Земельные правоотношения: понятие, сущность и виды. Понятие и виды земельных правоотношений Участниками земельных правоотношений являются

Особо следует выделить вид правоотношений, возникающих в связи с осуществлением права общего пользования землей. Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности , и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка (ст. 262 ГК РФ, ст. 71 ЗК РСФСР) (земли общего пользования в населенных пунктах).

Земельные правоотношения в сфере управления использованием и охраной земель составляют особый правовой институт. Независимо от того, находится ли земля в частной или публичной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель в стране, исходя из публичных интересов.

Эти земельные правоотношения, в свою очередь, подразделяются на правоотношения, связанные с выполнением соответствующих функций управления: государственного земельного кадастра; территориального планирования использования и охраны земель; предоставления и изъятия земель; землеустройства, мониторинга земель; государственного контроля за использованием и охраной земель.

Данная группа земельных правоотношений делится на правоотношения общего управления в сфере использования и охраны земель, осуществляемого исполнительными органами государственной власти общей компетенции, органами местного самоуправления и правоотношения специального управления, которое осуществляют исполнительные органы государственной власти специальной компетенции, и правоотношения ведомственного управления, выполняемого иными органами.

Особым видом земельных правоотношений являются охранительные земельные правоотношения. Их цель — обеспечить охрану права собственности на землю, иных прав на земельный участок и обеспечить сохранность земли как природного объекта. Основные формы реализации этих правоотношений — регулирование порядка использования и охраны земель путем закрепления в законе прав и обязанностей лиц, использующих землю, соответствующих функций управления, установления ограничений прав на землю и применение санкций к правонарушителю: мер административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности в случаях нарушения земельного законодательства.

Характер земельных правоотношений зависит от того, в составе какой категории земель находится земельный участок, т.е. от правового режима соответствующей категории земель. В связи с этим выделяются виды земельных правоотношений по поводу использования и охраны соответствующих категорий земель: земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель лесного фонда; земель водного фонда; земель запаса.

Наконец, земельные правоотношения делятся на материальные и процессуальные правоотношения. Материальные — предусмотрены нормами, устанавливающими права и обязанности субъектов земельных отношений по поводу земли. Процессуальные — нормами, устанавливающими порядок возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. В качестве примера процессуальных земельных правоотношений можно привести правоотношения, возникающие в связи с предоставлением и изъятием земельных участков, правоотношения по поводу ведения государственного земельного кадастра, осуществления землеустроительных работ и т.д.

Субъекты и объекты земельных правоотношений

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ.

Земли могут находиться в собственности муниципальных образований , т.е. быть объектами муниципальной собственности . Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных.

Зонирование как метод регулирования использования земель, особенно в больших городах, впервые был применен в США . В начале, двадцатого столетия в нескольких городах были приняты ордонансы (решения) муниципалитетов, ограничивающие высоту сооружаемых зданий для обеспечения охраны здоровья и безопасности населения. Ордонансы по зонированию обычно определяют цели использования определенных земель, типы и размер сооружений, которые могут быть построены в этих районах, а также порядок их размещения. Применительно к жилым зданиям нередко устанавливаются требования, касающиеся минимального размера земельных участков, высоты этажей зданий. Специальные зоны с особыми требованиями к сооружениям устанавливаются для аэропортов, зон исторической застройки. Зонирование применяется для регулирования использования сельскохозяйственных земель, охраны окружающей среды и т.д.

Зонирование использования земель в США имеет большое сходство с подразделением земель по категориям в нашей стране. Однако зонирование территорий по российскому законодательству имеет несколько иной характер. Зонирование территорий в России представляет собой дополнительный по отношению к подразделению земель на категории способ регулирования использования земель, как правило, в пределах отдельных категорий. Посредством зонирования уточняются и детализируются правила использования и охраны земель, регулируется порядок хозяйственной деятельности в публичных интересах.

Градостроительный кодекс в ст. 1 определяет территориальное зонирование как деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Правовой режим использования территориальных зон определяется градостроительной документацией и градостроительными регламентами.

Зонирование территорий населенных пунктов устанавливает разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве и соответственно определяет содержание прав и обязанностей собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.

Зонирование территорий населенных пунктов имеет два основных отличительных признака. Во-первых, оно связано с градостроительной деятельностью. И, во-вторых, в процессе зонирования регулируются строительство и использование объектов недвижимости как взаимосвязанного комплекса зданий, строений, сооружений и земельного участка, на котором они расположены.

Зонирование применяется также в отношении земель особо охраняемых природных территорий, например национальных природных парков. На их территориях могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе: заповедная, особо охраняемая, познавательного туризма, охраны историко-культурных объектов, обслуживания, посетителей и др. Поскольку в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, то на содержание их прав и обязанностей не может не оказывать влияния существующий правовой режим хозяйственной деятельности на территории национального парка.

Содержание земельных правоотношений зависит также от экологического зонирования, предусмотренного Федеральным законом от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». При экологическом зонировании содержание земельных правоотношений насыщается экологическими требованиями в зависимости от того, в пределах какой экологической зоны находится участок земли.

Ограничения прав лиц, использующих земельные участки. Указанные виды зонирования следует отличать от установления различного рода зон, предусмотренных в земельном законодательстве и законодательстве об охране окружающей среды и о природных ресурсах (зоны с особыми условиями использования земель, санитарные зоны, охранные зоны и т.д.). Установление таких зон не является зонированием. Задача установления зон в целях, предусмотренных законодательством, — ограничить права лиц, использующих земельные участки.

Земельное законодательство предусматривает различные случаи установления ограничений прав собственников земельных участков. Ограничение прав лиц, использующих земельные участки, представляет собой установление в административном порядке запретов на отдельные виды хозяйственной деятельности по использованию земли либо требований о воздержании от совершения определенных действий или предоставление ограниченной возможности использовать чужой земельный участок для строго определенных целей.

Необходимо различать также понятия «сервитут» и «ограничение прав». Содержание этих понятий различно. Сервитут — право ограниченного пользования чужим участком земли. Ограничение права — установление запрета или требование о воздержании совершения действий либо право ограниченного использования чужого земельного участка, устанавливаемое на основании законодательства в административном порядке.

Таким образом, содержание и объем прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений зависит от основного целевого назначения соответствующей категории земель и дополнительных факторов: вида территориальной, функциональной либо экологической зоны, установленных ограничений и сервитутов.

Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений

Основания возникновения земельных правоотношений . Основаниями возникновения земельных правоотношений служат юридические факты . Обычно такими юридическими фактами являются: договоры и административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления , а также судебные решения.

Рассмотрим основания возникновения земельных правоотношений в сфере права собственности на землю. Основания приобретения права , собственности на земельные участки как недвижимое имущество конкретизированы в гл. 14 ГК РФ. Из всех перечисленных в ГК РФ оснований к приобретению права собственности на землю, в том числе к приобретению права частной собственности на землю, имеет отношение только ст. 234 ГК, регулирующая вопросы приобретательной давности.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность может быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении указанных выше условий. Все иные земельные участки не считаются бесхозным имуществом, поскольку являются государственной или муниципальной собственностью .

Что касается ст. 219 ГК, регулирующей вопросы возникновения права собственности на вновь создаваемое имущество, то она неприменима к такому объекту недвижимости , как земля. Земля как объект природы не может быть создана вновь.

Среди юридических фактов — оснований приобретения права частной собственности на землю наибольшее значение имеют договоры или сделки , а также административные акты исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления . На основании совершения различных сделок с землей право собственности на земельный участок переходит от одного собственника к другому. В результате принятия административных актов (решений) о предоставлении земельных участков указанными органами граждане и юридические лица приобретают права на землю.

Большее распространение имеют случаи совершения сделок между собственником земельного участка и иным лицом, в результате чего право собственности на землю переходит к данному лицу — правоприобретателю.

Один из наиболее распространенных способов приобретения в частную собственность земельных участков — приватизация . Под приватизацией земель понимается приобретение права частной собственности физическими или юридическими лицами на земельные участки, находившиеся в государственной или муниципальной собственности.

Земельное законодательство предусматривает различные процедуры приватизации земельных участков: приобретение земельных участков в частную собственность на торгах; приватизация земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий ; предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан; приватизация земельных участков, ранее предоставленных в пользование гражданам, и приватизация земель сельскохозяйственного назначения для организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Вопросы приватизации земель будут рассмотрены применительно к правовому режиму соответствующей категории земель.

Приобретение права частной собственности на земельные участки в порядке приватизации может осуществляться на основании заключения договоров купли-продажи земельного участка или на основании издания административного акта — решения соответствующего органа о предоставлении земельного участка в собственность. Так, право частной собственности может быть приобретено в результате совершения договора купли-продажи земельного участка, заключенного по результатам торгов, или на основании факта приватизации государственного или муниципального предприятия и последующего заключения договора купли-продажи земельного участка.

Административный акт — решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка также является основанием приобретения права частной собственности юридическими лицами и гражданами. На этом основании приобретают землю в собственность, в частности, граждане-землепользователи при перерегистрации прав на земельные участки, а также граждане при организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Кроме того, земельные участки могут быть предоставлены в собственность определенным категориям граждан, которые имеют льготы на получение земельных участков.

В законодательстве предусмотрены основания возникновения земельных правоотношений по поводу прав на землю, производных от права собственности, т.е. прав на землю лиц, которые не являются земельными собственниками. Так, право пожизненного наследуемого владения может возникнуть на основании административного акта — решения органа местного самоуправления о переоформлении прав на земельный участок или на основании решения о предоставлении земельного участка на данном титуле. Право пожизненного наследуемого владения может возникнуть в результате наследования земельного участка, принадлежавшего наследодателю на этом титуле. Основанием возникновения права постоянного (бессрочного) пользования обычно является административный акт — решение о предоставлении земельного участка.

  1. добровольный отказ от земельного участка или его части;
  2. истечение срока, на который был предоставлен земельный участок;
  3. прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;
  4. использование земли не по целевому назначению;
  5. прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел;
  6. нерациональное использование земельного участка, а также изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;
  7. использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки;
  8. систематическая неуплата земельного налога , арендной платы в установленные договором аренды сроки;
  9. неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства;
  10. выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из состава этих предприятий;
  11. переход права собственности на строение, сооружение;
  12. изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд, а также с целью их предоставления гражданам;
  13. смерть землевладельца, арендатора.

В настоящее время эта статья признана недействующей. Однако по некоторым из оснований, указанных в этой статье, земельные отношения могут быть прекращены и в настоящее время.

Так, собственник земельного участка может во всякое время отказаться от права собственности согласно ст. 236 ГК. Истечение срока, на который был предоставлен земельный участок во временное пользование, и ныне является основанием прекращения земельных правоотношений, исходя из содержания ч. 2 ст. 45 ЗК. Согласно ч. 1 ст. 86 ЗК прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный надел, также является основанием прекращения земельных правоотношений. Систематическая неуплата арендной платы в сроки, установленные договором аренды, может быть основанием для расторжения договора и соответственно прекращения земельных правоотношений. Выделение из земель сельскохозяйственной организации земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, выходящим из ее состава, прекращает право на землю этой организации. Продолжает действовать ст. 37 ЗК, согласно которой при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. Изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд согласно ст. 28 и 29 ЗК является и в настоящее время основанием прекращения прав на землю.

Что касается случаев использования земли не по целевому назначению; нерационального использования земельного участка, а также изменения состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные; использования земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки; систематической неуплаты земельного налога; неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства, и двух лет для несельскохозяйственного производства, то по действующему законодательству такие действия или бездействия не являются основаниями для прекращения земельных правоотношений. Основания прекращения земельных отношений, указанные в гл.17 ГК, пока не применяются, поскольку нормы этой главы еще не действуют.

Следует также отметить, что основаниями прекращения земельных правоотношений могут быть различные договоры. Например, в результате договора продажи земельного участка право собственности на него у собственника-продавца прекращается. Земельные правоотношения могут быть прекращены в результате истечения срока действия договора и т.д.

Понятие земельных правоотношений является достаточно обширным и сложным по структуре. Это обуславливается многими причинами. В первую очередь специфика связана с объектом правоотношений - землей. Кроме этого, немаловажное значение имеет юридический статус лиц, вступающих во взаимодействие. Рассмотрим далее подробно понятие земельных правоотношений и элементы, которые с ним связаны.

Общие сведения

Земельными правоотношениями именуют фактические общественные взаимодействия, представляющие собой результат волевого активного поведения людей относительно наделов. Они регулируются нормами ЗК и иных федеральных законов. В юридических актах определены основания возникновения и прекращения земельных правоотношений, юридический статус лиц, в них вступающих.

Специфика структуры

Как выше было указано, сложность взаимодействий обуславливается различными факторами:

  • Особенностями, которыми обладают субъекты и объекты земельных правоотношений.
  • Особенностями нормативного регулирования.

Среди ключевых элементов взаимодействий выступают:

  • Юридические положения, на которых базируются взаимосвязи.
  • Субъекты и объекты земельных правоотношений. Деятельность первых регламентируется соответствующими нормами. Вторые выступают в качестве, собственно, предмета, по поводу которого возникают правоотношения.
  • Содержание взаимодействий. Его формируют земельных правоотношений и предписания, установленные для них. В содержание включаются также действия, ориентированные на их реализацию.

Классификация земельных правоотношений

Она проводится по разным признакам. Например, в соответствии с содержанием правоотношения классифицируются по ключевым институтам права. В частности, выделяют взаимодействия, связанные с:

  • собственностью;
  • госуправлением территорией;
  • использованием наделов;
  • охраной прав на землю.

Взаимодействия дифференцируются и по типам собственности. Она может быть частной, муниципальной или государственной.

Ориентированность юридических положений

Существует также классификация земельных правоотношений по направленности регулирующих их норм. По этому критерию выделяют:

  • Материальные взаимодействия. Они регламентируются нормами, определяющими требования и права субъектов, касающиеся непосредственно земли. Эти взаимодействия складываются по поводу реализации установленных предписаний и юридических возможностей.

  • Процессуальные правоотношения. Они выражены в специальных нормах. Эти положения определяют основания возникновения и прекращения земельных правоотношений, их реализации. Регламентируется также способ использования юридических возможностей и исполнения установленных законом предписаний.
  • Регулятивные взаимодействия. Они формируются при реализации норм, не касающихся применения юридической ответственности.
  • Охранительные взаимодействия. Возникновение этих правоотношений обуславливается нарушением установленных предписаний. Они реализуются в процессе применения к виновному лицу мер ответственности.

Направленность деятельности

По этому критерию земельные правоотношения дифференцируются на взаимодействия, связанные с:

  • ведением государственного кадастра;
  • планированием использования и охраны территории;
  • предоставлением и изъятием наделов для общественных и госнужд;
  • землеустройством и планированием территорий населенных пунктов;
  • осуществлением госконтроля использования и охраны земель;
  • ведением мониторинга;
  • разрешением споров.

Дополнительные категории

Кроме приведенных выше видов, земельные правоотношения могут быть:

  • Общими. Они возникают в типичных случаях.
  • Конкретными. Эти правоотношения формируются в особых ситуациях.

Взаимодействия разделяются также в зависимости от определенности лиц, вступающих в них. По этому критерию выделяют:

  • Относительные взаимодействия. В них точно определяются участники земельных правоотношений.
  • Абсолютные взаимосвязи. Они предполагают, что управомоченным лицам противостоит неопределенный круг людей или организаций, которые должны выполнять определенные предписания.

Субъекты земельных правоотношений

В России вся территория находится в государственной, частной, муниципальной и прочих формах собственности. Субъекты земельных правоотношений - лица, деятельность которых в рамках взаимодействий касается выделения, изъятия, использования, управления, владения, распоряжения наделами. Их юридический статус определяется отраслевыми нормами. РФ и ее регионы выступают как субъекты земельных правоотношений, связанных с госсобственностью. Административно-территориальные единицы в лице органов местного самоуправления (одним из которых, в частности, может являться Департамент земельных отношений) вступают во взаимодействия по поводу наделов, находящихся в муниципальной собственности.

Такие территории находятся в пределах границ МО. Все прочие субъекты земельных правоотношений - некоторые органы государственной и муниципальной власти, юрлица и граждане. Они осуществляют пользование, управление, охрану территорий. Юрлица и граждане как субъекты земельных правоотношений вступают, кроме прочего, во взаимодействия по поводу частной и общей собственности.

Юридический статус

В качестве субъектов правоотношений могут выступать лица, которые наделены достаточным объемом прав для вступления в них. Еще одним условием приобретения статуса выступает способность исполнять установленные законом предписания. Комплекс дее- и правоспособности, а также свобод и интересов субъектов обуславливает их юридическое положение в системе правоотношений. Статус лиц зависит от ряда обстоятельств.

К ним относят:

  • Вид субъекта.
  • Поведение, имеющее юридическое значение.
  • Особенности объекта.
  • Обстановку, в которой реализуются функции лица, если она определена законодательством.

Правомочия разделяются на общие и специальные. Первыми обладают все лица, вступающие во взаимодействия. Специальные правомочия характерны только для отдельных категорий субъектов.

Особенности территории

Все земли России разделяются на категории в соответствии с качеством, назначением и прочими критериями. Юридически закрепляется следующая классификация:

  • Территории сельскохозяйственного назначения. Они выступают в качестве ключевого средства с/х производства. Эти земли считаются самыми важными в стране.
  • Территории поселений. Они используются для обслуживания городов, ПГТ и прочих административных единиц.

  • Земли спецназначения. Эти территории используются промышленными, транспортными предприятиями, организациями связи, теле- и радиовещания, космического обеспечения и информатики, обороны, энергетики.
  • Особо охраняемые земли. К ним относят территории природно-заповедного, природоохранного, рекреационного, культурно-исторического значения, национальные, биосферные и прочие заповедники, государственные заказники, ботанические сады, курорты, лечебно-оздоровительные зоны.
  • Лесной фонд.
  • Земли запаса. Они представляют собой резервные территории.
  • Водный фонд.

ЗК РФ

В Земельном кодексе объекты правоотношений определяются следующим образом:

  • Природные ресурсы.
  • Участок. Он представляет собой часть земли, которая отделена от других наделов. На местности он обозначается границами.
  • Части наделов.

В нормативном акте устанавливается, что земельные доли на участке, который находится в общей собственности, выступают в качестве самостоятельных объектов прав. На местности такие части не обозначаются.

Суть земельных правоотношений состоит в совокупности обязанностей и юридических возможностей лиц, вступающих в них. Они реализуются посредством осуществления определенных действий либо воздержания от этого. Юридическая возможность лица выражает меру допустимого поведения. Она гарантируется законом. Обязанность субъекта земельных правоотношений - модель должного поведения лица.

Юридические возможности

Конкретные права субъектов находятся в зависимости от их статуса, особенностей участка, вида взаимодействий. Юридические возможности лиц можно разделить на 2 категории. В первую входят право на конкретное поведение. Оно выражается в действии либо бездействии. Первое включает в себя:

  • Способы реализации.
  • Виды действий, которые допустимо совершать.

Право на бездействие может быть частичным или полным. Что касается возможности требовать, то она может реализовываться в судебном и административном порядке. Права лиц, вступающих в земельные правоотношения, обладают субъективным характером. Их реализация зависит от воли носителя. При этом субъект может пользоваться или не пользоваться ими, не неся ответственности.

Должное поведение

Обязанностям субъекта, как правило, соответствуют определенные юридические возможности другого лица. Должное поведение может выражаться в требовании:

  • Совершить какое-либо действие.
  • Не допустить определенного поведенческого акта.

Обязанности подлежат точному выполнению под угрозой применения к субъекту мер ответственности и появления неблагоприятных последствий для него.

Юридические факты

Они выступают в качестве основания возникновения земельных правоотношений. также могут стать причиной изменения содержания взаимодействий. Вследствие некоторых событий правоотношения могут прекратиться. Существуют следующие типы юридических фактов:

  • Устанавливающие. Они выступают как основания возникновения земельных правоотношений. Например, в процессе оформления арендного соглашения стороны вступают во взаимодействие, связанное с использованием надела. При заключении залогового договора появляются кредитные отношения. При этом сторона сделки получает ограниченные юридические возможности по использованию надела.
  • Изменяющие.
  • Прекращающие. При их появлении взаимодействия перестают существовать. В ЗК установлен исчерпывающий перечень событий, влекущих прекращение земельных правоотношений.

Характеристика

Каждый правоустанавливающий, изменяющий или прекращающий факт может выражаться в форме события или действия. К первым относят обстоятельства, которые появляются вне зависимости от человеческой воли. События могут быть относительными и абсолютными. Последние - явления, не имеющие непосредственной связи с деятельностью и волей человека. Например, это разного рода природные бедствия. Относительными называют события, возникающие вследствие деятельности человека, но протекающие помимо его воли. Поведение в земельном праве рассматривается в разных аспектах.

Например, под ним понимают:

  • Действия юрлиц и граждан, государственных и прочих органов.
  • Бездействие субъектов.
  • Юридическое состояние лиц, вступающих во взаимодействие.

В свою очередь, поведение может быть правомерным или противоправным.

Госсобственность

Государство, выступая в качестве субъекта земельных правоотношений, действует через комплекс компетентных органов. Между ними распределяются полномочия, касающиеся собственности. Принимая во внимание федеративное устройство страны, существование двухуровневой власти, постановили, что право госсобственности существует в региональной и федеральной форме. Последняя распространяется на территории, наделы и их части, не принадлежащие частным лицам, муниципальным образованиям и организациям. Данное положение закрепляется 214-й статьей ГК. В ЗК, ст. 16-18 установлено, что госсобственность представлена в стране в трех формах: федеральной, региональной и муниципальной. В соответствии с этим можно сделать следующий вывод: государственная собственность четко разграничивается между федеральным центром, регионами и муниципальными образованиями. На нее распространяется специальный правовой режим, установленный ЗК и прочими нормативными актами.

Виды госсобственности

  • Отнесенные к имуществу РФ ФЗ.
  • Приобретенные в соответствии с положениями ГК.

Регионам принадлежат площади:

  • Признанные собственностью субъектов РФ в соответствии с ФЗ.
  • Приобретенные регионами в соответствии с ГК.
  • Право на которые появилось при разграничении госсобственности.

Во владении регионов могут находиться территории, не переданные частным лицам. К ним, например, относят участки:

  • Занятые недвижимостью, принадлежащей региональной власти.
  • Предоставленные органам управления, унитарным предприятиям и госучреждениям.
  • Отнесенные к категории особо охраняемых, земель лесного и водного фондов и пр.
  • Занятые приватизированными объектами, которые находились ранее в региональной собственности.

Реализация прав от имени субъектов РФ осуществляется уполномоченными органами в рамках их компетенции. До разграничения госсобственности распоряжение территориями осуществляют местные структуры власти (например, Департамент земельных отношений), если в ЗК или региональном законодательстве не предусматривается иное.

Общественные отношения - это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она - объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми , присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Земельные правоотношения

Земельные правоотношения - это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации , купли-продажи), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Классификация земельных правоотношений:

1) по основным институтам земельного права:

  • собственности на землю;
  • землепользования;
  • государственного земельного управления;
  • в области охраны земель;

Подробнее

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель. Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации. Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации – правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления. Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель. Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов. Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.

2) по признаку основного хозяйственного назначения земель (ст. 7 ЗК РФ) различают правоотношения по поводу следующих категорий земель (мнемоправило по первым буквам - СНОП ЛВЗ) :

3) по их субъекту:

участниками этих отношений могут выступать граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

4) по функциональному назначению:

    • регулятивные;
    • правоохранительные.

Подробнее

Регулятивные правоотношения - это такие урегулированные нормами земельного права земельные отношения, которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных (положительных) действий. Это обычные, чаще всего возникающие на практике земельные отношения, примеры которых уже приводились выше.

Правоохранительные правоотношения , в отличие от регулятивных, вызываются аномалией, отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Поэтому правоохранительные земельные отношения возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя законодательства.

5) по виду норм права - оснований для возникновения правоотношений:

    • материальные (возникают на основании норм материального права),
    • процессуальные (возникаюn на основании процессуальных норм).

Подробнее

Материальные правовые нормы - это те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например право на получение земельного участка, обязанность охранять плодородие угодий, не нарушать интересов соседних землепользователей и т.д. Соответствующие этим нормам земельные отношения называются материальными.

Процессуальные нормы устанавливают порядок действий субъектов правоотношений по реализации своих прав и обязанностей. Возникающие в связи с этим отношения признаются процессуальными.

Рассматривая виды земельных правоотношений, необходимо отметить, что само понятие «земельные отношения» закреплено в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ), где указано, что к этому виду отношений относятся отношения по использованию и охране земель, недр, водных объектов, лесов, особо охраняемых природных территорий в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К ним применяются: законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы.

Общественные отношения в области землевладения и землепользования весьма сложны. В п. 2 ст. 3 указанного нормативного акта разграничены виды правоотношений: природоресурсные, экологические и земельные. Регулирование последних осуществляется преимущественно с использованием предписаний ЗК РФ. Применение норм других отраслей права допускается:

а) в случаях, когда земельное законодательство подходящих предписаний не содержит (ЗК РФ соответствующие отношения не регулирует);

б) при условии, что действие норм других отраслей не нарушает принципы, закрепленные в ЗК РФ.

Имущественные отношения, связанные с владением, использованием и распоряжением земельными участками регулирует гражданское законодательство и профильные нормативно-правовые акты (п. 3 ст. 3 ЗК РФ), например: ФЗ РФ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Имущественные земельные отношения подпадают под действие «технических» нормативных актов. Это ряд федеральных законов РФ: №22-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»; №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Анализируя соотношение земельного и гражданского права, следует отметить, что исходя из предмета регулирования гражданского законодательства (ст. 2 Гражданского кодекса РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ) (далее - ГК РФ), определяющего правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и иных вещных прав, ГК РФ регулирует договорные обязательства, а также имущественные и личные неимущественные отношения (основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников), можно сделать вывод о том, что осуществление прав на землю, а также совершение сделок с земельными участками относится к сфере гражданского законодательства. Это находит подтверждение и в самих нормах ЗК РФ. Так, согласноп п. 4 ст. 11 ЗК РФ при объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на вновь образуемый земельный участник в соответствии с гражданским законодательством. Точно также положения п. 1 ст. 23 ЗК РФ свидетельствуют о том, что ЗК РФ не относит к предметам своего регулирования вопросы установления сервитута, находящегося в сфере гражданского права, ограничиваясь только публичным сервитутом.

На практике применяются положения как гражданского, так и земельного права. В соответствии с п. 1 ст. 39 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, ЗК РФ, федеральными законами. Вместе с тем следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Элементы земельных правоотношений

В юридической литературе выделяют несколько классификаций земельных правоотношений, которые зависят от внутренней структуры правоотношений: объект, субъект и содержание правоотношений (субъективные права и обязанности).

Объект правоотношений - предмет, в отношении которого возникают отношения. Объектами земельных правоотношений согласно ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» являются:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

Земельный участок как объект права собственности на землю и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю признается недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. Положение о том, что земля может выступать в качестве объекта земельных отношений, нашло отражение как в ЗК РФ, так и в ряде федеральных законов. К таким отношениям относятся отношения, связанные с делением земель на категории (ст. 7 ЗК РФ, ФЗ от 21 декабря 2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», с охраной земель, в том числе как компонента окружающей среды (ст. 12 ЗК РФ, ст. 1 ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), отношения с использованием земель без предоставления земельных участков и установления сервитута (ст. 39 ЗК РФ), с мониторингом земель (ст. 67 ЗК РФ), мелиорации земель (ФЗ от 10 января 1996 г. №4-ФЗ «О мелиорации земель». Порча земель и невыполнение обязанности по рекультивации земель являются противоправными деяниями, за совершение которых предусматривается административная и уголовная ответственность (ст. 8.6, 8.7 КоАП РФ, ст. 254 УК РФ). Кроме того, в гл.XIII ЗК РФ особо оговорена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.

Субъект правоотношений - лицо, которое вступает в правоотношения относительно определенного объекта (например, арендатор земельного участка). Субъекты земельных правоотношений определены в ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений». К ним относятся:

  • граждане РФ;
  • юридические лица;
  • Российская Федерация;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования.

Виды земельных правоотношений

В системе права традиционно выделяют два основных вида земельных правоотношений по характеру содержания правоотношений (по функциональному назначению):

- регулятивные земельные отношения - отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанные с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.)

- охранительные (правоохранительные) земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

Кроме того, по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:

  • в процессе сельскохозяйственного производства;
  • при использовании земли в промышленности и строительстве;
  • при использовании земли в лесном хозяйстве и т.д.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве:

- по критерию содержания: имущественные и неимущественные;

- по критерию определенности состава субъектов :

Абсолютные - определена только одна сторона правоотношений, которая наделена определенным набором прав, другие стороны не конкретизированы. (Например, права собственника на землю);

относительные - четко определены стороны отношений, каждая из которых наделена правами и обязанностями по отношению друг к другу (сделки с землей).

- по характеру регулирования :

Материальные - возникают при реализации прав и обязанностей, регламентированных земельным законодательством (например, право свободного распоряжения землей, или обязанность уплачивать земельный налог в установленном порядке);

Процессуальные - регулируют порядок возникновения прав и обязанностей в отношении земли (порядок совершения сделок с землей).

- по степени взаимной обязанности их участников :

Отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.

Это основные типы классификаций земельных правоотношений. Также в некоторых источниках виды земельных правоотношений классифицируются в зависимости от целевого назначения земель. Например, отношения по использованию земель сельхозназначения, отношения по использованию земель лесного фонда и т.д. В литературе можно встретить ряд других классификаций, которые не получили столь широкого распространения и используются ограниченным кругом специалистов.

  • особенности объекта земельного правоотношения;
  • правовой статус субъектов земельных правоотношений;
  • правовое регулирование тех видов отношений, которые составля-ют основу данного правоотношения.

Земельные правоотношения - общественные (фактические) отношения, урегулированные нормами права, либо сложившиеся в результате действия этих норм. Земельные правовые отношения обладают рядом спе-цифических черт, отличающих их от других видов правоотношений: особенности объекта, субъектов, содержания, оснований возникновения, изменения и прекращения. Они непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства; являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли; являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Особенности различных видов земельных правоотношений

Все виды земельных правоотношений имеют свои особенности, которые влияют на характер их применения. В зависимости от ситуации один и тот же субъект может вступать в различные правоотношения, с различными для него последствиями. Например, гражданин обращается к органам местной власти с заявлением о выделении земельного участка. В данном случае он вступает в процессуальные, регулятивные, относительные правоотношения. Решением органов власти гражданину предоставлен в собственность земельный участок, теперь в отношении него действуют абсолютные правоотношения - право собственности на землю. Гражданин, реализуя это право, сдает участок в аренду и между землевладельцем и арендатором возникают материальные, регулятивные правоотношения по поводу договора аренды. При осуществлении всех этих действий гражданин выступает субъектом земельных правоотношений, которые различны по характеру, но между тем они тесно взаимосвязаны между собой.

Взаимосвязь между различными правоотношениями - характерная черта любых из них. Из абсолютных правоотношений возникают материальные: право собственности на землю дает возможность сдавать эту землю в аренду. В тоже время правоотношения имеют и существенные отличия. Например, регулятивные являются закреплением порядка осуществления тех или иных действий, которые носят добросовестный характер, не нарушают пределы прав других субъектов. А охранительные правоотношения, напротив, являются средством применения ответственности за противоправное поведение. Для таких правоотношений характерна эпизодичность, они не носят длительный характер и заканчиваются исполнением предписанных норм. Кстати, временные рамки правоотношений также зависят от их вида. Например, абсолютные правоотношения носят постоянный характер, например, право собственности на землю является неизменным до возникновения оснований для его прекращения. Относительные же правоотношения возникают на небольшой промежуток времени. Например, при совершении купли-продажи земли субъекты вступают в относительные правоотношения, и один выступает в качестве покупателя, а другой продавца - на каждом из них определенный объем прав и обязанностей. С завершением сделки стороны прекращают свои правоотношения.

Земельные правоотношения в России

К особенностям данных правоотношений относят не только специфику объекта данного вида отношений, правовой статус субъектов, но и комплексный характер. Земельные правоотношения могут быть как публичными, так и частноправовыми. Как уже отмечалось, земельные правоотношения - общественные отношения между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права. Одной из особенностей земельных правоотношений является то, что РФ, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в двух качествах. Во-первых, как регуляторы данного вида отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на подведомственной им территории. В этих случаях нормативные акты имеют властный характер - обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонировании земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками правоотношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗК РФ). Во-вторых, являясь одним из видов правоотношений, земельные правоотношения обладают общими для всех правоотношений чертами: общественный характер; основываются на законе, то есть они выступают как результат регулирования. Перечень и содержание конкретных прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений определяются: а) в сфере землепользования - в зависимости от титула права пользования. Так, титул собственника позволяет располагать самыми широкими правами не только по владению и пользованию, но и по распоряжению земельным участком. Наименьший объем прав предоставлен субъекту права на титуле земельного сервитута; б) в сфере управления правомочия находятся в зависимости от уровня и значения органа государственной власти и управления. Наибольший круг правомочий имеют федеральные органы общей компетенции и федеральные органы специальной компетенции; меньший предоставлен общим и специальным территориальным органам управления субъектов РФ; в) в зависимости от целей и видов пользования земельными ресурсам.

Согласно пункту 1 статьи 5 Земельного кодекса РФ, участниками земельных правоотношений являются:

  • 1. Российская Федерация;
  • 2. субъекты Российской Федерации;
  • 3. муниципальные образования;
  • 4. юридические лица;
  • 5. граждане.

Все они могут иметь различные права и обязанности, связанные с владением, использованием и распоряжением участками. Субъекты земельных правоотношений способны приобретать специальные наименования. Они могут являться собственниками, владельцами, пользователями или арендаторами участков.

Органы государственной власти как субъекты земельных отношений

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает государственным суверенитетом, как неотъемлемым элементом международной правосубъектности страны. Эта высшая власть осуществляется соответствующими органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах.

Субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений, поскольку земли могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности регионов. Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники земли. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

  • 1. определение основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений;
  • 2. установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
  • 3. государственное управление в области мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;
  • 4. установление порядка резервирования земель, изъятия участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
  • 5. резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
  • 6. разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • 7. иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации Конституцией РФ, Земельным кодексом, федеральными законами.

В полномочия субъектов Федерации входят:

  • 1. резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд регионов России;
  • 2. разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Федерации;
  • 3. иные полномочия, не отнесенные к ведению России или органов местного самоуправления.

Муниципалитеты как субъекты земельных отношений

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, поэтому они также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений.

Муниципалитеты являются субъектами земельных отношений обычно при управлении рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной, так и в частной собственности.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:

  • 1. резервирование земель;
  • 2. изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  • 3. установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, с учетом требований законодательства Российской Федерации;
  • 4. разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
  • 5. иные полномочия, решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Граждане и юридические лица как субъекты земельных отношений

С учетом происходящих в России политических и экономических преобразований земельное законодательство развивается по пути максимального расширения круга физических и юридических лиц, которые могут являться собственниками, пользователями или арендаторами участков.

Признавая права иностранцев, лиц без гражданства и организаций, зарегистрированных в других странах, быть участниками земельных правоотношений в России, некоторые федеральные законы все же содержат ряд ограничений. Например, иностранцы не могут приобретать в собственность участки, находящиеся в пределах приграничных территорий, а также земли сельскохозяйственного назначения.

Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам - только за плату.

Земельный кодекс закрепляет ряд специальных правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из них придается иной смысл.

Собственниками участков могут быть любые участники земельных правоотношений: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

Землепользователи - это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Согласно статье 20 Земельного кодекса РФ, участки предоставляются в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставлялись до введения в действие нынешнего Земельного кодекса РФ.

Субъектам земельных правоотношений недостаточно обладать лишь потенциальным правом участвовать в таких отношениях. Они должны иметь правовую дееспособность, а в ряде случаев - соответствовать определенным требованиям. Например, пользоваться землями обороны могут только организации, обеспечивающие деятельность Вооруженных Сил России, а дачными участками - члены садоводческих товариществ.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх