Исполнение федерального бюджета организуют. За исполнение федерального бюджета отвечает. Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета

Положение об Управлении обеспечения исполнения федерального бюджета Федерального казначейства

I. Общие положения

1. Управление обеспечения исполнения федерального бюджета Федерального казначейства (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федерального казначейства, созданным в целях обеспечения осуществления Федеральным казначейством в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительной функции по обеспечению исполнения федерального бюджета в части прогнозирования, кассового планирования средств федерального бюджета и управления операциями на едином счете федерального бюджета и координации работы территориальных органов Федерального казначейства в части выполнения ими бюджетных полномочий по обеспечению исполнения федерального бюджета.

2. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Федерального казначейства и его территориальными органами.

3. Управление руководствуется в своей деятельности международными договорами и соглашениями Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, регулирующими вопросы деятельности Федерального казначейства, Положением о Федеральном казначействе, приказами Федерального казначейства, а также настоящим Положением.

4. Работа Управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника Управления за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

II. Полномочия

5. Управление осуществляет следующие полномочия:

5.1. обеспечивает проведение операций со средствами на едином счете федерального бюджета;

5.2. обеспечивает проведение операций со средствами федерального бюджета в части подкрепления счетов территориальных органов Федерального казначейства;

5.3. составляет и ведет кассовый план исполнения федерального бюджета в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации;

5.4. прогнозирует объем доходов и объем поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета в федеральный бюджет, прогнозирует объем расходов и платежей по источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

5.5. прогнозирует объем средств, необходимых для обеспечения расходов и платежей федерального бюджета в иностранных валютах и представляет в установленном порядке предложения руководству Федерального казначейства;

5.6. выполняет мониторинг состояния единого счета федерального бюджета в целях определения недостаточности (избыточности) средств федерального бюджета для исполнения расходных обязательств;

5.7. участвует в подготовке предложений по повышению эффективности управления средствами на едином счете федерального бюджета и по управлению ликвидностью единого казначейского счета;

5.8. подготавливает оперативную информацию о кассовом исполнении федерального бюджета, справочные и аналитические материалы для представления руководству Федерального казначейства и Министерства финансов Российской Федерации, а также другим внешним пользователям в пределах компетенции Управления;

5.9. подготавливает материалы для Интернет - сайта Федерального казначейства в пределах компетенции Управления;

5.10. участвует в разработке совместно с другими структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства предложений по совершенствованию практики применения нормативных правовых актов в пределах компетенции Управления;

5.11. изучает международный опыт работы казначейского исполнения бюджета в пределах компетенции Управления;

5.12 участвует в рассмотрении заключений и актов проверок Счетной палаты Российской Федерации в пределах компетенции Управления;

5.13. подготавливает и представляет в установленном порядке предложения по профессиональной подготовке работников Управления, их переподготовке, повышению квалификации и стажировке;

5.14. проводит мониторинг счетов Федерального казначейства и его территориальных органов, включая счета по учету средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение федеральных казенных учреждений, а также, счетов для учета средств федеральных бюджетных (автономных) учреждений и государственных компаний;

5.15. обеспечивает подготовку оперативной информации о состоянии счетов по учету средств федерального бюджета (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния);

5.16. обеспечивает доведение в установленном порядке соответствующим органам Федерального казначейства Уведомлений о поступлениях в иностранной валюте;

5.17. обеспечивает формирование раздела II отчетов об исполнении Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозной таможенной пошлины (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года, Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в течение переходного периода от 19 ноября 2010 года в части, относящейся к полномочиям Управления;

5.18. осуществляет совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства мероприятий по:

  • открытию (закрытию) в Банке России и кредитных организациях счетов Федерального казначейства по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния);
  • установлению режимов счетов;
  • установлению условий обслуживания счетов;
  • заключению с Банком России и другими кредитными организациями договоров и дополнительных соглашений к ним по обмену электронными документами (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния),
  • заключению соглашений по обмену информацией в электронном виде с Центральным банком Российской Федерации,
  • организации вступления и работы территориальных органов Федерального казначейства в системе банковских электронных срочных платежей Банка России;

5.19. участвует в проведении мероприятий по минимизации наличного денежного оборота в секторе государственного управления;

5.20. осуществляет координацию работы территориальных органов Федерального казначейства в части выполнения ими бюджетных полномочий по:

  • открытию в учреждениях Банка России и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлению режимов этих счетов;
  • направлению в учреждения Центрального банка Российской Федерации и кредитные организации представлений о приостановлении операций в валюте Российской Федерации по счетам, открытым участникам бюджетного процесса и бюджетным учреждениям в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

5.21. осуществляет подготовку справочных и аналитических материалов для представления руководству Федерального казначейства и внешним пользователям по вопросам, относящимся к полномочиям Управления;

5.22. осуществляет разработку необходимых предложений по совершенствованию нормативно - методологической базы для реализации полномочий Управления;

5.23. участвует в подготовке предложений по повышению эффективности управления средствами на счетах федерального бюджета (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния);

5.24. проводит совместно со структурными подразделениями центрального аппарата Федерального казначейства и Межрегиональным операционным управлением Федерального казначейства мероприятия по приемке прикладного программного обеспечения и технологических регламентов работы центрального аппарата, Межрегионального операционного управления и территориальных органов Федерального казначейства в рамках полномочий Управления;

5.25. участвует в организации и проведении всероссийских (межрегиональных) совещаний с территориальными органами Федерального казначейства в установленной сфере деятельности;

5.26. координирует работу территориальных органов Федерального казначейства в части выполнения ими полномочий по:

  • открытию, закрытию, переоформлению и ведению лицевых счетов участников бюджетного процесса федерального уровня, лицевых счетов, открываемых в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, для учета операций со средствами юридического лица (его обособленного подразделения), не являющегося в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации получателем средств федерального бюджета;
  • кассовому обслуживанию исполнения федерального бюджета;
  • осуществлению кассовых выплат из бюджета Союзного государства от имени и по поручению получателей средств бюджета Союзного государства, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;
  • осуществлению кассовых выплат за счет средств бюджетных (автономных) учреждений федерального уровня;
  • санкционированию оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также бюджетных (автономных) учреждений федерального уровня, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства;
  • осуществлению учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета;
  • осуществлению приостановления в предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации случаях операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства;
  • выполнению ими бюджетных полномочий по осуществлению управления операциями на едином счете федерального бюджета;

5.27. обеспечивает в пределах компетенции Управления доведение в установленном порядке до территориальных органов Федерального казначейства данных об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, включаемых в федеральную адресную инвестиционную программу на соответствующий финансовый год и на плановый период;

5.28. формирует и представляет на рассмотрение руководству Федерального казначейства, управлениям центрального аппарата Федерального казначейства оперативную и иную информацию, относящуюся к компетенции Управления;

5.29. осуществляет в установленном порядке документооборот и делопроизводство, работу по комплектованию, хранению и сдаче в архив документов и иных материалов Управления;

5.30. обеспечивает организацию проведения на постоянной основе мониторинга бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета;

5.31. обеспечивает в пределах компетенции Управления проведение мониторинга и анализа данных информационных систем Федерального казначейства, а также данных иных систем, ведение и обеспечение функционирования которых осуществляется Федеральным казначейством;

5.32. обеспечивает в пределах компетенции Управления координацию работы структурных подразделений Федерального казначейства и его территориальных органов по проведению мониторинга данных информационных систем;

5.33. обеспечивает подготовку необходимых материалов руководству Федерального казначейства по результатам мониторинга и анализа данных информационных систем;

5.34. обеспечивает организацию информационного взаимодействия с контрольно-надзорными органами;

5.35. участвует в разработке нормативных актов в пределах компетенции Управления, в том числе:

5.35.1. участвует в подготовке предложений по законодательному и нормативному регулированию сферы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд;

5.35.2. участвует в подготовке нормативных правовых актов Федерального казначейства;

5.36. участвует в подготовке предложений по развитию официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

5.37. обеспечивает подготовку и представление в установленном порядке предложений по повышению квалификации сотрудников Управления в пределах компетенции Управления;

5.38. участвует в изучении опыта зарубежных стран в пределах компетенции Управления, вырабатывает предложения по его практическому использованию;

5.39. участвует в установленном порядке в совещаниях по вопросам, относящимся к компетенции Управления, инициирует в случае необходимости привлечение для участия в них сотрудников структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов;

5.40. осуществляет подготовку предложений, принимает участие в постановке задач, внедрении и приемке информационных систем, необходимых для реализации полномочий Управления;

5.41. обеспечивает подготовку в установленном порядке заключений и разъяснений в пределах компетенции Управления;

5.42. обеспечивает подготовку проектов запросов и получение в установленном порядке от структурных подразделений центрального аппарата Федерального казначейства, территориальных органов Федерального казначейства, должностных лиц сведений, необходимых для принятия решений в пределах компетенции Управления;

5.43. направляет предложения руководству Федерального казначейства о привлечении в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов;

5.44. обеспечивает проведение операций по покупке/продаже иностранной валюты за валюту Российской Федерации, а также за иностранную валюту и операций по переводу средств в иностранной валюте со счетов Федерального казначейства;

5.45. осуществляет эксплуатацию абонентского пункта Автоматизированной системы Учетно-операционной системы Московского региона Федерального казначейства;

5.46. участвует в подготовке предложений по повышению эффективности управления средствами на счетах федерального бюджета (за исключением счетов по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния);

5.47. обеспечивает в пределах компетенции Управления своевременное и полное рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, подготовку ответов на указанные обращения в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.48. участвует в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению режима секретности и защите сведений, составляющих государственную тайну, в Управлении;

5.49. выполняет иные полномочия, установленные приказами Федерального казначейства.

III. Организация деятельности Управления

6. Управление подчиняется заместителю руководителя Федерального казначейства, курирующему и контролирующему деятельность Управления.

Структура и штатная численность сотрудников Управления утверждаются руководителем Федерального казначейства.

7. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем Федерального казначейства.

8. Начальник Управления:

8.1. руководит деятельностью Управления и организует его работу в рамках возложенных на Управление задач и функций;

8.2. распределяет обязанности между заместителями начальника Управления и отделами Управления;

8.3. представляет заместителю руководителя Федерального казначейства, курирующему и контролирующему деятельность Управления, предложения по вопросам подбора и расстановки кадров в Управлении;

8.4. вносит заместителю руководителя Федерального казначейства, курирующему и контролирующему деятельность Управления, предложения о поощрении сотрудников Управления, а также о применении к ним дисциплинарных взысканий;

8.5. участвует в установленном порядке в совещаниях, проводимых руководством Федерального казначейства;

8.6. формирует текущие и стратегические планы работ и показатели деятельности Управления;

8.7. организует рассмотрение в Управлении запросов организаций и обращений граждан по вопросам, входящим в его компетенцию, принимает меры по своевременному и правильному их разрешению.

9. Начальник и другие сотрудники Управления несут персональную ответственность за визируемые и подписываемые документы.

10. Начальник Управления и каждый сотрудник Управления несут ответственность за разглашение государственной тайны и сведений конфиденциального характера, ставших им известными в порядке исполнения служебного задания.

11. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на Управление полномочий несет начальник Управления.

12. Ответственность сотрудников Управления устанавливается должностными регламентами.

Каждый сотрудник Управления несет ответственность за качество и своевременное выполнение задач, возложенных лично на него.

13. Возложение на Управление функций, не относящихся к его компетенции, не допускается.

14. Начальник Управления по мере необходимости вносит предложения заместителю руководителя Федерального казначейства, курирующему и контролирующему деятельность Управления, об изменении и дополнении настоящего Положения.

Приложенные документы


Исполнение федерального бюджета проистекает на основании закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и росписью доходов и расходов бюджета, утверждаемой Минфином России. Обеспечивает исполнение федерального бюджета правительство страны. Оно устанавливает сроки и размеры финансирования расходов федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета производится через главных распорядителей бюджетных средств. В их число входят руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители организаций, являющихся прямыми получателями бюджетных средств. После утверждения закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год Министерство финансов Российской Федерации в двухнедельный срок доводит до главных распорядителей бюджетных средств поквартальное распределение предусмотренных им бюджетных ассигнований. В свою очередь, главные распорядители бюджетных средств после изучения этой информации должны в пределах выделенных им ассигнований довести объемы поквартального распределения средств до непосредственных получателей.
В ходе исполнения федерального бюджета Минфин России имеет право предоставлять средства на возвратной и платной основе (бюджетные ссуды) сроком не более чем 6 месяцев (в отдельных случаях до конца финансового года) только на мероприятия, утвержденные законом о федеральном бюджете. При этом в доходах федерального бюджета должны быть отражены суммы возврата выданных ссуд и уплаченных процентов по ним.

По решению Правительства Российской Федерации Министерство финансов имеет также право предоставлять отсрочки от уплаты налогов в федеральный бюджет. Такие бюджетные освобождения предоставляются обязательно на возвратной основе. В отдельных случаях с учетом конкретной экономической ситуации Минфину России предоставлено специальное право увеличивать до 10% бюджетные ассигнования на квартал по отдельным министерствам и ведомствам в счет ассигнований последующего квартала.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Он сводится к пропорциональному снижению государственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи. К ним относятся зарплата с учетом взносов на социальное страхование, стипендии, государственные пособия, приобретение медикаментов и перевязочных средств и др.
Важно иметь в виду, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России.
В целях управления средствами федерального бюджета, го сударственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании Договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с граж данским законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допус каются.
Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов, возврат излишне уплаченных сумм доходов, учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Министерством финансов Российской Федерации и утверждается его министром в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату Российской Федерации.
Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета. Санкционирование расходов федерального бюджета предполагает утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям. Оно требует утверждения и доведения до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств, а также принятия денежных обязательств получателями средств федерального бюджета. Санкционирование расходов предусматривает подтверждение денежных обязательств федерального бюджета. Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством в соответствии с Бюджетным кодексом.
На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из него, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета доводит по установленной форме объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства. Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется министром финансов РФ, главными распорядителями средств федерального бюджета в пределах предоставленных им полномочий.
Объем распорядительных прав получателей средств федерального бюджета на принятие денежных обязательств федерального бюджета устанавливается в порядке утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств. Последние формируются на период, не превышающий три месяца, на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств федерального бюджета утверждается главными распорядителями средств федерального бюджета.
После утверждения лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до получателей средств федерального бюджета не позднее чем за 5 дней до начала срока действия указанных лимитов. Федеральное казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям средств федерального бюджета на период до 3 месяцев. Свод лимитов бюджетных обязательств по всем получателям средств федерального бюджета в едином реестре лимитов бюджетных обязательств на определенный срок направляется Федеральным казначейством для сведения в Счетную палату Российской Федерации.
Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета. Принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объем принятых денежных обязательств, подлежащих опла- е за счет средств федерального бюджета в текущем финансовом году, не должен превышать лимиты бюджетных обязательств в структуре показателей бюджетной классификации Российской Федерации. Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям Бюджетного кодекса, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств. Перечень и формы документов, представляемых в Федеральное казначейство для подтверждения принятых денежных обязательств федерального бюджета, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Федеральное казначейство осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись. Объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств.
Сумма подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Сумма подтвержденных денежных обязательств может отличаться от объема принятых денежных обязательств только в случае отказа Федерального казначейства подтвердить принятые денежные обязательства по основаниям, установленным Бюджетным кодексом России. Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия. Оно включает разрешение (распоряжение) на платеж и осуществление платежа. Данное финансирование осуществляется Федеральным казначейством.
Разрешение (разрешительная надпись) на платеж и распоряжение о платеже не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет. На основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом, Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лицевом счете.
В процессе платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Понятно, что сумма платежа из федерального бюджета не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах.
Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации в рамках межбюджетных отношений должно быть завершено 20 декабря.
Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета. Лицевой счет распорядителя либо получателя средств федерального бюджета открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.
Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Последний обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения.
При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение, подведомственное данному органу исполнительной власти, может использовать для этого средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств °т предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.
При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов (календарная очередность).
При недостаточности денежных средств на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств осуществляется в следующей очередности. На первом месте стоят платежи по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконныхдействий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Во вторую очередь списание производится по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Далее идут списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет, списание средств на основании платежных документов, предусматривающих финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга. В последнюю очередь осуществляется списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета. При этом списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступ- лений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в Главной книге Федерального казначейства. Федеральное казначейство ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Порядок регистрации и учета получателей средств федерального бюджета устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утверждаемого Федеральным казначейством. Записи в ней осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета. Ее данные являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.
Изменение ассигнований из федерального бюджета по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств федерального бюджета может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета.
Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим. Если же разница более 5%, но не свыше 10%, то принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета и ввести указанный режим может Правительство России. В решении о введении режима сокращения расходов федерального бюджета должна быть указана дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов федерального бюджета. При этом сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов федерального бюджета и получателей средств федерального бюджета.
Если в процессе исполнения федерального бюджета случаются снижения поступлений, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10% годовых назначений, правительство страны представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете не принимается в указанный срок, Правительство Российской Федерации имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия федерального закона по данному вопросу.
Доходы, полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных законом о федеральном бюджете, направляются Министерством финансов Российской Федерации на уменьшение размера дефицита федерального бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства федерального бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. ЕІри этом Министерство финансов России подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
В случае необходимости направить дополнительные доходы на уменьшение дефицита бюджета либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов федерального бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом о федеральном бюджете, осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Внесение изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете принимается по итогам исполнения федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было фактически получено.
Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете в связи с получением дополнительных доходов вносится правительством страны в Еосударственную Думу не позднее чем через 10 дней после рассмотрения на заседании Еосударственной Думы отчета об исполнении федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором превышение доходов было фактически получено. Если указанный законопроект не принимается в срок. Правительство Российской Федерации имеет право осуществить равномерную индексацию расходов федерального бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств.
Министр финансов своим распоряжением может разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам.
подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю средств федерального бюджета, в размере не более 10% ассигнований, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета. Он имеет право сократить лимиты бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, если последние в соответствии с законом о федеральном бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем бюджетных средств (субъектом Российской Федерации или другим получателем бюджетных средств) определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетных обязательств эти требования оказались невыполненными.
Министр финансов имеет право отменить решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов. Он может также осуществить блокировку расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств. В то же время он не вправе сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств более чем на 5% ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, за исключением решений о блокировке расходов.
Распоряжения министра финансов о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств и блокировке расходов должны быть доведены до главных распорядителей бюджетных средств и представлены в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета.
Все доходы федерального бюджета, поступления из источников финансирования дефицита федерального бюджета, расходы федерального бюджета, дефицит федерального бюджета, профи- иит федерального бюджета, а также все операции со средствами федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета. Казначейство же устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения федерального бюджета на основе плана счетов,
Единая методология отчетности об исполнении федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации. Оно представляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр ежеквартальных и годового отчетов об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату Российской Федерации. Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета утверждаются Правительством Российской Федерации.
Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.
После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджета наступившего финансового года в качестве остатка средств.
Итак, установленный законодательный порядок исполнения федерального бюджета предполагает, что он должен исполняться в рамках, утвержденных соответствующим законом, как по размерам ассигнований, так и по направлениям исполнения, что все вносимые изменения (в допустимых и весьма ограниченных пределах) должны быть гласными, эффективность отдачи бюджетных средств должна быть максимальной, а отчетность подробной, точной, достоверной и своевременной.

Все операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций по распределению поступлений отчетного финансового года между бюджетами бюджетной системы РФ. Последние производятся в первые пять рабочих дней текущего финансового года и отражаются в отчетности об исполнении бюджетов отчетного финансового года.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего года прекращают свое действие 31 декабря. До последнего рабочего дня года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета. Не использованные получателями остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями на единый счет бюджета.

Неиспользованные межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели.

Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона обюджетезаконодательным органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной частибюджетасоответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:

    исполнения бюджетапо доходам. Его задачей которого является обеспечение полного и своевременного поступления в бюджетотдельных видов доходов, в первую очередь,налогови другихобязательных платежей, по каждому источнику в соответствии с утвержденным бюджетным планом;

    исполнение по расходам, которое означает последовательное финансирование мероприятий, предусмотренных законом о бюджете, в пределах утвержденных сумм.

Бюджетная роспись – это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджетаи поступлений из источников финансированиядефицита бюджета, устанавливающий распределениебюджетных ассигнованиймеждуполучателями бюджетных средстви составляемый в соответствии сбюджетной классификацией. Она является основой дляисполнения бюджетоввсех уровней.

Бюджетная росписьсоставляетсяглавными распорядителямибюджетных средств по подведомственнымраспорядителями получателям на основе утвержденногобюджета. Она формируется в соответствии с функциональной иэкономической классификациямирасходов и имеет поквартальную разбивку. В течение 10 дней со дня утверждения закона обюджетероспись должна быть представлена в орган исполнительной власти, который отвечает за составлениебюджета(на федеральном уровне это Министерство финансов). На основании росписей, подготовленныхглавными распорядителямибюджетных средств, Министерство финансов формируетсводную бюджетную роспись. Она должна быть составлена и утверждена министром финансов в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Затем своднаябюджетная росписьпередается на исполнениеФедеральному казначействуи направляется для сведения в представительный и контрольные органы – Федеральное Собрание и Счетную палату.

В процессе исполнения бюджетаорганы исполнительной власти могут вносить изменения по различным направлениям расходов, но они должны осуществляться в пределах утвержденныхассигнований. Поскольку финансовые ресурсы государства ограничены, на практике используется так называемоелимитирование расходов . Это означает, что финансирование отдельных расходных статей осуществляется в пределах установленных лимитов, превышать которые не допускается.

В процессе исполнении бюджетанередко возникает экономия по отдельным статьям расходов или дополнительные поступления из доходных источников. Образующаяся в итоге сумма превышения доходов над расходами, именуемаясвободными бюджетными средствами, зачисляется в бюджети не подлежит изъятию. Она может быть израсходованы только в том случае, если профинансированы все расходы, предусмотренные планом. Решение об использовании свободных бюджетных средств принимается законодательной властью по предложению соответствующего исполнительного органа.

Казначейское исполнение бюджета

В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения иисполнение бюджетовосуществляется органамиисполнительной власти . Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всехраспорядителейиполучателей бюджетных средств. От имени и по поручениюбюджетных учрежденийони осуществляют платежи за счет средствбюджета.

Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета.Казначействасуществуют в большинстве стран мира. К их полномочиям относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений вбюджет, регулирование объемов и сроков принятиябюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от именибюджетных учреждений.

К числу задач, решаемых органами казначействав России, относятся:

    организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами ирасходами бюджетана счетахказначейства;

    регулирование финансовых отношений между бюджетоми государственнымивнебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;

    краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовыхресурсов, оперативное управление ими;

    сбор, обработка и анализ информации о состояниигосударственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях побюджетуи овнебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти;

    управление и обслуживание совместно с Центральным банком и другими уполномоченными банками внутреннего и внешнего долгаРФ;

    разработка методологических материалов и инструкций, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства; подготовка проектабюджетной классификации, учет государственной казны РФ.

В России органы федерального казначействапредставляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов.Казначействоведет сводный реестрглавных распорядителей,распорядителейи получателей средствфедерального бюджета, оно осуществляет регистрациюбюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциямказначействаотносится предварительный и текущий контроль заисполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляетраспорядителямсредств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований.Казначействообладает правом приостанавливать операции полицевым счетамраспорядителейиполучателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы.

Система органов казначействав России создана по территориальному принципу и включает три уровня:

1. Главное управление федерального казначейства.

2. управления федерального казначейства по субъектам федерации;

3. отделения федерального казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Осуществляют формирование доходной части бюджетана соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие органы о ходе исполненияфедерального бюджетана данной территории.

Все органы Федерального казначействаявляются юридическими лицами. Поскольку их основной задачей является обеспечение исполнения закона обюджете, они не вправе принимать каких-либо самостоятельных решений об объемах, целевом назначении доходов и расходов или составе бюджетополучателей.

Основным принципом исполнения бюджетаявляется принципединства кассы . Он означает зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджетана единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета . Соблюдение данного принципа необходимо для обеспечения единства бюджетной системы, сглаживания неравномерности поступления доходов вбюджеткак по времени, так и по территориям. В Россиибюджетывсех уровнейбюджетной системыисполняются на основе принципаединства кассы.

Казначействонесет ответственность за правильность исполненияфедерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами, полноту и своевременность зачисления средств на счета получателей. Оно отвечает за своевременность представления отчетов и других сведений, связанных сисполнением бюджета, осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства. В сферу ответственностиказначействавходит также финансирование расходов, не включенных вбюджетную роспись, а также финансирование расходов сверх утвержденных лимитовбюджетных обязательств.

Исполнение бюджетовпо доходам

Важнейшим элементом исполнения бюджетаявляется формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Участниками этого процесса являются:

    налогоплательщики и плательщики сборов(юридические и физические лица), которые перечисляют вбюджетустановленныеналогии другиеобязательные платежи;

    учреждения Центрального банка и коммерческие банки, производящие безналичные расчеты между плательщиками и получателем средств;

    органы Федерального казначейства , которые получают перечисленные в бюджетсредства и ведут их учет;

    налоговые органы (Министерство РФ по налогамисборам), ведущие учет налогоплательщиков, контролирующие правильность исполнения ими своих налоговых обязательств, а также регулирующие отношения по возврату и зачету уплаченныхналогов.

Источниками доходной части государственного бюджетаявляютсяналоги, уплачиваемые вбюджетывсех уровней, а также различные виды неналоговых поступлений. Состав уплачиваемыхналогови порядок их исчисления определяется налоговым законодательством, пропорция распределения между уровнямибюджетной системы– законом обюджете. Получателяминалоговявляются территориальные органыФедерального казначейства, имеющиелицевые счетав банках. Налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик, работает с определенным территориальным органомказначейства, решая с ним все вопросы по учету, возврату и зачетуналогов. На счет данного казначейского органа плательщик и должен перечислить своиобязательные платежи.

Исполнение бюджетовпо доходам предусматривает выполнение следующих операций:

    перечисление и зачисление доходов на единый бюджетный счет;

    учет доходов в соответствии с бюджетной классификациейи составление отчетности одоходах бюджета;

    распределение регулирующих доходовмеждубюджетамиразличных уровней в порядке, предусмотренном законом обюджете;

    возврат сумм налогов, излишне уплаченных вбюджет.

Исполнение бюджетапо расходам

Особенностью исполнения бюджетапо расходам является то, что эта часть формируется расчетно и полностью зависит от объема доходных поступлений. Расходы осуществляются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином бюджетном счете. При этом обязательно соблюдаются две последовательные процедуры –санкционирование и финансирование .Финансирование заключается в расходовании бюджетных средств. Задача санкционирования расходов заключается в том, чтобы обеспечить принятие к финансированию только тех расходов, которые предусмотрены утвержденным законом о бюджетеи обеспечены поступлениями вбюджетдоходов и заимствований. Порядок и правила санкционирования расходов устанавливаютсяФедеральным казначейством. Основными этапами санкционирования являются:

    составление и утверждение бюджетной росписи;

    утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованияхдораспорядителейиполучателей бюджетных средств, утверждениесметдоходов и расходовраспорядителямсредств ибюджетным учреждениям;

    утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательствдораспорядителейиполучателей бюджетных средств;

    принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

    подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Основой для осуществления расходов государства является закон о бюджете, принятый на текущий год, ибюджетная роспись. В общем виде процесс расходования средствбюджетавыглядит следующим образом. На основе росписи для каждогобюджетного учрежденияопределяется объембюджетных ассигнований. Получив уведомление о нем, учреждение составляетсметусвоих расходов.Сметаутверждается вышестоящимраспорядителемсредств и представляется вказначейство. Для всех бюджетополучателей устанавливаются лимитыбюджетных обязательств– предельный объем расходов, который может быть профинансирован из государственногобюджета.Бюджетные учреждениясамостоятельно не осуществляют платежи; все платежные документы направляютсяказначейству, которое проверяет целевой характер расходов и лишь затем производит платеж. Рассмотрим эти этапы более подробно.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписиказначействодоводит ее показатели до всех нижестоящихраспорядителейиполучателей бюджетных средств, направляя имуведомления о бюджетных ассигнованиях на очередной период. Такие уведомления еще не предоставляют права принятия обязательств по осуществлению бюджетных расходов, они являются инструментом их планирования. Изменения в распределениеассигнованийизфедерального бюджетавправе вносить министр финансов иглавные распорядителисредствфедерального бюджета. Если такое решение было принято, в течение 15 дней уведомления об изменении должны быть доведены дораспорядителейсредств и бюджетополучателей.

После того, как бюджетное учреждениеполучило уведомление обассигнованиях, оно должно в течение 10 дней составитьсмету своих доходов и расходов. Подготовленная сметапредставляется вышестоящемураспорядителюбюджетных средств, который в течение 5 дней ее утверждает. Если учреждение являетсяглавным распорядителембюджетных средств,сметаутверждается его руководителем. В течение одного рабочего дня после утверждениясметанаправляетсяказначейству.

На основе доведенных бюджетных ассигнований,бюджетной росписии прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансированиядефицита бюджетадля каждогораспорядителясредств и бюджетополучателя утверждаютсялимиты бюджетных обязательств . Они определяются на срок не более 3 месяцев. Под бюджетным обязательством понимается признанная казначействомобязанность совершить расходование средств соответствующегобюджетав течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом обюджетеи своднойбюджетной росписью. Дляглавных распорядителейбюджетных средств лимиты утверждаютсяФедеральным казначейством. Для нижестоящихбюджетных учрежденийони устанавливаютсяглавными распорядителями. Утвержденные лимиты должны быть до всех бюджетополучателей не позднее чем за 5 дней до начала их действия. Такие уведомления направляются черезказначейство, которое отвечает за их своевременность. Лимиты по всем получателям средствфедерального бюджетасводятся в единый реестр, который представляетсяказначействомв Счетную палату.

Орган федерального казначействапроверяет все платежные документы на предмет правильности их оформления, целевого характера платежей, соответствия расходов утвержденнойсметеи лимитамбюджетных обязательств. Он может отказаться подтвердить принятыебюджетные обязательствав следующих случаях:

    при несоответствии принятых обязательств требованиям бюджетного законодательства (при отсутствии документов, подтверждающих правомерность оплаты – договор, счет-фактура, акт выполнения работ и т.п.)

    при несоответствии принятых обязательств закону о бюджете, доведеннымбюджетным ассигнованиями лимитамбюджетных обязательств(например, если сумма платежа превышает остатки средств по той статьеэкономической классификации, которая была указана в платежном поручении);

    при несоответствии принятых бюджетных обязательствутвержденнойсметедоходов и расходов учреждения (например, если данные расходы не были предусмотренысметой);

    при блокировке расходов.

Финансирование расходов включает два последовательных действия: разрешение на осуществление платежа и собственно платеж. Органы казначействанесут ответственность за полноту и своевременность перечисления бюджетных средств их получателям. Платеж осуществляетсяказначействомв день совершения разрешительной надписи, при этом средства списываются с единого бюджетного счета. Все платежные документы, принятые отраспорядителей, направляютсяказначействомв банк, который исполняет их черезлицевой счетказначейства. Банк осуществляет операции полицевому счетув пределах остатка средств на нем, за сумму и назначение платежа он ответственности не несет.

Лицевые счетабюджетных учрежденийоткрываются в соответствующем территориальном органеФедерального казначейства. На них отражается объем средств, которым данное учреждение располагает при осуществлении расходов. В зависимости от того, по каким целевым статьям организация получает финансирование, она должна открыть нескольколицевых счетовв органахказначейства. Порядок учета операций, открытия и ведениялицевых счетовустанавливается Главным управлениемфедерального казначейства.

Через лицевые счетаосуществляются:

    финансирование расходов учреждений на основании бюджетных назначений, утвержденных смет, других обоснований и расчетов;

    межбюджетные расчеты с администрациями субъектов РФ и муниципальных образований по трансфертам,дотациям;

    компенсации, субвенции,субсидии, целевые программы;

    предоставление средств федерального бюджетана условиях возвратности и платности;

    расчеты с предприятиями и организациями в части компенсаций и социальных выплат по федеральным программам.

Корректировка бюджетав процессе его исполнения

В процессе исполнения бюджетаего расходная часть может корректироваться в зависимости от того, в каком объеме поступают доходы и достаточно ли их для покрытия всех предусмотренных расходов. Для того, чтобы исключить принятие каких-либо чрезвычайных решений, порядок действий органов власти в таких ситуациях регулируется законодательством. Для случаев, когда фактическиедоходы бюджетаоказываютсяменьше утвержденной величины, законом предусмотрено два варианта действий. Если изменение доходов по сравнению с бюджетным планом незначительно, решения о сокращении бюджетных расходовпринимается органами исполнительной власти. Если же фактическиедоходы бюджетасущественно ниже запланированных, необходимо внесение изменений в закон обюджете, которое предполагает участие законодателей.

Бюджетным кодексом РФ установлен следующий порядок сокращения расходов федерального бюджета:

1. если в процессе исполнения федерального бюджетанедофинансирование расходовне превышает 10% от плана, режим их сокращения вводится высшим органом исполнительной власти – Правительством РФ . При этом расходы бюджетапо всем их видам и получателям должны быть уменьшены в одной и той же пропорции. Решение правительства также должно быть обнародовано, сроки уведомления о нем всехраспорядителейи бюджетополучателей аналогичны предыдущему случаю. Отмена режима сокращениябюджетных расходовпроизводится тем органом власти, который принял решение о его введении;

2. если снижение доходных поступлений таково, что оно требует сокращения расходов более чем на 10% от годовых назначений, изменения бюджетного плана должны быть утверждены законодателями. Для этого правительство разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Вместе с законопроектом Думе направляются следующие материалы:

    отчет об исполнении федерального бюджетаза истекший период текущего финансового года;

    отчеты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбордоходов федерального бюджета, за истекший период текущего года;

    отчет об использовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;

    отчеты Министерства финансов и других уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных кредитови ссуд;

    анализ причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Бюджетный учет и отчетность об исполнении бюджета

К функциям казначействаотносится организация и ведение учета по исполнениюфедерального бюджета. Бюджетный учет основан на едином плане счетов, который устанавливается Правительством. Учету подлежат все доходы, расходы, дефицит (профицит)бюджета, поступления из источников финансирования дефицита, а также операции с бюджетными средствами. Они отражаютсяказначействомв соответствующих регистрах учета.

Казначействоопределяет порядок ведения учета и составления отчетности обисполнении бюджетоввсех уровнейбюджетной системы, а такжесметрасходовбюджетных учреждений. Главное управлениефедерального казначействаутверждает отчетность по формам, содержанию и срокам представления.

Завершение бюджетного года

Исполнение бюджетазавершается 31 декабря с окончанием финансового года. Порядок его завершения для всех участниковбюджетного процессаустанавливается Центральным банком и Министерством финансов.

Завершающим этапом исполнения бюджетаявляются заключительные обороты, после которых составляется отчет обисполнении бюджетаза год. В период заключительных оборотов операции полицевым счетамс бюджетными средствами осуществляются до определенной даты. В последний их день осуществляется операция по перечислению средств прошлого года.

31 декабря прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств, и счета, которые использовались дляисполнения бюджета, в 24 часа подлежат закрытию. До этого моментаФедеральное казначействообязано оплатить все принятые и подтвержденныебюджетные обязательства. Чтобы обеспечить соблюдение установленных сроков, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, а их подтверждение должно быть завершеноказначейством28 декабря. После того, как все операции по принятым денежным обязательствам завершены, остаток средств на едином бюджетном счете учитывается вдоходах бюджетаследующего финансового года.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Омский филиал Финуниверситета

Кафедра «Финансы и кредит»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «Бюджетная система РФ»

Исполнение федерального бюджета РФ

Выполнила Бисикеева Динара Темирхановна

Проверил Хаиров Бари Галимович

1. Исполнение бюджета

1. Исполнение бюджета

Исполнение бюджета -- наиболее ответственная этап бюджетного процесса, заключающийся в реализации главного финансового плана того или иного национально-административного или территориального образования. Его цель заключается в обеспечении достаточного финансирования государственных мероприятий, предусмотренных бюджетами, на основе своевременного и полного поступления доходов. Тем самым дается оценка всей предварительной деятельности как исполнительных органов власти при составлении бюджета, так и представительных органов в ходе его рассмотрения и утверждения.

При исполнении бюджетов решаются следующие задачи:

1) обеспечение аккумуляции плановых поступлений бюджетов;

2) выявление и максимальная мобилизация резервов бюджетных поступлений;

3) своевременное и полное финансирование государственных мероприятий;

4) ориентация бюджетных организаций на экономное расходование государственных средств;

5) регулярное проведение контроля выполнения обязательств перед бюджетами, соблюдение финансовой дисциплины.

«Если на первый трех стадиях бюджетного процесса основную работу проводят только государственные службы, то в последней, четвертой, участвуют все министерства, ведомства и большое количество различный организаций, находящихся в какой-либо связи с движением государственных средств.

Возглавляют работу исполнительные органы государственной власти, администрации субъектов РФ и местный административно-территориальных образований. В своей деятельности они руководствуются Конституцией РФ, а также действующим законодательством по гражданским, финансовым, бюджетным, налоговым, уголовным и другим вопросам. В них определены права, обязанности и ответственность в рамках исполнения бюджетов» .

Исполнение бюджетов складывается из трех основных участков:

· исполнения доходной части бюджетов;

· исполнения расходной части бюджетов;

· контроля поступлений и расходов бюджетов.

Исполнение бюджетов осуществляется согласно организационным планам, в которых определены: мероприятия по поступлениям или расходам, сроки выполнения и ответственные органы (должностные лица).

В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. Все бюджеты: РФ исполняются по принципу единства кассы, согласно которому исполнительные органы являются кассирами распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

Принцип единства кассы означает зачисление доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление расходов с единого счета бюджета.

2. Исполнение федерального бюджета РФ

При казначейском исполнении федерального бюджета Федеральное казначейство РФ осуществляет:

1) регистрацию поступлений;

2) открытие и закрытие счетов федерального бюджета;

3) регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;

4) совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

5) осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета.

Исполнение бюджета ведется путем отражения операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Единый счет федерального бюджета (казначейства) находится в Банке России. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров.

Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

· перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;

· распределение федеральных регулирующих налогов;

· возврат излишне уплаченных сумм доходов;

· учет и отчетность о доходах федерального бюджета.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином РФ и утверждается Министром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

В целях исключения нецелевого использования средств или затрат, не обеспеченных доходами федерального бюджета, применяется санкционирование расходов федерального бюджета, которое включает:

· утверждение и доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов;

· принятие денежных обязательств получателями средств;

· подтверждение денежных обязательств.

На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета исполняющий орган в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи доводит объемы ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств через органы Федерального казначейства. Изменение бюджетных ассигнований осуществляется министром финансов РФ и главными распорядителями средств федерального бюджета.

Права получателей средств на принятие денежных обязательств устанавливаются в ходе утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств, которые формируются на срок до трех месяцев на основании сводной бюджетной росписи, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза доходов федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств утверждаются Федеральным казначейством.

Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств утверждается главными распорядителями. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств за 5 дней до начала срока действия доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств через Федеральное казначейство. Последнее вправе отсрочить принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям средств на период до трех месяцев.

Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств осуществляется путем заключения договоров с поставщиками продукции (работ, услуг). Федеральное казначейство расходует бюджетные средства после проверки соответствия платежных документов требованиям Бюджетного кодекса РФ, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам обязательств.

Объем принятых обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств. Объем подтвержденных обязательств не должен превышать объем принятых обязательств. Подтвержденное денежное обязательство является основанием для расходования средств федерального бюджета.

Финансирование расходов федерального бюджета складывается из двух действий: разрешения на платеж и осуществления платежа, которые не могут совершаться одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет. На основе представленных платежных документов Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Сумма платежа не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах. Перечисление средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации завершается 20 декабря.

Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется по лицевым счетам бюджетных средств (далее - лицевые счета), открываемым в Федеральном казначействе для каждого распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отражаются средства федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств.

При недостатке средств бюджета бюджетное учреждение может использовать средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Такие средства зачисляются на единый счет федерального бюджета в территориальном органе Федерального казначейства, который обязан отразить средства на лицевом счете учреждения в течение дня.

Важное значение в процессе исполнения бюджета средств имеет очередность списания денежных средств со счета бюджета и лицевых счетов получателей. При наличии на счете бюджета денежных средств их списание ведется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств (календарная очередность). При недостатке средств на счете списание осуществляется в следующей очередности:

1) списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) органов власти или их должностных лиц;

2) списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов власти;

3) списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;

4) списание по платежным документам на обслуживание государственного или муниципального долга;

5) списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.

«Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета для каждого получателя может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета, либо произведено главным распорядителем средств федерального бюджета. Режим сокращения расходов федерального бюджета вводится при снижении доходов или источников финансирования дефицита федерального бюджета, приводящего к недофинансированию плановых расходов не более чем на 10% годовых назначений. В решении указываются дата ввода режима и размеры сокращения расходов федерального бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10% годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту адресной инвестиционной и целевой программ. Отмена режима производится Правительством РФ» .

При снижении поступлений в федеральный бюджет, приводящем к недофинансированию плановых расходов более чем на 10%, Правительство РФ представляет в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете. Если проект закона не принимается в указанный срок, то Правительство РФ пропорционально сокращает расходы федерального бюджета до принятия федерального закона по данному вопросу. Сверхплановые доходы направляются Минфином РФ на уменьшение дефицита и сокращение долговых обязательств федерального бюджета. При этом Минфин РФ подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. Для использования дополнительных доходов на другие цели либо в случае превышения ожидаемых доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10% финансирование расходов федерального бюджета осуществляется после внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете.

Законопроект о внесении изменений и дополнений в федеральный бюджет в связи с дополнительными доходами вносится Правительством РФ в Госдуму не позднее чем через 10 дней после рассмотрения Госдумой отчета об исполнении федерального бюджета за квартал (полугодие), в котором превышение доходов было фактически получено. Если законопроект не принимается в срок, Правительство РФ может осуществить равномерную индексацию расходов федерального бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств. Министр финансов РФ может:

· разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю, в размере не более 10% ассигнований;

· сократить лимиты бюджетный обязательств, если ассигнования выделялись при условии выполнения главным распорядителем бюджетных средств определенных требований, а к моменту составления лимитов бюджетный обязательств эти требования оказались невыполненными;

· отменить решение о блокировке расходов по ходатайству главного распорядителя бюджетных средств (другого получателя бюджетных средств) только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло за собой блокировку расходов;

· осуществить блокировку расходов при выявлении нецелевого использования бюджетных средств.

Министр финансов РФ не может сократить или увеличить объемы ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств более чем на 5% плановых ассигнований, за исключением решений о блокировке расходов. Все распоряжения министра финансов о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств и блокировке расходов доводятся до главных распорядителей и представляются в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета.

Правительство РФ представляет годовой и ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание и Счетную палату.

Действие лимитов бюджетных обязательств и исполнение федерального бюджета завершаются 31 декабря. Принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря.

По 31 декабря Федеральное казначейство обязано оплатить подтвержденные бюджетные обязательства. Счета исполнения федерального бюджета закрываются в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные от предпринимательской деятельности и не использованные до 31 декабря, зачисляются на вновь открываемые бюджетным учреждениям лицевые счета.

После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам года остаток средств на едином счете федерального бюджета учитывается в качестве остатка средств на начало очередного финансового года. Образовавшиеся излишки средств на начало текущего финансового года, дополнительно полученные доходы или достигнутая экономия средств используются по решению представительных органов власти

Непосредственное исполнение бюджетов возлагается на финансовые органы во главе с Минфином РФ и происходит по росписи доходов и расходов. На основании росписи доходов и расходов федерального бюджета проводится контроль поступлений в бюджет и отпуска средств на финансирование мероприятий. Роспись составляется по всем подразделениям бюджетной классификации согласно с поквартальным распределением доходов и расходов, планами и сводами смет расходов министерств и ведомств и подписывается руководителем финансовых органов.

Под кассовым исполнением бюджета понимается прием кредитными учреждениями доходов, а также хранение, распределение и выдача средств на расходы. До недавнего времени кассовое исполнение возлагалось на ЦБ РФ и систему банковских учреждений различных административно-территориальных образований. С 1994 г. эта функция постепенно передается органам Федерального казначейства.

Федеральное казначейство РФ в центре и на местах несет полную ответственность за кассовое исполнение бюджета, обеспечение правильной организации, учета, документооборота и контроля при зачислении доходов и расходовании бюджетных средств, своевременное представление отчетности о кассовом исполнении бюджета.

В ходе кассового исполнения бюджета Федеральное казначейство осуществляет все необходимые функции, включающие:

· учет кредитов по бюджетам и перевод их из одного банка в другой;

· учет доходов и расходов бюджетов, составление отчетности по остаткам и предоставление отчетности финансовым органам;

· контроль за представлением предприятиями поручений на перечисление средств в бюджет;

· расчетное и кассовое обслуживание бюджетных учреждений;

· контроль расходования бюджетных средств на предприятиях.

Для выполнения данных мероприятий каждому местному бюджету открывается основной текущий счет, на который зачисляются все поступления и с которого ведется выдача средств в пределах остатков. По каждому местному бюджету открываются текущие счета распорядителям кредитов, с которых производятся расчетные операции. По кассовому исполнению бюджетов составляются оперативные ежемесячные и годовые отчеты.

федеральный бюджет финансовый государственный

Список использованной литературы

2. Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 486 с.

3. Бюджетная система России: Учебник для ВУЗов/ под ред. проф. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ, 2007 - 550 с.

4. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2003. - 225 с.

5. Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Исполнение бюджета и контроль за расходованием государственных средств в России. Бухгалтерские службы бюджетных организаций. Оптимизация расходования бюджетных средств. Право осуществлять авансовые платежи. Нормы, установленные ГК РФ.

    реферат , добавлен 19.09.2006

    Исполнение бюджета как важнейший этап бюджетного процесса по мобилизации и использованию бюджетных средств. Принципы исполнения бюджета. Понятие бюджетных росписи и обязательства. Функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2009

    Проверка правильности использования средств, выделенных из федерального бюджета. Использование бюджетных и внебюджетных средств учреждениями образования. Эффективность применения средств федерального бюджета, выделенных субъектам Российской Федерации.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Сущность расходов федерального бюджета, их роль в решении социально экономических задач. Классификация и особенности бюджетных расходов. Факторы, определяющие величину бюджетных расходов. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Исполнение федерального бюджета и необходимость организации Федерального казначейства, задачи и функции соответствующих государственных органов, сфера их полномочий, организационная структура. Принципы управления исполнением Федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2015

    Правила учета территориальными органами казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет федерального бюджета. Доведение до главных распорядителей объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов.

    реферат , добавлен 04.11.2009

    Организация планирования и финансирования расходов на учреждения культуры и искусства. Анализ государственных программ в сфере культуры и искусства в РБ. Проблемы и пути совершенствования бюджетных ассигнований федерального бюджета по данным разделам.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2014

    Резервы увеличения доходов бюджетной системы Российской Федерации. Противодействия уклонению от уплаты налогов и обязательных платежей. Расходы на реализацию государственных программ. Изменения объемов бюджетных ассигнований. Сбалансированность бюджета.

    контрольная работа , добавлен 15.12.2014

    Структура бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе. Основные виды налоговых доходов и расходов бюджета. Условия предоставления бюджетных дотаций, субсидий и ссуд. Анализ динамики оказания финансовой помощи из федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2012

    Порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году. Определение величины расходов краевого бюджета на текущий год по каждому функциональному разделу. Использование метода индексации расчета бюджетных ассигнований.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх