Сообщить о конфликте интересов. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе. Типы заинтересованности и методы борьбы с конфликтами интересов

Настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

3. В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Предпосылки конфликта интересов могут быть разными, но понимание сущности противостояния осуществляется на психологическом уровне. Разногласия должны быть улажены усилиями сторон, при возможном посредничестве опытного специалиста.

Конфликт интересов – это противодействие сторон ради достижения определенной цели. Сфера развития спорных ситуаций, когда сталкиваются устремления противоборствующих субъектов, различна и отличается объектом, предметом, содержанием отношений.

Психология развивает теорию конфликтов по нескольким перспективным направлениям, включая:

  • деловую установку субъектов;
  • социально-бытовую;
  • личностную.

Конфликт, предполагая противодействие, не ограничивается открытой коллизией интересов. Развитию спорной ситуации предшествуют мотивы, которые часто не зависят от поступков сторон.

Конфликтная ситуация может складываться при ограниченности ресурсов для достижения цели. Недостаток средств для удовлетворения личных и коллективных потребностей вступает в противоречие с избытком интересов. Они могут быть у конфликтных сторон совершенно одинаковыми.

Например, на руководящую позицию претендуют два менеджера, но должность одна, а кандидатов двое. Получается, что один из претендентов на повышение должен либо ретироваться, либо идти до конца и добиваться повышения по карьерной лестнице всеми доступными способами.

Человек внутренне осознает потребность в самореализации. Одновременно на психологическом уровне у конфликтующей стороны формируется понимание:

  1. Что она не одна преследует аналогичную цель.
  2. Есть и другие лица, которые также готовы бороться за свои интересы.
  3. Психологический дискомфорт и развитие конфликта во времени становится причиной стрессовой ситуации, к которой приходится адаптироваться, мобилизуя свои внутренние силы.

Понятие «конфликта интересов» в психологии тесно связано с необходимостью поиска «золотой середины». Спорная ситуация отнимает достаточно много моральных и физических сил. Стороны должны думать о текущих жизненных обстоятельствах, т.е. люди решают и другие проблемы, которые могут находиться за рамками самого конфликта.

В идеале конфликт должен завершаться позитивными действиями, финальная цель которых – поиск оптимального выхода для разрешения противоречий.

Психологическая теория распространяет свое влияние на все сферы жизни общества. Личность, общество, государство, будучи субъектами социально-правовых отношений, не только сосуществуют друг с другом, но и находятся в иерархической соподчиненности.

Русско-польский исследователь Л.И. Петражицкий разрабатывал категории «приемлемое – отвергающее». Психологическую «природу» конфликта ученый искал в рефлексивных побуждениях человека – в тяге к безопасному и прекрасному (внешней красоте, вкусной пище, уютному, теплому дому и др.).

В обратном случае, когда человек сталкивается с безобразным предметом или опасным явлением, возникает рефлексивное стремление избежать этого объекта или ситуации. На подсознательном уровне личности свойственно стремление к прекрасному и эгоизм. При столкновении зоны интересов они движут поступками людей. Возникает спорная ситуация, для разрешения которой требуются усилия самих противоборствующих сторон или помощь компетентного посредника.

Формы

В психологии выделяют несколько форм конфликта. Общепринятая классификация содержит следующие критерии:

  • сфера развития;
  • субъекты (межличностные или противодействие социальных групп и целых государств);
  • способы решения.

Важно учитывать такие аспекты как виды посредничества, средства и способы профилактики. На форму конфликта влияет также особенности географического региона и социального пространства, на фоне которого развивается спорная ситуация.

Таким образом, конфликт интересов может быть:

  • межличностный, экономический, политический, военный и др.;
  • семейный, социальный, международный, не требующий применения специальных процедур урегулирования (вмешательства психологов и др. специалистов или требующих таковых);

Субъективная сторона конфликта развивается на фоне активных, направленных друг против друга, действий. Мотивом таких поступков может стать опасение за свое настоящее и будущее.

Внешнее проявление страха выражается не только в желании избежать опасности, но и в позерстве и даже агрессии.

Порядок урегулирования и предотвращения

Участниками противоречий, в каких бы формах они ни протекали, являются люди, со своими морально-волевыми установками. Проблема урегулирования конфликтов должна рассматриваться с позиции их профилактики.

На психологическом уровне предотвратить разногласия можно с использованием методов:


Способ урегулирования конфликтов может предполагать:

  • конкуренцию – одна сторона старается добиться реализации своих интересов в ущерб сопернику;
  • приспособление – т.е. когда сторона конфликта готова пожертвовать своими интересами ради благополучия оппонента;
  • компромисс – если обе стороны идут на взаимовыгодные уступки;
  • избегание сторон от участия в конфликте;
  • кооперацию , основанную на сотрудничестве ради достижения общих целей;

Подобные способы были разработаны на основе теории поведения, предложенной американским психологом и философом К. Томасом. Для выхода из конфликтной ситуации полезно использовать один или несколько способов.

Так противоречия между подростком и родителями лучше уладить при помощи компромисса или кооперации. В пример можно привести случай, когда родители недовольны тем, что подросток длительное время проводит за компьютером, вместо того, чтобы общаться со сверстниками в реальности.

Конфликтная ситуация в этом случае «возбуждена» несколькими прямо противоположными психологическими установками:

  • родители опасаются за физическое и психологическое здоровье своего ребенка;
  • он этого не понимает и считает, что виртуальный мир намного привлекательней, чем жизнь в реальности – когда проблемы не могут быть решены одним нажатием клавиши.

Установка на «конкурентный» способ решения конфликта будет здесь малоэффективной, так как лишение возможности пользоваться компьютером (например, отключить роутер для приема сигнала Wi-Fi или заблокировать доступ к ПК паролем) будет неэффективным, и может существенно расшатать психику подростка.

Тогда лучше убедить тинэйджера, что мир не ограничен компьютером, и есть много способов как организовать свой досуг – выехать с семьей на природу, сходить в кино, организовать прогулку на велосипедах и др.

Необходимо просто внушить подростку привычку к более полезным и интересным занятиям. Это может быть:

  • автомобили, командные игры;
  • рыбалка;
  • профессиональный спорт и др.

Таким образом, урегулирование конфликта должно осуществляться с использованием полезных практических действий. Разрядить обстановку поможет чувство юмора, жизнелюбие и умение общаться. Предупреждение спорных ситуаций должно строиться по аналогичной стратегии.

В разрешении противоречий лучше использовать отвлекающую составляющую: то, что понравится обеим сторонам и выведет их отношения на новый, позитивный уровень. В сложных ситуациях целесообразно воспользоваться помощью психолога.

Если конфликт на межличностном уровне содержит материальные или бытовые разногласия, то можно прибегнуть к помощи медиатора – профессионального посредника, способного уладить споры переговорным путем, с использованием безопасных методов манипуляции интересами сторон ради их собственного блага.

Видео: Про конфликт интересов

1. Типовые ситуации конфликта интересов

1. Конфликт интересов, связанный с выполнением отдельных функций государственного управления, в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах

1.1. Описание ситуации

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

Непосредственному руководителю рекомендуется отстранить служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах. Например, рекомендуется временно вывести служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности является его родственник.

Комментарий

Осуществление служащим функций государственного управления или участие в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

Служащий является членом конкурсной комиссии государственного органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом государственном органе является родственник служащего;

Служащий является членом аттестационной комиссии (комиссии по урегулированию конфликта интересов, комиссии по проведению служебной проверки), которая принимает решение (проводит проверку) в отношении родственника служащего.

При этом необходимо отметить, что далеко не любое выполнение функций государственного управления в отношении родственников влечет конфликт интересов. В частности, если служащий предоставляет государственные услуги, получение которых одним заявителем не влечет отказа в предоставлении услуги другим заявителям, и при этом не обладает дискреционными полномочиями, позволяющими оказывать кому-либо предпочтение, вероятность возникновения конфликта интересов при предоставлении таких услуг родственникам в большинстве случаев является незначительной.

2. Конфликт интересов, связанный с выполнением оплачиваемой

2.1. Описание ситуации

Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему рекомендуется отказаться от предложений о выполнении оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой работы в организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации служащий уже выполнял или выполняет в ней оплачиваемую преподавательскую, научную и иную творческую работу, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется отказаться от выполнения такой оплачиваемой работы в данной организации. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники служащего выполняют в ней оплачиваемую работу, следует также уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.

В случае, если служащий самостоятельно не предпринял мер по урегулированию конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, в которой служащий или его родственники выполняют оплачиваемую работу.

Комментарий

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 3 федеральный государственный гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя и непосредственного руководителя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

В отношении сотрудников органов внутренних дел установлен более жесткий запрет, так в соответствии с требованиями части 4 статьи 34 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты» 4 сотрудник органов внутренних дел вправе заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью с предварительным уведомлением непосредственного руководителя (начальника) о выполнении оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой работы, если это не повлечет за собой конфликт интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Ситуация, при которой служащий получает или собирается получить материальную выгоду от организации, на деятельность которой он может повлиять своими действиями и решениями, является типичным примером конфликта интересов. В данном случае личная заинтересованность служащего может негативно влиять на исполнение им должностных обязанностей и может порождать сомнения в его беспристрастности и объективности.

Действующее законодательство не устанавливает прямых ограничений на трудоустройство родственников служащего. Тем не менее ситуация, когда родственники служащего владеют проверяемой им организацией, работают в ней или устраиваются в нее на работу, по сути схожа с ситуацией, рассмотренной в пункте 1.1 данных методических рекомендаций.

2.2. Описание ситуации

Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении руководителю предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы служащему следует полно и подробно изложить, в какой степени выполнение им этой работы связано с его должностными обязанностями. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в организации. В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги, родственники служащего уже выполняли оплачиваемую работу в организации оказывающей платные услуги, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется подробно рассмотреть обстоятельства выполнения служащим иной оплачиваемой работы. Особое внимание следует уделять фактам, указывающим на возможное использование служащим своих полномочий для получения дополнительного дохода, например:

Услуги, предоставляемые организацией, оказывающей платные услуги, связаны с должностными обязанностями служащего;

Служащий непосредственно участвует в предоставлении услуг организации, получающей платные услуги;

Организация, оказывающая платные услуги, регулярно предоставляет услуги организациям, в отношении которых служащий осуществляет отдельные функции государственного управления и т.д. При обнаружении подобных фактов рекомендуется принять решение, что выполнение иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов и отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, получающей платные услуги.

Комментарий

При регулировании подобных ситуаций особого внимания заслуживают случаи, когда организация, оказывающая платные услуги, предоставляет организации, получающей платные услуги, напрямую связанные с должностными обязанностями служащего, например, консультирует по порядку проведения проверок, проводит работы, необходимые для устранения нарушений, готовит необходимые документы для представления их в государственные органы и т.д. В этом случае служащий не только осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении организации, которая приносит или принесла ему (его родственникам) материальную выгоду, но и, по сути, оценивает результаты собственной работы.

2.3. Описание ситуации

Служащий в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий обнаруживает нарушения законодательства. Рекомендует организации для устранения нарушений воспользоваться услугами конкретной компании, владельцами, руководителями или сотрудниками которой являются родственники служащего или иные связанные с ним лица.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему рекомендуется при выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушений законодательства не давать никаких советов относительно того, какие организации могут быть привлечены для устранения этих нарушений.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична ситуации, рассмотренной в пункте 2.2. При этом «советы», предоставляемые сотрудникам проверяемых организаций, могут быть по-разному оформлены: они могут предоставляться в устной форме, в форме писем, перечни рекомендуемых организаций могут размещаться на сайте соответствующего государственного органа и т.д. В любом случае, если служащий не просто информирует проверяемую организацию обо всех компаниях, предоставляющих в данном регионе услуги, необходимые для устранения выявленных нарушений, а выделяет какие-то конкретные организации, подобное поведение представляется недопустимым с точки зрения служебной этики. Несмотря на то, что рекомендации служащего могут быть обусловлены не корыстными соображениями, а стремлением обеспечить качественное устранение нарушений, подобные советы обеспечивают возможность получения доходов для членов семьи служащего или иных связанных с ним лиц и, следовательно, приводят к возникновению личной заинтересованности.

2.4. Описание ситуации

Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, выполняют оплачиваемую работу в организации, которая является материнской, дочерней или иным образом аффилированной с иной организацией, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

При направлении непосредственному руководителю предварительного уведомления о выполнении иной оплачиваемой работы служащему следует полно изложить, каким образом организация, в которой он собирается выполнять иную оплачиваемую работу, связана с организациями, в отношении которых он осуществляет отдельные функции государственного управления. При этом рекомендуется отказаться от выполнения иной оплачиваемой работы в материнских, дочерних и иным образом аффилированных организациях.

В случае, если на момент начала выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации родственники служащего уже выполняли оплачиваемую работу в аффилированной организации, следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, являющейся материнской, дочерней или иным образом аффилированной с той организацией, в которой служащий выполняет иную оплачиваемую работу.

2.5. Описание ситуации

Служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является государственный орган, в котором он замещает должность.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется указать служащему, что выполнение подобной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае, если служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении служащего от замещаемой должности.

2.6. Описание ситуации

Служащий участвует в принятии решения о закупке государственным органом изобретения, авторскими правами на которое обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме. При этом рекомендуется по возможности отказаться от участия в соответствующем конкурсе. Представителю нанимателя рекомендуется вывести служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в котором у служащего есть личная заинтересованность.

2.7. Описание ситуации

Служащий выполняет оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

Меры предотвращения и урегулирования

В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ федеральному государственному гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором или российским законодательством.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона № 342-ФЗ работа сотрудников органов внутренних дел по совместительству не допускается, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником органов внутренних дел обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Об осуществлении такой деятельности сотрудник органов внутренних дел обязан уведомить непосредственного руководителя (начальника).

Таким образом, сотруднику органов внутренних дел вообще запрещается заниматься оплачиваемой преподавательской, научной и иной творческой деятельностью в случаях:

Финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

Либо без письменного разрешения представителя нанимателя в случаях частичного финансирования за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Исключение составляют лишь те случаи, когда существуют иные нормы, предусмотренные международным договором или российским законодательством.

В любом случае представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение служащими иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

3. Конфликт интересов, связанный с владением имуществом, ценными бумагами, банковскими вкладами

3.1. Описание ситуации

Служащий и/или его родственники владеют ценными бумагами организации, в отношении которой служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

В случае, если служащий владеет ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, следует продать указанные ценные бумаги или передать их в доверительное управление и уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.

В случае, если родственники служащего владеют ценными бумагами организации, в отношении которой он осуществляет отдельные функции государственного управления, служащий должен уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности. При этом родственникам служащего рекомендуется продать указанные ценные бумаги или передать их в доверительное управление.

Представителю нанимателя рекомендуется до принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, ценными бумагами которой владеют служащий или его родственники.

Комментарий

Данная ситуация в целом аналогична рассмотренным ранее примерам с выполнением иной оплачиваемой работы. При этом необходимо учитывать, что владение служащим ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, и он обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для родственников служащего ограничений на владение ценными бумагами не установлено. Тем не менее важно понимать, что наличие в собственности у родственников служащего ценных бумаг организации, на деятельность которой служащий может повлиять в ходе исполнения должностных обязанностей, также влечет конфликт интересов.

3.2. Описание ситуации

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют вклады.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.

Представителю нанимателя рекомендуется до принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении банков и кредитных организаций, в которых сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют вклады.

4. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

Согласно требованиям статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. При этом учитывается, что данный запрет не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, стоимость которых превышает три тысячи рублей, которые получены служащими, признаются соответственно федеральной собственностью Российской Федерации и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

4.1. Описание ситуации

Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему и его родственникам рекомендуется не принимать никаких подарков от организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения. За исключением случаев дарения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которых превышает три тысячи рублей. В данном случае указанные подарки, полученные служащими признаются соответственно федеральной собственностью Российской Федерации и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность.

Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, необходимо оценить, насколько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей и служащий не передал его по акту в органы внутренних дел, то в отношении служащего рекомендуется применить меры дисциплинарной

ответственности. Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то рекомендуется указать служащему на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации государственного органа и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения. В случае, если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками служащего подарков от физических лиц и или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции государственного управления, рекомендуется:

Указать служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

Предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

До принятия служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

Комментарий

Законодательно фактически установлен запрет служащему получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (за исключением случаев дарения подарков в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, стоимость которых не превышает три тысячи рублей).

Вместе с тем проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, закрепленный в законодательстве. Тем не менее необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации государственного органа и государственной службе в целом.

То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками служащего. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками служащего. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения служащего.

4.2. Описание ситуации

Служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе и платные, служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности непосредственного руководителя в письменной форме.

Представителю нанимателя следует оценить, действительно ли отношения служащего с указанными физическими лицами и организациями могут привести к необъективному исполнению им должностных обязанностей. Если вероятность возникновения конфликта интересов высока, рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе и платные, служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

4.3. Описание ситуации

Служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя, которому стало известно о получении служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей и что подобная практика может повлечь конфликт интересов.

4.4. Описание ситуации

Служащий получает подарки, награды или иные блага от иностранных государств или от некоммерческих организаций, финансируемых иностранными государствами.

Меры предотвращения и урегулирования

Несмотря на то, что в действующем законодательстве в отношении сотрудников не отрегулирован указанный вопрос, следует учесть, что в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ федеральному государственному гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. В связи с этим в ходе рассмотрения указанной ситуации сотрудникам органов внутренних дел не рекомендуется принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почётные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредоставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько получение служащим подарка, награды и т.д. может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

5. Конфликт интересов, связанный с имущественными обязательствами и судебными разбирательствами

5.1. Описание ситуации

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам служащий и/или его родственники имеют имущественные обязательства.

Меры предотвращения и урегулирования

В этом случае служащему и его родственникам рекомендуется урегулировать имеющиеся имущественные обязательства (выплатить долг, расторгнуть договор аренды и т.д.). При невозможности сделать это служащему следует уведомить непосредственного начальника о наличии личной заинтересованности. Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, перед которой сам служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют имущественные обязательства.

5.2. Описание ситуации

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники служащего.

Меры предотвращения и урегулирования

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении кредиторов организации, владельцами или работниками которых являются родственники служащего или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, имеют имущественные обязательства.

5.3. Описание ситуации

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему следует уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется по крайней мере до урегулирования имущественного обязательства отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении организации, которая имеет имущественные обязательства перед служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

5.4. Описание ситуации

Служащий, его родственники или иные лица, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах, находятся в стадии судебного разбирательства с физическими лицами и организациями, в отношении которых служащий осуществляет отдельные функции государственного управления.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему следует уведомить непосредственного руководителя о наличии личной заинтересованности.

Представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении физических лиц и организаций, которые находятся в стадии судебного разбирательства со служащим, его родственниками или иными лицами, с которыми служащий поддерживает отношения, основанные на нравственных обязательствах.

6. Конфликт интересов, связанный с взаимодействием с бывшим работодателем и трудоустройством после увольнения с государственной службы

6.1. Описание ситуации

Служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления в отношении организации, владельцем, руководителем или работником которой он являлся до перехода на государственную службу.

Меры предотвращения и урегулирования

Служащему в случае поручения ему отдельных функций государственного управления в отношении бывшего работодателя рекомендуется уведомить непосредственного руководителя в письменной форме о факте предыдущей работы в данной организации и о возможности возникновения конфликтной ситуации.

Представителю нанимателя рекомендуется оценить, могут ли взаимоотношения служащего с бывшим работодателем повлиять на объективное исполнение должностных обязанностей и повлечь конфликт интересов. В случае, если существует большая вероятность возникновения конфликта интересов, представителю нанимателя рекомендуется отстранить служащего от выполнения отдельных функций государственного управления в отношении бывшего работодателя.

О соотношении понятий «конфликт интересов» и «коррупция» на государственной службе Российской Федерации

Костюк Ольга Николаевна,

соискатель Военного университета, г. Москва.

Государственная служба представляет собой особый властный институт, осуществляющий функции публичного управления по подготовке и исполнению управленческих решений, посредством которых происходит реализация государственной политики.

В свою очередь специфика государственной службы предопределяет наличие многообразия противоречивых интересов – индивида, социальных групп, общества и самого государства, столкновение которых в управленческом процессе создает многообразие различных конфликтных ситуаций.

Поиск наиболее оптимального соотношения частных и публичных интересов в административно-служебной среде определяет необходимость исследования механизма взаимодействия личности и государства, изучение особенностей которого способствует повышению эффективности управленческого процесса, в том числе направленного на противодействие коррупционным явлениям в сфере публичных правоотношений.

Конфликт интересов как явление представляет сложную теоретическую и практическую проблему. Специалистами отмечается, что в большинстве стран, в том числе и в России, это правовая категория, обладающая неоднозначной характеристикой, размытыми границами между частными, государственными и общественными интересами, тяжело поддающаяся внутреннему и внешнему контролю, имеющая нечеткий, неясный и неполный механизм предотвращения и урегулирования .

Конфликт интересов можно определить как ситуацию, когда лицо или организация выступают одновременно в нескольких лицах, цели которых не совпадают либо противоречат друг другу .

«Конфликт интересов» – это конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами государственного должностного лица, при котором его частные интересы способны неправомерным образом повлиять на выполнение им официальных обязанностей или функций . Такое определение приведено в Руководстве Организации экономического сотрудничества и развития по разрешению конфликтов интересов на государственной службе.

Конфликт интересов – это «ситуация, когда противоречие между интересами государственного служащего как частного лица, а также связанных с ним лиц (группы лиц), интересами государства, выраженными в системе законодательных и иных нормативных правовых актов, и интересами третьих лиц создает объективную возможность для наступления негативных последствий в виде нанесения ущерба государству и (или) третьим лицам, наступившего в результате осознанных действий (бездействия) государственного служащего в нарушение им своих должностных обязанностей .

Иными словами, конфликт интересов можно определить как ситуацию, при которой личная заинтересованность государственного служащего мешает объективному исполнению его должностных (служебных) обязанностей и противоречит публичным интересам государства. При этом, конфликт интересов в системе государственной службы по своей природе и содержанию представляет собой в большей степени моральную коллизию государственных интересов и личных интересов должностного лица.

На государственной службе конфликт интересов может существовать в различных сферах – экономической (бюджетной, сфере государственных закупок, конкурсов, приватизации), политической (выборы, членство в политических партиях) и должностной (поступление на службу, ее прохождение и увольнение). В каждой из указанных сфер конфликт интересов имеет специфические источники возникновения, проявления, возможные негативные последствия и способы разрешения.

В 2001 году Президентом Российской Федерации утверждена Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации , мероприятия которой были направлены на кардинальное повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, создания ее целостной системы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей Российской Федерации.

Указанной Концепцией также было предусмотрено формирование механизмов преодоления конфликтов интересов, когда у государственных служащих возникает личная или групповая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на объективное и беспристрастное рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.

Использование словосочетания «конфликт интересов» для характеристики процессов и явлений в сфере публичного управления было вызвано необходимостью предотвращения влияния на государственного служащего каких-либо частных интересов, способных повлиять на выполнение им своих должностных обязанностей. В целом конфликт интересов на государственной службе рассматривался как противоречие между частными интересами государственного служащего и его должностными обязанностями.

С целью реализации положений вышеназванной Концепции и нормативного оформления государственной службы как системного института издан Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» , в ст. 10 которого указано, что порядок разрешения конфликта интересов устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

Принятый позднее Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определил конфликт интересов как ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Таким образом, подход, в соответствии с которым конфликт интересов – это противоречие между частной заинтересованностью и публичной обязанностью, был сохранен. В то же время, с учетом того, что личная заинтересованность была определена в данном федеральном законе посредством получения материальной выгоды, определение конфликта интересов было сужено по сравнению с ранее утвержденной Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Позднее практически аналогичное определение конфликта интересов было введено в Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» .

По сравнению с указанными законами, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в определении сущности конфликта интересов содержит несколько новелл. Так, например, конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного служащего на надлежащее исполнение им не только должностных (то есть, по конкретной должности), но и общих служебных обязанностей. При этом служебные обязанности, установленные ст. 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», распространены на служащих органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов, органов наркоконтроля, а также военнослужащих .

Анализ положений законодательства Российской Федерации и публикаций по проблемам прохождения государственной службы показывает, что понятие конфликт интересов тесно связано с таким социально-правовым явлением как «коррупция», в связи с чем научный интерес представляет проведение анализа соотношения названных категорий.

В становлении правового государства, повышении качества и эффективности государственного управления, в том числе и в вопросах, связанных с усилением ответственности органов публичной власти и должностных лиц за свою деятельность, важное место отводится формированию правовых механизмов противодействия коррупции.

Проблема коррупции – достаточно сложная, системная и многоаспектная проблема. На протяжении всей истории человеческого общества коррупция сопровождала государственное управление и более того, возможно, даже стала его системным элементом. Коррупция как социально-негативное явление в обществе существовала всегда, как только формировался управленческий аппарат, и была присуща всем государствам в любые периоды их развития.

Непосредственно термин «коррупция» пришел из римского права, в котором явление «corrumpire» понималось самым общим образом – разламывать, портить, разрушать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие. Данный термин применялся в тех случаях, когда в деятельности участвовало несколько (не менее 2-х) лиц, целью которых являлась «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

На международном уровне свое нормативное закрепление термин «коррупция» получил в резолюции Практические меры борьбы с коррупцией, подготовленной секретариатом 8-го Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушениями, проходившего в Гаване в 1990 г., где речь идет о «нарушениях этического (нравственного), дисциплинарного, административного и уголовного характера, выражающихся в противозаконном использовании своего служебного положения субъектом коррупционной деятельности» .

Большинство исследователей сводят определение коррупции к взятке и злоупотреблению служебным положением. В этом же ключе определяют коррупцию и международные организации. Например, в Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как «злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением» .

Определения, которые можно обнаружить в современной отечественной литературе, принадлежат, в первую очередь, правоведам, что неудивительно, поскольку именно в 90-е годы предпринимались неоднократные попытки законодательно определить и коррупцию, и меры наказания коррупционных действий. Приведем, одно из наиболее приемлемых, на наш взгляд, определений, данное Л.В. Астафьевым: «незаконное использование должностными лицами своего статуса или вытекающих из него возможностей в интересах других лиц с целью получения личной выгоды» .

На протяжении последних десятилетий в нашей стране наблюдается поступательный и интенсивный рост числа и видов коррупционных правонарушений, что связано, в первую очередь, с общим снижением духовно-нравственного потенциала общества, с господствующим в нем правовым нигилизмом, ослаблением государственного контроля и несовершенством законодательства Российской Федерации. В этой связи разработка мер по противодействию коррупции и их практическая реализация стали настоятельной необходимостью .

Выявление основных направлений борьбы с коррупцией в процессе осуществления административной реформы и их закрепление в отечественном законодательстве основывалось на разработанных к этому времени актах международного права и практике зарубежных стран. Это – прежде всего, Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. и принятая ранее Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ , которая вступила в силу для Российской Федерации 8 июня 2006 г. Позднее Россия Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ ратифицировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.), которой предусмотрено ужесточение уголовного преследования за подкуп публичных должностных лиц, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, правонарушения в сфере бухгалтерского учета, а также определены основные меры для достижения данных целей.

В соответствии с требованиями международного права был издан Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» , разработан Национальный план противодействия коррупции и приняты федеральные законы.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции» под коррупцией законодатель подразумевает злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Иными словами, под коррупцией понимают действие или бездействие лица, принимающего решение, в своих корыстных интересах или в корыстных интересах другого лица, связанное с публичным (административным) ресурсом.

При сравнении понятий «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность», содержание которых раскрывается в действующем законодательстве Российской Федерации, можно сделать следующие выводы.

Понятия «коррупция» и «конфликт интересов» объединены общим последствием, а именно оно направлено на «причинение вреда (вопреки) правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства». Термины «коррупция», «конфликт интересов», «личная заинтересованность» объединены общим методом достижения личной выгоды (доходов), а именно «незаконное использование физическим лицом своего должностного положения» или негативным (аморальным) влиянием на «надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей».

Кроме того, указанные дефиниции объединены общим результатом, получаемым при злоупотреблении служебным положением в виде «денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконного предоставления такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции впервые констатируется, что служебные проступки и нарушения, возникающие в результате конфликта интересов, рассматриваются теперь как вид или форма противоправного поведения государственных служащих.

Для увольнения с должности в связи с конфликтом интересов, как правило, даже не требуется доказательства получения чиновником личной выгоды. Достаточно наличия самого конфликта интересов, что само по себе признается опасной для общества предпосылкой коррупции.

Последствия неурегулированности многочисленных конфликтов интересов в системе государственного управления приводят к тому, что у государственных служащих постепенно начинают доминировать групповые профессиональные стереотипы поведения, в которых очень велика доля «своекорыстных» мотивов. Эти приоритеты, побуждая чиновников использовать служебное положение для узкогруппового и индивидуального обогащения, провоцируют массовое распространение взяточничества или перевод служебных полномочий в разряд коммерческой тайны. Руководствуясь такими этическими соображениями, чиновники начинают изнутри переориентацию структуры управления на чуждые им критерии экономической целесообразности, т.е. превращают в иные по характеру и назначению механизмы социального управления.

Неурегулированность конфликтов интересов неизбежно приводит к отрицательному смешению моральных ценностей в этическом сознании чиновничества и в конечном счете – к коррупционным действиям служащих. В ряде случаев личная выгода, ложь, утаивание информации, способной помочь людям реализовать свои различные не всегда правомерные интересы, становятся нормой профессиональной морали, постоянными спутниками служебной деятельности.

Для целей профилактики коррупционного поведения принципиально важно, что столкновением интересов признается не только реальное влияние личной заинтересованности на исполнение служебных обязанностей, но и сама возможность такого влияния. Учитывая, что обычно только самому служащему известно о том, что он находится в состоянии конфликта интересов, он обязан внимательно относиться к любому реальному или потенциальному столкновению интересов, принимать меры, чтобы не допустить такого столкновения, доводить до сведения вышестоящего руководителя информацию о любой коллизии интересов, как только ему становится об этом известно, подчиняться любому окончательному решению, требующему от него выйти из того положения, в котором он находится, или отказаться от выгоды, породившей столкновение интересов.

Избежать коррупционного поведения можно и на начальной стадии поступления на службу, когда любой конфликт интересов, о котором заявит кандидат на должность в органе государственной власти, должен быть урегулирован до назначения данного кандидата на пост. Разумеется, реализация этих норм потребует серьезных изменений служебных отношений в среде чиновников, серьезных усилий, направленных на то, чтобы сменить отношение терпимости к коррупционно опасным действиям на нетерпимость к ним.

Таким образом, можно предположить, что большая часть недоверия к государственным органам значительной части россиян порождена именно господствующей терпимостью и распространенностью конфликтов интересов. Трудно доверять государственным органам, должностные лица которых, не скрывая существующих конфликтов интересов, демонстрируют приоритет своих личных потребностей над государственными интересами.

Кроме того, негативными последствиями терпимости к конфликтам интересов, их распространенности являются: создание односторонних преимуществ, нарушения равных условий конкуренции или доступа к государственным ресурсам и услугам. Возможность принимать предусмотренные должностью решения (совершать действия) в своих интересах, то есть существующий конфликт интересов – это механизм извлечения ненадлежащей выгоды (получения неосновательного обогащения) гораздо более выгодный и безопасный, чем взятка за благосклонность к посторонним третьим лицам.

В то же время следует отметить, что далеко не всегда в центре конфликта интересов находится личностная материальная, политическая или иная заинтересованность государственного служащего, хотя это само по себе является причиной многих должностных злоупотреблений и даже уголовных преступлений. В ряде случаев конфликт интересов обусловлен институциональной недостаточностью организации системы государственной власти и управления, отсутствием реальных механизмов предотвращения и преодоления негативных последствий использования должностных полномочий и возможностей в личных целях.

Следствием такой институциональной недостаточности являются коррупция и взяточничество, которые не могут быть полностью преодолены репрессивными методами внутрисистемного характера, поскольку в системе государственной службы уже сложилась устойчивая социальная среда государственных служащих, где личностные интересы и способы их реализации не получают морального осуждения, даже если они выходят за рамки государственных интересов и несут им прямую угрозу.

Хотя конфликт интересов нельзя отождествлять с коррупцией в силу самой природы понятий, наблюдается растущее признание того, что неадекватное управление разрешением конфликтов между частными интересами и государственными обязанностями должностных лиц государства может порождать коррупцию. Надлежащая задача действенной политики предотвращения конфликта интересов не должна сводиться к простому запрещению каких бы то ни было частных интересов должностных лиц государственных органов, да и вряд ли такой подход был бы возможен. Непосредственная задача должна заключаться в поддержании добропорядочности официальных политических и административных решений и системы государственного управления в целом, имея в виду, что неразрешенный конфликт интересов способен приводить к различным злоупотреблениям служебным положением.

Для выполнения этой задачи необходимо введение и выполнение норм политики, направленной на обеспечения честности и порядочности в государственных органах; обеспечение эффективного выявления риска возникновения конфликтов интересов и их разрешение; введение соответствующих механизмов внешней и внутренней подотчетности; и внедрение соответствующих методов управления, включая санкции, направленных на обеспечение персональной ответственности государственных служащих за следование как букве, так и духу таких норм.

Литература

1.Астафьев Л.В. К вопросу о понятии коррупции // Коррупция в России: Состояние и проблемы: Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 г.). – М., 1996. 135 с.

2.Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты. – М., 2007. 84 с.

3.Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г. № Пр-1496. URL: http://www.council.gov.ru/files/journalsf/item/20080303094634.pdf

4.Кудюкин П.М. Конфликт интересов в системе государственной службы: сущность, пути выявления, предупреждения и разрешения // Противодействие коррупции: разрешение конфликта интересов / Под ред. М.Б. Горного и А.И. Волкова. – СПб.: Норма, 2005. 204 с.

5.Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568 // Российская газета – Федеральный выпуск № 4721 от 5 августа 2008 г.

6.Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Пер. с англ. О.А. Алякринского. – М.: Логос, 2003. 356 с.

7.Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе. OECD, June 2003. URL: http://www.oecd.org/dataoecd/13/26/2957345.pdf (дата обращения: 16.04.2012).

8.Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации». 2011. № 16. Ст.1875.

9.Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 12. Ст.1391.

10.Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 21. Ст.2429.

11.Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 10. Ст.1152.

12. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч.1). Ст.6228.

13. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 52 (ч.1). Ст. 6235.

14.Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (ч.1). Ст.3424.

15. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст.3215.

16.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст.2063.

17.Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 12. Ст.1231.

18.Храмкин А.А. Противодействие коррупции в госзакупках. – М.: Юриспруденция, 2011. 152 с.

В первую очередь давайте разберемся, о чем идет речь.

Говоря о конфликте интересов, мы подразумеваем обстоятельства, при которых соображения частной выгоды человека влияют на принимаемые им решения, что в результате часто вредит интересам работодателя.

Конфликт интересов можно классифицировать по виду субъектов:

  1. Организационный - случается, когда субъектами конфликта интересов выступают организации различных видов собственности, государственной или частной.
  2. Личный - характерен для ситуаций, когда частные интересы человека (сотрудника компании) вступают в противоречие с интересами организации-работодателя и связаны с выполнением сотрудником своих служебных обязанностей.

С точки зрения кадрового специалиста стоит рассмотреть второй тип конфликта интересов.

В каких ситуациях возможен конфликт интересов?

  • Закупочная деятельность.

Сюда можно отнести ситуации, когда в качестве закупщика и поставщика выступают родственники.

В качестве иллюстрации данного пункта можно привести ситуацию с закупками товаров для нужд организации, когда представителями заказчика и поставщика являются родственники, например, отец и сын. Организация-заказчик заинтересована в приобретении нужных ей товаров по минимальной цене, а ее закупщик, совместно со своим родственником - представителем поставщика, заинтересованы в получении личной прибыли за счет неосновательного обогащения, путем значительного завышения закупочной цены.

  • Участие работника в принятии решений, способных принести какую-либо выгоду связанным с ним лицам.

Например, выдача сотрудником банка кредита своему родственнику или знакомому.

  • Работа родственников в прямом подчинении.

Как пример можно привести установление необоснованно высокого размера заработной платы родственнику в подчинении или ненадлежащее выполнение контрольных функций в отношении родственника - подчиненного.

  • Работа в конкурирующих организациях.

Работа связанных между собой лиц в конкурирующих организациях потенциально может спровоцировать злоупотребление должностным положением одного лица в пользу компании, где трудоустроено другое лицо. Например, в виде передачи информации, относящейся к коммерческой тайне.

  • Иное использование должностного положения в корыстных интересах.

НАПРИМЕР

Несколько лет назад к специалистам по кадровой безопасности обратился господин Иванов, собственник компании «Андрон» (в целях сохранения конфиденциальности все названия компаний и фамилии людей, упоминаемых в данной статье, изменены), с просьбой разобраться с беспокоящей его проблемой. Основной деятельностью компании являлись оптовые продажи автокомпонентов напрямую от заводов-изготовителей.

С его слов, в последние полгода выручка компании резко и значительно уменьшилась, при сохранении того же объема реализации товаров. Данный факт навел Иванова на мысли о наличии злоупотреблений со стороны наемного персонала компании.

В ходе проведения мероприятий по изучению сложившейся ситуации удалось выяснить следующее. При непосредственном участии господина Петрова, директора компании «Андрон», и одного из его родственников, на имя которого была зарегистрирована компания с таким же видом деятельности, была реализована противоправная схема по выводу средств из компании «Андрон».

Используя непрозрачную схему скидок и бонусов для клиентов, Петров «продавал» компании своего родственника товары практически по закупочной цене, а те, в свою очередь, продавали их, уже по рыночным расценкам, клиентам всё того же «Андрона», лишая таким образом фирму Иванова значительной доли прибыли.

В данном примере мы видим классический вариант конфликта интересов, когда личный корыстный интерес директора компании идет вразрез с интересами самой фирмы и ее учредителя.

Какие меры может предпринять кадровик?

    На этапе трудоустройства:

  • сбор информации о родственных связях кандидата на вакантную должность, в том числе о местах работы родственников (на этапе заполнения анкеты соискателя и собеседования);
  • сбор информации о дружеских связях кандидата путем изучения социальных сетей - например, о наличии среди знакомых кандидата сотрудников конкурирующих организаций;
  • проверка кандидата на наличие зарегистрированных на его имя юридических лиц или ИП. Особое внимание следует обратить на случаи, когда вид деятельности такой компании совпадает или близок к вашему. Проверку возможно осуществить путем получения доступа к онлайн сервисам по предоставлению информации из ЕГРЮЛ, например - с помощью сервиса компании Интегрум;

2. В период работы сотрудника:

  • регулярная проверка сотрудников на появление зарегистрированных на их имя юридических лиц или ИП. Таким же образом, что и на этапе трудоустройства;
  • выявление фактов трудоустройства связанных с сотрудниками лиц в компании-контрагенты вашего работодателя. Возможно путем изучения профилей указанных лиц в социальных сетях.

В заключение хочется сказать, что в настоящее время вопросу конфликта интересов при трудоустройстве кандидата и в процессе его дальнейшей работы в российских компаниях уделяется недостаточно внимания. В результате чего российский бизнес продолжает нести финансовые потери, которые мог бы легко свести к минимуму.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх