Распорядители бюджетных кредитов. Распорядитель бюджетных ассигнований (кредитов), главный. III Учет бюджетных кредитов и прочих форм государственной помощи

Важнейшим шагом в исполнении бюджета является открытие бюджетных кредитов. Оно предопределяет направление и обусловливает эффективность всей последующей работы, связанной с бюджетным финансированием мероприятий, предусмотренных планом социально-экономического развития Украины по подъему экономики народного хозяйства, инвестированию наиболее приоритетных отраслей, обеспечению социальной защиты, улучше­нию социально-культурного обслуживания населения, повышению качества воспроизводства рабочей силы, развитию рынка труда, укреплению обороноспособности страны и осуществлению других функций, возлагаемых на государство.

Планом социально-экономического развития и бюджетом как основным финансовым планом предусматриваются конкретные за­дания по хозяйственному строительству, размещению капитальных вложений, структурной перестройке экономики, содержанию орга­нов управления и др., каждый из которых имеет самостоятельное значение. Все направления и виды расходования бюджета обеспечиваются необходимыми источниками финансирования, которыми могут быть собственные сродства субъектов хозяйствования, кредиты банков, государственные или частные инвестиции, бюджет­ные ассигнования. Определение конкретных источников финанси­рования (собственные, заемные или бюджетные) должно произво­диться в процессе бюджетного планирования.

Важной особенностью бюджетного процесса является то, что бюджетное планирование всегда бывает конкретным и адресным и имеет в своей основе конкретных исполнителей (юридических лиц). Поэтому расходная часть бюджета представляет собой свод бюджетных назначений конкретным министерствам, ведомствам, управлениям (отделам) исполнительных комитетов местных органов власти. Эти назначения носят название бюджетных кредитов

Иными словами, бюджетный кредит – это средства, предоставляемые министерствам, ведомствам, объединениям, отделам исполкомов местных Советов, предприятиям и учреждениям в текущем году из бюджета на цели, предусмотренные финансовым планом или сметой. Он имеет строго целевое назначение и предоставляется в зависимости от наличия средств на текущем счете соответствующего бюджета, с учетом действительных потребностей в бюджетных ассигнованиях и освоения ранее отпущенных средств. Открытие бюджетных кредитов финансовыми органами происходит путем перечисления бюджетных ассигнований, принятых на год, на счета главных и нижестоящих распорядителей кредитов.

Главные распорядители кредитов

– руководители министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов местных Советов, распределяющие бюджетные ассигнования между нижестоящими распорядителями кредитов. Нижестоящие распорядители кредитов

– руководители подчиненных органов и подведомственных предприятий, организаций и учреждений.

Главные и нижестоящие распорядители кредитов наделены разными правами в области использования кредитов. Главные распорядители кредитов имеют право расходовать бюджетные средства на содержание возглавляемого ими учреждения, на централизованные мероприятия, осуществляемые непосредственно этим учреждением, а также распределять предоставленные им бюджетные ассигнования между нижестоящими распорядителями кредитов.

Нижестоящие распорядители кредитов могут использовать выделенные им кредиты для нужд собственных (подчиненных им) учреждений и перераспределять кредиты между руководимыми ими учреждениями. Руководители отдельных предприятий, объединений и организаций получают бюджетные кредиты только для непосредственного использования.

Открытие кредитов представляет собой документальное оформление фактического права главных распорядителей кредитов расходовать с бюджетных счетов в учреждениях банков средства, выделенные по соответствующим бюджетам. Бескредитные расходы могут производиться в особых случаях, специально оговоренных действующим законодательством Украины.

Каждый бюджетный кредит имеет строго целевое назначение.

Кредиты предоставляются распорядителям кредитов не автоматически под годовой план, а в соответствии с квартальными распределениями, по мере выполнения производственных планов, заданий и при соблюдении заранее оговоренных условий. Обязательным условием открытия кредита является наличие утвержденных финансовых планов для хозяйствующих субъектов и смет затрат для бюджетных учреждений.

Распорядители бюджетных кредитов - это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распо­ряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета. К

ним относятся первые руководители (и некоторые их заместители) бюджетных учреждений, государственных и муниципальных пред­приятий, руководители других организаций 21 .

Распорядители бюджетных кредитов подразделяются наглав­ных и нижестоящих распорядителœей кредитов.

К главным распорядителям бюджетных кредитов относятся:

по федеральному бюджету - министры и руководители ве­домств Российской Федерации; по бюджетом субъектов РФ - министры и руководители ведомств республик в составе РФ, руководители отраслевых отделов и управлений других субъек­тов РФ; по местным бюджетом - руководители отраслевых отделов и управлений при местной администрации, а по сель­ским и посœелковым бюджетам - главы администраций соответ­ствующей территории.

Главные распорядители бюджетных кредитов имеют право:

использовать открытые в их распоряжение бюджетные кредиты на содержание аппарата управления соответствующего минис­терства, ведомства, управления и т.п., на проведение централи­зованных мероприятий; распределять открытые кредиты меж­ду подведомственными учреждениями; переводить кредиты со своих счетов на счета нижестоящих распорядителœей бюджет­ных кредитов; другие права в рамках своих полномочий.

Нижестоящие распорядители подразделяются на две груп­пы. В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителœей кредитов на расходы возглавляемогоими учреждения (организации) и для распределœения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организа­циями. К ним относятся руководители отделов и управлений министерств и ведомств РФ и республик в составе РФ, руково­дители иных промежуточных звеньев и организаций, к примеру трестов.

Вторую группу нижестоящих распорядителœей бюджетных кредитов составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих самостоятельные сметы ^полу­чающих бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителœей кредитов (распорядителœей кредитов первой группы, нижестоя­щих распорядителœей кредитов) для их использования на нужды данного учреждения (организации). К ним относятся, к примеру, ректор вуза, главный врач больницы и т.п.

Распорядители бюджетных кредитов всœех уровней должны использовать выделœенные им бюджетные средства строго по целœевому назначению и в пределах утвержденных смет. За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств распорядители бюджетных кредитов несут ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной системы предполагает их взаимную ответственность в процессе исполнения. Так, согласно бюджетному законода­тельству РФ, если в ходе исполнения бюджета вышестоящим органом власти в пределах компетенции принимается решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджетов нижестоящего территориального уровня, то недоста­ющие в связи с этим для сбалансирования минимального бюд­жета средства компенсируются этим вышестоящим органом власти за счет средств соответствующего бюджета.

В случае же принятия органом власти решения с нарушением своей компетенции, которым причиняется материальный ущерб бюджету вышестоящего или нижестоящего территориального уровня, то данный ущерб должен быть возмещен органом власти, принявшим такое решение, за-счет подведомственного бюджета. Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов и составлением отчетов об их исполнении.

Заключение бюджета выражается в закрытии счетов, по которым осуществляется исполнение доходной и расходной час­тей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 де­кабря, после которого никакие выплаты из заключенного бюд­жета не производятся, равно как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета. Исключением являются опера­ции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюдже­та͵ на завершение которых законодательством предусмотрен дополнительный льготный период, равный одному месяцу 22 .

Имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств; осуществляющий контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен Правительством РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе, государственных гарантий, бюджетных инвестиций .

Распорядитель бюджетных средств может быть уполномочен органом местного самоуправления представлять сторону муниципального образования в договорах о предоставлении средств местного бюджета на возвратной основе, муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций.

Распорядитель кредитов – официальное должностное лицо, которому предоставлено право распоряжаться всеми активами, материальными и денежными ресурсами в пределах смет или наличных средств. Распорядителями кредитов являются первые руководители (и некоторые их заместители) бюджетных и хозяйственных организаций, государственных, муниципальных и коммерческих предприятий , ассоциаций.

Полномочия распорядителя бюджетных средств:

  • составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств и направляет их в орган, исполняющий бюджет;
  • определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
  • утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений.

На основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода бюджетное учреждение составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств, а также должностные лица распорядителя бюджетных средств отвечают:

  • за целевое использование выделенных в их распоряжение бюджетных средств;
  • достоверность и своевременное представление установленной отчетности и другой информации, связанной с исполнением бюджета;
  • своевременное составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств;
  • своевременное представление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям и распорядителям бюджетных средств в орган, исполняющий бюджет;
  • утверждение смет доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
  • соответствие бюджетной росписи показателям, утвержденным

– это руководитель или отдельный орган, который уполномочен решать, куда направить полученные из бюджета средства, в каком объеме и в какие сроки.

Полномочия главного распорядителя кредитов

Основное право распорядителей кредитов – направлять бюджетные средства, менять статьи расходов. Также они имеют право уменьшать или увеличивать финансирование подотчетных организаций и филиалов, обычно в пределах 10-15%.

Задача главного распорядителя кредитов – установить пределы годовых расходов для различных направлений деятельности. Единственная статья финансирования, с которой они не имеют дело – это расходы на оплату труда сотрудникам и расходы на управление компанией.

Главный распорядитель кредитов может перераспределять средства, отказывать в некоторых выплатах и заводить новые статьи расходов. Однако, все перераспределенные средства должны укладываться в смету расходов, которая составляется совместно с управлением и бухгалтерской службой.

Иерархия распорядителей кредитов

  • Главного распорядителя кредитов называют распорядителем первой степени. Он переводит финансирование всем подведомственным организациям, работает напрямую с банками и составляет и принимает бюджетные поручения.
  • Распорядитель второй степени – это руководитель или отдельный орган, который получает финансирование от распорядителя первой степени. Он, в свою очередь, может израсходовать выделенные средства или направить их дальше – в филиалы и подразделения компании.
  • Распорядитель третьей степени – это начальники управлений, департаментов или руководители дочерних организаций. Даже если у организаций есть свой баланс, все равно руководитель не может считаться главным распорядителем. На этом этапе все выделенные средства расходуются согласно целям работы компании и составленной смете.

Каждый из распорядителей имеет право менять статьи финансирования и направлять средства на наиболее значимые проекты.

Система расчета

Главный распорядитель ведет расчеты с предприятиями, поставляющими продукцию или услуги. Обычно расчет производится по факту поставки. Также главный распорядитель распределяет бюджетные средства в подотчетные организации. Все средства, полученные в счет бюджета, содержатся на специальных банковских счетах, не подлежат снятию и могут быть распределены по другим счетам связанных организаций. Распространена практика, когда главный распорядитель кредитов отвечает за налоговые отчисления, удержание налогов из оплаты труда, а также контроль над превышением статей расходов.

Основные задачи главного распорядителя кредитов:

Учет счетов распорядителей кредитов

Главные распорядители работают с Книгой учета ассигнований. Все бюджетные средства заносятся в документ, по которому можно отследить . Также на каждого распорядителя кредитов открыт счет в банке, который предназначен исключительно для переводов между счетами.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

ним относятся первые руководители (и некоторые их заместители) бюджетных учреждений, государственных и муниципальных пред­приятий, руководители других организаций 21 .

Распорядители бюджетных кредитов подразделяются наглав­ных и нижестоящих распорядителей кредитов.

К главным распорядителям бюджетных кредитов относятся:

по федеральному бюджету - министры и руководители ве­домств Российской Федерации; по бюджетом субъектов РФ - министры и руководители ведомств республик в составе РФ, руководители отраслевых отделов и управлений других субъек­тов РФ; по местным бюджетом - руководители отраслевых отделов и управлений при местной администрации, а по сель­ским и поселковым бюджетам - главы администраций соответ­ствующей территории.

Главные распорядители бюджетных кредитов имеют право:

использовать открытые в их распоряжение бюджетные кредиты на содержание аппарата управления соответствующего минис­терства, ведомства, управления и т.п., на проведение централи­зованных мероприятий; распределять открытые кредиты меж­ду подведомственными учреждениями; переводить кредиты со своих счетов на счета нижестоящих распорядителей бюджет­ных кредитов; другие права в рамках своих полномочий.

Нижестоящие распорядители подразделяются на две груп­пы. В первую группу входят руководители учреждений и организаций, получающие бюджетные кредиты от главных распорядителей кредитов на расходы возглавляемогоими учреждения (организации) и для распределения таких кредитов между подведомственными учреждениями и иными организа­циями. К ним относятся руководители отделов и управлений министерств и ведомств РФ и республик в составе РФ, руково­дители иных промежуточных звеньев и организаций, например трестов.

Вторую группу нижестоящих распорядителей бюджетных кредитов составляют руководители конкретных учреждений, иных организаций, имеющих самостоятельные сметы ^полу­чающих бюджетные кредиты от вышестоящих распорядителей кредитов (распорядителей кредитов первой группы, нижестоя­щих распорядителей кредитов) для их использования на нужды данного учреждения (организации). К ним относятся, например, ректор вуза, главный врач больницы и т.п.

Распорядители бюджетных кредитов всех уровней должны использовать выделенные им бюджетные средства строго по целевому назначению и в пределах утвержденных смет. За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств распорядители бюджетных кредитов несут ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Функционирование бюджетов как самостоятельных звеньев бюджетной системы предполагает их взаимную ответственность в процессе исполнения. Так, согласно бюджетному законода­тельству РФ, если в ходе исполнения бюджета вышестоящим органом власти в пределах компетенции принимается решение, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджетов нижестоящего территориального уровня, то недоста­ющие в связи с этим для сбалансирования минимального бюд­жета средства компенсируются этим вышестоящим органом власти за счет средств соответствующего бюджета.



В случае же принятия органом власти решения с нарушением своей компетенции, которым причиняется материальный ущерб бюджету вышестоящего или нижестоящего территориального уровня, то этот ущерб должен быть возмещен органом власти, принявшим такое решение, за-счет подведомственного бюджета. Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов и составлением отчетов об их исполнении.

Заключение бюджета выражается в закрытии счетов, по которым осуществляется исполнение доходной и расходной час­тей данного бюджета. Заключение бюджета происходит 31 де­кабря, после которого никакие выплаты из заключенного бюд­жета не производятся, равно как и не производятся зачисления бюджетных доходов на его счета. Исключением являются опера­ции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюдже­та, на завершение которых законодательством предусмотрен дополнительный льготный период, равный одному месяцу 22 .



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх