Ч 2 ст 8.17 коап российской федерации. Решение. Мурманский областной суд

СТ 8.17 КоАП РФ

1. Нарушение требований по безопасному проведению поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов, буровых работ, либо условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку, либо условий договоров водопользования, решений о предоставлении водного объекта в пользование, а также требований по использованию или охране минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

3. Самовольная прокладка или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Комментарий к Ст. 8.17 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе нарушений, регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ стандартов (норм, правил) или условий лицензии.

Континентальный шельф РФ включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, т.е. продолжения континентального массива РФ, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ (см. Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"). Понятия "живые ресурсы континентального шельфа", "минеральные и водные биоресурсы континентального шельфа" определены указанным выше Федеральным законом.

Исключительная экономическая зона РФ - это морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.

Это определение применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые непригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности (см. Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"). Понятия территориального моря и прилежащей зоны РФ раскрываются в Федеральном законе от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" регламентирует виды рыболовства в указанной зоне, порядок и условия их осуществления. В данном Законе также определены вопросы разведки и разработки неживых ресурсов и проведения их исследований.

В Федеральном законе "О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации" определены понятие и особенности проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов, основные принципы защиты и сохранения морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и прилегающего моря.

Внутренние морские воды РФ - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Они являются составной частью территории России (воды портов РФ, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов; заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили: воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, исторически принадлежащих Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям").

Территориальное море РФ - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий (т.е. линий наибольшего отлива вдоль берега и т.д.).

Это определение применяется также ко всем российским островам. На территориальное море, воздушное пространство над ним, его дно и недра распространяется суверенитет Российской Федерации.

Предметами правонарушения могут быть:

1) природные ресурсы исключительной экономической зоны - водные биологические ресурсы и неживые ресурсы, находящиеся в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах;

2) водные биологические ресурсы (живые ресурсы) исключительной экономической зоны - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы, за исключением живых организмов "сидячих видов" морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации";

3) неживые ресурсы исключительной экономической зоны - минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов.

2. Объективная сторона составов правонарушений по ч. 1 комментируемой статьи состоит в действиях (бездействии) по нарушению стандартов (норм и правил) безопасного проведения поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов, буровых работ во внутренних морских водах, территориальном море, исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ. Российское законодательство устанавливает такого рода правила для:

Регионального геологического изучения континентального шельфа в целях оценки перспектив рудоносности и нефтегазоносности крупных регионов континентального шельфа;

Поиска минеральных ресурсов;

Разведки минеральных ресурсов в целях определения участков континентального шельфа, имеющих промышленное значение;

Одновременных поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов;

Разработки минеральных ресурсов, т.е. деятельности по извлечению минеральных ресурсов на континентальном шельфе РФ, проводимой на промышленной основе;

Разведки и разработки неживых ресурсов исключительной экономической зоны;

Производства энергии путем использования приливов, течений и ветра;

Проведения буровых работ;

Создания искусственных островов, сооружений и установок с установленными зонами безопасности, простирающимися не более чем на 500 м от каждой точки внешнего края.

Нарушение правил перечисленных работ может состоять также в допуске к разведочным работам на континентальном шельфе лиц, не прошедших соответствующую подготовку.

3. Объективная сторона составов правонарушений по ч. 2 комментируемой статьи состоит в действиях (бездействии) по нарушению правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

4. Часть 2 комментируемой статьи содержит формальный состав, предметом правонарушения в котором являются водные биологические ресурсы.

Добыча (вылов) водных биологических ресурсов - комплексный процесс, включающий поиск и вылов (добычу) водных биологических ресурсов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.

Общими условиями добычи являются следующие:

Осуществление вылова только в отношении указанных в перечне промысловых видов живых ресурсов, включая анадромные, катадромные, трансграничные, трансзональные, далеко мигрирующие виды рыб, живые организмы "сидячих видов" и виды морских млекопитающих, по отдельным морям и океанам, который устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды;

Определение общего допустимого улова живых ресурсов;

Выделение квот;

Наличие средств технического контроля.

Специальные условия указываются в лицензии и касаются районов и сроков промысла, данных о средствах, орудиях и способах лова и т.п.

По объективной стороне - это действия, состоящие в нарушении правил рыболовства, а также утвержденных Правительством РФ квот вылова водных биологических ресурсов, их распределения, несоблюдении указанных в разрешении на лов рыбы, добычу морских животных и растений промышленных, научных, контрольных и рыбоводных целей, в превышении нормы вылова живых ресурсов, указанной в лицензии, в добыче живых ресурсов за пределами отведенного участка и т.п.

5. Объективная сторона составов правонарушений по ч. 3 ст. 8.17 КоАП РФ состоит в действиях (бездействии) по самовольной прокладке или выводу на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно в нарушении правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ.

6. В соответствии со ст. 22 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации" прокладка подводных кабелей, трубопроводов осуществляется в соответствии с нормами международного права при условии, что осуществление такой прокладки не препятствует региональному геологическому изучению, геологическому изучению, разведке и добыче минеральных ресурсов континентального шельфа, осуществлению рыболовства, эксплуатации и ремонту ранее проложенных подводных кабелей, трубопроводов, осуществлению мер по защите и сохранению морской среды, природных ресурсов континентального шельфа. Закон устанавливает процедуру рассмотрения заявок на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, согласования трассы прокладки и предусматривает обязательность сообщения федеральному органу по обороне о проложенных подводных кабелях и трубопроводах для опубликования в "Извещениях мореплавателям".

7. Нарушение правил состоит в отклонении от определенной в разрешении, выданном по заключению специально уполномоченного органа по геологии и пользованию недр Правительством РФ, трассы, в отсутствии фиксации трубопровода, оставлении неубранными конструкций и оборудования, которые использовались для прокладки и вывода подводного кабеля или трубопровода, отсутствии устройств, обеспечивающих отключение поврежденного в результате аварии участка трубопровода, и иных действиях (бездействии).

8. Субъекты - российские граждане и должностные лица организаций и предприятий, осуществляющих поиск, разведку, разработку минеральных ресурсов или промысел живых ресурсов, прокладку кабелей и трубопроводов, должностные лица контрольных органов, в чьи обязанности входит надзор за соблюдением требований по рациональному использованию и охране минеральных и живых ресурсов континентального шельфа, а также иностранные граждане - работники, руководители, владельцы предприятий, фирм и иных организаций, осуществляющих работы на континентальном шельфе РФ по выданным лицензиям (разрешениям), капитаны судов, ведущих промысел живых ресурсов, члены международных организаций и др.

9. Субъективная сторона правонарушения характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.

10. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (только по ч. 2 комментируемой статьи) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

11. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов (ст. 23.10 КоАП РФ), органов, осуществляющих федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, - в отношении правонарушений, предусмотренных ч. 1 данной статьи (ст. 23.22 КоАП РФ); органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25 КоАП РФ); органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасностью и безопасностью гидротехнических сооружений, - в отношении правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 3 данной статьи (ст. 23.31 КоАП РФ), а также судьями в случаях, если указанные должностные лица и органы передают им на рассмотрение поступившие к ним дела о перечисленных выше административных правонарушениях (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

12. При применении комментируемой статьи следует руководствоваться также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства".

Статья 8.18. Нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации

По делу по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.

По делу №

Принято Южно-Сахалинским городским судом (Сахалинская область)

  1. Судья Южно-Сахалинского городского суда Белова Е.В., с участием помощника военного прокурора 318 военной прокуратуры Прохорова О.И., адвоката Ткачева В.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, в отношении юридического лица – Компании EASTERN LINE S.A., местонахождение <адрес>
  2. Установил:

  3. Постановлением военного прокурора 318 военной прокуратуры гарнизона полковником юстиции ФИО8 от 30 июня 2011 года в отношении юридического лица – Компании EASTERN LINE S.A. возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ.
  4. Как следует из материалов дела, иностранное юридическое лицо EASTERN LINE S.A., посредством судна «FLYER», опосредованно через капитана ФИО9 с 11 часов 45 минут 13 октября 2010 года в координатах 45 градусов 55,3 минуты СШ 140 градусов 37,0 минут ВД осуществило хранение и транспортировку водных биологических ресурсов – 19160 кг краба стригуна-опилио в нарушение правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства в исключительной экономической зоне РФ, а именно в отсутствие на борту судна разрешения на право ведения промысла водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ, промыслового журнала (грузовой книги), технических средств контроля, журнала подачи судовых суточных донесений, не подавая судовые суточные донесения в Российские контролирующие органы о наличии живого краба на борту, не имея на борту судна сертифицированное оборудование для взвешивания улова водных биологических ресурсов, отсутствии на судне схемы расположения трюмов и грузовых твиндеков, заверенных судовладельцем, до момента задержания судна «Флаер» осмотровой группой ППС «Херлуф Бидструп» в 21 час 30 минут 13 октября 2010 года в координатах 46 градусов 05,6 минут СШ 140 градусов 30,0 минут ВД.
  5. Протоколом ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 08 июля 2011 года на судно «Флаер», <данные изъяты> наложен арест.
  6. По факту нарушения п.3 ст.58 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года; п. 7, 9, 10 ч.2 и , Федерального Закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»; п.7.1, 7.2, 7.4, 7.5, 7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Федерального агентства по рыболовству от 27 октября 2008 года №272; п.3.2, 4.1, 4.2, 4.7 Госкомрыболовства России от 22 ноября 1999 года №330 «О временном положении о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов» дознавателем отдела дознания и административной практики Сахалинского пограничного управления береговой охраны ФСБ России Терских И.И. в отношении иностранной Компании составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном по КоАП РФ.
  7. В соответствии с КоАП РФ нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, -
  8. влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
  9. Согласно КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении об исключительной экономической зоне Российской Федерации, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
  10. Таким образом, срок давности привлечения лица – Компании EASTERN LINE S.A. к административной ответственности истает 13 октября 2011 года.
  11. Между тем, материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – Компании EASTERN LINE S.A. поступили для рассмотрения в Южно-Сахалинский городской суд 16 сентября.
  12. Определением Южно-Сахалинского городского суда от 19 сентября 2011 года рассмотрение дал об административном правонарушении назначено к рассмотрению 11 октября 2011 года.
  13. 03 октября 2011 года юридическому лицу – Компании EASTERN LINE S.A. по адресу: <адрес>, а также по адресу: <адрес> указанным в материалах дела, судом направлены извещения о дате и времени рассмотрения административного материала - 11 октября 2011 года в 14 часов 30 минут. Между тем, на момент рассмотрения дела сведений о получении юридическим лицом указанных извещений в адрес Южно-Сахалинского городского суда не поступило. Информация о времени рассмотрения дела, направленная факсимильной связью 13 октября 2011 года в 16 час. 52 мин. в адрес иностранной Компании, лишило реальной возможности указанное юридическое лицо пользоваться представленными КоАП РФ правами.
  14. В соответствии с КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
  15. При таких обстоятельствах, когда срок давности привлечения юридического лица к ответственности на момент рассмотрения дела истек, возможность правовой оценки действий лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, на предмет наличия (отсутствия) состава административного правонарушения, вины лица в совершении административного правонарушения, утрачена.
  16. Учитывая изложенное, исходя из положений и КоАП РФ, вопрос о виновности лица (наличии события, состава правонарушения), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за пределами сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может и производство по данному делу подлежит прекращению.
  17. На основании

По ч.2 ст.8.17, ч.2 ст.8.37 КоАП РФ

По делу № 5-373/2010

Принято Фрунзенским районным судом г. Владивостока (Приморский край)

  1. Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Юртаев Н.Н., с участием Стаценко В.В., в присутствии специалиста по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю Овчинниковой М.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном , КоАП РФ в отношении Стаценко В.В., ...,
  2. Установил:

  3. В суд поступил протокол об административных правонарушениях и материалы дела об административных правонарушениях, предусмотренных , КоАП РФ в отношении Стаценко В.В..
  4. Как установлено судьей, 10 июня 2010 г. в 00 часов 04 минуты (время Владивостокское) в координатах... (во внутренних морских водах Российской Федерации, бухте Владимира) при осуществлении государственного контроля в сфере обеспечения охраны морских биологических ресурсов должностными лицами Пограничного управления, находившихся на пограничном сторожевом корабле (ИСКР) Номер с помощью технических средств обнаружено судно, без ходовых огней, не отвечавшее на запросы по радиоканалам (УКВ).
  5. В 00 часов 44 минуты того же дня, осмотровая группа, высадившись для визуального осмотра на лодку, приблизившись к цели, опознали ее как катер с номером Номер, находившийся под управлением Стаценко В.В.
  6. В ходе досмотра катера Номер установлено, что на боргу имеется промысловое оборудование: в ходовой рубке установлены УКВ радиостанция, локатор, эхолот, плоттер с GPS, в носовой части с правого борта «Г» образная балка с подвесным блоком, напротив балки по левому борту установлен металлический вращающийся ролл, на надстройке с левого борта установлена вращающаяся механическая турачка, перед надстройкой под палубой расположен трюм, разделенный на 7 отсеков с горловинами.
  7. В носовом центральном отсеке катера находится 6 сферических пластиковых буев, 16 пластиковых баночек под наживу пустых и 23 баночки под наживу, наполненные приманкой - сельдью. Кроме того, в первом правом отсеке обнаружена металлическая кошка с тросом, во втором отсеке вторая металлическая кошка с тросом, в третьем отсеке обнаружена хребтина мокрая со следами недавнего использования элементами донной флоры и фауны (водоросли), левый отсек полностью был заполнен тросом, во втором левом отсеке находились пластиковые корзины, отсек на одну треть заполнен водой, в разных частях палубы находились 25 пластиковых корзин. Всего на катере обнаружено 27 корзин.
  8. Рабочие поверхности вращающихся механизмов были со следами недавнего использования - характерным металлическим блеском. Также на судне обнаружена одна особь краба волосатого в живом состоянии.
  9. РазРешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов на борту катера Номер отсутствовало.
  10. Усматривая в действиях гражданина Стаценко В.В. состав административного правонарушения (наличие предмета водных биологических ресурсов в виде краба волосатого), предусмотренный КоАП РФ Старшим государственным инспектором ГМИ Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю ФИО1 в порядке КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении № 2459/546/10.
  11. 10 июня 2010 года на катер Номер (бортовой Номер, тип модель – катер прогулочный, строительный Номер, постройка 1995 года, Япония, материал – пластин, длина – 9,3 м, ширина – 2,6 м. высота борта – 1,8 м., вместимость 1,2 тн., грузоподъемность - 1200 кг.) наложен арест и определено место хранения – Адрес.
  12. В соответствии с Федеральным законом от «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов и, в предусмотренных законом случаях, деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биологических ресурсов, производству рыбной и иной продукций из водных биологических ресурсов.
  13. При осуществлении рыболовства в Дальневосточном бассейне граждане обязаны руководствоваться Правилами рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденными приказом Федерального агентства по рыболовству № 272 oт 27 октября 2008 г. (далее Правила).
  14. Главой 111 Правил рыболовства, предусмотрены требования при осуществлении промышленного (в том числе прибрежного) рыболовства во внутренних водах РФ.
  15. Главой IV Правил рыболовства, предусмотрены правила в целях любительского и спортивного рыболовства.
  16. Согласно пункту 31.1 Правил пользователи не вправе осуществлять добычу без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов.
  17. В соответствии с пунктом 58 Правил граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство в соответствии с правилами рыболовства.
  18. Из подпункта «а» пункта 60, пункта 62 Правил следует, что для осуществления любительского и спортивного рыболовства на рыбопромысловых участках, не предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства, гражданам необходимо получить согласие пользователя рыбопромысловым участком и, находясь на участке, необходимо иметь при себе путевку (разРешение) на добычу (вылов), а также паспорт или иной документ, удостоверяющий личность.
  19. Согласно пункту 63.1.2. Правил граждане не вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство с судов, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца.
  20. В соответствии с пунктами 68, 68.1, 80 Правил в подзоне Приморье (в границах Приморского края) запрещается добыча (вылов) крабов: камчатского, синего, волосатого, за исключением любительского и спортивного рыболовства по путевкам на добычу (вылов). При осуществлении любительского и спортивного рыболовства в случае прилова водных биоресурсов, указанные биоресурсы должны выпускаться в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями.
  21. Между тем, Стаценко В.В. не предоставил документов, подтверждающих право на вылов краба волосатого (разРешение на добычу водных биоресурсов) и законность его нахождения на борту катера. При этом, как следует из объяснений Стаценко В.В., он признает факт незаконной добычи (вылова) краба.
  22. Кроме того, у Стаценко В.В. отсутствовали документы, удостоверяющие личность и удостоверение на право управления маломерным судном, а в судовом билете маломерного судна, предоставленном Стаценко В.В, указан бортовой номер катера Номер, не соответствующий номеру, нанесенному на надстройке правого борта катера Номер.
  23. Таким образом, Стаценко В.В. совершены правонарушения, предусмотренные: частью 2 КоАП РФ - по факту добычи (вылов) краба волосатого без разрешения на добычу (вылов) в соответствии с пунктом 31.1. с подпунктом «а» пункта 60, пунктом 62, пунктами 68, 68.1, пунктом 80 Правил рыболовства; КоАП РФ - по факту нарушения пункта 63.1.2. Правил, в соответствии с которыми граждане не вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство с судов, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца.
  24. В соответствии с КоАП РФ нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
  25. Согласно КоАП РФ нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
  26. В судебном заседании Стаценко В.В. полностью признал вину по , КоАП РФ и просил назначить наказание, не связанное с конфискацией судна. Указал, что не возражает возместить ущерб в размере 835 рублей.
  27. В судебном заседании специалист по административному производству отдела дознания и административной практики Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю Овчинникова М.В. подтвердила обстоятельства дела. Не возражала назначить наказание в виде штрафа.
  28. Таким образом, судья пришел к выводу, что действия Стаценко В.В. правильно квалифицированы и его вина в совершении административных правонарушений, предусмотренных , КоАП РФ доказана, и подтверждается материалами административного производства.
  29. Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья не Установил.
  30. Разрешая вопрос о назначении административного наказания, судья, учитывая обстоятельства дела, считает, что должно быть назначено наказание в виде штрафа без конфискации судна и орудий добычи (промысла), также в доход государства должен быть взыскан ущерб, причиненный незаконным выловом.
  31. Учитывая вышеизложенное и руководствуясь

Официальный текст :

Статья 8.17. Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии

1. Нарушение требований по безопасному проведению поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов, буровых работ, либо условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку, либо условий договоров водопользования, решений о предоставлении водного объекта в пользование, а также требований по использованию или охране минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

2. Нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

3. Самовольная прокладка или вывод на территорию Российской Федерации подводных кабелей, трубопроводов или туннелей, а равно нарушение правил их прокладки, вывода на территорию Российской Федерации или эксплуатации во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Комментарий юриста :

Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны Российской Федерации, устанавливает Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ". Под внутренними морскими водами Российской Федерации понимаются воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря РФ. Внутренние морские воды являются составной частью территории РФ.

К внутренним морским водам относятся воды:

Портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов;

Заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морские мили;

Заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов с шириной входа в них более чем 24 морские мили, которые исторически принадлежат Российской Федерации, перечень которых устанавливается Правительством РФ и публикуется в "Извещениях мореплавателям".

Под территориальным морем Российской Федерации понимается примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от установленных исходных линий. Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации. Внешняя граница территориального моря является Государственной границей РФ. Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря. На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

В соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль. Если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" исключительная экономическая зона Российской Федерации - это морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным указанным Законом, международными договорами РФ и нормами международного права.

Определение исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, которые не пригодны для поддержания жизни человека или для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Внутренней границей исключительной экономической зоны является внешняя граница территориального моря. Внешняя граница исключительной экономической зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Под неживыми ресурсами понимаются минеральные ресурсы вод, покрывающих морское дно, включая содержащиеся в морской воде химические элементы и их соединения, энергия приливов, течений и ветра, другие возможные виды неживых ресурсов. Разведка и разработка неживых ресурсов производятся гражданами РФ и российскими юридическими лицами, иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, иностранными государствами и компетентными международными организациями на основании лицензии на разведку и разработку неживых ресурсов, выдаваемой специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по вопросам геологии и использованию недр.

Условия и порядок выдачи указанной лицензии, ее содержание, срок, на который предоставляется лицензия, права и обязанности пользователей лицензии, требования к безопасному ведению работ, основания для прекращения действия лицензии, антимонопольные требования и условия раздела продукции регламентируются Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", Законом РФ "О недрах", Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и международными договорами РФ. Нарушение правил (стандартов, норм) безопасного проведения поиска, разведки или разработки минеральных (неживых) ресурсов, буровых работ либо условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку, а также правил (стандартов, норм) использования или охраны минеральных (неживых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны РФ образует состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 8.17. Кодекса об Административных правонарушениях РФ.

К живым ресурсам континентального шельфа относятся живые организмы, относящиеся к "сидячим видам", то есть организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа РФ утвержден приказом Госкомрыболовства РФ от 10 сентября 1996 года № 169. К живым ресурсам исключительной экономической зоны относятся все виды рыб, морских млекопитающих, моллюсков, ракообразных, а также другие водные биологические ресурсы, за исключением живых организмов "сидячих видов" морского дна и его недр, использование которых регулируется Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации". Под промыслом живых ресурсов понимается комплексный процесс, включающий поиск и вылов (добычу) водных биологических ресурсов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.

Российские и иностранные заявители, получившие лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов (лицензиаты), имеют право на его осуществление в пределах только тех объемов, сроков, видов и районов, которые указаны в лицензии (разрешении) на промысел живых ресурсов.

Лицензиаты обязаны:

Не допускать ухудшения естественных условий обитания живых ресурсов;

Соблюдать установленные правила вылова (добычи) живых ресурсов, лимиты на их вылов (добычу) и выполнять условия лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов;

Своевременно вносить установленные платежи;

Не допускать неправомерной акклиматизации видов живых ресурсов и соблюдать требования карантинного режима;

Обеспечивать беспрепятственный доступ на промысловое судно должностных лиц органов охраны;

Обеспечивать за свой счет оптимальные условия для работы должностных лиц органов охраны;

Беспрепятственно и бесплатно представлять отчетные материалы, в том числе их компьютерные распечатки, об объемах вылова (добычи), о сроках, видах и районах промысла живых ресурсов, включая сведения о количестве, качестве и видах выгруженных на другие суда или погруженных с других судов живых ресурсов и продукции из них, а также о количестве, качестве и видах живых ресурсов, выгруженных или погруженных в иностранных портах, в специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе, федеральный орган исполнительной власти по рыболовству, федеральный орган исполнительной власти по охране окружающей среды, федеральный орган исполнительной власти по таможенному делу, федеральный орган исполнительной власти по валютному и экспортному контролю и федеральный орган исполнительной власти по налогообложению;

Регулярно поддерживать связь с береговыми службами РФ и при наличии соответствующего оборудования передавать в основные международные синоптические сроки в ближайший радиометеорологический центр РФ оперативные данные метеорологических и гидрологических наблюдений в соответствии со стандартными процедурами Всемирной метеорологической организации, а также экстренную информацию о визуально отмеченном нефтяном загрязнении морской среды;

Вести промысловый журнал в соответствии с формой, установленной специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству;

Иметь специальные опознавательные знаки;

Маркировать ставные орудия лова (добычи) с обоих концов с указанием названия судна (для иностранного судна страны судовладельца), номера лицензии (разрешения) на промысел живых ресурсов и порядкового номера орудия лова (добычи).

Порядок прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2000 года № 68. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов РФ, а также прокладка подводных кабелей и трубопроводов иностранных государств в исключительной экономической зоне осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ". Согласно статье 22 указанного Закона прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе могут российские и иностранные заявители. Прокладка подводных кабелей и трубопроводов осуществляется в соответствии с нормами международного права при условии, что этим не создаются помехи региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов, эксплуатации и ремонту ранее проложенных кабелей и трубопроводов и обеспечиваются меры по защите и сохранению минеральных и живых ресурсов.

Специально уполномоченный на то федеральный орган по геологии и использованию недр рассматривает поступившие заявки на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, согласовывает предлагаемую трассу прокладки подводных кабелей и трубопроводов со специально уполномоченными на то федеральным органом по обороне, федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов, федеральным органом по связи, федеральным органом по транспорту, федеральным органом по рыболовству, федеральным органом по науке и технической политике, федеральным органом по топливу и энергетике, федеральным органом по пограничной службе и представляет Правительству РФ заключение о возможном прохождении трасс подводных кабелей и трубопроводов. В случаях, если подводные кабели и трубопроводы используются для разведки и разработки минеральных ресурсов или для эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений либо выводятся на территорию РФ, специально уполномоченный на то федеральный орган по геологии и использованию недр рассматривает поступившие заявки на прокладку подводных кабелей и трубопроводов, согласовывает условия и предлагаемую трассу их прокладки с федеральными органами исполнительной власти, указанными в части третьей настоящей статьи, органами исполнительной власти субъектов РФ и представляет Правительству РФ заключение о возможности и об условиях выдачи разрешения на прокладку таких подводных кабелей и трубопроводов или уведомление об отказе в выдаче разрешения.

О проложенных подводных кабелях и трубопроводах сообщается специально уполномоченному на то Федеральному органу по обороне для опубликования в "Извещениях мореплавателям". На такие подводные кабели и трубопроводы распространяется международная защита в соответствии с нормами международного права.

Судебная практика :

Вопрос: Подпадают ли действия лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность (во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации) при отсутствии на судне промыслового либо технологического журнала, а также в случае их ненадлежащего ведения, под признаки административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 8.17 Кодекса об Административных правонарушениях РФ?

Ответ: Пункт 2 статьи 8.17 Кодекса об Административных правонарушениях РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил добычи (промысла) водных биологических (живых) ресурсов и их охраны либо условий лицензии на водопользование, разрешения (лицензии) на промысел водных биологических (живых) ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации. Объективная сторона данного правонарушения выражается в несоблюдении регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил или условий лицензии.

Из положений Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире", Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", регулирующих промысел (промышленное рыболовство), следует, что соответствующие разрешения либо ограничения пользования животным миром являются необходимым условием законного ведения промысла водных биологических ресурсов и обязательны как для лиц, получивших право на вылов (добычу) водных биоресурсов, так и для лиц, осуществляющих вылов, прием, обработку, транспортировку, хранение продукции, перегрузку выловленных ресурсов. При этом под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, а также по их переработке, транспортировке (пункт 9 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").

Согласно пункту 7 Типовых правил рыболовства, утвержденных приказом Министра сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 133, при осуществлении добычи водных биоресурсов пользователи обеспечивают раздельный учет вылова и приема по видам водных биоресурсов, указание весового (размерного) соотношения видов в улове, орудий лова и мест вылова (подрайон, промысловая зона, квадрат) в промысловом журнале и других отчетных документах, ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность (промысловый журнал), а при осуществлении обработки водных биоресурсов - журнал контроля изготовления продукции (технологический журнал), а также приемо-сдаточные документы (квитанции, коносаменты), подтверждающие сдачу либо прием водных биоресурсов и (или) продукции их обработки (промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их заверенные подписью и (или) печатью капитана копии должны храниться на борту в течение года).

Таким образом, промысловые журналы (на добывающих судах) и журналы технологические (на судах, ведущих обработку) являются документами, необходимыми для учета и анализа работы добывающего судна. Обязанность лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность, соблюдать правила вылова (добычи) водных биоресурсов подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности. Невыполнение пользователями, осуществляющими добычу (вылов) биоресурсов, своих обязанностей является нарушением правил добычи (вылова) биоресурсов и влечет административную ответственность. Следовательно, действия лиц, осуществляющих рыбопромысловую деятельность во внутренних морских водах либо в территориальном море, либо на континентальном шельфе, либо в исключительной экономической зоне Российской Федерации при отсутствии на судне промыслового или технологического журнала, а также случаи их ненадлежащего ведения (например, искажение данных) образуют состав административного правонарушения.

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Мешалкин *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

капитана судна «М.» Пальваль *.*., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в, гражданина РФ, проживающего в,

Установил:

24 декабря 2010 года на рейде п. Корсаков ст. инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Корсаковской ГЗИ ГМИ СахПУБО ФСБ РФ Е. было досмотрено судно «М.» (флаг CAMBODIA, порт приписки PHNOM PENH) под управлением капитана Пальваль *.*., обнаруженное патрульным вертолетом береговой охраны Ми-8 22.12.2010 года в 13:14 сахалинского времени в координатах 48?01? северной широты и 145?49? восточной долготы ИЭЗ РФ.

В ходе осмотра судна было выявлено, что судно «М.» находится в технически исправном состоянии, укомплектовано необходимым радиолокационным, навигационным, технологическим и иным оборудованием для осуществления рыболовства в части хранения и транспортировки живых биологических ресурсов, на судне имеются емкости (чаны) с системой подачи забортной воды и воздуха («аэрации»), в которых находился краб-стригун опилио в количестве согласно представленному капитаном Пальваль *.*. коносаменту 2250 кг, краб синий в количестве - 385 кг. На палубе судна была обнаружена мороженная рыбопродукция: минтай в количестве 3840 кг, сельдь в количестве 1590 кг. Таким образом, в ходе проверки судна и документации было установлено следующее: в нарушение Правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ, в период с 2:00 20 декабря 2010 года по 13:22 22 декабря 2010 года капитан Пальваль *.*., управляя судном «М.», не оснащенным техническими средствами контроля и не зарегистрированным с системе связи и мониторинга, в отсутствие на борту судна документации, отражающей ежедневную промысловую деятельность: промыслового журнала, журнала подачи судовых суточных донесений, не направляя в контролирующие рыбный промысел органы судовые суточные донесения, не уведомив контролирующие органы о прохождении контрольного пункта «Восток 5», осуществил хранение и транспортировку в ИЭЗ РФ краба-стригуна опилио в живом виде общим весом 2250 кг, краба синего в количестве 385 кг и мороженной рыбопродукции: минтая в количестве 3840 кг, сельди в количестве 1590 кг, до момента высадки на борт досмотровой группы с патрульного вертолета береговой охраны Ми-8 в 13:22 Сахалинского времени 22.12.2010 года в ИЭЗ РФ в координатах 48?01? северной широты и 145?49? восточной долготы.

В связи с нарушением Правил рыболовства и иных норм природоохранного законодательства РФ в отношении капитана судна «М.» Пальваль *.*. 24.12.2010 г. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, а на судно «М.» наложен арест.

По результатам административного расследования в отношении указанного лица 24 февраля 2011 г. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении Пальваль *.*. вменяется нарушение ст. 19, 43.1 ФЗ № 166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; ст. 5, 6, 12.2, 12.4 ФЗ № 191 «Об исключительной экономической зоне РФ»; ст. 5, 14.2, 14.4 ФЗ № 187 «О континентальном шельфе РФ»; п.7.2, 7.4, 7.5, 7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (приказ Росрыболовства № 272 от 27.10.2008 г.); п.п. 3.2, 4.1, 4.2, 4.7 Приказа Госкомрыболовства РФ от 22.11.1999 № 330 «О временном положении о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов».

Определением ст. государственного инспектора Корсаковской ГРИ ГМИ СахПУБО ФСБ РФ Г. от 24.02.2011 г. материалы дела переданы в суд.

В судебное заседание Пальваль *.*. не явился, телефонограммой сообщил о полном признании своей вины в совершении вменяемого ему правонарушения, просил о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его защитника.

Защитник Ткачев *.*. в судебном заседании поддержал позицию своего доверителя о признании вины во вмененном административном правонарушении, с учетом совокупности смягчающих ответственность обстоятельств просил назначить Пальваль *.*. наказание в виде штрафа в его минимальном размере, без конфискации судна.

Представитель СахПУБО ФСБ РФ Гарибян *.*., действующий на основании доверенности, полагал вину Пальваль *.*. материалами дела доказанной, что позволяет назначить последнему наказание в максимальном размере санкции ч.2 ст.8.17 КоАП РФ с конфискацией судна.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.8.17 КоАП РФ - нарушение правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Указанные в данной норме правонарушения относятся к правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Объектом являются отношения по государственному регулированию и контролю вылова (добычи) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Согласно п.9 ст.1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004г. № 166-ФЗ (ред. от 03.12.2008г.) под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

В пункте 10 ст.1 того же Закона под промышленным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по

приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

Под промыслом водных биоресурсов в п. 1.4 Приказа Госкомрыболовства РФ от 22.11.1999 № 330 “О Временном положении о спутниковом позиционном контроле иностранных промысловых судов“ (далее - Приказ № 330) понимается комплексный процесс, включающий вылов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.

В соответствии с данными определениями рыболовство является комплексным процессом, который не ограничивается одним лишь фактическим выловом (добычей) водных биоресурсов.

В силу ч. 4. ст.43.1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность, то есть обязательны как для лиц, получивших право на вылов (добычу) водных биоресурсов, так и для лиц, осуществляющих вылов, прием, обработку, транспортировку, хранение продукции, перегрузку выловленных ресурсов.

В соответствии со ст. 7.2 7.4, 7.5, 7.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Росрыболовства от 27 октября 2008 г. № 272, пользователи водными биоресурсами при осуществлении промышленного (в том числе прибрежного) рыболовства располагают сертифицированным оборудованием для взвешивания уловов с наличием сертификата, ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал (промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их заверенные подписью иили печатью должностного лица, ответственного за лов, копии должны храниться на борту судна или на рыбопромысловом участке в течение года); должны иметь на борту судов в исправном состоянии технические средства контроля (ТСК), обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна. Капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных

биоресурсов: ежедневно подает в установленном порядке СС деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана копии ССД должны храниться на судне в течение одного года со времени подачи донесения); обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в региональные информационные центры («РИЦы»).

Во исполнение требований п. 3.2. Приказа № 330 для регистрации судна «М.» и тестирования ТСК его судовладелец (фрахтователь) должен был подать заявку, а капитан Пальваль *.*. обязан был с помощью любого средства связи (ТСК, радио, телефакс или телекс) не позднее чем за 72 часа до входа в морские воды Российской Федерации направить в РЦМ сообщение о входе в соответствии с форматом, рекомендованным РЦМ (п.4.1) и обеспечить постоянное нахождение ТСК во включенном состоянии, начиная с момента подачи сообщения о намерении войти в морские воды Российской Федерации (п. 4.1) и кончая 6-часовым периодом после выхода из морских вод Российской Федерации.

При этом выполнение пункта 4.2 Приказа № 330 не освобождает капитана иностранного судна от передачи сообщений о результатах промысловой деятельности судна и от выполнения других обязанностей, установленных правилами рыболовства в морских водах Российской Федерации.

С учетом изложенного, обязанность лиц осуществляющих рыболовство, соблюдать правила рыболовства, куда относятся хранение и транспортировка уловов водных

биоресурсов в ИЭЗ РФ, подразумевает соблюдение всех требований, предъявляемых к порядку организации и проведения данного вида деятельности. Невыполнение пользователями, осуществляющими рыболовство во внутренних морских водах либо в территориальном море, на континентальном шельфе, либо в исключительной экономической зоне Российской Федерации своих обязанностей является нарушением правил рыболовства и влечет административную ответственность по ч. 2 ст.8.17 КоАП РФ.

Как следует из протокола досмотра судна от 24.12.2010 года, судно «М.» оснащено, укомплектовано необходимым грузовым, электрорадионавигационным, механическим и иным оборудованием и устройствами, позволяющими производить перегруз, хранение и транспортировку водных биологических ресурсов и объектов континентального шельфа в живом виде. В трюмах для перевозки живого находилось 2250 кг живого краба-стригуна опилио, 385 живого синего краба. Также на борту судна находилась свежемороженая рыбопродукция: минтай в количестве 3840 кг, сельдь в количестве 1590 кг. На борту судна отсутствовали промысловый журнал, разРешение на промысловую деятельность, технические средства контроля, судовые суточные донесения в контролирующие органы на подавались. В обоснование происхождения груза на борту судна «М.» имелись коносаменты и судовые расписки от 19 декабря 2010 года, согласно которым судном «М.» получено от судна «О.» 2250 кг живого краба-стригуна опилио, 385 кг живого синего краба, свежемороженой продукции: минтая – 3840 кг, сельди – 1590 кг в координатах 44?33?0 северной широты и 143?34?9 восточной долготы ИЭЗ Японии.

Согласно акту от 27.12.2010 года осмотра краба на видовой, половой состав и степень живучести и других биоресурсов, находящихся на борту судна «М.» с борта указанного судна в тот же день был выпущен краб-стригун опилио общим весом 2175 кг, краб синий общим весом 212 кг, также была осмотрена и взвешена находящаяся на борту судна мороженная рыбопродукция, ее вес составил: минтай – 3138 кг, сельдь – 1384 кг. Взвешивание производилось на весах марки ВТ-150 № года выпуска, имеющих справку о поверке № от 7.12.2010 г.

Из письменных объяснений капитана судна Пальваль *.*. и членов экипажа судна «М.» В., А., Б., Д. судно «М.» осуществляет деятельность по приемке, хранению и транспортировке водных биоресурсов. 18.12.2010 года судно «YANASE 106» под управлением капитана Пальваль *.*. вышло из порта Момбецу (Япония). 19.12.2010 года в 11:44 по судовому времени в координатах 44?33?0 северной широты и 143?34?9 восточной долготы ИЭЗ Японии по указанию руководства компании «Л.» отшвартовалось с судном «О.», после чего на борт судна «М.» был принят груз живого краба-стригуна опилио, краба синего, а также свежемороженой продукции для доставки его в порт Пусан (Южная Корея). После принятия груза капитан судна Пальваль *.*. направил судно на выход из исключительной экономической зоны Японии в исключительную экономическую зону РФ с целью бункеровки топливом. 20.12.2010 г. в 2:00 часа Сахалинского времени судно «М.» под управлением капитана Пальваль *.*. с биоресурсами на борту пересекло линию внешней границы ИЭЗ РФ в координатах 45?12? северной широты и 144?16? восточной долготы и вошло в исключительную экономическую зону РФ. Уведомления в контролирующий орган о пересечении линии внешней границы ИЭЗ РФ капитан Пальваль *.*. не направлял. ТСК на судне отсутствует, судовая промысловая документация не велась.

По сообщению Департамента охраны и спасения Штаба безопасности на море первого района УБМ Японии судно «М.» зашло и вышло из п. Момбецу (Япония) 16 декабря 2010 года. При заходе в порт на борту судна имелся груз живой краб-стригун опилио в количестве 47,5 т.

Из донесения о служебном полете вертолета Ми-8 следует, что в 13:14 Сахалинского времени 22.12.2010 года экипажем вертолета в координатах 48?01? северной широты и 145?49? восточной долготы ИЭЗ РФ было обнаружено судно под флагом государственной принадлежности Камбоджа, название судна «М.». Судно двигалось с курсом 10?. По запросу по международному морскому 16 каналу была установлена связь с капитаном судна. Капитан доложил, что судно РШ «М.», принадлежность – Камбоджа, порт приписки Пномпень, на борту груза ВБР не имеет. Капитану судна была дана команда об остановке, после чего экипаж вертолета произвел высадку досмотровой группы на судно «М.». На момент задержания, судно «М.» находилось в координатах 48?01? северной широты и 145?49? восточной долготы.

Согласно сообщению начальника Службы в точка с координатами 48?01? северной широты и 145?49? относится к Восточно-Сахалинской промзоне 6105.3 ИЭЗ РФ и находится на расстоянии 143,8 мили (266,3 км) от линии внешней границы ИЭЗ РФ.

По сообщению ФГУ «Центр системы мониторинга рыболовства и связи судно «М.» не зарегистрировано в информационной системе мониторинга рыболовства. Судовые суточные донесения отсутствуют.

Как следует из судовых регистровых документов, судно «М.», 1983 года постройки, место постройки Япония – является транспортным судном для перевозки рыбы. Согласно договору фрахтования судна от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между компаниями «К.» и «Л.» судно осуществляет рыболовство в части транспортировки морепродуктов или судового снабжения в порты Японии, Южной Кореи, Китая.

Из паспорта моряка № следует, что Пальваль *.*. был принят на должность капитана судна «М.» 9.02.2010 г. (л.д.56-57), а судовой ролью подтверждается, что на момент выявления правонарушения последний по-прежнему занимал должность капитана указанного судна.(л.д. 55)

Совокупностью указанных доказательств, а также признанием вины, подтверждается, что капитан судна «М.» Пальваль *.*. в нарушение установленного порядка направил данное судно с находящимися на борту водными биологическими ресурсами в ИЭЗ РФ и осуществлял при вышеуказанных обстоятельствах их хранение и транспортировку в данной зоне в нарушение законодательства, регулирующего ведение рыболовства в ИЭЗ РФ, до момента обнаружения судна патрульным вертолетом.

Являясь капитаном судна, то есть лицом обязанным обеспечить соблюдение на судне правил рыболовства и режима рыболовства ИЭЗ РФ, Пальваль *.*., обладая необходимыми полномочиями и возможностями для их соблюдения, не предпринял к этому никаких мер.

С учетом изложенного признаю Пальваль *.*. совершившим умышленно в ИЭЗ РФ хранение и транспортировку краба-стригуна опилио в живом виде общим весом 2 175 кг, краба синего – 212 кг, мороженной рыбопродукции: минтая в количестве 3138 кг, сельди в количестве 1384 кг, на судне, не оснащенном техническими средствами контроля и не зарегистрированным в системе связи и мониторинга, в отсутствие на борту документации, отражающей ежедневную промысловую деятельность, без подачи судовых суточных донесений, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

Согласно экспертному заключению № от 11.01.2011 г., общая рыночная стоимость морепродукции по состоянию на 27.12. 2010г. составила 221 988,80 рублей (л.д.122).

Однако данный расчет произведен экспертом исходя из количества: краба- стригуна опилио - 2250 кг, краба синий - 385 кг, минтай мороженный- 3840 кг, сельдь - 1590 кг, что соответствует представленным капитаном судна перевозочным документам, тогда как согласно акту осмотра краба (т.1 л.д.72), акта его взвешивания и взвешивания минтая и сельди (т.1 л.д.73), выпуска краба в среду обитания вес краба- стригуна опилио составил 2175 кг, краба синего- 212 кг, мороженных минтая – 3138 кг, а сельди – 1384 кг.

Поскольку в экспертном заключении указана рыночная стоимость одного килограмма каждого из видов водных биоресурсов, нахожу возможным определить рыночную стоимость указанных предметов правонарушения исходя из его фактического веса.

С учетом изложенного рыночная стоимость краба - стригуна опилио составила 2175 кг, х 33,55 руб. = 72971,25 руб.; краба синего- 212 кг х 159,92 руб. = 33903,04 руб.; минтая мороженного – 3138 кг х 16,59 руб. = 52059,42 руб.; сельди – 1384 кг х 13,35 руб. = 18476,40 руб., а всего – 177410,11 рублей.

При определении вида и размера наказания Пальваль *.*. суд учитывает совершение им административного правонарушения впервые, полное признание вины в совершенном правонарушении, свидетельствующее о его раскаянии, отсутствие по делу отягчающих административную ответственность обстоятельств, величину минимального размера подлежащего взысканию штрафа и назначает ему наказание в виде штрафа в размере однократной стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, без конфискации судна.

Мороженные минтай и сельдь, являющиеся предметом административного правонарушения, в отсутствие сведений об их незаконной добычи не могут быть обращены в собственность государства или уничтожены в соответствии с ч.2 ст.54 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004г., и не могут быть конфискованы или возмездно изъяты в соответствии с санкцией ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, поскольку данный дополнительный вид наказания санкцией данной статьи не установлен, в связи с чем в соответствии с ч.3 ст.29.10 КоАП РФ они подлежат возвращению законному владельцу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Постановил:

Капитана судна «М.» Пальваль *.*. подвергнуть по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ административному наказанию в виде штрафа в размере 177410,11 рублей, который подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Получатель – Управление Федерального казначейства по Сахалинской области (Сахалинское ПУБО ФСБ РФ) ИНН 6501165653, КПП 650101001, рсч 40101810900000010000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области г. Южно-Сахалинск, БИК 046401001, ОКАТО 64401000000, назначение платежа КОД 18911613000010000140.

По вступлении постановления в законную силу:

снять арест с судна «М.»,

мороженную рыбопродукцию: минтай в количестве 3138 кг, сельдь в количестве 1384 кг – возвратить законному владельцу.

Постановление может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности, а также должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и (или) опротестовано прокурором в Сахалинский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья *.*. Мешалкин



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх