Транспорт медицинской эвакуации может использоваться для. Порядок и способы осуществления медицинской эвакуации. Порядок проведения процедуры

Медицинская эвакуация представляет собой целый комплекс последовательных мероприятий по оказанию помощи всем пострадавшим, а также их дальнейшей транспортировке. Основные этапы:

  1. Оказание первой помощи на поле боя (по принципу само- и взаимопомощи).
  2. Применение необходимых мер экстренной медицины для предотвращения гибели больного. Чаще всего на данном пункте могут быть проведены манипуляции обезболивания, временной остановки кровотечения и иммобилизации. Кроме того, на этом этапе рекомендовано поставить капельницу с физраствором, если в дальнейшем она может понадобиться, так как по прошествии часа и более из-за снижения ОЦК вены спазмируются. Далее осуществляется перевозка больного на следующий этап.
  3. Врачебная помощь. Условно её можно разделить на первую врачебную помощь, квалифицированную и специализированную

Как вы уже поняли, на каждом последующем этапе эвакуации объем оказываемых медицинских услуг (и их качество) возрастают.

Многие считают, что понятие «медицинская эвакуация» применимо только в военное время, однако это не так. Те же принципы актуальны и в мирное время, когда осуществляется перемещение больного от нижнего звена предоставления медицинской помощи (поликлиники) до более высокого. Однако в таком случае данный термин не применяется.

Стоит отметить, что медицинская эвакуация зачастую зависит от подготовки к перевозке больного. Кроме того, существует непосредственная зависимость состояния пострадавшего от качества транспортировки. Например, перевозка лежачих больных может существенно ухудшить их состояние

Рассматривая эвакуацию как систему оказания медицинской помощи, можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные:

Преемственность при перемещении больных;

Максимально быстрое оказание первой помощи.

Отрицательные:

Большая продолжительность транспортировки до конечного этапа (оказания квалифицированной и узкой специализированной помощи);

Низкий объем медицинских манипуляций на начальных этапах.

Стоит отметить, что медицинская эвакуация не может существовать без медицинской сортировки. Последняя осуществляется на всех этапах предоставления медицинской помощи и представляет собой выбор крайне тяжелых, тяжелых, средних и легко раненых больных с учетом возможности их транспортировки. Проводимая сортировка позволяет грамотно распределять ограниченные возможности в объемах оказания помощи, выделяя тех, кто в ней нуждается безотлагательно. Те пострадавшие, состояние которых стабильно, ожидают своей очереди на оказание медицинской помощи.

Медицинская эвакуация в период военных действий в настоящее время претерпела значительные изменения. Создание особых передвижных военных госпиталей позволило максимально приблизить врачебную помощь к территории ведения боев. Это дает возможность не только сократить продолжительность перемещения пострадавших к конечному этапу, но и даже отказаться от некоторых этапов. Например, после осуществления первой помощи (по типу само- или взаимопомощи) больного без дополнительных малоэффективных манипуляций перемещают непосредственно на этап оказания квалифицированной помощи. Такие перемены в оказании экстренной медицинской помощи существенно увеличиваю выживаемость раненых, а также уменьшает время их восстановления.

Сегодня для медицинской эвакуации используется даже санавиация, которая применяется в тяжелых случаях как в мирное, так и в военное время.

Таким образом, претерпевшая ряд существенных изменений, медицинская эвакуация в обновленном виде активно применяется и сегодня на территориях, где проводятся боевые действия.

Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.

Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных из очага поражения, транспортировку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказания пораженным больным необходимой медицинской помощи и возможно ранней их доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь.

Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации , а расстояние от пункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации . Совокупность путей эвакуации, расположенных на этапах медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, называется эвакуационным направлением.

Для эвакуации пораженных и больных применяются различные транспортные средства.

Медицинская эвакуация начинается с организованного выноса, вывода и вывоза пострадавших и завершается доставкой их в лечебные учреждения, оказывающие полный объем медицинской помощи и обеспечивающие окончательное лечение. Быстрая доставка пораженных на первый и конечные этапы медицинской эвакуации является одним из главных средств достижения своевременности в оказании медицинской помощи пораженным.

В условиях войны санитарный и неприспособленный автотранспорт, как правило, является одним из основных средств эвакуации пораженных в звене очаг поражения - ближайшее лечебное учреждение, где оказывается полный объем медицинской помощи. При необходимости эвакуации пораженных в специализированные центры региона или страны обычно используется авиационный транспорт. В связи с тем, что санитарного и приспособленного эвакуационного транспорта всегда будет недостаточно, и для эвакуации особенно тяжелопораженных приходится использовать неприспособленный транспорт, необходимо строго выполнять требования эвакуационно-транспортной сортировки.

Определенные преимущества перед автомобильным транспортом, наряду с железнодорожным, имеет также речной (морской) транспорт (товарно-пассажирские суда, баржи, скоростные катера, рыболовные и грузовые суда).

Из воздушных средств для эвакуации пораженных (больных) могут быть использованы различные типы самолетов гражданской и военно-транспортной авиации и, в частности, специально оборудованные АН-2, ЯК-40. В салонах самолетов устанавливаются приспособления для носилок, для размещения санитарно-хозяйственного оборудования, медицинского оснащения. Наиболее удобным является реанимационно-операционный самолет АН-26М «Спасатель» с операционной, палатой интенсивной терапии.


В зонах военных действий наиболее сложной для осуществления в организационном и техническом отношении является эвакуация (вынос, вывоз) пораженных через завалы, очаги пожаров. При невозможности выдвижения к местам нахождения пораженных транспортных средств организуется вынос пораженных на носилках, импровизированными средствами (доски и др.) до места возможной погрузки на транспорт (методом эстафеты).

С объектов поражения эвакуация обычно начинается прибывшим автотранспортом лечебно-профилактических учреждений, попутным порожняком и индивидуальным транспортом, привлекаемым государственной инспекцией безопасности дорожного движения, спасательных отрядов, а также транспортом ББ загородной зоны, транспортом объектов экономики и автобаз. Для выноса и погрузки пострадавших привлекаются персонал спасательных подразделений, местное население, военнослужащие.

Места погрузки пострадавших на транспорт выбирают как можно ближе к участкам поражения, вне зоны заражения и пожаров. Для ухода за пораженными в местах их сосредоточения выделяется медицинский персонал из состава ОМП, спасательных отрядов. В этих местах обеспечивается оказание неотложной медицинской помощи, проводится эвакотранспортная сортировка и организуется погрузочная площадка.

Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины лечебно-профилактических учреждений, ББ загородной зоны и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов).

Медицинская эвакуация является составной частью лечебно-эвакуационных мероприятий и непрерывно связана с оказанием помощи пострадавшим и их лечением. Медицинская эвакуация – вынужденное мероприятие, т.к. невозможно (нет условий) организовать исчерпывающее оказание помощи и лечение в районе массовых санитарных потерь.

Таким образом, под медицинской эвакуацией понимается совокупность мероприятий по доставке пострадавших из района санитарных потерь на ЭМЭ с целью своевременного оказания медицинской помощи и лечения. Планирует и организует медицинскую эвакуацию начальник МСГО (в основном по принципу «на себя»). Из района массовых санитарных потерь до ОПМ или до головной больницы ББ эвакуируют пострадавших в одном направлении. Далее – по назначению в соответствии с видом поражения. Для этой цели используются санитарно-транспортные формирования МСГО, а также транспортные средства, выделяемые начальниками ГО. Для временного размещения пораженных, ожидающих транспорт, на железнодорожных станциях, аэродромах, в портах и др. развертываются эвакоприемники.

В ходе подготовки к эвакуации пострадавшим проводят:

Восполнение кровопотери;

Обезболивание;

Купирование психического возбуждения;

Транспортную и лечебную иммобилизацию и др.

Вместе с тем имеются противопоказания к эвакуации раненых всеми видами транспортных средств:

Шок II - III степени;

Невосполненная тяжелая кровопотеря;

Терминальные состояния;

Ранения и травмы черепа и головного мозга с утратой зрачковых и корнеальных рефлексов, синдром сдавления головного мозга, менингоэнцефалит, продолжающаяся ликворея;

Состояние после трахеостомии (до установления устойчивого внешнего дыхания);

Зияние раны глаза с угрозой потери оболочек, кровотечение или его угроза, признаки эндофтальмита, острое повышение внутриглазного давления при ожогах глазного яблока;

Тяжелые формы дыхательной недостаточности, эмпиема плевры и септическое состояние при ранениях груди;

Разлитой перитонит, внутрибрюшинные абсцессы, острая кишечная недостаточность, угроза или признаки эвентрации внутренних органов;

Гнойно-мочевые затеки, септическое состояние при ранениях органов мочеполовой сферы;

Острые гнойно-септические осложнения при ранениях длинных трубчатых костей, костей таза и крупных суставов;

Анаэробная инфекция и столбняк;

Тромбоз магистральных сосудов, состояние после перевязки наружной и общей сонной артерии (до снятия швов);

Жировая эмболия и тромбоэмболия легочной артерии;

Острая печеночно-почечная недостаточность;

Комбинированные радиационные поражения с облучением в дозе 6 Гр и более.

Для эвакуации раненых авиатранспортом противопоказаниями являются:

Продолжающееся внутреннее и неостановленное наружное кровотечение;

Невосполненная кровопотеря;

Выраженные нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, требующие интенсивной терапии;

Шок II - III степени;

Недренированный закрытый или неустраненный клапанный пневмоторакс;

Выраженный парез кишечника после лапаротомии;

Септический шок;

Жировая эмболия.

К нетранспортабельным терапевтического профиля на этапе оказания квалифицированной помощи необходимо относить пораженных и больных со следующими клиническими синдромами:

Острая дыхательная недостаточность 2 - 3 степени (выраженный бронхоспазм, токсический отек легких, парез и паралич дыхания, массивный выпотной плеврит, двухсторонняя сливная пневмония, напряженный пневмоторакс);

Острая сердечно-сосудистая недостаточность (циркуляторный коллапс, сердечная астма; кардиогенный отек легких);

Тяжелые нарушения сердечного ритма и проводимости (пароксизмальная тахикардия, пароксизмальная форма мерцательной аритмии, полная атриовентрикулярная блокада, частые политопные, групповые и ранние экстрасистолы);

Судорожный синдром;

Коматозное состояние;

Неукротимая рвота;

Некупированный болевой синдром (стенокардия, инфаркт миокарда, печеночная и почечная колика и др.);

Тяжелый гипертонический криз.

После оказания квалифицированной хирургической помощи установлены следующие сроки нетранспортабельности автомобильным транспортом:

Раненые с огнестрельными переломами конечностей - 2 - 3 суток после операции.

Раненые в грудь после торакотомии, ушивания пневмоторакса или торакоцентеза - 2 - 4 суток;

Раненые в живот после лапаротомии - 10 суток;

Раненые в голову 21 - 28 суток.

Если для эвакуации используется авиатранспорт, то 75 - 90% раненых (пораженных) могут быть эвакуированы в 1 - 2 сутки.

Пострадавших с термическими поражениями следует эвакуировать автомобильным и железнодорожным транспортом до развития осложнений, т.е. не позднее 10 - 15 суток, а авиационным - на 2 - 3 сутки после выведения из шока.

Основы управления силами и средствами МСГО
в очагах поражения (заражения) и на этапах эвакуации

Управление медицинской службой – это целенаправленная деятельность начальников МС ГО по поддержанию постоянной готовности ее подразделе­ний и учреждений, всесторонней подготовке их к медицинскому обеспечению и руководству ими при выполне­нии поставленных задач.

Основная цель управления – обеспечение высокой готовности сил и средств МС, их всесторонней подготовки и максимальной эффективности использования при решении поставленных задач.

В основу управления положены следующие принципы :

Единоначалие;

Централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных им задач;

Твердость и настойчивость при выполнении принятых решений и планов;

Оперативность и гибкость реагирования на изменение обстановки;

Личная ответственность начальника медицинской службы гражданской обороны за принимаемые решения и действия подчиненных при выполнении поставленных им задач.

Чтобы обоснованно решать воп­росы управления медицинской службой, следует знать общие положения теории управления.

В любой управляемой системе, в том числе в МС ГО в целом, а также в отдельных ее звеньях, в медицинских учреждениях имеются орган управления и объекты управления. Под органом управления следует понимать начальников медицинской службы, начальников медицинских учреждений, основные обязан­ности которых заключаются, во-первых, в определении целей и способов действий объектов управления, во-вторых, в целенаправленном воздействии на них в интере­сах достижения намеченных целей. Объекты управления – это формирования и учреждения МС ГО, коллективы людей или отдельные лица, которые непосредственно выполняют мероприятия по медицинскому обеспечению.

Для успешной работы управляемой системы необходи­ма постоянная связь между органом и объектом управ­ления.

В процессе управления образуется замкнутый контур управления . Основными его элементами являются:

- орган управления , который проводит сбор необходи­мой информации (указания старшего начальника медицинской службы, сведения о состоянии подчиненных сил и средств, а также об условиях, в которых будут выполняться поставленные задачи и др.), перерабатывает ее, принимает решения, ставит задачи подчиненным, оказывает им практическую помощь и осуществляет контроль;

- каналы командной связи , обеспечивающие своевременную и точную передачу задач объектам управле­ния;

- объекты управления , выполняющие поставленные задачи;

- каналы обратной связи , по которым идет инфор­мация о выполнении отданных распоряжений и состоянии подчиненных объектов.

Система управления эффективна лишь при условии четкой работы всех названных эле­ментов.

Управление медицинской службой гражданской обороны должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытным.

Устойчивость управления определяется способностью начальника медицинской службы выполнять свои функциональные обязанности по управлению подчиненными силами и средствами в резко меняющихся условиях реальной обстановки.

Непрерывность управления заключается в постоянной связи с руководимыми силами и средствами.

Оперативность управления заключается в знании обстановки, быстром и пра­вильном реагировании на ее изменения, в своевременном принятии решений и быстрой постановке задач подчинен­ным.

Скрытность управления обеспечивается сохранением в тайне всех мероприятий по подготовке и осуществлению медицинского обеспечения.

Существенным условием для достижения устойчивости и непрерывности управления медицинской службой явля­ется бесперебойно действующая связь.

Успешное решение задач управления и эффективного использования сил и средств медицинской службы в значительной степени зависит от применяемых начальником медицинской службы части методов работы.

Под методами управления понимают определенный порядок и приемы работы начальника медицинской службы при решении конкретных задач управления.

В процессе управления применяются следующие методы работы – последовательный, параллельный или их сочетание.

Метод последовательной работы применяется при длительных сроках подготовки. При этом методе каждая нижестоящая инстанция начинает работать после принятия решения и завершения планирования в вышестоящей инстанции на основе полученной информации. Начальник медицинской службы включается в работу после ознакомления с решением начальника и указаниями вышестоящего начальника медицинской службы.

Метод параллельной работы применяется при коротких сроках подготовки. При этом методе организация работы по подготовке к медицинскому обеспечению предстоящих действий осуществляется во всех звеньях управления одновременно. Каждая нижестоящая инстанция приступает к постановке задач подчиненным и планированию после того, как вышестоящая инстанция примет решение и поставит задачу подчиненным устно до завершения планирования на своем уровне.

Руководство подготовкой медицинской службы к медицинскому обеспечению включает ряд мероприятий, основными из которых являются: принятие решения на медицинское обеспечение и планирование медицинского обеспечения; подготовка сил и средств медицинской службы; организация взаимодействия; организация управления.

Эвакуация медицинская - это система мероприятий по эвакуации пораженных и больных с поля боя или из очага массового поражения и по доставке их на медицинские пункты и в учреждения, обеспечивающие оказание им медпомощи и лечение.

Медицинская эвакуация - важнейший элемент лечебно-эвакуационного обеспечения войск (см. Лечебно-эвакуационное обеспечение) и помощи населению в системе медицинской службы гражданской обороны (см.). В мирное время медицинская эвакуация применяется при стихийных бедствиях и других катастрофах, сопровождающихся большим числом пострадавших. Основной причиной, вызывающей необходимость производить медицинскую эвакуацию, являются, как правило, чрезвычайно ограниченные возможности лечения пораженных и больных непосредственно на месте поражения или заболевания при их массовом возникновении. Несомненно, в интересах пораженных (больных) лечение их на месте поражения или заболевания было бы наиболее целесообразным. При этом им быстро обеспечивался бы столь необходимый покой и лечил бы их от начала до конца заболевания один и тот же врач. Однако трудности в создании необходимых условий на месте для организации лечения на должном уровне, невозможность сосредоточить здесь необходимые силы и средства, а в ряде случаев боевая опасность и связанный с ней риск повторного поражения пострадавших неминуемо вызывают необходимость медицинской эвакуации.

Таким образом, медицинская эвакуация представляет собой мероприятие вынужденное - не только не безразличное для здоровья эвакуируемого, но и опасное, поскольку она связана с нарушением покоя, расчленением медпомощи. В то же время это мероприятие необходимо. В связи с этим медицинская служба обязана по возможности ограничивать медицинскую эвакуацию, рационально сочетать ее с лечением и проводить эвакуацию наиболее щадящими способами и средствами.

В условиях современной войны медицинская эвакуация является важнейшим средством обеспечения своевременного оказания квалифицированной и специализированной медпомощи пораженным и больным. Она предусматривает быструю доставку всех пораженных и больных именно на те (см.), на которых наиболее рационально по медицинским показаниям и в соответствии с обстановкой следует оказывать последовательно первую врачебную, квалифицированную и специализированную помощь, а также стационарное лечение. Однако при благоприятных условиях целесообразно осуществлять медицинскую эвакуацию, минуя некоторые этапы медицинской эвакуации, непосредственно в учреждения, предназначенные для оказания в полном объеме специализированной помощи (эвакуация по назначению).

В условиях действующей армии медицинская эвакуация начинается со сбора, выноса и вывоза пораженных с поля боя и очага массовых поражений (см. Вынос и вывоз пораженных). Организация сбора пораженных на поле боя является обязанностью старшего фельдшера батальона. Вывоз пораженных из батальонов организует старший врач полка. Дальнейшая эвакуация проводится по распоряжению вышестоящих медицинских начальников. Принцип эвакуации, при котором вышестоящий медицинский начальник высылает свой транспорт к этапам нижестоящего звена медицинской службы, называется эвакуацией «на себя»; он не исключает ответственности и нижестоящих медицинских начальников за вывоз пораженных и больных «от себя».

Для эвакуации используется специальный (см.) и транспорт, предназначенный для подвоза. Последний используется преимущественно попутно при возвращении его после разгрузки в тыл (обратный порожняк подвоза).

На участке от поля боя до ПМП для вывоза пораженных могут применяться специальные транспортеры и малогабаритные санитарные машины с повышенной проходимостью, на участке между ПМП и МедСБ - автомобильный санитарный транспорт. Эвакуация из МедСБ, как правило, осуществляется автосанитарным, а также и авиационным транспортом. Все большее значение для эвакуации приобретают вертолеты.

Для медицинской эвакуации внутри госпитальных баз и за их пределы используется автосанитарный транспорт, специально оборудованный железнодорожный и водный, а также санитарная и транспортная авиация. Несомненно, в будущем санитарная авиация, а также транспортные самолеты будут являться наряду с автотранспортом и железнодорожным транспортом одним из основных средств эвакуации пораженных и больных.

В системе МСГО при возникновении ядерного очага огромное значение имеет своевременный сбор пораженных в специально намеченные для этих целей места и последующий их вынос и вывоз на ОПМ. Эти задачи выполняются санитарными дружинами совместно со спасательными отрядами. Вывоз организуется транспортом ОПМ, а также приданными средствами. Эвакуация из ОПМ в больничную базу организуется медицинским отделом операционного направления. На этом участке могут применяться различные виды автомобильного транспорта, при соответствующих условиях - железнодорожный и водный транспорт, а также вертолеты.

Медицинская эвакуация теснейшим образом связана с эвакотранспортной медицинской сортировкой (см. ). Только в результате тщательно проведенной эвакотранспортной медицинской сортировки возможно рационально организовать медицинскую эвакуацию. От решения таких вопросов, как установление показаний и противопоказаний к эвакуации, выбор вида транспорта, определение очередности эвакуации и места назначения, зависят судьбы пораженных и больных.

При организации транспортировки серьезное значение необходимо придавать соответствующей подготовке эвакуируемых, которая возлагается преимущественно на фельдшерский состав (осмотр перед отправкой, проверка наличия медицинск документации, исправление повязок и иммобилизация, введение болеутоляющих средств и пр.). Следует предусмотреть питание, утоление жажды и уход за эвакуированными в пути следования. При использовании обратного порожняка подвоза необходимо подготовить его к перевозке пораженных и больных - утеплить, установить по возможности подрессоривающие приспособления, положить мягкую подстилку и т. п. Все эти мероприятия должны обеспечить транспортируемым наиболее благоприятные условия в пути следования.

Эвакуация медицинская - это система мероприятий, обеспечивающих транспортировку раненых и больных, нуждающихся в лечении, из районов боевых действий войск (или из очагов массового поражения, возникших в тылу войск) в лечебные учреждения, расположенные как на самом театре военных действий (на большем или меньшем удалении от линии фронта), так и за его пределами в тылу страны. Тем
самым медицинская эвакуация является одним из важнейших элементов системы медицинского обеспечения войск (см. Лечебно-эвакуационное обеспечение войск). Медицинская эвакуация может осуществляться (в массовом масштабе) и в мирное время при необходимости транспортировки пострадавших из районов стихийных бедствий (землетрясения, наводнения и т. п.).

Медицинскую эвакуацию следует рассматривать как мероприятие вынужденного характера; она применяется во всех случаях, когда лечение раненых и больных на месте оказывается по тем или иным причинам невозможным или нецелесообразным по медицинским показаниям. Наиболее часто необходимость медицинской эвакуации возникает при неблагоприятных условиях боевой обстановки, особенно при несоответствии емкости имеющихся госпиталей числу поступающих раненых и больных и при невозможности создать надлежащие условия для их более или менее продолжительного стационарного лечения. Медицинская эвакуация часто применяется также при маневренном характере боевых действий войск, когда возникает необходимость перемещения их медицинских учреждений.

В прошлом эвакуация раненых и больных длительное время была оторвана от лечебного процесса и рассматривалась прежде всего в качестве мероприятия чисто военного, а не медицинского. Лишь опыт первой мировой войны 1914-1918 гг. с ее огромными потерями в людях и небывалым до этого объемом эвакуации побудил коренным образом пересмотреть этот вопрос. В. А. Оппелем была предложена система этапного лечения, которая предусматривала сочетание лечебных и эвакуационных мероприятий. Однако эта система была реализована и получила дальнейшее творческое развитие только после Великой Октябрьской социалистической революции.

Медицинская эвакуация в настоящее время рассматривается как важнейшая составная часть лечебно-эвакуационного обеспечения войск, неразрывно связанная с процессом оказания медицинской помощи раненым и больным и их лечением; неразрывная связь и взаимозависимость эвакуационных и лечебных мероприятий составляют принципиальную основу современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения Вооруженных Сил СССР. В то же время медицинская эвакуация является наряду с лечебными мероприятиями (оказание медицинской помощи, госпитализация, лечение) и сортировкой (см. Сортировка медицинская) лишь отдельным элементом сложного лечебно-эвакуационного процесса и должна быть подчинена общей идее организации лечебно-эвакуационного обеспечения войск, принятой для современного этапа развития Вооруженных Сил и военной медицины.

Во всех случаях медицинская эвакуация должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивать (в данной конкретной обстановке) лучшие условия для оказания медицинской помощи раненым и больным и для их последующего лечения. Особое значение при этом имеют: 1) доставка раненых и больных на этапы медицинской эвакуации (см. Этапное лечение) в сроки, обеспечивающие своевременное оказание медицинской помощи; 2) направление раненых и больных в строгом соответствии с медицинским показаниями в специализированные лечебные учреждения (минуя промежуточные этапы медицинской эвакуации), предназначенные для оказания определенных видов медпомощи, т. е. применение принципа эвакуации по назначению; 3) недопущение чрезмерного переполнения ранеными и больными отдельных этапов медицинской эвакуации, поскольку это влечет за собой резкое ухудшение качества медпомощи и условий госпитализации; 4) скорейшая доставка раненых и больных в лечебные учреждения, где они могут быть оставлены для планомерного лечения.

С точки зрения чисто медицинской транспортировка раненых и больных при эвакуации оказывает травмирующее воздействие на эвакуируемых и тем самым наносит им вред (Н. И. Пирогов считал транспортировку раненых безусловным, но неизбежным злом). В связи с этим медицинской службой Советской Армии предусматривается ряд мер, снижающих неблагоприятное воздействие транспортировки: использование наиболее щадящих видов транспорта для эвакуации тяжелораненых, применение при возможности лечения на месте и т. п. В настоящее время эвакуация раненых и больных в Советской Армии рассматривается как важная медицинская функция, призванная обеспечивать скорейшее оказание медицинской помощи и последующее лечение пострадавших, при максимальном снижении травмирующего воздействия транспортировки.

Для целей медицинской эвакуации применяют самые различные транспортные средства. Раненые и больные могут быть эвакуированы на транспорте общего назначения - на грузовых, а иногда даже и на боевых машинах (например, бронетранспортерах), транспортных самолетах, которые соответствующим образом оборудуют для этого. Но наиболее приспособлен для транспортировки тяжелораненых (больных) специализированный санитарный транспорт (см.), который обеспечивает им наиболее щадящие условия эвакуации. В настоящее время самыми распространенными видами санитарного транспорта, применяемого на театре военных действий, являются различные типы санитарных автомобилей и санитарных самолетов (вертолетов). Для эвакуации по железнодорожным путям сообщения применяются военно-санитарные поезда (временные и постоянные), а на морских и речных коммуникациях - санитарно-транспортные суда.

Современная система лечебно-эвакуационного обеспечения войск, базирующаяся на принципах специализированного лечения и эвакуации по назначению и учитывающая чрезвычайно сложную обстановку работы медицинской службы, вызванную возможностью широкого применения противником ракетно-ядерного оружия и других средств массового поражения как по войскам действующей армии, так и тыловым районам страны, существенно усложнила организацию медицинской эвакуации. В некоторых случаях значительная часть раненых и больных задерживается для лечения до окончательного выздоровления (лечение на месте) в лечебных учреждениях госпитальных баз, развернутых на театре военных действий. В связи с этим необходимо, чтобы эвакуируемые были распределены соответственно медицинским показаниям по многочисленным специализированным лечебным учреждениям указанных госпитальных баз и по возможности доставлены в эти учреждения непосредственно, минуя промежуточные этапы медицинской эвакуации. В результате этого медицинская эвакуация, начиная с медико-санитарных батальонов и отдельных медицинских отрядов, приобрела многопоточный характер, что в свою очередь обусловливает необходимость создания специальных органов, способствующих более четкому ее проведению (медицинские распределительные посты и пункты, сортировочные госпитали).

Медицинская эвакуация организуется, как правило, по принципу «на себя», т. е. каждый медицинский начальник (или орган управления) использует находящийся в его распоряжении санитарный транспорт для вывоза раненых из подчиненных ему (нижестоящих) звеньев медицинской службы; например, начальник медслужбы армии высылает транспорт для эвакуации раненых и больных из дивизий, дивизионный врач - из полков. Такая организация медицинской эвакуации обеспечивает возможность более оперативного и рационального использования транспортных средств в соответствии с резко меняющейся обстановкой. Однако в зависимости от ее условий медицинская эвакуация может быть организована и «от себя», когда, например, полковой транспорт направляется с ранеными в медико-санитарный батальон или отдельный медотряд.

Наличие современных санитарно-транспортных средств, в частности санитарных самолетов с большим радиусом действия, позволяет осуществлять также медицинскую эвакуацию на большие расстояния, минуя отдельные звенья лечебно-эвакуационной системы. В результате этого становится возможным более оперативно управлять эвакуационными потоками при их распределении между отдельными лечебными учреждениями или госпитальными базами на театре военных действий во избежание перегрузки последних или вести эвакуацию раненых и больных, подлежащих лечению в тылу страны, минуя часть госпитальных баз, развернутых на грунтовых и железнодорожных коммуникациях.

Усложнившаяся в связи со специализацией лечебного процесса медицинская эвакуация не может быть организована и осуществлена надлежащим образом без тщательной сортировки каждой группы эвакуируемых раненых и больных (см. Сортировка медицинская). Только при этом условии можно правильно распределить эвакуируемых по специализированным лечебным учреждениям в соответствии с нуждаемостью в тех или иных видах медицинской помощи и лечения или установить порядок их транспортировки - вид транспорта, на котором следует эвакуировать данного раненого или больного, место и очередность эвакуации, положение при транспортировке (лежа, сидя). Результаты такой эвакуационно-транспортной сортировки фиксируются наряду с указаниями об установленном диагнозе ранения (заболевания) и о медпомощи, полученной раненым или больным, в лечебно-эвакуационных документах установленной формы - первичной медицинской карточке и эвакуационном конверте, которые сопровождают эвакуируемого до конечного этапа эвакуации.

Медицинская эвакуация организуется согласно плану медицинского обеспечения войск. Планирование медицинской эвакуации осуществляется после тщательной оценки боевой обстановки и основывается на предварительном расчете возможных потерь, данных о путях эвакуации, районах размещения медпунктов и лечебных учреждений, а также сведений о ресурсах эвакуационно-транспортных средств. На основе всех этих данных производят расчет потребности санитарного транспорта и принимают решение о его распределении по эвакуационным направлениям и порядке работы в ходе боя (операции).

См. также Медицинское обеспечение Вооруженных Сил.

Медицинская сортировка представляет собой распределение пораженных на группы по признакам нуждаемости в однородных лечебно-профилактических и эвакуационных мероприятиях в соответствии с медицинскими показаниями, установленным объемом помощи на данном этапе медицинской эвакуации и принятым порядком эвакуации.

Цель сортировки и её основное назначение состоят в том, чтобы обеспечить оказание пораженным своевременной медицинской помощи в оптимальном объеме, разумно использовать имеющиеся силы и средства и провести рациональную эвакуацию.

К медицинской сортировке необходимо предъявлять следующие три принципиально важных требования. Она должна быть: непрерывной, преемственной и конкретной и своевременной.

Непрерывность сортировки заключается в том, что она должна начинаться непосредственно на пунктах сбора пораженных (на месте поражения, если перед лицом, оказывающим первую медицинскую помощь, находится несколько пораженных) и далее проводиться на всех этапах медицинской эвакуации и во всех функциональных подразделений через которые проходят пораженные.

Преемственность состоит в том, что на данном этапе медицинской эвакуации сортировка проводится с учетом следующего этапа медицинской эвакуации (куда направляется пораженный), на котором сортировка не должна повторяться, она должна быть более квалифицированной и дифференцированной.

Конкретность медицинской сортировки означает, что в каждый конкретный момент группировка пораженных должна соответствовать условиям работы этапа медицинской эвакуации в данный момент и обеспечивать успешное решение задач в сложившейся обстановке.

Своевременность медицинской сортировки заключается в том, что она должна завершаться не позднее 2-3 часов с момента поступления пораженных (больных) на этап медицинской эвакуации.

При проведении медицинской сортировки пораженные (больные) распределяются на группы. Ведущими признаками, на основании которых осуществляется распределение пораженных на группы, являются:

· опасность для окружающих - нуждаемость пораженных в изоляции или в специальной обработке (учет признаков опасности для окружающих);

· лечебный - нуждаемость пораженных в медицинской помощи, место и очередность ее оказания;

· эвакуационный - целесообразность и возможность дальнейшей эвакуации, вид транспорта и положение пораженного на транспорте.

Исходя из этих признаков пораженные (больные) распределяются на следующие группы:

Исходя из нуждаемости в специальной обработке и необходимости изоляции:

· нуждающиеся в специальной обработке, частичной, полной (в первую или во вторую очередь);

· нуждающиеся в изоляции: в изоляторах для больных с желудочно-кишечными или респираторными инфекционными заболеваниями, острыми психическими расстройствами;


· не нуждающиеся в специальной обработке и изоляции,

Исходя из нуждаемости в медицинской помощи, места и очередности ее оказания:

· нуждающиеся в медицинской помощи на данном этапе медицинской эвакуации; пораженные (больные) этой группы сразу распределяются по месту и очередности ее оказания: в операционную (в первую или во вторую очередь), в перевязочную (в первую или во вторую очередь), в противошоковую и т.д.;

· не нуждающиеся в медицинской помощи на данном этапе медицинской эвакуации или нуждающиеся в медицинской помощи, но она в сложившихся условиях не может быть оказана;

· имеющие не совместимые с жизнью поражения (сортировочное заключение в отношении пораженных, которые выделены в группу имеющих поражения, не совместимые с жизнью, подлежит обязательному уточнению в процессе наблюдения и лечения)Например, в 40-й Армии при сортировке так называемую группу «безнадёжных» разделяли на два потока - один направляли в операционную в первую очередь, а второй - в палаты интенсивной терапии и реанимации. Анализ показал, что 52% раненым из группы «безнадёжных» удалось сохранить жизнь.

Исходя из возможности и целесообразности дальнейшей эвакуации, вида транспортных средств, очередности и способа транспортировки, эвакуационного предназначения:

· подлежащие дальнейшей эвакуации в другие лечебные учреждения; пораженные (больные) этой группы распределяются: по эвакуационному назначению (определяется, в какое лечебное учреждение надлежит эвакуировать пораженного), очередности эвакуации (в первую или во вторую очередь), виду транспортных
средств (авиационный, санитарный, автомобильный и т.д.), способу транспортирования (лежа, сидя), по месту в транспортном средстве (на первом, втором, третьем ярусе) и нуждаемости в медицинском наблюдении в пути следования;

· подлежащие оставлению в данном лечебном учреждении (до окончательного исхода или временно в связис тяжестью состояния - нетранспортабельностью);

· подлежащие возвращению по месту жительства (расселения) или кратковременной задержке для медицинского наблюдения.

Медицинская сортировка должна начинаться непосредственно в пунктах сбора пораженных, проводится на этапе медицинской эвакуации и осуществляется во всех его функциональных подразделениях. Ее содержание зависит от задач, возлагаемых на то или иное функциональное подразделение и этап медицинской эвакуации в целом, а также от условий обстановки. Медицинская сортировка является организационным мероприятием, способствующим своевременному оказанию поражённому или больному необходимой медицинской помощи и рациональной его эвакуации. При проведении сортировки на сортировочной площадке необходимо строго соблюдать правило: вновь прибывшие поражённые и больные должны размещаться или в отдельном ряду площадки или в свободном секторе сортировочной. Размещение вновь прибывших поражённых и больных на освободившихся местах приводит к тому, что о них «забывают», т.к. сортировочная бригада считает, что поражённые, находящиеся в данном ряду уже прошли сортировку. Имеющийся опыт показывает, что в приёмно-сортировочных подразделениях ЭМЭ сортировку целесообразно проводить заблаговременно сформированными и слаженными сортировочными бригадами. Оптимальный состав сортировочной бригады для носилочных - врач, фельдшер(медсестра), медицинская сестра, 2 регистратора и звено носильщиков; для легкопоражённых- врач, медицинская сестра, регистратор.

Для успешного проведения медицинской сортировки на каждом этапе медицинской эвакуации требуется тщательная её организация. Для этого необходимо:

· выделение самостоятельных функциональных подразделений с достаточной емкостью помещений для размещения пораженных, обеспечение удобных подходов к пораженным;

· организация вспомогательных функциональных подразделений для сортировки -сортировочные посты (СП), сортировочные площадки;

· создание сортировочных бригад и их оснащение необходимыми простейшими средствами диагностики

· обязательная фиксация результатов сортировки (сортировочные марки, первичные медицинские карточки и т.п.) в момент ее проведения);

· выделение медицинской сестры-диспетчера для регулирования размещения поступающих пораженных и их дальнейшего движения.

В чрезвычайных ситуациях мирного времени, как и при медицинском обеспечении воинских частей и подразделений в ходе боевых действий, всегда имеет место несоответствие между потребностью в медицинской помощи и возможностью ее оказания.

Согласно медико-тактическим расчетам, основанным на результатах анализа действий сил медицинской службы ВС РФ в современных локальных войнах, военных конфликтах, а также при различных катастрофах, авариях и стихийных бедствиях, до 25-30% и более от общего числа пораженных нуждается в неотложных лечебных мероприятиях, которые наиболее эффективны в первые часы после травмы. Потому при большом количестве пораженных медицинский персонал неминуемо оказывается перед необходимостью выбора - кому оказывать помощь в первую очередь?

И отечественный и зарубежный опыт говорят о том, что приоритетом в получении неотложных лечебных мероприятий должны пользоваться те тяжелопораженные, кто имеет еще шанс выжить. То есть и в ситуациях мирного времени медицинская сортировка при значительном количестве пострадавших должна носить прогностический характер.

Из мировой практики оказания медицинской помощи в ЧС известно, что не получив необходимой помощи, через 1 час после первой травмы умирает 40%, через 3 часа ~ 60%, через 6 часов-95% из тех тяжелопострадавших, кто при своевременном оказании медицинской помощи имел возможность выжить. Оказывая медицинскую помощь первому попавшемуся на глаза или подряд всем пораженным, медицинский персонал наносит непоправимый ущерб, способствует необоснованной гибели пораженных, которых можно было бы спасти. При таком оказании помощи природа сама выполняет жестокую работу врача по медицинской сортировке.

Несколькими месяцами позже при землетрясении в Гиссарской долине (Таджикистан, 5.02. 1989) точность коэффициента а соотношения между погибшими и тяжело пострадавшими 1:3 подтвердились. Несомненно, что лучшие показатели аварийно-спасательных работ в целом и медицинской службы в частности при этом природном бедствии обусловлены приобретенным в Спитаке и Ленинакане горьким опытом, Нельзя сбрасывать со счета и значительно более раннее, чем в Армении начало проведения спасательных работ, сокращение по времени фазы изоляции района землетрясения.

Практика показывает, что если спасатели начинали работать в первые 3 часа после землетрясения, возможно спасение до 90% оставшихся в живых под завалами, через 6 часов - лишь 50%. С течением времени число оставшихся в живых неуклонно уменьшается и через 9-10 дней спасать уже практически некого.

Таким образом, уроки ЧС при землетрясении в Армении, технологических катастрофах в Арзамасе, Свердловске, Уфе, других регионах России и мира убедительно свидетельствуют о необходимости соблюдения требования приоритетности в оказании медицинской помощи тяжело пострадавшим с относительно благоприятным прогнозом, особенно на догоспитальном этапе.

Для оформления результатов медицинской сортировки на первом этапе эвакуации используются следующие документы (при этом преподаватель демонстрирует образцы ниже перечисленных документов):

Журнал регистрации (учета) пораженных. Предназначен для регистрации всех обратившихся за помощью (или доставленных на этап эвакуации). Сведения о пострадавших заносят в журнал непосредственно при осмотре пораженного (больного) или на основании записей в корешках первичных медицинских карточек.

Первичная медицинская карточка, Является формой персонального учета и предназначена для обеспечения преемственности и последовательности лечебно-эвакуационных мероприятий, медицинской сортировки пораженных и их первичного медицинского учета. Заполненная карточка приобретает юридическое значение, поскольку она удостоверяет факт поражения (ранения, заболевания) и, следовательно, дает право на эвакуацию пострадавшего на второй этап эвакуации. Карточку заводят на пораженных, подлежащих эвакуации. На пораженных, не нуждающихся в медицинской помощи на первом ЭМЭ и не нуждающихся в эвакуации на второй ЭМЭ, а отправляемых на амбулаторное лечение по месту расквартирования, медицинская карточка не заполняется. Они регистрируются только в журнале учета пораженных.

Сортировочные марки - вспомогательное средство при сортировке. Они имеют разную форму, цвет, что дает возможность бригадам носильщиков быстро ориентироваться в отборе пораженных по срочности и транспортировке в соответствующее функциональное отделение (больницу) для своевременного оказания соответствующей медицинской помощи. Сортировочные марки прикрепляют к одежде пораженного булавкой или на бечевке на видном месте.

Эвакуационный паспорт. Выдается водителю или сопровождающему. В нем указываются сведения о профиле пораженных, находящихся в транспорте, их количестве, а также носилочных и сидячих, время отправления транспорта и др.

Путевые и маршрутные листы. Выдаются водителю. При эвакуации воздушным транспортом представляются пофамильные списки.

История болезни. На первом ЭМЭ заводится только на нетранспортабельных пораженных иди легко пораженных, оставляемых для временного лечения. На втором ЭМЭ - на всех пораженных, поступивших на стационарное лечение, при этом первичная медицинская карточка вкладывается в историю болезни.

Опыт ликвидации медико-санитарных последствий ЧС свидетельствует, что медицинская сортировка чаще всего является узким местом в деятельности этапов медицинской эвакуации, Это связано с тем, что врачи, осуществляющие медицинскую сортировку, не всегда хорошо знают этиологию, патогенез поражений (заболеваний), основы и методы их этапного лечения, а такэюе содержание и организацию работы функциональных подразделений медицинского формирования, учреждения

Поэтому совершенствование знаний и умений по медицинской сортировке является важнейшим условием для эффективного решения задач лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных в ЧС.

Составной частью лечебно-эвакуационного обеспечения, которая неразрывно связана с процессом оказания медицинской помощи пострадавшим (больным) и их лечением, является медицинская эвакуация.

Под медицинской эвакуацией понимают вынос (вывоз) пораженных (больных) из очага, района (зоны) чрезвычайной ситуации и транспортировку до этапов медицинской эвакуации с целью своевременного оказаний пораженным (больным) необходимой медицинской помощи и возможно ранней их доставки в лечебные учреждения, где может быть оказана исчерпывающая медицинская помощь и осуществлено лечение.

Медицинская эвакуация - это сложный комплекс организационных, медицинских и технических мероприятий, проводимых во всех звеньях системы лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных.

Следует отметить, что медицинская эвакуация, кроме указанной цели, обеспечивает своевременное освобождение этапов медицинской эвакуации и возможность их повторного использования.

Маршрут, по которому осуществляется вынос и транспортировка пораженных (больных), называется путь медицинской эвакуации.

Расстояние отпункта отправки пораженного до места назначения принято считать плечом медицинской эвакуации.

Совокупность путей эвакуации, расположенных в полосе (части) административной территории субъекта Российской Федерации, развернутых на них функционально объединенных этапов медицинской эвакуации и работающих санитарных и других транспортных средств, как упоминалось, называется эвакуационным направлением.

При крупномасштабной ЧС в системе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных может создаваться несколько эвакуационных направлений, как это имело место при ликвидации последствий землетрясений в Ашхабаде, Армении и при других стихийных бедствиях и катастрофах. Медицинская эвакуация начинается с Организованного выноса, вывода и вывоза пораженных (больных) го зоны катастрофы и завершается доставкой их в лечебные учреждения, обеспечивающие окончательное лечение.

Как правило, основным средством эвакуации пораженных из зоны катастрофы в ближайшее лечебное учреждение является автомобильный транспорт (санитарный и общего назначения)

Места погрузки пораженных на транспорт выбирают как можно ближе к очагу поражения вне зоны загрязнения (заражения) и пожаров. Для оказания медицинской помощи и ухода за пораженными в местах их сосредоточения до прибытия бригад экстренной медицинской помощи (врачебно-сестринских, фельдшерских бригад) и других формирований выделяется медицинский персонал из состава скорой медицинской помощи, спасательных отрядов, санитарных дружин. В этих местах (пунктах сбора) подготавливается погрузочная площадка, организуется оказание пораженным медицинской помощи, проводится их сортировка.

В ряде случаев для медицинской эвакуации из зоны ЧС используется авиация, в частности - вертолеты. Современные воздушные эвакотранспортные средства (вертолет Ми-8 МБ "Биссектриса", самолеты Ан-26 "Спасатель", Ил-74 "Скальпель") являются по сути летающими реанимационными, позволяющими осуществлять весь объем неотложной реанимационной помощи любым категориям пострадавших и в несколько раз снижать летальность на путях эвакуации (летальность в пути на автомобилях при политравме может достигать 3 3 - 44 %).

Эвакуация осуществляется по принципу «на себя» (машины скорой медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений, региональных, территориальных центров медицины катастроф и т. п) и «от себя» (транспортом пострадавшего объекта, спасательных отрядов и др.).

Общим правилом при транспортировании пораженных (больных) на носилках является несменяемость носилок с их заменой из обменного фонда. Объем эвакуационных мероприятий в ЧС мирного времени может быть весьма значительным. Так, например, в Башкирии при взрыве трубогазопровода, повлекшего за собой крупную железнодорожную катастрофу с числом пострадавших более 1200, для эвакуации пострадавших непосредственно из очага в специализированные стационары региона катастрофы и Центра было задействовано около 40 вертолетов и более 130 автомобилей.

Практика организации медицинской эвакуации в ЧС мирного и военного времени позволила выявить общие требования к ней. Медицинская эвакуа­ция должна осуществляться на основе медицинской сортировки и в соот­ветствии с эвакуационным заключением в первичной медицинской карте или другом сопроводительном документе. Медицинская эвакуация должна быть кратковременной , обеспечивающей скорейшую доставку пораженных (больных) в ЛПУ по назначению и исключающей однотипные или промежуточ­ные этапы медицинской эвакуации.

Последовательное прохождение пораженных (больных) через все этапы медицинской эвакуации совершенно необязательно. В случаях, когда соз­дается обстановка, позволяющая производить эвакуацию пораженных (боль­ных) минуя те или иные этапы без ущерба для их здоровья, такая эвакуа­ция должна обязательно применяться.

Медицинская эвакуация должна быть максимально щадящей .

Наиболее щадящими видами транспорта являются авиационный и железно­дорожный. Авиационные транспортные средства являются наиболее мобиль­ными, обеспечивают доставку пораженных (больных) в короткие сроки, а вертолетами, кроме того, можно эвакуировать из труднодоступных мест.

Эвакуация с медицинской точки зрения не может считаться положительным фактором для пораженных в ЧС и обычно является вынужденным мероприятием, обусловленным складывающейся обстановкой и невозможностью организовать оказание исчерпывающей медицинской помощи и полноценное лечение пораженных в непосредственной близости от зоны (района) ЧС. Поэтому эвакуация - это не самоцель, а лишь средство, способствующее достижению наилучших результатов в выполнении одной из главных задач СМК - быстрейшего восстановления здоровья пораженных в ЧС, максимального сокращения смертельных исходов. Очевидно, что для эвакуации следует использовать наиболее щадящие и скоростные транспортные средства.

Нетранспортабельность - состояние пораженного (больного), обуслов­ленное самим поражением или перенесенным медицинским вмешательством, не позволяющее эвакуировать его в связи с возможностью возникновения тяжелых осложнений (вплоть до смертельного исхода), вызванных условия­ми транспортировки.

К группе нетранспортабельных относят тех пораженных (больных), кото­рые нуждаются в дальнейшей эвакуации на последующий этап, но не спо­собны перенести ее по тяжести состояния здоровья. В эту группу не включаются лица, имеющие несовместимые с жизнью повреждения (они не нуждаются в эвакуации, а нуждаются в облегчении страданий).

Нетранспортабельных пораженных (больных) на этапе оказания первой врачебной помощи не выделяют. Правильно выполненные мероприятия первой врачебной помощи по жизненным показаниям лицам, не имеющим несовмести­мых с жизнью травм, обеспечивают подготовку пораженных (больных) к дальнейшей эвакуации. В особых случаях необходимо обеспечить поддержание жизненно важных функций органов и систем в пути следования. Друго­го выбора в условиях ЧС в настоящее время нет.

Нетранспортабельные пораженные (больные) подлежат временной госпитализации с целью прове­дения интенсивной терапии. Сроки нетранспортабельности зависят: от ви­да транспорта, на котором эвакуируют пострадавшего; характера меди­цинского вмешательства; тяжести состояния здоровья, обусловленного са­мим поражением и некоторых других причин. Так, например, сроки нет­ранспортабельности пораженных (больных) терапевтического профиля при эвакуации их автомобильным транспортом колеблются от 1 до 5 суток. Од­нако в случае использования авиационного транспорта указанные сроки резко меняются: в первые сутки могут быть эвакуированы до 60%, а во вторые - до 40% пострадавших.

При оказании хирургической помощи нетранспортабельность при эвакуа­ции санитарным автомобильным транспортом составляет: после трепанации черепа - 21 сутки, после лапаротомии - 10, торакотомии - 2-4, ампута­ции - 2-3 суток, при травматическом и ожоговом шоке - после выведения из него и т.д. При эвакуации же этих категорий пораженных авиационным транспортом в первые сутки могут быть эвакуированы до 25%, а во вторые - оставшиеся 75% пораженных.

При подготовке пораженного (больного) к эвакуации он должен быть приведен в транспортабельное состояние. В случае смерти пострадавшего в пути следования юридическую ответственность несет врачебный состав, давший разрешение на эвакуацию. Первичная медицинская карта и все личные до­кументы должны находиться при каждом эвакуируемом.

Загрузку транспорта необходимо осуществлять по возможности однопрофильными по характеру и локализации пораженными. Это значительно облегчает их эвакуацию по назначению, сокращает межбольничные переводы и перевозки.

Медицинская эвакуация проводится при невозможности оказания полноценной МП пораженным в районе ЧС, начинается с выноса (вывоза) пораженных из очага поражения и завершается с поступлением их в лечебные учреждения, где оказывается полный объем МП и лечение. За эвакуацию пораженных с участков аварийно-спасательных работ отвечают соответственно руководитель аварийно-спасательными работами, начальники формирований службы экстренной медицинской помощи, руководители объектов народного хозяйства (предприятий и организаций) или представители местных органов власти (городских, районных и т.д.).

Эвакуационное направление - совокупность путей, с развернутыми на них этапами медицинской эвакуации, по которым пораженные и больные эвакуируются до лечебного учреждения, оказывающего исчерпывающую медицинскую помощь и осуществляющего лечение,

Порядок медицинской эвакуации определяется в ходе эвакуационно-транспортной сортировки, т.е. распределения пораженных на однородные группы по их эвакуационному предназначению, очередности эвакуации, виду транспортных средств и способам эвакуации.

Производится медицинская эвакуация воздушным, водным, железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта. Условия эвакуации не должны усугублять состояния пораженных и обеспечивать возможность оказания необходимой МП пораженным в пути следования до стационара.

Основные правила медицинской эвакуации:

  • - в первую очередь на транспорт грузятся тяжело пораженные;
  • - во вторую - пораженные средней тяжести, которые могут перевозиться в положении сидя;
  • - в третью - легкопораженные.

Подготовка пострадавших к эвакуации включает комплекс мероприятий, направленных на восстановление и стабилизацию жизненно важных функций, создание поврежденным органам и тканям условий, исключающих возможность развития осложнений в процессе эвакуации. Они сводятся к интенсивной терапии раненых и лечению поврежденных органов и тканей до уровня, безопасного для эвакуации. В значительной мере эти мероприятия определяются характером, тяжестью и локализацией повреждения. При оценке показаний к эвакуации следует ориентироваться на общее состояние пораженных и на состояние поврежденных органов и тканей. Особое место при оценке показаний к эвакуации отводится черепно-мозговой травме с повреждением головного мозга. Следует помнить , что пораженные с повреждением головного мозга без операции переносят эвакуацию лучше, чем после операции. Таких раненых не следует задерживать на этапе квалифицированной помощи для проведения диагностических мероприятий и дегидратационной терапии. Нарушение сознания и очаговая неврологическая симптоматика не являются противопоказанием к эвакуации.

Эвакуация пострадавших из очага поражения представляет сложный, длительный, нередко достаточно травматичный процесс. При этом большинству раненых и больных не может быть оказана исчерпывающая помощь в ранние сроки и поэтому ее приходится оказывать поэтапно в строго необходимом объеме и с сохранением преемственности в ходе всего процесса лечения. В ходе этапного лечения в условиях ЧС одинаково ошибочно недовыполнение объема помощи, связанное с угрозой возникновения жизненно опасных осложнений, или наоборот, выполнение излишних лечебных мероприятий, затрудняющих дальнейшую транспортировку раненого и снижающих ее переносимость. Инфекционные больные и пораженные с резко выраженными признаками психического расстройства должны изолироваться и перевозиться отдельно. При эвакуации инфекционных больных должен обеспечиваться противоэпидемический режим с целью недопущения распространения инфекции на путях эвакуации.

Преемственность и последовательность в проведении лечебно-эвакуационных мероприятий могут быть достигнуты при условии четкого ведения медицинской документации, позволяющей медицинскому персоналу быстро ориентироваться в состоянии пострадавших на предыдущих этапах медицинской эвакуации и проведенных лечебно-профилактических мероприятиях. К примеру, в одном медицинском формировании пораженному оказали полноценную МП, о которой в результате отсутствия сопровождающего документа на следующем этапе медицинской эвакуации не известно. В лучшем случае здесь будет бесцельно затрачено время на дополнительный опрос и обследование пораженного. Нередко проведенное ранее мероприятие выполняется вновь, что может оказаться небезопасным для пострадавшего и является ненужной тратой времени медицинским работником. Наибольшее значение для обеспечения последовательности в оказании медицинской помощи раненым и больным имеют такие документы персонального медицинского учета, как «Первичная медицинская карточка» и «История болезни». Первичная медицинская карточка заполняется на всех пострадавших в ЧС в связи с повреждением или заболеванием, при первом оказании врачебной помощи и которые после оказания МП будут эвакуированы в лечебное учреждение. В ней отмечается наименование службы (медицинского пункта, учреждения), выдавшего карточку, анкетные данные пораженного, время ранения (заболевания), характер поражения, диагноз, оказанная медицинская помощь, порядок, способ и очередность эвакуации. Заполнение карточки продолжается до того момента, когда на раненого или больного заводится история болезни, при этом карточку вклеивают в историю болезни.

Из определения системы лечебно-эвакуационного обеспечения следует, что по мере эвакуации к месту окончательного лечения пораженный вынужден находиться на попечении многих врачей. Если каждый из них не будет руководствоваться едиными взглядами на оказание МП при данном повреждении или заболевании, то это, несомненно, отрицательно повлияет и на течение, и на исход лечения.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх