По праву классный час для школьников. Классный час на тему: “Твои права и обязанности”. Сценарий. Защита от насилия и эксплуатации

Тема: «Твои права, подросток» (дискуссионная беседа-практикум)

Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития.

Ж. Ж. Руссо

Цель:

Воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу.

Ход классного часа.

Ситуация №1 «Какие права подростков закреплены в международных документах?»

Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти детские права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чиста детские проблемы и заботы.

Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Самые известные из них — Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.

В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей, и во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности...» Это словно призыв ко всем: заботьтесь о детях, будьте ответственны по отношению к ним!

Конвенция о правах ребенка — большой документ. В нем 54 статьи. В отличие от Декларации, его подписывают представители государств, и, будучи подписанным, он является обязательным для них. Суть этого международного документа выражается в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению прав ребенка».

В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:

— основные права: на жизнь, имя, гражданство и т. д.;

— призывающие обеспечить детям нормальную семейную жизнь;

— права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести и т. д.;

— права, сохраняющие детям здоровье и содействующие их физическому развитию;

— права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;

— права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях на войне, в заключении и т. д.

Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т. д. Все права принадлежат ему в полной мере.

Задание: Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие международные документы защищают права детей?

2. К чему призывают эти документы?

3. Какие права ребенка закрепляют эти документы?

4. Почему некоторые права можно назвать «детскими»?

Ситуация № 2 «Кто главные защитники прав подростка?»

Конечно, главными защитниками прав несовершеннолетних являются их родители. Но они не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий главный защитник прав подростков — государство. Оно обязано выделять на нужды образования, культуры, здравоохранения, создания бытовых удобств, на питание детей необходимые денежные средства. В частности, государство обеспечивает уход за детьми, которые лишились родительской опеки. Большую роль в этом играют органы опеки и попечительства.

Эти органы призваны защищать права и интересы несовершеннолетних в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или длительного отсутствия и в других непростых случаях.

Органы местного самоуправления могут эффективно помочь детям в осуществлении их прав. Строительство школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений культуры — первоочередная забота губернаторов, мэров, префектов и других избранных «слуг» народа.

Право подростка на жизнь и воспитание в семье может решаться в судебном порядке как на муниципальном уровне, так и на национальном уровне с помощью международных механизмов. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свободы человека (в том числе ребенка и подростка), если исчерпаны все имеющиеся межгосударственные средства правовой защиты. В качестве примера можно привести специализированные детский департамент Гаагского суда (Нидерланды).

Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека был учрежден в 1959 году в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека.

Задание.

1. Как вы думаете, что входит в функции Европейского суда по правам человека? Какие вопросы он может решать?

2. Кто обязан защищать права детей и подростков на межгосударственном и муниципальном уровне?

3. Как вы думаете, какие права несовершеннолетних закреплены в постановлениях Правительства РФ?

Ситуация № 3. «Как повлияли на права несовершеннолетних новые изменения российского законодательства?»

В настоящее время обсуждаются проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года. № 5487-1 № 319470-3 (внесен Московской городской Думой, принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ № 415-IV ГД от 20.04.2004 г.) и проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 54 Федерального закона от 8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 319472-3 (внесен Московской городской Думой, принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ № 414-IV ГД от 20.04.2004 г.).

Данные законопроекты вносят изменения в действующее законодательство, касающиеся возраста несовершеннолетних, больных наркоманией, которым может оказываться медицинская помощь без их согласия.

Так, проект № 319470-3 предлагает внести изменения в часть вторую ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В новой редакции предлагается закрепить положение о том, что несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Так, для несовершеннолетних, больных наркоманией, в возрасте от 15 до 16 лет предусматривается обязательное лечение без их согласия. Аналогичные изменения вносятся и в ст. 31, 32, 33,43 и 61 Основ законодательства.

Проект № 319472-3 вносит изменения в пункт 2 ст. 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах* от 8.01.1998 г. № З-ФЗ. Предусматривается, что наркологическая помощь несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте до 16 лет оказывается без их согласия, но с согласия или по просьбе их родителей или законных представителей.

По мнению разработчиков законопроектов, увеличение возраста до 16 лет позволит медицинским работникам охватить группу несовершеннолетних, больных нар команией, которые нуждаются в оказании медицинской помощи, но не подпадают под категорию лиц, для которых предусмотрено обязательное лечение.

В последних изменениях законодательства в области защиты жилищных прав несовершеннолетних все гарантии жилищных прав детей сохраняются в полном объеме для тех несовершеннолетних, которые являются собственниками (в том числе долевыми) недвижимого имущества, с которым совершается сделка. В случае совершения каких-либо сделок с их имуществом требуется соблюдение всех согласовательных процедур в органе опеки и попечительства. Это одно из базисных требований Гражданского кодекса. Оно осталось неизменным и основано на требовании абз. 2 п. 1 ст. 28 ГК РФ (во взаимосвязи с положениями п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ), согласно которому при сделках законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом требуется согласие органов опеки и попечительства.

В январе 2005 года вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 292 ГК РФ, согласно которой «отчуждение жилого помещения, в котором проживают

А) находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения;

Б) оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства».

Ранее же согласие органов опеки и попечительства требовалось во всех случаях, когда сделка совершалась с жилым помещением, в котором проживал (был прописан) несовершеннолетний.

Происходят изменения и жилищного законодательства, связанные с введением с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса — прекратили действие некоторые статьи Закона РФ «О приватизации жилищного фонда». В частности, с 1 марта исключена ст. 3, предусматривающая гарантии защиты жилищных прав детей (в виде контроля органов опеки и попечительства) при сделках с жилыми помещениями, в том числе таких категорий несовершеннолетних, как члены семьи собственников и бывшие члены семьи собственника.

Изменен и п. 2 ст. 292 ГК РФ. Теперь переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по общему правилу прекращает все права пользования жилым помещением членов семьи прежнего собственника.

Задание: Подумайте и ответьте на вопрос: «Расширились ли права несовершеннолетних в связи с новыми изменениями в российском законодательстве?»

Это ты должен знать.

Федеральный закон об ограничении курения табака от 29.06.2001.

Статья № 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет.

Статья № 6 . Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти.

Нарушение положенных статей влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Минздрав России предупреждает: курение вредит вашему здоровью.

Российское право о юридической ответственности несовершеннолетних.

К юридической ответственности могут привлекаться люди с определенного возраста:

— к гражданско-правовой ответственности частично с 14 лет, полностью — с 18 лет;

— к дисциплинарной ответственности — с 16 лет;

— к административной ответственности — также с 16 лет;

— к уголовной ответственности с 16 лет, а в некоторых случаях — с 14 лет.

К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Права несовершеннолетних в области охраны здоровья включают в себя:

— право на диспансерное наблюдение;

— медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

— санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в соответствующих условиях;

— бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности;

— получение информации о состоянии здоровья в доступной форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с законодательством.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития могут по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, содержаться в учреждениях социальной защиты населения с оплатой за счет средств бюджетов, благотворительных организаций, родителей и т. д.

Констатируя, что:

Право ребенка на семью, необходимое для нормального развития ребенка и признанное приоритетным Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Российской Федерации нарушается в массовом порядке. Ситуация становится критической: поток социальных сирот неуклонно нарастает (сейчас выявляется 130 тыс. новых сирот ежегодно, общее число сирот России достигло 750 тыс.), детские сиротские учреждения переполнены. Все это происходит в условиях

снижения детского населения России на миллион детей ежегодно...

— Установленный российским законодательством порядок усыновления по принципу «ребенок для семьи» и порядок информирования о детях-сиротах, живущих в учреждениях, превратил этих детей в заложников существующего законодательства (в результате чего внутрироссийское усыновление достигло неприемлемо низкого уровня, равного усыновлению за рубеж — 4% в год от общего числа 170 тысяч детей, разрешенных к усыновлению)...

Экспертный совет предлагает:

1. В целях совершенствования системы профилактики социального сиротства:

— ускорить принятие законов, обеспечивающих формирование в Российской Федерации ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних и защиты их прав;

— принять законодательные и административные акты, регулирующие исполнение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав координирующих функций, возложенных на них федеральным законодательством, а также акты, регулирующие учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации, детей уязвимых групп;

— внести в законодательство правовую норму «семейного патроната», возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), необходимую для осуществления ранней профилактики семейного неблагополучия, проведения социально-реабилитационных мероприятий, не сопряженных с отобранием ребенка и разрушением семьи;

— организовать выявление и раннюю профилактику семейного и детского неблагополучия во всех учреждениях «территории детства» (школы, детские сады, медицинские учреждения, родильные дома и т. п.).

2. В целях развития усыновления, других форм семейного устройства детей-сирот разработать и принять Федеральную программу постепенного отказа от интернатной системы воспитания, основанную на принципе «семья для ребенка» и включающую следующие первоочередные меры:

— преодоление недопустимой закрытости информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, для чего внести в законодательство изменения, допускающие выбор детей гражданами, получившими право быть усыновителями, непосредственно в детских учреждениях, а также изменения, допускающие (при условии соблюдения конфиденциальности информации о личности ребенка) создание живой внятной информации о детях-сиротах для последующего ее широкого распространения в печатных и электронных СМИ;

административное разделение управления процессами семейного устройства и управления системой детских сиротских учреждений, объективно заинтересованной в самосохранении...;

— внесение в законодательство положений, позволяющих усилить органы опеки и попечительства уполномоченными учреждениями по оказанию услуг, связанных с семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе услуг по поиску, подготовке и сопровождению усыновителей и других замещающих родителей для этих детей...;

— внесение в законодательство положения, устанавливающего понятия «патронатного воспитания» и «семейной воспитательной группы», возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), что позволит организовать работу детских интернатных учреждений и приютов органов социальной защиты по принципу «семейного воспитания»; для многих тысяч старших (старше 7 лет) воспитанников детских учреждений современной России эти формы семейного воспитания являются единственной возможностью покинуть детское учреждение и вырасти в нормальной семье;

— повсеместная реализация регионалоиых программ краткосрочного проживания воспитанников интернатных учреждений в семьях граждан, гостевых визитов, семейного наставничества и других моделей, создающих психологическую привязанность и побуждающих к приему ребенка-сироты на постоянное проживание в семье;

обязательное составление «Плана семейного устройства» для каждого ребенка — воспитанника сиротского учреждения;

— проведение кампаний «социального маркетинга», направленных на вовлечение населения в процессы семейного устройства детей-сирот, реализация программ размещения в СМИ и в Интернете производной информации о детях, подлежащих устройству в семью, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. В целях совершенствования процедур международного усыновления и недопущения его ограничения в ущерб интересам детей, нуждающихся в семейном устройстве:

— ратифицировать Гаагскую конвенцию «О защите детей в области международного усыновления (удочерения)». подписанную Президентом России 7 сентября 2000 г.

4. Для интенсификации семейного устройства особо уязвимой группы детей-инвалидов и тяжело больных детей:

законодательно установить особый режим усыновления для детей-инвалидов (т. е. возможность иностранного усыновления на равных правах с гражданами РФ, максимальная открытость информации о ребенке-инвалиде, нуждающемся в семейном устройстве, регулярный допуск представителей СМИ в психоневрологические интернаты органов социальной защиты и т. п.);

— создать условия для реабилитации и образования ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье (кровной или замещающей), в том числе путем обеспечения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации доступного дошкольного (включая психолого-педагогическую помощь в раннем возрасте) и основного общего образования; создать нормативную и методическую базы интегративного образования; расширить сеть специальных коррекционных классов в системе общего образования;

— включить соответствующие меры в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», определяющий также нормативы затрат на реабилитацию и образование ребенка....

Мини-итоги. Классный руководитель (куратор) внимательно выслушивает все суждения учащихся и обобщает их ответы.

ТВОИ ПРАВА

ТВОИ ПРАВА

(мероприятие для обучающихся 5 - 6 кл.)

Сегодня нашу встречу мы начнем с шуточной игры - разминки. Смысл игры такой я загадываю загадки, а вы отгадываете. (Приложение 1.).

Я думаю, что вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор.

Каждый человек, не достигший 18 лет, является ребенком.

Ты думаешь, что только мама и папа за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет. Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти детские права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.

170 правительств разных стран и народов должны помогать тебе и спасать от всяких бедствий. Об этом они 20 ноября 1989 года подписали специальный документ, который называется «Конвенция прав ребенка». Теперь эти страны обязаны думать о наилучшем соблюдении твоих прав.

А 20-го ноября празднуется Всемирный день ребенка. Специальная международная организация ЮНИСЕФ Детский Фонд ООН помогает детям во всем мире и следит, чтобы их права соблюдались.

Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Самые известные из них - Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). в этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.

Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.

По сравнению с Декларацией (1959г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы:

  1. основные права - на жизнь, на имя;
  2. обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);
  3. свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);
  1. здоровье детей (право на медицинское обслуживание);
  2. образование детей и их культурное развитие;
  3. защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.

Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т.д. все права принадлежат ему в полной мере.

Мальчишки и девчонки,
И мы, взрослые вместе с ними.
С рождения имеем право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
«Я - полноправный страны гражданин!»

Но… все чаще права ребенка нарушаются, растет детская преступность... А случалось ли вам встречаться с нарушением своих прав? (ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам проанализировать несколько ситуаций и ответить на вопросы: нарушаются ли права ребенка? Какие? Кто нарушает? Оцените действия. (Приложение 2.).

(стихи читают дети).

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуюсь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция, Закон.

Перед законом, совестью равны

Живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом.

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава

Работу выбрать – имею право.

Ну а пока я – ученик:

Учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час,

А школе – все внимание.

Использую я право

На образование.

Имеем право мы иметь права,

Но ведь моралью люди связаны.

Поэтому чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

II. Литературно-правовая викторина (Приложение 3.).

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!

ЗАПОМНИ!

Если тебе не исполнилось 18, то ты ребенок. И вот какие у тебя права.

Ты имеешь право свободно выражать своё мнение. Особенно по вопросам, которые касаются тебя. И к нему должны относиться с вниманием. Ты даже можешь выступать в суде, если это необходимо.

Ты можешь создать собственную организацию, например, «кружок почемучек».

Ты имеешь право узнавать о том, что тебя интересует. И тебе в этом должны помогать. Ты имеешь право читать детские журналы и книжки, какие тебе нравятся.

Никто не имеет права заставлять тебя делать то, что ты категорически не хочешь, например, переехать в другой город или поссориться с другом.

Никто, и особенно взрослые, не могут несправедливо наказывать и обижать тебя.

Если вдруг кто-нибудь скажет твоим родителям, что ты плохо учишься, когда у тебя одни пятёрки, это значит, что этот кто-то нарушил закон.

У вас недалеко от дома должна быть школа и детский садик. В школе, детском садике, детской больнице должно быть безопасно и хорошо. Там должны работать умные и добрые люди.

Государство должно обеспечить тебя учебниками, одеждой, едой и жильём.

Ты имеешь право гулять, играть, смотреть мультфильмы, детские передачи, писать стихи, сказки, страшилки, рисовать и так далее. К твоим произведениям должны относиться уважительно и всячески тебя поощрять.

Но не только ты нуждаешься в заботе. Твоя помощь и внимание иногда просто необходимы взрослым. Особенно твоим родителям.

Как вы понимаете, что значит право?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе (по Ожегову С. И.).

А сейчас ответьте на следующие вопросы:

Выберите предложения, в которых говориться о правах.
Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

У каждого ребенка должно быть имя, фамилия и отчество. Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдет в армию.
После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

А что, вы понимаете под словом обязанности?
Обязанность - определенный круг действий, возложенный на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (по Ожегову С. И.)

О предели, что является обязанностью школьника.
Школьник обязан выполнять все требования учителя.
Ученик обязан посещать все занятия по расписанию.
После уроков ежедневно обучающиеся обязаны сделать уборку по всей школе.

Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

Основные требования провозглашенные в Конвенции:
1. Выживание детей
2. Их развитие
3. Защита прав детей
4. Активное участие детей в жизни общества

Такова история создания Конвенции о правах ребенка. И сейчас мы с вами узнаем, какими же правами наделил нас с вами этот документ.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
А государство должно обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.
Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.

Следующее задание:

Выбери только те предложения, которые подходят для вашего дружного класса. (Приложение 4.).

(стихи читают дети).

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.

На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.

О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

В заключение я предлагаю вам высказать свое мнение:

1. Для чего нужна Конвенция?

2. Зачем ребенку знать свои права?

3. Что делать, если ваши права нарушены? (ответы обучающиеся).

Впереди у нас большая работа по претворению в жизнь положений Конвенции о правах ребенка. А сейчас…

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

До новых встреч!


Классный час в игровой форме "права ребёнка" (9-11 классы).

Цель: повторить с учащимися основные возрастные вехи в жизни ребёнка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности.

Условия игры. В ней участвуют две команды. Готовятся карточки с указанными в тексте заданиями.

Игра состоит из трёх частей. Первая часть - разминка. Вторая часть - конкурс на выявление знаний о правовом статусе ребёнка. Вопросы также размещаются на карточках. Затем предлагается решить проблемные ситуации. Третья часть игры - блиц-турнир.

Эксперты - обучающиеся, с которыми предварительно отработали материал, подводят итоги работы.

Ход игры .

Разминка . Командам раздаются карточки с правовыми понятиями и датами, связанные с принятием соответствующих документов. Необходимо дать определения всех понятий и назвать события, связанные с датами. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.

Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. По господствующим в современном мире представлениям, они носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические.

Декларация - документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.

Конвенция - международное соглашение по какому-либо социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Свобода мысли и совести - одно из основных личных прав человека; означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода мысли и совести значительно шире по объему, чем свобода вероисповедания, т.к., во-первых, включает свободу придерживаться и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. Свобода мысли и совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах. В Конституции РФ свобода мысли закреплена в ст. 29, а свобода совести - в ст. 28.

Дискриминация - ограничение или лишение прав людей по национальным, религиозным, политическим или иным мотивам.

Геноцид - уничтожение отдельных групп населения (и целых народов) по расовым, национальным, религиозным, политическим или иным мотивам.

  • 1959 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребёнка.
  • 1989 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребёнка.

Конкурс "Правовой статус ребёнка" . Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребёнка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает два набора карточек: 1) основные возрастные вехи в жизни ребёнка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за пять минут должны соотнести два этих набора карточек. Максимальное количество баллов за этот конкурс - 10 баллов.

  • 1-й набор (8 карточек) - основные возрастные вехи в жизни ребёнка: а) с рождения; б) 6 лет; в) 10 лет; г) 14 лет; д) 15 лет; е) 16 лет; ж) 17 лет; з) 18 лет.
  • 2-й набор (36 карточек) - приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.
  • 1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.

Подлежит первоначальной постановке на воинский учёт (выдаётся приписное свидетельство).

Несёт уголовную ответственность за любые преступления.

Подлежит административной ответственности за правонарушения в любом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, хулиганство) несёт административную ответственность в общем порядке.

Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращённая рабочая неделя -36 часов).

Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

Имеет право управлять мопедом, при езде на дорогах.

Может быть членом кооператива, акционерного общества.

Может быть объявлен в установленном законом порядке полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается трудовой деятельностью.

Имеет право на получение паспорта.

Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия.

Может быть исключён из школы за нарушения.

Подлежит имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).

Может вступать в молодёжные общественные объединения.

Имеет право управлять велосипедом по дорогам при движении на велосипеде.

Допускается поступление на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими.

Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами.

Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.

Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).

Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями.

25. Законом субъекта Федерации было разрешено вступление в брак в виде исключения с учётом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).

Может вступать в детские общественные объединения.

Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

28. Вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Выражает своё мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

Даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей.

Даёт согласие на изменение имени или фамилии.

Вправе заключать мелкие бытовые сделки.

Вправе посещать школу.

Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

Имеет право на имя, отчество и фамилию.

Приобретает право на гражданство.

Конкурс "Правовой выбор" . Командам предлагается сделать правовой выбор в жизненных ситуациях.

1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов.

Каковы ваши дальнейшие действия?

2. Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется пропустить занятие в школе, и вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать нельзя, да и родители могут наказать.

Как вы поступите в данной ситуации?

Конкурс "Блиц" . Каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Конвенция о правах ребёнка принята в 1959 г.? (нет)

Декларация о правах ребёнка провозглашена в 1989 г.? (нет)

Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка? (да)

Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком признаётся лицо, достигшее 16 лет? (нет)

Брачный возраст в РФ наступает с 18 лет? (да)

Право избирать в органы государственной власти гражданин РФ приобретает с 16 лет? (нет)

Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет? (да)

Может ли несовершеннолетний подвергнуться административному аресту? (нет)

Может ли быть несовершеннолетний арестован в случае совершения преступления? (да).

Конкурс "Точка зрения" . Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку (Н.В. Шелгунов, журналист).

"Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это не так. Это самые тяжёлые годы, поскольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже свободу" (И. Кант, философ).

Какая точка зрения вам ближе и почему? На рассуждения даётся 5 минут.

МОУ «Соленоозерная школа»

Классный час

на тему:

«Лучше знать, чем догадываться»

Подготовила

учитель 4 класса

Муйдинова Э.Ф.

Апрель, 2016 год

Классный час о правах и обязанностях ребенка

"Лучше знать, чем догадываться"

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка и способами их реализации.

Ход классного часа

Вводная беседа

Учитель. Скажите, есть такой закон “О правах ребёнка”?,

Ученик 1:

Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Учитель. Как защитить свои вам права?

Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …

– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от словараб . Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

    Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

    120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

    ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов :

  • Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

    Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

    Ученик 2.

    Мальчишки и девчонки,
    И мы вместе с ними
    С рождения имеют право на имя.
    Имеем мы право сказать, как один:
    “Я – полноправный страны гражданин!”

    Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

    Ученик 4.

    Имею я право нормально питаться,
    Учиться, лечиться и развлекаться.
    Расти в своём доме, в полной семье,
    А не на уличной мёрзнуть скамье.

    Ученик 5.

    Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
    Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
    Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

    Ученик 6.

    К ребёнку нельзя относиться небрежно,
    А только с любовь, заботой и нежно.
    Ребёнка нельзя как товар продавать,
    И от учёбы его отрывать.

    Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

    Ученик 8.

    Терпимость и дружба –
    Всеобщее братство,
    Духовная близость –
    Вот это богатство.
    А наши родители и педагоги
    Должны нас направить
    На эти дороги.

    Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

    Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

    Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

    Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

    Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

    А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

    Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

    Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

    – Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

    Заключение

    Учитель. Подведём итоги.

    Вопросы :

      Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

      Какие основные права вам известны?

      В каком международном документе записаны права детей?

      Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

      В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

    Музыкальная викторина: “Скажи, о каком праве говорится в песне?”

      Ничего на свете лучше нету,
      Чем бродить друзьям по белу свету…

      Мы дошкольниками были,
      Мы ходили в детский сад.
      Мы из глины мастерили
      И лошадок и зайчат.
      А теперь, а теперь,
      Открывай нам, школа, дверь!..

      На прививку, третий класс!
      Вы слыхали? Это нас….

      Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
      И съела кузнеца…

      Пусть всегда будет солнце!
      Пусть всегда будет небо!
      Пусть всегда будет мама!
      Пусть всегда буду я!

    Учитель. Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

    Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

    Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

    Классный час

    на тему:

    «Правовая грамотность учащихся»

    Цели:

    • воспитание правовой грамотности учеников
    • научить учеников определять, что такое “можно” в школе, а что такое “нельзя”
    • познакомить детей, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни
    • соотнести права и обязанности детей
    • способствовать осознанию ответственности за свои права
    • сформировать положительное отношение к правам других

    Задачи:

    • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
    • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав

    Организационный момент

    Здравствуйте. Сегодня мы проведу классный час на тему: «Правовая грамотность учащихся»

    Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

    Начинаем классный час,

    Речь пойдёт здесь всё о нас

    Постарайтесь всё понять,

    Что - то новое узнать о правах и обязанностях .

    Ребята, скажите, а есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.

    Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

    Одновременно с ними появились Главные вопросы:

    Что люди могут делать и чего не могут?

    Что они обязаны делать и чего не обязаны?

    На что они имеют право и на что не имеют?

    Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно.

    В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

    Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

    В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

    Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

    В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

    Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

    В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

    Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?

    Кто из вас знает, как называется этот документ?

    Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства обязательство должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру - заботиться о своих маленьких гражданах.

    Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)

    В конвенции так же закреплены обязанности и права детей.

    Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?

    Конвенция - это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер

    В Статье № 1 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

    Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ? (Для защиты прав детей)

    - Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

    (просмотр презентации)

    Задание «Права и обязанности» Определить и закрасить на доске права и обязанности человека Обязанности закрасить красным цветом, а права - зеленым.

    Права

    Жить и воспитываться в семье

    Получить паспорт гражданина РФ

    Работать в свободное от учебы время

    Право на охрану здоровья

    Право на отдых

    Право на охрану здоровья

    Право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду

    Право родителей на заботу о детях и их воспитание

    Право на образование

    Право на имя

    Обязанности

    Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

    Получить основное общее образование (9 классов)

    Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

    Соблюдать правила поведения, установленные в образовательном учреждении, дома и в общественных местах.

    Соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

    Уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;

    Уважать государственные символы Республики;

    Защищать Отечество (воинская служба);

    Задание: «Выделите неверное утверждение среди предложенных»

    ВЕРНО ЛИ, ЧТО:

    1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

    2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?

    3.Права должны соблюдать только взрослые?

    4.Права - это сама жизнь

    5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.

    6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.

    (Просмотр видеоролика)

    Я хочу рассказать вам одну притчу, которая была написана одним мудрецом давным-давно.

    Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.

    — Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?

    — Я убрал его с дороги.

    — Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

    — Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

    — Почему же вы убрали камень?

    — Потому что я — Человек.

    Как вы понимаете эту притчу?

    Рефлекия, синквейн « Конвенция» и «Устав».

    Давайте обобщим ваши представления, связанные с понятиями «Конвенция» и «Устав».

    Учащимся предлагается разделиться на две подгруппы и в течение 3 минут написать синквейны со словами «Конвенция» и «Устав».

    Конвенция о правах ребенка



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх