Должностные обязанности офицера-воспитателя кадетского корпуса и профессиональные требования к нему. Обязанности должностных лиц подразделения

Кадетские роты (сотни) формируются по строевому расчету. Рота состоит из взводов по 20 воспитанников в каждом взводе. Взвод состоит из отделений по 10 воспитанников в каждом отделении. Руководство ротой осуществляется командиром роты (сотни), руководство взводами, его помощниками – офицерами-воспитателями.

В истории становления кадетских корпусов для успешного выполнения всех постановлений относительно воспитания огромное внимание было уделено строгому отбору именно воспитателей. "Только люди истинно достойные, с чистою нравственностью, с познаниями и способностями к воспитанию, были допускаемы к важной должности воспитателей".

К началу 20 века, как правило, офицеры-воспитатели оканчивали специальные педагогические курсы. "Кузница" военно-педагогических кадров для Кадетских корпусов размещалась в Санкт-Петербурге в зданиях "Соляного городка" на базе существовавшего там Педагогического музея. Интенсивное обучение 30 слушателей в течение года с привлечением лучших преподавателей значительно повышало квалификацию воспитателей. Князь Константин Константинович уделял этим курсам особое внимание, т.к. считал, что главная задача – "развивать у кадет сознание их человеческого достоинства и бережно устранять всего, что может унизить и оскорбить его...".

И это представляется нам весьма обоснованным, поскольку весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, ведь он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. В условиях организации воспитательного процесса Кадетского корпуса этот фактор приобретает еще больший вес, прежде всего потому, что крут лиц, участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и воспитатель в силу этого находится в центре внимания.

Воспитатель, профессионал, педагог - духовный посредник между обществом и подростком в освоении культуры, организующий систему отношений, через разнообразные виды воспитательной деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальные коррективы развития каждой личности.

Назначение воспитателя - максимальное развитие подростка, раскрытие его потенциальных способностей.

Цели воспитателя:

Непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребёнка.

Создание благоприятных условий для формирования его личности.

Организация необходимых воспитательных воздействий для создания благоприятной микросреды высокого психологического климата в отделении. Основные задачи воспитателя:

Создание коллектива в отделении как воспитывающей среды.

Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности.

Коррекция индивидуального развития кадет.

Права и обязанности воспитателя обязательно отражены и закреплены в Уставе Кадетского корпуса.

Преподавательский состав кадетского корпуса имеет право:

На необходимое материально-техническое обеспечение своей деятельности;

Участие в управлении учреждением;

Защиту своей личной и профессиональной чести и достоинства;

Свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий, форм и методов оценки знаний воспитанников;

Повышение квалификации;

Аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение её в случае успешного прохождения аттестации;

Нормированный рабочий день, сокращённую рабочую неделю, удлинённый оплачиваемый отпуск, получение пенсии по выслуге лет до достижения пенсионного возраста;

Обжалование приказов и распоряжений администрации кадетского корпуса в установленном законом порядке.

Преподавательский состав кадетского корпуса обязан:

Служить достойным примером воспитанникам в соблюдении моральных и нравственных норм, в укреплении традиций своего учебного заведения и почитания российских законов;

Подчиняться Уставу кадетского корпуса;

Не допускать антипедагогических методов воспитания;

Обеспечивать высокую эффективность образовательного процесса, развивать у воспитанников уверенность в себе, самостоятельность, инициативу, творческие способности;

Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, педагогическое мастерство и общий культурный уровень;

Не допускать употребления на работе алкоголя, наркотических и токсических веществ;

Соблюдать правила ношения формы одежды, быть всегда аккуратно, чисто и со вкусом одетым;

Не опаздывать на работу и вовремя уведомлять о возможной задержке;

Вежливо относиться ко всем служащим и воспитанникам кадетского корпуса и не допускать ведения споров между работниками кадетского корпуса в присутствии воспитанников;

Беречь имущество кадетского корпуса, охранять его от возможной порчи и всеми законными путями стремиться к его умножению.

Также существует свод правил поведения воспитателя, то есть "Кодекс чести офицера-воспитателя", включающий такие положения, как:

Первая и главная обязанность - это верность Отечеству.

Бойся нарушить свой долг - этим навсегда потеряешь доброе имя.

Никогда не критикуй действий и поступков начальства вообще и при ком-либо особенно, тем более при подчинённых.

Всякое распоряжение начальника по службе, в какой бы форме оно ни было выражено (предложение, просьба, совет), есть приказание.

Если ты старше чином, а по распределению должностей будешь подчинён младшему - обязан исполнять все его приказания.

Береги свою честь, честь корпуса.

Одевайся строго по форме и всегда чисто.

Строго относись к своим служебным обязанностям.

Будь выдержанным (корректным) и тактичным всегда, со всеми и везде.

Будь наблюдательным и осторожным в выражениях.

Каждый решительный шаг обдумай. Исправить ошибку нельзя, а загладить трудно.

Помни всегда, что ты офицер.

Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

Честь - святыня офицера.

Офицер-воспитатель должен уважать человеческие права своих воспитанников - кадет.

Офицер-воспитатель, не щадящий самолюбия своих подчинённых, подавляет в них благородное желание прославиться и тем роняет их нравственную мощь.

Не выдавай за неопровержимую истину все, во что ты или совсем не веришь или хотя бы сомневаешься. Поступать так - преступление.

Не переступай черту условностей, выработанных традициями.

Руководствуйся в жизни чувством справедливости и долгом порядочности.

Умей не только соображать и рассуждать, но и вовремя молчать и всё слышать.

Всё знать никто не может, а стыдно и вредно офицеру притворяться всезнающим.

Старайся, чтобы слова были мягкими, а аргументы твердыми.

Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос. Щади самолюбие кадет: у них оно развито не меньше, чем у вас, и вследствие их подчинённости чувствительнее.

На занятиях будь бодрым, всегда ровным и спокойным, требовательным и справедливым.

Будь всегда правдив, и особенно с воспитанником. Исполняй обещанное ему, иначе приучишь его ко лжи. Правдивость везде, а особенно в воспитании, есть главное условие.

Основные функции и содержание работы воспитателя в кадетском корпусе это:

1. Аналитическая:

а) изучение индивидуальности кадета;

б) анализ развивающегося коллектива и личности;

в) анализ семейного воспитания каждого кадета;

г) анализ уровня воспитанности личности.

2. Организационно-координирующая:

а) организация и стимулирование разнообразной деятельности кадет;

б) установление связи кадетского корпуса с семьёй;

в) индивидуальное воздействие на каждого кадета;

г) обеспечение материально-бытовых условий.

3. Коммуникативная:

а) регуляция межличностных отношений между кадетами;

б) установление взаимоотношений "ученик - учитель";

в) содействие благоприятному климату в коллективе;

г) оказание помощи кадету в установлении отношений с товарищами.

Воспитатель отвечает:

За подготовку кадет отделения к завтрашнему учебному дню;

Воспитание, дисциплину и морально-психологическое состояние кадет отделения;

За поддержание внутреннего порядка в отделении;

За сохранность закреплённого за отделением имущества и помещений.

Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава отделения.

Воспитатель несет ответственность:

За жизнь и здоровье кадет вверенного ему отделения, а также других кадет, подчинённых ему хотя бы временно, а также за нарушение их прав и свобод в соответствии с законодательством РФ;

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего распорядка корпуса, законных распоряжений директора кадетского корпуса и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством;

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального проступка воспитатель учебного отделения может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации "Об образовании". Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности;

За нарушение мер пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических норм в организации учебно-воспитательного процесса воспитатель может быть привлечён к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

3.2. Влияние личных качеств воспитателя на взаимоотношения с воспитанниками-подростками

Одним из условий разумного воспитания является чуткость и умение воспитателя расположить к себе воспитанников. Ничто не действует так отрицательно на душу воспитанника, как холодность, отчуждение воспитателя.

В повседневной практике воспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытого и изолированного учебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания, заботы; 2) просьба; 3) поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

Различное отношение воспитателя к воспитаннику находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник, совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в чем-то. Конфликт нарастает, приближается развязка. В таких условиях безоговорочная поддержка воспитателя силой своего авторитета производит на воспитанника сильное впечатление: он удивлен неожиданностью событий; опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку. Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком, которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у подростка возникает желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие.

Приемы, способствующие формированию у воспитанника правильного поведения.

1. Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример - важный аргумент правоты педагога.

2. Доверие.

3. Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

4. Вовлеченность в интересную деятельность.

5. Пробуждение гуманных чувств.

6. Нравственное упражнение.

В создании нравственной атмосферы в Кадетском корпусе важное место занимает авторитет воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы.

Авторитет воспитателя складывается из его наиболее значимых личных качеств. Для характеристики личности в целом существенное значение имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональные качества, которые существуют не сами по себе, а проявляются, прежде всего, в повседневной деятельности, общении с окружающими. Деятельность воспитателей Кадетского корпуса ориентирована на выполнение специфических задач, стоящих перед ними и выражающих волю общества, государства. Для выполнения этих задач необходимо наличие определенных моральных качеств. В ряду важнейших требований к личности воспитателей находится ее направленность, т. е. представление человека о добре и зле, о том, что нравственно и что безнравственно. Воспитатель, как человек, выполняющий волю государства, должен иметь ясные и четкие представления о характере и социальной значимости своей деятельности, преданности делу, которому он служит. С этим тесно связаны принципиальность и целеустремленность, стремление и способность ставить перед собой ясные цели и подчинение всей своей деятельности их достижению.

В конкретной деятельности воспитателей это находит выражение в мобилизации всех усилий на достижение целей воспитания подростков. Для воспитателя очень важно четко осознавать, что он предстает перед воспитанниками не только как конкретная личность, но и как представитель общества, государства в целом.

Выполняя эту задачу, каждый воспитатель должен суметь подняться до уровня осознания государственной важности своего личного предназначения и ответственности перед обществом за результаты своей деятельности.

Особое значение для воспитателей имеют качества, отражающие их отношение к другим людям, к коллективу, подросткам, с которыми они работают. Индивидуальный подход, лежащий в основе исправления и перевоспитания, требует от воспитателей проявления чуткости и такта, уважения к достоинству воспитанников, сочетания благожелательности с нужной требовательностью и строгостью.

Очень важным и ценным качеством для воспитателя является способность быстро устанавливать и поддерживать психологический контакт с подростками, располагать их к себе, пользоваться их симпатией.

Чувство симпатии придает авторитету педагога особый колорит и обладает способностью усиливать эффект личного воспитательного влияния. Воспитателей должны отличать и развитые интеллектуальные качества. В деятельности воспитателя возникают различные сложные и противоречивые ситуации, когда выработка и принятие решения связаны с определенными трудностями. В каждом таком случае необходимо проявлять заботу о воспитательных последствиях принимаемого решения, действия, личного поступка. Для этого нужно иметь развитое педагогическое мышление.

Воспитателям Кадетского корпуса необходима высокая общая образованность, культура, интеллектуальное богатство. Воспитатель не может выполнить своего назначения, если он духовно беден, если он не образован.

Воспитатель должен осторожно подходить к влиянию через посредство своего авторитета и не подавлять воспитанников, а способствовать их росту и развитию личности.

Особенности воспитанников требуют от воспитателей проявления многих волевых качеств. Чтобы добиться выполнения поставленных задач, воспитатели, вопреки всем трудностям и препятствиям, должны обладать большой силой воли и настойчивостью. При этом, разумеется, эти качества должны основываться на профессиональной грамотности, понимании объективных общественных процессов.

Сила воли должна найти выражение в проявлении инициативы, решительности, смелости в форме оправданного педагогического риска и личного поведения в минуты опасности.

Настойчивость воспитателя, это, конечно же, не приверженность старой, отжившей точке зрения, а готовность к смелым, принимаемым на основе правильной оценки событий шагам, к борьбе за каждого оступившегося подростка.

Воспитатель кадетов должен проявлять себя как человек, обладающий сильным характером, способный преодолевать сопротивление, оказываемое осужденными, мерами воспитательного воздействия, и до конца решать поставленные задачи. Для этого необходима уверенность в себе, в своих силах.

Воспитатели будущих офицеров не должны отступать перед трудностями и препятствиями, возникающими в их деятельности, их не должны обескураживать неудачи. Упорство, выдержка, терпение, способность подавлять отрицательные эмоции будут способствовать достижению успехов. Эти качества, конечно, должны сочетаться с трезвой деловитостью, организованностью и личной дисциплинированностью.

Индивидуальных особенностей личности воспитателей существует бесконечное множество, при этом каждое из них находится в определенном отношении, связи со всеми остальными, и в зависимости от других приобретает свое значение, существует на фоне личности в целом.

Перечислять все из особенностей личности воспитателей нецелесообразно и неосуществимо. Мы отметили лишь основные, наиболее важные на наш взгляд.

Большое значение в деле воспитания имеет умение воспитателя действовать на эмоциональную сферу воспитанников. Каждое проводимое мероприятие должно вызывать определенные эмоциональные переживания, поэтому необходимо заботиться о том, чтобы каждое из них отмечалось насыщенностью, не было бесцветным.

В педагогической деятельности неизбежны неудачи. Они не должны ослаблять стремления к намеченным целям. Неудачи не должны расхолаживать, отвлекать от дела, важно уметь быть настойчивым и доводить педагогические требования до конца.

В организации учебно-воспитательного процесса в Кадетском корпусе нельзя пройти мимо такого мощного педагогического фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности. У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями. У другого - мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка.

Плохое знание педагогики и психологии, нежеланием преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивость, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Заключение

Сегодня, как и сто лет назад, актуально звучат слова К.Д. Ушинского о том, что влияние личности педагога составляет воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.

Кадетский корпус – специфическое учебное заведение, со своими особыми целями и задачи, но, воспитательный процесс в целом направлен, как и в любом другом образовательном учреждении, формирование, сплочение и развитие коллектива, а также на формирование гармоничной всесторонне развитой личности, но при этом еще и являющейся высоким образцом гражданственности, нравственности.

Система учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе выстраивается так, что кадет, приходя из обычной школы в 6 класс, уже через 1-2 месяца становится совершенно другим ребенком, а кадетский коллектив – сплоченным, дружным и крепким на долгие годы. В такой коллектив живет под девизом: « Один за всех и все за одного!» Кадет отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 6 лет обучения в кадетском корпусе ребята получают хорошее образование, дающее возможность им поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по их выбору, в чем способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетском корпусе.

Воспитательно-образовательный процесс в кадетском корпусе как особом учреждении имеет свою специфику, отмеченную нами в этой работе, накладывающую отпечаток и на процесс становления личности воспитанника и коллектива в целом, и на обязанности воспитателя, и на его профессиональные качества.

Корпусное воспитание должно в каждом кадете всесторонне развивать душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.

И это представляется нам весьма обоснованным, поскольку весь опыт развития человечества доказывает, что в деле воспитания особое значение имеет личность воспитателя, ведь он влияет на воспитанника своим поведением, своим образом жизни, отношением к обыденной жизни. В условиях организации воспитательного процесса Кадетского корпуса этот фактор приобретает еще больший вес, прежде всего, потому, что круг лиц, участвующих в воспитании, здесь значительно уже, чем в обычной жизни, и воспитатель в силу этого находится в центре внимания.

Педагогическая, воспитательная деятельность в Кадетском корпусе - совместная деятельность, и ее успех зависит от того, какие отношения сложились между воспитателем и воспитанником. Именно воспитатель должен уметь правильно устанавливать правильные взаимоотношения и развивать их в нужном направлении.

В повседневной практике воспитателю Кадетского корпуса как относительно закрытого и изолированного учебного заведения приходится постоянно корректировать поведение воспитанников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки.

В создании нравственной атмосферы в коллективе (учебной группе) Кадетского корпуса важное место занимает авторитет воспитателя, который формируется в процессе общения с другими людьми и принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым глазом. Личный авторитет педагога невозможно заменить каким-либо приемом или организационными формами работы.

Искусство воспитателя заключается в том, чтобы из множества средств и возможностей, имеющихся в его распоряжении, выбрать те, которые в данное время, в конкретном коллективе принесут наибольший успех. Воспитатель должен уметь осознавать качественно новые явления и делать необходимые выводы для своей деятельности, то есть он должен творчески подходить к своей работе, проявлять инициативу и самостоятельность в ней. Это возможно только при условии профессионального роста и совершенствования путем учебы, повышения своей квалификации. Известно ведь, что воспитательное значение имеют не только специально осуществляемые для этой цели мероприятия, но и отношение к труду со стороны воспитателей, их личный пример в трудовой деятельности. Поэтому для воспитателей важным качеством является трудолюбие, любовь к своему делу, трудовой энтузиазм, новаторство, чувство гордости за принадлежность к профессии и уверенность в ее необходимости.

Только при наличии определенных профессиональны и высоких морально-нравственных качеств у офицера–воспитателя Кадетского корпуса возможно его положительно влияние на становление и развитие личности подростка-кадета.

Библиография

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса./ Ш. А.Амонашвили - Минск, 1980,с.237

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой./Н. П.Аникеева - М., 1987,с.104

3. Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин - М., 1996,с.320.

4. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии.

5. Воспитание как педагогическое явление // В кн.: Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995, гл. 15,с.96

6. Волков И.П. Цель одна - дорог много. / И. П. Волков. - М,1988

7. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

8. Бахвалов А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России//Образование.- №3, 2001

9. Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732-1917. – М. 2003.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина.- М.: Педагогика, 1984.

11. Галанин Ю. О возрождении кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления// ОБЖ. - № 2, 2001

12. Е.В. Голощапова. Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX – начале XX века. Канд. диссертация. - Ульяновск, 2007 г.

13. Евдокимов К.В., Беркин Д.В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России // Инновации в образовании. - 2004. - N 4.

14. Зубов А.Я. Воспитательный процесс: традиции кадетских корпусов и современные тенденции Нахимовского военно-морского училища // Сборник материалов научных конференций проходивших в Кронштадте // Кронштадт, 2005.

15. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

16. Казакова Е. Общеобразовательные учреждения нового вида// Образование. - № 1, 2001

17. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.

18. Королев С.Л. Ценностная направленность современной молодежи // Философия образования. - 2003. - № 6.

19. Кривов Ю.И. О месте понятия "социализация" в современной педагогике // Педагогика. - 2003. - №2.

20. Мудрик А.В., Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Караковский В.А. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. - М., 1991.

21. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

22. Немов Р.С. Психология: В 3 т. - М., 1995.

23. О возможностях альтернативной подготовки офицеров-специалистов для ВС России в гражданских вузах // Военная мысль - 1997 - № 1.

24. Проект федерального закона "О подготовке в кадетских корпусах подрастающего поколения граждан Российской Федерации, изъявивших желание посвятить себя государственной службе" //www. Ruscadet.ru/

25. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994.

26. Солодухин А.Н. Особенности организации учебного процесса в кадетских корпусах // Бомбардир – 1995, №3.

27. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.

28. Устав Кадетского корпуса // www.ruscadet.ru

29. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1994


Похожая информация.


Для каждого портового средства назначается его офицер охраны. Такой офицер может быть назначен в качестве офицера охраны портового средства в отношении одного или более портовых средств.

При назначении одного лица выполнять обязанности офицера охраны нескольких портовых средств с целью обеспечения эффективного выполнения им своих обязанностей следует принимать во внимание:

Уровень однотипности портовых средств, включая их расположение, техническое оснащение, характеристики обрабатываемых грузов, технологию обработки грузов, типы судов, которые заходят в портовое средство;

Отдаление одного портового средства от другого;

Характер угроз портовым средствам и возможные последствия в случае осуществления этих угроз;

Уровень уязвимости портовых средств;

Объем и сложность мер по обеспечению охраны портовых средств согласно с их планами охраны.

Основными задачами и обязанностями офицера охраны портового средства являются:

Проведение первоначального всеобъемлющего освидетельствования охраны портового средства с учетом соответствующей оценки охраны портового средства;

Обеспечение разработки, внедрение, поддержание и выполнение плана охраны портового средства;

Проведение регулярных проверок охраны портового средства с целью убедиться в том, что меры охраны продолжают оставаться надлежащими;

Повышение информированности в вопросах охраны и повышение бдительности персонала портового средства;

Обеспечение того, чтобы персонал портового средства, ответственный за охрану, прошел надлежащую подготовку;

Направление сообщений соответствующим властям и регистрация событий, угрожающих безопасности портового средства;

Координация осуществления плана охраны портового средства с соответствующими офицерами охраны компаний и с офицерами охраны судов;

Координация действий со службами безопасности, при необходимости;

Обеспечение того, чтобы выполнялись требования, касающиеся персонала, ответственного за охрану портового средства;

Обеспечение того, чтобы охранное оборудование правильно эксплуатировалось, испытывалось, калибровалось и обслуживалось;

Оказание помощи офицерам охраны судов, по их просьбе, в установлении личности людей, желающих пройти на судно.

Офицеру охраны портового средства должна оказываться необходимая поддержка в выполнении задач и обязанностей, налагаемых главой ХІ-2 Конвенции СОЛАС-74 и Кодексом ОСПС.

Офицер охраны портового средства должен обладать такими же знаниями и получить такую же подготовку, как и офицер охраны компании (см. параграф 4.1). Кроме того, он должен обладать надлежащими знаниями и получить подготовку в следующих областях:

Методология оценки охраны портового средства;

Учения и занятия по вопросам охраны, в том числе проводимые совместно с судами.

Согласно Положению об офицере охраны портового средства:

1. Офицер охраны портового средства несет персональную ответственность за:

Разработку, выполнение и пересмотр плана охраны портового средства;

Организацию охраны портового средства;

Защиту от несанкционированного проникновения в портовое средство;

Подготовку и должное выполнение обязанностей персоналом, который ему подчиняется;

Связь с офицерами охраны судов и офицерами охраны компаний;

2. Для выполнения своих обязанностей офицер охраны портового средства имеет право:

Контролировать деятельность персонала охранных предприятий, которые осуществляют охрану портового средства;

Осуществлять проверку организаций охраны на территории портового средства;

Проводить совещания по вопросам рассмотрения, обсуждения и устранения нарушений в организации и осуществлении охраны портового средства;

Вести переписку с судами, компаниями и другими внешними организациями по вопросам охраны;

Принимать участие в совещаниях, конференциях, семинарах по вопросам совершенствования систем охраны портовых средств;

Пользоваться льготами, которые предусмотрены действующим законодательством Украины;

3. Офицер охраны портового средства назначается на должность или увольняется с должности приказом начальника порта или руководителя предприятия, организации, учреждения, под юрисдикцией которого находится соответствующее портовое средство;

4. Кандидатура офицера охраны портового средства согласовывается с соответствующей признанной в области охраны организацией, которая имеет на это полномочия (ГП “Агентство морской безопасности”).

  • 2. Назначение, устройство и боевые свойства пистолета Макарова (пм).
  • 2. Тактико-специальная подготовка
  • 2.1 История Военно – Морского Флота
  • 1. Русское военно-морское искусство в Гангутском сражении (1714 г.).
  • 2. Причины, характер и периодизация 2-й мировой войны и Великой отечественной войны
  • 2.2 Военная топография
  • 1.Классификация и назначение топографических карт.
  • 2. Рельеф местности и его изображение на картах.
  • 3. Определение координат объектов на земной поверхности
  • 2.3 Радиационная, химическая и биологическая защита
  • 1. Ядерное оружие и его поражающие факторы.
  • 3.Индивидуальные средства защиты и правила пользования.
  • 2.4 Тактика Военно-Морского Флота
  • 1. Предназначение и задачи Военно – Морского Флота Российской Федерации.
  • 2. Основные тактико-технические элементы и тактические свойства подводных лодок и надводных кораблей.
  • 2.5 Корабельный устав Военно-Морского Флота
  • 1.Общие положения Корабельного устава фмф
  • 2. Повседневная организация корабля.
  • 2.6 Основы кораблевождения
  • 2.7 Устройство корабля
  • 1. Теоретический чертеж, главные размерения и посадка корабля.
  • 2.8 Вооружение и оружие Военно-Морского Флота
  • 1. Назначение, классификация и тактические свойства ракетного оружия
  • 2. Классификация и тактические свойства артиллерийского вооружения.
  • 2.9 Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил):
  • 1. Цели и задачи мпо в современных условиях.
  • 4. Методика морально-психологического обеспечения поэтапной работы с военнослужащими, несущими боевое дежурство.
  • 5. Деятельность офицеров органов воспитательной работы по организации морально-психологического обеспечения выполнения задач караульной службы.
  • 6. Основные задачи морально-психологического обеспечения оборонительного боя.
  • 7. Деятельность заместителя командира роты по воспитательной работе при организации морально-психологического обеспечения наступательного боя.
  • 8. Сущность и содержание морально-психологического обеспечения марша и встречного боя.
  • 3. Военно-специальная подготовка
  • 3.1 Основы безопасности государства и военного права в Российской Федерации
  • 2. Основные опасности и угрозы безопасности Российской Федерации.
  • 3.Назначение и состав вс рф, их применение.
  • 4. Руководство и управление вс рф.(вопрос 3)
  • 5. Дни воинской славы России..
  • 8. Ответственность в международном праве. Виды международно-правовой ответственности.
  • 9. Уголовная ответственность физических лиц.
  • 10.Военная служба как особый вид государственной службы. Правовые основы военной службы.
  • 11. Порядок прохождения военной службы по призыву.
  • 12. Пребывание в запасе. Военные сборы и порядок их прохождения.
  • 13. Отпуска военнослужащих.
  • 14. Определение статуса военнослужащего.
  • 15. Обязанности офицеров: общие, должностные и специальные.
  • 16. Дисциплинарная ответственность офицеров.
  • 17. Понятие и общая характеристика денежного довольствия военнослужащих. Оклад денежного содержания.
  • 18. Виды пенсий. Исчисление, назначение и выплата пенсий. Повышение пенсий некоторым категориям пенсионеров.
  • 3.2 Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации.
  • 1. Основные историко-педагогические этапы развития теории и практики воспитания военных кадров в России.
  • 2. Заместитель командира подразделения по работе с личным составом - организатор и руководитель воспитания военнослужащих.
  • 3. Педагогические основы проведения мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.
  • 4. Педагогические функции заместителя командира подразделения по воспитательной работе и особенности их реализации в подразделении.
  • 5. Педагогическая культура офицера - важнейшее условие повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в подразделении.
  • 18 .Методика индивидуальной воспитательной работы с личным составом подразделения.
  • 3.3 Военно-социальная работа и профилактика правонарушений в воинской части (подразделении).
  • 1.Военно-социальная работа как наука.
  • 2.Объект и предмет военно-социальной работы.
  • 3. Основные принципы военно-социальной работы.
  • 5. Основные задачи военно-социальной работы.
  • 8. Классификация методов военно-социальной работы
  • 9. Роль органов военного управления в системе военно-социальной работы.
  • 13. Сферы деятельности военно-социального работника, его функциональное предназначение.
  • 14. Задачи и обязанности военно-социального работника.
  • 15. Современные требования к уровню профессиональной подготовки и деловым качествам военно-социального работника. Моральный облик и этические стандарты социального работника.
  • 18. Сущность, причины, виды и последствия употребления военнослужащими наркосодержащих веществ.
  • 19. Последствия употребления наркотиков.
  • 20. Профилактика наркомании как важнейшая задача практической деятельности социального работника.
  • 21. Физические, психологические и социальные последствия пьянства военнослужащих.
  • 22. Пути и способы профилактики пьянства и алкоголизма в воинских коллективах.
  • 23. Причины и динамика суицидального поведения военнослужащих.
  • 24. Пути и способы профилактики самоубийств среди военнослужащих.
  • 25. Характеристика современных социальных проблем семей военнослужащих.
  • 26. Военнослужащие женского пола как субъект воинской деятельности.
  • 14. Определение статуса военнослужащего.

    Статус военнослужащих

    1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

    Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

    Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее - граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей.

    15. Обязанности офицеров: общие, должностные и специальные.

    В соответствии с нормативными актами к офицерскому составу относятся граждане страны, которым присвоены воинские звания от младшего лейтенанта и выше. законодательством установлены предельные возрасты пребывания офицеров наслужбе:

    Для Маршалов Российской Федерации, генералов армии, генерал-

    полковников – до 60 лет;

    Для генерал-лейтенантов и генерал-майоров – до 55 лет;

    Для полковников – до 50 лет;

    Для остальных – до 45 лет.

    С военнослужащими, достигшими предельного возраста, но владеющими редкими военно-учетными специальностями, может быть заключено до 5-ти годичных контрактов о прохождении военной службы.

    Присвоение офицерам воинских званий, лишение воинских званий, снижение, восстановление в воинских званиях: В соответствии с законодательством каждому военнослужащему, в том числе и офицеру, присваивается персональное воинское звание. Согласно ныне действующего законодательства очередное звание присваивается офицеру в день истечения срока пребывания в предыдущем воинском звании. Воинское звание может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного его должностным положением. За особо личные заслуги офицеру может быть присвоено звание на одну ступень выше занимаемой им должности, но не выше звания майор (капитан 3 ранга). Офицер может быть лишен звания только по приговору суда за умышленное совершение преступление.

    После снятие судимости ему может быть присвоено воинское звание, которого он был лишен. В качестве дисциплинарного взыскания офицеры (кроме высших офицеров) могут быть снижены в воинском звании на одну ступень решением замминистра обороны или министром обороны РФ. При объявлении такого взыскания определяется время для замены соответствующих знаков различия. Запрещается срывание погон, срезание нашивок и другие действия, унижающие личность военнослужащего. Офицеры, сниженные в воинском звании, независимо от занимаемой ими должности восстанавливаются в прежнем воинском звании одновременно со снятием дисциплинарного взыскания. Назначение на должность, перемещение и продвижение по службе. На офицеров не может быть возложено постоянное исполнение обязанностей по

    должности, которую он занимает. По каждой воинской должности министерством обороны устанавливаются квалификационные требования, которым должен соответствовать военнослужащий,

    занимающий эту должность. При назначении офицеров на должность соблюдаются условия:

    Должно обеспечиваться использование их по основной специальности или родственной, а если иной, то в соответствии с имеющимся опытом;

    Использование офицеров на должностях по новым специальностям должна предшествовать переподготовка на курсах или сборах;

    Лицам офицерского состава, состоящими между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить службу в одной воинской части, учреждения, организации, соединении, объединении до

    округа, фронта, группы войск, флота включительно, если прохождение ими военной службы связано с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    Назначение лиц офицерского состава в порядке служебного совместительства в воинских частях, учреждениях, организациях разрешается только в тех случаях, если это вызвано служебной необходимостью, с разрешения министра обороны или его первого заместителя;

    - ²совместительство² офицерам разрешено лишь тогда, когда оно связано с научной, преподавательской и творческой деятельностью;

    Офицерам запрещено помогать физическим и юридическим лицам в осуществлении их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение, льготы. Назначение офицеров на должности производиться в соответствии с воинскими званиями, предусмотренными штатами должностей. Оно осуществляется теми же лицами и для тех же должностных категорий, что и в случае с присвоениями

    офицерских званий, не считая лишь того, что на должности до старшего лейтенанта включительно офицеров могут назначать командиры воинских частей (полков, кораблей 1 ранга и им равных). Офицеры, служащие по контракту в конкретной воинской части, не могут назначаться на воинскую должность, замещаемую полковниками или высшими офицерами.

    Каждый военнослужащий имеет определенные должностные и специальные обязанности. Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами. Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы, предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинение строго определенным лицам и т.д.). Военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. Дисциплинарную ответственность военнослужащие несут по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами. За административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения права на управление транспортными средствами, исправительных работ и административного

    ареста. За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих.

    За невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательств за убытки и моральный вред, причиненные военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность.

    За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

    Личный состав кораблей.

    I. Офицеры.

    А. Командир.

    Во главе корабля стоит командир. Как гласит ст. 274 Морского Устава Командиру корабля ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА вверяется охранение чести русского флага. Все служащие на корабле вполне подчинены командиру, который в своих действиях и распоряжениях руководствуется законом и предписанием начальства и требует того же от своих подчиненных, неослабно поддерживая на корабле строгую военную дисциплину. Он обязан содержать постоянно корабль и команду в совершенной исправности, прилагая всемерно старание продлить срок службы корабля и механизма и усовершенствовать команду в морском военном деле. Во время нахождения корабля в ходу командир определяет курс (направление движения) корабля и отвечает за безопасность его; никто без его разрешения не имеет права изменять назначенный им курс, кроме вахтенного начальника в самых исключительных случаях (как, например, при неизбежном столкновении).

    Командир должен отлучаться с корабля как можно реже; отлучаясь он передает командование старшему офицеру и ни под каким видом не оставляет корабля вместе с ним; если корабль находится в составе эскадры, командир не имеет права ночевать на берегу без разрешения флагмана.

    Что бы более рельефно выделить власть командира на корабле он совершенно изолирован от офицеров; а именно стол он имеет отдельно от кают-компании и может находиться в кают-компании лишь по приглашению офицеров; при входе командира на шканцы все находящееся там, кроме старшего офицера и вахтенного начальника, переходят на левую сторону шканцев.

    Б. Старший офицер.

    Старший офицер есть главный помощник командира по командованию кораблем. Ему подчинены все служащие на корабле, и он является председателем офицерской кают-компании.

    Обязанности старшего офицера весьма обширны; он отвечает за наружный вид корабля, наблюдает за чистотой и порядком как внутри, так и снаружи его, за исправностью вооружения, шлюпок, надежным укреплением якорей и т.п. Он составляет и поверяет расписание команды, ведет наряд офицеров, командует всеми авральными (общими) работами; наблюдает за обучением команды, за мерами предосторожности при нагрузках пороха, артиллерийских снарядов, угля и т.д.



    В. Офицеры.

    Офицеры корабля разделяются на флотских офицеров и инженер-механиков. В смысле замещения должностей командира и старшего офицера в случай их отсутствия или болезни (в бою в случай выбывания) все флотские офицеры имеют преимущество перед инженер-механиками, независимо от чинов, так как подготовка вторых носит довольно узкоспециальный характер.

    Флотские офицеры.

    Все флотские офицеры на корабле несут ряд обязанностей по общей корабельной службе и по специальности. Часть офицеров называется офицерами-специалистами.

    Офицеры-специалисты.

    Таковыми являются штурманские, артиллерийские, минные, водолазные офицеры и офицеры подводного плавания. Ранее штурманские и артиллерийские офицеры были особой подготовки, носили специальную форму и составляли особые корпуса.

    В настоящее же время на эти должности назначаются флотские офицеры, из кончивших специальные классы. Офицеры специалисты назначаются наравне с прочими офицерами к несению общей корабельной службы и вахты (дежурств), но от командира зависит отступать от этого правила.

    Штурманские офицеры владеют кораблевождением и путеисчислением. Они определяют девиацию компасов, ведут метеорологический и вахтенный журнал. В их ведении находятся карты, астрономические и физические инструменты, книги, зрительные трубы, компасы, хронометры, магниты и т.п. Они ведут наблюдение за исправным состоянием руля и других приспособлений для управления ходом корабля. Если их несколько, то один из них является старшим и непосредственным помощником командира по кораблевождению и путеисчислению; он должен предварять командира о каждой опасности, находящейся на пути корабля и поблизости его.

    Артиллерийские офицеры . Каждый флотский офицер должен быть знаком с действиями артиллерии, так как главное назначение военных кораблей - ведение артиллерийского боя. Для заведывания же артиллерийской частью на корабле (орудиями и всеми принадлежностями их), а также якорными канатами, электрическими и другими приспособлениями для действия артиллерии, а также руководством всеми артиллерийскими занятиями и подготовительной практикой стрельбы, назначаются специальные артиллерийские офицеры; если их несколько, то старший из них есть ближайший помощник командира по управлению артиллерии, по боевой подготовке личного состава артиллерийской специальности и по содержанию в исправности материальной части артиллерии. В бою они руководят огнем корабля.

    Минные офицеры заведуют минной частью на кораблях, т.е. всеми минными устройствами, минами и принадлежностями их, а также всеми вообще электрическими приспособлениями не находящимися в ведении других специалистов, главным образом освещением корабля. Они руководят знаниями по минной части, а в бою минной стрельбой.

    Водолазный офицер заведует водолазной частью на корабле.

    Офицеры подводного плавания обучаются специально для плавания на подводных лодках.

    Общие обязанности офицеров.

    Остальные офицеры являются заведующими командою (ротными командирами и младшими офицерами) и командирами орудийных плутонгов. По этой последней должности они являются ответственными помощниками старшего артиллерийского офицера по управлению огнем, по содержанию в исправности артиллерии и по боевой подготовке личного состава своего плутонга; плутонговый командир должен в совершенстве знать материальную часть своего плутонга, таблицы стрельбы и уметь управлять прицелом и целиком во всех условиях боя. Кроме того офицеры имеют обязанности по заведыванию какой либо частью корабля, шлюпкой и т.п. и исполнять другие назначения, возлагаемые на них командиром.

    Один из флотских офицеров назначается ревизором.

    Ревизором называется офицер, соединяющий в себе должности адъютанта, начальника хозяйственной части и казначея сухопутных войск.

    Он ведает: 1) всем письмоводством на корабле как по строевой, так и по хозяйственной части, 2) всеми частями судового хозяйства, 3) всеми денежными капиталами в качестве казначея, 4) вещами и материалами корабля. Ему подчинены содержатели. Ревизор назначается также и к несению вахтенной и общей корабельной службы наравне с прочими офицерами, но по усмотрению командира может быть освобожден от вахты на время, необходимое по своей непосредственной обязанности.

    2. Инженер-механики .

    Один из инженер-механиков является старшим механиком корабля.

    Старший механик заведует управлением паровыми механизмами корабля и отвечает за исправность и сохранность всех частей его. Он ведает также всеми механическими приспособлениями на корабле. Он принимает меры, чтобы работа по изготовлению машин к действию была окончена в назначенное время; при разводке и прекращении паров, при усиленном ходе и вообще при всех важных работах он лично управляет машиною, распоряжаясь всей машинной командой. В остальное время в машинном отделении остается очередной (вахтенный) механик и очередная вахта машинистов и кочегаров. Во время стоянки на якорь механики несут суточное дежурство; во время же нахождения корабля под парами стоят на вахте определенное число часов.

    Остальные механики несут обязанности трюмного, водолазного и минного механика. Трюмный механик назначается в помощь старшему механику для надзора за устройством непотопляемости и водоотливными средствами. Минный механик в техническом отношении подчинен как старшему механику, так и офицерам специалистам, но несет вместе с тем вахтенную службу в машине. На инженер-механиков возлагаются и некоторые наряды по общей корабельной службе.

    Каждый взрослый мужчина знает, с какого звания офицерский состав берет свое начало - это, конечно же, лейтенант. А можете сейчас перечислить все армейские чины по порядку? Если нет, то стоит дочитать эту статью до конца. Будучи школьником или студентом, вам наверняка рассказывали на уроках по НВП (допризывная подготовка) о субординации в вооруженных силах. Какая-то часть полученной информации отложилась в багаже знаний. Как бы там ни было, знания в этой области лишними не бывают. Особенно это касается мужчин, чтобы при необходимости не задумываясь понять, кто перед вами: капитан, прапорщик, сержант или генерал. В этой статье вы подробно узнаете о воинских званиях офицерского состава. Чтобы не запутаться, начнем с азов.

    Что такое и для чего они нужны

    В армии РФ воинские чины предоставляют всем, кто поступает на службу без исключения, независимо, в каком месте будет служить человек и какой пост займет. Звания - это своеобразная иерархия, которая определяет статус, круг полномочий и степень ответственности военнослужащих всех родов войск. Соответственно, устанавливает иерархию (субординацию) между военнослужащими. Это касается и званий офицерского состава. В армии заведено разграничивать регалии по роду войск:

    • корабельные чины (морская составляющая армии);
    • общевойсковые звания (части и соединения сухопутного базирования).

    Если воинское подразделение или боевое судно имеет гвардейский статус, то в обращении к военному, который проходит службу в данном подразделении, прибавляется слово «Гвардии». Примером может служить словосочетание: «Гвардии лейтенант», «Гвардии майор». Получив определенное звание, после увольнения со службы за выслугу лет чин остается за человеком пожизненно. К званию будет прибавлено «в отставке», примером в таком случае будет - «майор в отставке».

    Офицер

    Впервые привычное для нас понятие «офицер», возникло в эпоху царя Петра Первого. Государь выпустил указ, где устанавливался порядок прохождения армейской службы для дворянства. Декретом вводилась иерархия воинских чинов. В русской армии впервые появились звания офицерского состава. С тех пор воинские различия неоднократно дополнялись, а структура видоизменялась несколько раз. За многовековую историю офицерский корпус стал своеобразным стержнем, основополагающим элементом построения современной армии РФ. За несколько веков были сформированы традиции и понятие «чести», которые бережно хранят и передают из поколения в поколение.

    Иерархическая структура

    Звания офицерского состава имеют определенную структуру. К каждой группе офицерского звена относятся соответствующие армейские чины. Принято различать следующие начальствующие звенья:

    • младшее командное звено;
    • командиры среднего звена;
    • офицеры высшего командного звена.

    Помимо вышеперечисленных категорий армия Российской Федерации состоит:

    • из рядовых солдат и матросов;
    • сержантского состава в сухопутных подразделениях, на флоте аналогом является чин старшины;
    • прапорщиков (в царской армии назывались - унтер-офицер) и мичманов (военно-морской аналог).

    Младшее командное звено

    Ранняя стадия военной карьеры начинается с присвоения звания младшего офицерского состава. В него входит:

    • Младший лейтенант. На погоне одна маленькая звезда. Может командовать взводом. В наши дни присваивается редко. Необходимый срок службы для получения очередного звания не менее двух лет.
    • Лейтенант. Отмечается двумя небольшими звездами. Самый распространенный первоначальный офицерский чин. Получают после окончания военного училища. Также присваивается при зачислении на военную службу по контракту, если у соискателя есть диплом об окончании университета, института или академии. Если военнослужащий имеет звание прапорщик, то после окончания университета тоже получает лейтенантские погоны. Необходим трехлетний срок службы для получения очередного чина.
    • Старший лейтенант. Чин отмечен тремя звездами небольшого размера. Статус дает возможность служить на посту заместителя командира роты. Потребуется трехлетний срок службы для дальнейшего продвижения.
    • Капитан. Статус отмечен небольшими звездами в количестве четырех единиц. Очередная ступень карьерной иерархии. Звание дает возможность быть командиром роты, также офицер может проходить службу на посту заместителя командира батальона. Необходим четырехлетний срок службы для очередного продвижения по службе.

    Командиры среднего звена

    Группа военнослужащих представляет собой своеобразный стержень среднего командного звена армии. Перечень званий старшего офицерского состава:

    • Майор. Чин отмечен звездой среднего размера. Носители погон служат на постах руководителей служб на уровне учебной роты или батальона. Ими могут быть комендатура, штаб батальона, а также должность комбата. Четырехлетний срок службы для очередного звания.
    • Подполковник. Чин отмечен двумя средними звездами. Чин позволяет занимать пост комбата, заместителя командира или начальника штаба на полковом уровне. В данном звании часто выходят в отставку по выслуге лет. Потребуется пятилетний срок службы для очередного чина.
    • Полковник. Погон имеет три среднего размера звезды. Высшая карьерная ступень старшего командного звена. Носители данного статуса служат на посту командира войсковой части или проходят службу на посту начальника штаба дивизии. Высшие чины присваиваются крайне редко, поэтому для большинства звание полковник становиться пиком армейской карьеры.

    Офицеры высшего звена

    Какой лейтенант на заре своей армейской карьеры не мечтал стать генералом. Но, к сожалению, данное звание присваивается редко. К званиям высшего офицерского состава относятся:


    Корабельные звания

    Воинские звания высшего офицерского состава, присваиваемые в ВМФ РФ:

    • Младшие офицеры:
    1. младший лейтенант;
    2. лейтенант;
    3. старший лейтенант;
    4. капитан-лейтенант.
    • Старшие офицеры:
    1. капитан 3 ранга;
    2. капитан 2 ранга;
    3. капитан 1 ранга.
    • Высшие офицеры:
    1. контр-адмирал;
    2. вице-адмирал;
    3. адмирал;
    4. адмирал флота.

    Корабельные звания и должности, которые занимают военнослужащие, соответствуют общевойсковым званиям с поправкой на ведомственные различия.

    Права, обязанности, задачи офицеров

    Главной задачей, которую выполняют офицеры в ВС, является обеспечение функционирования и устройство армейской службы на вверенном им участке. Подготовка, обучение военнослужащих и поддержание боеготовности личного состава и техники. Грамотный офицер также должен заботиться, решать проблемы и возникающие вопросы в процессе несения службы своих подчиненных.

    Офицер не только следит за исполнением приказов, но и несет личную ответственность за действия людей, которые находятся под его началом. Права и обязанности военнослужащих четко регулируются уставом прохождения военной службы.

    Заключение

    После распада СССР армия РФ на протяжении десяти лет финансировалась по остаточному принципу. Это привело к плохому состоянию вооруженных сил, как следствие, к массовому увольнению из армейских рядов кадровых офицеров. Также пострадал престиж военной службы, быть офицером было не модно. Но ни что не стоит на месте, к управлению государством пришли новые люди и шаг за шагом начало возрождаться Российское государство. На данный момент осуществляется оснащение вооруженных сил новыми видами вооружений, денежное довольствие кадровых офицеров тоже существенно выросло. В военные вузы снова большой конкурс. Сегодня быть офицером не только модно, но и престижно.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх