Назовите ограничения связанные с гражданской службой. Кто осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о гражданской службе? Гражданскому служащему гарантируются

Ограничение – это фактическое обстоятельство, наличие которого препятствует гражданину поступить на службу, а служащему находиться на службе.

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6)выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7)наличия гражданства другого государства (других государств),если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Запрет представляет собой категорическое требование законодателя не совершать каких-либо действий и не вести определенную деятельность, несоблюдение которого влечет за собой юридическую ответственность. Назначение запретов, связанных с гражданской службой, состоит в обеспечении эффективной профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в предотвращении служебных злоупотреблений; создании условий для формирования отношений доверия между государственными органами и населением.



1. В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

2. Гражданскому служащему запрещается замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

3. Гражданскому служащему запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, то есть производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности. Запрещено также приобретать имущественные права на нематериальные объекты - товарные знаки, промышленные образцы, «ноу-хау», фирменные наименования. Гражданским служащим запрещено лично или через представителя голосовать посредством принадлежащих им акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием хозяйственного сообщества.

4. Гражданский служащий не может быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, либо в государственном органе или организации, непосредственно подчиненными данному государственному органу. Гражданский служащий, получивший полномочия представлять интересы третьих лиц в государственном органе, в котором он работает, либо в структурах, подчиненных или подконтрольных этому органу, обязан устраниться от ведения дел от имени государственного органа и доложить об этом представителю нанимателя.



5. Гражданские служащие не вправе получать вознаграждения от физических и юридических лиц, связанные с исполнением должностных обязанностей. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, не были обязанными по отношению к организациям, желающим получить от них конкретную выгоду.

6. Гражданскому служащему запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями. Гражданским служащим следует воздерживаться от выездов за границу по личным делам за счет принимающей стороны или за счет предприятий, учреждений, организаций, граждан

7. Законодательство запрещает гражданскому служащему использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам. Такого рода деяния влекут применение дисциплинарных санкций, вплоть до увольнения. При этом дисциплинарное взыскание может налагаться независимо от привлечения к материальной, административной или уголовной ответственности.

8. Законодательство содержит запрет гражданскому служащему разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или конфиденциальную информацию, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением им должностных обязанностей.

9. Гражданский служащий не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

10. Гражданскому служащему запрещено без письменного разрешения представителя нанимателя принимать награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных организаций, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. Если в должностные обязанности не входит взаимодействие с организациями и объединениями, принявшими в отношении него решение о награждении, назначении премии, присвоении почетного или специального звания, то он имеет право получить без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания.

11. Запрещено гражданскому служащему использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

12. прещение гражданскому служащему использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности, вытекает из положений Конституции Российской Федерации, признающей идеологическое и политическое многообразие, многопартийность в России. В Российской Федерации никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.

13. Гражданскому служащему запрещено создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений и способствовать созданию указанных структур.

14. Гражданский служащий не имеет права прекратить исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Данный запрет основывается на том, что гражданский служащий осуществляет свои полномочия от имени государства, поэтому отказ от работы либо снижение результативности труда могут отрицательным образом сказаться на функционировании государственного органа.

15. Гражданину запрещено после увольнения с гражданской службы замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности.

Он не вправе также разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 этого документа.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой

Фильтрация кандидатов на госслужбу начинается еще на уровне отбора. Согласно существующим требованиям, претендент на замещение вакантной должности должен:

  • достигнуть возраста 18 лет;
  • знать русский язык;
  • быть гражданином РФ;
  • отвечать необходимым квалификационным требованиям.

Государственный служащий не может занимать должность в госструктурах, а кандидат не может претендовать работу, если:

  • он признан недееспособным;
  • он осужден и имеет непогашенную судимость;
  • отказался от прохождения процедуры допуска к сведениям, которые являются государственной тайной;
  • имеет заболевание, препятствующее выполнению должностных обязанностей;
  • родственники являются начальниками или подчиненными;
  • вышел из Российского гражданства или приобрел иностранного гражданства;
  • предоставил недостоверные документы и сведения;
  • утратил доверие нанимателя;
  • не прошел военную службу без законных оснований.

Во время прохождения госслужбы работникам запрещено:

  • разглашать информацию, полученную в ходе выполнения служебных обязанностей;
  • заниматься предпринимательской деятельностью, как лично, так и через доверенных лиц;
  • работать на должностях выборного характера в органах местного самоуправления;
  • приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • получать вознаграждения от физических и юридических лиц за выполнение должностных обязанностей;
  • выезжать за пределы РФ в рамках исполнения служебных обязанностей за счет физических и юридических лиц;
  • использовать материально-технические средства и имущество для посторонних целей, а также передавать их третьим лицам;
  • принимать награды от представителей иностранных государств и других религиозных, общественных и политических деятелей без разрешения нанимателя.

Полный список запретов содержится в статье 17 .

Как проверяется выполнение запретов

Проверка соответствия кандидата и существующих сотрудников производится на основании предоставленных ими документов, а также анализа имеющейся в распоряжении государственных органов информации. Например, согласно статьям 20 и 20.1, кандидаты и сотрудники должны предоставлять сведения о доходах и расходах своих, а также близких родственников. Отказ от предоставления этих данных является основанием для расторжения контракта.

Ответственность за несоблюдение

За нарушение запретов и ограничений предусмотрена ответственность, которая определяется в зависимости от типа правонарушения. За дисциплинарные нарушения, согласно статье 57 , предусмотрены следующие взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы.

Более серьезные правонарушения квалифицируются по следующим нормативным актам:

  • статья 15 ГК РФ «Возмещение убытков»;
  • статья 1069 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами»;
  • «Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора»;
  • статья 2.4 КоАП «Административная ответственность должностных лиц»;
  • глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Этот список не является полным, однако общая тенденция в сфере наказаний за нарушение запретов на госслужбе заключается в том, что наказание может представлять собой дисциплинарное взыскание, штраф, возмещение убытков, а также лишение свободы в зависимости от степени тяжести проступка.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 3

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой: проблемы справедливости и обоснованности

Предусмотренные действующим законодательством ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, носят императивный характер. Автор статьи рассматривает дефекты указанных норм.

Закон о гражданской службе в ст. 16 закрепляет перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Помимо ограничений данный Закон закрепляет широкий перечень запретов, связанных с государственной службой (кстати, в Законе об основах государственной службы они назывались не запретами, а ограничениями). По смыслу ст. 17 Закона о гражданской службе запреты в отличие от ограничений адресованы исключительно гражданскому служащему, а не лицу, поступающему на государственную гражданскую службу. В связи с этим на практике могут возникать некоторые проблемы, связанные с применением указанных норм.

Например, п. 1 ч. 1 ст. 17 гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Нарушение этого запрета, согласно п. 14 ч. 1 ст. 33, является основанием для увольнения такого гражданского служащего. Однако представим себе обратную ситуацию, т. е. когда лицо, участвующее на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, подает документы для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Действующее законодательство не содержит основании для отказа такому гражданину.

Так, согласно п. 10 Положения о конкурсе, гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Другими словами, ни сам Закон, ни указанное выше Положение не предусматривают отказа в приеме на гражданскую службу вследствие несоблюдения запретов, предусмотренных ст. 17 вышеназванного Закона. Соответственно, такой гражданин должен быть принят на государственную гражданскую службу, после чего закономерно встанет вопрос о нарушении запрета, связанного с прохождением гражданской службы, и соответственно, увольнении такого гражданина.

Примечание. Запреты и ограничения гражданской службы в нормативных актах:

Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (не действует, в тексте - Закон об основах государственной службы).

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.06.2009, в тексте - ГПК РФ).

Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, в тексте - ГК РФ).

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2009, в тексте - УК РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2009, в тексте - УПК РФ).

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009, в тексте - Закон о принципах местного самоуправления).

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от 18.07.2009, в тексте - Закон о государственной тайне).

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ред. от 24.07.2007, в тексте - Закон о коммерческой тайне).

Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (ред. от 30.09.2009, в тексте - Указ о Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне).

Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера" (ред. от 23.09.2005, в тексте - Перечень сведений конфиденциального характера).

Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" (ред. от 18.05.2009, в тексте - Инструкция о допуске к государственной тайне).

Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (ред. от 03.10.2002, в тексте - Перечень сведений, не составляющих коммерческую тайну).

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 04.05.1990 N 4 "О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами" (утратило силу).

Рассмотренная ситуация отнюдь не является единичной. Все сказанное выше в полной мере относится к таким запретам, связанным с прохождением гражданской службы, как:

Замещать должность гражданской службы в случае:

А) избрания или назначения на государственную должность;

Б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

В) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

Осуществлять предпринимательскую деятельность;

Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В этой связи, как нам представляется, необходимо предусмотреть обязанность гражданина, принятого на государственную службу, устранить имеющие место нарушения запретов, связанных с ее прохождением, и установить сроки исполнения данной обязанности.

Ограничение: недееспособность

Рассмотрим более подробно ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, перечень которых предусмотрен ст. 16 Закона о гражданской службе. Нужно сказать, что указанный перечень практически не претерпел никаких изменений по сравнению с тем, который был установлен в ст. 21 Закона об основах государственной службы. Задачами законодательного закрепления таких ограничений являются:

Обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов;

Установление препятствии возможному злоупотреблению служебным положением;

Создание условий независимости служебной деятельности от групп давлений;

Реализация гражданскими служащими своих прав и законных интересов и т. п. .

Проанализируем установленные законодателем ограничения с точки зрения соответствия их указанным задачам.

Прежде всего гражданину может быть отказано в приеме на государственную гражданскую службу по причине его недееспособности или ограниченной дееспособности. Согласно ст. 29 ГК РФ недееспособным по решению суда может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Порядок признания гражданина недееспособным закрепляется гражданско-процессуальным законодательством, а именно гл. 31 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 281 ГПК РФ дело о признании гражданина недееспособным может быть возбуждено в суде исключительно на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер), органа опеки и попечительства либо психиатрического или психоневрологического учреждения. Нужно заметить, что, согласно Положению о конкурсе, гражданин, поступающий на государственную службу в числе прочих документов, обязан представить справку об отсутствии у него заболевания, препятствующего прохождению государственной службы.

Другими словами, такой гражданин должен пройти обязательный медицинский осмотр (хотя сам Закон о гражданской службе такого требования не содержит). Вместе с тем такой медицинский осмотр не предполагает психиатрического освидетельствования, которое осуществляется в соответствии с Законом о психиатрической помощи.

В Российской Федерации официально Законом РСФСР от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (ред. 01.07.2005) было признано, что помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения в советский период нашей истории применялось государством по политическим мотивам, т. е. являлось политической репрессией. В этой связи действующее законодательство жестко регламентирует основания и порядок психиатрического освидетельствования гражданина. Кроме того, следует отметить, что само по себе наличие психического заболевания не может являться основанием для отказа в приеме на государственную службу. Суд может признать гражданина недееспособным только в том случае, когда гражданин вследствие психического заболевания лишается способности понимать значение своих действий либо руководить ими.

Несколько иное значение имеет институт ограничения дееспособности, предусмотренный гражданским законодательством. Согласно ст. 30 ГК РФ, гражданин может быть ограничен в дееспособности, если вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Эта норма прежде всего направлена на защиту прав и охраняемых законом интересов членов семьи лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.

Законодатель не ставит возможность ограничения дееспособности гражданина в зависимость от признания его хроническим алкоголиком или наркоманом. Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение.

В связи с этим ограничение дееспособности гражданина предполагает лишение его права производить без согласия попечителя следующие действия:

Продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать и другие сделки по распоряжению имуществом, за исключением мелких бытовых;

Непосредственно самому получать заработную плату, пенсию и другие виды доходов (авторский гонорар, вознаграждение за открытия, изобретения, заработок в колхозе, суммы, причитающиеся за выполнение работ по договору подряда, всякого рода пособия и т. п.).

Другими словами, данная норма призвана защитить интересы семьи, но никак не государственной службы. И хотя это далеко не самая актуальная проблема, связанная с реализацией права на равный доступ к государственной службе, следует признать данное ограничение мало обоснованным. Увольнение гражданина с государственной гражданской службы в связи с признанием его ограниченно дееспособным, напротив, ущемляет интересы его семьи, поскольку лишает такого гражданина (а следовательно, и его семью) заработка. Интересы государственной службы в данном случае призвана защищать другая норма, которая предусматривает возможность расторжения служебного контракта с гражданским служащим вследствие появления на государственной службе (даже однократного) в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения (ст. 37 Закона о гражданской службе).

В связи со всем сказанным выше нам представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство, исключив ограничение дееспособности гражданина из числа ограничений, связанных с государственной службой.

Ограничение: осуждение к наказанию

Другим обстоятельством, при наличии которого гражданину может быть отказано в допуске к государственной службе, является осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Закон об основах государственной службы содержал несколько иное правило: гражданин не мог быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случае лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу.

Заметим, что согласно ст. 44 УК РФ к наказаниям, исключающим возможность исполнения должностных обязанностей, можно отнести лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; арест на срок от 1 до 6 месяцев; ограничение свободы; лишение свободы. При назначении этих видов наказаний гражданин не может быть принят на государственную службу, а гражданский служащий увольняется с государственной службы.

Основанием для отказа в приеме на государственную службу может быть только приговор суда, вступивший в законную силу. Например, привлечение лица в качестве обвиняемого по делу не может породить указанных последствий. Согласно УПК РФ, приговор суда первой инстанции вступает в силу по истечении срока его обжалования, если он не был обжалован сторонами (ч. 1 ст. 390). Жалоба на приговор суда первой инстанции может быть подана в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения им копии приговора (ч. 1 ст. 356). Вместе с тем нельзя не учитывать, что в соответствии со ст. 402 УПК РФ вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора.

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 16 Закона о гражданской службе в отличие от ранее действовавшего законодательства в качестве основания для отказа в приеме на государственную гражданскую службу называет наличие неснятой или непогашенной судимости. В соответствии со ст. 86 УК РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается:

В отношении лиц, условно осужденных, - по истечении испытательного срока;

В отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

В отношении лиц, осужденных к лишению свободы, судимость погашается по истечении от 3 до 8 лет после отбытия наказания (в зависимости от тяжести совершенного преступления).

Таким образом, осуждение к наказанию, не исключающему возможность исполнения обязанностей государственной службы, также является основанием для отказа в приеме на государственную службу или увольнения с государственной службы. Как отмечается в специальной литературе, фактически любой обвинительный приговор, вступивший в законную силу, является ограничением для принятия гражданина на государственную гражданскую службу и нахождения государственного гражданского служащего на гражданской службе . В этой связи не вполне понятно, зачем отдельно указывать в качестве обстоятельства, препятствующего поступлению на государственную службу, осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей. Другими словами, первая часть данной нормы представляет собой частный случай второй части, что, как нам представляется, демонстрирует недостаток юридической техники.

Кроме того, данная норма представляется весьма дискуссионной по существу. Нужно заметить, что аналогичное положение Закона о принципах местного самоуправления в отношении глав местных администраций вызвало неоднозначное отношение со стороны специалистов. В частности, в качестве одного из оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации указанным выше Законом было названо вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда (п. 6 ч. 6 ст. 36).

В этой связи некоторые авторы отмечали, что данная норма должна учитывать тяжесть совершенного деяния, поскольку преступления, предусмотренные УК РФ, сильно различаются по степени общественной опасности . Вполне логично, например, что глава муниципального образования, осужденный по ст. 285 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями) или по ст. 159 (мошенничество), не может далее исполнять свои обязанности. Напротив, представляется, что совершение преступления небольшой тяжести, тем более по неосторожности, если за него не назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы, не должно препятствовать осуществлению полномочий главы муниципального образования. Мы полагаем, что эта аргументация вполне применима и к данному случаю.

Кроме того, как справедливо отмечают некоторые авторы, данное ограничение не согласуется с требованиями ст. ст. 32, 55 Конституции РФ и положениями УК РФ . Так, С. В. Наймушин полагает, что запрет замещения должности государственной службы может быть прямо связан с применением только такого наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). При применении ряда других видов наказании запрет замещения должности государственной службы является не целью, а следствием ограничения других прав и свобод человека и гражданина (например, лишения свободы). При иных видах наказаний запрет замещения должности государственной службы не является ни самоцелью, ни следствием ограничения других прав и свобод человека. Так, при назначении таких наказаний, как обязательные работы, заключающиеся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, штрафа, наличие работы у гражданского служащего в виде исполнения обязанностей по должности государственной гражданской службы в соответствии с должностным регламентом является решающим обстоятельством при определении вида наказания .

В связи со всем вышесказанным нам представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", либо исключив из числа ограничений, связанных с государственной службой, наличие неснятой или непогашенной судимости, либо связав данное ограничение со степенью общественной опасности совершенного преступления.

Примечание. Предлагаю...

Внести изменения в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Дополнить ст. 16 "Ограничения, связанные с гражданской службой", изложив ее в следующей редакции:

"1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления".

Отказ в приеме гражданина на государственную службу

Основанием для отказа в приеме гражданина на государственную службу либо увольнения гражданского служащего с государственной службы является отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений.

Нужно сказать, что обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации согласно ст. 24 Закона о гражданской службе относится к факультативным или дополнительным условиям служебного контракта, т. е. тем, которые могут быть включены в контракт по соглашению сторон. Однако в том случае, когда исполнение обязанностей по соответствующей должности предполагает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности.

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне, государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, был утвержден Президентом РФ. Вместе с тем по смыслу Закона о государственной тайне Президентом РФ должен быть подготовлен перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием таких сведений. На сегодняшний день соответствующий акт отсутствует.

В Приложении к Инструкции о допуске к государственной тайне приводится форма Типового договора об оформлении допуска к государственной тайне.

К "иной, охраняемой федеральным законом тайне" относятся прежде всего служебная и коммерческая тайна. Понятие и критерии служебной и коммерческой тайны содержатся в ст. 139 ГК РФ. Информация составляет служебную или коммерческую тайну при наличии следующих условий:

Когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

Если к ней нет свободного доступа на законном основании;

Обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Закон о коммерческой тайне регламентирует порядок установления режима коммерческой тайны, оформления допуска к ней и т. п., но лишь в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Вопрос о применимости положений данного Закона в части установления режима коммерческой тайны в рамках государственно-служебных отношений остается открытым. В литературе уже неоднократно отмечались проблемы, возникающие в связи с попытками законодателя создать "трудовой кодекс госслужащего" (в частности - абстрагироваться от терминологии трудового законодательства и т. п.) .

Поскольку ст. 73 Закона о гражданской службе предусматривает субсидиарное применение законодательства, содержащего нормы трудового права к государственно-служебным отношениям, то указанные нормы, регулирующие охрану коммерческой тайны в рамках трудовых отношений, должны применяться и в данном случае.

Нужно заметить, что действующим законодательством установлен Перечень сведений, не составляющих коммерческую тайну (как правило, носящих публичный характер).

Перечня сведений, составляющих охраняемую законом служебную или иную тайну, действующее законодательство не содержит. В данном случае следует, по всей видимости, руководствоваться Перечнем сведений конфиденциального характера. Включенные туда сведения не относятся к государственной тайне, но ввиду их особого характера не подлежат разглашению. В частности, там указаны:

Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные);

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна);

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.);

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Прежде всего необходимо отметить, что данное ограничение в целом представляется вполне обоснованным с точки зрения целей и задач государственной службы. Вместе с тем, если процедура оформления допуска к государственной и коммерческой тайне предусмотрена соответствующими федеральными законами, то допуск к служебной и иной охраняемой законом тайне действующим законодательством фактически не регламентируется.

Кроме того, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, введение дополнительных ограничений в отношении государственных служащих компенсируется предоставлением им дополнительных гарантий и льгот, которые призваны компенсировать ущерб, наносимый принципу равенства введением отдельных ограничений их прав и свобод. В этой связи Закон о государственной тайне предусматривает широкий перечень социальных гарантий, которые предоставляются гражданам и должностным лицам, допущенным к государственной тайне (процентные надбавки к заработной плате, преимущественное право на оставление на работе при ликвидации организации или сокращении штата и т. п.). В отношении лиц, допущенных к коммерческой тайне, Закон о коммерческой тайне никаких дополнительных гарантий и компенсаций не предусматривает .

Библиография

1. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаянова, Э. Г. Липатова. М.: Теис, 2005. С. 22.

3. Комментарий к Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаянова. М.: Теис, 2005.

7. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс", 2006.

Рассказывается о недостатках правовых норм, носящих запреты и ограничения для государственных служащих, а также поступающих на государственную службу.

Ограничение: заболевание

Обстоятельством, препятствующим поступлению гражданина на государственную службу, а в отношении гражданского служащего - прохождению государственной службы, является наличие определенного заболевания, подтвержденного заключением медицинского учреждения. Перечень таких заболеваний, форма медицинского заключения, а также порядок прохождения диспансеризации должны быть установлены Правительством РФ. В настоящее время такой акт Правительства РФ отсутствует. Перечни заболеваний, которые препятствуют выполнению тех или иных работ либо замещению тех или иных должностей, на сегодняшний день принимаются по принципу ad hoc (т. е. для конкретного случая) в отношении узких категорий работников или служащих, например Список заболеваний, препятствующий работе в представительстве, Перечень психиатрических противопоказаний, Перечень медицинских противопоказаний для работы с государственной тайной.

Собственно, представляется сомнительной сама идея нормативного закрепления медицинских противопоказаний для замещения любой должности государственной гражданской службы.

С целью реализации данного ограничения Положением о конкурсе установлена обязанность гражданина, поступающего на государственную службу, в числе прочих документов представить справку об отсутствии у него заболевания, препятствующего прохождению государственной службы.

Примечание. Запреты и ограничения гражданской службы в нормативных актах

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ред. от 17.12.2009, в тексте - Закон о гражданской службе).

Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (ред. от 22.08.2004, с изм. от 27.02.2009, в тексте - Закон о психиатрической помощи).

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации" (в тексте - Положение о конкурсе).

Постановление Правительства РФ от 10.04.2003 N 208 "Об утверждении Списка заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей" (ред. от 01.02.2005, в тексте - Список заболеваний, препятствующий работе в представительстве).

Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (вместе с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности) (ред. от 23.09.2002, в тексте - Перечень психиатрических противопоказаний).

Приказ Минздрава России от 16.03.1999 N 83 "О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну", в тексте - Перечень медицинских противопоказаний для работы с государственной тайной.

Ограничение: совместная служба родственников

Пункт 5 ч. 1 ст. 16 Закона о гражданской службе закрепляет традиционное для законодательства о государственной службе ограничение, касающееся совместной службы родственников, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Ранее такое правило закреплялось и КЗоТ РФ в отношении совместной службы родственников на любом государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации. Действующий Трудовой кодекс подобного ограничения не содержит, и на сегодняшний день оно характерно только для законодательства о государственной службе.

В целом с позиции целей и задач государственной службы данное ограничение представляется нам вполне оправданным. Однако на практике данная норма иногда вызывает сложности в правоприменении. Например, нередкой является ситуация, когда гражданские служащие, связанные непосредственной соподчиненностью, вступают в брак и, соответственно, уже не могут замещать прежние должности. Действующее законодательство не содержит конкретных правил разрешения данной ситуации, но п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе предусматривает возможность расторжения служебного контракта вследствие несоблюдения ограничений и невыполнения обязательств, связанных с прохождением гражданской службы.

В описанной ситуации возникает вопрос: кого из таких гражданских служащих следует уволить? Теоретически нужно расторгать служебный контракт с ними обоими, однако целесообразность такого решения весьма сомнительна. Кроме того, в ряде ситуаций существует возможность перевести гражданского служащего на иную должность гражданской службы, которая уже не будет связана с непосредственной подчиненностью родственнику.

На наш взгляд, эти и многие другие вопросы, связанные с данным ограничением, должны получить правовую регламентацию в специальном подзаконном акте. Например, в Республике Туркменистан принят и действует Закон "Об ограничении совместной службы родственников в органах государственной власти и управления". Указанный Закон закрепляет правила перевода и увольнения с государственной службы Республики Туркменистан лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также родители, братья, сестры и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Пункты 6 и 7 ч. 1 ст. 16 допускают отказ в приеме на государственную гражданскую службу (а в отношении гражданского служащего - увольнение с гражданской службы) в случае выхода из гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иного государства. Данное ограничение было рассмотрено нами при обсуждении условий поступления на государственную гражданскую службу.

Ложные сведения

В качестве ограничения, связанного с прохождением государственной гражданской службы, Закон называет представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. Нужно сказать, что действовавший ранее Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" такого ограничения не предусматривал (именно в качестве ограничения). Некоторые исследователи полагают, что предоставление заведомо ложных сведений по существу не является ограничением, связанным с государственной службой . Так, С. В. Наймушин указывает, что, во-первых, при представлении подложных документов или ложных сведений, которые касаются возраста, наличия гражданства Российской Федерации, квалификационных требований, отказ в поступлении на государственную гражданскую службу должен в первую очередь основываться на несоответствии квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на наличии ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, объективно препятствующих поступлению на службу или нахождению на ней, и пр. Во-вторых, в случае выявления факта представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу или заключении служебного контракта в отношении лица, уже состоящего на службе, последующее расторжение служебного контракта, освобождение служащего от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы осуществляются по усмотрению представителя нанимателя, т. е. очевидно, что данный факт сам по себе не является обстоятельством, объективно препятствующим поступлению на гражданскую службу или нахождению на ней. К этому второму аргументу мы еще вернемся ниже (в частности, мы полагаем, что Закон вследствие низкой юридической техники содержит ряд повторяющихся и пересекающихся оснований прекращения служебного контракта).

На наш взгляд, основным недостатком данной нормы является возможность ее широкой интерпретации: Закон не указывает, какие именно заведомо ложные сведения имеются в виду. В том случае, когда речь идет о сведениях, влияющих на назначение лица на соответствующую должность, данное ограничение будет безусловно оправданным. Если же речь идет о малозначимой информации или информации, не имеющей значения для приема на государственную службу (наличие детей, место рождения и т. п.), отказ в приеме на государственную службу по данному основанию вряд ли следует считать целесообразным. Хотелось бы отметить, что представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на работу в качестве основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя ранее было предусмотрено п. 11 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Весьма показательно, что в новой редакции (от 30.06.2006) Трудовой кодекс предусматривает возможность увольнения лишь за представление подложных документов, но не за сообщение заведомо ложных сведений.

Наконец, Закон о гражданской службе закрепляет традиционное для законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения, ограничение, связанное с непредставлением либо представлением заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Гражданин при поступлении на гражданскую службу и затем ежегодно обязан представлять представителю нанимателя указанные сведения. Интересно, что Закон не предусматривает отказа в приеме на гражданскую службу (или увольнения с государственной службы) вследствие представления неполной информации о доходах или имуществе.

Таким образом, предусмотренные действующим законодательством ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, весьма далеки от совершенства и далеко не всегда обусловлены особенностями этого вида профессиональной деятельности. Учитывая, что данные нормы носят императивный характер, наличие отмеченных выше дефектов может серьезно и не всегда обоснованно ограничивать конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе.

Библиография

1. Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаннова, Э. Г. Липатова. М.: Теис, 2005. С. 22.

2. Наймушин С. В. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе (правовые вопросы) // Чиновник. 2005. N 4 (38).

3. Комментарий к Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / Под ред. С. Е. Чаннова. М.: Теис, 2005.

4. Иванов С. А., Иванкина Т. В., Куренной А. М., Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. N 6. С. 10.

5. Чиканова Л. А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4.

6. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Проблемы правового регулирования государственно-служебных отношений // Трудовое право. 2005. N 3.

7. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (постатейный).

М. Пресняков

Кафедры гражданского процесса,

Трудового и экологического права

Поволжской академии

Государственной службы

Им. П. А.Столыпина

Подписано в печать

Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Гражданский служащий не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Для гражданского служащего установлены запреты, связанные с гражданской службой. Гражданскому служащему, например, запрещается:

участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

замещать должность гражданской службы в случае:

  • а) избрания или назначения на государственную должность;
  • б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе, что обеспечивает ее эффективность. Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государственного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе постоянно в течение всего служебного времени;

осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода;

приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ);

получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий;

выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц;

использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государство и его органы каждодневно имеют множество «внешних врагов», с которыми они призваны «бороться»: катастрофы, землетрясения, пожары, наводнения, военные конфликты, преступность, болезни и т.д. Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства появится «внутренний враг», способный в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно;

использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений. Этот запрет напрямую связан с принципом внепартийности государственной службы. Но он не означает, что государственные служащие лишены права вступать в политические партии и занимать в ней руководящие посты. Они могут придерживаться различных политических взглядов. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих соблюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является запрет на образование в государственных органах структур политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов и некоторых иных органов общественной самодеятельности.

Таким образом, государство накладывает на госслужащего ограничения и запреты, связанные с тем, чтобы государственный служащий более эффективно использовал свое служебное время в интересах государства и общества.

Комментарий к статье 16

1. Ограничения, связанные с гражданской службой и установленные комментируемой статьей, имеют четкое и достаточно обоснованное назначение. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Положения нормы Закона N 79-ФЗ не вступают в противоречие с конституционными, поскольку совокупность ограничений установлена в целях:

Защиты конституционного строя;

Защиты нравственности, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан от некачественной реализации государственного властного воздействия, а следовательно, нарушения гражданских прав, свобод и законных интересов;

Обеспечения эффективной реализации государственных функций;

Высокой управляемости системой государственной службы;

Обеспечения обороны и безопасности государства.

Положения комментируемой статьи носят императивный характер, однако перечень ограничений, указанных в ч. 1, не является исчерпывающим, поскольку в ч. 2 определена возможность установления иных ограничений, устанавливаемых федеральными законами. Из смысла Закона следует, что ограничения, связанные с гражданской службой, устанавливаются только на федеральном уровне и уменьшены или увеличены законами субъектов РФ быть не могут.

Все ограничения можно условно разделить на две группы:

Ограничения, действующие в отношении лиц, желающих заместить должность гражданской службы (например, гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу);

Ограничения, распространяющиеся на лиц, осуществляющих государственно-служебные полномочия (например, гражданин не может оставаться на должности гражданской службы в случае выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства).

В качестве первого ограничения в сфере гражданской службы п. 1 ч. 1 комментируемой статьи названо признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда. Статья 29 ГК определяет критерии недееспособности: "Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством". Статья 30 ГК называет критерии ограничения дееспособности: "Гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством".

Порядок признания лица недееспособным или ограничения дееспособности определяется в гл. 31 ГПК (ст. 281 - 286).

Очевидно, что лицо, признанное недееспособным или дееспособность которого ограничена, не может понимать значения своих действий, осуществлять служебную деятельность, а следовательно, быть допущенным к замещению должности.

Однако по общему правилу, сформулированному в п. 3 ст. 29 и п. 2 ст. 30 ГК, если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или ограничен в дееспособности, отпали, суд признает его дееспособным или отменяет ограничение его дееспособности. Поскольку дополнительных ограничений в законодательстве о гражданской службе не содержится, можно полагать, что лицо, восстановленное в дееспособности, может претендовать на замещение должности гражданской службы.

В случае если на момент утраты или ограничения дееспособности гражданин состоял на гражданской службе, он подлежит увольнению.

Второе ограничение п. 2 ч. 1 комментируемой статьи связано с осуждением гражданина к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, или же в случае наличия неснятой или непогашенной судимости.

Данное ограничение, так же как и предыдущее, направлено как на лиц, желающих заместить должность, так и на лиц, находящихся на гражданской службе. Однако из смысла комментируемой статьи следует, что лицо, осужденное к наказанию, не исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, может оставаться гражданским служащим или же претендовать на замещение должности гражданской службы. Такое положение противоречит нормам самого Закона и требует соответствующей корректировки, поскольку ч. 8 ст. 18 определяет обязанность гражданского служащего не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

Вместе с тем ст. 114 УПК предусматривает при необходимости возможность временного отстранения от должности на основании Постановления судьи. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК.

Следует отметить, что УК также рассматривает возможность отстранения от должности, но уже в виде меры уголовного наказания - в ст. 44 установлено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а в ст. 47 изложены порядок и основания применения данной санкции.

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судом по ходатайству осужденного судимость может быть снята до истечения срока погашения судимости.

Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, также является ограничением в сфере гражданской службы (п. 3 ч. 1 комментируемой статьи). Оно распространяется на следующие категории лиц, которые не могут быть приняты на гражданскую службу или не могут находиться на гражданской службе:

Желающих заместить должность;

Замещающих должность, если исполнение служебных обязанностей связано с использованием означенных сведений;

Замещающих должность, объем, содержание и функциональное назначение которой подвергается изменениям по данному вопросу;

Отказывающихся от перевода на другую должность, связанную с обязательством прохождения процедуры допуска к соответствующим сведениям или отказа от профессиональной переподготовки в связи с сокращением должностей гражданской службы.

Важным условием, названным в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, является указание на непосредственную связанность исполнения должностных обязанностей с использованием в этом процессе указанных сведений. Как следует из смысла данной нормы, перечень сведений, относимых к государственной и иной охраняемой федеральным законом тайне, может устанавливаться только федеральным законом. В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

В ст. 7 и 9 указанного Закона определяются сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию, и порядок отнесения сведений к государственной тайне, что является гарантией законности установления ограничений и специального служебного режима для государственных служащих.

Несмотря на то, что ст. 21 Закона РФ "О государственной тайне" предусматривает добровольность допуска должностных лиц к государственной тайне, для определенных должностей гражданской службы получение допуска к засекреченной информации является обязательным условием реализации служебных обязанностей. Более того, оформление допуска и работа с данными сведениями налагает на гражданского служащего дополнительные обязанности:

Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со ст. 24 Закона РФ "О государственной тайне";

Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

Ознакомление с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение, и др.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Отказ от получения любой формы допуска является основанием для отказа в возникновении или отмены служебного правоотношения.

Следует отметить, что положение комментируемой статьи имеет расширение в Законе РФ "О государственной тайне", где в ст. 23 установлено, что прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Ограничение п. 4 ч. 1 комментируемой статьи, связанное с наличием заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению, направлено как на лиц, претендующих на замещение гражданской должности, так и на лиц, уже замещающих должности. Существенным условием данного ограничения является необходимость подтверждения заболевания медицинским заключением, форма которого устанавливается Правительством РФ. Это требование Закона является реализацией положения ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 , где указано, что государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Ведомости РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

Вместе с тем п. 4 ч. 1 комментируемой статьи направлен и на защиту граждан от взаимодействия с гражданским служащим, подвергнувшимся опасному для себя и (или) окружающих заболеванию. В целях определения сущности заболевания и отнесения его к опасному Минздравсоцразвития России издан Приказ от 22 августа 2005 г. N 535 "Об утверждении Классификации и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" , где утверждены:

БНА. 2005. N 38.

Классификация основных видов нарушений функций организма и степень их выраженности;

Классификация основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий;

Критерии установления степени ограничения способности к трудовой деятельности. Общая же регламентация осуществляется Постановлением Правительства РФ от 1 декабря

2004 г. N 715 "Об утверждении Перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих" .

СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4916.

Психические заболевания и запрещаемые для лиц, страдающих ими, виды профессиональной деятельности имеют еще более детальную регламентацию и формализованы в Перечне медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. N 377 (в ред. от 23 сентября 2002 г.) .

САПП РФ. 1993. N 18. Ст. 1602; СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2459, N 32. Ст. 3910; 2000. N 31. Ст. 3288; 2002. N 39. Ст. 3796.

По общему правилу, вытекающему из ст. 26 Закона, при поступлении на гражданскую службу представления специального медицинского документа не требуется. Однако для лиц, желающих заместить определенные должности, предусматривается обязанность представления медицинского заключения о состоянии здоровья. Так, например, в Приказе ФТС России от 8 сентября 2006 г. N 858 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, порядке и сроках работы конкурсных комиссий в таможенных органах Российской Федерации" п. 6 устанавливает обязанность гражданина, изъявившего желание участвовать в конкурсе, представить в кадровое подразделение таможенного органа документ об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению.

БНА. 2006. N 44.

В специальных нормативных актах определяется, что лица, осуществляющее государственно-служебную деятельность, обязаны проходить регулярные медицинские осмотры. Если в медицинском заключении будет установлено, что гражданский служащий не может и дальше исполнять должностные обязанности по замещаемой должности, то ему должна быть предоставлена соответствующая его квалификации и не противопоказанная по состоянию здоровья иная должность гражданской службы (в случае, если заболевание не является опасным для окружающих).

В случае установления в медицинском заключении заболевания, опасного для окружающих, служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в связи с несоответствием замещаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона).

Ограничение п. 5 ч. 1 комментируемой статьи, связанное с состоянием близкого родства или свойства, является достаточно сложным. Во-первых, оговариваются случаи недопустимости служебных отношений, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью одного служащего другому, т.е. совместное осуществление служебных отношений лицами, состоящими в отношениях свойства или родства. Иные случаи не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в замещении должности. Также не должно являться основанием для отказа в замещении гражданской должности состояние родства или свойства, если должности предусмотрены в одном структурном подразделении, но не соподчинены и не подконтрольны. Во-вторых, на законодательном уровне не урегулирован вопрос о необходимости изменения государственно- служебного состояния в случае прямого повышения одного из служащих, состоящего в близком родстве или свойстве. Очевидно, что право на карьерный рост не может быть ограничено данным основанием. Поэтому представляются возможными несколько вариантов разрешения такой коллизии:

Предложение о переводе на другую должность гражданской службы лица, которое становится непосредственно подчинено или подконтрольно повышаемому служащему;

Предоставление повышаемому служащему новой должности в ином структурном подразделении органа государственной власти и т.п.

Названные варианты, однако, требуют добровольного согласия и одного и другого служащего, поэтому необходима скорейшая разработка механизма обеспечения карьерного роста служащего в случае возможности возникновения отношений служебной зависимости (соподчиненности) в процессе служебного роста (повышения).

Основаниями отказа в возникновении или прекращении служебного правоотношения по норме п. 6 ч. 1 комментируемой статьи являются:

Выход из гражданства Российской Федерации;

Приобретение гражданства другого государства;

Наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 6, 7 ч. 1 комментируемой статьи).

Рассматриваемые ограничения имеют конституционную природу, поскольку:

Во-первых, ст. 32 Конституции РФ называет единственную категорию граждан, правомочных замещать должности государственной службы, - граждане Российской Федерации;

Во-вторых, ст. 15 закрепляет приоритет международных договоров РФ над внутренним законодательством и определяет их в качестве составной части российской правовой системы;

В-третьих, ст. 62 определяет, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ.

Следовательно, в определенных случаях, оговоренных в международных договорах, лица, имеющие соответствующее гражданство иностранного государства, могут находиться на должностях гражданской службы. Как представляется, эта особенность может быть присуща такому виду гражданской службы, как дипломатическая.

Следует отметить, что в Законе N 79-ФЗ данные ограничения не получили качественного развития, поскольку в нем не содержится даже общего регулирования многих возможных ситуаций, например:

Может ли лицо, обладающее в соответствии с международным договором двойным гражданством и определяющее свое постоянное место жительства не в Российской Федерации, оставаться на должности гражданской службы;

Какие должности могут занимать лица, обладающие двойным гражданством (здесь же должны быть учтены вопросы возможности оформления допуска к определенным сведениям);

Каковым является момент прекращения служебного правоотношения в случае осуществления гражданским служащим процедуры приобретения второго гражданства без отказа от гражданства Российской Федерации и т.п.

Однако при отсутствии вышеназванных исключений ст. 41 Закона определяет, что гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется на основе расторжения служебного контракта:

Со дня выхода из гражданства Российской Федерации;

Со дня приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Ограничением в сфере гражданской службы (п. 8 ч. 1 комментируемой статьи) является представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. Однако обязанность доказывания (подтверждения) правомерности представленных документов и сведений возлагается на соответствующих уполномоченных лиц (структурные подразделения органов).

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 44 Закона организация проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется создаваемыми подразделениями (например, кадровыми службами) в рамках кадровой работы (ч. 2 ст. 44).

В процессе проведения проверки кадровые службы должны руководствоваться принципом неразглашения ставших известными сведений конфиденциального характера, поскольку ч. 1 ст. 23 Конституции РФ устанавливает право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Кроме того, целая совокупность требований к работе с персональной информацией установлена в ст. 42 Закона. Здесь же предусматривается и ответственность гражданского служащего, виновного в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и передачу персональных данных другого государственного служащего.

Если в результате проверки будут выявлены факты представления ложных сведений или документов, то это обстоятельство должно рассматриваться как:

Препятствие для замещения гражданской должности;

Основание для расторжения служебного контракта, освобождения от должности и увольнения с гражданской службы (п. 7 ч. 1 ст. 37 Закона).

Следует отдельно подчеркнуть, что в случае способствования гражданским служащим формированию неправомерных документов, он может быть привлечен к уголовной ответственности. Так, в соответствии со ст. 292 УК уголовным деянием является служебный подлог, т.е. внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

Последним ограничением в сфере гражданской службы названо непредставление установленных законом сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (п. 9 ч. 1 комментируемой статьи). Данное основание непосредственно связано с запретами, установленными в ст. 17 Закона, к которым относятся:

Запрет участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

Запрет на осуществление предпринимательской деятельности;

Запрет приобретения в установленных случаях ценных бумаг;

Запрет на получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

Представление названной информации, кроме того, вменяется гражданскому служащему в обязанность, неисполнение которой влечет аннулирование государственно-служебного правоотношения. В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 15 Закона гражданский служащий обязан представлять в установленном порядке сведения:

О себе и членах своей семьи;

О полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения;

Об обязательствах имущественного характера.

Общий порядок представления таких сведений указан в ст. 20 Закона, а более детальные правила и процедуры определены в Указе Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" (в ред. от 25 июля 2000 г.) .

СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2239; 1998. N 10. Ст. 1160; 1999. N 23. Ст. 2818; 2000. N 31. Ст.

Основная контрольная функция в данной сфере осуществляется в пределах кадровой работы, одним из направлений которой согласно п. 19 ч. 1 ст. 44 Закона является организация проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Очевидно, что данное ограничение в определенных случаях может квалифицироваться как уголовно наказуемое деяние и рассматриваться одновременно и как ограничение, указанное в п. 9 ч. 1 комментируемой статьи. То есть если в соответствии со ст. 198 УК будет доказан факт уклонения от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным, то в служебном правоотношении это должно рассматриваться как непредставление сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах и имуществе.

2. Как указано в ч. 2 комментируемой статьи, ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу и ее прохождением, могут устанавливаться только федеральными законами. Например, Законом РФ "О государственной тайне" устанавливаются дополнительные ограничения для должностных лиц или граждан (в том числе гражданских служащих), допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. Ограничения могут касаться:

Права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

Права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

Права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Правомочия субъектов РФ заключаются в обеспечении реализации положений федерального законодательства. Руководствуясь перечнем ограничений, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, субъекты РФ включают их в собственные законы о гражданской службе.

3. Согласно ч. 3 комментируемой статьи гражданские служащие несут ответственность за несоблюдение ограничений прежде всего по нормам Закона N 79-ФЗ, а также и на основе других федеральных законов. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, влечет дисциплинарную ответственность, что в данном случае является одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы. По этому основанию могут быть прекращены государственно-служебные отношения с любыми гражданскими служащими, независимо от замещаемой ими должности гражданской службы, ее категории и группы.

Например, в случае непредставления гражданским служащим сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера специально уполномоченное подразделение федерального государственного органа проводит проверку в соответствии с требованиями Указа Президента РФ от 1 июня 1998 г. N 641 "О мерах по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и должности федеральной государственной гражданской службы" (в ред. от 28 июня 2005 г.) , по результатам которой готовит и направляет лицу или федеральному государственному органу, уполномоченным принимать решения о назначении на должность и об освобождении от должности лиц, в отношении которых проводилась проверка, заключение о нецелесообразности назначения лица на должность федеральной гражданской службы либо об освобождении его от замещаемой должности федеральной гражданской службы.

СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2502; 1999. N 23. Ст. 2818; 2005. N 28. Ст. 2865.

В отдельных случаях несоблюдение ограничений, связанных с гражданской службой, помимо прекращения государственно-служебных отношений может повлечь наступление административной или уголовной ответственности. Так, если в результате проверки представленных гражданским служащим сведений о доходах обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков совершения преступления или административного правонарушения, то руководитель федерального государственного органа, давший поручение об организации проверки, обязан известить об этом правоохранительные органы (п. 8 данного Указа). Данное извещение может стать поводом для возбуждения в отношении гражданского служащего дела об административном правонарушении (например, по ст. 15.16 КоАП) или уголовного дела (ст. 198 УК).

В случае представления гражданином при поступлении на гражданскую службу подложных документов наступает уголовная ответственность в соответствии с ч. 3 ст. 327 УК. Подложным является личный или официальный документ (паспорт, военный билет, документы об образовании: аттестаты, дипломы, свидетельства и т.п.), если в нем любая часть содержания или формы не соответствует действительности. Использование заведомо подложного документа при поступлении на гражданскую службу представляет собой действия, связанные с его предъявлением соответствующему должностному лицу либо представлением в государственный орган в качестве подлинного. Данное деяние наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх