Права в сфере образования. Уважение достоинства каждого человека Право на уважение человеческого достоинства

Источник - сайт Службы поддержки участников образовательного процесса, https://usperm.ru


Учитель нарушает права

Что делать, если учитель обзывает ребёнка, прилюдно критикует и высмеивает?

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные организации утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Учитель не имеет права: применять физическую силу, оскорблять достоинство, унижать перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления обращений в администрацию школы или в комиссию по урегулированию споров с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и образовательной организации с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Разрешение конфликта с педагогом лучше начинать с личной беседы. Можно объяснить учителю, что ребенок не привык к крику и применяемые меры воздействия недопустимы.

Если беседа не помогла, можно написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным, так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся на уважение чести и достоинства, и просить привлечь педагога к дисциплинарной ответственности.

Чтобы расширить возможности участников образовательного процесса по защите своих прав, новый закон об образовании предусмотрел создание комиссий по урегулированию споров. Родитель при возникновении конфликтной ситуации может направить заявление в такую комиссию. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. Решения комиссии обязательны для всех и могут быть оспорены только в судебном порядке.

Обращение в суд, прокуратуру, полицию, Рособрнадзор может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства не были установлено неподобающее поведение педагога.

В зависимости от обстоятельств произошедшего родители могут требовать:

  • привлечения к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);
  • привлечения к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);
  • компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

Цитаты из законов:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

(п. 1 ст. 21 Конституции Российской Федерации)

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

(ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

(ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Нематериальные блага

1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Может ли завуч младших классов запрещать старшеклассникам посещение туалета, который находится на этаже начальной школы?

Педагоги и административные работники общеобразовательного учреждения не вправе нарушать права обучающихся на охрану их здоровья и ограничивать доступ на пользование туалетами в секции начальных классов школы при отсутствии иной возможности.

Образовательная организация должна обеспечивать реализацию требований по охране здоровья обучающихся, установленных законодательством.

В соответствии с СанПиН от 29.12.2010 № 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется

из расчета; 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз,

1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м на одного обучающегося.

Что делать, если учащихся обвиняют в употреблении наркотиков и заставляют пройти медицинское освидетельствование?

Принуждение к прохождению медицинского освидетельствования является нарушением прав несовершеннолетних.

Согласно п. 5. ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право отказаться от медицинского вмешательства.

Без согласия несовершеннолетнего медицинское вмешательство допускается при наличии информированного добровольного согласия родителей на основании п. 2. ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Распространение сведений об употреблении наркотиков является нарушением статьи 137 Уголовного кодекса РФ (нарушение права на неприкосновенность частной жизни), если распространенные сведения не соответствуют действительности - ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ (Клевета).

В случае принуждения к прохождению медицинского освидетельствования со стороны работников школы учащийся имеет право отказаться от медицинского вмешательства, так как проведение медицинского освидетельствования без ведома родителей, без наличия информированного добровольного согласия, выраженного в письменной форме, является нарушением требований закона.

В случае совершения принудительного медицинского осмотра следует направить жалобу в прокуратуру района, в котором расположена школа. В жалобе можно требовать проведения проверки законности действий педагогов и медицинских работников и привлечения нарушителей к ответственности, установленной законодательством в связи с нарушением части 9 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан».

Прокуратура обязана провести проверку, установить факты нарушения законодательства и информировать заявителя о результатах. Если нарушения прав имели место, прокуратура может самостоятельно обратиться в суд в их защиту.

После проведения проверки и установления фактов, если вина работников школы будет подтверждена, можно обратиться в суд и требовать возмещения причиненного морального вреда.

Родитель также может требовать проведения дисциплинарного разбирательства в отношении медицинского работника, в связи с нарушением процедуры медицинского освидетельствования, обратившись с заявлением на имя заведующей поликлиники.

Является ли факт осмотра в медицинском кабинете школы фактом медицинского освидетельствования?

36 37 38 39 ..

Республика Узбекистан - обеспечение права на уважение достоинства ребенка

Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.
Идея уважения достоинства личности проходит красной нитью через все положения Конституции Республики Узбекистан, которая провозглашает принцип равенства прав граждан страны и их равенство перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного общественного положения.
Принцип уважения достоинства ребенка является основой конституционно-правового статуса ребенка, который состоит из совокупности прав, свобод, обязанностей ребенка и гарантий их реализации. Они установлены Конституцией Республики Узбекистан, конституционными законами, законами и иными нормативно-правовыми актами.
Непосредственное отношение к обеспечению прав ребенка имеет положение Конституции Республики Узбекистан о признании нашей страной приоритета общепризнанных норм международного права. Это положение, закрепленное в Преамбуле Конституции, означает, что при определении основ правовой политики государства в отношении детей, т.е. при формировании ювенальной политики, Узбекистан исходит из тех международных стандартов прав ребенка, которые установлены в Билле о правах человека: Всеобщей Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.
При регламентации прав ребенка Узбекистан руководствуется и другими специальными международными конвенциями, а именно: Конвенцией о правах ребенка; Конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Присоединившись к этим международным документам, Республика Узбекистан взяла на себя международные обязательства по обеспечению защиты прав ребенка в соответствии с международными стандартами.
Принятый в 2008 году Республикой Узбекистан Закон «О гарантиях прав ребенка», имплементировал основные положения Конвенции ООН о правах ребенка в законодательство Узбекистана.
Согласно Закону одним из направлений государственной политики является защита чести и достоинства ребенка, содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию ребенка.
В Законе закреплены права ребенка на равноправие и защиту от дискриминации, посягательства на его честь и достоинство, незаконного вмешательства в его частную жизнь; ребенок не может быть подвергнут задержанию, аресту, заключению под стражу иначе как на основании закона.
Каждый ребенок имеет право на свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
Каждый ребенок имеет право на защиту от посягательства на его честь и достоинство, незаконного вмешательства в его частную жизнь.
Ребенок не может быть подвергнут задержанию, аресту, заключению под стражу иначе как на основании закона.
Государство обеспечивает неприкосновенность личности, жилища, тайну корреспонденции ребенка и осуществляет защиту ребенка от всех форм эксплуатации, включая физическое, психическое и сексуальное насилие, пыток или других форм жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, сексуальных домогательств, вовлечения в преступную деятельность, занятия проституцией.
Закон содержит гарантии защиты достоинства ребенка во всех сферах жизни общества, в т.ч. в области правосудия.
Каждому ребенку гарантируется судебная защита его прав, свобод и законных интересов, право обжалования в суд незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций, действий(бездействия) их должностных лиц.
Защита прав, свобод и законных интересов ребенка осуществляется родителями, лицами, заменяющими родителей, а в случаях, предусмотренных законом, - органом опеки и попечительства, прокурором, судом.
Ребенок, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным (эмансипация) до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права, в том числе право на защиту, и выполнять обязанности.
Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей и лиц, заменяющих родителей.
При нарушении прав, свобод и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) и лицами, заменяющими родителей, обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка, либо при злоупотреблении родительскими правами ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства.
Лица, которым стало известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав, свобод и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов ребенка.
Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства, имеет право на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны:
-своих родителей или лиц их заменяющих;
-органов опеки и попечительства;
-педагогических и социальных работников;
-лиц, осуществляющих деятельность, связанную с предупреждением детских правонарушений, уголовным преследованием и правосудием и исполнением наказания в отношении несовершеннолетних - работников органов внутренних дел, прокуратуры, судов, мест исполнения наказания;
-представителей органов самоуправления граждан и негосударственных некоммерческих организаций.
Чувство собственного достоинства формируется у ребенка с раннего детства в семье, уход за ребенком и его воспитание в семье, члены которой несут ответственность перед ребенком - создают необходимые условия для формирования, поощрения и развития уважительного отношения к ребенку. На физическое и психологическое состояние личности ребенка оказывают влияние не только члены его семьи, но и каждый взрослый человек, с которым ему приходится общаться. К сожалению, не все взрослые исходят из принципа - «высшие интересы ребенка должны превалировать над интересами взрослого».
Истоки почти любой дискриминации, любого презрения лежат в бессознательном, неконтролируемом, скрытом осуществлении взрослым своей власти над ребенком. Самое страшное, что общество относится к этому вполне толерантно (за исключением крайних случаев насилия). Взрослый может творить с душой ребенка все, что ему заблагорассудится, он обращается с ней как со своей собственностью; точно так же тоталитарное государство поступает со своими гражданами. Но взрослый человек не так беспомощен перед государством, как младенец перед ущемляющими его права взрослыми.
Пока взрослые не воспримут на личном уровне страдания ребенка, никто не обратит внимания на осуществление деспотической власти над ним, никто не ощутит весь трагизм ситуации. Все смягчают ее остроту, употребляя расхожее выражение: «Ну это же всего лишь дети». Через двадцать лет такие дети станут взрослыми, и тогда уже их детям (и нашим детям) придется расплачиваться за страдания этих людей. Став взрослыми, они вполне могут бороться с «царящей в мире жестокостью», работать учителями, воспитателями или психологами и одновременно мучить тех, кто рядом, ибо знание о жестоком обращении с ними сохранилось в бессознательном. Это знание, скрытое за идеализированными воспоминаниями о прекрасном детстве, будет побуждать их совершать поступки, приводящие к разрушению своей личности и насилию над другими. Вот почему крайне необходимо предотвратить «наследование» деструктивных свойств характера следующим поколением через порочный опыт общения, унижающий достоинство ребенка.
Является аксиомой, что невозможно правильное обращение с детьми в неблагополучных семьях. Не секрет, что на уровень развития личности ребенка в первую очередь оказывает влияние его семья, ее экономический, интеллектуальный и духовный уровень. Чем богаче семья в экономическом и духовном плане, тем более развито чувство собственного достоинства ребенка.

Подход к ребенку, учитывающий его достоинство, означает признание у детей интересов, связанных с их человеческим достоинством, и предоставление им в силу несамостоятельности специальных правовых гарантий для фактической и юридической защиты этих интересов. В целом, для осуществления основных прав детей необходимо, чтобы процедуры, обеспечивающие уважение достоинства, учитывали субъективный опыт ребенка.
Наиболее психотравмирующие события в жизни детей - это нападки на личностную неприкосновенность физическую (например, при наказании) и психологическую (например, при обвинении во лжи, избегании контакта взглядом).
Достоинства детей - это не только этическое, психологическое или педагогическое обязательства, но и разумная государственная политика.
Серьезное, уважительное, достойное отношение к детям приводит к улучшению их психического и физического здоровья, к облегчению их социализации, увеличению их самоконтроля, а следовательно, лояльности, доброжелательности, зрелости, активности.
Психологи, педагоги, работники правоохранительных структур могут и обязаны не только сами уважать достоинство ребенка и осуществлять свою профессиональную деятельность, поощряя развитие достоинства, но и следить за отношением общества к защите достоинства детей.
Образовательная и информационно-просветительская деятельность по вопросам прав ребенка среди контингента, занимающегося детьми – важное, но не единственное направление деятельности.
Уважение к достоинству ребенка в деятельности правоохранительных органов и судов может быть достигнута путем укрепления правовой базы этой деятельности, закрепления в законах правовых и организационных механизмов и процедур, направленных на защиту достоинства личности ребенка.
Данная работа может проводиться в двух направлениях:
-путем внесения в законы и подзаконные акты общих положений о необходимости уважении человеческого достоинства;
-путем принятия специальных правовых норм по защите достоинства ребенка.
В целях выработки в обществе единого подхода к необходимости обеспечения уважения к достоинству личности каждого человека, в т.ч. ребенка рекомендуется внести соответствующие положения в законодательные акты регламентирующие обязанности государственных служащих.

Страдание, которое переживает любое живое существо, вызывает чувство со-страдания в другом человеке , желание помочь, принести облегчение страждущему. Сострадание – это как бы отклик на зов о помощи, который составляет особого рода при-звание или моральное основание двух профессий – врачебной и ветеринарной. На протяжении веков чувство сострадания выступало основой солидарности людей перед угрозой смертельно опасных заболеваний. Системы современного здравоохранения вырастают из этого древнейшего основания. На этом же основании сейчас выстраивается экологическая этика (см. также БИОЭТИКА), предписывающая гуманное отношение ко всем живым существам.

Нельзя забывать и об ином – страдание человека и страдание животного неравнозначны. Поэтому отношения врачей и ветеринаров к страдающим существам должно быть разным. Именно это обстоятельство подчеркивает фундаментальное требование биоэтики – моральный долг врача – относиться к пациенту как личности и моральный долг пациента перед самим собой – оставаться личностью даже в условиях заболевания. Слово личность имеет много смыслов, среди которых наиболее существенны в биоэтике три аспекта:
1. уважение человеческого достоинства;
2. самостоятельность поступка;
3. право на справедливое отношение.

УВАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

В окружающем нас мире присутствует два разных по своему статусу класса существ. Во-первых, это существа подобные нам, или «люди». Во-вторых, существа как одушевленные (животные), так и неодушевленные (вещи), которые нам не подобны. К животным и неодушевленным предметам человек может относиться как средству для достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей (хотя мучить животных не допускает чувство сострадания).

В отношениях между людьми действуют древнейшие запреты (например, запрет каннибализма) и моральные заповеди (заповедь «Не убий!» и др.). Человек достоин особого отношения в сравнении с любыми другими живыми существами (не говоря уже о неживых предметах). Его достоинство неотчуждаемо. Оно не зависит от расы, национальности, уровня развития, физического или социального положения, черт характера, пороков, заслуг и пр. Если человек в силу состояния здоровья или возраста не может в полной мере отвечать своему статусу (к примеру, играть роль субъекта, способного совершать моральный выбор), то его достоинство обязаны защищать другие – опекуны (например, родители) или общество, представляемое общественными организациями и государством.

Именно этот факт применительно к ситуациям в современной биомедицине и выражает принцип уважения человеческого достоинства.

1. Каждый человек достоин сострадания. Поэтому современное общество тем более гуманно и цивилизованно, чем в большей степени оно может гарантировать достойный минимум медицинской помощи всем своим членам. Унижением человеческого достоинства является так же проведение экспериментов на людях без их согласия.

2. Людей недопустимо рассматривать как подопытных лабораторных животных. Это категорически запрещает Конституция и законы Российской Федерации и других стран.

3. Унижением человеческого достоинства в биомедицине считается усиливающаяся тенденция рассматривать тело человека (в том числе после смерти) или части тела (например, органы для пересадки другим людям) в качестве товара – вещи, которую можно продать и купить. Здесь по сути – та же форма моральной ущербности, что и в случае с проституцией. Человек не должен относиться к себе как к вещи для продажи, и не должен позволять подобного отношения со стороны других.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПОСТУПКА

В основе этого требования биоэтики лежит простое соображение – жизнь и тело пациента принадлежат ему. Никто не в праве распоряжаться ими по своему усмотрению, не получив соответствующего разрешения «хозяина». Однако больному человеку может быть трудно реализовать это естественное право и в силу недомогания, и в силу незнания природы заболевания. Не случайно традиционно врачи считали себя в праве принимать решения и действовать, игнорируя «невежественное» мнение о содержании собственного блага пациента. Тем самым врач лишал пациента возможности быть личностью, хозяином собственного тела, «автором» собственной биографии. Но это ограничение самостоятельности казалось оправдано самим фактом заболевания. В современной медицине ситуация изменилась. Заболевание перестало восприниматься просто как телесное страдание, а здоровье – просто как отсутствие такового. Болезнь – это не только нарушения в организме, но и нарушения в течении жизни заболевшего человека. Одновременно, здоровье – это не просто отсутствие «поломок» в организме, но и полноценная жизнь индивидуума. В центре оказалась проблема «образа жизни», ее качества. В решении этой проблемы врач не может играть главную роль. Он лишь советчик и помощник в нормализации нарушенных функций организма. Выздоровление как возвращение к полноценной жизни во многом зависит от самого пациента.

Пациент выступает как самостоятельная личность и «хозяин» своего тела лишь тогда, когда он к своему телесному существованию сам относится по-хозяйски. Здоровье – его важнейший «капитал», без которого невозможна реализация любой человеческой цели. Величина этого «капитала» зависит не столько от врачей, сколько от самого человека – его образа жизни, его способности противостоять «модным» в определенной среде привычкам, разрушающим здоровье (курение, употребление наркотиков , злоупотребление алкоголем). Многое зависит от способности и воли пациента сотрудничать с врачами в случае возникновения нарушений в жизнедеятельности организма, особенно при хронических заболеваниях, когда полная нормализация невозможна. Человек не может отложить свою жизнь на потом – ждать когда будут изобретены методы лечения, способные полностью исправить поломку в организме. Его моральный долг перед самим собой как самостоятельной личностью – путем сотрудничества с врачами и изменения образа жизни достичь максимально возможной для его состояния реабилитации – степени возвращения к полноценной жизни. Здесь ему могут помочь книги, информация в Интернете, содействие таких же, как он, больных людей, объединенных в многочисленных организациях взаимопомощи пациентов, страдающих разного рода хроническими заболеваниями (раком, метаболическими заболеваниями, астмой, алкоголизмом и наркоманией, психическими расстройствами, диабетом и др.).

ПРАВА ПАЦИЕНТОВ НА СПРАВЕДЛИВОЕ ОТНОШЕНИЕ

Уважать в конкретном человеке личность означает так же относиться к нему справедливо (см. также СПРАВЕДЛИВОСТЬ).Органической частью справедливого общества является справедливая система здравоохранения (система, в которой взаимные претензии граждан решаются на основе демократических норм). Отношение к пациенту как личности обеспечивается защищенными законом правами пациентов. Перечислим только основные права – на получение медицинской помощи; на выбор врача и медицинского учреждения; на получение правдивой информации о диагнозе и прогнозе заболевания, а так же доступных методах лечения; на неприкосновенность частной жизни (исключает сбор любой информации о человеке, включая медицинской, без его разрешения); на обеспечение конфиденциальности медицинской информации (врачебная тайна); на получение добровольного информированного согласия пациента для проведения любого медицинского вмешательства или включения в научное исследование в качестве подопытного субъекта.

Справедливость в здравоохранении.

Законы и другие общепринятые в конкретном сообществе нормы призваны устанавливать справедливые отношения равенства (неравенства) людей при распределении благ.

Легитимность законов и обязательств.

Законы устанавливаются людьми, и они могут быть оценены как несправедливые, т.е. как защищающие интересы одних социальных групп и нарушающие интересы других. Например, если врач не оказывает пациенту гарантируемую законом помощь, требуя дополнительного вознаграждения, то он поступает несправедливо. Однако, если законодатель декларативно гарантирует всему населению бесплатную медицинскую помощь и, одновременно, устанавливает низкую оплату за высококвалифицированный труд врача, то и его действие можно назвать несправедливым (сложное переплетение этих двух форм несправедливости образует центральный и наиболее болезненный конфликт современного российского здравоохранения). Справедливость закона обозначается как его «легитимность ».

Для оценки легитимности законов существует два моральных правила.

Требование беспристрастности

основное, которое предъявляется к человеку, рассуждающему о справедливости.

Каждый рассуждающий о справедливости закона обязан совершить моральное усилие и «встать над собой», взглянув на ситуацию не с точки зрения интересов врача либо пациента, а взглядом человека, незаинтересованного в конкретном исходе конфликта. Американский философ Джон Роулз ввел образное понятие «вуали незнания» для характеристики беспристрастной позиции человека, справедливо судящего об общезначимой норме распределения благ и тягот.

Требование равноправного участия всех заинтересованных сторон.

Второе моральное правило подходит к оценке общезначимой нормы на легитимность с прямо противоположной точки зрения. Учитывая моральное несовершенство людей, для которых чрезвычайно трудно быть беспристрастными, оно требует адекватного представительства всех заинтересованных сторон в законотворческой процедуре. Иными словами, установленная общезначимая норма (например, закон) легитимны, если в ее создании и принятии на основе демократической процедуры принимали равноправное участие все заинтересованные стороны, втянутые в тот или иной социальный конфликт.

Верность партнеров принятым на себя обязательствам.

Однако законы регулируют отношения между людьми в самом общем виде. Основная масса реальных отношений оформляются договорами сторон, данными друг другу гарантиями и обещаниями. Поэтому понятие справедливости включает верность партнеров принятым на себя обязательствам. Легитимность этих обязательств определяется степенью, в которой стороны принимают их добровольно. Например, если пациент подписывает договор на участие в клиническом испытание нового зарубежного лекарственного средства только потому, что лечение в этом случае будет бесплатным (иначе ему придется самому покупать лекарства), то подобный договор несправедлив (нелегитимен).

Важнейший аспект оценки любого поступка в качестве справедливого или несправедливого связан с его соответствием закону, т.е. с его «легальностью».

Таким образом, легальность, легитимность и верность принятым обязательствам образует формальные условия оценки действий человека как справедливых или несправедливых . Они же помогают определить уместность и соразмерность применения нередко вступающих в конфликт друг с другом требований – равенства, учета индивидуальных потребностей или индивидуальных заслуг при распределении дефицитных ресурсов здравоохранения и возможных тягот.

Павел Тищенко

В Российской Федерации признается и защищается право на достоинство. Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности.

В Российской Федерации признается и защищается право на достоинство. Охрана достоинства личности гражданина является одним из проявлений государственного обеспечения личной неприкосновенности. В понятие права человека на достоинство составной частью входит право на честь и доброе имя. В соответствии со ст. 23 (ч. 1) Конституции РФ каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени.

Право на достоинство тесно связано с правом на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, но в то же время имеет самостоятельное содержание.

Достоинство — признание за человеком его ценности со стороны общества, уважительное отношение человека к самому себе. Достоинство следует отличать от чести. Честь — это внешнее выражение достоинства, высокий авторитет, который завоевывается заслугами человека, его поступками, в то время как достоинство подразумевает уважительное отношение к человеку как к личности независимо от его достижений и заслуг, признание его высшей ценностью. Таким образом, если имеется в виду оценка этих качеств со стороны окружающих - речь идет о чести, а если самооценка - о достоинстве личности.

Правом на достоинство обладают все члены общества независимо от их социальной ценности. Каждый человек имеет право на уважение окружающих. Никакие обстоятельства не могут служить основанием для умаления достоинства личности.

Право на достоинство означает, что люди должны быть свободны в своих стремлениях и выборе образа жизни. Признание этого права предполагает отказ от любых форм рабства и принуждения.

Реальная правовая защита достоинства граждан осуществляется прежде всего нормами уголовного и гражданского права.

Например, глава 17 Уголовного кодекса РФ «Преступления против свободы, чести и достоинства личности» наряду с другими статьями включает такие виды преступных посягательств на достоинств личности, как клевета (ст. 129 УК РФ) и оскорбление (ст. 130 УК РФ).

Согласно ст. 152 ГК РФ, гражданин вправе требовать по суду опровержения получивших распространение порочащих его честь и достоинство и деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.

В случаях совершения каких-либо действий, оскорбляющих достоинство человека, он вправе требовать по суду денежной компенсации нанесенного морального вреда (ст. 151, 1100 ГК РФ). Если же моральный вред (физические или нравственные страдания) был причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию человека, он вправе требовать опровержения этих сведений адекватным способом - выдачей новых документов, опубликованием опровержения или ответа в соответствующих СМИ, вынесением судебного решения (ст. 152 ГК РФ). Если соответствующие сведения распространены в СМИ, они должны быть опровергнуты в тех же СМИ.

Хотелось бы заметить, что при судебном рассмотрении дела, заявитель не обязан доказывать несоответствие действительности распространенных сведений; доказывание невиновности, т.е. того факта, что сведения соответствуют действительности, возлагается на распространителя этих сведений.

Далее. В ряде уголовно-процессуальных норм законодатель запрещает следователю, судье проведение всякого рода процессуальных действий, способных причинить ущерб достоинству человеческой личности. Так, например, при производстве выемки и обыска следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при этом обстоятельства интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или других лиц (ст. 170 УПК). Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола (ст. 172 УПК). При освидетельствовании не допускаются действия, унижающие достоинство или опасные для здоровья освидетельствуемого лица (ст. 181 УПК). Производство следственного эксперимента допускается при условии, что при этом не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих и не создается опасность для их здоровья (ст. 183 УПК).

Кроме всего выше перечисленного, особые меры установлены законодательством и для защиты чести и достоинства лиц, осуществляющих важные публичные функции, в том числе судьи, следователя, прокурора, судебного пристава, военнослужащего, представителя власти. Например, в соответствии с ч.2 ст. 297 УК РФ, Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

В соответствии со ст. 298, клевета в отношении с удьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 1 ст. 298 УК РФ). То же деяние, совершенное в отношении прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя в связи с производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (часть 2 ст. 298 УК РФ).

Деяния, предусмотренные ч.1 и ч.2 ст 298 УК РФ, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, - наказываются лишением свободы на срок до четырех лет.

Специальные правовые нормы, обеспечивающие достоинство человека, закреплены и в законодательстве о здравоохранении. Например, при обращении за медицинской помощью и при ее получении пациент, согласно ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, имеет право на: уважительное и внимательное отношение; облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, благодаря чему, даже находясь в тяжелом состоянии, он может сохранять достоинство. Также «Уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства», должно обеспечиваться всем лицам, страдающим психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи (ч. 2 ст. 5 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).

Конституция запрещает применение пытки, насилия или другого жестокого или унижающего достоинство человека обращения и наказания, которые рассматриваются как оскорбление человеческого достоинства и осуждаются как нарушение прав человека и основных свобод

Под пыткой понимается любое действие, посредством которого человеку намеренно причиняются сильная боль или страдание, физическое или психическое, официальным лицом или по его подстрекательству с целью получения от этого человека или от третьего лица информации или признаний, наказания его за действия, которые он совершил или в совершении которых подозревается. В это понятие не включаются боль и страдание, возникающие только из-за законного лишения свободы, ввиду состояния, присущего этому ограничению прав.

Все действия, связанные с нарушением запрета на применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения при определенных условиях влекут уголовную ответственность в соответствии со ст. 285 (Злоупотребление должностными полномочиями), 286 (Превышение должностных полномочий), 301 (Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей), 302 (Принуждение к даче показаний) УК РФ. Ущерб чести и достоинству человека наносит также его необоснованное и несправедливое осуждение.

Как посягательство на достоинство личности рассматривает Конституция медицинские, научные или иные опыты, производимые без добровольного согласия лица.

Основами законодательства об охране здоровья граждан не допускаются испытания новых методов диагностики, профилактики и лечения, а также лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест (ст. 29 Основ).

В заключение хотелось бы заметить, что самым эффективным средством защиты достоинства человека является суд, так как только он своим решением может обязать орган государства, физическое или юридическое лицо, виновное в нарушении достоинства человека, в том числе средство массовой информации, публично извиниться, поместить опровержение, выплатить денежную компенсацию в возмещение морального вреда или совершить иные действия для восстановления нарушенного права на достоинство.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх