Виды административно правовых отношений юридические факты. Юридические факты можно подразделить на – по каким критериям можно классифицировать. Структура административно-правового отношения

Юридический факт - это обстоятельство, наступлением которого в соответствии с требованиями нормы административного права между сторонами должно (может) возникнуть, измениться или прекратить свое существование конкретное правоотношение.

Юридическим фактам в административном праве присущ ряд характерных признаков:

юридические факты - это единичные (индивидуальные) социальные обстоятельства, они имеются в реальности как нечто определенное и конкретное: социальная ситуация, поведение лица и т.п.;

юридические факты выражены в объективной реальности как наличие или отсутствие ситуации, описываемой нормой административного права;

в административном праве юридические факты должны иметь значение для организации и осуществления государственного управления;

они всегда предусмотрены административно-правовыми нормами;

по своему назначению юридические факты влекут правовые последствия, предусмотренные административно-правовыми нормами: возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Юридические факты в административном праве многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.

1. По правовым последствиям выделяют юридические факты:

правообразующие - влекущие возникновение административных правоотношений;

правоизменяющие - влекущие изменение уже существующих административно-правовых отношений;

правопрекращающие - влекущие прекращение административных правоотношений.

2. По форме проявления юридические факты могут быть положительными (позитивными), т.е. имеющимися в реальности, или отрицательными (негативными), когда описанная нормами права социальная ситуация отсутствует.

3. Наиболее распространенной и детализированной является классификация юридических фактов на деяния и события.

Деяния проявляются в двух ипостасях: как действия и как бездействие. Те и другие - результат активного волеизъявления субъекта правоотношения. Однако действие предполагает основанное на волевом решение совершение активных действий, а бездействие - волевое же несовершение предписываемых законом действий.

Как правило, действием, обусловливающим административное правоотношение, является издание ненормативного акта управления (приказ о назначении, распоряжение о выделении средств, решение о налоговой проверке и т.д.). Это наиболее характерный для административного права юридический факт. Однако административные правоотношения возникают также и по инициативе управляемых субъектов правоотношения (подача заявления или жалобы, совершение правонарушения и т.п.).

По своему характеру выделяются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия основаны на положениях норм административного права и соответствуют им. Неправомерные действия нарушают предписания норм административного права. Такие юридические факты - это правонарушения, которые могут быть дисциплинарными проступками или административными правонарушениями. Неправомерные действия влекут за собой возникновение ряда процессуальных правоотношений по привлечению к дисциплинарной или административной ответственности.

Следует иметь в виду, что неправомерным может быть и бездействие: например, бездействие должностного лица, обязанного совершить определенные действия в отношении гражданина или организации, или бездействие гражданина, обязанного регистрироваться в органах внутренних дел по месту временного пребывания.

Другая разновидность юридических фактов в административном праве - события. События, по своей сути, это явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и т.п.). Нормами административного законодательства предусматривается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений, в том числе и в связи с такими обстоятельствами, которые не связаны с волеизъявлением субъектов правоотношения. В частности, смерть гражданина влечет за собой прекращение всех правоотношений, субъектом которых он выступал.

Юридические факты – это фактические обстоятельства, с которыми правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Только при наличии юридического факта (фактов) субъект административного права становится субъектом административных правоотношений.

В правовых нормах субъектом административного права называется лицо или организация, которые при определенных условиях могут быть участниками (сторонами) управленческих отношений. Они определяются общим (родовым) образом – как индивидуальные объекты (граждане, государственные служащие) или как коллективные. В течение длительного времени они могут не вступать ни с кем в административные правоотношения, т.е. не становиться их участниками (субъектами или объектами управления).

Субъект же правоотношения всегда конкретен. Это конкретное лицо или организация, сторона правоотношения (субъект или объект управления), наделенная правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и способная осуществлять их.

Субъекты административного права могут стать субъектами (участниками, сторонами) административных правоотношений при наличии трех условий:

административно-правовой нормы, определяющей субъекта, его права и (или) обязанности, юридическую ответственность;
административной правоспособности и дееспособности субъекта;
юридического факта (фактов), т.е. основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения.
В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия или события.

Действия являются результатом активного волеизъявления (т. е. результатом сознательной деятельности) субъекта.

Они могут быть правомерными, что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан, их объединений и всех иных возможных участников административно-правовых отношений.

Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и адресатом (как правило, исполнительным органом, должностным лицом).

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный характер, т. е. относящиеся (адресованные) к конкретному лицу и делу. Их прямое юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения. Например, приказ о назначении на должность ведет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. Это – дисциплинарные проступки или административные правонарушения как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой возникновение административно-юрисдикционных правоотношений. Неправомерным может быть также и бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События – это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).

Административное право - одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм , регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти , или, в более широком понимании, - в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

  • является публичным правом , призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
  • нормы административного права обеспечивают интересы общества , государства граждан и т. д.;
  • составляет основу правового регулирования

Управление - действия распорядительного характера, направленные на функционирование сложно организованных систем, призванные обеспечить их сохранность, поддержать режим деятельности.

Выделяют объект, субъект и содержание управления.

Объект управления - различные системы и их составляющие (люди, явления, события и т. д.).

Субъекты управления - это всегда люди. Выделяют две группы субъектов управления :

  1. единоличные;
  2. коллегиальные (группы людей).

г) специальный субъект управления - органы власти или иное уполномоченное лицо.

Виды управления:

  • государственное;
  • коллективное - регулирование на уровне коллектива;
  • семейное.
  • является публичным правом , призванным обеспечить публичный интерес;
  • нормы административного права обеспечивают интересы общества , государства , коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
  • составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.

Предмет административного права - общественные отношения, которые урегулированы нормами административного права.

В предмет административного права входят 3 области правоотношений , а именно:

1) управленческие правоотношения - представляют собой исполнительно-распорядительную деятельность. В рамках данных правоотношений непосредственно реализуются цели, задачи, функции, полномочия исполнительной власти ;

2) организационные правоотношения - вспомогательные. Организационные правоотношения реализуются в процессе формирования состава государственных органов , распределения между ними прав, обязанностей и ответственности в целом при формировании структуры управления ;

3) контрольные правоотношения - как и любой другой вид деятельности, осуществление государственного управления контролируется специализированными органами. В какой-то мере контрольные полномочия характерны для любого государственного органа, но для некоторых органов данная функция является основной. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного права :

1) метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому, а другой осуществляет управление первым и вправе давать ему обязательные для исполнения указания;

3) метод согласования характерен лишь для субъектов, не находящихся в подчинении друг у друга, но при этом они могут быть неравноправны, например согласование порядка работы между двумя государственными органами, должностными лицами, разными по правовому статусу;

4) метод равенства - в некоторых источниках называется как подвид метода согласования, особенностью которого является то, что данный метод применяется лишь между равноправными лицами;

5) метод дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению;

6) метод запрета - возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Воздействие административного права на общественные отношения:

  • регулирует отношения во всех сферах общественных отношений - в экономике , административно-политической, социально-культурной и т. д.;
  • определяет систему и структуру органов, задействованных в общественных отношениях;
  • устанавливает правила поведения граждан, должностных лиц, организаций и других субъектов(правила в сфере торговли, дорожного движения, строительства и т. д.);
  • за нарушение установленных правил нормами административного права предусматривается ответственность, закрепляется порядок привлечения к ответственности, порядок обжалования решений и т. д.

Функции и принципы административного права

Виды функций:

  • регулятивная - выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации деятельности субъектов;
  • охранительная - обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов субъектов;
  • правоисполнительная - основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти ;
  • правотворческая - заключается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм;
  • организационная - исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления ;
  • координационная - выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Принципы - основополагающие начала любого вида деятельности.

  • принцип приоритета личности , ее прав, свобод и интересов - в процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина , обеспечивается их защита;
  • принцип разделения властей - исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ ;
  • принцип федерализма - основан на федеративном устройстве РФ , в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство РФ отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
  • принцип законности - предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать положениям Конституции РФ;
  • принцип гласности - предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности;
  • принцип ответственности - означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей и иные нарушения.

Источники административного права

2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации - содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

Формы источников административного права:

  • правила - чаще всего обязательны для обеих сторон управленческого процесса, утверждаются, как правило, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ;
  • положения - делятся на предметные (группируют нормы, призванные регулировать определенную группу отношений, и органические);
  • инструкции, порядки, методические указания (рекомендации);
  • уставы - в данной форме группируется значительное количество норм;
  • кодексы - группируют нормы института административной ответственности .

Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.

Цель систематизации - упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом , в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.

Соотношение административного права с другими отраслями права

Признаки норм административного права:

1) предмет регулирования административных норм совпадает с предметом административного права;

2) строгая иерархия, в случае противоречия одной нормы другой действует высшая по юридической силе;

3) большинство норм административного права носят императивный (обязывающий) характер;

4) действие административно-правовых норм обеспечено специальными видами ответственности: административной и дисциплинарной;

5) административно-правовая норма имеет специфическую структуру: как правило, она не имеет гипотезы либо не выражена. Диспозиция и санкция часто разъединены и могут быть закреплены в разных частях одного закона либо помещены в различные нормативно-правовые акты .

Особенная часть содержит нормы, регулирующие общественные отношения в конкретных отраслях и сферах хозяйства страны (экономической, социально-культурной, административно-политической).

Институты административного права отражают наиболее важные, общие проблемы административно-правового регулирования общественных отношений, позволяют комплексно подойти к решению многих вопросов, связанных с функционированием всей системы исполнительной власти .

Виды институтов административного права:

  • принципы государственного управления;
  • административно-правовой статус граждан (физических лиц);
  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;
  • государственная и муниципальная служба ;
  • административно-правовой статус негосударственных (общественных объединений);
  • административно-правовой статус предприятий , учреждений;
  • формы государственного управления;
  • методы государственного управления;
  • обеспечение законности в государственном управлении;
  • административно-правовые основы управления в сфере экономики ;
  • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;
  • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

Административно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Структура административно-правовой нормы:

  • гипотеза - указывает на условия применения того или иного правила поведения, конкретные фактические условия применения нормы права ;
  • диспозиция - основная часть нормы, в которой определяется само правило поведения, предписывающего, запрещающего или дозволяющего характера;
  • санкция - всегда закрепляется в нормах, предусматривающих конкретные составы административных правонарушений .

Виды административно-правовых норм:

1) по предмету:

а) материальные - нормы, закрепляющие права, обязанности, ответственность субъектов административных правоотношений ;
б) процессуальные - нормы, определяющие порядок реализации прав, обязанностей и ответственности, закрепленной в нормах материального права;

а) обязывающие - предписывающие субъектам административно-правовых отношений в обязательном порядке совершать определенные активные действия;
б) управомочивающие - нормы, предоставляющие субъектам административно-правовых отношений право совершать какие-либо действия либо воздержаться от них;
в) запрещающие - нормы, закрепляющие обязанности субъектов административно-правовых отношений воздержаться от определенных действий;
г) рекомендательные - нормы, в которых участникам административно-правовых отношений предлагается в качестве рекомендательной определенная модель поведения;
д) поощрительные - нормы, содержащие меры поощрения за наиболее благоприятные действия со стороны субъектов административно-правовых отношений;

3) по юридической силе:

а) законодательные;
б) подзаконные;

4) по территориальному действию:

  • являются публичными правоотношениями, имеющими в своей основе общественный, государственный интерес;
  • носят властный характер, так как в процессе возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений реализуется государственное управление ;
  • являются организационными, поскольку государственное управление связано с организационными установками, что и проявляется в организационном характере административных правоотношений;
  • в случае нарушения административно-правовых отношений наступает административная ответственность как способ их защиты.

Административные правоотношения отличаются особым административно-правовым порядком разрешения споров участников правоотношений. Разрешение спорных ситуаций, возникающих в процессе существования административного правоотношения, может осуществляться в рамках других административно-правовых отношений. Таким образом, административные правоотношения разрешаются внутри самой системы.

Способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

  • материальные, основанные на нормах материального права ;
  • процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

  • горизонтальные - возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;
  • вертикальные - возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;
  • субординационные - основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);
  • координационные - властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;
  • административных правоотношений ;
  • гарантия соблюдения принципа законности .

Классификация юридических фактов:

1) по характеру наступивших последствий:

  • правообразующие - юридические факты, определяющие возникновение правовых отношений (возбуждение административного производства и т. д.);
  • правоизменяющие - юридические факты, определяющие изменения правовых отношений, например перевод на другую должность;
  • правопрекращающие - юридические факты, определяющие прекращение правовых отношений, например увольнение со службы;
  • события - обстоятельства, не зависящие от воли и сознания человека и возникающие сами по себе, например стихийные бедствия;
  • действия - обстоятельства, зависящие от волеизъявления человека. Действия делятся на правомерные (основанные на требованиях закона) и противоправные (совершение административного правонарушения);

3) по наличию фактов, необходимых для возникновения, изменения и прекращения правоотношений:

  • простые юридические факты (поступление на службу);
  • сложные юридические факты (юридические составы правонарушений) - для возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений необходимо наличие нескольких условий.

Необходимо отметить, что в ряде случаев юридические факты, с которыми связано возникновение (изменение или прекращение) административного правоотношения также порождает возникновение иного правоотношения, урегулированного иными отраслями права (так, поступление на государственную службу является юридическим фактом для возникновения не только административных, но и трудовых отношений).

Так, например, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии следующих условий:

  • если для этого имеется хотя бы один из поводов, предусмотренных данной статьей;
  • достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • поступившие из правоохранительных органов , а также из других государственных органов , органов местного самоуправления , от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц , а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ).

Административное правоотношение как разновидность правового регулирования, его специфика и структура. Роль юридических фактов в административном праве. Виды административно-правовых отношений. Обобщенная характеристика предмета административного права.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализации. Юридические факты в административном праве. Основные черты административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Понятие, особенности и структура административно-правовых отношений, сфера государственного управления. Юридические факты в административном праве. Виды административно-правовых отношений и их характеристика, основные и неосновные управленческие связи.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    Понятие административно-правовых норм, их классификация по характеру правового воздействия и юридическому содержанию. Особенности и институты системы административного права. Сущность, свойства, виды и структура административно-правовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2013

    Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых норм. Проявление регулятивной роли административного права. Основные варианты реализации административно-правовых норм. Источники административного права, их систематизация и кодификация.

    реферат , добавлен 17.11.2011

    Административное право как отрасль права и наука. История развития науки административного права. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования. Административно-правовые нормы: понятия, особенности, виды, формы реализации.

    реферат , добавлен 22.05.2008

    Административно-правовые формы. Понятие административно-правовых форм. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение понятие административно-правовых методов. Виды административно-правовых методов. Административное принуждение.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2004

    Исследование понятий "административно-правовые нормы" и "административно-правовые отношения" в их взаимосвязи, рассмотрение их особенностей. Основные черты административно-правовых отношений. Ответственность участников правовых управленческих отношений.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

Структура административно-правового отношения

Административно-правовое отношение как самостоятельный вид правового отношения обладает сложной структурой. В нее входят субъект, объект и содержание правоотношения.

Субъект – этоучастник административно-правового отношения, имеющий субъективные права и обязанности.

Для того чтобы быть субъектом данного правоотношения, организация или индивид должны обладать административной правосубъектностью, т. е. способностью (возможностью) быть субъектом административного права.

Субъектамиадминистративно-правовых отношений могут быть индивиды и организации.

Объект – это то, по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются правоотношения (то, на что направлена деятельность определенных лиц). Объектом административного правоотношения не могут быть вещи материального мира, в его качестве выступает поведение людей .

Юридические факты – это конкретные обстоятельства, с наступлением которых административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений.

Юридические факты предусмотрены в нормах административного права: прямо – в гипотезе, косвенно – в диспозиции и санкции.

Юридические факты в административном праве делят по волевому признаку на деяния (действия и бездействие) и события .

Действия – это волевые акты активного поведения субъектов, они могут быть правомерными и неправомерными.

Правомерные действия соответствуют правилам поведения, установленным административно-правовыми нормами. Они делятся на юридические поступки и юридические акты .

Примером юридического факта – правомерного действия может служить подача гражданином необходимых документов для регистрации в качестве предпринимателя, что влечет конкретные административно-правовые отношения между ним и органом, осуществляющим регистрацию.

Юридическими фактами – правомерными действиями являются также индивидуальные правовые акты , издаваемые органами исполнительной власти, их должностными лицами (например, постановление о наложении административного наказания, которое выступает основанием для исполнительного производства). Правопрекращающим юридическим фактом является, например, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Юридические факты – неправомерные действия – это действия, не соответствующие требованиям административно-правовых норм, нарушающие их (административное или дисциплинарное правонарушение). Неправомерным юридическим фактом также выступает бездействие (например, невыполнение должностным лицом своих служебных обязанностей).

События – этоявления, не зависящие от воли и сознания субъектов правоотношения (смерть, стихийные бедствия и т.д.).



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх