Архимандрит Габриэл (Ургебадзе): Любовь выше всех канонов и уставов. Мцхета. Самтавро. Могила Отца Гавриила

Во Мцхета, в монастыре святой Нины, чудесным образом проявился образ святого Гавриила.

Образ проявился в том месте, где после обретения некоторое время покоились его святые мощи.

Сообщается, что это место посетил святейший патриарх Илия II и сказал, что это большое чудо, и что он даже видит там надписи.

Тамара Манелашвили

http://pravoslavie.ru/87000.html

Все, кто знал старца Гавриила, помнят, что он был необыкновенно простым, смиренным, любящим – и в то же время грозным. Когда он гневался или обличал человека, чувствовалось, что его устами говорит Всевышний, – такой Божественной властью и силой обладали его слова. Но когда он замечал, что человек раскаивается, он обнимал его, прижимал к своей груди и вселял в сердца ближних надежду и любовь. Юродивый старец и сегодня, в наши дни, продолжает укреплять людей в вере, вселять в сердца любовь и незримо, а порой и видимо, присутствует среди верующих, независимо от вероисповедания, простых людей, начинающих тернистый и спасательный путь, который называется Православием.

26 августа – день рождения отца Гавриила. Чтя его память, мы выбрали несколько историй о нем – одна из них произошла при жизни старца, другие имели место после его кончины: они подтверждают, что на самом деле чувствуется присутствие отца Гавриила и сегодня, в наши многомятежные времена.

«Ну, что ты скажешь, Нодар?»

Нодар , духовное чадо старца Гавриила:

– Батюшка Гавриил провел в моей семье несколько дней. После освящения дома целую ночь мы разговаривали на разные темы и молились. Старец сказал мне: «Нодар, брат мой, к шести часам я должен быть в монастыре. Сможешь отвезти меня во Мцхета?» Я, конечно, согласился. Это были те времена, когда абсолютно всех контролировали. Мы направились во Мцхета. На выезде из Тбилиси семеро вооруженных лиц перекрыли нам дорогу и потребовали остановить машину. Напомню, это были 1990-е.

Несмотря на то, что старец Гавриил велел мне не останавливаться, я остерегся и все-таки остановил автомобиль. Батюшка Гавриил сидел очень спокойно. Я вышел из машины предъявить документы незнакомым, но оказалось, что те хотели не документы, а мою машину. Я сопротивлялся, хотя и понимал, что ссора с семью вооруженными до зубов «рыцарями» связана с риском. В это время я увидел, как из машины вышел старец Гавриил и направился к нам. Произошло что-то необыкновенное: словно бы с неба спустился огромный светящийся во тьме столб, за которым следовал сверхъестественно высокий, красивый, внеземной человек с посохом, с белой бородой. Он ударил посохом о землю, и раздался необыкновенный голос: «Кто посмел остановить нас?! Как вам не стыдно?!» Это было поистине сверхъестественное явление, которое потрясло всех. Испугавшись, вооруженные люди побежали кто куда. А кто-то, застыв на месте, стал совать нам в руки наши документы и попросил побыстрее уезжать.

Мы уехали. Батюшка Гавриил посмотрел на меня и спросил: «Ну, что ты скажешь, Нодар? Мы же молодцы?»

«Левый глаз, не так ли, Лейла?!»

Лейла Сихарулидзе , редактор грузинской версии книги «Диадема старца»:

– Заканчивая работу над книгой, мы с несколькими духовными чадами отца Гавриила сидели в его келье. Шутили, вспоминали разные истории из жизни юродивого, и все невольно улыбались. Мне тоже захотелось пошутить, и я сказала: «Вот закончу работать над этой книгой, и отец Гавриил выдаст меня замуж!» А мне было уже за семьдесят! И вдруг… отец Гавриил подмигнул мне с фотографии! Я остолбенела и не могла вымолвить ни слова. Монахиня Параскева спросила меня: «Левый глаз, не так ли, Лейла?!» Оказывается, другие тоже заметили это, и один из присутствующих сказал: «Это еще ничего, порой он нас даже по лбу щелкает!»

«Уберите свечи!»

Лаша Цаишвили:

– Несколько лет назад мы с сестрой отдыхали у родственников. Как-то ночью сестре приснился отец Гавриил. Он стоял возле дома, в котором мы находились, держал в руках погасшие свечи и говорил: «Уберите их отсюда!» Когда моя сестра рассказала о сне, мы были очень удивлены, ведь свечи – символ веры. Но когда мы рассказали об этом сне нашей соседке, она сказала, что несколько дней назад в этом доме была женщина, гадавшая на свечах. Нам всё стало ясно. Сестра показала то место, где в ее сне стоял отец Гавриил, и мы увидели огарки свечей, на которых гадала та женщина. И в этом случае отец Гавриил помог нам, защитил от злой силы.

После кончины отца Гавриила мы чувствуем его духовную поддержку. Одно время я очень беспокоился о своем физическом состоянии и молился Богу, чтобы он вернул мне зрение. Как-то ночью мне приснился отец Гавриил, сурово выговаривающий мне: «Почему ты просишь о быстром исцелении? Подожди, Господь знает, на все есть свое время!» Когда я проснулся, воззвал к батюшке и попросил его дать мне какой-нибудь знак, от Господа ли этот сон. Через некоторое время моя родственница, которая гостила у нас, рассказала, что, когда она убирала комнату, позади нее вдруг возникло странное сияние. Она повернулась и увидела, что икона, которую мне подарил отец Гавриил, лежит на моей кровати. Однако упасть со стены и оказаться на моей кровати икона сама по себе не могла, потому что расстояние от места, где она находилась, до моей постели довольно большое. Это был знак от отца Гавриила. Удивительно еще и то, что, когда я описал человека, приснившегося мне, его образ полностью совпал с обликом отца Гавриила. А ведь я никогда так и не смог увидеть батюшку…

Мне часто хочется поговорить с отцом Гавриилом, послушать его живые, благостные слова, наполниться и проникнуться тем Божественным чувством, носителем которого был старец Гавриил. Чувством, которое называется любовью!

http://pravoslavie.ru/105952.html

Святой преподобный Гавриил Самтаврийский (в миру Годердзи Васильевич Ургебадзе,
26 августа 1929, Тбилиси, Грузинская ССР - 2 ноября 1995, Мцхета, Грузия)
Канонизирован Грузинской Православной Церковью 20 декабря 2012 года в лике преподобных.

25 декабря 2014 г. Священным Синодом РПЦ включен в месяцеслов и
Русской Православной Церкви с установлением празднования его памяти
2 ноября, как это установлено в Грузинской Православной Церкви.

……………………………………..
……………………………………..
И – расстрелять! – Москва сказала.
……………………………………..
……………………………………..
Пытали долго в КГБ……………….
Монах был твёрд, рех раз за разом -
«То – сатаны приспешник! Зверь…», -
На всех допросищах упорно.

Как ни старались, на своём
Стоял, орлом расправив плечи,
Держась едва, но – на своём!
Раб Божий! - "поп", «антисоветчик».

"Да он не дружит с головой,
Галлюцинациии... Про Бога
Твердит всё, Ангелов... Больной!"

Вот так вошел,с "билетом белым",
Он вновь во тьму,что нет «красней»,
Где на руках носили верно
Своих того, кто "всех живей" -
На транспарантах, на портретах….

А он портрет и сжёг тогда -
В двенадцать метров ростом, вместе
С той кепкой!

Радость, шум с утра...
И - пламя друг... "Горит... - вах! Вай ме! -
«Совет Верховный ГССР»! -
Где на стене висел тот самый...
Взрывались лампочки, – и где?!
На Руставели, уж пропахшем
Колонным духом:

Май! Цветут
Земля и прелести Парада –
Флажки и шарики! Вокруг –
Гвоздик, венков бумажных буйство!
На шеях пап – детишки…. Смех.
И – « Ленин жил» и «жив», и «будет»…
И духовой гремит оркестр.
Шум! Первомай! Ну, в общем, праздник…
И – море лозунгов!
И вдруг….

Теракт – подумали…. «Спецназом» -
Был «Полк восьмой». И – вызван.
Ждут…

А уж во всю для демон/странтов
С трибуны проповедь идет,
До неба слышно: ""Слава" – надо
Писать не Ленину; Господь
Иисус Христос, Ему и Слава!
За нас всех Богочеловек
Распялся. Должен быть здесь Крест!
А здесь что?! - "идола" портрет!»

Тогда избили его сильно,
И – в изолятор… Пытки… Вновь…
И – в психбольницу… Но Всесилен
Бог: приговор был отменён!

А ему было безразлично,
Он бы и умер за Христа!

«Психопатическая личность»
Звалась "Годердзи" в тех местах,
Как и - в советском "красном"…. С "белым" –
Он, как и был, всё - "Гавриил",
Что по-грузински – Габриэли.
Он это имя и носил
С момента пострига в монахи
Вот уже долгих десять лет;
С ним и в огонь бы, и на плаху -
Тифлиса сынъ...

Тбилиси. Темнь.
Родные улочки... Дорожки…
Дороги,- к Храму не ведут
Что нынче… Детские ладошки
Всё к небу тянущихся рук
Платанов старых… Шушабанди* -
В ажур старинный давних лет!
Балконы, новые веранды…
И - он свернул туда,
Где свет……

Домой шел мама Габриэли, -
Где многоглавую возвёл
Своим трудом упорным церковь
Прям во дворе. … Не шёл он – брёл,
Бы не пройти случайно мимо
Какой иконки где-нибудь:
Сколь, им на свалках находилось
Тогда безценных,- никому
Теперь ненужных…. Этот «мусор»
Он очищал сам в мастерской,
В ограде церковки. Со вкусом
Их оформлял, то и резьбой,
С любовью делая оклады
Для кем-то выброшенных в «хлам».

И удивительную радость
Взгляд его – старца – излучал,
Когда смотрел он на иконы
Царя умученного: знал!
Знал, Николай Второй что – Божий,
Не зря распяли...

Вся Семья...
Большевики же Их убили –
Святых!
- Ах, мама Гавриил…

И, сколь ему б ни говорили –
"Сними, узнают", - «Нет!»:
Любил…

Однажды /Иверской иконы
Одной бы не было уже/
Он, как почувствовал… Из дома
Бежал к той свалке… Спас! - успел.
В честь Гавриила, что по водам
Прошел, саму б икону ту
Приять, приплывшую к Афону,
И назван был! – …Не потому ль?..

В той церкви не было уж места,
В его: все стены - в образах,
Как в детях выхоженных. Здесь он
Молился и, но…

Как страдал,
Став «обилеченным»: не стали
Пускать на службы его, бо
Властям в угоду, иерархи
Не разрешали! А он мог
Не есть хоть сколь, не спать подолгу,
Но без Причастия – никак!
И плакал батюшка от боли,
И от безсилия страдал…

Он с детства принял Бога сердцем!
И текст Евангелия знал
Весь наизусть почти. Годердзи
И о монашестве мечтал
Уж с юных лет: «Нет героизма
На свете большего, чем то…».
И он своею всею жизнью
То доказал... А жизнь его...

Теперь юродствовал он явно!
Все удивлялись: босиком
Зимой ходил. Казался странным,
Но обижаться на него
Не представлялось и возможным:
Такая нежная любовь
В глазах светилась старца... Позже
Во всех чудачествах его
Узрели всё ж особый подвиг,
Во – "Христа ради"…

В Самтавро
Он спал в курятнике, где холод
Врывался в щели… Ничего
Почти не ел сам, за накрытым
Столом для чад духовных, бо
«Любовь напоит и насытит»,
Но – звал «профессором» вино! –
Лозы и солнца дар в цвет крови:
В нём - виноградном, чистом – соль.
И - соль из уст его, сколь соли
И из очей его текло,
Порой затапливая ночи,
Бо прозорлив был Гавриил.

«Мой крест – вся Грузия, - рех отче, -
И пол-России»… И все дни
Он, прызывая к покаянью,
Всё проповедывал. Всегда
Молился, тяжко воздыхая,
Как об Иверии он, так
И о России. Так молился,
Что непрерывным плач его
Во келье душной становился
Страстной седмицею...

Еще
Рех: «Отвратителен пред Богом,
И даже если одного
Ты ненавидишь; а не можешь
Любить, желай добра уж хоть.
Любовь спасёт людей, смиренье
И доброта»! Он всех любил.

Стяжавший дар чудотворенья
И прозорливости почил
Святым при жизни еще, с миром.
К его ж могиле, в Самтавро,-
Равноапостольная Нина
Где подвизалась преждь - Нино,
Поток как хлынул, так и лился
Все двадцать лет... Да что - поток? -
Болящих море исцелилось,
И просто любящих! - Сей бо,
«Без дна кувшином" не был: полон
Любовью был!

Вот и сейчас
Всё кровь жива его, хоть столько
Уже в пробирке лет она!

Водянкой болен был… Страдая,
Не безпокоил никого.
Лишь перед смертью кровь и взяли
Ту для анализа. Но он
Уж не дождался. …Обернувши
В циновку тело, так земле
Его и предали. И тут же –
Вновь чудеса! Да столь чудес!

К Мощам стекаются и ныне,
И всех он слышит, помощь шлёт!
…иль, может, - весть? – Зачем на плитах,
На коих ночь одну всего
Лежали Мощи старца, только
Лишь обретенные, зачем
Отобразился явно образ
Его - Святого? Что хотел…. –
О чём так мама Габриэли
Предупреждает, всех любя,
Во Божьей Матери Уделе,
Что Матерь всем нам – со Креста?

В короткий срок после успенья
/Семнадцать лет прошло всего/
Канонизирован Нетленным
Был Православною Святой
Грузинской Церковью.

Так в лике
Святых прославлен стал «больной»
С «билетом белым»! А в граните
Спит, – черно-красном, –
«всё живой».

Через два года старца Мощи
И обрели:

Февраль был. Шел
Дождь. "Двадцать третье". Зябко...

Все же,
В Светицховели, - где Хитон
Христа, под спудом, Неделимый! -
Несомый тысячами рук
Шел Преподобный,- коим "идол"
Сожжен был... Шел туда не "вдруг",
Но - чрез "Самеба"* возвратиться б
На место прежнее своё.

И нам бы всем там исцелиться….

Молись о нас, молись, Святой…

_______________________________________

* «Шушабанди» - резные, кружевные балконы.

*Грузия: в монастыре Самтавро проявился образ преподобного Гавриила (Ургебадзе) 22.10. 2015

*Святой часто носил на груди табличку «Человек без любви - как кувшин без дна».

* «Спустя несколько лет доктору позвонил коллега и сказал, что он неожиданно нашел забытую во время ремонта лаборатории пробирку с кровью, которую они взяли у отца Гавриила четыре года тому назад. И эта кровь была как свежая! Зураб Георгиевич не поверил. Коллега приехал к нему. Действительно, кровь не свернулась, не высохла, не разложилась. Доктор достал шприцем одну каплю, сделал мазок и отнес в лабораторию. Анализ показал: всё в норме!
Они сами не знали, с чем столкнулись. Доктор поехал к патриарху и сказал, что они взяли кровь у отца Гавриила четыре года тому назад, а она до сих пор имеет такой состав, словно ее взяли вчера. Не чудо ли это? Святейший посоветовал эту кровь предать земле там, где покоится отец Гавриил. Они закопали эту пробирку в могилу старца в монастыре Самтавро. Там уже начали совершаться чудеса, и люди, приходившие со всех концов Грузии, увозили с собой целебное масло и землю. Они постоянно раскапывали могилу, поэтому ухаживавшая за ней матушка Параскева достала пробирку из земли. И теперь она помазывает ею всех приходящих на могилку людей. Вернее, не помазывает, а осеняет крестным знамением - так точнее.»
*"22 февраля 2014 года были обретены мощи святого Гавриила Юродивого.
Это событие происходило при невероятном стечении народа, который стоял около монастыря и днем и ночью. Святые мощи были торжественно перенесены в собор Светицховели, а после – в Тбилиси, в собор Пресвятой Троицы (Самеба).
Храм был открыт круглосуточно: люди приходили поклониться мощам и днем ночью.
В те дни Святейший Патриарх Илия II обратился к народу с такими словами: «Очень часто люди спрашивают нас, что такое счастье? То, что сегодня происходит в Грузии, – это счастье! Это озарение Cветом страны и людей. Это нисхождение Духа Святого. Это наше преображение. Это то состояние, когда царствует добро и изгоняется зло. Это взаимное прощение и любовь! И все это принес нам отец Гавриил! Один человек преобразил всю Грузию»"
http://www.pravoslavie.ru/news/87365.htm

Http://www.youtube.com/watch?v=WrrY1_GJKMw
Перенесение мощей преподобного Габриэля в Тбилиси
http://www.youtube.com/watch?v=_-qdVROs59A

* Самеба - Самеба - Храм Пресвятой Троицы. Цминда Самеба (;;;;;; ;;;;;;,
что переводится как «Пресвятая Троица») - ныне главный кафедральный
собор Грузинской Православной Церкви.


Недалеко от Светицховели находится Самтаврийский женский монастырь святой равноапостольной Нины. Здесь покоятся святой царь Мириан и святая царица Нана, принявшие вместе со всей Грузией Христианство в 324 году, как установили последние исследования. Побывав в Самтавро, невозможно не заметить постоянного движения у могилы отца Гавриила. Время от времени подходят к ней новые и новые группки людей. Многие снимают с себя нательные кресты и кладут на цветущую могилу - так получают благословение от того, кто здесь покоится.
Послушание монахини Параскевы - находиться около могилы отца Гавриила. Она переливает масло из горящей лампады в бутылки и пузырьки и отвечает на вопросы о чудесах, о явлениях прозорливости, о предсказаниях старца, свидетелями которых были насельницы монастыря. Большая часть этих рассказов вошла в книгу об отце Гаврииле «Диадема старца», другая еще ждет публикаций...
Отец Гавриил, в миру Ургебадзе Годердзи Васильевич, родился 26 августа 1929 года в Тбилиси в семье убежденного коммуниста. Отец его рано скончался. Мать, ставшая впоследствии монахиней Анной, скончалась 26 апреля 2000 года. Она похоронена там же, где ее сын, старец Гавриил, - во дворе монастыря.
Если его отец в своей недолгой жизни успел разрушить храм, то его сын посвятил всю жизнь служению Церкви. Избранный от чрева матери, ребенок не мыслил себе жизни без Бога. Соседи, помнившие его с детского сада, вспоминали, что по каким-то дням он вообще не прикасался к еде. Любимым его занятием в детстве было строительство церквей из спичек. В двенадцать лет, несмотря на атеистческое воспитание, он прекрасно знал Евангелие.
Вернувшись из армии в 50-х годах, Годердзи построил в своем дворе церковь с четырьмя куполами. Ее не раз разрушали официальные власти. Но она, сильно переделанная, стоит до сих пор. Эта церковь была обставлена иконами, которые ее строитель находил на свалках. За такой образ жизни во времена воинствующего атеизма того, кого впоследствии называли «любовью ХХ века», считали душевнобольным.
В 1955 году Годердзи принял монашество с именем Гавриил.
1 мая 1965 года отец Гавриил на майской демонстрации поджег огромный портрет Ленина и был арестован КГБ за «антисоветскую деятельность». На допросе отец Гавриил сказал: «Я это сделал, потому что нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Зачем вы пишете: «Слава Ленину», ведь такая слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу».
После этих слов его перевели в психиатрическую больницу на экспертизу. Поставили диагноз: «психопатическая личность со склонностью к возникновению шизофреноподобных состояний». Именно этот «диагноз» спас отца Гавриила от расстрела. Господь сохранил Своего избранника, чтобы не оставить грузинский народ без назидания.
Отец Гавриил терпел от безбожников много поношений, но никогда не осуждал даже тех, кто страшно избил его после поджога портрета Ленина.
«Отец Гавриил категорически запрещал нам кого-либо осуждать, - пишет игумения Самтаврийского монастыря Кетевань (Копалиани), - и так говорил: «Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого, и погибнуть».
Старец скрывал свои духовные дарования под видом юродства, но окружающие чувствовали в нем благодать и прислушивались к его советам.
Отец Гавриил отошел ко Господу 2 ноября 1995 года. С тех пор начали в монастыре собирать воспоминания о старце, рассказы о разных периодах его жизни. Вот некоторые из них.
Монахиня Пелагея (Ксоврели), знавшая отца Гавриила с детства, рассказывает:
«В двенадцать лет было ему видение: «Отец твой разрушил церковь. Ты иди и расчищай развалины церкви святого Георгия». И он тут же пошел исполнять сказанное.
Однажды, когда он вытаскивал глыбы и складывал их в углу, подошел мой дядя, попытался ему помочь и не смог. Настолько они были тяжелые».
Всем рассказчикам отец Гавриил запомнился именно своей нестандартностью в поведении.
Матушка Кетевань (Копалиани), которой отец Гавриил очень образно предсказал ее игуменство заранее, вспоминает: «Я впервые увидела отца Гавриила двадцать лет назад на проспекте Руставели. Он, подняв руки, громким голосом взывал: «Грузины, опомнитесь, просыпайтесь! Грузия погибает! Могила святой Шушаник - в запустении! Метехский храм превратили в театр!» Юродивый монах громко плакал и скорбел о своем народе. Прохожие с интересом останавливались, некоторые слушали, некоторые скептически улыбались...»
Монахиня Елисавета (Зедгенидзе) приводит другой пример. По дороге в монастырь Джвари отец Гавриил благословил ее купить водку, спрятал бутылку в мантии и направился к храму. Затем вытащил ее, пригубил и напоил всех присутствующих. Но водка на вкус была как вода. «Потом сказал мне удовлетворенно: «Смотри, нас никто не осудил, они все спасутся!»
Он ясно видел прошлое и будущее каждого человека. Монахиня Параскева (Ростиашвили) описывает, что как-то был отец Гавриил в гостях у одной семьи. Пришел туда молодой парень. Монах взглянул на него и сказал: «Тебя ждет большое несчастье. Иди, благословлю тебя, и оно пройдет мимо». Парень подошел под благословение. Через какое-то время кто-то выстрелил в него, но пуля только несколько волос ему подрезала.
Она же вспоминает: «Один монах спросил старца Гавриила, что такое пост. «Сейчас объясню», - ответил он и рассказал монаху о всех грехах, им совершенных. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец сказал: «А теперь иди и ешь обед». - «Нет, отче, спасибо, я не хочу», - ответил монах. «Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде», - был ответ.
Как-то в келью к отцу Гавриилу пришла супружеская пара, жена была беременна. Старец говорил им, что ребенок все понимает и еще в утробе матери его надо учить Слову Божию. Муж удивился: «Я не слышу, как за стеной говорят. А что может услышать ребенок в утробе матери?» Старец повернулся к женщине: «Малыш, ты слышишь меня?»
Плод с такой силой стал двигаться, что женщине стало тяжело стоять и она села.
Однажды приехал с Афона гость, настоятель одного из Афонских монастырей, и пришел к отцу Гавриилу. Старец протянул ему икону его Небесного Покровителя. Гость поклонился и попросил: «Переходи к нам, ни в чем не будешь иметь недостатка!» Отец Гавриил ответил: «Я мою Грузию на Афон не поменяю». Причина такого выбора была в следующем: «О борьбе святых пророков Еноха и Илии с антихристом будут передавать по телевизору, - писал старец. - Когда соберется Иверская икона Богородицы покидать Афон, начнется звон колоколов, церкви видимым образом поклонятся, чтобы проводить ее. Все это будет по телевизору. Это милость Божия, чтобы весь мир увидел, и люди, хотящие спастись, приедут в Грузию.
...Антихрист здесь не воцарится. По сравнению с другими местами будет и здесь малое гонение. В Евангелии написано, везде будет гонение и горе тому, кто изменит Евангелие. Придет время, будет уход людей в горы. Но в одиночку не идите... Уходите в леса и горы малыми группами. Для Христиан самым большим мучением будет то, что сами уйдут в леса, а их близкие примут печать антихриста.
Продукты, на которых ставят печать антихриста, не могут причинить вам вреда. Это еще не печать. Надо произнести молитву «Отче наш», перекрестить, окропить святой водой - и так освятится всякая пища».
Старец говорил: «Выше всех канонов и уставов - любовь. Если ненавидишь хотя бы одного человека - в его образе ненавидишь самого Христа и далек ты от Царствия Небесного. Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра. В последние времена людей спасет любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога». Можно ли сказать лучше?
Отец Гавриил еще не канонизирован. Он писал: «Должны канонизировать отца Георгия (Мхеидзе). Он великий святой». Это его предсказание о своем духовнике исполнилось в 2003 году на Руис-Урбнисском соборе.
Вот что отвечает на вопрос о причислении к лику святых отца Гавриила монахиня Параскева в своем интервью журналу «Дедаэклесия» (№8 за 2005 г.): «...Господь дал отцу Гавриилу благодать последних времен. Он был избран Богом... В конце жизни он очень тяжело болел. У него двенадцать раз выкачивали жидкость из брюшной полости. Врач делал это в примитивных условиях в его же келье. Обычный человек не выдерживает эту процедуру более двух-трех раз. Падает давление, и наступает летальный исход. Однажды отец Гавриил сидел перед своей кельей, молился, и из него в это время выкачивали жидкость. Тут как раз пришли французы осматривать церковь. Увидели эту картину, чуть с ума не сошли. «Можно, мы снимем это?» - спрашивали они, но отец Гавриил, постеснявшись, отказался. Все происходившее можно было объяснить только Божьей благодатью».

«Священная Любовь XX века» – именно так называют грузины своего не так давно канонизированного, но необычайно почитаемого святого Гавриила Самтаврийского (Ургебадзе).

Премьера фильма «Диадема старца» в Москве показала, что в России этого святого любят отнюдь не меньше – кинозал на главной площадке Исторического парка ВДНХ был практически полон. Многие люди плакали, аплодировали и смеялись так, как будто фильм был снят об их близком и горячо любимом родственнике. О феномене этой всеобщей любви, о новых чудесах по молитвам святого и о сверхъестественных событиях, которыми сопровождались съемки, мы поговорили с автором фильма Константином Гелаевичем Церцвадзе – филологом, переводчиком, писателем и журналистом.

Преподобный Гавриил Самтаврийский (1929–1995) – архимандрит Грузинской Церкви, несший в советское время подвиг исповедничества и Христа ради юродства. Уже в двенадцать лет он хорошо знал Евангелие, а во дворе дома устроил себе крохотную келью.

Вернувшись из армии, построил небольшую церковь, все стены которой украсил сотнями икон: вырезал их из журналов, собирал на свалках и реставрировал. В 1955 году был рукоположен во священника и пострижен в монашество с именем Гавриил.

Мама Габриэли (так по-грузински звучит «отец Гавриил») проповедовал на улицах, возвращая людей к вере, и нередко совершал разные странные поступки: ходил без обуви, притворялся сумасшедшим, пьяницей, попрошайкой.

1 мая 1965 года он поджег двенадцатиметровый портрет Ленина на здании Верховного Совета в Тбилиси. На допросах говорил: «Нельзя боготворить человека. На месте портрета Ленина должно висеть Распятие Христа. Зачем вы говорите „Слава Ленину“? Надо говорить „Слава Господу Иисусу Христу!“».

Ему грозило жестокое наказание, но его признали сумасшедшим и отпустили. За странностями его поведения скрывалась огромная любовь к людям, сила горячей молитвы и великое смирение. Например, осыпав человека жесткими вразумляющими словами и прогнав прочь, он тут же начинал о нем слезно молиться и благословлять. Кто-то отвращался от него как от прельщенного и сумасшедшего, другие чувствовали его любовь и пользовались его богодухновенными наставлениями.

Прославлен в лике святых в 2012 году. В месяцеслове Русской Православной Церкви день памяти преподобного Гавриила – 2 ноября.

Константин Гелаевич, мы уже многое знаем о старце Гаврииле. Расскажите немного и об авторе фильма.

– Мне 23 года, детство мое прошло в Грузии, я окончил русскую школу и до 2014 года ни разу не был в России. В последние годы часто посещаю Россию. По профессии я – филолог-русист. Окончил Тбилисский государственный университет, институт славистики, потом поступил в Общецерковную аспирантуру в Москве, здесь же начал работать корреспондентом. До того, как снять фильм «Диадема старца», я перевел книгу с одноименным названием. Она была издана по благословению Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II . Являюсь также редактором нескольких книг. Переводил на грузинский язык житие Василия блаженного, житие святой Матронушки.

Он помогает всем независимо от национальности

Как вы полагаете, в Грузии отец Гавриил уже настолько же почитаем, как и святая Матрона?

– Все митрополиты и Патриарх отмечают, что он уже стал особо почитаемым святым. Когда вскрыли могилу старца Гавриила и его святые мощи были перенесены в кафедральный собор Пресвятой Троицы, наш Патриарх выступил и сказал, что очень часто верующие и неверующие люди задаются вопросом: что такое счастье? «То, что происходит сегодня, – это и есть счастье», – отметил Патриарх Илия. Потому что в самые нужные моменты старец помогает нам всем: и грузинам, и русским.

Его канонизировали в 2012 году, а в 2014 году обрели мощи. Старец Гавриил почил о Господе в 1995 году, он наш современник. Еще живы люди, которые хорошо его знали. Многие сомневались, канонизировать или нет, потому что даже величайшего святого Серафима Саровского канонизировали 70 лет спустя. Но Патриарх, как некогда Николай II относительно отца Серафима, поставил точку и все же канонизировал. Помню, как тогда ликовала вся Грузия.

И вот сегодня отец Гавриил стал особенно дорог народу. Он для всех был своим.

«В ту ночь я хотел покончить с собой»

– Думаю, вы согласитесь со мной, что многие священники много говорят, читают проповеди о том, как Христос пострадал, какие поступки Он совершал, и учат других, как это делать. Но дальше слов дело не идет. А старец показывал все на своем примере. Он в своей жизни много страдал, а потом еще и юродствовал: мог танцевать, зайти в пивной бар, чувствуя при этом, кому именно нужна помощь. В мой перевод книги включены воспоминания тех людей, которые свидетельствовали: «Да, я тогда был в пивбаре и хотел ночью покончить жизнь самоубийством. И вдруг подошел священник и сказал: «Что ты, брат! Вместо этого сделай так и вот так». И этот человек начинал видеть жизнь с другой стороны. И вот так отец Гавриил спасал очень многих.

Для Мама Габриэли не было невозможного

– Сегодня в мире происходят ужасные вещи, способные повергнуть в шок: теракты, войны, смерти ни в чем не повинных людей, массовые самоубийства, убийства детей руками их родителей. Люди ищут какого-то утешения. А оно приходит только через любовь. И невоцерковленные люди, естественно, не понимают, что такое смирение, или почему они должны читать Евангелие. Им нужен духовный толчок, пастырь, который обратит их на путь спасения. И почему-то в случае с отцом Гавриилом все всегда работало. Многие люди, совсем далекие от Православия, стали ходить в Церковь.

Об их сходстве писали в «The Guardian»

В 1994 году умер еще один святой – Паисий Святогорец. Между отцом Гавриилом и отцом Паисием невольно напрашивается некая параллель.

– Мы в Грузии очень почитаем святого Паисия Святогорца. Мы очень радовались, когда его канонизировали. Даже в «The Guardian» была статья, которая называлась «Мама Габриэли в Грузии – как Паисий Святогорец в Греции». Такие параллели проводили еще в те времена, когда старец Гавриил не был причислен к лику святых. И в Греции вышла подобная статья. Почему-то действительно все проводят эту параллель.

«Костя, не печатай эту книгу»

Снимая фильм или создавая книгу о каком-то святом, некоторые люди переживали опыты мистического характера. Было у вас что-то подобное?

– Да, было много таких моментов. О некоторых из них могу рассказать. Три года назад, когда книга о старце была уже переведена, сверстана, мы собирались отдать ее в печать. Нашли спонсора. И вдруг снится мне сон: я сижу у телевизора, и тут заходит батюшка Гавриил с посохом. Я вскочил с кресла, спрашиваю: «Батюшка, неужели это вы?». А он такой: «Да, да, это я. Где эти ксерокопии?» А я не знал, о каких ксерокопиях шла речь, и указал на распечатку книги, которая лежала на столе. Он подошел, начал перелистывать ее и говорит: «Нет-нет, Костя, не печатай эту книгу. Здесь нет той информации, которая нужна». Я открыл глаза и проснулся. На следующее утро мы включили телевизор, и вдруг я слышу, как Патриарх Илия сообщает, что скоро будет вскрыта могила старца Гавриила. Стало ясно, что старец Гавриил не хотел, чтобы книга была издана без этой информации. На самом деле, наша книга, которая переведена и, надеюсь, скоро появится в России, содержит много ценной информации, которая появилась уже после вскрытия мощей.

«Эх ты, пухленький»

– Был еще один случай. Когда мы делали фильм, я был против, чтобы он заканчивался завещанием старца Гавриила. Говорил, что это грустный мотив, и я не хочу, чтобы в конце была именно такая нота. Меня уговаривали. Я противился. И мне приснился еще один сон: сижу, заходит старец и говорит: «Эх ты, пухленький. Завещание – последнее. Ты должен поменять музыку и записать Параскеву» (монахиня Параскева - келейница старца Гавриила). Я открываю глаза, звонит Дато Дарджания. И что вы думаете? Оказывается, ему тоже приснился старец и сказал, что «320-киллограммовый пухленький человек должен сделать то-то и то-то». Информация, которую я получил во сне, совпадала с информацией, которую сообщил продюсер фильма Давид Дарджания.

Автор этого фильма – я, продюсер фильма – Давид Дарджания. А автор идеи и режиссер – монахиня Евфимия (Дали Мшвениерадзе), которая написала первые книги о старце. Что касается матери Параскевы: у нас были кадры не очень хорошего качества, и мы не знали, использовать их или нет. Но потом, когда старец мне приснился, я сразу созвонился с матушкой Параскевой. И она сказала: «Да-да, приезжайте, я жду вас в Боржоми». Мы опрометью кинулись туда и взяли у нее интервью.

«И чем я заслужил такую милость?»

Вы не знали старца Гавриила лично? И он настолько вам близок.

– Нет-нет, я не был с ним знаком. Я был маленьким тогда. Но я считаю его своим духовником и своим другом. В моей жизни нет ни одного важного события, которое прошло бы без благословения батюшки. Я всегда чувствую его присутствие. Он всегда рядом, как и завещал: «Я ухожу, но всегда незримо буду с вами».

Когда мы переводили интервью матушки Параскевы, у меня были сложности. Признаюсь, что, хотя я грузин, с грузинским языком у меня некоторые проблемы. У меня русское образование, и вырос я в русской среде. Некоторые церковные старогрузинские моменты я не понимаю, если мне не помогают мои грузиноязычные друзья. Матушка Парасвкева в фильме говорит: «Я захожу в его келью и вижу его поднятым на пятьдесят сантиметров от земли». Ей было интересно, знает ли старец, что она видела его в этом состоянии. Когда она зашла к нему, старец сказал: «Господь сообщил, что подымет меня на 50 сантиметров. И чем же я заслужил такую милость?» И вот это последнее предложение – это примерный перевод, потому что по-грузински фраза звучала немного по-другому. Эти тонкости были мне непонятны. Я неделю потратил на перевод. Думал, как правильно: «Чем я удостоился?» или же «Я не достоин». Я ломал голову над несколькими вариантами. И мне опять приснился старец, который, ударив посохом об пол, сказал: «Двенадцать лет ты ходил в русскую школу, чтобы я неделю ждал твоего перевода?!» Когда я проснулся, в голове у меня была правильная фраза: «И чем же я заслужил такую милость».

«Ваш мальчик абсолютно здоров»

Я знаю человека с грузинскими корнями, которому батюшка тоже снился и что-то говорил. Действительно, он живой.

– Об этом – моя последняя статья, которая так и называется: «Я жду вас в Самтавро». Она повествует о женщине Елене, сын которой потерял сознание. Приехала бригада скорой помощи. Вызвали маму, которая, глядя на происходящее, тоже потеряла сознание. Женщина была совершенно невоцерковленная, только корни православные. «Когда меня привели в чувство, – рассказывает она, – я увидела, как медсестрам помогает какой-то священник. Он поднял голову и сказал ей: "Я жду вас в Самтавро"». Елена не знала, где это и что это вообще такое. Потом она ознакомилась с результатами анализов и узнала, что у мальчика злокачественная опухоль с метастазами в голове. Вдруг в кабинете главврача Елена увидела фотографию – на ней был изображен священник, которого она видела помогающим бригаде скорой помощи. Она спросила: «Этот батюшка у вас главный, он здесь работает?». В ответ услышала: «Что вы, госпожа Елена. Это старец. Он святой. Его могила находится во Мцхета». Елена все поняла, опрометью побежала на могилу старца, а при этом молилась, чтобы поскорее продать дом, машину, все, что есть, чтобы отвезти ребенка на лечение в Германию.

Проходит определенное время. Мальчик еще раз потерял сознание, его отвезли в больницу, и мама настояла на том, чтобы сделали повторные анализы, – ей нужно было узнать, насколько быстро болезнь прогрессирует. Анализы были сделаны. Врачи сказали: «Здесь какая-то ошибка. Сделаем еще раз». Анализы были сделаны три раза. Женщина сходила с ума, умоляла сказать, что происходит, ничего не скрывать. Наконец врачи позвали ее и говорят: «Мы не знаем, что происходит. У вашего ребенка просто мигрень. Нет ни метастазов, ни опухоли».

Женщина опять потеряла сознание. В обмороке она увидела улыбающегося отца Гавриила, который сказал: «Я же ждал вас в Самтавро».

Старец в буквальном смысле ходит по земле

– Люди, даже совершенно не воцерковленные, сталкивались с невероятными вещами. Когда вскрывали могилу с мощами в Троицком соборе, я целый месяц стоял у изножья старца. Однажды прошел сильный дождь. Когда посмотрели на туфли старца, то увидели, что они в грязи!

И монахи Троице-Сергиевой лавры замечали, что у преподобного Сергия, лежащего в раке, стоптаны башмачки. Опыт таких чудес сильно повлиял на ваше мироощущение?

– Я укрепился в вере. Я с пяти лет служу пономарем, и человек я церковный, конечно. Но вера моя очень возросла после встречи с отцом Гавриилом. Уже не возникает никаких вопросов – мне все ясно, стараюсь смиряться, где необходимо.

Результат съемок удовлетворил? Или хотелось бы еще что-то исправить, доделать?

– Я отношусь к себе самокритично. Мы работали над фильмом полтора года. Хотя там есть и интервью, которое мы снимали семь лет назад. Я знаю этот фильм наизусть по минутам и секундам. Когда мы завершили озвучку, и я посмотрел этот фильм, то не понял, как это я такой фильм сделал. До сих пор думаю, что этот фильм делал сам старец Гавриил. Мне фильм нравится.

В будущем мы планируем сделать фильм только об исцелениях, которые осуществились благодаря помощи старца Гавриила. Так что это не последний проект. Я очень благодарен своей учительнице русского языка Ирине Шалвовне Схиртладзе, профессорам института славистики Майе Дмитриевне Тухарели, Илоне Артуровне Дзнеладзе, Марии Анатольевне Филиной. Они всегда бескорыстно помогали, редактировали, давали ценные советы. С особой благодарностью вспоминаю замечательную женщину Тамару Манелашвили, которая подсказала, как нужно начать фильм. Тот чудесный текст, которым начинается фильм, принадлежит грузинской журналистке Тамаре Манелашвили.

«Потому что... Ведь это же Любовь»

Ожидали, что столько людей придет на презентацию фильма? Многие плакали.

– Я до последней минуты ожидал, что придут максимум пятьдесят человек. И думал, как это будет неловко и как обидно за батюшку. Перед презентацией я попал в пробку. Мероприятие началось в половине восьмого, а я приехал в двадцать минут восьмого, то есть за десять минут до начала. Я говорю директору выставочного пространства ВДНХ Юлии Емельяновой: «Слушайте, там, наверное, мало народу?». Она говорит: «Да-да, мало». И я выхожу и вижу столько народа! Господи, ничего себе! Батюшка, спасибо тебе огромное! И я был искренне рад, потому что ведь это же Любовь...

«Политики и недобрые люди не смогут нас разделить»

– Это доказывает, что мы одна семья: Россия и Грузия. Что там политики будут делать, это нас не касается. Мы православные, и никакой разобщенности, никаких расколов у нас нет. Мы братья и сестры. Вот так и хотел старец, который говорил: «Мой крест – Грузия и православная Россия». Он очень любил царя Николая, еще тогда, когда он не был канонизирован. Когда у власти были коммунисты, он не боялся, шел с портретом царя Николая. И сестры монастыря говорили: «Осторожно, у нас будут проблемы». А отец Гавриил отвечал: «Николай – святой. Вся семья – святая. Большевики их убили».

Вы не представляете, между прочим, как в Грузии любят царя Николая. Благодаря старцу и его житию.

«Между нами не должно быть вопросительных знаков!»

– У старца была Библия на русском языке, рассказывала его сестра Джульетта. Тоненькая-претоненькая. И вот он так и читал: грузинскую Библию и русскую. Наверное, он чувствовал, что мы не просто соседи. Есть Греция, есть Болгария. Но мы – опора друг друга, мы должны друг друга поддерживать. Грузия – это удел Божьей Матери. А в России столько святых. А сколько в России поэтов, писателей, которые любят Грузию… Сейчас в русской литературе не найти ни одного поэта, писателя, который бы в своих произведениях не восхвалял Грузию. В грузинской литературе нет ни одного поэта и писателя, который бы не писал, что русские – наши братья, что мы одна семья.

Отец Гавриил все урегулирует. В духовном плане у нас отличные отношения. Пусть завидуют Америка и Европа.

Неправда, что в Грузии не знают русского

У многих светских людей сегодня другое мировосприятие. Отношения сложные.

– Это в политике. А в духе – нет! Есть миф, что в Грузии никто не владеет русским языком. Но это неправда, конечно. Вот даже наш фильм сделан грузинами. Там нет ни одного русского, кроме Елены Чистяковой. Озвучку делали грузины. Одни грузинские фамилии – и мы сделали русскоязычный фильм. На самом деле, совершенно не соответствует истине утверждение, что мы знаем все языки, кроме русского. У нас есть хорошо известный в научном мире институт славистики, который связан с МГУ и другими российскими университетами. Студенты, когда приезжают на конференции, называют друг друга братьями и сестрами. Никаких разделений не происходит. Возведением стен занимаются те, кому этого хочется, а у нас – любовь. В данном случае все упирается в политику. Но и политики не смогли ни единой трещины создать в наших отношениях.

Еще одно обыкновенное Чудо

Мы уже слышали о множестве чудес: в Тбилиси и Киеве мироточили иконы, на месте, где раньше лежали мощи, проявился образ святого. Что еще произошло за последнее время?

– Например, то чудо, которое случилось с Еленой Чистяковой из Перми. Ей диагностировали меланому. Пятно было большое и черное. Она помазала больное место маслом от отца Гавриила. Затем пошла на освидетельствование. Приходит, раздевается и говорит: «Вот здесь у меня меланома». Врач смотрит в недоумении и произносит: «Ну, и где?» Елена смотрит – а на ноге уже и нет ничего. Врач сказал, чтобы она собирала вещи и ушла по-хорошему. Она начала извиняться и вышла из кабинета со слезами на глазах в полнейшем шоке. Пережив такое чудо, Елена стала инициатором возведения в Перми храма во имя преподобного Гавриила и блаженной Ксении Петербургской.

Я брал благословение у русских пономарей

Ходите ли вы здесь в какие-то церкви? Чем отличаются грузинские и русские приходы?

– Хожу в московский храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке. Разницы почти нет, разве что в облачении. Был такой, как сейчас говорят, прикол: у нас в Грузии пономари облачаются в красное, а здесь у них одеяние – почти как у священнослужителей. Когда я впервые приехал в Россию, то оказалось, что я взял благословение почти у всех пономарей. И еще удивлялся: такие молодые, а уже священники! Мне говорят: «Да это пономари, Костя». Я отвечаю: «Как пономари? У них же епископские одеяния!»

«Старца Гавриила вы запомнили...»

На презентации вы рассказывали, что в процессе съемок было много смешных и чудесных моментов. Можете ли поведать о некоторых из них?

– Мы делали такой же фильм и для грузин. И мне сказали: «Давай мы тебя запишем еще и на грузинском». Я согласился. Закончив свой стенд-ап на русском, я начал делать следующий на грузинском и не смог, потому что забывал слова. Ночью мне снится сон: старец Гавриил приходит и говорит: «Ты что? Только русским хочешь заниматься? Сейчас выучишь грузинский». Я испуганно говорю: «Да-да-да. Я все сделаю. Спасибо, батюшка». И сейчас я учу этот текст довольно старательно, чтобы грузинский фильм получился хорошо.

Поэтому я и говорю, что старец сам является главным продюсером, режиссером, куратором и вообще всем на свете. Когда записывали редактора Нино Жвания, ей нужно было прочитать огромный текст. Действительно огромный – на полтора листа. О том, как старца Гавриила арестовали, а Пресвятая Богородица его спасла. Она выучила этот длинный кусок текста наизусть, встала перед камерой и начала рассказывать. Заканчивался текст словами: «С удивительным блеском в глазах старец сказал: "Это была Пресвятая Богородица"». Нино Жвания рассказала этот текст почти до конца. На улице было 34 градуса по Цельсию. Мы все загорели. И вот она говорит последнее предложение: «Старец Гавриил с необыкновенным блеском в глазах сказал: это была...» – и забывает про Пресвятую Богородицу. Ее «заклинило». И так было, как ни странно, несколько раз. Нино Жвания причитала: «Кто-кто? Пресвятая Богородица, помилуй нас. Я забыла». И четыре дубля мы вот так перезаписывали.

Затем мне опять снится старец. Он, разумеется, присутствовал на съемках. И говорит мне, смеясь: «Вы что, старца Гавриила запомнили, а Пресвятую Богородицу не можете?» Вот и исполнились с точностью одни из последних слов старца: «Я умер, но я жив».

Беседовала Анна Рымаренко

Цитата сообщения

Старец Архимандрит Гавриил Ургебадзе - грузинский святой


П реподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе) родился 26 августа 1929 года. В миру его звали Говердзи, но обычно его называли Васико, в память о рано умершем отце. Мать отца Гавриила долгое время была против его стремления к монашеству, но под конец жизни примирилась с выбором сына и сама приняла постриг. Она была похоронена в монастыре Самтавро.

У веровал в Бога Васико еще в детстве. Однажды соседки ругались и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Мальчику стало интересно, что это значит «распять» и Кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Васико накопил денег, и Евангелие купил. Через несколько лет он знал текст практически наизусть. Желание монашества возникло в нем еще в детстве. Позже старец говорил: «Большего героизма, чем монашество нет» . Можно сказать, что всей своей жизнью он доказал это.

30 января 1955 года Годердзи Ургебадзе был рукоположен в сан диакона, 27 февраля принял монашество с именем Гавриил (Габриэл), а вскоре был рукоположен в сан иеромонаха. Монашеское имя он выбрал себе сам. Так указано в прошении к епископу Кутаисско-Гаенатскому Гавриилу. Ангелом от пострига стал преподобный Гавриил Афонский, старец который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список «Иверской», хранящийся в монастыре Самтавро .


Улица Тетрицкаройская (дом 11)

В своем родном доме на тбилисской улице Тетрицкаройской (дом 11) отец Гавриил построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками, практически без посторонней помощи, и закончил около 1962 года. Идея строить храмы была ему близка с детства.Еще в детском саду он любил строить из спичек модели церквей. Мальчиком он в одиночку отправлялся в полуразрушенный захламленный собор и очищал его от больших глыб, которые и не всякий взрослый мог бы поднять. Знакомые старца рассказывали, что его отец при Сталине участвовал в разрушении церквей, святой это очень переживал и молился за отца.


Власти много раз пытались снести храм. Шутка ли - как раз во времена хрущевского гонения, когда церкви закрывали, какой-то «сумасшедший» иеромонах взял и самовольно церковь открыл!

Однажды уполномоченный приехал к отцу Гавриилу с архиереем, чтобы тот убедил упрямого монаха разобрать храм. Архиерей сказал отцу Гавриилу, что время теперь плохое, "иногда надо отступать" и лучше бы храм разобрать. Старец сотворил послушание и разобрал переднюю стену храма. А через два дня ее восттановил. Его спросили, зачем он это сделал. «Я послушал и разрушил, а теперь хорошее время - и построил», - ответил отец Гавриил. Больше его не трогали.

Иконы отец Гавриил собирал на помойках. Как пишет его духовная дочь схиигумения Иоанна (Сихарулиде), на свалки старец отправлялся чуть ли не ежедневно. Благоговейное отношение к святыне у него было с детства. Мальчиком он приходил к знакомым и говорил: «У вас дома (указывал точное место) лежит икона. Или воздайте ей должное уважение, или отдайте мне, и она будет у меня; затем, если вы опять захотите воздать ей должное уважение, придите ко мне, и я с радостью верну ее вам» . Некоторым становилось жаль, и они оставляли икону, а некоторые, у кого не было такого желания, отдавали.

Над входом в храм отец Гавриил поместил надпись «Слава в вышних Богу». Есть в храме и табличка «Свободная Грузия».

В своем желании рассказать людям о Христе он не знал страха.

1 мая 1965 года, перед демонстрацией, иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его сильно избили. Он предсказал: «Сами же будете потом сносить памятники Ленину» . Его посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил сказал: «Я это сделал потому, что нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть распятие Христа. Зачем вы пишете: “Слава Ленину”, когда слава не нужна человеку. Надо писать:”Слава Господу Иисусу Христу”» . В августе 1965 года отца Гавриила перевели в психиатрическую больницу на обследование. Здесь он находился до августа, пока он не был признан сумасшедшим.

(К слову, за много лет до того будущий старец-юродивый сам пришел в психиатрическую клинику. После армии его хотели женить, а он с детства твердо хотел стать монахом. Объявить себя сумасшедшим и таким способом расстроить свадьбу - такой он видел выход.)

В 1970-е он мог на проспекте Руставели (главной улице Тбилиси), воздев руки к небу, призывать народ открывать церкви. Старец любил оперу, но во время спектакля мог подняться на сцену и начать проповедовать. В 1990-е годы, во время противостояния войск Звияда Гамсахурдия и формирований Джабы Иоселиани «Мхедриони» он мог выйти к вооруженным боевикам и выгнать их из монастыря, потому что считал войну братоубийстенной.
Для Грузии старец Гавриил, как для Греции старец Паисий Святогорец.


Будущий патриарх Илия II, архимандрит Гавриил и монахини Самтаврийского монастыря.

Монастырь, посвященный Преображению Господню, был основан в Мцхете в первой половине XI в. на месте деревянной церкви IV в. Здесь похоронены св. равноапостольная Нина, просветительница Грузии, и обращенный ей в христианство св. равноапостольный царь Мириан. В первый раз отец Гавриил пришел в Самтаврийский монастырь еще в 12 лет. Монахини накормили мальчика, но не позволили остаться. Он провел ночь в молитве у ворот монастыря, прося Матерь Божию оставить его в обители. Через много лет его молитва исполнилась. Впоследствии он много раз бывал в монастыре и с 1987 года стал жить здесь в небольшом домике, бывший курятнике. Он часто уходил из монастыря и в 1990 году переселился в монастырь Шиомгвиме. Здесь ему было видение, от Бога было велено идти в Самтавро и служить для народа. По благословению патриарха Илии II отец Гавриил окончательно поселился в Самтавро.

Башня св. Мири ана в Самтаврийском монастыре. В ней жил архиманрит Гавриил Яма, в которо й отец Гавриил много раз ночевал. Он вообще отличался крайним нестяжанием. Иногда, чтобы смирить своих духовных чад, старец отправлялся вместе с ними нищенствовать. На собранную милостыню он покупал еду и кормил всех окружающих. Каждый раз, сделав доброе дело, святой начинал юродствовать. Особенно часто он прикидывался пьяницей - выставлял кувшин вина или водку

Про свое юродство старец говорил: «Господь умалит и возвысит. Когда я начинаю считать себя лучше других, то надеваю на голову свою диадему и выхожу на улицу босиком. Люди смотрят на меня и смеются, а я вижу, какое я ничтожество» .



Перед смертью отец Гавриил сильно болел, и часто принимал людей, лежа в келии.

Отец Гавриил умер 2 ноября 1995 года, сразу же после того как над ним прочитали канон на исход души. Его похороны состоялись 4 ноября. «Смерть - это преображение. Не бойтесь смерти - бойтесь суда Божия. Представьте, как бьется сердце, когда стоите на экзамене перед профессором. Насколько же страшнее стоять перед Богом на суде» , - говорил архимандрит Гавриил.

Могила старца находится на том месте, где некогда молилась равноапостольная Нина. После Могилу старца посещает множество людей. К нему приходят как к живому - за советом и утешением.


Литию на могиле архимандрита Гавриила (Ургебадзе) совершают патриарх Илия II и архиереи Грузинской Церкви.

Архимандрит Гавриил говорил о патриархе Илии, что у него два креста. Один - Церковь, другой - весь грузинский народ

НАСТАВЛЕНИЯ ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКА ГАВРИИЛА ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОГО

  • Когда при тебе ругают твою Веру и ты молчишь - ты хуже того хулителя.
  • Лучше быть стократ блудником, чем еретиком.
  • Когда необходимо защищать Веру и ты этого не делаешь, твоя душа погибает; а если погибнешь, защищая Веру, - попадешь в Царствие Небесное.
  • Экуменизм - сверхересь.
  • Православная Церковь, - это корабль, плывущий по бурному океану. Мы, православные, находимся на этом корабле, а люди других исповеданий плывут сами.
  • Духовника надо выбирать по своему желанию, а выбрав, уже подчиняться. Но если духовник учит ереси, - беги от него, как от огня.
  • Монашество, - это борьба до последнего вздоха, стремление к Богу до смерти.
  • Если мирянин победит ради Христа свои страсти, будет приравнен к монахам.
  • Смерть, - это преображение. Не бойтесь смерти, бойтесь Суда Божия. Представьте, как бьется сердце, когда стоите на экзамене перед профессором. Насколько же страшнее стоять пред Богом на Суде! Величие Божие несравнимо ни с чем.
  • Только с сердцем, полным любви, можно обличать грехи другого человека.
  • Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь - это врожденный талант. Любви можно научиться и мы должны это делать.
  • Живи так, чтобы не только Бог любил тебя, но и люди любили - больше этого ничего нет.
  • В последнее время людей спасут любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введет туда, а любовь покажет Бога.
  • Господь показывает чужую беду, чтобы умягчить наши сердца.
  • Бог вернет тебе во сто крат больше того, что ты затратил, делая добрые дела.
  • Помогай человеку неимущему - это и будет твоя жертва Богу.
  • Всем надо желать добра, но для творения добра требуется мудрость.
  • Когда творишь добро - на одну ступень поднимаешься, а когда грешишь - опускаешься. Вся наша жизнь - такое движение.
  • Как будет спокойна душа, когда ближний в опасности? Ели у тебя дома больной и за ним некому ухаживать, лучше не ходить в Церковь, остаться дома.
  • Благодатное дело - кормить голубей и других птиц.
  • Когда вкушаешь пищу - помни о голодном, жаждущем и страждущем.
  • Если тебя оклеветали, на добро ответили злом, не держи зла. Прости и радуйся, потому что благодаря этому ты на несколько ступенек приблизился к Богу.
  • Продукты, на которых ставят число антихриста, не могут причинить нам вреда. Это еще не есть печать. Надо произнести молитву "Отче наш", перекрестить, окропить святой водой - и так освятится всякая пища.
  • В последнее время сторонники антихриста будут ходить в церковь, будут креститься и будут проповедовать евангельские заповеди. Но не верьте тем, у кого не будет добрых дел. Только по делам можно узнать настоящего христианина.
  • Место, где будут ставить печать антихриста - не ладонь, а указательный палец. Вводить ее будут с помощью компьютера под кожу, и ее не будет видно. Сначала - по желанию. А когда антихрист воцарится и станет властелином мира, будет принуждать всех принять эту печать. Тех, кто не примет - объявят предателями. Тогда надо будет уходить в лес по десять-пятнадцать человек вместе. По одному или по двое не спасетесь. Чтобы ни случилось, не теряйте надежду на Бога. Господь вразумит, как поступить. Кто будет крепок в вере - не почувствует ни голода, ни жажды, и стихийные бедствия его не коснутся.
  • У диавола есть 666 сетей. Во времена антихриста люди будут ждать спасения из космоса. Это и станет самой большой уловкой диавола: человечество будет просить помощи у инопланетян, не ведая, что они суть демоны.
  • Если украдешь, то нарушишь одну из десяти заповедей. Кто так поступит - антихриста и так примет. Верующий человек будет уповать на Бога. А Господь в последние времена такие чудеса сотворит для Своего народа, что одного листика хватит на целый месяц. Истинно верующий человек землю перекрестит, и она даст ему хлеб.
  • Без воли Божией демон не может даже крошки сдвинуть.
  • Человеку трудно проникнуть в Промысел Божий. Есть попущение, воля и Промысл Божий. Попущение - когда Бог дает человеку свободу. Человек тогда делает то, что пожелает. Когда действует воля Божия, человек делает то, что велит Бог. Воля Божия всегда приносит добро. Промысел Божий правит: то совершает попущение, то волю. Когда не можешь решить вопрос и не знаешь, что делать - доверься Промыслу Божию и не думай больше ни о чем.
  • Христианину не подобает ныть.
  • Смирение - неугасимая, угодная Богу свеча.
  • Милость - это золото, смирение - бриллиант.
  • Не принимай, как пожертвование «иудины деньги». Такие деньги обязательно вовлекут во грех, из которого не скоро выберешься.
  • Печатать иконы в светских газетах, - преступление.
  • Когда перед иконами и крестами, сделанными твоими руками, молятся другие, часть благодати переходит на тебя.
  • Нельзя прикладываться к лику иконы, достаточно приложиться к рамочке с благоговением. Надо прикладываться с любовью и упованием.
  • Святая вода и просфора очень укрепляют. Принимать их надо с верою.
  • Если станешь свидетелем воровства и не сможешь вмешаться, читай "Отче наш".
  • Для тех, кто находится в аду, панихида - как для узника свет.
  • "Можно ли солгать для того, чтобы спасти человека?" - спросили старца. Он ответил: "Иногда скрываешь что-то, чтобы не навредить другому человеку" - и рассказал такую историю: "Один разбойник, за которым гнались, вбежал к отшельнику и попросил укрыть его. Тот укрыл. Когда гонители ворвались и спросили, не заходил ли к нему кто, монах спокойно ответил, что никого не видел". Когда лжешь от страха - это плохо. Когда не говоришь правды из любви к человеку, то ложь, конечно, зачтется как грех, но любовь все покроет.

Если у монашествующих нет смирения и покаяния, то они не спасутся, но погибнут.

  • Горе монаху или монахине, которые не болеют о недугах своего народа.
  • Хороший монах должен иметь чуткое сердце, как у женщины.
  • Монах должен выполнять физическую работу, иначе будет унывать.
  • Монашествующие должны жить в простоте. Простота - это благодать Божия.
  • Монах должен быть твердым, защищать правду, потому что правда - это Сам Бог.
  • Монах, как ревущий лев, должен защищать Православие.
  • Монашество, - это ангельский чин. Чтобы достичь совершенства, надо пройти через огонь искушений.
  • Больше героизма, чем монашество, нет.
  • Когда увидишь ближнего в беде, помоги, утешь, помолись о нем от всего сердца - и Господь услышит твою просьбу и помилует его.
  • Для того только мы и существуем на свете, чтобы как можно больше сделать добра.

ВОСПОМИНАНИЯ О ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИКЕ ГАВРИИЛЕ ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВОМ ЕГО ДУХОВНЫХ ЧАД


Кетавань (Копелиани) игуменья Самтаврийского монастыря:

Со старцем Гавриилом я встретилась в Сионском соборе. После литургии я с почтением подошла к нему под благословение, и он благословил со словами: «Бог благословит! Ты, дочь моя, знай: ты будешь матерью Грузии!». Я испугалась и устыдилась, ведь мать Грузии - это святая равноапостольная Нина! Но прошло время и Святейший Патриарх Илия II постриг меня в монахини, а через несколько лет меня назначили игуменьей Самтаврийского монастыря святой равноапостольной Нины. (Так сбылись слова отца Гавриила: Самтаврийский женский монастырь считается матерью всех грузинских монастырей, а его игуменья - матерью всей Грузии

"...Отец Гавриил с большим благоговением относился к святыням. Он все время искал и находил выброшенные иконы. Его любимым занятием было изготавливать рамочки для икон, чистить подсвечники, убираться в алтаре…

Во время братоубийственной войны в Самтавро зашли вооруженные люди - около сорока человек. Старец принял их с любовью, благословил, велел снять с себя оружие, привел их в храм, встал на колени и прочитал «Отче наш», подарил кресты и с амвона произнес проповедь. Потом спросил: «Куда вы идете? Какие у вас планы?» Они уверенно ответили: «В Зугдиди едем воевать». - «С кем едете воевать, там же ваши братья?» - и, подняв руки, старец закричал: «Стреляйте в меня, я - Грузия!» - а потом взял посох и воскликнул: «Этим посохом побью вас всех! Вы не мужчины, а бабы!». «Храбрецы» с такой поспешностью убежали, что чуть не забыли свое оружие".

Схиигуменья Иоанна (Сиарулидзе) :

"...Старец очень рано вставал и Ангел Хранитель наставлял его на добрые дела. Он почти каждый день ходил на свалку, искал среди мусора иконы, церковную утварь. Там он не раз находил старинные иконы и очень радовался, возвращаясь домой с находкой. Он чистил иконы, приводил в порядок и размещал в церковке, которую построил своими руками…

У меня была подруга Мариам… Мы очень любили друг друга и ее кончина была для меня большой утратой. Я молилась, чтобы Бог послал мне пожилого человека, за которым я могла бы ухаживать в память о своей подруге Мариам. Своим помыслом я ни с кем не делилась… Однажды после моей молитвы в церкви Мтацминда отец Гавриил тихо сказал: «Я тебе покажу человека, который нуждается в уходе». Это был одинокий престарелый человек, который не мог ходить. Я ухаживала за ним до его смерти, а когда он скончался, его отпевал отец Гавриил".

Монахиня Екатерина (Эбралидзе):

"...Однажды зимой я заболела, и три дня не выходила из кельи. Отец Гавриил, узнав о моей болезни, пришел ко мне. «Ксения блаженная» (так шутливо звал он меня), отчего ты заболела?». Встав на колени, он стал молиться: «Я, монах Гавриил, три дня буду ходить разутым ради «Ксении блаженной» - и сразу же снял обувь… отец Гавриил действительно три дня ходил без обуви и не заболел, а я выздоровела…

Помню, как тяжело заболела дочь монахини Пелагии, а врачи не могли поставить диагноз. Старец Гавриил попросил, чтобы ее привели к нему. Старец, девушка и я зашли в часовню. От всего сердца отец Гавриил воззвал: «Матерь Божия, Скоропослушница, Помощница, исцели Мариам!». Потом, омыв водой икону, воду собрал в тазик и дал ей выпить. Она выпила и исцелилась. Этот случай меня поразил".
Схимонахиня Нино (Дашниани)

"...Однажды отец Гавриил спокойно сидел во дворе монастыря на скамейке. В это время к нему подошла красивая женщина с накрашенными глазами, в брюках. Она уселась на колени старцу, поцеловала его и сказала: «Отец Гавриил, как Вы красивы. Вы мне нравитесь! Я еще раз приду к Вам…».

Мы стояли в оцепенении, не понимая, что происходит. Отец Гавриил будто окаменел… Старец долго слушал ее бессмысленный лепет, не перебивал, потом произнес: «Приходи, Маквала, еще приходи…». Когда она услышала, что старец назвал ее по имени, она резко вскочила с колен старца и без оглядки побежала к выходу… На следующий день… Маквала действительно вернулась, но произошло чудо: она не имела ничего общего с той, что приходила вчера: была одета в длинную черную юбку, на голове платок, глаза заплаканы. Она стояла у входа в келью отца Гавриила и со слезами повторяла: «Отец Гавриил, я знаю, что ты не откроешь двери. Знаю, что никогда тебя не увижу, прости мое вчерашнее бесстыдство. За все благодарю тебя». Такая перемена ошеломила нас"…

Монахиня Параскева (Ростиашвили) :

"...К старцу привели гостя с Афонской Горы. Отец Гавриил, сразу подарил ему икону святого, имя которого тот носил, прежде чем гостя успели представить старцу. Удивленный, гость упал на колени перед старцем и попросил его приехать на Афон, но отец Гавриил ответил, что из Грузии никуда не уедет. Этим гостем был настоятель монастыря Ксенофонт".

Отар Николошвили:

"...Все слова, сказанные старцем, были для меня законом. Но одно его благословение все-таки озадачило меня. Он сказал: "Сейчас на твоей машине мы поедем в монастырь Антония Марткопского". Я смутился и принялся объяснять, что это невозможно: машина была неисправна, но тут же осекся, поняв, что осушаться невозможно. Как старец сказал, так и будет. Что поделаешь - поехали. Я думал, что уже у первого подъема мы остановимся и нам придется ночевать в лесу.

Вдруг отец Гавриил поднял руки и произнес: "Не оглядывайся назад, в машине у нас преподобный Антоний Марткопский!". От страха у меня волосы встали дыбом. Мне захотелось оглянуться назад, но он строго предупредил: "Внимательно смотри вперед и крепко держи руль". Машина еле двигалась. Но вдруг машина помчалась так, что на поворотах по разбитой дороге я с трудом успевал крутить руль. У меня было такое ощущение, будто тысяча человек толкали сзади машину. Мне снова захотелось хоть через зеркальце посмотреть назад, но не успел я подумать об этом, как старец еще раз предупредил: "Не смотри назад!".

Ворвавшись на огромной скорости во двор монастыря, машина заглохла. Нас с большим почтением и любовью встретил настоятель монастыря отец Иосиф (Киквадзе) и пригласил на трапезу. Скоро на дворе монастыря послышались крики пришедших из ближайшей деревни молодых людей. Они скандалили и угрожали, требуя встречи с монахами. Я хотел вмешаться, но старец осек меня взглядом. Он вышел сам с распростертыми руками и громко сказал: "Если жаждете крови, стреляйте в меня! Моей крови, крови монаха Гавриила, пусть будет для вас достаточно, а других не трогайте. Мое убийство простит вам Бог, но, если убьете их, этого Он вам не простит".
Как оказалось, скандалисты знали всех братьев монастыря и, когда они увидели старого, незнакомого монаха, смутились, не зная, что делать. Постепенно они успокоились, некоторые даже попросили прощения. Так предвидел старец, что Марткопский монастырь ожидают неприятности, и поэтому неожиданно для всех решил ехать туда. Сам великий святой преподобный Антоний Марткопский благословил старца уберечь монастырь от беды".


Архимандрит Михаил (Габричидзе), настоятель Шио-Мгвимского монастыря :

"...Однажды, прихожанин нашей церкви подарил мне черно-белую фотографию отца Гавриила, которую я вложил в Евангелие. В 1997 году Грузинская Православная Церковь оказалась в трудном положении. (Духовенство и прихожане нескольких монастырей и церквей Грузии, обратились к Патриарху и Синоду Грузинской Православной Церкви с письменной просьбой о выходе из состава Всемирного Совета Церквей, о разрыве с ней всяких отношений).
Католикос… Илия II, благословил священников неусыпно читать Евангелие. Я должен был читать 23-ю и 24-ю главы от Луки. Когда я раскрыл книгу, то обнаружил фотографию отца Гавриила. Я уверен, что старец молится вместе с нами…. После этого по молитвам святой равноапостольной Нины, тринадцати преподобных сирийских отцов, преподобного Гавриила, и прочих грузинских святых Грузинская Православная Церковь вышла из ВСЦ".

Преподобноисповедниче отче Гаврииле, Христа ради юродиве, моли Бога о нас!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх