Административная ответственность за преступления. Административный проступок
административный проступок - это противоправное,
виновное деяние (действие или бездействие) , посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое предусмотрена административная ответственность. Обращает на себя внимание то, что действующий Кодекс отождествляет понятия «административное правонарушение» и «административный проступок» , что является неверным, поскольку административное правонарушение по своей сути является более объемным, чем административный проступок, поскольку включает в себя все противоправные действия, которые имеют место в сфере государственного управления. Административный проступок включает в себя только те противоправные деяния, за которые наступает административная ответственность.
Административный проступок характеризуется признаками и составом. Признаки административного проступка вытекают из его определения: противоправность, виновность, наказуемость. В отличие от преступления, административный проступок не характеризуется на законодательном уровне таким признаком, как общественная опасность. Данный признак в теории административного права часто заменяют признаком «общественная вредность» .
Состав административного проступка представляет собой совокупность установленных правом признаков, при наличии которых общественно опасное деяние считается проступком. Таких признаков четыре: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона. Объектом выступают общественное отношение, регулируемые нормами различных отраслей права и охраняемые нормами административного права. Различают общий, родовой и непосредственный объекты. Общий объект представляет собой все общественные отношения, которые охраняются административным правом: общественный порядок и общественная безопасность, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Родовой объект - это относительно обособленная группа однородных общественных отношений: собственность, таможенные правила и т. д. Непосредственный объект представляет собой конкретное общественное отношение, на которое осуществляется посягательство: государственная собственность, общественный порядок и др.
Объективная сторона представляет собой систему предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих внешнюю сторону административного проступка. Обязательными признаками объективной стороны выступают: противоправное деяние (действие или бездействие) , противоправный результат, причинная связь между действием и последствиями - для проступков с материальным составом; противоправное деяниє (действие или бездействие) - для проступков с формальным составом. При этом следует иметь в виду, что подавляющее большинство административных проступков являются проступками с формальным составом, то есть объективная сторона характеризуется только противоправным деянием. Кроме указанных выше признаков, объективная сторона включает в себя место, время, способ, орудие административного проступка, повторность, неоднократность и т. д.
Одним из элементов состава административного проступка является его субъект, то есть лицо, которое его совершило и к которому может быть применено административное взыскание. Следует отметить, что субъектом административного проступка может быть как физическое, так и юридическое лицо. Физическое лицо может быть субъектом проступка и субъектом административной ответственности при наличии определенных признаков: а) достижение возраста, при котором наступает административная ответственность; б) вменяемость.
Допущение к публичным предупреждениям предусматривает временный запрет на практику изъятия адвоката из списка адвокатов. Однако оправдательная причина не может быть ссылкой на юридическую неопытность или короткое действие в адвокате. Он решает более простые вещи, когда вопрос решается дисциплинарным сенатом без регулирования. Как и в уголовном порядке в уголовном судопроизводстве, дисциплинарные меры могут налагаться только дисциплинарными постановлениями. В последней поправке к Закону об адвокатуре в настоящее время учреждается Дисциплинарная комиссия по апелляции, которая в качестве независимого органа обеспечивает принцип апелляций в дисциплинарных разбирательствах.
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой путем издания правовых норм, определяющих основания ответственности, меры, которые применяются к нарушителям, порядок рассмотрения дел о правонарушениях и исполнения этих мер.
Уголовная ответственность руководителей компаний в свете преступления злоупотребления доверием
По последней поправке апелляционные дисциплинарные комиссии были назначены Советом директоров от его членов, то есть членов исполнительного органа Палаты; поэтому апелляционные дисциплинарные группы теперь заняты только членами Дисциплинарной комиссии по апелляции в качестве независимого и беспристрастного органа. Уголовный кодекс в ст. 296 - это запрещенный акт, который лежит в основе ответственности за преступление, известное как «злоупотребление доверием» или «преступное бесхозяйство».
Её отличительными особенностями являются следующие.
Административная ответственность наступает за правонарушение, представляющее меньшую степень общественной опасности, чем преступление. Вследствие этого противоправные деяния, влекущие административную ответственность, именуются административными проступками (правонарушениями).
Административная ответственность отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица - предприятия, учреждения, организации.
Административная ответственность устанавливается как законодательством Российской Федерации, так и законами субъектов РФ. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права.
За административное правонарушение предусмотрены административные наказания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.
Административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями). Уголовное наказание - только судом, дисциплинарные взыскания органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Административные наказания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.).
Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается административно наказанным в течение установленного срока.
Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Таким образом, административная ответственность - это реализация административно административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом, административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Важную роль играет наказание за поведение, классифицированное как «злоупотребление доверием» или «преступное бесхозяйство» в экономике свободного рынка. Поведение лиц, которые имеют дело с экономической деятельностью или имуществом других лиц и злоупотребление их правами или несоблюдение их обязательств, представляет серьезную угрозу для учреждений, занимающихся отдельными лицами, но также ставит под угрозу надлежащее функционирование экономической деятельности. и имущественные и экономические интересы участников рынка.
Популяризация бизнеса в форме общества с ограниченной ответственностью делает вопрос этой статьи все более и более важным. Кодекс коммерческого партнерства, в соответствии с которым капитальная компания должна пониматься как общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество.
^ Административная ответственность выполняет ряд функций.
Важнейшим предназначением административной ответственности является её превентивная (предупредительная) функция, побуждающая к соблюдению законодательства юридических и физических лиц.
Альтернативная функция ответственности по административному праву обусловлена прежде всего общегосударственными интересами. Любое государство объективно заинтересовано в правовой регламентации особых методов, не сопряженных с применением специальных мер физического и психического принуждения к гражданам и юридическим лицам, свойственных мерам уголовного наказания.
Злоупотребление доверием - общие замечания. Он наказывает поведение более широкого круга юридических лиц, чем действия менеджеров компаний, которым автор ограничивает свои расхождения. Термин «лицо, управляющее капитальной компанией» следует понимать как лицо, которое.
Занимается имуществом или деловыми делами капитальной компании; Имеет автономию принятия решений в активах компании; обладает полномочиями по управлению активами капитальной компании и, в частности, имеет право издавать приказы, управлять и направлять компанию; обязан заботиться об интересах капитальной компании и, в частности, обязан обеспечить защиту активов капитальной компании от любого ущерба и обязан использовать имущество таким образом, чтобы его стоимость возрастала. Иными словами - лицо не несет уголовной ответственности за преступление злоупотребления доверием.
Ограничительная функция административно-правовой ответственности преследует цель создания предпосылок для ограничения вреда от возможного правонарушения (такие наказания, как лишение специального права, административный арест, административное выдворение и др.).
Правозащитная функция заключается в создании специального правового механизма, способного оградить частноправовые интересы и интересы граждан от властного произвола государственных органов.
Это позволяет нам предположить, что определение предмета преступления злоупотребления доверием основывалось на конкретном проекте присяжных, поскольку преступник определялся. Он также выступает за широкий список субъектов, которые несут ответственность за уголовную ответственность. 296 Кодекса, которые являются принципами справедливой торговли, а также доверие и профессионализм в осуществлении доверенных действий, которые являются наиболее важными элементами осуществления деятельности по хранению лицами, занимающимися другими имущественными вопросами или экономической деятельностью.
КоАП РФ (ч.2 ст.2.3) отмечает, что с учетом конкретных обстоятельств дела, данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Статья 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Существуют особые правовые отношения между преступником и жертвой, который несет ответственность за дело собственности или хозяйственную деятельность принципала. Эта особая взаимосвязь доверия часто определяет отношения между лицом, управляющим компанией и компанией, и ответственность за управление компанией. Во всех его вариантах это индивидуальное уголовное преступление, поскольку оно может быть совершено только лицом, которое согласно положениям закона, решение компетентного органа или контракта, обязано иметь дело с имуществом или экономической деятельностью физического или юридического лица или организационной единицы без правосубъектности.
Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельства, исключающего неправомерность действия (бездействия). Имеется в виду крайняя необходимость. Согласно ст.2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда, охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Ваши права должны вытекать из положений закона, решения компетентного органа или контракта. Однако вышеуказанные действия и их содержание должны четко демонстрировать компетенцию заниматься имуществом или хозяйственной деятельностью капитальной компании. Как известно, Закон является нормативным актом, принятым сеймом Республики Польша в конституционной процедуре, установленной Законом, подписанной Президентом Республики Польша и опубликованной в Журнале законов. Как справедливо замечает Роберт Залоцки, нарушение общепризнанных обязанностей также может происходить посредством реализации отдельных конкретных действий.
Существует институт ограничения административной ответственности. Эти ограничения связаны, прежде всего, с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемые правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности КоАП исключает возможность применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения.
Однако не имеет значения, является ли обязательство конкретного лица постоянным или разовым. Таким образом, он может заключаться в нарушении ряда прав или обязательств, а также при выполнении определенных видов деятельности, даже разовых, что противоречит обязанности или полномочиям руководства капитальной компанией. Решение означает решение, принятое компетентным органом или решение суда, административное решение, издаваемое правительственной администрацией, а также органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организационными подразделениями, профессиональными организациями, организациями самоуправления, кооперативами и другими общественными организациями, а также решениями. другое лицо в пределах полномочий, предоставленных ему.
Так, возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.
Понятие решения не ограничивается административными решениями, которые могут указывать буквальную формулировку этой концепции. С другой стороны, условия контракта следует понимать как правовое действие, состоящее в последовательном представлении согласованных заявлений о намерениях, по крайней мере, двумя лицами, желающими вступить в правовые отношения. Контракт также является приложением к контракту, таким как заявления, положения и другие документы, которые являются неотъемлемой частью заключенного соглашения или правовых отношений.
Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники органов внутренних дел и таможенных органов несут административную ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. За нарушение законодательства в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, правил дорожного движения, требований пожарной безопасности вне места службы, законодательства об охране окружающей природной среды, таможенных правил и правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также за административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, несут административную ответственность на общих основаниях. К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, также в виде административного штрафа.
Практика бизнес-маркетинга показывает, что менеджеры капитальной компании обычно выполняют свои обязанности на основании трудового договора или трудового договора. Концепцию договора как возможности вести чужие дела следует понимать в широком смысле, поэтому также включаются все виды соглашений, соглашений и форм доверенности. Однако нарушение обязательства, вытекающего исключительно из доверенности, а не из основных отношений для предоставленной доверенности, не распространяется на сферу криминализации. искусство. 296, поскольку сама доверенность является односторонним правовым актом, а не соглашением в том смысле, что обе стороны согласны с заявлением о желании.
2. Лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине, в случаях, предусмотренных этими актами, несут за совершение административных правонарушений при исполнении служебных обязанностей дисциплинарную ответственность, а в остальных случаях административную ответственность на общих основаниях.
Однако эта проблема не так очевидна, как может показаться. Однако ответственность этого субъекта следует рассматривать в каждом отдельном случае. Похоже, что третья из представленных представлений является наиболее подходящей. Такие аргументы утверждают следующие аргументы.
Прокси назначается советом директоров, однако для его или ее согласия требуется назначение доверенного лица, то есть представление заявления о желании и выполнение обязательств, возложенных на него таким образом, и выполнение возложенных на него задач. решение компетентного органа, а также закон. Верно, что правление обычно представлено компанией и управляет ею, но в определенных ситуациях руководство может заключить договор с подрядчиком. Сам закон также определяет сферу компетенции доверенного лица, в то время как контракт может быть конкретным. Следует добавить с учетом вышеизложенных соображений, что данное положение не предусматривает криминализацию поведения лица, осуществляющего интересы капитальной компании, на основе его одностороннего заявления о желании.
^ ТЕМА 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
В Российской Федерации, как и во всяком государстве, действуют большое число различных юридически обязательных правил.
Такого рода правила имеют своей целью обеспечить правопорядок и должную государственную дисциплину в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций. Действия и поступки граждан, которые соответствуют действующим в обществе законам и иным нормативно-правовым актам называются правомерным поведением. Правонарушение представляет собой действия, противоречащие нормам права.
В юридической школе принято считать, что исполнителем этого действия может быть адвокат или адвокат. Следует, однако, отметить, что степень их ответственности в каждом случае будет определять фактические обстоятельства деятельности юридического лица, подтверждаемые доверенностью. Адвокат и адвокат могут быть предметом акта в данной области. 296 § 1 к.к. как в качестве полномочного, так и в качестве полномочного представителя. Похоже, что ответственность адвоката или адвоката будет рассмотрена только в том случае, если они смогут сами принимать решения по имущественным или деловым вопросам от своего имени или, по крайней мере, могут влиять на решения, принятые принципалом.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст.2.1 КоАП РФ).
При этом административная ответственность за правонарушения предусмотренные КоАП и законами субъектов РФ, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
Тем не менее, более пристальное обсуждение этого вопроса требует отдельной разработки. Признание «работы с собственностью или бизнесом». Обсуждение функциональных признаков акта в статье 296, следует указать значение «дело с имуществом или бизнесом» капитальной компании.
Прецедентное право Верховного суда указывает, что лицо, занимающееся имущественными вопросами, может рассматриваться только как лицо, чьи обязанности и полномочия включают в себя как заботу о защите имущества, возложенного на ущерб, разрушение или потерю, ухудшение деловых интересов и использование имущества в процессе управления. таким образом, чтобы он был увеличен или увеличен его значение.
Понятие административного правонарушения характеризует собой ряд признаков:
Наличие деяния в форме действия или бездействия.
Противоправность.
Общественная опасность.
Виновность.
Наказуемость.
Бездействие предполагает пассивное невыполнение обязанности (например, невыполнение предписаний ГИБДД, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей и т.п.).
Это приводит к выводу о том, что лицо, которое имеет только обязанности по обеспечению того, чтобы условие переданного имущества не ухудшалось, не может рассматриваться как дело с другими имущественными вопросами. Решение вопросов собственности по смыслу искусства. 296 § 1 к.к. Он включает в себя, помимо прочего, осуществление полномочий юрисдикции, управление имущественными вопросами аналогичным или аналогичным образом принципала, принятие деятельности по управлению имуществом, принятие решения об активах, заключение договоров, в результате чего передача права собственности, обременение имущества, отмена обязательств или принятие обязательств, обременяющих имущество, заключение суда, защиту интересов принципала.
Противоправность деяния основывается на запрещении законом или иным нормативно-правовым актом совершения конкретного действия (бездействия). Лицо, совершающее противоправное деяние, тем самым нарушает норму действующего законодательства. Закон рассматривает противоправное деяние, совершенное субъектом административного правонарушения, в качестве проступка (административного деликта) лишь при наличии вины этого лица.
Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.
Любой административный проступок, посягая на установленный правопорядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических правил).
Административное правонарушение является не только общественно опасное, противоправное, но и виновное действие либо бездействие, т.е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего лица).
При совершении административного проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является важнейшим и необходимым признаком административного проступка.
Наказуемость деяния предусматривает применение административного наказания в виде санкции к виновному лицу специально уполномоченным на то государством органом либо должностным лицом и составляет ответственность за совершение административного правонарушения.
Совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность составляют юридический состав правонарушения.
В теории административного права под составом административного правонарушения понимается единство установленных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение.
Вместе с тем совокупность признаков административного правонарушения и юридический состав данного противоправного посягательства - явления не тождественные. С помощью признаков административного правонарушения мы получаем общую социально-психологическую и юридическую характеристику того или иного деяния. Юридический состав решает задачу, связанную с правовой квалификацией действия либо бездействия и привлечением нарушителя к ответственности. Его назначение - быть основанием этой ответственности, поскольку если нет основания, то нет и ответственности.
К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка -это внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершенного правонарушения.
К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла и неосторожности, мотив и цель административного правонарушения.
Таким образом, состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами административного права, охраняемые мерами государственного принуждения. К таким общественным отношениям относятся отношения, возникающие в процессе реализации политических, экономических, трудовых и иных прав и свобод человека и гражданина; отношения, охватывающие сферу государственной, частной и общественной собственности; окружающей природной среды; здравоохранения; безопасности личности, общественного порядка, а также порядка управления.
Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления.
Объективная сторона административного проступка (как и в ином кодифицированном законодательстве, предусматривающем санкции за правонарушение) определяется содержанием нормы права. Она представляет собой описанное методами законодательной техники противоправное действие (либо бездействие) юридического лица, следствием которого явилось причинение морального, материального или физического вреда интересам граждан, корпоративных образований или государства, а также характеризует проступок как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя нормы права, влекущий административную ответственность.
Субъектами административного правонарушения являются как физические лица, так и коллективные образования, признаваемые в установленном законом порядке виновными в совершении конкретного проступка
Субъективная сторона административного правонарушения - психоэмоциональное отношение субъекта к совершаемому им противоправному деянию и возможным его вредным последствиям. Центральное место субъективной стороны занимает вина субъекта, которая может проявляться как в форме умысла, так и неосторожности.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Административное правонарушение и преступления являются общественно опасными деяниями. Чтобы их разграничить, нужен надежный критерий, в качестве которого выступает степень общественной опасности этих правонарушений. Естественно, степень общественной опасности административного правонарушения, как правило, значительно ниже, чем у преступления.
Для отграничения правонарушения от преступления используется такой показатель, как наличие или отсутствие тяжких последствий.
Нередко критерием является размер имущественного ущерба, причиненного правонарушителем (хищение превышающее 100 рублей - преступление, равно или менее 100 рублей - административное правонарушение (ст.7.27 КоАП РФ)).
Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями. Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарных правонарушений (проступков)». Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых, служебных функций.
Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных проступков единого критерия их классификации не существует. В качестве его выступает комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правонарушений.
Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность. Порядок управления) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт и т.д.).
На основе данного критерия все виды административных правонарушений могут быть объединены в следующие классификационные группы:
Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Административные правонарушения в области охраны собственности.
Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике.
Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель.
Административные правонарушения на транспорте.
Административные правонарушения в области дорожного движения.
Административные правонарушения в области связи и информации.
Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
Административные правонарушение в области таможенного дела (нарушения таможенных правил).
Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти.
Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечение режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ.
Административные правонарушения против порядка управления.
Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Административные правонарушения в области воинского учета.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе уважения к закону и правопорядку, а также в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст.3.1 Ко-АП).
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные взыскания:
предупреждение;
административный штраф;
возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
административный арест;
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
дисквалификация;
приостановление деятельности.
Предупреждение, административный штраф, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных взысканий.
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве, как основного, так и дополнительного административного взыскания.
За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное административное взыскание из взысканий, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
Предупреждение - мера административного взыскания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:
стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.
Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, является его принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.
Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника названных предметов.
Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием. Так, предметы незаконной охоты (напри- мер, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя. И эта акция выступает в качестве либо меры административного пресечения, либо административно-процессуального обеспечения, о чем составляется административный протокол; изъятые предметы в зависимости от их доброкачественности соответствующими должностными лицами сдаются в торговую сеть, предприятия общественного питания либо уничтожаются1.
Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения:
Подлежащего возвращению его законному собственнику;
Изъятого из оборота либо находившегося в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащего обращению в собственность государства или уничтожению.
Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. Лишение специального права назначается судьей.
Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.
Лишение специального права физического лица как вид административной санкции состоит в невозможности реализации ранее предоставленного ему специального права в течение определенного срока. Содержательно лишение специального права выражается в государственно-властном исключении юридической возможности целевого использования лицом имущественных объектов, эксплуатация которых способна причинить существенный вред общественно значимым интересам и в силу этого допустима только в разрешительном порядке.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.
Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.
Срок административного задержания включается в срок административного ареста.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного взыскания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное взыскание в виде дисквалификации назначается судьей.
Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до пяти лет.
Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Статья 3.2 КоАП РФ дополнилась новым видом административных наказаний - административное приостановление деятельности.
Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток.
Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное наказание за совершение административного правонарушения налагается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При наложении административного наказания на физическое лицо учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
При наложении административного наказания на юридическое лицо учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Наложение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное наказание.
При наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за административное правонарушение, с учетом данных о виновном лице, а также его имущественного или финансового положения допускается наложение административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе не применять дополнительный вид административного наказания, предусмотренный в качестве обязательного.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание налагается за каждое совершенное административное правонарушение.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, взыскание налагается в пределах только одной санкции.
Лицо, на которое наложено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о наложении административного наказания.
Судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с наложением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.
Споры о возмещения имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства.
Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
^ ТЕМА 4. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Производство по делам об административным правонарушениях:
Регламентированная административно-правовыми (административно-процессуальными) нормами деятельность государственных органов, направленная на решение дел об административных правонарушениях, применение мер административного наказания.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнении вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая изменения, происходящие в обществе, усиливая гарантии прав и свобод граждан содержит ряд принципиально новых положений, которые следует отметить.
Принципиальное значение имеет закрепление в Кодексе (ст.24.5) обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. В целях обеспечения законности и охраны прав личности законодатель определил обстоятельства, при наличии хотя бы одного из которых производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие события административного правонарушения;
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
действия лица в состоянии крайней необходимости;
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
отмена закона, установившего административную ответственность;
истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Рассматриваемая стадия создает условия для объективного и быстрого рассмотрения дела, применения к нарушителю предусмотренных законом мер воздействия.
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13, 14.21, 14.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Новым является указание на момент, с наступлением которого дело об административном правонарушении считается возбужденным.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с частью 1 статьи 28.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении не составляется.
Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
Вторая стадия производства по делу об административном правонарушении - рассмотрение дела и принятие постановления - ныне получила последовательное правовое закрепление в главе 29. В ней определен порядок подготовки дела к рассмотрению и перечислены вопросы, требующие предварительного выяснения, и разрешается дело. Причем впервые предусматривается в определенных случаях возможность продления установленного 15-дневного срока рассмотрения дела ещё на один месяц (ст.29.6).
Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления транспортным средством, может быть рассмотрено по месту учета транспортного средства.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
о назначении административного наказания;
о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.
Должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении всегда рассматривалось как одна из важных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Обжаловано, может быть, любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено данное постановление, потерпевшим, законным представителем этих физических лиц, законным представителем юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или являющимся потерпевшим, а также защитником и представителем этих лиц.
Порядок подачи жалобы и её рассмотрения рассматривается в ст.ст. 30.1-ЗО.ПКоАПРФ.
^ ТЕМА 5. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ
1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан.
Характерная особенность многих норм Особенной части КоАП РФ является их направленность на обеспечение и защиту прав граждан, законных интересов юридических лиц в различных сферах экономической, социальной и политической жизни российского общества. Знаменательно, что в первой по порядку расположения главе Особенной части - в главе 5 Кодекса «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» содержатся нормы, устанавливающие санкции за административные правонарушения, посягающие на права граждан. Речь идет, прежде всего, об избирательных правах, праве на участие в референдумах. Эти вопросы разрешаются в 25 статьях данной главы (ст.5.1- 5.25). Объектом проступков, посягающих на избирательные права граждан, являются пассивные и активные избирательные пава физических лиц. Объединяющими признаками этих правонарушений являются субъективная сторона - наличие вины, как правило, в форме прямого умысла, а также виды назначаемых административных наказаний. Субъектами административных правонарушений, предусматривающих санкции за вышеобозначенные составы выступают как граждане, так и должностные и юридические лица.
Предусмотрена административная ответственность должностных лиц за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством. Таким образом, гарантируется соответствующее конституционное право каждого гражданина РФ. Статья 5.26 предусматривает ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
Ряд статей предусматривают административную ответственности работодателей и иных должностных лиц за нарушение трудового законодательства, за сокрытие страховых случаев и т.п. Ныне эти нормы особенно актуальны в связи с принятием нового Трудового кодекса РФ.
Мерами административной ответственности защищены права несовершеннолетних граждан (ст. 5.35-5.37), права инвалидов (ст. 5.43, 5.44).
^ 2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.
Глава 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» содержит составы правонарушений, посягающих на здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Предусмотрена, в частности, административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых и общественных помещений, транспорта, к питьевой воде, к организации питания населения, к условиям обучения и воспитания.
Установлена административная ответственность за незаконное приобретение либо хранение наркотических средств или психотропных веществ и их потребление без назначения врача. Но при этом оговорено, что лицо, добровольно сдавшее наркотическое средство или психотропное вещество, добровольно обратившееся для лечения в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение, освобождается от административной ответственности (ст. 6.8,6.9).
Под страхом административной ответственности запрещается пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
Субъективная сторона характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Субъектами правонарушений, предусмотренных главой 6 являются физические лица, достигшие 16 летнего возраста, а также должностные и юридические лица.
Санкции, налагаемые за данные правонарушения предусматривают, как правило, административный штраф, за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст.6.9) и получение дохода от занятие проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией (ст. 6.12) может быть назначен административный арест.
^ 3. Административные правонарушения в области охраны собственности
За указанными выше главами, целью которых является охрана личных прав граждан, следует глава 7 Кодекса, в которой предусматривается административная ответственность за нарушения в области охраны всех видов собственности (всего 28 составов). Речь идет как о частной, так и о государственной собственности на землю, о праве пользования недрами, водными объектами, лесным фондом, о праве пользования животным миром.
Предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования жилыми помещениями, правил их содержания и ремонта, за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Установлена административная ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества (ст. 7.17), за мелкое хищение чужого имущества (ст. 7.27). Отдельные статьи главы 7 КоАП РФ устанавливают административную ответственность в сфере охраны интеллектуальной собственности (ст. 7.12 и 7.20), сохранения, использования и охраны памятников истории и культуры федерального значения.
Правонарушения совершаются умышленно, отдельные по неосторожности.
Санкции предусматривают административный штраф.
Субъект - общий.
^ 4. Административные правонарушения на транспорте
КоАП РФ регламентирует административную ответственность за правонарушения на железнодорожном, морском, водном и воздушном транспорте, глава 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения» - в области дорожного движения. Содержание главы 12 вызвало большие споры при ее обсуждении в Государственной Думе, поскольку нормы этой главы затрагивают интересы миллионов профессиональных водителей автомобильного транспорта и автолюбителей. В результате длительных дискуссий к ряду статей были даны примечания, суть которых сводится к определенным ограничениям административного усмотрения должностных лиц и регулирования конкретных правил на региональном уровне. В примечаниях к ст. 12.1, 12.9 и в тексте ст. 12.36 содержатся частично дуб-.шрующие друг друга нормы, запрещающие повторно проводить технический осмотр транспортного средства, если он уже был проведен в установленном порядке, применение блокирующих устройств, эвакуацию транспортного средства, удержание его на стоянке, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, если они не предусмотрены федеральным законом. Отметим в этой связи, что в главе 27 данного Кодекса в качестве мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях предусмотрены отстранение от управления транспортным средством (ст. 27.12), задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации (ст. 27.13), арест транспортных средств (ст. 27.14).
^ 5. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. В современный период развития российского общества большая роль отводится негосударственной предпринимательской деятельности, привлечению иностранных инвестиций в российский рынок продукции и услуг, что будет способствовать экономическому развитию страны, созданию новых рабочих мест, росту благосостояния населения. Государство определило соответствующие правила ведения предпринимательской деятельности и обеспечивает их соблюдение, чтобы не допустить неблагоприятных последствий от результатов предпринимательской деятельности, которые могут причинить вред как здоровью населения, их правам и свободам, так и экологии и государству в целом.
В статьях 14.1-14.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности. Раскрывая общую характеристику таких правонарушений, рассмотрим ряд терминов и понятий, используемых в данных статьях. Так предпринимательской деятельностью считается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказание услуг, лиц, зарегистрированных в этом качестве в установленном законом порядке.
Регистрация всех субъектов предпринимательской деятельности является обязательной и осуществляется путем внесения специальными регистрирующими органами соответствующей информации о субъекте предпринимательской деятельности в государственный реестр.
Субъектами предпринимательской деятельности могут быть дееспособные (достигшие возраста совершеннолетия, вменяемые; граждане России, граждане иностранных государств (стран СНГ и других) и лица без гражданства в пределах, установленных законом. Выше перечисленные субъекты могут заниматься предпринимательской деятельностью как индивидуально (с образованием юридического лица или без образования юридического лица), так и совместно (образуя юридическое лицо), объединяясь в различных организационно-правовых формах в установленном законом порядке.
Общим объектом правонарушений в области предпринимательской деятельности являются общественные отношения, складывающиеся в процессе ее осуществления.
Объективная сторона рассматриваемых правонарушений может быть выражена в форме действий или бездействия, подробно определенных в статьях главы 14 КоАП РФ.
Субъектами ответственности по данным правонарушениям могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица.
С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются совершением виновными лицами деяний в форме умысла или неосторожности.
Дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности, предусмотренные главой 14 Ко АЛ РФ, рассматривают различные государственные органы, В основном органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в лице главного государственного инспектора Российской Федерации по торговле, его заместителей, начальников территориальных управлений указанной инспекции и его заместителей. Кроме того, некоторые дела об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности могут рассматривать налоговые органы, федеральные органы налоговой полиции, органы валютного и экспортного контроля, органы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, федеральные антимонопольные органы и их территориальные подразделения, органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, органы, осуществляющие контроль за соблюдением порядка ценообразования. Большую часть дел могут рассматривать суды, в том числе арбитражные, и мировые судьи.
Должностные лица органов внутренних дел в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 14.1-14.5,14.7, 14.10-14.18.
Большинство правонарушений в области предпринимательской деятельности выявляются и пресекаются государственными органами в процессе осуществления контроля (надзора), то есть - при проведении проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
^ 6. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную нравственность.
Общественный порядок в специальном смысле представляет собой систему отношений, которые складываются в общественных местах между людьми. Эти отношения регулируются нормами права, обычаями и нормами нравственности. Общественное место (улица, парк, сад, вокзал и т.п.) связано с нахождением в нем людей или предназначено для их пребывания. Общественный порядок призван обеспечивать свободу и неприкосновенность личности, охрану чести, достоинства человека, общественного спокойствия, поддерживать нормальные условия для труда и отдыха граждан, для нормальной деятельности государственных органов и общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций.
Правовую основу общественного порядка составляют Конституция России, законы, а также иные нормативные акты органов государственной власти, регулирующие общественные отношения в сфере общественного порядка.
Общественный порядок тесно связан с общественной безопасностью. Последняя представляет систему общественных отношений, урегулированных правом, которая связана с предотвращением и устранением угрозы для жизни и здоровья людей и их имущества, безопасным владением и пользованием предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих (автотранспорт, оружие, взрывчатые материалы и другие предметы и вещества, подпадающие под лицензионно-разрешительную систему, изъятые из свободного гражданского оборота).
Правовую основу общественной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, специальные законы: «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об оружии», «О чрезвычайном положении», иные законы, а также нормативные правовые акты органов государственной власти. Общественный порядок и общественная безопасность охраняются органами государственной власти, общественными объединениями и гражданами.
Особая роль в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности принадлежит органам внутренних дел. Это обязывает сотрудников этих органов совершенствовать свою правоприменительную и административно-юрисдикционную деятельность.
Общим родовым объектом рассматриваемых правонарушений являются общественные отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, которые регулируются законами и иными нормативными правовыми актами. Эти отношения связаны с охраной общественного порядка и обеспечением безопасности личности, общества и государства.
Правонарушения, предусмотренные главой 20 Кодекса, с учетом характера непосредственного объекта и других особенностей, могут быть сгруппированы следующим образом.
Правонарушения, посягающие на общественный порядок:
Мелкое хулиганство (ст. 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2); демонстрирование фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3); блокирование транспортных коммуникаций (ст. 20.18); распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.20); появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21); появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст. 20.22).
Правонарушения, посягающие на общественную безопасность:
Нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5); невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6); нарушение правил гражданской обороны (ст. 20.7); нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8);
Установка на гражданском или служебном оружии приспособления для бесшумной стрельбы или прицела (прицельного комплекса) ночного видения (ст. 20.9); незаконное изготовление, продажа или передача пневматического оружия (ст. 20,10); нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет (ст. 20.11); пересылка оружия, нарушение правил перевозки, транспортирования или использования орудия и патронов к нему (ст. 20.12); стрельба из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13); нарушение правил сертификации оружия и патронов к нему (ст. 20.14); продажа механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками без соответствующей лицензии (ст. 20.15); незаконная частная детективная или охранная деятельность (ст. 20.16); нарушение пропускного режима охраняемого объекта (ст. 20.17); нарушение особого режима в закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) (ст. 20.19); нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 20.23); незаконное использование специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в частной детективной или охранной деятельности (ст. 20.24); невыполнение >; зоне проведения контртеррористической операции законного распоряжения лица, проводящего указанную операцию (ст. 20.27).
С объективной стороны указанные правонарушения заключаются в противоправных действиях и в бездействии, в нарушении или несоблюдении правил и требований, которые содержатся в правовых нормах, регулирующих отношения в сфере общественного порядка и общественной безопасности, в нарушении норм, направленных на обеспечение охраны и безопасности граждан, общества и государства от противоправных посягательств.
Субъектом правонарушения в рассматриваемых сферах могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Субъективная сторона может выражаться как в форме прямого умысла, так и неосторожности. Дела об административных правонарушениях, содержащихся в главе 20, рассматривают:
Судьи (ст. 20.2, 20.3, статьи 20.5-20.7, 20.9, 20.15, 20.18, 20.19, 20.23, "0.24 (в отношении частных детективов (охранников), 20.25-20.27;
Органы, осуществляющие государственный пожарный надзор (ст. 20.4);
Органы внутренних дел (20.1, 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20, часть 1 ст. 20.21, часть 1 ст. 20.23, 20.24 (в отношении руководителей частных детективных и охранных организаций (объединений, ассоциаций), 1 ;служб безопасности в организациях);
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 20.22).
Правонарушителям могут быть назначены следующие административные наказания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; административный арест.