Первые «трещины» нового закона о туризме. Комитет по предпринимательству в сфере туризма Поправки в закон о туризме

С января 2017 года российские турагентства обяжут функционировать согласно новым законодательным нормам. Реформирование туристической отрасли было инициировано, чтобы повысить степень защиты потребителей и увеличить прозрачность данного рынка. На сегодняшний день новая законодательная норма уже принята, так что турфирмам предстоит в течение оставшегося времени провести грамотную подготовку, чтобы суметь работать в новых условиях. В противном случае они просто не смогут продолжать функционировать. Давайте разберемся, какие инновации принесет этой 2017 год.

Туристические инновации 2017 года

Напомним, что еще в августе 2015 года Владимиром Путиным было инициировано создание единого госреестра турагентств. Главная цель инициативы - сделать невозможным функционирование фирм-однодневок. Это должно привести к повышению ответственности участников туррынка, многие из которых сегодня работают «в тени». Туристы смогут отслеживать наличие фирмы в реестре, что позволит им сделать выбор в пользу проверенных компаний.

В марте 2016 года в рамках объединения «Турпомощь» такой реестр был создан. Более того, с 1 января 2017 года участие в нем является обязательным. Согласно недавнему заявлению Александра Осауленко, руководителя «Турпомощи», фирмы, не вступившие в организацию, не предоставившие подтверждения о наличие договоров с туроператорами и не зарегистрированные в этом перечне, просто не смогут реализовать путевки туристам.

Он также отметил, что существует вероятность исключения фирмы из реестра. Это будет сделано, если оператор направит в адрес «Турпомощи» письменное уведомление о том, что разорвал с фирмой-агентом договорные отношения. В новой законодательной норме было уточнено несколько формулировок. Так, агентством может называться лишь реализатор путевок, работающий за комиссию от туроператора, выступающий от его имени и по его поручению.


Новый закон должен создать прозрачные условия в деятельности турфирм

Несомненно, такое уточнение является важным аспектом, ведь до этого момента в РФ функционировало более 40 тысяч агентств, деятельность которых никак законодательно не контролировалась. Это привело к возникновению мошеннических схем, когда фирмы-однодневки просто прекращали работу после сбора предоплаты с туристов.

Действие нового закона, прежде всего, направлено на агентства, которые занимаются продажей туров за границу. Однако, согласно словам Андрея Гаврилова, президента Альянса туристических агентств, сегодня наблюдается стремительный рост потока туристов, желающих отдохнуть на российских курортах, но данная законодательная норма не гарантирует защиту их прав.

Гаврилов предположил, что закон еще может претерпеть некоторые изменения - возможно, его откорректируют с целью обеспечения такой защиты. Кроме того, нуждается в доработке момент, касающийся внесения денег туроператором, так как у агентств, живущих за счет 10-15% комиссионных от тура, не всегда есть возможность внести за него депозит.


Новые законы для туристической сферы РФ еще требуют доработки

Законодательные коллизии

Тем не менее, до сих пор неясными остаются несколько значимых моментов.

  • Новый закон никак не отвечает на вопрос, что делать агентствам, имеющим договорные отношения сразу с несколькими операторами. К примеру, туры в Венгрию реализуют три основных оператора, а российские агентства-посредники работают сразу со всеми венгерскими операторами. Возникает закономерный вопрос - какой из трех венгерских операторов должен брать на себя ответственность за подачу списков доверенных агентов, и можно ли как-то обязать это сделать иностранного оператора?
  • Согласно новому законодательному акту, у агентства может возникнуть необходимость перевести оператору предоплату. Однако система оплаты депозитов невозможна для реализации теми фирмами, которые работают за 10-15% комиссионных от турпутевки. Это может привести к ослаблению туристического рынка, так как скажется на выживаемости фирм. Пока неясно, сколько фирм-агентов просто уйдет с рынка в 2017 году, если это условие будет закреплено в качестве обязательного;
  • Необходимость регистрации в едином реестре вызвала множество дискуссий. Дело в том, что ведение таких регистрационных списков должно быть возложено на какой-то единый общероссийский орган исполнительной власти. Пока данные полномочия не возложены ни на минкультуры, ни на Ростуризм, ни на налоговую, ни на Роспотребнадзор, так что непонятно, кто будет нести ответственность за релевантность информации и принимать претензии в случае возникновения ошибок. «Турпомощь», которая сейчас занимается ведением данного перечня, является авторитетным объединением, однако никаких властных полномочий у него нет;
  • На сегодняшний день не существует точного перечня критериев, дающих турагентствам право работать в отрасли туристических услуг. Пока что требование только одно – наличие договора с туроператором, но этим дело явно не ограничится.

Свердловский турбизнес начал испытывать на себе первые результаты вступления в силу поправок в закон о туризме. По идее законодателей, изменения были направлены на защиту прав потребителей и упорядочение рынка. Однако на сегодняшний день и туроператоры, и турагентства, и сами граждане, желающие отдохнуть за рубежом, не понимают, как им действовать, чтобы остаться в правовом поле и не понести глобальных финансовых потерь.

Напомним, поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» вступили в силу с 1 января 2017 года. Согласно документу, взносы в резервный фонд (ранее — компенсационный фонд) и фонд персональной ответственности должны были быть уплачены туроператорами до 31 января 2017 года. Компании, не сделавшие этого, подлежали исключению из реестра организаций, имеющих право работать на зарубежных направлениях.

По данным Ростуризма, в настоящее время общее количество туроператоров, продливших свое членство в ассоциации «Турпомощь» и создавших фонды персональной ответственности, составляет 584 компании. При этом 20 организаций направили в ассоциацию заявления о выходе из ее состава, еще ряд компаний, ранее работавших в сфере выездного туризма, вошли в реестр как операторы по внутреннему рынку или создали новые юридические лица, чтобы уменьшить себе размер взносов.

«Вопрос с юрлицами остается крайне запутанным. Те, кто сейчас в реестре только как операторы по России, имеют обязательства перед туристами по зарубежным направлениям с глубиной продаж до осени. Многие открыли новые ООО, чтобы сэкономить деньги. И теперь люди не понимают, что договор у них с одной компанией, средства при покупке тура они зачастую перечисляют в другую. Как в этом разобраться рядовому потребителю, и кто понесет ответственность, если турист не вылетит к месту отдыха или вылетит не вовремя, совершенно непонятно», — рассказал общественный уполномоченный по защите прав туристов Свердловской области Вадим Винер.

Следующий сложный вопрос касается взаимоотношений туроператоров и турагентств. Ряд проблем здесь возникает из-за обязанности туроператоров до середины апреля 2017 года пополнить объем своих фондов в «Турпомощи».

«Сегодня многие сделали минимальные взносы в ассоциацию в размере 100 тыс. руб. при нулевом балансе. В апреле они будут обязаны внести средства в размере 1% от общей цены турпродукта за прошлый год, а если не хотят платить еще и за продление фингарантий, то 7%. Понятно, что все хотят схитрить и не делать страховки. Однако таким образом старый механизм защиты туриста будет разрушен, а работоспособность нового пока сомнительна», — полагает Вадим Винер.

Кроме того, из-за недостаточной прозрачности формулировок нового закона возникают проблемы при получении агентствами доверенностей на продажу операторских туров.

«Каждый прочитал закон по-своему. Некоторые операторы говорят, что мы должны заключать с клиентом только их договор. А для этого нужно у операторской компании подтвердить заявку на тур. Приходится заключать с клиентом некое свое, предварительное соглашение, бронировать тур и брать за него аванс, а потом подтверждать эту заявку у туроператора и заключать с туристом новый договор уже от его имени. Учитывая, что я сотрудничаю примерно с сотней компаний, объем работы получается просто колоссальный», — пояснила директор турфирмы «Либерти» Ольга Свечкова.

При этом рентабельность агентского бизнеса в связи с законодательными изменениями еще более снизилась. Так, ряд туроператоров в целях экономии сократил агентствам комиссию за реализацию их турпродукта.

«Нагрузка на туроператоров сегодня значительно возросла, многим она непосильна при сегодняшней рентабельности. Поэтому одни компании уходят с рынка, другие снижают комиссию турагентствам на 3-4%, чтобы наполнить фонды «Турпомощи», — отметила директор компании «Инна-тур» Инна Аверьянова.

Между тем для многих турагентов такая мера означает крайнее снижение маржинальности и ведет к уходу с рынка. Для туроператоров она может обернуться потерей агентских продаж.

«Если раньше мы получали 10% и имели некоторую степень свободы, то теперь Sunmar дает только 6%, «Библио Глобус» — 7%. Получается, что если к нам обратился клиент и расплатился картой, предполагающей списание еще 2% по какой-либо программе, а валютный курс незначительно изменился, мы можем вообще ничего на этом туре не заработать. Поэтому мы стараемся на тех направлениях, где есть хоть какая-то конкуренция, сотрудничать с теми операторами, которые комиссию не снижают», — рассказала Ольга Свечкова.

Таким образом, для всех участников турбизнеса сегодня новый закон о туризме стал значительной нагрузкой. Многие организации уходят с рынка или прибегают к использованию различных схем, позволяющих сэкономить. При этом эксперты отмечают, что говорить о повышении защищенности туристов тоже пока сложно, поскольку рынок стал еще более далек от прозрачности. Впрочем, аналитики отрасли надеются, что закон будет доработан уже в ближайшее время, в том числе в процессе судебной практики.

C 1 января 2017 года вступит в силу измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

В настоящее время продолжается совершенствование нормативной базы, определяющей особенности осуществления туристской деятельности. В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Пензенской области сообщает, что с1 января 2017 года вступит в силу существенно измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон).

В соответствии с измененной статьей 4.1 Закона осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - финансовое обеспечение ответственности туроператора).

Также Законом предусмотрен новый механизм финансовой защиты интересов туристов в виде фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма (статья 11.6 Закона). Если указанный фонд сформирован в максимальном размере (не менее семи процентов от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год), то финансовое обеспечение ответственности туроператора не требуется. Средства фонда персональной ответственности предназначены для возмещения - туристам реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристического продукта.

Порядок и условия такого возмещения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 года №779 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма» (далее - Правила).

Основанием для возмещения является факт причинения туристу ущерба, в случае не выполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации турпродукта.

Новой редакцией статьи 4.1 Закона предусмотрен ряд обязанностей туроператора в случае невозможности исполнения им всех обязательств по заключенным договорам о реализации туристского продукта.

Так, туроператор обязан:

а) прекратить заключение новых договоров о реализации туристского продукта, в том числе обеспечить прекращение их заключения турагентами,
реализующими туристский продукт, сформированный таким туроператором;

б) направить информацию о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения обязательств по договорам о реализации
туристского продукта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в объединение туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма), в организацию, предоставившую туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора;

в) разместить эту информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Датой установления факта причинения реального ущерба считается день, когда туроператор публично заявляет о прекращении своей деятельности по причине невозможности исполнения обязательств или день, когда объединению туроператоров стало известно о прекращении деятельности туроператора.

Также Правилами определены лица, имеющие право предъявлять требования о возмещении реального ущерба, в том числе, до наступления фактической даты выезда в страну временного пребывания, указанной в договоре о реализации туристского продукта. К таким лицам отнесены сами туристы, иные заказчики туристского продукта или их представители, действующие на основании надлежащим образом удостоверенной доверенности. Под реальным ущербом, подлежащим возмещению, понимаются расходы туриста и (или) иного заказчика в соответствии с договором о реализации туристского продукта.

Следует учесть, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела Iчасти первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

Правилами также утверждены перечень информации, которая должна содержаться в требовании о возмещении денежных средств, и перечень прилагаемых к требованию документов.

Обращаем внимание, что к новеллам Закона относятся положения в соответствии с которыми определена возможность заключения договора между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком в форме электронного документа (статья 10 Закона). В этом случае к требованию о возмещении денежных средств должен быть приложен договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации.

Деятельность по возмещению реального ущерба возложена на объединение туроператоров. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 2130-р статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма присвоен ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь».

В соответствии с Правилами на объединение туроператоров возлагается обязанность разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомление о дате начале сбора требований о возмещении денежных средств. В течение 90 рабочих дней с наступления объявленной даты формируется реестр туристов, предъявивших свои материальные требования в установленном порядке, после чего в течение 10 рабочих дней осуществляется процедура рассмотрения требований и принятия решений о возмещении реального ущерба.

Пунктом 12 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возмещении реального ущерба. К таковым отнесены:

а) наличие в приложенных к требованию документах неполных и (или) недостоверных сведений;

б) наличие факта причинения реального ущерба туристу и (или) иному
заказчику, не обусловленного неисполнением туроператором своих обязательств по
догов ору о реализации туристского продукта;

в) отсутствие денежных средств в фонде после произведенных выплат в
порядке и сроки, установленные Правилами.

При принятии положительного решения о возмещении реального ущерба денежные средства перечисляются на банковский счет туриста и (или) иного заказчика.

Решение об отказе в таком возмещении может быть обжаловано путем направления заявления в объединение туроператоров в течение 30 рабочих дней со дня принятия обжалуемого решения. Срок рассмотрения такого заявления не может превышать 5 рабочих дней.

Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма формируется Ассоциацией «Турпомощь» для каждой компании отдельно за счёт ежего-дного взноса туроператора - 1% от общей цены выездного турпридукта за предыдущий год. Для новых туроператоров размер взноса устанавливается в сумме 100 тыс. рублей. Если необходимость выплат наступит до формирования максимального размера фонда, то возмещению подлежит разница между суммой реального ущерба и суммой, полученной туристом по договору страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации турпродукта или по банковской гарантии.


Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность».

В его подготовке приняли участие Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, Российский союз туриндустрии.

В новую редакцию закона были внесены около ста изменений.

Наиболее серьезные из них касаются организации фонда «Турпомощи». Вместо одного «компенсационного», туроператоры будут вносить средства в два – резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. Напомним, что закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд:

«50 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей;

100 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

300 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;

500 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов.»

Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента». Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором».

Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

В законе нет нормы, обязывающей агентства вступать в реестр при «Турпомощи». Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.

Ответственный секретарь Комитета по предпринимательству в сфере туризма, Е.Иванкова

Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработку во второе чтение с тем, чтобы принять его в окончательном варианте вечером в этот же день. По словам первого зампредседателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, такое «хитрое» телодвижение потребовалось, чтобы внести необходимые для туристического закона поправки в налоговый кодекс об освобождении от налогов фондов «Турпомощи»: теперь резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператоров освободят от налогов.

По оценкам экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», промедление с введение в действие нового закона оценивается скорее положительно - в оставшееся до конца года время предполагается принять все необходимые нормативно-правовые акты.

Напомним, кроме налоговых послаблений для « », в «правилах игры» для турбизнеса новый закон меняет следующее: прежде всего дифференцирован размер взноса в объединение «Турпомощь». Для туроператоров с количеством выезжающих туристов не более 10 тысяч в год взнос составит 50 тысяч рублей, не более 100 тысяч — 100 тысяч и далее по нарастающей. При этом размер вступительного взноса в «Турпомощь» установлен в 100 тысяч рублей. Помимо этого закон предполагает установление ежегодного взноса в фонд персональной ответственности туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. При этом максимальный размер фонда персональной ответственности составляет 7% от общей цены турпродукта.

В свою очередь, поправки в налоговый кодекс предполагают, что средства, полученные объединением «Турпомощь» в виде взносов, перечисленных в резервный фонд и в фонды персональной ответственности туроператоров, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Пока все суммы взносов туроператоров в некоммерческую организацию считаются налогооблагаемой базой на основании того, что взносы делаются из средств прибыли туроператоров.

«В среду было принято решение советом Думы о выносе на третье чтение законопроекта, но кроме этого есть и соответствующая рекомендация правительства о том, что принятие отраслевого закона должны быть синхронизированы с изменениями в налоговый кодекс, которые внесены только в этом году. Принятие их отдельно и та норма, которая предполагалась в законопроекте - что он вступает в силу в течение 180 дней, создали бы дополнительные проблемы. Поэтому уполномоченными органами в четверг было принято решение о вступлении закона в силу с 01.01.2017», - пояснил ситуацию , вице-президент . По его оценке, такое промедление пойдет закону на пользу - за это время будут приняты не только изменения в налоговой кодекс, но и все необходимые нормативно-правовые акты, которых около 20, чтобы позволить закону реально действовать. «Есть возможность адаптироваться и органам управления, а самое главное бизнесу - туроператорам дается время, чтобы понять новую норму, выбрать форму обеспечения ответственности», - рассказал Юрий Барзыкин.

По оценке эксперта, срок для того, чтобы сформировать рабочую нормативно-правовую, базу достаточный. «Несмотря на все нюансы, данный перенос мы оцениваем скорее позитивно», - резюмировал Юрий Барзыкин.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх