Педагогическая характеристика младшего школьного возраста образец. Образец психолого-педагогической характеристики учащегося

В данной работе представлены 14 примерных характеристик на учеников начальных классов . Они были написаны для предъявления по требованию: милиция, собес, врачи, опека, суд.

Если же вам понадобится психолого-педагогическая характеристика ученика, то пример написания можно посмотреть .

Характеристика ученика 3 «Б» класса, проживающего по адресу:

В средней общеобразовательной школе № __ г. ________ обучается с 7 лет (1.09.2008) по программе 1- 4 УМК «Школа России».

Мальчик воспитывается в неполной семье, которая состоит из 4 человек (мать, 2 детей и бабушка), проживающих в одной квартире.

Физическое развитие и состояние здоровья _____ соответствует возрасту и норме, тяжелых заболеваний нет, развит хорошо, болеет редко. Мать осуществляет постоянный контроль за школьной успеваемостью и поведением ребенка, а так же сотрудничает с учителем и оказывает посильную помощь. Каждую субботу _______ приходит в школу для беседы с учителем, а также зачастую звонит по неотложным вопросам.

За время обучения _____ показал себя как очень активный, открытый, общительный ребенок. Он легко входит в контакт со сверстниками, учителями. Ко взрослым относится уважительно, прислушивается. Выполняет все поручения учителя. Мальчик аккуратен, школьные принадлежности в хорошем состоянии, однако работы в тетрадях бывают небрежными из-за невнимательности. Он старается содержать не только свои вещи в порядке, но и школьное имущество. Реакция на замечания педагога положительная, старается исправить ошибки, испытывает чувство вины. Однако Влад легко поддается влиянию окружающих одноклассников. Дружит со всеми в классе, но большее предпочтение отдает дружбе с __________. Их связывает дружба с детского сада, а также «жилье по соседству», поэтому мальчики часто возвращаются со школы вместе и ходят друг к другу в гости поиграть в компьютер. Мать Влада жестко контролирует их дружбу.

Интеллектуальные возможности учащегося высокие. Окончил обучение во втором классе с одной «4» по русскому языку, остальные предметы - «5». В классе является лидером в учебной деятельности, на него равняются, уважают, надеются. На уроке всегда поднимает руку, зачастую пытается ответить на все вопросы педагога, перебивая других, стремясь во всем быть первым. Всегда распределяет свою работу во времени и работает согласно плану. К учебной деятельности проявляет сильный интерес. Принимает активное участие в школьной жизни (читает стихи на вечерах, участвует в соревнованиях, конкурсах). Мальчик участвует во всех конкурсах школы, района, а также России. Неоднократно становился победителем в школьных конкурсах, на районе, а также стал победителем по Кемеровской области. Заинтересованность в успехах ребенка проявляет мать ___________.

Мальчик посещает школьные кружки - «Волшебная кисточка», «Музыкальный театр», а так же посещает внешкольные - легкая атлетика, танцевальный, бассейн.

В классном коллективе занимает позицию явного лидера преимущественно в учебной деятельности.

Характеристика ученицы 1 «Б» класса, проживающей по адресу:

В среднюю общеобразовательную школу № ___ г. _______ пошла с 7 лет (1.09.2008) в первый общеобразовательный класс «Б» по программе 1-4 УМК «Школа России», где обучается на данный момент.

Физическое развитие и состояние здоровья девочки соответствует возрасту и норме, тяжелых заболеваний нет. Семья, состоит из 5 человек (мать, бабушка и 2 старших брата), которые проживают в одной квартире. _________ (средний брат) обучается в 8 классе школы № __ и иногда приводит сестру в школу. Мама - ________________ воспитанием детей практически не занимается. Она плохо осведомлена об интересах ребенка, успеваемости дочери, поведении в школе и вне школы. За текущий учебный год на родительском собрании была 1 раз.

Старается устроить свою личную жизнь, что отражается на ребенке. За период проживания с сожителем (зимой) отдельно от своей семьи (с ней жила только Яна) контроль за дочерью осуществлялся плохо: не выполнялись домашние задания по предметам, была периодически не готова к урокам, иногда пропускала уроки без объяснения причины (или, например, говорила «не успел пуховик высохнуть»), деньги на питание не давались в этот период. Сама мать очень редко подходит к учителю.

В остальное время воспитанием занимается бабушка, а так же осуществляет контроль за учебой ______ и обеспечивает материально (питание, развлечения - театр, кинотеатр, новогодние подарки). Она всегда в курсе событий, произошедших за текущий день. Сама подходит к учителю. Со слов ______ ее многому учит бабушка (шить, читать, убираться). _____ принимает активное участие в школьной жизни (читает стихи на вечерах) благодаря бабушке.

Между бабушкой и матерью неблагополучная эмоциональная атмосфера.

На первый взгляд девочка хорошо одета, ухожена. За время обучения _____ показала себя как открытый, общительный ребенок. Она легко входит в контакт со сверстниками, учителями. Не боится неправильных ответов, говорит, что думает. Ко взрослым относится уважительно, прислушивается. Выполняет все поручения учителя. Очень любит дежурить по классу, пока все не сделает не уходит, иногда выполняет за других работу. Старается содержать в порядке свои вещи, и школьное имущество. Реакция на замечания педагога положительная, старается исправить ошибки, испытывает чувство вины (опускает голову, молчит).

Однако, не всегда благополучная атмосфера в семье переносится ребенком в детский коллектив. Она излишне подвижна, иногда бывает даже агрессивна со сверстниками (может накричать, толкнуть, жестко отстаивает свою позицию).

В коллективе занимает позицию «среднячка», к ней прислушиваются. Девочки играют с ней в ролевые игры, раскрашивают картинки и т. д.

Интеллектуальные возможности учащейся средние. Любимыми уроками являются: физкультура, изо, труд, музыка, окружающий мир.

Общий кругозор очень мал. Малый запас слов и малая начитанность не дают возможности правильно выразить свою мысль письменно и устно. Память развита на механическом уровне, она не владеет приемами преднамеренного запоминания, отсутствует быстрота и прочность запоминания, следовательно, через несколько дней без намеренного повторения информация забывается.

Мышление развито слабо. С трудом отличает существенные и второстепенные признаки предметов. Уровень усвоения общих и абстрактных понятий очень низкий, не умеет делать самостоятельно выводы и находить пути решения.

Воображение развито слабо.

К учебной деятельности _____ проявляет интерес, но он быстро исчезает, т. к. все психические процессы развиты слабо. На уроках часто отвлекается. Домашние задания выполняет с неохотой и большим трудом (со слов бабушки). Тяжело дается заучивание таблицы сложения и вычитания, словарные слова и т. д.

Однако, девочка очень старается не отстать от остальных учащихся. Активно отвечает на вопросы учителя, даже если ответы не всегда верны.

Чтобы скачать материал или !

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Психологи ческая характеристика учащегося

Ф.И.О: Тарасова Анна Викторовна

Возраст: 7 лет.

Школа № 5, 1 класс.(посещает школу два раза в неделю)

Состояние здоровья: удовлетворительное, задержка умственного развития, небольшое косоглазие. (рекомендованно домашнее обучение)

Заболевания: ДЦП (в легкой форме).

Внешность: рост-высокая; телосложение- худощавое; лицо в целом по общей конфигурации: округлое; волосы длинные русые (чаще собраны в косу); лоб: его наклон (положение) от вертикали: вертикальный. По ширине лоб средний, по высоте - высокий; плечи опущены; спина сутулая, выступающие лопатки; походка быстрая, шаркающая; мимика хорошо выражена; жестикуляция оживленная; речь немного невнятная; голос сильный, звонкий.

Методы: беседа с учителем, с Анной; изучение школьной документации.

Условия семейного воспитания

Состав семьи: мама Тарасова Галина Николаевна, 39 лет, профессия фармацевт;

Старшая сестра Тарасова Наталья Викторовна, 19 лет, студентка экономического техникума;

Бабушка и дедушка - пенсионеры, проживают совместно с дочерью и внучками в трехкомнатной квартире.

Взаимоотношения в семье нормальные, отмечена согласованность действий взрослых по воспитанию детей.

Методы: Методы и методики: изучение школьной документации, беседа учителем, родителями; неоконченные предложения (устный вариант)

Методика «Неоконченные предложения»

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей к детям и детей к родителям,

Методика проведения: ученице предлагается устно продолжить озвученные предложения, такие как:

1) Мама меня часто обнимает…,

2) Я с мамой играю…,

3) Мама меня ругает…,

4) Сестра со мной…,

5) Я с бабушкой люблю…,

6) Моя сестра злиться когда…

По данной диагностике отмечен средний уровень взаимоотношений в семье, старшая сестра чаще игнорирует Анну, ссылаясь на «нехватку» времени.

Деятельность младшего школьника

1. ) Учебная деятельность: готовность к школьному обучению; мотивы учения и учебные интересы: выявлен низкий уровень школьной мотивации у Анны, о чем свидетельствует неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, играми, испытывает серьезные трудности в обучении: не справляется с учебной деятельностью, Отношение к школе, учению и отметкам: нередко воспринимается ей как враждебная среда, иногда отказывается выполнять задания. Учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки): наблюдается в чтении и рисовании, по данным предметам наблюдаются боллее высокие оценки, по остальным предметам успеваемость невысокая. Имеется наличие "школьной тревожности".

Повышенная тревожность проявляется в ситуациях, связанных с повседневными действиями, режимными моментами. Боится отвечать устно у доски.

В общих чертах ученица эмоциональна, нетерпелива, легко возбудима. Наблюдается неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, не всегда может контролировать свое поведение.

2.) Игровая деятельность: место в жизни учащегося; преобладающие и любимые игры; предпочтительные роли в них; взаимоотношения в игре со сверстниками и взрослыми.

Как и в дошкольном возрасте игровая деятельность занимает главное место в жизни Анны. Любимые игры: дочки-матери, магазин, больница; на улице любит играть в прятки. Роли в играх различны. Взаимоотношения со сверстниками в игре затруднены, в связи с заболеванием Ани, чаще всего дети не понимают как она хочет играть. Анна очень ранимо воспринимает сложившиеся отношения со сверстниками. Гораздо лучше у нее получается играть дома в семье, иногда вовлекая в игру взрослых членов семьи.

3.) Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения): воспринимает неохотно, чаще отказываеться выполнять поручения или просит их выполнить позже, ссылаясь на усталость. Мотивация к труду средняя, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству проявляется лчше со взрослыми, чем со сверстниками. Роли и функции в совместной трудовой деятельности: не способна выполнить сложные поручения.

4.) Общение: большаяпотребность в общении со сверстниками, круг желаемого и реального общения снижен, чем вызвана неудовлетворенность общением, характер общения (доминирование, стремление к лидерству, конфликтность). В общение со взрослыми достигает больших успехов; более склона к общению с детьми своего пола, ссылаясь на то, что мальчики чаще обижают ее и других девочек.

Методы и методики: наблюдение за учащимися в различных видах деятельности и анализ продуктов деятельности; беседа; сочинение "Моя семья".

Методика «Составление расписания на неделю"

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом.

Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка и анализ результатов: имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнила с расписанием «школы будущего», составленным Анной. При этом выделяю те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, что позволило провести диагностику отношения ученицы к учению в целом, и особенно к отдельным предметам, таким как чтение и рисовании, именно их было наибольшее количество в расписании Ани. Было ясно что в таких предметах математика и русский язык ученица совсем не заинтерисована, математика была совсем не указана в ее расписании.

Анкета по выявлению тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М. )

РЕБЕНОК

1. Не может долго работать не уставая

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

5. Смущается чаще других

6. Часто говорит о возможных неприятностях

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке

8. Жалуется, что сняться страшные сны

9. Руки обычно холодные и влажные

10. Нередко бывает расстройство стула

11. Сильно потеет, когда волнуется

12. Не обладает хорошим аппетитом

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом

14. Пуглив, многое вызывает у него страх

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается

16. Часто не может сдержать слезы

17. Плохо переносит ожидание

18. Не любит браться за новое дело

19. Не уверен в себе, в своих силах

За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.

Высокая тревожность - 15-20 баллов

Средняя тревожность - 7-14 баллов

Низкая тревожность - 1-6 баллов

У Анна выявлена высокая тревожность 14 баллов.

Учащийся как член классного коллектива: краткая характеристика класса (количество учащихся, соотношение мальчиков и девочек): Классный коллектив 1А класса состоит из 27 обучающихся, из них 12 мальчиков и 15 девочек. Формальная и неформальная структуры группы, психологический климат, межличностные отношения, степень сформированности в классе коллектива: Дети были сплочены, получили главные навыки нахождения в классном коллективе, навыки управления. Ребята хорошо воспринимают руководство со стороны классного руководителя, адекватно реагируют на замечания со стороны старших и своих одноклассников. Они поддерживают друг друга в трудных ситуациях. Мальчики не обижают девочек. Ребята активно участвуют в классных и школьных мероприятиях, особенно любят интеллектуальные игры «Поле чудес», викторины, разгадывание загадок, ребусов, кроссвордов, которые заканчиваются чаепитиями, очень любят выступать. Все ребята стараются принимать участия в классных и школьных мероприятиях. 3 ученика посещают музыкальную школу, из них одна ученица занимается сольфеджио.

Общая характеристика системы взаимоотношений ребенка в классе. Социальные контакты:

· со сверстниками. Статус в общении: зависимость от одноклассника Владика Рыжова (ребенка с ярко выраженным агрессивным поведением). Не имеет близких дружеских отношений одноклассниками. Предпочитает друзей, которые любят баловаться, бегать, шалить. Школьный коллектив нередко воспринимается ей как враждебная среда, поэтому Аня может иногда проявлять агрессию.

· со взрослыми. Может проявлять разнообразные признаки коммуникации: от подчинения и стеснительности до нахальства и дерзости; на критику учителя реагирует пассивно-положительно(понимает критику, согласен с ней, но недостатки не исправляет). Испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем.

Неактивно участвует в классных и внеклассных мероприятиях, больше любит спортивнные мероприятия, чаепития.

Анна имеет потребность быть членом коллектива класса; потребность в признании одноклассников, но в тоже время иногда проявляет конфликтность к одноклассникам, что вызвано заболеванием Анны.

Методы и методики: наблюдение за классом в формальной и неформальной обстановке, беседа с классом, сочинение "Мой класс".

Структура личности учащегося

1. ) Направленность: доминирующие мотивы: игра, тип направленности общественная; преобладающие интересы: игровая деятельность, чтение, рисование. Проявляет к данным видам деятельности устойчивый и широкий интерес, высокую степень активности.

Методы и методики: беседа, анкетирование на тему «интересы»:

Интересы

1. Чем больше всего любишь заниматься? А чем еще?

2. О чем хочешь узнать? Почему об этом? Еще о чем?

3. Чему хочешь научиться? Зачем? Еще чему? Зачем (для чего)?

4. Что умеешь делать? Кто этому научил?

5. Чему можешь научить друга?

6. О чем интереснее всего разговаривать (вообще, а также с мамой, папой и др. - перечисление возможных собеседников в зависимости от задачи)?

2.) Характер: описание черт характера по типам отношений (к себе, другим людям, деятельности, вещам), качеств характера, тип акцентуации.

Характеристика типов акцентуаций личности (Тарасова Анна)

(по К. Леонгарду)

а . ) Злопамятный (застревающий) - преобладает стойкость эмоциональных состояний гнева или страха, которое держатся очень долгое время, хотя никакие новые переживания их не активизируют.

б . ) Циклический - сменяются, чередуясь состояния энергичности и подавленности.

в . ) Пессимист (дистимический) - низкий основной уровень настроения, сосредоточенность больше на негативных сторонах жизни, чем на положительных.

г . ) Экзальтированный - резкие переходы от восторга по поводу радостных событий к тревоге и отчаянию по поводу негативных.

д . ) Тревожный - тревожность, повышенная робость и пугливость.

е . ) Эмотивный - повышенная чувствительность и глубина переживаний в области тонких эмоций, связанных с проявлениями душевности, гуманности и отзывчивости; впечатлительность.

ж . ) Экстраверт - больше обращен в сторону восприятий, чем представлений, может легко поддаваться влиянию окружения, стимулам извне.

-Волевые черты характера: активность, больше проявляется в игровой деятельности. Нерешительность; несамостоятельность в действиях, поручениях.

-Эмоциональные черты характера: порывистость, впечатлительность, безразличие, доброжелательность. Агрессивность проявляется иногда в общении со сверстниками и взрослыми, чаще такое поведении является самозащитой, Анна не знает как поступить если, например, ее чем то сильно обидели, не знает как ответить, переходит, сама того не замечая, к агрессивным действиям.

-Интеллектуальные черты: любознательность. В другой классификации черты характера по характеру отношения человека к деятельности, другим людям, к себе и к вещам .

-По отношению человека к другим людям: в основном общительна, доброжелательна, иногда бывает агрессивна.

-По отношению человека к труду: нетрудолюбива; очень не хватает инициативности, очень часто не знает чем заняться в самостоятельной деятельности;но все-таки бывает настойчива.

-По отношению человека к самому себе : самоуважение, эгоцентризм достаточно понижен, в связи с заболеванием, чаще не имеет своего мнения, полагаясь на мнение старших, в большинстве мнению мамы.

-По отношению человека к вещам: не очень аккуратна, но достаточно бережлива, немного неряшлива, любит яркие вещи и украшения

Методы и методики: характеристика типов акцентуаций личности (по К. Леонгарду),наблюдение, беседа, обобщение независимых характеристик.

3.) Самосознание и система управления: Я-концепция амбивалентная (одновременное присутствие в сознании противоположных чувств, которые человекпереживает по отношению к себе). Самооценка чаще немного занижена.

Методы и методики: наблюдение, беседа;

анкетирование «самооценка» :

1. Как ты думаешь, какой ты мальчик (девочка) - хороший, плохой, средний? (Варианты: «Каким ты себя считаешь», «По-твоему, какой ты-...?»). Почему ты так думаешь?

2. Почему ты не считаешь себя...? (в зависимости от ответа на предшествующий вопрос задаются еще два вопроса относительно оценок, которые ребенок не отнес к себе).

3. Кто, по твоему, думает о тебе (оценивает тебя) так же, как и ты? (Как именно оценивает? Что думает? Почему ты так думаешь?).

Облегченный вариант вопроса: «А мама тоже считает тебя хорошим («плохим», «средним» - в зависимости от ответа ребенка)? Почему ты так думаешь? (в зависимости от задачи вопрос можно задать относительно оценки отца, бабушки, дедушки, воспитателя детского сада, братьев, сестер, сверстников и др.)

4. Кто, по-твоему, думает о тебе (оценивает тебя) не так. как ты сам? Как именно? Почему ты так думаешь? (облегченный вариант вопроса аналогичный предыдущему).

5. Что тебе нравится в себе? Еще что? Почему нравится?

6. Что тебе не нравится в себе? Еще что? Почему не нравится?

7. Что маме (папе и др.) нравится в тебе? Почему ты так думаешь?

8. Что маме (папе и др.) не нравится в тебе? Почему ты так думаешь?

9. За что мама (папа и др.) тебя хвалят?

10. За что мама (папа) тебя: а) ругает: б) наказывает?

4.) Уровень притязаний: средний, неустойчивый.

5.) Способности: общие: к рисованию, к чтению. Одаренность: несмотря на диагноз имеет хорошие способности к рисованию, чаще они проявляются, в самостоятельной деятельности, когда Анна рисует на свободную тему.

Методы и методики: анализ школьной документации и продуктов деятельности (рисунки Ани), наблюдение (на уроке рисования, чтения) рисунок человека (до 10 лет).

6. ) Темперамент: Анна относится к меланхолическому виду темперамента; свойства высшей нервной деятельности: слабый, неуравновешенный, нервные процессы малоподвижны; скорость психических реакций средняя, сила психических реакций большая. Интроверт- психический склад характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, замкнутостью , созерцательностью , тот, кто не склонен к общению и с трудом устанавливает контакты с окружающим миром. Ригидный- мед. оцепенелый, негибкий, обусловленный напряжением мышц; психол. не обладающий достаточной приспособляемостью или связанный с недостаточной приспособляемостью, переключаемостью психических процессов в меняющихся условиях внешней среды. Возбудимость высокая; сила эмоций большая; экспрессия эмоций повышенная; склоннность к эмоциональной неустойчивости.

Методы и методики: наблюдение за ученицей в разных видах деятельности и общении со сверстниками и взрослыми. К наблюдению прилагается приложение (таблица) для болле точного определения темперамента, план наблюдений:

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает работу;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

г) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

6 . Внимание: Анна склонна к непроизвольному вниманию- направленность психической деятельности без сознательных волевых усилий, без предварительной установки и цели. С трудом сосредоточивается на нужной деятельности. Нехватка произвольного внимания затрудняет обучение ученицы.

Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.

Порядок исследования. Выдан бланк «Корректурной пробы» и разъяснения по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». (Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора). Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой - ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле,

где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

14 букв, которые необходимо было вычеркнуть,

7 букв, правильно вычеркнутых во время работы букв.

Анна выполнила на 50% , задание не простое для данного возраста (7лет), и необходимо заметить, что Аня имея диагноз ДЦП (в легкой форме), показала неплохую устойчивость внимания, так как обучение ей дается сложнее, чем одноклассникам.

Методы и методики: наблюдение, корректурная проба Бурдона.

7. Восприятие: целостность- выделяется независимостью образованного целого от качества составляющих его элементов; осмысленность средняя, восприятие времени нарушено(путает день и вечер, не хочет спать ночью, часто засыпая под утро, что приводит к большой утомляемости). Боится замкнутых пространств, восприятие человека; наблюдательность.

Склонна к ошибочному (иллюзорному) восприятию реально существующей действительности.

Методы и методики: наблюдение, задание: описать предмет, беседа с мамой Анны.

8. Память: уровень развития различных видов памяти:

По критерию времени сохранения информации;

* кратковременная развита хорошо

* оперативная память нормальная

* долговременная: имеется большая степень забывания нужных ЗУНов, что приводит также к проблемам в обучении в школе.

* генетическая: имеются некоторые привычки, приобретенные генетически от мамы.

Повышенная склонность к зубрежке.

В образной памяти склона к зрительному и вкусовому виду, плохо воспринимает информацию на слух, необходимы наглядные пособия.

Расположена к механической памяти, в которой процессы запоминания, сохранения, припоминания и узнавания информации основываются исключительно на многократном, механическом, бездумном повторении соответствующего материала.

Методики: выявление объема оперативной, кратко- и долговременной памяти; изучение школьных характеристик класса,

диагностика ведущего типа памяти:

Ход выполнения задания

Испытуемым предлагается поочередно четыре группы слов для запоминания. Первый ряд слов читает экспериментатор с интервалом 4 - 5 секунд между словами (слуховое запоминание). После десятисекундного перерыва ученики записывают те слова, которые они запомнили. Через некоторое время испытуемым предлагается второй ряд слов, который они читают молча, а затем записывают (зрительное запоминание). После десятиминутного перерыва предлагается для запоминания третий ряд слов. Экспериментатор читает слова, а учащиеся шепотом повторяют их и «записывают» пальцем в воздухе (моторно-слуховое запоминание), затем записывают те из них, которые запомнили. После перерыва предъявляются для запоминания слова четвертого ряда. На этот раз экспериментатор читает слова, а ученики одновременно следят по карточке и шепотом повторяют каждое слово (зрительно - моторно - слуховое запоминание). Далее запомнившиеся слова записываются.

Анна воспроизвёла 80% слов, которые она читала, а потом записывала следовательно, у него высокий уровень развития зрительной памяти).

9. Мышление: наглядно-образное- характерно для дошкольников и отчасти для младших школьников; Аня расположена к интуитивному мышлению, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов. Возникает предрасположение к какому-либо конкретному методу или образу мышления, желание следовать известной системе правил в процессе решения задач, - шаблонность мышления.

Методика «Изучение скорости мышления"

Цель: определение скорости мышления.

Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

Порядок исследования. В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

Обработка и анализ результатов, отсчет с третьего уровня:

19-16 слов - высокий уровень мышления;

10-15 слов - хороший;

5-9 слов - средний;

до 5 слов - низкий.

По данной методике было выявлено, что Анна склона к средней скорости протекания мыслительных процессов (5-9 слов).

Методы: наблюдение, анализ продуктов деятельности.

10. Речь: Понятность речи - синтаксически неправильное построение предложений, неправильно выделяет некоторые слова с помощью логического ударения.

Выразительность речи - проявляется высокая эмоциональная насыщенность. По своей выразительности речь Анны: яркая, энергичная но при переутомлении резко становиться вялой, бедной, появляются небольшие паузы.

Действенность речи - не оказывает большого влияния на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Средний словарный запас, наличие речевых "штампов"; выразительность, эмоциональность; половые особенности. Уровень развития письменной речи не высокий, на что указывают многочисленные ошибки в правописании; в устной речи имеются недостаки: некоторые слова Анна плохо проговаривает, произносит неправильно (злая- злитая) или не выговаривает совсем (табуретка- пудуретка),

Методы: наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности.

11. Воображение : агглютинация -- соединение несоединимых в реальности объектов, высокая склонность к фантазированию, проявление в художественной деятельности. Порождение новых идей с целью самовыражения выражается в оригинальности, гибкости, эмоциональности; склона акцентированию - утрирование реально существующих объектов или их частей (нос Буратино). уровень развития креативности личности.

Методики: "Дорисовывание фигур" (Э.Торренс-О.Дьяченко), "Сочинение на тему..." ("Сказка про..."), сочинения и рисунки на свободную тему.

12. Чувства и эмоции: повышена эмоциональная возбудимость и нестабильность эмоциональной сферы; отношение к педагогическим воздействиям: высокая склонность к психическим состояниям тревожности, небольшая склонность к агрессивности. Один и тот же объект может вызвать несогласованные, противоречивые эмоции -амбивалентность (двойственность) чувств.

Выделены следующие основные эмоции, соответствующие характеру Ани

Радость -- положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна. воспитание тревожность личность ребенок

Удивление -- не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.

Страдание -- отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

Отвращение -- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение -- желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.

Страх -- отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).

Стыд -- отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Методы и методики: наблюдение, рассказ на свободную тему, беседа с ученицей, вопроссник: Эмоциональная сфера

1. Какой самый радостный день в твоей жизни?

2. Какой самый плохой день в твоей жизни?

3. Чего ты боишься больше всего? Почему?

4. Какие сны ты видишь - приятные или страшные? Какие больше? Расскажи об этих снах (приятных и страшных), о чем они были?

13. Воля: уровень развития не высокий; целеустремленность: отражает только личные потребности и интересы. Чаще проявляется нерешительность, в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения. Отрицательное качество воли Анны -упрямство, признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы чаще ошибочные. Обладает также противоположным самостоятельности качеством- внушаемости. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные. Импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Методы и методики: наблюдение, изучение уровня развития волевых привы- чек ребенка (В.Юркевич).

Для Тарасовой Анны характерны такие особенности поведенческого и личностного характера, как нарушение дисциплины на уроках и во время перемен, плохая успеваемость, низкий уровень школьной мотивации, на что влияет диагноз ДЦП (легкой форме)поставленный ученице еще в раннем детстве.
В связи с этим классному руководителю ребёнка РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

Составить индивидуальный план работы по сопровождению семьи с учетом индивидуальных особенностей семейной ситуации;

Каждую четверть посещать ребенка на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий, изучения ситуации взаимоотношений между членами семьи.

Проконтролировать занятость Анны в каникулярное время;

Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. Путем личного примера и неоднократного тактичного повторения, прививать Анне правила поведения школьной жизни. Рекомендуется коррекционная работа по развитию навыков самоконтроля, навыкам конструктивного взаимодействия со сверстниками. Давать знания по правам ребёнка, правам и обязанностям школьника, правовые знания. Строго контролировать успеваемость Анны с учетом ее физиологических и психологических особенностей.

Семье ребенка и также классному руководителю рекомендованно:

Наладить положительный эмоциональный фон, связанный со школой - ни в коем случае не сравнивать ребенка с другими детьми класса, у Анны имеются отклонения в развитии. Не говорить плохо о школе, не критиковать учителей в присутствии ребёнка, создавать у него позитивное, положительное отношение к школе.

Стимулировать учебно-познавательную деятельность ребенка через: создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, ситуаций опоры на жизненный опыт, ситуаций успеха в учебно-познавательной деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психолого-педагогическая характеристика личности трудного ученика. Профориентационная работа с учащимися старших классов. План – конспект групповой профессиональной консультации. Диагностика по опроснику "Изучение отношения к учебным предметам".

    отчет по практике , добавлен 09.06.2010

    Методика исследования психологических детерминант успеваемости учащегося. Условия воспитания в семье. Мотивация учебной деятельности. Тестирование особенностей темперамента, мотивационной сферы, характера. Особенности внимания и восприятия, памяти.

    практическая работа , добавлен 25.04.2010

    Индивидуальная психокоррекция личности, направленная на снижение уровня тревожности, конфликтности и раздражительности. Рекомендации педагогу и родителям исследуемого подростка. Описание методики Леонгарда (Шмишека). Психологическая карта учащегося.

    практическая работа , добавлен 21.04.2010

    Основные типы семейного воспитания, их эмоциональная, когнитивная и поведенческая характеристики. Особенности родителей, имеющих черты агрессивной, авторитарной модели общения. Влияние типов семейного воспитания на процесс личностного развития ребенка.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Характеристика основных типов семейных взаимоотношений: опека, тактика "невмешательства", сотрудничество. Отличительные черты стилей семейного воспитания: демократического, авторитарного, попустительского. Переходный возраст и проблемы, им обусловленные.

    реферат , добавлен 12.01.2011

    Роль семьи в формировании личности, влияние стиля семейного воспитания на развитие тревожности ребенка в дошкольном возрасте. Методы снижения рисков возникновения личностной тревожности. Коррекция агрессивного поведения дошкольников в игровой группе.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2014

    Определение понятий характера и акцентуации, стиля семейного воспитания на основе анализа исследований зарубежных и отечественных авторов. Специфическое расстройство личности. Типы психопатий и акцентуаций характера. Динамика (жизненный цикл) семьи.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2015

    Сотрудничество педагога и учащегося: особенности проявления в преподавании различных дисциплин. Проведение исследования мотивации к достижению по методу А. Мехрабиана у подростков из групп с разной степенью внедрения сотворчества педагога и учащегося.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2009

    Особенности работы психолога в школе. Психолого-педагогическая характеристика личности учащегося. Индивидуальная консультация родителей "Причины рассеянности ребенка". Разработка урока "Характер и темперамент человека". Проведение диагностики подростка.

    отчет по практике , добавлен 11.09.2015

    Роль семьи в развитии личности, цели воспитания, задачи семьи. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей. Влияние типа воспитания на поведение ребенка, формирование его личностных особенностей. Ошибки семейного воспитания.

Классному руководителю очень часто приходится заполнять характеристики на учеников. Этот документ представляет собой описание психологических, социальных и личных качеств школьника. Он составляется как для нужд самой школы, так и для внешних пользователей. Оформлять ее также могут завуч, директор или психолог учебного заведения.

Этот документ составляется в основном для облегчения знакомства нового преподавателя со школьником. Ученики в соответствии с программой обучения переходят из одного класса в другой. В процессе обучения они должны как минимум сменить двух или трех классных руководителей: при переходе из начальной школы в среднюю, при переходе в 10 – 11 классы.

Некоторые учителя – узкие специалисты для улучшения налаживания контакта с учеником и правильного построения обучающего процесса могут использовать этот документ.

Характеристика на ученика предоставляется в другую школу (если произошла смена образовательных учреждений), высшие и специальные учебные заведения, органы опеки и защиты прав детей, участковым, милицию, военкомат. Основное требование к внешней характеристике – она должна быть составлена на официальном бланке школы и заверена подписью или печатью директора.

Различают три вида характеристик на ученика в зависимости от ее содержания: психологическая, педагогическая и психолого-педагогические.

Как написать характеристику на ученика

Характеристика на ученика оформляется в свободной форме. Тем не менее желательно придерживаться ее стандартной структуры. Это необходимо для того чтобы учителя могли сопоставить характеристики во времени, отследить произошедшие изменения в поведении и успеваемости школьника.

Что должен содержать данный документ:

  1. В начале этого документа указываются личные данные ребенка: Ф.И.О., его класс, возраст. Здесь же можно записать сведения о его родителях и национальности.
  2. Далее нужно заполнить информацию о состоянии здоровья и физическом развитии школьника.
  3. В этом разделе классному руководителю необходимо описать атмосферу в семье ребенка, его взаимоотношения с родителями и степень их влияния на него.
  4. Этот абзац характеристики посвящен интересам ребенка. В нем лучше всего рассказать, что любить он делать, чем увлекается, какие секции и кружки посещает, сведения о его хобби.
  5. В этом разделе составитель характеристики должен описать развитие интеллекта ученика, имеющиеся способности к определенным наукам, а также предметы, которые школьнику труднее всего даются. Обязательно необходимо указать его успеваемость.
  6. В этом подразделе учитель характеризует особенности темперамента и наличие волевых качеств у ребенка.
  7. Важным для преподавателя является абзац, посвященный описанию взаимоотношений школьника с одноклассниками, другими школьниками, а также с другими учителями.
  8. В последнем разделе нужно описать моральные качества ученика, рассказать о его самооценке.

Характеристика на школьника подписывается классным руководителем и обязательно проставляется дата ее составления.

Психолого педагогическая характеристика, ее составление

Психолого педагогическая характеристика – это наиболее подробный документ с объективной оценкой, который составляется преподавателем или психологом на конкретного ученика. Он более стандартизирован, применяется внутри школы для построения учебного процесса учителем, а также в качестве источника информации для социального педагога, психолога, врача, руководства школы.

В нем желательно не использовать общие фразы, здесь оценка школьника происходит по заранее определенным показателям. Главная особенность этой характеристики – она содержит максимум информации для преподавателя, при ее составлении не требуется много времени, и она понятна любому учителю.

Лучше всего применять разновидность этой характеристики – графическую психолого-педагогическую карту. Она представляет собой шкалы, в начале и в конце которой стоят противоположные по значению характеристики школьника. Например, «Учится с интересом» и «Учебой не интересуется». Карта разбита на блоки. Например, «Учеба», «Поведение», «Общение в семье», «Общение в школе», «Общественная активность», «Личные качества». Этот документ позволяет по шкале оценить также степень развития качеств ребенка.

Особенность составления некоторых характеристик на учеников

Преподаватель может составлять характеристику на группу учащихся. В этом случае необходимо предварительно разбить школьников на группы по успеваемости, общению и т. д. И только после этого приступать к ее составлению.

Для средних и старших классов:

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста

К 6 годам ребенок в основном уже готов к систематическому школьному обучению. О нем надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознает свое поведение, может сравнивать себя с другими. К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований:
1. Стремление к общественно значимой деятельности.
2. Способность управлять своим поведением.
3. Умение делать простые обобщения.
4. Практическое овладение речью.
5. Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

Как пишет В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.

В 6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

Ведущей деятельностью первоклассников становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Оно характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.

В биологическом отношении у младших школьников, по сравнению с предыдущим возрастом, замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно увеличивается сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.

В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения – младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств.

В развитии наблюдается дисгармония в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляется повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении.
В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. По этой же причине у детей заметно возрастает ловкость в метании, лазании, легкоатлетических и спортивных движениях.

В этот период развития двигательные функции получают весьма значительное развитие, особенно существенно совершенствуется координация движений, чему способствуют занятия физической культурой, различными видами спорта (плаванием, гимнастикой, легкой атлетикой и др.), ручным и производительным трудом и т.д.
Дети в этом возрасте умеют:
1. Прямо и твердо ходить, бегать, прыгать.
2. Точно ловить и кидать мяч.
3. На протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы.
4. Застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
5. Проводить прямые, не дрожащие линии.
6. Достаточно уверенно пользоваться ножницами.
7. Складывать пазлы без помощи взрослого.
8. Обводить рисунки по пунктиру.
9. Дорисовывать симметричные половины несложных рисунков и т.д.
Соответственно с физическим развитием, в возрасте 6–10 лет происходит бурное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с когнитивной деятельностью, а также с высшими (нравственными) чувствами.

Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у школьников, диктуют педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы.

Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р», но в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность. К концу первой ступени школы восприятие ребенка усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.

Внимание младших школьников недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Дети способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.

Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще», - напоминал учителям К. Д. Ушинский, призывая опираться на первых порах школьной работы на эти особенности детского мышления. Задача школы первой ступени - развить интеллект ребенка до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст, указывал Л. С. Выготский, ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти, которые развиты гораздо лучше). Именно в школе интеллект ребенка развивается настолько интенсивно, как ни в какое другое время. В этот период особенно велика роль учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методи¬ки организации познавательной, деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается.
В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков», или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников», с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. В начальной школе активный словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка становится – контекстная речь.

Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память . Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания. Его память имеет по преимуществу наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. В отличие от дошкольников, младшие школьники целенаправленно, произвольно запоминают материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на производную память. В ходе обучения совершенствуется смысловая память, с помощью которой дается возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. А так же развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, и оперативная.

Воображение в младшем школьном возрасте опирается на конкретный предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.

Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него складываются элементы социальных чувств, вырабатываются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное - огромный авторитет, которым пользуется учитель. Роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.

Мотивационная сфера по темпам развития отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, мотивы не осознаются. Повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать превалируют над доводами разума, школьник совершает множество необдуманных действий. Большие проблемы в гуманистическом воспитании связаны с положительной самооценкой школьников. Весьма существенно на ее формирование влияет переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, которая складывается в сравнении с другими детьми, естественно, не совпадают или совпадают редко. Двойное давление трудно выдержать, а поэтому ребенок, спасаясь, пристает к одному берегу, и это чаще всего заниженный уровень самооценки. Когда взгляды семьи и школы расходятся, это всегда создает дополнительную нагрузку на психику ребенка. Низкая самооценка связана с глубоким внутренним дис-комфортом. Прекрасно понял это и выразил Ж. Ж. Руссо: гармоничность воспитания возможна лишь в том случае, когда ребенок свободно делает то, что хочет, а хотеть он будет того, что хочет его воспитатель. Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность.
Эмоционально-волевая сфера младших школьников характеризуется:
1. Легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями.
2. Непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний: радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.
3. Большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроения (на общем фоне бодрости, веселости, беззаботности), склонностью к кратковременным и бурным аффектам.
4. Тем, что эмоционально значимыми факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками.
5. Эмоциями и чувствами (и своими, и других людей), которые слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается неверно, так же, как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников. Иными словами, у младших школьников, как правило, не развито чувство эмпатии, сопереживания.
Внешнее поведение ребенка самым серьезным образом отражается на его внутреннем мире, именно поэтому младший школьник требует неусыпного внимания.

Таким образом, развитие младшего школьника – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учёб. пособие. – 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379 с.
2. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д. Фабер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.
3. Гаврина, С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Книга тестов / С.Е Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. – 80 с.
4. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
5. Исаев, Д.Н. Отстающий в развитии ребенок. Как узнать, что ребенок отстает в развитии? / Д.Н. Исаев. – СПб.: Речь, 2012. – 187 с.
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 656 с.
8. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 448 с.
9. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.: ил.
10. Родионов, В.А. Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физической культуры

Составление характеристики на ученика или на группу учащихся - это одни из самых популярных, действенных и доступных способов для определения и выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся. Только грамотно составленная характеристика помогает новому педагогу быстрее наладить контакт с учеником (классом), получить представление о его личностных качествах, выстроить план дальнейшей педагогической работы и создать оптимальные условия для развития школьника, в то время как предвзято составленная характеристика может отрицательно сказаться на отношениях между педагогом и учеником.

В различные периоды требования к составлению характеристик на детей обуславливались теми или иными аспектами социально-исторического процесса и практически напрямую зависели от уровня развития психологической науки об индивидуальных особенностях личности ребенка. На практике можно встретить множество характеристик составленных преподавателями, как по свободной форме, так и по рекомендациям педагогической науки. Эти формы значительно отличаются друг от друга по выделяемым показателям и имеют как достоинства, так и недостатки.

Сравнив и проанализировав существующие на сегодняшний день формы характеристик и используемые в них критерии оценки учащихся, можно выделить основные требования, которым должна соответствовать составляемая на ученика характеристика:

  1. должна отображать его индивидуально-психологические особенности, проявляемые им в процессе обучения и поведении;
  2. разделить учеников по уровню преобладания тех или иных особенностей;
  3. показать отношение преподавателя к ученику;
  4. должна составляться по стандартной схеме;
  5. должна быть легко "читаемой" и понятной для педагогов, не знакомых с характеризующимися школьниками;
  6. процесс составления характеристики не должен быть трудоемким.
На основании перечисленных выше требований была разработана " ", использующая метод экспертных оценок в графическом виде (эксперт - классный руководитель). Данная карта позволяет составить наиболее правильную и объективную характеристику на ученика.

Индивидуальные и психологические особенности учащихся отображены в карте в виде шкал, по краям которых расположены минимальная и максимальная степени выраженности этих особенностей. Один край шкалы соответствует крайней степени выраженности какой-либо особенности личности или поведения, а другой - показывает отсутствие проявления этой особенности в поведении или выраженность противоположной по качеству особенности. При заполнении карты необходимо на каждой шкале отметить (например, галочкой) степень выраженности той или иной особенности. Мера удаленности от краев шкалы характеризует школьника по оцениваемой психологической особенности.

Анализ оценок, выставленных педагогом по шкалам отношения, позволяет не только учесть отношение учителя к ученику, но и выявить наиболее конфликтные зоны общения.

Данная карта рекомендуется к заполнению и составлению на каждого учащегося в конце определенных периодов обучения, для выявления первостепенных задач в процессе обучения и воспитания ученика, а также, чтобы помочь новому учителю (в случае смены классного руководителя) в работе с классом:
3 класс - карта, с обобщенными сведениями об ученике, составляется для учителя средней школы (пока ещё не знакомого с учащимся) учителем начальной школы;
7 класс - карта составляется в период перехода учащегося к дифференцированному обучению (выбор профилирующего направления, техникума, ПТУ);
9 класс - карта составляется для выявления профессиональных наклонностей ученика, для его дальнейшей подготовке к поступлению в ВУЗ.

Если школьник обучается по одиннадцатилетней программе, тогда "Психолого-педагогическую карту учащегося" рекомендуется составлять в 4, 8 и 10 классах.

Для наглядного примера приведем несколько готовых характеристик на учеников разных классов (с пояснениями), которые были получены при помощи психолого-педагогической карты.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх