Похороны на какой день. Почему принято хоронить людей лишь на третий день после смерти

Узнайте, почему хоронят на 3 день после смерти и какие традиции и суеверия связаны с этой датой. Третий день - один из поминальных дней, как и девятый, сороковой, год и иногда полгода.

В статье:

Почему хоронят на 3 день после смерти - погребальные традиции

Из-за духовного соотношения между Христом и человеческой душой подходящим для похорон считается третий день. Именно на третий день после смерти окончательно обрываются все связи души с телом. Нематериальная составляющая человека уходит в Небесное Царство в сопровождении . Днем раньше и в день смерти душа еще находится в мире живых. Она не должна видеть свои похороны - это большой стресс для недавно почившего человека.

Кроме этого, третий день после смерти отождествляется с Троицей. Третий день - всегда поминальный. Поминки, как правило, проводятся после захоронения тела человека. Третины таким образом совмещены с днем похорон. Подсчитать их наступление математически, прибавляя тройку, нельзя. Так, например, для человека, умершего 18 января, третины наступят не 21, а 20 января.

Священники утверждают, что хоронить раньше 3 дня нельзя. Душа еще привязана к телу, и ей некуда будет отправиться, если захоронить его раньше. Только на третий день она отправится смотреть небеса вместе со своим ангелом. Связь души и мертвого тела обрывать нельзя, для этого существует естественный процесс, предусмотренный Богом. Кроме этого, далеко не сразу она может свыкнуться с отсутствием физического тела столь быстро. Обычно для этого хватает три дня.

Хоронить позже, например, на 4 или 5 после смерти день допускается. Церковь не возражает против таких задержек - ситуации бывают разными. Далеко живущим родственникам может быть сложно добраться в короткий промежуток времени, не всегда удается провести полноценную подготовку к похоронной церемонии - причин отложить похороны на несколько дней может быть множество. Поминки в таком случае тоже переносятся - их проводят после похорон. А вот молитвы и заказ службы в церкви отменяться не могут.

Третий день после смерти и его значение в христианстве

Местонахождение души умершего и ее путь в посмертии известен православным христианам благодаря откровениям Святого Макария Александрийского . По его словам было записано состояние душ с первого по сороковой день посмертия. Дальнейший путь усопшего зависит от вердикта, который будет вынесен на Небесном Суде. Кроме этого, многие верят в реинкарнацию, но она с православной традицией не имеет ничего общего.

Итак, после смерти душа отделяется от тела. День смерти считается первым днем посмертия. Даже если человек умер за несколько минут до полуночи, считать дни после смерти нужно от той даты, которая имеется на календаре. Первый и второй день его дух бродит по миру живых в сопровождении ангела-хранителя. Он посещает любимые места, смотрит на дорогих и близких людей. По словам Святого, душа почившего навещает также место смерти и гроб со своим телом.

На третий день после смерти душа возносится на небо вместе с ангелом-хранителем. Там она впервые видит Бога. Визит к его престолу на поклон будет совершен трижды - на третий, девятый и сороковой дни. После третьего дня душа отправляется смотреть Рай. Но это не навсегда, Суд произойдет только на сороковой день. А до него каждая душа увидит и Ад, а также пройдет испытания, которые укажут на его уровень духовности и степень греховности. Их называют мытарствами души .

Поэтому три дня после смерти - важный период и для почившего, и для его живых родственников. В это время дух его готовится к испытаниям, а также смотрит на Рай, чтобы на девятый день снова явиться на поклон к Господу. Что могут сделать родственники, чтобы облегчить его участь? Соблюдение традиций и обычаев вроде поминок, молитв и церковных служб поможет умершему снискать благословение и попасть в Рай.

Почему же именно третий день? Известно, что Иисус Христос на третий день после распятия воскрес. Подобным образом происходит и воскрешение каждого человека, но не в мире людей, а на небесах. Третий день после смерти называется третинами.

По книге Еноха , вход в Рай был закрыт после грехопадения Адама и Евы. На страже райского сада стоит ангел-херувим , которому дано указание свыше – не пропускать никого. Все, как грешники, так и праведники, могут попасть только в ад. Исключением в этом правиле стал только Енох. Однако церковь не признает этот источник, и в православной традиции принято считать, что как минимум с третьего по девятый день все усопшие находятся в Раю.

Принято считать, что отмолить можно любую душу. Именно поэтому, даже если вы уверены, что ваш близкий человек был заядлым грешником, нужно продолжать молиться за его душу, снисхождение на Небесном Суде и допуск в Рай.

Три дня после смерти - как поминать в этот день

В третий, как и в девятый и сороковой дни обязательно следует заказывать панихиду . Пусть в церкви идет служба за упокой души погибшего. Это поможет ей пройти все испытания загробного мира, а также получить оправдательный приговор на Небесном Суде. Кроме этого, следует читать молитвы в храме и дома, а также ставить свечки за упокой души. Желательно раздать милостыню нищим на кладбище и возле церкви.

Поминки на третий день обычно происходят после похорон - именно в этот день полагается предавать земле тела усопших. Приглашать на них полагается всех, кто присутствовал на похоронах. Традиционно все гости отправляются поминать усопшего сразу с кладбища. Если поход в церковь планируется после похорон, тогда приглашенные отправляются на поминки оттуда.

Перед началом застолья читается молитва «Отче наш». Затем подается кутья - традиционное обрядовое блюдо из пшеницы или риса с добавлением меда, сахара или варенья. В кутью на третий день дозволяется добавить изюм. Ее подают первой, и она же должна стать первым блюдом для каждого присутствующего. Если вы не любите кутью, нужно съесть хотя бы три ложки.

Поминальная трапеза не должна быть роскошной, чревоугодие - большой грех. Если родственники почившего будут предаваться греху, поминая его, это в плохом смысле отразится на его загробной жизни. На столе обязательно должны присутствовать блюда из рыбы, а также компот или кисель. Не должно быть алкогольных напитков, как на поминках, так и на кладбище в качестве подношения усопшему.

Полагается раздавать сладкое и выпечку гостям, соседям и незнакомым людям после похорон или поминок, чтобы они помянули усопшего. Если после траурной трапезы остались продукты и блюда, их нужно раздать нищим в качестве подаяния. Выбрасывать их в любом случае нельзя, это грех.

В целом, каждому человеку рано или поздно приходится столкнуться с необходимостью хоронить родных и близких людей. Поэтому любому пригодится информация о том, как правильно соблюдать православные традиции в отношении поминальных дней. После смерти человека его родственники способны помочь только таким способом. Соблюдайте традиции, молитесь, заказывайте молебны - и, скорее всего, душа вашего родственника попадет в Рай.

Как бы нам того не хотелось, но людям суждено умирать. Поэтому хлопоты с похоронами рано или поздно затронуть каждого. Важно знать, как подготовиться к этому дню, а главное - когда отправлять в последний путь умершего.

© DepositPhotos

Сегодня редакция «Так Просто!» расскажет тебе, почему принято хоронить умершего именно на 3-й день после смерти. А также об остальных днях, которые необходимо учитывать с точки зрения христианства.

© DepositPhotos

Когда хоронят людей

По православным канонам принято хоронить умершего на третий день после смерти. Почему третий день? В пятницу Христос умер, в воскресение воскрес. Отсюда и 3 дня. Дальше по христианскому учению до третьего дня душа находится на земле, а вот с 3-го по 9-й день ей показывают загробный мир.

© DepositPhotos

Как утверждают святые отцы - в течении 3-х дней душа умершего находится возле его тела. Если мы похороним тело, то ей некуда отправиться. В этот период между телом и душой еще сохраняется взаимосвязь, которую ни в коем случае нельзя обрывать. Душа в последние три дня должна находится дома, среди близких людей.

А вот с 9-го дня для души умершего начинается самый тяжелый период. Она идет по мытарствам, где познает все свои грехи. В период с 9-го по 40-й день близким рекомендуют молиться за умершего. На 40-й день душа предстает перед Страшным Судом, где определяется, куда она попадет. Желательно на 3-й, 9-й и 40-й дни заказывать панихиду .

После смерти человека и до 9-го дня родне умершего нужно воздержаться от веселья. Даже если в этот период запланированы свадьба или крестины, то их лучше отложить.

Post Views: 248

Похороны у многих людей вызывают чувства страха и тревоги. И это не удивительно. Ведь в этом обряде прощания с умершим есть не только печальное, но и что-то загадочное, и даже мистическое. Сведущие люди утверждают, что одно неловкое движение во время проведения ритуала может обречь душу умершего на вечные страдания, а также накликать беду на живых. Так ли это на самом деле – неизвестно. Но в любом случае каждый должен знать, что необходимо делать на похоронах. И, главное, как это сделать правильно, чтобы в будущем не списывать свои проблемы и неудачи на совершенные в тот момент ошибки.

Для чего проводят похороны?

Обряд прощания с умершим издавна проводится во всем мире. Он призван выразить дань уважения и почтения людям, которых постигала смерть. Несмотря на значительные отличия между похоронными ритуалами разных культур и вероисповеданий, все они считаются священными и сохраняют главный принцип: родственники, близкие и знакомые усопшего собираются все вместе, чтобы навсегда распрощаться с ним и провести в последний путь.

Также похороны несут мощный информационный посыл. Они напоминают присутствующим, что их существование на земле недолговечно, и рано или поздно смерть придет за каждым. Это заставляет многих серьезно задуматься о своей жизни и пересмотреть свои взгляды.

Таким образом, этот обряд является важной частью нашей культуры и настоящим напутствием к правильной жизни.

Православные похороны

Православная церковь смотрит на смерть, как на переход из земной жизни в вечную. И чтобы попасть на небеса человек должен пройти специальную подготовку. Подготовка эта состоит из нескольких этапов:

  1. Соборование. Перед смертью священник должен провести таинство соборования.
  2. Отпущение грехов. Умирающий человек должен исповедаться церковнослужителю в своих грехах и попросить прощение у Бога и близких.
  3. Причастие. Священник обязательно причащает умирающего перед смертью.
  4. Чтение канона. Священнослужитель должен прочесть умирающему молебное напутствие перед смертью. Также это сделать могут родственники или близкие.
  5. Омовение и переодевание. После того, как умирающий испустил дух, его обязательно нужно омыть чистой водой и насухо вытереть, чтобы он предстал пред Богом чистым. Также покойного одевают в нарядную одежду и укрывают саваном.
  6. Заупокойная лития. За 1-1,5 часа до выноса гроба из дома священнослужитель окропляет гроб и тело святой водой и проводит заупокойную службу с каждением.
  7. Отпевание. Перед погребением священник зачитывает ряд молитв и песнопений. Только после выполнения всех этих этапов, считается, что покойный сможет обрести вечную жизнь в мире ином.

Похоронные правила

Во время подготовки тела, погребения и в определенный период после похорон действует ряд правил, нарушение которых, по мнению православной церкви, чревато тяжелыми последствиями. Вот некоторые из них:

  1. Похороны лучше проводить на третий день после смерти человека.
  2. Нельзя хоронить умерших в воскресенье и на Новый год.
  3. Сразу после смерти все зеркала в доме необходимо занавесить, а часы – остановить. В таком состоянии они должны находиться 40 дней.
  4. Ни на минуту нельзя оставлять усопшего одного в комнате.
  5. Запрещено выносить покойного из дома до полудня и после захода солнца.
  6. Не советуют участвовать в обряде беременным женщинам и детям.
  7. С момента кончины и до погребения родные умершего должны непрерывно читать Псалтырь.
  8. Омывать тело покойного можно только в светлое время суток.
  9. Беременные женщины и те, у которых идет менструальное кровотечение, не могут омывать усопшего.
  10. Погребальная одежда должна быть нарядной и светлой, саван – белым. Если умерла незамужняя девушка, ее одевают в свадебное платье.
  11. В доме, где умер человек, до окончания похорон должна гореть свеча или лампадка. В качестве подсвечника лучше использовать стакан с пшеницей.
  12. Нельзя стирать, подметать и сметать пыль, если в доме покойник.
  13. Не рекомендуется нахождение животных в одной комнате с гробом.
  14. В присутствии покойного здороваются не голосом, а кивком головы.
  15. Глаза и рот умершего должны быть закрыты. С этой целью нижнюю челюсть подвязывают платком, а на глаза кладут монеты.
  16. На лоб усопшего укладывается венчик, длинная бумажная или тканевая полоса с молитвами и образами святых.
  17. Обязательно необходимо надеть на покойного нательный крестик.
  18. Вместе с телом в гроб укладываются все его личные вещи: протезы, очки, часы и пр.
  19. Руки усопшего нужно сложить на груди крестом. Причем правую положить поверх левой.
  20. Ноги и руки умершего должны быть связанными. Перед погребением завязки снимаются и укладываются в гроб.
  21. Под голову, плечи и ноги покойного в гробу нужно уложить подушечки из ваты.
  22. Головы умерших женщин должны быть покрыты косынкой. Также всем присутствующим на похоронах женщинам необходимо иметь головной убор.
  23. Запрещено класть в гроб живые цветы, только искусственные или засушенные.
  24. Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами и сопровождают церковным песнопением.
  25. Вынося гроб из дома, необходимо проговаривать: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрыть в доме или в квартире находящихся там людей.
  26. После выноса гроба необходимо помыть все полы.
  27. Кровные родственники не могут нести гроб и крышку.
  28. С начала ритуала и до момента погребения в левой руке покойного должен находиться крест, а на груди – икона, уложенная ликом к телу. Женщинам на грудь укладывается образ Божьей Матери, мужчинам – образ Христа-Спасителя.
  29. Обходить гроб с усопшим можно только у головы, поклонившись ему при этом.
  30. Во время отпевания вокруг гроба должны стоять 4 зажженные свечи: у головы, у ног и по рукам.
  31. Похоронному шествию следует идти в строгой последовательности: крест, икона Христа-Спасителя, священник со свечой и кадилом, гроб с умершим, родственники, другие участники с цветами и венками.
  32. Каждый, кто встретит похоронную процессию должен перекреститься. Мужчины дополнительно обязаны снять головной убор.
  33. Прощаясь с покойным, необходимо поцеловать венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
  34. Все участвующие в траурной процессии должны бросить в могилу горсть земли.
  35. В день погребения нельзя посещать могилки других родственников или знакомых.
  36. Не рекомендуется смотреть на гроб с умершим из окон дома или квартиры.
  37. После похорон родные усопшего должны одарить присутствующих пирогами, конфетами и носовыми платочками.
  38. Стулья, на которых стоял гроб, в течение суток нужно ставить ножками вверх.
  39. На поминках из спиртного подается только водка. Пить ее нужно не чокаясь.
  40. Во время поминок для умершего наливают рюмку водки и накрывают ее ломтем хлеба. После поминок рюмка с хлебом стоит еще 40 дней.
  41. На поминальном столе обязательно должна присутствовать кутя. С нее и начинается поминальный обед.
  42. Перед тем как войти в свой дом после похорон необходимо почистить обувь и подержать руки над огнем свечи.
  43. После похорон в течение суток нельзя ходить по гостям.
  44. На следующее утро после погребения родственники и близкие должны отнести на могилу завтрак.
  45. В течение недели со дня смерти из дома покойного нельзя ничего выносить. Вещи умершего можно раздавать не ранее, чем через 40 дней после погребения.
  46. 6 недель после похорон в доме, где жил умерший, на подоконнике должен стоять стакан воды и тарелка с едой.
  47. На могилах юношей и девушек у головы рекомендуют садить калину.
  48. Об умершем человеке можно говорить только хорошо.
  49. За усопшим нельзя сильно плакать и убиваться.

Приметы и суеверия

С похоронами связано множество примет и суеверий. Все они призваны защитить родных, близких и знакомых, которые пришли проститься с умершим, и разъяснить им, как правильно себя вести во время обряда, чтобы не навести на себя порчу. Самыми распространенными из них являются следующие убеждения:

  • Если во время похорон глаза покойного откроются, то тот, на кого упадет его взор, уйдет на тот свет следом.
  • Если подержаться за ноги умершего, уйдет страх перед ним.
  • Если положить под покойника вербу, освященную в церкви в Вербное Воскресенье, она будет отгонять нечисть.
  • Если пшеницей, которая использовалась со стаканом в качестве подсвечника на похоронах, накормить птицу, она умрет.
  • Если перейти дорогу похоронному шествию, можно серьезно заболеть.
  • Если поводить по опухоли всеми пальцами правой руки усопшего, при этом читая «Отче Наш» 3 раза и сплевывая после каждого раза через левое плечо, можно полностью от нее излечиться.
  • Если, увидев покойника в гробу, коснуться себя, то в месте касания может развиться опухоль.
  • Если в гроб попадут чужие вещи и будут погребены вместе с телом, то с владельцами этих вещей случится беда.
  • Если вместе с усопшим закопать фотографию живого человека, этот человек может заболеть и умереть.
  • Если беременная женщина будет присутствовать на похоронах, то родит больного ребенка.
  • Если наступить на полотенце, которое священники во время проведения ритуала кладут возле гроба, то можно заболеть.
  • Если выпить воду из стакана для умершего или съесть его еду, последует значительное ухудшение здоровья.
  • Если по улице кто-то умер и до его похорон посадить огородину, урожая не будет.
  • Если похороны отложить на неделю и более, умерший заберет с собой кого-то из родственников.
  • Если по соседству кто-то умер, нужно заменить питьевую воду, которая стояла в посуде или в бутылках, чтобы не болеть.
  • Если разлить в доме воду, которой омывали покойника, живущие в этом доме могут умереть.
  • Если во время выноса гроба с умершим из дома задеть порог или косяк, его душа может вернуться в дом и принести беду.
  • Если на 40 день после смерти не устроить поминки, душа усопшего будет маяться.
  • Если спать, когда по улице несут гроб, можно пойти на тот свет за покойным.
  • Если ноги умершего теплые, зовет кого-то за собой.

Магические обряды с покойниками

Несмотря на то, что время ведьм и колдунов осталось далеко позади, некоторые все еще практикуют черные ритуалы. И похороны для них по-прежнему остаются излюбленным событием. Они непременно воспользуются возможность, чтобы выполнить магический обряд или раздобыть для него необходимые реквизиты.

Во время обряда прощания и погребения эти люди могут делать такие действия:

  • лечь на место, где умер человек;
  • попросить простынь, на которой лежал покойник;
  • украсть завязки с рук и ног умершего;
  • сколоть губы покойного иголками и потом незаметно забрать их;
  • подменить личные вещи усопшего;
  • пересыпать себе зерно из подсвечника;
  • забрать воду или мыло, которыми проводилось омовение умершего;
  • выходить за гробом спиной вперед;
  • стоя возле гроба с усопшим, завязывать на тряпках узлы;
  • брать землю с могилы и складывать ее себе за пазуху;
  • обсыпать кого-то из присутствующих солью;
  • подкладывать в гроб чужие вещи;
  • закапывать в могилу вещи или предметы;
  • забрать рюмку с водкой умершего или воду с подоконника и пр.

Все эти действия направлены на то, что связать живых людей с умершими и обречь их на болезни и смерть. Поэтому нужно внимательно относиться к посторонним на похоронах, не допускать чужих людей к гробу и в корне пресекать подозрительные манипуляции и воровство.

Также необходимо знать, что если во время ухода за могилой были обнаружены закопанные предметы, их необходимо обязательно сжечь. При этом дотрагиваться до них голыми руками запрещено!

Как вести себя на похоронах

Сегодня похоронами заведуют ритуальные агенты. Они точно знают все правила проведения обряда и всегда вовремя подсказывают присутствующим, как себя вести и что нужно делать.

Что касается остального: примет и магических обрядов, то здесь все зависит от вас. Вы принимаете решение: придерживаться советов или нет, избегать подозрительных личностей на похоронах или не обращать ни на кого внимание. Но в любом случае во время похорон необходимо вести себя сдержанно и осторожно, а к умершему испытывать только положительные чувства.

Пусть подобные события обходят вас стороной и не дают повода для страхов и сомнений. Будьте здоровы!

Мы так привыкли к тому, что похороны совершают на третий день, что малейшее изменение этого обычая вызывает множество вопросов. Но исследование этого вопроса приводит нас к неожиданным выводам.

Конечно, у нас нет церковных или государственных установлений, которые бы регламентировали порядок и сроки похорон. Нет такой регламентации и в общехристианских установлениях. Поэтому мы можем воспользоваться имеющимися указаниями на смерть в летописях и иных источниках. Некоторые сведения мы можем почерпнуть из воспоминаний западных путешественников, которые описывали обычаи московитов. Но, даже если указывается день смерти, лишь в нескольких случаях мы имеем сведения о времени самих похорон. За период ХI-ХVII вв. их чуть более сорока. Появление этой даты было связано с некоей задержкой похорон, связанной с перемещением тела, смутой, или иными обстоятельствами. Иногда дата похорон выделялась для придания повествованию большей подробности. Но даже из весьма ограниченного материала можно сделать определенные выводы. В большинстве случае похороны проходили в ближайшее время после времени смерти, в течение дня, или на следующий день после смерти.

В остальных случаях удлинение времени до предания земле связаны с перемещением усопших к месту своего захоронения. Хотя известны и другие причины переноса похорон. В 1473 г. похороны князя Юрия Васильевича были отложены из-за отсутствия в Москве великокняжеской семьи. Юрий Васильевич умер 12 сентября, в субботу. Великий князь вернулся в Москву 16 сентября, в среду. В тот же день, немедленно по приезду великого князя, состоялось погребение. В 1175 г. тело Андрея Боголюбского было на следующий день после убийства положено в церковь, где оно лежало два дня и две ночи, так как смута в городе не позволяла произвести погребение.

«И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго ждали старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так? Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши тело его, в церковь внесли и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе». (Повесть об убиении Андрея Боголюбского).

В традиции Киево-Печерского монастыря важным считалось скорое погребение усопшего. Так Феодосий Печерский рано утром 3 мая 1074 г., перед самой своей смертью, счел необходимым указать братии монастыря: «В ночь похороните тело мое», что и было исполнено монахами. А в Патерике этого монастыря есть несколько рассказов о чудесах, связанные со временем похорон. Первый рассказ говорит об Афанасии Затворнике. Сам Афанасий был монахом строгой жизни, но он заболел и умер. Тело его омыли, приготовили к погребению, но так как он был очень беден, то монахи в небрежении не похоронили его, оставив лежать в кельи. Так усопший и пролежал два дня без погребения. Ночью игумену обители было явление — он слышал голос, который говорил: «Человек Божий Афанасий два дня лежит непогребенным, а ты об этом не заботишься». Как только наступило утро, игумен с братиею поспешили к умершему, чтобы исправить свою оплошность и совершить его погребение, но вдруг увидели его воскресшим.

В другом рассказе, о преподобном Марке пещернике рассказывается о двух случаях, когда этот святой подвижник не успевал сделать место для погребения усопших братий монастыря в день их смерти. В первом случае могила была столь узкой и нерасширенной, что не позволяла ни поправить одежды на усопшем, ни возлить елей. Тогда Марк сказал мертвому: «Так как тесна могила эта, брат, окропись сам: возьми елей и возлей на себя». Мертвый же, приподнявшись немного, протянул руку, взял елей и возлил себе крестообразно на грудь и на лицо, потом отдал сосуд и перед всеми сам оправил на себе одежды, лег и снова умер. В следующий раз тот же монах Марк, не успевая закончить своей работы, попросил мертвого воскреснуть и прожить еще сутки.

Потом другой брат, после долгой болезни, умер. Некто из друзей его отер тело губкой и пошел в пещеру посмотреть могилу, где будет лежать тело друга его, и спросил он о ней блаженного. Преподобный же Марк ответил ему: «Брат, пойди, скажи брату: «Подожди до завтра, я выкопаю тебе могилу, тогда и отойдешь от жизни на покой». Пришедший же брат сказал ему: «Отче Марко, я уже губкой отер мертвое тело его, кому мне велишь говорить?» Марк же опять сказал: «Видишь, могила не докончена. И как велю тебе, иди и скажи умершему: «Говорит тебе грешный Марко: брат, поживи еще этот день, а завтра отойдешь к возлюбленному Господу нашему. Когда я приготовлю место, куда положить тебя, то пришлю за тобой».

Послушался пришедший брат преподобного, и когда пришел в монастырь, то нашел братию совершающей обычное пение над умершим. Он же, став пред мертвым, сказал: «Говорит тебе Марко, что не приготовлена еще для тебя могила, брат, подожди до завтра». Удивились все словам таким. Но только что произнес их пред всеми пришедший брат, тотчас мертвый открыл глаза и душа его возвратилась в него, весь тот день и всю ночь пробыл он с открытыми глазами, но никому ничего не говорил.

На другой день тот брат, который ходил к Марку, пошел в пещеру, чтобы узнать, готово ли место. Блаженный же сказал ему: «Пойди и скажи умершему: «Говорит тебе Марко — оставь эту временную жизнь и перейди в вечную, вот уже место готово для принятия тела твоего, предай Богу дух свой, а тело твое положено будет здесь, в пещере, со святыми отцами». Пришел брат, сказал все это ожившему, и тот пред всеми, пришедшими посетить его, тотчас сомкнул глаза и испустил дух. И положили его честно, в предназначенном ему месте в пещере. И дивились все такому чуду: как по одному слову блаженного ожил мертвец и по повелению его снова преставился.

Сходный сюжет находим в «Слове о князьях» — произведении второй половины XII века. Согласно этому тексту, после смерти князя Давыда Святославича его перенесли в построенную им церковь Бориса и Глеба. Отпел епископ князя, а гроб ему еще не был готов. Сказал тогда епископ: «Уже солнце заходит, — завтра похороним его». Услышав эти слова, сидящие у князя вышли и, вернувшись назад в церковь, поведали епископу: «Солнце не заходит, но во едином месте стоит». Подивился епископ и восхвалил Бога. Когда камень сровняли и положили князя в гроб, — тогда солнце зашло.

Как мы можем увидеть, данные чудеса совершаются для того, чтобы соблюсти суточный срок между смертью и погребением. При этом сам срок воспринимается как некая норма и случаи длительного разрыва между смертью и похоронами воспринимаются как отступления от данной нормы. Остается задать вопроса, на чем же могла базироваться данная норма. Надо сказать, что быстрые похороны присущи различным религиозным традициям. В этом сказывалось как архаичная боязнь смерти и мертвого человека, так и меры элементарной предосторожности, особенно в жарких странах, где тело усопшего достаточно быстро начинало разлагаться. Но для христианина есть тот образец, который задает ориентир в жизни верующего — это земная жизнь Иисуса Христа. Смерть Господа на Кресте является ключевым событием мировой истории и ориентация на него может быть прослежена во многих произведениях как общехристианской, так и древнерусской литературы. Захоронение тела Христа состоялось в соответствии с требованиями иудейской религии, в день его смерти, т. е. менее чем через сутки. Возможно, что именно ориентацией на этот значимый образец вызвано восприятие краткого, в течение суток, срока погребения, как нормы.
Творцом новой традиции трехдневного срока между смертью и погребением является Петр Первый. 28 января 1704 г. вышел указ императора о порядке погребения умерших. В нем говорилось:

«Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению».

Данный указ предписывает не погребать усопших прежде третьего дня. При этом требуется нахождение тела усопшего во время промежутка до похорон в храме. Как видно, Петр I законодательно вводит новую норму, отходя от предыдущего обычая, погребать тело в течение суток после смерти. В самом указе никак не объясняются причины его появления. Но можно говорить, что царь не стремился соблюсти традиции русского Православия. Цель у этого указа была иная. Возможно, что выяснить причины этой новации Петра I помогут более поздние этапы законотворчества. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных» — первом уголовном кодексе Российской империи, подписанном императором Николаем I в 1845 году в статье 1081 трехдневный срок между смертью и похоронами также вводится как обязательный. Текст статьи разъясняет причину столь жесткой регламентации срока похорон. Если человек будет похоронен раньше трехдневного срока и: «… впоследствии окажется, что похороненный таким образом человек находился в летаргическом сне или в припадке оцепенения, принятом за смерть, и умер от преждевременного погребения, то виновный в сем приговаривается...» и дальше приводиться перечень наказаний.

Объяснением нормы погребения на третий день является опасение похоронить человека еще живого. Думается, что плодотворно будет сравнить этот факт с наблюдениями французского исследователя Филиппа Арьеса. Он отмечает, что уже со второй половины XVII века, а особенно в XVIII — первой половине XIX века на западе Европы умами овладевает, по его определению, «всеобщая паника», «страх быть похороненным заживо, очнуться от долгого сна на дне могилы». В обществе начинает распространяться множество историй об оживших покойниках. Эти страхи проникли и в Россию. Известно, что страх быть похороненным заживо преследовал Н.В. Гоголя. «Мнимая смерть» как литературный мотив используется в таких широко известных и вроде бы далеких от нашей темы произведениях, как сказка «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и другие. Летаргия стала «общим местом» культуры.

Приведенный выше текст «Уложения о наказаниях» позволяет утверждать, что именно эта фобия, охватившая всю Европу, стала причиной жесткой регламентации срока похорон в российском законодательстве середины XIX века. Срок в три дня восходил, безусловно, к приведенному выше Указу Петра I от 28 января 1704 г. Но не исключено, что и сам этот указ был вызван теми же причинами. А трехдневный срок до похорон преследовал цель наглядно увидеть, что человек умер. К третьему дню необратимые изменения тела усопшего будут уже явно видны. И именно этот факт неопровержимо указывает на действительную смерть. И здесь указ Петра I почти на столетие опередил появления моргов, специальных хранилищ, где тела усопших оставались вплоть до начала разложения. Так церковь выполняла не только функции современных ЗАГСов, но и моргов.

Тем не менее, к концу XIX века страхи мнимой смерти сошли на нет, но процесс сакрализации трехдневного срока похорон зашел так далеко, что он стал общепринятой нормой.

Православные похороны – это подготовка к погребению, само погребение и поминовение усопшего по канонам русской православной церкви.

Земная жизнь в христианстве понимается как преуготовление к воскресению и жизни вечной, в которой будет пребывать душа и тело, которому после воскресения предстоит восстать нетленным. Поэтому смерть – это сон тела или успение на церковно-славянском языке. Умерший человек понимается как усопший, то есть, уснувший. Тело засыпает и покоится, а душа отправляется навстречу Богу. Отсюда слово «покойник» - человек, пребывающий в покое после треволнений земной жизни. Тело и душа человека воскреснут, поэтому нужно обеспечить ему достойное погребение.

Православные традиции и обычаи при похоронах

Следствием такого отношения к телу усопшего являются православно-христианские традиции погребения и поминовения. Краткое описание того, как проводят православные похороны, на какой день проводят православные похороны и каковы православные традиции погребального обряда, дано ниже.

Правила православных похорон

Правила православных похорон – это соблюдение канонических этапов православного обряда. Обязательно нужно использовать обрядовые предметы для православных похорон, предписанные каноном.

  • омовение
  • облачение
  • уложение в гроб
  • крест, саван, икона
  • заупокойные молитвы по усопшему – панихиды
  • заупокойная лития
  • отпевание
  • погребение
  • поминовение (поминки)

Этапы православного погребального обряда

Омовение

Омовение – это обряд очищения. Тело почившего предстает пред Господом чистым и непорочным.

Облачение

Покойного облекают в чистые одежды, надевают на него крест, накрывают белым саваном, окропляют святой водою, полагают в гроб, который располагают головой к иконам.

Положение во гроб

Глаза покойного закрыть, уста сомкнуть, руки с вложенной иконой или крестом расположить крестообразно.

Похоронное бдение

До выноса тела совершают заупокойные молитвы по усопшему – панихиды. Начать нужно после положения облаченного тела на стол, затем в церкви. Перед выносом тела читается заупокойная лития.

Отпевание в храме

Отпевание оканчивается заупокойной литией.

Погребение

При опускании в землю священнослужитель читает литию, затем осыпает землей саван почившего, после чего на гроб накладывается крышка. В случае если священнослужителя нет на похоронах, в церкви отправляется чин предания земле, а провожающим передают землю, которую они посыпят на тело перед тем, как закрыть гроб.

После закрытия гроба и опускания его в землю священнослужитель поливает гроб елеем, посыпает его пеплом и зернами пшеницы, затем землей. Прощающиеся бросают в могилу горсть земли. Предание тела земле символизирует надежду на воскресение –тело прорастет как зерно, брошенное в землю.

Надмогильный крест

Во главе могилы водружается крест во исповедание веры в Господа, на кресте смерть победившего и позвавшего всех живущих идти его путем.

Срок погребения

3-й день после смерти.

Поминки

Это обряд вспоминания человека и его добрых дел, а также моления об упокоении его души. Поминки проводятся трижды: в день погребения на 3-й день после смерти, на 9-й (девятины) и на 40-й (сороковины).

Поминки в день погребения

Устраивают сразу после погребения во вспоминание о Воскресении Христа на день третий после его казни. Первые два дня после кончины душа усопшего пребывает на земле и ведет разговор с собой, родными и близкими.

На поминальную трапезу приглашаются все, кто провожал покойного на кладбище, а также те, кто не смог на них прийти. Перед началом поминок родственник покойного становится перед образами с горящей лампадой и читает 17-ю кафизму Псалтыря, после чего все читают молитву «Отче наш». Приступая к трапезе, все осеняют себя крестным знамением. В ходе поминания говорят об усопшем.

Меню поминального стола

Первым блюдом идет кутья – месиво из цельных зёрен риса (или пшеницы), изюма и мёда. Зёрна – символ Воскресения (тело усопшего прорастет как зерно). Кутью освящают в храме на панихиде. Это блюдо ест каждый участник ритуала. Кроме кутьи едят блины и пьют кисель и сыто (вода с мёдом). В пост поминальная трапеза постная, в мясоед скоромная.

Девятины

Эти поминки отправляются во славу ангелов, которые просят Господа помиловать почившего. На девятый день после упокоения душа усопшего предстает перед Господом на поклонение, поэтому обряд и молитвы 9-го дня помогают душе пройти это испытание достойно. На девятины служится панихида, а на трапезу зовутся близкие почившего. После второго поминовения с 9-го до 40-го дня душа покойного попадает в ад и осознает грехи содеянные.

Сороковины

Проводятся во славу вознесения Господня на 40-й день после Воскресения. В этот день решается участь усопшего, которого Господь судит по делам земным и достижениям души, после чего назначает ему место по заслугам в ожидании Страшного Суда. Усопший поминается в этот день для того, чтобы душа его предстала перед Господом и получила обетованное блаженство на небесах. Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

Цель сороковин – постараться загладить грехи почившего.

После сороковин почивший поминается в дни рождения, смерти и именин.

Отношение православной церкви к кремации

Православная церковь отрицательно относится к кремации, поскольку телу после воскресения предстоит восстать перед Господом нетленным, и погребение тела в землю выражает для христиан надежду на воскресение. Именно поэтому христианская церковь приняла и хранит обычай не уничтожать тело (сжигать), а зарывать его в землю – как зерно сеют в землю, чтобы оно ожило и взошло. Кремацию церковь допускает только в тех случаях, когда иного выхода нет. Благословение на кремацию нужно получить у священника, описав обстоятельства дела. Урну с прахом после кремации в церковь приносить для отпевания не благословляется. Если человека кремируют, для него возможно заказать только сокращённый чин отпевания - заочное отпевание.



Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх