Iii. порядок проведения сертификации работ по охране труда в организациях. Регулирование охраны труда в коллективном договоре (соглашении) Организация проведения сертификации работ охране труда

Можно ли получить сертификат, не проводя специальную оценку условий труда ?
К сожалению, нет. Мы не сможем принять положительное решение о проведении сертификации по заявке организации, к которой не будут приложены сведения о ещё действующих результатах аттестации рабочих мест (проведенной до 1 января 2014 года) или специальной оценки условий труда . Поэтому порядок проведения этих работ четкий: сначала специальная оценка условий труда , а за тем уже сертификация.

Каков на практике алгоритм действий при проведении сертификации?
Шаг 1. После заключения соответствующего договора (то есть фактически после принятия положительного решения по Вашей заявке) мы (орган по сертификации), исходя из первоначальных сведений о Вашей организации, формируем перечень вопросов к Вам (заявителю) и документов Вашей организации, которые нам понадобятся при проведении сертификации, и передаем его Вам.

Шаг 2. Вы готовите ответы на заданные вопросы и копии запрошенных документов и передаете все в орган по сертификации.

Шаг 3. После анализа полученной от Вас информации мы составляем план корректирующих мероприятий (из опыта: нужны почти всегда, поскольку нарушения и недоработки обнаруживаются почти в каждой организации) и передаем его Вам вместе с подробными комментариями и советами наших специалистов, образцами документов и прочими наработками, материалами методической поддержки. На этом этапе наша задача максимально облегчить Вам работу по приведению работ по охране труда в Вашей организации в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Шаг 4. По результатам корректирующих мероприятий Вы представляете нам сведения в виде копий своих новых и/или обновленных документов.

Шаг 5. Орган по сертификации составляет акт проверок и оценок соответствия организации работ по охране труда, принимает решение о выдаче сертификата соответствия и назначает график инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда.

Если в организации охрана труда поставлена на высоком уровне, то шаги 3 и 4 могут оказаться не нужны.

Можно ли провести сертификацию дистанционно - без выезда комиссии органа по сертифкации на объекты заявителя?
Да, это возможно. К примеру, если относительно небольшие объекты заявителя расположены в отдаленных регионах и командировочные расходы делают сертификацию излишне обременительной и затратной для заявителя, то комиссия может ограничиться камеральным рассмотрением документации по охране труда заявителя и общением с его представителями по телефону и электронной почте.

Нужны ли при сертификации выборочные контрольные измерения уровней вредных производственных факторов?
Нет, не нужны. В связи с тем, что в силу Приказа Минздравсоцразвития №205н от 1 апреля 2010 года в настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда проводится только аккредитованными аттестующими организациями, подтверждение результатов аттестации при сертификации не требуется.

Сколько времени может продлиться сертификация? И какова мера участия в этой работе самого заявителя?
Обычно сертификация длится от 1-го до 3-х месяцев. Скоростью проведения сертификации можно управлять: во-первых, мы можем варьировать темп проверок и оценок в зависимости от Ваших потребностей (жесткие сроки в предписании и т.п.) без ущерба качеству и полноте выполняемых работ, а во-вторых, темп работ часто зависит от Вас - от оперативности предоставления Вами необходимых сведений, выполнения рекомендуемых нами в процессе работы корректирующих мероприятий и т. д.

Что касается затрат времени на отдельные этапы/шаги сертификации, то они примерно таковы:

Шаг 1 - всего 1 - 3 дня с момента заключения договора;
Шаг 2 - подготовка Вами всех необходимых сведений может быть как очень быстрой и беспроблемной (2-3 дня) так и долгой и болезненной (в нашей практике были организации, у которых на представление запрошенных сведений ушли месяцы и это при нашей готовности оказать любую методическую помощь в этом вопросе!!!). Причем это зависит часто не от состояния системы охраны труда в организации, а исключительно от эффективности работника, которому поручено эти данные собирать и "политической воли" руководства организации.

Шаг 3 - анализируем полученные от Вас сведения и готовим план корректирующих мероприятий вместе с необходимыми Вам для их выполнения образцами и методическими материалами мы обычно от недели до месяца.

Шаг 4 - в отношение выполнения Вами корректирующих мероприятий справедливо всё, что сказано по шагу 2. Обычно эта работа укладывается в интервал от недели до месяца.

Шаги 5 - оформление материалов сертификации (в том числе и сертификата соответствия) обычно занимает около недели.

Что делать, если плохо организована охрана труда? К примеру, не проводится обучение и/или инструктаж по охране труда, работники не направляются на медосмотры, не должным образом обеспечиваются СИЗ и т.п.?
Чтож, либо мы общими усилиями подтянем в процессе сертификации отстающие работы по охране труда (по большому счёту с Вашей стороны для этого необходимы только воля и решимость) и сертификат соответствия будет справедливо выдан Вашей организации (но не забывайте про инспекционный контроль - Вам нужно будет и дальше организованную работу по охране труда вести), либо теоретически может быть принято решение об отказе в выдаче сертификата, но это крайний случай - при полном игнорировании заявителем корректирующих мероприятий.

Нужно ли информировать ГИТ или ещё какие-то государственные контролирующие структуры о проведении сертификации?
Если Вы проводите сертификацию по предписанию, то конечно, следует поставить в известность о результатах сертификации ведомство, выдавшее предписание. В других случаях такой необходимости нет, так как орган по сертификации регистрирует сертификат соответствия в реестре системы сертификации и периодически отчитывается о своей работе перед государством.

Получение сертификата и постановка на учет по безопасности труда и здоровья человека регламентируется ГОСТ Р 54934-2012, а также на содержании международного стандарта OHSAS 18001-2007.
Стоимость определяется следующими составляющими:

  • система управления охраной труда СУОТ – 10000 рублей,
  • сертификат соответствия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья по ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007 – 10000 рублей,
  • сертификат соответствия системы экологического менеджмента ГОСТ Р 14001-2016 (ISO 14001:2015) – при необходимости – 10000 рублей.

Сроки подготовки указанной документации – от 1 дня и зависит от масштабов организации.

Для чего необходимо внесение в реестр сертифицированных организаций по ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007?

Организация охраны труда на предприятии – одно из основных составляющих его успешного функционирования. Поэтому вопросу функционирования данного процесса всегда необходимо уделять должное внимание, ведь от состояния безопасности труда, в первую очередь, зависит жизнь и здоровье сотрудников, а от комфортности предоставляемых условий труда – эффективность работы специалистов.

Соответственно, совершенствование системы управления охраной труда, однозначно станет преимуществом любой организации, как в глазах потенциальных кадров, так и в глазах возможных партнеров. Помочь в данном случае может сертификация по требованиям международного стандарта OHSAS 18001:2007.

Данный процесс не является законодательным требованиям. Несмотря на это, большинство компаний самостоятельно стремится к ее проведению.

Основными целям, которые они при этом ставят перед собой, являются:

  • повышение безопасности сотрудников при осуществлении работ;
  • контроль над опасными производственными факторами;
  • предотвращение рисков, связанных с деятельностью предприятия;
  • предупреждение возникновения случаев травматизма и профзаболеваний;
  • получение преимущества при участии в тендерах, проводимых как коммерческими, так и государственными предприятиями;
  • готовность объекта к аварийным или прочим нештатным ситуациям;
  • выполнение законодательных требований и требований надзорных органов;
  • лояльность при получении различного рода документации и разрешений;
  • привлечение к работам квалифицированных специалистов;
  • приобретение конкурентоспособности и повышение имиджа организации на рынке.

Стоимость подготовки предприятия к сертификации ГОСТ.

Получить сертификат соответствия системе OHSAS предприятия не могут без проведения предварительной подготовки. В нее входит разработка необходимой документации, обучение сотрудников, разработка разнообразных мероприятий и процедур.

Справится с таким объемом работы специалистам предприятия самостоятельно довольно трудно. Тем более, что с процедурой сертификации по международным требованиям они не сталкиваются в ходе выполнения своих ежедневных должностных обязанностей. Естественным становится делегирование процесса специализированным компаниям, имеющим опыт в данном вопросе. Это позволит в первую очередь сократить сроки внедрения стандарта, а также избежать недочетов. Ведь вероятность их выявления высока при проведении аудита и зачастую служит причиной для отказа в выдаче заветной бумажки. Например, одной из важных процедур в которых такие компании могут оказать содействие, является разработка документации в рамках системы менеджмента.

Стоимость такой услуги составляет от 10000 рублей. Времени с начала подготовки до момента получения необходимого документа при соблюдении всех необходимых процедур может уйти до полугода. Конечно, цена и сроки напрямую зависят от размера организации, количества сотрудников и наличия действующей системы.

Особенности получения сертификата по охране труда.

На международном уровне процедура проводится по требованиям OHSAS 18001:2007. В России существует свой стандарт, основанный на содержании вышеуказанного документа. Им является ГОСТ Р 54934-2012. Сертификат соответствия – внутренний документ предприятия, подтверждающий соответствие принятой в нем политики по охране труда, действующей технологии и применяемого оборудования требованиям международного стандарта.

Получить его можно только реализовав на объекте все необходимые мероприятия. Это проводится для того, чтобы политика предприятия, применяемая для обеспечения безопасности труда, полностью совпадала с требованиями международного стандарта. Проверку данного соответствия проводят организации, аккредитованные Росстандартом. При выявлении полной готовности предприятия, соответствия применяемых процедур требованиям системы менеджмента, ему выдается соответствующий сертификат соответствия.

Выданный документ имеет определенный срок действия, который составляет 3 года с момента его получения. На этом деятельность по внедрению не прекращается. Ведь проверки соответствия могут проводиться в течение всего срока действия. Система менеджмента может считаться эффективной только в том случае, когда она соответствует сфере деятельности предприятия и становится частью общей системы менеджмента.

Этапы подготовки предприятия.

Итак, предприятию для соответствия требованиям стандарта предстоит реализация комплекса мероприятий, осуществляемая в несколько этапов:

  1. Первоначально в соответствии с требованиями осуществляется подготовка сотрудников предприятия, на которой они осваивают основные термины и понятия, принципы управления и основы внедряемой на объекте системы.
  2. На втором этапе происходит анализ действующей системы управления охраной труда, выявление имеющихся несоответствий. В рамках данного этапа происходит анализ:
    • комплектности и содержания действующей на предприятии документации;
    • степени заинтересованности работников;
    • существующих вредных производственных факторов;
    • системы распределения ответственности за безопасность труда между работниками предприятия.
  3. Третий этап предполагает выявление несоответствий между законодательными требованиями и применяемым производственными процессом, а также присутствующими в нем вредными производственными факторами.
  4. Одним из важнейших этапов является четвертый, на котором происходит разработка и внедрение в действие.
    Пакет документации включает:
    • описание политики предприятия;
    • основные цели, на которые ориентируется организация;
    • документацию по предупреждению возникновения аварийных ситуаций и управлению рисками;
    • описание внедряемых процедур в рамках требований системы.
  5. Пятый этап предполагает распределение ответственности между работниками исследуемого объекта, устанавливается роль каждого из них в общей системе управления.
  6. На шестом этапе происходит разработка процедуры контроля внедренной системы, включающей внутренний аудит. Для проведения внутреннего аудита также необходимо предварительно обучить штатных сотрудников.
  7. На последующих этапах определяется роль и ответственность руководителей, происходит разработка плана взаимодействия со внешними заинтересованными организациями. Здесь система менеджмента уже должна функционировать в полном объеме, в соответствии со всеми внедренными мероприятиями.
  8. Последний этап служит для анализа действующей системы управления предприятием и выявления несоответствий с требованиями стандарта. Помочь в таком анализе может внутренний аудит по разработанной ранее схеме, проводимый предприятием самостоятельно. Его основной целью является определение готовности объекта к сертификации.

После реализации перечисленных процедур предприятие может подавать документы на получение сертификата в сертифицирующую организацию.

Документы, необходимые для передачи в сертифицирующую организацию.

Чтобы оформить рассматриваемый документ, предприятия предоставляет пакет документов, в состав которых входят:

  1. Устав, учредительные документы, реквизиты.
  2. Коды статистики с письмом об их присвоении.
  3. Правоустанавливающие документы на занимаемое помещение.
  4. Копии действующих лицензий при их наличии.
  5. Информация о выпускаемой продукции или предоставляемых услугах.
  6. Руководство по качеству.
  7. Перечень нормативной документации в соответствии с которой осуществляется деятельность исследуемого объекта.
  8. Контактная информация.
  9. Сведения о подготовке и квалификации сотрудников.
  10. Дополнительная информация, при необходимости запрашиваемая сертифицирующей организацией.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 24-04-2002 28 О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ (2019) Актуально в 2018 году

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

11. Сертификация работ по охране труда в организациях включает следующие этапы:

подачу заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;

выдачу сертификата безопасности;

инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда.

12. Подача заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения

12.1. Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение N 3 к настоящим Правилам).

Заявитель вправе обратиться в любой из органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации.

12.2. Орган по сертификации регистрирует и в двухнедельный срок рассматривает заявку на сертификацию работ по охране труда в организации.

12.3. По результатам рассмотрения документов, представленных заявителем в соответствии с заявкой на проведение сертификации работ по охране труда в организации, орган по сертификации принимает решение по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение N 4 к настоящим Правилам).

12.4. В случае принятия положительного решения орган по сертификации сообщает заявителю основные условия проведения сертификации.

При этом орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения сертификации работ по охране труда в организации.

В программе сертификации работ по охране труда в организации устанавливается перечень работ по охране труда, подлежащих проверке, при использовании схемы сертификации 2.1, предусмотренный приложением N 1 к настоящим Правилам, перечень и объем контрольных выборочных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах.

12.5. В случае принятия отрицательного решения по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации заявителю направляют уведомление о невозможности проведения сертификации работ по охране труда с указанием причин такого решения.

13. Проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организациях установленным государственным нормативным требованиям охраны труда

13.1. Сертификацию работ по охране труда в организации осуществляют посредством проверки и оценки представленных заявителем документов, а также проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

13.2. Проверку соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляет комиссия, формируемая руководителем органа по сертификации. В комиссию должны входить представители органа по сертификации, включая штатных и внештатных экспертов по сертификации.

13.3. Процедура подтверждения соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда включает:

Оценку соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

Оценку деятельности службы охраны труда;

Оценку деятельности работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

14. Анализ результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности

14.1. Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности.

14.2. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

15. Выдача сертификата безопасности

15.1. При положительных результатах проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации оформляет сертификат безопасности по форме, установленной приложением N 5 к настоящим Правилам, регистрирует его и выдает заявителю.

15.2. Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации работ по охране труда в организациях, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда.

15.3. При внесении изменений в государственные нормативные требования охраны труда, в организационно - правовую форму юридического лица и других изменениях, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации работ по охране труда в организациях, держатель сертификата безопасности должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.

15.4. Знак соответствия работ по охране труда в организациях наносится на сертификат безопасности. Использование знака соответствия работ по охране труда в организациях в рекламных и печатных изданиях осуществляется согласно положению о знаке соответствия работ по охране труда в организациях.

15.5. Сертификаты безопасности вступают в силу с даты их регистрации в органе по сертификации.

16. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда

16.1. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда проводит орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при сертификации работ по охране труда в организации.

16.2. Результаты инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда оформляются актом, в котором орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, делает заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата безопасности.

16.3. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено. Решение о приостановке, отмене или возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.

16.4. В случае несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, отказа держателя сертификата безопасности от проведения инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата безопасности.

16.5. Решение о приостановлении действия сертификата безопасности принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

16.6. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

приостанавливает действие сертификата безопасности;

информирует об этом соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда (государственную экспертизу условий труда), на территории которого находится организация;

устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

проверяет ход выполнения корректирующих мероприятий.

16.7. После выполнения корректирующих мероприятий и при положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата безопасности. Информация о возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.

16.8. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата безопасности и в трехдневный срок информирует об этом заявителя, Минтруд России и заинтересованных участников сертификации работ по охране труда в организациях.

16.9. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.

16.10. При проведении инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда в организациях орган по сертификации действует в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА – это выдача специального свидетельства (сертификата) после проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям ОТ с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по ОТ в отраслях экономики.

С. р. по ОТ в организациях (далее – ССОТ) создана для реализации норм ТК РФ, Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. № 663 «О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации».

ССОТ введена в РФ постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 26 июля 2002 г. № 3622). ССОТ внесена Госстандартом России в государственный реестр обязательных систем сертификации, ей присвоен регистрационный номер – № РОСС RU.001.3.01ОТ00. Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 утверждены: Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях, Правила сертификации работ по охране труда в организациях и Положение о знаке соответствия системы сертификации работ по охране труда в организациях.

В Положении о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 480, было определено, что Минтруда России организует и проводит С. р. по ОТ во взаимодействии с Госстандартом России, др. федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов РФ организуют и осуществляют С. р. по ОТ в организациях. ССОТ является открытой для участия в ней всех федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, признающих и выполняющих ее правила. В этой связи в ССОТ могут входить отраслевые подсистемы С. р. по ОТ.

Цель ССОТ – это содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении УТ. направлена на создание работодателями эффективной ОТ (для деятельности организаций на едином рынке труда РФ) и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам организаций на безопасные УТ в соответствии с действующим законодательством.

Структура ССОТ. Структуру ССОТ, обеспечивающую ее деятельность, образуют:

Минздравсоцразвития России;

центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;

аккредитованные органы по сертификации;

аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Для С. р. по ОТ Минтруда России было поручено следующее:

устанавливать правила и процедуры проведения сертификации;

формировать и реализовывать научно-техническую и экономическую политику в области С. р. по ОТ;

устанавливать способы подтверждения соответствия работ по ОТ в организациях государственным нормативным требованиям ОТ (схемы сертификации);

определять ЦО ССОТ и центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;

устанавливать правила аккредитации и аккредитовать органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры);

вести государственный реестр участников и объектов С. р. по ОТ в организациях;

устанавливать правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия С. р. по ОТ в организациях и результатов испытаний;

взаимодействовать с Госстандартом России по методическим вопросам;

готовить предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, взаимном признании результатов сертификации, участвовать в установленном порядке в деятельности международных и региональных организаций по сертификации и стандартизации в области ОТ;

осуществлять государственный контроль и надзор и устанавливать порядок инспекционного контроля за соблюдением правил С. р. по ОТ в организациях и за сертифицированными работами по ОТ в организациях;

рассматривать апелляции в связи с С. р. по ОТ в организациях;

формировать Совет ССОТ.

Организационное и материальное обеспечение деятельности Совета ССОТ осуществляет ЦО ССОТ. В ССОТ может быть создан научно-методический центр С. р. по ОТ в организациях, в функции которого входит проведение специальной подготовки экспертов по сертификации, осуществление координации деятельности центров по подготовке экспертов по сертификации, оказание участникам сертификации методической помощи в проведении С. р. по ОТ в организациях, а также обеспечение необходимой информацией. При центральном органе отраслевой подсистемы сертификации работ по ОТ в организациях создается научно-методический центр отраслевой подсистемы сертификации работ по ОТ в организациях (из числа компетентных в данной области организаций). Организации, претендующие на проведение С. р. по ОТ, т. е. заявители, реализуют свои функции и права в соответствии с действующими правилами.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по ОТ, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т. ч.:

деятельность работодателя по обеспечению безопасных УТ в организации;

деятельность службы охраны труда в организации;

работы по проведению аттестации рабочих мест по УТ;

И проведение инструктажа по ОТ работников и проверки их знания требований ОТ.

Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение С. р. по ОТ в организациях в соответствии с областью аккредитации, оформляют и выдают сертификаты соответствия работ по ОТ (сертификаты безопасности), проводят инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ в организациях, приостанавливают либо отменяют действия выданных ими сертификатов безопасности. Непосредственную работу в органе по сертификации ведут специалисты с обязательным участием экспертов по сертификации, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров вредных и опасных производственных факторов с целью С. р. по ОТ в организациях по программам, разработанным органом по сертификации, а также выдают протоколы измерений (оценок).

С. р. по ОТ в организациях проводят по схемам, основанным на схеме 2 Правил сертификации работ и услуг в РФ, утвержденных постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17. При С. р. по ОТ в организациях по схеме 2.1 осуществляется оценка выполнения работ по ОТ и материалов аттестации рабочих мест по УТ, включая оценку достоверности полученных результатов аттестации рабочих мест по УТ, посредством проведения выборочных контрольных измерений и оценок аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.

При С. р. по ОТ в организациях по этой схеме для определения количества рабочих мест, на которых следует провести необходимые выборочные контрольные измерения и оценки, комиссия органа по сертификации делает отбор.

Для проведения контрольных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов следует отбирать рабочие места, характеризуемые всеми классами УТ и степенями вредности и опасности. На таких рабочих местах должен быть максимальный набор измеряемых и оцениваемых производственных факторов.

По схеме 2.2 осуществляется оценка выполнения работодателем работ по ОТ и материалов аттестации рабочих мест по УТ без проведения выборочных контрольных измерений и оценок в случаях, когда результаты аттестации рабочих мест основаны на данных измерений и оценок, выполненных аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.

С. р. по ОТ в организациях включает следующие этапы:

подача заявки на проведение сертификации вместе с материалами об аттестации рабочих мест по УТ; должны представляться ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по УТ в подразделениях организации, сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по УТ в организации, план мероприятий по улучшению и оздоровлению УТ в организации и сведения о ходе его выполнения, др. материалы по усмотрению органа по сертификации;

рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

проведение проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ;

анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ, принятие решения о возможности выдачи (об отказе в выдаче) сертификата безопасности;

выдача сертификата безопасности;

инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ.

Заявитель вправе обратиться в любой из органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации. Орган по сертификации регистрирует и в 2-недельный срок рассматривает заявку на С. р. по ОТ в организации. В случае принятия положительного решения орган по сертификации сообщает заявителю основные условия проведения сертификации. При этом орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения С. р. по ОТ в организации. В случае принятия отрицательного решения по заявке на проведение сертификации заявителю направляют уведомление о невозможности проведения С. р. по ОТ с указанием причин такого решения.

Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности и доводит его до сведения заявителя с указанием причин отказа.

Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов С. р. по ОТ, сроков действия государственных нормативных требований ОТ и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по УТ. В случае невыполнения условий выдачи сертификата безопасности он аннулируется органом по сертификации (выдавшим его) или Минтруда России.

Орган по сертификации, выдавший , проводит инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ для установления соответствия текущих работ по ОТ требованиям, подтвержденным при С. р. по ОТ в организации. Результаты инспекционного контроля оформляются актом произвольной формы, в котором дается заключение о возможности сохранения действия ранее выданного сертификата безопасности. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по ОТ действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по ОТ от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами ОТ (государственных экспертиз УТ), общественных объединений.

Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (испытательных центров) и экспертов по сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов безопасности и по др. вопросам С. р. по ОТ в организациях в ССОТ действует Комиссия по апелляциям.

Сертификация организации работ по охране труда представляет собой механизм определения соответствия проводимых в организации работ по охране труда требованиям действующего законодательства и является итоговым актом выполнения всей системы мер охраны труда, осуществляемых работодателями и направленной на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В этой связи естественным выглядит то, что Трудовой кодекс РФ в обязательном порядке требуют от работодателя проведения сертификации организации работ по охране труда на ее соответствие государственным требованиям охраны труда.

По своей сути сертификация работ по охране труда должна подтвердить качество выполнения работ по охране труда. Именно так! Подтверждает качество намерений (работ), но не результат самой охраны труда. Парадоксально для многих, но сертификат соответствия вручается не столько тем, у кого нет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сколько тем, кто правильно выполняет все требования охраны труда.

Это связано с тем, что при сегодняшнем уровне техники и технологий принципиально невозможно обеспечить абсолютную безопасность, а отдельные исключения только подтверждают это печальное, но реальное правило. Проведение сертификации организации работ по охране труда должно стимулировать проведение таких работ и тем самым способствовать снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости до социально приемлемого уровня.

Итак, сертификация организации работ по охране труда должна подтвердить качество выполнения работ по охране труда в той или иной организации, у того или иного работодателя. Если подтверждает, то хорошо. А если нет? Ведь это значит, что сложившаяся ситуация является грубым нарушением законодательства, подлежит ответственности, в принципе, вплоть до уголовной. Но самое страшное для нарушителя (если он вообще хоть чего-то или кого-то боится) это публичность. Ведь Сертификат соответствия либо есть, либо его нет! Это не келейное штрафование государственным инспектором – неприятно, конечно, но почти никто не знает и никто не узнает. А потому многие работодатели далеко не рады всеобщей сертификации организации работ по охране труда, и в чем-то внутренне ей сопротивляются.

А ведь сертификация – прекрасный формализованный единообразный способ проверки соответствия выполнения работодателем работ по охране труда государственным требованиям.

Организация работ по сертификации достаточно детально прописана в рамках действующего законодательства. Вместе с тем, не вступая в противоречие требованиям законодательства, отдельные аспекты сертификации работ по охране труда в организациях приходится формулировать впервые.

Нам хотелось бы подчеркнуть два момента. Первый момент связан с перенесением многолетнего опыта проведения сертификации систем управления на сертификацию работ по охране труда. Чтобы не отказывать предприятию в сертификации, но и не «смотреть сквозь пальцы» на недостатки и недоработки, следует наибольшее внимание уделить предсертификационной подготовке учреждения к сертификации. Смысл ее в том, что пока учреждение не готово к сертификации, непосредственно процесс сертификации не начинается. Процесс сертификации начнется только при условии готовности учреждения к нему, точнее готовности к положительному решению – выдаче Сертификата соответствия.

Второй момент связан с системным (комплексным) характером оценок при сертификации. Подчеркнем, что требуемым уровнем системности обладают только выполненные по современным требованиям ряда стандартов системы управления охраной труда (СУОТ) или выполненные по требованиям Трудового кодекса РФ системы организации работ по охране труда (СОРОТ). К сожалению, пока в действующей нормативной документации по сертификации работ по охране труда в организациях однозначно не сказано ни о СУОТ, ни о СОРОТ, хотя практический опыт в сфере охраны труда показывает, что обеспечение безопасных условий труда наиболее эффективно в их рамках.

По нашему мнению, практика обязательной сертификации по системе ССОТ (в будущем скорее всего СОРОТ) неизбежно должна слиться с добровольной сертификацией СУОТ. В этом мы видим перспективу и той и другой, ибо тогда обе эти системы будут работать на благо учреждения и его устойчивого развития.

Система сертификации работ по охране труда в организациях была установлена постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28.
Для введения в действие Системы сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ) были утверждены:

  • Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях;
  • Правила сертификации работ по охране труда в организациях;
  • Положение о знаке соответствия Системы сертификации работ по охране труда в организациях.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно правовых форм, в том числе:

  • деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда;
  • деятельность службы охраны труда;
  • работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

ССОТ обеспечивает проведение сертификации на всей территории Российской Федерации путем формирования сети органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке.

В работе комиссий органов по сертификации участвуют эксперты, аттестованные на право проведения одного или нескольких видов работ в этой области.

Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение сертификации работ по охране труда в организациях в соответствии с областью аккредитации, и на них возлагаются следующие основные функции:

  1. формирование и совершенствование базы нормативных правовых актов, необходимых для сертификации работ по охране труда в организациях;
  2. проведение сертификации работ по охране труда в организациях по заявкам заявителей;
  3. оформление и выдача сертификатов соответствия работ по охране труда (сертификатов безопасности), далее – сертификат безопасности;
    инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда в организациях;
  4. приостановка либо отмена действия выданных сертификатов безопасности;
  5. представление заявителю по его требованию необходимой информации в пределах своей компетенции;
  6. ведение банка данных организаций – обладателей сертификатов безопасности;
  7. ведение реестра независимых организаций и экспертов по сертификации, привлекаемых для целей сертификации работ по охране труда в организациях;
  8. подготовка и представление в ЦО ССОТ отчетной информации и других сведений, необходимых для включения в государственный реестр участников и объектов сертификации работ по охране труда в организациях.

Непосредственную работу в органе по сертификации осуществляют специалисты с обязательным участием экспертов, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации.

Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке:

  1. осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров опасных и вредных производственных факторов для целей сертификации работ по охране труда в организациях по программам, разработанным органом по сертификации;
  2. выдают протоколы измерений (оценок) для целей сертификации работ по охране труда в организациях.

Заявители реализуют свои функции и права в соответствии с Правилами сертификации работ по охране труда.
При этом заявители:



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх