Основные задачи, принципы и механизмы управления продовольственной безопасностью. Продовольственное обеспечение Продовольственное управление мо рф бережной

Взят под стражу начальник Продовольственного управления Министерства обороны РФ 44-летний полковник Александр Иванович Бережной. Ему инкриминируются взяточничество и мошенничество. И то и другое в особо крупном размере. Стараниями СМИ происходящее, наверное, войдёт в историю как «дело о рекордной взятке».

Полковник Бережной задержан вскоре после ареста своего подчинённого и давнего друга — начальника отдела техобеспечения Продовольственного управления Минобороны 46-летнего полковника Александра Викторовича Вакулина.
Показания на чиновников продслужбы военного ведомства дали коммерсанты, которым, по версии следствия, офицеры помогали получить за «откаты» выгодные контракты.

Руководителю продслужбы инкриминируются те же преступления, что и г-ну Вакулину: мошенническое хищение около 20 млн руб. (ч. 4 ст. 159 УК РФ) при исполнении контракта петербургской компанией «Профбизнес» на поставку различной «пищевой» спецтехники, а также получение взяток на 368 млн руб. (ч. 6 ст. 290 УК РФ) от различных коммерсантов за оказание им общего покровительства и помощь при новых контрактах. Впрочем, не исключено, что в ходе следствия сотрудники ГВСУ СКР могут вменить и другие преступные эпизоды.

Бережной, как и Вакулин, обжаловал свой арест, который был санкционирован 235-м гарнизонным судом Москвы в вышестоящей инстанции — Московском окружном военном суде (МОВС). Адвокаты высокопоставленного чиновника Минобороны просили изменить меру пресечения полковнику Бережному на домашний арест или залог. Отмечались его безупречная биография, положительные отзывы и госнаграды, где среди множества ведомственных медалей имеется медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Однако суд МОВС оставил меру пресечения прежней, посчитав, что инкриминируемые статьи УК РФ относятся к тяжким и особо тяжким преступлениям. При этом также отмечалось, что, как и в случае с Александром Вакулиным, совершение преступлений подтверждается «последовательными показаниями допрошенного в качестве подозреваемого, а затем обвиняемого » бизнесмена, который подробно расписал «роль и конкретные действия » офицеров. Поэтому своё 45-летие, которое будет в ближайшую субботу, полковник Бережной отметит в камере СИЗО.

По словам источников “Ъ” , в основу расследования громкого уголовного дела легла операция, проведённая главным следственным управлением СКР по Санкт-Петербургу при поддержке полиции ещё весной этого года. Тогда появились данные о многомиллионных хищениях, которые были совершены в рамках контракта №99/ЭА/2015/ДГЗ/3, заключённого между Минобороны и питерским ООО «Профбизнес» еще зимой 2015 года. Речь шла о поставках до конца года для нужд военного ведомства нескольких десятков автомобильных цистерн, прицепных кухонь, передвижных пекарен и прочей «пищевой» спецтехники на общую сумму почти 685 млн руб.
Этот договор и ещё 11 контрактов на общую сумму 2,2 млрд руб., заключённые с Минобороны «Профбизнесом», а также ООО «ТД Спецтехмаш» и ООО «ТД Стиллаг», стали предметом разбирательства со стороны санкт-петербургского управления УФАС, обнаружившего «картельный сговор». Во время проверки УФАС установило взаимосвязи между учредителями и генеральными директорами компаний. «Организации участвовали в торгах с одного IP-адреса, в качестве контактного номера телефона на электронной торговой площадке обществами указан один номер. Также установлено, что общества совместно реализовывали обязательства по заключённым контрактам »,— говорилось в сообщении антимонопольного ведомства.
Контракт №99/ЭА/2015/ДГЗ/3 стал и предметом уголовного расследования. Как установили сыщики, при его исполнении похищено около 20 млн руб. «путём поставки машин ненадлежащего качества». Обыски в рамках этого дела проводились как в северной столице, так и в других регионах. 30 марта в Санкт-Петербурге следователи ГСУ СКР возбудили уголовное дело о мошенничестве, в рамках которого задержали нескольких человек, в том числе одного из руководителей «Профбизнеса» Алексея Вячеславовича Калитина.

Один из ранее задержанных фигурантов дела, будучи ещё подозреваемым, начал давать подробные показания о « роли и конкретных действиях Александра Вакулина при заключении и исполнении государственных контрактов и получении за это денежных вознаграждений ». Летом материалы отправили в Москву в ГВСУ СКР, к делу подключились оперативники департамента военной контрразведки ФСБ. Кроме того, активную помощь в изобличении коррупционных схем оказывало Министерство обороны.
Бизнесменов, в том числе г-на Калитина, тоже этапировали в Москву, где им заново избрали меры пресечения в Хамовническом райсуде, а в отношении полковника Минобороны возбудили уголовное дело о взяточничестве. В материале МОВС, опубликованном на его официальном сайте, говорится, что ГВСУ СКР инкриминирует полковнику получение 368 млн руб. как за помощь в заключении выгодных контрактов, так и за оказание «общего покровительства » заплатившим ему коммерсантам.

Оперативно-следственной группой руководит один из лучших следователей России — старший следователь по особо важным делам 3-го следственного отдела ГВСУ СКР Виталий Данилов, буквально на днях награждённый орденом Почёта.

До своего задержания полковник Вакулин считался перспективным офицером, делающим весьма успешную карьеру. Он не так давно перевёлся в Москву, а до этого служил в городе Балтийске Калининградской области. Он не раз ездил по стране с различными инспекциями и даже лекциями по вопросам тылового обеспечения войск. Например, в конце 2015 года полковник Вакулин посетил Вольский военный институт материального обеспечения, где прочёл курс лекций, касающихся насущных проблем обеспечения продовольствием военнослужащих, особенностей предоставления услуг в воинских частях на аутсорсинг, и заодно рассказал о прицепных кухнях, контракт на поставку которых как раз тогда и исполнялся.


(полковник Вакулин читает лекцию)

Надо отметить, что полковник Бережной в силу своей должности являлся гораздо более медийной фигурой. Он регулярно давал интервью различным газетам и информагентствам, рассказывая о том, как проходят конкурсы профессионального мастерства военных поваров «Полевая кухня», обустройство столовых и т. д. Отдельной темой выступлений была организация питания призывников, которые направляются к месту несения службы. В частности, осенью прошлого года полковник Бережной заявил журналистам, что к эшелонам с новобранцами, которые будут находиться в пути более трёх суток, прицепят вагоны-рестораны, чтобы кормить будущих солдат.
Его последний «выход в свет» случился 7 июня: начальник Продовольственного управления МО руководил конкурсом «Полевая кухня» (в рамках Всероссийского этапа конкурса «Армейский запас-2017» ) в Вольском военном институте материального обеспечения. Бережного сопровождал начальник отдела питания и хлебопечения Продуправления Минобороны полковник Игорь Сергеевич Маслюченко.

(буханку на снимке держит начальник ВВИМО генерал-майор Сергей Григорьевич Рихель; полковник Бережной по правую руку от него)

Александр Иванович Бережной — уроженец станицы Сторожевой Зеленчукского района Ставропольского края. В 1993 году он окончил Вольское высшее военное училище тыла (ныне Вольский военный институт материального обеспечения ), в 2000 году окончил Военную академию тыла и транспорта (ныне Военная академия материально-технического обеспечения имени А. В. Хрулёва). Службу начал с должности начальника продслужбы самоходно-артиллерийского полка. Потом переезжал из региона в регион, повышаясь по служебной лестнице, пройдя Северо-Кавказский и Дальневосточный военные округа, а также должности начальника продслужбы Балтийского и Тихоокеанского флотов. По некоторым данным, именно на Балтфлоте в своё время Александр Бережной служил вместе с Александром Вакулиным. Уже с 2012 года Бережной на руководящих должностях в Департаменте ресурсного обеспечения Минобороны, а чуть позже стал начальником продуправления в этом же подразделении. Затем он перешёл в штаб материально-технического обеспечения, а с 2016 года числится начальником отдельного Продовольственного управления в структуре Минобороны.

Ежегодно 18 февраля в нашей стране отмечается День продовольственной и вещевой службы ВС России. Его отмечают все военнослужащие и специалисты, имеющие отношение к данной службе, входящей в систему Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации. Данная служба имеет огромнейшее значение как в мирное, так и в военное время, так как известный еще с древнейших времен принцип «сытый солдат – основа армии» остается неизменным и сегодня.

До середины XVII века в нашей стране не существовало организованной системы питания военнослужащих. Государство просто не отпускало армии средств на продовольствие, поэтому все заботы о пропитании возлагались на самих солдат, которые приобретали продукты для себя и корм для лошадей за счет личных средств, в том числе за счет получаемого жалования. При этом служивые люди, которые направлялись на сборы, часть продовольствия приносили с собой из дома, а часть приобретали у местных жителей. Пищу обычно готовили при помощи той посуды, что оказывалась под рукой. К примеру, как отмечали летописцы, при князе Святославе мясо в котлах не варили, а пекли его на углях. Хлеб обычно выпекался в крестьянских печах, а потом просто брался с собой.


Все изменилось кардинальным образом в Петровскую эпоху, после того как Пётр I 18 февраля 1700 году учредил в России специальную должность генерал-провианта, который был ответственен за заготовку и распределение хлебных запасов для нужд армии. Наряду с этим аналогичные должности вводились в составе каждого полка, а назначенных на эти должности людей стали называть провиант-мейстерами. В то же время были сформированы и первые нормы продовольственного довольствия для солдат. На основании указа Петра I на должность «генерал-провианта» был назначен окольничий С. И. Языков.

По сути, в России был создан новый Приказ, который в соответствии с названием должности его начальника начали называть провиантским. Данное событие положило начало централизованному обеспечению армии продовольственными товарами и определило дату зарождения продовольственной (провиантской) службы. С введением для солдат провиантного (крупа, мука) довольствия, а также отпуска им денежных средств на приобретение мяса, овощей и соли в России начинает складываться организованная система питания, одновременно шел процесс формирования органов управления по снабжению войск продовольствием и фуражом.

В тот же день 18 февраля 1700 года в России был образован «Особый приказ», на который Пётр I возложил обязанности по снабжению полков снаряжением, обмундированием и жалованием, а также лошадьми, и обозами. С созданием в России при Петре I по-настоящему регулярной армии все солдаты и офицеры были одеты в единую форму одежды, которая была строго регламентирована и выдавалась на определенный срок. Инициатором коренных изменений в армии нашей страны, особенно в вопросах ее вещевого обеспечения, был генерал-фельдмаршал Д. А. Милютин, занимавший пост военного министра России. Сегодня именно дата 18 февраля отмечается, как День продовольственной и вещевой службы Вооруженных Сил Российской Федерации, совсем недавно данная служба отмечала свой 315-летний юбилей.

За это время служба прошла долгий путь, который вместил в себя все воины и конфликты, в которые были вовлечены вооруженные силы нашей страны. Самым серьезным испытанием для продовольственной и вещевой службы стала Великая Отечественная война, которая потребовала огромного напряжения ресурсов от всей страны. За все годы войны силами Красной Армии лишь на территории Советского Союза было заготовлено 3,6 миллиона тонн зернопродуктов, из которых 2 миллиона тонн было направлено на нужды фронта, а оставшиеся 1,6 миллиона тонн были сданы на обеспечение нужд гражданского населения. За все годы Великой Отечественной войны наши вооруженные силы получили более 38 миллионов шинелей, свыше 11 миллионов пар валенок, 73 миллиона гимнастерок и большое количество иных предметов вещевого имущества, без которых также нельзя было представить себе победу в этой страшной войне.


Столетия сменяют друг друга, меняются названия должностей, нормы довольствия военнослужащих и их состав, но продовольственная и вещевая служба по-прежнему продолжают существовать в Вооруженных Силах нашей страны, выполняя очень важную задачу по организации полноценного и доброкачественного вещевого обеспечения и питания всех российских военнослужащих. Сегодня при всех многочисленных нюансах армейской жизни, никто не будет отрицать того факта, что нормы питания для ВС России установлены в соответствии с требованиями физиологических нормативов, а также отвечают критериям рационального и сбалансированного питания. Организация питания военнослужащих превратилась сегодня в самую настоящую науку.

По информации пресс-службы Минобороны России, в настоящее время в ВС страны военнослужащие обеспечиваются питанием по 21 норме продовольственных пайков. Основные из этих пайков включают в свой состав более 40 различных наименований продуктов питания. Благодаря этому удалось добиться большого разнообразия блюд, а само питание военнослужащих организовано сегодня более чем в двух тысячах столовых и камбузов.

Осуществляется перевод армейских столовых на организацию питания с элементами полноценного «шведского стола». На февраль 2015 года на такую форму было переведено 835 столовых, что потребовало оборудования порядка 1,4 тысяч салат-баров. Каждый год на довольствие российских военнослужащих тратиться более 700 тысяч тонн различного продовольствия. При этом в войсковых столовых сегодня эксплуатируется более 44,5 миллионов единиц посудо-хозяйственного имущества, а также практически 6 тысяч единиц специального оборудования. Специально для улучшения жизни и условий быта военнослужащих российской армии в подразделениях было оборудовано более 6,5 тысяч чайных комнат, для чего в войска поставили 101,3 тысячи чайных пар и 25,7 тысяч чайников.


Внушительными цифрами представлено и вещевое обеспечение военнослужащих. Постоянно в личном пользовании находится более 50 миллионов разных предметов формы одежды, ежегодно их выдается более 15 миллионов единиц. Обеспечение военнослужащих российской армии организовано сегодня по 54 нормам снабжения с использованием более 3 тысяч наименований вещевого имущества. При этом в последние несколько лет все более очевидным представляется прогресс в улучшении вещевого обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации. С 2014 года все российские военнослужащие срочной службы, а также курсанты обеспечиваются несессерами – уникальными наборами для личной гигиены военнослужащих.

Также в России был завершен переход ВС на ношение всеми категориями военнослужащих всесезонного комплекта полевого обмундирования (ВКПО). Данный комплект выделяется своей функциональностью и позволяет российским военнослужащим выполнять все виды боевых и специальных задач в самых разных климатических и погодных условиях нашей огромной страны.

18 февраля коллектив «Военного обозрения» поздравляет всех военнослужащих и гражданских служащих, а также ветеранов продовольственной и вещевой службы ВС Российской Федерации с их профессиональным праздником!

Материалы из открытых источников

Эффективность управления продовольственной безопасностью достигается проведением системной и целенаправленной продовольственной политики, обеспечиваемой системой принимаемых органами государственной власти мер экономического, правового, организационного и иного характера. Целью проведения продовольственной политики является рост потребления населением Российской Федерации основных видов продовольствия до рекомендуемых размеров потребления. Основными задачами управления продовольственной безопасностью являются:

1) создание условий, при которых реальные денежные доходы и система социальной защиты жителей России позволяют им приобретать основные продукты питания в необходимом количестве и должного качества;

2) обеспечение роста производства продовольствия, оптовой и розничной торговли продовольствием в целях обеспечения доступности пищевых продуктов для удовлетворения потребностей российских граждан;

3) организация координационных действий органов различных ветвей власти, включая органы контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов, а также с производителями и поставщиками сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по вопросам обеспечения продовольственной безопасности.

Важнейшей составляющей эффективного управления продовольственной безопасностью является разработка долгосрочной продовольственной стратегии государства. Эта стратегия направлена на достижение продовольственной безопасности как важнейшего условия сохранения суверенитета и независимости, экономической стабильности и социальной устойчивости страны. Она заключается в оптимальной для национальных условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных, психологических и прочих факторов, ориентированных на более полное снабжение населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потребления калорий, аминокислот и микроэлементов. Задача правительства состоит в том, чтобы на основе объективных экономических процессов разработать долгосрочные цели продовольственного обеспечения и принять соответствующие меры социально-экономического регулирования для их достижения.

Теоретические и методологические основы управления продовольственной безопасностью в России сформированы исходя из сущности продовольственной безопасности, из научных принципов эффективного использования ресурсного потенциала с учетом самодостаточности собственного сельскохозяйственного производства и эффективности сбыта сырья и продовольствия. Управление продовольственной безопасностью государства призвано базироваться на концепции обеспечения национальной продовольственной безопасности.

В механизме управления продовольственной безопасностью России соединяются узловые проблемы экономики, реальные тенденции развития производства сельскохозяйственной и продовольственной продукции, рынка продовольствия, изменения степени его зависимости от мирового рынка, социального положения, платежеспособности населения в целом и потребителей в различных регионах. На формирование и создание необходимого уровня продовольственной безопасности оказывает влияние совокупность двух групп диаметрально противоположных факторов. С одной стороны – негативные, снижающие общий уровень развития, а с другой – позитивные, соответствующие эволюционному прогрессу экономической системы. Первая группа факторов включает в себя:

  • часто меняющуюся нормативную правовую базу, регламентирующую экономическую деятельность организаций;
  • отсутствие действенного механизма ценообразования;
  • диспаритет цен на сырье, средства производства, готовую продукцию и услуги в различных сферах деятельности;
  • насыщение продовольственного рынка импортными товарами, оттеснение отечественных товаропроизводителей в рыночной среде;
  • невысокий уровень совокупного спроса на отечественные товары;
  • низкие темпы повышения уровня жизни населения;
  • несоответствие между темпами роста цен на товары (услуги) и доходов населения, наличие безработицы;
  • невысокий уровень нововведений в сфере материального производства и, в частности, в организациях пищевой и перерабатывающей промышленности;
  • моральное и физическое старение действующего оборудования, незначительный удельный вес принципиально новых разработок и “ноу-хау”, отсутствие механизма, стимулирующего появление новшеств;
  • слабое развитие инфраструктуры рынка;
  • недостаточную эффективность торгово-рыночных комплексов из-за слабого контроля за их деятельностью;
  • неэффективную приватизацию государственного имущества;
  • низкую эффективность кредитно-денежной, налоговой и таможенной политики;
  • отсутствие четких принципов и действенных методов планирования и стратегического прогнозирования в условиях рыночных отношений;
  • отсутствие точного учета и контроля использования ресурсов и факторов производства субъектами хозяйствования различных сфер;
  • отсутствие достоверной отчетности об их деятельности;
  • слабую информационную базу, не позволяющую правильно оценивать резервы и возможности различных структур экономики.

Преодоление негативных явлений предполагает развитие позитивных изменений. Ко второй группе факторов, оказывающих влияние на формирование и создание необходимого уровня продовольственной безопасности, исходя из опыта передовых стран и отечественной практики, можно отнести следующие:

  • создание стабильной нормативной правовой базы, позволяющей нормализовать функционирование экономической системы;
  • разработка механизма ценообразования и создание паритетной системы цен на продовольственное сырье и товары, потребляемые в аграрном секторе;
  • ограничение ввоза в страну импортных товаров, аналоги которых производятся или могут производиться отечественными организациями;
  • рост уровня доходов и общего материального обеспечения населения;
  • развитие отечественного производства и увеличение его объемов на основе повышения инновационной активности организаций агропромышленного комплекса;
  • повсеместная разработка нововведений, широкое внедрение достижений научно-технического прогресса;
  • квотирование экспорта дефицитного продовольствия;
  • разработка стратегии единой товарной политики, создание прогрессивных каналов движения товаров, развитие эффективных производственно-торговых структур и инфраструктуры рынка;
  • планирование и прогнозирование деятельности субъектов хозяйствования и всей экономической системы на основе принципов рыночных условий;
  • усиление интеграционных процессов между сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями, создание крупных специализированных организаций с превалирующей долей государственного капитала;
  • содействие развитию частного предпринимательства в области производства продовольствия;
  • внедрение эффективных и достоверных информационных систем;
  • определение посевных площадей гарантированного производства сельскохозяйственной продукции, достаточного для удовлетворения потребности населения и повышение урожайности сельскохозяйственных культур путем использования мирового опыта обработки земли и поддержания ее продуктивности;
  • применение элитных семенных форм при производстве продукции и использование местных видов ресурсов;
  • систематическое повышение качества продукции до уровня, соответствующего мировым аналогам.

В качестве основной формы государственного управления продовольственной безопасностью, все более широкое распространение должны получить федеральные, региональные, муниципальные целевые программы, стимулирующие в частности производство тех видов сельскохозяйственной продукции, которые наиболее конкурентоспособны на российском и мировом продовольственных рынках. Такие программы призва-ны содержать новую концепцию финансовой политики в аграрной сфере и методы государственной поддержки, адекватные условиям современного этапа развития России. Объемы и механизмы государственной поддержки необходимо тесно увязывать с другими направлениями государственного регулирования (ценообразование, кредитная политика, страхование, регулирование внешнеэкономической деятельности) и учитывать уровень платежеспособного спроса различных групп населения РФ, тенденции развития мирового аграрного рынка. Решение оперативных задач должно исходить из обязательного обеспечения стратегических интересов государства, прежде всего устойчивости агропромышленного производства и аграрного рынка, национальной продовольственной, энергетической и экологической безопасности, достижения паритета доходов урбанизированных и сельских территорий и т.д.

В целях повышения экономической доступности продуктов питания необходимы государственные программы развития производства новых видов пищевых продуктов улучшенного качества с низкой себестоимостью. Внешнеэкономическая политика государства призвана обеспечить защиту интересов отечественных товаропроизводителей и содействовать продвижению на мировой рынок тех видов продукции агропромышленного комплекса, по которым имеются экспортные возможности. Внешняя торговля сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольственными товарами должна стать одним из существенных финансовых источников развития агропромышленного комплекса. Для этого имеет смысл использовать такие механизмы государственной поддержки и регулирования, как компенсационные платежи, целевые сборы, акцизы, пониженные ставки налогов, пошлины на импортную сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, производимые в РФ в достаточных объемах.

Механизмы обеспечения продовольственной безопасности разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в рамках перспективной программы социально-экономического развития государства, а также специальных программ. При этом используются различные инструменты управления.

Представленные в схеме инструменты управления продовольственной безопасностью широко используются не только органами государственной власти, но и городскими органами управления. Так, в городе Москве в рамках управления продовольственной безопасностью на постоянной основе прово-дится мониторинг ее состояния, который имеет целью:

1) выявить эффективность исполнения городских целевых программ, договоров и соглашений в продовольственной сфере;

2) оценить финансово-экономическое состояние и имущественного комплекса организаций оптового продовольственного комплекса, поставщиков и производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, осуществляющих поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в город Москву с использованием средств бюджета города;

3) гарантировать качество и безопасность пищевых продуктов для населения города.

Cовременное управление продовольственной безопасностью должно базироваться на следующих основных направлениях:

  • научном обеспечении аграрного комплекса в целом и каждой отрасли в отдельности, способствующим конкурентоспособному ведению хозяйства, использованию ресурсосберегающих технологий и применению прогрессивных методов хозяйствования;
  • информатизации агропромышленного комплекса, означающей информационное и техническое обеспечение управленческих и технологических процессов, становлении разветвленной системы экономической и технологической информации, формирование эффективных средств получения, обработки, передачи, накопления и использования информации;
  • расширении сферы и видов агросервиса агропромышленного комплекса;
  • достижении сбалансированности производственных ресурсов и услуг.

К этому следует добавить постоянную разработку и внедрение в практику самых разнообразных нововведений, обеспечивающих позитивные результаты в качестве важного фактора построения инновационной экономики в России.

В результате опроса руководителей ОАО “Тракторная компания “Волго-градский тракторный завод”, нижегородского завода “Мельинвест”, Государственной агропромышленной лизинговой компании “Росагролизинг” автором диссертационного исследования было выяснено, что залогом успешности управления процессами продовольственной безопасности призван служить учет следующих факторов:

1) поддержание экологического равновесия сельскохозяйственного производства и недопущение ухудшения качества природной среды;

2) формирование благоприятных условий для концентрации капитала и усиления притока инвестиций в развитие сельского хозяйства, преобладающий объем которых должен формироваться за счет собственных средств организаций;

3) усиление государственного экономического воздействия на аграрную экономику. В связи с этим важно расширение возможностей централизованного субсидирования сельскохозяйственного производства, льготного кредитования основных программ и налогообложения организаций.

Здесь следует добавить организацию тесного взаимодействия производителей продовольственного сырья и предприятий, его перерабатывающих, для лучшего использования имеющихся ресурсов и более полного учета изменений спроса на рынке.

Залогом государственной продовольственной устойчивости России является сегодня восстановление целостности отрасли сельского хозяйства и ее управляемости, поддержка властными структурами инвестирования в отечественное производство продуктов питания. Созданию эффективной системы управления продовольственной безопасностью способствует начатая в настоящее время административная реформа, которая способствует повышению управляемости процессами продовольственной безопасности как на государственном, так и на местном уровнях, обеспечивая постепенный переход на интенсивные и ресурсосберегающие технологии в обеспечении продовольствием населения РФ, росту окупаемости ресурсов и производительности труда. Тут, однако, следует отметить, что серьезные недостатки в реализации административной реформы существенно сдерживает развитие этих положительных процессов.

Таким образом, можно заключить, что управление продовольственной безопасностью затрагивает не только непосредственное обеспечение населения качественными продуктами питания, но и способствует, например, опре-делению целесообразных методов реформирования агропромышленного комплекса, созданию современных форм переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, объединению усилий государственных органов и сельскохозяйственных организаций в выработке и претворении мер многоаспектного развития деревни и устойчивого повышения качества жизни сельского населения.

Обозначенные направления являются важными, но не исчерпывают всего многообразия факторов, обеспечивающих эффективное управление продовольственной безопасностью. По мере конкретизации задач по временным периодам они призваны дополняться рядом других характеристик.

Так, реализация целевой стратегии развития агропромышленного комплекса, обеспечивающего продовольственную безопасность, предполагает коренное преобразование его экономики. Эти изменения видимо будут происходить поэтапно: переход от состояния кризиса к стабилизации (первый этап) и от стабилизации к экономическому росту (второй этап).

В целом стратегия развития агропромышленного комплекса, базирующаяся на рыночных принципах, обязана обеспечить решение двуединой задачи: высокий уровень жизни и благоприятная среда обитания сельских жителей, с одной стороны, и достижение продовольственной безопасности государства – с другой.

Одной из главных задач аграрной политики государства является, как известно, создание эффективного агропромышленного производства в целях обеспечения населения продовольствием, а промышленности – сельскохозяйственным сырьем в объемах, необходимых для устойчивого экономического роста и социального развития страны. Формировать ее предстоит как систему экономических и правовых мер по обеспечению продовольственной безопасности страны за счет отечественного производства, а также по созданию благоприятных условий для жизни и хозяйственной деятельности сельского населения.

Аграрная политика должна обеспечить преобразование системы экономических отношений, переход их на основу разнообразных форм собственности на продукцию, средства производства и землю, на всемерное развитие предпринимательства и создание условий для привлечения в него отечественных и иностранных инвестиций. Рациональная аграрная политика предполагает сбалансированное реформирование всего комплекса общественных отношений в цепи собственность – формы хозяйствования – хозяйственный механизм – воспроизводство. Сельское хозяйство в перспективе должно быть не только социально ориентированным, обеспечивать продовольственную безопасность государства и удовлетворять потребительский спрос, но и способным включиться в международное разделение труда, привлекать необходимые валютные средства и капиталы для дальнейшего наращивания производственного потенциала.

Проблема продовольственной безопасности также связана с задачей инновационного развития агропромышленного комплекса. Анализ новейших процессов, протекающих в российской экономике в последние два года, особенно эволюция агропромышленного сектора, показывает, что сегодня Россия находится в заметно более высокой степени готовности к модернизации, к приему масштабных инвестиций. Рассмотрим опыт инвестиционного сотрудничества государства и бизнеса на примере Краснодарского агропромышленного комплекса. В результате внедрения систем геоинформационных технологий в сельскохозяйственное производство и переработку удалось повысить уровень продовольственной безопасности края на 4,9%. Приведем основные области применения ГИС в сельском хозяйстве, имеющие влияние на показатели продовольственной безопасности.

Анализируя приоритеты аграрной политики, необходимо акцентировать внимание на всех ее важнейших аспектах – продовольственном, сельскохозяйственном, агропромышленном и внешнеторговом, а также на показателях, их характеризующих.

1. Продовольственный аспект является исходным в анализе приоритетов, поскольку служит количественным выражением генеральной цели аграрной политики – продовольственной безопасности. В то же время он определяет физиологические и платежеспособные границы спроса на продукты питания на внутреннем рынке, поэтому характеризуется показателями физиологической нормы потребления; сложившейся структуры потребления; обеспечения страны продовольствием, в том числе за счет собственного производства.

2. Сельскохозяйственный аспект определяет аграрный потенциал страны в получении продовольствия, характеризует фактическое состояние произ-водства и включает соответствующие показатели эффективности сельского хозяйства (продуктивность угодий, производительность труда, урожайность культур, продуктивность животных, окупаемость кормов, рентабельность производства, дотации, оплата труда, величина дотаций сельскому хозяйству, фондоотдача, соотношение уровней заработной платы сельскохозяйственных производителей и средней заработной платы в стране и другие факторы).

3. Агропромышленный аспект позволяет, с одной стороны, провести анализ материально-технической базы сельского хозяйства, а с другой, – оценить эффективность маркетинговой сферы. Наиболее важные показатели для оценки – укрупненная структура издержек производства, баланс производства продукции и коэффициенты товарности, использования продукции на различные цели.

4. Внешнеторговый аспект отражает взаимосвязь мирового и внутреннего сельскохозяйственных рынков. Он включает показатели зависимости от импорта по каждому из продуктов; баланс ввоза и вывоза сельскохозяйственной продукции; баланс ввоза и вывоза продуктов питания; соотношение уровня внутренних и мировых сельскохозяйственных цен, оптовых и розничных цен на сопоставимую продукцию собственного и импортного производства, реализуемую на внутреннем рынке и т.д.

Только всесторонний анализ с учетом действия и взаимодействия этих факторов, их динамики и перспектив может показать наиболее правильные пути решения задач в области продовольственной безопасности.

Эффективность реализации политики государства, связанной с обеспечением продовольственной безопасности неотделима, на наш взгляд от решения проблемы рационального использования трудового потенциала в агропромышленном комплексе РФ. Отметим, что несмотря на недостаток трудовых ресурсов в России в силу недостаточного развития трудоемких отраслей, концентрации, специализации производства, а также других факторов, в ряде сельских районов РФ определенная часть труда не используется, а значительная часть затрачивается неэффективно. Вместе с тем, от уровня организации сельскохозяйственного производства, от качества трудового потенциала, задействованного в решении задач продовольственного обеспечения РФ, зависит достижение продовольственной безопасности государства. При разработке политики обеспечения продовольственной безопасности объективно необходимо опираться на механизм регулирования и повышения эффективности использования трудовых ресурсов в аг-ропромышленном секторе. Этот механизм необходим для: увеличения производства продукции; реализации полной занятости населения; формирования благоприятных условий для жизнедеятельности работников; комплектования кадров, их подготовки и переподготовки; рационального соотношения производственных ресурсов и их использования; связи с формирующимся рынком труда; возрождения поселений, стабилизации сельского населения.

Надежное обеспечение продовольственной безопасности в РФ невозможно без создания современной инфраструктуры продовольственного рынка, координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. Необходимо также усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления.

Важное значение для формирования основ управления продовольствен-ной безопасностью РФ имеет законодательная база. В 2006 году был принят ряд федеральных законов, регулирующих различные аспекты отношений в аграрной сфере, в области земельных отношений, а также необходимых для реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Самый важный из них – Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264 ФЗ «О развитии сельского хозяйства», который регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере развития сельского хозяйства. Этот закон устанавливает также правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности – сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию сельских территорий. Однако, анализ убеждает, что в нем имеются недостатки.

Анализируя состояние обеспечения продовольственной безопасности, нельзя не обратить внимание на еще слабо используемые внутренние ресурсы, в частности, садоводства. Обеспечение населения плодами, разными фруктами, ягодами, то есть полноценным витаминным набором, – сегодня не менее акту-альная задача, чем выращивание зерна и овощей. Согласно данным ученых-биологов, нехватка витаминов особенно в период беременности женщин ведет к появлению слабых, порой недоношенных новорожденных. И если у населения нет достаточного количества витаминов, это означает, что страна не получит полноценного поколения. Таким образом, управление продовольственной безопасностью на уровне государства должно быть направлено в том числе и на решение обозначенной проблемы с учетом исторически сложившейся роли садоводства в жизнедеятельности человека. Однако эта отрасль выделяется в аграрно-промышленном комплексе страны значительными затратами трудовых и денежных средств и низкой рентабельностью.

Поэтому одна из существенных задач – при активной государственной ресурсной и правовой поддержке повысить уровень престижности труда садовода, сделать его привлекательным путем эффективного использования новых сортов плодовых и ягодных культур, реализации энергосберегающих технологий их возделывания и создания специализированных технических средств нового поколения для промышленного садоводства.

Таким образом, можно заключить, что управление продовольственной безопасностью государства – сложный процесс, в котором управленческое воздействие оказывается и на доходы сельхозпроизводителей, и на структуру сельхозпроизводства, и на аграрные рынки, и на социальную структуру села, и на межотраслевые и межхозяйственные отношения. И все это подчинено единой цели – созданию стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития национального агропромышленного производства, удовле-творения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально приемлемым ценам. Инструменты воздействия, применяемые для достижения поставленной цели, находятся на государственном уровне. Это налоговые льготы, государственное субсидирование и т.п.

При всей огромной значимости роли государства в обеспечении общена-циональной продовольственной безопасности следует отметить, что даже в ХХI веке деятельность человека, связанная с работой на земле, не только не потеряла свою значимость в производстве продуктов, но служит все более важным фактором обеспечения здоровья людей. Урбанизация привела к тому, что доля физического труда повсеместно резко сокращается. Стало привычным: то, что необходимо все чаще делают машины, техника, причем ее производительность в условиях научно-технической революции быстро растет. Человек только управляет техникой без особых физических усилий. В результате он отвыкает от силовой работы. Возможность работы в сельском хозяйстве не только дает дополнительные ресурсы для потребления и консервации, но позволяет гораздо больше сделать для упрочения физического состояния людей, нежели различные оздоровительные лекарства и добавки, которые нередко, как показывают исследования, не просто бесполезны, но все чаще оказываются вредными для организма.

Становление, развитие и совершенствование продовольственной службы тесно связано с историей нашего государства и его вооруженных сил. До середины XVII века в России организованной системы питания не было, государство не отпускало войскам средств на продовольствие, и заботы о пропитании возлагались на самих солдат, которые приобретали продукты для себя и корм для лошади за счет личных средств или получаемого жалования. Служивые люди, направляясь на сборы, часть съестных припасов приносили из дома, а часть приобретали у местных жителей. Пищу готовили с помощью подручной посуды. Летописцы отмечают, что «князь Святослав мясо в котлах не варил, а испекал его на углях, так делали и его воины». Хлеб выпекался в крестьянских печах.

С созданием регулярной русской армии и введением провиантного (мука, крупа) довольствия , а также отпуска денег на закупку мяса, соли, овощей начинает складываться организованная система питания, формируются органы управления по снабжению продовольствием и фуражом от центра до ротного артельногох хозяйства включительно.

Так, 18 февраля 1700 г. Петр I издает Указ, учреждающий в военном ведомстве должность «генерал-провианта», на которую был назначен окольничий СИ. Языков. Этим Указом Великого Государя Всея Руси генерал-провианту повелевалось «…ведать все хлебные запасы на дачу ратным людям, а также сбором их и дачею, на Москве и в других городах…». Таким образом был учрежден новый Приказ, который в соответствии с титулом его начальника стал именоваться провиантским, положено начало централизованному обеспечению войск продовольствием и определена дата зарождения продовольственной (провиантской) службы.

В XIX веке организация питания военнослужащих изменяется, приготовление пищи возлагается на каптенармусов и производится в основном поротно. Горячая пища готовится 2 раза в сутки: в обед - первое и второе и одно блюдо - на ужин.

В годы гражданской войны порядок питания солдат сохранился, т.е. красноармейцы обеспечивались горячей пищей дважды: в обед и в ужин, а на завтрак выдавался чай с сахаром и хлеб.

Во время Великой Отечественной войны организация питания в действующей армии осуществлялась побатальонно (дивизионно), через отделения хозяйственного довольствия взвода снабжения. Для каждого приема пищи готовилось одно блюдо жидкой консистенции (в объеме 1 л) на первое или полужидкой - на второе (0,55-0,7 г). Питание и генералов осуществлялось в столовых военторга, самостоятельных столовых, а также из общего солдатского котла, с выдачей дополнительного офицерского пайка. Хлеб выпекался во фронтовых, армейских и дивизионных хлебопекарнях и на хлебозаводах.

В послевоенный период и вплоть до настоящего времени продовольственная служба Вооруженных Сил претерпела значительные изменения как по своей структуре, так и по степени сложности выполнения поставленных задач. Конечная цель работы ее звеньев, при всей многогранности решаемых вопросов, остается неизменной вот уже более 300 лет, без выходных и праздничных дней - это полноценное и качественное питание военнослужащих всех категорий. Для ее достижения в Вооруженных Силах РФ создана система органов управления, учреждений и предприятий продовольственной службы в следующем составе.

Органы управления: Центральное продовольственное управление Министерства обороны РФ , продовольственная служба видов ВС, военных округов (флотов), армий (корпусов), соединений (бригад) и частей. Учреждения и предприятия продовольственной службы: Центральная опытно-конструкторская база, продовольственные склады и базы, столовые воинских частей (камбузы, гарнизонные цеха по первичной обработке продуктов), военные хлебозаводы и хлебопекарни, заводы и ремонтные предприятия службы, военные школы (интересно: кайт школа) младших специалистов, военные школы поваров (учебные роты коков) и учебные хлебопекарни, музей продовольственной службы ВС РФ.

В настоящее время в армии на продовольственном обеспечении находится
около 1,2 млн. человек, в том числе все категории военнослужащих, а также определенный контингент гражданского персонала. На снабжение поступает более 300 наименований различных продовольственных товаров. Для обеспечения питанием имеется 6460 столовых на 1,1 млн. посадочных мест. В приготовлении пищи задействовано более 25000 поваров. Для их подготовки используется 7 военных школ поваров, ежегодно выпускающих свыше 2,1 тыс. специалистов продовольственной службы. Продовольственная служба располагает 180 хлебозаводами и хлебопекарнями с фактической производительностью 125 т хлеба в сутки, полностью обеспечивая отдаленные гарнизоны.

На сегодня вооруженные силы
в целом обеспечены всей положенной номенклатурой продовольственных товаров в установленном ассортименте и количестве. В военных округах (на флотах) в полном объеме содержатся необходимые запасы продовольствия, качественно и без срывов выполняются задачи по организации досрочного завоза продовольствия в районы Крайнего Севера, обеспечению раненых и больных в лечебных учреждениях, спецконтингента ВМФ, летного состава авиации. Более 20% поставок составляют продукты, изготовленные по современным технологиям. В целях улучшения организации питания личного состава разработаны рекомендации по расширению и улучшению качества закупаемого продовольствия. Так, значительно увеличилось поступление круп улучшенного ассортимента (гречневой и риса на 35%), для лечебных учреждений закупаются макаронные изделия высшего сорта, осуществляется закупка цельномолочной продукции в мелкоштучной расфасовке с длительным сроком хранения, фруктов в расширенном ассортименте, поставка различных соков от собственных военных сельхоз­предприятий в упаковке «тетра-пак». Не забыты и спецпотребители. Возобновлены поставки мяса в блоках для Военно-Морского Флота. По современным технологиям производятся и поставляются пастеризованные картофель, овощи и фрукты, сметана и творог сублимационной сушки, а также цельномолочные консервированные продукты со сроком годности 2 года.

Для курящих военнослужащих предусмотрены сигареты, соответствующие требованиям нового закона по снижению содержания никотина и смол, для некурящих -леденцовая карамель, для обеих категорий - сгущенное молоко с сахаром и сахар.

Обеспеченность вооруженных сил техническими средствами продовольственной службы по основной номенклатуре составляет около 100%.

За последние годы
, в связи с увеличением финансирования, в военных округах и на флотах значительно улучшена работа по развитию и поддержанию в надлежащем состоянии материально-технической базы продовольственной службы. Внедряется новое технологическое оборудование для войсковых столовых. Всего оснащено более 20 столовых, впервые оборудованы кухни медицинских учреждений: в Военно-медицинской академии, в госпитале им. Мандрыка и в центральном военном санатории г. Пятигорска.

Важнейшую роль в организации продовольственного
обеспечения играет нормирование питания.
Существующие продовольственные пайки (шести типов норм) разработаны для различных категорий военнослужащих, исходя из их профессиональной деятельности и энергозатрат. Нормы продовольственных пайков различаются с точки зрения пищевой и биологической ценности. В целом они соответствуют физиологической потребности человека в основных пищевых веществах, восполняют энергозатраты личного состава и компенсируют воздействие на организм отрицательных факторов внешней среды.

Концепцией развития продовольственной службы предусматривается повышение энергетической и пищевой ценности питания, содержание в нем прежде всего белков животного происхождения. Эту задачу предполагается решить окончательно с переходом на контрактную основу комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации. Для полевых и других особых условий военной деятельности используются рационы питания из продуктов, не требующих специальных условий хранения и, как правило, максимально готовых к употреблению. Рационы питания имеют двойное применение. Продукты, заложенные в рационы, могут употребляться непосредственно в пищу без предварительной подготовки, а при наличии технических средств из них можно готовить горячую пищу. При разработке рационов питания учитываются современные технологии, используемые за рубежом. Так, основу рационов, применяемых американской армией в Ираке, составляют консервы в мягкой упаковке. Аналогичные консервы разработаны ЦПУ МО РФ и внедряются в производство. Пятилетний опыт использования рационов питания в войсках, проблемы их закупки, комплектования, поставок, освежения и списания показали, что назрела необходимость в их модернизации и в корректировке организации закупок и поставок. В связи с этим, ЦПУ МО РФ начаты работы по модернизации индивидуальных и групповых рационов питания. За основу взят принцип расширения ассортимента продуктов с возможностью их взаимозаменяемости по функциональному предназначению, введение новых видов потребительской и групповой упаковки, разработка продуктов направленного действия с использованием биологически активных добавок природного происхождения.

Проводится работа по коренному техническому перевооружению новыми техническими средствами. В основу технической политики положено создание пунктов питания боевых подразделений с использованием технических средств блочно-модульной конструкции с повышенными показателями надежности и экономичности.

В соответствии с решением Правительства Российской Федерации, в 2005 году запланировано внедрение нового способа организации питания в 24 воинских частях и организациях Вооруженных Сил России.

Совершенствование продовольственной службы, в связи с формированием профессиональной армии, является сегодня важнейшей задачей.

Соглашение между Департаментом продовольственных ресурсов г. Москвы, Управлением Роспотребнадзора по г. Москве и федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по г. Москве" от 30.03.2005 "О взаимодействии в области снижения рисков проникновения в оптовый продовольственный комплекс города Москвы недоброкачественных пищевых продуктов"

СОГЛАШЕНИЕ
от 30 марта 2005 года
О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ В ОБЛАСТИ СНИЖЕНИЯ РИСКОВ
ПРОНИКНОВЕНИЯ В ОПТОВЫЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС
ГОРОДА МОСКВЫ НЕДОБРОКАЧЕСТВЕННЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ
Департамент продовольственных ресурсов города Москвы в лице руководителя Бабурина Александра Ивановича, действующего на основании Положения (далее - департамент), территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве в лице исполняющего обязанности руководителя Филатова Николая Николаевича, действующего на основании Положения (далее - управление), федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по городу Москве" в лице главного врача Иваненко Александра Валентиновича, действующего на основании Положения (далее - центр), Российский союз предприятий холодильной промышленности в лице президента Антонова Анатолия Алексеевича, действующего на основании устава (далее - Союзхолод) и Союз предприятий плодоовощного комплекса в лице исполнительного директора Синицына Александра Дмитриевича, действующего на основании устава (далее - Союзплодоовощ), именуемые совместно "стороны", заключили настоящее соглашение о нижеследующем.
1. Предмет соглашения
1.1. Настоящее соглашение заключено в целях координации работ и взаимодействия сторон в области снижения рисков проникновения на оптовый продовольственный рынок города недоброкачественных пищевых продуктов.
1.2. Осуществляемая в пределах компетенции сторон координация работ достигается следующими путями:
- совместное планирование и рассмотрение результатов, выработка совместных предложений по вопросам обеспечения требуемого уровня качества и безопасности;
- совместное участие в мониторинге, обмене информацией по вопросам качества и безопасности продукции, находящейся в оптовом продовольственном комплексе города.
2. Взаимодействие сторон при осуществлении мониторинга
2.1. Стороны участвуют в проведении мониторинга:
- движения ресурсов в оптовом продовольственном комплексе Москвы;
- предприятий и организаций - участников оптового продовольственного рынка;
- состояния материально-технической базы предприятий и организаций оптового продовольственного комплекса.
2.2. Департамент информирует управление, центр, Союзхолод, Союзплодоовощ о мероприятиях, проводимых по формированию и выполнению закупок по годовым программам, а также о закупках продукции в городской резерв и городской заказ, по их дислокации, обслуживанию и выпуску, об организованных поставках.
2.3. Управление совместно с центром направляет департаменту, Союзхолоду, Союзплодоовощу сведения о результатах проводимого мониторинга качества ресурсов.
2.4. Стороны сотрудничают в следующей работе:
- создание и ведение реестра складских помещений Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров;
- создание и поддержание системы добровольной сертификации хранилищ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров "Моспродоптхранение".
2.5. Департамент, Союзхолод, Союзплодоовощ принимают меры к устранению выявленных управлением нарушений при проведении контрольных и надзорных мероприятий на предприятиях, в организациях оптового продовольственного комплекса и в случае необходимости на основании предписания управления готовят предложения предприятиям оптового продовольственного комплекса о расторжении договоров аренды складских помещений с организациями, допустившими грубые нарушения.
3. Взаимодействие сторон по обмену информацией
3.1. Департамент предоставляет информацию управлению, Союзхолоду, Союзплодоовощу о движении продовольственных ресурсов, находящихся в оптовом продовольственном комплексе Москвы.
3.2. Управление и центр информируют департамент, Союзхолод и Союзплодоовощ о следующем:
- факты выявления на предприятиях оптового продовольственного комплекса пищевых продуктов и сырья, не отвечающих требованиям нормативной и технической документации, факты несоблюдения предприятиями оптового продовольственного комплекса требований санитарно-эпидемиологических нормативных документов;
- запрещение на ввоз на территорию Российской Федерации пищевых продуктов и сырья из стран дальнего и ближнего зарубежья, неблагополучных в санитарно-эпидемиологическом отношении, не прошедшей регистрацию пищевой продукции и отмена запретов на ввоз продукции.
3.3. Стороны обмениваются информацией о предприятиях и организациях оптового продовольственного комплекса Москвы, систематически нарушающих требования законодательства в области качества и безопасности пищевых продуктов в рамках договоров поставки, бюджетного кредита, аренды помещений, и направляют предприятиям и организациям списки недобросовестных участников оптового рынка в целях исключения их функционирования на других объектах оптового продовольственного комплекса до устранения отмеченных недостатков.
3.4. Стороны определяют перечень вопросов, информация по которым может быть доведена до участников и операторов оптового продовольственного рынка Москвы.
3.5. Стороны обязуются не разглашать третьим лицам информацию, полученную друг от друга в рамках реализации настоящего соглашения и признанную сторонами конфиденциальной.
4. Полномочия сторон по обеспечению взаимодействия в области
снижения рисков проникновения в оптовый продовольственный
комплекс недоброкачественной продукции
4.1. В целях снижения рисков проникновения в оптовый продовольственный комплекс недоброкачественной продукции осуществляется следующее:
- департамент включает по согласованию с Союзхолодом и Союзплодоовощем требования по качеству и безопасности в условия квалификационного отбора поставщиков, договоры бюджетного кредита (финансовая поддержка) для выполнения программы закупок основных социально значимых видов продовольствия;
- Союзхолод и Союзплодоовощ рекомендуют предприятиям оптового продовольственного комплекса Москвы, предоставляющим услуги по аренде складских помещений, включать в соответствующие договоры на аренду помещений условия и требования по качеству и безопасности продукции, производственной санитарии и контролю;
- Союзхолод и Союзплодоовощ рекомендуют предприятиям оптового продовольственного комплекса включать соответствующие требования и условия по качеству и безопасности продукции в договоры на поставку (закупку) продукции;
- департамент, Союзхолод, Союзплодоовощ, управление и центр способствуют разрешению вопросов, возникающих при оценке качества и безопасности продукции.
4.2. Стороны разрабатывают совместные мероприятия по недопущению проникновения в оптовый продовольственный комплекс Москвы недоброкачественных пищевых продуктов.
4.3. Стороны принимают участие в разработке и осуществлении технических регламентов, стандартов по вопросам качества и безопасности пищевых продуктов, хранения, переработки, использования пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные источники (в пределах своей компетенции).
4.4. Стороны участвуют в разработке городских целевых программ, генеральных соглашений, условий квалификационного отбора, проведения тендеров и конкурсов, а также проектов договоров бюджетного кредита, поставок и аренды складских помещений с целью обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, повышения ответственности и соблюдения предприятиями требований санитарно-эпидемиологического и производственного контроля.
4.5. Стороны взаимодействуют в области выполнения предприятиями и организациями оптового продовольственного комплекса требований действующих нормативных правовых актов, инструкций и иных документов, регламентирующих вопросы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
4.6. Стороны организуют совместное проведение совещаний и семинаров, а также содействуют обучению специалистов предприятий оптового продовольственного комплекса города по вопросам обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
4.7. В целях организации вышеупомянутых работ стороны могут создавать временные рабочие органы (штабы, рабочие группы, комиссии и т.д.).
4.8. По договоренности между руководителями сторон их представители могут участвовать в работе совещаний, коллегий, "круглых столов" и других мероприятиях, организуемых по вопросам обеспечения снижения рисков проникновения недоброкачественной продукции в оптово-продовольственный комплекс города.
5. Заключительные положения
5.1. Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами.
5.2. Настоящее соглашение заключено на неопределенный срок.
5.3. Настоящее соглашение может быть расторгнуто сторонами по взаимному согласию либо по требованию одной из сторон путем письменного уведомления. В этом случае настоящее соглашение считается расторгнутым через один месяц после получения сторонами письменного уведомления о его расторжении.
5.4. Любые изменения и дополнения к настоящему соглашению должны быть совершены в письменной форме и подписаны сторонами.
5.5. Настоящее соглашение составлено в пяти экземплярах (по одному для каждой стороны), имеющих одинаковую юридическую силу.
Министр Правительства Москвы,
руководитель Департамента
продовольственных ресурсов
города Москвы
А.И. Бабурин
И.о. руководителя территориального
управления Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия
человека по городу Москве
Н.Н. Филатов
Главный врач Федерального
государственного учреждения
здравоохранения
"Центр гигиены и эпидемиологии
по городу Москве"
А.В. Иваненко
Президент Российского союза
предприятий холодильной
промышленности
А.А. Антонов
Исполнительный директор
Союза предприятий
плодоовощного комплекса
А.Д. Синицын



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх