Миропомазание. Что происходит во время таинства миропомазания

  • Врачи
    • Врачи прошлого
  • ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ

    Миропомазание есть Таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни.
    О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т.е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой . Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7, 38-39).

    Апостол Павел говорит: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши (2 Кор. 1, 21-22).

    Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. (Есть еще чрезвычайные дарования Святого Духа, которые сообщаются только некоторым людям, как-то: пророкам, апостолам, царям.)

    Первоначально святые апостолы Таинство Миропомазания совершали через возложение рук (Деян. 8, 14-17; 19, 2-6). А в конце первого века Таинство Миропомазания стало совершаться через помазание святым миром, по примеру ветхозаветной церкви, так как апостолы не успевали сами совершать это Таинство через возложение рук.

    Святым миром называется особенным образом приготовленный и освященный состав из благовонных веществ и елея.

    Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники - епископы (архиереи). И теперь освящать миро могут только епископы. Через помазание освященным епископами святым миром по поручению епископов могут совершать Таинство Миропомазания и пресвитеры (священники).
    При совершении Таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги - с произнесением слов "Печать дара Духа Святаго. Аминь".

    Некоторые называют Таинство Миропомазания "пятидесятницей (сошествием Святого Духа) каждого христианина".

    ВИДЕО: Миропомазание

    Вопросы и ответы:

    Что такое Миропомазание?

    • Миропомазание – это такое таинство, посредством которого крещеный человек получает дары Духа Святого, укрепляющие и умудряющие его, помогающие ему хранить истинную веру и жить в целомудрии.

    Как свершается это таинство над крещеными людьми?

    • Священник помазывает отдельные части тела крещеного человека святым миром, произнося при этом слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь»

    Откуда взяты эти слова?

    • Из Послания апостола Павла, где сказано: «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21-22).

    Почему прежде всего помазуется чело?
    Чтобы освятился ум для размышления о Боге и Его учении.
    Что означает помазание груди?
    Чтобы освятилось сердце для любви к Богу.
    Для чего помазуют глаза?
    Чтобы освятить их для видения благодати Божией во всяком творении.
    Для чего помазуют уши?
    Чтобы освятить их для слышания слова Божия.

    Для чего помазуют щеки?
    Чтобы освятить их для выражения радости при добрых делах и стыда за грехи.
    Для чего помазуют уста?
    Чтобы освятить их для прославления Господа Бога и чтобы они всегда говорили правдиво и благонравно.
    Для чего помазуют руки?
    Чтобы освятить их для добрых и благородных дел пред Богом.
    Для чего помазуют ноги?
    Чтобы освятить их и направить христианина по истинному пути, ведущему в Царство Божие.

    Как все это можно выразить кратко?

    • Чтобы освятить человека целиком, его душу и его тело, его дела и его поведение, чтобы стал он святым, как свят Бог.

    Правильно ли совершать таинство Миропомазания сразу после Крещения?

    • Правильно, ибо так сказано и в Священном Писании, и в Священном Предании. Крещение водой символизирует очищение, а миропомазание означает освящение Духом Святым. Читайте: 1Ин.2:20-27; 2Кор.1:21-22; Деян.7:14-16, а также Исх.29:4-7. Из Библии следует, что одно таинство от другого не отделяется.

    Кто совершает таинство миропомазания?

    • Священник, однако не без участия в этом таинстве епископа. Епископы подготавливают и освещают святое миро, без которого священник не может совершить таинство миропомазания.

    Говорится ли в Ветхом Завете о помазании, ставшем прообразом таинства миропомазания?

    • Да, говорится. В древности цари помазывались на царство. Об этом сказано в 1Цар.10:1, 16:13. В настоящее время все христиане миропомазаны, ибо Христос «нас соделал царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр.1:6).

    Святитель Николай (Сербский)

    Миропомазание в первые века (преподание новокрещенным Святого Духа) совершали через возложение рук (см. Деян. 8, 14-17; 19, 2-6). Когда стало много верующих людей и апостолы и их преемники епископы оказались не в силах совершать возложение рук на каждого христианина, в Церкви было введено Святое Миро, которым мог помазать уже любой священник. Оно приготовляется из благовонных веществ и елея. Святое Миро - это знак церковного единения, потому что Собором архиереев во главе с Предстоятелем Церкви оно освящается и распределяется по всем церквам. Миропомазание совершается сразу после Крещения, при этом крестообразно помазуются лоб, глаза, уши, уста, грудь, руки с произнесением слов: «Печать дара Духа Святого. Аминь».

    Происхождение Миропомазания

    Таинство Миропомазания существовало во времена апостольские. Каждый крещеный христианин принимал благословение и дар Духа Святого посредством возложения рук апостола или епископа. Тексты священного Писания подтверждают это. В день Пятидесятницы, сошествие Святого Духа на апостолов сопровождалось совершением чудес, пророчествами и говорением на иных языках. Возложение рук воспринималось как продолжение Пятидесятницы.

    С развитием Церкви и увеличением числа верующих возложение рук было заменено миропомазанием. Таким образом, в таинстве Миропомазания христианин получает дар Святого Духа. Это стало возможным благодаря искупительному подвигу Господа Иисуса Христа. Однако, так же как и Крещение это таинство не должно нами восприниматься формально на уровне внешнего обряда. Господь ждет от нас соответствующего христианским идеалам образа жизни. Сегодня совершают священники. Приготовление мира возглавляет предстоятель каждой Поместной Православной Церкви. В Русской Церкви это делает Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

    Что означает таинство Миропомазания?

    Его корни тоже уходят в глубокую древность, когда считалось, что через помазание мирром (ароматической смолой деревьев) человеку передается благодать Святого Духа, Творческие силы, возрождающие и укрепляющие в жизни духовной: освящение ума и мыслей, сердца и желаний, освяще-ние чувств, дел и всего поведения христианина. Миропомазание символически выражает принятие дикой маслины - крещаемого - к плодоносной - Самому Господу Иисусу Христу.

    Миро в Православной церкви готовят только на страстной неделе; архиереи освящают его на литургии в Великий четверг. При помазании мирром и произнесении священником «Печать дара Духа Святаго» на крещеного нисходит Святой Дух и дает ему силы вести истинно христианскую жизнь, бороться с искушениями и не грешить. Помазанием лба освящается ум, помазанием груди - чувства и желания, помазанием глаз, ушей, ноздрей, уст, рук и ног освящаются дела и поступки человека.

    В сороковой день после рождения ребенка совершается обряд воцерковления. В сущности, воцерковление ребенка происходит сразу после Крещения и Миропомазания. Но обряд сорокового дня - это обряд и воцерковления матери, ибо на время родов она была отлучена от храма. Если до тех пор ребенок все еще не крещен, то в обряд входят молитвы и о нем. Но воцерковление над ним не совершается.

    После совершения Крещения и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым миром – запечатлевает «печатью дара Духа Святаго». Святое миро (миро – благовонное масло, освященное Патриархом) освящается один раз в несколько лет и затем рассылается по приходам для совершения Таинства Миропомазания. Оно хранится в крестильном ящичке священника вместе с другими принадлежностями, необходимыми для Крещения и Миропомазания.

    Миропомазание – новое самостоятельное Таинство, хотя и связанное с Крещением и совершаемое, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель.

    Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша – святая Церковь – без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища. Такую пищу преподает святая Церковь в Таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие Святого Духа на нашу душу, подобное сошествие Его на Господа Иисуса Христа было при Крещении в виде голубя.

    Святым миром помазываются разные части тела, дабы через помазание телесных членов, которыми управляет душа, освятить всего человека: и его тело, и его душу. Помазывается чело для снятия стыда, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших. Помазываются очи, уши и уста, чтобы мы не шли ощупью в потьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света, чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия и уста способными к вещанию Божественной истины. Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних и грудь – чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать об укрепляющем нас Иисусе Христе. Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Это значит – помазание миром есть видимый знак, печать того, что помазуемому даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

    Шествие вокруг купели

    Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении из нее Духом Божиим.

    С другой стороны: так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставит не под спудом, но на свещнике, да светит всем людям своими добрыми делами, и что он просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно за шествием вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия.

    Обряды восьмого дня

    В настоящее время завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания – смывание святого мира и пострижение волос – совершаются в тот же день, сразу же после чтения Евангелия. Однако, согласно Требнику, они входят в последование восьмого дня, потому что в ранней Церкви эти обряды действительно совершались на восьмой день, а семь дней крещаемый ходил в белой одежде.

    Для завершения этих двух Великих Таинств Церкви выбран именно восьмой день не случайно. В библейском Откровении число семь является символом мира, сотворенного Богом, совершенного и законченного, «хорошего весьма». В седьмой день Господь почил от трудов Своих и благословил этот день, сделав его днем единения и молитвенного общения человека с Богом. Это – день ожидания, человеческой надежды на искупление и освобождения от рабства «князя мира сего». Это – ожидание восьмого дня, находящегося за пределами Седмицы.

    Этот новый день начинается с Воскресения Христова. С этого дня началось новое время. Оно открыто вечности, и в него проникает сияние Царства Божия.

    Омывание святого мира

    Первый обряд восьмого дня – это смывание с тела новокрещенного святого мира. В раннехристианские времена новокрещеный ходил в светлой одежде, в которую его одевали после купели, целую неделю. Святое миро также оставалось на его теле в тех местах, где им помазывали, целую неделю. В это время он слушал объяснения Таинства Святой Евхаристии и готовился к Причащению Святых Христовых Таин. По истечении недели он приходил к епископу, и миро омывали.

    Сейчас все происходит в один день. После чтения крещальных Апостола и Евангелия и некоторых молитв священник берет специальную губку, обмакивает ее в купель и отирает ею те места на теле, которые он недавно помазывал святым миром. Печать дара Духа Святого, которая видимым образом была обозначена миром, теперь остается в сердце христианина.

    При омовении священник говорит крестнику: «Ты оправдался. Просветился. Освятился. Омылся. Именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего… – Ты крестился. Просветился. Миропомазался. Освятился. Омылся: во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.»

    Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. Христианин должен нести печать дара Духа Святого в сердце своем.

    Пострижение волос

    Пострижение с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Примером может служить ветхозаветное повествование о Самсоне. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество и в посвящении чтецов. В предварительной молитве священник прославляет Бога за то, что Он дал человеку Свой образ и создал человека с прекрасным телом и душой, и всякая часть его наполнена красотой и смыслом. Выше же всего поместил голову, и в ней – множество чувств, не мешающих друг другу.

    С головы новокрещеного священник состригает несколько прядей волос как жертву и посвящение его Богу.

    Произнося слова: «Постригается раб Божий (здесь называется имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», священник специальными ножницами состригает прядки волос с головы постригаемого крестообразно в четырех местах: на затылке, у лба, с правой и левой стороны головы.

    В это время крестный или прислуживающий священнику человек готовит комочек воска, раскатав его тоненько так, чтобы в нем поместились волосы. Слепив воск в комочек вместе с волосами, крестный опускает его в купель. Иногда это делает священник или тот, кто ему помогает.

    В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько скудных волосинок с головы.

    На этом последование Таинства Крещения, Таинства Миропомазания и обрядов, которые его сопровождают, заканчивается.

    Воцерковление и молитва на сороковой день

    Обычно в тот же день после того, как новокрещеные оденутся, их ведут вместе с родителями в храм для того, чтобы воцерковить, а матерей для того, чтобы прочитать над ними очистительную молитву сорокового дня после родов. И крестник, и его мать после этих молитв могут приступать к причастию Святых Христовых Таин.

    Мать с младенцем стоит напротив Царских Врат, преклонив голову, а священник читает такую молитву: «Господь Бог Вседержитель, создавший всех словесных и бессловесных тварей одним Своим словом, и до того не существовавших, давший жизнь, Отец Господа нашего Иисуса Христа. Тебе молимся и Тебя просим: по Своей воле Ты спас рабу Твою (имя матери), пришедшую в Святую Твою Церковь, очисти от всякого греха, и от всякой скверны и сподоби ее без осуждения причаститься Святых Твоих Таин».

    Вторая часть молитвы относится к младенцу: «И рожденного ею ребенка благослови, вырасти, освяти, вразуми, сделай целомудренным, умным и добрым. Сподоби его и Своего сверхъестественного света. Потому что Ты показал ему свет природный во время, которое Ты определил. Пусть он будет сопричислен святому Твоему стаду единородным Твоим Сыном, с Которым Ты благословен, а также и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом теперь и всегда в бесконечные века. Аминь».

    После прочтения этой молитвы священник берет у матери младенца на руки, делает им крест перед Царскими Вратами со словами: «Воцерковляется раб Божий (имя младенца) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». А также: «Войдет в дом Твой, поклонится святому храму Твоему. Посреди Церкви воспоет Тебя».

    Если ребенок – мальчик, священник вносит его в алтарь через северную дверь алтаря, обносит вокруг престола и выносит через южную дверь. При этом он читает песнь Симеона Богоприимца, который взял на руки младенца Христа, когда Пресвятая Богородица принесла его в Иерусалимский храм.

    Затем священник дает всем присутствующим целовать крест.

    Возможно, что младенец умер еще до того, как исполнилось сорок дней после родов. Тогда мать все равно приходит в храм, но священник читает только первую часть молитвы, которая относится к ней. Бывает, что мать по каким‑то причинам отсутствует. Тогда священник читает только часть молитвы, относящуюся к младенцу. То же самое бывает, когда крестятся взрослые люди. Матери у них обычно неверующие, иначе бы они крестили их в младенчестве, и поэтому молитва над ними о том, чтобы Бог сподобил их причаститься, не читается.

    Заключение

    Человек принял Крещение. Таинство совершено, и многие на этом успокаиваются, считая, что они выполнили необходимые обряды и больше от них ничего не требуется. Глубокое заблуждение! Крещение – это только начало спасительного пути. Нужно помнить то, что Крещением омываются в человеке первородный грех и вина за все проступки и грехопадения, совершенные до Крещения. Но зародыш греха – греховные привычки и влечение ко греху – остаются в человеке, и преодолеваются они усилиями самого человека, путем ПОДВИГА всей его жизни, ибо Царствие Божие, по словам Господа, приобретается усилием. И другие Таинства церковные (Покаяние, Причащение, Елеосвящение), различные молитвы и богослужения являются средствами освящения христианина. В них христианин, по мере своей веры и нужды, получает Божественную благодать, содействующую его спасению. Без этой благодати, по учению апостольскому, мы не только не можем творить добро – не можем даже и пожелать его (Флп. 2,13).

    Но если в деле нашего спасения такое огромное значение имеет помощь Божией благодати, то что же значат здесь наши личные усилия? Быть может, все дело спасения совершается за нас Богом, а нам остается только «сидеть сложа руки» и ждать милости Божией? Конечно, нет! Усилия самого христианина – это выражение его стремления к Богу, к вечной жизни. Воля Божия открывается людям в заповедях. Существует 10 заповедей, которыми охватываются все стороны человеческой жизни.

    Десять заповедей закона Божия

    1. Я Господь твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня;
    2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой;
    3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно;
    4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему (со времени воскресения Христова праздноваться стал первый день недели, который так и назвали: воскресенье);
    5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле;
    6. Не убивай;
    7. Не прелюбодействуй;
    8. Не кради;
    9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего;
    10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исход 20:2–17).

    Обязанности наши к Богу предписываются первыми четырьмя заповедями, а по отношению к ближним – в шести остальных. Таким образом на двух скрижалях они и были даны Моисею в Ветхом Завете.

    Пришедший во плоти Иисус Христос в Новом Завете более четко выразил Закон Божественной любви: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).

    Любя Бога и ближних, мы обнаруживаем и истинную любовь и к самим себе. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей. При таких условиях обнаруживается и лучшее проявление любви к Богу и ближнему.

    Миропомазание — это Таинство, в котором человек, возрожденный через Таинство Крещения, при помазании частей тела Святым Миром получает дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие его в духовной жизни.
    В Таинстве Крещения человеку дается новая духовная жизнь, так же как плотское рождение дпет человеку возможность существовать. Таинство Миропомазания же дает человеку силы, необходимые для развития и укрепления этой новой духовной жизни. Как в жизни естественной человек имеет нужду в воздухе, свете и тепле, так и в духовной жизни ему необходимы благодатные силы Духа Святого, которые служили бы для него и духовным теплом, и духовным светом, и духовным воздухом; и при помощи которых он мог бы не только поддерживать свою новую духовную жизнь, но и постепенно укрепляться в ней и возрастать. Эти-то «Божественные силы, яже к животу и благочестию» (2 Петр.1, 3) подаются каждому, возродившемуся в Крещении через Таинство Миропомазания.
    Для Миропомазания в Церкви употребляется Миро. Миро — слово греческое и означает «жидкая мазь» или сок от растений. Миро употреблялось еще в Ветхом Завете для помазания первосвященников, царей и пророков. Сначала, по повелению Божию Миро состояло из пяти составных частей: смирны или мирры, корицы, благовонного тростника, кассии и елея (Исх. 30, 23-25). В состав Мира Православной Церкви, ввиду многих развивающих и укрепляющих сил, подаваемых этим Таинством, входит порядка пятидесяти частей.
    По правилам Церкви, Миро всегда и везде освящалось только епископами. В Россию Миро присылалось из Константинополя, т.к. мы состояли под властью Константинопольского патриарха. Там, в Константинополе, Миро варилось и освящалось не в определенное время, а по мере надобности: нужно было Миро в России — архиереи посылали за ним уполномоченных, и патриарх освящал его специально для нас. Это, конечно, было неудобно и Миро стали приготовлять и освящать в конце концов прямо в России. Древний обычай предоставил это право только Киевскому и Московскому владыкам, а теперь — Патриарху.
    Мироварение совершается в Москве. Оно начинается в понедельник Страстной недели, а освящается в Великий Четверг. Патриарх в мироварной палата благословляет священникам вливать в котлы виноградное вино и масла и всыпать прочие вещества, и сам возжигает под котлами огонь. Потом патриарх начинает чтение Евангелия, которое продолжают после него священники и читают непрерывно до Великого Четверга. Диаконы в это время постоянно размешивают в котлах варимое Миро особого вида веслами, оканчивающимися вверху серебряными крестами. В Великий Четверг, перед Литургией, сваренное и процеженное Миро переносится в сосудах с Крестным ходом из мироварной палаты в собор и освящается во время Литургии на престоле. После этого, Миро передается епархиальным архиереям, которые, в свою очередь, передают определенное количество его благочинным, а те — священникам, непосредственно совершающим Таинство.
    Таинство Миропомазания установлено Самим Господом. Неоднократно предсказывая Своим ученикам о ниспослании от Отца Всесвятого Духа (Ин. 14, 16-17), Господь, перед самым Своим Вознесением, повторил это обетование: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24,49).
    И вот, на пятидесятый день по Воскресении Господа нашего Иисуса Христа, все апостолы вместе с Пречистой Божией Матерью, с другими учениками Христовыми и прочими верующими находились в одном доме в Иерусалиме. У евреев был тогда великий праздник Пятидесятницы — в память Синайского законодательства. Был третий час дня по еврейскому счету часов, или по нашему — девятый час утра…
    Внезапно послышался шум с неба и наполнил весь дом, где находились святые апостолы. Явились огненные разделяющиеся языки и почили по одному на каждом из апостолов. Тогда все они исполнились Духа Святого и начали говорить на других языках, как Дух давал им проповедовать (Деян. 2, 1-4). Этот дар особенно нужен был апостолам, т.к. они шли с проповедью о Христе не только к евреям, но и по всему миру — к язычникам, говорившим на разных языках.

    Как совершается Таинство Миропомазания?

    Священник читает молитву «Благословен еси Господи Боже Вседержителю…», которой испрашивается дарование крещаемому печати дара Духа Святого. Затем омокает кисточку в сосуд с Миром и крестообразно (чем дает разуметь, что дары Духа Святого подаются ради страданий и крестной смерти Единородного Сына Божия) помазует новокрещенного на челе, на очах, ноздрях, устах и ушах, на груди, на руках и ногах. При каждом знамении креста, священник произносит: «Печать дара Духа Святаго, аминь». Как печать, приложенная к какому-нибудь документу, делает этот документ достоверным и действительным, так и запечатление христианина священным Миром служит непререкаемым свидетельством принадлежности его Богу. Святой Ефрем Сирин говорил: «Печатью Святого Духа запечатлены все входы в душе твоей, печатью помазания запечатлены все члены твои. Царь как бы положил на тебя письмо свое, наложив на него печать огня, да не прочтут его чуждые и не испортят письмен».
    Интересно то, что первоначально апостолы совершали Таинство дара Духа Святого через возложение рук на крещенных. Но это было удобно тогда, когда число крещенных было невелико. Потом, когда число это стало все более и более возрастать, а число апостолов оставалось прежним, возложение рук было заменено Миропомазанием.
    Итак, после того, как тело помазано, все крестники и крестные с зажженными свечечками и во главе со священником трижды обходят вокруг купели с пением стиха: «Елицы во Христа креститстеся, во Христа облекостеся. Аллилуйа!» (Гал. 3,27) или «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Славьте Бога!» Шествие вокруг купели совершается против движения солнца, навстречу ему и выражает вступление новопросвященного в вечный (круг — символ вечности) союз со Христом — Светом мира.
    В древние времена Крещение и Миропомазание совершались не в храме или его притворе, а в особом здании — баптистерии (крещальне). Поэтому, сразу же после Миропомазания новокрещенных, облаченных в белые одежды и со свечами в руках, священнослужители вели в храм, чтобы уже с ними совершить радостную Пасхальную Литургию. Значит, шествие вокруг купели также означает радость. Священник впереди — это, с одной стороны, знак того, что и он принимает живое участие в этой радости, а с другой стороны — выражает мысль, что радость христианина, сколько бы она ни была велика, не должна выходить из разумных пределов и приличий, а должна быть охраняема Церковью или ее представителем — священником. Зажженые свечи тоже выражают радость: в дни торжеств и праздников в наших домах всегда много света. Кроме того, свечи означают духовное просвещение крещаемого: его душа чиста, как белый снег и облачена в светлую духовную ризу.
    После шествия читают Апостол (Рим. 6,3-11), где раскрыта мысль о плодах, какие приносит человеку Крещение; и Евангелие (Мф. 28,16-20), где говорится о явлении Господа апостолам в Галилее: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Но перед чтением Апостола поется стих-прокимен из 26 Псалма: «Господь Просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся?». Господь сказал: «Всякий, делающий злое — ненавидит свет и не идет к свету, дабы не обличились дела его, потому что они злы» (Ин. 3,20), — и потому-то злые дела творятся большей частью в потемках, или, по крайней мере, скрытно. Но мне, как бы говорит крещенный, нечего бояться тьмы! Господь — мой Свет и для меня нет мрака! Злые люди, злые силы не причинят мне вреда: Господь — Спаситель мой, Он спасет меня!
    После чтения Евангелия произносится ектения «Помилуй нас, Боже…», в которой есть особые прошения о восприемниках и новопросвещенном.

    Обряды восьмого дня

    Окончанием Таинства Миропомазания являются т.н. обряды (последования) восьмого дня. К ним относятся: омовение, пострижение волос и, отдельным обрядом, но неразрывно связанным с предыдущими — обряд воцерковления.
    Почему они носят название «восьмого дня»? В ранней Церкви, когда Крещение было связано с Пасхой, они совершались в следующее после Пасхи воскресенье, т.е. на восьмой день. В Библейском откровении число семь является символом мира, сотворенного Богом, и поэтому, совершенного и законченного. Следующий день — восьмой — день ЭТОГО мира, день, который начинается от Воскресения Христова; и Таинства, совершенные в этот день, означают возвращение в «мир сей», начало христианской жизни.
    Первый обряд восьмого дня — это омовение (чтобы святыню предохранить от какого-либо осквернения) с тела новокрещенного святого Мира. В древности новопросвещенный семь дней не снимал с себя белой одежды, избегал мирских развлечений, проводил время в посте и молитве. В течение всей Пасхальной Седмицы новокрещенные ежедневно собирались в храме для слушания проповедей, объясняющих Таинство Евхаристии (Причащения). Сейчас — смывание святого Мира и острижение совершаются непосредственно в день Крещения и Миропомазания.
    Как добрая и ласковая мать, омывая ребенка, приговаривает нежные слова, так и священник, омывая Божие дитя, говорит ему: «Вот ты и крестился, и просветился, и миропомазался, и освятился и омылся во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь».
    После омовения, священник читает молитву о том, чтобы Господь благословил новокрещенных с восприемниками. Потом крестообразно постригает волосы новопросвещенных с произнесением слов: «постригается раб Божий… во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». У этого обряда, как минимум, три значения — он означает:

    • благодарственную жертву новокрещенного, которая является его собственностью, и которую он может дать без всякого ущерба для себя;
    • что со дня Крещения человек становится не только сыном Божиим, но и послушным, и верным, и покорным работником Его;
    • что человек посвящает себя служению Богу, подобно тому, как постригаются монахи и священники.

    По объяснению книги «Лифос» (камень,- греч.), написанной в 1644 году Киевским митрополитом Петром Могилою, обряд этот, кроме всего прочего, означает, что постриженный становится воином Христовым и должен переносить все терпеливо, как без боли переносит стрижение волос.
    Воцерковление — это послекрещальный обряд принесения младенца в храм, а если это мальчик, то даже введение его в Святая Святых. По примеру Божией Матери, которая в сороковой день по Рождении Иисуса Христа принесла Его в храм представить Господу, каждая мать-христианка должна сделать то же.
    Священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сподобил ее Причаститься Тела и Крови Христовых (до сорокового дня жены-родильницы не допускаются до Причащения), а затем — о младенце, чтобы Господь освятил, вразумил, уцеломудрил его и благословил на всякое доброе дело. После этого священник совершает обряд воцерковления: берет крещенного за руку, подводит его к Царским Вратам и произносит: «Воцерковляется раб Божий… во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь; внидет в дом Твой и поклонится ко храму святому Твоему». Далее, если воцерковляется женщина (девочка), она прикладывается к обеим половинам Царских Врат, а священник читает молитву «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко»; а если мужчина (мальчик), священник входит с ним в алтарь, обводит вокруг престола и выходит из алтаря. Затем новокрещенный также прикладывается к обеим иконам на Царских Вратах, а священник произносит «Ныне отпущаеши…» После этого, священник производит отпуст и новокрещенные целуют Крест.
    Братия и сестры! Святые Отцы говорят: «Дух Святой освящает все существо наше: через помазание чела — освящает ум наш и мысли, чтобы мы думали только о том, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно и что только добродетель и похвала» (Флп. 4,8); через помазание груди освящает наши чувствования и желания, чтобы мы любили не мир и что в мире, а Бога и Божие; через помазание органов чувств, освящает все наши чувства, слова и язык, чтобы мы воспринимали и чувствовали одно только доброе; через помазание рук и ног, освящает все дела и поведение человека, — одним словом, через помазание изливаются на человека «все дары Святого Духа: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия и Дух страха Божия!» (Ис. 11,2).» Так давайте же беречь эти дары Божии, хранить их как величайшее сокровище, в сравнении с которым ничего не значат все земные блага!

    Очень часто в представлении верующего все эти три отдельные богослужебные последования (обряды) сливаются в одно понятие.

    Так, часто елеопомазывание на всенощном бдении называют словом «мирование», хотя Таинство Миропомазания – отдельный богослужебный чин. В некоторой степени это связано с веществом, используемым и в Таинствах Миропомазания, Елеосвящения, и в помазании святым елеем на утрене, – с освященным оливковым или в наших краях подсолнечным маслом.

    Такое масло наряду с пшеницей и вином с древних ветхозаветных времен символизировало особую благодать Божью к роду человеческому. Кроме того, греческое наименование оливкового (подсолнечного) масла «елей» созвучно слову «елеос», что переводится как милость, сострадание. Потому издревле в Церкви елей был физическим символом милости Божьей к человеку и благодатных даров Святого Духа.

    И хотя елей используется и в Миропомазании, и в Елеосвящении (соборовании), и, соответственно, в елеопомазании – эти три разных богослужебных последования.

    Нужно сказать, что Миропомазание и Елеосвящение – это два из семи Таинств Православной Церкви. В них невидимо на человека, над которым совершаются эти Таинства, сходит благодать Святого Духа, действует в его теле и душе и наделяет его определенными свойствами. Например, Миропомазание совершается над человеком только один раз в жизни – непосредственно после Таинства Крещения. Так что, в принципе, для мирянина, участвующего в крещении восприемником или самим крещаемым, два отдельных Таинства (Крещения и Миропомазания) сливаются в один обряд, потому что Миропомазание начинается сразу после Крещения.

    Миропомазание, отдельно от Таинства Крещения, совершалось также при помазании святым миром христианского царя (императора) на царство. Эта практика имеет глубокие ветхозаветные корни. Судьи и пророки помазывали миром еврейских царей при возведении на трон. Но эта тема еще недостаточно исследована в богословии.

    Само же миро – это особенная смесь из елея, других растительных масел, благовонных смол и душистых трав (всего 50 элементов). Подготовка данной смеси выделена в отдельный чин мироварения, который происходит каждый год в Великий пост. Освящается миро в нашей Церкви только Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, потом уже оно рассылается по епархиям и по приходам.

    В православном катехизисе дается следующее определение Таинству Миропомазания: «Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании Освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной». То есть если в Таинстве Крещения человек очищается от греха и сочетается с Богом, рождаясь духовно обновленным членом Церкви Христовой, то в Таинстве Миропомазания этому заново рожденному духовному «малышу» посылаются благодатные дары Святого Духа, чтобы он мог укрепляться в вере и благочестии, духовно, сердечно, умственно и телесно развиваться, чтобы среди этого непростого земного странствия, коим есть жизнь человеческая, среди всех искушений, падений, бед и скорбей он мог Божьей благодатью, преподанной ему в Таинстве Миропомазания, достигать Царства Небесного.

    Священник крестообразно мажет (запечатлевает) святым миром все органы чувств человека. Это символ того, что и душа его, и тело получают благодатные силы для богоугодной земной жизни.

    Кстати говоря, освященным елеем помазуется человек и непосредственно перед совершением Таинства Крещения над ним. Это прообраз того, что и святым елеем, и чуть позже водой крещенской купели человек прививается к виноградной лозе, которой есть Христос (см. Евангелие от Иоанна, гл. 15).

    Елеосвящение же (Соборование) – это отдельное Таинство. В нем могут участвовать только крещеные люди. Как правило, оно совершается над тяжело больными людьми или непосредственно «страха смертного ради» – перед смертью. Один раз в год в Великий пост Таинство Елеосвящения может быть совершено и над здоровым человеком, так как абсолютно здоровых людей нет. К тому же мы все больны грехом. В борьбе с грехом и состоит смысл Таинства Елеосвящения. Учение Православной Церкви нам говорит о том, что в большинстве случаев болезнь физическая является результатом действия греха. Потому с помощью соборного священнического богослужения (в идеале семь батюшек участвуют в Таинстве, но может быть и меньше; отсюда и второе название – «соборование») на главу болящего через семикратные чтения Апостола и Евангелия и помазывания святым елеем, смешанным с вином, призывается благодать Святого Духа, которая в первую очередь исцеляет от греха, а потом уже, если это будет угодно Богу, способствует телесному выздоровлению.

    Веществами Таинства являются елей (символ милости Господней) и вино (символ Крови Христовой, пролитой за человечество).

    Помазывание же освященным елеем на утрене всенощного бдения не является Таинством, то есть тем священным действием, которое качественно и глубоко меняет саму человеческую природу, но, скорее, сообщает этой уже измененной природе благодать и милость Божью для прохождения своего земного существования.

    Нам поможет раскрыть тему перевод с греческого самого слова «полиелей» – то есть «многомилостие», а также следующий факт…

    В древней Церкви на литии, входящей в состав всенощного бдения, освящались продукты – хлеб, вино, пшеница и масло не только потому, что это символизировало собой молитву-прошение к Богу о ниспослании нам необходимых продуктов питания, подкрепляющих наши телесные силы, но еще и оттого, что о них реально надо было позаботиться в данный момент. Всенощное бдение на заре христианства длилось всю ночь. Люди приходили или приезжали на него издалека, им необходимо было покушать, чтобы пополнить силы.

    Теперь же в этом можно усмотреть и символический смысл. Помазывание освященным елеем на всенощном бдении – это духовная поддержка наших тела и души во время земного странствия. А Таинства Миропомазания и Елеосвящения – действия Святого Духа, которые преобразуют и исцеляют православного христианина.

    Иерей Андрей Чиженко



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх