Мировое христианство. Православные христиане

Один из самых распространенных вопросов, относящихся к статистическим данным по православной вере в России и мире, касается количества православных верующих. Почему это так важно? Скорее всего, людям интересно знать количество , а также просто приятно лишний раз убедиться, что они относятся к одной из самых распространенных конфессий в мире.

Что касается вопроса — сколько православных христиан живет в России, то однозначно ответить на него не представляется возможным. Точный подсчет количества сторонников той или иной религии в нашей стране затруднен по нескольким причинам. Во-первых, у нас не существует конкретного механизма, по которому бы мы причисляли человека к верующим православной церкви. Возьмем, к примеру, католические страны Европы: в них подсчет упрощен, так как католиками здесь считаются люди, которые регулярно платят государственный налог на нужды католической церкви. В странах, исповедующих ислам, человек автоматически считается мусульманином, если он родился в пределах этой страны. Именно поэтому упомянутые страны могут с относительной точностью заявить количество своих верующих. В России же и прочих православных государствах статистическая погрешность колеблется в пределах нескольких миллионов человек.

Как подсчитывают количество православных людей в Российской Федерации?

Безусловно, самым простым способом определить, сколько православных живет в России, является Всероссийская перепись населения. Казалось бы, чего уж проще – включить пункт «вероисповедание» в бланк переписи и получить искомый результат, тем более, что и Русская Православная Церковь настаивала на этом. Однако, на самой последней переписи населения, которая проходила в 2010 году, идея эта не была поддержана за счет массовых спекуляций на тему возможных притеснений на религиозной почве. И опять же, даже в высших церковных кругах не был найден компромисс по вопросу определения принадлежности гражданина России к православным верующим. Из всех предложенных вариантов:

  • а) по факту крещения в православной церкви;
  • б) по факту наследственности (то есть человек сам может относиться к религии прохладно, но происходит родом из потомственной православной семьи);
  • в) по признаку постоянного и активного посещения православного храма, участия в православных таинствах и обрядах;
  • г) по тому факту, что человек сам, добровольно, соотносит себя с православной культурой (при этом может даже не ходить в церковь) – ни один не был принят единогласно.

Таким образом, о том, сколько православных христиан в России, до сих пор можно лишь догадываться.

Количество православных верующих в России и в мире — цифры и факты

Несмотря на это, на сегодняшний день все же с уверенностью можно сказать о том, что Россия является самой крупной страной по количеству православных верующих, то есть людей, которые тем или иным образом отождествляют себя с православием, а если взять три самые крупные православные страны мира – Россию, Украину и Румынию, то вкупе они составят больше, чем 50% от общего количества православных христиан земного шара.

На вопрос же, сколько православных человек в России, различные источники называют цифру от 50 до 110 миллионов человек, а в мире – приблизительно 1,6 миллиарда человек. Самым «насыщенным» православными верующими государством после России является Украина (здесь насчитывается порядка 20 млн. православных), приблизительно столько же

Мы все любим спросить себя иногда о чем-то, о чем никому в голову не приходило собирать информацию.

Например, сколько в мире голубей. Или - почему иногда кажется, что снежинки летят вверх, хотя они при этом падают?

Сколько в России храмов; или сколько людей ходит в церковь - вопросы, как ни странно, примерно того же плана. Узнать об этом очень любопытно, но, как оказалось, мало кто про это может сказать что-то точно.

Мы решили проверить Интернет. Забили в поисковик несколько вопросов. Например: сколько священников в России или - сколько православных монастырей в мире. И вот что увидели.

Сколько православных в России?

Нет более расплывчатых данных, чем те, которые бы говорили о вероисповедании людей - в конкретной стране или во всем мире.

Вот, например, на вопрос, сколько православных в России, можно ответить - 70% (это последние данные какого-то агентства, да и в целом - различные исследования называют «плюс-минус» ту же самую цифру: 60–70%).

Но сколько из них хотя бы изредка ходит в храм, а не просто говорит о том, что он православный?

В в 2016 году на Пасху - в день, когда в храм приходят даже те, кто посещает службы раз или два в год, - ночные богослужения по всей России посетили 4,3 миллиона человек (это официальные данные государства, которое точно не преуменьшит цифру). То есть, чуть меньше 3 процентов…

В отдельно взятой Москве в том же году сообщили об одном миллионе человек - 8,3 процента. Конечно, часть прихожан могли остаться дома - по тем или иным причинам, но все равно это не семьдесят процентов…

Сколько православных в мире?

Цифры, которые публикуются на вопрос, сколько православных христиан в мире, тоже разнятся - и в зависимости от того, кто их приводит, и в зависимости от критериев оценки. Точно не посчитаешь никак, а любая методика будет иметь изъян.

Говорить поэтому о числе православных на земле можно приблизительно. Картина получается такая:

На Земле на 2017 год живут 7 500 000 000 человек - семь с половиной миллиардов.

Из них почти треть - 2 400 000 000 - это христиане тех или иных конфессий.

Чуть больше половины всех христиан - это католики. 1 200 000 000

Православных в мире - около 300 миллионов.

Число верующих в православных Поместных Церквях тоже можно оценивать только приблизительно и чаще всего это цифры выше тех, сколько на самом деле ходят в храм. Википедия показывает такую таблицу (мы публикуем первые шесть):

  1. Русская православная церковь - 90–120 миллионов
  2. Румынская православная церковь - 18 800 000
  3. Элладская православная церковь - 9 000 000
  4. Сербская православная церковь - 8 000 000
  5. Болгарская православная церковь - 6 350 000
  6. Грузинская православная церковь - 3 600 000

А еще нельзя забывать «православную диаспору», которая проживает на католических или протестанстких территориях, где либо почти, либо вовсе лишена возможности регулярно посещать православный храм.

Трехсвятительный храм в Париже. Фото: patriarchia.ru

Вот какие цифры по российской диаспоре в европейских странах приводит портал pravoslavie.ru

  • Германия - 660 000
  • Франция - 150 000
  • Швеция - 94 000
  • Бенелюкс - 67 000
  • Италия - 32 000
  • Швейцария - 23 000

Сколько священников в России?

В докладе, который патриарх Кирилл прочел в конце 2017 года, приводятся такие цифры:

На 2017 год в России - 34 774 штатных пресвитера (то есть - священника) и - 4 640 диаконов. Итого - 39 тысяч священнослужителей.

Это значит, что на одного священника в стране приходится 4 000 человек.

Возможно, правда, этот доклад не учитывает иеромонахов - тогда цифра священнослужителей будет больше.

Кстати, на Земле есть целых 27 стран, где жителей меньше, чем у нас священников 🙂 Например, в княжестве Монако «прописаны» 38 тысяч человек.

Сколько храмов в России?

А вот тут уже сказать трудно. И вот почему.

С одной стороны, в том же докладе патриарха говорится, что в России на начало 2017 года открыто 36 678 храмов или помещений, в которых может совершаться Литургия. Но эту цифру нельзя брать за основу, потому что дальше из текста доклада выясняется, что сюда же входят и храмы зарубежья - если они относятся к Московскому Патриархату.

Кроме того, «помещение, в котором может совершаться Литургия» - это понятие, которое никак не конкретизируется. Возможно, это просто комната в административном помещении - в селе, где пока еще нет храма, - и там нерегулярно, время от времени служится Литургия. То есть, даже не домовая церковь. Считать это храмом?

Есть еще такой момент. Как правило, если есть действующий храм с устоявшимся и сформировавшимся приходом (общиной), то на Пасху Литургия в нем служится обязательно. По данным МВД, в 2016 году на Пасху «более 4,3 миллионов россиян посетили 11 000 храмов»…

В общем, сколько храмов в России пока точно сказать нельзя.

Сколько храмов в Москве?

При этом подчеркивается, что как таковых приходов - то есть сложившихся общин - 475. Именно эту цифру следует брать за основу.

Почему число приходов может отличаться от числа храмов? Во-первых, часовни. Сами по себе они могут не иметь - и как правило, не имеют - своего прихода.

Во -торых, число храмов. Возьмем, например, Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которое находится недалеко от метро Цветной Бульвар. На территории Подворья располагаются два храма - главный, и - домовый храм в Митрополичьих палатах.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве. Троицкий храм

Службы служатся и там, и там, но приход (сложившаяся община) у Подворья один.

И это просто Подворье. На территории же монастырей (в Москве сейчас находятся 32 монастыря: 15 мужских и 17 женских) могут быть две, три, а то и больше церквей.

На территории Москвы располагается самый высокий православный храм в мире. Конечно же, это храм Христа Спасителя.

Сколько православных монастырей в России?

Эти цифры тоже постоянно меняются (за 2016 год в России открылись, насколько можно понять, почти 20 монастырей), но последние официальные данные от Московского патриарха такие:

В России 944 монастыря, из которых

  • 462 мужских монастыря
  • 482 женских монастыря

Как видите, и в Москве, и по России в целом - женских монастырей немного больше, чем мужских. Не нужно придавать этому факту какого-то особого внимания. Это просто цифры.

Сколько православных монастырей в мире?

Никто не знает точно. По крайней мере, в русскоязычном интернете такой статистики найти не удалось, чтобы прямо говорилось, что монастырей столько и столько. Если знаете - пишите нам!

Можно сказать только, что на портале sobory.ru , который позиционирует себя, как каталог монастырей и храмов мира, значатся 1495 монастырей.

Сколько святых в православии?

Икона Всех Святых от века Богу угодивших. В каком-то смысле это образ всей Церкви.

Насколько известно, сейчас в патриархии готовят Полный месяцеслов, который будет включать в себя всех святых по крайней мере Русской православной Церкви. Возможно, он уже готов.

Но на портале pravoslavie.ru приводится исследование , которое провел иерей Сергий Бегинян. Из него следует, что Православной Церковью на сегодяняшний день канонизированы более 5000 святых. Из них более половины - Русской Православной Церковью.

Сколько постных дней в году?

Очень популярный запрос в поиске:-)

Если брать в расчет все многодневные и однодневные посты, то число постных дней в году колеблется от 178 до 212.

Такая разница обусловлена «плавающей» датой празднования Пасхи, от которой зависит, в частности, продолжительность Петровского поста (он может длиться от 8 дней, если Пасха была «поздняя» до 42-х)

Получилось так, что на любой вопрос мы либо вообще не смогли получить ответ, либо получили его приблизительным, либо в виде точной цифры, но с большими оговорками 🙂

И знаете что - совсем не расстроились!

Все эти цифры сами по себе ничего не значат. Да, они помогают создать некую картину (католиков больше, чем православных), могут заставить задуматься («храмов в России мало») или загрустить («а ходят в них еще меньше»). Но может быть, потому и сложилось так, что конкретных статистических данных по всем этим вопросам нет, потому что это все не важно. Не важно для каждого конкретно человека.

Вот, например, лично для меня не важно, сколько людей ходят, а сколько не ходят в храм. Мне важно, чтобы я бы мог ходить в него чаще!

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Нашел отличную статью в Википедии. В ней собраны количественные данные о религиозной принадлежности. Учитываются и атеисты с агностиками (в некоторых таблицах объединены как неверующие). Всего 18 групп и три источника.

Крупнейшей (по числу последователей) религией мира является христианство; на протяжении XX века доля христиан в общем населении Земли практически не изменялась, оставаясь равной 33-34%. Второй мировой религией считается ислам (23% населения мира). Численность неверующих и атеистов является весьма дискуссионной и оценивается различными исследованиями в 11-16% населения планеты. Немалую долю в населении мира составляют индуисты (14-15%), буддисты (7%) и сторонники традиционных верований.

Категория не религиозных людей включает в себя весьма разные группы убеждений. Ряд исследований выделяют в данной категории две группы - собственно не религиозных людей и атеистов. К атеистам причисляют людей, убеждённых в отсутствии какого-либо божества, а также скептиков, сторонников безверия и воинствующих безбожников. К не религиозным людям относят агностиков, сторонников свободомыслия, людей не интересующихся религией или не имеющих религиозных предпочтений.

Свыше половины всех не религиозных людей мира проживают в одной стране - Китае (413 млн агностиков и 98 млн атеистов). Значительно число не религиозных людей сосредоточено и в других азиатских странах (100 млн агностиков и 19 млн атеистов). Т. о. в Азии проживает 80% всех агностиков и 85% всех убеждённых атеистов Земли. Значительное число неверующих и атеистов имеется в Европе (98 млн и 18 млн) и Северной Америке (41 млн и 2 млн). Существенную долю не религиозные люди составляют в населении Океании, где проживает 3,8 млн агностиков и 365 тыс. атеистов. В Латинской Америке проживают 15 млн агностиков и 2,5 млн убеждённых атеистов. Численность не религиозных людей в Африке относительно невелика (5,5 млн не верующих и 0,5 млн атеистов).

Последователи религий в 2010 году:

Распространение религий по числу стран:

Динамика численности в XX веке:

Доля христиан в разных странах мира:

Доля мусульман в разных странах мира:

Доля индуистов в разных странах мира:

Доля буддистов в разных странах мира.

Число православных в мире составляет, по разным подсчетам, от 125 до 180 миллионов. Ситуация, в которой находится большинство Поместных Православных Церквей, делает сложным, почти невозможным делом ведение какой-либо статистики, остающейся, как мы видим, весьма приблизительной.

Страны, географически и культурно
ориентированные на православие:

"Диаспора":

Миссии: ЮАР 38000 Кения - 400000
Service Orthodoxe de Presse / Православие 2000 (перевод с французского)

Итак, как вы видите, я привёл православные данные об их предполагаемой численности. Совершенно непонятно, в какой такой ситуации находятся большинство поместных православных церквей, что невозможно подсчитать численность православных. Например, почему невозможно посчитать количество православных в России? Или почему, это сложнее сделать сложнее чем, скажем в США? А вот почему. Православные специально завышают данные о своей численности в России. Любые же социологические опросы, показывают, что количество православных в России значительно меньше приведённой цифры и составляют в лучшем случае 15-20% населения России, что в абсолютных величинах соответствует 22-30 миллионам. Это если считать не только "воцерквлённых" - таких вряд ли наберётся больше 1-

2 миллионов - но и "сочувствующих", т.е. лиц, не исполняющих церковные обряды, но называющих себя православными под давлением религиозной пропаганды. Естественно, такое малое количество верующих не позволяет говорить о "православной России", и мешает претендовать православию на роль государственной религии. Поэтому, попытка определить число православных равным 80 миллионам абсолютно без каких либо оснований имеет только одну цель - "доказать" абсолютно неверное утверждение, что православных в России большинство.

Ещё большей нелепостью выглядит классификация "стран, географически и культурно ориентированных на православие". Откуда в этом списке взялись Эстония и Албания? Почему вдруг всегда католическая 40 миллионная Польша, вдруг географически и культурно сориентировалась на православие? Не из-за одного ли миллиона православных якобы там живущих? Или может быть из-за своего алфавита? Или из-за папы римского?
А Турция? Почему самая могущественная мусульманская страна, в которой православные составляют по православным же оценкам лишь 0,008% (!!!) оказалась географически и культурно сориентирована на православие? Или в данном случае под "географической и культурной ориентацией" православные аналитики понимают бесчисленные кровавые конфликты с Турцией, в которых только за два последних столетия погибли миллионы русских, болгар и армян?

Даже беглый анализ вышеприведённых данных показывает, что они полностью фальшивы. Понятны и мотивы этой фальсификации - православию требуются данные, на основе которых оно могло бы обосновать своё положение не только в России, но и во всём мире.
Такое положение вещей требует серьёзных, независимых и гласных статистических исследований численности адептов разных религий в России, где такого рода исследования в последние 10 лет практически не проводились

. Copyright: Demian © 2000. / Авторские права принадлежат: Димьян, 2000 г.
Статья может тиражироваться и распространяться любым издательством или частным лицом, при условии сохранения целостности и неизменности текста. Во всех других случаях необходимо разрешение автора или его непосредственных представителей.


Если посмотреть на данные в открытых источниках по численности представителей вероисповеданий в мире за последние 100 лет, можно заметить, что количество православных христиан в мире в пересчете на проценты населения заметно снизилось. Почему это так, может ли эта тенденция измениться и если да, что надо сделать? На эти вопросы мы попросили ответить экспертов - ​участников Международной конференции «Социология религии в обществе позднего модерна» (Белгород, 2016 г.).

Численность христиан на % населения

Данные за 2010 г. - Pew Research Center
www.pewforum.org/2011/12/19/global-christianity-regions
Данные за 1910 г. - World Christian Database (Brill 2013).

С 1910 года по 2010 год, за 100 лет, численность православных в мире в % населения земного шара снизилась почти в 2 раза

Международная конференция по социологии религии организовывается НИУ «БелГУ» с 2011 года. Идея принадлежит Леониду Яковлевичу Дятченко (ректор БелГУ с 2002 по 2012 г.). Изначально организаторами были Мирко Благоевич (Белградский университет), Сергей Дмитриевич Лебедев (НИУ «БелГУ») и Юлия Юрьевна Синелина (Институт социально-политических исследований РАН). ­Редакция «Лодки» благодарит Сергея Дмитриевича Лебедева за кураторство и помощь в подготовке этого опроса.

Православные:
естественная убыль?

Руководитель опроса С.Д.ЛЕБЕДЕВ,
беседовала Кристина САНИНА

ВОПРОС 1. Почему за последние 100 лет численность православных христиан в мире в пересчете на% населения снизилась почти в два раза?

М.Благоевич: Основных факторов два - демографический и политический. В Сербии, например, проживает около 7 миллионов человек, за год умерло примерно 34 тыс. населения, и прироста мы не наблюдаем. К 2050 году мы предсказываем совсем неудовлетворительные показатели. Что касается политики, то все мы помним (или знаем из курса истории), что было во времена СССР. Люди вынуждены были отходить от веры, это не могло пройти даром и повлекло соответствующие показатели, которые мы вынуждены исправлять сейчас.

прот. Николай Емельянов: Очень сильно снизился процент верующих среди основной нации, которая состоит из православных, а именно, среди русских. Кроме этого, обычно в подобных исследованиях к православным причисляют и все восточные церкви: коптов, сирийскую, - а именно в них в XX веке происходили массовые геноциды, в том числе и в армянской церкви. В общем, это снижение связано с форсированной секуляризацией в России и с геноцидом в восточных церквах.

Е.В.Жосул: Основными причинами такого снижения, вероятно, должны были стать в первую очередь обе мировые войны, выкосившие значительную часть православного населения стран Восточной Европы и России. Кроме того, именно православный цивилизационный ареал стал в ХХ веке плацдармом для крупнейшего в истории человечества государственно-атеистического эксперимента. Строительство соцлагеря на месте православной ойкумены очевидно отразилось и на межконфессиональном балансе. Православные стали жертвами исторического процесса минувшего века.

Также на это изменение пропорций должны были повлиять, судя по всему, и такие факторы, как заметный прирост населения исламских стран, в противовес всё более отчетливо секулярной Европе, рост населения в мировом демографическом лидере - Китае. Это наиболее очевидные цивилизационные факторы, позволяющие обьяснить двукратное уменьшение числа православных в мире.

С.Д.Лебедев: Все или почти все православные страны сегодня переживают демографический спад.

В православных семьях просто рождается меньше детей, чем в исламских, протестантских или католических.

К религии это прямого отношения не имеет.

Т.И.Липич: Снижается численность не только православных… Это только численность исповедующих ислам в разных его вариациях - растет. Это связано, в первую очередь, с геополитическими процессами, происходящими в мире, с ролью России как главного представителя православия, с утратой традиционных ценностей и интересу к либеральным (особенно в Европе). После распада СССР прошло еще слишком мало времени, чтобы православные ценности вошли в плоть и кровь нашего общества. Должно смениться как минимум два поколения, а то и больше, чтобы православие стало не данью моде, а внутренней потребностью человека.

Е.М.Мчедлова:

Религия становится неактуальной в связи с глобализацией, вследствие активного внедрения Интернета, тотальной компьютеризации.

В.Г.Писаревский: По большей части из-за демографического фактора. Не стоит также забывать о гонениях в XX веке на православных и развитии исламского фактора в начале XXI века. Но вообще на подобные тенденции надо смотреть по каждой стране в отдельности. Коренные американцы, не имеющие русских родителей, в последние десятилетия переходят из протестантизма в православие - это существенные показатели, и в качественном отношении они гораздо важнее количественных.

И.П.Рязанцев: Эта тенденция обусловлена тяжестью бремени, которое православный человек возлагает на себя в деле спасения души ради ближнего своего. В условиях секулярного мира таких людей становится все меньше. В других же религиозных объединениях требования к ее членам не столь серьезны. К радости и свету Православия надо еще прийти, потрудиться.

В.В.Сухоруков: Зависит от ракурса рассмотрения.

а) "требования православия - возможности верующего". Если православные сконцентрированы в тех социальных стратах, у которых более тяжёлая жизнь, чем у других социальных страт, то у людей не хватает времени, денег, сил на православие (оно предполагает довольно затратный стандарт поведения и мышления верующего).

б) "православие - другие религии". Если у иного мировоззрения есть преимущества по отношению к православию, то верующий может менять своё отношение к религии. Преимущества могут быть разными, например, менее строгие требования к верующему (т.е. ракурсы "а" и "б" действуют совместно), больший размер паствы. И в последнем случае могут играть роль несколько эффектов.

  • Сетевой эффект - чем шире сеть, тем большую выгоду получает каждый новый узел (например, чем больше телефонов в телефонной сети или компьютеров в Интернете, тем с большим количеством людей может связаться новый абонент). Подключение верующего к социальной сети католиков, которых около миллиарда, даёт верующему более обширный потенциал взаимодействия, чем в случае православных, которых на порядок меньше. В социальной психологии есть похожий эффект - эффект присоединения к большинству.
  • Эффект масштаба - чем больше продукции производить, тем дешевле выходит каждая единица товара (например, если разработать проект автомобиля и запустить его на конвейере, то издержки проектирования будут разделены на тысячи автомобилей и составят приемлемую долю в цене; а если тот же проект реализовать в штучном варианте, то цена станет запредельной). В области религии эффект масштаба может быть связан со строительством культовых зданий (РПЦ могла бы много сэкономить при разработке одного типового проекта храма в рамках "Программы 200") и с подготовкой священников (когда семинарии работают по одному учебнику, то чем больше семинаристов, тем меньше удельная стоимость его написания).
  • Кооперативный (иногда говорят "синергетический") эффект - результат взаимодействия верующего и религии не совпадает с арифметической суммой их возможных достижений по отдельности. Отчасти он объединяет в себе два предыдущих эффекта, просто сетевой эффект теснее связан с религиозным спросом, а эффект масштаба - с религиозным предложением.

Кстати говоря, надо сделать ещё одно уточнение. В этих ракурсах надо рассматривать не только религиозные взгляды уже состоявшегося верующего, но и выбор религии неопределившимся человеком. Падение доли православных может быть вызвано тем, что они постепенно умирают, а вышеперечисленные причины блокируют поступление новых адептов в ряды православных.

С.В.Трофимов: Количество населения увеличивается, а количество практикующих православных уменьшается. Сейчас практически во всех традиционных религиях Западной Европы это происходит.

А.Ф.Филиппов: Есть совершенно очевидная причина - 70 с лишним лет советской власти. Еще мне кажется не совсем точной формулировка вопроса. Слово "тенденция" наводит на мысль о каких-то непрерывно действующих причинах, вскрыв которые, мы сможем изменить ход событий. Но таким образом смешиваются два разных явления. Есть и мировой процесс секуляризации, он так или иначе затрагивает многих и довольно давно. А есть мероприятия советской власти, направленные на радикальное сокращение православных, борьба с церковью как государственная политика (пусть и принимавшая в разные годы разные формы и имевшая разную интенсивность). Это происходило не только в СССР, но и в других социалистических странах, будь то Болгария или Югославия (хотя у всех была своя специфика). Поэтому удивляться данным показателям, если брать за масштаб столетие, совершенно не следует, другое дело - с какой скоростью будет идти обратное движение и далеко ли оно зайдет. Я считаю, что процесс этот будет долгим.

ВОПРОС 2. Может ли эта тенденция измениться?

М.Благоевич: Возможно, но сложно экономически и финансово.

прот. Николай Емельянов: Все будет зависеть от России и того, как будет развиваться церковная и национальная ситуация в стране.

Е.В.Жосул:

Никаких реальных оснований к изменению этой тенденции сегодня нет.

Именно реальных оснований, а не фантасмагорических рассуждений на тему необходимости срочной катехизации китайцев. Демографическая ситуация в России, лидере православного мира с точки зрения численности паствы поместной Церкви, если не плачевна, то явно недостаточна для того, чтобы обеспечивать заметный глобальный прирост православного населения.

С.Д.Лебедев: Если вести речь о сугубо демографической тенденции, то в обозримом будущем - вряд ли. Если говорить о тенденции социальной динамики православных верующих, то в принципе это возможно. Религиозность и конфессиональная принадлежность воспроизводятся не только через семейную традицию, особенно в обществах современных. Если православное христианство вдруг обретёт особую привлекательность для людей, если люди увидят в нём именно то, чего им сейчас особенно не хватает - как это было в первые века его существования - то возможен существенный рост численности православных верующих.

Т.И.Липич: Мы все работаем над этим! И вы, и мы! Тенденция может измениться, но не так быстро, как бы нам всем хотелось. У нас непаханное поле Дальнего Востока, Камчатки, и в целом, всего востока страны. Наш святейший Патриарх лишь недавно побывал в некоторых из этих районов. А ребята-миссионеры (слушатели духовной семинарии и наши студенты по совместительству) рассказывают, как активно и агрессивно порой ведут себя представители других конфессий в "окучивании" этих отдаленных уголков России.

Е.М.Мчедлова: Думаю, нет.

В.Г.Писаревский: Обязательно изменится: у нас (в России) нет другого выхода. Как писал известный социолог Питер Бергер: «Современный мир гораздо более религиозен, чем в любое другое время, только подчас эта религиозность принимает несколько другие формы». Если мы не вернемся к православию, то картина будет достаточно печальная, это следует понимать уже сейчас.

И.П.Рязанцев: Однозначного ответа нет. С одной стороны, к крестоношению готовы немногие,

духовно талантливых людей и не может быть очень много.

С другой - катехизация и внебогослужебная деятельность в приходе могут помочь человеку переступить порог храма, намерениям можно помочь осуществиться.

В.В.Сухоруков: В краткосрочной перспективе - да.

С.В.Трофимов: Измениться может, но для этого во первых, нужна (В БУМАГУ - КАК «НУЖНО») пастырская работа в самих конфессиях. А во вторых - изменение социальной ситуации, чтобы потребность в религии могла реализоваться в рамках традиционных конфессий. Сейчас она остается, но больше направлена на эзотерические направления. А пастырская работа может привести к интересу людей именно к традиционным религиям.

А.Ф.Филиппов: В России сейчас можно, наоборот, говорить об увеличении количества верующих - теденция, скорее, такая. Этот процесс тоже поощряется на политическом уровне, без этого движение не было бы столь интенсивным. Но возможно ли полное возвращение того, что было (и насколько оно возможно и желательно), сказать трудно.

ВОПРОС 3. Если да, что надо для этого сделать?

М.Благоевич: Сильная и стабильная политика многое может изменить, в том числе и эту сферу религиозной жизни общества. Следует поднимать экономику, ведь люди просто боятся заводить детей из-за нестабильности во внешней и внутренней политике. Отсюда неудовлетворительные показатели и сомнительные перспективы.

прот. Николай Емельянов: Две ключевые темы: хорошие священники и крепкие семьи.

Е.В.Жосул: Изменить тенденцию могут только какие-то мощные геополитические сдвиги, которые приведут к кардинальной перемене расстановки сил на мировой арене.

С.Д.Лебедев: Надо «нащупать» комплекс глубинных духовных потребностей достаточно большого количества людей и раскрывать для них жизнь Церкви именно с этой стороны на понятном для них языке. То есть соединить как минимум три направления - философской, научной и практически-миссионерской работы, которые сейчас существуют как бы сами по себе. За долгие века у общества и отчасти у самих верующих накопилось множество стереотипов о религии, православии и Церкви, которые мешают пробиться к их сущности. И нужно искать новые пути миссии, то есть «взламывания» этой коры стереотипов, применяя, в том числе, современные наукоёмкие методы из области социологии, социальной психологии, антропологии и других наук о человеке.

Т.И.Липич: Ничего особенно нового не скажу, если посоветую всем нам работать в этом направлении. Нам как образовательному учреждению очень важно, чтобы направление «теология» продолжало существовать и мы могли популяризировать православные ценности. Где бы наши выпускники потом ни работали, они будут православно ориентированными. Новый министр образования говорит, что важно формировать личность, начиная с самого раннего возраста. Эта позиция очень обнадеживает. Государство должно делать все возможное, чтобы общество поскорее перестало «болеть», чтобы не распространялись всевозможные секты и "целители", чтобы люди увидели привлекательность православия. Но для этого и священнослужители должны активнее проявлять себя в обществе. Чаще идти в народ, заниматься миссионерской деятельностью. Ну и еще - когда Россия будет привлекательной страной для других, где на подъеме будет промышленность, сельское хозяйство, наука, образование, тогда станут более привлекательными и наши традиционные ценности. Это взаимосвязанный процесс, нельзя строить храм, не построив его в душе.

Е.М.Мчедлова: В сложившейся картине мира страх преобладает над духовностью - человек ощущает опасность и угрозы (терроризм, кризис в политке и экономике). За решением этих глобальных проблем последует и одухотворение людей, вера выйдет из тени важнейшего человеческого инстинкта - самосохранения.

В.Г.Писаревский: Я считаю действительно актуальной идею «Чем больше храмов - тем больше верующих»: уже сейчас храмы в городах и населенных пунктах часто не вмещают прихожан. Есть вопросы и к масс-медиа: привыкнув потреблять негативные сенсации, люди вообще перестают отличать правду от вымысла и теряют интерес к духовному поиску. Помогло бы и привлечение молодого поколения: совместная религиозная деятельность внутри Церкви сближала бы молодых людей, строились бы крепкие православные семей.

И.П.Рязанцев: Однозначного ответа нет. С одной стороны, к крестоношению готовы немногие, духовно талантливых людей и не может быть очень много. С другой - катехизация и внебогослужебная деятельность в приходе могут помочь человеку переступить порог храма, намерениям можно помочь осуществиться.

В.В.Сухоруков: Для начала - устранить возможные причины (в ракурсе "а" - облегчить жизнь людей путём увеличения их дохода одновременно со снижением рабочей нагрузки; в ракурсе "б" - ограничить свободу совести для блокировки трёх вышеперечисленных эффектов). Кроме того, возможны меры социально-демографического характера: повышение рождаемости православных, например, за счёт предоставления семейного капитала в зависимости от мировоззрения.

С.В.Трофимов: Это целая политика, и прежде всего - работа в самих приходах. Сейчас молодежь, приходя и в православные, и в католические, и в лютеранские приходы в России, встречает людей, которые уже находятся в этой культуре, что-то знают. Но эти люди пользуются определенным языком, который непонятен молодежи, носят одежду, которая отличается от обычной, ее не наденешь каждый день. Не хочу сказать, что это сектанство, но тенденция есть.

Если церкви не «откроются» и не будут понятны, ситуация не изменится.

Это не только вопрос языка богослужения - церковнославянского или русского. Хотя если это язык не будет понятен молодежи, наверное это, не увеличит число верующих. Значит мы находимся в моменте, когда нужно правильным и понятным языком объяснить суть учения Церкви, так, чтобы оно стало понятно сегодняшнему человеку. Не меняя самого учения, разумеется.

А.Ф.Филиппов: Мы слышали на коференции интересный доклад отца Николая Емельянова. Он хорошо показал, как сложно решить вопрос даже с недостатком священников - возможно, этот недостаток - не единственная, но важная причина того, что дело идет медленнее, чем многим бы хотелось. Но нельзя просто спросить "что для этого нужно сделать?", как будто вопрос о нормальном состоянии, то есть таком, к которому надо стремиться, уже решен. Сама по себе тенденция, повторю еще раз, тенденция к увеличению количества православных, является нормальной в социологическом смысле, но и замедление процесса, при ее сохранении, тоже нормально. Я предполагаю, что в ближайшее время резкого увеличения уже не будет, а будет, скорее, сравнительно вялое течение, которое сохранит ситуацию на уровне, близком к нынешнему.

ВИЗИТКИ УЧАСТНИКОВ:

Благоевич Мирко
Белград, ведущий научный сотрудник Института общественных наук, доктор социологических наук

Протоиерей Николай Емельянов
Москва, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, научная лаборатория социологии религии, научный сотрудник

Жосул Елена Викторовна
Москва, Российский православный университет, кандидат политических наук, заведующая кафедрой журналистики и DIVR, советник председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ

Лебедев Сергей Дмитриевич
Белгород, профессор кафедры социологии и организации работы с молодежью Института управления НИУ «БелГУ»



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх