По праву классный час для школьников. Классный час «Твои права, подросток. Упражнение «Познай людей и самого себя»

Тема: «Твои права, подросток» (дискуссионная беседа-практикум)

Народ, повинующийся законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития.

Ж. Ж. Руссо

Цель:

Воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу.

Ход классного часа.

Ситуация №1 «Какие права подростков закреплены в международных документах?»

Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти детские права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чиста детские проблемы и заботы.

Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Самые известные из них — Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.

В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей, и во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности...» Это словно призыв ко всем: заботьтесь о детях, будьте ответственны по отношению к ним!

Конвенция о правах ребенка — большой документ. В нем 54 статьи. В отличие от Декларации, его подписывают представители государств, и, будучи подписанным, он является обязательным для них. Суть этого международного документа выражается в статье 3: «Во всех действиях в отношении детей... первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению прав ребенка».

В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:

— основные права: на жизнь, имя, гражданство и т. д.;

— призывающие обеспечить детям нормальную семейную жизнь;

— права, призванные обеспечить свободное развитие личности ребенка: право на свободу мнений, свободу совести и т. д.;

— права, сохраняющие детям здоровье и содействующие их физическому развитию;

— права, обеспечивающие нормальное культурное развитие детей, в том числе право на образование;

— права, защищающие детей в необычных, опасных ситуациях на войне, в заключении и т. д.

Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т. д. Все права принадлежат ему в полной мере.

Задание: Подумайте и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие международные документы защищают права детей?

2. К чему призывают эти документы?

3. Какие права ребенка закрепляют эти документы?

4. Почему некоторые права можно назвать «детскими»?

Ситуация № 2 «Кто главные защитники прав подростка?»

Конечно, главными защитниками прав несовершеннолетних являются их родители. Но они не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий главный защитник прав подростков — государство. Оно обязано выделять на нужды образования, культуры, здравоохранения, создания бытовых удобств, на питание детей необходимые денежные средства. В частности, государство обеспечивает уход за детьми, которые лишились родительской опеки. Большую роль в этом играют органы опеки и попечительства.

Эти органы призваны защищать права и интересы несовершеннолетних в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или длительного отсутствия и в других непростых случаях.

Органы местного самоуправления могут эффективно помочь детям в осуществлении их прав. Строительство школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений культуры — первоочередная забота губернаторов, мэров, префектов и других избранных «слуг» народа.

Право подростка на жизнь и воспитание в семье может решаться в судебном порядке как на муниципальном уровне, так и на национальном уровне с помощью международных механизмов. Часть 3 ст. 46 Конституции РФ закрепляет право каждого на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свободы человека (в том числе ребенка и подростка), если исчерпаны все имеющиеся межгосударственные средства правовой защиты. В качестве примера можно привести специализированные детский департамент Гаагского суда (Нидерланды).

Одним из наиболее действенных механизмов защиты прав на международном уровне является Европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека был учрежден в 1959 году в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека.

Задание.

1. Как вы думаете, что входит в функции Европейского суда по правам человека? Какие вопросы он может решать?

2. Кто обязан защищать права детей и подростков на межгосударственном и муниципальном уровне?

3. Как вы думаете, какие права несовершеннолетних закреплены в постановлениях Правительства РФ?

Ситуация № 3. «Как повлияли на права несовершеннолетних новые изменения российского законодательства?»

В настоящее время обсуждаются проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года. № 5487-1 № 319470-3 (внесен Московской городской Думой, принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ № 415-IV ГД от 20.04.2004 г.) и проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 54 Федерального закона от 8 января 1998 года № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» № 319472-3 (внесен Московской городской Думой, принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ № 414-IV ГД от 20.04.2004 г.).

Данные законопроекты вносят изменения в действующее законодательство, касающиеся возраста несовершеннолетних, больных наркоманией, которым может оказываться медицинская помощь без их согласия.

Так, проект № 319470-3 предлагает внести изменения в часть вторую ст. 24 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В новой редакции предлагается закрепить положение о том, что несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. Так, для несовершеннолетних, больных наркоманией, в возрасте от 15 до 16 лет предусматривается обязательное лечение без их согласия. Аналогичные изменения вносятся и в ст. 31, 32, 33,43 и 61 Основ законодательства.

Проект № 319472-3 вносит изменения в пункт 2 ст. 54 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах* от 8.01.1998 г. № З-ФЗ. Предусматривается, что наркологическая помощь несовершеннолетним, больным наркоманией, в возрасте до 16 лет оказывается без их согласия, но с согласия или по просьбе их родителей или законных представителей.

По мнению разработчиков законопроектов, увеличение возраста до 16 лет позволит медицинским работникам охватить группу несовершеннолетних, больных нар команией, которые нуждаются в оказании медицинской помощи, но не подпадают под категорию лиц, для которых предусмотрено обязательное лечение.

В последних изменениях законодательства в области защиты жилищных прав несовершеннолетних все гарантии жилищных прав детей сохраняются в полном объеме для тех несовершеннолетних, которые являются собственниками (в том числе долевыми) недвижимого имущества, с которым совершается сделка. В случае совершения каких-либо сделок с их имуществом требуется соблюдение всех согласовательных процедур в органе опеки и попечительства. Это одно из базисных требований Гражданского кодекса. Оно осталось неизменным и основано на требовании абз. 2 п. 1 ст. 28 ГК РФ (во взаимосвязи с положениями п. 2 и 3 ст. 37 ГК РФ), согласно которому при сделках законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом требуется согласие органов опеки и попечительства.

В январе 2005 года вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 292 ГК РФ, согласно которой «отчуждение жилого помещения, в котором проживают

А) находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения;

Б) оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц, допускается с согласия органа опеки и попечительства».

Ранее же согласие органов опеки и попечительства требовалось во всех случаях, когда сделка совершалась с жилым помещением, в котором проживал (был прописан) несовершеннолетний.

Происходят изменения и жилищного законодательства, связанные с введением с 1 марта 2005 г. нового Жилищного кодекса — прекратили действие некоторые статьи Закона РФ «О приватизации жилищного фонда». В частности, с 1 марта исключена ст. 3, предусматривающая гарантии защиты жилищных прав детей (в виде контроля органов опеки и попечительства) при сделках с жилыми помещениями, в том числе таких категорий несовершеннолетних, как члены семьи собственников и бывшие члены семьи собственника.

Изменен и п. 2 ст. 292 ГК РФ. Теперь переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу по общему правилу прекращает все права пользования жилым помещением членов семьи прежнего собственника.

Задание: Подумайте и ответьте на вопрос: «Расширились ли права несовершеннолетних в связи с новыми изменениями в российском законодательстве?»

Это ты должен знать.

Федеральный закон об ограничении курения табака от 29.06.2001.

Статья № 4. Запрещение розничной продажи табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет.

Статья № 6 . Запрещение курения табака на рабочих местах, в городском транспорте и на воздушном транспорте, в закрытых сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти.

Нарушение положенных статей влечет за собой привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Минздрав России предупреждает: курение вредит вашему здоровью.

Российское право о юридической ответственности несовершеннолетних.

К юридической ответственности могут привлекаться люди с определенного возраста:

— к гражданско-правовой ответственности частично с 14 лет, полностью — с 18 лет;

— к дисциплинарной ответственности — с 16 лет;

— к административной ответственности — также с 16 лет;

— к уголовной ответственности с 16 лет, а в некоторых случаях — с 14 лет.

К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Права несовершеннолетних в области охраны здоровья включают в себя:

— право на диспансерное наблюдение;

— медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

— санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в соответствующих условиях;

— бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности;

— получение информации о состоянии здоровья в доступной форме.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с законодательством.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития могут по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, содержаться в учреждениях социальной защиты населения с оплатой за счет средств бюджетов, благотворительных организаций, родителей и т. д.

Констатируя, что:

Право ребенка на семью, необходимое для нормального развития ребенка и признанное приоритетным Конвенцией о правах ребенка и российским законодательством, в Российской Федерации нарушается в массовом порядке. Ситуация становится критической: поток социальных сирот неуклонно нарастает (сейчас выявляется 130 тыс. новых сирот ежегодно, общее число сирот России достигло 750 тыс.), детские сиротские учреждения переполнены. Все это происходит в условиях

снижения детского населения России на миллион детей ежегодно...

— Установленный российским законодательством порядок усыновления по принципу «ребенок для семьи» и порядок информирования о детях-сиротах, живущих в учреждениях, превратил этих детей в заложников существующего законодательства (в результате чего внутрироссийское усыновление достигло неприемлемо низкого уровня, равного усыновлению за рубеж — 4% в год от общего числа 170 тысяч детей, разрешенных к усыновлению)...

Экспертный совет предлагает:

1. В целях совершенствования системы профилактики социального сиротства:

— ускорить принятие законов, обеспечивающих формирование в Российской Федерации ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних и защиты их прав;

— принять законодательные и административные акты, регулирующие исполнение комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав координирующих функций, возложенных на них федеральным законодательством, а также акты, регулирующие учет семей и детей, находящихся в социально-опасном положении, в трудной жизненной ситуации, детей уязвимых групп;

— внести в законодательство правовую норму «семейного патроната», возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), необходимую для осуществления ранней профилактики семейного неблагополучия, проведения социально-реабилитационных мероприятий, не сопряженных с отобранием ребенка и разрушением семьи;

— организовать выявление и раннюю профилактику семейного и детского неблагополучия во всех учреждениях «территории детства» (школы, детские сады, медицинские учреждения, родильные дома и т. п.).

2. В целях развития усыновления, других форм семейного устройства детей-сирот разработать и принять Федеральную программу постепенного отказа от интернатной системы воспитания, основанную на принципе «семья для ребенка» и включающую следующие первоочередные меры:

— преодоление недопустимой закрытости информации о детях, нуждающихся в семейном устройстве, для чего внести в законодательство изменения, допускающие выбор детей гражданами, получившими право быть усыновителями, непосредственно в детских учреждениях, а также изменения, допускающие (при условии соблюдения конфиденциальности информации о личности ребенка) создание живой внятной информации о детях-сиротах для последующего ее широкого распространения в печатных и электронных СМИ;

административное разделение управления процессами семейного устройства и управления системой детских сиротских учреждений, объективно заинтересованной в самосохранении...;

— внесение в законодательство положений, позволяющих усилить органы опеки и попечительства уполномоченными учреждениями по оказанию услуг, связанных с семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе услуг по поиску, подготовке и сопровождению усыновителей и других замещающих родителей для этих детей...;

— внесение в законодательство положения, устанавливающего понятия «патронатного воспитания» и «семейной воспитательной группы», возможно, в виде одной из форм опеки (попечительства), что позволит организовать работу детских интернатных учреждений и приютов органов социальной защиты по принципу «семейного воспитания»; для многих тысяч старших (старше 7 лет) воспитанников детских учреждений современной России эти формы семейного воспитания являются единственной возможностью покинуть детское учреждение и вырасти в нормальной семье;

— повсеместная реализация регионалоиых программ краткосрочного проживания воспитанников интернатных учреждений в семьях граждан, гостевых визитов, семейного наставничества и других моделей, создающих психологическую привязанность и побуждающих к приему ребенка-сироты на постоянное проживание в семье;

обязательное составление «Плана семейного устройства» для каждого ребенка — воспитанника сиротского учреждения;

— проведение кампаний «социального маркетинга», направленных на вовлечение населения в процессы семейного устройства детей-сирот, реализация программ размещения в СМИ и в Интернете производной информации о детях, подлежащих устройству в семью, из государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

3. В целях совершенствования процедур международного усыновления и недопущения его ограничения в ущерб интересам детей, нуждающихся в семейном устройстве:

— ратифицировать Гаагскую конвенцию «О защите детей в области международного усыновления (удочерения)». подписанную Президентом России 7 сентября 2000 г.

4. Для интенсификации семейного устройства особо уязвимой группы детей-инвалидов и тяжело больных детей:

законодательно установить особый режим усыновления для детей-инвалидов (т. е. возможность иностранного усыновления на равных правах с гражданами РФ, максимальная открытость информации о ребенке-инвалиде, нуждающемся в семейном устройстве, регулярный допуск представителей СМИ в психоневрологические интернаты органов социальной защиты и т. п.);

— создать условия для реабилитации и образования ребенка-инвалида, воспитывающегося в семье (кровной или замещающей), в том числе путем обеспечения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации доступного дошкольного (включая психолого-педагогическую помощь в раннем возрасте) и основного общего образования; создать нормативную и методическую базы интегративного образования; расширить сеть специальных коррекционных классов в системе общего образования;

— включить соответствующие меры в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», определяющий также нормативы затрат на реабилитацию и образование ребенка....

Мини-итоги. Классный руководитель (куратор) внимательно выслушивает все суждения учащихся и обобщает их ответы.

МОУ «Соленоозерная школа»

Классный час

на тему:

«Лучше знать, чем догадываться»

Подготовила

учитель 4 класса

Муйдинова Э.Ф.

Апрель, 2016 год

Классный час о правах и обязанностях ребенка

"Лучше знать, чем догадываться"

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка и способами их реализации.

Ход классного часа

Вводная беседа

Учитель. Скажите, есть такой закон “О правах ребёнка”?,

Ученик 1:

Обязанности и права, ты должен знать
Как дважды – два.
В наш, бурный, XXI век, культурный,
Здравый человек осмыслить должен
Для чего он на Земле живёт давно.
Давай представим, ты растёшь…
Учиться лет с шести пойдёшь
Окончишь, скажем, ты Лицей,
Перед тобою сто путей
И право чем тебе заняться,
Ты сможешь выбрать постараться.
С ребятами спорили мы много раз,
Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Учитель. Как защитить свои вам права?

Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …

– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от словараб . Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

    Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

    120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

    ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов :

  • Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

    Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

    Ученик 2.

    Мальчишки и девчонки,
    И мы вместе с ними
    С рождения имеют право на имя.
    Имеем мы право сказать, как один:
    “Я – полноправный страны гражданин!”

    Ученик 3. Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.

    Ученик 4.

    Имею я право нормально питаться,
    Учиться, лечиться и развлекаться.
    Расти в своём доме, в полной семье,
    А не на уличной мёрзнуть скамье.

    Ученик 5.

    Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
    Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
    Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

    Ученик 6.

    К ребёнку нельзя относиться небрежно,
    А только с любовь, заботой и нежно.
    Ребёнка нельзя как товар продавать,
    И от учёбы его отрывать.

    Ученик 7. Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений. Ребёнок имеет право на образование.

    Ученик 8.

    Терпимость и дружба –
    Всеобщее братство,
    Духовная близость –
    Вот это богатство.
    А наши родители и педагоги
    Должны нас направить
    На эти дороги.

    Ученик 9. Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

    Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

    Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.

    Учитель. Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

    Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

    А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

    Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности? (ответы детей)

    Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

    – Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых.

    Заключение

    Учитель. Подведём итоги.

    Вопросы :

      Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

      Какие основные права вам известны?

      В каком международном документе записаны права детей?

      Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?

      В каких сказках, литературных произведениях нарушались права детей?

    Музыкальная викторина: “Скажи, о каком праве говорится в песне?”

      Ничего на свете лучше нету,
      Чем бродить друзьям по белу свету…

      Мы дошкольниками были,
      Мы ходили в детский сад.
      Мы из глины мастерили
      И лошадок и зайчат.
      А теперь, а теперь,
      Открывай нам, школа, дверь!..

      На прививку, третий класс!
      Вы слыхали? Это нас….

      Но вот пришла лягушка, прожорливое брюшко,
      И съела кузнеца…

      Пусть всегда будет солнце!
      Пусть всегда будет небо!
      Пусть всегда будет мама!
      Пусть всегда буду я!

    Учитель. Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

    Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

    Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

    Классный час для 2 класса «Царство закон, царство беззаконие»

    Цели : дать понятие терминов «закон» и «беззаконие», показать роль закона в обществе (оттенив его ситуацией беззакония); подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей.

    Ход занятия

    I. Введение.

    1. Сообщение темы и задач занятия.

    2. Вводная беседа.

    Целесообразно попросить детей дать свое понимание термина «закон».

    Учитель. К концу занятия мы попытаемся определить, кто из вас был ближе к истине.

    II. Основная часть.

    1. Чтение сказки с периодическими беседами по содержанию.

    Из царства Закон к нам пришло письмо.

    ДЕТЯМ О ЗАКОНЕ

    В этом царстве мудрый и справедливый правитель по имени Закон. Все знают, что если ты виноват, то будешь наказан, даже если ты Первый Министр! Знают, что нельзя просто так человека оклеветать (обсудить значение слова). Каждого из своих подданных защищает Его Величество Закон.

    В царстве есть главная книга, в которой записаны самые главные правила. Все обязаны их соблюдать...

    Как вы думаете, какие законы здесь были? (Если обобщить, то законы должны оберегать жизнь и достоинство каждого человека.)

    С утра до вечера можно слышать, как люди вежливо разговаривают друг с другом, можно видеть милые улыбки на лицах продавцов, водителей автобусов, детей, взрослых, спешащих на работу или с работы. Никто не позволяет себе действовать или вести разговор грубо, унижая достоинство другого человека...

    Нравится ли вам такой порядок?

    Хотелось бы жить в таком государстве?

    Что мешает нам вести себя так же?

    Есть здесь и другой закон, предписывающий беречь и преумножать красоту и порядок в царстве. Наверное, поэтому везде чисто и опрятно. Никто не позволяет себе сорить в подъездах домов, на улицах и в парках. Вдоль тротуаров тянутся ухоженные аллеи цветов и причудливых кустарников. Кстати, многое сделали сами жители в воскресные дни...

    А мы с вами можем сделать класс, школу, пришкольный участок лучше, чище, красивее? Как?

    Как вы думаете, почему в царстве Закон такая хорошая жизнь? (Хорошие справедливые законы, и каждый житель соблюдает закон.)

    Что бывает, если кто-то нарушает закон? А если все жители нарушают закон?

    Жители царства законопослушны, и все, кто посещает страну, удивляются, что в стране царят Мир и Порядок...

    Как вы думаете, люди каких профессий остались без работы или почти без работы? (Милиционеры, судьи, тюремщики...)

    Почему так случилось? (Все жители соблюдают законы.)

    Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Если все будут соблюдать законы, будут законопослушными, в жизни воцарятся мир и порядок и всем будет хорошо.)

    2. Упражнение «Познай людей и самого себя».

    Представьте, что вы оказались в царстве Закон. Подумайте, что вы будете чувствовать:

    Уверенность в своем будущем;

    Опасение за завтрашний день;

    Уверенность, что суд защитит невиновного;

    Уверенность, что преступник будет наказан;

    Опасение за жизнь близких;

    Возможность честно трудиться.

    Какой вывод можно сделать?

    Что же такое «закон»?

    Закон - правило, соблюдение которого обязательно для всех. Соблюдение закона несет благо людям.

    3. Противопоставление понятий «закон» и «беззаконие».

    Приятно ли там находиться, жить? Почему? (Люди были защищены справедливым законом, были счастливы и уверены в будущем.)

    Учитель. Но, увы, в царстве Закон случилось несчастье. Над страной пронесся ураган Беззаконие. Он смеялся над красивой и упорядоченной жизнью царства Закон и хотел все испортить и доказать, что лучше жить в беспорядке (хаосе). Ураган Беззаконие разрушил все на своем пути.

    Главную книгу царства, где были записаны самые справедливые законы, ураганный ветер разорвал в клочья и разметал по всему свету.

    Теперь в государстве, которое превратилось в царство Беззакония (учитель подписывает приставку БЕЗ в промежуток, оставленный в названии темы, и дописывает окончание. Получается - «Царство БезЗакон ие»), люди уже не чувствовали себя защищенными, как раньше. Они жили в постоянной тревоге за своих детей, за свое и их будущее. Здесь больше не было порядка и справедливости Закона. Здесь царствовали Чудо-юдо по прозванию Беззаконие со своими слугами. Оно само не ведало, что творило. Оно не любило людей. Чудо-юдо было ленивым и своенравным.

    Теперь в государстве без закона никто не задумывался над вопросами: «Что можно делать, а что нельзя?».

    К чему это привело?

    Может ли человек осуществлять свои права в царстве Беззаконие?

    В царстве Беззаконие не стало основного закона дороги - правил дорожного движения. Ни одного знака, ни одного светофора, постового...

    Хотели бы вы ездить по таким дорогам? Почему?

    Почему следует выполнять правила дорожного движения"? (Они созданы для нашей безопасности. Этот закон обязателен для всех - пешеходов и водителей.)

    Чудо-юдо по прозванию Беззаконие отменило и закон, который давал право иметь жилище и гарантировал (обеспечивал) его неприкосновенность.

    Как вы думаете, что произошло?

    Вывод: чтобы этого не было, нужен Закон.

    И вот тогда жители царства решили собрать всю свою храбрость и, объединившись, свергли Чудо-юдо Беззаконие и его слуг. Люди вновь зажили счастливо и спокойно.

    Почему люди свергли власть Беззакония?

    4. Упражнение «Познай людей и самого себя».

    Попытайтесь представить: вы оказались в царстве Беззаконие. Подумайте, что вы будете чувствовать:

    Уверенность;

    Опасение за свою жизнь;

    Опасение за жизнь своих близких;

    Защищенность своих прав;

    Боязнь, что любой может нарушить ваши права;

    Стремление говорить правду;

    Опасение, что ваши слова будут поняты неправильно.

    Хотели бы вы жить в царстве Беззаконие?

    Что нужно делать, чтобы наша жизнь не была похожа на жизнь в Беззаконии? (Соблюдать законы, уважать права других.)

    5. Работа с литературными источниками.

    В каких сказках и кто из сказочных героев учинял беззаконие? Кто был «освободителем»?

    Как вариант: учитель сам зачитывает отрывки из произведений, дети угадывают, какой герой совершил правонарушение и в отношении кого.

    III. Подведение итогов.

    Что такое беззаконие?

    Помогает ли отсутствие законов людям?

    Есть ли справедливость там, где нет законов?

    Кто стремится к беззаконию?

    Вывод : отсутствие законов не прибавляет человеку свободы и спокойствия. Чтобы не нарушали твоих прав, следует уважать права других и соблюдать законы.

    Классный час на тему: «Наши права»

    Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка , через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

    Задачи:

      познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей;

      обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

      способствовать формированию уважительного отношения к правам других людей.

    УУД:

    Личностные: положительное отношение к школе; стремление жить в гармонии с одноклассниками; представление о ценностях жизни.

    Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолениюпрепятствий.

    Коммуникативные: уметь договариваться и разрешать конфликты; уметь работать в парах, группе.

    Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Ход занятия:

      Организационный момент.

      Введение в тему занятия:

    (Звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».)

    Начинаем классный час,

    Речь пойдёт сейчас о нас.

    Постарайтесь всё понять,

    Что – то новое узнать

    1-ученик читает:
    По извилистой дорожке
    Шли по миру чьи – то ножки
    Вдаль смотря широкими глазами
    Шел малыш знакомиться с правами.
    2-ученик читает:
    Рядом мама за руку держала
    В путь-дорогу умницу свою сопровождала
    Знать должны и взрослые и дети
    О правах, что защищают их на свете.

      Сообщение темы и цели занятия

    Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о вас, о детях, ваших правах и обязанностях. Вы граждане России и у вас, как и у каждого взрослого человека, есть гражданские права и обязанности.

      Основная часть

    Что же такое права и обязанности? Откуда они взялись, кто их придумал?

    1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и бедной. Здесь были и мужчины, и женщины. Они отличались друг от друга тем, что говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

    2-й ученик. Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

    3-й ученик. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

    1-й ученик. Поэтому они все написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.

    Давайте же с вами определим, что такое права:

    (Слайд) Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать образование, медицинскую помощь, отдыхать.

    Существуют документы, в которых закреплены права ребёнка в нашей стране. Это Конвенция ООН о правах ребёнка и Законодательство Российской Федерации.

    (Слайд) Конвенция ООН защищает права детей всего мира. А так же Конституция нашего государства (Слайд) «Семейном кодексе» (Слайд) , «Гражданском кодексе» (Слайд) , «Трудовом кодексе» (Слайд) , «Уголовном кодексе» (Слайд) , а так же в «Законе об образовании» (Слайд) .

    С некоторыми правами детей мы сегодня с вами познакомимся.

    И какие же права имеют дети..:

    1.Только ты на свет родился, Право первое твое: Получи, чтоб им гордиться Имя личное свое.

    2.Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с Мамой жить и с Папой Пользуйтесь везде ребята.

    3.Есть еще такое право помнить думать и творить и другим свои раздумья, если хочешь подарить.

    4.Я росточком не доволен И пока не так силен, Но не смей мне делать больно Есть у нас такой закон.

    5.Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, То позвать врача на помощь Тоже право детворы.

    6.Подросла, взяла я книжки И пошла уж в третий класс. В школу ходят все детишки - Это право есть у нас.

    7. Я могу свой детский праздник Как и взрослый отмечать. Если я проголодаюсь- Пищу вправе получать.

    10.Будь ты слабым или сильным, Белым, черным все равно Ты родился быть счастливым Это право всем дано.

    Музыкальная заставка «Мои права» Смешарики.

    «Литературно-правовая викторина»

    (на слайде показываются заранее приготовленные вопросы ситуаций и иллюстрации к сказкам)

    1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какие права были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни?»

    (Ответ: право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

    2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

    (Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

    3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным

    (Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок, должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

    4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?

    (Ответ: статья 1 Конвенции. Предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16 .Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию).

    5 ситуация: В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»).

    6 ситуация: Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? («Лубяная избушка»).

    7 ситуация: В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Теремок»).

    Обсуждение ситуации

    Учитель. Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права? (Дети отвечают.)

    Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)

    Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, говорит на другом языке? (Дети отвечают.)

    Разбор ситуаций «Права и обязанности»

    У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека.

    А что же такое обязанности?

    (Слайд) Обязанности – определённый круг действий, обязательный для выполнения. Для ребёнка, это, например, обязанность уважать взрослых.

    А всегда ли мы выполняем свои обязанности? Предлагаю вам разобрать несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

    Сценка 1.

    Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

    Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

      Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

    Сценка 2.

    Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

    Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка» запрещено насилие над детьми.

      Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

    Сценка 3.

    Учитель: Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете истории! Ведь дети ее только что помыли!

    Иванов: А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

      Разъясните Иванову его права и обязанности.

    Сценка 4.

    Учитель: Петров, ты почему на математике бегал по классу?

    Петров: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

      Правильно ли рассуждает Петров?

      Давайте выведем простые правила взаимообщения:

      1. Нужно знать свои права.

        Нужно уважать права других людей.

        Нельзя забывать об обязанностях.

    Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

    АНКЕТА

    1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

    а) Отложу все дела и займусь оформлением

    б) Займусь, когда будет свободное время

    в) Перепоручу другому однокласснику

    2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

    а) Уступлю место

    б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

    в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

    3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

    а) Постараюсь защитить

    б) Попрошу вмешаться прохожих

    в) Пройду мимо

    4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

    а) Постараюсь вернуть владельцу

    б) Передам взрослому

    в) Возьму себе

    Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

    Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

    Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

    Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

    6. Итоги классного часа.

    Слово учителя:

    Наше государство провозглашает равными всех людей перед законом. Человек может реализовать свои права только в том случае, если не будет ущемлять права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

    - А сейчас, слушая песню «Мир ребёнка», раскрасьте шарик, у которого такое же настроение, как у и вас!

    Наш классный час подошел к концу. Спасибо за внимание! Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.

    МКОУ «Цветочненская СШ»

    Классный час в 3-Б классе:

    «Наши права»

    Выполнила

    Уч.нач.кл.

    Богачева Ю. В,

    2015г.

    Классный час

    на тему:

    «Правовая грамотность учащихся»

    Цели:

    • воспитание правовой грамотности учеников
    • научить учеников определять, что такое “можно” в школе, а что такое “нельзя”
    • познакомить детей, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закреплённые в Конвенции о правах ребёнка, научить применять их в жизни
    • соотнести права и обязанности детей
    • способствовать осознанию ответственности за свои права
    • сформировать положительное отношение к правам других

    Задачи:

    • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребёнка
    • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав

    Организационный момент

    Здравствуйте. Сегодня мы проведу классный час на тему: «Правовая грамотность учащихся»

    Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

    Начинаем классный час,

    Речь пойдёт здесь всё о нас

    Постарайтесь всё понять,

    Что - то новое узнать о правах и обязанностях .

    Ребята, скажите, а есть ли у маленьких граждан свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права ребёнка? На эти и другие вопросы мы сегодня с вами постараемся ответить.

    Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

    Одновременно с ними появились Главные вопросы:

    Что люди могут делать и чего не могут?

    Что они обязаны делать и чего не обязаны?

    На что они имеют право и на что не имеют?

    Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, всё можно.

    В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

    Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

    В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

    Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

    В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

    Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

    В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

    Ребята, как вы думаете, есть ли в мире такой документ, который бы закрепил все эти и другие права детей?

    Кто из вас знает, как называется этот документ?

    Однажды ребята нашли в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. В ней говорилось о том, что все государства обязательство должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру - заботиться о своих маленьких гражданах.

    Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)

    В конвенции так же закреплены обязанности и права детей.

    Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?

    Конвенция - это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер

    В Статье № 1 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

    Как вы думаете, для чего был принят этот международный правовой документ? (Для защиты прав детей)

    - Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

    (просмотр презентации)

    Задание «Права и обязанности» Определить и закрасить на доске права и обязанности человека Обязанности закрасить красным цветом, а права - зеленым.

    Права

    Жить и воспитываться в семье

    Получить паспорт гражданина РФ

    Работать в свободное от учебы время

    Право на охрану здоровья

    Право на отдых

    Право на охрану здоровья

    Право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду

    Право родителей на заботу о детях и их воспитание

    Право на образование

    Право на имя

    Обязанности

    Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

    Получить основное общее образование (9 классов)

    Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

    Соблюдать правила поведения, установленные в образовательном учреждении, дома и в общественных местах.

    Соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

    Уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;

    Уважать государственные символы Республики;

    Защищать Отечество (воинская служба);

    Задание: «Выделите неверное утверждение среди предложенных»

    ВЕРНО ЛИ, ЧТО:

    1.Права - это то, что принадлежит каждому с самого рождения?

    2.Права человека должны соблюдаться всегда и везде?

    3.Права должны соблюдать только взрослые?

    4.Права - это сама жизнь

    5.Каждый человек выбирает соблюдать права или нет.

    6.Мы должны соблюдать права других и бороться за соблюдение своих прав.

    (Просмотр видеоролика)

    Я хочу рассказать вам одну притчу, которая была написана одним мудрецом давным-давно.

    Вечерело. По дороге шли два путника — отец и сын. Посреди дороги лежал камень, отец не заметил камень, споткнулся, ушиб ногу. Ему стало больно. Кряхтя, он обошел камень и, взяв за руку ребенка, пошел дальше. На второй день отец с сыном шли по той же дороге обратно. Отец забыл о камне, опять не заметил его, споткнулся и ушиб ногу. На третий день отец и сын снова шли по той же дороге. До камня было еще далеко. Отец сказал сыну: «Смотри внимательно, сынок, надо обойти камень». Отец с сыном замедлили шаг, но камня уже не было. На обочине сидел седой старик.

    — Дедушка, — сказал мальчик, — вы не видели здесь камень?

    — Я убрал его с дороги.

    — Что, вы тоже споткнулись и ушибли ногу.

    — Нет, я не споткнулся и не ушиб ногу.

    — Почему же вы убрали камень?

    — Потому что я — Человек.

    Как вы понимаете эту притчу?

    Рефлекия, синквейн « Конвенция» и «Устав».

    Давайте обобщим ваши представления, связанные с понятиями «Конвенция» и «Устав».

    Учащимся предлагается разделиться на две подгруппы и в течение 3 минут написать синквейны со словами «Конвенция» и «Устав».

    Конвенция о правах ребенка



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх