Автономное учреждение вправе самостоятельно продать автотранспорт. Процедура продажи иного движимого имущества бюджетного учреждения. Налогообложение операций, связанных с реализацией ОС

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

При продаже автомобиля, который находится в распоряжении муниципального образования, следует руководствоваться положениями Закона № 178-ФЗ. Т.е. в данном случае, заказчик (бюджетным учреждением) не вправе применять положения Закона № 44-ФЗ . Положения Закона № 44-ФЗ определяют порядок заключения контрактов на закупку (а не на продажу) товаров, работ, услуг для нужд заказчика.

Адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов определен www.torgi.gov.ru.

Нужно ли проводить конкурентную процедуру для продажи муниципального имущества (автомобиль, остаточная цена 500 тыс. руб.) или можно заключить прямой договор купли-продажи?

В статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон № 178-ФЗ) установлено, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее — федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Следовательно, при продаже автомобиля, который находится в распоряжении муниципального образования, следует руководствоваться положениями Закона № 178-ФЗ.

Приватизация муниципального имущества может осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона № 178-ФЗ, согласно которой для продажи государственного имущества, помимо акций и имущественных комплексов унитарных предприятий, используются следующие способы:

  • аукционе ;
  • продажа муниципального имущества на конкурсе ;
  • продажа муниципального имущества посредством публичного предложения;
  • продажа муниципального имущества без объявления цены.

Приватизация муниципального имущества, помимо акций и имущественных комплексов унитарных предприятий, может быть осуществлена иным, помимо аукциона или конкурса, способом, только если аукцион или конкурс по продаже муниципального имущества был признан не состоявшимся в силу отсутствия заявок либо участия в нем одного покупателя (п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 24 Закона № 178-ФЗ).

По мнению же Минэкономразвития России, изложенному в письме от 18.11.2011 № Д08-4644, такой способ приватизации как конкурс применим только в случае, когда он прямо предусмотрен законом, а именно ст. 20 Закона № 178-ФЗ: в отношении акций (доли) в уставном капитале открытого акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью), которые составляют более чем 50% уставного капитала указанных обществ, если в отношении такого имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия. Продажа иного имущества на конкурсе Законом № 178-ФЗ не предусмотрена.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в данном случае приватизация муниципального имущества (автомобиля) возможна только путем продажи на аукционе, который может быть проведен в электронной форме (ст. 32.1 Закона № 178-ФЗ). Порядок организации и проведения продажи в электронной форме установлен в разделе II «Проведение продажи имущества на аукционе» Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 № 860.

Решение об условиях приватизации муниципального имущества принимает орган местного самоуправления (п. 4 ст. 14 Закона № 178-ФЗ).

Также отмечаем, что согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 178-ФЗ информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет, сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет, официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено Законом № 178-ФЗ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 909 адрес официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов определен www.torgi.gov.ru.

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

Иногда бывают ситуации, когда государственные (муниципальные) учреждения приобретают или продают основные средства, бывшие в употреблении. И у продавцов, и у покупателей при этом возникает ряд вопросов: по какой стоимости можно продать ОС, требуется ли для этого разрешение вышестоящего органа, как принять к учету приобретенное и уже эксплуатируемое ОС, как начислять по нему амортизацию, как отразить такие операции в бухгалтерском учете. Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Продажа основных средств

Может ли государственное (муниципальное) учреждение продавать свои ОС, бывшие в употреблении? У разных типов учреждений разные права в отношении имущества, которое находится у них на балансе. Напомним, что имущество учреждений может быть приобретено за счет средств, выделенных им учредителем, закреплено на праве оперативного управления или приобретено за счет собственных средств учреждения, полученных от приносящей доход деятельности. В силу того, что основная часть имущества этих учреждений не является их собственностью, а закреплена за ними на праве оперативного управления, они не могут самостоятельно без согласования с учредителем принять решение о списании и реализации такого имущества.

Каким имуществом и в соответствии с какими нормативными документами государственные (муниципальные) учреждения не в праве распоряжаться без согласия собственника, представим в таблице:

Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Не вправе без согласия собственника отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ) Не вправе без согласия собственника распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником, а также недвижимым имуществом (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») Не вправе распоряжаться без согласия собственника недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником (п. 2 ст. 298 ГК РФ, ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»)

Один из вариантов реализации государственного (муниципального) имущества - когда собственник имущества по распоряжению изымает его из оперативного управления у учреждения и сам реализует такое имущество в силу того, что агентства, министерства и департаменты по управлению государственным имуществом наделены такими полномочиями.

Рассмотрим эти варианты последовательно.

Итак, для того чтобы продать имущество, учреждение должно получить разрешение. А чтобы получить такое разрешение, необходимо провести оценку продаваемого имущества. Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 №  135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при продаже государственного имущества проведение его оценки является обязательным. Полученный по результатам отчет об оценке рыночной стоимости имущества и копию лицензии оценщика необходимо будет представить учредителю. Кроме этого, скорее всего, потребуется представление и других документов. На разных уровнях подчиненности их список может отличаться, при этом он может включать в себя:

  • сопроводительное письмо на имя учредителя;
  • пояснительную записку о необходимости реализации и нецелесообразности дальнейшего использования указанного имущества;
  • справку о балансовой стоимости имущества;
  • инвентарную карточку на объект ОС;
  • выписку из реестра госимущества, подтверждающую факт внесения в него рассматриваемого объекта;
  • другие документы, в зависимости от принадлежности ОС к той или иной группе.
Реализованы могут быть основные средства как полностью самортизированые, так и имеющие остаточную стоимость. Здесь стоит обратить внимание, что в силу п. 87 Инструкции №  157н начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости. Пригодность объекта к эксплуатации определяется его технико-экономическими показателями. И если эти показатели не отвечают требованиям, предъявляемым одним учреждением, они могут подойти другому. Поэтому есть шанс продать имущество.

Объект основных средств реализуется в соответствии с проведенной в установленном порядке оценкой по рыночной стоимости и подлежит списанию с учета.

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с п. 1 ст. 51 БК РФ средства от продажи имущества казенного учреждения, находящегося в государственной собственности РФ, подлежат зачислению в доход бюджета по нормативу 100%. По этому вопросу дано разъяснение в  42-7.4-05/8.0-748 .

С 1 января 2014 года бюджетные и автономные учреждения могут самостоятельно распоряжаться только доходами от продажи движимого имущества. Соответствующие поправки были внесены в п. 3 ст. 41 , п. 1 ст. 51 , ст. 57 и ст. 62 БК РФ Федеральным законом от 28.12.2013 №  418-ФЗ . Апеллируя к Гражданскому кодексу, можно предположить, что доходы от реализации недвижимости и особо ценного движимого имущества должны зачисляться в доходы соответствующих бюджетов. Однако обращает на себя внимание тот факт, что в Бюджетном кодексе идет речь о движимом имуществе без разделения его на особо ценное и иное. Исходя из этого можно предположить, что доходы от реализации всего движимого имущества могут быть зачислены в доход бюджетных и автономных учреждений. Официальных разъяснений по данному вопросу на момент написания статьи не имеется.

Бухгалтерский учет операций, связанных с продажей ОС. В бухгалтерском учете учреждений операции по реализации ОС и их списанию с балансового учета будут отражаться на основании первичных учетных документов в порядке, предусмотренном:

Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Списание с учета ОС для продажи
1 104 хх 410

1 401 10 172

1 101 хх 410 0 104 хх 410

0 401 10 172

0 101 хх 410 0 104 хх 000

0 401 10 172

0 101 хх 000
Начисление дохода от реализации ОС
1 205 71 560 1 401 10 172 0 205 71 560 0 401 10 172 0 205 71 000 0 401 10 172
Поступление на лицевой счет денежных средств от реализации ОС
0 201 11 510 0 205 71 660 0 201 11 000 0 205 71 000
Отражение суммы задолженности перед бюджетом от реализации ОС*
1 401 20 241 1 303 05 730 0 401 20 241 0 303 05 730 0 401 20 241 0 303 05 000
Исполнение обязательства по перечислению дохода в бюджет
1 303 05 830 1 205 71 660 0 303 05 830 0 201 11 610 0 303 05 000 0 201 11 000

Данная корреспонденция счетов приведена для казенных учреждений в Письме Минфина РФ от 28.12.2012 №  42-7.4-05/8.0-748 . При возникновении у бюджетных и автономных учреждений обязанности по уплате в бюджет доходов, полученных от реализации имущества, по согласованию с учредителем возможно воспользоваться этой корреспонденцией счетов.

В случае изъятия из оперативного управления имущества учреждения, в том числе для последующего его отчуждения или продажи (но когда эту продажу будет осуществлять не учреждение, а собственник имущества), в учете этих учреждений необходимо произвести следующие бухгалтерские записи:

Казенное учреждение Бюджетное учреждение Автономное учреждение
Дебет Кредит Дебет Кредит Дебет Кредит
Передача имущества по причине прекращения права оперативного управления
1 401 20 241 1 101 хх 410 0 401 20 241 0 101 хх 410 0 401 20 241 0 101 хх 000
Передача амортизации по выбывшему объекту
1 104 хх 410 1 401 20 241 0 104 хх 410 0 401 20 241 0 104 хх 000 0 401 20 241

Налогообложение операций, связанных с реализацией ОС

НДС. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация имущества государственного учреждения подлежит обложению НДС.

В пункте 3 ст. 154 НК РФ указано, что при реализации имущества, учитываемого по стоимости с НДС, налоговая база определяется как разница между ценой реализации, включающей НДС, и остаточной стоимостью имущества. К данной налоговой базе применяется расчетная ставка 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ ).

Налог на прибыль. Доходы от реализации имущества подлежат обложению налогом на прибыль (п. 1 ст. 249 НК РФ ). В силу п. 1 ст. 248 НК РФ из этих доходов необходимо исключить суммы налогов, предъявленные при покупке данного имущества, а именно НДС.

Доход от реализации амортизируемого имущества уменьшается на остаточную стоимость этого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ ). Еще они могут быть уменьшены на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности, расходов на оценку, хранение, обслуживание и транспортировку реализуемого имущества (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ ).

Уплата НДС и налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями учитывается со знаком минус по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг» КОСГУ или статье 180 «Прочие доходы» КОСГУ, установленному в соответствии с учетной политикой (Указания №  65н , Письмо Минфина РФ от 02.08.2012 №  02-03-09/3040 ).

Рассмотрим варианты реализации основных средств учреждениями на примерах.

Автономное образовательное учреждение приняло решение о реализации сварочного аппарата, который был приобретен и использовался в приносящей доход деятельности. Балансовая стоимость данного оборудования составляет 45 000 руб. На него начислена амортизации 80% в сумме 36 000 руб. Рыночная стоимость определена в сумме 35 000 руб. Покупатель оплатил приобретение сварочного аппарата путем перечисления денежных средств на лицевой счет учреждения. Учетной политикой учреждения установлено, что уплата НДС и налога на прибыль отражается со знаком минус по статье 130 КОСГУ.

Данные операции на основании договора купли-продажи и акта приема-передачи будут отражены в бухгалтерском учете следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списана начисленная амортизация 2 104 34 000 2 101 34 000 36 000
Списана остаточная стоимость оборудования

(45 000 - 36 000) руб.

2 401 10 172 2 101 34 000 9 000
2 205 71 000 2 401 10 172 35 000
Начислен НДС

((35 000 - 9 000) руб. х 18/118)

2 401 10 172 2 303 04 000 3 966
2 201 11 000 2 205 71 000 35 000
Начислен налог на прибыль

(35 000 - 3 966) руб. х 20%

2 401 10 130 2 303 03 000 6 207
Уплачен НДС в бюджет 2 303 04 000 2 201 11 000 3 966
Уплачен налог на прибыль 2 303 03 000 2 201 11 000 6 207

Рассмотрим пример реализации основного средства, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления.

За бюджетным образовательным учреждением по КВФО 4 числится автомобиль - особо ценное движимое имущество учреждения, балансовая стоимость которого составляет 850 000 руб. (с НДС), а остаточная стоимость нулевая. По согласованию с учредителем данное транспортное средство подлежит реализации. В соответствии с данными независимой оценки рыночная стоимость автомобиля составляет 100 000 руб. Услуги оценочной организации оплачены в размере 2 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности.

Согласно Указаниям № 65н расходы учреждения на оплату услуг оценочной организации относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Так как данное имущество было принято к учету с НДС, а его остаточная стоимость равна нулю, то налоговая база будет равна цене реализации с учетом НДС.

При расчете налога на прибыль доходы от реализации данного автомобиля могут быть уменьшены на сумму расходов по его оценке в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ .

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения это будет отражено следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Списан с учета автомобиль в сумме начисленной амортизации 4 104 34 410 4 101 25 410 850 000
Начислен расход на оценку автомобиля 2 401 20 226 2 302 26 730 2 000
Оплачены услуги по оценке с л/с учреждения 2 302 26 830 2 201 11 610 2 000
Отнесены расходы на оценку на уменьшение доходов от реализации 2 401 10 172 2 401 20 226 2 000
Начислен доход от реализации оборудования (с НДС) 2 205 71 560 2 401 10 172 100 000
Начислен НДС

(100 000 х 18/118)

2 401 10 172 2 303 04 730 15 254
Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения 2 201 11 510 2 205 71 660 100 000
Начислен налог на прибыль

(100 000 - 15 254 - 2 000) руб. х 20%

2 401 10 130 2 303 03 730 16 549
Уплачен НДС в бюджет 2 303 04 830 2 201 11 610 15 254
Уплачен налог на прибыль 2 303 03 830 2 201 11 610 16 549

Приобретение ОС, бывших в употреблении

Случаются ситуации, когда учреждение приобретает основные средства, уже бывшие в употреблении. Порядок принятия их к бухгалтерскому учету будет тот же, что и при приобретении новых объектов. Их первоначальная стоимость будет формироваться из фактических затрат учреждения на их приобретение, которые поименованы в п. 47 Инструкции №  157н .

Чаще всего при приобретении таких основных средств возникают вопросы по установлению им срока полезного использования и порядку начисления амортизации.

Согласно п. 44 Инструкции №  157н при поступлении (приобретении, получении) объекта основных средств, ранее бывшего в эксплуатации, дата окончания срока полезного использования определяется комиссией по поступлению и выбытию активов исходя из срока ожидаемого использования данного объекта, гарантийных сроков эксплуатации и других факторов, но с учетом срока фактической эксплуатации и ранее начисленной амортизации поступившего объекта.

Рассмотрим на примере приобретение такого объекта.

Воспользуемся условиями примера 2, дополнив, что транспортное средство приобретено другим бюджетным учреждением за счет средств от приносящей доход деятельности. Дополнительных расходов данное учреждение не понесло. Основное средство принято к учету в составе иного движимого имущества. Комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов данному транспортному средству установлен срок полезного использования 2 года исходя из ожидаемого срока использования. Ежемесячная норма амортизации при этом составит 4 166,67 руб. (100 000 руб. / 24 мес.). Согласно учетной политике учреждения амортизация данного имущества относится на общехозяйственные расходы.

В бухгалтерском учете учреждения-покупателя поступление и принятие к учету данного транспортного средства будет отражаться следующим образом:

Приведем пример приобретения основного средства, которое недолгое время было в эксплуатации и имеет остаточную стоимость. Стоит отметить, что наличие остаточной стоимости никак не повлияет на то, по какой первоначальной стоимости данное ОС будет принято к учету, так как у покупателя она будет сформирована из затрат, понесенных им. Наличие остаточной стоимости и не полностью выработанного срока полезного использования могут повлиять на решение комиссии, которая будет устанавливать предполагаемый срок использования имущества у учреждения-покупателя.

Автономное образовательное учреждение за счет средств субсидии на выполнение государственного задания приобрело бывшую в употреблении электроплиту для столовой стоимостью 40 000 руб. Поставщику в соответствии с договором произведена 100% предоплата с лицевого счета учреждения. Данное оборудование относится к 5-й амортизационной группе со сроком полезного использования 7 - 10 лет. У прежнего владельца согласно предоставленным документам оно было в пользовании 2 года. По решению комиссии автономного учреждения по поступлению и выбытию активов приобретенной электрической плите установлен срок полезного использования 6 лет. Амортизация относится на себестоимость услуг учреждения.

В бухгалтерском учете автономное учреждение должно отразить данные операции следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Произведена предоплата оборудования 4 206 31 000 4 201 11 000 40 000
Поступило оборудование в учреждение 4 106 31 000 4 302 31 000 40 000
Произведен зачет аванса 4 302 31 000 4 206 31 000 40 000
Оборудование принято к учету 4 101 34 000 4 106 31 000 40 000
Начислена амортизация (ежемесячно)

(40 000 руб. / 72 мес.)

4 109 60 271 4 104 34 000 555,55

В статье рассмотрены примеры продажи и приобретения основных средств, ранее бывших в употреблении. Вопросы и продажи, и приобретения такого имущества необходимо согласовывать с учредителем, особенно, если это имущество приобретено или приобретается за счет целевых средств или средств, выделенных учреждению на выполнение госзадания. Цена продаваемого оборудования в обязательном порядке должна определяться специализированной организацией, уполномоченной на проведение оценочной деятельности. При принятии к учету такого имущества срок его полезного использования определяется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов.

Учреждение продало автомобиль. О том, как показать в учете бюджетного учреждения выбытие и продажу транспортного средств, читайте далее.

Проводки

Продажу транспортного средства оформите актом (п. 34 Инструкции № 157н). Это может быть акт по форме 0504101 или произвольной формы с указанием всех обязательных реквизитов. Проводки выглядят так:

Дебет 0 104 05 410 Кредит 0 101 05 410

Списана начисленная амортизация;

Дебет 0 401 10 172 Кредит 0 101 05 410

Списана остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 2 209 83 560 Кредит 2 401 10 172
- начислен доход за реализуемый автомобиль.

Оформите акт

Реализацию основных средств в бухучете отражайте на основании акта (п. 34 Инструкции по применению Единого плана счетов). Но приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н форма такого акта, которая была бы обязательна к применению, не утверждена. Поэтому вы можете сами закрепить в учетной политике, какой акт нужно составить.

Отметка в инвентарной карточке

Сделайте отметку о выбытии основного средства в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Это может быть:

С месяца, следующего за тем, в котором основное средство выбыло (то есть списано со счета 101 00), прекратите начислять по нему амортизацию (п. 87 Инструкции по применению Единого плана счетов).

В бухучете выбытие имущества из состава основных средств отражают по балансовой стоимости: по дебету счетов 104 00 «Амортизация» (в сумме начисленной амортизации) и 401 10 «Доходы текущего финансового года» (в сумме остаточной стоимости) и кредиту счета 101 00 «Основные средства».

Остаточную стоимость учитывают в момент реализации объекта. Ее определяют по формуле:

Бюджетные учреждения не вправе реализовать основные средства без согласия учредителя (собственника) в следующих случаях:

  • при реализации недвижимого имущества;
  • основные средства включены в состав особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником (приобретенного за счет средств, выделенных собственником);
  • сделка по реализации признается крупной или в совершении сделки имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ.

Остальным имуществом бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно.

Доходы от реализации основных средств - движимого имущества поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. При этом вырученные средства остаются в распоряжении учреждения даже при реализации особо ценного движимого имущества (если было получено согласие собственника на его реализацию). Однако при согласовании сделок с таким имуществом учредитель может определить условия, конкретные направления расходования средств, полученных от этой продажи. Например, погашение кредиторской задолженности.

Перечислите средства

Средства от продажи недвижимости нужно перечислить в доход соответствующего бюджета. Такие правила следуют из пункта 3 статьи 298 ГК РФ, статьи 41 БК РФ, пунктов 10, 13 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ и разъяснены в письме Минфина России от 15 мая 2012 г. № 02-13- 06/1714.

При перечислении в бюджет надо указать в платежном документе код классификации доходов бюджета. Он зависит от того, в какой бюджет направляются деньги и кто является главным администратором доходов данного поступления. Например, при продаже федерального недвижимого имущества необходимо использовать код 000 1 14 02028 02 0000 410. При этом в разрядах 1-3 укажите код главного администратора.

В учете реализацию основных средств, а также расходы, связанные с ней (например, на оценку, транспортировку), отразите проводками:

ХХ - аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета

Доходы от продажи движимого имущества оформите проводками.

Может ли учреждение продать данные материальные производственные запасы без разрешения учредителя, и если да, то как данная операция должна отражаться в бухгалтерском и налоговом учете учреждения?

У бюджетного учреждения - получателя субсидии на выполнение государственного задания на складе числятся запасные части для автотранспорта, учтенные по виду обеспечения 4 - субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания. Данные запасные части учреждение не планирует использовать в своей деятельности.

Имущество бюджетного учреждения, принадлежащее ему на праве оперативного управления, находится в собственности соответствующего публично-правового образования (ст.ст. 120, 214, 215, 296 ГК РФ).

Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения, а также имущество, приобретенное таким учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, действующим законодательством для приобретения (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

Действующее законодательство существенно ограничивает права собственника в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений (ст. 298 ГК РФ; п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", далее - Закон N 7-ФЗ). Так, например, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только:

Особо ценным закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества;

Недвижимым имуществом.

Остальным же имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. При этом в соответствии с действующим законодательством, к особо ценному движимому имуществу отнесены быть не могут (п. 11 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества").

Таким образом, если иное прямо не установлено действующими нормативными правовыми актами, бюджетное учреждение вправе самостоятельно принять решение о наиболее эффективном способе использования запасных частей. В частности, должностными лицами учреждения может быть принято обоснованное решение об их реализации.

Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения (п. 4 ст. 9.2, п. 1 ст. 24 Закона N 7-ФЗ, ст. 4 Закона N 174-ФЗ). В свою очередь, доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного (автономного) учреждения (п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ).

Данное правило распространяется на доходы, поступающие учреждениям при реализации практически любого имущества, в том числе особо ценного движимого имущества, а также имущества, принятого учреждениями к балансовому учету в период их деятельности в статусе получателей бюджетных средств (смотрите, например, письмо от 24.04.2012 N 02-04-10/1464). Исключение составляют только доходы от реализации недвижимого имущества - согласно требованиям ст. 41 БК РФ средства от продажи недвижимого имущества бюджетных и автономных учреждений подлежат перечислению в доход бюджета.

Начисление доходов отражается бюджетными учреждениями по дебету счета 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" в общеустановленном порядке - методом начисления (п.п. 3, 197, 295 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). В рамках приносящей доход деятельности (с кодом "2") такими учреждениями отражаются, в частности, доходы от реализации любого имущества учреждения, в том числе и учтенного по виду финансового обеспечения 4 - субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания.

При этом списание реализованного имущества отражается в учете по подстатье 172 "Доходы от реализации активов" КОСГУ, что прямо предусмотрено положениями п. 37 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Учитывая изложенное, операции по реализации запасных частей, учтенных по виду финансового обеспечения 4 - субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, могут быть отражены в учете с применением следующих корреспонденций:

Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 105 36 440

Списана с баланса стоимость запасных частей;

Дебет 2 205 71 560 Кредит 2 401 10 172

Отражена выручка от реализации запасных частей;

Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 303 04 730

Отражен НДС по реализованным запасным частям (по стоимости реализации).

Налог на прибыль и НДС

На основании пп. 1 п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ выручка от реализации имущества (без учета НДС) признается доходом от реализации (письма Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-10/18, от 10.11.2011 N 03-03-05/105).

Операции по реализации нефинансовых активов, товаров, а также имущественных прав, осуществляемые госучреждениями, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке ((письма Минфина России от 01.11.2012 N 03-07-11/474, от 06.06.2012 N 03-03-05/48, от 05.04.2012 N 03-07-11/100). Освобождение от уплаты НДС на основании пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено только при реализации товаров отечественного и зарубежного производства по перечням, утверждаемым Правительством РФ.

Налоговая база по НДС и порядок ее определения при реализации имущества установлены статьями 153 и 154 НК РФ. Налоговые ставки и порядок налога определены в статьях 164 и 166 НК РФ соответственно.

Эксперт службы Правового консалтинга Миллиард Мария

Приобретение любого автомобиля – бывшего в употреблении или нового, связано с оформлением определенного количества документов и обязательной регистрацией транспортного средства.

Многие водители задаются вопросом, как осуществляется продажа списанных автомобилей с организаций в 2019 году.

Вопрос является все более актуальным, так как позволяет приобрести транспорт по более выгодной стоимости.

Особенности списанных авто

Существует несколько особенностей, характерных для списанных автомобилей. Вот две самые основные из них :

  1. Транспорт, ранее списанный с активного баланса предприятия или государственной организации . Списание в этом случае происходит по причине стандартного физического износа авто до такого состояния, которое не подлежит восстановлению. Также причиной может являться отсутствие необходимости в последующей эксплуатации средств передвижения и техники.
  2. Транспортные средства, снятые с учета ГИБДД по причине их утилизации . Подобные ситуации возникают по причине отсутствия желания у собственника проводить ремонтные работы, так как это влечет за собой серьезные материальные траты.

Решить вопрос, как купить и где купить, не представляет перед покупателем особой сложности. Никаких запретов и препятствий для проведения подобной сделки не существует. Проводится вполне законная сделка .

Юридическое лицо по предварительной договоренности с покупателем реализует ему выбранное списанное авто. Составляется стандартный договор купли-продажи, но обозначать в нем данные из паспорта транспортного средства не требуется.

После этого осуществляется передача обозначенной суммы продавцу автомобиля и самого транспортного средства покупателю.

После этого средство передвижения переходит в полное распоряжение нового владельца, он может делать с ним все, что угодно. Автомобиль можно разобрать и продать его запчасти.

Если есть желание отремонтировать автомобиль и ездить на нем, потребуется поставить его на учет.

Реализация списанных авто с компаний или частных лиц осуществляется одновременным снятием их с учета в ГИБДД. Процесс обратной регистрации транспортного средства далеко не всегда может быть осуществлен.

Провести постановку не получится в следующих ситуациях:

  1. Организация списала автомобиль по причине его износа. Для восстановления регистрационного процесса потребуется помощь частного лица или ответственно в компании, которой принадлежало транспортное средство на момент его списания. Если предприятие подобной помощи оказать не сможет постановку на учет провести не получится.
  2. Списание было проведено физическим лицом по стандартной программе утилизации, которая предусмотрена государством. В этом случае за утилизацию автомобиля производится определенная плата, которая компенсирует часть стоимости нового автомобиля. Именно по этой причине получить за деньги за нее вторично не получится.

Во всех остальных ситуациях регистрация в ГИБДД может быть проведена без проблем.

Правила и особенности постановки на учет

Если купить авто списанное с гос предприятия, которое списало его на основании отсутствия необходимости в его эксплуатации, составляется стандартный договор купли-продажи. В этом случае регистрация проводится по стандартной схеме.

Если продавцом выступает физическое лицо, от него потребуется некоторая помощь в процессе восстановления регистрационного процесса. Владелец машины в подобной ситуации снова ставит автомобиль на учет в ГИБДД.

Привоз списанного авто в этом случае осуществляется при помощи эвакуатора . Если средство подлежит восстановлению, бывший собственник составляет доверенность на нового владельца на проведение восстановительных работ.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх