Эфиопия: жизнь церквей древнего царства. Эфиопия христианская

Православные святыни Эфиопии

Аксум - Лалибелла - Гондар - озеро Тана -Аддиc -Абеба


Эфиопия - страна «13 месяцев солнца» (по эфиопскому календарю год разбит на 13 месяцев), «страна легенд», православная история которой началась 3000 лет назад. В переводе с древнегреческого «Эфиопия» означает «страна людей с обожженными на солнце лицами». До недавнего времени страна носила имя Абиссиния, что значит «неаксумские подданные аксумского царя».

- единственная страна Африканского континента, которая никогда не была колонизирована. По преданию, в которое свято верят эфиопы, библейская царица Савская - это царица Аксума, Македа, или Южная царица. Сюда, в Аксум, вернулась она после путешествия в Иерусалим, где гостила у Соломона. "И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками". От Соломона родила царица сына Менелика, первого властителя Эфиопии. Существует легенда, что могила царицы Савской находится под одним из этих монолитов. Юношей Менелик отправился в Иерусалим, Соломон признал сына и принял по-царски. Но, возвращаясь на Родину, Менелик тайно ночью вынес Ковчег Завета с хранящимися в нем Моисеевыми скрижалями из Иерусалимского храма и увез его с собой. Едва Ковчег попал в Эфиопию, «сердца людей воссияли при виде Сиона, Ковчега Закона Божьего, и отверг народ Эфиопии идолов своих, и поклонились они Создателю своему, Богу, их Сотворившему. И оставили эфиопские мужи дела свои, и возлюбили праведность и справедливость, любимые Богом» («Кебра Нагаст», 87).
Древняя Эфиопия — одна из немногих, наряду с Хазарским каганатом, этнически пестрых стран, в которых иудаизм был принят в качестве официальной религии. А когда в IV веке находившееся на севере страны Аксумское царство перешло от иудаизма к христианству, Эфиопия стала третьей страной в мире, где христианство было признано государственной религией — после Армении и Римской империи. Это обращение было подкреплено не только верой в то, что именно на эфиопской земле скрыт Ковчег Завета, но и быстро распространившимся апокрифом, гласившим, что во время бегства в Египет Святое семейство — Иосиф и Мария с младенцем Иисусом — достигло Эфиопии и нашло пристанище на северных берегах эфиопского озера Тана.
Эфиопия на редкость богата историей. В Ветхом Завете упоминается, что одна из рек, орошающих Рай, протекала по землям эфиопов. Кроме того, в этих краях обитали самые первые люди — об этом свидетельствуют древнейшие ископаемые останки австралопитеков, обнаруженные на юге Эфиопии в долине реки Омо. Знаменитой «Люси» из Национального музея в Аддис-Абебе 3,2 млн.лет.


День 1. Москва - Стамбул - Аддис-Абеба

14.35 - 15.40 Перелет Москва (Внуково) - Стамбул (а/к Turkish Airlines)
В 18:50 - вылет из Стамбула в Аддис-Абебу.

День 2. Аддис-Абеба - Аксум

В 01:10 - прибытие в Аддис-Абебу.

Получение виз для граждан России возможно в аэропорту по прибытии. Встреча в аэропорту представителем принимающей фирмы, трансфер в отель. Размещение в отеле Saro Maria Hotel или подобном. Отдых.

Обзорная экскурсия по столице Эфиопии.

Посещение бывшего дворца Хайле Селассие (эфиопский император, правивший в 70-ые годы XX столетия). Сейчас Дворец превращен в Этнографический Музей. После обеда посещение одной из самых старых церквей в Аддис-Абебе Ba’ata. Посещение Национального Музея.

Аддис-Абеба - столица Эфиопии , в переводе с амхарского означает «новый цветок». Город был основан в 1886 Менеликом II. Расположен на высоте 2500 метров над уровнем моря в самой высокой части горной цепи Энтото. Город украшают многочисленные архитектурные памятники, в том числе мечети и христианские храмы, дворец императора Менелика II (1894), Дом Африки с витражами, выполненными в 1963 знаменитым эфиопским художникам А. Тэкле. Национальный музей с останками прародительницы современного человека - Люси. Ее скелет, найденный на территории Эфиопии в 1974 году, считается самыми древними останками - 3,2 миллиона лет.

Вечером нас ждёт традиционный ужин с танцами и музыкой.

День 3.

07.55 - 09.25 перелет Аддис-Абеба - Аксум
Трансфер в отель. Размещение в отеле Yeha или Sabean. Встреча с группой из Северного Судана .

Обзорная экскурсия по городу Аксум. Обед.

Осмотр древних стелл. Посещение Церкви Святой Марии Сионской. Возвращение в отель. Ужин.

Первоначально столица древнего Аксумитского царства, одной из древнейших африканских империй, «граница» двух континентов Африки и Азии на протяжении тысячелетия. В дальнейшем Аксум - одна из первых цивилизаций, где Христианство стало государственной религией. В 10 веке до нашей эры, как гласит абиссинская царская хроника Кебра-Нагаст, Царица Савская (она же - Македа, она же - Белкис) родила здесь сына Менелика от царя Соломона. Рассказывают, будто впоследствии царь Менелик забрал из Иерусалима "Ковчег Завета", и с тех пор он тайно хранится в святилище рядом с церковью Девы Марии Зионской, построенной в XVI веке на месте первого христианского храма, заложенного царем Эзаной в IV веке. Для эфиопов вся история бурного романа двух ветхозаветных царей и последующего похищения Ковчега Завета есть непререкаемая истина, основа эфиопской национальной идеи. Самая старая Библия хранится в Аксуме, в купольной церкви Четырёх Зверей (олицетворяющих Четырех Евангелистов).
Эта книга датируется VI веком, но краски её чудесных иллюстраций не поблекли по сию пору. Её хранят под многими покрывалами, а некоторые страницы даже проложены шелковой тканью. Основные достопримечательности Аксума сгруппированы в одном месте. Церковь Марии Сионской, Парк стел, «Бассейн Царицы Савской», за ним - усыпальница Калеба. Дворец Царицы Савской находится почти за городом.

Парк стел - монолитов-обелисков. Ученые считают, что строительство стел было связано со смертью членов древних королевских семей, а также обелиски имели астрономическую функцию. Самая большая «многоэтажная» стела высотой около 23 метров, самая красивая, принесшая Аксуму мировую славу. Стелла высотой 24 метра была вывезена в Италию в 1937 году и сейчас находится в Риме. Все стелы датируются первыми веками нашей эры, когда аксумское царство стало развиваться и расширяться столь стремительно, что его соседям пришлось потесниться. На Западе аксумиты подчинили себе царство Мероэ с черными пирамидами, что в Судане, а на Востоке, переправившись через Красное Море, - государство Гимьяр, т.е., по сути, свою прародину, граничившую с Шебой (Савой). Военная экспедиция царя Калеб в Южную Аравию имела целью защитить христиан от репрессий местных языческих государей. От этого царя, правившего в VI веке, сохранилась усыпальница, в которую спускаются по лестнице, освещая дорогу свечами, которые выдает заботливый «хранитель гробницы». Говорят, что из нее подземные ходы ведут на Север, к границе с Эритреей.

День 4. Аксум - Лалибела

Завтрак.

09:00 - встреча с гидом и трансфер в аэропорт.

11:00-11:45 перелет в Лалибелу. Прибытие в Лалибелу. Встреча в аэропорту
представителем принимающей фирмы и трансфер в отель. Размещение в отеле Mountain View Hotel или подобном. Обед. Обзорная экскурсия по городу Лалибела. Посещение «скальных церквей» (первая группа). Вечером возвращение в отель. Ужин.

расположена на высоте 2600 метров над уровнем моря. На рубеже XII и XIII веков правил Лалибела, в честь которого был назван город. На языке агау его имя означает приблизительно: «пчелы свидетельствуют его высокое предназначение». По легенде, сразу после рождения к колыбели ребенка подлетел рой пчел, но не искусал младенца, а почтительно кружился в отдалении, и мать сочла это добрым предзнаменованием. Правитель начал строительство церквей, вырубая их целиком в скальной породе. Сейчас 11 «монолитных» церквей, розовых по цвету вулканического туфа, из которых они вырубались, считаются одним из чудес света. 6 храмов входят в так называемую «северную группу церквей» (Бэте-Марьям, Мэдхане Алем и др.), 4 - в «восточную» (Бетэ-Эммануэль, Абба Либанос, Бэте Маркориэс, Габрыэль Руфаэль), а недалеко от последней - одиноко стоящая церковь Святого Георгия. Самая большая из церквей, церковь Христа Спасителя ("Бетэ Мэдхане Алем"), достигает в длину 33,7 метра, в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метра. Наиболее почитаемой является церковь Девы Марии ("Бетэ Марйам"), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Церковь стоит в большом дворе, который с невероятными усилиями был вырублен прямо в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста ("Бетэ Мэскэль").

На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы ("Бетэ Дэнагыль"), посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия ("Бетэ Гийоргис"), покровителя эфиопов, грузин и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она сначала была выбита как цельный блок в скале, потом ей придали форму греческого креста, и, наконец, выдолбили внутреннюю часть. Крыша церкви расположена на уровне поверхности земли, сама же церковь стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.

День 5. Лалибела

Завтрак. Экскурсия в пещерный монастырь Asheton Maryam в окресностях Лалибелы - 3-х часовая прогулка (подъем в горы) либо пешком либо на мулах.

В свободное время можно посетить рынок и увидеть разные народности всего региона. Обед. Во второй половине дня Экскурсия по Лалибеле (продолжение) - посещение второй группы скальных церквей Лалибелы, ужин и возвращение в отель Mountain View Hotel.

День 6. Лалибела - Гондар

Завтрак.


09:30 Встреча c гидом и трансфер в аэропорт.

12:00-12:45 перелет из Лалибелы в Гондар.

Прибытие в Гондар. Встреча в аэропорту представителем принимающей фирмы. Трансфер в отель. Размещение в отеле Taye Belay Hotel или подобном. Обед.

Обзорная экскурсия по городу Гондар. Посещение дворцов, резиденции и купален Фасилидаса. Посещение церкви Дебре Берхам Селассие. Возвращение в отель. Ужин. Гондар - первая столица Эфиопской империи. Центр Гондара - Царский Город - обнесенный каменной стеной обширный комплекс достаточно хорошо сохранившихся дворцов, канцелярий, библиотек и церквей. В центре Царского Города сохранился львятник. Лев - символ древней Соломоновой династии, берущей свое начало со времен Аксумского царства. По традиции эфиопские императоры всегда держали львов при царском дворе. Начало его строительства относится к тридцатым годам XVII века и связано с именем царя Фасилидаса, открывшего своим царствованием эпоху, полную противоречий, «блеска и нищеты», продолжавшуюся почти два столетия и переросшую в «эфиопское возрождение» при Менелике Втором. Можно сказать, что эре Аддис-Абебы предшествовала эра Гондара. Это было время интенсивного европейского проникновения в Абиссинию. Среди достопримечательностей Гондара - дворец Фасилидаса, здание в «готическом» стиле библиотеки Йоханныса (XVIII в.) и дворца Иясу II (тоже XVIII век).

К Царскому Городу примыкает университет. В 2х километрах от центра города находятся купальни, построенные Фасилидасом - спокойное, тихое место. Эти купальни сегодня являются самым знаменитым местом празднования Тимката (Рождество) в Эфиопии. Очаровательная маленькая церковь Дебре-Берхан-Селассие, построенная в XVII веке - настоящая «гондарская школа искусств». Все стены и потолок этой церкви покрыты росписями, вошедшими в сокровищницу абиссинского искусства.

Потолок, включая балки, расписан ликами херувимов с большими глазами. Глаза в абиссинской иконографии - особенная деталь - они полны кротости и доброты. Даже у крестоносцев на фресках в Дебре-Берхан-Селассие они такие, хотя крестоносцы в массе своей не были ни кроткими, ни добрыми.

День 7. Гондар - Бахир Дар

Завтрак. Переезд Гондар - Бахир Дар. Размещение в отеле Home Land Hotel или подобном. Обед.Посещение водопадов Нила и нескольких островов. Ужин.


Бахир Дар - город-курорт, который находится на высоте 1800 метров над уровнем моря на берегу озера Тана, пропитан атмосферой отдыха и спокойствия.

Ночь в отеле Home Land Hotel или подобном.

День 8. Бахир Дар

Завтрак. Экскурсия на лодке по озеру Тана. Посещение нескольких древних монастырей. Обед в ходе экскурсии.

Озеро Тана - самое большое по площади в Эфиопии. Оно знаменито тем, что примерно на 20-ти из 37 островов на озере находятся чудесные православные монастыри. Многие из них были основаны в 16-17хх веках. Есть острова, на которые пускают только мужчин, но в основном все желающие могут посетить монастыри. Церкви на островах - круглые деревянные здания с конусообразными соломенными крышами, 4 стены которых, расписаны яркими фресками с сюжетами из Библии. Одним из самых священных монастырей считается Dek Stefanos на острове Dega Estefanos, который содержит коллекцию живописи, икон и манускриптов, а также мумифицированные останки некоторых эфиопских императоров.

Трансфер в аэропорт.
19.00 -20.00 перелет Бахир Дар - Аддис-Абеба.

День 9. Аддис-Абеба

02.10 - 06.40 Перелет Аддис - Абеба - Стамбул.
08.35 - 13.25 Перелет Стамбул - Москва (Внуково)



Хорошо комбинируется с туром "Вулканы Эфиопии"
Хорошо комбинируется с туром "Племена Эфиопии"
Хорошо комбинируется с туром "Северный Судан. Жемчужина Нила"

Стоимость тура на человека при двухместном размещении:
1250 USD
(Стоимость действительна от четырех человек)

Доплата за одноместное размещение: 250 USD

44 000 руб. - стоимость авиабилетов Москва - Аддис-Абеба - Москва

680 USD - Внутренние перелеты - Аддис-Абеба - Аксум; Аксум - Лалибела; Лалибела - Гондар; Бахир Дар - Аддис-Абеба;

Стоимость забронированных, но не выкупленных авиабилетов (международных и внутренних) может измениться.


В стоимость тура входит:

  • Хорошие отели с наиболее удачным месторасположением;

  • Услуги местного русскоговорящего гида-переводчика, сопровождающего группу по всему маршруту;

  • Услуги местных англоговорящих гидов;

  • Все экскурсии и трансферы согласно программе;

  • Транспорт - 12-местный автобус;

  • Питание - завтраки;
  • Правительственные налоги.

В стоимость тура не входит:

Виза в Эфиопию (Для граждан Российской Федерации виза ставится на границе - около $25);

Напитки, чаевые водителям и гидам, сборы за использование фото и видеокамер, прочие расходы.

Медицинские требования:

Перед путешествием необходимо сделать прививку от жёлтой лихорадки (минимум за 10 дней до предполагаемого въезда в страну).

Для участия в туре паспорт должен быть действителен на срок не менее чем 6 месяцев после окончания поездки.

Данный тур хорошо комбинируется с туром «Племена Эфиопии» и «Вулканы Эфиопии» .


  1. Эфиопская Православная Церковь

    Принадлежит к группе Древних Восточных Церквей, или так называемых "нехалкидонских Церквей", к которой также относятся Коптская (Египетская), Сирийская и Маланкарская (Индия) Церкви.

    Согласно преданию, первым христианским просветителем эфиопов был св. Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который в 330 году и объявил христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы св. Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию, где продолжил евангелизацию страны.

    Около 480 года в Эфиопию прибыли "Девять Святых", которые начали здесь активную миссонерскую деятельность. Это были выходцы из Рима, Константинополя и Сирии, входившие в состав оппозиции IV Вселенскому (Халкидонскому) Собору (451 г.), когда на нем разгорелись христологические споры. Некоторое время они находились в монастыре св. Пахомия в Египте. Их влияние, наряду с традиционной связью с коптами в Египте, объясняет, почему Эфиопская Церковь отвергла решения Халкидонского Собора. "Девять Святых", как полагают, окончательно покончили с остатками язычества в Эфиопии, утвердили монастырскую традицию и внесли огромный вклад в развитие духовной литературы: они перевели Библию и другие христианские сочинения на классический эфиопский язык.

    Наивысшего расцвета Эфиопская Церковь достигла в XV веке, когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской деятельностью.

    Эфиопская Церковь уникальна тем, что она сохранила некоторые иудейские обряды, такие как обрезание и соблюдение ветхозаветных законов о вкушении пищи, а также празднование Субботы наряду с Воскресеньем. Это связано с тем, что христианство пришло в Эфиопию непосредственно из Палестины через Южную Аравию, а традиции иудаизма были известны в Эфиопии еще задолго до появления здесь христианства.

    В основе эфиопской литургии лежит александрийский (коптский) обряд, подвергшийся сильному воздействию сирийской традиции. До недавнего времени литургию служили на древнем языке геэз, который был постепенно заменен современным амхарским языком.

    С древних времен все епископы в Эфиопии были египтянами-коптами, назначаемыми Коптским патриархатом. Более того, на протяжении многих веков единственным епископом в Эфиопии был митрополит-копт. С начала XX века Эфиопская Церковь стала требовать большей автономии и избрания местных епископов. В 1929 году были рукоположены четыре местных епископа-эфиопа в помощь коптскому митрополиту. В 1948 году с помощью императора Хайле Селассие (1930 - 1974 гг.) было достигнуто соглашение с коптами об избрании местного митрополита после смерти коптского митрополита Кирилла. Когда в 1951 г. он умер, собрание духовенства и мирян избрало митрополитом эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 году Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Православной Церкви.

    В университете Аддис-Абебы существовал эфиопский православный факультет богословия (Колледж Св. Троицы), однако в 1974 году по приказу правительства он был закрыт. В том же году Церковь учредила в Аддис-Абебе Колледж Св. Павла для обучения богословию будущих священников. В 1988 году в стране насчитывалось 250 000 священнослужителей. Чтобы дать им надлежащее образование, в разных районах Эфиопии недавно было открыто еще шесть "Центров обучения священиков". Почти в каждом приходе имеется воскресная школа.

    Эфиопская Церковь активно занимается благотворительной деятельностью. Она оказывает помощь беженцам и пострадавшим от засухи, под ее покровительством учреждено множество сиротских приютов.

    До социалистической революции 1974 года, свергшей императора и поставившей во главе правительства полковника Менгисту Хайле Мариама, Эфиопская православная Церковь была государственной Церковью. Вскоре после революции Церковь была отделена от государства и большинство церковных земель были национализированы. По всей стране проводилась активная антицерковная и антирелигиозная кампания.

    После падения в мае 1991 года коммунистического правительства, патриарх Меркурий (избран в 1988 году) был обвинен в сотрудничестве с режимом Менгисту и был вынужден снять с себя полномочия патриарха. 5 июля 1992 года Священный Синод избрал пятым патриархом Эфиопской Православной Церкви Абуна Павла. Во время правления Менгисту он семь лет провел в тюрьме после того, как патриарх Феофил (смещен в 1976 году, убит в тюрьме в 1979 году) рукоположил его в 1975 году в епископы без разрешения государства.

    В 1983 году Павел был выпущен из тюрьмы и несколько лет провел в США. Патриарх Меркурий, эмигрировавший в Кению, отказался признать избрание Павла. Эфиопский архиепископ США Иезехак также не признал это избрание и в 1992 году прервал евхаристическое общение с Эфиопским Патриархатом. В качестве ответной меры Священный Синод Эфиопской Церкви лишил егополномочий и назначил архиепископом США и Канады Абуна Маттиаса. Поскольку архиепископ Иезехак пользуется поддержкой многих православных эфиопов в Америке, в эфиопской общине этой страны произошел раскол.

    В октябре 1994 года в присутствии патриарха Павла был заново открыт Колледж Св. Троицы в Аддис-Абебе. 50 студентов, обучающихся в этом колледже, получат богословскую степень, а 100 - дипломы об окончании.

    Согласно эфиопским источникам, общая численность верующих Эфиопской Церкви составляет 30 миллионов человек, т. е. православные эфиопы составляют около 60% от общего числа населения страны, равного 55 миллионам человек.

    Собор Святого Георгия - православный собор в г. Аддис-Абебе (Эфиопия). Его отличает характерная восьмигранная форма. Собор находится в северном конце улицы Черчилль Роуд (Churchill Road).
    Собор был построен по проекту архитектора Себастьяно Кастанья (Sebastiano Castagna) военнопленными итальянцами, попавшими в плен под Адуа в 1896 году, и был назван в честь Святого Георгия после того, как табот (Tabot) или Ковчег Завета этой церкви был перевезён к месту сражения при Адуа, где эфиопская армия одержала победу над итальянцами.
    Здание собора описывалось в 1938 году в одном итальянском издании для туристов как великолепный пример европейской интерпретации дизайна типичной эфиопской церкви. Итальянские фашисты сожгли собор во время войны в 1937 году.
    После освобождения страны в 1941 году собор был восстановлен императором Эфиопии.
    В 1917 году в соборе короновалась императрица Заудиту, а в 1930 году там короновался император Хайле Селассие, поэтому собор Св. Георгия стал местом паломничества растафарианцев.
    При соборе работает музей, где экспонируется императорский трон и витражи работы эфиопского художника Афэуорка Тэкле. Учитывая причину присвоения собору имени Св. Георгия, в музее выставлено оружие, применявшееся в войнах с итальянцами, в том числе - изогнутые мечи, трезубцы и огромные шлемы, изготовленные из львиных грив.

    Собор Святой Троицы (на амхарском языке - Кидист Селассие) - самый главный православный собор в г. Аддис-Абебе (Эфиопия), построенный в ознаменование освобождения Эфиопии от итальянской оккупации и являющийся вторым по значимости местом поклонения в Эфиопии после храма Св. Марии Сионской (Church of Our Lady Mary of Zion) в г. Аксуме.

    Чистый алтарь

    Собор носит звание «Менбере Цебаот» или «Чистый алтарь». Территория храма является местом захоронения лиц, сражавшихся против итальянской оккупации или сопровождавших императора в изгнание с 1936 по 1941 год. Император Хайле Селассие I и императрица-консорт Менен Асфау похоронены в северном трансепте собора.

    Другие члены императорской семьи захоронены в склепе под храмом. Главный престол собора посвящён «Агайстэ Алем Кидист Селассие» (Суверенный Властитель Мира Святая Троица).

    Остальные два алтаря в Святая святых по бокам от главного престола посвящены Иоанну Крестителю и «Кидане Мехерет» (Богородице Завету Милосердия).

    В южном трансепте собора находится недавно пристроенная часовня Св. Михаила, в которой размещается табот или Ковчег Завета Св. Архангела Михаила, возвращённый Эфиопии в феврале 2002 года после его обнаружения в Эдинбурге. Эта реликвия была захвачена британскими войсками в горной крепости Мэкдэла (Magdala) в 1868 году во время военной кампании против императора Теодроса II.

    Сооружения на территории собора

    Комплекс сооружений собора также включает церковь «Бале Вольд» (Праздник Бога Сына), известную также как церковь Четырёх небесных созданий (Church of the Four Heavenly Creatures). До того, как было построено здание собора, это был первоначальный монастырский храм Св. Троицы.

    Среди других сооружений - начальная и средняя школа, монастырь и семинария Св. троицы (Holy Trinity Theological College), музей и мемориал с останками патриотов, убитых итальянцами в Аддис-Абебе в 1937 году в ответ на покушение на жизнь фашистского вице-короля Итальянской Восточной Африки.

    Там же находится мемориал и захоронение чиновников императорского правительства, казнённых коммунистическим режимом Дерга. Собор Св. Троицы является кафедральным собором архиепископа Аддис-Абебы. В соборе проводится интронизация патриархов Эфиопской православной церкви и рукоположение всех епископов.

    Захоронения

    В Соборе Св. Троицы находятся могилы императора Хайле Селассие, императрицы Менен Асфау (Menen Asfaw) и других членов императорской семьи. На церковном дворе похоронены патриарх Эфиопской православной церкви Абуна Текле Хайманот (Abune Tekle Haimanot) и известная английская суфражистка и активная участница борьбы с фашизмом Сильвия Панкхёрст.

    Десять церквей были построены на берегах реки, названной теперь Иорданом. Из Иерусалима и Александрии достали искусных каменотесов, подкрепили их местной рабочей силой и посланными Богом ангелами, работавшими по ночам. Говорят, будто после смерти Лалибелы в 1212 году его вдова построила в память о нем одиннадцатую церковь. После прихода к власти он обучил нескольких мастеров полученному на небесах знанию методов строительства и поручил им возглавить стройку. Днем над созданием храмов трудились люди, а ночью - ангелы. По версии Хэнкока, этими «ангелами» были тамплиеры, с которыми Лалибела сошелся в Иерусалиме и которые прибыли в Эфиопию в поисках Ковчега Завета. Все версии вызывают сомнения. Объем вынутой породы просто огромен. Ведь надо было не только обозначить храмы по периметру, но и вынуть материал изнутри.

    Да сделать еще массу рвов и отводных каналов для предохранения храмов от стекающей с окрестных возвышенностей воды. На это должно было уйти никак не 23 года, а как минимум на порядок больше. И тамплиеры вряд ли тут чем-то смогли бы существенно изменить ситуацию. Версия «ангелов» как представителей высоко развитой цивилизации не сочетается с полным отсутствием следов сколь-нибудь высоких технологий. Версия того, что Лалибела занимался не созданием храмов, а лишь «археологическими раскопками» с ремонтом и доустройством, выглядит довольно слабой по тем же причинам. В то же время бросается в глаза гораздо более низкое качество исполнения самого нижнего яруса практически во всех храмах, причем не только снаружи, но и внутри. Возникает ощущение какого-то «недостроя»… Предположительно, церкви создавались следующим образом: сначала высекали большие отверстия вокруг большого каменного блока, пока он совершенно не отделялся от горы. Потом каменотесы начинали собственно оформление. По другой теории, работы велись сверху вниз, причем на каждом уровне раскопа тонкая отделка шла непосредственно за грубой выемкой.

    Таким образом, удавалось обходиться без усложненных каркасов. Из относительно мягкой каменной массы высекали купола, окна, веранды и двери. Пространство внутренней части создавали таким же образом, оставляя при этом стоять колонны и арки, соединяющие пол и потолок Одиннадцать высеченных в красноватых скалах церквей Лалибэлы с XVI века возбуждали непреходящий интерес. В течение долгих столетий Лалибела была религиозным центром и местом паломничества, но никаких следов военных сооружений или царской резиденции, напоминавшей бы дворец, здесь не нашли.

    Если поразмыслить о тех тяжелых условиях, в которых строились церкви, то можно удивляться величине некоторых из них. Самая большая, Христа Спасителя в длину 33,7 метра в ширину 23,7 метра и в высоту 11,6 метранаиболее почитаемая из них - храм Девы Марии (Бетэ Мариам), где окна имеют форму римских и греческих крестов, свастик и плетеных крестов. Центральная колонна во внутренней части обернута тканью. В одном из видений Лалибэле явился Христос, коснулся этой колонны, и на ней появились письмена, сообщавшие и о прошлом, и о будущем. Тогда колонну закутали от посторонних глаз: не всякий смертный готов познать истину.

    Церковь стоит в большом дворе, который точно с такими же невероятными усилиями был вырублен в скале. Позднее в северной стене внутреннего двора была высечена церковь Креста (Бетэ Мескель). На противоположной стороне двора находится церковь Богородицы, посвященная мукам Пресвятой Девы. Через тоннель-лабиринт можно пройти к другим скальным храмам, связанным с двором. Церковь Святого Георгия, покровителя эфиопов и англичан, вырублена в виде крестообразной в плане башни с равными поперечинами креста. Она стоит в глубокой яме, и к ней можно добраться только через тоннель.

    Этот город на севере Эфиопии, расположенный на высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря – одно из главных святых мест и, соответственно, мест паломничества в стране. Почти все население города исповедует эфиопский вариант православного христианства, поскольку Лалибела должна была стать Новым Иерусалимом после захвата мусульманами ‘оригинала’ в 1187 году (такую роль городу предназначил правитель Эфиопии 12-13 вв. св. Гебре Мескель Лалибела. Настоящее имя город, называвшийся до тех пор Роха, также получил в подарок от этого властителя). Поэтому же расположение и названия многих исторических памятников Лалибелы повторяет расположение и названия соответствующих зданий Иерусалима - и даже местная речка называется Иорданом (кстати, идея эта, как и планировка города, тоже принадлежит королю Лалибеле). А в 12-13 вв. город успел побывать столицей Эфиопии.
    Первый европеец (португальский мореплаватель) увидел вырубленные в скалах храмы Лалибелы в 1520-х гг. и был потрясен ими, второй – в 1544, а третий – лишь в конце 19 века. Разумеется, туристы, привлекаемые с тех пор 13 церквями города, разделившимися на 4 группы – по сторонам света, - не в счет.

    А потрясение и закаленные морскими бурями португальцы, и современные туристы испытывают потому, что 13 церквей - все без исключения вырублены в скалах, причем церковь Бете Медхане Алеем считается самой крупной подобной церковью в мире. И почти все из тринадцать построены во время правления Лалибелы, в 12-13 вв.
    Впрочем, датируются храмы с очень большим разбросом: есть мнение, что за правление одного короля все их просто не успели бы вырубить (а значит, какие-то из храмов моложе – 14 века), есть и мнение, что по крайней мере три церкви были вырублены в скалах на полтысячелетия раньше и первоначально служили крепостями или дворцами в королевстве аксумитов. Писатель Грэхем Хэнкок представил и собственный взгляд на вещи – их-де построили крестоносцы – но ни один ученый его не поддержал.

    Кстати, церкви – это и памятник инженерной мысли средневековой Эфиопии: близ многих из них расположены колодцы, которые наполняются с помощью сложной системы, основывающейся на использовании местных артезианских скважин (напомним, город расположен на горном хребте на уровне 2500 метров над уровнем моря!).
    Кроме храмов, городу особо нечем похвастаться: небольшой аэропорт, большой рынок, две школы и одна больница.
    Что неудивительно, ведь в Лалибеле на 2005 год проживало лишь чуть больше 14600 человек.

    В течение трехсот лет здесь располагалась столица эфиопской династии Загве. Лалибела, правивший в конце XII - начале XIII в., отдал приказ построить в столице церкви, чтобы затмить славу Аксума. В церкви стали стекаться толпы паломников, и в конце концов сам город был назван в честь Лалибелы.
    Церкви, вырубленные в скалах ниже уровня поверхности, выполнены с использованием самых разнообразных архитектурных стилей. Здесь встречаются и греческие колонны, и арабские окна, древняя свастика и звезда Давида, арки и дома в египетском стиле.

    Вначале строители делали в скале четырехугольное отверстие и извлекали гранитный блок. Этот блок покрывался снаружи росписью и орнаментом, после чего выдалбливался изнутри, снабжался сводчатым потолком и также расписывался. Иногда церкви устраивались в уже имеющихся пещерах, которые просто расширяли, пробивая новые коридоры. По подсчетам археологов, для соружения церквей потребовался труд не менее 40000 человек.
    Однако легенда связывает постройку скальных церквей с вмешательством богов. Как гласит предание, Лалибелу отравил его брат Харбай. Во время оцепенения, вызванного ядом, Лалибела был вознесен на небо и говорил там с Господом. После пробуждения Лалибела должен был бежать в Иерусалим, а когда придет время, вернуться на трон в Рохе. Также Бог дал ему подробные инструкции по постройке одиннадцати церквей, их формы, местоположения и украшений. Лалибела повиновался, но сам не мог выполнить такую огромную работу, и поэтому вместе с ним трудились ангелы.

    Дом Медхане Алема (Спасителя мира) - крупнейшее культовое сооружение, имеет 35 метра в длину, 23 метра в ширину и 10 метров в глубину. Дом Голгофы - вместилище гроба Лалибелы.
    Четыре церкви стоят совершенно обособленно. Хотя их размеры и различаются, все они имеют форму больших каменных холмов. Церкви полностью изолированы в границах глубоко вырытых дворов.

    Бета Гиоргис (церковь Святого Георгия) стоит на некотором удалении от остальных церквей. В плане храм представляет собой крест размером 12х12 метров. Высота, точнее, глубина здания также 12 метров. К входу ведет глубокий коридор, прорубленный в скале.

    Каждое утро, отправляясь по своим делам, жители Лалибелы любуются удивительным храмовым комплексом, который прославил их родной город на весь мир. Попав в этот провинциальный город, бывший в средние века столицей эфиопского царства и называвшийся Роха, трудно представить, чтокогда-то это был политический, культурный и религиозный центр крупной и влиятельной в своем регионе державы. Идея постройки этих храмов возникла у будущего короля Эфиопии Лалибелы, когда он находился ещё в статусе наследника.
    В середине двенадцатого века наследник эфиопского престола, по принятой тогда традиции, отправился в паломничество на Святую землю. Он пробыл в Иерусалиме тринадцать лет. Увиденное там так вдохновило его, что, вернувшись обратно, он решил построить в этих труднодоступных горах новый эфиопский Иерусалим. Лалибела полагал, что их эфиопский Иерусалим станет новым центром паломничества христиан. Дело в том, что после того как войска Саладина захватили город Иерусалим в 1187 году, путешествие в Святую землю для эфиопских христиан стало практически неосуществимым.

    Названия здешних улиц, храмов и даже местной реки было решено изменить на библейские. Так здесь появилась своя Голгофа и Скорбный Путь. А это - здешняя река Иордан. В сухой сезон, когда в горах Эфиопии с неба по нескольку месяцев не выпадает ни капли воды, она пересыхает. Зато в это время можно увидеть большой каменный крест на ее дне, после дождей обычно скрытый потоками воды. В борьбе за власть короля Лалибелу отравила его собственная сестра, но храмы, построенные этим царём-созидателем, прославили его самого и его город в веках. После смерти Лалибелы город Роха стали называть его именем. Высеченные из розового вулканического туфа храмы не видны до тех пор, пока не подойдешь к ним практически вплотную.

    Храмовый комплекс Лалибелы - это одиннадцать искусно вырубленных в скале церквей. Украшенная колоннами, самая большая из них - это Бете Медане Алем, или Храм Спасителя Мира. Бета Медане Алем - самый большой в мире храм, высеченный целиком из единого скального массива. И вся его наружная часть и все внутренние помещения, колонны, залы и потолки - это то, что осталось, когда от гигантской глыбы мастера отсекли всё лишнее. Исключение составляют несколько колонн, состоящие из отдельных блоков и делающие его похожим на классические греческие храмы.
    Работа эфиопских каменотёсов вызывает восхищение, особенно, если учитывать, что у них не было права на ошибку, ведь прикрепить обратно неправильно вырубленный кусок туфа было бы невозможно. К тому же им приходилось учитывать структуру камня, чтобы не дать конструкции пойти трещинами в самых неожиданных местах. Для этого был нужен точный расчет и чёткое видение каждым из многочисленных каменотёсов всего строения в целом, - еще до начала всех работ.

    Внутри храмов-монолитов царит таинственная полутьма. Колонны, потолок, алтарь - здесь все необычно, все завораживает взгляд. У каждого из элементов храмового декора есть своё символическое значение. Говорят, будто бы именно здесь, в тайнике, хранился легендарный большой золотой крест короля Лалибелы. В 2009 году ЮНЕСКО, чтобы сохранить уникальные фрески древних храмов, предложила защитить строения особыми сводами. Так удивительные храмы-монолиты будут еще менее заметны, зато они станут куда более защищенными от вредного воздействия природных факторов. Но можно быть уверенным - поток паломников и туристов из самых разных стран мира в Лалибелу никогда не иссякнет. Ведь ничего подобного нет ни в одном другом уголке нашей прекрасной планеты!

    Храм Бета Мариам - один из самых почитаемых в Лалибеле. Входить сюда, как и во все христианские храмы Эфиопии, следует босиком, оставив обувь у входа. Искусно украшенные арки, множество крестов на стенах, барельефы, иконы, стоящие по традиции прямо на полу, верующие в белых одеждах… Его богатое внутреннее убранство поражает воображение. В здешнем горном климате без всякой реставрации прекрасно сохранились уникальные настенные росписи.

    По узким тоннелям, прорубленным в породе, от одной церкви к другой можно перейти, не поднимаясь на поверхность. Весь комплекс «спрятавшихся»храмов-монолитов трудно заметить даже с малого расстояния. Достаточно было не подпускать чужаков слишком близко - и святыни не подвергались лишней угрозе. Храмы нередко становились надежным убежищем - система подземных ходов была очень разветвленной. Служители говорят, что сейчас многие из них замурованы или закрыты досками и коврами, а о некоторых не знают даже самые любознательные и сведущие смотрители.
    Свидетели множества событий, происшествий и тайн, храмы Лалибелы притягательны и неповторимы. Внутри на уровне человеческого роста их стены и колонны отполированы тысячами рук и губ верующих, постоянно прибывающих сюда, чтобы поклониться почитаемым святыням Лалибелы. В храм Святого Георгия, стоящий в глубоком каменном колодце, лучи света попадают лишь в полдень, когда солнце оказывается в зените. В остальное время на него падают густые тени окружающих стен, превращая его съёмку в непростую задачу.

    По легенде, когда король Лалибела уже заканчивал строительство скальных храмов, к нему явился неожиданный гость. Это был Святой покровитель Эфиопии Георгий Победоносец во всеоружии на белом коне. И тогда король решил посвятить ему самый красивый храм своего города. Бета Гиоргис часто по праву называют Восьмым чудом света. Чтобы спуститься к входу храма Святого Георгия, нужно пробраться по проделанному в скале узкому проходу, в котором иногда и двоим-то трудно бывает разойтись. Храм Святого Георгия уникален тем, что у него нет ни одной колонны. Все остальные храмы Лалибелы имеют внутренние или внешние колонны.

    Известные на весь мир храмы Лалибелы признаны чудом инженерного искусства. Задача нынешнего поколения - сохранить эти поразительныехрамы-монолиты. Ведь сегодня, как и сотни лет назад, они восхищают тысячи людей, которые приезжают в Эфиопию для того, чтобы поклониться святыням и своими глазами увидеть неподражаемое чудо света, вырубленное восемь столетий назад в городе с красивым именем Лалибела.

  2. Эфиопская иконопись

    Одно из прекраснейших явлений христианского искусства – это эфиопская православная икона. Эфиопская икона архаичная, чистая, наивная, детская.
    На протяжении веков мастера удивительным образом смогли сохранить искренность и непосредственность. Хотя история православия в Эфиопии не была такой уж простой.
    Расцвет эфиопской школы иконописи приходится на период зрелого и позднего средневековья.Сохранение и развитие традиций национального искусства продолжают современные художники.

  3. В Эфиопской Церкви, как указывалось выше существует несколько сословий. У каждого сословия есть свои обязанности,за исполнение которых оно отвечает. Священники в Эфиопской Церкви не только проводят в церквях службу и праздничные процессии,они за пределами церкви, будучи в дороге или дома благословляют людей, когда они у них этого просят.Для этого в Эфиопской Церкви есть не большие ручные кресты.У каждого священника обязательно он есть. В длину они могут быть от 10 и до 20 см,что бы его удобно было носить при себе,спрятав в складках одежды. Эфиопы воспринимают сам факт благословления как выражение Божественной любви-для них это очень важно. Благословление даёт им силы. Священник воспринимает благословление как возложенный на него Богом долг, который он обязан исполнять при любых обстоятельствах. Человек опускается перед священником на колени, тот касается крестом его лба и потом протягивает крест для поцелуя.
    Маленький ручной крест для благословления вне церкви эфиопского священника. Ориентировочно 17-18 век. Размер креста 18 см.
  4. Эфиопы смуглые,а не чёрные.А про славян как Вы написали мне понравилось.Дикарями мы считаем представителей других культур.Согласен с Вами-не просто их понять.

О положении Православной Церкви в Эфиопии, а также о традициях, обычаях и особенностях богослужения - профессор Алемнев Азене и священник Андрей Ухтомский (осуществивший перевод статьи проф. А.Азене «Renouveau dans l"Eglise Orthodoxe Tawâhedo d"Ethiopie»// «Irenikon» - 2012 г., №2-3).

От автора

В течение почти 40 лет Эфиопия пережила настоящий политический переворот - от империи, в которой Православная Церковь Tawâhedo была «государственной Церковью», перешла к «нейтральному» режиму, придерживающемуся принципа религиозного нейтралитета. С 1974 г. по 1991 г. коммунистическое правительство Эфиопии, следуя советской модели и стремясь контролировать Церковь, конфисковало большую часть ее владений. Симптоматично, что именно тогда запрещалось любое официальное присутствие вблизи или вдали от любого «культа». Кроме того, под натиском современного Запада через СМИ, в результате культурной революции и развития туризма, происходит столкновение молодых эфиопов с теми проблемами, которых не знали их родители. Было бы интересно узнать у эфиопского православного священника, профессора Алемнева Азене о настоящем положении Церкви, о том, что он видит сегодня.

Следует отметить, что протестанты - многочисленные и весьма активные в Эфиопии - в значительной степени помогали православным общинам, используя много средств, находясь, однако в оппозиции к последним. Первые протестантские миссионеры в Эфиопии поставили себе цель «разбудить» Эфиопское христианство, которое, в их глазах, до сих пор живет в Средневековье. Это им, конечно, удалось, однако они не рады видеть соперничество, которое существует сегодня между протестантами и православными.

Большинство православных неотличимо среди протестантов и подвержено влиянию евангельских пятидесятников или им подобных, несмотря на то, что одна из основных групп «протестантов» (таковым является новый глава государства) не принимают Троицу, но только Иисуса. Это можно понять, посмотрев на цифры: перепись 2007 года показала, что Православную Церковь представляют 43,5 % жителей страны, ислам 33,9 %, протестантизм (без различия толков) 18,6 %, традиционные религии 2,6 % и католицизм (латинского обряда или обряда «геэз») 0,7 %. Однако перепись населения 1994 года, сделанная тем же правительством, засвидетельствовала 54% православных и 10,2% протестантов. Из этого не трудно сделать вывод о том, что большинство протестантов образуются из Православной Церкви! Между православными последователями «харизматического движения» и протестантскими «пятидесятниками» происходит стабильный обмен, и люди обманываются настолько, что многие члены Православной Церкви становятся харизматиками вопреки своему желанию.

Эти принципы также помогают понять, как в результате появляется «экуменизм» или просто «миротворчество». Он вставлен в эфиопский контекст, где ислам имеет в настоящее время успех, а поддерживают его - материально-технически и финансово - Саудовская Аравия и Судан, и где актуальность христианского взгляда не должна исполнять должность «церкви для других», а скорее - быть церковью для тех, кто не имел еще опыта личной встречи со Христом, чтобы встретить Его в Истине. Но, конечно, люди имеют свои границы: всегда есть зазор между тем, что должно быть, и тем, что есть, и не должно быть сомнений в проялвении терпимости по отношению друг к другу, и в том, что Бог есть с каждым из нас.

В условиях меняющегося мира Эфиопская Православная Церковь Tawâhedo прилагает большие усилия для защиты верующих, особенно молодежи, поскольку недавние события особенно подрывают веру и удаляют от Бога. Церковь заботится о сохранении своего литургического, духовного и канонического наследия, с тем, чтобы помочь поддерживать и развивать подлинно религиозный дух, который позволит истинным христианам занять в полной мере свое место в эфиопском обществе. Вот краткий обзор, показывающий некоторые аспекты ее обновления.

Религиозное пение

Традиционно Литургия Эфиопской Православной Церкви Tawâhedo не ограничивается пением, но сопровождается также литургическим танцем. Литургический танец и пение исполняют только священники или диаконы в Qenê mâhelêt (западная часть церкви, внешний проход - прим. переводчика). Текст песнопения должен браться исключительно из богослужебных книг, где мы находим гимны, приписываемые святому Яреду (Yârêd). Эти гимны, исполняющиеся, к слову, антифонно, находятся в Deggwâ (основная гимнографическая книга для богослужений всего годичного круга), Soma Deggwâ (используется во время поста), Zemmârê (Mes’hafe Zemmârê содержит антифонные гимны, исполняемые после Причастия), Mawâse’et (книга, содержащая ответы канонарху) и Me"erâf (содержит неизменяемые места богослужения). Но все эти книги написаны на классическом языке геэз, на котором не говорят вот уже несколько веков. Поэтому священнослужители проходят подготовку, уже на протяжении 20 лет (!). Из мирян только образованные могут помогать исполнять литургические песнопения, остальные верующие не принимают никакого другого возможного участия, кроме как радостно восклицают «ю-ю» (eleltâ, клич радости на геэз).

В настоящее время в молодежных движениях поются гимны Яреда, которые являются выдающимся богатством национального наследия. Также - песни, танцы с использованием инструментов, которые не употребляются духовенством. Да и все верующие теперь могут принимать непосредственное участие в пении. Мы часто во время служб здесь видим девочек, играющих на барабанах или держащих ручку на систре (литургические палки для выполнения танцев на праздниках) - но они делают это на передней части церкви, а не внутри нее.

Что касается языка церковных песнопений, то языком геэз уже не ограничиваются. Теперь поют на амхарском, оромо и других языках, так что люди, понимают песнопения так же, как и проповедь, которая обычно произносится на местном языке. Таким образом, в церковь вернулось множество людей.

Адаптирован и ряд песнопений, но традиционные также сохранены. Некоторые из них были заменены новыми текстами, гимнами, которые выражают радость христиан, призванных Богом через веру и крещение. Они учат тому, что сейчас -время приносить плоды, а не предаваться иллюзиям мира. В этих песнопениях звучит призыв о следовании за Христом и просьбы о заступничестве Девы Марии. Также поются гимны эфиопских святых, которые в своей православной вере достигли высокого духовного уровня. Гимны освящают или литургические праздники (Пасху, Рождество, Преображение, середину Великого поста, Новый год и т.д.), или различные обстоятельства жизни, в том числе христианский брак, крещение младенца и т.д.

Кроме того, молодежь частным образом или в группах стала записывать в больших количествах CD и DVD-диски с избранным песнопением. Но часто с искажениями и не лучшими последствиями. Поэтому было решено: все желающие могут обращаться за разрешением к liqâwent gubâ"ê или «Совету священнослужителей», чтобы записать песнопение. Такие исполнители, как диакон Тезета Сэмюэль (Tézeta Samuel), Земарит Мертенеш Телахун (Zemarit Mertenesh Telahun), Зерфе Кебеде (Zerfé Kebede) и другие, ранее не были известны, однако сейчас они вытеснили популярные в то время протестантские гимны, и теперь мы можем их услышать во всех такси и магазинах. Для верующих иных конфессий стало обыденным - вначале спросить диски Зерфе Кебеде или Рохама (Rohama), а затем вернуться к православной вере.

Благовестие

Когда голос Церкви в Эфиопии оскудевал, вера в семье передавалась из поколения к поколению. В православной семье мальчика крестили на 40-й день после рождения, девочку - на 80-й день, таким образом делая их преданными Церкви. Однако без просвещения и проповеди веры, эти дети становились, так сказать, просто членами Церкви. Религиозное образование было уделом духовенства. Но сейчас, в этот “золотой век” евангелизации, молодежь больше не удовлетворяется семейным наследием веры, зачастую они хотят знать содержание веры, соблюдать ее заповеди и усилить свое влияние. Именно поэтому во время праздников в каждом приходе - а иногда и в группе приходов - собирается много людей, чтобы послушать евангельскую проповедь. Есть и учителя, преподающие вероучение. Это - новое в истории Эфиопской Церкви.

С другой стороны, проповедь в настоящее время проводится на современном языке, не представляет собой реферированные источники на языке геэз, литургическом языке, который мало кто понимает. Проповедники - это, в основном, священники, но также молодые люди, выпускники богословской школы Свято-Троицкого колледжа и св. Павла. А вот в Аддис-Абебе отказались от традиционной системы схолий и комментариев, так называемых «экзегетических цепей» (эта практика в Эфиопии однако продолжает развиваться!), проповедуя наиболее приемлемым сегодня способом.

Энтузиазм молодежи проявляется в организованных ею собраниях (проводимых с разрешения руководства прихода). За свой счет они печатают избранные библейские тексты, наносят такие изображения на футболки, размещают рекламу на общественном транспорте, готовят встречи с использованием мультимедиа, наконец, привлекают огромные толпы людей, так что двор церкви, порой, еле всех вмещает. Да что говорить? Не только о христианском учении, но и обо всем, что заинтересовало участников таких встреч, можно свободно общаться. Также нынче приятно видеть женщин, покрытых по обыкновению шалью (шемма) и участвующих в жизни прихода наравне с мужчинами. В конце такой встречи все вместе с зажженными свечами поют: «Мы свет миру, мы дети апостолов. Мы отделили тьму мира и ходим во свете, мы дети света».

Этот записанный на кассеты и CD “накопленный опыт” широко распространен. Кроме того, в журналах и светских газетах зачастую есть религиозные страницы, на которых лучшие проповедники отвечают на вопросы читателей. Недавнее развитие апостольской деятельности в Православной Церкви стало такой новостью, что протестантская газета Mâtétès за 17 хедара 2003 (ноябрь 2010) описала “прогресс, достаточно быстро достигнутый православными”, и заявила, что они, протестанты, так же намерены наладить контакт со своими верующими. Очевидно, пишется новая страница в истории Церкви Эфиопии.

Паломничество

Хорошо известно, что эфиопы всегда стремились совершать паломничество в Святую землю, чтобы поклониться тем местам, где Господь наш Иисус Христос родился, вырос, был распят и погребен, и где Он воскрес; чтобы получить благословение от этих мест, вобравших столько печали и горя.

Некоторые эфиопы советуют совершать духовное путешествие на протяжении месяца или дважды в год. Это духовная традиция, унаследованная от предков, является неотъемлемой частью их веры. В настоящее время мы часто видим молодых эфиопов, отправляющихся в паломничество. При посещении монастыря монахи омывают ноги паломникам, в то время как монахини омывают ноги паломницам. В каждой церкви есть паломнический отдел.

Самые популярные паломничества - это церковь Девы Марии Сиона в Аксуме (где, согласно преданию, находится Ковчег Завета, который является основой эфиопского христианства), Лалибела - город, который назван в честь знаменитого монарха, известного вырубленными в скале церквями, гора Карбе (что означает «мирра») из Амба Гешен - знаменитая своим фигурным поперечником гора, где король Зара Якоб (Zar"a Yâ"qob) (1434–1468) положил реликвию Истинный Крест и другие святыни, полученные от отца Давита (Dâwit) (1382–1411). Также известны у паломников вершины вулкана Зуккала (Zeqwâlâ), где жил, молился и умер святой Гэбрэ Менфес Кеддус (Guebré Menfes Qeddous); монастырь Дебре-Либанос, расположенный на впечатляющем откосе в ста километрах от Аддис-Абебы, где святой Текле Хайманот создал сеть миссионерских обителей; монастыри на островах озера Тана, усыпальницы святых королей, чьи церкви хранят старинные рукописи, и т. д.

Проповедники и певцы (не церковный хор!) оживляют поездку в святое место, на каждой остановке звучит проповедь, поучение и пение. Воспевают добродетельную монашескую жизнь, стремление к Богу, который спасает подвижников, оставивших отца и мать, и славу мира. Если наступает ночь, паломники не идут в гостиницу - а в церковь, где молятся на богослужении часов или на молитве Завета (Kidân), представляя, что человек создан был для того, чтобы подобно ангелам благодарить Бога.

Шествие с tâbot (алтарная плита)

Эфиопский храм имеет обычно «носимый жертвенник» (tâbot), церковный престол, установленный стационарно или с возможностью переноса. Тâbot соответствует «Ковчегу Завета», он и является алтарем. Тâbot состоит из деревянной доски (иногда камня), украшенной резьбой с надписью имени Бога (например Medhâné "Alem, что значит «Искупитель», или Sellâsié - «Троица») или святого, в честь которого храм освящен.

Исторически tâbot берет свое начало от коптских переносных алтарей и, подобно им, является каменным алтарем с реликвиями, которые вкладывают священнослужители латинского обряда в свои престолы при освящении. Tâbot не может быть освящен никем, кроме епископа, к нему никто не может прикоснуться, кроме епископа или священника, и его не могут увидеть миряне (если миряне увидят его, он сразу переосвящается). Именно на нем и совершается богослужение. Каждая церковь обычно имеет несколько tâbot’ов, и главный из них называется в честь события или святого, во имя которого освящена церковь. Ситуация очень сходна с традициями церквей на Западе.

Уважительной является та преданность, с которой эфиопы носят tâbot, и поскольку его сравнительно легко носить, то он используется в процессиях по случаю великих праздников. В частности в момент negs (букв. «интронизация»), которое бывает в день праздника Господня, Девы Марии, мученика, апостола или другого святого (святой). Тогда священники обносят (покрытый завесой, чтобы его не видели миряне) tâbot во время крестного хода вокруг храма, среди людей, которые славят Бога через ходатайство святых. Это - демонстрация исключительного благочестия в Эфиопии.

Продолжение следует.

1. С протестантской точки зрения очень интересно ситуация представлена специалистом по эфиопским пятидесятническим движениям, в Haustein J., Die pfingstlich/charismatischen Bewegungen als aktuelle Herausforderung für die Äthiopisch-Orthodoxe Kirche, в Karl Pingéra (ed.), Tradition und Wandel im Land der Köningin von Saba. Взгляд из Эфиопии (Евангелическая Академия Хофгайсмара), 2011, сс. 73–92 (ISBN 978 3 89281 265 4). Другие статьи этого сборника лекций также одинаково полезны, чтобы оценить местную ситуацию.

2. Мы вряд ли знаем, состоят ли все мусульмане суды Эфиопии в административном ведении Министерства юстиции и финансируются ли государством, является ли заместитель премьер-министра мусульманином, который мало что видит из Амхары, области представленной в большинстве своем православными. Кроме того, гонка за видимостью создания больших мечетей серьезно изменяет ландшафт.

3. Православная Церковь Эфиопии («миафизитская») именует себя Tawâhedo (слово, означающее «объединение» и относится к описанию нерушимого союза двух природ: Божественной и человеческой в личности Христа). Более точные данные об Эфиопии и в частности о христианстве этой страны можно узнать из 4-томной (готовится к изданию 5 том - прим. пер.) Эфиопской энциклопедии (Encyclopaedia Aethiopica (EAE)); последний том в процессе подготовки. Энциклопедия издается на английском языке в университете Гамбурга. Она даст больше, чем одна ссылка.

Одна из древнейших христианских церквей в мире. Придерживается до сих пор монофизитского вероисповедания, так же как Коптская , Армянская, Сирийская и Малабарская церкви . После обретения (1993 г.) Эритреей независимости из Эфиопской церкви выделилась автокефальная Эритрейская православная церковь, сохраняющая, как и родственные ей церкви, верность монофизитской доктрине. Хотя, формулировки немного сгладились со времени Халкидонского собора и церкви называются православными, доктринально монофизитские церкви придерживаются тезиса о неразделимости природы Христа на человеческую и божественную – она едина. Отсюда и название официального вероисповедания в Эфиопии – теуахдо (единобожие). До 20 столетия существовали и более радикальные монашеские ордена (кыбат, евстафиане и др.), считавшие, что Христу присуща только одна – божественная природа, или, что его природа отлична, как от божественной, так и от человеческой.

Организационно эфиопская церковь оформилась в Аксуме в 4 в, когда был рукоположен первый епископ – Фрументий, сириец по происхождению. Христианство распространялось в основном мирными методами в течение длительного времени (4 – 6 вв.). Возможно, поэтому оно приняло глубоко своеобразные синкретические формы.

В послеаксумский период в течение нескольких веков эфиопская церковь скорее всего находилась под впечатлением древнего библейского запрета на "запечатление" образов: древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур. А всемирно известные фрески храма Св. Марии в Лалибеле были созданы значительно позже - при императоре Зара-Якобе в 15 столетии.

Есть множество отличий религиозной жизни эфиопов от других христиан: это обрезание и не употребление свинины, использование древнеегипетского систра в церковной музыке, религиозно-философская поэзия – кыне и экстатический литургический танец дэбтеров.

Сама структура эфиопской церкви двояка: есть священники и есть особая каста низшего духовенства – дэбтеры, выступающая в роли связующего звена между духовенством и мирянами. Это очень образованные люди (обязаны знать древние языки - в отличие от священников), которые, как бы, одной ногой в церкви, а другой «в миру»: живут жизнью народа и иногда выступают в роли лекарей и деревенских колдунов. Ведь по традиционным эфиопским представлениям весь окружающий нас мир населён духами: злыми или добрыми. И задача дэбтера - охранять, задабривать или бороться с ними. Мир духов Эфиопии тесно связан с миром природы: имеются целые урочища, где «проживает» тот или иной дух и оно считается неприкосновенным. Территории вокруг храмов и монастырей также считаются священными, где нельзя убивать даже хищных животных. Кроме заповедников, эти территории в наибольшей степени сохранили первоначальный свой облик.

Эфиопская православная церковь играла важную роль в политической жизни страны, уступая в былые времена по значимости лишь власти императора и армии. В отдельные исторические периоды даже эфиопские цари были ставленниками церкви.

Длительное время (со времени основания) Эфиопская православная церковь была подчинена Коптской церкви: митрополит - абуна назначался из Александрии и был египтянином. Поскольку абуна всегда назначался из египтян и не был посвящен в тонкости политической жизни Эфиопии, он мог держаться в стороне от мирских проблем, заботясь о поддержании своего духовного авторитета. Фактически управлял церковью эфиоп, ее административный глава, ычэге, однако правом посвящения в церковный сан и помазания на императорский трон обладал только абуна.

В 1948 император отказался принять нового абуну, назначенного в Александрии, и выдвинул ряд требований к александрийскому патриарху. По мнению Хайле Селассие, представители Эфиопской церкви должны были участвовать в выборе патриарха и заседаниях синода Коптской церкви, абуна должен назначаться из числа эфиопских священнослужителей, а синод Эфиопской церкви должен сам определять священнослужителей, которые будут посвящены абуной в сан епископа.

В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна - эфиоп, который в 1959 был возведен в сан патриарха. С 1959 Эфиопская православная церковь стала полностью независимой от Коптской.

Эфиопская церковь пользуется древнеегипетским календарем, в котором 13 месяцев в году. Эта система летоисчисления отличается от европейского на 7 лет.

В канон эфиопской Библии включены многие апокрифические книги, не известные на западе: Книга Еноха, Книга Юбилеев и др.

Также как и в коптской церкви большим почитание пользуется Богородица, в честь которой отмечается 33 праздника в году.

Большое место занимает крестовая символика. Женщины некоторых народов (тиграи) даже сейчас наносят себе на лоб татуировки в виде креста. А для женщин амхара характерна змеевидная татуировка на шее.

Большой популярностью в народе пользуется недельный праздник весны - Мескель ("Крест"), во время которого разжикают огромный костёр, люди танцуют и делают омовение в водоёмах.

До сих пор сохраняются своеобразные религиозные духовные братства – махаббары.

С приходом в 1974 к власти военного руководства христианство утратило привилегию быть единственной в стране государственной религией. По решению властей ислам и другие религии были уравнены в правах с христианством.

В церковно-администратвном отношении эфиопская церковь делится на 14 епархий, 13 из них находятся на территории страны. Наибольшее количество приверженцев эфиопской православной церкви проживает на севере и в центре страны, наименьшее – на востоке и юго-востоке. В основном - это амхара, тиграи и отчасти оромо.

Кроме того, эфиопская церковь имеет общины верующих в ряде стран мира – США, Судане, Джибути, Сомали, Индии и др.

Вторую по численности населения монофизитскую общину составляют сторонники армянской апостольской церкви. Это этнические армяне, проживающие в Эфиопии (около 2 тыс. чел.), но подчиняющиеся каталикосу в Эчмиадзине.

የኢትዮጵያ ኦርቶዶክስ ተዋሕዶ ቤተ ክርስቲያን Yäityop’ya ortodoks täwahedo bétäkrestyan) - одна из Древневосточных (дохалкидонских) православных церквей . До 1959 года была автономной церковью , в канонической зависимости от Коптской церкви , после чего получила автокефалию . Как и другие Древневосточные православные церкви признаёт три Вселенских собора и исповедует миафизитскую христологию . Имеет свой эфиопский обряд, а также особую, не имеющую аналогов в других церковных традициях иерархическую структуру духовенства.

История

Согласно преданию, первым христианским просветителем эфиопов был Фрументий , римский гражданин из Тира , который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря . Он приобрёл доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Эзану, который в и объявил христианство государственной религией. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы Афанасием Александрийским и вернулся в Эфиопию и став первым епископом Аксума , продолжил евангелизацию страны.

В административном отношении Эфиопская Церковь с самого своего зарождения являлась одной из епархий Александрийского Коптского Патриарха, который поставлял египетского епископа в абуны . Абуна был единственным епископом Эфиопии. Уже в XII веке Негус Синуда пытался получить для Эфиопии нескольких епископов, что позволило бы создание Синода, который мог бы избирать Абуну. Но Александрийский Патриарх не согласился на предоставление Эфиопской церкви автономии .

Древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур. А всемирно известные фрески храма Св. Марии в Лалибеле были созданы значительно позже - при императоре Зара-Якобе в 15 столетии.

Лишь в конце XIX-го века Негус Иоанн (1872-1889) добился от коптского Патриарха Кирилла V хиротонии 3-х архиереев для Эфиопии. В 1929 году Патриархия согласилась на хиротонию пяти эфиопских архиереев, причём согласно акту от 31 мая 1929 года Собор эфиопских епископов не имеет права избирать и хиротонисать других епископов. Права эти сохранялись за Коптской Патриархией .

В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна - эфиоп. В 1959 году Эфиопская ортодоксальная церковь стала полностью независимой от Коптской, а её предстоятель был возведён в сан Патриарха.

B июле 2007 года в Каире Коптская и Эфиопская православные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество, тем не менее, Коптская церковь поддержала полное отделение Эритрейской церкви и раскол Эфиопской церкви.

Предстоятели Эфиопской церкви

Епископы Аксумские Александрийской православной церкви

  • Абба Салама I Касате-Берхан Фрументий (333 - середина IV века)
  • Авраам (конец IV - начало V веков)
  • Пётр, возможно тождественен Аврааму
  • Абба Афсе (конец V - начало VI веков)
  • Косма (начало VI века)
  • Евпрепий (начало VI века)
  • вдовство епископского престола (вакансия)

Митрополиты Архиепископы Аксумские и всей Эфиопии Коптской православной церкви

  • Кирилл I (ок. 620-650)
  • недостаточно данных
  • Йоханнис (ок. 820-840)
  • Якоб I (середина IX века)
  • Салама За-Азеб (IX век)
  • Варфоломей (ок. 900)
  • (ок. 940-970)
  • Даниил (конец X века)
  • Фиктор (XI век)
  • Абдун , избран
  • Савирос (1077-1092)
  • Михаил I (середина XII века)
  • Атнатевос (конец XII века)
  • недостаточно данных
  • Абуна Гиоргис II (упоминание 1225)
  • Такла Хайманот (XIII век), согласно традиции
  • недостаточно данных
  • Йоханнис (XIII?) (ок. 1300)
  • Якоб (III?) (ок. 1337-1344)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия)
  • Абуна Салама II (1348-1388)
  • Варфоломей (?) (1398/9-1436)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия) (1458-1481)
  • Абуна Исхак (1481-ок. 1520)
  • Марк (VI?) (1481-ок. 1530)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия) (ок. 1530-1481)
  • Абуна Эндирас (ок. 1545-?)
  • Жоао Нуниш Баррето (1554-1557), псевдопатриарх; католический Патриарх Абиссинский, назначенный Юлием III , Папой Римским
  • Андре де Овьедо (1554-1577), католический епископ in partibus, назначенный Юлием III , Папой Римским
  • Марк (VII?) (ок. 1565)
  • Абуна Христодул I (ок. 1590)
  • Пётр (VI?) (1599?-1606), погиб в бою
  • Абуна Симон (1607-1622), умер в 1624 году
  • Альфонсо Мендес (1622-1632), португалец, насильно поставленный митрополитом, который на короткое время «присоединил» Эфиопскую церковь к Риму. Низвергнут Фасиледэсом .
  • вдовство архиепископского престола (вакансия) (1632-1633)
  • Абуна Резек (ок. 1634-?)
  • Абуна Шенуда (1672-1687)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия) (1687-1689/1692)
  • Марк (IX?) (1689/1692-конец XVII века)
  • Абба Михаил (1640-1699)
  • Абуна Марк X (1694-1716)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия) (1716-ок. 1718)
  • Абуна Христодул III (ок. 1718-1745)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия) (1745-ок. 1747)
  • Абуна Иоанн XIV (ок. 1747-1770)
  • Абуна Иосаб III (1770-1803)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия) (1803-ок. 1808)
  • Абуна Макарий (ок. 1808)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия) (ок. 1808-1816)
  • Абуна Кирилл III (1816-1829)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия) (1829-1841)
  • Абуна Салама II (1841-1866)
  • вдовство архиепископского престола (вакансия) (1866-1868)
  • Абуна Афанасий II (1868-1876)
  • Абуна Пётр VII (1876-1889)
  • Абуна Матфей X (1889-1923)
  • Абуна Кирилл IV (2 июня 1927-1936), низвергнут
  • Абуна Абрахам (1937-1939) (ставленник итальянцев)
  • Абуна Йоханнис (1939-1945) (ставленник итальянцев)
  • Абуна Кирилл IV (1945 - 10 октября 1950), повторно
  • Абуна Василий (англ.) русск. (14 января 1951-28 июня 1959)

Патриархи Абиссинские и Католикосы всей Эфиопии

  • Абуна Василий (англ.) русск. (28 июня 1959-12 октября 1970)
  • Абуна Феофил (англ.) русск. (9 мая 1971-18 февраля 1976)
  • Абуна Текла Хайманот (англ.) русск. (7 июля 1976-1988)
  • Абуна Меркурий (29 августа 1988-сентябрь 1991)
  • Абуна Павел (5 июля 1992-16 августа 2012)
  • Абуна Матиас (с 28 февраля 2013)

Святые

Другие религиозные деятели

  • Абагаз , XVIII в., историк

См. также

Напишите отзыв о статье "Эфиопская православная церковь"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Эфиопская православная церковь

Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.

Получив от Николая известие о том, что брат ее находится с Ростовыми, в Ярославле, княжна Марья, несмотря на отговариванья тетки, тотчас же собралась ехать, и не только одна, но с племянником. Трудно ли, нетрудно, возможно или невозможно это было, она не спрашивала и не хотела знать: ее обязанность была не только самой быть подле, может быть, умирающего брата, но и сделать все возможное для того, чтобы привезти ему сына, и она поднялась ехать. Если князь Андрей сам не уведомлял ее, то княжна Марья объясняла ото или тем, что он был слишком слаб, чтобы писать, или тем, что он считал для нее и для своего сына этот длинный переезд слишком трудным и опасным.
В несколько дней княжна Марья собралась в дорогу. Экипажи ее состояли из огромной княжеской кареты, в которой она приехала в Воронеж, брички и повозки. С ней ехали m lle Bourienne, Николушка с гувернером, старая няня, три девушки, Тихон, молодой лакей и гайдук, которого тетка отпустила с нею.
Ехать обыкновенным путем на Москву нельзя было и думать, и потому окольный путь, который должна была сделать княжна Марья: на Липецк, Рязань, Владимир, Шую, был очень длинен, по неимению везде почтовых лошадей, очень труден и около Рязани, где, как говорили, показывались французы, даже опасен.
Во время этого трудного путешествия m lle Bourienne, Десаль и прислуга княжны Марьи были удивлены ее твердостью духа и деятельностью. Она позже всех ложилась, раньше всех вставала, и никакие затруднения не могли остановить ее. Благодаря ее деятельности и энергии, возбуждавшим ее спутников, к концу второй недели они подъезжали к Ярославлю.
В последнее время своего пребывания в Воронеже княжна Марья испытала лучшее счастье в своей жизни. Любовь ее к Ростову уже не мучила, не волновала ее. Любовь эта наполняла всю ее душу, сделалась нераздельною частью ее самой, и она не боролась более против нее. В последнее время княжна Марья убедилась, – хотя она никогда ясно словами определенно не говорила себе этого, – убедилась, что она была любима и любила. В этом она убедилась в последнее свое свидание с Николаем, когда он приехал ей объявить о том, что ее брат был с Ростовыми. Николай ни одним словом не намекнул на то, что теперь (в случае выздоровления князя Андрея) прежние отношения между ним и Наташей могли возобновиться, но княжна Марья видела по его лицу, что он знал и думал это. И, несмотря на то, его отношения к ней – осторожные, нежные и любовные – не только не изменились, но он, казалось, радовался тому, что теперь родство между ним и княжной Марьей позволяло ему свободнее выражать ей свою дружбу любовь, как иногда думала княжна Марья. Княжна Марья знала, что она любила в первый и последний раз в жизни, и чувствовала, что она любима, и была счастлива, спокойна в этом отношении.
Но это счастье одной стороны душевной не только не мешало ей во всей силе чувствовать горе о брате, но, напротив, это душевное спокойствие в одном отношении давало ей большую возможность отдаваться вполне своему чувству к брату. Чувство это было так сильно в первую минуту выезда из Воронежа, что провожавшие ее были уверены, глядя на ее измученное, отчаянное лицо, что она непременно заболеет дорогой; но именно трудности и заботы путешествия, за которые с такою деятельностью взялась княжна Марья, спасли ее на время от ее горя и придали ей силы.
Как и всегда это бывает во время путешествия, княжна Марья думала только об одном путешествии, забывая о том, что было его целью. Но, подъезжая к Ярославлю, когда открылось опять то, что могло предстоять ей, и уже не через много дней, а нынче вечером, волнение княжны Марьи дошло до крайних пределов.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх