Отдельные категории граждан имеют право на. Категории федеральных льготников: кто к ним относится. Чем отличаются федеральные льготники от региональных

Льготная категория граждан – это лица, которые получают помощь от лица государства или на местном уровне от администрации. Помощь может оказываться в натуральном или в денежном виде. По сути, для некоторых граждан предоставление привилегий такого рода связано с освобождением от ряда правил и обязанностей.

Льготы являются такой мерой соцподдержки, которая позволяет обеспечить гражданам определенный уровень проживания. В частности, речь идет о поддержании людей, входящих в перечень, экономически и морально.

Помощь оказывается людям, которые по ряду причин считаются особенно нуждающимися в таких видах помощи или наделены данным правом за особые заслуги перед государством. В статье будут рассмотрены вопросы, связанные с тем, кто может рассчитывать на получения таких видов поддержки и на каких основаниях.

Преференции такого рода используются государством в качестве инструмента для выполнения особенно важных функций для государства. В частности, речь идет об обеспечении социального и финансового равенства. Все виды помощи можно условно разделить на несколько групп, и каждая из них имеет свои причины и основания. Для удобства составим небольшую таблицу.

Причина предоставления льгот Категория соискателей
Особая потребность в финансовой и социальной поддержке
  • женщины;
  • лица, не достигшие несовершеннолетнего возраста;
  • граждане с инвалидностью;
  • многодетные семьи;
  • пенсионеры.
За особые заслуги перед государством
  • семьи погибших участников боевых действий;
  • участники военных сражений;
  • работники силовых структур.
За работу во вредных и опасных условиях на благо государства
  • работники железнодорожной отрасли;
  • шахтеры;
  • военные;
  • лица, пострадавшие от радиационного излучения.
Для стимулирования к трудовой деятельности
  • молодые специалисты.

На государственном уровне решение о предоставлении льгот принимаются на основании федеральных законопроектов и указов президента, а на местном – на основании региональных законов. Далее несколько подробнее рассмотрим отдельные категории граждан, которые могут рассчитывать на помощь от государства и виды преференций, которые на них распространяются.

Кто является льготником на федеральном и региональном уровнях

По факту, льготников в России очень много. Основная сложность заключается в том, что некоторые лица даже не догадываются о том, что у них есть какие-либо права. Как известно, помощь предоставляется только в заявительном порядке, а люди, не имеющие представления о своих возможностях, считают, что обращаться за помощью не стоит по ряду причин.

В разных областях и краях нашей страны перечень привилегий несколько различается. Если федеральные привилегии распространяются на всех льготников без исключения, то на местном уровне в последнее время соцподдержка стала оказываться более адресно. По факту, существует два перечня претендентов на льготы.

В первый входят лица, которые наделены особыми правами на государственном уровне, а во второй лица, которые могут рассчитывать на помощь в регионе своего жительства. Итак, федеральные льготники это:

  • дети и взрослые с ограничениями по здоровью (с инвалидность);
  • пенсионеры;
  • многодетные семьи;
  • дети до 3 лет;
  • лица, особенно нуждающиеся в поддержке;
  • молодые семейные пары;
  • ветераны ВОВ;
  • лица, не имеющие трудоустройства;
  • доноры крови.

На региональном уровне перечень льготников дополнен следующими лицами:

  • лица, не способные к труду;
  • женщины в положении;
  • вдовы и дети погибших военнослужащие;
  • лица, находившиеся на иждивении другого человека, впоследствии погибшего.

Перечень на местном уровне может быть дополнен другими категориями граждан, а вот на федеральном, список носит закрытый характер.

Кратко о предоставляемых льготах

Для каждой группы льготников установлены свои виды помощи. В приоритете находится соцподдержка маленьких детей и граждан с инвалидностью. Для детей устанавливается право на проезд в общественном транспорте без оплаты билета.

Школьникам предоставляется возможность приобрести проездной билет со скидкой, а родителям малышей до 3 лет можно купить медикаменты на льготных условиях, если их выписал лечащий врач. Если у ребенка есть инвалидность, то ему полагается специальное пенсионное пособие.

Инвалиды также могут рассчитывать на различные преференции, в частности на бесплатное медицинское лечение и протезирование, на проезд без оплаты и на обслуживание вне очереди. Некоторые из указанных видов помощи распространяются на ветеранов и пенсионеров, а также на многодетные семьи. Для каждой группы льготников установлены свои виды материальной помощи.

Порядок оформления соцподдержки

Как уже было отмечено, все виды льгот предоставляются в заявительном порядке, однако кроме заявки в стандартной форме потребуется представить полный пакет обязательной документации. В частности, могут потребоваться бумаги, удостоверяющие личность соискателя, и различные справки и выписки, подтверждающие право гражданина на госпомощь.

После подачи заявления в исполнительный орган сотрудник ведомства рассматривает обращение и выносит решение. В случае положительного итога соискатель начинает пользоваться льготами.

Заключение

Лица, входящие в перечень льготников, могут обратиться в исполнительный орган и оформить различные виды льгот и пособий. На такую помощь вправе рассчитывать только определенные категории граждан, в отношении которых действует хотя бы одна из причин для предоставления соцподдержки.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

Согласно ч. 3 ст. 40 Конституции РФ малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату в соответствии с установленными законом нормами. Именно этот конституционный принцип во многом предопределяет содержание статей гл. 7 Кодекса и многих других его положений.

Разъясняя указанную норму Конституции РФ, специалисты отмечают, что она закрепляет новую роль государства и органов местного самоуправления на рынке жилья.

В новой системе государство и муниципальные органы тотально не аккумулируют средства населения для последующего жилищного строительства и распределения квартир.

Теперь каждый должен самостоятельно вкладывать средства в покупку или строительство жилья, не рассчитывая на решение своей жилищной проблемы за счет государственного и муниципального жилищных фондов.

Время новоселья будет определяться не многими годами ожидания в очереди на получение жилья, не решением органов управления и профкомов, как было ранее, а доходами гражданина, материальной возможностью купить, построить или нанять жилье. Так будет решаться жилищная проблема для большинства. Меньшинство, т.е. малоимущие и другие лица, указанные в законах, будут

обеспечиваться жильем исходя из традиционных для отечественного законодательства принципов: сохраняется режим предоставления им жилых помещений в соответствии с установленными нормами из государственного или муниципального жилищного фонда. Эмоциональная оценка приведенных рассуждений может быть различной, однако необходимо признать, что они объективно отражают существующую в современной России экономико-правовую реальность.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены в ст. 51 Кодекса. Согласно ч. 3 ст. 49 Кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Отметим, что положения Кодекса о правовом регулировании оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и порядка предоставления им жилья (ч. 3 ст. 49) следует толковать ограничительно: поскольку здесь говорится о федеральных и региональных законах и указах Президента РФ, постольку органы исполнительной власти федерального и регионального уровня не наделены правом определять основания и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Таким образом, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 49 Кодекса нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: а) малоимущие граждане, б) иные категории граждан, определенные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Например, особенности обеспечения жильем такой категории граждан, как инвалиды, предусмотрены ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 г. N 181- ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(14). Обеспечение жильем инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов и инвалидов боевых действий, а также иных категорий ветеранов осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 14-21 ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ", который применяется в редакции ФЗ от 02.01.2000 г. N 40-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями*(15). Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (см. ч. 2 ст. 49 Кодекса).

Установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (см. п. 3 ст. 13 Кодекса). Ориентиром здесь могут служить, например, положения ФЗ от 05.04.2003 г. N "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"*(16). Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи был утвержден постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 г. N 512.

При признании гражданина малоимущим должны учитываться не только размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, но и стоимость имущества, принадлежащего на праве собственности членам его семьи и подлежащего налогообложению. Введение такого критерия, как стоимость семейного имущества, направлено на обеспечение более объективного подхода при решении вопроса о признании лица малоимущим. Однако Кодекс в данном случае не дает ответа на вопрос, кого можно считать членами семьи. Это – существенный недостаток указанной нормы, поскольку в результате создаются неоправданные возможности для расширительного толкования понятия "члены семьи" на региональном уровне: порядок признания гражданина малоимущим должен определяться законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 49 Кодекса). Представляется, что поскольку в данном случае мы имеем дело с очевидным "пробелом" в правовом регулировании, во избежание неоднозначного толкования указанного понятия и ошибок в правоприменении необходимо по аналогии закона (см. ч. 1 ст. 7 Кодекса) применять правила ч. 1 ст. 69 Кодекса, устанавливающие круг членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. В соответствии с Методическими рекомендациями для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от 25.02.2005 г. N 17*(18) при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина- заявителя рекомендуется учитывать все виды доходов, полученные гражданином- заявителем и каждым членом его семьи или одиноко проживающим гражданином- заявителем в денежной и натуральной форме, в том числе: а) все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 г. N 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; б) средний заработок, сохраняемый в случаях, предусмотренных трудовым законодательством: в) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; г) выходное пособие, выплачиваемое при увольнении, компенсация при выходе в отставку, заработная плата, сохраняемая на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; д) социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся: – , компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров: – ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;

Стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства в аспирантуре и докторантуре при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научно- исследовательских учреждениях, слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям; – пособие по безработице, материальная помощь и иные выплаты безработным гражданам, а также стипендия и материальная помощь, выплачиваемая гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выплаты безработным гражданам, принимающим участие в общественных работах, и безработным гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, в период их участия во временных работах, а также выплаты несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период их участия во временных работах; – пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Ежемесячное пособие на ребенка; – ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсационные выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста; – ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства по специальности и были признаны в установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги военнослужащих вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями проживания по месту воинской службы супруга, если по заключению учреждения здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в постороннем уходе; – ежемесячная компенсационная выплата неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства:

Ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; е) надбавки и доплаты ко всем видам выплат, указанных в подпункте "д", и иные социальные выплаты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями; ж) доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье (отдельным ее членам) или одиноко проживающему гражданину-заявителю, к которым относятся: – доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) недвижимого имущества ( , домов, квартир, дач, гаражей), транспортных и иных механических средств; – доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства (многолетних насаждений, огородной продукции, продукционных и демонстрационных животных, птицы, пушных зверей, пчел, рыбы); з) другие доходы семьи или одиноко проживающего гражданина-заявителя, в которые включаются: – денежное довольствие военнослужащих (за исключением доходов военнослужащих, указанных в п. 3.6 данных Методических рекомендаций), сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации и других органов правоохранительной службы, а также дополнительные выплаты, носящие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации; – единовременное пособие при увольнении с военной службы, из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации, других органов правоохранительной службы; – оплата работ по договорам, заключаемым в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; – материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в том числе бывшим, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;

авторские вознаграждения, получаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах, в том числе по авторским договорам наследования; – доходы от занятий ской деятельностью, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства: – доходы по акциям и другие доходы от участия в управлении собственностью организаций; – , получаемые членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином заявителем; – проценты по банковским вкладам; – наследуемые и подаренные денежные средства: – денежные эквиваленты полученных членами семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающим гражданином-заявителем льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями. При принятии закона субъекта Российской Федерации, регулирующего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан также рекомендуется включать следующие виды доходов, не указанные в Постановлении Правительства РФ от 20.08.2003 г. N512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи": а) денежные эквиваленты предоставляемых гражданам льгот и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и транспортных услуг, установленных органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, в виде предоставленных гражданам скидок с оплаты (то есть денежные эквиваленты льгот и компенсаций по оплате транспортных услуг, денежные эквиваленты льгот по оплате жилых помещений и коммунальных услуг); б) денежные выплаты, предоставляемые гражданам в качестве мер социальной поддержки и связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных или транспортных услуг (или) в виде денежных выплат, а также компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемые отдельным категориям граждан (суммы предоставленных субсидий на оплату жилого помещения, коммунальных и транспортных услуг); в) компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выплачиваемых отдельным категориям граждан;

г) денежные средства, выделяемые опекуну (попечителю) на содержание подопечного; д) денежные средства из любых источников (за исключением собственных средств гражданина-заявителя или членов его семьи), направленные на оплату обучения гражданина-заявителя или членов его семьи в образовательных учреждениях; е) доходы, полученные от заготовки древесных соков, сбора и реализации (сдачи) дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений или их частей, других лесных пищевых ресурсов, а также технического сырья, мха, лесной подстилки и других видов побочного лесопользования; ж) доходы охотников-любителей, получаемые от сдачи добытых ими пушнины, мехового или кожевенного сырья или мяса диких животных; з) суммы ежемесячных денежных выплат и компенсаций различным категориям граждан, определенным в соответствии со следующими законами: – Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"*(19); – ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О "*(20); – ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"*(21); – ФЗ от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"*(22); – ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; и) суммы предоставленной государственной социальной помощи. При принятии закона субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок признания граждан малоимущими, в доходы граждан не рекомендуется включать:

Единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы; – компенсации материальных затрат, выплачиваемые безработным гражданам в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"*(23); – пособия на погребение, выплачиваемые в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"*(24): ежегодные компенсации и разовые (единовременные) пособия, предоставляемые различным категориям граждан в соответствии со следующими законами: – Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской

АЭС"; – ФЗ от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О "; – ФЗ от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; – ФЗ от 10.01.2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; – ФЗ от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Из дохода семьи гражданина-заявителя или одиноко проживающего гражданина-заявителя рекомендуется исключать суммы уплачиваемых алиментов. Малоимущим гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, по договору социального найма предоставляются жилые помещения в муниципальном жилищном фонде.

В соответствии с ч. 9 ст. 156 Кодекса граждане, признанные в установленном порядке малоимущими, проживающие по договору социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилыми помещениями (платы за наем). Таким образом, указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в пользование фактически бесплатно. Однако полезно обратить внимание на то, что при бесплатном предоставлении жилого помещения наниматель освобождается от внесения платы только за пользование таким помещением, но не от обязанности оплачивать содержание и ремонт жилого помещения, а также вносить коммунальные платежи. Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в ст. 154 Кодекса. Нельзя не обратить внимание на то, что согласно ст. 49 Кодекса основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях могут устанавливаться не только Кодексом, но также другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Представляется, что все такие основания было целесообразно исчерпывающим образом определить именно в Кодексе, ограничив возможность нормотворчества по этому вопросу. Поскольку это не сделано, нетрудно предположить, что люди, нуждающиеся в жилом помещении по объективным основаниям, указанным в Кодексе (см. ст. 51), могут быть "оттеснены" в очереди на получение жилья теми категориями граждан, жилищные интересы которых пролоббированы на федеральном и региональном уровнях.

Категориям граждан, указанным в ч. 3 ст. 49 Кодекса, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 49 Кодекса жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам и лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. Напомним, что по общему правилу участниками жилищных отношений могут быть как российские, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства

(см. ст. 4 Кодекса). Однако применительно к социальному найму введено исключение из этого правила: по договорам социального найма жилые помещения предоставляются только гражданам России, если международным договором не предусмотрено иное (нормы международного права приоритетны по отношению к национальному законодательству). Следует полагать, что эта правовая новелла имеет целью обеспечить бесплатным или предоставляемым за более или менее доступную плату жильем прежде всего российских граждан.

Тихомиров М.Ю. Жилищный учет: очередность и порядок предоставления жилых помещений – "Изд. Тихомирова М.Ю.", 2011 г. – 65 с.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

В настоящее время приблизительно 26 процентов россиян имеют права на те или иные льготы и компенсации. Однако практика показывает: очень много граждан не знают точно, какие именно преференции им предоставлены в законодательном порядке, а между тем знание позволило бы им существенным образом экономить средства.

Впрочем, в реальности помощь такого рода бывает двух типов:

  • предоставляемая конкретным социальным категориям;
  • субсидии для семей малообеспеченных.

Между тем в России существуют льготы федеральные и региональные.

Какая между региональными и федеральными регистрами льготников разница

Различие в данном случае одно – финансирование. То есть если существующий регистр льготников обеспечивается за счет госбюджета, то он федеральный, когда же деньги привлекаются из казны субъекта, то речь идет о региональном.

В частности, федеральные льготы перечислены в нормативных актах, изданных высшим руководством страны. Они, по сути, закрыты для редактирования, и изменения туда вносят только по распоряжению центра.

В то же время привилегии, предоставляемые на уровне регионов, устанавливаются властями субъектов федерации без обязательного согласования с Москвой. Таким образом, в ситуации, когда определенная помощь гражданину поступает непосредственно из местного бюджета, он лишается возможности получать льготу аналогичного порядка за счет федеральной казны.

Законодательство указывает, что если та или иная поддержка есть в обоих перечнях, то гражданину необходимо будет определиться, какое финансирование предпочесть.

Льготники федерального уровня

  • лица, имеющие звание Героя РФ или Советского Союза;
  • награжденные всеми степенями ордена Славы (или же Трудовой Славы);
  • Герои Соцтруда;
  • инвалиды ВОВ;
  • участники войны;
  • ветераны военных действий.

В случае если гражданин, имевший один из вышеприведенных статусов умирает, его привилегиями разрешено пользоваться нетрудоспособным ближайшим родственникам.

Среди прочих льготы также предоставлены гражданам России:

  • проживавшим в блокадном Ленинграде;
  • узникам немецко-фашистских концентрационных лагерей;
  • чернобыльцам;
  • пострадавшим в результате аварии, произошедшей в 1957-м на производственном объединении «Маяк»;
  • получившим заболевания в результате воздействия радиации на полигоне в Семипалатинске;
  • входящих в семьи погибших при исполнении долга военных.

В федеральный перечень также включены инвалиды, и в том числе дети и семьи, где они воспитываются. Следует подчеркнуть, что предоставление льгот указанным выше категориям граждан никак не зависит от жилищных условий и определенных норм потребления газа, света, воды и пр.

Помимо этого, они также могут бесплатно:

В то же время уровень помощи инвалидам прямо зависит от того, сколько с ними совместно проживает людей. Таким образом, одиноким гражданам, причисленным к этой категории, государство полностью компенсирует и квартплату, и траты на коммуналку. В ситуации когда инвалид проживает с родными, то сумма взносов разделяется на всех членов его семьи, и компенсация выдается только в виде одной доли, приходящейся конкретно на льготника.

Вообще же граждане категорий, приведенных в федеральном списке, все без исключения могут рассчитывать на получение компенсации как минимум в размере 50 процентов от общих расходов на коммунальные услуги. При этом такая помощь выдается только на одну квартиру. В частности, лицам со второй группой инвалидности предоставляется возможность получить скидку по ЖКХ только на одно жилое помещение.

При наличии прав на льготу сразу по нескольким основаниям, она будет предоставляться только по одному из них. Таковы требования российского законодательства.

Региональные льготники

  • ветеранов труда;
  • несовершеннолетних сирот;
  • детей, лишенных родительской опеки;
  • многодетные семьи;
  • лиц, имеющих звание почетного донора;
  • служащих в системе образования;
  • медицинских работников;

Причем в отношении последних двух групп, льготы предоставляются только в том случае, если они проживают и трудятся на селе.

Кроме всего вышеперечисленного, определенные льготы на уровне субъектов нередко предоставляют:

  • одиноким гражданам, возраст которых перевалил за 80 лет;
  • детям до 18 месяцев.

Список может быть в значительной мере расширен, но только после соответствующего решения местных органов власти. Они же определяют величину выплачиваемых каждой группе льготников компенсаций.

Соцподдержка в регионах предоставляется в различных формах:

  • бесплатные дрова для обогрева дома;
  • скидки на коммунальные услуги;
  • денежные компенсации тех или иных расходов.

Кому предоставляют субсидии на оплату услуг ЖКХ

Такое право приобретают те россияне, которые вынуждены тратить на коммуналку не менее 22 процентов от совокупных семейных доходов. При этом региональные власти могут снизить этот показатель по своему усмотрению.

К примеру, для обитателей Москвы субсидия назначается, если из общего заработка всех членов семьи приходится отдавать от 11 процентов на оплату коммунальных счетов. То есть когда доход составляет, к примеру, 40 тысяч, то за квартиру нельзя платить больше 4,4. В противном случае необходимо обратиться в органы социальной защиты по месту жительства с соответствующей просьбой.

В то же время в Челябинске практикуют фиксированные денежные выплаты, размеры которых зависят от принадлежности к той или иной категории. К примеру, ветеран труда в этом городе получает компенсацию в размере до 1 027 рублей каждый месяц.

Другие нюансы

Стоит знать, что всем социально уязвимым категориям из федерального списка необходимо только раз подтвердить свой статус. От них требуется представить документ, свидетельствующий о наличии у них права на затребованные привилегии.

В то же время большинству региональных льготников понадобится выяснить по месту проживания, какие именно им необходимо собрать документы, чтобы получить преференции. Все дело в том, что в разных субъектах правила отличаются.

В случае если, к примеру, причиной получения льготы стали невысокие доходы, то право на нее придется подтвердить в судебном порядке. При этом процедуру необходимо будет проходить ежегодно. В числе прочего понадобится также предъявить:

  • справку о доходах каждого проживающего в квартире;
  • выписки из домовой книги.

Документы для оформления льгот по ЖКХ

Если речь идет о получении субсидии, то понадобятся следующие документы:

  • светокопии паспортов всех людей, проживающих в квартире;
  • бумаги, подтверждающие право на жилье;
  • справку из инвентаризационного бюро;
  • свидетельства о заключении брака, рождении ребенка и пр.
  • справка об отсутствии долгов по ЖКХ;
  • документ формы 2-НДФЛ на каждого, получающего доход.

Согласно действующему законодательству, к данной категории относятся граждане, получающие субсидии и социальные выплаты из Государственного Пенсионного фонда. Понятие федеральные льготники - кто к ним относится - регулируется законами федерального уровня, а правомочия таких граждан тщательно охраняются Конституцией РФ. Какие виды помощи может получить федеральный льготник?

Согласно действующим законодательным актам к гражданам, имеющим право на федеральные льготы, относят:

  • ветеранов и участников ВОВ;
  • членов семьи умерших ветеранов;
  • граждан, принимающих участие в ликвидации аварии на АЭС в Чернобыле;
  • Героев Советского Союза и Российской Федерации;
  • граждан, имеющих инвалидность, в том числе детей.

Для каждой упомянутой категории граждан предусмотрены индивидуальные субсидии и социальное обеспечение. На государственном уровне для льготников предусмотрены следующие виды материальной помощи:

  1. Предоставление ежемесячных пособий.
  2. Предоставление субсидий на оплату коммуналки.
  3. Льгота на использование общественного транспорта.
  4. Льготы на лечение и покупку медицинских препаратов.

Определим каждую группу федеральных льготников более подробно.

Ветераны и участники ВОВ

Для лиц, принимавших участие в боевых действиях, обслуживании ПВО, проживавших в Ленинграде во время блокады, на федеральном уровне предусмотрены следующие льготы:

  1. Дополнительное материальное обеспечение в виде единовременных или ежемесячных выплат.
  2. Предоставление жилья, расчет размера которого производится на основании того, что на одного ветерана ВОВ должно приходиться не менее 36 кв. м., на каждого проживающего с ним члена семьи – 18.
  3. Субсидирование услуг ЖКХ.
  4. Возможность внеочередного и бесплатного обслуживания в медучреждениях.
  5. Безвозмездная помощь в ведении хозяйства.

Дети ушедших из жизни ветеранов имеют право на такие льготы, как: ежемесячные пособия, субсидии на квартплату, бесплатное оказание медицинских услуг.

Граждане, принимающие участие в ликвидации последствий аварии на АЭС в Чернобыле

  • ежемесячной материальной компенсации для покупки продовольственных товаров;
  • ежегодных выплат за потерю здоровья и получение радиационного облучения;
  • субсидий в размере до 50% от суммы коммунальных платежей;
  • единовременное пособие при назначении инвалидности.

Кроме того, официально оформленная инвалидность позволяет ликвидаторам:

  1. Претендовать на компенсацию, предназначенную для улучшения жилищных условий или выдачу нового жилья.
  2. Получать пособие по нетрудоспособности в размере 100% среднемесячного заработка, полученного на последнем рабочем месте.
  3. Устроить детей в детский сад вне очереди.

Граждане, имеющие звания Героя СССР или России, отнесены к отдельной категории и имеют право на следующие выплаты:

  1. Ежемесячное пособие.
  2. Ежемесячная компенсация расходов на стационарный телефон, топливо для автомобиля.
  3. Надбавка к пенсии, в размере 1,5 тысяч рублей.
  4. Единовременная выплата близким родственникам в случае смерти Героя России или СССР.

Кроме материального обеспечения, гражданам, получившим звание Героя, и их родственникам полагаются: бесплатное внеочередное медобслуживание, бесплатные поездки в общественном и ж/д транспорте пригородного сообщения, освобождение от уплаты налогов, безвозмездная помощь в ведении хозяйства. Дети льготников могут претендовать на зачисление в военные училища вне конкурсной основы, а сами Герои вправе рассчитывать на бесплатный капитальный ремонт жилья или выдачу строительных материалов для поддержания его состояния.

На этом предоставляемые льготы не оканчиваются, указанный перечень отражает лишь часть правомочий граждан, имеющих звание Героя СССР или России.

Инвалиды

Получение документов, подтверждающих факт наступления инвалидности как взрослых, так и детей, дает данной категории основания на:

  1. Ежемесячное пособие по инвалидности.
  2. Субсидирование на оплату коммунальных услуг.
  3. Получение путевок в санатории для проведения курса лечения. При этом проездные билеты до места назначения и обратно предоставляются инвалидам абсолютно бесплатно.
  4. Бесплатное и внеочередное обслуживание и лечение в медицинских учреждениях.
  5. Льготы на покупку медикаментозных препаратов.

Размер ежемесячных пособий и продолжительность предоставляемых льгот напрямую зависят от группы инвалидности, кроме того, все перечисленные виды помощи прекращают свое действие при медицинском освидетельствовании выздоровления гражданина.

Виды федеральных льгот

Льготы предоставляют дополнительные возможности своим получателям и подразделяются на такие виды, как:

  1. Социальная помощь. Выражается в предоставлении льготникам бесплатных лекарственных препаратов, выписанных по рецепту, специализированного питания для детей, имеющих инвалидность, прав на бесплатное использование общественного транспорта, бесплатных путевок в оздоровительные комплексы и санатории с питанием и проживанием.
  2. Единовременные денежные выплаты. Предоставляются льготникам для определенных целей либо при наступлении случая, предполагающего получение материальной помощи.
  3. Дополнительное денежное обеспечение. Носит ежемесячный характер и выплачиваемое самим льготникам или их близким родственникам в случае кончины первых.

В чем отличие федеральных льгот от региональных

В вышеуказанной информации уже рассматривался вопрос о том, кто относится к федеральным льготникам, однако, для ответа на поставленный вопрос необходимо разобраться и в таком понятии, как «региональные льготники».

Граждане, получающие помощь из региональных бюджетов

К данным льготникам относят граждан, получающих дополнительное социальное обеспечение и выплаты, финансируемые из региональных бюджетов. Как правило, из федерального бюджета финансируются:

  • сироты, не достигшие совершеннолетия;
  • ветераны труда;
  • семьи, признанные многодетными;
  • несовершеннолетние, лишенные родительской опеки;
  • доноры;
  • работники медицинских и образовательных учреждений, осуществляющие свою трудовую деятельность в сельской местности.

Вышеуказанный перечень не является окончательным, поскольку полный список граждан, имеющих право на льготы, индивидуален для каждого субъекта и РФ и устанавливается местными властями.

Таким образом, гражданам, относящимся к региональным льготникам, могут полагаться следующие виды помощи:

  1. Предоставление ресурсов для обогрева помещений в северной местности или в районах с плохо развитыми коммуникациями.
  2. Предоставление субсидий на оплату коммунальных услуг.
  3. Предоставление компенсация на определенные виды расходов, предусмотренных в региональных законодательных актах.
  4. Освобождение от уплаты налогов на имущество.

Основанием для назначения тех или иных субсидий и льгот может послужить справка о доходах гражданина, копия домовой книги или выписка из нее, почетные грамоты и копия трудовой книжки (для подтверждения звания Ветеран труда).

Принципиальное различие в льготах

  • имеющий ограничения по состоянию здоровья;
  • добросовестно выполняющий свой долг, служа Отечеству;
  • принимавший участие в ликвидации опасных последствий.

Таким образом, из федерального бюджета финансируются граждане, отличившиеся перед государством или потерявшие свою трудоспособность по другим причинам. Региональным льготам отнесено другое, немаловажное значение - поддержка малообеспеченных граждан, их социальное обеспечение.

Вторым принципиальным отличием перечисленных видов является источник финансирования - федеральный или региональный бюджет. Кроме того, решение о назначении федеральных льгот, их размер и виды помощи определяются соответствующими органами власти, тогда как региональные льготы остаются на усмотрение и ответственность местных органов власти.

Еще одним отличием является ограниченный перечень лиц, которым может быть предоставлена помощь на государственном уровне, что касается регионального – ограничить этот список невозможно, поскольку он устанавливается индивидуально и основывается на уровне жизни населения и особенностях той или иной местности.

Заключение

Итак, самое простое определение федеральных льготников – это кто получает дополнительную помощь из государственного бюджета. Льготы предоставляются при личном обращении гражданина и наличии удостоверяющих факт правомочия документов. Случается, что определенным лицам могут полагаться льготы и региональные, и федеральные, в таких случаях, получателю помощи необходимо самостоятельно определиться с источником финансирования, поскольку аналогичные выплаты одновременно из нескольких источников законодательно запрещены.

Привилегии для льготников обеспечивают хороший уровень материальной и социальной поддержки незащищенным группам граждан. Тем, кто относится к этим категориям, необходимо подтвердить свои права и на законных основаниях пользоваться льготами.

По всей стране действует единый закон об оказании государственной поддержки. Список преференций значительно широк, но доступны они не всем гражданам. Зачастую у людей возникает вопрос о том, в чём разница между региональными и федеральными льготниками. Разница на самом деле имеется – первым и вторым полагается различный перечень льгот. Рассмотрим кто относится к федеральным льготникам в 2019 году.

Федеральные льготники – кто к ним относится

Прежде чем разбираться в том, какие льготы полагаются отдельным категориям граждан, давайте выясним, кого на законодательном уровне принято относить к федеральным льготникам:

  • детей с инвалидностью;
  • инвалидов всех групп;
  • участников Великой Отечественной Войны, включая трудящихся, обеспечивавших работоспособность систем ПВО и строительных прифронтовых объектов;
  • героев РФ, СССР, кавалеров Ордена Славы;
  • бывших военных, побывавших в плену у врага в период Второй Мировой Войны;
  • пострадавших и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • членов семей умерших ветеранов войны;
  • ветеранов войны;
  • жителей блокадного Ленинграда.

Чем отличаются федеральные льготники от региональных

Рассмотрим основные отличия федеральных льготных категорий граждан от региональных:

Федеральные Региональные
Льготы финансируются из государственного общероссийского бюджета Финансирование льгот производится за счёт регионального бюджета
При принятии финансовой и натуральной помощи на федеральном уровне невозможно претендовать на меры поддержки, предоставляемые в регионах При оформлении региональных льгот нельзя оформить федеральные преференции
Льготы могут быть оформлены только в согласии с федеральными законодательными актами, действующими на территории всей страны Льготы предоставляются в соответствии с законами субъектов и не согласуются с Правительством России

Льготы инвалидам и детям с инвалидностью

  • инвалиды, которым была присвоена недееспособные I и II группа или трудоспособная III группа;
  • дети-инвалиды;
  • инвалиды детства.

По форме предоставления выделяют следующие льготы:

  • в денежном виде (например, налоговые);
  • в натуральной форме (например, проездной билет в общественном транспорте, бесплатные лекарства, бесплатное предоставление продовольственных товаров);
  • в виде моральной поддержки (обслуживание без очереди в поликлиниках, кассах, магазинах и иных заведениях).

По периодичности предоставления льготы можно разделить на следующие категории:

  • те, что предоставляются на протяжении года (как бесплатный проездной на городской транспорт);
  • те, что начисляются каждый месяц (как скидка в размере 50% на оплату услуг ЖКХ);
  • разовые виды помощи (внеочередное подключение городского телефона).

Чтобы доказать наличие права на льготы по инвалидности, необходимо предоставить в Пенсионный Фонд заключение медико-социальной экспертизы о присвоении инвалидной группы.

Льготы по инвалидности предоставляются в зависимости от категории, к которой принадлежит инвалид:

  • инвалиды, которым группа инвалидности была присвоена после происшествия на ЧАЭС;
  • дети-инвалиды;
  • инвалиды детства;
  • бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами в период несения службы.

Ветераны войны и жители блокадного Ленинграда

Ветераны войны имеют право на освобождение от уплаты имущественного налога в отношении одного объекта недвижимости, а в некоторых регионах они могут не уплачивать также земельный и транспортный налоги.

  • различные меры социальной поддержки;
  • возможность получения бесплатной квартиры по установленным законом нормативам жилой площади – 36 м2 для льготника и по 18 м2 на каждого члена семьи, проживающего с ним;
  • возможность оформления ЕДВ, дополнительного денежного обеспечения, нескольких видов пенсионных выплат одновременно – по старости или инвалидности.

Что касается мер социальной помощи, их перечень практически одинаков для всех льготных категорий граждан:

  • определение в дом престарелых без очереди в случае возникновения необходимости;
  • бесплатная социальная помощь на дому;
  • обслуживание без очереди в поликлиниках, кассах, магазинах;
  • предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью до 35 дней в любое удобное время без учёта графика отпусков;
  • бесплатное протезирование, в том числе зубное;
  • бесплатные лечебные процедуры в районных поликлиниках;
  • внеочередное подключение городского телефона;
  • скидка в размере 50% от стоимости услуг коммунальных служб.

Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС

Для ликвидаторов аварии на ЧАЭС и граждан, пострадавших от её последствий, предусмотрен следующий ряд льгот:

  • разовое пособие при условии наличия инвалидности;
  • скидка в размере 50% на оплату счетов от коммунальных служб;
  • ежегодная выплата в качестве компенсации за непоправимый вред здоровью из-за последствий аварии на Чернобыле;
  • ежемесячная денежная компенсация на покупку продуктов питания льготнику и его детям в возрасте до 14 лет.

Зачастую ликвидаторам аварии на ЧАЭС присваивается инвалидная группа, и в этом случае им будет полагаться набор дополнительных льгот:

  • зачисление детей в ДОУ без очереди (в случае, если и мать, и отец относятся к льготной категории граждан);
  • доплата, связанная с понижением по должности на работе, которое произошло из-за инвалидности или ухудшения здоровья;
  • принятие в жилищные и иные кооперативы без очереди по просьбе льготника;
  • выплата пособия по безработице в сумме 100% среднемесячного дохода на последнем месте работы;
  • предоставление дополнительного неоплачиваемого отпуска продолжительностью до 14 дней;
  • предоставление жилого помещения или субсидии на улучшение жилищных условий.

Социальная поддержка иных федеральных льготников

Среди льгот, предоставляемых всем прочим льготным категориям граждан, о которых мы не упоминали выше, можно обозначить:

  • возможность оформления ЕДВ, выплат по инвалидности, компенсаций за путёвку в санаторно-курортное учреждение и за билет на ж/д транспорт до места лечения (монетизация льгот);
  • бесплатное оказание медицинской помощи в муниципальных поликлиниках, безвозмездное протезирование (кроме протезирования зубов);
  • постановка в льготную очередь на предоставление бесплатной квартиры, скидка в размере 50% на оплату счетов за коммунальные услуги, внеочередное подключение городского телефона.

Основные виды предоставляемых льгот

Мы уже упоминали о том, что федеральным льготникам полагаются следующие виды льгот:

  1. Социальный набор услуг:
    • проездной билет на городской транспорт, включая пригородный;
    • путёвки в санаторно-курортные учреждения и бесплатный проезд на ж/д транспорте до места лечения;
    • специализированное питание для детей с инвалидностью;
    • бесплатное предоставление медикаментов из утверждённого перечня или продажа их со скидкой (по рецепту врача).
  2. ЕДВ , зависящий от категории льготника и набора социальных услуг, от которых он отказался в пользу денежной компенсации. Величина ЕДВ составляет 2,4 – 4,8 тысяч рублей.
  3. ДЕМО (дополнительное материальное обеспечение) в размере:
    • 1 тысячи рублей для участников Великой Отечественной Войны;
    • 500 рублей для военных, их вдов и жителей блокадного Ленинграда.

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ Определение федеральных льготников, перечень предоставляемых им льгот
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ О льготах для детей-инвалидов и инвалидов
Федеральный закон от 15.05.1991 № 1244-1 О льготах для ликвидаторов аварии на ЧАЭС
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5 О льготах для ветеранов

Типичные ошибки

Ошибка: Пенсионер, принадлежащий к льготной категории граждан, оформив региональные льготы, претендует также на получение федеральных льгот.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх