Изложите порядок проектирования согласования и утверждения пос. Порядок утверждения проектной документации на строительство: ключевые моменты

В процессе возведения объекта наибольшую сложность, как правило, вызывает порядок утверждения документации, касающейся проекта на тот или иной строительный объект. На самом деле процедура прозрачна, но требует от участника знания определенных норм и правил. Каким же является порядок утверждения бумаг? Каким моментам должно быть уделено ключевое внимание?

Общие положения

Законодательно прописано, что проектная документация должна утверждаться в соответствующих госструктурах. Это требование непосредственно относится к следующим категориям:

  • объекты капстроительства;
  • временные постройки (здания).

Утверждение бумаг производится с учетом действующих сегодня норм и правил, а сам процесс находится на контроле у муниципальных органов власти и специализированных структур.

Что касается порядка утверждения бумаг, то он зависит от ряда факторов:

  • строительного объекта;
  • требований, предъявляемых к сооружению с учетом действующего Градостроительного кодекса.

Главная бумага, которая обязательно должна утверждаться — проект, который носит название технико-экономической документации. Ее особенность — подробное отражение каждого этапа возведения здания. При этом документы содержат в себе массу информации в отношении объекта:

С помощью проектной документации намного проще проводить оценку функциональности, корректности постройки и качества объекта, актуальность его строительства. При этом бумаги обязательно согласовываются на уровне органов, ведущих деятельность в архитектурной и градостроительной сфере. Также в процессе могут принимать участие и надзорные структуры.

Процесс разработки технико-экономической документации, а также последующее предъявление бумаг для утверждения — задача уполномоченных для выполнения такой работы специалистов. Передаваемая к рассмотрению документация оформляется с учетом действующих в стране правил и госстандартов.

На этапе разработки проект должен внимательно вычитываться во избежание появления ошибок или нарушений. Если подходить к вопросу внимательно, то повторной подачи бумаг для утверждения можно избежать.

Что касается полного перечня бумаг, которые должны быть утверждены, здесь стоит выделить следующий «пакет»:

  • пояснительная записка;
  • решения, принятые в технологической сфере;
  • смета (расходы на возведение объекта);
  • информация, касающаяся инженерного обеспечения;
  • меры, направленные на защиту окружающей среды;
  • техрегламент.

Разработка и утверждение

Разработка документов производится на базе конкурса или с применением подряда. Если планируется возведение объектов особой сложности, то процесс разработки документации производится вместе с НИИ или специализированными организациями. При этом продумываются техусловия, которые отражали бы особенности возведения объекта, создания и последующего применения построенного здания.

Готовый проект составляется с учетом действующих законов (правил, норм, стандартов). При этом корректность и правильность его составления должна быть подтверждена ответственной за проект стороной. В роли такого лица часто выступает главный архитектор, инженер или управляющий.

Что касается незначительных нарушений (точнее — отступлений от действующих правил), то они возможны, но при наличии соответствующего решения органов, утвердивших бумаги.

Если проект был разработан с учетом исходной информации, техусловий или требований, которые были предъявлены со стороны госнадзора (прочих заинтересованных структур), то в дополнительном согласовании нет необходимости. Исключением являются только те случаи, которые прописаны на законодательном уровне.

Действующие и рабочие проекты на возведение сооружений, вне зависимости от источников поступления средств, видов владения или принадлежности, могут не подвергаться госэкспертизе с учетом действующего в РФ порядка.

Процесс утверждения проектной документации, составленной для последующего возведения здания (сооружения), обязательно проводится в следующих случаях:

  • При возведении объекта за деньги из бюджета страны (к примеру, средства берутся из республиканского бюджета РФ). В этом случае порядок должен быть оговорен Минстроем РФ вместе с профильными министерствами;
  • При возведении объектов за капитальные вливания, которые поступают из бюджета республик, являющихся частью РФ (областей, АО, крупных населенных пунктов и др.);
  • В процессе возведения объектов за собственные или заемные средства, а также за деньги инвесторов (в том числе из-за рубежа).

Ключевые моменты

Существует еще ряд моментов, которые требуют разъяснения. Так, процесс разработки бумаг на возведение сооружений происходит на базе обоснования актуальности инвестируемых средств. При этом в проектной документации детализированы принятые ранее решения и производится уточнение тех или иных параметров, касающихся строительства.

Если сооружение, которое планируется к возведению, относится к категории сложных объектов (или же стройка будет вестись в особенных природных условиях), то возможна детальная проработка отдельно взятых решений. Такие мероприятия могут быть организованы по решению инвестируемой стороны (заказчика). Если же здание строится на базе проекта повторного использования, то возможна дополнительная разработка рабочего проекта.

Проект — не единственный документ, которые может фигурировать на этапе строительства. Нельзя забывать и о важности другой бумаги, в которой регулируются вопросы финансов, права, а также взаимоотношений сторон. Речь идет о договоре, который оформляется между заказчиком и стороной, привлекаемой для сотрудничества. В роли партнера может выступать строительная (проектная) организация, физическое или юридическое лицо.

При этом одним из главных разделов соглашения (договора) является задание на создание проекта. Что касается наполнения такого задания, то оно оговаривается в соответствующих законодательных документах.

Процесс проектирования — задача организаций или физлиц, у которых на руках есть соответствующие полномочия, подтверждаемые наличием лицензии на ведение определенного вида деятельности. При этом у заказчика есть право делегирования ответственности на другие стороны, которые впоследствии будут отвечать за воплощение задания в жизнь.

Если в контракте между сторонами не прописаны конкретные требования, предъявляемые к заказчику (в отношении проекта), то в состав документа не обязательно включение расчетов техпроцессов, строительных конструкций (работ), а также информации, касающейся определенных ресурсов (трудовых, энергетических). При этом все документы находятся на хранении у стороны, которая занималась разработкой проектной документации. Передача бумаг может осуществляться в случае затребования документов со стороны органов госэкспертизы или заказчика.

Важный момент — внесение корректировок в проект, связанных с вводом в действие новых нормативных бумаг и подзаконных актов. Такая задача возлагается непосредственно на разработчиков и заказчиков. Что касается изобретений, которые могут иметь место на этапе возведения объектов, то их юридическая защита осуществляется на базе действующего законодательства.

Отдельного внимания заслуживает разработка проекта. Такая работа проводится только при выполнении следующих условий:

  • согласования места, где будет находиться сооружение (здание);
  • наличия договора, задания на создание проекта и документов, касающихся инженерных конструкций.

Если речь идет о создании проекта в отношении объектов, имеющих производственный характер, то должны быть учтены решения, которые приняты в чертежах и проектной документации генпланов населенных пунктов, проектах планировки района и прочих зон.

Как показывает практика, большая часть проблем с разработкой и утверждением документации происходит из-за невнимательности или некомпетентности стороны, которая выполняет работу. По этой причине важно привлекать только грамотных специалистов, которые имеют соответствующую лицензию и в процессе работ четко придерживаются действующих требований. В таких ситуациях появление проблем с утверждением — редкость.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строе­ний и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной до­кументации, которая состоит из графических и текстовых материалов, определяющих объемно-планировочные, конструктивные и технические решения для строительства, реконструкции и капитального ремонта ука­занных объектов, а также благоустройства их земельных участков. Проектная документация разрабатывается в соответствии с градо­строительной документацией, со строительными нормами и правилами (СНиП), согласовывается с соответствующими органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ. Проектная документация утверждается: 1. Федеральным агентством по строительству и ЖКХ (ранее - Гос­строй РФ) или в порядке, устанавливаемом этим агентством, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - по объектам, строительство которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. 2. В порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти субъектов РФ по объектам, строительство которых осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ. 3. Инициатором инвестиционного проекта или по его поручению, заказчиком обосновывающей документации, по объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных средств заказчика (ини­циатора/инвестора), включая привлеченные средств, в том числе сред­ства иностранных инвесторов. Формирование проектной документации производится при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места раз­мещения объекта. Первоначально готовятся отдельные документы (разделы) проектной документации, а затем - проект строительства. Для формирования проектной документации необходимы следующие доку­менты: договор подряда (государственный контракт) на разработку про­ектной документации; технический отчет по результатам инженерных изысканий для разработки проекта строительства, согласованный и принятый заказчиком; заявление о воздействии на окружающую среду (или материа­лы инженерно-экологических изысканий); перечень экологических условий реализации инвестиционного проекта; идентификационный лист опасного производственного объекта; показатели эффективности инвестиций и реализуемости инве­стиционного проекта; сметная стоимость проекта; уточненные денежные потоки от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности. Проектирование может быть двухстадийным: готовится эскизный проект, а затем рабочий, но может и осуществляться одностадийно (сразу готовится рабочий проект). Рабочий проект включает следующие Разделы: визуализация проекта (отрисовка от руки либо на компьютере); чертежи фасадов с указанием проектируемых отделочных ма­териалов; архитектурные планы; планы полов с раскладкой напольных материалов; планы потолков; мебельные планы помещений; развёртки по стенам; разрезы, детали, узлы и спецификации; план электрики; привязка элементов освещения; раскладки плитки в санузлах; точные спецификации по отделочным материалам и карты цве­тов; подбор всех отделочных материалов, мебели, светильников и аксессуаров по каталогам. Проектная документация должна быть согласована со следующи­ми инстанциями (на примере г. Москвы): Префектурой административного округа (на титульном листе проекта или письмом); Управой района; Московским городским центром Госсанэпиднадзора - заключе­ние (при необходимости); Департаментом природопользования и охраны окружающей среды (при необходимости); УДОБДД ГУВД г. Москвы (для объектов транспортного обслужи­вания, расположенных на городских магистралях); специальной организацией «Консалт-проект» (при высоте объ­екта более 50 м); Управлением Московской ж.д. (при размещении объектов в по­лосе отвода железной дороги); Департаментом образования (школы, детские учреждения); руководством МКАД и институтом «Союздорпроект» (при раз­мещении объектов в зоне МКАД); Департаментом науки и промышленной политики правительства г. Москвы, а также владельцами технических зон (при размеще­нии объекта в технической зоне); противопожарной службой ГОЧС г Москвы.

3. Источники и структура инвестиций. Инвестиции – это средства, вкладываемые в реализацию различных экономических проектов с целью последующего их увеличения. Источники финансирования ИП классифицируются по нескольким признакам: По отношениям собственности: собственные, привлекаемые, заемные. По видам собственности: государственные инвестиционные ресурсы, инвестиционные ресурсы АО и физических лиц, инвестиционные ресурсы иностранных инвесторов. По уровням собственников: на уровне государства и субъектов Федерации и на уровне организаций. На уровне организаций основные источники финансирования: собственные – прибыль, амортизация, страховые суммы возмещения убытков, иммобилизованные излишки основных и оборотных средств и др.; привлеченные средства, в т.ч. взносы и пожертвования, средства, полученные от продажи акций и др.; заемные средства, включающие различные бюджетные, банковские и коммерческие кредиты. Бюджетное финансирование в формах: госфинподдержки высокоэффективных ИП на условиях размещения выделенных бюджетных средств на конкурсной основе; централизованной финансирование федеральных инвестиционных программ. Инвестиционные ресурсы субъектов хозяйствования: Инвестиционные фонды и компании – инвестируют денежные средства только в ЦБ, ПИФы, негосударственные пенсионные фонды, страховые организации. Иностранные инвестиции: в форме государственных заимствований РФ; в форме вклада в акционерный капитал; вложения в ЦБ, иностранные, лизинговые, финансовые кредиты.

Перед тем как начать строительство, составляют проект будущего здания и сооружения. Затем приступают к разработке эскиза, есть идеи будущего решения.

Как правило, эскизно перерабатывают несколько вариантов, их сравнивают, анализируют и отбирают лучший.

Проектом здания называют техническую документацию, которая состоит из чертежей, расчетно-пояснительной записки и схемы. Главной частью проекта здания является чертежи, представлены как графические изображения фасадов, планов, разрезов и деталей зданий, выполненные, как правило, в оригинальных проектах. Чертежи должны давать не только определенное представление о объемно-планировочное и конструктивное решение здания, о ее внешнем виде, но также содержать данные о том, как построить здание.

Расчетно-пояснительная записка включает в себя описание и обоснование архитектурно-планировочного и конструктивного решения, содержащий необходимые статистические, технологические и другие расчеты, а также технико-экономические показатели.

Для определения стоимости материалов и трудовых затрат на строительство зданий составляют сметы. На их основе планируется капитальные вложения, финансируют строительство и ведут расчеты между подрядчиком и заказчиком за выполненные работы.

Исходным документом для проектирования любого здания есть заказ на проектирование, которое проектировочная организация получает от заказчика этого здания (Указывают место расположения объекта и главные требования к ней, которые должны быть положены в основу проекта, а также его очередность).

Технический проект предназначен для рассмотрения и оценки архитектурно-планировочных и конструктивных решений, инженерного оборудования и (в необходимых случаях) технической части проекта, решение вопросов организации строительства, определение сметной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей с для принятия решения целесообразности принятого варианта и утверждение проекта. Утвержден технический проект является основой для разработки рабочих чертежей.

При составлении рабочих чертежей уточняются и детализируются предусмотренные техническим проекту решения в той степени, в котором это необходимо для ведения строительно-монтажных работ.

Рабочие чертежи выполняют в виде общих чертежей (планов и разрезов) и детализированных, на которых указывают размеры всех деталей, элементов зданий или сооружений, их снаряжение, сечение конструктивных элементов и дают необходимые спецификации.

Проект состоит из:

1. чертежей точного изображения элементов здания

2. различного рода расчетов, подтверждающих верность функционального и конструктивного решения;

3. финансовых расчетов, которые свидетельствуют об экономической целесообразности строительства данной здания

4. пояснительной записки, содержащей обоснование принятых в проекте решений и основных технико-экономических показателей.

В строительстве зданий и сооружений принимают участие проектные и строительные организации. Администратор туристского комплекса представляет проектным организациям здания на проектирование.

Непосредственному проектированию представляют составления задания на проектирование конкретного объекта, которое разрабатывает специалист туристского комплекса, выступающего в роли заказчика.

Особое внимание обращают на перспективу развития сети торговли и общественного питания.

Одним из важных условий успешной реализации перспективных планов развития и размещение розничной торговой сети и складского хозяйства туристского комплекса является улучшение проектирования и строительства.

Проектные организации одни из первых должны учитывать процессы организационной перестройки, происходящие в торговле, предусматривать направление технического прогресса на перспективу.

Проектные организации отрасли народного хозяйства должны максимально учитывать новые достижения мировой науки и техники, проявлять творческий подход при выборе проектных решений, обеспечивать рациональное размещение объектов на застроенной территории - выбирать наиболее экономичные объемно-планировочные и конструктивные решения, внедрять наиболее эффективные технологические процессы, прогрессивное оборудование, обеспечивать высокий уровень механизации и автоматизации процессов труда.

Перед тем как начать строительство, составляют проект будучи здания. Проект - это совокупность документов, имеющих описание объекта, его техничноекономични обоснование, чертежи и другие материалы, необходимые для осуществления строительства или реконструкции здания, сооружения с наименьшими затратами средств.

Процесс разработки проекта включает комплекс изысканных, расчетных и проектно-конструкторских работ, которые проводятся для более целесообразного объемно-планировочного и конструктивного решения, которое допускается к строительству здания сферы услуг.

В строительстве торговых зданий принимают участие торговые, проектировочные и строительные организации. Торговые организации предоставляют проектировочным организациям задания на проектирование.

Проектировочными организациями могут быть:

а) Государственный институт по проектированию предприятий торговли и общественного питания, его филиалы;

б) Центральный научно-исследовательский и проектировочный институт типового и экспериментального проектирования торговых зданий.

Во-первых следует отметить, что состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства указанный в Государственных Строительных нормах Украины, а именно ДБН А.2.2-3-97.Згидно этого документа проектирование осуществляется на основании задания, утвержденного «Заказчиком», а также исходных данных, необходимых для выполнения проектных работ.

В некоторых городах к проектированию торговых зданий приглашаются местные проектировочные организации.

Проектирование осуществляется на основе нормативов. При проектировании магазинов и складов следует исходить из перспектив развития материально-технической базы торговли, которые связаны не только зоильшенням количества торговых и складских предприятий, но с качественными изменениями структуры розничной и оптовой сети.

Разработка проектной документации на строительство магазинов и складов осуществляется вместе с планами развития и размещения сети на основании имеющейся номенклатуры предприятия сферы услуг. При этом должна обеспечиваться разработка современных экономических типовых проектов с учетом увеличения уровня механизации процессов труда, внедрении современного оборудования и прогрессивной технологии хранения, переработки, доставки и продажи товаров, уменьшения трудовых затрат, представления услуг и создания удобств для покупателей (туристов).

Непосредственно перед проектированием надо поставить задание на проектирование, разработанного туристским комплексом,

выступает в роли заказчика. В здании на проектирование обычно характеризуется район деятельности, обслуживающий контингент, товарная специализация, размеры, объем и структура товарооборота и товарных запасов, схемы торгово-оперативного процесса, размещения помещений и торговых отделов (секций), методы обслуживание, приспособленное оборудование, требования общетехнического, санитарно-гигиенического и архитектурно-эстетического характера. В здании на проектирования предусматривается также источник поступления товаров, режим работы предприятия, организация погрузочных, разгрузочных работ, указываются особые требования (конфигурация помещения, шаг опорных колонн, сроки и очередь строительства).

Проектирование торговых зданий и сооружений может быть одно-и двухстадийный. Состав и последовательность разработанных проектных работ приведены в табл. 8.3.

Сложные сооружения в сфере услуг могут проектироваться в две стадии - составление технического проекта и рабочих чертежей, а простые - в одну стадию - разработка технически рабочего проекта (технический проект, вместе с рабочими чертежами). При этом по объектам, строительство которых предполагается осуществлять по типовым проектам и по повторно применяемым экономичным индивидуальным проектам, а также по технически несложным объектам, проектирование должно осуществляться в одну стадию.

Технический проект разрабатывается на основе утвержденного задания на проектирование и предназначен для рассмотрения и оценки решений, архитектурно-планировочных, конструктивных, инженерного оборудования и технической части проекта, вопросов изготовление индустриальных строительных изделий организации строительства, сметной стоимости строительства и основных технико-экономических показателей.

В процессе разработки технического проекта проектная организация может представлять заказчику (если это оговорено заданием на проектирование) предварительные объемно-планировочные и конструктивные решения, которые должны подлежать промежуточном рассмотрения с целью выбора оптимального решения.

Таблица 8.3 Состав и последовательность выполнения проектных работ

Для согласования и утверждения разрабатывается проект, а для строительства - рабочая документация.

Проект на строительство объектов гражданского назначения, как правило, состоит из следующих разделов:

Пояснительная записка с исходными данными;

Архитектурно-строительное решение, генплан, благоустройство территории;

Технологическая часть;

Решения по инженерному оборудованию и внешним инженерным сетям;

Организация строительства;

Сметная документация;

Ведомости объемов работ;

Демонстрационные материалы.

Для согласования и утверждения технически несложных объектов, преимущественно из использованием проектов повторного применения (типовые решения, типовые проекты), может устанавливаться совмещенная стадия - рабочий проект. Стадии проектирования устанавливаются «Заказчиком» совместно с проектировщиком.

Рабочий проект состоит из пояснительной записки технико-экономическими показателями и рабочих чертежей, сметной документации и раздела организации строительства.

Рабочие чертежи разрабатываются согласно требованиям государственных стандартов и подписываются соответствующими исполнителями, руководителем и нормоконтроля. Состав подписей может уточняться в зависимости от состава и структуры проектной организации.

Разработанная проектная документация подлежит согласованию с местными органами градостроительства и архитектуры, органами местного самоуправления, выдавшие технические условия на подключение к источникам снабжения и инженерных коммуникаций. По наличии особых условий размещения объекта (исторические зоны и др.). необходимо по указанию органов градостроительства согласовать проектную документацию с соответствующими организациями.

Проектная документация вступает в силу после ее утверждения «Заказчиком». Утверждение документации «Заказчиком» является фактом принятия под его полную ответственность всех решений предусмотренных в документации.

При проектировании могут приниматься как типичные так и индивидуальные технические решение, зависит от возможностей повторного применения проектов разработанных ранее, но в случаях с инженерными сетями это может касаться только конструктивных элементов.

Утвержден технический проект является основой для рабочих чертежей. Разработка рабочих чертежей ставит целью уточнить и детализировать решения, заложенные в техническом проекте. Рабочие чертежи проектов, разработанные в соответствии утвержденным техническим проектам, согласованию не подлежат. Они передаются прямо на строительство, где по ним проводят строительные и монтажные работы.

В состав рабочих чертежей входят следующие материалы:

Генеральный план с нанесением благоустройства и внешних инженерных сетей;

Планы этажей,. не повторяются;

Планы перекрытий, полов и крыш, где указано их конструктивные решения;

Планы фундаментов и их сечения;

Фасады и при необходимости в более крупном масштабе фрагменты фасадов и деталей;

Разрезы с показом отдельных элементов;

Чертежи инженерного оборудования зданий (отопление, вентиляция, водопровод, газификация, электроснабжение и др.) с показом более сложных узлов.

В состав рабочих чертежей могут входить также чертежи фундаментов под технологическое оборудование, чертежи для установки транспортного и энергетического оснащения. Рабочие чертежи является конечной стадией проектирования магазинов и складов.

Технический рабочий проект разрабатывается на основе утвержденного задания на проектирования. В настоящее время основная масса торговых зданий строится по типовым проектам. их проектирования ограничивается разработкой технического рабочего проекта.

Для ускорения проектных работ и сокращения количества проектной документации в техническом рабочем проекте приводятся только те чертежи или расчетные данные, которые отсутствуют в типовых или повторно используемых проектах.

При проектировании следует исходить из того, что строительство магазинов и складов должно осуществляться с учетом рациональных схем движения товаров, увеличение уровня механизации труда, развития прогрессивных методов торговли. Решение этих вопросов с точки зрения народногоеподарчих интересов предполагает проведение работ по типизации розничной и складской сети.

В целях повышения качества проекта и достижения наилучших проектных решений и технико-экономических показателей проектируемых предприятий осуществляется согласование и экспертиза проектов.

В инвестиционном процессе действует единый порядок согласования, экспертизы и утверждения проектов.

Согласование разработанного проекта лежит на обязанности проектной организации. Она обязана согласовать технический проект с соответствующими организациями в части энергоснабжения, противопожарной безопасности, защиты окружающей среды и др.

Затем проект направляется заказчику для согласования с ним принятых проектных решений. После согласования проект подвергается экспертизе.

Порядок проведения экспертизы градостроительной до-кументации и проектов строительства в РФ, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. № 4008, действует с учетом вводимых изменений в связи с принятием нового Градостроительного кодекса РФ.

Экспертиза является важным и действенным средством контроля за качеством проектирования, внедрением в произ-водство новейших научно-технических достижений и эффек-тивностью капитальных вложений.

Экспертизу проектов строительства осуществляют:

Федеральное агенство по строительству и жилищно- коммунальному хозяйству (Росстрой);

организации вневедомственной экспертизы республик, краев и областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

экспертные подразделения министерств.

Госэкспертиза Росстроя осуществляет экспертизу:

генеральных планов городов численностью населения 500 тыс. человек и более и курортных городов; схем решения;

проектов строительства, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений и государственного кредита;

объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;

объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением иностранных фирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета или внебюджетных фондов РФ;

экспериментальных проектов и проектов массового применения, разрабатываемых по планам бюджетных работ;

потенциально опасных и технически особо сложных объектов по установленному перечню.

Организации вневедомственной экспертизы республик, краев и областей, Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют экспертизу проектов строительства:

объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из бюджетов республик, областей, краев, Москвы и Санкт-Петербурга;

объектов, независимо от источников финансирования капитальных вложений, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления.

Экспертные подразделения министерств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами.

При экспертизе проектов и смет на строительство (ре-конструкцию) предприятий, зданий и сооружений проверяется:

соответствие проектов и смет задачам научно-технического прогресса;

экономическая целесообразность строительства нового предприятия в сопоставлении с экономической целесооб-разностью реконструкции или увеличения мощностей дей-ствующих предприятий;

прогрессивность технико-экономических показателей запроектированных предприятий по сравнению с показателями лучших предприятий, а также с утвержденными технико-экономическими показателями для предприятий данной отрасли;

наличие мероприятий по охране природы, исключающих загрязнение атмосферы, водоемов и почвы вредными выбросами и стоками и т. п.;

соответствие технологических процессов, основного и вспомогательного оборудования новейшим достижениям науки и техники и научной организации труда;

наличие решений, обеспечивающих создание наиболее благоприятных условий труда;

эффективность принятых систем управления предпри-ятием;

обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и соблюдение в проектах норм и правил пожарной безопасности и соблюдение норм и правил по охране труда, технике безопасности и санитарно-гигиеническим условиям труда;

правильность решений генерального плана предприятия;

соответствие архитектурно-строительных решений технологическим требованиям;

соблюдение требований строительных норм и правил, государственных стандартов;

оптимальность принятых решений по энергоснабжению, водоснабжению, теплоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции;

правильность определения сметной стоимости строительства (реконструкции) предприятий, зданий и сооружений.

В результате экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений составляется заключение по проекту в целом.

Заключение экспертизы по проекту и смете на строи-тельство (реконструкцию) предприятия, здания, сооружения должно содержать следующие разделы:

1) краткую характеристику проекта предприятия, здания и сооружения, описание основных проектных решений и таблицу технико-экономических показателей; замечания и предложения по проектным решениям, технико-экономическим показателям и сметам. Дается обоснование рекомендуемых изменений проектных решений, показателей и сметной стоимости строительства, а также ожидаемый эффект от их реализации;

общие выводы с оценкой качества проекта (включая сметную документацию), позволяющие рекомендовать проект к утверждению или принять решение о возвращении его для доработки, а по экспертизе проектов в порядке выборочного контроля позволяющие одобрить проект или установить необходимость его переутверждения.

заключение экспертизы - направляется организации, утверждающей проект, и проектному институту.

Защита проекта в утверждающих инстанциях по поручению заказчика производится проектными организациями.

Экспертиза является важным и действенным средством контроля за качеством проектирования, внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений.

После экспертизы и положительного ее заключения проекты утверждаются соответствующим органом в зависимости от источников их финансирования:

при строительстве за счет централизованных государственных капитальных вложений, финансируемых из федерального бюджета - Госстроем совместно с заинтересованным министерством и ведомством. Как правило, утверждение этих проектов осуществляется в Госстрое;

при строительстве объектов за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга - утверждение проектов осуществляется органами управления субъектов РФ в установленном ими порядке.

По стройкам, осуществляемым за счет собственных финансовых ресурсов заемных средств и привлеченных средств инвесторов, проекты на строительство объектов утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).

В соответствии с новым Градостроительным кодексом РФ предусмотрена государственная и негосударственная экспертиза проектной документации.

Государственная экспертиза проектной документации проводится Федеральным органом исполнительной власти (Росстроем).

Предметом государственной экспертизы является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, тре-бованиям пожарной, промышленной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Проведение иных, кроме указанных, государственных экспертиз не допускается.

Срок проведения госэкспертизы проектной документации определяется сложностью объекта капитального строительства, но не должен превышать 3 месяца.

Результатом госэкспертизы проектной документации яв-ляется заключение о соответствии или несоответствии проектной документации требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.

Отрицательное заключение госэкспертизы может быть оспорено застройщиком или заказчиком в судебном порядке.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации, размер платы за ее проведение и порядок взимания устанавливаются Правительством РФ.

Застройщик либо заказчик или лицо, осуществляющее разработку проектной документации на основании договора с застройщиком или заказчиком, может направить документацию на негосударственную экспертизу.

Негосударственная экспертиза проектной документации проводится аккредитованными организациями в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх