Отрицательное заключение экспертизы. Иные лица тоже вправе. Оспаривают только застройщики и заказчики

В соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат экспертизе, целью которой является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов .

Кинан; Элизабет Якель; Дана Чаннен; Мэри Мандевиль. Кинан; 1 Элизабет Якель; 2 Дана Чаннен; 3 Мэри Мандевиль. 4. Инструменты необходимы для поддержки непрерывного и эффективного совместного понимания истории ухода пациента, которая одновременно способствует звуковому внутри - и междисциплинарному общению и принятию решений относительно будущего ухода пациента. Такие инструменты имеют жизненно важное значение для обеспечения непрерывности, безопасности и качества медицинской помощи во многих передачах, сделанных многими клиницистами, участвующими в лечении пациента.

Результаты инженерных изысканий могут направляться на экспертизу как до направления на экспертизу проектной документации, так и одновременно с проектной документацией.

Проектная документация и результаты инженерных изысканий по выбору застройщика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу. В случаях, прямо предусмотренных законодательством (например, при строительстве особо опасных, технически сложных и уникальных объектов) проектная документация и результаты инженерных изысканий подлежат обязательной государственной экспертизе.

Основной целью систем документирования и ведения документации является облегчение потока информации, который поддерживает непрерывность, качество и безопасность медицинской помощи. Поскольку системы ведения документации служат нескольким целям, возникло напряжение и подрывает основную цель записи и, вместо этого, заправляет разрывы ухода, близких промахов и ошибок. Среди более специализированных типов документации - план ухода, требование Совместной комиссии. Несмотря на то, что планирование и планы должны способствовать распространению информации между поставщиками медицинских услуг, нет достаточных обобщающих данных об их эффективности.

Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий согласно части 4.2 статьи 49 ГрК РФ проводится органом исполнительной власти субъекта РФ или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.

В первой части этой главы представлены результаты исследований медицинских сестринских документов, планов ухода и междисциплинарных планов оказания помощи, которые были обобщены в основу метода «Автоматизированная система медицинских сестринских данных». Этот метод является вмешательством, которое учитывает необходимость широкомасштабной стандартизации ключевых аспектов документации и коммуникации для облегчения потока информации, ориентированного на пациента. Он поддерживает междисциплинарное принятие решений, основанное на общих знаниях клиницистов.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий определен Положением, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145, которое устанавливает требования к составу документов, представляемых на государственную экспертизу, порядок их проверки; порядок проведения экспертизы, оперативного устранения выявленных недостатков; порядок выдачи экспертного заключения; определяет размер платы за проведение экспертизы, порядок оформления договора на проведение экспертизы и др.

Практика ведения документации медсестер и медсестер

Информационная работа является важной частью медицинской деятельности. Штраус и Корбин отмечают, что работа по траектории, поскольку они рассматривают медицинское обслуживание, требует потока информации до и после каждой задачи или последовательности задач для обеспечения непрерывности ухода. Задачи не изолированы, а переплетаются и строятся друг на друге для достижения целей пациента. Медсестры несут большую нагрузку при управлении и реализации плана междисциплинарной команды для пациента, а также в документировании ухода и прогресса в достижении целей.

Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в силу части 1 статьи 50 ГрК РФ проводится юридическими лицами, аккредитованными Федеральной службой по аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.

Сведения об организациях, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также сведения о принятых решениях о приостановлении действия свидетельства об аккредитации или об аннулировании такого свидетельства отражаются в специальном государственном реестре, доступном любому заинтересованному лицу на официальном сайте Росаккредитации в сети Интернет.

Оспаривают только застройщики и заказчики?

В результате, медсестры проводят значительное количество времени, занимаясь информационной работой. Существует несколько жанров исследований документации по сестринскому делу: те, которые изучают методы ведения документации в целом, те, которые изучают вопросы, связанные с документацией, и сравнительные оценки различных типов изменений в режиме документации, включая автоматизацию и бумагу. В совокупности они обеспечивают как подробные, так и обширные знания о практике ведения медсестер и указывают причины, по которым любые изменения настолько трудно интегрировать в практику сестринского дела.

Порядок представления документов для проведения негосударственной экспертизы проектной документации и устранения замечаний в представленных документах, срок проведения негосударственной экспертизы и размер платы за ее проведение определяются договором, заключаемым между заказчиком и экспертной организацией.

Процедуры проведения негосударственной экспертизы, в том числе подготовка экспертного заключения, его подписание, утверждение и обжалования аналогичны процедурам проведения государственной экспертизы .

Общая практика ведения медсестер

Документация по сестринскому делу охватывает широкий круг вопросов, тем и систем. Исследователи, практические работники и администраторы больниц рассматривают учет как важный элемент, который ведет к непрерывности ухода, безопасности, качественного ухода и соблюдения. Однако исследования показывают удивительно мало свидетельств о связи между ведением документации и этими результатами. В литературе представлены многочисленные увещевания и тематические исследования, направленные на улучшение учета медсестер в целом или на конкретные диагнозы.

По результатам экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий застройщику выдается заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) такой документации требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.

В литературе также раскрывается напряженность в отношении сестринской документации. Как мы выяснили, хотя существуют хорошие и хорошо продуманные индивидуальные исследования, различные методологии, изученные популяции и проанализированные перемены привели к небольшой обобщаемости в рамках исследования, что делает невозможным сравнение между ними.

Существует несколько обзоров литературы по системам сестринской документации. Они также обнаружили, что исследования показывают как смешанные ответы на новые системы, так и неубедительные связи между используемой системой документации сестринского дела и ее воздействием на лечение пациентов. Также было отмечено отсутствие стандартизации среди систем. В другом наборе исследований изучалась полнота сестринской документации; они обычно используют обзор и аудит диаграммы в качестве методологии. Важна проблема полноты; Кроке ссылается на неспособность задокументировать как одну из шести главных причин, по которым медсестры сталкиваются с исками о халатности.

Отрицательное заключение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 49 ГрК РФ может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке.

В рамках одного из дел формулировка части 10 статьи 49 ГрК РФ послужила основанием к отказу в принятии заявления двух граждан, обратившихся в суд общей юрисдикции в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) с требованием о признании незаконным положительного заключения Госэкспертизы Республики Татарстан по проекту 5-этажного жилого дома в части инженерного обеспечения по теплоснабжению и архитектурно-технического решения.

Планы ухода, цели, диагнозы, запланированные вмешательства и прогнозируемые результаты отсутствовали между 18 и 45 процентами случаев. Тейлор обнаружил, что многие из рассмотренных планов ухода не передавали конкретную информацию, необходимую для выполнения требуемой процедуры.

Иные лица тоже вправе

Одна треть медсестер в этом исследовании упомянула о доступе к письменной документации, но не выразила предпочтения в плане ухода. Другие исследования полноты оценили влияние типа формы и необходимого содержания. В контролируемом клиническом исследовании, использующем метод обзора диаграммы, Стерлинг проанализировал документы оценки раны из трех разных единиц. В то время как при использовании диаграммы оценки ран были записаны более важные детали оценки ран, отсутствовала информация для обоих методов построения диаграмм в исследовании.

Определением Советского районного суда г. Казани , оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Татарстан , в принятии заявления было отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ.

Отказывая в принятии заявления, районный суд исходил из того, что в силу части 10 статьи 49 ГрК РФ в судебном порядке может быть оспорено лишь отрицательное заключение экспертизы, и только застройщиком или техническим заказчиком. Поскольку заявители к таким лицам не относились, суд расценил их заявление как поданное лицами, которым ГПК не предоставлено право на подачу заявления в защиту прав или законных интересов другого лица. Суд апелляционной инстанции с данной позицией согласился.

В другом контролируемом клиническом исследовании с медсестрами по уходу на дому Торнквист и его коллеги проводили образовательное вмешательство с упором на лечение боли. Их результаты свидетельствуют о том, что после введения болеутоляющих средств в учебных подразделениях было достигнуто несколько статистически значимых улучшений в лечении. Большинство из них относятся к этой главе, удовлетворение медсестры их письменной документацией о боли увеличилось с добавлением нескольких новых типов оценок, используемых для составления диаграммы боли.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ, однако, сочла выводы нижестоящих судов ошибочными и определением от 04.02.2015 № 11-КГ14-13 судебные акты об отказе в принятии заявления отменила, направив дело в суд первой инстанции.

Как следует из указанного Определения , целями экспертизы проектной документации являются предотвращение создания объектов, строительство и использование которых нарушает права физических и юридических лиц или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке норм и правил.

Хотя компьютеризация упоминается как лекарство от неполных записей, данные об этом также неоднозначны. Ларраби и его коллеги обнаружили, что с момента внедрения системы полнота увеличивается с течением времени, и ожидаемые выгоды не реализуются до 1 года после внедрения. Системы планирования заботы также не защищены от проблем с полнотой документации. В то время как Бьорвелл и его коллеги сообщили об увеличении полноты документации, в частности, в отношении размеров заметок о планировании выписки, проведенная Гриффитсом и Хатчингсом проверка записей из домашних медсестер по здравоохранению показала, что первоначальные оценки медсестер плохо документированы, что влияет на последующий уход.

В данном случае заявители, являясь сособственниками многоквартирного жилого дома, обратились в суд с заявлением об оспаривании положительного заключения государственной экспертизы, ссылаясь на его несоответствие закону и нарушение их прав на безопасность жилища.

По мнению ВС РФ, часть 10 статьи 49 ГрК РФ не исключает возможность оспаривания в судебном порядке положительного заключения экспертизы .

Исследования в этом разделе показывают две вещи. Полнота записи может повлиять на качество обслуживания, но только если она отражает полноту правильного содержания. Повторенное повторение здесь заключается в том, что фокус документа, а не ориентированный на пациента характер медицинской записи, мало что способствует поддержанию общего понимания клиницистами помощи и коммуникации, необходимой для обеспечения непрерывности, качества и безопасности медицинской помощи. Типичный контент и формат документации - и ее отсутствие доступности - также привели к документально-ориентированным, а не ориентированным на пациента записям.

Поскольку ГУ "Управление государственной вневедомственной экспертизы Республики Татарстан по строительству и архитектуре" является органом государственной власти, осуществляющим полномочия по проведению государственной экспертизы проектов документов территориального планирования и проектной документации, а также оценки проектов строительства на соответствие градостроительным и техническим регламентам, национальным стандартам, Судебная коллегия пришла к выводу о том, что выданное им положительное заключение экспертизы может быть оспорено в порядке главы 25 ГПК РФ.

Время, затрачиваемое на документирование ухода за пациентами, как правило, не рассматривается медсестрами как уход за пациентом, хотя для него существует термин «Классификация вмешательства для медсестер». Исследования, посвященные времени, показывают, что медсестры проводят значительную регистрацию времени. В наиболее подробном обзоре литературы вовремя Пуассан и его коллеги рассмотрели 11 исследований, изучающих время документации до и после перехода от руководства к онлайн-системе. Из этих исследований шесть сообщили о экономии времени при использовании компьютера.


Проектная документация для отдельных объектов капитального строительства в соответствии со статьей 49 ГрК РФ не подлежит обязательной экспертизе. К таким объектам, в частности, относятся индивидуальные жилые дома, жилые дома блокированной застройки, включая многоквартирные, высотой не более трех этажей, иные объекты капитального строительства, высота которых не превышает трех этажей, а площадь - 1500 кв.м., и др.

На сбережениях медсестер с прикроватными системами хватило 25% экономии. В трех исследованиях отмечалось увеличение времени, особенно в одном исследовании, в котором использовались карманные компьютеры. Однако из трех исследований, в которых оценивалась эффективность медсестер с использованием пациента в качестве единицы выборки, результаты были отрицательными - больше времени было потрачено на документацию на одного пациента после внедрения системы с увеличением в пределах от 7 до 128 процентов.

Авторы предлагают, чтобы эффективность времени достигалась стандартизованными формами в системах, хотя некоторые системы требуют дополнительной информации для документирования. Другие исследования выявили общую нагрузку на документацию медсестер. Харди и его коллеги обнаружили, что ведение записей было дано более низким статусом и приоритетом, чем прямой уход за пациентом. Он также считался чрезмерно трудоемким. Медсестры регулярно копировали данные из медицинской карты и других документов для создания личных записей, которые проводили свою деятельность.

См.: Положение об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 № 272.

Марина Ярош

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий подлежат экспертизе. Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено . Может ли заключение государственной экспертизы быть оспорено не только застройщиком или техническим заказчиком, но и иным лицом? Может ли быть оспорено положительное заключение государственной экспертизы? Возможно ли оспаривание заключений негосударственной экспертизы?

Корст и его коллеги провели исследование выборки за 14 дней. Процент времени, затрачиваемого на документацию, был независимо связан с дневной и ночной сменой. Время дня также является фактором в получении информации. Серия исследований в этом разделе косвенно выявляет финансовые последствия сохранения медицинских записей, которые мало помогают клиницистам в оказании ухода за пациентами. Кроме того, ведение медицинских карт, которые приносят небольшую клиническую ценность, не только тратит время медсестер, но и ограничивает время, необходимое для участия в мероприятиях по уходу за добавленной стоимостью.

Сначала экспертиза

Созданию любого объекта капитального строительства предшествует подготовка проектной документации.

Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2, 3 и 3.1 ст. 49 ГрК РФ.

Исследования, направленные на совершенствование документации

Только затраты влияют на призыв к действию по перепроектированию систем документации, чтобы они были ориентированы на пациента и соответствовали намеченным целям. Недостатки в записи сестринского дела, такие как проблемы с точным представлением пациента, трудоемкий характер записи и полнота записи, привели к серии вмешательств, направленных на улучшение сестринской документации. Импульс для изменения документации для медсестер поступает из нескольких источников: управление больницей, сами медсестры и исследователи сестринского дела.

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной или негосударственной экспертизы.

Отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Они вправе направить повторно проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий на экспертизу после внесения необходимых изменений (ч. 10 ст. 49 ГрК РФ).

На практике относительно применения ч. 10 ст. 49 ГрК РФ существует ряд вопросов. Например, может ли заключение государственной экспертизы быть оспорено не только застройщиком или техническим заказчиком, но и иным лицом? Может ли быть оспорено положительное заключение государственной экспертизы? Возможно ли оспаривание заключений негосударственной экспертизы?

Оспаривают только застройщики и заказчики?

По вопросу оспаривания заключений государственной экспертизы сложилась определенная судебная практика.

Так, в Постановлении ФАС ЗСО от 03.04.2008 N Ф04-2257/2008(3186-А45-31) по делу N А45-5475/07-9/131 указано, что подрядчик, разработавший проектную документацию, не имеет права обжаловать отрицательное заключение экспертизы по проектной документации, так как это право предоставлено заказчику или застройщику. Право на оспаривание отрицательного заключения государственной вневедомственной экспертизы принадлежит только заказчику или застройщику на основании ч. 10 ст. 49 ГрК РФ, так как субъектами отношений по проведению государственной экспертизы являются учреждение госэкспертизы и заказчик - застройщик. Подрядчик, разработавший проектную документацию, не имеет права обжаловать отрицательное заключение экспертизы по проектной документации, так как это право предоставлено заказчику или застройщику.

Аналогичный вывод сделан ФАС ПО в Постановлении от 23.01.2014 по делу N А65-16943/2013 (Определением ВАС РФ от 06.06.2014 N ВАС-6780/14 отказано в передаче дела N А65-16943/2013 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления). Судом постановлено, что оспариваемое заключение государственной экспертизы не является властно-распорядительным документом, не содержит обязательных предписаний и, следовательно, само по себе не влечет каких-либо правовых последствий, создающих препятствия заявителю для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 10 ст. 49 ГрК РФ и п. 38 Положения о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145, предусмотрено право застройщика и заказчика оспорить в судебном порядке лишь отрицательное заключение государственной экспертизы.

Арбитражный суд ЗСО подтвердил, что в силу ч. 10 ст. 49 ГрК РФ отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке. Значит, правом на обжалование отрицательного заключения экспертизы обладает застройщик или технический заказчик, такого права у проектировщика/исполнителя не имеется (Постановление АС ЗСО от 09.04.2015 N Ф04-17601/2015 по делу N А46-10499/2013).

Нарушение прав проектировщика отсутствует, поскольку отрицательное заключение экспертизы может быть оспорено в судебном порядке только застройщиком или техническим заказчиком (Постановление Арбитражного суда УО от 26.01.2015 N Ф09-9423/14 по делу N А50-6952/2014).

Иные лица тоже вправе

В материалах судебно-арбитражной практики имеется и противоположная позиция.

Например, ФАС УО и ФАС СКО определили, что содержащаяся в ч. 10 ст. 49 ГрК РФ норма не устанавливает ограничений для оспаривания заключения государственной экспертизы (положительного или отрицательного) иными лицами в случае, если такое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (Постановления ФАС УО от 10.04.2013 по делу N А60-28496/2012, ФАС СКО от 30.04.2013 по делу N А53-20851/2011).

Арбитражный суд СКО также сделал вывод, что содержащаяся в ч. 10 ст. 49 ГрК РФ норма, предусматривающая возможность оспаривания отрицательного заключения государственной экспертизы в судебном порядке застройщиком или заказчиком, констатирует статус заключения государственной экспертизы как ненормативного правового акта и не устанавливает ограничений для оспаривания заключения государственной экспертизы (положительного или отрицательного) иными лицами в случае, если такое заключение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах требования общества, предъявленные к учреждению, осуществляющему в том числе и функции по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, подлежат рассмотрению по правилам главы 24 АПК РФ (Постановление Арбитражного суда СКО от 24.09.2015 N Ф08-6866/2015 по делу N А32-32013/2014).

И положительное заключение оспорим

Что касается оспаривания положительного заключения экспертизы, то, по мнению ФАС УО, результатом государственной экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации установленным требованиям.

С учетом того, что заключение о соответствии или несоответствии проектной документации установленным требованиям представляет собой документ, адресованный конкретным лицам и влекущий за собой определенные юридические последствия, такое заключение является ненормативным актом независимо от результата проведенной государственной экспертизы - положительного или отрицательного (Постановление ФАС УО от 01.06.2012 N Ф09-2986/12 по делу N А50-24384/2011. Определением ВАС РФ от 23.08.2012 N ВАС-10571/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного Постановления).

Судебная практика заключение государственной экспертизы приравнивает к ненормативному акту государственного органа.

Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Под нормативным правовым актом традиционно понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательный для неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, направленный на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Соответственно под ненормативным правовым актом понимается акт публичной власти, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц (ненормативный правовой акт еще называют индивидуальным правовым актом или индивидуальным правовым предписанием) .

Определенность в вопросах оспаривания заключений государственной экспертизы внес Верховный Суд РФ.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении ВС РФ от 04.02.2015 N 11-КГ14-13, обжалование положительного заключения экспертизы государственного органа возможно в порядке главы 25 ГПК РФ, если такое заключение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя. Напоминаем, что с 15 сентября 2015 года эта глава утратила силу, и оспаривание происходит в соответствии с главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ).

Таким образом, лицо, полагающее, что его права нарушены выданным уполномоченным государственным органом положительным заключением экспертизы проекта на строительство, вправе обжаловать положительное заключение экспертизы как ненормативный правовой акт государственного органа.

А если экспертиза негосударственная?

Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида (ч. 1 ст. 50 ГрК РФ).

Поскольку заключение негосударственной экспертизы не может иметь статус ненормативного акта государственного органа, возникает вопрос о том, в каком порядке может быть обжаловано заключение негосударственной экспертизы, подготовленное коммерческой организацией.

По вопросу оспаривания заключений негосударственной экспертизы логика рассуждений может быть следующей. В силу ч. 1 ст. 197, ч. 1 ст. 198 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ "гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями".

Таким образом, действующее процессуальное законодательство предоставляет заинтересованным лицам право оспорить решения (действия, бездействие) не только органов, осуществляющих публичные полномочия (должностных лиц таких органов), но и организаций, наделенных в установленном порядке отдельными государственными (иными публичными) полномочиями.

Полагаем, что к таким лицам можно отнести коммерческие организации, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В соответствии с ч. 5 ст. 49 ГрК РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Результатом экспертизы проектной документации является заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с ч. 13 ст. 48 ГрК РФ, а также о соответствии результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, кроме случаев, когда проектная документация не подлежит экспертизе (ч. 15 ст. 48 ГрК РФ).

Заключение экспертизы проектной документации, а также копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации, представляются в составе документов для выдачи разрешения на строительство. Непредставление указанных документов является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство (ч. ч. 7, 13 ст. 51 ГрК РФ).

Таким образом, юридические лица, аккредитованные на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида, являются частью единого механизма контроля при осуществлении градостроительной деятельности. Следовательно, они могут быть отнесены к числу субъектов, решения (действия) которых подлежат обжалованию в административном порядке по правилам главы 24 АПК РФ и главы 22 КАС РФ как организаций, наделенных в установленном порядке отдельными публичными полномочиями.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий к главам 1, 2, 3 / Б.М. Гонгало, А.В. Коновалов, П.В. Крашенинников и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2013.

Хотите экспертизу обжаловать? В суд добро пожаловать!



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх