Внутренние угрозы России - ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности. Понятия «опасности, угрозы, вызовы, риски, ущерб Авария на Чернобыльской АЭС

Человечество в процессе развития цивилизации постоянно сталкивается с различными опасными явлениями и ситуациями. Наши далекие предки постоянно испытывали на себе влияние природных явлений. Наводнения, землетрясения, извержения вулканов, бури и ураганы, природные пожары, низкая или высокая температура воздуха, ливни, грозы, град, лавины, обвалы и другие стихийные бедствия приводили к гибели людей и уничтожению материальных ценностей.

В дальнейшем цивилизация развивалась по пути создания техники и машин, которые заменяли ручной труд человека, повышали производительность труда, благосостояние общества. Технический прогресс способствовал также развитию науки, культуры, делал жизнь человека более обеспеченной материальными благами, необходимыми для жизнедеятельности. Однако технический прогресс принес с собой на только благополучие для человека. С прогрессом возникли и техногенные опасности, связанные с авариями технических устройств.

Особое место в мире всегда занимали чрезвычайные ситуации социального характера: войны, терроризм, преступность, массовые беспорядки и др.

В настоящее время, несмотря на все достижения цивилизации, пси мнению ученых, количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера не уменьшается, а растет. Увеличивается экономический ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций, а также, к сожалению, и количество людей, гибнущих в различных чрезвычайных ситуациях.

В последнее время в мире резко возросло отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций социального характера на безопасность жизнедеятельности человеческого общества. Речь идет прежде всего о войнах и военных конфликтах, международном терроризме и распространении наркомании.

Человек на протяжении всего периода своего существования на Земле в первую очередь стремился расширить сферу своей жизнедеятельности и обеспечить свое благополучие и очень мало заботился об обеспечении безопасности своей жизнедеятельности. Но он почти не думал о сохранении окружающей природной среды. Результаты такой безрассудной деятельности человека налицо: растет количество различных чрезвычайных ситуаций, увеличиваются их масштаб и отрицательные последствия, деградирует окружающая природная среда. Все это отрицательно влияет на здоровье человека и на его благополучное существование на планете Земля. Некоторые ученые отмечают, что началось самоуничтожение человека в результате его неразумной деятельности.

Не случайно обеспечением безопасности жизнедеятельности человечества в будущем на Земле вплотную начало заниматься мировое сообщество. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН, на которой была принята Концепция устойчивого развития , являющаяся глобальной концепцией обеспечения безопасности человечества.

В Российской Федерации в 2009 г. была утверждена Стратегия национальной безопасности до 2020 г., которая определила систему взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах их жизнедеятельности.

Таким образом, были определены общая теоретическая база безопасности личности, общества и государства и условия обеспечения национальной безопасности России.

Коротко остановимся на основных ключевых понятиях в области безопасности жизнедеятельности и специальной терминологии, характеризующей степень опасности конкретного события и его возможные последствия.

Основные ключевые понятия
в области безопасности жизнедеятельности

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности . Безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности - сфера деятельности, целью которой является реализация права людей на жизнь и здоровье. Обеспечение безопасности жизнедеятельности 1 осуществляется в рамках общей системы безопасности, принятой в Российской Федерации.

Национальная безопасность Российской Федерации - безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве.

Опасность - свойство окружающей человека среды, состоящее в возможности при конкретных условиях создания негативных воздействий, способных привести к отрицательным последствиям для жизнедеятельности человека и определенному ущербу окружающей его среды.

Опасное явление - явление, приводящее к формированию вредных или поражающих факторов для населения, объектов техносферы и окружающей природной среды.

Опасная ситуация - стечение обстоятельств, которые при определенном развитии событий могут привести к несчастью.

Экстремальная ситуация - крайне необычная по сложности опасная ситуация, на грани несчастного случая.

Опасные и экстремальные ситуации - это своего рода предпосылки, которые при определенных условиях могут привести к несчастному случаю, но в экстремальной ситуации вероятность несчастного случая особенно велика.

Авария - опасное техногенное явление, происходящее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам. При авариях происходят повреждения и разрушения машин, механизмов, транспортных средств, зданий и сооружений, но без гибели людей.

Столкнулось несколько автомашин, но люди не пострадали - это авария. Рухнуло здание, в котором не было людей (еще не заселили или уже отселили), тоже авария. Таким образом, авария - это повреждения объектов и транспортных средств, при которых никто из людей не пострадал.

Катастрофа - событие с трагическими последствиями (см.: Ожегов СИ. Словарь русского языка). Это может быть крупная авария, приведшая к гибели людей. Катастрофа представляет собой непредвиденную и неожиданную ситуацию, возникшую в результате природных явлений или деятельности человека и несущую угрозу для его жизни, следствием которой стала гибель одного человека или большой группы людей (например, землетрясение в Нефтегорске, Чернобыльская катастрофа, ураган «Катрина» в США и др.).

Стихийные 2 бедствия - катастрофические природные явления и процессы, приводящие к нарушению повседневного уклада жизни значительных групп людей, уничтожению материальных ценностей, нередко к человеческим жертвам. К стихийным бедствиям относятся наводнения, землетрясения, сели, оползни, снежные лавины, циклоны, смерчи, массовые лесные и торфяные пожары, извержения вулканов, а также эпидемии, эпизоотии, засухи, широкое распространение насекомых-вредителей, грызунов и др.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) характеризует стихийные бедствия как происшествия, влекущие за собой разрушения, подрыв экономики, гибель людей или ущерб их здоровью, ухудшение работы служб здравоохранения в масштабах, требующих чрезвычайной помощи извне.

Можно сказать, что стихийные бедствия - это опасные природные явления или процессы геологического, метеорологического, гидрологического или биологического происхождения крупных масштабов, при с которых возникают чрезвычайные ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности, разрушением и уничтожением материальных ценностей и приводящие к гибели людей. Стихийные бедствия могут приводить к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

Мощное землетрясение в Пакистане. Погибли десятки тысяч человек. 9 октября 2005 г., Исламбад

При стихийных бедствиях человек не в состоянии повлиять на ход развития событий, они зачастую происходят внезапно, и последствия их малопредсказуемы, так как зависят от мощности природного явления (землетрясения, наводнения, урагана), их вызвавшего. Единственно правильные действия населения в таких ситуациях заключаются в выполнении профилактических мероприятий, предусмотренных в регионе в случае возникновения стихийного бедствия, и умении правильно действовать и использовать рекомендации специалистов в соответствии с конкретной обстановкой.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 3 отмечено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Таким образом, чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка, которая оказывает отрицательное влияние на жизнедеятельность человека и приводит к жертвам среди людей.

Причиной чрезвычайной ситуации могут быть промышленные аварии и катастрофы, опасные природные явления и стихийные бедствия, а масштаб возможных последствий от этих происшествий определяет уровень чрезвычайной ситуации.

Согласно Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 4 чрезвычайные ситуации (ЧС) по масштабу их распространения и тяжести их последствий подразделяются на:

  • локальные;
  • местные;
  • территориальные;
  • региональные;
  • федеральные;
  • трансграничные.

Локальная чрезвычайная ситуация - это такая ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 2 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории производственного или социального объекта.

Таким образом, понятие «локальная чрезвычайная ситуация» определяет минимальный масштаб, тяжесть и зону распространения последствий для жизнедеятельности человека от природного или техногенного опасного явления. Если от опасного явления пострадал хотя бы один человек и нанесен определенный материальный ущерб, а зона действия этого явления не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения, это локальная чрезвычайная ситуация. Для ликвидации последствий такой ЧС достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

Местная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

Территориальная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

Региональная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

Федеральная чрезвычайная ситуация - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

Трансграничная чрезвычайная ситуация - это ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию нашей страны.

Внимание!

Абсолютная безопасность всего населения недостижима, так как с очень малой вероятностью, но все же возможны опасные явления природного, техногенного или социального характера, от которых не будет защиты.

В этой связи возрастает роль индивидуума в обеспечении личной безопасности в различных чрезвычайных ситуациях. Каждый человек должен формировать свою культуру в области безопасности жизнедеятельности, что, несомненно, поможет значительно снизить факторы риска от последствий чрезвычайных ситуаций.

Вопросы

  1. В чем заключаются причины увеличения за последнее время количества различных чрезвычайных ситуаций, их масштабов и отрицательных последствий на жизнедеятельность человека?
  2. Какие ситуации относят к опасным и какие - к экстремальным?
  3. Какие ситуации относятся к чрезвычайным ситуациям природного. техногенного и социального характера? Назовите основные причины их возникновения.
  4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести их последствий?
  5. Почему недостижима абсолютная безопасность всего населения?

Задание

Подберите примеры имевших место в текущем году в регионе вашего проживания опасных или чрезвычайных ситуаций. Определите по масштабу их распространения и тяжести их последствий, к какому классу их можно отнести (локальные, местные и т. д.).

1 Жизнедеятельность - повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
2 Стихия - явление природы, проявляющееся как чудовищная, разрушительная сила.
3 Принят в 1994 г.
4 Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094.

Одной из важнейших задач Вооруженных Сил (ВС) Российской Федерации является стратегическое сдерживание противников, имеющих существенное превосходство - как технологическое, так и в оснащении обычным высокоточным оружием стратегического предназначения. В этих условиях решающим становится научно обоснованное формирование военно-технической политики государства и определение перспектив развития вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Основополагающая проблема заключается в правильном определении существующих угроз и прогнозировании их на ближайшую и дальнюю перспективу.

Какие вообще существуют угрозы национальной и военной безопасности страны? Как их оценивать? Эти методологические вопросы остаются пока без четкого ответа. Очевидно, сказывается и отставание существующей парадигмы от современного научно-технологического прорыва.

“ Деградация человечества под инопланетным воздействием становится реальной угрозой ”

Вместе с тем в «Военной доктрине Российской Федерации» (2010) и «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» сформулированы некоторые угрозы. Так, в Стратегии «угрозами военной безопасности» названа «политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологических средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружения, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки». Кроме того, Стратегия отмечает, что есть еще что-то размытое и малоконкретное, которое оказывает «негативное воздействие на состояние военной безопасности России и ее союзников».

«Военная доктрина Российской Федерации» формулирует внешние и внутренние опасности и угрозы, которые не совпадают с теми, что перечислены в Стратегии. Более того, внешних военных опасностей в Доктрине обозначено больше, чем военных угроз. Получается, что не все опасности могут перерасти в военные угрозы. Тогда необходимо четко представлять, какие могут, а какие нет. Скажем, может ли такая военная опасность, как «территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела», перерасти в военную угрозу или нет? А ведь именно от того, каков ответ на этот вопрос, зависит содержание военно-технической политики государства.

А борьба за передел энергетических ресурсов (возможно, и за водные), которая обострилась в последние годы? Это только опасность или угроза? Ограничивается ли экономической сферой? А может, это вообще выходит за рамки 2020 года? Но 2020-й – не такая далекая перспектива, тем более с нашим долгим «запряганием». Получается, что даже в важнейших государственных документах существуют разночтения. Поэтому многие военные и гражданские эксперты, политологи пытаются сформулировать существующие угрозы национальной и военной безопасности в своем видении. Обосновывая, каждый, как правило, исходит из предназначения своего ведомства, потому совокупность не складывается. Более того, часто по существу одни и те же опасности и угрозы формулируются по-разному. Все это не способствует четкой классификации в зависимости от того, в какой сфере они проявляются – военной, политической, экономической и т. д.

Четыре типа врагов

Определяясь, очевидно, следует разделять угрозу вообще и военную. Если учесть те определения понятия, которые приводятся в нашей энциклопедической литературе, можно предложить такое определение: угроза – признак непосредственной опасности нанесения ущерба неточно определенного содержания или тяжести, возможности парирования которой точно не установлены. Появляется термин «опасность», целесообразно определиться и с ним. Обобщая известные определения, под опасностью будем понимать состояние, в котором возникает возможность причинения какого-либо ущерба системе (обществу, государству).

Коллаж Андрея Седых

Некоторые исследователи предлагают характеризовать опасность наличием угрозы, вызова, риска. При этом под вызовом понимают «признак реальной опасности, которая требует реагирования в целях предупреждения и/или снижения возможного ущерба», под риском – «признак потенциальной опасности понести ущерб определенной тяжести и содержания».

Военную опасность рассматривают через военную угрозу, представляющую собой «потенциальную опасность войны, которую в свою очередь можно оценить степенью готовности какого-либо государства (коалиции государств) к осуществлению нападения на другие государства».

Обобщая вышеизложенное, под угрозой национальной безопасности государства будем понимать признак возможности причинения ему ущерба неточно определенного содержания или тяжести, степень устранения или снижения которого определяется совокупностью всех потенциальных возможностей государства.

Значимость признака может быть оценена с помощью специального показателя, характеризующего, скажем, соотношение потенциалов государств в какой-то определенной сфере (военной, экономической и т. д.), или возможности государства, получающего ущерб, исключать или снижать действия приводящих к нему факторов.

В последние годы ХХ столетия и начале ХХI века международное сообщество перешло на новый информационно-технологический уклад. Появились принципиально новые средства и способы воздействия на людей, расширились экономические и коммуникационные связи, усилилась глобальная информатизация общества. Определились тенденции снижения вероятности применения силы и крупномасштабных военных конфликтов и появления новых форм насильственных действий. Все это значительно расширило спектр возможных угроз национальной безопасности РФ.

Рисунок 1

Этот спектр приведен на рисунке 1. Указанные цифры не определяют в полной мере значимость угроз, а введены для удобства последующего анализа. Рассматривая рисунок, необходимо отметить: угрозы под цифрами 1–13 достаточно глубоко исследуются и обсуждаются в ходе различных дискуссий, «круглых столов», в СМИ. Вскрываются причины, направления возможного развития и обострения, последствия, поэтому разбирать их детально не будем.

Военные угрозы нуждаются в определенной конкретизации с учетом геополитического и геостратегического положения РФ. Государства, создающие многообразие военных угроз, целесообразно разделить на следующие типы.

Первый – страны и военно-политические блоки, максимально реализующие современные достижения научно-технической революции при создании стратегического наступательного и оборонительного вооружения, опережая остальных минимум на полтора-два десятилетия, имеющие интересы по всему миру и придающие главное значение в их отстаивании фактору силы.

Второй – страны, вышедшие на высокий уровень индустриального развития во второй половине прошлого века, обладающие демографическим превосходством и мотивацией к региональному и даже глобальному лидерству, но пока неспособные вести высокотехнологические войны, особенно на чужой территории.

Третий – динамичные страны из числа развивающихся, с воинствующим националистическим и/или религиозно настроенным обществом, компенсирующие слабости приобретением тактического ядерного оружия (ТЯО) и/или другого оружия массового поражения (ОМП).

Четвертый – страны, фактически переставшие существовать как единое целое, ставшие жертвами бесконечных междоусобиц, источниками распространения ОМП и тысяч боевиков, подготовленных к террористической деятельности.

Классифицированные государства можно рассматривать как типовых противников, создающих военные угрозы РФ, различные по масштабам и географическим направлениям, сферам вооруженной борьбы и способу проявления, месту возникновения и динамике реализации.

Первый тип противника, используя технологическое превосходство, традиционно создавал угрозы в морской сфере вооруженной борьбы. Со второй половины XX века по настоящее время предпочтение отдается воздушно-космической сфере, позволяющей проецировать военную силу в любой регион планеты в наиболее короткие сроки. В отдаленной перспективе основные угрозы будут создаваться в информационно-сетевой среде.

Военные угрозы могут быть локальными, региональными и глобальными на всех стратегических направлениях. При наличии у РФ пока еще достаточного ракетно-ядерного потенциала они не могут быть реализованы прямо и в грубой форме, а только косвенно: созданием очагов напряженности у границ РФ, навязыванием гонки высокотехнологических вооружений, демонстрацией военной силы и т. п. Создаваемые угрозы могут носить трансграничный характер. Опираясь на военно-экономический потенциал, оказывается мощное информационно-психологическое, политико-правовое, финансово-экономическое воздействие на различные стороны жизни и деятельности государства и общества, проводятся подрывные и специальные операции с целью инициировать и спонсировать вооруженные конфликты на территории страны.


Коллаж Андрея Седых

Противник второго типа, используя демографическое преимущество и современную индустриальную мощь, способен создать локальные и региональные угрозы в наземной сфере вооруженной борьбы, а в перспективе – в морской и воздушно-космической. Географически они относятся к регионам Сибири и Дальнего Востока. Угрозы могут быть реализованы в виде непрямого давления, когда с опорой на развитый военно-экономический потенциал используются официальные и нелегальные миграционные потоки, на сопредельных территориях разворачивается производственная деятельность.

Противник третьего типа, стремясь обеспечить устойчивость военного и политического положения, может создавать военные угрозы для РФ самостоятельно и вступая в союзы с противниками первого или второго типов. Эти угрозы будут возникать по периметру южных и западных границ, иметь локальный или региональный масштаб и реализовываться в наземной сфере вооруженной борьбы. В качестве непрямого давления на РФ могут также использоваться миграционные потоки, торговля оружием, наркотрафик, международный криминал, религиозный и националистический экстремизм. Особенностью возникновения угроз противников данного типа является высокая вероятность неправильной оценки военно-политической ситуации, возможностей и намерений сторон.

Противник четвертого типа в случае окончательной деградации государства может создать угрозу попадания ОМП в руки радикальных элементов, преследующих собственные цели или поддерживаемых и направляемых из-за рубежа. Кроме того, радикальные организации и объединения пополняются большим числом боевиков, способных совершать диверсии, провокации и теракты. В начале XXI века подобные структуры перешли от изолированных акций к проведению целенаправленных террористических кампаний на земле, на море и в воздухе. Главная особенность этих угроз – трансграничный характер, возможность проведения подготовительных и обеспечивающих мероприятий во множестве других стран под благовидными предлогами. Это обеспечивает высокую внезапность и соответственно успешность террористических акций и провокаций, комплексный характер воздействия на различные стороны жизни и деятельности общества и государства.

Обстановка накаляется

В целом возможный спектр военных угроз национальной безопасности России приведен на рисунке 2. Необходимо отметить, что в настоящее время большую угрозу как для отдельных стран, в том числе стран – союзниц России, так и для регионов и мира в целом представляют так называемые цветные революции. Явление это само по себе сложное, порождаемое, с одной стороны, социально-политическими антагонизмами власти и народа, которые политическое руководство неспособно критически оценивать и прогнозировать для выработки своевременных мер нейтрализации. С другой стороны, внешние центры силы могут использовать эти политические противоречия, искусственно создавать и усиливать, преследуя враждебные интересы. Череда таких революций не только приводит к многочисленным кровавым жертвам и огромному материальному ущербу, но и представляет явную военную угрозу безопасности соседних стран.

Рисунок 2

Обстановка усложняется тем, что США и их союзники, в первую очередь по НАТО, используют технологии управляемого хаоса, активно вмешиваются во все сферы жизнедеятельности, не останавливаясь и перед скрытым применением силы. Подобные действия расширяют спектр угроз и становятся основным способом достижения военных (и в конечном итоге политических) целей невоенными средствами. Авторы хорошо представляют источники и степень таких угроз для России и союзников, но не рассматривают содержание и тенденции, поскольку проблема требует отдельного исследования.

В некотором забвении оказались угрозы 14–18: биосферные, экзогенные, эндогенные, гидрогеоморфологические, уфологические. Они пока не связаны явно с действиями наших вероятных противников, хотя подобные тенденции просматриваются и ощутимо проявляются в последние годы, нанося порой огромный вред государству.

Так, биосферные угрозы проистекают из повседневной деятельности человека, которая оказывает глобальное влияние на атмосферу, гидросферу и верхнюю часть литосферы. Те в свою очередь взаимосвязаны сложными биохимическими циклами миграции вещества и энергии. На планете уже нет участка суши или моря, где не было бы следов деятельности человека. Интенсивное и нерациональное использование ресурсов – водных, газовых, биологических и других, усугубляемое гонкой вооружений и ядерными испытаниями, развеяло миф о бесконечности и неисчерпаемости природы. Примеры разрушительной деятельности человека многочисленны. К этому добавляются современные вооружения и военная техника (ВВТ), в которых применяются высокотоксичные и высокоагрессивные топлива, кислоты и реагенты, радиоактивные материалы, хлорсодержащие вещества. При осуществлении повседневной деятельности войск возможно нанесение вреда окружающей среде: выбросы в атмосферу и гидросферу, загрязнение почвы и водоемов, заражение местности, изменение ландшафтов и т. п. Мощные радиолокационные и радиотехнические комплексы потребляют громадное количество электроэнергии, тысячи кубометров высококачественной воды, выделяя в атмосферу огромные объемы тепла и сотни мегаватт электромагнитной энергии.

В мире созданы огромные запасы боеприпасов различных типов и калибров, наполненных фосфорорганическими отравляющими веществами и обедненным ураном, которые складировались в непосредственной близости от населенных пунктов и водоемов, имеющих выход в большие реки и озера. Гарантированный срок многих боеприпасов практически истек. Большую проблему представляет и утилизация реакторных отсеков атомных подводных лодок, выслуживших сроки эксплуатации.

Содержание государством в течение длительного времени многомиллионной армии привело к появлению на территории страны большого количества закрытых административно-жилищных комплексов. Как правило, они создавались на значительных расстояниях от областных и районных центров, имели автономные угольные котельные и не отвечающие современным требованиям системы водоснабжения, канализации, очистных сооружений, специализированных мусоросборочных и перерабатывающих предприятий.

Сброс всех отходов жизнедеятельности проходил обычно в природу. При реформе ВС произошло их резкое уменьшение, сотни административно-жилищных комплексов оказались просто брошенными вместе с технологическими зонами, в которых размещались ВВТ, без оценки возможного экологического ущерба и каких-либо мер по восстановлению окружающей среды. Таким образом, для снижения вероятности биосферной угрозы в настоящее время необходимо:

  • повысить внимание к побочному влиянию повседневной деятельности человека на состав и свойства атмосферы, фон радиоактивности, загрязнение верхних слоев гидросферы и литосферы, уменьшение запасов воды и истощение артезианских скважин, изменение ландшафтов, влияние на физиологическое и психологическое здоровье и даже на генофонд популяции;
  • активизировать деятельность соответствующих организаций по утилизации (не методом подрыва) отходов избыточного военного производства;
  • осуществить оценку возможного экологического ущерба в районах закрываемых административно-жилищных и производственных комплексов и при необходимости провести мероприятия по рекультивации местности и предотвращению вреда окружающей среде от остаточных явлений их жизнедеятельности.

К эндогенным угрозам относятся землетрясения, извержения вулканов, цунами. К экзогенным – тайфуны, ураганы, смерчи, снежные бури, засухи, пыльные бури, ливни, град, ранние и поздние заморозки, пожары и криогенные явления. К гидрогеоморфологическим – лавины, сели, абразии, овражные эрозии, сдвиги почв.

Уфология

Могут последовать возражения, что большая часть территории России расположена не в сейсмически опасных районах или там, где формируются и действуют мощные цунами, тайфуны, торнадо, смерчи и ураганы. Но в течение ХХ века мы были свидетелями сильных землетрясений, наводнений, засух, пожаров, лавин, селей и других опасных явлений, которые принесли нашей стране огромный ущерб. Да и XXI век не отличается пока особым спокойствием с точки зрения указанных выше угроз.

Вероятность угроз 14–18 остается высокой еще и потому, что региональные исполнительные органы власти РФ часто страдают низкой ответственностью и исполнительской дисциплиной, редко предпринимают эффективные меры для снижения указанной вероятности. Чаще уповают на авось и начинают шевелиться, когда жареный петух уже клюнул.

В определенной степени недоумение может вызвать угроза под номером 18 – уфологическая (уфогенная). К настоящему времени накоплен огромный материал (сотни, если не тысячи случаев) о появлении неопознанных объектов и различного рода пришельцах, которые по сути превратили человечество в свой резерват. Обозначились не только НЛО в воздушном пространстве, но и объекты в воде, под водой, под землей, многосредные (то есть те, что движутся в разных сферах и обладают свойством полиморфизма).

Многочисленные исследователи различных стран мира отмечают, что пока точно неизвестно, откуда они появляются, каковы их цели, как устроены и главное – враги они или друзья. В то же время опыт общения с неопознанными объектами и даже членами их экипажей показывает, что последствия могут быть самыми плачевными. Для людей – слепота, ожоги, параличи, потеря сознания, амнезия, лучевое поражение, психофизиологические нарушения, похищения с последующими экспериментами различных видов. Для техники – выход из строя или уничтожение космических, авиационных, наземных, водных (подводных) объектов (средств), их механизмов и систем, нарушение работы компасов, электрических и механических часов, двигателей внутреннего сгорания, электронной аппаратуры, в том числе для управления оружием и военной техникой, а также систем электроснабжения, радио-, телефонной и телевизионной связи.

Мир подошел к такой черте, когда уфологическая безопасность становится определяющей в комплексе других компонентов как на национальной, так и на международной арене. Иначе какой смысл бороться с терроризмом, преступностью, решать демографические и другие проблемы, отстаивать и развивать духовные, идеологические и социальные ценности в отдельной стране, регионе, если население Земли окажется обречено на деградацию из-за инопланетного воздействия. Совершенно прав академик РАЕН, уфолог с 30-летним стажем Владимир Ажажа: «За отдельным национальным или государственным забором нам не укрыться. Планета у человечества одна, и покинуть ее никому не удастся. Надо бороться за выживание». А один из руководителей государственной программы по изучению НЛО Франции свидетельствует: «Появление в воздушном пространстве НЛО – прямая угроза национальной безопасности».

Анализируя приведенный спектр угроз национальной безопасности России, необходимо отметить следующее:

  • вероятность реализации многих угроз в настоящее время низкая, но в перспективе может возрасти. Этому способствуют нестабильность в южных районах страны, нарастание социально-политической напряженности, расширение глобальных процессов;
  • угрозы могут иметь длительный характер и прежде всего из-за недостаточно эффективного комплекса мер, направленных на их предотвращение;
  • они носят, как правило, комплексный характер и в зависимости от складывающейся геополитической и геостратегической обстановки могут быть более или менее значимыми по важности и тяжести последствий.

Понятия «опасности, угрозы, вызовы, риски, ущерб»

Опасность - вполне осознаваемая, объективно существующая, но не фатальная вероятность (возможность) негативного воздействия на социальный организм или на что-либо, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами, в результате которого может быть причинен какой-либо ущерб, вред, ухудшающий его состояние и/или условия жизнедеятельности и придающий его развитию нежелательные динамику (характер, темпы) или параметры (свойства, формы и т.д.). Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е. А. Олейникова. - М., 2005. - С. 28 Опасность - это ситуация, в которой возможно возникновение явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую человека среду. Фомин, С. А. Обеспечение национальной безопасности: курс лекций. - М.: Флинта: МПСИ, 2007. - С. 13

В учебнике Е. А. Олейникова «Экономическая и национальная безопасность» приводится следующая классификация опасности:

1. По характеру адресной направленности и роли субъективного фактора в возникновении неблагоприятных условий можно выделить:

вызов - совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реагировать на них с целью предупреждения и/или снижения возможного ущерба;

угроза - наиболее конкретная и непосредственная форма опасности, т.е. актуализированная (уже действующая опасность), характеризуемая конкретной формой проявления и способом воздействия, или совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам граждан, общества и государства, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.

В статье 3 закона «О безопасности» дается такое определение: «Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства».

С момента своего появления на Земле человек живет в окружении постоянных угроз, исходящих извне и существующих внутри его сообщества. Угрозы исходят от различного рода источников опасности.

Угрозы требуют оперативного реагирования и применения всех имеющихся в распоряжении мер, включая силовые. В качестве примеров угроз можно привести терроризм, наркобизнес, рост организованной преступности.

риск - вероятность (возможность) возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта. Пример: ухудшение экологической обстановки.

2. В соответствии с причинно-следственной обусловленностью объективно существующие для нации опасности, угрозы и вызовы могут быть подразделены на следующие группы:

причиняющие ущерб непосредственно здоровью и жизни личностей (граждан);

делающие это косвенно вследствие сокращения или опустошения принадлежащей территории и разрушения присущего им уклада духовной и общественной жизни.

3. По источникам возникновения опасности.

Источники возникновения опасности - это условия и факторы, таящие в себе и при определенных условиях обнаруживающие враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу. По своему генезису имеют следующее происхождение:

естественно-природное;

техногенное;

социальное.

4. По неадекватности потоков энергии, вещества и информации все опасности могут быть подразделены на следующие классы:

природно-экологические, вызванные разрушительным воздействием стихийных бедствий и антропогенным нарушением естественной миграции вещества;

техногенно-производственные, связанные с возможностью нежелательных выбросов энергии, накопленной в созданных личностями (гражданами) технологических объектах;

антропогенно-социальные, обусловленные умышленным сокрытием или искажением информации, а также спецификой ее интерпретации и восприятия личностями (гражданами).

Опасность возникает при неудовлетворении каких-либо потребностей человека и образуемых им сообществ в энергии, веществе и информации. Данное обстоятельство крайне важно для классификации не только объективно существующих опасностей, угроз, вызовов, но и для связанного с ними ущерба, например для утраты энергетических, материальных информационных ресурсов.

5. По степени вероятности опасности различаются как:

реальная;

потенциальная.

6. По уровню (размаху и масштабам возможных негативных последствий) опасности могут быть:

международные (глобальные и региональные - регионов мира);

национальные, локальные (или региональные - регионов страны);

частные (фирм и личности).

7. По сферам общественной жизни и видам человеческой деятельности.

Последнее понятие этой группы - ущерб - это уже результат разрушительного изменения целостности и/или свойств конкретных личностей (граждан) и принадлежащих им материальных или духовных ценностей.

Понятия «устойчивость, стабильность, живучесть»

национальная безопасность потребность опасность

Наконец, четвертая группа «устойчивость - стабильность - живучесть» непосредственно предопределяет безопасность и жизнестойкость каких-либо систем или отдельных объектов. Говоря о «безопасности», следует подразумевать систему, включающую в себя одновременно и потенциальный объект воздействия (в нашем случае - не менее одной личности - человека), и, по крайней мере, одну угрозу для нее, т. е. ситуацию с данной системой и окружающей ее средой, при которой все угрозы парируются либо уклонением или уничтожением источников угроз, либо защитой от их разрушительного воздействия. Безопасность достигается благодаря устойчивости, стабильности и живучести подобных биологических систем.

При этом под устойчивостью обычно подразумевают их способность нормально функционировать при различных возмущениях вследствие эластичности и резистентности; под стабильностью - совокупность устойчивости к широкому диапазону продолжительно действующих возмущающих факторов, а под живучестью - способность систем сохранять рациональную структуру и функционирование в условиях целенаправленного противодействия.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

9 класс ОБЖ ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ РОССИИ ЗАНЯТИЕ № 3 ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОБЖ ГАЛОЧКИН М.В.

Пути устойчивого развития цивилизации - Изменить ориентиры и ценности жизни населения планеты - Довести до сознания масштабы грозящей катастрофы. - Объединить народы единством общей беды. - Ограничить жизнедеятельность народов в масштабах планеты.

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА ГОСУДАРСТВО РЕГУЛИРУЮЩАЯ И ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ БЕЗОПАСНЫЕ И ДОСТОЙНЫЕ УСЛОВИЯ ЖИЗНИ

ГОСУДАРСТВО – ЭТО ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ БОЛЬШИХ СООБЩЕСТВ, НАЗЫВАЕМЫХ ЭТНОСАМИ. ЭТОНОС – СООБЩЕСТВО ЛЮДЕЙ СВЯЗАННЫХ ОБЩИМ ЯЗЫКОМ, СОЦИАЛЬНЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И КУЛЬТУРОЙ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ 31
поурочные разработки
«Основы безопасности жизнедеятельности»

ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ
НАЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕРЕСАМ И БЕЗОПАСНОСТИ РФ

9 класс
занятие №4

Преподаватель Галочкин М.В.

Цель: познакомиться с основными угрозами национальным интересам и безопасности России.

2. Угрозы национальной безопасности

3. Обеспечение национальных интересов

Изложение программного материала:

Введение

Россия – одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире.

И поэтому ряд стран активизирует свои усилия, направленные на ослабление России в целом и её влияние на международную политику.

(видеоролик 3 мин.)

  1. Национальные интересы и национальная безопасность.

Наряду с этим сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности.

Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.


Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.


Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

  1. Угрозы национальной безопасности.

Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам следует отнести:


развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников;
территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников;
действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.

К внутренним угрозам специалисты относят.


Попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;
Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
Создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований;
Незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации;
Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.


Трансграничные угрозы проявляются в следующем.


создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
деятельность поддерживающихся из–за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан;
трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;
ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий;
деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;
деятельность международных террористических организаций.

  1. Обеспечение национальных интересов.


Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно–политических отношений.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США.


Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.


Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно–политическое сотрудничество в рамках содружества.


Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран – членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.

Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно–политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия “холодной войны”. Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.

Вывод 1


Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным.

Вывод 2

Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх