Виды пожаров на судне на английском языке. Противопожарная защита судна. Пожары класса В

Морские и речные суда относятся к особой категории объектов с точки зрения опасности возгорания. Пожарная безопасность на судне закладывается еще на базе проектирования и строительства морского транспорта. В этих целях используются устойчивыми к возгоранию материалами, прокладывают системы трубопроводов, обрабатывают поверхности огнезащитными средствами и обеспечивают изоляцию между отсеками. Но при наличии всех предусмотренных мер суда продолжают оставаться опасными в пожарном отношении объектами и требуются дополнительные мероприятия для их защиты от огня.

Причины возгорания на судах

Любое судно по своей конструкции представляет собой ограниченное по площади помещение с высокой плотностью размещения электротехнического и силового оборудования. Дополнительным опасным фактором служит наличием легко возгораемых и взрывоопасных грузов.

Основные причины возгораний связаны с беспечным поведением экипажа:

  • эксплуатация неисправного электрооборудования;
  • курение в местах для этого необорудованных;
  • сварочные работы без соблюдения техники безопасности;
  • загромождение пространства, в том числе путей эвакуации;
  • неаккуратное обращение с воспламеняющимися жидкостями.

К пожарам могут привести и неправильные действия руководителей или собственников судна:

  • перегруз трюмов пожароопасным грузом;
  • неправильное складирование различных видов материалов;
  • ненадлежащая эксплуатация системы пожаротушения на судах.

Пожары на водном транспорте опасны тем, что:

  • ограничены способы и возможности эвакуации;
  • присутствует большое количество топлива или летучих газов в местах его хранения;
  • противопожарные работы необходимо проводить с учетом сохранения остойчивости корпуса.

Виды средств пожаротушения, использующихся на судах

Сложная конструкция судов и наличие помещений различного назначения требует обоснованного подхода к оборудованию объектов защитными средствами. Различные противопожарные системы на судне используются с учетом особенностей помещений и назначения самих судов.

Самый распространенный способ тушения – с помощью воды. Водяные способы борьбы с огнем монтируются в ходе строительства судна. Используются кольцевой и линейный трубопроводы. В тушении пожаров используются несколько насосов с защитными заслонками (кингстонами).

На судах с повышенной пожарной опасностью (танкерах, газовозах) используется на судне, которые обеспечивают быстрое реагирование и максимальное количество огнегасящего вещества.

В жилых помещениях предпочтительнее на судах, обеспечивающая возможность эвакуации людей и имущества.

Там, где использование воды не имеет должного эффекта или даже представляет опасность, например, в машинных и насосных отделах, используются пенные устройства для пожаротушения. Вода при высоких температурах превращается в горячий пар и становится опасной для людей, не меньше чем огонь.

Суда, перевозящие взрывоопасные и горючие вещества, например, сжиженные газы, оснащаются порошковыми средствами, которые позволяют купировать возгорание и не дают ему распространиться дальше.

Основные системы имеют стационарные конструкции. Наряду с ними используются переносные, мобильные системы (огнетушители), которые применяют для подавления небольших возгораний местного значения.

Сочетание различных способов считается наиболее эффективным.

Виды пожарных сигнализаций, использующихся на судах

В связи с высокой опасностью возникновения возгораний на всей площади морских и речных судов устанавливаются судовые пожарные сигнализации.

Предпочтение отдается автоматическим системам, так как они не нуждаются в постоянном контроле человеком, т.е. не отрывают экипаж судна от выполнения прямых обязанностей. Автоматические системы дополняются извещателями с ручным способом включения, которые размещаются в общедоступных местах.

Обратите внимание!

В большинстве случаев система пожарной сигнализации на судах речного флота дополняется звуковым оповещением, предупреждающим пассажиров и членов экипажа об опасности.

Пожарная сигнализация на судне представлена следующими видами:

  • электрические устройства
  • пневматические схемы, не зависящие от наличия напряжения в сети
  • извещатели, реагирующие на появление дыма
  • температурные датчики, реагирующие на максимальные показатели
  • дифференцированные виды, настроенные на резкое изменение тепловых значений внутри помещения
  • автоматические и ручные виды сигнализации
  • комбинированные системы, которые включают одновременно несколько видов датчиков, чтобы повысить результативность и снизить случайность активизации судовой системы пожарной сигнализации и необоснованного включения средств пожаротушения.

В каких местах нужно размещать сигнализацию на судне?

Основным средством защиты морского транспорта являются стационарные системы пожаротушения. Базовые конструкции устанавливают еще на судостроительном заводе, пока корабль находится на стапелях.

Впоследствии судовладельцы дополняют существующие системы, модернизируют или заменяют устаревшие модели.

Места размещения судовых стационарных систем пожаротушения – это наиболее опасные участки и помещения:

  • машинное отделение с дизельными двигателями;
  • судовые электрогенераторные или другие помещения, в которых располагаются источники электроэнергии и разветвления электрических сетей;
  • отсеки с работающими электродвигателями и насосами;
  • вентиляционные сети.

Также установка АПС на судне предусмотрена в местах нахождения экипажа, т.е.:

  • в жилых каютах;
  • на камбузе;
  • в коридорах.

В грузовых трюмах или отсеках устанавливаются газовые и порошковые устройства, обладающие высокой эффективностью, но опасные для людей, находящихся в зоне воздействия.

Выбор пожарной системы

Безопасность водных транспортных средств в значительной мере зависит от того, насколько обоснованно выбраны системы пожаротушения на судне.

При выборе необходимо учитывать следующие факторы:

  • назначение водного транспорта и степень опасности в пожарном отношении перевозимых грузов;
  • размеры объекта в целом и отдельных помещений, а также конструктивные характеристики отдельных частей конструкции;
  • количество пожароопасного оборудования и распределение его по площади объекта;
  • наличие, объем и способ складирования грузов, и их показатели пожароопасности.

При оценке средства пожаротушения обращают внимание на следующие показатели:

  • возможность использования при различных типах возгораний (А, В, С и так далее);
  • площадь, охватываемая огнегасящими веществами, с учетом высоты отсека;
  • скорость реагирования и время работы пожарной системы;
  • автоматическое срабатывание и возможность включения в ручном режиме;
  • опасность для людей и вред, который потенциально может быть нанесен защищаемому от огня имуществу
  • возможность монтажа в стесненных условиях или в нестандартных конструкциях водного транспорта.

Заключение

Правильный выбор, монтаж и эксплуатация судовых систем пожаротушения – это залог безопасности судна, экипажа, пассажиров и груза.

Пожары на судах являются сравнительно нечастым бедствием (около 5% от всех аварий), но по тяжести последствий они стоят на первом месте.

Около 20% пожаров заканчиваются гибелью или полным конструктивным разрушением судна.

Опыт реальных аварий свидетельствует, что срок борьбы с огнем составляет порядка 15 мин. Если в течение этого времени пожар не удалось взять под контроль-то судно, как правило, гибнет. Дело в том, что в ограниченном объеме судового корпуса и надстроек находится очень много горючих веществ: дерево, ткань, пластик, краски и пр. А они, как известно, горят очень хорошо.

Что же представляет собой процесс горения?

Горением называется физико-химический процесс, сопровождающийся выделением теплоты и излучением света.

Сущность горения заключается в быстропротекающем процессе окисления химических элементов горючего вещества с кислородом воздуха.

Любое вещество является сложным соединением, молекулы которого могут состоять из множества связанных друг с другом химических элементов.

Во время реакции горения происходит соединение атомов различных элементов с образованием новых веществ. Основными продуктами горения являются:

Окись углерода СО – бесцветный газ без запаха, обладающий высокой токсичностью, содержание которого в воздухе более 1% опасно для жизни человека;

Углекислый газ СО 2 - инертный газ, но при содержании в воздухе 8 - 10% человек теряет сознание и может погибнуть от удушья;

Пары воды Н 2 О, придающие дымовым газам белую окраску;

Сажа и пепел, придающие дымовым газам черную окраску.

1.2 Составляющие пожара и взрыва.

Горение является началом пожара. Для горения необходимы три элемента: горючее вещество, которое будет испаряться и гореть, кислород для соединения с горючим веществом и теплота для повышения температуры паров горючего вещества до момента их воспламенения. Символический пожарный треугольник иллюстрирует это положение и дает представление о двух важных факторах, необходимых для предотвращения и тушения пожаров:

    если одна из сторон треугольника отсутствует, пожар не может начаться;

    если одну из сторон треугольника исключить, пожар погаснет. Пожарный треугольник - простейшее представление трех факторов, необходимых для существования пожара, но он не поясняет природу пожара. В частности, он не включает цепную реакцию, возникающую между горючим веществом, кислородом и теплотой в результате химической реакции. Пожарный тетраэдр - более наглядная иллюстрация процесса сгорания (тетраэдр - это много2гранник с четырьмя треугольными гранями). Он очень полезен для понимания процесса сгорания, так как на нем имеется место для цепной реакции и каждая грань касается трех других. Основная разница между пожарным треугольником и пожарным тетраэдром заключается в том, что тетраэдр показывает, каким образом за счет цепной реакции поддерживается пламенное горение, т.е. как грань цепной реакции удерживает остальные три грани от падения.

Цепная реакция.

Цепная реакция начинается следующим образом: образующаяся при горении

паров теплота воспламеняет все большее количество паров, при горении которых снова

выделяется все большее количество теплоты, воспламеняющей еще большее количество

паров. В результате этого постоянно нарастающего процесса горение усиливается. Пока

горючего вещества много, пожар продолжает развиваться, пламя разрастается.

Через некоторое время количество паров, выделяющихся из горючего вещества,

достигает максимума и начинает стабилизироваться, в результате чего горение

протекает с устойчивой скоростью. Это продолжается до тех пор пока не израсходуется

основная часть горючего вещества. Затем окисляется меньшее количество паров и

меньше образуется теплоты. Процесс начинает затухать. Происходит выделение все

меньшего количества паров, меньше становится теплоты и огня, пожар постепенно угасает.

При сгорании твердых горючих веществ может остаться зола, и еще какое-то время будет продолжаться тление. Жидкие горючие вещества выгорают полностью.

Таким образом, пожар возникает только при одновременном действии трех

факторов: наличии горючего вещества, достаточном количестве кислорода,

высокой температуре.

1.3 Характеристика горючих материалов.

Все горючие материалы (вещества) можно разделить на твердые, жидкие и газообразные.

Твердые горючие вещества. Наиболее типичные твердые горючие вещества – дерево, бумага и ткани. Они находятся на судне в виде растительных тросов, брезента, подстилочного и сепарационного материала, мебели, фанеры, обтирочных материалов и матрацев. Краска на переборках также представляет собой твердое горючее вещество. Кроме того, суда перевозят разнообразные твердые горючие вещества в виде груза.

Древесина и древесные материалы обладают горючестью и в зависимости от температуры и притока воздуха могут обугливаться, тлеть и гореть. Максимальная пожаробезопасная температура - 100 0 С, при температуре около 204 0 С – они самовоспламеняются. Скорость горения зависит от притока воздуха, содержания влаги и др. Наиболее быстро сгорают тонкие древесные изделия большой площади. Продуктами сгорания являются: двуокись углерода, водяной пар, окись углерода, альдегиды и кислоты. В начальной стадии пожара могут выделять много дыма.

Текстильные и волокнистые материалы в зависимости от состава волокон имеют температуру воспламенения 400 – 600 с. растительные волокна легко воспламеняются и хорошо горят, выделяя много густого дыма. Частично сгоревшие растительные волокна могут самовоспламеняться; сильно разбухают под воздействием воды. При горении выделяется большое количество едкого плотного дыма.

Жидкие горючие вещества . Воспламеняющиеся жидкости присутствуют на судне в основном в виде мазута, смазочного масла, дизельного топлива, керосина, масляных красок и их растворителей. Воспламеняющиеся жидкости и сжиженные воспламеняющиеся газы могут перевозиться в качестве груза.

Все воспламеняющиеся жидкости испаряются, скорость испарения нарастает с повышением температуры.

Пары в концентрации с воздухом взрывоопасны, особенно в закрытых объемах (цистернах, танках).

Воспламеняющиеся жидкости выделяют теплоту в 3-10 раз быстрее, чем дерево, и ее количество примерно в 2,5 раза больше. Эти соотношения достаточно наглядно показывают, почему пары жидкости горят с большой интенсивностью.

При растекании воспламеняющиеся жидкости распространяются по очень большой площади, выделяя при этом значительное количество паров, при воспламенении которых, образуется большое количество теплоты.

Газообразные горючие вещества.

Эти вещества уже находятся в необходимом для горения состоянии. Для их возгорания требуется только высокая температура и определенная пропорция кислорода.

Газы, как и воспламеняющиеся жидкости, всегда образуют видимое пламя и не тлеют.

При хранении или образовании газов в закрытых емкостях в случае появления источника теплоты резко возрастает вероятность взрыва.

Пожар - это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий большой материальный ущерб и приводящий иногда к гибели людей. Пожар возникает либо как стихийное бедствие, либо как результат неосторожного обращения с огнём и нарушения правил техники безопасности.

Для успешного тушения пожара необходимо применение наиболее подходящего огнетушащего вещества, вопрос о выборе которого должен быть решён практически мгновенно.

Правильный выбор огнетушащего вещества позволяет снизить повреждения судна и опасность для его экипажа. Но задача значительно облегчается введением классификации пожаров. Международной организацией стандартов вводится деление на пять классов или типов, обозначаемых латинскими буквами А, В, С, D, Е. В каждый класс включены пожары, связанные с возгоранием материалов, имеющих одинаковые свойства при горении и требующих применения одинаковых огнетушащих средств. Поэтому для успешной борьбы с пожаром совершенно необходимо знание этих классов, а также характеристик горючих материалов, имеющихся на судне.

Пожары класса А – это пожары, связанные с горением твердых (образующих золу) горючих материалов и которые могут быть потушены с помощью воды и водных растворов. К таким материалам относятся древесина и древесные материалы, ветошь, бумага, резина и некоторые пластмассы. Тушение этих материалов производится, в основном, водой, водными растворами, пеной.

Пожары класса В – пожары, вызванные горением воспламеняющихся или горючих жидкостей. К этому классу веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски, различные растворители и другие горючие жидкости (ГЖ). Ликвидация таких пожаров производится, в основном, пеной, а также туманно распыленной водой, порошками углекислым газом и другими нейтральными газами.

Пожары класса С – это пожары, возникающие при воспламенении газообразных веществ и материалов. К этим веществам относятся горючие газы, перевозимые морскими судами в качестве груза (водород, метан, пропан и др.), а также используемые на морских судах в качестве технологического снабжения. Тушение горючих газов осуществляют компактными струями воды или огнетушащими порошками.

Пожары класса D – это пожары, связанные с горением металлов: калия, натрия, лития, магния, титана, алюминия и др. Для тушения таких пожаров используют теплопоглощающие огнетушащие вещества, огнетушащие порошки, не вступающие в реакцию с горящими металлами.

Пожары класса Е – это пожары, возникающие при воспламенении находящегося под напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок. Для борьбы с такими пожарами используют огнетушащие вещества, не являющиеся проводниками электричества.

В реальных судовых условиях нередко возникают пожары, совмещающие два класса. Наиболее часты следующие сочетания:

Пожары классов А и В – одновременно горят твёрдые горючие вещества и горючие жидкости.

Пожары классов А и Е – одновременно горят твёрдые горючие вещества и электрооборудование.

Пожары классов В и Е – одновременно горят горючие жидкости и электрооборудование.

Судовой пожар, как правило, сопровождается целым комплексом сопутствующих факторов, способствующих быстрому его распространению и затрудняющих работы по ликвидации пожара. К таким факторам необходимо отнести следующие:

1. Наличие на судах большого количества горючих материалов, металлических конструкций на малых площадях и теснота помещений, вызывающие быстрое повышение температуры и распространение огня по судну непосредственно от очага пожара и путем теплопроводности через накалённые металлические судовые конструкции.

2. Наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, возможность образования неконтролируемых газовых и воздушных потоков, вызываемых газообменом между зоной горения и окружающей средой.

3. Загромождённость судовых помещений и ограниченность подходов к ним, затрудняющие определение границ очага пожара и доступа к нему и снижающие эффективность применяемых средств тушения.

4. Выделение ядовитых газов и возможные взрывы судового оборудования, затрудняющие работы по ликвидации пожара.

5. Наличие большого количества электрооборудования и электроцепей, тушение которых под напряжением водой и химической пеной представляет опасность для людей; обесточивание же электрооборудования может вывести из строя большинство судовых средств пожаротушения и лишить судно возможности борьбы за живучесть.

6. Образование продуктов разложения и сгорания веществ.

7. Опасное вскипание и возможные взрывы горючих жидкостей в закрытых судовых ёмкостях.

8. Ограниченное количество воды, подаваемой к очагу пожара, которое необходимо строго контролировать из-за опасности потери остойчивости и гибели судна.

9. Невозможность получения помощи со стороны при пожаре в открытом море; в этом случае можно рассчитывать только на судовые средства пожаротушения и тренированность команд.

10. Выход из строя или невозможность спуска из-за шторма плавучих спасательных средств и вероятность появления паники среди людей, находящихся на горящем судне.

Развитие пожара зависит от места расположения очага пожара, характера газообмена в помещении, наличия в нём взрыво- и пожароопасных веществ и оборудования, оперативности действий аварийных партий.

На современных судах принимаются все возможные меры для снижения их пожарной опасности. К сожалению, следует отметить, что полностью устранить влияние рассмотренных выше особенностей возникновения и развития пожаров на судах пока не удается из-за специфики работы морского транспорта, пожаро- и взрывоопасности некоторых видов грузов, необходимости создания комфортных условий обитания пассажиров и членов экипажей судов.

Особенно большой пожароопасностью характеризуются пассажирские суда, нефтеналивные суда, суда-газовозы и ролкеры. На пассажирских судах для отделки жилых и служебных помещений применяется много горючих материалов. Кроме того, существует постоянная опасность возникновения пожара из-за нарушения пассажирами противопожарного режима (курение, использование электронагревательных и бытовых приборов и т. д.).

Все это требует от членов судовых экипажей четкой отработки способов борьбы с пожарами, высокой бдительности и организации службы.

В зависимости от того, где находится очаг пожара - внутри судна или снаружи, пожары разделяются на внутренние, или закрытые, и наружные, или открытые. Ликвидация внутренних пожаров, как правило, значительно сложнее, чем открытых.

Пространство, в котором наблюдаются различные сопровождающие пожар явления, условно разделяются на три зоны: горения, агрессивного воздействия тепла и задымления.

Зоной горения называется пространство, где происходит собственно горение. Площадь пожара - это проекция зоны горения на поверхность палубы.

Зоной агрессивного воздействия огня называется часть пространства, где тепловое воздействие пожара приводит к существенному изменению свойств материалов и предметов, что делает невозможным дальнейшее пребывание людей в этой зоне без индивидуальных защитных средств.

Зона задымления - это пространство, заполненное дымовыми газами в опасной для жизни людей концентрации, затрудняющими действие аварийных партий.

Анализ судовых аварий позволил определить основные причины возникновения пожаров на судах. К ним относятся: нарушение правил пожарной безопасности и противопожарного режима (неосторожное обращение с огнем); нарушение правил технической эксплуатации машин и механизмов; самовозгорание и недопустимое совместное хранение грузов; короткое замыкание в электрооборудовании и электропроводке; нарушение правил эксплуатации электронагревательных приборов; нарушение действующих правил перевозки опасных грузов морем; случайное попадание топлива и масла на раскаленные поверхности судовых систем и механизмов; искрообразование при разрядах статического и атмосферного электричества, а также при ударах; действие лучистой энергии, если горючие вещества находятся вблизи печей, паровых котлов или других судовых агрегатов, работающих с использованием тепла; взрывы, происшедшие из-за чрезмерного повышения давления в закрытых сосудах или мгновенного воспламенения взрывоопасных смесей и т. д.

Под борьбой с пожарами подразумевается комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий безопасной эвакуации людей.

Наиболее важной частью противопожарной защиты судов является противопожарная профилактика. Она включает в себя комплекс активных организационных мероприятий по борьбе за живучесть судна и вопросы конструктивной противопожарной защиты (КПЗ). Основой организации борьбы за живучесть судна являются требования Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ-94, ISM-Code), Конвенции SOLAS – 74, Устава службы на морских судах, НБЖС (РД 31.60.14-81), а также классификационных обществ судоходства. По требованию Конвенции SOLAS – 74 на каждом судне должен быть план противопожарной защиты судна и план действий экипажа при объявлении пожарной тревоги (FIREPLAN), составленный на национальном и английском языках, один экземпляр которого размещается в доступном месте.

В соответствии с этими документами составляется расписание по тревогам, которое устанавливает обязанности для каждого члена экипажа судна. Кроме того, каждый член экипажа под расписку информируется о его действиях при объявлении пожарной тревоги.

Все профилактические противопожарные мероприятия, проводимые на судне, информация о противопожарных конструкциях судна, системах пожарной сигнализации, системах пожарообнаружения и пожарных проходах с указанием всех помещений на каждой палубе, должны найти отражение в судовом пожарно-контрольном формуляре FIREPLAN и Папке руководящих документов по борьбе за живучесть судна. На все судовые помещения разрабатываются соответствующими подразделениями судоходной компании оперативные планы (ОП), которые доводятся до каждого члена экипажа под расписку. Один экземпляр этих планов находится в Папке руководящих документов на главном командном пункте (ГКП), другие экземпляры – у командиров аварийных партий и групп.

Моряки (командный состав судна), назначенные руководить операциями по борьбе с пожаром, должны пройти подготовку по методам борьбы с пожаром по расширенной программе, обращая внимание на организацию, тактику и управление и показать компетентность, позволяющую им принять на себя выполнение задач, обязанностей и ответственности согласно требованиям раздела А – VI/3 Международного Кодекса STCW-Code’78/95.

К основным задачам сферы компетентности относятся:

Руководство операциями по борьбе с пожаром на судах;

Организация и подготовка пожарных партий;

Проверка и обслуживание систем и оборудования для обнаружения пожара и пожаротушения;

Расследование и составление докладов об инциндентах, связанных с пожаром.

В целях методологического обеспечения прохождения курса по борьбе с пожарами на судах необходимо учитывать рекомендации специальной моделью курса IMO 2.03 Advance Training in Fire Fighting. До прохождения этого курса необходимо пройти базовую подготовку по борьбе с пожаром Basic Fire Fighting, которая является одной из составляющих частей курса «Выживание в экстремальных условиях» согласно подразделу A-VI/1-2 «Спецификация минимального стандарта компетентности в области противопожарной безопасности и борьбы с пожаром» Кодекса STCW-Code"78/95

Основная роль в обеспечении пожарной безопасности судов отводится экипажу. При этом надо учитывать, что члены экипажа не являются профессиональными пожарными, поэтому подвергать их неоправданному риску недопустимо. Риск оправдан только в случае спасения других человеческих жизней. Поэтому все члены экипажа при поступлении на судно обязательно получают инструктаж по пожарной профилактике. Они должны хорошо знать устройство, назначение и расположение на судне пожарного инвентаря, установок пожаротушения, постов сигнализации, пожарного инструмента, а также свое место и обязанности в случае пожарной тревоги.

На частных и общесудовых учениях по пожарной безопасности, на занятиях и тренировках производится отработка практических навыков по ликвидации пожара в каждом судовом помещении, четкому действию в различной обстановке (в простых или усложнённых условиях), умению использовать пожарный инвентарь, оборудование, а также средства индивидуальной защиты. При проведении общесудовых учений в море или в портах рекомендуется применять средства имитации пожара («Очаг пожара», «Вспышка», нейтральные дымы и т.д.). При этом необходимо предусмотреть меры безопасности, исключающие возможность фактической аварии судна и травмирования людей во время учений.

Противопожарный режим судовых помещений характеризуется рядом особенностей, определяемых степенью их пожарной опасности. Поэтому командный состав судна должен хорошо ориентироваться в судовых помещениях, в совершенстве изучить устройство и конструктивные особенности судна, границы противопожарных зон. Каждый командир должен знать правила использования всех средств пожаротушения, а также меры по предупреждению пожаров и способы борьбы с ними. В обязанности командного состава входит также подготовка и обучение подчинённых лиц по борьбе за живучесть судна.

Для борьбы с пожарами, водой и всевозможными повреждениями судовых технических средств на каждом судне создаются аварийные партии. Количество аварийных партий зависит от размеров и назначения судна, а также от численности экипажа. При численности экипажа более 100 человек создается 3 аварийных партии, при численности 50…100 человек – две аварийных партии и одна группа для машинного отделения, при численности 15…50 человек – 1аварийная группа. На современных транспортных судах, где численность экипажа обычно не превышает 20 чел. создаётся одна аварийная партия.

Распределение членов экипажа по аварийным партиям и группам производится с учетом их опыта работы на судах, и других деловых качеств. Каждому члену аварийной партии определяется круг обязанностей, которые фиксируются «Расписанием по тревогам» в соответствующих планах и в каютной карточке. Разрабатывается и осуществляется система патрулирования по судну.

При увольнении части экипажа на берег создается аварийная ежесуточная стояночная партия или группа. Исходя из конкретных условий и численности экипажа при стоянке судна на рейде аварийная стояночная партия (группа) должна создаваться исходя из 1/3 части экипажа, а при стоянке у причала - не менее 1/5 части экипажа. Командирами аварийных групп и партий назначаются лица командного состава. Командиром аварийной стояночной партии является вахтенный помощник капитана, а его заместителем - вахтенный механик.

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возложена на капитана. Обязанности лиц командного и рядового состава определяются расписанием по судовым тревогам.

В случае пожара общее руководство борьбой за живучесть судна с главного пожарного поста (как правило, ходового мостика) осуществляет капитан. Он организует борьбу экипажа с пожаром и направляет его деятельность на: обнаружение места и размеров пожара, установление наличия и возможности эвакуации людей из горящих помещений, ограничение распространения огня по судну, борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий. Старший помощник капитана руководит носовой и кормовой аварийными партиями, группами разведки и водотечности, пунктом медицинской помощи, группой охраны порядка и эвакуации (на пассажирских судах).

Старший (главный) механик обязан обеспечивать живучесть судна, постоянную исправность и готовность судовой энергетической установки и всех стационарных средств тушения пожаров.

Заведующие помещениями и отдельными частями судна обязаны поддерживать в них противопожарный режим, докладывать вахтенной службе о замеченных неисправностях и контролировать устранение неполадок в помещениях, находящихся в их заведовании. На доступных для обзора местах должны быть вывешены оперативно-тактические документы по пожаротушению, схемы путей эвакуации людей из помещения, судовых систем.

Аварийные и пожарные посты должны постоянно быть полностью укомплектованы соответствующим имуществом. Аварийные посты окрашиваются синей краской и снабжаются надписью «Аварийный пост» (EMERGENCY EQUPMENT), пожарные посты окрашиваются красной краской и снабжаются надписью «Пожарный пост» (FIRE STATION) либо знаками – F, FE. Надписи выполняются белой краской. Использование имущества этих постов не по назначению категорически запрещается. Двери и люки аварийных выходов и пути движения к ним, должны иметь четкое обозначение, маркировку и надписи (FIRE EXIT). Отдельно обозначаются места для курения. Сварочные работы и работы с открытым огнем могут проводиться только с разрешения капитана судна и в полном соответствии с Правилами ведения огневых работ.


Пожар - это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий большой материальный ущерб и приводящий иногда к гибели людей. Пожар возникает либо как стихийное бедствие, либо как результат неосторожного обращения с огнем и нарушения правил техники безопасности.

Судовой пожар, как правило, сопровождается целым комплексом сопутствующих факторов, способствующих быстрому его распространению и затрудняющих работы по ликвидации пожара.

К таким факторам необходимо отнести следующие:

1. Наличие на судах большого количества горючих материалов, металлических конструкций на малых площадках и теснота помещений, вызывающие быстрое повышение температуры и распространение огня по судну непосредственно от очага пожара и путем теплопроводности через накаленные металлические судовые конструкции.

2. Наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, возможность образования неконтролируемых газовых ивоздушных потоков, вызванных газообменом между зоной горения и окружающей средой.

3. Загроможденность судовых помещений и ограниченность подходов к ним, затрудняющие определение границ очага пожара и доступа к нему и снижающие эффективность применяемых средств тушения.

4. Выделение ядовитых газов и возможные взрывы судового оборудования, затрудняющие работы по ликвидации пожара.

5. Наличие большого количества электрооборудования и электроцепей, тушение которых под напряжением водой и химической пеной представляет опасность для людей; обесточивание же электрооборудования может вывести из строя большинство судовых средств пожаротушения и лишить судно возможности борьбы за живучесть.

6. Образование продуктов разложения и сгорания веществ.

7. Опасное вскипание и возможные взрывы горючих жидкостей в закрытых судовых емкостях.

8. Ограниченное количество воды, подаваемой к очагу пожара, которое необходимо строго контролировать из-за опасности потери остойчивости и гибели судна.

9. Невозможность получения помощи со стороны при пожаре в открытом море; в этом случае можно рассчитывать только на судовые средства пожаротушения, дисциплину и тренированность команды.

10. Выход из строя или невозможность спуска из-за шторма плавучих спасательных средств и вероятность появления паники среди людей, находящихся на горящем судне.

Развитие пожара зависит от места расположения очага пожара, характера газообмена в помещении, наличия в нем взрыво- и пожароопасных веществ и оборудования, оперативности действия аварийных партий.

На современных судах принимаются все возможные меры для снижения их пожарной опасности. К сожалению, следует отметить, что полностью устранить влияние рассмотренных выше особенностей возникновения и развития пожаров на судах пока не удается из-за специфики работы морского транспорта, пожаро - и взрывоопасности некоторых видов грузов, необходимости создания комфортных условий обитания пассажиров и членов экипажей судов.

Особенно большой пожароопасностью характеризуются пассажирские суда и нефтеналивной флот. На пассажирских судах для отделки жилых и служебных помещений применяется много горючих материалов. Кроме того, существует постоянная опасность возникновения пожара из-за нарушения пассажирами противопожарного режима (курение, использование электробытовых приборов и т. д.).

Все это требует от членов судовых экипажей четкой отработки способов борьбы с пожарами, высокой бдительности и организации службы.

В зависимости от того, где находится очаг пожара - внутри судна или снаружи, пожары разделяются на внутренние, или закрытые, и наружные, или открытые. Ликвидация внутренних пожаров, как правило, значительно сложнее, чем открытых.

Пространство, в котором наблюдаются различные сопровождающие пожар явления, условно разделяются на три зоны: горения, агрессивного воздействия тепла и задымления.

Зоной горения называется пространство, где происходит собственно горение. Площадь пожара - это проекция зоны горения на поверхность палубы.

Зоной агрессивного воздействия огня называется часть пространства, где тепловое воздействие пожара приводит к существенному изменению свойств материалов и предметов, что делает невозможным дальнейшее пребывание людей в этой зоне без индивидуальных защитных средств.

Зона задымления - это пространство, заполненное дымовыми газами в опасной для жизни людей концентрации, затрудняющими действие аварийных партий.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Условия возникновения пожара. Пожар на судне -- страшное бедствие. Пожары происходят в результате возгорания каких-либо предметов, материалов или веществ в помещениях или на палубе судна и, хотя составляют примерно 5% от всех аварий судов, по тяжести последствий стоят на первом месте. Статистика утверждает, что, как правило, 20% пожаров заканчиваются гибелью или полным конструктивным разрушением судна. Причина заключается в том, что в ограниченном объеме судового корпуса и надстроек находится слишком много горючих веществ и материалов: топливо, моторное масло, дерево, ткань, пластик, краски. Более того, если в течение 15 мин пожар не удается взять под контроль, то судно спасти не удается.

Горением называется физико-химический процесс, сопровождающийся выделением теплоты и излучением света. При этом происходит быстропротекающая реакция окисления химических элементов горючего вещества кислородом воздуха.

Модель процесса горения, в первом приближении, представляет собой, так называемый, пожарный треугольник: горючее вещество (которое может испаряться и гореть) -- кислород (для соединения с горючим веществом) -- теплота (для повышения температуры паров горючего вещества до момента их воспламенения). На основе символического пожарного треугольника можно сделать вывод о двух важных факторах, необходимых для предотвращения и тушения пожара:

1) при отсутствии одного из элементов треугольника пожар не возникает; пожар судно тушение ликвидация

2) при изъятии одной из составляющих треугольника пожар погаснет.

Однако пожарный треугольник не полностью погасняет природу горения. Так, например, может быть бескислородное горение (например, магний в атмосфере хлора) и псевдобескислородное (хлопок, жмых, уголь), а также может отсутствовать источник воспламенения (самовозгорание хлопка, жмыха). Кроме того, не принимается во внимание такой важнейший фактор, как цепная реакция, возникающая между горючим веществом, кислородом и теплотой. В этих случаях тактика тушения, основанная на классическом пожарном треугольнике, может оказаться малопригодной.

Более наглядное представление о процессе сгорания дает пожарный тетраэдр (многогранник с четырьмя треугольными гранями). В нем имеется место и для цепной реакции -- грань цепной реакции удерживает остальные три грани от падения.

Воспламенение является началом пожара. При этом происходит окисление миллионов молекул паров, которые распадаются на атомы и в соединении с кислородом образуют новые молекулы. Этот процесс сопровождается выделением тепловой и световой энергии, способствующей более интенсивному парообразованию и активизации горения. Воспламеняется все большее и большее количество паров, пожар продолжает развиваться, пламя разрастается с выделением все большего количества теплоты. В этом заключается суть цепной реакции горения.

Через какое-то время количество паров, выделяющихся из горючего вещества, достигает максимума и больше не увеличивается. Горение начинает протекать с устойчивой скоростью, т.е. стабилизируется. После того как израсходуется основная часть горючего вещества, соответственно уменьшается количество окисляющихся паров и образование теплоты. Процесс постепенно начинает затухать и пожар угасает. После сгорания твердых веществ остается зола, которая может в течение некоторого времени тлеть. Жидкие горючие вещества сгорают полностью.

Классификация пожаров .

Для успешного тушения пожара необходимо очень быстро решить вопрос о применении наиболее подходящего огнетушащего средства. От этого зависит эффективность борьбы с пожаром и, как результат, уменьшение повреждений судна и сохранение жизни экипажа. Выбор огнетушащих средств зависит от характеристик горючести материалов, находящихся на судне.

Все пожары в мировой практике подразделяют на четыре основные группы или класса: А, В, С и D (стандарт NFPA10). Однако в реальных условиях редко бывают пожары одного класса, так как горение одного вещества, как правило, переходит в другое или вызывает третье. Но, тем не менее, сначала рассмотрим отдельно все четыре класса пожаров:

А -- пожары, при которых воспламеняются и горят твердые, образующие золу, горючие материалы - древесина и древесные материалы, текстильные и волокнистые материалы, бумага, некоторые пластмассы и резина. При тушении пожара класса А применяют воду и водные растворы, которые являются средством охлаждения;

В - пожары, связанные с горением воспламеняющихся или горючих жидкостей, воспламеняющихся газов, жиров и других подобных веществ. В этом случае борьбу с такими пожарами ведут прекращением поступления кислорода к огню или предотвращением выделения горючих паров (поверхностное или объемное тушение);

С -- пожары, вызванные горением электрооборудования и электроустройств, находящихся под напряжением. Для борьбы с пожарами класса С используют огнетушащие вещества, не являющиеся проводниками электричества;

D -- пожары, возникающие при воспламенении горючих металлов

* натрия, калия, магния, титана и др. Борются с такими пожарами путем применения теплопоглощающих огнетушащих веществ, не вступающих в реакцию с горящими металлами (порошки специального назначения).

На практике, в реальных судовых условиях нередко возникают пожары, совмещающие два класса. Наиболее часты следующие сочетания:

* пожары классов А и В -- одновременно горят твердые горючие вещества и горючие жидкости и воспламеняющиеся газы;

* пожары классов А и С -- одновременно горят твердые горючие вещества и электрооборудование;

* пожары классов В и С -- одновременно горят горючие жидкости (газы) и электрооборудование.

Полная и объективная информация о том, что горит и где находится пожар, является важным условием успешной ликвидации пожара.

Распространение пожара .

Борьбу с пожаром важно начать на раннем этапе с использованием эффективных огнетушащих средств. Это позволит не допустить его выхода за пределы того помещения, в котором произошло возгорание. Если же пожар не удается взять под контроль, локализовать в ранней стадии, то интенсивность его распространения возрастает, чему способствуют следующие факторы: теплопроводность металлических конструкций судна; лучистый теплообмен, вызванный высокой температурой; конвективный теплообмен, возникающий при движении потоков нагретых газов, дыма и воздуха.

Теплопроводность представляет собой передачу теплоты через твердые тела. Большинство судовых конструкций выполнено из металла, обладающего высокой теплопроводностью. Это способствует передаче большого количества теплоты и распространению пожара с одной палубы на другую, из одного отсека в другой. Под воздействием теплоты от пожара краска на переборках начинает желтеть, а затем вспучиваться. В соседнем с пожаром отсеке повышается температура и при наличии в нем горючих веществ возникает дополнительный очаг пожара.

Под лучистым теплообменом понимается передача теплоты от источника через пространство. Образованию лучевых потоков теплоты, распространяющихся прямолинейно во все стороны, способствует высокая температура в очаге пожара. Судовые конструкции, встречающиеся на пути теплового потока, частично его отражают, частично передают дальше или поглощают. В результате температура поглощающего тела увеличивается. Вследствие лучистого теплообмена могут воспламениться горючие материалы, находящиеся на его пути. Особенно интенсивно теплота излучения действует внутри судовых помещений или; в зависимости от конструктивных особенностей судна, даже на значительном расстоянии от очага пожара. Лучистый теплообмен создает значительные трудности при приближении к пожару, поэтому операция по ликвидации пожара требует применения специальных защитных средств для людей.

Явление конвективного теплообмена -- процесс переноса теплоты при распространении горячего воздуха, дыма и нагретых газов, образующихся при пожаре. Пути передвижения теплоты по судовым помещениям можно предсказать. Нагретые газы, дым и воздух поднимаются вверх, их место занимает холодный воздух, который в свою очередь нагревается и также поднимается вверх. После охлаждения воздух и дым опускаются, вновь Нагреваются и опять поднимаются. Создается естественный конвективный теплообмен, который может стать причиной возникновения дополнительных очагов пожара. Если вертикальный путь ограничен, то горячий воздух и газы движутся горизонтально по коридорам, вверх через трапы и люковые вырезы, вызывая воспламенение находящихся на их пути горючих материалов.

Условия ликвидации пожара .

Пожар можно ликвидировать следующими способами: удалить горючее вещество, перекрыть доступ кислорода, аннулировать источник теплоты, разрушить цепную реакцию пожара.

Удаление горючего вещества -- способ трудно реализуем, так как удалить горючее вещество непосредственно из очага пожара практически невозможно. Его используют для предупреждения распространения пожара, для чего убирают все горючие вещества, находящиеся вблизи пожара.

Прекращение поступления кислорода -- наиболее эффективно применение этого способа в закрытых помещениях. Пожар прекращается при уменьшении содержания кислорода в воздухе ниже 16%. Свойствами изоляции пожара от притока свежего воздуха обладают мелкораспыленная вода, огнетушащие порошки специального назначения, пена, углекислый газ. Однако необходимо помнить, что некоторые вещества, относящиеся к классу окислителей (нитраты, хроматы, хлораты и др.), при нагревании сами выделяют кислород, и их горение нельзя локализовать, прекратив поступление воздуха.

Прекращение потока теплоты -- наиболее распространенный способ. Подача в зону пожара веществ, обладающих большой теплопроводностью, например, воды может замедлить или прекратить теплопередачу за счет проводимости. Распыленная струя воды более эффективно поглощает теплоту, чем компактная, поскольку мелкие частицы воды воздействуют на большую поверхность источника теплоты. При этом расходуется меньшее количество воды и снижается опасность ухудшения остойчивости судна.

Прерывание цепной реакции -- способ эффективен для предупреждения взрывов. В зону пожара подаются специальные вещества, которые воздействуют непосредственно на молекулярную структуру соединений, образующихся в ходе цепной реакции пожара.

Особенности и причины пожаров на судах, меры предупреждения

Особенности пожара на судне. Пожар в судовых условиях быстро распространяется и очень тяжело локализуется, чему способствуют следующие факторы:

* наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, создающих неконтролируемые газовые и воздушные потоки, переносящие теплоту по судовым помещениям;

* наличие большого количества горючих материалов и металлических конструкций, нагревающихся до высоких температур;

* быстрое распространение по судовым помещениям дымовых газов, содержащих высокотоксичные вещества, что затрудняет действия экипажа по ликвидации пожара;

* вероятность взрывов в судовых емкостях, хранящих воспламеняющиеся жидкости и сжатые газы;

* большое количество электрооборудования и электрических цепей, обесточивание которых нарушает работу средств пожаротушения;

* ограниченные возможности применения водотушения из-за опасности потери остойчивости судна;

* загроможденность судовых помещений, создающая дополнительные трудности при тушении пожара.

Нарушение установленного режима курения . Наиболее распространенная причина судовых и береговых пожаров -- нарушение установленного режима курения, небрежность при обращении с горящими сигаретами, сигарами, трубочным табаком и спичками.

Горящая сигарета имеет температуру около 500 °С, что достаточно для того, чтобы вызвать возгорание многих горючих материалов и особенно воспламеняющихся жидкостей. На судне, в отведенных для курения местах должны быть установлены урны из негорючего материала, куда следует вытряхивать пепельницы, бросать спички, окурки и горящий трубочный табак. Окурки рекомендуется предварительно смачивать водой, что обеспечивает дополнительную защиту от пожара.

На сухогрузном судне курение разрешается в каютах только при наличии пепельниц. Курение в постели всегда чревато опасностью и поэтому должно быть исключено. Это связано с тем, что при попадании горящего табака на постельное белье может возникнуть тлеющий пожар, а образующийся при этом дым может вызвать удушье прежде, чем пожар будет обнаружен.

Запрещается курение на открытых палубах во время бункеровки и при перегрузочных операциях с воспламеняющимися и взрывоопасными грузами. Грузчики, портовые рабочие и посетители должны быть ознакомлены с правилами курения на борту. В соответствующих местах должны быть вывешены таблички «Не курить!». Во время погрузки существует повышенная пожароопасность, а пожар в грузовом трюме может оставаться не выявленным в течение нескольких дней после выхода судна в море. Поэтому во время погрузо-разгрузочных работ за трюмами нужно вести наблюдение.

Запрещается курение в Машинных и котельных помещениях, где содержится большое количество нефтепродуктов. От зажженной спички или горящего табака может произойти возгорание паровоздушной смеси. От брошенного окурка может возникнуть пожар промасленной ветоши или других воспламеняющихся материалов.

В кладовых помещениях, например, фонарной, малярной, тросовой кладовой и плотницкой, где хранятся горючие вещества, курение должно быть категорически запрещено. На наружной двери помещения аккумуляторов должен быть нанесен знак «Осторожно! Опасность взрыва».

На танкере курение разрешается в одном - двух помещениях, установленных приказом по судну. На химовозе не только курение, но и хранение спичек и табака разрешено только в специальном помещении. На газовозе курение запрещено полностью. На видных местах должны быть нанесены, а у трапа выставлены, предупредительные надписи «Не курить!» (на русском и английском языках).

В иностранных портах курение на судне регламентируется портовыми властями, о чем экипаж должен быть оповещен до захода в порт.

Самовозгорание. Одной из причин возникновения пожара на судне может стать самовозгорание, так как многие применяемые материалы подвержены этому опасному явлению.

Возможно самовозгорание как перевозимого груза, так и материалов, используемых в повседневной работе: ветоши, пакли, парусины, постельных принадлежностей, одеял и других абсорбирующих (поглощающих) материалов, хранящихся во влажном виде навалом, в тюках и связках. Вероятность самовозгорания сильно возрастает в том случае, если эти материалы пропитаны органическими, растительными маслами или животными жирами. Например, при хранении промасленной ветошное теплом, плохо проветриваемом помещении масло начинает окисляться, т.е. вступать в химическую реакцию с кислородом, содержащимся в воздухе. Окисление сопровождается выделением теплоты, которая активизирует процесс окисления. Поскольку тепло не удаляется за счет вентиляции, оно скапливается вокруг ветоши. Температура ветоши растет, она воспламеняется -- возникает очаг пожара. Поэтому промасленную ветошь следует хранить в специальном металлическом ящике и своевременно удалять из машинного помещения.

Самовозгоранию подвержены и некоторые грузы: уголь, кормовая мука, хлопок, рыбий жир, арахис, льняное масло, ткани всех видов, пропитанные лаком, и другие грузы подкласса 4.2. согласно Правилам перевозки опасных грузов (МОПОГ).

Отмечены случаи самовозгорания промасленных металлических опилок и стружек. Теплота здесь выделяется за счет окисления масла, находящегося внутри груды металлических отходов. Вначале за счет выделившейся теплоты воспламеняются наиболее размельченные металлы, а затем и более крупные стружки и другие горючие материалы, находящиеся внутри груды.

Деревянные конструкции при длительном воздействии на них низкотемпературных источников теплоты также могут самовозгораться. В начальной стадии дерево постепенно обугливается, а затем воспламеняется образовавшийся древесный уголь, температура воспламенения которого значительно ниже, чем у дерева. Первым признаком является появление дыма, исходящего от дерева.

Металлические порошки магния, титана, циркония и кальция в присутствии воздуха и влаги быстро окисляются, в определенных условиях это может привести к самовозгоранию.

Размельченный уголь является опасным грузом. Его воспламенение зависит от следующих факторов:

Географического расположения месторождения;

Размеров дробления и соотношения мелкодробленных частиц и кусков;

Времени дробления;

Химической структуры, включая примеси;

Неисправность электрических цепей и оборудования. Судовое электрооборудование работает в тяжелых условиях: вибрация судна; влажный, пропитанный солью воздух; блуждающие токи, образующиеся в стальном корпусе. Если оно используется с хорошей изоляцией и правильно выполненными кабельными трассами, то является безопасным источником энергии. Неисправное же электрооборудование может привести к превращению электрической энергии в тепловую и стать источником пожара.

Наиболее легко повреждается изоляция электрических кабелей, особенно для нагревательных приборов, электрического переносного инструмента и др., которая со временем становится хрупкой и растрескивается. Кроме того, изоляция может протираться насквозь и разрываться в результате небрежного обращения или под воздействием вибрации судна. При повреждении изоляции один оголенный провод может вызвать явление электрической дуги с любым металлическим предметом. При оголении обоих проводов может произойти короткое замыкание, что сопровождается выделением такого количества тепла, от которого может воспламениться изоляция кабелей и другие, находящиеся вблизи предметы.

Открытая электрическая лампочка при непосредственном соприкосновении с горючим материалом может вызвать его воспламенение. Например, при качке судна занавесь или другой горючий материал может воспламениться при соприкосновении с зажженной электрической лампочкой. Такие случаи возникновения пожара на судах имели место. Поэтому необходимо установить правило - при уходе из помещения все электронагревательные, осветительные и телерадиоприборы должны быть выключены, а вилки -- вынуты из штепсельных розеток.

Установленные на открытых палубах мощные рефлекторы обычно защищены парусиновыми или пластмассовыми чехлами. При включении рефлекторов чехлы необходимо снимать, так как под влиянием тепла, исходящего от лампы, чехол может воспламениться.

Кабели любой электрической цепи рассчитаны на определенную максимальную нагрузку. Перегрузка электрической цепи подключением дополнительных потребителей вызывает нагрев проводов, что может привести к воспламенению изоляции и находящихся поблизости горючих материалов. Особую опасность представляют временные электрические выводы («времянки»), особенно в жилых помещениях. Запрещается использовать нештатные предохранители.

Электрооборудование машинных отделений требует регулярного осмотра, испытаний, смазки и чистки. При неисправном состоянии может наблюдаться искрообразование в коллекторах электрических машин и в пускорегулирующей аппаратуре, короткое замыкание и появление дуги в электродвигателе и распределительных щитах. Это, в свою очередь, может вызвать воспламенение изоляции и находящихся поблизости горючих материалов.

Разряды атмосферного и статического электричества . Конструкции судна, значительно возвышающиеся над палубой -- мачты, надстройки, антенны, особенно подвержены поражению молнией. На этих конструкциях резко возрастает напряженность электрического поля и создаются условия для электрического разряда. Особенно большую опасность грозовые разряды представляют для судов, перевозящих нефтепродукты и другие опасные грузы.

Простым и надежным средством защиты от разрядов атмосферного электричества на судах является установка на мачтах стержневых молниеотводов, создающих зону защиты над всеми конструкциями судна. Во время грозы антенны судна должны быть заземлены.

Заряды статического электричества возникают при трении диэлектрика о металл или трения двух диэлектриков. В современном судостроении широко применяют различные синтетические материалы для изготовления узлов механизмов и отделки помещений, что создает условия для возникновения значительных зарядов статического электричества. Накопление статического электричества вызвано движением газов, паров и пыли по вентиляционным каналам, жидкостей по трубопроводам и трением твердых веществ. Разность потенциалов статического электричества в судовых помещениях может достигать 20--50 кВ, в то время как электрический разряд при разности потенциалов 3 кВ может воспламенить большинство горючих газов.

Для предотвращения образования опасных зарядов статического электричества применяют заземление всех изолированных частей судового оборудования, а также трубопроводов и шлангов, предназначенных для перекачивания огнеопасных жидкостей.

С целью снижения опасности возникновения зарядов статического электричества в начальный период заполнения грузового нефтепровода и грузовой системы судна, перевозящего нефтеналивные грузы, скорость истечения нефтепродукта на должна превышать 1 м/с, а в дальнейшем процессе грузовой операции -- 8 м/с.

Воспламенение горючих жидкостей и газов . На судах хранится большое количество горючих жидкостей: топливо для главных и вспомогательных дизелей, смазочные материалы; спирт, бензин и керосин для технических целей; лакокрасочные материалы и растворители. Широко применяемые в современных дизелях тяжелые топлива требуют подогрева и перекачки в расходные или отстойные цистерны. При соблюдении соответствующих правил, во время перекачки под давлением само жидкое топливо не представляет пожарной опасности. Однако этот процесс сопровождается выделением легких фракций, которые могут легко воспламениться.

Значительную часть горючих жидкостей хранят в специально оборудованных цистернах, некоторые виды хранят в переносных емкостях -- бидонах, бочках, банках. При нагреве от источника теплоты горючие жидкости могут воспламеняться, а при определенных условиях -- стать причиной взрыва.

Воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки ниже 43 °С должны храниться в вентилируемых кладовых в специально оборудованных цистернах или металлических банках с плотными крышками.

Все утечки нефтепродуктов необходимо устранять немедленно во избежание их попадания на нагретые поверхности механизмов. Особое внимание следует обращать на потенциальную возможность возникновения пожара от пламени, искрообразования или курения.

Подогрев нефтепродуктов в открытых цистернах допускается до температуры на 15 °С ниже температуры вспышки.

В качестве бункерного топлива на суда можно принимать топливо с температурой вспышки не ниже 61 °С.

Нарушение правил производства работ с применением открытого огня . Во время эксплуатации судна все работы, связанные с применением открытого огня (электросварочные, газосварочные, резка металла, паяльные работы и т.п.) можно выполнять только с письменного разрешения капитана по представлению старшего механика и под его личным руководством.

В аварийных случаях допускается производить огневые работы на судне по устному разрешению капитана под руководством и наблюдением ответственного лица командного состава судна. При этом должны быть приняты меры, исключающие возможность взрыва или возникновения пожара.

Работы с применением электрогазосварки должны производиться в специально оборудованных помещениях, одобренных пожарной инспекцией и Регистром. К выполнению огневых работ может допускаться только специалист, имеющий соответствующее квалификационное свидетельство (сертификат).

Сварочные работы в судовых помещениях (отсеках, цистернах, котлах и т.п.) можно выполнять только в случаях крайней необходимости по решению капитана с проведением необходимой подготовки, обеспечивающей их безопасность (удалить горючие материалы, оборудовать пожарный пост, выставить наблюдателей). Особую опасность представляют работы в закрытых емкостях.

Категорически запрещаются электрогазосварочные работы и пользование открытым огнем: при бункеровке одновременно с покрасочными работами; во время грузовых операций с взрыве-, пожароопасными грузами; в помещениях, где возможно образование взрывоопасных смесей (аккумуляторные, фонарные, малярные, шкиперские, кладовые сухих продуктов), в местах промывки деталей механизмов, вблизи вскрываемых цистерн для хранения нефтепродуктов, а также на наливных судах в период мойки и дегазации грузовых танков.

Противопожарный режим в машинных помещениях. Из всех судовых пожаров около 25% приходится на машинные помещения. Такие пожары очень опасны, так как создают серьезную угрозу жизнеспособности судна -- вызывают потерю хода и управления, возникает опасность выхода из строя систем энергообеспечения и пожаротушения.

С первых же минут пожара создается сильное задымление и развивается высокая температура, вверх поднимаются раскаленные газы -- все это препятствует проникновению или выходу из машинного помещения, создает значительные трудности в ликвидации пожара.

Тушение пожара в первый момент производят первичными огнега-сительными средствами. Одновременно останавливают топливный насос и главный двигатель, выключают вентиляцию, запускают пожарный насос, в районе пожара отключают электропитание, частично герметизируют само помещение, готовят к действию основные средства пожаротушения.

В большинстве случаев для тушения пожара применяют мелкораспыленную воду, пену, порошковые составы. Выброс пламени из вентиляционных труб тушат кошмами с последующей подачей распыленной воды для охлаждения нагретых мест.

Для предупреждения пожаров в машинных помещениях необходимо строго выполнять следующие мероприятия:

* промасленную ветошь хранить в металлическом ящике и удалять каждую вахту, сжигать ее в топке котла запрещается;

* все нагревающиеся части механизмов окрашивать негорючей краской;

* своевременно осушать льяла и не допускать скапливания нефтепродуктов под плитами;

* немедленно устранять все утечки и переливы нефтепродуктов;

* запрещается хранить легковоспламеняющиеся нефтепродукты, краски и лаки;

* все деревянные и другие горючие материалы, входящие в комплект машинного аварийного имущества, должны быть пропитаны огнестойкими составами.

Противопожарные отсеки

По требованиям противопожарной охраны всякое судно должно иметь надлежащую конструктивную противопожарную защиту; кроме деления корпуса водонепроницаемыми переборками на отсеки для обеспечения непотопляемости, судно должно еще быть разделено на противопожарные отсеки прочными, непроницаемыми переборками с огнестойкой изоляцией и с автоматически перекрывающимися проходами через них. При таком делении судовых помещений в случае возникновения пожара огонь не сможет распространиться по всему судну, люди, без паники в кратчайшие сроки могут быть эвакуированы в безопасную зону и огонь будет быстро ликвидирован сосредоточенными усилиями при использовании всех средств противопожарной обороны судна, вплоть до применения химических средств тушения огня (которыми при наличии в районе пожара посторонних людей пользоваться запрещено).

Противопожарные конструкции на судах подразделяются на конструкции типов А, В, С.

Огнестойкие конструкции, или конструкции типа А - это конструкции, которые образованы переборками или палубами и которые должны быть:

должны соответствовать классу переборки;

изготовлены из стали или из другого равноценного материала;

достаточно жёсткими.

изготовлены так, чтобы предотвратить прохождение через, них дыма пламени до конца 60 минут стандартного испытания огнестойкости

изолирование негорючими материалами так, что бы средняя температура на стороне, противоположной огневому воздействию повышалось более, чем на 139°С по сравнению с первоначальной; при этом температура в любой точке, включая любое соединение, не должна повышаться более, чем на 180°С по сравнению с первоначальной.

В зависимости от времени, в течение которого обеспечивается соблюдение указанного перепада температур в процессе стандартного испытания огнестойкости, конструкциям присваивается следующие обозначения:

А-60 - в течение 60 минут,

А-30 - в течение 30 минут,

А-15 - в течение 15 минут,

А-0 - в течение 0 минут.

В местах соединения металлические конструкции типа А с металлическими палубами, переборками, бортами и набором корпуса, а также в местах прохода через металлическую основу конструкции типа А труб, кабелей, каналов вентиляции (если эти конструкции подходят впритык к металлической основе конструкции типа А) для уменьшения теплопередачи должна быть предусмотрена изоляция примыкающих конструкций негорючими материалами с одной или с двух сторон конструкции типа А общей протяженностью не менее 500 мм. Протяженность может быть уменьшена в том случае, если стандартными огневыми испытаниями будет доказана возможность изоляции на меньшем расстоянии.

Огнезадерживающие конструкции, или конструкции типа В, - это конструкции, которые образованы переборками, палубами, подволоками или зашивками и которые должны быть:

целиком, изготовлены из негорючих материалов;

изготовлены, так, - чтобы они сохраняли непроницаемость для пламени в течение 30 минут стандартного испытания огнестойкости;

снабжены изоляцией такой толщины, чтобы средняя температура поверхности, противоположной, огневому воздействию, не повышалась более, чем на 139°С по сравнению с первоначальной и в любой точке, включая любое соединение, не повышалась более, чем на 225°С по сравнению с первоначальной при воздействии пламени с любой стороны.

В зависимости от времени, в течение которого обеспечивается соблюдение указанного перепада, температур в процессе стандартного испытания огнестойкости, конструкциям присваивается следующие обозначения:

B-15 - в течение 15 минут,

В-0 - в течение 0 минут.

При установке в жилых, и служебных помещениях негорючих переборок, зашивок и подволоков они могут иметь горючую облицовку толщиной не более 2 мм кроме коридоров, выгородок трапов, а также постов управления, где толщина облицовки не долина превышать 1,5 мм.

В коридорах и выгородках трапов, постов управления, жилых, и служебных помещений подволоки и зашивки, предотвращающие тягу заделки и относящийся к ним обрешетник должны быть изготовлены из негорючего материала. Все наружные поверхности в них не должны быстро распространять пламя.

В постах управления, жилых и служебных помещениях поверхности в труднодоступных и недоступных пространствах (за панелями, зашивками и т.п.), включая обрешетник, а также наружные поверхности, подволоков, не должны быстро распространять пламя.

Несгораемые конструкции или конструкции типа С - это конструкции, изготовленные из негорючих материалов, причем требования по предотвращен до прохожденья через них дыма и пламени и соблюдению перепада температур к ним не предъявляются.

Количество горючих материалов, применяемых для изготовления внутренних переборок, обрешетннков, зашивки, декоративной отделки, мебели и прочего оборудования, постов, управления, жилых и хозяйственных помещений (кроме, охлаждаемых) в тех случаях, когда частью 6 Правил Регистра применение таких материалов не запрещается, не должно превышать 45 кг на 1 м2 площади пола каждого помещения.

Закрытия отверстий в конструкциях типов А и В должны быть того же типа, что и сами конструкция, в которых эти отверстия устроены.

В переборках коридоров типа А-0 допускается устанавливать двери типа В.

Все окна и иллюминаторы в переборках внутри жилых и служебных помещений должны быть устроены таким образом, чтобы их установка не ухудшала противопожарных свойств переборки.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности развития пожара на воздушном судне, потерпевшем бедствие. Планирование боевых действий по тушению пожаров на воздушных суднах при проведении массовых мероприятий. Специфика расчета сил и средств на тушение пожара в ОАО "Аэропорт Сургут".

    дипломная работа , добавлен 12.10.2012

    Расчет сил и средств, необходимых для тушения пожара. Виды и особенности пожара в гаражах. Прогнозирование возможной обстановки на пожаре на момент введения первых сил и средств на тушение пожара. Рекомендации должностным лицам по тушению пожара.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2012

    Расчет параметров пожара до сообщения в пожарную охрану, на момент введения сил и средств первым подразделением. Расчет сил и средств для тушения пожара, параметров пожара по средствам для повышенного ранга пожара. Организация работ по тушению пожара.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Организация тушения пожара. Средства и способы тушения пожара. Методика расчета сил и средств. Использование стационарных систем тепловой защиты и тушения пожара. Горение жидкостей с открытой поверхности, паров жидкостей и газов в виде факелов.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2015

    Классификация лесных пожаров по характеру распространения горения. Опасность пожара на открытых лесных пространствах. Этапы работ по тушению крупного лесного пожара. Причины возникновения, классификация торфяных пожаров, способы и средства их тушения.

    реферат , добавлен 15.12.2010

    Пожар, его развитие и прекращение горения. Опасные факторы и формы площади пожара. Условия прекращения горения. Огнетушащие средства и интенсивность их подачи. Расход огнетушащих средств и время тушения пожара. Планирование действий по тушению пожаров.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    Оперативно-тактическая характеристика объекта. Проведение разведки места пожара. Развертывание сил и средств подразделений. Обзор особенностей организации тушения пожара. Эвакуация людей. Техника безопасности при тушении пожаров в торгово-складских базах.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2014

    Меры пожарной профилактики и активной пожарной защиты. Четыре условия для возникновения пожара. Этапы развития. Рекомендации в случае возникновения пожара. Первичные и вторичные требования пожарной безопасности. Средства обнаружения и тушения пожара.

    реферат , добавлен 28.01.2009

    Методы тушения пожаров и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации аварий и ЧС на объектах с наличием химических веществ. Оценка обстановки на месте пожара. Команды, распоряжения, расчет сил и средств для ликвидации пожара.

    контрольная работа , добавлен 07.10.2010

    Условия возникновения пожара: образование горючего вещества, наличие окислителя, появление источника зажигания. Расчет параметров источников пожара. Оценка необходимого времени эвакуации людей из помещения. Основные меры по предотвращению пожара.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх