4 КоАП РФ. По делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.4 КоАП РФ Статья 13.4 коап рф

По делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.13.4 КоАП РФ

Принято Верховным судом Республики Башкортостан
  1. Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Кайгулова З.Ф.,
  2. при секретаре Нуртдиновой А.Ф.,
  3. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОАО «Башинформсвязь» Сафеева Р.Р. на Решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 01 июня 2012 года, которым:
  4. Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по... по делу об административном правонарушении от... года оставлено без изменения, жалоба генерального директора ОАО «Башинформсвязь» Сафеева Р.Р. – без удовлетворения,
  5. Установила:

  6. Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, руководитель Управления Роскомнадзора по... Вохмяниной Е.Л. от... года генеральный директор ОАО «Башинформсвязь» Сафеев Р.Р. подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере... рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, а именно за использование радиочастотного спектра радиоэлектронным средством- телевизионным передатчиком 7 ТВК, установленным в д. ... РБ (геокординаты места установки РЭС: ...) без разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов.
  7. Не согласившись с данным Постановлением, генеральный директор ОАО «Башинформсвязь» Сафеев Р.Р. подал на него жалобу, в которой просил Постановление должностного лица отменить и прекратить производство по делу. Мотивировал тем, что Постановление вынесено с существенным нарушением Административного регламента Управления Роскомнадзора по РБ, утвержденного Приказом Россвязьохранкультуры № 414 от 04.12.2007 г., а именно: управление не уведомило его должным образом о проведении проверки, направив в его адрес лишь уведомление о составлении протокола. В ежегодном плане проверок ОАО «Башинформсвязь» не значится. Результаты проверки, проведенной с грубым нарушением закона, не являются доказательством. Ответственность за техническую эксплуатацию сетей и средств связи возложена Сафеевым Р.Р., как генеральным директором, на других должностных лиц, поэтому Сафеев Р.Р. не является субъектом данного административного правонарушения. Событие административного правонарушения также отсутствует.
  8. Судьей вынесено вышеприведенное Решение.
  9. В жалобе на указанное Решение ставится вопрос о его отмене и необходимости прекратить производство по делу, поскольку Сафеев Р.Р. не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения. Судом не проверено наличие события административного правонарушения. Протокол и Постановление не содержат информации об обстоятельствах совершения и характере правонарушения, о принятых мерах по соблюдению правил, не указано, за неисполнение каких обязанностей привлечен к ответственности, нет показаний эксперта, данных спецсредств, вещественных доказательств. Судом не установлено наличие возможности для соблюдения установленных норм и правил. Сафеев сделал все зависящее от него, чтобы подготовка, сопровождение документации по оформлению частотных присвоений, регистрации РЭС, разрешений на эксплуатацию РЭС, лицензионных материалов осуществлялась в соответствие с требованиями законодательства: назначены ответственные работники, разработаны и утверждены должностные инструкции. Меры по получению разрешения предпринимались, но из-за моратория на выделение полос радиочастот для устройств аналогового вещания разРешение не получено. Имелись все основания для признания правонарушения малозначительным. Наказание назначено без учета положений КоАП РФ.
  10. Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие Сафеева Р.Р., должностного лица Управления Роскомнадзора по... Вохмяниной Е.Л., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений, нахожу состоявшееся по делу судебное Решение законным и обоснованным.
  11. Согласно КоАП РФ нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от пятисот до одной тысячи рублей.
  12. Согласно Федерального Закона "О связи" от 07.07.2003 г.(в ред. от 08.12.2011 г.) право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения не допускается.
  13. Как правильно установлено судьей, подтверждено материалами дела и не оспаривается Сафеевым Р.Р., ОАО «Башинформсвязь» использует радиочастотный спектр радиоэлектронным средством (РЭС) – телевизионным передатчиком 7 ТВК, установленным в деревне... РБ (геокординаты места установки РЭС: ...) без разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов. Данное обстоятельство подтверждено протоколом об административном правонарушении от... года (л.д.1 дела об административном правонарушении Управления Роскомнадзора по РБ №...), актом мероприятий по радиоконтролю (оборот л.д.3 дела №...), протоколом измерений от... года (л.д.4-5 дела №...).
  14. Допустимость и достоверность принятых судьей районного суда во внимание доказательств сомнений не вызывает, поскольку все доказательства согласуются друг с другом, являются относимыми, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Всем доказательствам по делу судьей дана надлежащая оценка по правилам КоАП РФ.
  15. Доводы подателя жалобы на нарушение требований Федерального закона от "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является несостоятельными.
  16. Так, в соответствии с Закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" при осуществлении федерального государственного надзора в области связи особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
  17. Согласно Закона РФ "О связи" основанием для проведения внеплановой проверки является выявление органом государственного надзора в результате систематического наблюдения, радиоконтроля нарушений обязательных требований.
  18. При этом предварительное уведомление юридического и физического лица о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пп. 3 пункта 5 , не допускается ( Закона РФ «О связи»).
  19. Предварительное уведомление прокурора о проведении внеплановой проверки предусмотрено только в случае поступления в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации по перечню таких нарушений, установленному Правительством Российской Федерации. Других оснований внеплановой проверки, требующей обязательного согласования с прокурором Закона РФ «О связи» не содержит.
  20. Следовательно, в связи с тем, что нарушение установленных законом требований выявлено в результате поступления информации радиочастотной службы, то предварительного уведомления ОАО «Башинформсвязь» не требовалось. Нарушений требований Федерального закона от "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не установлено.
  21. Не обоснован и довод Сафеева Р.Р. о том, что он не является субъектом данного административного правонарушения.
  22. Как следует из КоАП РФ и примечания к ней, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
  23. В данном случае под должностными лицами следует понимать в соответствии со КоАП РФ лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, то есть руководителей и других работников иных организаций, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Все эти лица несут административную ответственность как должностные лица.
  24. Согласно Устава ОАО «Башинформсвязь» генеральный директор является исполнительным органом общества, к его компетенции относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах общества, осуществлять свои права и исполнять обязанности добросовестно и разумно (п.п.15.1., 15.4., 16.1 Устава) – л.д.21-35.
  25. Изложенное свидетельствует о том, что Сафеев Р.Р., будучи генеральным директором ОАО «Башинформсвязь», является должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции, является субъектом вменяемого ему административного правонарушения и правомерно привлечен к административной ответственности.
  26. Согласно КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
  27. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
  28. Между тем оснований для отнесения совершенного Сафеевым Р.Р. административного правонарушения к малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со КоАП РФ не имеется, поскольку неисполнение Сафеевым Р.Р. возложенных на него обязанностей по соблюдению установленного законодательством Российской Федерации порядка использования радиочастотного спектра, эксплуатация радиоэлектронного средства без соблюдения установленных законом требований, может создавать значительные помехи в работе других законно работающих радиоэлектронных средств, нарушает охраняемые общественные отношения в области связи и информации.
  29. По указанным причинам довод жалобы о неполучении разрешения на использование радиочастот радиоэлектронным средством (РЭС)- телевизионного передатчика 7ТВК по объективным и уважительным причинам не является основанием для освобождения Сафеева Р.Р. от административной ответственности.
  30. Таким образом, выводы судьи о наличии в действиях Сафеева Р.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, в полной мере мотивирован, не согласиться с ними оснований не имеется.
  31. При вышеизложенных обстоятельствах доводы жалобы о том, что судья сделал вывод о виновности Сафеева Р.Р. в совершении административного правонарушения без учета фактических обстоятельств дела, Сафеев Р.Р. необоснованно привлечен к административной ответственности, считаю несостоятельными.
  32. Довод Сафеева Р.Р. о нарушении КоАП РФ при назначении наказания при наличии двух протоколов об административном правонарушении по КоАП РФ и по КоАП РФ за нарушения, совершенные при эксплуатации одного и того же радиоэлектронного средства, не может послужить основанием к отмене обжалуемого решения суда, т.к. Сафеевым Р.Р. не представлено суду иного постановления в его отношении, кроме обжалуемого, в материалах дела не имеется сведений о привлечении Сафеева Р.Р. к ответственности по КоАП РФ, в связи с чем указанный довод является необоснованным.
  33. При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
  34. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, норм материального и процессуального закона влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, не имеется. Жалоба Сафеева Р.Р. в суде первой инстанции была рассмотрена с участием его защитника Сыртланова Р.Ш., представителей Управления Роскомнадзора по... Саяповой Г.Р., Сафиуллина Р.Ф. Сафеев Р.Р. о времени и месте судебного заседания был надлежаще извещен (л.д.43).
  35. На основании изложенного, руководствуясь КоАП РФ,
  36. Решила:

  37. Решение судьи Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 01 июня 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, в отношении генерального директора ОАО «Башинформсвязь» Сафеева Р.Р. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
  38. Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
  39. Судья Верховного Суда
  40. Республики Башкортостан З.Ф. Кайгулова
  41. Справка: судья Соболева Г.Б.

1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 237-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 13.4 КоАП РФ

Комментируемая статья содержит два самостоятельных состава административных правонарушений.

Объективная сторона первого правонарушения заключается в нарушении правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств. Понятие радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств содержится в примечании к ст. 13.3 КоАП РФ.

Субъектом первого из рассматриваемых правонарушений могут являться граждане, должностные лица и юридические лица, при этом ответственность дифференцируется в зависимости от субъекта.

Объективная сторона второго правонарушения - в нарушении правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения.

Субъектом второго из предусмотренных комментируемой статьей правонарушений могут являться указанные выше лица, а также индивидуальные предприниматели, при этом ответственность дифференцируется в зависимости от субъекта.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено только умышленно.

Другой комментарий к статье 13.4 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. См. комментарий к ст. 13.3.

Согласно ст. 6 Федерального закона "О связи" при градостроительном планировании развития территорий и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи - сооружений связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.

Организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.

При этом собственник или иной владелец указанного недвижимого имущества вправе требовать от организации связи соразмерную плату за пользование этим имуществом, если иное не предусмотрено федеральными законами.

При переносе или переустройстве линий связи и сооружений связи вследствие строительства, расширения территорий поселений, капитального ремонта, реконструкции зданий, строений, сооружений, дорог и мостов, освоения новых земель, переустройства систем мелиорации, разработки месторождений полезных ископаемых и иных нужд оператору связи возмещаются расходы, связанные с такими переносом или переустройством.

Возмещение может осуществляться по соглашению сторон в денежной форме либо посредством переноса или переустройства линий связи и сооружений связи заказчиком строительства за свой счет в соответствии с техническими условиями, выдаваемыми организацией связи, и стандартами.

Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в линейно-кабельных сооружениях связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений (см. также п. 1 комментария к ст. 13.7).

Правила проектирования, строительства, установки радиоэлектронных средств, высокочастотных устройств определены Положением о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств), утвержденным Постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 643 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 158), Особыми условиями приобретения радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 832 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 157), и другими нормативными правовыми актами.

2. Регистрации подлежат средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения (ч. 5 ст. 22 Федерального закона "О связи"). Радиоэлектронные средства, используемые для индивидуального приема программ телевизионного вещания и радиовещания, сигналов персональных радиовызовов (радиопейджеры), электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих устройств, используются на территории РФ с учетом ограничений, предусмотренных законодательством РФ, и регистрации не подлежат.

Использование без регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, подлежащих регистрации в соответствии с Федеральным законом "О связи", не допускается. Регистрация радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) гражданского применения осуществляется Государственной радиочастотной службой при Минсвязи России (см. подп. "г" п. 4 Положения о Государственной радиочастотной службе при Минсвязи России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2000 г. N 1002).

3. Особый порядок использования установлен для радиоэлектронных средств, применяемых МВД России, Минобороны России, МЧС, ГТК, ФСБ, СВР, ФСЖВ, ФСО, Государственной службой гражданской авиации Минтранса России (в части средств обеспечения полетов и управления воздушным движением).

В случае использования радиоэлектронных средств указанных федеральных органов исполнительной власти в коммерческих целях на них распространяется действие Положения о порядке изготовления, ввоза в Российскую Федерацию и использования на территории Российской Федерации радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств).

4. Организация разработки и утверждение норм параметров радиоизлучений и приема радиоэлектронных средств и норм допустимых значений индустриальных помех, выделение полос радиочастот для разрабатываемых, производимых в Российской Федерации и закупаемых за рубежом радиоэлектронных средств, определение основных технических характеристик, требований к радиоэлектронным средствам при их разработке, производстве и поставке на внутренний рынок отнесены к ведению Государственной комиссии по радиочастотам при Минсвязи России.

5. Рассматриваемое правонарушение квалифицируется в момент неисполнения гражданином, должностным лицом, юридическим лицом правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

6. О рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, см. п. 7 комментария к ст. 13.1.

1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

2. Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

Комментарии к ст. 13.4 КОАП РФ


1. Комментируемая статья содержит два состава правонарушения. В ч. 1 статьи установлена ответственность только за нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, а в ч. 2 данной статьи установлена ответственность за нарушение правил эксплуатации, радиообмена или использования радиочастот либо за несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения. Соответствующие правила установлены Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (с изм. и доп.) и нормативными правовыми актами Правительства РФ (см. Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2004 г. N 539 в ред. Постановлений Правительства РФ от 25 июля 2007 г. N 476; от 13 октября 2008 г. N 761; от 17 апреля 2010 г. N 160).

При применении данной статьи следует учитывать Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2005 г. N 175, которым утверждены Правила осуществления радиоконтроля в Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538, утвердившее Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. N 103 "Об утверждении Правил подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения".

2. Объектами данных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в первом случае при проектировании, строительстве, установке или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, во втором случае - общественные отношения, складывающиеся в процессе эксплуатации, радиообмена, использования радиочастот, соблюдения государственных стандартов, норм или параметров радиоизлучения.

3. Объективная сторона данных правонарушений заключается в нарушении соответствующих правил, установленных Федеральным законом "О связи" и постановлениями Правительства РФ.

4. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные, и юридические лица.

5. С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены только умышленно.

6. Дела об указанных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44), а также судьи, если дела переданы им на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1), поскольку санкции данной статьи предусматривают возможность применения конфискации предмета административного правонарушения либо административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток по постановлению судьи (см. комментарии к ст. ст. 3.12 и 32.12).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

2. Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой.

Комментарий к Ст. 13.4 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения в комментируемой статье является общее право на прием, обработку и передачу сообщений электросвязи (см. комментарий к статье 13.2 КоАП РФ). Непосредственным объектом правонарушения является правовой режим, который формируется на основе соответствующих постановлений Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 N 237 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2004 года N 539») и приказов ведомственных органов исполнительной власти (Минкомсвязи и Роскомнадзором), а также конкретных отраслевых норм в сфере связи и смежных отраслях (строительство, транспорт, энергетика) (СНиП 3.01.04-87 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»; Руководство по приемке в эксплуатацию линейных сооружений проводной связи и проводного вещания; Единое руководство по составлению исполнительной документации на законченные строительством (реконструкцией) линейные сооружения проводной связи; ОСТН-600-93. Отраслевые строительно-технологические нормы на монтаж сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения).

Средства, сооружения связи, радиочастотный спектр и орбитальные позиции спутников связи находятся под защитой государства, соответственно, порядок охраны средств, сооружений связи и радиочастотного спектра устанавливается Правительством РФ.

В целях защиты установленного порядка использования радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи законодательством РФ могут устанавливаться ограничения на производство и ввоз в Российскую Федерацию радиоэлектронных средств, создающих ненормированные помехи функционированию электромагнитных систем.

Объективная сторона правонарушения проявляется в различных действиях, предусмотренных комментируемой статьей. Нарушение правил проектирования, строительства, установки, регистрации или эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств.

Часть 1 предусматривает ответственность за нарушения в ходе действий (проектирование, строительство, установка, регистрация), связанных с подготовкой радиоэлектронного средства или высокочастотного устройства к эксплуатации.

Часть 2 настоящей статьи — ответственность за нарушения в ходе эксплуатации.

2. Субъектом данного правонарушения может быть:

— гражданин в возрасте от 16 лет;

— должностное лицо, назначенное приказом (либо решением собственника, учредителями);

— юридическое лицо, которое самостоятельно либо через филиалы, представительства осуществляет деятельность с нарушением, предусмотренным комментируемой статьей.

Субъективная сторона правонарушения — прямой умысел.

Протокол о совершении данного проступка составляют (возбуждают дело) должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляет:

— Главный государственный инспектор РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, его заместители;

— старшие государственные инспектора РФ по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора).

Рассмотрение дела о правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, осуществляется также судьей при передаче ему дела.

Полный текст ст. 13.4 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 13.4 КОАП РФ.

1. Нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Нарушение правил эксплуатации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), правил радиообмена или использования радиочастот либо несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 237-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств или без таковой (абзац в редакции, введенной в действие с 12 августа 2005 года Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 13.4 КоАП РФ

1. Комментируемая статья содержит два состава правонарушения. В ч. 1 статьи установлена ответственность только за нарушение правил проектирования, строительства, установки или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, а в ч. 2 данной статьи установлена ответственность за нарушение правил эксплуатации, радиообмена или использования радиочастот либо за несоблюдение государственных стандартов, норм или разрешенных в установленном порядке параметров радиоизлучения. Соответствующие правила установлены Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (с изм. и доп.) и нормативными правовыми актами Правительства РФ (см. Правила регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2004 г. N 539 в ред. Постановлений Правительства РФ от 25 июля 2007 г. N 476; от 13 октября 2008 г. N 761; от 17 апреля 2010 г. N 160).

При применении данной статьи следует учитывать Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2005 г. N 175, которым утверждены Правила осуществления радиоконтроля в Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 27 августа 2005 г. N 538, утвердившее Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность; Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2006 г. N 103 "Об утверждении Правил подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации в целях обеспечения функционирования сетей связи специального назначения".

2. Объектами данных правонарушений являются общественные отношения, складывающиеся в первом случае при проектировании, строительстве, установке или регистрации радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств, во втором случае - общественные отношения, складывающиеся в процессе эксплуатации, радиообмена, использования радиочастот, соблюдения государственных стандартов, норм или параметров радиоизлучения.

3. Объективная сторона данных правонарушений заключается в нарушении соответствующих правил, установленных Федеральным законом "О связи" и постановлениями Правительства РФ.

4. Субъектами данного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные, и юридические лица.

5. С субъективной стороны данные правонарушения могут быть совершены только умышленно.

6. Дела об указанных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (ст. 23.44), а также судьи, если дела переданы им на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1), поскольку санкции данной статьи предусматривают возможность применения конфискации предмета административного правонарушения либо административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на срок до 90 суток по постановлению судьи (см. комментарии к ст. ст. 3.12 и 32.12).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3), а также органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 13.4 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 13.4 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх