Когда началось исчисление времени. Наша эра

почему есть наша эра и до нашей эры

    1. Наша эра, н. э. (альтернативная расшифровка новая эра, англ. Common Era, англ. CE) период времени начиная с 1 года по Григорианскому календарю, текущая эпоха. Период времени, заканчивающийся до начала первого года по Григорианскому календарю до нашей эры, до н. э. ; альтернативная форма До Рождества Христова.


      По мнению большинства учных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана небольшая ошибка (в несколько лет).
    1. "Нашу эру" начинают от рождения Иисуса Христа. До этого - до нашей эры. Дата условная - точной так и не найдено.
    1. В 284 году от начала правления римского императора Диоклетиана монах Дионисий Малый вычислил, как ему казалось, дату рождения Иисуса Христа и принял ее за точку отсчета новой эры. Дионисий установил, согласно тексту Нового Завета, что Христос родился за 525 лет до того, как он начал свои вычисления. Именно это событие означает начало нашей эры. Тогда, в раннем средневековье, по прежнему пользовались римской системой, когда отсчет велся от даты воцарения императора. Дионисий определил дату, занимаясь вычислениями дат Пасхи. Для Дионисия Малого император Диоклетиан был язычником и гонителем христиан, поэтому, как ему казалось, было бы не очень достойно рассчитывать эти священные даты от времени языческого императора.Популярной же его систему отсчета сделал в 731 году другой монах, летописец англосаксонской истории Беда Достопочтенный в своем труде О шести возрастах мира. Именно Беда ввел отсчет и в обратную сторону до нашей эры. После этого новая система отсчета стала распространяться по всем тогдашним европейским странам. Последней в Западной Европе перешла к новой хронологии Португалия в 1422 году. В России новую эру ввел Петр I в 1699 году.

      Ввиду того, от какого события ведется отсчет, также говорят: после Рождества Христова, до Рождества Христова. Современные исследователи Нового Завета говорят о том, что Дионисий Малый немного ошибся в рассчетах где-то года на четыре. Несмотря на это, обозначение нашей эры и до нашей эры в современном мире оторвалось от своих религиозных корней и существует уже независимо от того, что, по сути, в вычислениях есть неточность. Вкратце обозначается н. э., до н. э.

    1. Так сложилось исторически.
      То есть изначально не было никакой нашей или ненашей эры, счет времени вели в каждой стране по-своему, часто деля время по периодам правления царей. Но с появлением христианства христианские деятели постановили, что теперь наступила новая эра, так как "Господь заключил новый завет с людьми", а поэтому необходимо и счет времени привязать к этому событию. Ну, а уж потом для обозначения событий, произошедших ранее рождения Христа, стали использовать формулировку "до нашей эры". Наша эра, н. э. (альтернативная расшифровка новая эра, англ. Common Era, англ. CE) период времени начиная с 1 года по Григорианскому календарю, текущая эпоха. Период времени, заканчивающийся до начала первого года по Григорианскому календарю до нашей эры, до н. э. ; альтернативная форма До Рождества Христова.
      Название часто используются в религиозной форме от Рождества Христова, сокращнная запись от Р. Х. . Подобная запись хронологически эквивалентна (не требуется конвертации или введения нулевого года) .
      Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространн в культуре) . Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.
      По мнению большинства учных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана небольшая ошибка (в несколько лет).

      Эра "от Рождества Христова"была введена Дионисием Малым в 525 году, уже в начале VII века была утверждена папой Римским Бонифацием IV. Она встречается и в документах папы Иоанна XIII (965 - 972 гг.) . Но лишь со времени Евгения IV, с 1431 года, данная эра применяется в документах канцелярии Ватикана регулярно. Одновременно в обязательном порядке должен был указываться и год от сотворения мира.
      Вскоре после введения эра была использована также и некоторыми западными историками и писателями, в частности, современником папского архивариуса Марком Аврелием Кассиодором, столетием позже - Юлианом Толедским, затем - Бедой Достопочтенным.
      На протяжении VIII - IX веков новая эра получила широкое распространение во многих государствах Западной Европы.
      В России христианское летосчисление и январское новолетие, как уже говорилось, было введено в конце 1699 года указом Петра I, по которому (лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах (год, начинавшийся после 31 декабря 7208 года от сотворения мира, стал считаться 1700 годом от Рождества Христова.
      К настоящему времени эра "от Рождества Христова", созданная Дионисием Малым более полутора тысячелетия тому, "стала как бы абсолютной шкалой для фиксирования исторических событий во времени" (Е. И. Каменцева. Хронология. - М. : "Высшая школа", 1967. - С. 24).

    2. до нашей эры это как до Рождества Христова наша эра в России считается 1700 год от Р. Х
  1. Кто может утверждать нулевую точку отсчта, на Земле??? На чм она зиждется? У Мусульман своя, у Православных своя, у народов Африки - Томба-мба, своя. Она, что определена Иудеями, которые сначала убивают - Сына Божьего, затем празднуют его воскрешение, приписывая себе заслуги. Вот полная ГАЛИМАТЬЯ!

Историческая хронология, как известно, делится на два периода. Вначале было время, которое современники называют этапом до нашей эры. Оно заканчивается с наступлением первого года. В это время началась наша эра, которая до сегодняшнего дня и длится. И хотя сегодня, называя год, люди не говорят "н. э.", тем не менее, это подразумевается.

Первые календари

Процесс эволюции человека создал необходимость упорядочить даты и время. Древнему земледельцу нужно было максимально точно знать, в какое время ему лучше засевать семена, животноводу-кочевнику - когда переходить на другие территории, чтобы успеть обеспечить свой скот кормом.

Так стали появляться самые первые календари. И основаны они были на наблюдениях за небесными телами и природой. У разных народов существовали и отличающиеся друг от друга временные календари. К примеру, римляне вели свое летосчисление со дня основания Рима - с 753 года до нашей эры, тогда как египтяне - с первого момента правления каждой из династий фараонов. Собственные календари создавали и многие религии. Например, в исламе новая эра начинается с года, когда родился пророк Мухаммед.

Юлианский и Григорианский календари

В 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь основал свой календарь. В нем год начинался с первого января и продолжался двенадцать месяцев. Этот календарь назвали Юлианским.

Тот, которым пользуемся сегодня мы, был введен в 1582 году Папой Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось устранить некоторые значительные неточности, накопившиеся с первого На тот момент они составляли целых десять дней. Разница между Юлианским и увеличивается примерно на сутки за каждое столетие, и сегодня составляет уже тринадцать суток.

В истории летоисчисление всегда играет большую роль. Ведь важно представлять, в какой период времени происходило значимое в жизни человечества событие, будь это создание первых орудий труда или же начало Говорят, что история без дат похожа на математику без цифр.

Религиозная форма летоисчисления

Поскольку начало нашей эры исчисляется с года, считающегося датой рождения Иисуса, в религиозном варианте часто используется соответствующая запись: от Рождества Христова и до него. До сих пор нет совершенно точных исторических данных о том, когда на нашей планете появилась жизнь. И только основываясь на религиозных и исторических артефактах, ученые могут делать заключения о том, когда примерно произошло то или другое событие. При этом года до нашей эры указываются в хронологически обратном порядке.

Нулевой год

Упоминание раздела между временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, сделанным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень распространен в астрономической записи и в ISO 8601 — международном стандарте, выданном такой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, а также даются рекомендации для их применения в международном контексте.

Отсчет

Понятие «до нашей эры» получило свое распространение в летосчислении после использования его Достопочтенным Бедой - бенедиктинским монахом. Он написал о нем в одном из своих трактатов. И уже начиная с 731 года исчисление времени было поделено на два периода: до нашей эры и после нее. Постепенно практически все страны в Западной Европе стали переходить на этот календарь. Самой последней из них стала Португалия. Произошло это 22 августа 1422 года. До первого января 1700 года Россия пользовалась хронологическим исчислением Константинопольской эры. За исходную точку в ней была принята христианская эпоха «от сотворения мира». По большому счету, в основе многих эр было заложено соотношение между «днями творения мира» и всей продолжительностью его существования. А Константинопольская была создана при Констанции, и летосчисление по ней велось с первого сентября 5509 года до нашей эры. Однако поскольку этот император не являлся «последовательным христианином», его имя, а заодно и составленный им отсчет времени, упоминаются неохотно.

Доисторическая и историческая эпохи

История - это доисторическая и историческая эпохи. Первая из них начинается с момента появления первого человека, а заканчивается тогда, когда появилась письменность. Эпоха доисторическая разделена на несколько временных периодов. Основой их классификации служат археологические находки. Эти материалы, из которых люди до нашей эры изготавливали орудия труда, период, когда они ими пользовались, легли в основу воссоздания не только временных рамок, но и названий этапов доисторической эпохи.

Историческая же эра состоит из периодов Античности и Средневековья, а также Нового и Новейшего времен. В разных странах они наступали в разные времена, поэтому ученые не имеют возможности определять их точные временные рамки.

Общеизвестно, что новая эра в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, например, начиная от первого года и до, предположим, нынешнего. Ее хронология началась гораздо позже, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, то есть спустя более чем пять сотен лет после датируемого события. Чтобы получить результат, Дионисий сначала отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Сын Божий был распят на тридцать первом году жизни.

Дата его Воскресения, согласно римскому монаху - это двадцать пятое марта 5539 года по летоисчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, следовательно, стал 5508-й по византийской эре. Надо сказать, что вычисления Дионисия вплоть до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.

С седьмого по третье тысячелетие до нашей эры на планете была эпоха неолита - периода перехода присваивающей формы хозяйства, а именно охоты и собирательства, к производящей - земледелию и скотоводству. В это время появились ткачество, шлифовка каменных орудий и глиняная посуда.

Конец четвертого - начало первого тысячелетия до нашей эры: на планете царит Бронзовый век. Получает распространение металлическое и бронзовое оружие, появляются кочевые скотоводы. сменился Железным. В это время в Египте правили первая и вторая династии, объединившие страну в единое

В 2850-2450 годах до н. э. начался экономический подъем шумерской цивилизации. С 2800-го по 1100-й поднимается Эгейская, или культура Древней Греции. Почти в то же время в долине Инда зародилась Индская цивилизация, наблюдался наивысший расцвет царства Трои.

Около 1190 года до н. э. рухнула мощная Хеттская держава. Спустя почти четыре десятка лет Эламский царь захватил Вавилонию, и наступил расцвет его могущества.

В 1126-1105 годах до н. э. наступило правление вавилонского государя Навуходоносора. В 331-м на Кавказе образовалось первое государство. В 327 году до н. э. проходила индийская компания Александра Македонского. В этот период произошло очень много событий, в том числе и восстание рабов на Сицилии, Союзническая война, Митридатовы войны, поход на парфян, правление императора Августа.

И, наконец, между восьмым и четвертым годами до нашей эры родился Христос.

Новое летоисчисление

У разных народов понятие о летоисчислении всегда было неодинаковым. Каждое государство решало данную проблему самостоятельно, при этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И лишь к девятнадцатому веку все христианские государства установили единую точку отсчета, используемую и поныне под наименованием "наша эра". Календарь древних майя, византийская эра, древнееврейское летоисчисление, китайское - все они имели свою дату сотворения мира.

Например, японский календарь начинался в 660 году до нашей эры и обновлялся после каждой смерти императора. Буддистская эра скоро войдет в год 2484, а календарь хинди - в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летоисчисление раз в 1454 года, после смерти и возрождения Солнца. Поэтому если бы их цивилизация не погибла, для них сегодня был бы всего 546 год новой эры...

Древняя карта мира

До нашей эры путешественники тоже интересовались миром и составляли рисунки своих маршрутов. Они переносили их на древесную кору, песок или папирус. Первая карта мира появилась еще за много тысячелетий до новой эры. Именно наскальные рисунки стали одними из первых изображений. В то время как люди разведывали Землю, их стали особенно интересовать древние карты былых эпох. Одни из них представляют нашу планету как омываемый океаном огромный остров, на других уже можно увидеть очертания континентов.

Вавилонская карта

Самой первой картой, созданной до нашей эры, была небольшая глиняная табличка, найденная в Месопотамии. Она датируется концом восьмого - началом седьмого веков до нашего летоисчисления и является единственной дошедшей до нас от вавилонян. Земля на ней окружена морями, названными «соленой водой». За водой - треугольники, обозначающие, очевидно, горы далеких земель.

На этой карте обозначено государство Урарту (современная Армения), Ассирия (Ирак), Элам (Иран) и сам Вавилон, посередине которого протекает Евфрат.

Карта Эратосфена

Даже древние греки представляли Землю сферой и весьма изящно аргументировали это. Пифагор, например, говорил, что все гармонично в природе, а самая совершенная форма в ней - шар, в виде которого существует наша планета. Первая карта, составленная с учетом этого изображения Земли, принадлежит Эратосфену. Он жил в третьем веке до нашей эры в Кирене. Считается, что этот ученый, который возглавлял и придумал такой термин, как «география». Именно он впервые еще до нашей эры расчертил мир на параллели и меридианы и назвал их «идущими рядом» или «полуденными» линиями. Миром Эратосфена был один остров, который омывался Северным сверху и Атлантическим океаном снизу. Он делился на Европу, Ариану и Аравию, Индию и Скифию. На юге находился Тапробан - нынешний Цейлон.

При этом Эратосфену казалось, что на другом полушарии живут «антиподы», добраться до которых невозможно. Ведь люди тогда, в том числе и древние греки, думали, что у экватора настолько жарко, что море там кипит, а все живое сгорает. И, напротив, у полюсов очень холодно, и там не выживает ни один человек.

Карта Птолемея

На протяжении нескольких веков основной считалась другая карта мира. Она была составлена древнегреческим ученым Клавдием Птолемеем. Созданная около ста пятидесяти лет до нашей эры, она была частью восьмитомника "Руководство по географии".

У Птолемея Азия занимала пространство от Северного полюса до самого экватора, вытеснив Тихий океан, при этом Африка плавно перетекала в terra incognita, занимая весь Южный полюс. На севере от Скифии была мифическая Гиперборея, а об Америке или Австралии не было сказано ничего. Именно благодаря этой карте Колумб стал добираться до Индии, плывя при этом на запад. И даже после открытия Америки еще некоторое время продолжали пользоваться картой от Птолемея.

У этого термина существуют и другие значения, см. Наша эра (мини-сериал).

На́ша э́ра , н. э. (альтернативная расшифровка но́вая э́ра ) - период времени начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям, текущая эпоха. Период времени, заканчивающийся до начала первого года - до нашей эры , до н. э.

Название часто используются в религиозной форме «от Рождества́ Христо́ва », сокращённая запись - «от Р. Х. », и, соответственно, «До Рождества́ Христо́ва », «до Р. Х. ». Подобная запись хронологически эквивалентна (не требуется конвертации или введения нулевого года). Кроме того, ранее (в том числе в первом издании Большой Советской энциклопедии) использовались обозначения христиа́нская э́ра, хр. э. и до христиа́нской э́ры, до хр. э.

Начало отсчёта

Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях - так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.

По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана небольшая ошибка (в несколько лет).

Распространение записи

Применение нашей эры в летосчислении получило распространение после использования Бедой Достопочтенным, начиная с 731 года. Постепенно все страны Западной Европы перешли на этот календарь. Последней на Западе, 22 августа 1422 года, на новый календарь перешла Португалия (с испанской эры).

В России последним днём Константинопольской эры было 31 декабря 7208 года от сотворения мира; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «Рождества Христова» - 1 января 1700 года.

Конфликт светской и религиозной записей

Существует ряд аргументов за и против использования светской нотации («до н. э.» и «н. э.») вместо религиозной («до Р. Х.» и «от Р. Х.»).

Доводы в поддержку светской записи

Доводы в поддержку светской записи в основном сводятся к её религиозной нейтральности и удобству для межкультурного использования.

Указывается также на простоту перехода: не требуется какой-либо сдвиг годов и, например, 33 годом до Р. Х. становится 33 год до н. э.

Отмечается также, что религиозная запись вводит в заблуждение относительно года рождения Христа - исторические факты слишком размыты, чтобы точно установить эту дату.

Доводы в поддержку религиозной записи

Сторонники религиозной записи считают, что замена на светскую запись исторически некорректна, потому что даже если человек не разделяет христианских убеждений, календарная нотация сама по себе имеет христианские корни. Кроме того, множество уже изданных работ используют запись «от Р. Х.».

Также сторонники такой записи указывают на другие календарные понятия, заимствованные из других религий (январь - Янус, март - Марс и т. п.).

Доводы в поддержку обоих видов записи

Дата начала нашей эры сдвинута от даты Рождества Христова на постоянную величину истинного сдвига, неизвестную современной науке. Приблизительная величина истинного сдвига по разным вычислениям составляет от 1 до 12 лет. Таким образом, даты 33 год от Р. Х. и 33 год от начала н. э. - это две разные даты, истинный сдвиг между которыми постоянен, но неизвестен. Из-за отсутствия достоверной величины истинного сдвига и жёсткой привязки дат недавних событий к современному календарю от начала н. э. даты многих событий удобнее считать от начала н. э., но даты некоторых событий, особенно начала христианских времён, удобнее считать от Рождества Христова.

Что такое эра? Что значит наша эра?

Что такое эра? Это промежуток времени, определяемый целями хронологии или историографии. Сопоставимыми понятиями являются эпоха, век, период, сакулум, эон (греческий айон) и санскритская юга.

Что такое эра?

Слово эра используется с 1615 года и в переводе с латинского "aera" означает эпохи, которыми измеряется время. Использование этого термина в хронологии началось примерно в пятом веке, во времена вестготов в Испании, где он появляется в истории об Исидоре Севильском. Затем в более поздних текстах. Испанская эра рассчитывается с 38 года до нашей эры. Подобно эпохе, первоначально это понятие означало начальную точку века.

Использование в хронологии

Что такое эра в хронологии? Она считается самым высоким уровнем для организации измерения времени. Календарная эпоха указывает на продолжительность временного отрезка, начиная с определенной даты, которая часто знаменует начало определенного политического состояния, династии, правления. Это может быть рождение лидера или другое значимое историческое или мифологическое событие.

Геологическая эпоха

В крупномасштабных естественных науках существует потребность в другой перспективе времени, независимой от человеческой деятельности, и действительно охватывающей гораздо более длительный период (в основном доисторический), где геологическая эра относится к четко определенным временным промежуткам. Дальнейшее разделение геологического времени - эон. Фанерозойский эон подразделяется на эры. В настоящее время существует три эпохи, определенные в фанерозое. Это кайнозойская, мезозойская и палеозойская эры. Более старые протерозойские и архейские эоны также делятся на свои эпохи.

Космологическая и календарная эпоха

Для периодов в истории вселенной термин «эпоха» обычно является предпочтительнее, чем «эра», хотя эти понятия являются взаимозаменяемыми. Календарная эра исчисляется годами в рамках определенных дат. Часто с религиозным значением. Что касается нашей эры, то доминирующей считается летоисчисление с рождения Иисуса Христа. Исламский календарь, который также имеет варианты, отсчитывает года от Хиджры или переселения исламского пророка Мухаммеда из Мекки в Медину, которое произошло в 622 году до н.э.

В течение периода – от 1872 года до Второй мировой войны – японцы использовали систему имперского года, считая с того периода, когда легендарный император Джимму основал Японию. Это было в 660 году до нашей эры. Многие буддийские календари отсчитываются от смерти Будды, которая, согласно наиболее часто используемым расчетам, имела место в 545-543 гг. до н. э. Другие календарные эпохи прошлого были подсчитаны из политических событий. Такими являются, например, эпоха Селевкидов и Древнеримская аббата, которые берут свое начала от даты основания города.

Век и эра

Слово «эра» также обозначает единицы, используемые в другой, более произвольной системе, где время не представляется бесконечным континуумом с одним отчетным годом, но каждый новый блок начинается с нового отсчета, как будто время начинается снова. Использование разных лет - довольно непрактичная система, а для историков - сложная задача. Когда отсутствует единая историческая хронология, часто отражается преобладание в общественной жизни абсолютного правителя во многих древних культурах. Такие традиции иногда переживают политическую власть престола и могут даже основываться на мифологических событиях или правителях, которые, возможно, даже и не существовали.

Что такое век и эра? Могут ли эти понятия быть также взаимозаменяемыми? Век - это не обязательно 100 лет, в другом смысле это могут быть несколько столетий, либо и вовсе пару десятилетий. Например, правление какого-либо правителя считается в истории "золотым веком", но это вовсе не означает, что он правил ровно 100 лет. Поэтому рамки века могут варьироваться как в одну, так и в другую стороны. В Восточной Азии царство каждого императора может быть подразделено на несколько периодов правления, каждый из которых рассматривается как новая эра.

Эра в историографии

Эра может использоваться для обозначения четко определенных периодов историографии, например, римская, викторианская и так далее. Более поздние периоды актуальной истории включают советскую эпоху. В истории современной популярной музыки также выделяют свои периоды, например, эпоха диско.

Разные точки зрения

Что такое эра с разных точек зрения? Приведём наиболее распространённые:

  1. Система отсчета времени путем нумерации лет от некоторого важного события или заданного момента времени (христианская эра).
  2. Событие или дата, которая знаменует начало нового или важного периода в истории (эпоха Возрождения).
  3. Период времени, рассматриваемый с точки зрения примечательных и характерных событий, лиц (эпоха прогресса).
  4. С геологической точки зрения эра описывает временные рамки от момента сотворения Земли и до нашего времени. Это самое крупное хронологическое деление (Палеозойская эра).

Что такое новая эра?

У разных народов существует свое летосчисление. Традиционным началом нашей эры считается рождения Иисуса Христа, этот период был когда-то определен папой римским. Таким образом, наша эра считается также христианской, в честь родоначальника нового религиозного учения - христианства. До этого летоисчисление велось по календарю Юлия Цезаря.

25 декабря во многих странах мира считается важным праздником. Это день, когда был рожден "сын божий". С тех пор принято говорить: «Такой-то год до (н.э.) или после рождества Христова» (н.э.). Новая начальная дата была принята царем Петром I, и после 31 декабря 7208 года от библейского сотворения мира наступило 1 января 1700 года после рождества Христова. Люди до сих пор придерживаются этого летосчисления и называют его новой, или нашей эрой.

С какого события начался отсчет "до нашей эры" и "наша эра"?

Этот вопрос задала училка на экзамене. Никто не ответил, даже она сама не знала. Только учтите, не весь мир христиане, поэтому от Рождества Христова быть не может.

Бойцовый кот

Эра (от лат. aera - отдельное число, исходная цифра),
в хронологии - начальный момент системы летосчисления, отмеченный некоторым действительным или легендарным событием, а также и сама система летосчисления. Христианская, или новая, Э. (наша эра) - счёт годов от общепринятой даты в христианской религии, связанной с «рождеством Христовым». В древней хронологии у разных народов применялись различные Э., приуроченные к какому-либо событию (реальному или мифическому) или началу династии правителей. Например, эра Набонассара в Вавилоне - 747 до н. э.; в Древнем Риме существовала Э. от основания Рима (аЬ urbe condita), за начало которой принят 753 до н. э., в мусульманской Э. (хиджре) счёт годов ведётся от года, в котором, по преданию, произошло бегство Мухаммеда (Магомета) из Мекки в Медину, - 622 н. э. Некоторые Э. были приурочены к какому-нибудь моменту времени, искусственно выбранному на основании астрономических соображений, часто сочетавшихся с религиозными; таковы, например, мировые Э. от принятого момента «сотворения мира»: у иудаистов - 3761 до н. э., в православной церкви - 5508 до н. э. К таким же Э. относится Калиюга, или «железный век», индийцев - 3102 до н. э. В конце 16 в. была введена так называемая Юлианская эра (см. Юлианский период), удобная при астрономических и хронологических расчётах. Начало этой Э. - 4713 до н. э.

Sharshel cygnus

И тем не менее. От Рождества Христова. Училка уж могла бы и знать.
Да, не весь мир христиане. По этому у китая свой календарь, у будистов - свой.
Но Григорианский календарь принят во всем западном мире и ведёт он свой отсчет именно от Рождества Христова. Это т.н. новая эра. А то что было раньше идёт обратным отсчетом от того же момента и называется до н.э.
Расскажи это своей училке. бедные дети.

Настя дорофеева

Начало отсчёта
Нулевой год не используется ни в светской, ни в религиозной нотациях - так было заведено Бедой Достопочтенным в начале VIII века (ноль тогда вообще не был распространён в культуре). Однако нулевой год применяется в астрономической записи (англ. Astronomical year numbering) и в стандарте ISO 8601.
По мнению большинства учёных, при вычислении в VI веке римским игуменом Дионисием Малым года Рождества Христова, была сделана небольшая ошибка (в несколько лет) .
Распространение записи
Применение нашей эры в летосчислении получило распространение после использования Бедой Достопочтенным, начиная с 731 года. Постепенно все страны Западной Европы перешли на этот календарь. Последней на Западе, 22 августа 1422 года, на новый календарь перешла Португалия (с испанской эры).
В России последним днём Константинопольской эры было 31 декабря 7208 года от сотворения мира; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «Рождества Христова» - 1 января 1700 года.
Конфликт светской и религиозной записей
Существует ряд аргументов за и против использования светской нотации («до н. э.» и «н. э.») вместо религиозной («до Р. Х.» и «от Р. Х.»).
Доводы в поддержку светской записи
Доводы в поддержку светской записи в основном сводятся к её религиозной нейтральности и удобству для межкультурного использования.
Указывается также на простоту перехода: не требуется какой-либо сдвиг годов и, например, 33 годом до Р. Х. становится 33 год до н. э.
Отмечается также, что религиозная запись вводит в заблуждение относительно года рождения Христа - исторические факты слишком размыты, чтобы точно установить эту дату.
Доводы в поддержку религиозной записи
Сторонники религиозной записи считают, что замена на светскую запись исторически некорректна, потому что даже если человек не разделяет христианских убеждений, календарная нотация сама по себе имеет христианские корни. Кроме того, множество уже изданных работ используют запись «от Р. Х.».
Также сторонники такой записи указывают на другие календарные понятия, заимствованные из других религий (январь - Янус, март - Марс и т. п.).
Доводы в поддержку обоих видов записи
Дата начала нашей эры сдвинута от даты Рождества Христова на постоянную величину истинного сдвига, неизвестную современной науке. Приблизительная величина истинного сдвига по разным вычислениям составляет от 1 до 12 лет. Таким образом, даты 33 год от Р. Х. и 33 год от начала н. э. - это две разные даты, истинный сдвиг между которыми постоянен, но неизвестен. Из-за отсутствия достоверной величины истинного сдвига и жёсткой привязки дат недавних событий к современному календарю от начала н. э. даты многих событий удобнее считать от начала н. э., но даты некоторых событий, особенно начала христианских времён, удобнее считать от Рождества Христова.
Text document with red question mark.svg
В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок.
Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены.
Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.
См. также
От основания города
До настоящего времени - система записи дат, относящихся к прошлому
Константинопольская эра
Календарь чучхе
Хронология
Нью-эйдж (новое религиозное движение) - возможен перевод англ. New Age как «новая эра»; хронологическое понятие «новая эра» в английском - англ. Common Era.
Примечания
Doggett, L.E., (1992), «Calendars» in Seidelmann, P.K., The Explanatory Supplement to the Astronomical Almanac, Sausalito CA: University Science Books, p. 579.
Bromiley Geoffrey W. The International Standard Bible Encyclopedia. - Wm. B. Eerdmans Publishing, 1

Где начинается наша эра?

Джейн))

С рождением Христа началась новая эра в истории человечества.

Эры и летосчисления

ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ - система исчисления больших промежутков времени. Во многих системах летосчисления счет велся от какого-либо исторического или легендарного события.
Современное летоисчисление – "наша эра", "новая эра" (н. э.) , "эра от Рождества Христова" (Р. Х.) , Anno Domeni (A.D. – "год господа") – ведется от произвольно выбранной даты рождения Иисуса Христа. Поскольку ни в одном историческом документе она не указана, а Евангелия противоречат друг другу, ученый монах Дионисий Малый в 278 г. эры Диоклетиана решил "научно", на основе астрономических данных вычислить дату эпохи. В основу расчетом была положены: 28-летний "солнечный круг" – промежуток времени, за который числа месяцев приходятся точно на те же дни недели, и 19-летний "лунный круг" – промежуток времени, за который одинаковые фазы Луны приходятся на одни и те же дни месяца. Произведение циклов "солнечного" и "лунного" круга с поправкой на 30-летнее время жизни Христа (28 х 19 + 30 = 572) дало начальную дату современного летоисчисления. Счет лет согласно эре "от Рождества Христова" "приживался" очень медленно: вплоть до XV века (т. е. даже 1000 лет спустя) в официальных документах Западной Европы указывалось 2 даты: от сотворения мира и от Рождества Христова (A.D). Сейчас эта система летосчисления (новая эра) принята в большинстве стран.

ЭРА
Начальная дата и последующая система летоисчисления называются эрой. Начальную точку отсчета эры называют ее эпохой. У народов, исповедующих ислам, летосчисление ведется от 622 н. э. (от даты переселения Мухаммеда - основателя ислама - в Медину) .
За начало китайской 60-летней цикловой эры принята дата 1-го года царствования императора Хуанди - 2697 г. до НЭ.
В Древней Греции счет времени велся по олимпиадам, с эпохи 1 июля 776 г. до НЭ.
В Древнем Вавилоне "эра Набонассара" началась 26 февраля 747 г. до НЭ.
В Римской империи счет велся от "основания Рима" с 21 апреля 753 г. до НЭ и с дня воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. НЭ.
Различных эр летоисчисления в мире насчитывается более 1000, в том числе кратковременных = девизы по правлению императоров в Китае 350, а в Японии 250.
В Византийской империи и позднее, по традиции, на Руси – с принятия христианства князем Владимиром Святославовичем (988г) до указа Петра I (1700 г.) счет лет велся "от сотворения мира": за начало отсчета была принята дата 1 сентября 5508 г. до НЭ (первый год "византийской эры").
Для удобства астрономических и хронологических расчетов с конца XVI века применяется предложенное Ж. Скалигером летоисчисление юлианского периода (JD). Непрерывный счет дней ведется с 1 января 4713 г. до НЭ.

Почему и когда время стали делить на «нашу эру» и «до нашей эры»?

От рождества христова. - 5 лет назад

Elephant17

В светской версии время делится на "нашу эру" и "до нашей эры".

В религиозном сознании те же события идентифицируются во времени как "до Рождества Христова" и "после Рождества Христова".

Причем в отличии от числовой прямой нулевая координата времени, разделяющая "до" и "после", отсутствует.

Нет нулевого года, отделяющего нашу эру от того, что было до нашей эры (до события Боговоплощения или Рождества Христова, изменившего пространственно-временные критерии). Культуре Европейских стран времени жизни Беды Достопочтенного, в трудах которого впервые можно встретить данное разделение времени(8 век),понятие нуля было чуждо.

Хотя в математических расчетах нуль, естественно, использовался.

Anachoret

Эру на "нашу" и не нашу делит начиная с 731 года трудами бенедиктинского монаха Достопочтенного Беды, водоразделом между эрами служит предполагаемая дата Рождества Христова. Ранее летосчисление велось "от сотворения мира" В России последним днем отсчета по старой системе было 31 декабря 7208 года; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «рождества Христова» - 1 января 1700 года.

Infiltrator

Христианство с самого своего появления стало суперэтносом. Оно объединило многие государства под своим началом, в фазе перегрева разделилось на несколько течений. Передовые страны с католицизмом приняли христианское летоисчисление с 731. Остальные, следовали за ними, по большей части для удобства.

Начало современному христианскому летоисчислению было положено в Раннем Средневековье. До первой половины VI века широко использовалась эра Диоклетиана. Отсчёт лет вёлся с 284 года, когда он был провозглашён римским императором. Несмотря на то, что Диоклетиан являлся одним из организаторов гонений на христиан, эта система летоисчисления применялась и духовенством для расчёта дат празднования Пасхи. В дальнейшем она получила название «эра мучеников» и до сих пор используется монофизитами в Северной Африке.

В 525 году римский аббат Дионисий Малый, который по поручению папы Иоанна I составлял пасхальные таблицы, решил отказаться от системы летоисчисления, основанной на дате начала правления преследователя христиан. Он предложил хронологию от Рождества Христова. Дионисий, основываясь на Евангелии от Луки, исходил из того, что Иисусу к тому моменту, когда он начал проповедовать, было около 30 лет. Его распятие состоялось в канун иудейской Пасхи при императоре Тиберии. Используя уже существовавшую методику расчёта пасхалий, аббат вычислил, что Воскресение Христово приходится на 25 марта 31 года от его рождения.

Многие исследователи полагают, что Дионисий Малый допустил ошибку в своих расчётах. Таким образом, дата рождения Христа оказалась сдвинутой на несколько лет вперёд. Это мнение разделяли и первые лица католической церкви. Летом 1996 года в одном из своих посланий папа римский Иоанн Павел II подтвердил, что историческая дата Рождества Христова неизвестна и в действительности он родился на 5 – 7 лет раньше нашей эры. Бенедикт XVI также считал христианскую хронологию основанной на неверных расчётах. В 2009 году в первой части книги «Иисус из Назарета» он писал, что Дионисий Малый «ошибся в своих вычислениях на несколько лет». Рождение Христа, по мнению папы, произошло на 3 – 4 года раньше установленной даты.

Разработанная Дионисием Малым система летоисчисления стала применяться спустя два столетия после своего создания. В 726 году английский монах – бенедиктинец Беда Достопочтенный в своём труде «De sex aetatibus mundi» (О шести возрастах мира) впервые использовал хронологию от Рождества Христова для описания исторических событий. Вскоре новое летоисчисление широко распространилось в Европе.

Уже в 742 году датировка от Рождества Христова впервые появилась в официальном документе – одном из капитуляриев франкского майордома Карломана. Вероятно, это являлось его самостоятельной инициативой, не связанной с работами Беды Достопочтенного. Во времена правления императора Карла I Великого в официальных документах франкского двора широко применялся отсчёт лет «от воплощения Господа нашего». В IX – X веках новое летоисчисление прочно вошло в европейские королевские указы и исторические хроники, христианская эра стала использоваться в актах папской канцелярии.

Но в некоторых государствах ещё долгое время сохранялись другие хронологические системы. Страны Пиренейского полуострова использовали испанскую эру. Отсчёт лет в ней вёлся с 1 января 38 года до н. э., когда регион стал частью «Римского мира» (Pax Romana). Большинство пиренейских государств постепенно отказались от испанской эры в XII – XIV веках. Дольше всего она просуществовала в Португалии. Только в августе 1422 года король Жуан I ввёл в стране христианское летоисчисление. В России вплоть до конца XVII века использовался византийский отсчёт времени от сотворения мира. На новую хронологию государство перешло после указа Петра I от 20 декабря 1699 года. Последним из европейских регионов христианскую эру стала применять Греция. Новое летоисчисление утвердилось в стране в 1821 году после начала войны за независимость от Османской империи.

Триденский собор в 16 веке ввел новое летоисчисление, а первым (если не единственным) памятником новому тысячелетию по новолетию стала колокольня Ивана Великого 1600 г., построенная самым авторитетным тогдашним монархом в Европе - царем Борисом

Ответить

Вы явно что-то напутали Римляне вели свой отсчет от легендарного основания Рима (753 год до н. э.), Большинство остальных цивилизаций от сотворения мира, только отправная точка у них была разная евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э.Византийский календарь считал отправной точкой 1 сентября, 5509 год до н. э., Он собственно и был принят за основу императором Василием II в 988 году. Да начинать год 1 сентября в Византии стали около 462 года, но официально это было признано в 537 году. В остальном календарь, за исключением названий месяцев совпадал с Юлианским (принятым при Юлии Цезаре). Византийский календарь просуществовал до падения имерии в 1453 году.Григорианский календарь, который пришел ему на смену, введён при папе римском Григории XIII 15 октября 1582 года.

Ответить

Оксана, так я и не отрицаю использование римлянами летосчисления Ab Urbe condita. Но то, что эра Диоклетиана долгое время использовалась жителями империи и применялась даже некоторое время после её падения, это факт. Если не верите, более подробно здесь

Задачи рассказать обо всех существовавших системах летосчисления я себе не ставил, поскольку вопрос был немного о другом. Он касался только начала датировки от Рождества Христова. А это время Дионисий Малый высчитывал ориентируясь именно на эру Диоклетиана, а не на основание Рима или какую-либо другую систему.

Обо всех других календарях неплохо рассказали в этом вопросе.

Ответить

Прокомментировать

Не сразу. Летоисчисление от Рождества Христова, а вместе с ним и понятие «наша эра» появились примерно полторы тысячи лет назад, когда римский папа Иоанн I поручил ученому монаху скифского происхождения Дионисию Малому составить таблицы для расчета дня Пасхи. В раннем Средневековье в Европе считали годы от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год н. э.). Вместо даты воцарения этого язычника и гонителя христиан Дионисий Малый взял за точку отсчета предполагаемый год рождения Иисуса Христа. Его он вычислил, руководствуясь текстом Нового Завета. (Сегодня считается, что монах ошибся на четыре года, и наш 2017 год должен быть 2013-м.). В VIII веке новая датировка получила распространение благодаря англосаксонскому летописцу Беде Достопочтенному, который опирался на систему Дионисия в своем сочинении «О шести возрастах мира». От того же Беды пошел обычай датировать события, произошедшие до Рождества Христова («до нашей эры»), ведя счет в обратную сторону. Постепенно вся Европа стала мерить время от рождения Христа. Россия перешла на новый счет «лучшего ради согласия с народами европейскими в контрактах и трактатах» в 1699 году по указу Петра I.

Нужно начать с того, что первобытные люди представляли время хаотически, т.е. наборами несвязанных отрезков времени, границами которых служили природные события (грозы/ураганы и др.) . В Древнем мире в качестве эры выступали границы правления царей (Египет), либо счет велся по ЭПОНИМАМ (Греция, Рим,Ассирия) - это должностное лицо, по которому ведется счет лет. (Например: "в год, когда архонтом был такой-то.."). Архонты- в Греции, Консулы - в Риме, Лимму- в Ассирии.
В античном мире время представлялось циклически - спиралью.
Привычная нам линейная эра(универсальная) появилась с развитием христианства (чтобы все христианские общины отмечали праздники в одно и то же время).
В 525г. н.э. появилась эра от Рождества Христова. Ее предложил монах Дионисий Малый. До этого Пасха рассчитывалась на основании эры мучеников (то есть эры Диоклетиана (жестокого гонителя христиан), даты когда он начал править 16 августа 284 года). Однако Дионисий совершил ошибку в расчетах - Иисус Христос родился на 5-6 лет позже, той даты, что рассчитал Дионисий. С 10 века Ватикан перешел на летоисчисление от РХ.

Вообще, главный хронологический вопрос человечества - как соотнести единицы счета времени, выраженные целым числом.
Существует несколько основных единиц счета времени:
1. солнечные сутки (24 часа)
2. синодальный месяц (примерно 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды - от новолуния до новолуния)
3. тропический год (365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд) период от дня летнего солнцестояния до следующего такого же дня.
На основе этих единиц счета времени люди стали делить время на отрезки - появились календари - солнечные (древнеегипетский) и лунные (Древний Вавилон, Древняя Греция). Считается, что первые такие календари появились на рубеже 4-3 тыс.до н.э.

Семицикличный календарь - это пережиток Древневавилонского календаря, считавшегося священным. В нем каждый день находился под покровительством бога или богини, который в свою очередь связывался с определенными небесными телами. Такой способ перекочевал в Европу, и в 325 году семидневная неделя была объявлена всем христианским общинам.

24 часа в сутках пришли к нам так же из вавилонского календаря, в котором день делился на 12 частей по знакам зодиака (ночь не делили) , такое деление пришло в Древний Египет, где ночь разделили, тем самым удвоив зодиак.

В Древнем Риме календарь появился в 7 веке до н.э. Первоначально насчитывал 10 лунных месяцев = 304 дня. Нума Помпилий провел календарную реформу добавив 2 лунных месяца = 355 суток. в 5 веке до н.э. была проведена вторая календарная реформа, через год стали добавлять тринадцатый месяц МАРЦЕДОНИЙ, который вставляли между 22 и 23 февраля, он равнялся 20 дням. Таким образом примерно получалось 365 дней. Однако каждые 4 года календарное и астрологическое новогодие расходилось на день. Продолжительность марцедония определялась жрецами в Древнем Риме. Новогодие приходилось на 1 марта.
Месяца назывались:
мартос (от Марса) ,
апрелис (от имени богини Апры - одно из имен богини Афродиты), майнос (Майа богиня красоты)
юниус (Юнона - богиня плодородия)
квинтилис (пятый)
секстелес (6)
септембриус(7)
октобриус(8)
новембриус(9)
юноариус (Янос - бог тайн)
фебруариус (Фебруарий - бог мертвых, несчастливый месяц, т.к. четное число дней - 28).
Не было понятия недели. Считали по КАЛЕНДАМ - первому дню месяца.

Юлий Цезарь все это пресек и в его царствие был создан новый календарь ЮЛИАНСКИЙ - 46 год н.э.: новогодие перенесено на 1 января (когда происходило распределение должностей полномочий), отменил марцедоний, в это место раз в 4 года стали вставлять 1 день БИСЕКСТУС(дважды шестой) = високосный. Ср. продолжительность года стала равняться 365 дней 6 часов. Квинтилис переименовали в Юлиус (январь).
В 365 году юлианский календарь стал обязательным для всех христиан. Но он на 11 минут был больше года тропического, за 128 лет набежали сутки, а к 16 веку набежало 10 суток.

в 1582 году - Григорий XIII Римский Папа созвал комиссию (календарь - это прерогатива церкви, т.к. время - это место бога), было решено 5 октября 1582 года считать 15 октября.

Григорианский календарь ближе к году тропическому(разница в несколько секунд), одни сутки в таком календаре накапливаются раз в 3200 лет.

Если говорить об истории хронологии в России, то о славянском календаре мало что известно. Первоначально счет времени проводился сезонно, т.е. одновременно с с/х работами, границы не совпадали (например, весна с 23.03 по 22.06). Изменения пришли с появление христианства. С конца 10 века существовало два новогодия - мартовское и сентябрьское. Не буду вдаваться в подробности этого, скажу только что на всей Руси не было четкой хронологии.В 1492 году был отменен мартовский календарь. Это связано с тем, что от сотворения мира (5508 год) 1492 год считался 7000 годом, по идее конец света должен был быть, эта идея настолько овладела христианами, что они даже не рассчитали календарь - пасхалии (года по Пасхе) после этого года.
В петровское время обнаружилось, что календарь не совпадает с западным. 19 декабря 7208 (1699г) года от сотворения мира Петр издал указ о переходе на эру от РХ.

В конце 18 века все европейские страны приняли григорианский календарь, в России был все еще юлианский. В течение всего 19 века происходило много споров - переходить ли России на григорианский календарь, и 24 января 1918 года был принят Декрет о переходе России на григорианский календарь, после 31 января 1918 года считать не 1 февраля а 14 февраля. Собственно то, что мы сейчас имеем.

Если вы дочитали этот длиннопост - знайте, вы стали на немного умнее и терпеливее:)

Первый год нашей эры
Как известно, наша эра началась с большим запозданием. Только через два столетия после утверждения христианства в Римской империи монах Дионисий Малый сумел, по заказу папы, вычислить дату Рождества Христова. Он предложил сменить очередной 241 год эры Диоклетиана — языческого императора, гонителя христиан — на 525 год новой христианской эры. Предложение было принято не сразу и не всеми, но нам сейчас важнее другое: как жили люди Земли за пять веков до Дионисия, в начале неведомой им самим эры — полагая, что живут в 754 году от основания Рима, или в первом году 195 Олимпиады, или в 543 году от воплощения Будды?
Окинем «космическим» взглядом тогдашнюю Землю — покрытую в основном лесами и степями, но населенную уже тремя сотнями миллионов людей. По берегам Нила, Евфрата, Хуанхэ плотность населения достигла сотен человек на квадратный километр.

Население многих городов исчисляется десятками тысяч, а великие столицы — Рим и Александрия в Средиземноморье, Антиохия и Ктесифон на Ближнем Востоке, Паталипутра в Индии, Саньян и Чанъань в Китае — уже перешагнули полумиллионный рубеж. Такая населенность говорит о высокоразвитой экономике. Действительно — на рубеже новой эры античные общества имеют в своем активе не только совершенную технологию земледелия и ирригации, богатейший набор разнообразных ремесел, но и широко разветвленную систему товарного производства, а вместе с нею — высокую культуру финансового дела.

Знаменитая формула «Деньги — Товар — Деньги» широко применялась вавилонскими финансистами еще за 7 веков до новой эры. Двумя веками позже эта формула проникла в Элладу, где относительная перенаселенность вынуждала многочисленные полисы к межгородскому разделению труда и интенсивной торговле. Рим перешел к товарному хозяйству позже — во время долгой изнурительной войны с Ганнибалом, когда отток рабочих рук в армию и быстрый рост военной промышленности взвинтили цены на продукты питания.
Одновременно сходные процессы шли в Китае, разделенном на десятки враждующих княжеств. Здесь дальновидный купец Люй Бу-вэй выступил пионером новой формулы: «Деньги — Власть — Деньги». Своими средствами он помог взойти на трон царства Цинь малолетнему принцу Чжену — и пожал стократные плоды этой инвестиции, когда принц стал владыкой всего Китая, императором Цинь Ши хуанди.
С тех пор прошло два столетия. В начале новой эры экономика античных обществ кажется такой же процветающей — с точки зрения тех, кто пожинает и распределяет плоды этого процветания. Правда, есть еще рабы; их много местами больше, чем свободных. Но ведь это же не люди! В сельскохозяйственном трактате римского экономиста Колумеллы раб классифицирован как «говорящее орудие» — в отличие от плуга, который молчит, и от вола, который мычит. Раб так же необходим для античного способа производства, как плуг и вол.
Но класс рабов не воспроизводится с достаточной интенсивностью. Значит, нужны постоянные войны для обращения свободных людей в рабство, и полезные люди — пираты, поставляющие рабов на рынок во время мира… Так рассуждают представители правящих слоев всех античных государств. Поэтому агрессивные войны — неотъемлемая часть античной политики, неизбежное следствие интенсивного рабовладельческого хозяйства.
Вглядимся в политическую карту мира, какою она была в начале новой эры. Начнем с той полосы цивилизаций, которая протянулась поперек Евразии от Геркулесовых столпов через все Средиземноморье, Ближний Восток и Иран, а дальше делится Гималаями на две ветви: «индийскую» на юге и «китайскую» на севере.
В этой зоне обитало более 80 процентов человечества; здесь располагались все крупные города, все значительные государства Земли. Впрочем, великих держав в ту пору было немного: колоссальная Римская империя на западе, столь же огромная империя Хань на востоке, да их гораздо менее могучие соседи-соперники: Парфянское царство в Иране и кочевая держава Хунну в степях Монголии. Все четыре державы — почти ровесницы: они сложились во второй половине 3 века до н.э. Но структура и судьбы у них разные, и рассматривать их стоит попарно: Рим — Парфия и Хань — Хунну.
Первая пара держав охватила так называемый «Эллинистический мир». Здесь давным-давно сформировались первые земледельческие цивилизации; здесь сложились первые государства шумеров и египтян. Политическое наследие этих древнейших народов позволило персам создать в этом районе первую в мире устойчивую многоэтническую империю. Другие пришельцы — эллины — создали под влиянием древней критской культуры такую замечательную структуру, как полис — самоуправляемый республиканский город. Александр Македонский попытался соединить эти два достижения — персидскую державность и эллинскую муниципальность — в единый жизнеспособный организм, охватывающий всю Западную ойкумену.
Эта попытка не удалась: не было экономической основы для устойчивой «вселенской» державы. Но македонский опыт экспорта греческого полиса на Ближний Восток прошел успешно. Через три века после Александра погибли уже все царства, основанные его преемниками — а полисы процветают в Египте и Сирии, в Иране и Средней Азии. Даже парфянские цари признают самоуправление полисов в пределах своей державы.
Но главный полис Запада — это Рим. Дорого стоило римлянам их первенство. Город сложился, как лагерь изгоев и беглецов из разных полисов Средней Италии. Конфликты в этой пестрой массе были часты и остры, а соседи враждебно относились к новой слободе гулящих людей. Объединенные недоброй судьбой, римляне поневоле развили в себе редкую гражданскую зрелость и политическую гибкость. Рим оформился как республика, сочетающая высокий уровень предприимчивости граждан со столь же высокой самодисциплиной, с сильной властью выборной администрации и авторитетным наследственным сенатом. Все это скреплялось почти непрерывным военным положением в республике: если римляне не оборонялись от кого-то, то по инерции на кого-то нападали, и, по словам греческого историка Полибия, «опаснее всего они были тогда, когда им самим более всего приходилось опасаться».
Однако вершиной политических достижений римлян стала их многоступенчатая система союзничества и гражданства. Чем больше услуг оказывало Риму то или иное племя, тем большую долю прав и привилегий римского гражданина получали члены этого племени. Привилегии были значительны: право на военную помощь при нападении извне, доля в совместной военной добыче и страховка на случай военного разорения, допуск на контролируемые Римом рынки, облегчение торговых пошлин и т.п. Такая умная щедрость римлян к союзникам в сочетании с хладнокровной беспощадностью к побежденным привела Рим к господству над всей Италией.
Побежден был и Карфаген — торговая аристократическая республика финикийцев на африканском континенте, с отличным флотом и профессиональной наемной армией, но без больших людских ресурсов. Одолев грозного Ганнибала, римляне обнаружили вдруг, что ни одна держава в Средиземноморье не может устоять против их военно-государственной машины, против римского сплава отваги, алчности и упорства. Тогда римлянам впервые стало нечего опасаться извне. И сразу же в их державе начались внутренние распри, затянувшиеся на целый век — от Гракхов до Августа.
Отчего так получилось? Во имя чего владыки Средиземноморья убивали друг друга под знаменами Мария и Суллы, Помпея и Цезаря, Антония и Октавиана? В сущности, борьба шла за тот или иной способ навести порядок в великой державе, которая переросла рамки старого полиса и требовала иных политических учреждений, соответствующих новым производительным силам общества.
Первыми поднялись малоземельные крестьяне, вытесняемые латифундиями «всадников» — новых римских богачей-рабовладельцев — и не желавшие превращаться в лишних людей — «пролетариев». Это движение, возглавленное братьями Гракхами, было подавлено военной силой. Но нужно было создать новую сферу занятости для пролетариев — и военная реформа Мария открыла им путь в армию. Так армия стала новым (и последним) оплотом демократии в римской державе.
Следующий шаг сделали италики — те подданные Рима, которые не успели добиться гражданского полноправия до победы над Карфагеном и которым сенат теперь отказывал в их требованиях. Италики восстали с оружием в руках; с огромным трудом легионеры Мария и Суллы одолели их, а потом правители Рима все же пошли навстречу требованиям италиков. Уже не сенат, а военные диктаторы Рима распространили римское гражданство на всю Италию и на те земли, где они вербовали своих легионеров. Так было восстановлено социальное единство державы. Оставалось политически оформить обновленный социум, уравновесив претензии новых классовых сил: легионеров — «демократов от меча», и всадников — «аристократов от кошелька». Долгий процесс остывания и кристаллизации этого кипящего хаоса мы называем установлением Римской империи; начало ей положил в канун новой эры Октавиан Август.
Каков он — первый римлянин своей эпохи? Невзрачный человек с неярким характером… Однако Цезарь усыновил его, назначил главным наследником и девятнадцатилетний юнец из провинции явился в Рим, спокойно предъявил всевластному Антонию свои права на великое наследство. Не обладая политическим опытом, Октавиан сумел, однако, сперва заключить союз с Цицероном и сенатом против Антония — а затем, укрепившись, породнился с Антонием и предал вчерашних союзников, легко согласился на убийство Цицерона. Не отличаясь ни полководческим даром, ни особой храбростью, Октавиан одолел в гражданской войне талантливого и популярного полководца Антония. Будучи слабого здоровья, он дожил до 76 лет и полвека простоял на вершине власти, работая обычно по 14 часов в день.
Какие особые таланты нужны для такой карьеры? Огромное честолюбие, железная воля, великий дар администратора… и еще — чрезвычайно развитое чувство долга, ответственности за исполняемую должность. Похоже, что Октавиан смолоду привык глядеть на весь мир как на театр, где главное для актера — безупречно сыграть роль длиною во всю жизнь, ни разу не сбившись и сделав все, чего потребует Судьба. Такая работа требует постоянного насилия над своей личностью. Видимо, Октавиан созательно превращался с годами в идеального политического робота, играющего роли Императора, Консула, Трибуна, Цезаря, Августа, Верховного Жреца, Отца Отечества, Наилучшего Правителя — все эти титулы были ему даны послушным сенатом.
В начале новой эры Августу исполнилось 63 года. Правит он уже 30 лет, и главное дело жизни сделано: Римская держава обрела внутренний мир и порядок. Согласно переписи, в государстве насчитывается более 4 миллионов полноправных граждан. Прочих подданных Рима не перечесть но их, по крайней мере, вдесятеро больше. Август продолжает распространять гражданство в осторожном темпе — но реальное содержание привилегий римского гражданина неуклонно падает. Два века спустя император Каракалла «дарует» римское гражданство всем своим подданным; этот эдикт не будет иметь большого значения.
Фактически Римская держава превратилась в монархию. Но на официальном жаргоне ее еще долго будут именовать республикой, ибо сенат действует (под руководством Августа). Сенаторы управляют провинциями — но лишь теми, где нет легионов; губернаторов пограничных провинций назначает император. Он — верховный главнокомандующий 30 легионов; он назначает префекта, управляющего Городом в отсутствие Августа. Прошли времена, когда городские и государственные дела решались на Форуме — голосованием, или схваткой между гражданами. Теперь все текущие вопросы решаются в канцелярии Августа: там вершат дела вольноотпущенники императора из числа ученых рабов — греки или сирийцы, не имеющие даже гражданских прав.
Важнейшие проблемы державы обсуждает Государственный Совет, составленный из сенаторов — но сенату не подвластный. Наоборот — сенат подвластен императору, который решает вопросы о пополнении сената новыми членами или об исключении провинившихся сенаторов. Август контролирует и состав «второго сословия» — всадников, поставляющих кадры для офицерского состава армии и администраторов в римские провинции. Для вступления в привилегированные сословия требуется довольно высокий имущественный ценз; однако при наличии достаточных средств, или знатного происхождения и деловой хватки римлянину имперской эпохи нетрудно сделать карьеру в рамках государственной машины.
Но только в этих рамках! Политической самодеятельности в Риме больше нет: такова цена, уплаченная за прекращение гражданских усобиц. Подавляющее большинство современников Августа не считает эту цену чрезмерной: ведь римляне перестали убивать друг друга, экономика процветает, а внешняя политика успешна. Город Рим регулярно снабжается хлебом из Египта, подвластного лично императору. Парфянский царь под угрозой римского вторжения освободил всех пленных римлян и вернул Августу знамена легионов Марка Красса, разгромленных полвека назад в битве при Каррах. Римская цивилизация укоренилась в Галлии; довольно успешно идет завоевание Германии. Римские легионы прошли всю Испанию и Северную Африку, укрепились на Рейне и на Балканах, побывали в Британии и на Евфрате — и почти всюду были непобедимы.
Все это — бесспорные успехи; но успехи государственной машины, а не общества в целом. Римский социум вступил в эпоху кризиса, и отчуждение имперской власти от управляемых масс — не причина, а следствие глубоких экономических процессов. Произошел переход от фермерского сельского хозяйства к латифундиям; народное ополчение превратилось в профессиональную армию, пожирающую чужие народы и истощающую свой этнос… Это явный шаг назад — от производящей экономики к присваивающей!
Отныне римская держава обречена на деградацию — экономическую и политическую. Медленнее всего будет деградировать военная машина, постепенно превращаясь из национальной армии в «иностранный легион», набираемый из окрестных варваров. Но стоит такой армии ослабеть — и империя рухнет от ударов тех варваров, с которыми она еще вчера легко справлялась.
Столь же печальна судьба римского народа в начале новой эры. Отчуждение основной массы граждан от развития экономики и державы разрушило привычную систему ценностей — тех идеалов, которые объединяют толпу людей в единый этнос, позволяют им ощущать себя частями великого целого. Республиканские римляне поклонялись многим богам, но самой важной богиней была Рома — символ Города вместе с народом, его населяющим. Империя — не замена Роме. Она служит божеством только для своих жрецов — немногих администраторов и военачальников, чьи личности вполне самовыражаются в служении государственному механизму.

А простые грваждане Рима чувствуют себя осиротевшими, духовно ограбленными. Отсюда — жадный поиск новых ценностей, новой веры и новых богов, дающих прочную основу для душевного спокойствия, для уверенности, что ты правильно живешь, и для надежды на лучшую долю в загробном мире. Чего только не перепробуют римляне в первые века новой эры: «все культы в гости будут к ним», кроме разве что буддизма. Окончательный выбор будет сделан в пользу христианства — самой «личностной» из ближневосточных религий. Имперская машина не одобряет новую веру — но противопоставить ей она ничего не может. В конце концов император Константин объявит Христа равноправным с богами-олимпийцами, чтобы крепче привязать обновленный народ к старой державе. Но державу это не спасет…
продолжение
Сергей Смирнов



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх