Кем проводится 2 ступень административно общественного контроля. Административный контроль за состоянием охраны труда. Как организован общественный контроль за охраной труда

Настоящий Стандарт устанавливает порядок проведения контроля за соблюдением норм, выполнением требований правил, инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, стандартов безопасности труда на всех ступенях производственной деятельности.
Стандарт разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по организации трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда с учетом структуры управления ОАО "Волга".
Стандарт распространяется на все структурные подразделения предприятия.

Обозначение: СТП 12.0213.004-2005
Название рус.: СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 14.06.2005
Разработан: ОАО "Волга"
Утвержден: ОАО "Волга" (14.06.2005)
Опубликован: журнал "Справочник специалиста по охране труда" № 2 2006

СТП 12.0213.004-2005

СТАНДАРТПРЕДПРИЯТИЯ

СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) поохране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения

Утвержден
приказом генерального директора
ОАО «Волга»
от 14.06.05 №198
Срок введения - с 14.06.05

Настоящий Стандартустанавливает порядок проведения контроля за соблюдением норм, выполнениемтребований правил, инструкций по охране труда, промышленной и пожарнойбезопасности, стандартов безопасности труда на всех ступенях производственнойдеятельности.

Стандарт разработан в соответствии с Методическимирекомендациями по организации трехступенчатого контроля за состоянием охранытруда с учетом структуры управления ОАО "Волга".

Стандарт распространяется на всеструктурные подразделения предприятия.

1. Общие положения

1.1..Административно-общественный контроль по охране труда, промышленной и пожарнойбезопасности наряду с оперативным контролем, осуществляемым руководителем работи другими должностными лицами; контролем, осуществляемым службой охраны труда,промышленной и пожарной безопасности предприятия; контролем, осуществляемыморганами государственного надзора и контроля, является основным видом контроля,осуществляемого администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией(в лице представителей ее выборных органов), за состоянием условий ибезопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, атакже за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работникамитребований трудового законодательства, законодательства об охране труда,стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативныхактов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

1.2. Целью административно-общественногоконтроля являются выявление недостатков в области охраны труда, промышленной ипожарной безопасности на всех ступенях производственной деятельности,своевременное их устранение, анализ причин и выработка мер по предупреждению ихповторения.

1.3.Административно-общественный контроль не заменяет и не отменяет другие видыконтроля (контроля, осуществляемого должностными лицами в соответствии с ихдолжностными обязанностями, а также общественного контроля, осуществляемогопрофессиональным союзом в лице его выборных органов и уполномоченных по охранетруда).

1.4.Административно-общественный контроль проводится на трех уровнях (в триступени):

На уровне участка (смены,лаборатории, склада) - первая ступень;

На уровне цеха (отдела,службы) - вторая ступень;

На уровне предприятия - третьяступень.

2. Первая ступень административно-общественногоконтроля

2.1. Первая ступень контроляосуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальникомучастка, начальником смены и т.д.) и уполномоченным по охране труда на данномучастке.

2.2. Руководитель участкасовместно с уполномоченным по охране труда ежедневно (ежесменно при сменнойработе) в начале работы проверяют на своем участке состояние рабочих мест(содержание проходов, территорий); исправность оборудования, инструмента,приспособлений; наличие и исправность ограждений; работу вентиляционныхустановок и пылегазоулавливающих устройств; освещенность рабочих мест ипроходов; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; наличиенеобходимых инструкций на рабочих местах и немедленно принимают меры поустранению выявленных недостатков.

Если недостатки не могут бытьустранены немедленно силами работников участка, принимаются меры по недопущениюдоступа работников в опасную зону (в необходимых случаях, когда имеетсяреальная угроза безопасности жизни и здоровью персонала, путем остановкинеисправного оборудования) и докладывается руководству цеха.

О результатах проверкипроверяющие делают соответствующие записи в специальном журналеадминистративно-общественного контроля по охране труда (журналы должны бытьпронумерованы и прошнурованы).

2.3. В течение рабочей сменыруководитель участка и уполномоченный по охране труда контролируют соблюдениеработниками инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;своевременную уборку отходов производства и готовой продукции, не допускаязахламленности и загромождения рабочих мест, проходов и проездов; наличие иправильность применения спецодежды, спецобувии других средств индивидуальной защиты, предохранительных и блокирующихприспособлений.

2.4. При несоблюденииработниками безопасных приемов работы или требований охраны труда, промышленнойи пожарной безопасности руководитель участка приостанавливает выполнение работыи проводит нарушителю внеплановый инструктаж с записью в журнале регистрацииинструктажей. Фамилия нарушителя, допущенные им нарушения и принятые мерызаносятся в журнал административно-общественного контроля.

2.5. Начальник цеха (отдела)ежедневно просматривает записи в журнале административно-общественногоконтроля, назначает ответственных лиц за устранение отмеченных в журналенедостатков, определяет и контролирует сроки их устранения, принимает меры квиновным лицам.

3. Вторая ступень административно-общественногоконтроля

3.1. Начальник цеха (отдела) спредседателем профсоюзного комитета подразделения или старшим уполномоченным поохране труда с привлечением специалистов цеха (механик, энергетик, технолог ит.д.) и инспектора Госпожнадзора (22-ПЧ) не реже 1 раза в неделю комиссионнопроводят целенаправленную проверку состояния охраны труда, промышленной ипожарной безопасности в цехе.

3.2. При проверке комиссияконтролирует исправное содержание и безопасную эксплуатацию производственных ивспомогательных помещений, сооружений, оборудования, инструмента, инвентаря,транспортных и грузоподъемных средств, сосудов, работающих под давлением,предохранительных и блокировочных приспособлений; правильную организацию работи рабочих мест; безопасное хранение, транспортирование и применение ядовитых,едких и взрывопожароопасных веществ; наличие и исправность первичных средствпожаротушения; своевременность и полноту обучения и инструктажа работников поохране труда, промышленной и пожарной безопасности; обеспеченность и применениеработниками спецодежды, спецобуви, необходимых средств индивидуальной иколлективной защиты; достаточность и исправную работу санитарно-бытовыхустройств и питьевого водоснабжения, вентиляционных установок и пылегазоулавливающих устройств.

3.3. При проведении второйступени контроля анализируется эффективность проведенияадминистративно-общественного контроля первой ступени, контролируетсясвоевременность устранения выявленных при предыдущих проверках недостатков иоценивается отношение ответственных должностных лиц цеха (отдела) к вопросамохраны труда, промышленной и пожарной безопасности с принятием, принеобходимости, соответствующих мер.

4. Третья ступень административно-общественногоконтроля

4.1. Третья ступень административно-общественногоконтроля проводится ежемесячно в 4-6 подразделениях предприятия согласнографику, утвержденному генеральным директором ОАО "Волга" исогласованному с профсоюзным комитетом предприятия.

4.2. Контроль проводится комиссионно под руководством управления(заместителя), которому подчинено соответствующее подразделение. В работекомиссии по проверке бумажных цехов, ДПЦ, ДМЦ, цеха ТММ принимает участиеначальник технического управления.

4.3. В состав комиссии входят главные специалисты, представители службыохраны труда, промышленной и пожарной безопасности, профсоюзного комитетапредприятия и старший инспектор (инспектор) Госпожнадзора (22-ПЧ).

4.4. При проведении третьей ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

устранение недостатков, выявленных при предыдущих проверках;

Выполнение приказов по предприятию, решений профсоюзного комитета ОАО"Волга" по вопросам охраны труда;

Выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;

Выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором,соглашением по охране труда, актами расследования несчастных случаев напроизводстве, инцидентов и аварий;

Паспортизация санитарно-технического состояния и условий труда в цехе;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехови прилегающих к ним территорий; соответствие их нормативно-техническимтребованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; состояниедорог, тоннелей, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного,энергетического и другого оборудования нормативным требованиям по охране труда,промышленной и пожарной безопасности;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции,пылегазоулавливающих устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования,наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

Наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты,санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

Состояние наглядной агитации по охране труда, промышленной и пожарнойбезопасности; организацию и проведение обучения и инструктажей работников поохране труда, промышленной и пожарной безопасности;

Подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.5. Результаты проверки оформляются актом-предписанием (имеющим силуприказа) с указанием сроков устранения выявленных недостатков.

Разработал:
главный инженер по промышленной
и пожарной безопасности
Е.Г. ШМЕЛЕВ

Вопрос о соблюдении предписанных законодательством норм в соблюдении условий и охраны труда решается введением функций общественного контроля. Данная структура помогает анализировать ситуацию, проводить исследование, а также выявлять и устранять неполадки. Кроме данных действий возможно и проведение расследования в случае нарушения предписанных норм. Возникает вопрос, кто наделен данными полномочиями и может осуществлять подобные функции.

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?

Общественный и ведомственный контроль за охраной труда осуществляется в основном профессиональными союзами или уполномоченными специалистами. Данное положение предписано статьей 370 ТК РФ . Задача профсоюзов сводится к обеспечению и соблюдению следующих аспектов:


  • технические и санитарные, направленные на проверку состояния оборудования и рабочих мест;
  • организационные, по которым проводятся семинары и тренинги;
  • социальные и реабилитационные, при которых обеспечивается взаимодействие в группе и оказание первой помощи.

Действия, направленные на решение данных вопросов, контролируются профсоюзами. Основной задачей руководителя организации является обеспечение соответствующих условий для проведения необходимых мероприятий.

Разделяют два основных вида общественного надзора за соблюдением предписанных нормативов: ведомственный и административно-общественный.

Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда

Ведомственный общественный контроль осуществляется по отношению к подчиненным структурам, а также со стороны государства. В данном случае проверяется соответствие установленным нормативным актам и соблюдение законодательства. Государственный надзор осуществляется полномочными структурами, которые проводят плановые проверки организаций, соответствие осуществляемых рабочих процессов предписанным нормам.

Исходя из поставленных задач, можно выделить следующие действия, которые предпринимаются государственными органами надзора:

  • анализ условий, в которых осуществляется трудовая деятельность на предприятии;
  • проведение расследования и обнаружение причин при несчастных случаях;
  • организация учебных семинаров и информирование сотрудников о нормативах;
  • проверка соответствия рабочих мест предписанным нормам, а также предоставление аттестатов.

Подобными функциями обладают и специалисты или отделы по охране труда. В случае государственного общественного надзора речь идет об аттестации компании на соответствие ее законодательным нормам.

Административно-общественный контроль за охраной труда

Административный общественный контроль осуществляется со стороны руководства организации в тесном взаимодействии с профсоюзами. Выполняется он для выявления и устранения тех моментов, которые не соответствуют предписанным нормам.

Это обусловлено тем, что основной обязанностью работодателя является обеспечение безопасной трудовой деятельности. С этой целью и необходимо создание службы охраны труда или соответствующей должности, а также проведение мероприятий, контролирующих и повышающих качество их деятельности.

Имеется несколько основных уровней общественного надзора, по которым проводятся соответствующие проверки и профилактика:

  • ежедневное соблюдение нормального состояния рабочего места;
  • с периодичностью в месяц проводятся проверки технического состояния оборудования;
  • раз в три месяца проводятся более серьезные мероприятия, проверяется знание сотрудников по технике безопасности.

В итоге основное назначение данного вида общественного контроля за охраной труда заключается в предупреждении и профилактике возникновения несчастных случаев на производстве. Особенно это актуально в тех организациях, условия работы которых тесно связано с рисками для жизни и здоровья сотрудников.


Положение об административно-общественном контроле за охраной труда

Для установления порядка в проведении мероприятий общественного надзора в компании должен иметься документ, отображающий основные положения данного вопроса. Данный норматив может учитывать следующие аспекты:

  • утверждать инструкцию и предписанные нормы по трудовой деятельности;
  • ссылаться на соответствующие журналы, по которым проводятся процедуры проверок и аттестации;
  • предписывать график проведения требуемых мероприятий;
  • обеспечивать рабочих специальными средствами индивидуальной защиты.

Составляется такое положение на основании производственной необходимости. К примеру положение об административно-общественном контроле за охраной труда в школе включает в себя порядок, по которому осуществляется соблюдение выполнения предписанных норм. Данные предписания касаются основных действий и мероприятий, которые касаются вопросов трудовой деятельности как учителей, так и учеников.

Журнал административно-общественного контроля по охране труда

Журнал административно-общественного контроля — это документ учета всех событий, связанных с нормами охраны труда. Выделяют несколько типов подобных журналов:

  • учет проведенного инструктирования и соответствующего обучения персонала;
  • записи о проверках теоретического и практического ознакомления сотрудников с предписанными нормами;
  • фиксирование несчастных случаев;
  • учет технического состояния оборудования, а также проведения его проверок.

В итоге основное назначение такого документа — это фиксирование и соблюдение всех аспектов, связанных с вопросами организации безопасности трудовой деятельности. Это помогает облегчить исполнение контролирующих функций как со стороны ведомственных, так и административных органов.

    Должностная инструкция инженера по охране труда

    Должностная инструкция является локальным документом, который должен присутствовать на каждом заводе. Отсутствие этого документа является административным…

    Положение о комиссии по охране труда

    Создание безопасных условий профессиональной деятельности и профилактика получения травм и увечий сотрудниками, является одним из…

    Положение по охране труда в организации 2018

    В списке обязанностей работодателей есть обеспечение максимально комфортных условий для всех работников. В первую очередь,…

    Журнал вводного инструктажа по охране труда

    Как ведется тетрадь по регистрации ознакомительного руководства по ОТ, у кого и сколько он хранится,…

    Должностная инструкция специалиста по охране труда

    В каждом предприятии и учреждении работодатели обязаны позаботиться об охране труда. Иногда для этой цели…

Трёхступенчатый административно- общественный контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля администрации и профсоюзного комитета образовательного учреждения за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах, а также соблюдение всеми должностными лицами, работниками требований трудового законодательства, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций по охране труда. Административно-общественный контроль имеет трёхступенчатую структуру.


Задачей административно- общественного контроля за состоянием охраны труда в образовательном учреждении является постоянное повышение уровня безопасности проведения образовательного и воспитательного процессов, направленных на исключение случаев травматизма как среди работающих, так и обучающихся (воспитанников)




На первой ступени трёхступенчатого контроля проверяется: выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных предыдущей проверкой; технически исправное состояние и правильность организации рабочих мест, учебных кабинетов, спортивных площадок, их санитарно-гигиеническое состояние и соответствие требуемым нормам; состояние проходов, проездов, аварийных выходов; исправность и безопасность технологического оборудования и инвентаря; соблюдение работниками и обучающимися (воспитанниками) правил общей, пожарной и электробезопасности в процессе учебной и внеклассной деятельности; исправность приточной и вытяжной вентиляции, системы отопления, водойснабжения, освещения и энергообеспечения; наличие и соблюдение работниками и обучающимися (воспитанниками) инструкций по охране труда и технике безопасности; наличие и правильность использования работниками и обучающимися средств индивидуальной защиты и спецодежды.


При обнаружении отклонений от правил и норм техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, которые могут быть устранены сразу, устраняются немедленно, остальные записываются в журнал общественно-административного контроля с указанием сроков исполнения (см. Приложение).


На второй ступени трёхступенчатого контроля проверяется: организация и результаты работы первой ступени контроля; выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения второй и третьей ступени контроля; выполнение приказов и распоряжений руководителя образовательного учреждения и решений профсоюзного комитета, предложений уполномоченных по охране труда; выполнение мероприятий по предписаниям и указания органов надзора и контроля; выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев; исправность и соответствие производственного оборудования и инвентаря требованиям стандартов безопасности труда и другой нормативно- технической документации по охране труда; соблюдение работниками и обучающимися правил электробезопасности, пожарной и общей безопасности; соблюдение графиков профилактического осмотра и ремонта производственного и учебного оборудования, вентиляционных систем отопления, водой и энергоснабжения;


Состояние основных и аварийных выходов, подходов и подъездов к зданиям; состояние уголков по охране труда, уголков безопасности, наличие и состояние плакатов по охране труда, технике безопасности, сигнальных цветов и знаков безопасности; наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств, контрольно-измерительных приборов; своевременность и качество проведения инструктажей по охране труда с работниками и по технике безопасности с обучающимися (воспитанниками); наличие и правильность использования работниками, обучающимися средств индивидуальной защиты, спецодежды; санитарно-гигиеническое состояние учебных кабинетов, помещений и устройств, укомплектованность их санитарным инвентарём; соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой и учебной дисциплины.


Результаты проверки записываются в журнале административно-общественного контроля и сообщаются руководителю образовательного учреждения. В случае грубого нарушения правил и норм охраны труда санитарно-гигиенических норм и требований, которые могут причинить ущерб здоровью работников и обучающихся (воспитанников) или привести к аварии, воспитательно-образовательный процесс приостанавливается комиссией до устранения этого нарушения.


На третьей ступени трёхступенчатого контроля проверяется: организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля; выполнение мероприятий, намеченных в результате проведения третьей ступени контроля; выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов, предписаний и указаний органов надзора и контроля, приказов руководителя образовательного учреждения и решений профсоюзного комитета по вопросам охраны труда; выполнение мероприятий, предусмотренных планами, коллективными договорами, соглашениями по охране труда и другими документами; выполнение мероприятий по материалам несчастных случаев и аварий; техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений и прилегающих к ним территорий, состояние проезжей и пешеходной частей дорог, спортивных площадок и территории учебно-опытного участка;


Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции системы освещения, отопления, энерго и водойобеспечения; обеспеченность работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты; состояние уголка охраны труда; состояние стендов по охране труда, своевременное и правильное их оформление; организация и качество проведения обучения и инструктажа по охране труда с работниками и по технике безопасности с обучающимися (воспитанниками); подготовленность персонала к работе в аварийных условиях; соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой и учебной дисциплины.


На основании результатов анализа проводят проверку состояния замечаний, отмеченных в журнале учёта проведения административно-общественного контроля первой и второй ступеней. На совещаниях у руководителя образовательного учреждения с участием профсоюзного актива заслушивают ответственных лиц за выполнение Соглашения по охране труда, планов, приказов, предписаний. Проводят анализ происшедших несчастных случаев в образовательном учреждении.


При проведении совещания, выявленные недостатки оформляются в журнале административно-общественного контроля с указанием мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, сроков исполнения и ответственных лиц. На основании проверки и обсуждения опросов по охране труда руководителем образовательного учреждения издаётся приказ.


УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ- СОШ 134 _____________О.И.Ковалёва Приказ ____ от «01»сентября 2013 г. Г Р А Ф И К административно-общественного контроля (II, III ступень) на учебный год п/п Ф. И. О. проверяющего Должность проверяющего Сроки контроля 1Потапова Т.Д.Зам. директора по АХЧ, ответственный за охрану труда в учреждении регулярно 2Ткачук М.И.Зам. директора по УВР, член комиссии по ОТ Сентябрь, ноябрь, январь, май, август 3Сидорова Н.П.Уполномоченный по ОТНоябрь, декабрь, март, Май, август 4Тарасова Л.И.Председатель профкома Декабрь, август 5Ковалёва О.И.Директор Декабрь, август


Административно-общественный контроль по охране труда (АОК) является основной формой контроля администрации Министерства лесного хозяйства, Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, акционерных обществ, арендных предприятий, производственных объединений на базе головного предприятия, леспромхозов, лесхозов, химлесхозов, комбинатов, фабрик, заводов, организаций и Республиканского, областных комитетов профсоюза работников леса, комитетов профсоюза предприятий за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работающими требований законодательства о труде, стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативно-технических документов по охране труда. АОК не заменяет проведение контроля в соответствии с должностными обязанностями руководителей и инженерно-технических работников, а также контроля, проводимого согласно Положения о комиссии по охране труда профсоюзного комитета и Положения об общественном инспекторе по охране труда.

АОК проводится:

Министерством лесного хозяйства, Концерном и Республиканским комитетом профсоюза – в производственных объединениях, на предприятиях и в организациях лесного хозяйства, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

на предприятиях, в организациях – производственными объединениями и областными комитетами профсоюза;

в цехе, лесничестве, лесопункте – руководителем предприятия совместно с профсоюзным комитетом;

на участке, в смене – руководителем цеха совместно с цеховым комитетом профсоюза с участием начальника смены, мастером;

на рабочих местах – руководителем участка, смены совместно с общественным инспектором по охране труда.

Министерство лесного хозяйства, Концерн совместно с Республиканским комитетом профсоюза с привлечением инженерно-технических работников, подчиненного аппарата и работников Государственного контроля (по согласованию):

– ежеквартально проводят проверку 2-3 объединений и предприятий, в первую очередь тех, где допускается высокий уровень производственного травматизма, неудовлетворительно организована работа по улучшению условий труда, профилактике травматизма и профессиональных заболеваний работающих. Результаты проверки оформляются актом и обсуждаются в коллективе обследуемого предприятия. Копия акта с предложениями по устранению выявленных нарушений вручается руководителю предприятия, объединения;

– систематически заслушивают на заседаниях Министерства, совете Концерна, президиуме Республиканского комитета профсоюза руководителей объединений, предприятий, где допускаются грубые нарушения законодательства о труде, не соблюдаются нормативные акты и ослаблена работа по охране труда;



– ежеквартально выпускают информационные письма о состоянии охраны труда в подведомственных объединениях, предприятиях и организациях;

– в начале каждого года рассматривают на заседаниях Министерства, совете Концерна, президиуме Республиканского комитета профсоюза состояние охраны труда, намечают мероприятия, направленные на дальнейшее оздоровление и улучшение условий труда, повышение культуры производства;

– ежегодно проводят совещания, семинары по охране труда с работниками служб объединений, предприятий, организаций и профсоюзных комитетов.

Производственные объединения, АО, имеющие в своём составе предприятия, совместно с областными комитетами профсоюза работников леса с привлечением ИГР аппарата и работников Государственного надзора (по согласованию):

– ежеквартально проводят проверку работы по охране труда и состояние условий труда на 3-4 предприятиях;

– систематически заслушивают по результатам проверок руководителей предприятий и профсоюзных комитетов;

– ежеквартально направляют информацию о состоянии охраны труда подведомственным предприятиям;

– ежегодно проводят совещания и семинары по охране труда;

– в начале каждого года рассматривают на коллегии, президиуме областного комитета профсоюза состояние охраны труда на предприятиях отрасли и намечают мероприятия по оздоровлению и улучшению условий труда, повышению культуры производства.

Руководитель предприятия и председатель профсоюзного комитета:

– ежемесячно с участием работников службы охраны труда, главного механика (энергетика) и руководителя проверяемого подразделения осуществляют проверку организации работы по охране труда, выполнение постановлений, приказов и указаний вышестоящих органов, своих приказов, предписании органов надзора и контроля по вопросам охраны труда и т.д. в 1-2 структурных подразделениях;

– по результатам проверки делается запись в журнале АОК с указанием сроков и ответственных лиц за устранение обнаруженных недостатков и нарушений;

– не реже одного раза в квартал по результатам проверки проводят совещание с участием руководителей структурных подразделений и служб, а также профсоюзного актива, на которых заслушивают отчёты руководителей подразделений, где выявлено неудовлетворительное состояние условий труда. Результаты проверок учитываются при премировании работающих;

– два раза в году рассматривают на расширенном производственно-техническом совещании вопросы охраны труда, профилактики производственного травматизма и заболеваемости работающих, намечаются меры по оздоровлению и улучшению условий труда, повышению культуры производства.

Начальник цеха или другого структурного подразделения предприятия совместно с цеховым комитетом профсоюза и участием руководителя участка:

– еженедельно на 1-2 участках проводят проверку состояния охраны труда;

– оказывают помощь мастерам в своевременном устранении недостатков по охране труда;

– записывают результаты проверки в журнал АОК с обязательным указанием срока и ответственного за устранение обнаруженных недостатков лица;

– к лицам, систематически нарушающим безопасные приёмы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка и законодательством о труде.

Руководитель цеха ежедневно заслушивает отчёт руководителей участков о состоянии охраны труда. Один раз в месяц руководитель цеха отчитывается перед директором предприятия и профсоюзным комитетом о состоянии охраны труда в цехе.

Руководитель участка, смены совместно с общественным инспектором по охране труда ежедневно в начале смены проверяют:

– состояние рабочих мест;

– соответствие машин, оборудования, инструментов и приспособлений требованиям безопасности;

– наличие и правильность установки знаков безопасности, ограждения опасных зон;

– состояние проходов, проездов, переходов;

– соблюдение правил складирования сырья, черновых заготовок, готовой продукции;

– работу приточной и вытяжной вентиляции, местных отсосов, пыле и газоулавливающих устройств;

– наличие и правильность использования работающими средств индивидуальной защиты.

Выявленные в результате проверки нарушения должны быть устранены немедленно под непосредственным контролем руководителя участка. Если недостатки не могут быть устранены силами участка, руководитель участка делает соответствующую запись в журнале АОК и докладывает вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

Для чего нужен административно-общественный контроль в сфере охраны труда и кто должен его организовать? Получив ответы на эти вопросы, вы в полной мере сможете обеспечить безопасные условия труда для работников вашей компании.

Административно-общественный контроль в сфере охраны труда

Эта процедура особенно важна для производственных, строительных, логистических и других компаний, где работники взаимодействуют не только с компьютером и блокнотом, но и с оборудованием, требующим специфических навыков. Суть ее в том, что уполномоченные лица компании вместе с представителями профсоюзов осуществляют общественный контроль за охраной труда и порядком на предприятии.

Кто участвует в административно-общественном контроле по охране труда

Каждая компания в обязательном порядке должна обеспечивать безопасные условия работы сотрудников и проверять соблюдение этих условий (ст. , 217 ТК РФ ). В этом заключается обязательный административный элемент проверочных мероприятий.

Общественность же в данном случае представляют доверенные лица профсоюзов, уполномоченные участвовать в проверках условий работы сотрудников (ст. 370 ТК РФ , ст. 20 ФЗ «О профессиональных союзах » № 10-ФЗ от 12.01.1996).

Общественный контроль за охраной труда, осуществляемый представителем профсоюза, включает в себя:

  • получение информации об условиях работы сотрудников, о несчастных случаях и профзаболеваниях;
  • участие в периодических проверках условий работы, расследовании несчастных случаев и т. п.;
  • предъявление работодателю требований в защиту интересов работников в связи с выявленными нарушениями правил безопасности на рабочих местах.

Уровни административно-общественного контроля

ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:

  • 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
  • 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
  • 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.

Образец журнала

Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.

Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх