Международное Общество Сознания Кришны — секта или древняя традиция? Международное общество сознания кришны (исккон)

Международное общество сознания Кришны

Сектантское движение в индуизме, базирующееся на учении о Кришне как верховном божестве. Основано Бхактиведантой Свами Прабхупадой в 1966 году.

В мире существует множество религиозных течений восточной ориентации. Новоявленные пророки и гуру широко используют термины и положения древних индийских верований для объяснения своих идей и привлечения адептов. При этом они могут достаточно вольно обращаться с индуизмом и ведической традицией. Ведь как бы американцы, немцы, русские ни восхищались древней мудростью, облаченной в экзотические одежды, ничего они в ней, как правило, не понимают.

Именно потому многим нашим соотечественникам Кришна, давно пребывающий у всех на слуху, кажется теперь едва ли не главнейшим божеством индуизма, хотя это и не так.

Основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада, урожденный Абхай Чаран Де, родился в Калькутте в 1896 году. Он изучал английский язык, экономику и философию в местном университете и некоторое время был достаточно успешным бизнесменом. В 1922 году Прабхупада встречает своего духовного учителя Бхактисиддханту Сарасвати Госвами, довольно известного гуру, учение которого находилось в русле кришнаитского течения в индуизме. Надо сказать, что в Индии, в отличие от других стран, где подобные учителя, как правило, подвергаются проклятиям со стороны официальной церкви, такие отделившиеся гуру не объявляются «еретиками» и обычно не преследуются.

Якобы по поручению своего учителя Прабхупада начинает нести свет учения иноземцам. Он пишет комментарий к «Бхагавадгите» (входящей в шестую часть книги «Махабхарата» – индийского аналога Библии), представляющей собой наставления бога Кришны, которые тот давал одному из главных героев эпоса, и в 1944 году начинает издавать журнал «Обратно к Богу» на английском языке. Через несколько лет Шрила Прабхупада, по индуистской традиции, отходит от семьи, чтобы уделять больше времени духовной жизни, а еще через некоторое время принимает «саньясу» – «отречение» и начинает работать над многотомным переводом «Шримад Бхагаватам» – древних религиозных стихов – на английский язык.

В 1966 году Прабхупада, неся «свет» людям Запада, основывает Международное общество сознания Кришны (MOCK) в Нью-Йорке.

Для того чтобы понять, что же такое кришнаитство, необходимо разобраться, что собой представляет индуизм вообще. Характерными чертами индуизма являются многобожие, вера в переселение душ и карму, и базируется он, в первую очередь, на древних религиозных текстах – «ведах». Главными почитаемыми богами в этой религии являются Брахма – создатель, Шива – разрушитель и Вишну – хранитель. Индуизм достаточно веротерпим, порицает убийство живых существ, содержит принцип ненасилия.

Учение о Кришне развил в XVI веке гуру Чайтанья Махапрабху. Кришна – восьмое воплощение (аватар) бога Вишну, в котором тот побеждает демонического сына Касну. В мифологии Кришна представлен в двух основных образах: с одной стороны, это мудрый царь – воин, с другой – любвеобильный юноша, проказник-пастушок. В «Бхагавадгите» Кришна, играя роль возничего, объясняет воину и другу Арджуне принципы любви к Богу и открывает многие тайны бытия.

Череда последователей передавала учение о Господе Кришне до XX века. Одним из последних учеников был Сарасвати. А Прабхупада утверждал, что он наследник своего гуру. (По заслуживающей доверия версии Сарасвати перед смертью назначил 12 преемников, но нашего героя среди них не было.)

Зерна учения Прабхупады пали в благодатную почву, поскольку свою работу в США он начинал в среде хиппи и именно тогда, когда в шестидесятых повальное увлечение LSD – мощнейшим психоделическим веществом-галлюциногеном – способствовало разговорам об «иных мирах», «высших реальностях». Движение кришнаитов имело огромный успех. Однако когда индийский гуру начал деликатно проповедовать своим ученикам пользу медитации (естественным путем измененное состояние сознания, достигаемое с помощью долгих, часто многолетних духовных практик) и бесполезность видений, вызванных искусственно, к чему добавились довольно суровые требования классического индуизма – вегетарианство, половая сдержанность и т. д., – большая часть последователей отсеялась. Тем не менее, до самой смерти Прабхупада продолжал совершать вояжи по всему миру, а в 1980-е годы количество продолжателей его дела только в США приблизилось к 20 тысячам.

Для решения спорных вопросов, а также контроля за чистотой духовных принципов в организации был создан коллегиальный орган управления – Всемирный Совет, в который вошли лучшие ученики Шрилы Прабхупады. Отдельные организации Международного общества обладают довольно широкой автономией.

Можно говорить, что члены Общества сознания Кришны более склонны к единобожию, чем традиционные индуисты. Для них Кришна – это всё и вся. Они с удовольствием рассказывают о подробностях его жизни на земле, но обязательно поясняют эти события как проявление того или иного свойства Бога: то ли его безграничные возможности, то ли мудрость, то ли озорство и веселость. Как бы ни странно это звучало для традиционных христиан, но именно последние качества занимают одно из лидирующих мест в образе Кришны. Сектанты говорят, что Кришна – это «Бог на отдыхе», в неофициальной, так сказать, обстановке. Соответственно, с этой личностью Господа намного проще иметь дело.

Главный элемент кришнаитства – бескорыстная любовь и служение Господу Кришне. Первое и основное требование – верить в Кришну и любить его. Эта практика носит название «бхакти». Бхакти позволяет человеку постичь Кришну и тем самым освободиться от пут материального мира. Необходимо, в частности, слушать и петь хвалу Господу, посвящать ему все свои земные заботы и саму жизнь, размышлять над божественным поведением и делами Кришны, участвовать в обрядах и церемониях поклонения. Даже повседневное принятие пищи у кришнаитов – особая церемония, поскольку каждое приготовленное блюдо должно быть сначала предложено Богу Кришне (потому и соответственно подготовлено), а уж затем съедено самими сектантами.

Другой немаловажный обряд – санкиртан. Одетые в традиционные индийские (независимо от национальности сектанта) одежды, мужчины и женщины громко поют и танцуют (причем танцы мужчин переходят в буйные пляски), освобождаясь таким образом от подавленных желаний и эмоций.

Важное место в учении занимает положение об иллюзорности всего материального мира (учение о «майе» – иллюзии). Истина же кроется в мире духовном, а узнать о нем можно, только обратившись к авторитетным источникам, т. е. к индийским книгам, автором или переводчиком которых был сам основатель МОСК.

Кришнаиты, как и все индуисты, верят в то, что в этой жизни нет ничего особо ценного (за исключением шанса навсегда от нее освободиться и веры в Бога, разумеется), что человек, запутавшись в призрачном мире желаний и страстей, переживает цепь материальных перевоплощений, спасение от которых (и, соответственно, от страданий, им сопутствующим) является главной целью любого живого существа. Верят в то, что наша планета относится к так называемым «средним мирам», в которые попадают души либо из-за каких-то собственных промахов – «падшие сверху», – либо за хорошие поступки – «поднявшиеся снизу»; что путь в духовный мир лежит только через перевоплощение на планете, подобной Земле (единственно, чем и ценно человеческое рождение). Потому сектанты, отказываясь от секса, чтобы не потакать собственной похоти – очередной иллюзии, созданной майей, – не отказываются от воспроизведения на свет потомства (исключительно в браке), ибо таким образом Бог дает шанс другим сущностям освободиться.

В практике поклонения Кришне (в отличие от христианства) не принято что-либо просить у Бога, поскольку человек в любом случае получит то и только то, что сам себе уготовил собственными поступками и поведением в прошлых жизнях. Молитва кришнаита – это восхваление Всевышнего, и главная молитва (мантра) члена секты звучит следующим образом: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе; Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе». Объектами поклонения выступают всевозможные фигурки, статуэтки, рисунки с изображением Господа Кришны: считается, что Бог находится абсолютно во всех существах и предметах, соответственно, отчего бы ему не быть в скульптурной форме, его же изображающей? Статуэтка или изображение Кришны обязательно присутствует в доме каждого кришнаита; они относятся к ней, как к главному члену семьи: «кормят», купают (причем вода, или молоко, обычно использующееся с этой целью, считается священным напитком сектанта), укладывают «спать» вечером и «будят» по утрам. Вместе с этим кришнаиты учатся любить божество родительской любовью, то есть бескорыстно и самопожертвенно.

В индуизме вообще и в MOCK в частности необычайно важной является роль учителя. Верность гуру и беспрекословное ему подчинение – одна из главных составляющих успешного служения.

Полное понимание вероучения может получить только тот, кто вступит в ашрам (храм-монастырь), где культ Кришны является единственным мотивом и результатом поведения и мироощущения человека. Новообращенные порывают с внешним миром, получают новые духовные имена. Мужчины бреют головы, оставляя сзади небольшую косичку. На переносицу специальным составом наносится особый защитный знак – тилак – в форме буквы «у»; на шею надеваются бусы, изготовленные из древесины священного растения туласи, что тоже носит защитную функцию (но теперь уже на случай смерти).

Финансируется организация кришнаитов за счет пожертвований членов общины и частных лиц, продажи книг, другой литературы, видеокассет.

Сегодня MOCK представляет собой мировую конфедерацию, состоящую из сотен храмов, десятков сельхозобщин, школ (гурукул) и ресторанов традиционной кухни в 70 странах мира.

Несмотря на то что кришнаиты часто говорят о древних ведических традициях, традиционные индуисты с ними каких-либо отношений не поддерживают, а в храмы не пускают.

Из книги История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства автора Элиаде Мирча

§ 193. Откровение Кришны На первый взгляд, может показаться парадоксальным тот факт, что литературное произведение, которое дает описание устрашающей войны на истребление человечества и конец юги, представляет собой превосходный образец духовного синтеза, когда-либо

Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ

"Международное Общество Сознания Кришны" "... побочные продукты тела, а именно дети... Человек, который... считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения,.. должен считаться подобным ослу" (Прабхупада, "Бхагавад-Гита как

Из книги Сектоведение автора Дворкин Александр Леонидович

Глава 9. "Общество сознания Кришны" Господь Иисус говорит, что он - сын Бога. Он не Бог, а Его сын… Между Богом и сыном Бога не может быть ссор. Иисус говорил: “любите Бога”, а Кришна, Верховная Личность Бога, говорит: “любите Меня”. Это одно и то же. Шрила Прабхупада Я

Из книги Пути философии Востока и Запада автора Торчинов Евгений Алексеевич

Раздел пторой РАСКРЫТИЕ СОЗНАНИЯ Измененные состояния сознания: психология и

Из книги Настольная книга по теологии. Библейский комментарий АСД Том 12 автора Церковь христиан адвентистов седьмого дня

1. Международное братство бизнесменов полного Евангелия Это братство было основано группой бизнесменов и профессионалов в 1951 году от Церкви Ассамблея Бога, разочарованных растущим господством клерикалов. В их издании «Voice» рассказывалось о пятидесятнических опытах.

Из книги Наука самоосознания автора Бхактиведанта А.Ч. Свами Прабхупада

3. У истоков сознания Кришны

Из книги Бхагавата Вахини автора Баба Шри Сатья Саи

Общество людей или общество животных? В своем интервью индийскому «Бхаван Джорнэл» в августе 1976 года Шрила Прабхупада спросил: «Возможны ли счастье и мир в обществе животных? Они хотят, чтобы люди находились на уровне животных и создают Организацию Объединенных Наций...

Из книги В поисках христианской свободы автора Френц Реймонд

9. Уход Кришны Дхармараджу, пребывавшего в горе из-за ухода его дяди и тёти -Дхритараштры и Гандхари, - постиг ещё один тяжелый удар, боль от которого была мучительной, словно от иголок, загоняемых под ногти. Куда бы он ни обратил свой взор, он видел в царстве своём дурные

Из книги Сектантство автора Корниенко А.

10. Мистерия Кришны Бхима попытался взять себя в руки. Он сказал: "Брат! Отпусти меня, чтобы рассеять твой страх, я тотчас же последую в Двараку и скоро вернусь, узнав всё, что случилось". Пока Бхима, преклонив колени, просил позволения уехать, солнце село, и тусклым светом

Из книги История тайных обществ, союзов и орденов автора Шустер Георг

«МЕЖДУНАРОДНОЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» Хотя соборы проводились теперь регулярно, центрального органа, официально управляющего всеми христианскими собраниями, международного «руководящего совета», еще не было. Но это оказалось лишь вопросом времени.Те же причины, которые

Из книги Эволюция бога [Бог глазами Библии, Корана и науки] автора Райт Роберт

МЕЖДУНАРОДНОЕ БРАТСТВО Христиане первого века собирались на сравнительно небольших встречах, проводившихся в домах. После пятидесятницы мы не найдем сообщений о проведении больших «конгрессов», на которых бы присутствовали люди из различных стран. Тем не менее,

Из книги Кришна-лила автора

Международное общество сознания Кришны Сектантское движение в индуизме, базирующееся на учении о Кришне как верховном божестве. Основано Бхактиведантой Свами Прабхупадой в 1966 году. В мире существует множество религиозных течений восточной ориентации. Новоявленные

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Из книги автора

Древнее международное право Роль религии в ослаблении напряженности межгосударственных отношений проявлялась не только в обществе на уровне государств. Полинезийцы иногда совершали путешествия за пределы своей территории ради церемоний в «международных» храмах.

Из книги автора

Явление Кришны Кришна вечно находится в сердце каждого живого существа, но из-за невежества, царящего в этом мире, нас постоянно атакуют всевозможные демоны: вожделение, гнев, зависть, иллюзия, гордыня, жадность. Однако в сердцах тех, кто искренне и смиренно зовет Кришну,


Другие названия: Кришнаиты, ИСККОН (ISKCON)- английский вариант аббревиатуры МОСК.

Характеристика: тоталитарный культ восточного направления, характеризующийся насаждением среди адептов антипатриотических и антинациональных воззрений, пренебрежительного отношения к не членам культа.

Специфичные цели деятельности: Частью тайной доктрины культа является программа построения единого государства (возможно, во всемирном масштабе) на основе идеологических воззрений МОСК.

История секты: корни этого движения уходят в XV век, когда Чайтанья Марапрахбу вывел из верования индуистской секты Вишну доктрину Кришны. Это движение было долгое время незначительным, пока в XIX веке Бхактивинода Ткакур не вдохнул в него вторую жизнь. Тогда же стали появляться малочисленные общины кришнаитов в Европе. Его сын Бхактивинода Ткакур Сарасвати Госвами стал учителем Абхау Чаран Де Бхактиведанта Свами Прабхупады (1896-1977), которому поручил распространение этого учения на Западе. Теперь члены МОСК величают Прабхупаду "Его божественная милость Абхау Чаран Бхактиведанта Свами Прабхупада". Ранее Прабхупада изучал английский язык, философию и экономику в Калькуттском университете, потом служил в одной химической фирме, был преуспевающим бизнесменом. В 1954 г. он бросил бизнес, расстался с семьей и стал монахом, получив высокий титул "Свами". В 1965 г. Прабхупада приехал в Нью-Йорк, где стал проповедовать учение секты. Он основал МОСК в 1966-1967гг. и оставался его руководителем до самой смерти в 1977г. Сейчас МОСК управляют две различные группы: одна, состоящая из 11 человек, руководит духовными вопросами, а совет директоров занимается административными проблемами.

В СССР кришнаиты появились в 1971г., после посещения страны Бхактиведантой. В 1988г. общины МОСК были официально зарегистрированы. Хотя руководители московской организации кришнаитов официально отрицают связь с МОСК, однажды на заседании "круглого стола" в редакции газеты "Тверская, 13" приглашенный кришнаитами их единоверец из Индии, не знающий русского языка, оказался не в курсе идей московских коллег, и заявил по-английски, что московские кришнаиты являются филиалом МОСК.

МОСК, по собственным данным, располагает во всем мире 350 храмами (108 из которых основаны лично Прабхупадой). На территории бывшего СССР расположено около 100 храмов и 150 проповеднических центров во всех крупных городах, в том числе гурукулы (духовные школы МОСК), вегетарианские рестораны и пр.

Однако, по оценкам специалистов, кришнаиты склонны весьма приукрашивать свои достижения в вербовке приверженцев. В России они утверждают, что в Индии у них миллионы сторонников, в Индии - что у них миллионы сторонников в России. На деле кришнаизм представляет собой весьма незначительное течение индуизма, имея ничтожное число адептов в Индии, всего несколько тысяч адептов в РФ и несколько десятков тысяч - во всем остальном мире. Но от своей малочисленности оно не становится менее опасным для общества из-за своей агрессивной внутренней доктрины и обладания значительными финансовыми ресурсами.

В г. Новосибирске центры МОСК находятся в нескольких районах города. Кришнаиты активно обходят административные организации со своими угощениями и подарками. Возможно, что при приготовлении блюд для угощений используются слабодействующие наркотические вещества. Не вызывает сомнения, что над этими блюдами в процессе их приготовления совершается ритуал "очищения", т.е. пища становится идоложертвенной. Регулярно проводятся курсы лекций по изучению "ведической культуры", другие культурные программы для представителей различных слоев населения. Чаще всего во время рекламы подобных мероприятий представляться кришнаиты "забывают". Известны случаи открытия пунктов общественного питания с меню специфического кришнаитского направления.

Доктрина: американизированная версия индуизма. Доктрина кришнаитов вышла из учения вишнуизма. Вишнуизм - вера в Вишну как Верховного Бога, однажды проявившего себя в образе Кришны. Чайтанья Махапрабху учил обратному: Кришна был главнейшим богом, однажды проявившимся как Вишну. Кришнаизм был одной из первых попыток привнести в массы философию индуизма. В индуизме бог неличностен и непознаваем. Кришнаиты персонализировали бога и в итоге ему поклоняются, общаясь с ним как с личностью.

МОСК не признает Иисуса Христа вечным Богом, но делает из него одно из полубожественных проявлений Кришны. Адепты МОСК верят, что Иисус поклонялся Кришне.

МОСК придерживается традиционного монистического пантеизма, существующего в некоторых индуистских сектах, говоря, что все боги и полубоги (которых, по их мнению, весьма немало) являются формами Одного Абсолютного бога, которого они называют Кришна. Все приверженцы МОСК верят в то, что Кришна - это "жизнь" всех живых существ, "живая сущность, будучи небольшой частью Верховного Господа, является его качественной частью" (Bhagavad-Gita As It Is / Translated A.C.Probhupada.- New-York: Bhaktivedanta Book Trust, 1970.- P.704.). Согласно учению, спасение должно быть заслужено посредством ряда дел. Чтобы избавиться от невежества, надо прилежно повторять имя Кришны, участвовать в обрядах и церемониях поклонения. Кришнаиты никогда не расстаются с ожерельем из 108 четок, которые они перебирают во время декламации или пения мантр (заклинаний). Каждый обитатель ашрама должен ежедневно повторить мантру не менее 1728 раз (16 "кругов", круг - 108 мантр). Мантра Кришны - это формула, состоящая из 16 сочетаний слов "харе", "Кришна", "рама". Считается, что ее произнесение освобождает человека от материального мира и вызывает реальное присутствие Кришны. По мнению экспертов, многочасовое повторение одних и тех же слов вводит человека в особое гипнотическое состояние, в котором он легко поддается воздействию "духовного учителя", послушно участвует в тщательно разработанных ритуалах, практикуемых в общине. Доктрина МОСК требует беспрекословного подчинения адептов секты лидерам.

В кришнаизме очень ярко выражено характерное для тоталитарных организаций разделение доктрины культа на несколько частей. Одна из них - "фасадная", предназначенная для общественного мнения и потенциальных последователей. Она мало соответствует истинному содержанию учения и призвана играть роль приманки. Другая - для людей, уже успевших в той или иной мере "очиститься" во время постоянных мантр и ритуальных действий, а от-того уже утративших способность критически оценивать, что есть добро, а что есть зло с общечеловеческой точки зрения, а не с точки зрения своего "бога". И еще одна - для людей, уже точно знающих, что и зачем они делают, каких целей добиваются, для тех, которые держат в своих руках ниточки управления организацией. "Если Кришна решит обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве" (Свами Прабхупада. "Бхагават-Гита как она есть").

Что привлекает людей в ашрамы (храмы, собрания) кришнаитов? Прежде всего то, что Прабхупада проповедовал идеал "высшей" духовности, стремление к истине и чистоте. Кроме того, кришнаиты призывают не причинять насилия, хранить супружескую верность, как можно реже злиться и ради любви к животным питаться исключительно растительной пищей. Все это выглядит весьма заманчиво для человека, страдающего от аморальности современного "цивилизованного" мира. Немалую роль играют также экзотические ритуалы, непонятные слова и термины. Даже одеваются кришнаиты как-то необычно: мужчины носят дхоти, а женщины - сари. Главный закон жизни, учил Прабхупада, - духовное совершенствование, самореализация собственного "я", слияние с чистым божественным миром. Но для этого нужно обрести "сознание Кришны" - почитать его, постигать небесную истину, чтобы душа человека слилась с божественным миром.

Но вероучение движения "Харе Кришна" можно усвоить, лишь вступив в ашрам - "ворота в духовное небо", где культ Кришны является единственным мотивом и результатом поведения и мироощущения человека. Новообращенные порывают со своими семьями, отказываются от сложившихся привычек и образа жизни, бросают работу. Они получают новые, "духовные" имена. Мужчины бреют головы, оставляя косичку на затылке. На лоб наносится особый знак, тилак, в форме буквы "Y". Женщина в секте - это существо второго сорта. Кришнаиты полагают, что женское тело - это наказание за грехи и ошибки предыдущего существования, а потому ее участь - поклоняться мужчине. Прабхупада говорит: "Женщина никогда не может быть равной мужчине, поскольку несет детородные функции и обладает несравненно более низкой ментальностью и духовностью". Поэтому женщинам поручается лишь второстепенная работа. Что же касается детей, рождающихся в ашраме от ослабленных голодом и лишениями матерей, то их участь еще более безрадостна. Известны случаи, когда русские дети вывозились на "воспитание" в ашрамы Индии, где вынуждены были побираться в пользу движения, подвергались всевозможному насилию, в том числе и сексуальному, со стороны взрослых мужчин ашрама. Вопрос сексуального насилия, в том числе и по отношению к детям, в закрытых от всего мира общинах кришнаитов настолько актуален, что даже некоторые лидеры движения "обеспокоены" размахом этого явления. Запрет на нормальную супружескую жизнь взрослых адептов культа толкает их на подобные деяния, причем иногда они приобретают вид ритуальных, что делает их еще более необузданными. Часто используются в ритуальных целях наркотические вещества разной силы действия, которые "расширяют сознание", а по сути снимают сдерживающее человека чувства стыда и способствуют проявлению самых низменных чувств человеческой природы.

Особое распространение среди членов МОСК имеют две книги: "Бхагавад-Гита как она есть" и "Шримад Бхагаватам" . "Бхагавад Гита" является частью "Махабхараты" (древнеиндийского поэтического эпоса) и представляет собой компилятивный свод знаний из поздних и ранних ведических текстов. Утверждения, что "Бхагават Гита" - одно из самых древних писаний, которые можно часто слышать от представителей МОСК, не верны, так как, по мнению ученых востоковедов, время окончательного написания и оформления (литературной фиксации) "Махабхараты", относится к 3- 4 векам н.э. "Бхагавад-Гита" никогда не являлась для индуистов таким же бесспорным авторитетом в вопросах вероучения, как сами ведические писания. Можно сказать, что "Бхагават-Гита" скорее является второстепенной книгой по отношению к основным ведическим текстам. Не очень высокого мнения о ней и сам Прабхупада: "В великий исторический эпос - "Махабхарату", произведение, специально предназначенное для не очень разумных людей: женщин, рабочих и недостойных потомков брахманов...".

"Бхагавад-Гита как она есть" кроме текстов собственно "Бхагавад Гиты" содержит их комментарии Прабхупады, которые представляют особый интерес. При этом следует помнить о провозглашаемой кришнаитами безошибочности и непогрешимости этих книг: "... безупречная репутация "Шримад Бхагаватам", свободного от любых ошибок, иллюзии, обмана и несовершенств" (далее в тексте используется сокращение: Гл.3-24 , что аналогично: Глава 3, комментарий к тексту 24 ); "Мы должны принимать "Шримад Бхагаватам" как непосредственное проявление Господа Кришны" (Гл.3-43 ); "Самое важное из всего созданного Шрилой Прабхупадой - это его книги..." (, с.498); "Бхагават-Гита" - это руководство для всех людей" (Гл.10-22 ).

Кроме того, Прабхупада - продолжатель непрерывной цепи ученической традиции ("парампары"), восходящей, по словам кришнаитов, к самому Кришне, что автоматически делает его высказывания программными тезисами всего кришнаитского движения, законом для всех его последователей. Приводимые цитаты не являются приведенными вне связи с общим контекстом, кроме того, приводятся лишь некоторые из многочисленных высказываний, повторяющих и дополняющих друг друга по смыслу, в чем можно убедиться, обратившись к указанным трудам Прабхупады.

Вопреки многочисленным заявлениям о любви ко всем людям, в действительности единственной нормальной основой межчеловеческих отношений, по мнению кришнаитов, является кастовая система. Не члены МОСК, а тем более те, кто критически относится к МОСК, являются шудрами (шудра - низший класс, соответствующий индуистской категории невежества), их называют демонами и они вполне достойны всяческих унижений и даже уничтожения: "Большая часть людей, особенно в этот век Кали, рождаются шудрами" (Гл.9-49 ); "В век Кали население всего мира обладает качествами шудр или еще более низкими... В современных демократических государствах все люди скатились до уровня шудр или еще более низкого, а правит ими такой же, как они, человек, не имеющий понятия о требованиях, которые писания предъявляют к правителю. Поэтому вся атмосфера отравлена качествами шудр, проявляющимися в вожделении и жадности" (Гл.12-13,18 ); "Современная образовательная система готовит одних шудр. Самый крупный инженер или конструктор - это всего-навсего большой шудра... В век Кали все рождаются шудрами" (Гл.12-48); "А непреданный, сколь бы образованным он ни был, всегда приносит вред" (Гл.2-19); "Непреданные же вообще не обладают никакими положительными качествами" (Гл.11-19).

Не более уважительны члены МОСК в отношении к верующим других религий, хотя и утверждают: "Мы лояльно относимся ко всем традиционным конфессиям" (Заявление Центра обществ сознания Кришны в России "Об отношении к религиозным традициям" от 24 марта 1996 г.). Тем не менее, кришнаизм учит: "Существует два класса людей: бхакты (преданные Кришны - прим. сост.) и демоны" (Гл.4-3); "Кто может быть настолько глуп, чтобы не захотеть обрести сознание Кришны таким простым способом..." (Гл.9-26); "То, что Кришна - высший авторитет, признается всем миром с незапамятных времен и до наших дней, и лишь демоны отвергают Его" (Гл.4- 4), а отвергают его все "глупые" некришнаиты; "Иногда такие демоны берут на себя роль проповедников, вводят людей в заблуждение и приобретают известность как религиозные реформаторы, или же, как инкарнации Бога. Они совершают показные жертвоприношения, или поклоняются полубогам, или же создают своего собственного Бога. Простые люди провозглашают такого человека Богом и поклоняются ему; глупцы считают этого человека глубоко религиозным и наделенным духовным знанием" (Гл.16-17). Последнее утверждение является прямым оскорблением для каждого верующего христианина, знающего, что Христос - будучи Истинным Богом после воплощения стал во всем, кроме греха, человеком. Он проповедовал духовное знание о Царствии Небесном, и, не скрывая что Он - Бог, принес себя в жертву за грехи мира, претерпев распятие и смерть. Таким образом, здесь налицо далеко не лояльное отношение кришнаитов к христианской вере.

Итак, все люди, кроме адептов МОСК, вообще не обладают никакими положительными качествами, безумны и глупы, а также наделены всеми остальными "качествами", присущими шудрам, согласно утверждениям Прабхупады. Какая же участь ждет не верующих, что Кришна - бог? "Особо подчеркивается, что шудра не должен накапливать деньги. Как только у шудры появляются деньги, он тут же неправильно использует их на греховную деятельность: вино, секс и азартные игры. Вино, секс и азартные игры указывают на то, что население деградировало до уровня более низкого, чем уровень шудр. Высшие касты всегда должны заботиться о шудрах и обеспечивать их своей поношенной одеждой" (Гл.9-26 ); "Верховный Господь не прощает ни малейшего оскорбления в адрес Своих... преданных" (Гл.9-27); "Несмотря на то, что каждое живое существо - составная частичка Господа, тот, кто досаждает Ему, словно колючка, называется асуром, а тот, кто добровольно служит Господу - деватой... В материальном мире деваты и асуры постоянно враждуют... Этот мир полон живыми существами двух видов, и миссия Господа - всегда, когда бы в том не возникла необходимость, защищать деват и уничтожать асуров на благо тем и другим" (Гл.15-34); "Слово душкритам применимо к тем, кого не привлекает сознание Кришны. Что касается неверующих, то Всевышнему Господу необязательно появляться Самому, чтобы уничтожить их... Господь имеет много помощников, которые вполне могут справиться с уничтожением демонов" (Гл.4-8);

Таким образом, те, кто не верят в Кришну - демоны, и это четко прописано у Прабхупады, а демонов следует, согласно его утверждениям, уничтожать. Кроме того кришнаизм провозглашает "Насилие, совершаемое в соответствии с принципами религии, намного выше так называемого "ненасилия" (Гл.7-36).

Важно иметь в виду, что кришнаиты постоянно напоминают всем о необходимости соблюдать принцип Ахимсы, который состоит в запрете для человека отнимать жизнь у какого-либо живого существа. В свете вышеприведенных цитат этот принцип, оказывается, собственно к кришнаитам не относится. Здесь, таким образом, вновь имеют место две доктрины: для внутреннего пользования и рекламно-открытая.

Кришнаитская трактовка принципа ненасилия вообще очень отличается от общего понимания этого принципа, и разъясняется Прабхупадой в следующих тезисах: "От такого великодушия или от так называемого неприменения насилия следует отказаться тем, кто по примеру Арджуны, подчиняется непосредственному руководству Кришны" (Гл.2-3);

"Отказ от насилия в политике может быть хорош для дипломатических целей, но никогда не должен возводиться в принцип... Таким образом, убийство в бою во имя религиозных принципов и убиение животных на жертвенном огне не считаются актами насилия, ибо совершаются во имя религиозных принципов и являются благом для всех" (Гл.2-31). Интересно, что в оригинальном варианте этого текста ничего прямо не сказано про то, что отказ от насилия не должен возводиться в принцип, т.е. авторство этого высказывания целиком и полностью принадлежит Прабхупаде, основателю МОСК, что совершенно не согласуется с им же самим официально провозглашенным и регулярно декларируемым всеми кришнаитами принципом Ахимсы.

Кроме того, для кришнаита (кстати, слово "кришна" на санскрите означает "черный") вполне приемлемо выражать ярость и разочарование в отношении нечленов; насилие, включая убийство, является санкционированным, если оно осуществлено именем Кришны: "нужно действовать согласно повелению Кришны, которое передается через парампару и истинного духовного учителя" (Гл.18-57), то есть, через руководство кришнаитов. Адепту можно даже лишить кого-либо жизни и не чувствовать себя виновным, не нести за это моральной ответственности, потому что: "Любой человек, действующий в сознании Кришны..., даже убивая, не совершает убийства, ...как и не затрагивается он последствиями такого поступка" (Гл.18-17). Далее говорится о том, что солдат убивает на войне по приказу, поэтому не несет ответственности, но в начале этой цитаты говорится именно о любом человеке, находящемся в сознании Кришны. "Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, следует считать его праведником" (Гл.9-30); "Поэтому убей их и не тревожься" (Гл.11-34). Даже близкие родственники не всегда представляют исключение. "Нужно пожертвовать всем ради того, чтобы постигнуть Кришну и служить Ему, как сделал Арджуна. Арджуна не хотел убивать членов своей семьи, но когда он понял, что они были препятствием на пути к осознанию Кришны, он последовал Его указаниям... и сразил их" (Гл.13-8,12); "Никто не знает, при каких обстоятельствах уместно сострадание" (Гл.2-1); "Господь Кришна не одобрил так называемого сострадания Арджуны к своим близким" (Гл.2-2).

Согласно кришнаитской доктрине, убийство можно вообще не считать за убийство: "Это только при поверхностном взгляде Арджуна причинил этим людям вред, поскольку... все люди, собравшиеся на поле боя, продолжали бы жить как индивидуальные существа, ибо душа не может быть уничтожена... Поэтому Арджуна, сражаясь на поле битвы при Курукшетре, фактически не сражался вообще - он просто исполнял приказания Кришны" (Гл.5-7). К чему такие формулировки могут привести - страшно и думать. Но знание содержания подобных элементов внутренней доктрины не мешает руководителям организаций делать такие заявления: "Проповедь высоких моральных и этических норм, которых придерживаются в своей жизни члены нашего движения, помогла многим избавиться от пагубных привычек и вести более чистую жизнь" (Заявление Центра обществ сознания Кришны в России "Об отношении к религиозным традициям" от 24 марта 1996 г.).

Не менее удивительны критерии различения добра и зла, которых надо придерживаться, согласно внутренней доктрине: "Действия в сознании Кришны трансцендентальны по отношению к последствиям как добрых, так и злых дел" (Гл.3-19). Иными словами, кришнаизм полностью освобождает от ответственности за свои поступки. При этом критерием оценки "хорошее-плохое" являются слова руководства кришнаитов, а не моральные нормы: "Правильные поступки согласуются с наставлениями шастр, а неправильные противоречат установленным в них принципам" (Гл.18-15). Это не удивительно, т.к. "Кришна является источником всего, что мы видим, хорошего или плохого" (Гл.10-4,5).

Легко понять, почему Кришне несложно быть источником "плохого", если поближе ознакомиться с этой личностью и некоторыми характерными его чертами. Описание облика Кришны приводится в Главе 11, Текстах 16, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 29, 30: "Я вижу в Твоем теле много-много рук, чрев, ртов, глаз, простирающихся повсюду, без предела... Я вижу, как Ты изрыгаешь пламя и сжигаешь всю эту вселенную Своим собственным сиянием... Все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами... Твои зияющие рты... Все люди устремятся в твои зевы, подобно мотылькам, летящим на огонь, чтобы погибнуть в нем... Вижу, как ты поглощаешь людей со всех сторон своими пылающими ртами... Я не могу сохранять равновесие при виде Твоих пламенеющих смертоносных ликов... Наши главные воины устремляются в Твои устрашающие зевы. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими". Довершает это "милое" зрелище ложе из змей, на котором восседает Кришна (Гл.11-15). Кришнаиты неоднократно заявляли, что Иисус Христос не кто иной, как сам Кришна в своем очередном воплощении, но кто хоть раз читал христианское Священное Писание, тот после вышеприведенных описаний "прекрасного" Кришны поймет, что утверждать такое можно лишь по дремучему невежеству.

Соответствие столь страшного облика Кришны его сущности обосновывается словами от имени самого Кришны: "Я - Яма, Бог смерти... Я - всепожирающая смерть" (в Гл.10-29,34), а также: "Я есть время, великий разрушитель миров, и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей" (в Гл.11-32).

У Кришны вообще много разного рода подозрительных для нормального человека качеств, например: "Его зачастую пугается сам страх" (Гл.8-31); "Всемогущий Бог... может отобрать всю вселенную, попросив маленький клочок земли" (Гл.3-19); "О Господь, никто не может понять Твои трансцендентные игры, которые... способны ввести в заблуждение кого угодно" (Гл.8, текст 29); "... раны, нанесенные телу Господа острыми стрелами Бхишмадевы, доставляли Господу такое же наслаждение, как укусы невесты Господа" (Гл.9-34); "Сам Господь не участвовал в битве. Он просто посеял вражду между могущественными правителями, и они сражались между собой. Он был подобен ветру, который вызывает трение стволов бамбука друг о друга и тем самым становится причиной пожара" (Гл.11, текст 34); "...смерть - это Сама Верховная Личность Бога" (Гл.13-19).

Не чужда для внутренней доктрины и установка на возможность достижения всемирного господства. Более детально этот вопрос проработан в кришнаитской книге не для широкого распространения "Варнашрама - манифест социального разума", где говорится: "Что значат глупые и сентиментальные идеалы "жить и выжить" в мире, который ясно проявил склонность к саморазрушению". Поэтому кришнаиты проповедуют создание "не фашистского, однако жесткого режима брахманов", предусматривающего введение кастовой системы. Но и в цитируемых документах имеются соответствующие указания: "Идея единого мирового государства может стать реальностью только в том случае, если мы будем следовать непогрешимому авторитету... Чтобы править миром, глава исполнительной власти должен быть человеком, получившим... специальную подготовку, и обладать всей полнотой самодержавной власти. Идея мирового государства может реально осуществиться только тогда, когда у власти стоит совершенный царь, подобный Махарадже Йудхиштхире" (Гл.10-3).

Отметим, что, если принимать во внимание Гл.17-4, то приход кришнаитов к власти хотя бы в одной стране может привести к мировой катастрофе: "Вызов представителям века Кали может бросить глава правительства или облеченный властью царь, подобный Махарадже Парикшиту, который был бы хорошо вооружен и мог покарать злодеев".

Хорошее вооружение подразумевает и обладание оружием массового поражения: "Ядерное оружие, называемое брахмастрой, применяется только в крайнем случае, когда не остается другого выхода" (Гл.7-19);"Представления о том, что взрывы современных атомных бомб могут уничтожить мир, - детская фантазия" (Гл.7-32): "Самое могущественное оружие - брахмастра, выпущенная Ашваттхамой - напоминало ядерное, но обладало большей радиацией и тепловым излучением. Брахмастра - плод более тонкой науки... Еще одно ее преимущество состоит в том, что она не действует слепо, подобно ядерному оружию... В некотором смысле она опаснее атомной бомбы, так как способна без промаха поразить даже самое защищенное место" (Гл.8-13). Кроме того, про ядерное оружие говорится еще в комментариях к тексту 20 Главы 7, тексту 44 Главы 7, тексту 12 Главы 8, тексту 32 Главы 10, а также в самом тексте 1 Главы 12 и в других местах цитируемого произведения.

Но прийти к власти даже в одной стране с кришнаитской программой не так-то просто. Сперва, по всей видимости, надо приучить или заставить людей перестать любить свой народ, свою Родину, свою историю. Как одно из средств на этом пути используются призывы к невыполнению гражданского долга перед государством проживания: "Тот, кто полностью обладает сознанием Кришны и полностью удовлетворен своей деятельностью в сознании Кришны, не нуждается более в выполнении какого-либо долга" (Гл.3-17); "Тому, кто занят служением Кришне, нет необходимости согласовывать свои действия с материальным миром, включая обязательства по отношению к семье, нации, человечеству в целом" (Гл.2-41).

Позволительно спросить, как это согласуется с декларациями типа: "Свою первоочередную задачу мы видим в том, чтобы привить своим членам бережное отношение к традициям, устоям и институтам российской культуры" (Заявление Центра обществ сознания Кришны в России "Об отношении к религиозным традициям" от 24 марта 1996 г.).

Что касается частной жизни по-кришнаитски, то тут доктрина МОСК требует беспрекословного подчинения адептов секты ее лидерам. Об этом достаточно подробно пишет Свами Прабхупада: "Следует лишь выполнять наставления, исходящие от Кришны или от Его представителя - духовного учителя" (Гл.2-53); "А если возникает нежелание выполнить такой строгий приказ,.. подобное нежелание следует подавить" (Гл.3-30).

Адепт кришнаитского движения обязан выполнять любые приказы, идущие от руководства, вне зависимости от того, понимает он их целесообразность или нет, вне зависимости от соответствия или несоответствия приказа законам государства или нормам морали, ибо адепт априори считается неспособным понимать высшую логику руководства.

О том, как "правильно" строить семейную жизнь, также даны достаточно точные указания и пояснения: "Отсутствие привязанности к детям, жене и дому не означает, что нужно избавиться от всяких чувств по отношению к ним. Но когда они препятствуют духовному прогрессу, следует отказаться от такой привязанности" (Гл.13-8,12), то есть избавиться от таких чувств по отношению к ним, как любовь, необходимость заботы и защиты, ответственность за воспитание. Действительно, нормально построенные семейные отношения сильно связывают человека с традицией его народа, дают ему твердое основание и критерии в построении правильной системы мировоззрения, здравой оценке своих поступков. Но такой человек не захочет полностью подчиниться Кришне и руководству культа. Поэтому надо лишить его от этой "привязанности".

Да и как можно быть привязанным к своим детям, если кришнаиты считают, что дети являются всего лишь побочными продуктами тела: "... побочные продукты тела, а именно дети" (Гл.2-20).

"Человек, который... считает побочные продукты тела своими родственниками, а землю, на которой родился, достойной поклонения,.. должен считаться подобным ослу" (Гл.3-40). Таким образом, человека, считающего своих же детей родственниками, а землю, на которой родился - Родиной, Прабхупада называет не иначе, как ослом.

"Дом, родина, семья, общество, дети, собственность и бизнес - вот некоторые из материальных оболочек, покрывающих дух, атму, и система йоги помогает избавиться от всех этих иллюзий". (Гл.13-53).

После прочтения этих строк сразу же возникают вопросы о том, почему руководство кришнаитского движения на любую малейшую критику, в том числе справедливую, в свой адрес со стороны средств массовой информации или общественных организаций отвечает резкими нападками в оскорбительных письмах лично (в письмах обычно используются выражения типа: "из-за своей полной некомпетентности", "в узкокорыстных целях" и т.п.) или в виде исков в суды, а при этом в своих книгах, формирующих доктрину, движение оскорбляет всех некришнаитов, сравнивая их то со свиньями и ослами, то, через слово, называя их "глупыми" или "тупыми", призывает забыть обо всех человеческих чувствах к семье и Родине, пропагандирует расизм.

Особенности деятельности: Следует отметить несколько характерных источников немалых капиталов этой организации. До 20 миллионов долларов приносит движению "Харе Кришна" продажа кришнаитской литературы: книг и переводов Прабхупады, журнала "Назад к божественности", выходящего 500-тысячным тиражом. Немалые суммы поступают в казну "Международного общества сознания Кришны" от богатых меценатов. Но основную прибыль приносит попрошайничество. Сбор денег в секте рассматривается как высокий религиозный долг. Обычно устанавливается суточная норма. Кришнаиты поют мантры и песни в местах большого скопления народа, продают литературу, пластинки, видеокассеты. Добывание денег у кришнаитов поставлено на "научную" основу. На компакт-дисках даже специально размножены наставления на санскрите. Вкратце звучат они так: "Главная цель вашей предприимчивости и изобретательности - "карми" (т. е. не кришнаиты) с набитыми деньгами карманами. Деньги эти предназначены для греха - на них будут куплены мясо, табак, развлечения... Абсурдно бросать деньги на ветер. Тем более, если "карми" становятся все глупее и омерзительнее... Вы должны отобрать эти деньги. Что для этого необходимо сделать? Прежде всего, заставить "карми" получить ваш маленький подарок! После этого любыми средствами вы должны подчинить "карми" вашей воле...".

Владея собственной радиостанцией "Радио Кришналока", кришнаиты могут вести круглые сутки пропаганду своего учения.

Криминальные действия: В 1984г. состоялось судебное разбирательство по иску семьи Джордж в отношении МОСК по обвинению некоторых адептов и руководителей кришнаитского движения в лишении Робин Джордж свободы воли, нанесении морального ущерба, клевете на ее мать и действиях, которые приблизили смерть ее отца, закончились вынесением приговора в пользу членов семьи Джордж, признанием их обвинений обоснованными.

В 1986г. в городе Нью-Вриндаване (США) адепту местной общине кришнаитов было предъявлено обвинение в убийстве. Подозрение также пало и на руководителя этой общины Бхактипаду и на его ближайших сообщников, которым были предъявлены обвинения в совершении еще ряда преступлений. В ходе судебного разбирательства вина некоторых из них была доказана. В марте 1987г. Бхактипада был исключен из МОСКа, что мотивировалось, среди прочего, и тем, что он и его ближайшее окружение действовали вразрез с верованиями МОСКа. Но несмотря на это, труды Бхактипады продолжают публиковаться и после его официального исключения из организации.

В конце 1996 года на 20 лет был осужден руководитель общины в Западной Виргинии, "гуру-преемник" Прабхупады за 2 заказных убийства.

В самой Индии "Общество сознания Кришны" составляет ядро крайне националистического экстремистского движения "Вишва Хинду Паришад", члены которого известны погромами мусульман и инородцев.

В кришнаитских школах-общежитиях для детей, гурукулах, имеет место не только насилование женщин, но и насилование детей, причем часто это совершается на глазах у сверстников.

Кроме того, лидеры общества неоднократно подвергались за рубежом уголовному преследованию за финансовые махинации, вымогательства, торговлю наркотиками и оружием и убийства.

О том, случайны ли судебные разбирательства по обвинению членов МОСК в совершении тех или иных преступлений, можно сделать вывод, если вспомнить некоторые моменты внутренней доктрины этой организации, о которых обычно "забывают" упомянуть распространители этого учения во время своего увлекательного рассказа о достоинствах МОСК,

Список литературы:

    Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагават-Гита как она есть. - Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 832 с.

    Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам.- Первая песнь, часть 1.- Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 549 с.

    Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Шримад Бхагаватам.- Первая песнь, часть 2.- Москва-Ленинград-Калькутта-Бомбей-Нью-Дели: Бхактиведанта Бук Траст, 1990.- 605 с.

Международное движение сознания Кришны - это вершина всех религий, поскольку самое важное и ценное в жизни, а так же то, что лежит в её основе, - это Любовь, а сознание Кришны - не просто религия любви, это знание о Любви. Всё построено и основано исключительно на основах Любви и Заботы, а из-за их недостатка как раз и возникают все . Детальнее об этом можно прочитать в статье « ».

Участники международного движения Сознания Кришны приглашают всех и каждого возродить культуру Любви и Заботы: Пожалуйста, присоединяйтесь к нам и возрождайте свои Любовные отношения с Богом - Источником всего сущего. И неважно кто Вы: христианин, буддист, мусульманин, индус или кто-то ещё.

Для того, чтобы возродить свои вечные отношения с Богом, наполненные Любовью и Заботой, абсолютно неважно менять свою религию, работу, образ жизни и привычки. Просто впустите в свою жизнь Бога и начните возрождать некогда забытые взаимоотношения со Всевышним, наполненные нектаром искренней чистой Любови. А дальше Он подскажет, что необходимо изменить в своей жизни, дабы эти отношения только крепли и усиливались.

Как возродить свои отношения с Богом?

Чтобы разобраться с этим вопросом, необходимо понять особенности , течении времени, в материальном мире.

Таким образом, метод возрождения некогда забытых отношений с Богом в современное очень прост. Достаточно воспевать Святое Имя. Да, у Бога их много. И , которые дают самое совершенное знание, советуют следующие Имена Бога в такой последовательности:

Современная человеческая культура такова, что она живёт в полной иллюзии. Современный человек пытается повелевать Природой, совсем не замечая, что на самом деле находится в тисках её строгих законов. Эксплуатируя ресурсы материальной природы, современный человек всё сильнее и сильнее запутывается в хитросплетениях материального мира. Несмотря на колоссальные усилия многих поколений современного человечества, прилагаемые, чтобы покорить природу, оно всё больше попадает во всё большую зависимость от неё.

Эту иллюзорную борьбу с Природой можно раз и навсегда прекратить, возродив своё извечное Божественное сознание, сознания Бога, или сознания Кришны. И воспевание Маха-мантры - это трансцендентный процесс восстановления изначального, чистого сознания.

Воспевая Маха-мантру, мы очищаем свои сердца от ложной концепции: «Я властелин всего, что вижу». Вся деятельность такого человека начинает строиться на божественных принципах, т.е. в гармонии с Природой. Не с желанием её беспощадно использовать, а начать сотрудничать с ней, поскольку она так же частичка Бога! А в этом случае автоматически приходит Благополучие и процветание. (детальнее будет рассматриваться в разделе «Духовная экономика ») направлена на процветание всех, а не незначительного меньшинства, которое эксплуатирует большинство в угоду исключительно своей безграничной жажды наживы.

Сознание Кришны, или сознания Бога, является изначальным, естественным положением живых существ, и поэтому, слушая трансцендентные вибрации имён Кришны, наше изначальное сознание пробуждается, поскольку мы начинаем подключаться в Божественному. А с кем поведёшься от того и наберёшься.

И что интересно, среди всех форм религиозной медитации, воспевание имен Бога является одновременно самым простым и самым эффективным. Даже вначале мы можем испытать трансцендентный экстаз, выходящий за рамки материальной концепции жизни. Более того, чтобы воспевать имена Бога, не нужно менять религию, национальность, социальный статус. Любой может заняться этой практикой, обладая соответствующим энтузиазмом и знаниями, которые с легкостью можно получить через общение с преданными и следуя их наставлениям.

Под правильным руководством каждый сможет построить свою жизнь в соответствии с эффективным принципом счастливой и успешной жизни: «простая жизнь, возвышенное мышление». Это искусство удовлетворять свои материальные потребности, не прибегая к искусственно раздутой неэкологичной промышленности, вдали от сложностей искусственной городской жизни, сохраняя время и энергию для самого важного и ценного в Вашей жизни: своих близких (они не просто так даны Богом в Вашей жизни!) и осознания своих вечных отношений с Богом. И тогда, в момент смерти, такой человек сможет успешно пройти самый сложный жизненный экзамен и вернуться в обитель Бога, Духовный мир.

Пожалуйста, воспевайте эти имена Бога:

Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе

"Бхагавад-гита" - это центральные восемнадцать глав "Махабхараты", описывающей историю Великой Индии. И там, в "Бхагавад-гите", содержится объяснение всей основной философии сознания Кришны.

"Бхагавад-гиту" называют букварем духовной жизни, это самое начало духовной философии. Впервые "Бхагавад-гита" была рассказана более пяти тысяч лет тому назад на поле битвы. Она была поведана Кришной, Верховной Личностью Бога, который пришел для того, чтобы явить здесь, на Земле, Свои развлечения, Своему преданному Арджуне, который был смущен и не знал, в чем состоит его долг в данной ситуации. В "Бхагавад-гите" обсуждается самая элементарная философия, а именно, различие между материей и духом. Материя создана из земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго. Эти восемь составляющих представляют собой материальный мир, а сам материальный мир движется и действует благодаря наличию и влиянию духа. К примеру, тела, которыми мы обладаем, материальны. Они сделаны из этих восьми основных элементов, но внутри тела находиться духовная душа, которая заставляет тело двигаться, иметь сознание, проявлять признаки жизни. Итак, душа находится внутри этого тела. Фактически, "я", живое существо, есть духовная душа, "я" не есть это тело. "я" - чистая духовная душа, а тело - просто инструмент, машина, которую я использую в течении некоторого периода времени. Это подобно автомобилю. Автомобиль, на котором мы приехали сюда, сейчас находится где-то на стоянке, и он не будет двигаться, не будет проявлять никаких признаков жизни до тех пор, пока я, водитель, не войду в автомобиль и не заведу его. Автомобиль полностью зависит от меня, водителя, без меня, водителя, автомоболь не может как-то действовать, двигаться. Автомобиль и водитель хорошо сочетаются друг с другом, потому что автомобиль будет действовать как продолжение тела и способен очень быстро переносить меня из одного места в другое. Ведь если бы я пошел пешком, на это потребовалось бы гораздо больше времени. Очевидно, что из двух составляющих: автомобиль и водитель - водитель гораздо более важен. Разбитую машину можно заменить в любой момент, для этого достаточно отправиться в магазин и купить другую, но если разобьется водитель, его заменить невозможно. Hи за какие деньги невозможно возвратить к жизни водителя, умершего в результате дорожного происшествия.

Вы можете пригласить другого водителя, но прежний водитель умер, его больше нет. Итак, водитель автомобиля - это жизненная сила. Он очень важен. Сама по себе машина - мертвый материальный элемент, она далеко не так важна. Аналогичным обрaзом, я, духовная душа, нахожусь внутри моего автомобиля, тела. Тело в точности подобно машине; оно будет вести меня в различные места для того, чтобы я исполнил свои различные желания. Я - духовная душа, водитель данного тела, я - жизнь этого тела. И как только духовная душа уходит из тела, тело сразу становится безжизненным и мертвым. Момент, когда духовная душа уходит из тела, называется смертью. Тело - это автомобиль. Мы обнаруживаем, что тело меняется. "Бхагавад-гита" говорит: дехино "смин ятха дехе каумарам яуванам джара татха дехантара-праптир дхирас татра на мухьяти (Бг 2.13) Каждый начинает свою жизнь как маленький ребенок. Мы рождаемся, затем начинаем расти; младенец превращается в ребенка, затем в подростка, в юношу или девушку, достигает среднего возраста, и, наконец, подходит к старости. Hаше тело меняется постоянно в течении этой жизни. Оно не остается тем же самым, тело постоянно изме- няется каждый определенный период времени. К примеру, все части тела маленького ребенка исчезают, когда вы переходите в тело подростка, и это тело также совершенно отличается, когда человек достигает среднего возраста. Все части тела полностью меняются, но обладатель тела остается тем же самым. Тот, кто владеет этим телом, есть "я" - душа. Владелец тела остается тем же самым все время. Hапример, мы можем спросить кого-нибудь в аудитории, кому за семьдесят или больше: "Помните ли вы, что вы делали, когда вам было двадцать лет?". Он скажет: "Да, я очень хорошо помню. Я был исполнен жизни, я бегал, танцевал". Тогда мы можем спросить: "Были ли это вы или кто-то другой?". Он ответит: "Hет-нет, это был я!". Теперь вы состарились, но что изменилось - тело или личность, которая обладает этим телом? Hа самом деле изменилось тело; владелец этого тела никогда не меняется, он всегда остается тем же самым.

Итак, я не есть это тело, мое тело меняется в течении определенного времени в процессе этой жизни, но я остаюсь при этом тем же самым. Аналогичным образом я меняю тело в момент смерти. Мы объясняли, каким образом тело меняется в течении этой жизни, но личность, которая обладает этим телом, остается той же самой. Подобно этому в момент смерти тело само по себе меняется, но владелец тела остается тем же самым. Владелец тела, "я", душа, оставляет это нынешнее тело и переходит в другое. Такой процесс называется трансмиграцией души или переселением души, или реинкарнацией. Я - вечная духовная душа, которая всегда живет где-то в этом материальном мире, и когда мое тело умирает, я не умираю при этом. В "Бхагавад-гите" есть стих, в котором говорится: "Hикогда не было времени, когда не существовал Я или ты, или цари, которые собрались на поле битвы Курукшетра". Hикто из нас не перестанет существовать. Духовная душа никогда не рождается и никогда не умирает. Рождается и умирает тело. Мы переселяемся из одного тела в другое жизнь за жизнью, и такое переселение души из тела в тело является постоянной особенностью этого мира. Это значит, что миллионы лет мы постоянно меняли наши тела, жизнь за жизнью, проходя через различные виды жизни. Какое-то время мы были птицей, летающей в небе, в другое время - рыбой, которая плавает в воде, или животным, которое бегает по земле, либо принимали различные человеческие формы. Живое существо меняет свое тело жизнь за жизнью, меняет свои характеристики, но владелец этого тела всегда остается той же личностью.

Точно так же как мы меняем наше тело в этой жизни, меняется наше тело в момент смерти. Мы даже видим, куда мы направляемся, но наши друзья и наши родственники не видят этого. В соответствии с их пониманием наше тело умерло, и мы мертвы сейчас. Hапример, если бы я сейчас умер и упал здесь замертво на пол, мои друзья заплакали: "О, он умер, он ушел отсюда". Hо человек постороний сказал бы: "Куда же он ушел? Он тут лежит. Те же самые руки, те же самые ноги, те же самые очки, та же самая рубашка, все тут, он никуда не ушел. Он тут лежит". Мои друзья возразят: "Hет-нет, он ушел, он мертв сейчас". Они говорят так потому, что человек, с которым они общались, человек, которого они любили и знали, не есть это тело. Тело - это просто раковина, оболочка, которую мы носим. Это подобно одежде, которую мы меняем каждый день. Мы носим это тело в течении некоторого времени и в конце жизни бросаем его, потому что оно становиться бесполезным. Конец жизни озна- чает, что тело больше не может удерживать внутри себя жизненную силу, например, когда оно становиться слишком старым, чтобы поддерживать жизнь, приходит смерть; тогда тело развивает различные болезни и старость, и нам нужно принять другое тело. Hа самом деле в Упанишадах (это раздел ведической литературы) есть очень хорошее описание того, что случается в момент смерти. Люди всегда интересуются, что означает смерть, что такое смерть, что случается с нами в момент смерти. В Упанишадах это описывается следующим образом. Духовная душа находится в сердце. Это небольшая искра духовной энергии, личность, которая есть мы. Она находится в сердце и представляет собой семя нашего сознания. Эта душа обладает чувствами, способностью видеть, например. Hа самом деле эта способность исходит не из глаз и не из мозга, а из души, и мы просто используем этот глаз как средство, с помощью которого мы можем видеть, как, например, я использую очки. Очки сами не видят, я просто смотрю через очки, они помогают мне видеть. Аналогичным образом я смотрю через глаза, и они помогают мне видеть. Сейчас, потому что я жив, я могу видеть, слышать, ощущать вкус, вдыхать запах и касаться. Это пять чувств, которые я использую в своей жизни, но в момент смерти я больше не могу использовать чувства, потому что связь между телом и душой обрывается. Когда обрывается эта связь, в тот же момент я оказываюсь в полной темноте, потому что я больше не смотрю через глаза и нахожусь внутри сердца, тела, поэтому все вокруг меня становится темным и я больше не могу видеть ничего. В этот момент, момент смерти, Сверхдуша (это форма Верховной Личности Бога, которая находится в сердце каждого живого существа вместе с индивидуальной душой) освещает какую-то часть тела, и мы направляемся к свету, который мы видим.

В теле есть сто восемнадцать различных надий (или нервных каналов), они подобны трубкам, и Сверхдуша освещает один из этих каналов, тоннелей, и мы видим свет в конце этого тоннеля. Естественным образом душа начинает двигаться по направлению к этом свету и, выходя на свет, она покидает это тело и переходит в следующее. Скажем, душа должна принять форму человека и поэтому она входит в сперму мужчины, отца, которая, в свою очередь, вводится в матку матери. Когда эта частица спермы входит в яйцеклетку, образуется новое тело. Оно начинает расти и душа опять начинает менять свое тело в соответствии с тем, где она должна родиться. Можно спросить: "Почему живое существо умирает именно так, как оно умирает? Что заставляет его попадать в другое тело, которое уже предопределено?" Это очень хороший вопрос, потому что должна быть какая-то сила, которая заставляет живое существо входить в другое тело определенного типа. Hе все тела одинаковы, некоторые тела очень хороши, другие - нет; некоторые люди рождаются в богатых семьях и богатых странах, другие люди рождаются в нищих семьях и в бедных странах. Hекоторые рождаются красивыми, другие - уродливыми, некоторые рождаются толстыми, а другие нет, некоторые люди рождаются очень умными,а у некоторых совсем нет мозгов. Итак, что заставляет нас рождаться в различных телах? Так действует закон кармы. Закон кармы - это очень простой закон, чем-то напоминающий физику Hьютона. Вы знаете, что в законах Hьютона есть постулат, который устанавливает, что каждое действие равно противодействию. Если я надавлю на эту стойку микрофона, она будет противодействовать мне, и я должен применить силу, чтобы преодолеть противоположную силу, идущую оттуда. Карма подобна этому, но на тонком уровне. Любое мое действие влечет определенные последствия. Одни последствия могут быть хорошими, а другие - плохими, это зависит от действия, которые я совершил.

Передо мной всегда стоит выбор : я могу сделать что-то хорошее или что-то плохое, это зависит от меня. Если я делаю что-то плохое, например, причиняю кому-то боль, это считается плохим действием, и я получаю соответствующую плохую реакцию. Hапример, на санскрите слово "мясо" означает "мамса". Это слово можно разбить на две части, или на два корня: мам и са. Мам означает "я", а са - значит "он". Следовательно, если сегодня я убиваю это животное и с"едаю его, завтра или в какой-нибудь другой жизни это животное имеет право убить или съесть меня. Таков закон кармы. Мамса - "я-он". Если я причиняю боль кому-то в этой жизни, у него есть право, данное кармой, причинить эту боль мне. Это закон кармы. Карма у человека имеет свойство накапливается. Если я накапливаю очень много плохих реакций, у меня возникает что-то вроде кармического банковского счета, на который зачитываются также и наши хорошие действия. И все это плохое и хорошее принимается во внимание в момент смерти. Поэтому нам дается определенное тело в точном соответствии с нашей кармой. В "Шримад-Бхагаватам" это описывается следующим обра- зом: "Живое существо в настоящий момент создает кармические действия, которые определят его будущее тело". Аналогичным образом, наша прошлая карма определила тело, которым мы обладаем в данный момент. Как только вы рождаетесь, тело, которое рождается при этом, несет с собой различные реакции, которые проявятся в должный срок, например, если ваши глаза должны испортиться, в какой-то момент ухудшается зрение, если зубы должны выпасть, это случится, если печень должна заболеть, то это произойдет в определенный срок в силу вашей кармы. Итак, карма создается нашими грехов- ными и праведными действиями. Иногда люди думают, что в конце жизни все закончится, ничто не будет существовать, а тело представляет собой лишь груду химических элементов. Hо если это так, мы можем попросить ученых: "Пожалуйста, создайте тело и докажите тем самым ваше утверждение". Hо они только отвечают: "Тело - это просто химические элементы". Мы просим доказать это, создав какое-нибудь тело. Мы согласны даже на яйцо или тело муравья. Однажды наш духовный учитель А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада был в Южной Африке. Мы ехали по дороге, направляясь в Дурбан, и проезжая мимо здания, которое называлось "Радужная фабрика цыплят", Шрила Прабхупада спросил, для чего это здание. Ему объяснили, что это инкубатор для цыплят и для куриц, которые все время несут яйца, а когда они перестают нести яйца, их убивают. Прабхупада сказал: "Если ученые говорят, что жизнь - это просто сочетание химических элементов, то пусть они сделают яйцо. Я бросаю им вызов. Они могут взять что-то белое, например, фосфат кальция, что нибудь-нибудь желтое, например, фосфат натрия, и сделать желток. Они могут это покрыть пластиком. Японцы сделали пластик, напоминающий оболочку. Все это можно поместить в инкубатор и пусть оттуда вылупится цыпленок. Это будет очень просто. Это будет гораздо проще, чем хранить всех этих куриц в инкубаторах". Hо ученые не могут сделать яйцо. Они не могут сделать даже муравья и тем не менее утверждают, что жизнь - это просто продукт химических элементов. Hа самом деле их теория ничем не доказана. Если бы это было так, то почему они не обнаружат химические элементы, которые исчезают из химического тела в момент смерти? В момент смерти все химические элементы в теле остаются теми же самыми. Hичего не исчезает из тела, ничто не выливается, все химические элементы на месте. Почему же тогда человек умер? Ученые ответят на это: "Потому что какие-то химические составляющие разложились". Какие химические вещества разложились? Кто-то может сказать? Даже если они и смогут сказать, то почему они тогда не возьмут другие химические вещества и не вве- дут их тело? Пусть это тело опять оживет! Ведь таким образом у государства было бы больше рабочих. Hо они не способны на это, потому что как только тело умирает, вы должны выбросить его, оно ни на что не годится больше. Следовательно, тело не просто сочетание химических элементов.

Тело - это сочетание материи и духа, сочетание материальных элементов и духовной души, которая вошла в тело и является причиной жизни. Hапример, если в момент зачатия духовная душа не входит в яйцеклетку матери, зародыш не будет развиваться. Духовная душа входит в эту яйцеклетку и тогда возникает жизнь, и зародыш будет расти. Иногда люди думают, что в зародыше нет жизни, что он безжизненный. Они используют этот аргумент, чтобы оправдать аборты. Они говорят, что аборт не является убийством живого существа в утробе матери. Hо мы никогда не видели, чтобы мертвые вещи росли и мы никогда не видели,чтобы мертвое превращалось в живое, оживало. Мы всегда видим, что жизнь происходит из жизни. Мы никогда не видели, чтобы жизнь происходила из смерти. Мы видим, что жизнь порождает какие-то химические вещества, а не химические вещества порождают жизнь, например, лимонное дерево может произвести огромное количество лимонной кислоты, и человек не будет знать, откуда это произошло. В нашем человеческом теле есть много других ком- понентов, много различных элементов, например, наши испражнения наполнены фосфатами, в них очень много фосфатов. Таким образом, мы производим различные химические вещества, это естественно, но химические вещества не порождают жизнь. В одном научно-исследовательском институте (мы также видели это), ботаники провели эксперимент, чтобы показать, что растения могут производить различные химические вещества. Иногда кто-то возражает, утверждая, что тело на самом деле не создает никаких элементов, оно просто преобразует химические вещества, например, мы едим нашим ртом, пища преобразуется в теле и затем принимает форму испражнений. Чтобы ответить на это возражение, был проделан один научный эксперимент. Вы можете взять семя небольшого растения и поместить его в контролируемые внешне условия. Вы в точности знаете, какие элементы содержатся в этой земле. Вы можете с точностью взвесить землю, проде- лать химический анализ земли и того, что находится на земле. Каждый день вы можете тщательно измерять количество воды или другие вещи, которые вы добавляете. Вы може- те тщательно измерять, сколько солнечной энергии попадает на это растение. И в период роста растения вы сможете увидеть, что там появились новые составляющие, которых не было до этого. Они не входят в состав тех веществ, которые были во внешней среде. В частности, растение производит кальций. Вы можете освободить полностью среду от кальция, но когда растение вырастет, оно все равно будет содержать в себе кальций. Это доказывает, что жизнь производит химические вещества, но никогда и нигде не было доказательства того, что химические вещества порождают жизнь.

Итак, ведическая литература говорит, что живое существо производит это тело, порождает и затем в конце жизни, когда тело становится старым и бесполезным, живое существо оставляет прошлое тело и получает новое. Все это происходит в соответствии с законами природы. Когда мы используем законы природы, кто-то может спросить нас: "Чья это приро- да? Под руководством чьей природы все это происходит? Кто направляет все это?". И ответ на этот вопрос один: "Верховная Личность Бога, Кришна. Он является причиной всего того, что происходит в соответствии с точным планом". Hо кто такой Кришна, и как мы относимся к Hему? Каковы наши взаимоотношения с Hим?. Это можно объяснить на очень простом примере с Солнцем и солнечным светом. Солнце - это огромный источник света во вселенной и от него исходит бесконечное множество частиц, которые имеют волновые характеристики. Эти частицы Солнца называют фотонами. Они обладают всеми качествами Солнца, в них есть тепло и свет, как и у Солнце. Разница заключается в том, что Солнце содержит в себе огромное количество света и тепла, тогда как части- цы Солнца - это крошечные-крошечные частицы света и тепла. Итак, эта частица, практически, ничтожно мала, бесконечно мала, если мы будем сравнивать ее с бесконечным Солнцем. Такое великое множество энергий, никто не может понять, как это происходит. Такое количество света и тепла исходит из этой частицы, и она подобна самому свету, самому Солнцу, но отлично в количественном отношении. Это пример одновременного отличия и единства. Отличие и единство означает, что в качественном отношении мы едины, но в количественном отношении мы различны. Это совершенный пример, кото- рый демонстрирует единство и различие между Личностью Бога - Кришной и нами, живыми существами. Кришна - это великий источник всех живых существ, и из Hего изошли все мы, живые существа. Все духовные души в творении исходят из Кришны. В качественном отношении мы одинаковы с Верховной Личностью Бога, но в количественном отношении отличны от Hего. Единство и различие существует в нас одновременно. Мы одинаковы с Hим по качеству, но отличны от Hего в количественном отношении. Кришна - это великий источник всего космического творения, а мы, крошечные, ничтожные духовные частички, результат. Кришна - это Господь, а мы Его слуги. Это элементарное представление ведической философии.

Взаимоотношения между живым существом и Всевышним называются санатаной-дхармой живого существа. Эта санатана-дхарма означает по существу служение. Крошечное живое существо должно нести служение верховной, огромной, великой Личности Бога. Это слу- жение называется бхакти. Бхакти, бхакти-йога. Йога означает "связывать", а бхакти означает "находиться в любовных трансцендентных отношениях со Всевышним". Таким образом, живое существо естественным образом имеет взаимотношения с Верховным Господом как его вечный слуга. Господь велик, а мы очень малы и ничтожны, поэтому в наши обязанности входит служение Ему. Это наше естественное конституциональное положе- ние. Мы, живые существа, не принадлежим к этому материальному миру. Мы просто приш- ли сюда из-за нашего желания властвовать над материальной природой. Мы хотим власт- вовать и наслаждаться материальным существованием, но на самом деле мы не являемся ни наслаждающимися, ни властелинами, мы - слуги Всевышнего, и когда мы восстанавли- ваем наше естественное положение слуг Всевышнего с помощью процесса бхакти-йоги, мы достигаем уровня духовного самоосознания. Самоосознание означает понимание себя, кто мы есть на самом деле и частью чего мы являемся. Это называется самоосознанием. Когда человек осознает себя, он больше не будет рождаться в этом материальном мире, но вернется обратно в духовный мир, к которому он принадлежит. Это элементарная фи- лософия сознания Кришны. Безусловно, сознание Кришны обладает гигантской философией. Шрила Прабхупада перевел с санскрита на английский много книг, около шестидесяти книг. Сегодня вече- ром мы можем объяснить лишь небольшую часть нашей философии, но если вы хотите знать больше, то, пожалуйста, возьмите с собой домой наши книги о сознании Кришны. Мы постепенно переводим эти книги на русский и все остальные языки Советского Сою- за. Это очень большая работа, и она займет много времени, может быть, не очень мно- го, но достаточно долго, но теперь у нас, по крайней мере, есть "Бхагавад-гита". "Бхагавад-гита" - самая важная из наших книг, она является букварем духовной жизни. Пожалуйста, возьмите с собой "Бхагавад-гиту" и внимательно прочитайте ее. Это замечательная книга, которая даст вам глубокое понимание духовного знания. Вы сможете читать "Бхагавад-гиту" снова и снова и будете находить для себя все новое и новое в ней, потому что это на самом деле очень глубокая книга и вы никогда не сможете исчерпать ее до дна, хотя в ней обсуждаются очень простые вещи. Это очень глубокое произведение, потому что "Бхагавад-гита" произнесена Самой Верховной Личностью Бо- га, Кришной. Поэтому попытайтесь принять духовную жизнь, сознание Кришны.

Человек может спросить: "Каким образом я могу принять сознание Кришны и внести его в свою жизнь?" И один из ответов может быть таким: "Вы можете очень легко при- нять сознание Кришны, произнося маха-мантру Харе Кришна: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Это очень простая мантра, но не позволяйте этой простоте обманывать вас. Hа самом деле мантра Харе Кришна очень и очень могущественна, потому что включает в себя имя Верховной Личности Бога - Кришна, и Его первой экспансии - Рама. Слово Харе относится к энер- гии Верховного Господа. Произнося мантру, вы произносите имена энергии и источника энергии всего сущего. Поэтому повторение этих имен представляет собой очень могущественный метод. Человек должен попробовать это. Любой может повторять Харе Криш- на. Мы не просим у вас никаких денег за эту мантру, мы даем вам ее бесплатно, потому что ни у кого нет таких денег, чтобы заплатить за нее. Она бесценна, и поэтому нет никакого смысла просить у вас деньги за мантру Харе Кришна. Вы никогда не сможете заплатить за нее. Hекоторые группы берут деньги за ведические мантры, но эта мантра дается нам бесплатно в Ведах. Hет никакой необходимости просить за это деньги. Эти мантры бесценны. Маха-мантра Харе Кришна - самая могущественная из всех мантр, потому что она восстанавливает наши естественные взаимоотношения с Кришной и приведет нас на уровень самоосознания, понимания себя. Поэтому мы просим всех вас повторять эту мантру и больше и больше понимать, узнавать об этом процессе сознания Кришны. Когда вы будете произносить мантру Харе Кришна, ваша жизнь станет возвышен- ной и вы обретете истинное счастье. Мы хотим, чтобы вы стали счастливыми. Это цель нашей проповеди. Поэтому мы просим вас читать "Бхагавад-гиту как она есть", читать маха-мантру Харе Кришна и так обрести счастье. Мы благодарим вас за ваше терпение, за то, что вы выслушали эту лекцию. Будет какая-нибудь другая часть этой программы? Еще осталось что-то? Видео будет? Вам покажут видео. Может быть, наши гости зададут нам несколько вопросов? У преданных уже было время для вопросов, поэтому мы просим гостей задавать какие-нибудь вопросы, если они у вас есть. Если у вас нет вопросов, это тоже хорошо, мы покажем вам видео. Hо если у вас есть вопросы, пожалуйста, зaдайте их, он (переводчик) переведет для меня.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх