Наука в германии. Научные достижения гитлеровской германии

НАУКА В ГЕРМАНИИ ПРИ НАЦИСТАХ


Нацистское правление привело науку Германии к катастрофе невиданного масштаба, от которой страна так и не смогла оправиться.

Германия издавна была страной науки. Уже в средневековье немецкие университеты стали широко известны в Европе и почитались как образцовые учебные заведения, куда стремились за образованием юноши из многих стран. Когда Петр I создавал в России Академию наук и первый в стране Петербургский университет, большую часть кадров для них он привлек из Германии. Эта связь науки России и Германии сохранилась до начала XX века. Многие впоследствии выдающиеся русские ученые получили образование в немецких университетах (энциклопедист М.В. Ломоносов, физики П.Н. Лебедев и А.Ф. Иоффе и др.).

Наступление XX века ознаменовалось дальнейшим развитием немецкой науки, особенно в области математики, физики, химии, физиологии и медицины, техники, а также философии, социологии, психологии и др. В стране работало свыше 20-ти университетов, множество исследовательских институтов и лабораторий: университетских и при фирмах, а также пяти Академий наук: в Берлине, Гейдельберге, Геттингене, Лейпциге и Мюнхене. Начавшееся в 1901 году присуждение Нобелевских премий подтвердило положение Германии как ведущей в мире научной страны. Уже в начале 1930-х годов в Германии проживало 32 нобелевских лауреата – больше, чем в любой другой стране мира!

Приход к власти Гитлера в 1933 году коренным образом изменил положение в Германии и, соответственно, положение в ее науке. Во-первых, началось систематическое вмешательство новых властей в университетскую жизнь с целью побудить ученых заниматься прикладной тематикой, необходимой нацистам для подготовки страны к новой войне. Тем самым была нарушена главная заповедь ученого: «…науки не терпят принуждения…» (Устав Московского университета в редакции М.В. Ломоносова, 1755 г.). Во-вторых, нацистское руководство, уже разделившее население страны на «арийцев» и «неарийцев», естественно с ограничением прав последних, попыталось провести это разделение и в сфере науки.

Этим был нарушен другой фундаментальный принцип науки: «Наука интернациональна» или, говоря языком Эйнштейна, «наука не может быть немецкой или еврейской, она может быть только правильной или неправильной». В-третьих, были предприняты энергичные попытки привлечь ученых к решению задач идеологического оправдания национал-социализма. Тем самым был нарушен третий фундаментальный принцип науки: «Наука занимается поиском истины. Оправдание (обоснование) того, что уже принято в качестве истины априорно, не ее дело».

Нарушение нацистским руководством Германии основополагающих принципов, на которых строится наука, имело катастрофические последствия для науки Германии. Назовем некоторые из них.

Массовая эмиграция немецких ученых

С 1933 года, то есть с момента прихода к власти Гитлера, началась массовая эмиграция немецких ученых. Она продолжалась до 1940 года и привела к выезду из страны огромного числа выдающихся ученых. Только нобелевских лауреатов уехало 29 из 32 имевшихся, то есть 90 %! Также уехало множество выдающихся ученых – не лауреатов. Назовем фамилии некоторых ученых, навсегда покинувших в эти годы Германию: физики А. Эйнштейн, Г. Бете, М. Борн, Л. Мейтнер, О. Штерн, Э. Теллер, математики Дж. фон Нейман, Р. Курант, механик Т. фон Карман, химики Ф. Габер, О. Майергоф, Р. Вильштеттер, психолог Э. Фромм, психиатр З. Фрейд. В результате произошло разрушение крупнейших, всемирно известных немецких научных школ, и Германия утратила способность выполнять крупномасштабные научно-технические проекты.

Объясняя «бегство мозгов» из нацистской Германии, большинство исследователей называют в качестве основной причины воинствующую антисемитскую политику нацистского руководства страны. Это не совсем так. Конечно, указанная политика выталкивала из страны, в первую очередь, евреев, в том числе крупных ученых, ибо для этих людей проживание в Германии после 1933 года стало небезопасным. Однако и значительное число крупных немецких ученых – «чистых арийцев», которым в стране ничто физически не угрожало, также предпочли эмиграцию, поскольку не могли принять нацизм. Они осуждали гонения властей на своих коллег-евреев и сочувствовали им, не соглашались с попытками переключения науки на военные рельсы и протестовали против стремления властей идеологизировать науку и использовать ее для оправдания нацизма, но делали все это скрытно, не публично. Кроме того, они понимали, что при сложившейся в стране обстановке несвободы и принуждения занятие наукой для совестливого человека невозможно. Однако эти люди составляли меньшинство немецких ученых.

Переход к выполнению текущих научно-технических разработок

Крупнейшие промышленные концерны Германии в течение 1930-х годов вследствие «бегства мозгов» из страны лишились большой части своих ведущих ученых и специалистов. В этих условиях они вынуждены были свернуть крупные научные исследования, которые они проводили в предшествующие годы, и перейти к выполнению текущих научно-технических разработок по заданиям правительства, связанных с войной.

Наиболее показательна здесь судьба одного из крупнейших в мире немецкого химического концерна «И.Г. Фарбениндустри». До прихода к власти нацистов этот концерн много лет занимался разработкой и

производством широкой номенклатуры лакокрасочной продукции и прославился в мире особым качеством выпускаемых красок и лаков. Уровень работы этого концерна ярко характеризует такая «деталь»: в нем работало несколько нобелевских лауреатов! (Много ли таких концернов знает читатель?) После 1933 года «И.Г. Фарбениндустри» по заказу правительства начал заниматься для нужд германской армии производством искусственного жидкого топлива и искусственного каучука, идущего на автомобильные шины. Впоследствии с этой целью концерн построил два завода в лагере уничтожения Освенцим, где использовался труд узников лагеря. Но особенно «прославился» концерн в этот период разработкой и производством боевых и других отравляющих веществ. Именно при помощи этих отравляющих веществ в Освенциме было уничтожено 4 млн человек. За это концерн «И.Г. Фарбениндустри» на Нюрнбергском процессе был признан преступной организацией, а его руководители впоследствии были осуждены как военные преступники.

Использование идей человеконенавистнической псевдонауки

Для оправдания важнейшей составной части идеологии нацизма – расовой теории (антисемитизм был одним из важных пунктов этой теории) руководители гитлеровской Германии удачно воспользовались разработками своих предшественников – псевдоученых XIX века: француза Ж. Гобино и англичанина (работавшего в Германии) Х.С. Чемберлена и привлекли своих добровольных помощников в современной им Германии, таких как философ и историк О. Шпенглер.

Все эти люди стремились наукообразными методами доказать, что отдельные расы и народы неполноценны и подлежат соответствующему обращению, для чего использовались антропологические данные, в частности форма и размеры черепа. Однако методы, которые применялись этими псевдоучеными (например, умерщвление 150-ти специально отобранных узников Освенцима для создания коллекции скелетов Анатомического института Страсбургского университета, возглавлявшегося профессором (!) А. Хиртом ), и практика, подкрепленная их выводами (уничтожение индустриальными методами миллионов «расово неполноценных» людей), привели к тому, что человеконенавистническая псевдонаука, пышным цветом распустившаяся в нацистской Германии (расовая антропология, евгеника и т.д.), была запрещена в законодательном порядке сначала в демократических странах, а после окончания Второй мировой войны и в самой Германии.

При этом многие псевдоученые, занимавшиеся, так сказать, «теорией», после войны не смогли успешно пройти действовавшую в стране процедуру денацификации и были отстранены от академической деятельности, став «нерукопожатными», а их коллеги, занимавшиеся «практическим внедрением теории», «засветились» на Нюрнбергском процессе, были признаны военными преступниками и осуждены.

Позорное сотрудничество отдельных ученых с нацистским режимом

Многие немецкие ученые самых различных специальностей в период с 1933 по 1945 год опозорили себя активным сотрудничеством с нацистским режимом. Это сотрудничество было разнообразным и включало в себя: занятие учеными важных академических постов (декан, ректор, директор научного института) на условиях, продиктованных режимом; проведение официальной государственной кадровой политики, то есть решительное очищение университетов от ученых и профессоров неарийского происхождения; пропаганда государственной, нацистской идеологии; доносы на коллег «не того происхождения» или «не тех взглядов»; участие в государственных программах исследований и разработок в интересах проводившейся фашистской Германией войны (в том числе, программах, запрещенных международными законами).

Подчеркнем, что люди, занимавшиеся хотя бы одним из перечисленных видов деятельности, были в то же время настоящими, часто крупными учеными. Назовем некоторых из них: В. Гейзенберг, нобелевский лауреат по физике, руководил германским атомным проектом; Р. Кун, нобелевский лауреат по химии, занимался синтезом новых боевых отравляющих веществ; М. Хайдеггер, всемирно известный философ, вступил в национал-социалистическую партию, стал ректором университета и уволил всех профессоров неарийского происхождения, включая своего знаменитого учителя, престарелого профессора Э. Гуссерля, который вскоре умер. Этот ряд можно продолжить...

Провал кадровой политики нацистского руководства немецкой наукой

Двенадцатилетнее правление в Германии нацистов, их политика в отношении науки и активное сотрудничество многих немецких ученых с нацистским режимом нанесли непоправимый урон науке Германии и ее престижу в мире. Полный провал потерпела кадровая политика нацистского руководства немецкой наукой: множество выдающихся ученых – руководителей крупных научных школ – эмигрировало из Германии в период с 1933 по 1940 год, при этом подавляющее большинство эмигрантов после падения нацизма в 1945 году не вернулись на родину, так как не могли простить немцам массовой поддержки гитлеровского режима. В результате всех описанных событий немецкая наука потеряла статус ведущей науки в мире, уступив его США. И подобно тому, как в конце XIX – начале XX веков молодые люди со всех концов света приезжали для повышения своей научной квалификации в Берлин, Геттинген, Гейдельберг, теперь они стали с этой целью приезжать в Нью-Йорк, Массачусетс, Гарвард. И это, повидимому, навсегда. Как говорится, за все содеянное приходится нести ответ!

Сказанное выше не означает, что в Германии в период нацизма полностью прекратились нормальные научные исследования. Отдельные ученые выполняли успешные научные работы, особенно в области химии, биологии и медицины, атомной физики, техники. Например, упоминавшийся уже известный химик Р. Кун проводил обширные исследования ферментов, витаминов группы В, открыл гамма-каротин, за что в 1938 году ему присудили Нобелевскую премию; биолог К. Фриш, один из основоположников этологии, изучил поведение животных (пчел) в естественных условиях и открыл их «язык», за что в 1973 году получил Нобелевскую премию; химики О. Ган и Ф. Штрассман и физик Л. Мейтнер (последняя уже находилась в это время в эмиграции в Швеции) в 1938 году открыли деление ядер урана под действием нейтронов, за что О. Ган получил в 1945 году Нобелевскую премию.

Однако эти «мирные» достижения немецких ученых были скорее исключением на фоне бедственного положения «традиционной» чистой науки в третьем рейхе, вызванного неуважительным отношением к ней нацистских властей и постоянным давлением на нее. Наиболее ярким примером такого отношения может служить введенный Гитлером в 1936 году запрет на любые контакты граждан рейха с Нобелевскими комитетами. Из-за этого запрета немецкие ученые, получившие Нобелевские премии во времена нацизма в Германии, были вынуждены, под давлением гестапо, отказаться от наград и получили

их лишь после окончания Второй мировой войны и краха нацистского режима.

История германского атомного проекта

Наиболее ярким примером последствий такого отношения нацистских властей к науке для немецкой науки и самой Германии является история германского атомного проекта. В 1939 году, вскоре после открытия немецкими учеными эффекта деления ядер урана, выяснилось, что этот эффект приводит к выделению колоссального количества энергии и, таким образом, может быть использован в военных целях для создания нового оружия, обладающего невиданной до того разрушительной силой. Тотчас по личному распоряжению Гитлера были начаты работы по реализации германского атомного проекта, целью которого было создание атомного оружия. Во главе проекта, по приглашению нацистского руководства Германии, встал физик-теоретик Нобелевский лауреат Вернер В. Гейзенберг. Большинство людей не знает, что германский атомный проект был запущен несколько раньше американского (Манхеттенского) проекта. При этом у немцев, учитывая предшествующее развитие их науки, техники и технологий, шансы завершить проект первыми были потенциально выше, чем у американцев.

Однако действительность повернулась совсем по-другому. Уже вскоре после начала германского проекта его руководители и исполнители стали испытывать определенные научные и технические трудности в его реализации. Однако привлечь к работе над проектом новых, более квалифицированных ученых и инженеров для преодоления этих трудностей было невозможно, так как в это время большинство таких людей уже находилось в эмиграции. Осенью 1941 года руководитель проекта В. Гейзенберг неожиданно приехал в Копенгаген к своему учителю Нобелевскому лауреату Н. Бору. Цель визита, по-видимому, заключалась в том, чтобы проконсультироваться у Н. Бора, а еще лучше – привлечь его к работам по германскому атомному проекту. В это время Дания была уже оккупирована нацистской Германией, и это позволило В. Гейзенбергу говорить без обиняков – так сказать «на правах победителя»: «Война неизбежно закончится победой Германии. Дании придется смириться с тем, что она станет частью Германии.

Но война может и затянуться. В этом случае ее исход решится с помощью атомного оружия». В этот момент Н. Бор, который все понял, прервал В. Гейзенберга, и их разговор закончился. После отъезда В. Гейзенберга Н. Бор сумел быстро переправить информацию о ведущихся в Германии работах по созданию атомной бомбы в Лондон, откуда она немедленно была доставлена в США. Можно не сомневаться, что информация Н. Бора заставила американцев ускорить работы по созданию своего атомного оружия, чтобы опередить немцев. И немцев действительно опередили, причем усилиями немецких же ученых, убежавших от Гитлера.

А работы по германскому атомному проекту продолжались еще в течение года. Наконец, в 1942 году министр вооружений нацистской Германии А. Шпеер вызвал В. Гейзенберга и поставил перед ним прямой вопрос: «Мы готовы дать на ваш проект любые деньги. Можете ли вы завершить проект в намеченные сроки?». На что В. Гейзенберг ответил категорически отрицательно: «Это невозможно, поскольку в Германии почти нет высококвалифицированных физиков и инженеров, которые нужны для выполнения работ». Сказанное В. Гейзенбергом было сущей правдой, вполне естественной после десяти лет тотальных гонений в стране против «неарийцев» и «врагов рейха». После этого разговора распоряжением Гитлера финансирование германского атомного проекта было прекращено, а все работы по нему остановлены. Так бесславно закончилась амбициозная идея Гитлера создать новое немецкое «сверхоружие» и с его помощью быстро победить в войне, которая становилась явно затяжной.

Послесловие

Заканчивая эту статью, отметим главное. Гитлеровский нацистский режим нанес Германии огромный экономический, политический и психологический ущерб, ввергнув страну в мировую бойню и причинив ее народу неисчислимые страдания. Немецкий народ сделал правильные выводы из постигшей его катастрофы и после Второй мировой войны решительно отказался от своего нацистского прошлого, отвергнув любые возможные проявления политического радикализма. Это позволило возродить в стране демократическое общество и построить мощную экономику.

Однако наука в послевоенной Германии оказалась на несравненно более низком уровне, чем в донацистские времена. И нетрудно понять почему. Девяносто лет назад, оценивая итоги Первой мировой войны и Версальский договор, по которому на Германию странами-победителями были наложены огромные контрибуции, выдающийся немецкий химик Нобелевский лауреат Ф. Габер – еврей и страстный патриот Германии – сказал, что «в Германии остался один капитал, который невозможно отобрать никакими репарациями. Этот капитал – интеллектуальный потенциал немецких ученых». Ситуация после Второй мировой войны оказалась принципиально иной, поскольку большая, наиболее активная часть немецкого научного потенциала во времена нацизма покинула Германию и не возвратилась в нее даже после войны, когда нацизм был повержен. Так что в превращении Германии после 1945 года во второразрядную научную страну виновен нацизм и сами немцы, которые его поддерживали (а они составляли большинство).

Эта печальная история поучительна для всех стран и народов. Ведь если даже Германия – страна Гете и Гегеля, Гаусса и Гильберта – смогла в течение нескольких лет опуститься из цивилизации в варварство, то ни одна страна и ни один народ не застрахованы от подобного поворота истории, когда уже не до науки.

В.И. Левин, ГОУ ВПО «Пензенская государственная технологическая академия»

Научные исследования в Германии проводятся как на государственном, так и на негосударственном уровне.
Университеты и профессиональные высшие учебные заведения
Университетские исследования отличаются тематической и методической широтой, тогда как профессиональные высшие учебные заведения осуществляют исследовательскую деятельность ориентированную на прикладные цели.
Еще одна задача высших школ – это подготовка молодых ученых.
Университетские исследовательницу
В сфере университетские опытничества образовалось четыре исследовательские организации с различными профилями и приоритетами, которые дополняют университетский исследовательницу.
Научно-исследовательские институты Общества им. Макса Планка (MPG) характеризуются фундаментальными исследованиями в новых отраслях. Тематические исследовательские приоритеты лежат в биологически-медицинской, физико-химико-технической, социальной и гуманитарной сферах.
Общество имени Фраунгофера (FhG) зосереджуэться на прикладных исследованиях. В его институтах проводятся, например, договорные исследования для промышленности, сервисных предприятий, государственных учреждений.
Общество Гельмгольца (HGF) объединяет 15 крупных научно-исследовательских центров, которые предоставляют крупные приборы и соответствующую инфраструктуру в распоряжение национальных и международных исследовательских групп. В шести надцентрових исследовательских областей проводятся передовые исследования стратегического программного направления.
Приоритетом институтов Научного общества им. Лейбница (WGL) является междисциплинарные и ориентированные на запросы исследования. Существуют многочисленные кооперационные связи с промышленностью, сферой государственного управления и политики; частично осуществляется очень тесное сотрудничество с университетами.
Важным субъектом немецкого исследовательско-инновационного ландшафта являются, экономика. Две трети исследовательских средств, инвестированных ежегодно в Германии, происходят из предприятий экономики. Эти средства используются как для собственных исследований предприятий, так и для совместных проектов с партнерами по научной отрасли. Такие исследования ориентированы на прикладные цели и имеют целью результаты, могут найти непосредственное применение.
Многогранность немецкой исследовательской системы является, в частности, результатом федеральной структуры и размеров страны. С одной стороны, она делает широкое разнообразие изучаемых отраслей, с другой – специализацию.
Важным фактором успешности и результативности немецкого опытничества является тесное сотрудничество различных субъектов (например, путем образования исследовательских объединений между университетские исследовательскими учреждениями, институтами и предприятиями, путем приглашения исследовательских учреждений и институтов к усилению исследовательско-учебного процесса в сотрудничающих с ними вузах и т.д.).
Разнообразие и дифференцированность немецкого исследовательско-инновационной системы отображается в финансовых потоках, питающих систему. Государственные учреждения финансируются за счет не только государственных средств, но и дополнительных средств сторонних по экономике, в то время как частные исследования получают также государственное содействие.
Разработка новых технологий, создающих народогосподарський благосостояние, является первоочередной задачей экономики. Согласно этому почти две трети всех расходов из валового внутреннего продукта на научные исследования и опытно-конструкторские разработки приходятся в Германии на экономику. Это соответствует 37,67 млрд. евро или 1,68% валового внутреннего продукта.
Примерно треть всех расходов на осуществление научных исследований и опытно-конструкторских разработок финансирует государство. За счет этих средств предоставляется, например, поддержка исследованиям в тех областях науки, которые (еще) не имеют непосредственного отношения к технологического и экономического развития, но в интересах общества, например, потому, что фундаментальные исследования способны создать импульсы для исследовательских отраслей, ориентированных на прикладные цели.
Важное значение в научной системе имеет подготовка молодых ученых, а следовательно государственное содействие важен также и по этой причине.
Для укрепления инновационной мощи в Германии является целесообразной целенаправленная государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса. Ведь именно они часто играют авангардную роль в имплементации результатов научных исследований и опытно-конструкторских в виде новых продуктов, процедур и услуг.
Согласно федеральной системы Федеративной Республики Германия Федерация и федеральные земли взаимодействуют в области государственного содействия исследовательской деятельности. Активное участие в этом принимают как на федеральном, так и на земельном уровнях как министерства научных исследований, так и другие ведомства (например, экономические, экологические).
Совместная Научная конференция (GWK), которая в начале 2008 года заменила Комиссию «Федерация – федеральные земли» (BLK) и в рамках которой встречаются министры научных исследований и министры финансов Федерации и федеральных земель, является форумом для обмена опытом и координации научно-исследовательской политики. Кроме того, GWK служит общей взаимодействия в области содействия научным организациям, а также проектам, имеющим надрегиональные значения (например, Инициатива Отличия (Exzellenzinitiative) и Пакт о высшей школе (Hochschulpakt).
Научный совет, состоящий из ученых, известных личностей государственно-общественной жизни и представителей Федерации и федеральных земель, консультирует Федеральное правительство и правительства федеральных земель о научной политики и высказывает свои рекомендации.
Государственное содействие исследовательской деятельности в смысле финансового содействия базируется главным образом на двух опорах: институциональном содействии и проектной поддержке.
Институциональное содействие
Интистуцийне содействия характеризуется тем, что государство непосредственно финансирует учреждения, в которых проводятся исследования. Так, например, четыре упомянутые выше научные организации финансируются совместно Федерацией и федеральными землями, причем соответствующая доля имеет разные размеры (например, доля Федерации в финансировании Сообщества им. Гельмгольца и Общества им. Фрауенгофера составляет 90%, Общества им. Макса Планка и Сообщества им. Лейбница – 50%).
Важным субъектом интистуцийного содействия является Немецкое научно-исследовательское сообщество (DfG), основная задача которого заключается в поддержке исследовательской работе в высших школах и государственных исследовательских учреждениях. Немецкое научно-исследовательское сообщество является центральной самоуправляющейся учреждением научной отрасли по вопросам содействия научным исследованиям в высших школах и в финансируемых государством исследовательских институтах в Германии. За счет средств, которые совместно выделяются Федерацией и федеральными землями, DfG сотрудничает исследовательским проектам, в частности, в высших школах, делая тем самым существенный вклад в укрепление и интеграцию исследований в Германии и в международном сотрудничестве и в содействии подготовке молодых ученых. Средства для финансирования высших школ согласно положениям Основного закона (Конституции) Германии выделяются в первую очередь федеральными землями.
Проектная поддержка
В отличие от этого, проектная поддержка направлена на целенаправленную поддержку специфических научно-исследовательских проектов в конкретных исследовательских сферах и осуществляется в рамках соответствующих программ. Она предоставляется высшим школам, исследовательским учреждениям и предприятиям и рассчитана в противоположность институциональному содействию на кратко-и среднесрочные периоды. В проектной поддержке часто задействованы так называемые исполнители проектов, выполняющих как административные, так и совещательные задачи.
Наряду с DfG существуют и другие организации содействия и фонды, которые активно работают в сфере содействия исследовательской деятельности. В этой связи следует упомянуть также содействие со стороны Европейского Союза, например, в рамках администрируется Европейской Комиссией Рамочной исследовательской программы. 27.02.2007 начала работать Европейский исследовательский совет (European Research Council – ERC). Речь идет об учреждении для финансирования фундаментально ориентированных исследований, созданную как составная часть 7-ой Рамочной исследовательской программы ЕС (2007 – 2013 гг.)

Достижения немецких ученых составляют важный вклад в современную мировую науку (об истории науки в Германии см. раздел «Этническая история»), особенное области естественных, математических и технических знаний. Но правительство Бонна стремится подчинить науку, и особенно научно-техническую и инженерную деятельность, целям подготовки войны. Огромные средства ассигнуются на научные работы по военному ведомству, тогда как мирные научные учреждения получают очень слабую денежную поддержку. Честные ученые ФРГ решительно выступают против такой политики: например, в апреле 1957 г. 18 выдающихся ученых, специалистов по атомной физике, выступили со смелым заявлением против военного использования атомной энергии. Их поддержали тысячи профессоров, преподавателей и студентов.

Что касается гуманитарных наук, то ФРГ подавляющее большинство их представителей находится во власти буржуазной идеологии, а многие из них защищают реакционные концепции. Так, в последние годы в исторической науке широко распространилось так называемое учение о восточных землях (Ostforschung ), в этнографии - так называемое Volkskunde der Н eimatvertriebenen (этнография переселенцев из бывшей Восточной Пруссии и других восточных районов).

Многочисленные научные учреждения ФРГ группируются, помимо университетов, вокруг нескольких Академий: Геттингенской, Гейдельбергской и Мюнхенской; в 1949 г. в Майнде открыта новая Академия наук и литературы.

Довольно много в ФРГ этнографических учреждений: это, во-первых, кафедры этнографии (этнологии, народоведения, антропологии и пр.) при университетах (Бонн, Франкфурт-на-Майне, Геттинген, Гамбург, Киль, Кельн, Майнц, Мюнхен, Мюнстер, Тюбинген); во-вторых, этнографические музеи (во Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Штутгарте, Бремене, Киле, Кельне). Некоторые из них располагают богатейшими этнографическими коллекциями из всех частей света. Есть Немецкое общество культурной морфологии (идейное наследство Фробениуса), Немецкое общество народоведения. Издается ряд этнографических журналов, труды музеев и этнографических институтов («Zeitschrift fur Ethnologie», «Mitteilungen des Hambur- gischen Museums fur Volkerkunde», «Paideuma», «Ethnologica», «Baessler- Archiv» и др.) Из видных западногерманских буржуазных этнографов можно назвать Йенсена, Тримборна, Неверманна, Плишке, Дитмера, Пессле- ра (ныне покойного), Шира, Пейкерта и др.

В ГДР наука развивается иначе. Здесь вся научная деятельность поставлена на службу народа, она всемерно содействует строительству социалистических форм жизни.

Руководящее научное учреждение - Германская Академия наук в Берлине. Она объединяет работу 26 научных институтов (один из них - Институт немецкой этнографии), 4 лабораторий, 20 прочих научных учреждений. В 1951 г. из Академии наук выделилась самостоятельная Германская Академия сельскохозяйственных наук, а также Германская Академия строительства. В Берлине находится Немецкая Академия искусств. В Лейпциге есть Саксонская Академия наук, в Галле - Германская Академия испытателей природы.

Этнографией занимаются, помимо названного выше Института при Германской Академии наук, также Институт немецкой и общей этнографии при Берлинском университете имени Гумбольдта, Институт этнографии и сравнительного правоведения при Лейпцигском университете (основанный покойным профессором Юлиусом Липсом), Институт сорбского народоведения в Бауцене, а также ряд этнографических музеев. Этнографы ГДР успешно овладевают марксистским методом исследования и уже сделали немалый вклад в мировую этнографическую литературу.

В ГДР имеется широкая сеть библиотек, в том числе много научных библиотек. Крупнейшая немецкая научная библиотека находится в Лейпциге - 2,2 млн. томов. В Берлине (ГДР) на базе бывшей Прусской Государственной библиотеки создана Германская Государственная библиотека с фондом 1,8 млн. томов. Часть фондов бывшей Прусской библиотеки и других библиотек ГДР в период войны были вывезены в Марбург и другие города Западной Германии. Крупные библиотеки имеются при университетах Лейпцига и Иены (более 1 млн. томов в каждой), в Дрездене и в других городах.

В ФРГ самая крупная библиотека (2,1 млн. томов) - Мюнхенская государственная библиотека. За ней следуют по богатству фондов университетские библиотеки Мюнхена, Геттингена, Дармштадта, Гейдельберга, Штутгарта, Кельна, Бонна и Гамбурга.

В Западном Берлине имеется большая библиотека при так называемом Свободном университете.

Развитие культуры после 1945 года

После разгрома нацизма перед немецким народом встала трудная и важная задача - восстановить традиции здоровой культурной жизни. Надо было собрать уцелевшие культурные силы и направить их деятельность по демократическому пути. Этой задаче подчинил свою деятельность Kulturbund (Союз культуры), созданный по почину передовых интеллигентов-демокра- тов сразу же по окончании войны. В июне 1945 г. «Культурбунд» объединил деятельность вошедших в него культурных организаций: Союза немецких писателей, Союза немецких композиторов и музыкантов, Союза художников. Первым председателем «Культурбунда» стал известный немецкий поэт-коммунист Иоганнес Р. Бехер. Органы Союза - газета «Sonntag» и журнал «Aufbau».

«Культурбунд» ведет систематическую пропагандистскую работу, помогает развитию всех прогрессивных демократических движений в литературе, музыке, театре, живописи и пр. Он старается всячески укрепить связи прогрессивной интеллигенции с рабочими и крестьянскими массами, борется против милитаризма и реваншизма, против рецидивов нацистской идеологии. «Культурбунд» действует рука об руку с Обществом германо-советской дружбы. Неудивительно, что власти Западной Германии и Западного Берлина запретили деятельность <<Культурбунда».

В ГДР достижения культуры не только стали достоянием народа, но сами рабочие и крестьяне участвуют в создании социалистической культуры. Широко развернулась в ГДР художественная самодеятельность трудящихся. Общее руководство кружками и группами художественной самодеятельности взял на себя Центральный дом народного творчества в Лейпциге.

С 1955 г. во всех областях ГДР существуют областные Дома народного творчества. Были созданы курсы по подготовке руководителей кружков как для города, так и для села. Государство ежегодно выделяет значительные суммы на развитие художественной самодеятельности. Кроме того, культурно-массовую работу финансируют профсоюзы. По семилетнему плаву намечено построить еще 12 новых Домов культуры на 9 тыс. мест в промышленных центрах и 65 (на 30 тыс. мест) - в небольших городах и деревнях. Некоторые коллективы художественной самодеятельности выросли в ансамбли, широко известные и за пределами ГДР (см. раздел «Народные танцы»).

18 мая 1955 г. Совет министров ГДР учредил премии «За народное художественное творчество», которые присуждаются лучшим самодеятельным коллективам и исполнителям. В Берлине и других городах устраиваются смотры работ художников-любителей (акварель, графика, картины маслом, гравюры по дереву и др.).

Во встречах представителей народного творчества ГДР нередко принимают участие и представители самодеятельности из ФРГ. Так, в августе 1955 г. в третье Вартбургской встрече певцов участвовало 7 тыс. западногерманских хористов. В Рудольфштадте был проведен общегерманский фестиваль немецкого народного танца, в Эйзенахе - дни немецкой народной музыки, в Шверине - фестиваль немецкого самодеятельного искусства и т. д.

В 1959 г. на конференции в Биттерфельде было положено начало новому этапу культурного развития в ГДР - более тесному сотрудничеству работников искусства - профессионалов и рабочих - участников самодеятельности.

В ФРГ и в Западном Берлине работа по очищению культуры от нацистской идеологии крайне затруднена вследствие того, что правящие круги там фактически поощряют реваншизм, милитаризм и неонацизм. Но передовые деятели культуры, демократы-интеллигенты в Западной Германии не прекращают борьбу за развитие культуры миролюбивой демократической Германии.

Музыка

Музыкальная культура немецкого народа стоит очень высоко (о чем уже говорилось в разделе «Этническая история»). Творчество великих немецких композиторов XVII-XIX вв. имеет народные корни, хотя в то время угнетенным народным массам их произведения были мало доступны. Вместе с подъемом рабочего движения во второй половине XIX в. стали делаться попытки приблизить музыку к народу. Появились рабочие хоровые кружки (в Лейпциге и в других местах). Руководителем одного из рабочих хоровых кружков был Август Бебель. В 1877 г. был создан Всеобщий рабочий певческий союз. В 1878 г. издан революционный песенник. Позже рабочее музыкальное движение, руководство которым попало в руки оппортунистов, слилось с бюргерскими певческими ферейнами.

Сейчас в ГДР музыкальная культура проникает все глубже в массу населения.Очень полезную работу проводит лейпцигский Gewandhaus -симфонический оркестр, зародившийся еще в средние века как цеховой ансамбль портных. Он регулярно выступает с концертами классической музыки в Kongresshalle (концертный зал, устроенный еще композитором Мендельсоном), гастролирует в других городах и за границей. В Лейпциге же, в церкви святого Томаса, где некогда творил и выступал великий Бах и где он похоронен, и сейчас еще исполняются его знаменитые «Страсти» и другие произведения.«Томанер-хор»-хор мальчиков далеко известен за пределами ГДР,так же как дрезденские «Крейцхор» и Государственная капелла, Берлинская филармония и другие музыкальные ансамбли. Некоторые городские оркестры (например, районный оркестр города Пирна и др.) систематически выступают в сельских общинах, даже самых мелких, приобщая население к музыке. Кроме того, принято устраивать концерты на предприятиях, в сельскохозяйственных кооперативах и МТС. Начиная с 1955 г. во всех округах ГДР каждый год проводятся «сельские дни музыки».

Растет сеть музыкальных школ и консерваторий, ширится музыкальная самодеятельность (Laienkunst ).

Хорошие оперные театры, где ставятся оперы немецких, русских и других классиков, а также произведения современных композиторов, есть в Берлине, Дрездене. В 19.60 г. был открыт оперный театр в Лейпциге.

В мае 1962 г. в ГДР создан Музыкальный совет во главе с президентом Гансом Эйслером (умер 6 сентября 1962 г.), известным немецким композитором, автором государственного гимна ГДР. Генеральным секретарем Совета избран профессор Натан Нотович. Задачей этого Совета является руководство музыкальной жизнью ГДР.

И в ФРГ успешно развивается музыкальная жизнь. В больших городах есть симфонические оркестры, оперные театры, филармонии. Церковные хоры в соборах Аахена, Кельна, Регенсбурга пользуются широкой известностью. Прогрессивные музыкальные деятели стараются нести музыкальную культуру в массы (Рабочее общество музыкального воспитания и музыкальной культуры). В Дюссельдорфе с 1951 г. ежегодно устраиваются музыкальные фестивали (Musikmesse ). Многие крупные города ФРГ имеют собственные оперы. В Байрейте возобновлены представления опер Вагнера. Классические оперы вообще занимают преобладающее место в репертуаре оперных театров. Однако наряду с этим в ФРГ распространяется и такая музыка, как рок-н-роллы, твисты и т. д. Все чаще начинают ставить модернистские «оперы», в том числе и такие, как «Абстрактная опера № 1» Бориса Блахера, о которой западноберлинская газета «Tagesspiegel» писала: «это опера, лишенная блеска иллюзий, декораций и костюмов,опера без характерных образов и судеб, без какого- либо содержания и даже без слов».

(2 Голосов)

До 1930-х гг. Германия была самым передовым в научном отношении государством. Однако фашистский режим, пришедший к власти, вынудил многих ведущих физиков, математиков, химиков покинуть страну (большинство из них выехало в США).

В результате научно-технологический потенциал Германии оказался в значительной степени подорванным. Гитлеровское руководство не сумело правильно оценить перспективы атомного оружия, в результате чего прежнее лидерство Германии в этом направлении перешло к американцам. В годы войны немецкая военная индустрия не смогла противопоставить равноценные аналоги советским реактивным установкам и танкам, а созданные в Германии ракеты «Фау-1» и «Фау-2», которые запускались на Англию, были в значительной мере нейтрализованы с помощью изобретенных англичанами радаров.

Потерпев сокрушительный разгром во Второй мировой войне, Германия вынуждена была принимать кардинальные меры по восстановлению разрушенной экономики. В начале 1950-х гг. правительство Германии, как и других ведущих индустриальных стран, стало увеличивать масштабы инновационного инвестирования. Однако оно было не в состоянии вкладывать большие средства в исследования и разработки и поэтому начало поиск эффективных методов управления инновационной деятельностью. В частности, активно поощрялись частные промышленные НИОКР, особенно в приоритетных научно-технологических направлениях.

В конце 1970-х гг. доля государства в финансировании НИОКР, проводимых фирмами, составляла около 20%. Одновременно правительство уделяло большое внимание мерам косвенного стимулирования инновационных процессов, в том числе амортизационным и налоговым льготам. Со второй половины 1970-х гг. правительство Германии стало уделять повышенное внимание развитию исследований и разработок в сфере малого и среднего бизнеса. Так, государственные расходы на эти цели за период с 1975 по 1980 г. увеличились более чем в 8 раз. Вместе с тем слабым местом инновационной политики Германии явилась недооценка роли венчурного бизнеса, что стало одной из причин отставания страны в конкурентной борьбе в области новых технологий. Так, если в США в 1982 г. насчитывалось уже несколько сот венчурных финансовых учреждений, то в Германии в это время было только одно подобное учреждение.

Для Германии характерна сложная структура управления в сфере НИОКР, содержащая множество органов и ведомств, что связано с разделением функций управления НИОКР между федеральным правительством и правительствами земель.

В 1972 г. создается Министерство научных исследований и технологий, в ведении которого становятся общие вопросы научно-технологической политики, планирование и руководство всей сферой научно-технологической деятельности (за исключением университетов), непосредственная организация исследований в области атомной энергии, космической техники, информатизации, новых материалов и т. д. Кроме того, вопросами научно-технологического развития занимается также ряд других федеральных Министерств (образования, обороны, внутренних дел). НИОКР, проводимые в университетах и региональных научно-исследовательских институтах, финансируются и контролируются правительствами земель.

Ввиду сложной структуры государственного управления НИОКР в Германии не нашла широкого распространения практика разработки общих программ научно-технологического развития. Вместе с тем получили распространение отраслевые программы в важнейших областях НИОКР (энергетика, охрана окружающей среды и т. д.).

По мере формирования инновационной политики Германии в ней выделился ряд характерных особенностей, к числу которых относится широко развитая сеть инновационных центров. В настоящее время насчитывается более 400 таких центров, в которые входит более 5000 инновационных фирм, научно-исследовательских институтов и организаций, оказывающих услуги по внедрению инновационных разработок. Инновационные центры, работающие в тесном сотрудничестве с промышленными компаниями, являются основой национальной и интернациональной кооперативной системы, направленной на поддержку инновационных проектов, наиболее важных для структурной реорганизации экономики Германии.

Одна из главных задач инновационных центров - поддержка малых высокотехнологичных фирм. В 1988 г. создана федеральная ассоциация технологических и инновационных центров - ADT, которая сегодня имеет более 200 членов. Ассоциация организует взаимодействие немецких центров между собой, а также с аналогичными центрами в других странах.

В Германии сформирована эффективная система научных объединений, являющихся действенным инструментом реализации государственной политики в области инновационного инвестирования. Наиболее известные из них - Германское научно-исследовательское общество, Общество им. Макса Планка, Общество им. Фраунгофера, Сообщество им. Гельмгольца и др.

Германское научно-исследовательское общество (DFG) - один из главных столпов, на котором держится наука Германии. DFG - это самоуправляемая организация в области науки, осуществляющая поддержку научных исследований в университетах и научно-исследовательских учреждениях Германии. Общество было создано вскоре после окончания Второй мировой войны. В настоящее время оно ежегодно выделяет на нужды почти 20 000 различных научно-исследовательских проектов более 1,2 млрд евро. DFG является центральным самоуправляющимся учреждением немецкой науки и основным партнером для зарубежных научно-исследовательских организаций. DFG содействует сотрудничеству между учеными, поддерживает молодых ученых и междисциплинарные исследования, а также создание сетей в сфере научных исследований.

Общество поддержки научных исследований им. Макса Планка (MPG) является учредителем различных научно-исследовательских институтов и включает около 80 ведущих научно-исследовательских учреждений Германии. MPG оказывает поддержку фундаментальным исследованиям в сфере естественных наук (преимущественно биологических), которые не вмещаются в университетские рамки или требуют наличия особенно крупных технических установок. Значительное внимание в Обществе уделяется также гуманитарным наукам.

Общество им. Фраунгофера является важным связующим звеном между наукой и производством. Общество занимается прикладными исследованиями. В своих 56 институтах оно проводит подрядные исследования в области естественных наук для нужд промышленности, предприятий сферы услуг и государства.

Сообщество германских научно-исследовательских центров им. Гелъм-гольца (HGF) объединяет 15 крупных исследовательских учреждений, образующих крупную научно-исследовательскую организацию вне университетов, которая на 90% финансируется федеральным правительством и на 10% - той землей, где расположены эти учреждения. В сферу задач институтов входят исследования в области элементарных частиц, авиации и космонавтики, онкологии, окружающей среды, климата, разработки ключевых технологий.

В Германии существует ряд академий наук - в Дюссельдорфе, Гет-тингене, Гейдельберге, Лейпциге, Майнце, Мюнхене, а также Берлин-ско-Бранденбургская академия. Они, тесно сотрудничая с университетами в сфере науки, служат центрами обмена научной информацией и поддерживают преимущественно долгосрочные проекты в области гуманитарных наук, например выпуск энциклопедий и академических научных изданий. Германская академия естествоиспытателей «Леопольдина» в Галле представляет собой сообщество ученых из сферы естественных наук и медицины.

Значительную роль в научно-технологическом развитии Германии играют крупные научные фонды, такие как Фонд Фрица Тиссе-на и Фонд концерна «Фольксваген». Эти фонды, а также Объединение учредителей фондов германской науки популярны как спонсоры университетских научных исследований.

В Германии, в отличие от многих других стран, предоставление стипендий находится вне компетенции университетов. Выделением стипендий, а также финансированием отдельных научно-исследовательских проектов занимается целый ряд специальных учреждений. Так, Германская служба академических обменов (DAAD) содействует развитию международных связей путем обмена студентами, аспирантами и учеными. Подобные функции выполняет Фонд им. Александра Гумбольдта. В его задачи входит финансирование научных командировок в Германию для высококвалифицированных ученых из-за рубежа, возраст которых не превышает 40 лет. Фонд присуждает также премии за выдающиеся достижения в области науки. Отличительная особенность его деятельности - индивидуальная опека ученых, приехавших в Германию по линии Фонда, в частности помощь вновь прибывшим в изучении немецкого языка. Фонд оценивает университеты Германии в плане их привлекательности для ведущих иностранных ученых и публикует результаты в Интернете.

Стипендии и другие формы финансирования предлагают также Организация по подготовке квалифицированных кадров и повышению квалификации, Фонд концерна «Фольксваген», многие другие общественные организации, государственные ведомства и частные фонды. Кроме того, существуют отдельные проекты, как, например, ELFI (Консультационный центр электронной информации по вопросам финансирования научных исследований). ELFI - это постоянно актуализируемая база данных, в которую внесены все организации, предоставляющие стипендии и финансирование. Каждый пользователь может составить свой индивидуальный запрос и получить здесь всю необходимую ему информацию.

В настоящее время Германия занимает ведущие позиции в мире по объемам продаж наукоемкой продукции, прежде всего в таких отраслях, как машиностроение, электротехника, автомобильная и химическая промышленность.

Германия имеет большой научно-технологический потенциал, однако динамика капиталовложений в новые технологии недостаточно высока и если не предпринять стимулирующих мер, то в будущем она может отстать по этому показателю от многих других индустриально развитых стран. В связи с этим в 2004 г. правительство Германии разработало программу действий по стимулированию развития малых и средних инновационных фирм, прежде всего венчурных. Совместно с Европейским инвестиционным фондом в стране создан фонд в сумме 500 млн евро, который предназначен для инвестирования инновационных идей молодых высокотехнологичных фирм. Предполагается также снижение налоговой нагрузки для инновационных фирм.

Правительство Германии целенаправленно поддерживает фундаментальные исследования и технологические разработки в таких областях, как химия и материаловедение, электроника, лазерная и плазменная технологии. Особое внимание уделяется развитию информационных технологий, биотехнологий, нанотехнологий. Сегодня Германия - одно из тех государств мира, где эти технологии развиваются наиболее активно: по исследованиям в области нанотехнологий Германия занимает третье место после Японии и США.

Германия является важным партнером в разработке научных и технологических основ промышленности и в повышении конкурентоспособности стран Европейского Союза. Она активно взаимодействует с европейскими странами в проведении научных исследований, связанных с использованием крупных научно-исследовательских установок, эксплуатация которых превышает финансовые возможности одной страны. К таким относятся, в частности, ускоритель сверхвысоких энергий Европейского центра ядерных исследований в Женеве, реактор с большой плотностью нейтронного потока в Институте Лауэ/Ланжевена в Гренобле, другое уникальное оборудование, находящееся в ведении Европейского космического агентства в Париже, Европейского центра синхрот-ронных исследований в Гренобле, Европейской южной обсерватории в Гархинге, Европейской лаборатории молекулярной биологии в Гейдельберге. Кроме того, правительство Германии предложило построить в Европе две новых установки: рентгеновский лазер под Гамбургом и установку для ионизированного излучения в Дармштадте. Совместная цель такого сотрудничества - координация научных исследований, проводимых в отдельных странах, и вместе с тем повышение европейской конкурентоспособности в мире.

Развитие международного сотрудничества в области науки и технологий является важным аспектом политики Германии. Сотрудничество осуществляется в рамках международных организаций, например ОЭСР. Широкая международная кооперация ведется по линии Фонда им. Александра Гумбольдта. С 2003 г. Фонд выполняет задачи национального центра мобильности, в том числе функцию плацдарма в европейском научно-исследовательском пространстве. Германия заключила двусторонние соглашения о научно-техническом сотрудничестве с более чем 30 государствами.

Особое внимание в Германии уделяется вопросам консультирования политиков, которые должны принимать решения в специфических областях научно-технологического развития на основе результатов научных экспертиз. С этой целью в последние годы создана сеть научно-исследовательских институтов - так называемых «мозговых трестов». В настоящее время их насчитывается около 100. Самые известные из них - Научно-исследовательский институт Германского общества внешней политики, Центр прикладных политических исследований, Германский институт экономических исследований, Фонд «Наука и политика», Гессенский фонд по исследованию проблем мира и конфликтов, Вупперталь-ский институт климата, экологии, энергетики. Эти учреждения консультируют федеральное правительство и правительства земель по вопросам программного и структурного развития науки.

В 2001 г. правительство Германии приняло решение об учреждении Совета по этике, который должен стать национальным форумом, призванным дать ответы на социальные проблемы, обусловленные развитием биотехнологий и генной инженерии.

Эта статья из раздела-особенности научно-технологического развития разных стран , которая посвящена теме-германия. научно-технологическое развитие . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про иновации

Германия издавна была страной науки. Уже в средневековье немецкие университеты стали широко известны в Европе и почитались как образцовые учебные заведения, куда стремились за образованием юноши из многих стран. Когда Петр Iсоздавал в России Академию наук и первый в стране Петербургский университет,большую часть кадров для них он привлек из Германии. Эта связь науки России и Германии сохранилась до начала XX века. Многие впоследствии выдающиеся русские ученые получили образование в немецких университетах (энциклопедист М.В. Ломоносов, физики П.Н. Лебедев и А.Ф. Иоффе и др.). Наступление XX века ознаменовалось дальнейшим развитием немецкой науки, особенно в области математики, физики, химии, физиологии и медицины, техники, а также философии, социологии, психологии и др. В стране работало свыше 20-ти университетов, множество исследовательских институтов и лабораторий:университетских и при фирмах, а также пяти Академий наук: в Берлине, Гейдельберге, Геттингене, Лейпциге и Мюнхене. Начавшееся в 1901 году присуждение Нобелевских премий подтвердило положение Германии как ведущей в мире научной страны. Уже в начале 1930-х годов в Германии проживало 32 нобелевских лауреата – больше, чем в любой другой стране мира! Приход к власти Гитлера в 1933 году коренным образом изменил положение в Германии и, соответственно, положение в ее науке. Во-первых, началось систематическое вмешательство новых властей в университетскую жизнь с целью побудить ученых заниматься ПРИКЛАДНОЙ тематикой, необходимой нацистам для подготовки страны к новой войне. Тем самым была нарушена главная заповедь ученого: «…науки не терпят принуждения…» (Устав Московского университета в редакции М.В. Ломоносова, 1755 г.). Во-вторых, нацистское руководство, уже разделившее население страны на «арийцев» и «неарийцев», естественно с ограничением прав последних, попыталось провести это разделение и в сфере науки. Этим был нарушен другой фундаментальный принцип науки: «НАУКА ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНА» или, говоря языком Эйнштейна, «НАУКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НЕМЕЦКОЙ ИЛИ ЕВРЕЙСКОЙ, ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ПРАВИЛЬНОЙ ИЛИ НЕПРАВИЛЬНОЙ». В-третьих, были предприняты энергичные попытки привлечь ученых к решению задач идеологического оправдания национал-социализма. Тем самым был нарушен третий фундаментальный принцип науки: «НАУКА ЗАНИМАЕТСЯ ПОИСКОМ ИСТИНЫ. Оправдание (обоснование) того, что уже принято в качестве истины априорно, не ее дело». Нарушение нацистским руководством Германии основополагающих принципов, на которых строится наука, имело катастрофические последствия для науки Германии. Назовем некоторые из них. 1. С 1933 года, то есть с момента прихода к власти Гитлера, началась массовая эмиграция немецких ученых. Она продолжалась до 1940 года и привела к выезду из страны огромного числа выдающихся ученых. Только нобелевских лауреатов уехало 29 из 32 имевшихся, то есть 90 %! Также уехало множество выдающихся ученых – не лауреатов. Назовем фамилии некоторых ученых, навсегда покинувших в эти годы Германию: физики А. Эйнштейн, Г. Бете, М. Борн, Л. Мейтнер, О. Штерн, Э. Теллер, математики Дж. фон Нейман, Р. Курант, механик Т. фон Карман, химики Ф. Габер, О. Майергоф, Р. Вильштеттер, психолог Э. Фромм, психиатр З. Фрейд. В результате произошло разрушение крупнейших, всемирно известных немецких научных школ, и Германия утратила способность выполнять крупномасштабные научно-технические проекты. Объясняя «бегство мозгов» из нацистской Германии, большинство исследователей называют в качестве основной причины воинствующую антисемитскую политику нацистского руководства страны. Это не совсем так. Конечно, указанная политика выталкивала из страны, в первую очередь, евреев, в том числе крупных ученых, ибо для этих людей проживание в Германии после 1933 года стало небезопасным. Однако и значительное число крупных немецких ученых – «чистых арийцев», которым в стране ничто физически не угрожало, также предпочли эмиграцию, поскольку не могли принять нацизм. Они осуждали гонения властей на своих коллег-евреев и сочувствовали им, не соглашались с попытками переключения науки на военные рельсы и протестовали против стремления властей идеологизировать науку и использовать ее для оправдания нацизма, но делали все это скрытно, не публично. Кроме того, они понимали, что при сложившейся в стране обстановке несвободы и принуждения занятие наукой для совестливого человека невозможно. Однако эти люди составляли меньшинство немецких ученых. 2. Крупнейшие промышленные концерны Германии в течение 1930-х годов вследствие «бегства мозгов» из страны лишились большой части своих ведущих ученых и специалистов. В этих условиях они вынуждены были свернуть крупные научные исследования, которые они проводили в предшествующие годы, и перейти к выполнению текущих научно-технических разработок по заданиям правительства, связанных с войной. Наиболее показательна здесь судьба одного из крупнейших в мире немецкого химического концерна «И.Г. Фарбениндустри». 3. Человеконенавистническая псевдонаука, пышным цветом распустившаяся в нацистской Германии (расовая антропология, евгеника и т.д.), была запрещена в законодательном порядке сначала в демократических странах, а после окончания Второй мировой войны и в самой Германии. Гейзенберг, нобелевский лауреат по физике, руководил германским атомным проектом 5. Двенадцатилетнее правление в Германии нацистов, их политика в отношении науки и активное сотрудничество многих немецких ученых с нацистским режимом нанесли непоправимый урон науке Германии и ее престижу в мире. Множество выдающихся ученых руководителей крупных научных школ –эмигрировало из Германии в период с 1933 по 1940 год, при этом подавляющее большинство эмигрантов после падения нацизма в 1945 году не вернулись на родину, так как не могли простить немцам массовой поддержки гитлеровского режима. В результате всех описанных событий немецкая наука потеряла статус ведущей науки в мире, уступив его США. И подобно тому, как в конце XIX – начале XX веков молодые люди со всех концов света приезжали для повышения своей научной квалификации в Берлин, Геттинген, Гейдельберг, теперь они стали с этой целью приезжать в Нью-Йорк, Массачусетс, Гарвард. И это, повидимому, навсегда. Как говорится, за все содеянное приходится нести ответ! Сказанное выше не означает, что в Германии в период нацизма полностью прекратились нормальные научные исследования. Отдельные ученые выполняли успешные научные работы, особенно в области химии, биологии и медицины, атомной физики, техники. Например, упоминавшийся уже известный химик Р. Кун проводил обширные исследования ферментов, витаминов группы В, открыл гамма-каротин, за что в 1938 году ему присудили Нобелевскую премию; биолог К. Фриш, один из основоположников этологии, изучил поведение животных (пчел) в естественных условиях и открыл их «язык», за что в 1973 году получил Нобелевскую премию; химики О. Ган и Ф. Штрассман и физик Л. Мейтнер (последняя уже находилась в это время в эмиграции в Швеции) в 1938 году открыли деление ядер урана под действием нейтронов, за что О. Ган получил в 1945 году Нобелевскую премию. Однако эти «мирные» достижения немецких ученых были скорее исключением на фоне бедственного положения «традиционной» чистой науки в третьем рейхе, вызванного неуважительным отношением к ней нацистских властей и постоянным давлением на нее. Наиболее ярким примером такого отношения может служить введенный Гитлером в 1936 году запрет на любые контакты граждан рейха с Нобелевскими комитетами. Из-за этого запрета немецкие ученые, получившие Нобелевские премии во времена нацизма в Германии, были вынуждены, под давлением гестапо, отказаться от наград и получили их лишь после окончания Второй мировой войны и краха нацистского режима. Наиболее ярким примером последствий такого отношения нацистских властей к науке для немецкой науки и самой Германии является история германского атомного проекта. В 1939 году, вскоре после открытия немецкими учеными эффекта деления ядер урана (см. выше), выяснилось, что этот эффект приводит к выделению колоссального количества энергии и, таким образом, может быть использован в военных целях для создания нового оружия, обладающего невиданной до того разрушительной силой. Тотчас по личному распоряжению Гитлера были начаты работы по реализации германского атомного проекта, целью которого было создание атомного оружия. Во главе проекта, по приглашению нацистского руководства Германии, встал физик-теоретик Нобелевский лауреат Вернер В. Гейзенберг. Большинство людей не знает, что германский атомный проект был запущен несколько раньше американского (Манхеттенского) проекта. При этом у немцев, учитывая предшествующее развитие их науки, техники и технологий, шансы завершить проект первыми были потенциально выше, чем у американцев. Однако действительность повернулась совсем по-другому. Уже вскоре после начала германского проекта его руководители и исполнители стали испытывать определенные научные и технические трудности в его реализации. Однако привлечь к работе над проектом новых, более квалифицированных ученых и инженеров для преодоления этих трудностей было невозможно, так как в это время большинство таких людей уже находилось в эмиграции. Осенью 1941 года руководитель проекта В. Гейзенберг неожиданно приехал в Копенгаген к своему учителю Нобелевскому лауреату Н. Бору. Цель визита, по-видимому, заключалась в том, чтобы проконсультироваться у Н. Бора, а еще лучше – привлечь его к работам по германскому атомному проекту. В это время Дания была уже оккупирована нацистской Германией, и это позволило В. Гейзенбергу говорить без обиняков – так сказать «на правах победителя»: «Война неизбежно закончится победой Германии. Дании придется смириться с тем, что она станет частью Германии. Но война может и затянуться. В этом случае ее исход решится с помощью атомного оружия». В этот момент Н. Бор, который все понял, прервал В.Гейзенберга, и их разговор закончился. После отъезда В. Гейзенберга Н. Бор сумел быстро переправить информацию о ведущихся в Германии работах по созданию атомной бомбы в Лондон, откуда она немедленно была доставлена в США. Можно не сомневаться, что информация Н. Бора заставила американцев ускорить работы по созданию своего атомного оружия, чтобы опередить немцев. И немцев действительно опередили, причем усилиями немецких же ученых, убежавших от Гитлера!!! Из-за нехватки эмигрировавших физиков финансирование германского атомного проекта было прекращено, а все работы по нему остановлены. Так бесславно закончилась амбициозная идея Гитлера создать новое немецкое «сверхоружие» и с его помощью быстро победить в войне, которая становилась явно затяжной. Заканчивая эту статью, отметим главное. Гитлеровский нацистский режим нанес Германии огромный экономический, политический и психологический ущерб, ввергнув страну в мировую бойню и причинив ее народу неисчислимые страдания. Немецкий народ сделал правильные выводы из постигшей его катастрофы и после Второй мировой войны решительно отказался от своего нацистского прошлого, отвергнув любые возможные проявления политического радикализма. Это позволило возродить в стране демократическое общество и построить мощную экономику. Однако наука в послевоенной Германии оказалась на несравненно более низком уровне, чем в донацистские времена. И нетрудно понять почему. Девяносто лет назад, оценивая итоги Первой мировой войны и Версальский договор, по которому на Германию странами-победителями были наложены огромные контрибуции, выдающийся немецкий химик Нобелевский лауреат Ф. Габер – еврей и страстный патриот Германии – сказал, что «в Германии остался один капитал, который невозможно отобрать никакими репарациями. Этот капитал – интеллектуальный потенциал немецких ученых». Ситуация после Второй мировой войны оказалась принципиально иной, поскольку большая, наиболее активная часть немецкого научного потенциала во времена нацизма покинула Германию и не возвратилась в нее даже после войны, когда нацизм был повержен. Так что в превращении Германии после 1945 года во второразрядную научную страну виновен нацизм и сами немцы, которые его поддерживали (а они составляли большинство). Эта печальная история поучительна для всех стран и народов. Ведь если даже Германия – страна Гете и Гегеля, Гаусса и Гильберта – смогла в течение нескольких лет опуститься из цивилизации в варварство, то ни одна страна и ни один народ не застрахованы от подобного поворота истории, когда уже не до науки.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх