«Мы выступаем за вариативность аспирантуры. Аспирантуру ждет новая реформа

Что я думаю об анонсированной президентом РАН Александром Сергеевым реформе российской аспирантуры . Действительно, нужно сокращать количество непрофильных лекций и занятий. В большинстве случаев такие часы отдают кому-то, кто обладает наибольшими лоббистскими возможностями в конкретном вузе. Никакого отношения к научной деятельности аспирантов они обычно не имеют. Но вот введение обязательного написания научной работы по итогам обучения вызывает вопросы. Прежде министр образования Ольга Васильева даже говорила об обязательной защите этих работ (вполне возможно, что в итоге и победит именно такой, более жесткий вариант). Иначе говоря, в чем смысл такой обязательности? Ведь прежде на защиту не выходили, по больше части, лишь те, кто либо не успел (часто - не захотел, отвлекшись на более значимые дела) ничего сделать, либо сам оценивал качество своей диссертации крайне низко. Зачем же принудительно заставлять аспирантов и их научных руководителей имитировать научную деятельность, отнимать время у экспертов, мучить диссертационный совет и т.п.? Гораздо проще было бы оценивать тех, у кого аспиранты успешно защитились, по качеству выполненных ими работ, потому что измерение успешности ученых и вузов по количеству защит уже привело к печальным последствиям для научного сообщества, с которыми не может справиться даже неутомимый "Диссернет".

Не совсем понятно и то, как аспирантов будут принуждать сдать их работы? Уволить их ниоткуда не могут, пригрозить отчислением из аспирантуры тоже, ибо они, отказываясь выходить на защиту, и так сами расписываются в том, что их выбор в пользу аспирантуры был неудачным. Диплом об окончании аспирантуры в современных условиях не имеет никакого значения. Так что же - занесут порицание в трудовую книжку? Вывесят фото провинившихся на "стену позора" на сайте вуза? Занесут в черные списки Минобра? Выпишут штраф? Заставят компенсировать потраченные на них государством деньги? Или все санкции затронут лишь научных руководителей? Но ведь это своего рода переложение ответственности с одних на других. Аспиранты - не малые дети, чтобы принуждать их руководителей путем политики кнута помогать своим подопечным в написании работ больше, чем того требуют формальные правила и здравый смысл.

Увеличение времени обучения в аспирантуре с 3 до 6 лет мне тоже представляется вредным, архаичным предложением. Сейчас, когда жизнь значительно ускорилась, тратить лишние 3 года на написание диссертациии - никому не нужная роскошь. Да и сами диссертации, по-моему, давно стали архаикой. Возможно, надо присуждать ученые степени по совокупности научных работ и вклада конкретного человека в науку. Отменить деление на кандидатов и докторов наук, и, вместо этого, просто признавать, что человек - квалифицированный ученый в конкретной области знаний. А уже дальше его репутация будет зависеть от того, как его работы будут оценены разными научными сообществами и организациями. У нас же несметное количество иерархических систем и всевозможных фенек. Сложные, разветвленные иерархии присутствуют в каждом вузе, академии, институте, общественной организации. Вот только к науке все эти звания, ордена и почетные награды никакого отношения, как правило, не имеют.

​За крупными и грозными событиями политики и экономики, несколько в тени пребывает грядущая реформа российской аспирантуры. Не столь уж многих занимает эта, относительно небольшая часть образовательной сферы - да, может быть, не так уж сильно она и меняется. Но некоторые нюансы тут есть.

Аспирантура, вообще-то, всегда пребывала как бы «между образованием и наукой». Между ними, она и останется - вопрос лишь в том, «на какую ногу» упор будет сильнее. «Точкой отсчета» в данном случае станет последняя редакция федерального закона об образовании, вступившая в силу в 2013 году и назначившая аспирантуру третьим этапом высшего образования.

Это повлекло за собой ряд мер - прежде всего, по обеспечению надлежащего объема учебных часов и занятий. И, помнится, руководство многих научных институтов, где были аспиранты и где их рассматривали прежде всего как молодых ученых, оказалось и озадачено, и обеспокоено, как теперь быть.

И вот, похоже, предстоит «наклон в другую сторону» с переносом центра тяжести все-таки «на научную ногу». С таким заявлением выступил президент Российской академии наук Александр Сергеев. Заявление было очень кратким - зато президент РАН не просто «выдвинул инициативу», но обещал решение вопроса в ближайшее время, благо все уже согласовано с новым министром науки и высшего образования Михаилом Котюковым .

Изменений, собственно, четыре: во-первых, все аспиранты будут обязаны написать научную работу (с чем сейчас дело обстоит далеко не благополучно). Во-вторых, объем учебных часов для них будет сокращен - пока не сказано, насколько. «Уменьшить объем педагогики, не накручивать огромное количество часов лекций», - поставил задачу академик Сергеев.

В-третьих, срок аспирантуры может быть продлен до пяти-шести лет - не всем подряд, а тем, кому это реально нужно для завершения научной работы. И, наконец, в-четвертых, аспирантам, вроде как, помогут материально. Президент РАН сформулировал это так: «К примеру, можно будет давать аспирантов только туда, где руководители и институты докажут, что они смогут с самого начала обеспечить нормальную зарплату».

Последнее, возможно, вызвало оживление у образованной публики. За постсоветские годы россияне уже привыкли к тому, что не только аспирантская стипендия не может рассматриваться вообще как деньги, но и на зарплату научную жить нельзя. Сейчас это стало не совсем так - но, тоже, смотря где. История выживания ученых сложна и драматична.

В советские времена на аспирантскую стипендию (а она называлась именно стипендией), помнится, можно было прожить - одинокому целеустремленному молодому ученому, не претендовавшему ни на какие излишества. Иные из нас, выросшие в интеллигентских семьях, помнят назидательные родительские рассказы о том, как у них в НИИ был один аспирант - замечательный головастый парень из бедной семьи, из глубинки. И брюки-то у него были рваные - и, чтобы их не показывать лишний раз, он безвылазно сидел в лаборатории да в библиотеке - а в итоге так блестяще защитился, ему вместо кандидата сразу доктора присвоили.

Иногда случалось и так. Другое дело, что далеко не все аспиранты были столь фанатично преданы науке - возраст же аспирантский, «в самом соку», способствовал как раз ускоренному созданию семей, и те 70 брежневских рублей уже проблемы не решали. А после 1991 года всем этим назиданиям пришел конец - ни в каких, даже самых рваных брюках, молодому ученому стало не выжить.

Однако, если серьезно, можно было бы ожидать, что ректоры и вузовская профессура отнесутся к переменам в аспирантуре отрицательно или, как минимум, настороженно - все-таки, это означает как бы некоторое сокращение их «сферы влияния», выигрыш «конкурирующей организации». Пока вузовское сообщество не спешит высказываться, но некоторые голоса уже свидетельствуют, что ситуация сложнее.

В поддержку «научного сдвига аспирантуры» в беседе с корреспондентом «Росбалта» высказались профессор Высшей школы экономики, академик Российской академии образования Виктор Болотов, за чьими плечами работа заместителем министра образования РФ и руководителя Рособрнадзора, и проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Андрей Марголин.

«Когда принимался закон об образовании - когда, собственно, аспирантура и стала третьим уровнем - еще тогда было очень много споров. Зачем это делать? - рассказал Болотов. - В российской традиции уровень образования всегда дает право на некоторую профессиональную деятельность. Вопрос: на какую профессиональную деятельность дает право завершение аспирантуры?».

Сторонники последней версии закона пытались на это ответить: мол, дает оно право на преподавание в высшей школе. «А что, в высшей школе нельзя преподавать, не завершив аспирантуру? - спросил Виктор Болотов. - Половина нынешних преподавателей ее не завершала, и прекрасно преподает, особенно практики. Решение тогда приняли, а ответ на этот вопрос так и не был даден. Что дало аспирантам то, что аспирантуру превратили в третий уровень высшего образования, так до сих пор и непонятно».

Поэтому, как считает Болотов, «ничему не навредит отмена этого решения». «Правда, это надо делать через закон, - подчеркнул собеседник агентства. - Надо менять закон об образовании».

Виктор Болотов одобрил сокращение учебных занятий, «школярства» - «потому что в аспирантуре надо научную литературу читать, статьи писать, учиться исследовать». Дифференцировать сроки аспирантуры - тоже правильно, ибо, как напомнил опытный педагог, «в разных отраслях знаний требуется разное количество времени на написание завершенного научного текста и, даже если по статьям защищаться - на создание результата». Особенно в экспериментальных науках - физике, химии, где эксперименты длятся по нескольку лет, и надо их еще и оформить.

Идея, что не все институты могут получить право на аспирантуру, а только те, которые смогут доплачивать аспирантам - естественно, не просто так, а за то, что они участвуют в реализации проектов и преподавании дисциплин, связанных с их научной деятельностью, тоже представляется собеседнику правильным.

«Исследования ВШЭ показали, что больше половины аспирантов подрабатывают. Это было и в советское время. И если подработка не связана с их научной деятельностью, то это мешает научной работе, защите и т. д., - рассказал Виктор Болотов. - Когда прежний министр Дмитрий Ливанов был ректором МИСиС, он жестко поставил условие, что если профессор не может найти работу аспиранту, связанную с его деятельностью, и платить приличные для жизни деньги, то он такому профессору аспирантов не давал».

Проректор РАНХиГС Андрей Марголин также подчеркнул что «в эпицентре, конечно, должны быть научные исследования, а не сами эти учебные занятия в больших количествах».

«Я, честно говоря, поддерживаю эту точку зрения, потому что я не думаю, что аспирантура как третья форма высшего образования была правильным решением, - отметил Марголин. - Аспирантура - это про исследования, а не про учебный процесс. Поэтому все-таки гораздо лучше, чтобы аспиранты имели много времени для подготовки диссертации».

Из собственно-учебных занятий, по мнению проректора, аспирантам, скорее, нужны некоторые дополнительные курсы. «Например, по написанию статей в рейтинговых журналах - это особая технология, - отметил Андрей Марголин. - По работе с разнообразными базами данных. Может быть, по методологии научных исследований как таковых».

На естественный в таком случае вопрос - а зачем же тогда, не столь уж давно, принимали такую редакцию закона? - ответы прозвучали тоже для нашей страны естественные «Есть принцип неуправляемости прошлого, - заметил Марголин. - Значит, в момент корректировки закона так сложился консенсус - сторонники аспирантуры как третьего этапа высшего образования оказались в большинстве». Виктор

Болотов в данной связи процитировал известную фразу депутата Госдумы Олега Смолина: «Большинство проголосовало, не приходя в сознание».

Леонид Смирнов

  • Внимание чиновников к исследованиям ученых оборачивается лишь усилением бюрократического пресса

    ​Президент РФ Владимир Путин рассказал о планах по заманиванию обратно в Россию наиболее успешных ученых-россиян. Избранный в сентябре 2017 года новый президент Российской академии наук Александр Сергеев энергично взялся за дело (в минувшем январе оба президента встретились и остались довольны друг другом).

  • Правительство призывает менять школьную программу в соответствии с научно-техническим прогрессом

    Правительство обязало Минобрнауки совместно с академиками проверять научное обоснование всех предлагаемых изменений в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Ранее в Минобрнауки неоднократно называли действующие стандарты "пустыми" и осенью 2017 году попытались перейти на новую версию ФГОС с "детализацией требований" к результатам обучения.

  • Историк Игорь Федюкин о правилах защиты диссертации как метафоре государственного управления

    Процедура защиты диссертаций, т. е. допуска в профессию, едва ли не самое больное место российской науки. С одной стороны, качество защищаемых работ и самой процедуры защиты нередко оказывается позорно низким, на грани (или за гранью) профанации; коррупция и плагиат давно уже носят массовый характер.

  • Его пример – другим «Наука»: почему важнейший национальный проект может сработать вхолостую

    ​1 октября, правительство должно представить окончательный вариант национального проекта «Наука», одного из 12 нацпроектов, определенных в майском «суперуказе» президента РФ Владимира Путина. Реализация нацпроекта начинается с 1 января 2019 года.

  • Вузы России неоднозначно оценили планы по реформированию аспирантуры

    ​Аспиранты и преподаватели вузов считают своевременной дискуссию о реформировании аспирантуры, однако их мнения по поводу предложений Минобрнауки РФ разделились. С одной стороны, увеличение сроков обучения позволит больше времени уделить глубине и качеству научных исследований.

  • Почему стоит ожидать того, что качество аспирантских диссертаций вскоре упадет, как у аспирантов меняется философское осмысление мира, чем аспирантура похожа на смертную казнь и на кубинские ретроавтомобили, сайт рассказали ученые и преподаватели, узнавшие о том, что защита диссертаций по окончании аспирантуры станет обязательной.

    На днях министр образования и науки Ольга Васильева заявила, что теперь любая аспирантура будет обязательно оканчиваться защитой диссертации. Соответствующее положение, по словам министра, и в ближайшее время документ будет опубликован для обсуждения на портале правовой информации.

    «Я убеждена, что аспирантура заканчивается диссертацией, если не можешь защититься, значит, тебе не быть ученым», - заявила министр на встрече с молодыми исследователями в Дальневосточном федеральном университете.

    После того как в 2013 году был принят новый закон об образовании, аспирантура стала рассматриваться как третья ступень образования, а не как начало научной работы. В том, что предшественники Васильевой с реформой поторопились, а аспирантуре необходимо вернуть научный статус, уверены как ученые, так и министерские чиновники. Этот вопрос они подробно обсуждали на совместном заседании совета Российского союза ректоров и Президиума РАН в МГУ в конце июня. Тогда исполняющий обязанности президента РАН Валерий Козлов аккуратно назвал реформу аспирантуры поспешной и предложил вернуться именно к научной аспирантуре. Министр Васильева эту идею поддержала и пообещала в том числе сделать .

    Когда защита диссертации станет обязательной для аспирантов, пока неизвестно, рассказал сайт заместитель министра образования и науки Григорий Трубников. «Мы хотим это обязательно обсудить на Совете по науке при Министерстве, с Российской академией наук, с Ассоциацией ректоров и с Союзом ректоров. Это вопрос сложный, и тут не стоит цель как можно быстрее это дело реформировать. Мы спокойно все обсудим и эволюционным путем придем к исследовательской аспирантуре. Когда это состоится, зависит в первую очередь не от министерства, а от университетского и от научного, академического сообщества», - подчеркнул Трубников.

    Так ли обязательна защита?

    Введение обязательной защиты вряд ли повысит качество диссертаций, считает , руководитель аспирантской программы Сколтеха по направлению «Науки о жизни» Константин Северинов.

    Эта инициатива вредная и глупая. Она приведет к ухудшению уровня диссертаций, так как и руководители аспирантов, и сами аспиранты будут вынуждены гнать халтуру, чтобы выполнить требования обязательной защиты по окончании аспирантуры.

    Константин Северинов

    Профессор Сколтеха и Ратгерского университета

    «Руководство министерства должно быть обеспокоено разработкой мер по улучшению качества образования и науки в нашей стране, а не начетничеством и желанием достичь бессмысленных показателей, которые позволят рапортовать об успехах "на бумаге", ухудшив ситуацию на деле», - считает Северинов.

    Аспирантура должна быть нацелена на защиту диссертаций, но при этом необходимо сделать сроки защиты более гибкими, отмечает проектор МГУ Алексей Хохлов. «Нельзя от организации требовать защиты диссертации точно в срок окончания аспирантуры, поскольку это приведет к дальнейшему падению качества защищаемых диссертаций. Поэтому неправилен такой подход, когда нужно обязательно защитить диссертацию в срок, иначе организация будет наказана», - заявил Хохлов.

    Профессор РАН, ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени П.К. Штернберга Сергей Попов сравнил введение обязательных защит с ретроавтомобилями в Гаване. «Во многом система науки в России вообще и аспирантура в частности напоминают мне эти машины. А попытки министра что-то реформировать - ремонт таких машин. Можно обсуждать, в какой цвет их красить, можно переставлять руль с правой стороны на левую, можно менять обивку то на одном сиденье, то на другом (в зависимости от текущей концепции). Но все это не имеет отношения к нормальному автопрому или возможности граждан купить современный автомобиль», - прокомментировал Попов.

    От инициативы министерства не будет ни вреда, ни пользы, отметил философ и социолог Григорий Юдин (НИУ ВШЭ). «Это бесполезная и безвредная инициатива, как и большинство инициатив Васильевой. Заставлять защищаться никого все равно невозможно, даже если пригрозить смертной казнью», - подчеркнул эксперт.

    Что нужно изменить в подготовке аспирантов

    Обязательная защита - не единственное нововведение в аспирантуре. Изменения могут коснуться и программ подготовки аспирантов. Как их менять, Министерство образования и науки планирует обсудить с учеными и преподавателями вузов. «Все лучшее, конечно, останется. Все, что работает, все, что дает эффективную подготовку квалифицированных кадров, конечно, все эти практики останутся обязательно», - пообещал Григорий Трубников.

    Сейчас много вопросов вызывают вступительные и кандидатские экзамены, обязательные курсы и педагогическая практика. В перечень обязательных вступительных испытаний во многих университетах входит «Философия». Аспиранты первого года обучения слушают курс по «Истории и философии науки» и сдают по нему кандидатский минимум. Однако качество философской подготовки аспирантов оставляют желать лучшего. «Этот экзамен всегда был насмешкой над философией, осмысленно подготовиться к нему было невозможно, и единственное, чему он надежно обучал, так это отвращению к философии. По счастью, некоторые университеты, такие как ВШЭ, начали отменять его как обязательный экзамен, и пока никто не жалуется, что уровень философского осмысления мира у аспирантов снизился», - заявил Григорий Юдин.

    Ввести в программу обязательных курсов можно и более актуальные для аспирантов предметы, считает профессор Университета Северной Каролины и МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор химических наук Александр Кабанов. «Философия в зависимости от специальности, может, и нужна, но далеко не всем. Для химиков, биотехнологов, фармацевтов (области, которые я представляю хорошо) вместо философии я бы ввел какие-то другие курсы, современные и более полезные для специальности, которых не хватает выпускникам вузов. Это могут быть статистические методы, которым, по моим старым представлениям, учат не очень хорошо, или информатика, или курс, сфокусированный на взаимоотношении различных дисциплин, с целью подготовки специалистов к междисциплинарным, "конвергентным" исследованиям в будущем», - рассказывает Кабанов.

    Кабанов добавил, что вместо философии внимание в подготовке аспирантов следует уделять иностранному языку. «Успехи в философии, конечно, не отражают способность поступающих к творческой научной работе. Куда важнее способность хорошо говорить и связно выражать свои мысли, в том числе по-английски», - отметил он. Такого же мнения придерживается и Константин Северинов.

    Уровень владения английским подавляющего большинства выпускников российских аспирантур, мягко говоря, не высок, а те, кто знает язык, выучили его не благодаря официальным занятиям в аспирантуре.

    Константин Северинов

    Профессор Сколтеха и Ратгерского университета

    Помимо философии и качества преподавания английского языка, вызывает вопросы и то, что аспиранты обязаны преподавать. «Педагогическая практика не обязательна, но возможна, - считает Александр Кабанов. - За деньги и добровольно. Чтобы желающим аспирантам платили за ограниченное количество преподавательских часов».

    По мнению Константина Северинова, педпрактика, наоборот, должна стать важным элементом подготовки кандидатов наук. «Другой вопрос, что правильно организовать педагогическую практику сложно, ведь речь должна идти не о мытье пробирок или переключении слайдов для профессора. Человек со степенью кандидата в принципе должен быть способен профессионально провести лекцию на университетском уровне в области своей специализации. Было бы здорово, если бы подготовка и чтение нескольких лекций были частью аспирантуры. Так же, как и руководство дипломниками. Лучший способ что-то понять самому - это объяснить другому», - полагает ученый.

    Философию и педпрактику, по мнению Сергея Попова, едва ли можно считать проблемой российской аспирантуры. Он считает, что в аспирантуру (в основном по гуманитарным направлениям) часто идут люди, которые не планируют строить академическую карьеру и заниматься научными исследованиями. Более того, в России не работает «нормальная система организации науки» и нет запроса на аспирантов. «Это видно уже по отсутствию, скажем, сколько-нибудь заметного числа китайских-индийских постдоков в России. Это хороший индикатор», - поясняет Попов.

    Едва ли реформирование аспирантуры в научную сторону что-то изменит, считает эксперт. «В короткой перспективе это приведет к тому, что просто ничего не изменится. Будут ругать руководителей за то, что не обеспечили достаточное число защит, но руководители уже привыкли, что их ругают за невыполнение каких-нибудь невыполнимых требований вроде так называемых "майских указов президента". Или пойдет поток очень слабых защит», - сетует Попов.

    С ним согласен и Константин Северинов. «"Испеченные" по новым правилам "кандидаты" в будущем будут занимать различные руководящие посты в системе высшего образования и в науке, так что ущерб от предложенных мер, если они будут приняты, будет долговременный и переживет нынешнего министра», - согласился Константин Северинов.

    Реформа аспирантуры (как и системы присуждения ученых степеней), возможно, даст большую автономность вузам. «В целом последняя реформа системы аттестации научных кадров показывает, что мы постепенно приходим к тому, что каждый университет может иметь собственные представления о том, как он хочет обучать аспирантов, что с них спрашивать и какие экзамены принимать», - комментирует Григорий Юдин.

    По мнению Алексея Хохлова, необходимо отлеживать, насколько эффективна аспирантура в той или иной организации. «Если видно, что из года в год аспиранты, проучившись три или четыре года, уходят безо всякой защиты, не имеют никаких публикаций и идут работать в место, не связанное с наукой, это плохо. Если они публикуются регулярно на протяжении всего срока аспирантуры, защищаются, не обязательно в срок, но в течение одного, максимум двух лет после окончания аспирантуры, и после этого они используют свои знания, работают по специальности, это хорошо», - подводит итог Хохлов.

    Минобрнауки подготовило план реформы одной из самых традиционных форм обучения на постсоветском пространстве – аспирантуры. Неудивительно – в настоящий момент кандидатские диссертации защищают только треть аспирантов, прочие же используют свой статус совсем в других целях. Как именно предлагается реформировать аспирантуру и какой ожидается результат?

    Накануне в Минобрнауки , что рассматривают варианты реформирования аспирантуры. По мнению авторов реформы, новшества позволят нивелировать ряд негативных моментов, с которыми вынуждены сталкиваться россияне, претендующие на ученую степень.

    На сегодняшний день в аспирантуру может поступить выпускник вуза, имеющий степень магистра или бакалавра, предварительно сдав кандидатский минимум. За три года обучения он обязан написать научную работу по своей специальности, опубликовать минимум две научные статьи в специализированных журналах, собрать документы для допуска к защите, провести не менее 50 часов преподавательской работы. Каждый из пунктов несет в себе сложности и риски, поэтому только 30% поступивших в аспирантуру готовы защищать диссертацию.

    «Я не знаю ни одного аспиранта, который смог был за три года написать научную работу, несмотря на аспирантский план. После трех лет соискатель получал в институте справку, которая продлевала период обучения, – рассказал газете ВЗГЛЯД кандидат исторических наук Александр Чаусов. – К тому же нельзя было сразу защитить научную работу, в диссертационных советах была очередь из соискателей. Но и после защиты приходилось долго ждать официальных документов, подтверждающих ученую степень».

    В итоге аспирантура часто становится ширмой, за которой молодые люди скрываются от военной службы. И даже те, кто искренне желал связать свою жизнь с наукой, раз за разом сталкиваясь с препятствиями, отказываются от идеи получить научную степень.

    Представители научного сообщества объясняют это тем, что результат часто не оправдывает затраченных усилий:

    «Вузовский преподаватель (кандидат наук) зарабатывает меньше, чем менеджер среднего звена, особенно в регионах. Поэтому зачастую пребывание в аспирантуре никак не связано с мотивацией к защите диссертации. Педагогическая составляющая в аспирантуре мне тоже, конечно, кажется лишним элементом, вся эта необходимость отвлекаться от своего исследования на задания и зачеты», – считает доктор филологических наук, завкафедрой журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Татьяна Каминская.

    По ее мнению, трехступенчатая система образования (бакалавриат, магистратура и аспирантура) не оправдала себя, поскольку все три ступени мало связаны между собой:

    «У меня было несколько аспиранток, которые, написав одну главу и одну статью для ВАКовского журнала (Высшая аттестационная комиссия – прим. ВЗГЛЯД), на этом этапе сходили с дистанции, понимая, что усилия эти одного года – всего лишь четверть того, что требуется. А продвижения в вузе либо вообще трудоустройства им никто не гарантирует.

    В результате в нашем вузе средний возраст 40 лет – это очень хороший показатель, и для многих кафедр недостижимый. Остаются или фанатики науки, или те, кто успел защититься еще в советские времена или 90-е, когда не было такой формалистики и волокиты».

    «Золотой век» советской аспирантуры

    Аспирантура как форма подготовки специалистов высшей квалификации возникла в РСФСР в 1925 году, в 1930-х годах распространилась в вузах и НИИ СССР, когда страна выстраивала новую систему подготовки научных и педагогических кадров. В аспирантуру принимали специалистов с высшим образованием, отработавших по своей специальности от двух лет. Возраст соискателей был не менее 35 лет, при этом государство давало два–три года на написание и защиту научной работы. За это время аспирант получал достойную стипендию, сравнимую с зарплатами в крупной промышленности.

    В послевоенный период советская власть провозгласила подготовку научных кадров основополагающим принципом государства. До 60-х годов были приняты постановления по улучшению подготовки и аттестации специалистов, были повышены стандарты диссертационных работ, стимулирующие институты и вузы для подготовки высококвалифицированных кадров. Все это способствовало тому, что с 60-х годов аспирантура в СССР переживала подъем: в 1968 году в аспирантуре обучалось свыше 96 тыс. человек.

    Однако после развала Советского Союза престиж ученой степени резко упал, она перестала быть признаком элитарности. Аспиранты и доктора могли работать за идею и с призрачной перспективой зарплаты, оставаясь в вузах и НИИ, уходить в более прибыльные сферы или уезжать за рубеж. В итоге

    период с 1995 по 2012 гг. в научной среде называется «аспирантским пузырем» – и считается откровенным провалом в системе вузовской аспирантуры.

    Высокие требования для соискателя ученой степени остались фактически на том же уровне. Однако времени, достаточной финансовой поддержки от государства, индивидуальной помощи от научного сообщества часто недостаточно.

    С еще большими трудностями сталкиваются аспиранты из бывших советских республик, поскольку часто собственной научной базы не хватает, процент защитивших диссертацию там еще ниже. Например, в Белоруссии в 2014 году из 1148 аспирантов успешно защитились только 67 человек.

    О необходимости реформ в этой сфере специалисты Министерства образования и науки говорили давно: глава ведомства Ольга Васильева , что Минобрнауки предлагает вернуть обязательную защиту диссертаций для аспирантов, обсуждает возможность увеличить срок аспирантуры с трех до пяти лет и разделить ее на два этапа.

    «Есть несколько разных сценариев. Научное сообщество и вузовское сообщество, профессиональное должно выбрать самую адекватную и самую современную модель аспирантуры. Она может быть двухуровневой или двухэтапной», – считает замглавы Минобрнауки Григорий Трубников.

    Он пояснил, что при реализации такого сценария первый этап, который будет длиться два–три года, предполагает три традиционных экзамена: специальность, иностранный язык и, возможно, философия, а также квалификационный экзамен по итогам обучения. «И эта аспирантура целиком финансируется из бюджета, то есть это бюджетные места», – отметил Трубников.

    Второй этап, по его словам, также продлится два или три года и будет представлять собой специализацию по конкретной области наук, по которой аспиранты собираются защищать свою кандидатскую работу. При этом аспирант может получать стипендию как из бюджетных средств, так и по системе грантов.

    «Я полностью согласен с Трубниковым. Государственная аспирантура должна обязательно заканчиваться кандидатской диссертацией.

    Сейчас процент защит крайне мал. Государство тратит огромные деньги на подготовку кадров высшей квалификации, но защита аспиранта зависит лишь от волевых качеств его руководителя, старательности и интеллекта самого аспиранта»,

    – сообщил газете ВЗГЛЯД проректор по научной работе Дальневосточного федерального университета, д.б.н., профессор Кирилл Голохваст.

    По словам замминистра, реформа предполагает, что по завершении первого уровня аспирантуры молодой ученый обязан будет защитить квалификационную работу, которая будет являться неким аналогом степени PhD в зарубежных университетах (PhD – это аналог российского кандидата наук, академическая степень, присуждаемая университетами в большинстве стран – прим. ВЗГЛЯД).

    Трубников предлагает обсудить взаимное признание квалификационного диплома, который был бы аналогичен зарубежному диплому PhD. Профессор Кирилл Голохваст подчеркнул, что кандидатская степень российского кандидата наук автоматически признается во всем мире научным сообществом.

    Кризисный постперестроечный период в российской научной среде преодолевается поэтапно, но до второго «золотого века» ему далеко, считают эксперты. Однако государство больше не готово пускать на самотек систему послевузовского образования и вместе с правами дает аспирантам больше обязанностей. Оставляя высокие стандарты качества диссертационных исследований, Минобрнауки может в рамках реформы снять бюрократические и преподавательские обязанности с аспиранта. Увеличение стипендий и гранты позволят аспиранту меньше думать о личном бюджете. Таким образом время для написания научной работы освободится, и у молодого ученого, если он действительно намерен заниматься наукой, а не тянуть время, больше не будет объективных причин не выходить на защиту диссертации.

    2018г. были опубликованы 2 интервью главы РАН Сергеева о скором реформировании аспирантуры и введении обязательной защиты для аспирантов. Тогда мы не стали комментировать слова главы РАН до выяснения всех деталей. Теперь же, благодаря нашим источникам, мы получили возможность узнать подробности и проанализировать их.

    1. Сроки начала и проведение реформы

    В 2017г. мы уже писали о проекте ФЗ "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ" , в котором предусмотрена обязательная защиту по окончании аспирантуры. Данный проект ФЗ должны были принять в 2018г., но перенесли на 2019. Именно принятие данного ФЗ положит начало реформированию аспирантуры. О нем и говорит в частности глава РАН в своих интервью. Наши источники подтверждают, что обязательной защита для аспирантов станет уже максимум до ноября-декабря 2019г. Если же принять проект ФЗ успеют до конца марта, то уже в сентябре 2019г. После этого, в течение 1-2 лет стоит ожидать обновления ГОСТ касающихся аспирантур.

    2. Последствия введения обязательной защиты для аспирантов.

    Уже сейчас понятно, что введение обязательной защиты принесет только части аспирантов относительно гарантированный выход на защиту Стоит обратить внимание на то, что в своем интервью глава РАН говорит именно о проценте защитившихся аспирантов, а не о росте числа защит. По его словам основная задача реформы - рост процента защитившихся не менее чем в 1,25 раза, а представивших к защите не менее чем в два раза до конца 2024г. Что вполне объяснимо тем, что рост числа самих защит невозможен прежде всего в виду ожидаемого сокращения количества аспирантов на фоне сокращения числа аспирантур (наличие аспирантуры в ВУЗе будет обусловлено наличием диссертационного совета по аналогии с докторантурами). Также не стоит забывать о политике Минобрнауки по сокращению числа дисс. советов до 1200-1300 в конце 2019г. (в рамках оптимизации сети дисс. советов и перехода еще определенного количества ВУЗов на собственные степени) , и ужесточении ответственности оставшихся (Новое положение о совете по защите диссертаций). Поэтому, если сейчас из 90 тысяч аспирантов защищается только 12%, то после проведения реформы количество аспирантов сократится в разы, но процент защитившихся действительно будет выше. В этой связи стоит ожидать также ухудшения положения соискателей. Прежде всего потому, что процент защит у аспирантов можно будет увеличить фактически только за счет сокращения процента защит у соискателей (который и сейчас крайне невысок). Возможность советов допускать к защите лиц "со стороны" тоже заметно сократится. Важно понимать, что диссертационные советы сейчас поставлены в такие условия, при которых они не могут значительно увеличить число защит и при этом не оказаться заподозрены в постановке защит "на поток". Подозрения в том, что совет стал "фабрикой диссертаций", как показывает практика, ведет к его довольно быстрому закрытию. Есть исключения, но они касаются в основном диссертационных советов южных регионов России, на деятельность которых пока смотрят довольно лояльно. Что не гарантирует защитившихся там от скандалов и репутационных издержек. Рассуждая о последствиях введения обязательной защиты для аспирантов и соискателей нельзя не упомянуть, о том, что это существенно повлияет на повышение расходов. Очевидно, что ВУЗы поднимут официальную стоимость обучения / прикрепления в виду того, что количество аспирантур и советов заметно сократится. Что касаемо бесплатных мест в аспирантурах, то следует ожидать их сокращения. Если конечно они вообще будут доступны для рядового аспиранта (почему - см в п. 4) С ростом официальных, вырастут затраты и неофициальные. В условиях существенно ограниченной возможности защититься, а также повышения рисков для диссертационных советов, соискатель вынужден будет либо оплачивать помощь в работе над диссертацией и защите, либо отрабатывать саму возможность защититься. Подобную практику мы наблюдаем уже давно, но в новых условиях она скорее всего приобретет еще большую массовость. Все рассматриваемые последствия несомненно будут способствовать росту интереса к собственным степеням ВУЗов. Что в свою очередь увеличит стоимость получения вузовских степеней. Особенно из числа первой пятерки-десятки, которые уже сейчас способны в какой-то степени конкурировать с обычными степенями. В тоже время нужно понимать, что статус собственных степеней все равно будет несколько ниже. Сложность получения обычных степеней существенным образом повышают их статус. Для преодоления подобной ситуации требуется полный отказ от государственных степеней. Однако в ближайшие лет 5-6 этого точно не произойдет. Политика Минобрнауки последних 6 лет явно нацелена на сокращения числа остепененных государством граждан, но никак не на полный отказ от степеней.

    Важно отметить: Введение обязательной защиты будет касаться только аспирантов, которые поступят в аспирантуру после вступления в силу нового ФЗ. Что касаемо аспирантов, поступивших в аспирантуры до вступления в силу нового ФЗ и соискателей, то в случае если они не успеют защититься до 2020-2021г., они также начнут ощущать на себе эффект от реформы аспирантуры т.к. к этому времени поменяют ГОСТ и уже не только новый ФЗ будет влиять на деятельность аспирантур и диссертационных советов.

    3. Увеличения сроков обучения в аспирантуре до 5-6 лет и сокращение образовательной нагрузки на аспирантов

    Согласно нашим источникам, действительно стоит ожидать увеличение сроков обучения в аспирантурах. Это произойдет как только вступят в силу новый ГОСТ, о котором говорит глава РАН. Т.е. в 2020-2021гг. В первую очередь это будет касаться технических и естественно-научных специальностей. По данным специальностям срок скорее всего увеличат до 6 лет. Также сейчас рассматривается возможность установления минимального пятилетнего срока обучения для остальных специальностей. Точный перечень специальностей станет известен в 2020г. При этом планируется сократить образовательную нагрузку на аспирантов для "увеличения времени на занятие наукой". Однако фактически это просто приведет к "размазыванию" программы аспирантуры на дополнительные 1-2 года. Положительный эффект от данных нововведений оценят разве что только аспиранты, не желающие идти в армию. Для остальных же категорий потенциальных аспирантов это сделает аспирантуру куда менее привлекательной и они будут искать иные пути для получения ученой степени. Прежде всего это соискательство. Что станет в свою очередь дополнительным фактором увеличения официальной стоимости соикательства в ВУЗах, а также неофициальных затрат на защиту.

    4. Введение грантов на обучение в аспирантуре и зарплаты для аспирантов как фактический отказ от бесплатных мест аспирантуре

    По нашим данным, введение грантов на обучение в аспирантуре вопрос практически решенный. В 2020-2021гг. они будут введены. Цель их введения - предоставление возможности бесплатного обучение в аспирантурах только лицам, разрабатывающим важные для государства и организаций научные темы. При чем способным довести обучение до логического конца. Т.е. до защиты диссертации. В данном обзоре мы не будет писать о возможных злоупотреблениях при предоставлении грантов, отметим только, что само по себе это может стать непреодолимым барьером на пути к бесплатному обучению для большинства. Фактически предлагается (и об это как раз говорит Сергеев), что потенциальный аспирант должен будет найти себе научного руководителя, определиться с темой и аспирантурой (еще и там договориться). Затем подать вместе с руководителем заявку на грант, получить его и только после этого он сможет получить возможность бесплатного обучения. Если аспирант в итоге не защитится, то он не выполнит условия предоставления гранта. В этом случае встанет с большой вероятностью вопрос о возврате средств. Иными словами получить возможность учиться в аспирантуре бесплатно станет либо практически невозможно для рядового человека, либо рискованно.

    Также скорее негативный результат может принести введение зарплат для аспирантов. Глава РАН недаром говорит о том, возможно имеет смысл предоставлять возможность открывать аспирантуры (с бесплатными местами) только ВУЗам, которые смогут обеспечить зарплату для аспирантов как минимум в первые годы обучения. Сколько таких ВУЗов найдется? Скорее всего крайне мало. Эта мера сейчас обсуждается и многие признают ее весьма спорной. Скорее всего в ближайшие годы ее не введут. Однако, даже если все ограничится грантами, бесплатных мест в аспирантурах фактически не будет. Обучение в аспирантурах станет практически полностью платным.

    5. Заключение.

    В заключении хотелось бы отметить следующее: К сожалению реформа аспирантуры, которая начнется в этом году, принесет в основном только дополнительне сложности аспирантам и соискателям.. По мере реформирования уже к 2020-2021г. аспирантуры станут для поступающих фактически полностью платными. А стоимость и сроки обучения в них возрастут. Неофициальные затраты аспирантов и соискателей также будут расти. Еще раз хотим подчеркнуть, что основная цель реформы не увеличение количества защит, а увеличение ее процента. Количество же аспирантов и соискателей будет только сокращаться. Поэтому, если перед вами стоит цель получить степень кандидата наук, вам стоит уже сейчас договариваться с конкретным диссертационным советом и форсировать по возможности выход на защиту. Если у вас есть необходимые связи, то ими стоит воспользоваться. После разработки новых ГОСТов и по мере приближения срока защит аспирантов из рефомированных аспирантур, выйти на защиту станет все более проблематично. Как для аспирантов, закончивших аспиратуру по старым правилам, так и для соискателей. Если же вы твердо решили поступить в аспирантуру, то поступать имеет смысл только после вступления нового ФЗ в силу. При этом вы должны быть готовы к тому, чтобы потратить на это минимум 5 лет и весь этот срок нести существенные расходы. Если у вас есть научный руководитель, способный помочь вам получить грант на бесплатное обучение, то в этом случае вы должны быть точно уверены, что имеете необходимые силы и время чтобы довести все до логического конца.



    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх