Федеральный закон российской федерации о государственной тайне. Законодательство рф о государственной тайне. Раздел I. Общие положения

Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018) О государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

Расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

Однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

Возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Государственная тайна установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит , относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере - режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные - компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах. Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов. Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» - только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» - только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» - для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов. Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним. В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований. Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране. Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика - важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государственная тайна — информация в экономической, разведывательной, внешнеполитической, военной области, которая защищается государством. Подобные сведения запрещено распространять из-за высокой вероятности нанесения ущерба государству.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, которые связаны с информацией особой секретности. В целях обеспечения безопасности страны, подобные сведения запрещается передавать в пользование третьим лицам.

Федеральный закон был принят 21 июля 1993 года, а последние изменения были внесены 8 марта 2015 года.

Краткое содержание Федерального закона «О государственной тайне»:

  • Описываются общие положения;
  • Определяется список сведений, которые попадают в категорию особой секретности;
  • Описываются методы, при помощи которых рассекречивается информация и определяется носитель;
  • Определяются правила распоряжения засекреченной информации;
  • Перечисляются органы, которые обеспечивают защиту гостайны;
  • Перечисляется список финансируемых источников, способствующих повышению уровня защиты сведений.

Наказание за разглашение гостайны

Если обычные граждане или должностные лица нарушили настоящее законодательство Российской Федерации «О гостайне», они привлекаются к уголовной, гражданско-правовой, административной или дисциплинарной ответственности. Чтобы доказать факт распространения сверхсекретной информации, проводится экспертное расследование, на основании чего формируется заключение о незаконном разглашении сведений.

Виновные лица смогут защитить свои права в судебном или другом порядке, предусмотренным действующим Федеральным законом.

Скачать

Указанные положения настоящего закона «О государственной тайне» действуют на территории Российской Федерации и заграницей. Деятельность многих организаций также основана на законодательных положениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, если они взяли на себя обязанность не разглашать сведения о гостайне третьим лицам.

Чтобы ознакомиться с измененными положениями, внесенными дополнениями и поправками, скачайте закон по следующей .

Последние изменения

Как уже говорилось выше, последние изменения в закон были внесены 8 марта 2015 года. Первый абзац статьи 5 был дополнен словами «и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты».

Ниже также рассмотрены следующие статьи:

Статья 2

Ст 2 ФЗ «О государственной тайне» описывает используемые в последующих статьях понятия. Некоторые из них перечислены ниже:

Государственная тайна — информация, которая защищается Правительством Российской Федерации. Ее распространение может нанести серьезный вред государству.

Носители информации — материальные предметы, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие гостайну, отображаются в виде сигналов, символов, процессов и технических решений.

Допуск к гостайне — процесс, который включает в себя оформление права гражданина на доступ к сведениям.

Перечень информации, составляющий государственную тайну — совокупность нескольких категорий, в которых информация относится к гостайне. Она засекречивается в установленном порядке Федерального законодательства.

В ст 24 закона «О гос. тайне»описываются методы ограничения прав лиц, которые были ранее допущены к источникам гостайны.

Права должностного лица или гражданина, у которого ранее был доступ к гостайне, могут быть ограничены.

Ограничения :

  • Права выезда за рубеж на период, который представлен в трудовом договоре;
  • Права на распространение информации, которая относится к гостайне. Нельзя использовать изобретение или открытие, если они были созданы при помощи сведений, относящихся к гостайне;
  • Права на неприкосновенность частной жизни, если проходят проверки во время оформления должностного лица или гражданина к допуску гостайны.

Закон в последней редакции с изменениями и дополнениями можете скачать по следующей .

КОММЕНТАРИЙ К ЗАКОНУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ"

(ПОСТАТЕЙНЫЙ)

Е. И. СПЕКТОР

Старший научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП). Кандидат юридических наук. Специалист в области административного права . Окончила в 1998 г. Юридический институт МВД России с отличием, в 2003 г. - аспирантуру ИЗиСП. Научная проблематика - административно-правовые режимы. Автор многочисленных публикаций в юридических журналах.

Список сокращений

ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ - Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

Органы государственной власти и организации

КС РФ - Конституционный Суд Российской Федерации

ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

ВС РФ - Верховный Суд Российской Федерации

Иные сокращения

РГ - Российская газета

о состоянии здоровья высших должностных лиц России;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Согласно изложенному сведения, составляющие государственную тайну, представляют собой информацию, находящуюся в ограниченном обороте. Государство, являясь правообладателем, принимает меры к ее охране и защите, поскольку свободное распространение ее может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Понятие же "тайна" предполагает, что соответствующая информация не является общеизвестной, она секретная, а "носитель тайны" принимает соответствующие меры для ее охраны.

Статьей 10 Федерального закона от 01.01.01 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" также установлен запрет на отнесение к информации с ограниченным доступом:

1) законодательных и других нормативных актов, устанавливающих правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений , а также права, свободы и обязанности граждан , порядок их реализации;

2) документов, содержащих информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов , безопасности граждан и населения в целом; документов, содержащих информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

3) документов, накапливаемых в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющих общественный интерес или необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Следует отметить, что правоотношения в сфере государственной тайны регулируются не только Законом о государственной тайне. Упоминание о сведениях, составляющих государственную тайну, можно найти в огромном количестве не только федеральных законов (см. далее комментарий к ст. 3 Закона), но и подзаконных актов. Вместе с тем не все законодательные акты одинаково раскрывают правовой режим государственной тайны, что существенно осложняет деятельность правоприменителей. Так, например, ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" относит информацию, содержащую сведения государственной тайны, к иной конфиденциальной информации. Аналогичный правовой режим для государственной тайны предусмотрен и нормами Таможенного кодекса РФ. В свою очередь, ст. 10 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" разделяет конфиденциальную информацию и информацию, содержащую сведения государственной тайны. Согласно ст. 2 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" под конфиденциальной информацией понимается документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. от 01.01.01 г. N 1111) <*>, к сведениям конфиденциального характера относит:

<*> СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127.

1) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (в ред. от 01.01.01 г. N 199-ФЗ) <*> и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;

<*> Там же. 2004. N 34. Ст. 3534.

3) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

<*> Федеральный закон от 01.01.01 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (ч. 3 ст. 1) выводит из-под сферы действия Закона сведения, составляющие государственную тайну, в отношении которых применяются положения законодательства РФ о государственной тайне (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283).

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Отличительными признаками государственной тайны от конфиденциальной информации являются степень вреда, который может принести ее разглашение, основания и порядок отнесения сведений к государственной тайне, особый порядок доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (ст. ст. 5, 6, 8, 12, 21 Закона).

Информация, составляющая коммерческую, служебную тайну, регулируется ст. 139 ГК РФ при условии ее сохранения как таковой, т. е. в случае, когда: 1) информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; 2) к ней нет свободного доступа на законном основании; 3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Так, например, согласно ст. 10 Федерального закона от 01.01.01 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете " <*> (в действ. ред.) содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, т. е. лица, получившие такую информацию, обязаны хранить коммерческую тайну.

<*> СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

Несмотря на то что служебная и коммерческая тайна обладают тремя одинаковыми признаками, по своей природе они не тождественны. Служебную тайну составляют служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера), тогда как коммерческую тайну составляет информация, связанная именно с коммерческой деятельностью.

Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом (см., в частности, ст. 5 Федерального закона от 01.01.01 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (в действ. ред.)) и иными правовыми актами. Государственной тайны Перечень сведений конфиденциального характера не содержит.

Таким образом, следует заключить, что конфиденциальная информация и информация, содержащая сведения государственной тайны, имеют разные правовые режимы, где последняя регулируется специальными законами (Закон о государственной тайне, Закон о безопасности, Закон об информации, информатизации и защите информации и т. д.).

К носителям сведений, составляющих государственную тайну, Закон относит материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Понятие "носители сведений, составляющих государственную тайну" определяет способы передачи информации, составляющей государственную тайну. Иными словами, комментируемое понятие охватывает различные виды материальных объектов, передающих информацию, составляющую государственную тайну.

<*> ГОСТ Р устанавливает основные термины и определения понятий в области защиты информации. Термины, установленные стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по защите информации, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

Согласно комментируемому Закону физическое лицо является субъектом правоотношений в сфере государственной тайны, вступающим в договорные отношения с государством.

В рамках комментируемого законодательного определения одной из форм материального объекта/носителя является документ, легальное определение которого раскрыто в Федеральном законе от 01.01.01 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (в ред. от 01.01.01 г. N 186-ФЗ) <*> "как материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенного для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования".

<*> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

Аналогичное понятие документа дано в Федеральном законе от 01.01.01 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" <*> и Федеральном законе от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене" (в ред. от 01.01.01 г. N 58-ФЗ) <**>.

<*> Там же. N 8. Ст. 609.

<**> Там же. 1996. N 28. Ст. 3347.

ГОСТ Р 52069.0-2003 "Защита информации. Система стандартов. Основные положения", утв. Постановлением Госстандарта России от 5 июня 2003 г. N 181-ст, в п. 3.18 также определяет документ как зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

В основном государственная тайна как информация существует исключительно в документированном виде, т. е. фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать (ст. 12 комментируемого Закона о государственной тайне). Такими реквизитами являются: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации. Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, каждой из этих составных частей присваивается соответствующий гриф секретности, а носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

Под понятием физического поля в данном Законе подразумеваются электромагнитные и акустические поля, где первые связаны с работой и функционированием средств связи, коммуникации, вычислительных комплексов, средств отображения, в том числе электронно-лучевых и плазменных дисплеев компьютеров, излучение которых может приводить к передаче информации; вторые связаны со средствами озвучивания.

Под системой защиты государственной тайны понимается совокупность органов защиты государственной тайны, которые используют средства и методы защиты сведений, составляющих эту тайну, и их носителей, а также проводимые в этих целях необходимые мероприятия.

Непосредственными органами защиты государственной тайны, в рамках ст. 20 Закона (см. комментарий к ней), являются следующие органы:

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, руководство деятельностью которой осуществляет Президент РФ <*>. Основные функции Межведомственной комиссии заключаются в координации деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации по защите государственной тайны и формировании перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, по предложениям органов государственной власти;

<*> Положение о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утв. Указом Президента Российской Федерации от 6 октября 2004 г. N 1286 // СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4024.

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, его территориальные органы (Федеральная служба безопасности - см. Положение о Федеральной службе безопасности, утв. Указом Президента РФ от 01.01.01 г. N 960 (в действ. ред.)) <*>;

<*> СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3254.

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны; его территориальные органы (Министерство обороны РФ - см. Положение о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 01.01.01 г. N 1082 (в действ. ред.)) <*>;

<*> Там же. 2004. N 34. Ст. 3538.

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки; его территориальные органы (Служба внешней разведки РФ - см. Федеральный закон от 01.01.01 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке" (в действ. ред.)) <*>;

<*> Там же. 1996. N 3. Ст. 143.

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, его территориальные органы (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю - см. Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утв. Указом Президента РФ от 01.01.01 г. N 1085 <*>);

Текст документа:

Закон РФ "О государственной тайне"

(редакция от 08.03.2015 )

извлечение

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Закона

Положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее - органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;
носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны - совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
средства защиты информации - технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Раздел II. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ
ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Статья 5. Перечень сведений, составляющих государственную тайну

Государственную тайну составляют:
1) сведения в военной области:
о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;
о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;
о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;
2) сведения в области экономики, науки и техники:
о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;
об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;
о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;
об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;
о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);
3) сведения в области внешней политики и экономики:
о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;
о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму и в области обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах деятельности по обеспечению безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты, данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения, а также отдельные сведения об указанных лицах;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства;

о мерах по обеспечению защищенности критически важных объектов и потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации от террористических актов;

о результатах финансового мониторинга в отношении организаций и физических лиц, полученных в связи с проверкой их возможной причастности к террористической деятельности.

Статья 7. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:
о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведений либо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Статья 9. Порядок отнесения сведений к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с настоящим Законом.
Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны).
Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, определяемым настоящим Законом, руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.
Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложениям органов государственной власти и в соответствии с Перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости.
Органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. В эти перечни включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы, и устанавливается степень их секретности. В рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по решению заказчиков указанных образцов и работ могут разрабатываться отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Эти перечни утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием.

Раздел IV. РАССЕКРЕЧИВАНИЕ СВЕДЕНИЙ И ИХ НОСИТЕЛЕЙ

Статья 13. Порядок рассекречивания сведений

Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных в предусмотренном настоящим Законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Основаниями для рассекречивания сведений являются:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Правом изменения действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, наделяются утвердившие их руководители органов государственной власти, которые несут персональную ответственность за обоснованность принятых ими решений по рассекречиванию сведений. Решения указанных руководителей, связанные с изменением перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, подлежат согласованию с межведомственной комиссией по защите государственной тайны, которая вправе приостанавливать и опротестовывать эти решения.

Статья 14. Порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.

В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными им должностными лицами.

Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случае делегирования им таких полномочий организацией-фондообразователем или ее правопреемником. В случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

Статья 15. Исполнение запросов граждан, предприятий, учреждений, организаций и органов государственной власти Российской Федерации о рассекречивании сведений

Граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, в том числе в государственные архивы, с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации, в том числе государственные архивы, получившие такой запрос, обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу запроса. Если они не правомочны решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его поступления передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями, либо в межведомственную комиссию по защите государственной тайны, о чем уведомляются граждане, предприятия, учреждения, организации и органы государственной власти Российской Федерации, подавшие запрос.

Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. При признании судом необоснованности засекречивания сведений эти сведения подлежат рассекречиванию в установленном настоящим Законом порядке.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх