармонию и счастье;
  • найти достойного мужа.

К лику Девы Марии можно обращаться с просьбами о помощи во многих других вопросах, если в этом возникнет необходимость. Независимо от того, о чем молится иконе «Умиление» Божией Матери верующий человек, ему следует делать это с открытым сердцем, всецело полагаясь на заступничество Богородицы.

Если лик Божией Матери «Умиление» приходит мужчине или женщине во сне, то это является предвестием радости и добра.

Если говорить о том, каково значение иконы Остробрамской и в чем она помогает, то обнаружится, что эта святыня весьма сходна с образом «Умиление». Однако Остробрамская (Корсунская Благовещенская) Богоматерь почитается и христианами, и католиками, а также обладает более богатой отделкой, изготовленной из золота, серебра, жемчугов и драгоценных камней.

В то же время другое изображение Девы Марии, именуемое «Умиление злых сердец» (и часто ассоциирующееся с «Семистрельной» иконой), напротив, внешне заметно отличается наличием 7 мечей, направленных на Богородицу и символизирующих 7 смертных грехов . Вместе с тем она тоже является чудотворной и помогает укрепить силу духа.

Не последнее место в перечне занимает «Троеручица», которая, хоть и изображена с младенцем Иисусом на руках (в отличие от других икон), однако также помогает в исцелении недугов и поддержании веры в самые трудные периоды жизни человека.

Иногда в этот ряд добавляют «Трилетствующую» Богоматерь (трилетствовать означает «находиться в возрасте трёх лет»). Но этот образ не считается официальным, и РПЦ его не принимает, полагая, что он недостаточно глубок и содержателен для того, чтобы поддерживать духовный рост верующих.

Однако следует помнить, что независимо от того, где находится икона Божией Матери «Умиление», в чём помогает и какое значение имеет, её сила и воплощённая в ней радость всегда открыты верующим людям, что даёт им возможность надеяться на разрешение их жизненных и духовных трудностей.

Икона «Умиление» изображает Деву Марию до рождения младенца Иисуса, но после Благовещения. У Пресвятой Богородицы на этом изображении восторженное, светлое, радостное выражение лица. Оно отражает то состояние умиления, которое испытывала Дева Мария, узнав о том, что ей предстоит стать Божьей Матерью.

У Пресвятой Девы на этой иконе полуопущенные глаза, немного наклоненная голова, скрещенные в молитве руки. Данный образ символизирует смирение перед Божией волей, целомудрие, кротость. Икона Умиление изображает тот момент, когда Архангел Гавриил сообщил Богородице о миссии, которая на нее возложена. День этого святого образа отмечается 1 и 10 августа.

История Святого Образа

Изначально лик Умиления был выполнен на холсте, прикреплённом к доске из кипариса. Автор иконы и история ее написания неизвестны, однако специалисты предполагают, что чудодейственный образ появился в конце XVIII века. Широкую известность лик приобрел благодаря Серафиму Саровскому.

Преподобный был способен видеть души людей и молиться об их исцелении. Он просил у Пресвятой Богородицы заступничества для страждущих. Рядом с иконой располагалась лампадка, масло из которой обладало целебными свойствами. Преподобный Серафим Саровский смазывал тела больных этим маслом, после чего люди исцелялись.

Преподобный называл икону Богоматери «Радостью всех радостей». Серафим Саровский умер, стоя на коленях прямо перед этим образом. Спустя некоторое время Николай II презентовал чудодейственному образу праздничный венец из жемчужин и драгоценных камней, а также роскошную ризу.

В 1991 году икона была передана Московскому патриарху Алексию II, а он переместил ее в патриаршую церковь. Ежегодно икона переносится в Богоявленский Собор для поклонения. Со временем было изготовлено множество копий этой иконы, и некоторые из них обладают чудодейственной силой, сопоставимой с силой оригинала.

Женская помощница

Чудодейственный лик по праву считается женским. Представительницы прекрасного пола обращаются к Пресвятой Деве в период бед и болезней. Но не только в этом способна помогать Богородица Умиление. Через этот образ родители обращаются к Первообразу с просьбой сохранить чистоту, целомудренность и добрый нрав дочери.

К Деве Марии люди обращаются за заступничеством, когда нуждаются:

  1. В избавлении от различных недугов, как физического, так и душевного характера.
  2. В скорейшем наступлении беременности и ее благополучном протекании, а также в максимальном облегчении процесса родов.
  3. В избавлении от злобы и безнравственных мыслей, в обретении гармонии, умиротворения.
  4. В преодолении сложностей переходного возраста, избавлении юношей и девушек от тех душевных тягостей, с которыми сталкиваются подростки.
  5. В поиске достойных спутников жизни для девушек, в обретении семейного счастья и гармонии.

Считается, что если попросить поддержки у Девы Марии, то она обязательно поможет, но при условии искренней веры в ее помощь. И чем сильнее вера, тем скорее молящийся получит то, о чём просит заступницу.

Значением иконы определяются те чудеса, которые были сотворены Богом при посредничестве Богородицы Умиления. Так, зафиксированы случаи, когда благодаря лику люди избавлялись от тяжёлых онкологических заболеваний. Например, одна женщина долго молилась перед образом Девы Марии незадолго до предстоящего хирургического вмешательства по поводу злокачественной опухоли. В результате операцию отменили, поскольку на очередном обследовании новообразование просто не обнаружили. Оно исчезло, не оставив следа.

Нужно помнить, что все иконы Божьей Матери помогают в тяжёлые моменты жизни как отдельного человека, так и всего Православного Мира. Пресвятая Дева является первой молитвенницей и защитницей христиан перед Божьим Престолом, поэтому к ней можно обращаться в любых душевных терзаниях, болезнях и нуждах. Она всегда услышит искренние молитвы и поможет просящим.

Общаться с Девой Марией можно как своими словами (но обязательно идущими от сердца!) так и при помощи специальных молитв.

Серафимо-Дивеевская икона Божией Матери "Умиление"

Икона Божией Матери "Умиление" Серафимо-Дивеевская находилась до революции в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

Богоматерь на этой иконе изображена в полурост, с крестообразно сложенными на груди руками, без Богомладенца в момент произнесения Ею слов Архангелу Гавриилу при Благовещении: "Се раба Господня, буди ми по глаголу твоему". Икона написана маслом на холсте, закрепленном на кипарисовой доске, размером 67х49 см.

Елеем от лампады, горевшей перед этой святой иконой, Преподобный Серафим Саровский помазывал больных, которые получали после помазания исцеление. Подвижник назвал икону "Умиление" -"Всех радостей Радость", и перед ней он скончался на молитве 2 (15) января 1833 года.

Дивеевским сестрам Батюшка неоднократно говорил, указывая на икону Божией Матери "Умиление": "Поручаю и оставляю вас на попечение вот этой Царицы Небесной".

После смерти преподобного Серафима Саровского выполняя его завещание настоятель о. Нифонт отдал святую икону сестрам Дивеевской обители.

При первой же возможности была сделана позолоченная риза. Еще одна драгоценная риза с камнями была подарена Государем Николаем II при прославлении Преподобного Серафима. Нимб на этой ризе был выполнен в виде расходящихся лучей сияния, состоящих из драгоценных камней и жемчуга. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными.

В 1903 г. икона "Умиление" приносилась крестным ходом из Дивеева в Саров на торжество прославления Преподобного.

После разгона обители и закрытия монастыря в 1927 году епископ Серафим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) и игумения Александра были арестованы и отправлены в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери "Умиление" вместе с остальными вещами батюшки Серафима.

После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню патриарху Пимену, который когда-то, будучи еще иеромонахом, служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням Преподобного Серафима, пронеся любовь к Святому старцу и Дивеевской обители через всю жизнь. Однако патриарх решил, что святыни следует отдать на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову, жившему в подмосковном поселке Кратово.

Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи Преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений. В 1991 году икона, оклад и вещи преподобного были переданы им Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Сейчас икона Божией Матери "Умиление", принадлежавшая батюшке Серафиму, находится у Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Раз в год - в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы - она выносится на всеобщее поклонение в Патриарший Богоявленский собор в Москве.


Сведения об иконе «Умиление» Серафимо-Дивеевской

Эта икона была келейной иконой преподобного Серафима Саровского. Из жития прп. Серафима: «С особенною любовью святый старец принимал к себе искренно и смиренно кающихся и тех, кто проявлял в себе горячее усердие к духовной жизни христианской. После беседы с ними преподобный Серафим имел обыкновение возлагать на их преклоненные головы конец епитрахили и свою правую руку. При сем он предлагал произносить за собою краткую покаянную молитву, после чего сам произносил разрешительную молитву, отчего приходившие получали облегчение совести и какое-то особое духовное наслаждение; затем старец крестообразно помазывал посетителя елеем из лампады, горевшей пред находившемся в его келии образом Божией Матери Умиления, которую он называл иконою Божией Матери – Радости всех радостей,… потом – с каждым христианином христосовался, в какое бы то время не случилось, напоминая тем о спасительной силе Воскресения Христова, и давал прикладываться к образу Божией Матери или к висевшему на груди его кресту.» Множество чудес по молитвам преподобного совершалось перед этой иконой. Скончался преподобный Серафим стоя на коленях пред иконой Божией Матери Умиление. Его нашли в своей келье в обычном белом балахончике, пред малым аналоем, стоящим на коленях с крестообразно сложенными руками.

Из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря известно, что еще при жизни преподобный Серафим предвидел, что эта икона будет находиться в Дивеевском монастыре. «Сестра их дворян Ольга Михайловна Климова рассказала, что имея послушание быть «лошадницею», она возила лес и дрова. Однажды отец Серафим дал ей тысячу рублей, говоря: «Это матушка на устройство и обзаведение у вас большой кельи, для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас! Надо все приготовить для Нее; ты вот и смотри, чтобы у вас все было готово. А, когда прибудет Она, то вы все и служите Ей, а Глафира Васильевна пусть за Ней и походит». На эти деньги был выстоен корпус, который был впоследствии трапезной. Далее Ольга Михайловна прибавила: «И мне все было чудно, какая же Госпожа Великая поселится в нем с нами! Скончался батюшка, и покойный игумен Нифонт призвал к себе отца Павла, келейника батюшки, отдал ему чудотворную икону Царицы Небесной «Умиление», перед которой о. Серафим всегда молился, и приказал отдать ее мельничным. «Она туда им надлежит!» - сказал игумен. Тогда разъяснились слова батюшки, когда принесли в новую приготовленную для Госпожи Высокой келью Владычицу нашу.»

Празднование иконе Божией Матери «Умиление» совершается 28 июля/10 августа и 9/22 декабря – в день основания преподобным Серафимом Девической Мельничной общины.

Пентаграммы на окладе иконы "Умиление"

В фотоальбоме: "Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима Саровского чудотворца, в присутствии Их Императорских Величеств, июль 1903 года", приводится фотография чудотворной иконы Пресвятой Богородицы "Умиление", перед которой скончался преп. о. Серафим. На фотографии хорошо виден дореволюционный оклад иконы, на котором изображены звезды Давида (не гексаграммы!), означающие и символизирующие шесть основных устремлений или чувств человека. Главное из них – стремление человека к своему Богу и Создателю. Это стремление выражает верхний конец звезды.

Для справки. В иудаизме звезда Давида была заменена начертанием сатаны – гексаграммой, а вера в единого Бога подменена верой в сатану. Многие простые иудеи по своей духовной слепоте не видят различия между гексаграммой и звездой Давида, которая изображалась только по контуру и была основой его царской печати. Именно в подражание этой печати некоторые русские князья и цари брали за основу своих печатей звезду Давида.

Иерархи совершили кощунство: великую святыню Православия – икону "Умиление", перед которой молился Батюшка Серафим Саровский, – одели в драгоценный оклад с сатанинскими пятиконечными звездами – звездами магов, волхвов, масонов и коммунистов – и выставили для "моления" в резиденции "патриарха".

Пятиконечная звезда – пентаграмма – есть не что иное, как изуродованная звезда Давида, которой отрезали луч, символизирующий связь с Богом и Небом. Вот почему пентаграмма – это излюбленный символ бесов (низверженных с Неба) и сил зла, каббалы, магии и колдовства.

Пентаграмма на низших уровнях символических соответствий означает "раскрепощённого человека" и иногда изображается с вписанной в неё фигурой голого мужчины, растопырившего руки и ноги, так что особенно ясно виден фаллос. Это знак "освобождения" от послушания Божиему нравственному закону, Его заповедям – эмблема "гуманизма", революций, демократии и "прогресса" во всём мipe. На более глубоких уровнях символики она может иметь ещё более страшные значения.

По учению каббалы пентаграмма, обращенная двумя лучами вверх, означает сатану, а обращенная кверху одним лучом – "мессию". Но каждому Православному известно, какого "мессию" ждут каббалисты. Как нечистого ни крути, он останется нечистым. И то, и другое положение пятиконечной звезды означает фактически одно и то же. Острие вниз – это падающий вниз, низвергнутый сатана, острие вверх – это восстающий антихрист – лжемессия.

Символ "рабоче-крестьянской" власти – пятиконечная звезда – ярко раскрывающая сатанинскую сущность большевизма, появилась всюду: на станциях метрополитена, на школьных учебниках, на паровозах и железнодорожных вокзалах, на фасадах официальных учреждений и, конечно, на кремлевских башнях. Но сначала появилась звезда на головных уборах бойцов Красной армии (также, как она горела во лбу известного Бафомета), о чем лично позаботился сам Лев Давидович Троцкий.

Пентаграммы на плечах Пресвятой Владычицы нашей Богородицы выглядят в точности как в советской армии... Приводимая фотография иконы сделана с календаря, под иконой на календаре надпись: "После кончины отца Серафима икона "Умиление" была передана в утешение дивеевским сестрам и с тех пор стала именоваться Серафимо-Дивеевской. В настоящее время эта великая святыня находится в Крестовом храме Патриаршей резиденции."

Совершенно неважно, перед какой иконой молиться, главное – молиться с открытым чистым сердцем, добрыми мыслями и глубокой верой в помощь. Однако история сохранила множество случаев, когда тому или иному человеку в трудные минуты являлась сама Божья Матерь.

Иногда во снах, иногда наяву – и называла икону, перед которой необходимо помолиться о своей беде или болезни, описывала ее и сообщала, где можно найти то или иное изображение. Все исполнялось по слову .

История, где находится образ?

Серафимо-Дивеевскую икону Божьей Матери, называемую «Умиление», почитают и любят православные верующие.

Она имеет еще другие названия: «Радуйся, Невесто Неневестная» – такая надпись помещена вокруг святого нимба, «Радость всех Радостей» – такое название ей присвоил православный святой . Этот образ был размещен в его келье, перед ним он постоянно молился.

Написание иконы «Умиление» относят ближе к концу XVIII века.

Иконография ее схожа с иконой Богоматери Остробрамской, хранящейся в Вильнюсе. Предположительно и на той, и на другой отражен момент, когда Дева Мария уже оповещена Архангелом Гавриилом, что она благословлена стать матерью Сына Божия .

Голова Пречистой слегка наклонена, глаза полуопущены, и весь ее облик являет смирение: «Да будет по глаголу Твоему».

Холст с написанным на нем святым образом крепился к деревянной основе из кипариса. Таким его и подарил батюшке Серафиму император Николай I.

Святой старец всех приходящих к нему с истинным покаянием благословлял этой иконой и помазывал маслицем из теплившейся перед ней лампадки. У этого святого образа он и отошел в вечность.

Задолго до своей кончины саровский чудотворец провидел, что его любимая икона будет помещена в Дивеевской женской обители, считающейся четвертым уделом Пресвятой Богородицы на земле.

Он даже оставил определенную сумму денег с непонятым на то время заветом: на устроение «большой кельи для Высокой Госпожи, которая жить будет у вас» .

После кончины батюшки Серафима на эти средства построили новый корпус, где по указанию тогдашнего игумена Нифонта и была помещена . Тогда всем стал понятен смысл слов преподобного Серафима о Высокой Госпоже.

В 1903 году саровский старец был прославлен Церковью в лике преподобных. Икону, уже «одетую» в серебряную с золочением ризу, крестным ходом перемещали из Дивеева, где она нынче находилась, в Саров, где нес свой ежедневный подвиг служения преподобный Серафим.

Император Николай II принес обители в дар богатый оклад для образа. К этому времени икона уже явила себя как чудотворная . Такими же проявляли себя и списки с нее.

После закрытия (1927 г.) Серафимо-Дивеевского монастыря его игуменье Александре перед арестом удалось каким-то образом сберечь Святой образ, а после освобождения перевезти его в Муром, где она и поселилась с еще несколькими монахинями.

Жизнь имеет обыкновение заканчиваться, и икона переходила от одной сберегающей ее монахини к другой, пока последняя из них, чувствуя приближение кончины, не решила передать ее бывшему тогда Патриархом Московским и всея Руси Пимену.

В ту сложную богоборческую пору патриарх счел необходимым поместить драгоценную святыню в гораздо более неприметном и потому безопасном месте.

Он перепоручил ее священнику из подмосковного поселка , где она вместе с некоторыми другими личными вещами святого старца хранилась вплоть до 1990-х годов, пока в России не стала возрождаться Православная церковь.

Тогда все эти святыни их хранитель протоиерей Виктор получил возможность передать тогдашнему Патриарху Алексию II . С того времени ценнейший дар хранится в Москве, в Патриаршем Богоявленском соборе, который в народе называют еще Елоховской церковью.

В воскресенье, завершающее пятую неделю Великого поста, отмечается праздник, называемый Похвалой Пресвятой Богородице. Тогда икона выносится для всеобщего обозрения и поклонения и читается посвященный ей акафист.

О чем молятся иконе?

Трудно переоценить значение икон Пресвятой Богородицы. Это касается и «Умиления». Обращаясь к ней с , можно быть уверенным, что Богородица защитит, если терзают душевные скорби, дурные мысли или удручающие сомнения.

Непередаваемая нежность, какая-то пронизывающая трогательность изображенного на холсте Лика уже при одном лишь взгляде на него способны вывести из тяжкого уныния, которое нередко настигает человека в череде одинаковых будней.

Икона обрела славу «женской». Это произошло потому, что к ней обращаются:

  • Молодые девушки, желающие обрести семью.
  • Женщины, лишенные радости быть матерью.
  • Будущие мамы – о благополучном исходе беременности .
  • Матери взрослых дочерей – о счастливой женской доле для них.
  • Дарует она и юным девам сохранение чистоты , целомудрия, доброго нрава.
  • К иконе могут обращаться и мужчины . Ей молятся не только об избавлении от болезней, но и те, кому не хватает материнского участия, сопереживания, понимания, и те, кто сам должен быть поддержкой находящимся рядом.
  • Бесконечным потоком к иконе и ее многочисленным чудотворным спискам идут люди с различными недугами и получают исцеление.
  • По-настоящему верующим икона помогает облегчить сложности переходного возраста.
  • Серафимо-Дивеевскую икону можно просить об избавлении от гордыни – как проявления ее в себе, так и защите от гордыни других.

Молитва

О, Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде и радость в печали место даруй. И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.

Другие изображения Божьей Матери «Умиление» и их значение

Существуют и другие иконы Пресвятой Богородицы с названием «Умиление» , и они обладают не меньшей силой чудотворения.

Псково-Печерская

Это список не оригинального образа «Умиление», а иконы Богоматери «Владимирской». Ее создание авторства монаха Арсения Хитроша относят к началу XVI века.

Название иконографического типа «Елеуса» , к которому она относится, так и переводится с греческого – сострадание, милость. На таких иконах Матерь Божья изображается с Богомладенцем на руке, и Тот прижимается щекой к ее щеке , – как символ безграничной .

Свою чудодейственную силу этот образ являл в весьма трудные времена. Так, при завоевании Пскова польским королем Стефаном Баторием (1581 г.) было приказано забрасывать город калеными ядрами.

Одно из таких ядер угодило непосредственно в икону, не нанеся ей при этом ни малейшего вреда. Именно лику Пресвятой Богородицы обязаны защитники города поражением неприятеля.

По легенде, икона «Умиление» помогла отбить у наполеоновских войск захваченный ими Полоцк.

Описано множество случаев, когда по молитве болящих перед этим образом они получали исцеление.

Смоленская

Икона «Умиление» Смоленская, известная с начала XII века, изображает Богородицу, которая любуется Младенцем Христом, играющим в складках Ее одеяния.

Много веков спустя после написания этого образа Смоленск под ее защитой оказался недосягаем для поляков, пытавшихся захватить его.

Ростовская

В Свято-Никольском храме Ростова помещена икона «Умиление» Ростовская, в народе называемая «Богородица с яблочком», на которой Младенец Христос держит в Своих руках яблоко, прославившаяся множеством документально подтвержденных самых невероятных исцелений.

История ее обретения тоже связана с выздоровлением больной девочки, которой Матерь Божья явилась в видении, указав место нахождения своего чудесного образа.

Новгородская

По виду очень напоминает Серафимо-Дивеевскую икона «Умиление» Новгородская. Более семисот лет поклоняются ей новгородцы: первое ее прославление произошло в 1337 году, когда непонятная сила восхитила ее, и из глаз Пречистой заструились слезы.

Существует целый список массовых исцелений от различных недугов, молятся перед иконой для защиты от , вражеских нашествий.

Троицкий собор Серафимо-Дивеевского монастыря (Нижегородская область) также хранит один из особо почитаемых списков со святыни, в честь которого освящен придел.

Список этот, хотя еще и сравнительно «молодой»: написан в конце позапрошлого столетия, но уже известен далеко за пределами монастыря своими чудотворными свойствами.

Локотская

Интересна история Локотской иконы «Умиление», находящейся в пос. Локоть на Брянщине.

Это не иконопись в чистом ее виде, а копия, помещенная на настенном календаре, который, уже устаревший, в свое время купила одна женщина, просто, чтобы его не утилизировали и тем не осквернили Святой лик.

Собственно календарь женщина отрезала, а икону поместила на стене. Через какое-то время образ стал источать миро и благоухать. По благословению митрополита в поселке построили часовню и поместили там эту «календарную» икону, и к ней идут и едут сотни страждущих.

После молитвы перед Святым образом женщины исцеляются от бесплодия, выздоравливают онкологические больные, как и страдающие диабетом, церебральным параличом, трофической язвой и др., отыскиваются пропавшие.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх