Взяточничество - это что такое? Какая сумма считается взяткой в России? ✔ Какие суммы считаются за взятку

Прежде всего, обратимся к определениям понятия "взяточничество", "взятка" и "получение взятки". "Взятка" как слово происходит от "взяток" - сбор меда пчелами. Как вид преступления "взяточничество" обладало сначала несколькими смысловыми оттенками, которые отображали только особенности формы, но не содержания такого явления.

Например, словарь В.Даля трактует взятку как «стыв, поборов, дары, приношения, приносы, гостинцы, пешкеш, магарычи, бакшиш, хабару, подарок или плата должностному лицу во избежание стеснений или подкуп его на незаконное дело». При этом взятка - это не то, что обещано, но и то, что фактически взято. То, что обещано, но фактически не взято, это есть посул.

Определение понятий «взятки» или «получение взятки» современный уголовный закон раскрывает более полно, чем раньше, и указывает наказание за совершение таких действий. Конкретно явление взяточничества можно прочесть в ст. 290 УК РФ: «это принятие должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации или иностранным должностным лицом принятие лично должностным лицом или через другое лицо выгод в виде ценных бумаг, денег, а также другого имущества или выгоды имущественного характера за действия (бездействие) в пользу того лица, которое получает взятку или лиц его представляющих, если эти действия (бездействие) входят непосредственно в должностные полномочия лица, получающего взятку или оно в силу своего положения может способствовать таковым действиям (бездействию), а равно за общее попустительство или покровительство по службе».

Таким образом, понятие «получение взятки» включает в себя все получения материальных ценностей незаконным путем должностными лицами и не материальных выгод имущественного характера.

Так же, данное определение включает в себя все нужные признаки для квалификации действий как получение взятки. Как можно увидеть из определения, что понятия взятки, как вариант ее получения законодатель включил и общее попустительство и покровительство.

К покровительству по службе можно отнести, действия, которые связанны с внеочередным незаслуженным повышением в должности, с необоснованным поощрением, совершением других действий, которые не вызваны служебной необходимостью.

К попустительству по службе можно отнести, непринятие вовремя мер должностным лицом за нарушения или упущения в своей служебной деятельности взяткодателя или лиц его представляющих, «закрытие глаз» на его противоправные действия.

Взяточничество - юридический термин, который содержит в себе 2 разных состава должностных преступлений против интересов государственной службы, государственной власти, и службы в органах местного самоуправления - это дача и получение взятки.

Взятка является характерным и типичным проявлением коррупции, которое подрывает и дискредитирует авторитет власти и управления, а также напрямую затрагивает интересы граждан и их законные права.

Коррупция в правовом понимании - это злоупотребление властными полномочиями для получения выгоды в личных целях. Отдельные ее проявления прямо запрещены уголовным кодексом под угрозой уголовного наказания (взяточничество - ст. 290 и ст. 291 УК; незаконное участие в предпринимательской деятельности - ст. 289 злоупотребление должностными полномочиями - ст. 285; и др.), другие - могут рассматриваться как дисциплинарные проступки (поборы и незаконные подарки, не являются взятками злоупотребления по службе, которые не причинили существенного вреда).

В части 1 ст. 290 УК РФ определяется основной состав получения взятки. Объектом преступления, ст. 290 УК РФ, является нормальная работа государственной службы в органах местного самоуправления, органов государственной власти. Некоторые авторы говорят о том, что можно выделить дополнительный объект - законные интересы и права юридических и физических лиц. Особое значение, на которое необходимо обратить внимание, имеет предмет получения взятки, который в ст. 290 УК РФ расшифровывается как ценные бумаги, деньги, иное имущество или выгоды имущественного характера.

Подробнее хотелось бы рассмотреть предмет взятки.

Взятка включает в себя не только ценные бумаги, деньги, иное имущество, но и различные выгоды, причем, как показывает практика имущественного характера.

Под деньгами (волютой) понимается не только российские денежные знаки, но и иностранные денежные знаки, которые находятся в денежном обороте, на момент когда совершается преступление. Старинные иностранные и российские монеты, которые на момент совершения преступления не являются средством платежа, но обладают нумизматической ценностью, деньгами в состав ст. 290 УК РФ не входят. В этом случае они относятся к предмету взятки в виде «иного имущества».

Помимо денег ст. 290 УК РФ под предметом взятки включает в себя ценную бумагу. Она может быть как в российской, так и в иностранной валюте, документарной и бездокументарной форме. Обязательным признаком ценной бумаги является то, что она должна находиться в обращении.

Определение ценной бумаги можно посмотреть в ст. 142 ГК РФ: «Это документ, который удостоверяет имущественные права с соблюдением в установленной форме и наличием обязательных реквизитов имущественные права, передача или осуществление которых возможны только при его предъявлении». К ценным бумагам относят государственную облигацию, чек, вексель, банковскую сберегательная книжку на предъявителя, сберегательный и депозитный сертификаты, акция, коносамент, ценные приватизационные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном порядке отнесены к числу таковых. Так же, Федеральный закон «Об ипотеке» вводит в гражданский оборот ранее не существующую именную ценную бумагу - закладную, которая удостоверяет права залогодержателя по обязательству обеспеченному ипотекой и по договору об ипотеке. Между тем, особенность закладной в том, что она, должна вводится как именная ценная бумага в оборот не Законом «Об ипотеке», а нормами Гражданского кодекса РФ. Но, тем не менее, п. 2 ст. 13 этого закона указано, что закладная и есть именная ценная бумага.

Под «иным имуществом» нужно понимать разные материальные ценности, которые обладают меновой стоимостью, сюда относятся и валютные ценности в виде долговых обязательств, которые выражены в иностранной валюте, драгоценные металлы, такие например как, золото, платина, серебро, и металлы группы платины - иридий, палладий, рутений, родий и осмий в любом состоянии и виде, кроме в ювелирных и бытовых изделиях, а также из лома таких изделий, жемчуг и природные драгоценные камни в обработанном и сыром виде, кроме ювелирных и других изделий из таких камней и лома этих изделий.

В качестве взятки могут рассматриваться как недвижимые, так и движимые вещи. При этом не имеет значения, находится ли конкретная вещь находиться в гражданском обороте она ограничена в нем законом или изъята из него. В последних двух случаях необходима дополнительная квалификация по соответствующим статьям Уголовного кодекса РФ.

Что касается недвижимого имущества то, не все его виды реально могут выступать в качестве вознаграждения. Согласно ст. 130 ГК РФ: «К недвижимым вещам относятся земельные участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей». «Недвижимым имуществом считаются также объекты, которые подлежат государственной регистрации. К ним относятся морские и воздушные суда, космические объекты, суда внутреннего плавания». Если некоторые сооружения, здания, отдельные типы земельных участков, отдельные морские и воздушные суда могут находиться в собственности и, следовательно, могут быть предметом взятки, то, такие объекты как космические объекты, многолетние насаждения, леса, участки недр, вода, которые исключены из гражданского оборота, в качестве вознаграждения не могут быть переданы должностному лицу.

Что касается понятия «выгод имущественного характера» в уголовном праве имеет место множество разногласий. К ним относятся, услуги имущественного характера, которые оказываются безвозмездно, но подлежат оплате, например, предоставление проездных билетов, путевок, квартир, оказание юридических, которые не имеют материального выражения, но они квалифицируются по имущественной оценке в денежном эквиваленте.

Понятие выгод шире, чем понятие услуг. Выгоды, возможно, определить как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле понимание услуг раскрывается в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» «под выгодами имущественного характера понимают, занижение реальной стоимости имущества объектов, которые приватизируются, занижение арендной платы, процентных ставок в результате пользования банковскими ссудами».

В широком смысле выгода подразумевает получение для себя различной пользы, преимущества в результате оказания услуги и выполнения работы, а также иных действия материального характера. Все названные услуги и выгоды должны получить в приговоре оценку в денежном эквиваленте.

Объективной стороной получения взятки является получение взятки непосредственно должностным лицом или через своего посредника за конкретные действие (бездействие) в интересах лица, получающего взятку. В соответствии со ст. 290 УК РФ действие взяткополучателя могут выражаться в следующих формах:

Действия (бездействие), которые относятся к кругу должностных полномочий лица в соответствии с должностным регламентом, а также противоправные действия (незаконное бездействие) должностного лица. Постановлением Пленума Верховного Суда №6 объясняется, что «под действиями (бездействием) должностного лица, которые он обязан совершить для взяткодателя, нужно понимать такие действия, которые он обязан или правомочен был выполнить в соответствии с возложенными на него полномочиями, а под противоправными действиями должностного лица понимают неправомерные действия, не вытекающие из его полномочий или совершались наперекор интересам службы, а также действия, которые содержат в себе признаки преступления либо иного правонарушения».

Содействие в силу своего должностного положения определенными действиями (бездействием) других должностных лиц. В этом случае виновный пользуется своим положением и служебными связями, чтобы нужные действия (бездействия) совершались третьим лицом. При этом само третье лицо согласно Пленуму Верховного Суда РФ (п.4) тоже является должностным. Нужно заметить, что использование должностным лицом родственных или личных отношений в том случае, если они не связаны с занимаемой лицом должностью, не могут считаться как использование своего служебного положения;

Под общим попустительством и покровительством по службе подразумевается благосклонное отношение должностного лица к тому лицу, в интересах которого было получено вознаграждение. При этом действия должностного лица не обязательно оговариваются, ну, а само вознаграждение вручается не один раз.

В теории уголовного права бытует мнение, что необходимым признаком получения взятки является определенная связь между раскрытыми ранее действиями и фактом самого получения взятки, а точнее - взятка является неотъемлемым условием, при наличии которого должностное лицо совершит соответствующие действие (бездействие).

В судебно-следственной практике известны дачи-получения взятки завуалированными способами. Такими способами могут быть: намеренный проигрыш в карты, прощение долга, оплата долга должностного лица.

С объективной стороны данное преступление выражается или через посредника, или непосредственно должностным лицом в получении взятки за бездействия (действия) в пользу лица, получающего взятку или лиц, которые его представляют им лиц, если такие бездействия (действия) входят непосредственно в должностные полномочия взяткополучателя, и оно в силу своего занимаемого положения может помогать таким бездействиям (действиям), а равно за полное покровительство по службе.

Посредником взяткополучателя может быть как его близкий друг, так и член семьи, а сами деньги могут быть непосредственно зачислены на счет лица, получающего взятку.

В заключении нужно выделить основные признаки, которыми могут обладать взятки:

1. Взятка являясь имущественным вознаграждением, носит непосредственно материальный характер;

2. Взятка дается лицу, представляющему интересы государственного органа, а так же учреждения или органа местного самоуправления;

3. Передача вознаграждения обусловлена совершением или не совершением в интересах дающего действий, которые входят в компетенцию должностного лица и которое оно должно или правомочно выполнить в соответствии со своими должностными обязанностями, либо неправомерных действий, которые являются результатом, вытекающим из занимаемой должности лица или осуществляются наперекор интересам государственной службы, в том числе действий, которые содержат признаки правонарушения или преступления;

4. Вручение взятки независимо периода ее получения должна преследовать обязательное вознаграждение должностного лица за совершение им действия (бездействие), носящего незаконный либо законный характер;

5. Совершенное деяние по получению взятки должно всегда быть обращено в интересах взяткодателя или заинтересованных в этом третьих лиц.

это относительно самостоятельное негативное социально-правовое явление современного общества и одна из самых распространенных форм проявления коррупции, заключающееся в получении либо даче взятки должностному лицу органов государственной власти или местного самоуправления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

в российском уголовном праве понятие, охватывающее два преступления - получение взятки и дачу взятки. Опасность В. заключается в том, что оно дискредитирует власть, подрывает ее авторитет в глазах населения; нередко подкупленная часть чиновничества связана с организованной преступностью и своим участием способствует причинению государству, обществу крупного материального ущерба. В. широко распространено и обладает высокой латентностью. П о л у ч е н и е м в з я т к и признается принятие должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера. Получение взятки влечет уголовную ответственность в случае, если взятка получена за совершение определенного действия (или бездействия) в пользу взяткодателя или иного лица, которое заинтересовано в этом действии (бездействии), при этом: а) эти действия могут входить в обычные служебные полномочия должностного лица; б) эти действия не входят в обычные полномочия, но должностное лицо может использовать свое служебное положение или свой авторитет; в) должностное лицо может оказать общее покровительство, т.е. при случае способствовать продвижению нужного человека по службе, его поощрению и т.д.; г) должностное лицо может проявить попустительство, т.е. закрыть глаза, не давать ходу ответственности за проступки, плохую работу лица, за которое хлопочет взяткодатель. Получение взятки является оконченным преступлением с момента принятия взятки, поэтому все действия, совершенные за взятку, квалифицируются по соответствующим статьям УК (например, за злоупотребление служебным положением или незаконное освобождение от уголовной ответственности). Субъектом В. является д о л ж н о с т н о е л и ц о, т.е. лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ и других войсках и воинских формированиях РФ. Отягчающим обстоятельством получения взятки является получение ее за незаконные действия (бездействие); особо отягчающим обстоятельством - занимаемое положение (государственная должность РФ или государственная должность субъекта РФ, либо глава органа местного самоуправления). Наиболее строгое наказание предусматривается в случае совершения преступления группой должностных лиц по предварительному сговору или организованной группой; неоднократно, когда взятка получена от нескольких лиц одновременно или от одного лица не менее двух раз; получения взятки путем вымогательства, под угрозой ущемления законных интересов лица, от которого требуют взятку; крупный размер взятки (свыше 300 минимальных размеров оплаты труда). Д а ч е й в з я т к и признается передача должностному лицу лично или через посредников предмета взятки - денег, ценностей, иного имущества или оказание иной выгоды имущественного характера должностному лицу. Преступление является оконченным с момента получения взятки должностным лицом. Ответственность усиливается, если преступление совершено неоднократно или если взятка передается должностному лицу за совершение заведомо незаконного действия (бездействия). Закон предусматривает возможность освобождения взяткодателя от уголовной ответственности, если в отношении него имело место вымогательство (т.е. если была реальная угроза ущемления его законных интересов) или если лицо добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Получение и дача незаконного вознаграждения в коммерческой организации или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, при определенных условиях тоже является преступлением - к о м м е р ч е с к и м п о д к у п о м. Уголовная ответственность наступает в том случае, если незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или услуга имущественного характера оказывается лицу, выполняющему в коммерческой или иной организации управленческие функции, т.е. обязанности организационно- распорядительного или административно-хозяйственного характера. Учитывая специфику негосударственного сектора, закон установил, что уголовное преследование за коммерческий подкуп может иметь место только по заявлению или с согласия соответствующей организации, если вред причинен только этой организации. Если же вред причинен интересам других организаций, гражданам, обществу или государству, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях. Если лицо, передавшее незаконное вознаграждение, подвергалось вымогательству или если оно добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, оно освобождается от уголовной ответственности. С.Г. Келина

Отличное определение

Неполное определение ↓

  • 10. Коррупционный оборот: определение и методы измерения
  • 11. Коррупция как категория нравственности
  • 12. Понятие теневой экономики. Теневая экономика и коррупция.
  • 13. Бюрократия и коррупция
  • 14. Лоббизм и коррупция
  • 15. Потери и выгоды от коррупции. Исследование р. Мертона
  • 16. Коррупция и инвестиции. Исследование п. Моро
  • 17. Организационно-управленческие механизмы антикоррупционной деятельности в России
  • 18. Государственная антикоррупционная политика: определение и содержание
  • 19. Понятие противодействия коррупции: правовые и организационные аспекты
  • 20. Мвд рф: цели, задачи, реформа, функции по противодействию и борьбе с коррупцией
  • 21. Совет при Президенте рф по противодействию коррупции. Его задачи и полномочия
  • 22. Национальный план противодействия коррупции: цели, структуры (разделы), основные задачи его реализации
  • 23. Национальная стратегия противодействия коррупции: цель, задачи, основные приоритеты и положения
  • 24. Участие Общественной палаты, общественных некоммерческих организаций, предпринимательских объединений, экспертных советов, фондов в работе по противодействию коррупции
  • 25. Перечень преступлений коррупционной направленности, определенный Генпрокуратурой и мвд России (апрель 2010 г.)
  • 26. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
  • 27. Пути противодействия коррупции
  • 28. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  • 29. Правовые основы противодействия коррупции в России
  • 30. Основные принципы противодействия коррупции
  • 31. Профилактика коррупционных деяний и преступлений: основные направления этой деятельности, организационные и правовые основы
  • 32. Произведения классиков литературы о мздоимстве и взяточничестве (Гоголь, Булгаков, Салтыков-Щедрин)
  • 33. Что такое электронное правительство? Перечень государственных услуг, оказываемых с помощью сетевых (электронных) технологий
  • 34. Понятие «профилактика», «противодействие» и «борьба» с преступлениями коррупционной направленности. Содержание понятий, их взаимосвязь
  • 35. Структура органов государственной власти по противодействию коррупции
  • 36. Гражданское общество как инструмент противодействия коррупции
  • 37. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Её значение для противодействия коррупции
  • 38. Независимые сми как необходимый фактор противодействия коррупции
  • 39. Опыт противодействия коррупции в Великобритании
  • 40. Опыт противодействия коррупции в сша
  • 41. Опыт противодействия коррупции в Китае
  • 42. Опыт противодействия коррупции в Сингапуре
  • 43. Генеральная прокуратура рф: задачи, функции и роль в противодействии коррупции
  • 44. Федеральный закон «о противодействии коррупции» от 25.12.2008 года № 273-фз. Его роль в антикоррупционной политике
  • 45. Антикоррупционные законы и решения в сфере малого и среднего предпринимательства
  • 46. Коррупциогенные факторы российского законодательства
  • 47. Коррупция в сфере образования
  • 48. Особенности проявления коррупции в таможенных органах
  • 49. Коррупция в правоохранительных органах
  • 51. Особенности коррупционных проявлений в сфере государственных закупок
  • 52. Проявление коррупции в сфере здравоохранения
  • 53. Особенности проявления коррупции в сфере малого и среднего бизнеса
  • 54. Коррупция в судебной системе
  • 55. Коррупция в бизнесе
  • 56. Российские показатели коррупционной ситуации
  • 57. Международные рейтинги стран мира по коррупционной емкости. Принципы составления рейтингов. Какое место занимает Россия в 2007-2011 гг.?
  • 7. Понятие и виды взяток. Взяткодатель и взяткополучатель (ст. 290, 291 ук рф)

    Взятка - принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы или деньги) или какая-либо имущественная выгода или услуги за действие (или наоборот бездействие), в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения.

    Предметы - деньги, ценные бумаги, иное имущество (драгоценности, загородные дома, земельные участки, автомашины, бытовые приборы, и т.п.).

    Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости, и прочее.

    Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам или друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи и книги, преднамеренный проигрыш в карты, «случайный» выигрыш в казино и т.д.

    Если деньги и иные имущественные выгоды были предоставлены родным и близким должностного лица, он согласился с этим либо не возражал против такого предоставления выгоды и использовал свои должностные полномочия в интересах взяткодателя, действия должностного лица квалифицируются как получение взятки.

    Четыре вида взяток: «обычная» (до 25 тысяч рублей), «значительная» (от 25 до 150 тысяч), «крупная» (от 150 тысяч до миллиона рублей) и взятка в «особо крупном размере» (свыше миллиона рублей).

    Статья 290 УК РФ:

    1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе -

    наказывается штрафом в размере от двадцатипятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере двадцатикратной суммы взятки.

    2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере -

    наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

    3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) -

    наказывается штрафом в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

    наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере пятидесятикратной суммы взятки.

    5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

    б) с вымогательством взятки;

    в) в крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

    6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой и пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

    Примечания. 1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки - превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки - превышающие один миллион рублей.

    2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.

    Статья 291 УК РФ:

    1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника -

    наказывается штрафом в размере от пятнадцатикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

    2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере -

    наказывается штрафом в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере пятнадцатикратной суммы взятки.

    3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) -

    наказывается штрафом в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере тридцатикратной суммы взятки.

    4. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, если они совершены:

    а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

    б) в крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере шестидесятикратной суммы взятки.

    5. Деяния, предусмотренные частями первой - четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, -

    наказываются штрафом в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.

    Примечание. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

    8. Рейдерство: понятие и виды

    Рейдерство - силовое недружественное поглощение предприятия против воли его собственников, имеющих преимущественное положение в данном предприятии, и/или руководителя. Процесс, сопряженный с рейдерством, называется «рейдерский захват». К рейдерской деятельности также относят корпоративный шантаж («гринмейл»).

    Признаки и методы рейдерского захвата:

      Силовые акции, - смена охраны, взлом замков.

      Совершение сделок, не укладывающихся в логику бизнес-функционирования предприятия.

      «Гринмейл» – психологическое давление (квазизаконный метод).

      Банкротство.

      Привлечение административного ресурса (местные или федеральные власти).

      Операции с акционерным капиталом (приобретение до 15% акций - собрание собственников - смена руководства).

      Наёмное руководство.

      Внезапные изменения в составе акционеров, руководства предприятия

      Оспаривание приватизации (когда предприятие приватизируется незаконным путем);

      Через кредиторскую задолженность (рейдер скупает мелкие задолженности предприятия и предъявляет их к единовременной оплате).

    «Белое» осуществляется в рамках закона. В основном оно сводится к корпоративному шантажу, то есть созданию с помощью миноритарного пакета акций помех для нормальной работы предприятия в расчёте на то, что руководство компании выкупит этот пакет по завышенной цене, чтобы избавиться от шантажиста. Проводиться посредством, например, организации забастовок или проверок контролирующими органами. Как правило, такой вид поглощения применяется по отношению к компаниям с малоэффективным корпоративным управлением и финансовыми затруднениями. Защиту от такого вида рейдерства можно получить в судебных и административных органах.

    «Серое» рейдерство – это деятельность с нарушением гражданско-правовых норм. При этом, внешне все выглядит вполне легально, но совокупность примененных методов в целом составляет схему мошенничества. В том числе с использованием подкупа должностных лиц, подделки документов. «Серое» рейдерство очень распространено и применимо к любым компаниям. Защита от рейдерства такого рода очень сложна. Серые рейдеры редко привлекаются к ответственности, несмотря на противоправный умысел их действий, поскольку доказать противоправность умысла совокупности внешне законных действий бывает очень сложно.

    «Черное» рейдерство переступает нормы уголовного законодательства. Предполагает криминализированный, насильственный метод захвата: подкуп, шантаж, силовой вход на предприятие, подделка реестра акционеров. Такой вид рейдерства может быть применен к любой компании, но в первую очередь к компании непубличной. Защита от черного рейдерства осуществляется всеми доступными способами, в первую очередь в правоохранительной и судебной областях.

    Существуют четыре основных способа захвата предприятия:

      через акционерный капитал: рейдеры скупают 10-15 % акций, обычно этого достаточно для того, чтобы инициировать собрание собственников и принять нужное решение, например, смена руководства;

      через наемное руководство: менеджмент может просто «выводить» активы на подконтрольные рейдеру структуры или брать кредиты под залог собственности под нереальные проценты; или наемный менеджмент намеренно доводит предприятие до банкротства, далее на арене «случайно» появляется покупатель.

      через кредиторскую задолженность: если у предприятия имеется несколько мелких задолженностей, рейдер скупает их и предъявляет к единовременной оплате;

      путём оспаривания приватизации: условия для такого рейдерства создаются в тот момент, когда предприятие приватизируется незаконным путём.

    Специалисты и компании, которые занимаются противодействием рейдерству называются антирейдерами, или антирейдерскими агентствами соответственно.

    Сибирский губернатор М. Гагарин был вздёрнут по приказу Петра I, а его труп не предавали земле чуть ли не 3 года и возили «на гастроли» в назидание другим нечистым на руку чиновникам.

    Дыба и колесование

    Обер-фискал А. Нестеров, который и разоблачил графа Гагарина, сам стал жертвой обвинения во взяточничестве. Его били кнутом, посыпали раны солью, жгли огнём и пытали на дыбе. В 1724 г. несчастного колесовали: сперва раздробили одну руку и одну ногу, потом другую руку и другую ногу и наконец обезглавили.

    Сдирание кожи

    По рассказу Геродота, в Персии в VI в. до н. э. царь Камбиз II велел снять кожу с судьи, уличённого в вынесении за взятку несправедливого приговора. Этой кожей обили кресло, в котором заседал казнённый.

    Четвертование

    Рассказывают, что именно этой казни предал Иван Грозный дьяка, соблазнившегося взяткой в виде гуся, набитого серебряными монетами.

    Отсечение руки

    В Швеции в Средние века судье, уличённому во взятке, отрубали кисть руки. Любопытно, что с работы его при этом не выгоняли.

    Растерзание толпой

    В 1648 г. царь Алексей Михайлович отдал на расправу народу главу Земского приказа Плещеева, «доставшего» людей своим крайним вымогательством.

    Тюрьма и штрафы

    Незаконное обогащение для физических лиц в США сегодня карается огромными сроками (20-40 лет), а для юридических - штрафами на десятки и даже сотни миллионов долларов. В Великобритании коррупционер может получить до 20 лет тюрьмы.

    Бегство, самоубийство

    В Сингапуре особая служба контролирует всех, включая министров и родственников премьера. Зная о неотвратимости наказания, один из депутатов предпочёл позорно бежать из страны, а член правительства, обвинённый во взятке в 400 тыс. долл., отравился.

    Расстрел

    В КНДР казнят чиновников любого ранга за шпионаж, за саботаж... Недавно казнили министра финансов за провал денежной реформы, а также министра путей сообщения, выдавшего информацию (якобы небескорыстно) о маршруте передвижения Ким Чен Ира.

    Публичный расстрел

    В Китае публичную казнь чиновников показывают по ТВ. Расстреливают за взятку от 1 млн юаней (150 тыс. долл.). За последние годы в КНР казнили свыше 10 тыс. чиновников (среди них - вице-мэр Пекина, бывший директор столичного аэропорта и т. п.). Имущество коррупционера конфискуется, а его родным присылают счёт на 8 юаней (1,2 долл.) - за пули.

    ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО, собирательное понятие, охватывающее получение должностным лицом незаконной материальной выгоды (взятки) или её предоставление за совершение должностным лицом каких-либо действий, входящих в круг его должностных обязанностей.

    Раннему русскому уголовному законодательству не было известно понятие взяточничества. Появлению взяточничества предшествовала практика принятия посулов. Посул - вознаграждение, получаемое должностным лицом княжеской администрации в связи с выполнением им обязанностей в сфере отправления правосудия. Посул как часть системы правомерного «кормления» за осуществление судебных функций приобретает характер незаконного к 15 веке. В Судебнике 1497 года запрещается посул (взятка) в суде. Дальнейшее развитие запрета получения взяток получило в эпоху Петра I, в частности в Указе «О воспрещении взяток и посулов за оное» (1714). Предусматривались три формы взяточничества: принятие подарка, злоупотребление по службе за взятку и совершение преступления за взятку. Уголовное уложение 1903 года различало следующие виды взяточничества:

    1) принятие взятки, заведомо данной за совершение действия, входящего в круг обязанностей должностного лица (мздоимство); 2) принятие взятки за совершение служебного проступка или преступления в сфере служебной деятельности (лихоимство); 3) получение взятки, вытребованной или вынужденной посредством притеснения по службе или угрозой (один из видов вымогательства); 4) установление и взимание незаконных поборов.

    Взяточничество в российском уголовном праве включает два преступления: получение взятки и дачу взятки. Получение взятки состоит в принятии должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за деяние в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такое деяние входит в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу своего должностного положения может способствовать такому деянию, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

    Дача взятки означает передачу денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника. Под выгодами имущественного характера понимаются: прощение долга, приобретение недвижимости за бесценок, отдых за счёт взяткодателя, получение медицинских и иных услуг без оплаты, занижение стоимости приватизируемых объектов, уменьшение процентных ставок за пользование банковскими ссудами и тому подобное. Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

    В Российской Федерации взяточничество ограничено принятием и дачей взятки только должностным лицом. Под должностными лицами в уголовном праве понимаются: лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти (депутаты, судьи, сотрудники милиции и др.) либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях и в Вооруженных силах Российской Федерации (начальники отделов, департаментов мэрии, местной администрации; директора театров, учебных заведений, главные врачи больниц, генералы и т.п.). Руководители коммерческих структур должностными лицами не признаются.

    Взяточничество наказуемо не только за обусловленное деяние, но и за общее покровительство или попустительство по службе. Покровительство - благоприятное отношение, защита, поощрение, создание хороших условий (например, необоснованное повышение в должности), а попустительство - снисходительность к чьим-либо недозволенным либо противоправным действиям.

    Взяточничество признаётся преступлением и по законодательству зарубежных государств, и по международному уголовному праву. Взяточничество как форма коррупционных преступлений предусмотрено Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (2000) и Конвенцией о коррупции (2003).

    В законодательстве США выделяется: взяточничество в виде посягательства на деятельность публичной администрации; коммерческое взяточничество; взяточничество, связанное с деятельностью профсоюзов, и взяточничество в области спорта. По уголовному законодательству США преступление признаётся оконченным не только с момента получения взятки, но и когда достигнута договорённость о передаче взятки и при обещании таковой.

    Смотри также Коррупция.

    Лит.: Волженкин Б. В. Служебные преступления. СПб., 2000; Качмазов О. Х. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному праву. Владикавказ, 2000; Яни П. С. Взяточничество и должностное злоупотребление: уголовная ответственность. М., 2002.

    Л. В. Иногамова-Хегай.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх