О проекте. Работать шоферами с международными водительскими правами разрешили еще год.

Депутаты партии «Единая Россия» инициировали поправки в действующий закон, согласно которым срок замены водительских удостоверений, выданных в другой стране, должен быть продлен на один год. В первом чтении законопроект получил одобрение и иностранные права продлили на 2018 год, однако дальше дело не пошло и поправки не были приняты окончательно.

Иностранные водители в России

Авторы законопроекта, депутаты партии «Единая Россия», в пояснительной записке указали, что необходимость продления срока обмена иностранных водительских удостоверений на российские, связана с проблемами, с которыми сталкиваются работодатели иностранцев, поскольку именно на них лежит ответственность. Всего в стране, по данным законотворцев, трудится порядка 9,5 тыс. водителей-иностранцев и все они заняты в транспортных компаниях, предоставляющих услуги перевозок. Это такси, общественный транспорт, грузовые перевозки, междугородние.

Регионы, в которых работает наибольшее количество водителей:

  • Смоленская область;
  • Брянская область;
  • Москва и Московская область.

Согласно действующему законодательству, каждый водитель, использующий удостоверение, выданное в другой стране, обязан обменять его на российский образец. Соответствующие поправки были внесены в ФЗ «О безопасности дорожного движения» в 2013 году. Внесенные корректировки установили срок – до 1 июня 2017 года. Но в действительности, по мнению авторов новых поправок, имеется ряд проблем, которые затрудняют процесс обмена, в том числе и технического характера.

Статистика ДТП с участием водителей, граждан иностранных государств

Отсутствие оборудованных площадок и подвижного состава для сдачи экзаменов (теоретического и двух практических – автодром и езда по городу) иностранцами можно решить альтернативными способами, уверены представители автошкол. При этом они отмечают, что очередное продление срока обмена прав может стать фатальным для остальных участников дорожного движения.

«В настоящее время количество ДТП с участием начинающих водителей составляет примерно 10–12%, водителей опасного пенсионного возраста – 7–8%, а вот с участием иностранных водителей – более 30% », – говорит глава «Гильдии автошкол» Сергей Лобарев. Также он отмечает, что школы готовы проводить бесплатные консультации и переподготовку водителей-иностранцев. При этом, согласно его данным, с момента принятия поправок в 2013 году, только 3% иностранных водителей в России сдали экзамены и получили удостоверения российского образца.


Депутаты в очередной раз собираются отложить вступление в силу закона, обязывающего иностранных граждан с 1 июня этого года иметь российские водительские удостоверения, если они собираются работать профессиональными шоферами на территории РФ.

Закон о запрете использовать национальные водительские удостоверения тем, кто работает в профессиональной сфере, был принят еще в 2013 году. Права таким водителям необходимо обменять на российские, для этого следует сдать три экзамена: один теоретический и два практических (на автодроме и в условиях городского движения). Сейчас в России работает около 9,5 тыс. иностранных водителей, причем большинство из них трудятся в Смоленской, Брянской областях и в Московском регионе.

В сопроводительных документах к законопроекту указывается, что иностранные водители, желающие получить российские права, столкнулись с трудностями - в подразделениях Госавтоинспекции нет специальных автомобилей и оборудованных площадок (автодромов). Однако врио начальника ГИБДД России Владимир Швецов с этим утверждением не согласился, он полагает, что проблем со сдачей экзаменов практически нет. Есть затруднения в Смоленске, но получить права российского образца, подтвердив свои знания, можно и в любом другом регионе без предварительного обучения. Также депутаты напомнили, что с 2013 года стало больше субъектов РФ, в состав России вошли Республика Крым и город Севастополь, водители этих регионов имеют, в основном, украинские водительские удостоверения.

Таким образом, депутаты предложили перенести срок завершения обмена иностранных водительских прав до 1 июня 2018 года, за это время все иностранные водители смогут без спешки обменять свои удостоверения.

Необходимо отметить, что сроки введения запрета на работу по найму с национальными правами сдвигались уже трижды. Переносом сроков вступления закона в силу осталась недовольна вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, отметившая, что постоянное отодвигание сроков дискредитирует работу Госдумы. Если закон принят, его нужно исполнять, считает депутат.

По мнению некоторых депутатов, перенос запрета пролоббирован бизнесменами, которым выгоднее нанимать дешевых иностранных водителей, соглашающихся работать за копейки. Так, в отдельных отраслях жалование шофера может составлять 12–15 тыс. рублей, граждане РФ за такие деньги работать не соглашаются.

  • Также Госдума планирует внести поправку в статью 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и разрешить, в порядке исключения, водителям-белорусам, официально работающим на территории РФ, . Работающие в Белоруссии россияне, в свою очередь, также могут пользоваться национальными водительскими удостоверениями на территории этой страны.
  • В 2015 году сроки обмена национальных прав по той же причине, что и теперь: чтобы у жителей Крыма и Севастополя не возникло проблем с трудоустройством.
Фото: Артем Коротаев/ТАСС

В России уже давно разработан законопроект, запрещающий осуществление коммерческой деятельности гражданами с иностранными правами. Его вступление в силу откладывалось трижды. И вот в сети появились сообщения о том, что иностранные права продлили на 2018 год. Но так ли это на самом деле и чего ожидать водителям и перевозчикам, разберемся далее.

Будет ли продление иностранных прав на 2018 год?

Правительство Российской Федерации давно планирует запретить иностранные права. Запрет относится только к тем водителям, которые управляют транспортными средствами с коммерческой целью (получения прибыли) на территории страны, то есть осуществляют грузовые или пассажирские перевозки. Впервые это решение было принято в 2013 году, тогда и был разработан федеральный закон №92-ФЗ, согласно которому иностранные водители с удостоверением, полученным на родине, не смогут перевозить пассажиров и грузы. Закон вступил в силу 1 июня 2017 года, а встречающиеся в сети сообщения о том, что иностранные права продлили на 2018 год, ошибочные, хотя этот вопрос поднимался парламентариями.

Под действие закона попали:

  1. Водители, работающие на маршрутках.
  2. Водители автобусов и другого общественного транспорта.
  3. Таксисты.
  4. Водители микроавтобусов и грузового транспорта, осуществляющего перевозку грузов.

Закон распространяется на всех иностранных водителей вне зависимости от их родины. Одинаково пострадают шоферы из Молдовы, Украины, Таджикистана, Узбекистана и других государств. Для продолжения деятельности необходимо получить водительские права российского образца, а для этого требуется сдать экзамены.

По-прежнему передвигаться по российским дорогам иностранцы могут с правами, полученными в родной стране, в личных целях или при транзитном пересечении государства.

Замена водительских прав перенесена до 2018 года?

Решение запрета на иностранные водительские удостоверения было принято из-за большого количества ДТП на дорогах, виновниками в которых выступают мигранты. Часто приезжие из других стран граждане не знают правил дорожного движения в России или не соблюдают их с целью заработать больше денег. В результате страдают обычные люди. Как показывает статистика, количество ДТП по вине мигрантов еще больше увеличилось.


Вступление закона в силу переносилось трижды по разным причинам. В этом году вопрос о переносе замены иностранных прав до 2018 года также поднимался и даже был принят на первом чтении в мае, но после он не выносился на чтения, а поэтому не набрал законной силы. Многие граждане по-прежнему ошибочно полагают, что поменять иностранцам ВУ можно до 30 мая 2018 года.

Инициировали перенос закона перевозчики. Они заявляли о том, что сейчас нет соответствующей техническо-материальной базы для соблюдения закона. Но как показывает практика, никто из иностранных граждан не спешит получать российские водительские удостоверения, хотя и принятие закона уже откладывалось. За последний год желающих отыскалось всего 3%. Доля мигрантов водителей на дорогах превышает больше 50% от всех шоферов.

Как получить российские права?

Новости о продлении иностранных прав до 2018 года сообщают, что законопроект набрал силы, а поэтому водителям-мигрантам и перевозчикам следует позаботиться о получении российских удостоверений. Чтобы стать обладателем прав в РФ, необходимо пройти трехмесячное обучение и сдать экзамены. Обучение и получение прав во многих странах СНГ происходит по одному стандарту, принятому еще с советских времен. В связи с этим было решено, что при замене иностранных прав на российское удостоверение не нужно проходить повторное обучение. К тому же многие шоферы имеют приличный стаж, и повторное обучение им не к чему.


В обязательном порядке водителю необходимо сдать три экзамена:

  1. Экзамен на знание теоритической части.
  2. Экзамен езды на площадке.
  3. Экзамен езды по городу.

Для сдачи экзамена и получения водительского удостоверения требуется предъявить такие документы:

  1. Медицинскую справку о состоянии здоровья.
  2. Паспорт.
  3. Водительские права, полученные в родной стране.

Также следует написать заявление по определенному образцу и заплатить госпошлину в размере 2000 рублей. Заявление подать можно непосредственно в отделение ГИБДД или на сайте «Госуслуги». В таком случае размер госпошлины уменьшается до 1600 рублей.

Наказание за нарушение закона

Поскольку переноса обмена иностранных водительских прав до 2018 года не произошло, водителям-мигрантам следует позаботиться о получении удостоверений российского образца, иначе наказания не избежать. Кстати, штрафные санкции будут накладывать не только на шоферов, но и перевозчиков. За нарушение закона им придется заплатить 50 тысяч рублей, а вот водителям грозит штраф от 5 до 15 тысяч, как и за передвижение без прав.

В ГИБДД заявили, что специальные рейды по выявление мигрантов-нарушителей проводить не будут. Хотя многие жители Москвы и других городов стали отмечать, что с вступлением закона в силу, патрульные все чаще останавливают водителей маршруток и таксистов. Доказать, что они осуществляют перевозки в коммерческих целях проще всего, а вот категории водителей, которые перевозят грузы на небольшом грузовом транспорте (микроавтобусах) менее уязвимы. Чтобы оштрафовать, необходимо доказать, что транспортировка осуществляется в коммерческих целях, порой это непросто.

12 июля Государственная Дума приняла законопроект, согласно которому предельный срок обмена иностранных водительских стран на российские для тех, кто планирует работать в России в качестве профессионального водителя, продлевается на один год – до 1 июня 2018 года.

Инициаторами закона о продлении сроков действия иностранных прав в России выступил ряд депутатов из фракции «Единая Россия», а также представитель фракции КПРФ в нижней палате парламента, глава думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников.


В документе говорится, что водитель, не имеющих российских прав, сможет работать на автопредприятиях, грузовых компаниях и в такси до 1 июня 2018 года. Для обмена удостоверения необходима сдача трех экзаменов: одного теоретического и двух практических.

При этом на граждан Киргизской республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального, не распространяется положение об обмене прав.


Госдума уже несколько раз продлевала срок обмена удостоверений. 1 июня текущего года закончился очередной период, когда мигранты могли обменять свои права на российские - вступило в силу требование о запрете допуска к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности.

Но в мае был принят в первом чтении законопроект, продлевающий срок обмена до 1 июня 2018 года. Сегодня законопроект прошёл второе чтение, а на 14 июля намечено его третье, окончательное чтение.


Почему Госдума опять продлила сроки обмена иностранных прав на российские? Оказывается, не потому, что иностранцы и их работодатели не торопились внедрять новые нормы, а потому, что… в подразделениях госавтоинспекции некоторых регионов отсутствует необходимая материально-техническая база для сдачи экзамена водителя-международника.

Еще одна интересная деталь: Водители из Белоруссии могут не волноваться. Им менять права на российские не придется. Еще интереснее: ко второму чтению законопроекта поступила поправка (ее поддержали руководители всех парламентских фракций), согласно которой норма о запрете работать водителями на основании иностранных водительских прав также не распространяется и на граждан Киргизии.


А еще — на граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального.

Напомним, русский язык в качестве официального закреплен в Конституции Киргизской Республики. И уж совсем интересно: на украинцев, которые знают русский язык не хуже киргизов, эта поправка, по всей видимости, не распространяется.

19/07/17 12:28

Госдума приняла во втором основном чтении законопроект, продлевающий до 1 июня 2018 года предельный срок обмена иностранных водительских прав на российские для работы профессиональным шофером в России. Об этом «Приморская газета» сообщает со ссылкой на сайт правительства.

Изменения собираются внести в закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс РФ об административных правонарушениях. В пояснительной записке к документу авторы напоминают, что в 2013 году в России был приняты нормы, запрещающие работать водителями лицам, которые не имеют выданных в РФ водительских удостоверений. А с 1 июня 2017 года в силу вступило требование о запрете допуска к управлению транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при осуществлении предпринимательской и трудовой деятельности. При этом обязательным условием обмена водительских прав является сдача трех экзаменов: одного теоретического и двух практических, на автодроме и в условиях городского движения.

Примечательно, что ко второму чтению законопроекта он пополнился еще одной поправкой, в соответствии с которой норма о запрете работать водителями на основании иностранных водительских прав «не будет распространяться на граждан Киргизии, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального».

— В Конституции Кыргызстана закреплено, что русский язык употребляется в качестве официального, — подчеркивают инициаторы поправки.

Отметим, также русский язык закреплен в качестве официального в Белоруссии и Казахстане.

Законопроект, продлевающий предельный срок обмена иностранных водительских прав до 1 июня 2018 года — чисто политическая мера, уверены эксперты.

— Инициатива призвана снизить определенную напряженность, которая возникла в ряде городов. В первую очередь, на городском пассажирском транспорте общего пользования и грузовых предприятиях, когда автопредприятиям потребовался срочный поиск российских водителей с соответствующей категорией, — заявил «Приморской газете» директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов.

Документ в его нынешнем виде необходимо доработать, заметил директор. Важно, чтобы запрет распространялся только на водителей, участвующих в лицензируемых видах деятельности, то есть перевозке пассажиров больше восьми человек в салоне транспортного средства.

— Основная проблема здесь в том, что очень небольшое количество автошкол по всей стране могут обучать водителей на категории, дающие право управлять пассажирскими автобусами большой вместимости. Довольно трудно выучиться и получить удостоверение соответствующей категории. Поэтому многие автопредприятия используют труд иностранных рабочих и российских рабочих, у которых водительские удостоверения были выданы в других государствах. В области пассажирского транспорта общего пользования, я считаю, что это неправильно. Рано или поздно нужно наводить порядок, выстраивая качественную систему подготовки профессиональных водителей, — подытожил Михаил Якимов.




Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх