Федеральные фонды регионального развития в чьем ведении. Бюджетные фонды. Условия проведения конкурса проектов

В настоящее время финансовая помощь регионам из федерального бюджета предоставляется из следующих фондов:

· Фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

· Фонда компенсаций;

· Фонда софинансирования социальных расходов;

· Фонда регионального развития;

Фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР) создается и распределяется с целью выравнивания возможностей консолидированных бюджетов регионов финансировать закрепленные за ними социально значимые расходы, а также создания стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов на региональном и местном уровнях.

Средства фонда (трансферты) распределяются на основе сопоставления бюджетной обеспеченности субъектов РФ, измеренной величиной приведенных к сопоставимым условиям удельных (в расчете на душу населения) валовых налоговых ресурсов.

Распределение трансфертов проводится в два этапа, исходя из необходимости создания стимулов для развития собственной налоговой базы региона (первый этап) и поддержания минимального гарантированного уровня бюджетной обеспеченности (второй этап).

Фонд компенсаций , созданный в 2001 году, формируется и распределяется с целью обеспечения равных возможностей финансирования из консолидированных бюджетов регионов расходов на реализацию социальных федеральных законов «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Формирование в составе федерального бюджета Фонда компенсаций означает использование новой схемы целевого финансирования этих законов. Распределение субвенций фонда между всеми без исключения регионами, вне зависимости от уровня их бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения.

Фонд софинансирования социальных расходов (ФССР) создан в 2002 г. для стимулирования субъектов федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг.

Средства (субсидии) Фонда должны распределяться между всеми без исключения регионами для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально-значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению) при соблюдении определенных условий.

Финансовая помощь регионам на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру сосредоточена в рамках Фонда регионального развития (ФРР) . Сущность Фонда – объединить средства распыленные по многочисленным федеральным и региональным инвестиционным программам и предназначенные для финансирования социальной инфраструктуры, а также объектов производственной инфраструктуры, необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством РФ. Его цель – предоставление (на конкурсной основе) инвестиционных субсидий на развитие региональной производственной и социальной инфраструктуры.


Общими принципами распределения субсидий Фонда являются:

· целевая поддержка капитальных вложений в общественную инфраструктуру;

· софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов РФ (обратно пропорционально уровню бюджетной обеспеченности);

· определение долгосрочных квот субъектов федерации на основе формализованной методики и объективных критериев;

· соблюдение регионами федеральных стандартов инвестиционного процесса.

Обязательным условием для получения финансовых средств ФРР является разработка органами власти регионов плана инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъекта РФ.

Выделение средств из федерального бюджета осуществляется пропорционально расходам на реализацию проекта (программы) из бюджетов регионов и других источников финансирования. В противном случае выделение средств из федерального бюджета запрещено.

Один из наиболее сложных моментов региональных финансов – выделение инвестиций в региональную инфраструктуру. Этому должны способствовать средства Фонда регионального развития. Он действует с 2000 г., но в 2002 – 2003 гг. был создан новый механизм. Общими принципами распределения субсидий (как правило, долевых) из Фонда регионального развития стали:

· целевая поддержка капитальных вложений в общую инфраструктуру;

· софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов Российской Федерации;

· соблюдение субъектами Федерации требований федерального законодательства к организации инвестиционного процесса.

В 2007 г. в составе федерального бюджета был сформирован Федеральный фонд регионального развития в сумме 4240,0 млн. рублей, что выше уровня 2006 г. на 58,3 % (рис. 5.7). Средства Федерального фонда регионального развития направляются на выравнивание обеспеченности регионов инженерной и социальной инфраструктурой регионального и муниципального значения.

Средства Фонда предоставляются на основании формализованных принципов с учетом уровня софинансирования расходов, определенного исходя из бюджетной обеспеченности регионов с правом субъектов Российской Федерации самостоятельно определять конкретные направления использования средств. Средства Фонда предоставляются регионам, соблюдающим требования Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В 2007 году увеличилось с 55 до 69 число субъектов российской федерации, получающих средства фонда, были внесены изменения в порядок предоставления средств, учитывающие повышение эффективности выравнивания обеспеченности объ

ектами социальной и инженерной инфраструктуры и соблюдение установленных сроков строительства объектов.

Субсидии из Фонда в 2007 году предоставлялись субъектам Российской Федерации, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского уровня. Было предусмотрено осуществлять сокращение доли софинансирования из федерального бюджета на 10 процентных пунктов субъектам Российской Федерации, направляющим средства Фонда на мероприятия, не имеющие максимального отклонения в обеспеченности инфраструктурой, сокращать на 50 % предоставление субсидий регионам, реализующим мероприятия свыше трех лет.

В рамках Фонда также осуществляется финансирование части мероприятий, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных до 2007 года в состав внепрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы. Объем средств для реализации указанных мероприятий будет определен ко второму чтению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предусмотрены в составе расходов федерального бюджета с целью оказания дополнительной финансовой поддержки регионам, имеющим отклонения фактической бюджетной обеспеченности от расчетной, а также для реализации субъектами Российской Федерации в полном объеме расходных обязательств.

В 2007 году объем предусмотренных дотаций бюджетам субъектов российской федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов был определен в сумме 34 637,3 млн. рублей, что на 38,8 % выше уровня 2006 года (рис. 4.8).


Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 29 637,3 млн. рублей было произведено при рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в третьем чтении.

Распределение дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов российской федерации в сумме 5 000,0 млн. рублей осуществля

лось с учетом результатов исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации в 2007 году.

Финансовая поддержка бюджетов закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 года № 232. Данным постановлением утверждены методики определения размера дотаций и субвенций бюджетам ЗАТО из федерального бюджета на компенсацию дополнительных расходов этих муниципальных образований.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам ЗАТО на 2007 год были предусмотрены в сумме 16 787,3 млн. рублей в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций бюджетам ЗАТО, субвенций на развитие социальной и инженерной инфраструктуры и субвенций на переселение граждан.

Объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления дотаций бюджетам ЗАТО на 2007 год предусматривался в сумме 9 137,9 млн. рублей или с ростом по сравнению с 2006 годом на 6 % (рис. 4.9).

В составе межбюджетных трансфертов предусматривались субвенции для предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов ЗАТО в сумме 1 060,0 млн. рублей, распределение которых было осуществлено в ходе исполнения в 2007 году бюджетов ЗАТО.

В 2007 году предусматривалось оказание финансовой помощи ЗАТО из федерального бюджета в виде субвенций на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сумме 5 436,0 млн.


рублей или с ростом по сравнению с 2006 годом на 6 %. Субвенции на указанные цели распределялись с учетом обеспеченности ЗАТО объектами социальной и инженерной инфраструктуры, технического состояния (изношенности) действующих объектов и направляются ЗАТО на проведение проектно-изыскательских работ, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной и инженерной инфраструктуры, а также на приобретение оборудования.

Объем субвенций на переселение граждан ЗАТО в 2007 году был определен в сумме 1 153,4 млн. рублей или с ростом на 6 % по сравнению с уровнем 2006 года. Указанные субвенции распределялись исходя из количества граждан ЗАТО, имеющих право на переселение на новое место жительства, средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья в Российской Федерации и установленных жилищным законодательством социальных норм жилья.

В соответствии со статьей 15 федерального конституционного закона от 14 октября 2005 года № 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» предусматривается сохранение до 2008 года включительно объема средств, предоставляемых из федерального бюджета в качестве дотаций на оказание финансовой помощи бюджету Красноярского края в размере не ниже уровня, сложившегося в 2005 году по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) автономному округу и Эвенкийскому автономному округу.

Поскольку в 2005 и 2006 годах Красноярскому краю оказывалась дополнительная финансовая помощь в сумме 2 000,0 млн. рублей ежегодно, в 2007 году было предусмотрено предоставление дотаций из федерального бюджета в прежнем объеме.

В 2007 году былопредусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для граждан отдельных категорий, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации. Объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на эти цели был определен в сумме 4 250,7 млн. рублей, исходя из уровня расходов, сложившегося в 2006 году, увеличенного на 6 %.

Распределение средств федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта было произведено к третьему чтению проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 год» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, исходя из численности граждан, меры социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации, а также наличия в субъектах Российской Федерации систем учета количества поездок указанных граждан в общественном транспорте.

В составе межбюджетных трансфертов на 2007 год из федерального бюджета были предусмотрены средства, предоставляемые субъектам Российской Федерации на реализацию национальных проектов и ряда социально-значимых расходов, в их числе:

· субсидии на обеспечение ежемесячной выплаты вознаграждения за классное руководство в размере 1,0 тыс. рублей согласно утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 854 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2006 г. № 366) типам государственных и муниципальных образовательных учреждений в сумме 11 680,0 млн. рублей;

· субвенции на ежегодное поощрение 10 тысяч лучших учителей в размере 100,0 тыс. рублей в сумме 1 000,0 млн. рублей;

· субсидии на предоставление субсидий молодым семьям для приобретения жилья в сумме 3 000,0 млн. рублей;

· субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в сумме 3 800,0 млн. рублей;

· субсидии на внедрение в образовательных учреждениях инновационных образовательных программ в сумме 3 000,0 млн. рублей;

· субсидии на государственную поддержку внедрения комплексных мер модернизации образования в сумме 3 500,0 млн. рублей;

· субсидии на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей в сумме 1 308,7 млн. рублей;

· субсидии в рамках национального проекта «Здоровье» в 2007 году на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медсестрам «Скорой медицинской помощи» в сумме 11 088,4 млн. рублей;

· субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие животноводства в сумме 8 327,0 млн. рублей;

· субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на развитие малых форм хозяйствования в аграрно-промышленном комплексе (АПК) в сумме 4 689,9 млн. рублей;

· субсидии на поддержку северного оленеводства и табунного коневодства в сумме 250,0 млн. рублей;

· субсидии на поддержку племенного животноводства в сумме 1325,0 млн. рублей;

· субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до пяти лет в российских кредитных организациях на приобретение племенного скота, техники и оборудования для животноводческих комплексов в сумме 2 476,0 млн. рублей.

МЕТОДИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ИЗ ФОНДА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Общие положения

Основная часть федеральных целевых программ регионального паритета, одобренных Правительством Российской Федерации к реализации, имеют в своем составе конкретный перечень инвестиционных проектов. Исключение составляет федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (годы и до 2015 года)», для реализации которой ежегодно должны определяться как субъекты Российской Федерации для получения федеральной финансовой помощи, так и соответствующий перечень инвестиционных проектов. Поэтому данная методика решает эту задачу.

Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (годы и до 2015 года)» (далее – Программа), утвержденная постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 01.01.01 г., предназначена в первую очередь для оказания федеральной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, отнесенным к группам регионов с крайне низким и низким уровнем социально-экономического развития и поэтому основная часть финансовых средств Фонда должна быть направлена для улучшения социальной и экономической среды именно этих регионов, что будет содействовать снижению уровня дифференциации экономического и социального пространства Российской Федерации.

Целью Методики является определение порядка и оценка необходимости оказания федеральной финансовой помощи субъектам Российской Федерации для софинансирования инвестиционных проектов из средств Фонда регионального развития.

Основные принципы

Оказание федеральной финансовой помощи для софинансирования инвестиционных проектов из средств Фонда регионального развития будет осуществляться в соответствии со следующими принципами :

- прозрачности процедуры определения субъектов Российской Федерации, нуждающихся в федеральной финансовой помощи и софинансируемых инвестиционных проектов;

- приоритетности оказания помощи субъектам Российской Федерации, отнесенным к группам регионов с крайне низким и низким уровнем социально-экономического развития;

- равенства субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральным центром в определении размера финансовой помощи;

- эффективности использования федеральной финансовой помощи;

- конкурсности инвестиционных проектов, предлагаемых к софинансированию с использованием средств федерального бюджета ;

- гарантированности со стороны субъекта Российской Федерации софинансирования инвестиционных проектов из средств регионального бюджета и внебюджетных источников.

Общие условия и правила

Субъекты Российской Федерации могут претендовать на получение федеральной финансовой помощи из ФРР:

1. Если проводимая регионом финансовая политика не противоречит действующему федеральному законодательству.

2. Если проводимая регионом инвестиционная политика соответствует направлениям проводимых Правительством Российской Федерации экономических и социальных реформ.

Субъекты Российской Федерации могут претендовать на финансирование из федерального бюджета только по одной из трех групп, предусмотренных Программой и ежегодно определяемые по оценке уровня социально-экономического развития и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации:

Группа I – регионы, находящиеся в группе с «крайне низким» уровнем развития .

Группа II - регионы, находящиеся в группе «низкого» уровня развития.

Группа III – регионы, находящиеся в группе «ниже среднего» уровня развития.

С целью исключения возможности одних регионов иметь необоснованные преимущества в получении больших объемов федеральной финансовой помощи из ФРР при сокращении возможностей для других регионов вводится ограничение объема возможной федеральной финансовой помощи субъекту Российской Федерации из Фонда регионального развития.

Объем федеральной финансовой помощи определяется только по результатам конкурса проектов субъектов Российской Федерации, допущенных к участию в конкурсе.

В случае, когда по ряду субъектов Российской Федерации общие объемы федеральных финансовых средств на софинансирование победивших в конкурсе проектов окажутся меньше объемов соответствующих регионов, на оставшийся объем объявляется дополнительный конкурс для всех регионов, допущенных к участию в конкурсе.

Определение состава групп регионов,
нуждающихся в федеральной финансовой помощи

Определение состава групп осуществляется на основе оценки уровня социально-экономического развития, качества жизни и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры регионов .

Осуществление оценки уровня развития региона базируется на следующих основных принципах:


· системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральных характеристик регионального развития;

· обеспечение максимальной репрезентативности показателей для оценки различных аспектов социально-экономического развития регионов;

· учет достоверности исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;

· адаптация системы используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;

· соответствие системы индикаторов задачам ежегодного мониторинга и прогнозирования экономического и социального развития регионов;

· достижение максимальной информативности результатов оценки уровня развития регионов с позиций принятия адекватных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления ;

Система показателей включают в себя индикаторы, характеризующие качество жизни населения , оценку общего состояния уровня социально-экономического развития и степень развитости инфраструктуры субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения оценки уровня социально-экономического развития, качества жизни и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры регионов

В прилагаемых ниже формулах верхний индекс j - означает номер региона, RF – для среднероссийских показателей, а нижний индекс t – рассматриваемый год.

Для учета территориальной дифференциации уровня цен в данной методике использованы следующие индикаторы, отражающие географические особенности страны:


- коэффициент уровня покупательной способности (КУ) – рассчитывается как отношение среднедушевого прожиточного минимума (ПР_MИН) в регионе к среднероссийскому показателю:

- районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат по регионам России (К_Уд) – определен на основе данных Госстроя России о территориальной дифференциации затрат на строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры .

Перечень базовых индикаторов оценки уровня развития

Интегральный показатель развития определяется по следующим нормированным показателям развития регионов:


1. Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения (N), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KУ):

2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение объема инвестиций за счет всех (Ин) к численности населения (N), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (К_Уд):



2. Удельный вес площади, оборудованной канализацией, %

3. Удельный вес площади, оборудованной центральным отоплением, %

4. Удельный вес площади, оборудованной ваннами (душами), %

5. Удельный вес площади, оборудованной газом, %

6. Удельный вес площади, оборудованной горячим водоснабжением , %

7. Удельный вес площади, оборудованной напольными электроплитами, %

14. Число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся

15. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, (число лет) – все население

16. Доля населения, имеющего высшее специальное образование среди занятых в экономике, %

17. Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир (на конец года), кв. м. на человека

18. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде, %

С целью учета дополнительной нагрузки, создаваемой мигрантами на инфраструктуру в регионах, все показатели, рассчитываемые на душу населения, учитывают коэффициент миграционного прироста .

Источники информации - Госкомстат России, Госстрой России.

Источник информации о миграционных процессах в регионах - данные Госкомстата России и МВД России.

Расчет интегрального показателя

Расчет интегрального показателя проводится поэтапно путем реализации следующей последовательности вычислительных итераций.

На первом этапе по каждому из базовых показателей строятся нормированные индикаторы (для приведения показателей в сопоставимый вид) по формулам:

а) Если исходный показатель (частный критерий) https://pandia.ru/text/78/101/images/image014_49.gif" width="12 height=13" height="13">, тем выше качество или значение интегрального показателя), то значение соответствующей нормированной переменной подсчитывается по формуле:

(1)

где https://pandia.ru/text/78/101/images/image018_34.gif" width="33" height="21 src="> - соответственно, - наименьшее и наибольшее значения исходного показателя.

б) Если исходный показатель (частный критерий) х связан с анализируемым интегральным показателем свойством убывающей зависимости (т. е. чем больше значение х, тем ниже качество или значение интегрального показателя), то значение соответствующей нормированной переменной https://pandia.ru/text/78/101/images/image019_35.gif" width="127 height=58" height="58"> (2)

где и - соответственно, - наименьшее и наибольшее значения исходного показателя по регионам.

На втором этапе строятся сводный показатель обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры(12-й индикатор) и сводный показатель обеспеченности населения субъекта Российской Федерации объектами инженерной инфраструктуры(13-й индикатор) по формулам:

(3)

где https://pandia.ru/text/78/101/images/image023_31.gif" width="19" height="24 src="> - вес этого индикатора в сумме.

На третьем этапе строится общий интегральный показатель уровня социально-экономического развития, качества жизни и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации по формуле:

DIV_ADBLOCK318">


3. Допуск регионов к участию в конкурсе проектов определяется на основе оценки эффективности финансовой политики , осуществляемой субъектом Российской Федерации.

Оценка эффективности финансовой политики определяется по методике Минфина России на основе оценки использования регионом финансовых инструментов по назначению. При этом основным критерием является оценка качества управления региональными финансами .

Оценка финансовой политики, проводимой регионами, осуществляется Минфином России и результаты оценки направляются в Минэкономразвития России для учета при формировании групп регионов, допускаемых к конкурсу проектов.

Оценка эффективности проводимой регионом инвестиционной политики определяется на основе комплексных региональных программ социального и экономического развития.

Определение объема возможной финансовой помощи регионам

После определения состава групп регионов осуществляется расчет объемов возможной федеральной финансовой помощи субъекту Российской Федерации по Программе.

Объем рассчитывается для каждого региона пропорционально численности населения субъекта Российской Федерации и пропорционально отклонению от среднероссийского уровня развития без выделения каких-либо приоритетов внутри группы по следующей формуле:

Коэффициент, учитывающий численность населения, рассчитываемый по формуле:

где - численность населения j-го региона

Условия проведения конкурса проектов

Конкурс проводится конкурсной комиссией Минэкономразвития России с включением представителей Минфина России и субъектов Российской Федерации.

Конкурс проектов проводится раздельно по каждой группе регионов по показателям экономической и социальной эффективности проектов региональных программ, по которым субъекты должны представить бюджетные заявки .

Критерии оценки проектов:

Социальная и экономическая значимость проекта для региона,

Доля населения, для которого решаемая проектом проблема является актуальной,

Сроки ввода мощностей проекта,

Ареал действия проекта (локальный, межпоселковый, межрегиональный),

Количество создаваемых проектом новых рабочих мест,

Социальный и экономический эффект на рубль федеральных средств,

Степень софинансирования проекта из регионального и муниципальных бюджетов и внебюджетных средств .

Сметная стоимость строительства определяется в соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятии, зданий и сооружений (СНиП).


1. В целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами Российской Федерации фондов муниципального развития в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд регионального развития.
Отбор инвестиционных программ (проектов), федеральных целевых программ регионального развития для предоставления указанных субсидий и их распределение между субъектами Российской Федерации (группами субъектов Российской Федерации) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Объем Федерального фонда регионального развития и распределение его средств между субъектами Российской Федерации (группами субъектов Российской Федерации) утверждаются при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.
2. В целях предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд софинансирования социальных расходов.
Условия и порядок предоставления и расходования указанных субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
3. В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам могут быть предоставлены иные дотации и субсидии из федерального бюджета.


Комментируемая статья регламентирует средства финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам, предоставляемые из федерального бюджета.
В составе федерального бюджета для предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий может быть образован Федеральный фонд регионального развития. Субсидии предоставляются субъектам РФ для долевого финансирования инвестиционных программ или проектов развития общественной инфраструктуры регионального значения и для поддержки фондов муниципального развития, созданных субъектами РФ. Для предоставления указанных субсидий инвестиционные программы или проекты и федеральные целевые программы регионального развития проходят отбор и распределяются между субъектами РФ либо группами субъектов РФ в установленном федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ порядке.
Утверждение объема средств Федерального фонда регионального развития и их распределение между субъектами РФ либо группами субъектов РФ осуществляется Государственной Думой при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.
Согласно п. 2 комментируемой статьи в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд софинансирования социальных расходов. Целью создания данного фонда является предоставление бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, условия и порядок предоставления и расходования которых устанавливаются федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Местные бюджеты могут получить иные дотации и субсидии из федерального бюджета, но только в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Фонд создается из средств федерального бюджета и аккумулирует средства, предназначенные для долевого финан
сирования федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования (общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения).
Средства фонда направляются на реализацию федеральных целевых программ, которые обеспечивают создание единой социальной инфраструктуры в рамках бюджетной политики РФ.
Выделение средств из фонда осуществляется в соответствии с планами инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории каждого субъекта РФ в целях реализации предусмотренных федеральным законом государственных услуг населению.
Выделение средств из фонда на развитие социальной инфраструктуры региона осуществляется по заявкам органов исполнительной власти субъекта РФ, которые рассматриваются Правительством РФ и включаются в план инвестиционной деятельности по развитию регионов.
Распределение средств фонда осуществляется с учетом возможностей фонда и необходимой потребностью развития социальной инфраструктуры региона. С этой целью:
- определяется количество объектов социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории субъекта РФ на основе выработанных нормативов обеспеченности объектами данного вида;
- органы исполнительной власти субъекта РФ представляют в Правительство РФ заявки на выделение инвестиций по развитию социальной инфраструктуры региона;
- рассчитывается потребность в капиталовложениях в социальную сферу развития инфраструктуры каждого субъекта РФ;
- исходя из ресурсов фонда и возможностей федерального бюджета определяются возможности по удовлетворению потребностей субъекта РФ и устанавливается максимальная сумма капиталовложений из фонда в социальную сферу развития инфраструктуры каждого региона.
Выделение средств из фонда осуществляется пропорционально расходам на реализацию проекта из бюджета фонда и из бюджетов субъектов РФ, в том числе изыскиваются дополнительные источники финансирования программ развития сферы социальных услуг территориальных образований.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх