Задания для устного собеседования по русскому языку. Устное собеседование по русскому языку

5 сентября на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов.

Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации.

Устная часть по русскому языку ОГЭ 2018- демоверсия от ФИПИ

При разработке экзаменационной модели была проведена большая и сложная работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и общественно-профессионального обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация будет проведена осенью 2017 года в 19 регионах РФ. Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году.

Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.

На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».

Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике и выразила надежду, что педагогическое сообщество примет активное участие в ее обсуждении.


▫ Те отправлять ребенка в школу и гадать, будет пробел в воспитании или нет? Дети же предупредили директора заранее, но это ничего и никого не остановило...Мама вообще бред несет про `все смеялись и стреляли, получили синяки`...И это взрослые люди. А у детей хотя бы ума хватило предупредить взрослых. Жаль не догадались со `стрелком` никуда не ходить в этот день. И опять дружба... `Илья Д. учится в нашей школе, но мы не дружим. Он хулиган, он сам по себе конфликтный, сказал РИА Новости один из учеников школы. Другие дети также подтвердили, что стрелявший конфликтовал со многими сверстниками по любым причинам.`
▫ Это ж закон жисти: - Если два налога вступают в противоречие, то оплачиваются оба же и целиком; - Если не вступают - то каждый выплачивается отдельно. ... И целиком, естественно.
▫ А что в школе? А в школе что-то жевали. Вместо того, чтобы принять меры к обнаружению и изъятию пневматики. Позвонить не судьба была в райотдел. Стало известно про `ствол` (нож, топор, канистру, тактический ядерный заряд...) - время не морали читать и воспитательным процессом заниматься. И тем более не выяснять учительскую вину (степень, меру, глубину). Ибо меры принимать надо уже иные. Стреляли НЕ в школе. Учили их стрелять друг по другу НЕ в школе. ====================== - Принёс пистолет, на ПЕРВОМ уроке всем показал. - Пропустил первые два урока в этот день. - Все начали стрелять по очереди. - Стрелял, как говорил очевидцы, по ногам детей. (ну... одно другого так-то не исключает: дождался своей очереди, может. Вот сколько дробин в магазине было? Не указано). - У (героя дня) прострелена шея и левое плечо. Так что ТАМ, в школе?! На таких взаимоисключающих сведениях картину не воссоздашь. И верных выводов не сделаешь. (Их и не по каждому собранному материалу можно сделать: материал материалу рознь. Бывает, такой материал принесут - хоть стой, хоть падай). Чего гадаем, как там да что?! В десяти строчках двадцать противоречий... А про то, что в школе ситуацию про... прощёлкали и про то, что в школе не организовывали стрельбу - я уже сказал. И к маме вопросы, разумеется: как так воспитывала или не воспитывала - и почему. Хотя обязана заниматься воспитанием своего ребёнка. Причём в первую очередь - родитель. Учитель - потом. При желании с этим спорить - это не к Усу. Желающие спорить пусть спорят с действующим законодательством. И да: `пробел в воспитании школой` (и то, в случае если он есть, а не так хотелось упрекнуть в том, что его нет - и т.п.) - я полагаю, не стоит ставить в один ряд с неумением или нежеланием организовать всё зависящее в случае реального появления соответствующих обстоятельств. Это совершенно не одно и тоже.
▫ Огромное спасибо!
▫ А что тогда в этой школе №10? Вот объяснительная мамы.... `Татьяна, мать восьмиклассника, стрелявшего в других детей из пневматического пистолета в станице Ахатнизовской, в разговоре с корреспондентом КП - Кубань не может сдержать слез. - Такой ужас раздули, такого уголовника из него сделали. Я боюсь за своего сына. Пришла сейчас домой, а он сидит, даже не ест ничего. А если он что-то с собой сделает? Все произошло 4 марта в 11:30 недалеко от школы в станице Ахтанизовской, что в Темрюкском районе. Мальчишки после урока побежали в местный ларек за булочками и шоколадками. У этой торговой точки и произошла пальба. Татьяна клянется, что не знает, откуда у сына пистолет. Ей он сказал, что нашел, но она не верит. Женщина защищает своего сына, но не оправдывает: мол, да, стрелял, нельзя так делать. Однако, у нее своя версия случившегося. - Он принес пистолет в школу, на 1-м уроке всем показал. Все смеялись, веселились. А потом на перемене пошли в ларек. У сына было с собой 50 рублей. Я знаю, что он всегда покупает себе курник. Он попросил у кого-то 10 рублей. Потом у ларька все начали стрелять по очереди из этого пистолета. Все смеялись. И он сам говорил: Теперь в меня стреляйте. У него же тоже простреляна шея и левое плечо. Я говорила об этом, но никто даже не обращает на это внимание. Почему моему сыну не оказали помощь?` Учителя тоже ничего сделать не могут. А кто тогда будет делать?

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе. Теория и практика.

С этого учебного года планируется введение устной части ГИА-9 по русскому языку. 5 сентября в Рособрнадзоре состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов. При разработке экзаменационной модели была проведена большая работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация проведена осенью 2017 года в 19 регионах РФ. Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году. Когда будет проводиться настоящее собеседование, и повлияют ли его итоги на допуск к ОГЭ, станет ясно по итогам проведённой апробации. Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.
На выполнение работы каждому участнику будет отводиться 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно
в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка или при необходимости по аудиозаписи после экзамена. Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет». Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике. Демоверсия выложена на сайте ФИПИ. Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций в целях допуска к государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты устной части могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы. Работа проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических). Экзаменационная работа построена с учётом вариативности : испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем монолога (беседы). Предложены две модели проведения устной части ГИА 9. Слайд 2 Модель (без собеседника) с использованием компьютерных технологий, которая включает следующие типы заданий . До экзамена выпускник должен предупредить о своём выборе этого варианта, потому что устанавливается специальное программное обесп е чение. В ходе экзамена выпускник пошагово выполняет указанные задания, которые считывает с экрана. Город выбирал такую форму апробации. Экзамен в целом проходит быстрее. (Плюс: современным детям эта форма ближе, проще. Минус : требуется специальная гарнитура, так как говорящие одновременно в одной аудитории мешают друг другу.) Формы разные, ученик выбирает что ближе, но работа учителя по подготовке к экзамену одинаковая. Вторая модель с учителем-собеседником . Слайд 3. Обратимся к демоверсии 2017 года, которая выложена на сайте ФИПИ. В ходе апробации выявились спорные, неясные моменты при выполнении заданий, о которых я буду сразу говорить. Так, во время проведения всех экзаменов КИМы выпускникам выдаются на руки, есть время на знакомство. Здесь нигде не прописано, когда ученик получает КИМ и должен ли ознакомиться со всем вариантом. Или предполагается, что он знает структура КИМа и всё делает спонтанно. Но это тоже какое-то нарушение. 1 задание. Чтение текста. Слайд 4. Прочитать не просто быстро, а в соответствии с коммуникативной задачей, т.е. выразительно: правильно интонируя все знаки препинания, подбирая оптимальный темп и тембр, мелодику голоса, делая логические ударения. Тексты сложные, познавательного характера. Много терминов. Есть числительные, которые ученики неверное склоняют. Из-за волнения просто искажают слова, за что тоже лишаются баллов. Так, Суворов, н-р, стал и Сувориным, и Суровым. С этим задание справились все. 2 задание. Пересказ прочитанного текста с введением цитаты. Слайд 5. Не того, который дается после текста, как в Демоверсии, а самого текста для прочтения. Подготовка 1 минута . Пересказ 3 минуты . Высказывания даются неизвестных авторов. Ученики ошибаются даже при произношении фамилий. Возникает вопрос о введении цитаты. Задание : при цитировании использовать любую форму: прямую речь, вводное словосочетание, косвенную речь. Значит ли, что при прямом цитировании можно читать? Если на одной странице?! Слайд 6 . В критериях это задание оценивается как сжатое изложении, по микротемам. Их выпускники сохраняют. А вот цитату после пересказа забывают вводить. Поэтому все ввели в конце пересказа. Об уместности и логичности её ведения не приходится говорить. Нужно ли выпускнику проявлять своё отношение к цитате? Помимо содержания, 1 и 2 задания оцениваются за грамотность 3 задание. Монологическое высказывание. Слайд 7. Сразу хочется сказать, что распечатывать КИМ надо на цветном принтере. Иначе фотографии описать очень проблематично. Слайд 8. Из 3 предложенных тем, где представлены описание, повествование и рассуждение, выпускник выбирает одну. 1 минута подготовки + 3 мин. на ответ. Помимо умения создавать текст определённого типа, чётко следуя его композиции, здесь требуются фоновые знания по истории, естественным дисциплинам, знание русской литературы, искусства+ богатый жизненный опыт . Например, в апробации нужно было рассказать о любимом актёре. Понятно, что создатели КИМа имели ввиду отечественного. Выпускники, кроме Ван Дама и Шварценеггера, вообще никого не могут назвать. Описывая фотографию с рисующей девушкой, надо было поведать о собственных увлечениях. Это тоже вызвало затруднение. От русского языка в этом задании - только форма изложения, а содержание – это знания учащихся обо всём. Они, к сожалению, мягко говоря, не всегда есть. Плюс: есть карточки с вопросами в помощь ученику. Слабые дети пытаются строить монолог в виде ответов на них. Минус : тогда не получается связный текст, а оценивается выполнение коммуникативной задачи, цельность и последовательность изложения. Слайд 9. Это задание самое сложное. За 1 минуту экспромтом правильно составить текст на только что полученную тему не каждый взрослый сможет. Поэтому здесь необходима очень серьёзная подготовительная работа. Оценивается и речевое оформление. Примечание. 4 задание. Участие в диалоге. Слайды 9-10. Без подготовки выпускник отвечает на 3 вопроса по выбранной теме. Общее время ответа – 3 минуты. Минусы : односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса. Все эти результаты получены при том, что мы на элективных занятиях уже успели разобрать Демоверсию, повторили типы речи, выполняли задания открытого банка оценочных заданий по русскому языку из раздела «Говорение». Слайд 11. Предвидя предстоящие трудности введения новой формы аттестации, в 2017-2018 учебном году кафедра гуманитарных дисциплин создала на базе школы муниципальную экспериментальную площадку «Подготовка к устной части государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе на основе системно-деятельностного подхода». Слайд 12. Целью опытно-экспериментальной работы стало выявление оптимальных форм, методов, приемов и средств подготовки обучающихся, которые позволят добиваться высокого качества образования и готовить обучающихся к сдаче устной части ОГЭ по русскому языку. Одна из задач – выявление возможностей УМК по русскому языку под редакцией Т.А.Ладыженской, позволяющих обучающимся овладеть чтением, пересказом и говорением как видами речевой деятельности, формирующими коммуникативную, лингвистическую и культуроведческую компетенции. Результатами работы будем делиться на последующих семинарах.

ВАРИАНТ 1

Задание

1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) - первый русский ученый.

Выразительно прочитайте текст о М.В.Ломоносове вслух.

Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово), близ Холмогор, около Архангельска. В 19 лет без ведома отца ушел из дому и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Этот упрямо стремившийся к знаниям сын государственного крестьянина стал выдающимся ученым, академиком, основателем университета, государственным и общественным деятелем, великим просветителем. С него, со знаменитой ломоносовской строки «Восторг внезапный ум пленил», начинается история новой русской поэзии. «Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вспупленье впереди книги», - верно сказал Н.В. Гоголь. Пушкин верно заметил, что Ломоносов прежде всего был великим ученым и просветителем и что поэзия для него имела чисто служебное, прикладное значение. Но именно поэтому будущий поэт изучал искусство поэзии Германии и стал по возвращении реформатором русского стиха, написав в 1739 году знаменитую оду на взятие Хотина и теоретическое «Письмо о правилах русского стихотворства», в котором спорил с Тредиаковским. Итогом этого спора явилось создание силлабо- тонической поэзии, то есть такой свободной в размерах и рифмованной, какой она является сегодня. С поэзией связана и знаменитая ломоносовская теория «трех штилей», открывшая дорогу для создания нового литературного языка.

Академик Ломоносов и в поэзии мыслил государственно и научно, что оставляло мало места лирике, высказыванию личных чувств. Он прославлял реформы и победы Петра Великого и посвятил ему героическую поэму.

Любимые науки, и прежде всего астрономия, география и естествознание, также находили отражение в его поэзии. В 1747 году Ломоносов написал свой «Памятник» («Я знак бессмертия себе воздвигнул…»), вольный перевод знаменитой оды Горация где уже есть намеки на российскую действительность и его собственную судьбу.

Главным жанром поэзии Ломоносова были «торжественные» или «похвальные» оды, обращенные к монархам. Хвалы поэта всегда искренни, он любил и уважал императрицу Елизаветудочь Петра Великого. «Всякое прикосновение к любезной сердцу его России,на которую глядит под углом ее сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной», - говорил о поэте Гоголь.

(по В.И.Сахарову)

2. Пересказ текста.

Но именно поэтому будущий поэт изучал искусство поэзии Германии и стал по возвращении реформатором русского стиха, написав в 1739 году знаменитую оду на взятие Хотина и теоретическое « Письмо о правилах русского стихотворства», в котором спорил с Тредиаковским. Итогом этого спора явилось создание силлабо- тонической поэзии, то есть такой свободной в размерах и рифмованной, какой она является сегодня. С поэзией связана и знаменитая ломоносовская теория «трех штилей», открывшая дорогу для создания нового литературного языка.

Подумайте, где лучше использовать слова о М.В.Ломоносове в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования .

Князь В.Ф. Одоевский увидел в российском поэте 18 столетия всеобъемлющего гения, схожего с титанами эпохи Возрождения: «Этот человек - мой идеал; он тип славянского всеобъемлющего духа,которому,может быть,суждено внести гармонию, потерявшуюся в западном ученом мире.Этот человек знал все,что знали в его веке: об истории, грамматике, химии, физике, металлургии, навигации, живописи и пр., и в каждом сделал новое открытие, может,именно потому, что все обнимал своим духом».

ВАРИАНТ 2

1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель-реалист.

Выразительно прочитайте текст о И.С.Тургеневе вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Иван Сергеевич Тургенев - великий русский романтист, первый из русских писателей, чьи произведения получили мировую известность, были переведены на многие языки. Он первый вошел в круг выдающихся европейских писателей, много жил за границей, преимущественно в Париже, был знаком с Жорж Санд, Гюставом Флобером, Эмилем Золя, Альфонсом Доде. Его отец, красавец, гвардейский офицер, был человеком неглупым, слабовольным и эгоистичным, рано умер и никакого положительного влияния на характер сына не оказал (некоторые его черты потом отразились в тургеневской повести «Первая любовь»). Мать будущего писателя, богатейшая орловская помещица, отличалась тяжелым, деспотическим характером, жестоко наказывала мальчика, угнетала и обижала уже взрослого сына (она умерла в 1850 году), не давала ему денег, все время грозила лишить наследства. До весьма зрелых лет он был в полной власти самодурства волевой крепостницы, потом описанной в знаменитом рассказе «Муму». Все это вызвало протест против крепостничества и повлияло на характер юноши, мягкий и ранимый, сентиментальный, лишенный сильной мужской воли и самостоятельности, поддающийся любому энергичному нажиму и влиянию и обреченно видевший в важных событиях своей жизни некий рок, трагическую неизбежность.

Тем не менее он получил великолепное образование в нескольких пансионах, учился в Московском, Петербургском и Берлинском университетах. Тургенев много путешествует. По возвращении из-за границы поселился в своем родовом имении Спасское-Лутовиново, затем познакомился с Лермонтовым, а потом с Белинским, Некрасовым, Достоевским.Будущий знаменитый романист начинал как поэт, печатал поэмы и стихотворения, да и по своей натуре был лириком, учеником Жуковского. В 1844 году написал свою первую повесть – «Андрей Колосов», где в эскизах уже появились главные герои и обозначился сам стиль романов Тургенева. К началу 1847 года Тургенев сотрудничает с журналом «Современник», публикует свои произведения: романы «Рудин» 1856 год, «Дворянское гнездо» 1859 год. В «Русском вестнике» - романы «Накануне»1859 год, «Отцы и дети» 1861 год, «Дым» 1867 год. Завершается литературная деятельность Тургенева циклом лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» и речью о Пушкине.

(по В.И.Сахарову)

2. Перескажите текст.

До весьма зрелых лет он был в полной власти самодурства волевой крепостницы, потом описанной в знаменитом рассказе «Муму». Все это вызвало протест против крепостничества и повлияло на характер юноши, мягкий и ранимый, сентиментальный, лишенный сильной мужской воли и самостоятельности, поддающийся любому энергичному нажиму и влиянию и обреченно видевший в важных событиях своей жизни некий рок, трагическую неизбежность.

Подумайте, где лучше использовать слова о И.С.Тургеневе в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования .

« И.С. Тургенев - один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой.» (Ф.В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г. )

ВАРИАНТ 3

1. Чтение текста .

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Елизавета Петровна Глинка (1962-2016) - русский писатель - российский общественный деятель и правозащитник, врач.

Выразительно прочитайте текст о Е.П.Глинке вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Елизавета Петровна Глинка родилась 20 февраля 1962 года в Москве в семье военного. Отмечалось, что мать Глинки Галина Поскребышева - известный врач-витаминолог. В 1986 году Глинка окончила Второй Медицинский институт имени Пирогова, получив диплом по специальности "детский реаниматолог-анестезиолог". Во время учебы работала в реанимационном отделении одной из московских клиник.
Затем вместе с мужем эмигрировала в США. В Америке Глинка по инициативе мужа начала работать в хосписе и, по собственным словам, была потрясена человеческим отношением к безнадежным больным в этих учреждениях ("Эти люди счастливы, - вспоминала позже Глинка. - У них есть возможность проститься с родными, дополучить от жизни что‑то важное"). В 1991 году Глинка получила в США второе медицинское образование, окончив Дартмутскую медицинскую школу. В 1994 году Глинка, по собственным словам, "узнала, что вслед за Питером открывают хоспис в Москве", познакомилась и подружилась с его главным врачом Верой Миллионщиковой.

В 2007 году, когда заболела ее мама, Глинка перебралась в Москву. В июле того же года она основала благотворительный фонд "Справедливая помощь" и стала его исполнительным директором. Изначально предполагалось, что фонд будет оказывать помощь нетяжелым больным, для которых в России не существовало хосписов, однако впоследствии круг его подопечных существенно расширился. Организация занималась помощью малообеспеченным больным и другим социально незащищенным категориям населения, в том числе людям без определенного места жительства.

В июле 2012 года Глинка и ее фонд организовали сбор вещей для пострадавших от разрушительного наводнения в Крымске.

Жизнь Лизаветы Петровны оборвалась внезапно: 25 декабря 2016 года Глинка погибла в катастрофе Ту-154 под Сочи. Она сопровождала в Сирию партию лекарств для университетского госпиталя Тишрин в Латакии.

(по материалам интернет-ресурсов)

2. Перескажите текст .

Начиная с 2007 года каждую неделю по средам волонтеры фонда выезжали на Павелецкий вокзал в Москве, где раздавали бездомным еду, одежду и лекарства, а также оказывали им медицинскую помощь.

В 2012 году на попечении "Справедливой помощи" находились более 50 малоимущих семей из Нижнего Новгорода, Архангельска, Тюмени и других городов России. В августе 2010 года фонд "Справедливая помощь" организовал сбор помощи пострадавшим от лесных пожаров, охвативших различные регионы страны. Эта благотворительная кампания, как отмечали СМИ, принесла Глинке всероссийскую известность. Зимой 2010-2011 года для замерзающих людей фонд, основанный Глинкой, занимался организацией пунктов для обогрева бездомных и собрал десятки килограммов гуманитарной помощи.

Подумайте, где лучше использовать слова о Е.П.Глинке в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования .

Обыденные слова о том, что доброта и милосердие открывают сердца, что они есть самое сильное оружие, в случае Лизы - не просто формальность или фигура речи. Годами, изо дня в день, добровольно занимаясь тяжелой, грязной, непосильной для большинства людей работой, сталкиваясь с неприятием и даже ненавистью, не сдаваясь в самых безнадежных обстоятельствах, Лиза действительно завоевывала сердца . (из воспоминаний друзей )

ВАРИАНТ 4

1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Евгений Иванович Евтушенко (1933-2017) - советский и российский поэт, режиссер, сценарист, публицист.

Выразительно прочитайте текст о Е.И.Евтушенко вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Сибири. По данным паспорта, год рождения 1933. В крови Евтушенко течет кровь как прибалтийская, так и немецкая по линии отца геолога, поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса. Мать Зинаида Ермолаевна Евтушенко поэт, геолог, заслуженный деятель культуры.

С детства Евтушенко был привязан к книгам. Родители помогали познать мир с помощью книг, регулярного общения. Евтушенко вспоминает: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса.

Поэт объездил 96, кажется, стран – весь мир. Но прежде всего, как немногие, объездил, исколесил и облетал Россию. Не только с поэтическими гастролями. Живший в Переделкино на улице Гоголя, он выполнил гоголевский завет: «Нужно самому узнавать, нужно проездиться по России».

Евгений пишет легко, рифма к рифме идет сама собой, он играет словами, звуками. На стихи Евтушенко накладывали музыку, получались прекрасные песни: «А снег идёт», «Родина», «Со мною вот что происходит», «Когда звонят колокола», «Под скрипучей, плакучей ивой», но это всего лишь малая часть. Хорошо известны мемуары Евгения Евтушенко: «Волчий паспорт», «Шести-десятник: мемуарная проза», «Я пришел к тебе: Бабий Яр». Известен он и как прекрасный режиссер-постановщик, автор-сценарист. Так, Евтушенко является режиссером и сценаристом военной драмы «Детский сад». (по материалам Интернета)

2. Перескажите текст.

Первой книгой, написанной Евгением Евтушенко, была «Разведчики грядущего». В ней содержится лозунговая, пафосная поэзия 50х годов. В год выпуска книги, Евтушенко выпускает еще свои стихи: «Вагон» и «Перед встречей». Это положило начало его будущей серьезной творческой работе. В 1952 году Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе. Будущую известность Евгению Евтушенко приносят сборники стихов, которые он пишет далее: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко». Евтушенко принимает участие в поэтических вечерах, которые проходили в Политехническом музее. Его партнерами стали, известные нам и горячо любимые: Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава.
Поэт объездил 96, кажется, стран – весь мир. Но прежде всего, как немногие, объездил, исколесил и облетал Россию.

Подумайте, где лучше использовать слова о Е.И.Евтушенко в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования .

Жизнь Евгения Евтушенко, как и книги, перенаселена не литературными героями, а людьми. «Я жаден до людей, / и жаден все лютей», – не фраза. О скольких поэтах-современниках, не всегда ему близких, написал он, и написал по-настоящему! Мало кто отплатил тем же.

ВАРИАНТ 5

1. Чтение текста.

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Майя Михайловна Плисецкая (1925-2015) - прима-балерина Большого театра.

Выразительно прочитайте текст о М.М. Плисецкой вслух.

У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет - младший брат Азарий, будущий хореограф. У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом. Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. В 1932 году отца назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.

Первое значимое выступление в Большом театре у Майи Плисецкой прошло накануне рокового для Советского Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на сцене филиала Государственного Академического Большого театра состоялся выпускной концерт хореографического училища.

Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениана», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты. Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. Алерина не только выступала на сцене театра, но и взяла на себя роль постановщика. В Большом театре она выступала в качестве балетмейстера для спектаклей Родиона Щедрина «Анна Каренина» (1972, совместно с Н.И. Рыженко и В.В. Смирновым-Головановым), «Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). И сама же исполняла в них главные женские партии.

2. Перескажите фрагмент текста.

Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениана», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты. Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице.

Подумайте, где лучше использовать слова о М.М.Плисецкой в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Майя Михайловна вообще не любила тренироваться и репетировать, а тут приходилось стараться не для себя, а для другой балерины. Преподавать Плисецкая тоже отказывалась, хотя просьбы о мастер-классах сыпались на нее со всех уголков земного шара, особенно зазывали в Японию. (из воспоминаний А.Васильева)

С самого начала внедрения Государственной итоговой аттестации обсуждалась устная часть по русскому языку. И действительно, если мы посмотрим на аналоги ЕГЭ в Европе или США, то обнаружим, что при сдаче экзаменов по языку (родному или иностранному) устная часть присутствует в обязательном порядке. Однако всё не так просто.

Главной особенностью ЕГЭ является объективность, но при оценке устной части всегда может возникнуть момент субъективности при оценивании. В этом отношении велась работа очень долго. Разработчиков ГИА поторопила новый Министр образования и науки Ольга Васильева. Апробация устной части ОГЭ была проведена в 2016-2017 учебном году, а теперь в 2017-2018 году устное собеседование собираются внедрять в 19 регионах России. Участие будет добровольным и результаты устного собеседования никак не повлияют на допуск к ОГЭ.

Цель устного собеседования по русскому языку

Главной методической целью устного собеседования является проверка коммуникативной компетенции девятиклассника.

Кроме того, устное собеседование решит несколько организационных задач. Оно позволит:

  • проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»;
  • принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку;
  • учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы и не только.

Как видим, устная часть по плану должна стать своеобразным организационно-методическим фильтром выпускников 9-ых классов.

Какие задания будут предложены выпускникам?

Девятикласснику будет предложено 4 задания:

Задание № 1

Выразительное чтение научно-публицистического текста. При этом, если на первый взгляд это задание кажется простым, то при детальном рассмотрении оно уже таким не покажется. При оценке выразительного чтения будут оценивать Интонационное членение и темп речи. Что это подразумевает? Девятиклассник должен продемонстрировать знание синтагматического членения фразы, восходящие и нисходящие интонационные конструкции и пр. Обучить этому достаточно сложно, девятикласснику потребуется потренировать навыки чтения. На подготовку к этому заданию дается всего 2 минуты. Задача не из простых.

Задание № 2

Выразительно прочитанный текст теперь необходимо будет пересказать с привлечением дополнительных материалов.

На подготовку к данному заданию даётся всего 1 минута. За это время требуется прочитать текст, составить план пересказа и включить в свой пересказ дополнительный материал в виде афоризма известной личности.

Для успешного выполнения этого задания потребуется знать основные правила устного цитирования и отсылки к мнению авторитетов.

При оценке пересказа учитываются способности по сохранению микротем (параллель с изложением), а также умение цитировать (параллель с сочинением).

Задание № 3

Тематическое монологическое высказывание - это задание с выбором. Необходимо будет выбрать определенную тему:

  • Монолог-описание по предложенной фотографии.
  • Монолог-рассказ на основе жизненного опыта.
  • Монолог-ответ на поставленный вопрос.

На подготовку всего 1 минута, а сам монолог должен длиться не более 3 минут. Причем по каждой теме выпускнику будет дан перечень вопросов (мини-план), на которые необходимо ответить предельно ясно и точно, а также все ответы соединить воедино.

Создание монологического высказывания потребует от сдающего предельной сосредоточенности, потому что проверять будут выполнение коммуникативной задачи (ответы на вопрос, логику связи ответов, отсутствие фактических ошибок), а также речевое оформление (следование нормам устной речи).

Задание № 4

Участие в диалоге с экзаменатором по заданной теме. По выбранной теме ученику будут задано 3 вопроса. Ответ на каждый вопрос оценивается 1 баллом. Главное правильно ответить, т.е. справиться с коммуникативной задачей.

Речевое оформление

При оценивании собеседования очень важно говорить правильно. В речи должны отсутствовать грамматические, речевые и орфоэпические ошибки. Кроме того, в критериях оценивания есть такие формулировки «Богатство и точность словаря», «разнообразие синтаксических конструкций». На наш взгляд, это как раз и является субъективным - как можно определить богатство словаря и разнообразие конструкций? Мы считаем, что разработчикам стоит уточнить, хотя бы примерно, количество словаря и конструкций.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх